Противоречивыми - и трагическими, и исполненными веры раздумьями о судьбе русского народа и его будущем наполнена и поэма Некрасова «Железная дорога» . Она имеет сложную композицию: рассказ о строительстве железной дороги предваряет эпиграф, отражающий не суть авторской позиции, а ту точку зрения, с которой и спорит автор своей поэмой. Эпиграф передает разговор отца и сына. На вопрос ребенка, кто построил железную дорогу, отец-генерал отвечает: «Граф Клейнмихель».
Рассказчик не сразу включается в спор, точнее, заметим, что как такового спора в поэме нет: есть две несовпадающие точки зрения - рассказчика и генерала, но рассказчик не стремится доказать свою правоту генералу. Его рассказ, его слова обращены к мальчику, ребенку. Но начинается рассказ не сразу. Первая главка поэмы - описание «славной осени». Природа, описанная здесь, лишена ярких красок или роскошной красоты. Это - обычный для средней полосы России неброский осенний пейзаж, в сущности, совершенно непоэтичный: кочки и болота, красоту и поэзию которым может придать только «сияние лунное». Описывая эту неброскую природу, автор стремится подчеркнуть не невидимую обычному взгляду красоту, а свойственное ей ощущение покоя. Природа умиротворяет и человека: не вдохновенные гимны красоте мира вызывает она, а гораздо более прозаическое желание - отдохнуть душой и телом, выспаться:
Около леса, как в мягкой постели,
Выспаться можно - покой и простор!
«Нет безобразья в природе!», «Славная осень!» - эти слова передают пафос первой части. Но лунный свет, заливающий Россию, открывает и иную жизнь - человеческую. Сном-видением предстают перед рассказчиком и его маленьким слушателем тысячи погибших строителей дороги, «толпа мертвецов», страшный хор, пропевший о труде и гибели. Местоимение «мы» еще более подчеркивает всеобщность безысходных судеб:
Мы надрывались под зноем, под холодом,
С вечно согнутой спиной,
Жили в землянках, боролися с голодом,
Мерзли и мокли, болели цынгой.
Грабили нас грамотеи-десятники,
Секло начальство, давила нужда...
Все претерпели мы, божии ратники,
Мирные дети труда!..
В хор погибших строителей включается голос рассказчика, проводящего маленького Ваню по всем кругах ада. В своем «показе» строительства дороги рассказчик подчеркивает трагическую сторону строительства дороги. Пафос рассказа - судьба истинных строителей, вызвавших к жизни «дебри бесплодные» и обретших «гроб себе». Но цель рассказчика - не только «показать при лунном сиянии правду»: он выступает и как учитель жизни, внушающий мальчику необходимые ему для жизни истины, прежде всего, мысль о человеческом братстве:
Не ужасайся их пения дикого!
С Волхова, с матушки Волги, с Оки
С разных концов государства великого -
Это все братья твои - мужики!
Исследователи обратили внимание на то, как тщательно отбирал Некрасов географические названия, стремясь в этом перечне представить всю Россию, весь русский народ назвать строителем этой железной дороги. Не случайно не дается и конкретное название дороги - рассказ получает широкое обобщение. Но повествователь не только стремится вызвать в душе генеральского сына сочувствие к крестьянской доле - в маленьком Ване он видит человека, от которого тоже зависит будущее страны. Поэтому в его обращении - и добрый совет: «Эту привычку к труду благородную / Нам бы не худо с тобой перенять», и слова-размышления о будущем России, внушающие мальчику веру в лучшее будущее страны:
Да не робей за отчизну любезную…
Вынес достаточно русский народ,
Вынес и эту дорогу железную -
Вынесет все, что Господь ни пошлет!
Вынесет все - и широкую, ясную
Грудью дорогу проложит себе.
Жаль только - жить в эту пору прекрасную
Уж не придется - ни мне, ни тебе.
Характерно акцентирование в этих строфах слова «вынес», «вынесет». Оно имеет переносный смысл - «вытерпел». Но автор не случайно избегает слова «вытерпел». Именно «вынес» - как богатырь на своих плечах, вынес всю тяжесть жизни и труда. Образ народа-богатыря, строителя, созидателя, «Божьего ратника» возникает и в словах: «Вынесет все - и широкую, ясную грудью дорогу проложит себе». Слово «дорога» в этих двух строфах имеет и прямое, и переносное значение, выступая метафорой жизни. Дорога железная и дорога-жизнь соотнесены автором. Железная дорога осмысляется и как этап жизни русского народа, и как символ его жизни, нынешней и будущей. Говоря о том, что народ «проложит» себе дорогу-жизнь, автор, несомненно, хочет подчеркнуть трудность и трагизм этого великого дела, которое потребует немало новых жертв - жизней. Кроме того, проложить дорогу можно только в нехоженых местах, на новом месте. Тем самым автор указывает и на то, что созидание новой жизни - это и великий труд, и поиск новых путей, отказ от привычной жизни. И на этот богатырский подвиг есть у народа силы. Но автор не спешит с оптимистическими утверждениями: счастье, по его мнению, не увидит даже юное поколение. И последняя, завершающая главка, вполне объясняет неверие автора в возможность быстрых перемен: не одно поколение пройдет, прежде чем народ избавится от терпеливой покорности.
Важно отметить, что рассказанная история строительства железной дороги предстает как один из эпизодов жизни не только России, но и всего человечества. Те законы, которые определяют жизнь русских бедняков, - осмысляются как вековечные законы человечества. Не случайно «показ» правды о строительстве дороги начинается с вступления-обобщения:
В мире есть царь: этот царь беспощаден,
Голод названье ему.
Водит он армии; в море судами
Правит; в артели сгоняет людей,
Ходит за плугом, стоит за плечами
Каменотесцев, ткачей.
Широкое обобщение возникает и далее в поэме. Отрицая право бедняков называться «строителями» Ватикана и Колизея, собора святого Стефана, генерал, в сущности, выражает позицию бесчисленных единомышленников - живущих во всех уголках мира и во все эпохи. Мысль о великой несправедливости - о забвении истинных созидателей, творцов ценностей во многом определяет замысел поэмы.
Рассказывая историю строительства железной дороги, автор не только восстанавливает справедливость. Финальная главка поэмы вносит еще одну драматическую ноту: истинные строители и сами не понимают великую ценность своего труда. Последняя часть поэмы, рисующая «отрадную картину» - прощение строителей, «задолжавших» лабазнику, и их награждение бочкой вина, - еще более усиливает трагизм нарисованной картины. Сколько горькой правды в описании мужиков, узнавших, что они не только ничего не получат за свой труд, но даже остались должны: «Может, и есть тут теперича лишку, / Да вот поди ты!..» - махнули рукой». Синекдоха, передающая единство слов и жестов, подчеркивает единство характеров и судеб. Нажившийся на строительстве лабазник да впрягшиеся вместо лошади в повозку купчины мужики, везущие «благодетеля», простившего «недоимку» и подарившего вина, - поистине страшный символ России. Голод-царь, бесконечное терпение и беззащитность народа, его неумение отстоять свои права - все это не позволяет автору рисовать подлинно отрадные картины или мечтать о скором изменении народной судьбы.
Произведение Николая Алексеевича Некрасова 1864 года отражает насущные проблемы царской России, описывает бедственное положение крестьян и использование их труда в тяжелых работах. Стихотворение посвящается детям, а в самом эпиграфе перед произведением с иронией говорится о роли П. А. Клейнмихеля в строительстве. «Железная дорога» Некрасова на потеряла социальную остроту и сегодня, поэтому Многомудрый Литрекон всем советует обратиться к оригинальному тексту стихотворения.
Произведение посвящено строительству первой железной дороги в России. Соответствующий указ был издан Николаем I в 1842 году. Она должна была соединить Москву и Петербург. Работы под руководством графа П. А. Клейнмихеля были завершены в рекордно короткие сроки — в 1852 году.
Стихотворение Н. А. Некрасова «Железная дорога» появилось в журнале «Современник» в 1864 году. Произведение стало ключевым в гражданской лирике того времени. Поэта интересовало в большей степени не то, какие блага принесла новая дорога его отечеству, но то, какой ценой это строительство далось россиянам.
Произведение представляет собой диалог между генералом и его сыном, Ванечкой, а также рассказчиком-автором, который возражает «папаше» по поводу того, что дорога строилась в хороших условиях.
Жанр, направление, размер
Стихотворение «Железная дорога» относится к гражданской лирике. Оно написано дактилем, в нем используется мужская и женская рифма, с перекрестным способом рифмовки (abab).
Направление данного стихотворения – реализм. Повествование ритмично, как будто созвучно перестукиванию колес уходящего вдаль поезда. Мы видим перед собой реальную жизнь сотен тысяч крестьян, которым по причине жуткой бедности приходилось трудиться в поте лица, зарабатывая при этом копейки и по непонятной причине оказываясь в долгу перед начальством.
Данное стихотворение относится к немногим произведениям XIX века с социальной направленностью, где о жизни простого народа рассказано с сочувствием.
Образы и символы
Первым и самым главным образом данного произведения является железная дорога. Она стала причиной невыразимой боли русского народа, заставила страдать ни в чем не повинных людей. Сотни мертвецов восстают и идут вслед за поездом, в котором едут генерал и Ванечка вместе с рассказчиком.
Образ несчастного белоруса является собирательным образом крестьянина, чья жизнь была обречена на муки и страшную смерть в землянках. Автора восхищает привычка русского мужика к труду, он уважает работу простого народа. Первые три главы посвящены тому, как обстояли дела при строительстве дороги на самом деле.
Когда же барин просит показать «светлую сторону», то автор не отказывается, а, напротив, с удовольствием и иронией демонстрирует, как лабазник отмерил рабочим бочку вина и простил недоимку. Купец выступает в образе «благодетеля», который на самом деле люто ненавидит народ и пользуется своей властью, эксплуатируя невежественных и беспомощных людей.
Темы и настроение
- Стихотворение передает нам тяжелые страдания рабочих строительстве в России 19 века, демонстрирует бессовестное поведение чиновников, показывает жестокую эксплуатацию народа. Это и есть основная тема произведения . Общество того времени — медаль с двумя сторонами, на которых изображены русские люди, но с одной стороны простые крестьяне, а с другой – элита. Эти стороны противоположны и никогда не пересекаются, как будто народ живет в одной плоскости, а его хозяева – на другой. Это социальное расслоение тяготило Некрасова, и не зря, ведь оно и стало главной причиной революции 1917 года.
- Настроение стихотворения, в целом, смешанное: ужас смерти и гнета, непосильного труда перекликаются с итогом работы – готовой железной дорогой, по которой теперь бегают поезда, но мало кто знает подлинную историю данного строительства, истинную цену, которую русскому человеку пришлось за него заплатить.
- Также очевидна тема социального неравенства . Мы видим перед собой два противоположных класса – рабочие и крестьяне против господ. Им никогда не понять друг друга, потому что они не могут поменяться местами. Ванечка родился с серебряной ложкой во рту, его будущее – такое же положительное, как мнение его отца о строительстве железной дороги. А вот крестьянские дети обречены на безрадостную и нищую жизнь, тяжкий труд и раннюю смерть. И этого никак не изменить, пока общественный строй остается таким же непроницаемым для перемен.
- Кроме того, поэт затрагивает тему бегства от реальности . Элита скрывается от реалий жизни народа за иллюзиями о том, что те или иные действия совершаются магическим образом. Рассказчик призывает читателя помнить о том, что большая и долгая работа никогда не дается так легко, как описывает генерал. Нужно приложить огромные усилия, чтобы достичь желаемого результата.
Проблемы
Проблематика произведения богата и насыщенна.
- Судьба народа. Эта основная проблема раскрывается через описание бедствий, через которые приходится пройти обычному человеку, чтобы заработать на хлеб. При этом его еще и обманут в конце, так и не дав платы за его труд.
- Бесправие. Людям некуда пожаловаться, негде найти управу на купцов и чиновников, которые расхищают средства, выделенные на строительство.
- Коррупция. Правительство предусмотрело достойную оплату труда рабочих, но исполнители и местные подрядчики разворовали эти средства, оставив людей ни с чем.
- Историческая память. Люди охотно помнят и чтят громкие имена и точные даты, но начисто забывают о тех, чьими усилиями генералы и другие чиновники добились результата.
- Невежество и рабство народа. Строители дороги не знали, как защитить свои права, и вскоре забыли об обмане, получив вино. Их состояние только подкрепляет тиранию господ и провоцирует новые злоупотребления властью, ведь люди не выражают недовольства, их все устраивает.
Основная идея
Произведение «Железная дорога» явственно показывает, что творцами всего великого как на Руси, так и в Европе являются простые мужики. Это и есть главная мысль произведения. Тем не менее, все почести и заслуги достаются и приписываются помещикам, подрядчикам, господам, которые жестоко обращаются с рабочими, эксплуатируют их и обманывают, приписывая несуществующие долги.
Читатель, по мнению поэта, должен понимать, что на самом деле без труда простого мужика не было бы создано многое из того, что окружает нас в повседневной жизни. Смысл авторского предостережения заключается в том, что если мы забудем о том, кому на самом деле мы обязаны строительством той же самой железной дороги, то предадим самих себя и свою сущность.
Средства художественной выразительности
Среди тропов и выразительных средств можно выделить сравнения («около леса, как в мягкой постели, выспаться можно», «лед. .. словно как тающий сахар лежит», «листья. .желты и свежи лежат, как ковер», «. .. почтенный лабазник, толстый, присадистый, красный, как медь»), эпитеты («славная осень», «здоровый, ядреный воздух»), гиперболы («труд этот, Ваня, был страшно громаден»), олицетворение («свисток оглушительный взвизгнул»), метонимия («а по бокам-то все косточки русские»), обобщения («немец уж рельсы кладет», «видишь, стоит, изможден лихорадкою, высокорослый, больной белорус»), метафоры («чудо искусства», «скопище пьяниц»).
Таким образом, перед нами предстает картина бесправного крестьянского труда, где, находясь под гнетом крепостного права, простым мужикам приходится гнуть спины, чтобы построить дорогу на радость своим господам. Хотя помещики и находятся в выигрышном положении, получая себе все лавры и заслуги, заработанные их подчиненными, на самом деле они предстают перед нами как низкие, подлые люди, недостойные того, чтобы остаться в веках, недостойные считаться истинными благодетелями. Гораздо больше для процветания нашей Родины сделали русские мужики, рабочие и крестьяне, память о которых мы должны по велению автора сохранить в своих сердцах и пронести через века.
Николай Алексеевич Некрасов - великий русский поэт XIX века. Он продолжал литературные традиции поэтов-декабристов, А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова. Некрасов возглавил новый этап русской поэзии, связанный с демократическим движением 60-70-х годов, воспел народную жизнь, посвятил свое творчество борьбе за свободу и счастье народа. «Я лиру посвятил народу своему», - сказал о себе поэт. Его лира пробуждала в народе веру в лучшее будущее, призывая к борьбе за свободу.
Стихотворение «Железная дорога», написанное в 1864 году, - одно из самых социально насыщенных произведений Некрасова. В нем поэт откликнулся на послереформенные явления в жизни страны. В то время новым и очень доходным делом было строительство железных дорог. Важные правительственные чиновники поручали строить их купцам-подрядчикам, получая от них большие взятки. Но на строительстве железных дорог бесчеловечно, нещадно эксплуатировался труд рабочих людей - вчерашних мужиков, выгнанных голодом из деревень на заработки, нищих,
разоренных реформой крестьян, которые еще тесно связаны с деревней, но постепенно превращаются в пролетариат.
В стихотворении нет отдельных героев и сюжета. Есть картины народной жизни, создающие широкую социальную панораму и объединенные одной темой. Поэт гневно возмущается теми ужасными условиями, в которых находился народ, тем, что считается, что дорогу построил начальник строительства граф Клейнмихель - царский ставленник и казнокрад, а не народ - оборванные мужики, согнанные на строительство «чугунки» голодом. Толпы призраков-мертвецов, окружающие несущийся поезд, - это жертвы непосильной работы и лишений при постройке дороги. Но их труд не пропал даром: они создали великолепное сооружение, и поэт прославляет народ-труженик:
И научись мужика уважать.
Но у крестьянства есть и отрицательные стороны. Например, покорность судьбе. Автор осуждает народ, который смирился со своим положением и не решается на открытый протест. Однако поэт настроен оптимистически и верит в то, что активность крестьян пробудится, твердо уверен в том, что трудолюбивый русский народ не только проложит железные дороги, но и создаст в будущем «пору прекрасную». В самые тяжелые годы разгрома освободительного движения поэт писал:
Да не робей за отчизну любезную...
Вынес достаточно русский народ,
Вынес и эту дорогу железную -
Вынесет все, что Господь ни пошлет!
Грудью проложит дорогу себе.
Эти строки звучали призывом к продолжению борьбы. Молодые революционеры зачитывались этими стихами и души их рвались в бой за русский народ.
В своем произведении Некрасов затронул актуальную для тех лет проблему - роль капитализма в развитии России. Публицистическая направленность стихотворения сочетается с художественным изображением картин непосильного труда рабочих, поэтическое обобщение - с глубоким лиризмом, поэтическое изображение русской осени и природы - с идейной направленностью.
Образы в «Железной дороге» наглядны и реалистически беспощадны. Народ изображен правдиво - таким, каков он есть в Действительности. Поэт не просто обращается в своем произведении к многострадальному русскому трудовому народу, он сливается с народным сознанием. В борьбе за место в жизни человек у Некрасова выступает не как одиночка, противопоставленный обществу, а как полноправный представитель народных масс.
С детства наблюдая «зрелище бедствий народных», являясь свидетелем обид, несправедливости и притеснений крепостных мужиков, великий русский поэт Н. А, Некрасов в зрелом возрасте стал певцом народа, его защитником. Он прославлял народное терпение и выносливость, трудолюбие и высокие нравственные качества.
Среди множества испытаний, через которые пришлось пройти простым людям, одними из самых страшных были нужда и голод.
В мире есть царь: этот царь беспощаден,
Голод названье ему.
Водит он армии; в море судами
Правит; в артели сгоняет людей,
Ходит за плугом, стоит за плечами
Каменотесцев, ткачей.
Это слова из стихотворения Н. А. Некрасова «Железная дорога», которое рассказывает нам о горестях и «радостях» строителей железной дороги между Москвой и Петербургом.
Скрученные нуждой, эти люди за каждый заработанный здесь грош платили непомерной ценой своего здоровья и даже жизни.
С вечно согнутой спиной,
Мерзли и мокли, болели цингой.
В этом стихотворении Н. А. Некрасов воспевает народный труд, прославляет «привычку к труду благородную».
Мне кажется, что железная дорога является символом судьбы всего трудового крестьянства во времена крепостного права, судьбы обиженного несправедливостью и притеснениями простого народа, сумевшего своим трудом и терпением не только «вынести все, что Господь ни пошлет», но и построить новый светлый мир своей мечты: без господ и крепостных, нищеты и голода, бесправия и незащищенности.
Вынесет все - и широкую, ясную
Грудью дорогу проложит себе.
Жаль только - жить в эту пору прекрасную
Уж не придется - ни мне, ни тебе.
Поэт Н. А. Некрасов был очень близок к простому народу, хотя сам был из семьи помещиков. Живя в деревне, он часто общался с крестьянами, наблюдал деревенский быт, изучал народное творчество. Трудовая жизнь, полная лишений, была знакома поэту не понаслышке. Именно поэтому цель своего творчества Некрасов определил так: «Я призван воспеть твои страдания, терпеньем изумляющий народ». В стихотворении «Железная дорога» поэт со всей силой своего таланта прославляет труд простых русских тружеников. Стихотворение начинается с разговора между мальчиком Ваней и его отцом, генералом. Они едут в поезде и мальчик спрашивает, кто же построил железную дорогу. На что папаша отвечает, что построил ее граф Клейнмихель. Мальчик засыпает, и видит он удивительный сон. Снится ему, что вдоль дороги стоит толпа мертвецов. Это - рабочие, погибшие от непосильного труда на строительстве железной дороги.
Мы надрывались под зноем, под холодом,
С вечно погнутой спиной,
Жили в землянках, боролися с голодом,
Мерзли и мокли, болели цингой,
- говорят они мальчику.
Вид у них изможденный, руки покрыты язвами и нарывами, ноги опухли от постоянного стояния в холодной воде. Нелегко доставался им кусок хлеба, с потом и кровью. Мальчик понимает, на чьих костях в буквальном смысле построена железная дорога.
Рабочие в его сне до сих пор не могут разогнуть свои спины, механически долбят они замерзшую землю.
Эту привычку к труду благородную
Нам бы не худо с тобой перенять,
Благослови же работу народную
И научись мужика уважать,
- требует поэт признания заслуг великих тружеников.
Но вот оборван сон. И генерал яростно возражает против точки зрения Вани и соседа по купе, отрицая очевидное - именно на костях простого люда построена железная дорога. Ведь только благодаря их неутомимому труду едут они сейчас в поезде.
Некрасов же верит в счастливое будущее. Пусть не сегодня, пусть завтра, но проложит народ себе грудью «широкую, ясную дорогу». А выносливость и трудолюбие русского народа-созидателя должно быть прославлено в веках, являться примером для потомков.
«Железная дорога» Некрасов
«Железная дорога» анализ произведения — тема, идея, жанр, сюжет, композиция, герои, проблематика и другие вопросы раскрыты в этой статье.
История создания
Стихотворение «Железная дорога» написано Некрасовым в 1864 году и напечатано в журнале «Современник». Николаевская железная дорога строилась с 1942 по 1952 гг. и позволила проделать путь, на который раньше тратилась целая неделя, за сутки. Николай I издал указ о строительстве первой железной дороги Москва-Петербург своеобразно: он прочертил дорогу на карте под линейку, по лесам и болотам. Цена такого проекта - человеческие жертвы и работа в невозможных условиях.
Строительством руководил Клейнмихель, который к моменту написания стихотворения был снят с должности за жестокость. Тема постройки железной дороги была актуальна и в 1964 г., при Александре II, строившем железные дороги силами освобождённых в 1861 г. от крепостного права рабочих и крестьян.
Литературное направление, жанр
Некрасов считается певцом гражданской лирики, поэтом реалистического направления. В целом стихотворение носит обличительный характер и действительно является образцом гражданской лирики. Но его первая часть - прекрасное лирическое стихотворение.
Тема, основная мысль и композиция
Стихотворение состоит из 4 частей. Они объединены сюжетом, образом лирического героя-рассказчика и его соседей по вагону: генерала с сыном Ваней, чей диалог о строителе дороги является эпиграфом.
Первая часть - описание осенней русской природы, которую рассказчик видит из окна поезда. В природе нет безобразья, она совершенна.
Вторая часть контрастирует с первой. Это монолог рассказчика, проявляющий несовершенство общества. Ване рисуется картина страданий строителей железной дороги - русского народа. Рассказчик описывает сонм бедняков, умерших при строительстве, так что впечатлительный мальчик даже робеет. Основная мысль содержится в последних трёх строфах: нужно уважать трудолюбивый народ, потому что он многое вынес и благодаря этой выносливости придёт к счастливому будущему. Некрасов точно подмечает менталитет народа, способного веками терпеть страдания. Сегодня фраза «Жаль только - жить в эту пору прекрасную Уж не придётся - ни мне, ни тебе» приобрела ироническое значение «никогда», которое Некрасов в свои стихи не вкладывал.
Третья часть - это возражения отца-генерала. По его мнению, народ, склонный к пьянству, не способен создать ничего великого, а может только разрушать. Папаша предлагает показать Ване светлую сторону.
В четвёртой части рассказчик сообщает Ване, что после строительства дороги наградой рабочим была бочка вина и прощение недоимки, которую насчитали каждому хитрые подрядчики.
Размер и рифмовка
Стихотворение написано четырёхстопным дактилем в первой части, который в остальных частях чередуется с трёхстопным с укороченной последней стопой. Этот ритм лучше всего передаёт стук колёс поезда. Чередование женской и мужской рифмы в первой строфе, описывающей природу, сменяется чередованием дактилической и мужской в одних строфах и женской и мужской в других. Рифмовка в стихотворении перекрёстная.
Тропы и образы
Первая часть написана в лучших традициях пейзажной лирики. Природу характеризуют эпитеты славная осень, здоровый, ядрёный воздух, лёд неокрепший, речка студёная, ясные, тихие дни . Некрасов пользуется яркими сравнениями: лёд похож на тающий сахар, в листьях можно выспаться, как в постели.
Для описания голода как первопричины народных несчастий Некрасов использует олицетворение. Слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами контрастируют со страшной картиной смерти: дороженька, столбики, Ванечка - и косточки русские . Истинное мастерство проявил Некрасов, описывая портреты несчастных. Невозможно забыть высокорослого, больного белоруса. Особенно трогательна такая деталь: даже после смерти привидение белоруса механически долбит мёрзлую землю лопатою. Привычка к труду доведена у народа до автоматизма. Вторая часть заканчивается символическим образом широкой ясной дороги и прекрасной поры.
В третьей части, монологе генерала, почти нет тропов. Речь генерала ясна, однозначна и лишена образов, в ней преобладает логика. Только эпитет светлая сторона неконкретен, чем спешит воспользоваться рассказчик.
В четвёртой части, сохраняя краткий и логичный стиль генерала, лирический герой описывает «светлое будущее» рабочих.
Урок литературы в 6 классе.
Учитель Пикалова М.А.
Н. А. Некрасов
(1821-1877)
Анализ
стихотворения «Железная дорога».
Петропавловка, 2006г.
Ход урока.
- Проверка домашнего задания. (сообщения учащихся о писателе)
- Сообщение темы и цели.
Сегодня мы будем анализировать стихотворение Некрасова «Железная дорога». Наша задача сегодня на уроке -проследить движение поэтической мысли от первой строки до последней, понаблюдать за введение в стихотворение антитез, эпитетов, сравнений, языковых особенностей.
3. Анализ стихотворения
В феврале 1842г. был подписан указ о постройке первой крупной магистрали Москва – Петербург. Началось строительство и к 1852г. оно было закончено. Первая железная дорога в России стала сенсацией. Пётр Андреевич Клейнмихель, главноуправляющий путями сообщения при Николае 1, деспот, который не щадил здоровья и жизни рабочих, чтобы щегольнуть перед царём быстротою стройки. Когда Некрасов писал стихотворение, по всей стране прокладывали железные дороги, и всюду рабочие испытывали гнёт. В стихотворении Некрасов поднимает вопрос, злободневный не только в 60-е годы19 века, но и позднее, вплоть до нашего времени. А какой это вопрос,- ответить предстоит вам после разбора стихотворения. Стихотворению «Железная дорога» предпослан эпиграф.
Давайте прочитаем его. Что узнали из эпигрофа?
Почему разговор генерала с Ваней изъят из стихотворения и вынесен в эпиграф? (В эпиграфе главная проблема стихотворения.)
Слушаем первую часть стихотворения (чтение первой части наизусть учителем)
Вопрос: каким настроением она проникнута?
Как можно озаглавить первую часть?
Возьмите карандаш и подчеркните художественные средства, которые автор использует при описании осени.
На ваш взгляд: используемые эпитеты часто встречались вам раньше при чтении стихотворений об осени, или они новые свежие?
Почему поэтизирует самые простые вещи: «кочи», «болота…», «пни?»
Лексика создаёт радостное настроение, но есть слово, которое выбивается из этого светлого, умиротворённого ряда. Найдите это слово. Прочитайте всю фразу. О чём она говорит?
В четвёртой строфе появляется словосочетание «родимая Русь» со времён Петра1 её гордо стали называть Россия, а у Некрасова упорное «Русь» и эпитет «родимая.» Почему? (Русь – называли в древности, - связь времён, оттенок, - выражает народное чувство.)
Давайте прочитаем последнюю строчку, в которой явно прослеживается ритм движения поезда, и ответим на вопрос: за счёт чего это создаётся? (аллитерация, ассонанс).
Прочитаем вторую часть. Задание: как можно озаглавить? Словарная работа: цинга, обаяние.
Возражая генералу, поэт просит разрешение «показать» Ване правду. Почему не «рассказать», а «показать»?
Уже с первых строф поэт вступает в спор с генералом. Докажите это строчками из текста. («Не по плечу одному».)
А какая антитеза введена во вторую часть?
Внезапно преображается лунный пейзаж: в нём всё больше и полнее проступает мрачные, трагические краски. Да, родная сторона прекрасна, но и печальна.
Волшебством поэтической фантазии поэт вызывает к жизни яркие картины. В тени, набежавшей на стёкла морозные, чудится толпа мертвецов: в перестуке колёс, в лязге вагонов – топот и скрежет зубов. Светлая лунная ночь заполняется стонами, звонов ржавых лопат, звуками песни, плача. Стены вагоны словно раздвигаются, исчезают совсем, и возникает широкая панорама Руси: безбрежная картина народного горя, страданий забитой и угнетённой страны.
Почему в стихотворении соседствуют строки «Мы надрывались под зноем, под холодом…» и «любо нам видеть свой труд.»?
Прочитайте предпоследнюю строфу и ответьте на вопрос: какое значение слова «железный» всплывает в вашем сознании при чтении этих строк?
Верит ли поэт в будущее народа? Подтвердите это строчками из текста.
Третья часть. Прочитаем её, озаглавим и ответим на вопрос: какой взгляд на народ у генерала?
Спор о строителях железной дороги, по сути, спор о роли народа в истории
Четвёртая часть
Разбирая 2 и 3 части, мы почувствовали веру Некрасова в торжество народа, пусть пока и далекое. Казалось, тема исчерпана. Но есть еще часть. Зачем она?
Прочитаем её, озаглавим и ответим на вопрос: что добавляет она к сказанному о народе? Почему «светлая картина» кажется такой безотрадной?
Зачитайте описание подрядчика, сравните его с больным белорусом из 2 части. В чём смысл такого сопоставления?
Как осчастливил купец рабочих?
Автор показывает страшную картину примирения народа со своими угнетателями. Но последнее слово остаётся за автором. На его вопрос генералу ответить нечего. Как следует прочитать последнюю фразу? Какое слово выделить?
Итог.
Так какой же вопрос поднимает Некрасов в стихотворении? (О роли народа в истории)
Домашнее задание:
Почему стихотворение посвящено детям?
Почему в конце стихотворения многоточие? И что этим хотел сказать автор?
Дома вы продолжите исследовать стихотворение, ответив на 12, 13 вопросы, стр.220.