Основную часть населения современной Турции составляют этнические турки, принадлежащие тюркской этнической группе народов. Турецкая нация начала складываться в XI-XIII вв., когда проживавшие на территории Средней Азии и Ирана тюркские скотоводческие племена (главным образом - туркмены и огузы), под натиском сельджуков и монголов были вынуждены переселиться в Малую Азию. Некоторая часть тюрков (печенеги, узы) пришла в Анатолию со стороны Балкан. В результате смешения тюркских племен с разнородным местным населением (греками, армянами, грузинами, курдами, арабами) и сформировалась этническая основа современной турецкой нации. В процессе турецкой экспансии в Европу и на Балканы, турки испытали некоторое влияние со стороны албанского, румынского и многочисленных южнославянских народов. Период окончательного формирования турецкой народности обычно относят к XV веку.
Тюмрки - этноязыковая общность, оформившаяся на территории степей Северного Китая, в I тыс. до н.э. Тюрки занимались кочевым скотоводством, а на территориях, на которых было невозможно заниматься им - земледелием. Не следует понимать современные тюркоязычные народы прямыми этническими родственниками древних тюрок. Многие тюркоязычные этносы, называемые сегодня тюрками, образовались в результате многовекового влияния тюркской культуры и тюркского языка на другие народы и этносы Евразии.
Тюркоязычные народы относятся к самым многочисленным народам земного шара. Большая их часть издавна проживает в Азии и Европе. Они живут также на Американском и Австралийском континентах. Тюрки составляют 90% жителей современной Турции, а на территории бывшего СССР их насчитывается около 50 млн., т.е. они составляют вторую по численности после славянских народов группу населения.
В древности и рением средневековье существовало множество тюркских государственных образований: скифское, сарматское, гуннское, булгарское, аланское, хазарское, западное и восточное тюркские, аварский и уйгурский каганаты и т.д.» Из них до настоящего времени сохранила свою государственность только Турция. В 1991-1992 гг. на территории бывшего СССР тюркские союзные республики стали независимыми государствами и членами ООН. Это Азербайджан, Казахстан, Кыргызстан, Узбекистан, Туркменистан. В составе Российской Федерации обрели государственность Башкортостан, Татарстан, Саха (Якутия). В форме автономных республик в составе Российской Федерации имеют свою государственность тувинцы, хакасы, алтайцы, чуваши.
В состав суверенных республик входят карачаевцы (Карачаево-Черкесия), балкарцы (Кабардино-Балкария), кумыки (Дагестан). Свою республику в составе Узбекистана имеют каракалпаки, в составе Азербайджана - нахичеванские азербайджанцы. Суверенную государственность в составе Молдовы провозгласили гагаузы.
До настоящего времени не восстановлена государственность крымских татар, не имеют государственности ногайцы, турки-месхетинцы, шорцы, чулымцы, сибирские татары, караимы, трухмены и некоторые другие тюркские народы.
Не имеют своих государств и тюрки, проживающие за пределами бывшего СССР, за исключением турок в Турции и турок-киприотов. В Китае проживает около 8 млн. уйгур, свыше I млн. казахов, 80 тыс. кыргызов, 15 тыс. узбеков (Москалев, 1992, с. 162). В Монголии проживает 18 тыс. тувинцев. Значительное число тюрок проживает в Иране и Афганистане, в том числе около 10 млн. азербайджанцев. Число узбеков в-Афганистане достигает 1,2 млн., туркмен - 380 тыс., кыргызов - 25 тыс. человек. Несколько сот тысяч турок и гагаузов живут на территории Болгарии, Румынии, Югославии, небольшое количество караимов " - в Литве и Польше. Представители тюркских народов проживают также в Ираке (около 100 тыс. туркмен, много турок), Сирии (30 тыс. туркмен, а также карачаевцы, балкарцы). Тюркоязычное население имеется в США, Венгрии, Германии, Франции, Великобритании, Италии, Австралии и некоторых других странах.
Тюркоязычные народы с глубокой древности оказывали значительное влияние на ход всемирной истории, внесли - существенный вклад в развитие мировой цивилизации. Однако подлинная история тюркских народов еще не написана. Немало неясного остается в вопросе об их этногенезе, многие тюркские народы до сих пор не знают, когда и на основе каких этносов они образовались.
Ученые высказывают ряд соображений по проблеме этногенеза тюркских народов и делают некоторые выводы, опираясь на новейшие исторические, археологические, лингвинистические, этнографические и антропологические данные.
При освещении того или иного вопроса рассматриваемой проблемы авторы исходили из того, что, в зависимости от эпохи и конкретной исторической ситуации, какой-то вид источников - исторических, языковых, археологических, этнографических или антропологических - может иметь более или менее существенное значение для решения проблемы этногенеза данного народа. Однако ни один из них не может претендовать на принципиально ведущую роль. Каждый из них нуждается в перепроверке данными других источников, и каждый из них в каком-либо конкретном случае может оказаться лишенным реального этногене-тического содержания. С.А. Арутюнов подчеркивает: «Ни один источник не может быть решающим и преимущественным по сравнению с другими, в разных случаях разные источники могут иметь преобладающее значение, но в любых случаях достоверность выводов зависит прежде всего от возможности их взаимной перепроверки»
Предки современных турков - кочевые огузские племена - впервые проникли в Анатолию из Средней Азии в XI-ом веке в период сельджукских завоеваний. В ХII-ом веке на завоеванных сельджуками малоазиатских землях образовался Иконийский Султанат. В ХШ-ом веке под натиском монголов переселение тюркских племен в Анатолию усилилось. Однако в результате монгольского нашествия на Малую Азию Иконийский Султанат распался на феодальные княжества, одним из которых управлял Осман-бей. В 1281-1324 годах он превратил свое владение в самостоятельное княжество, которое по имени Османа стало называться Османским. Позже оно превратилось в Османскую империю, а племена, населяющие это государство, стали называться турками-османами. Сам Осман был сыном вождя огузского племени Эртогула. Таким образом, первое государство турков-османов было государством огузов. Кто такие огузы? Племенной союз огузов возник в начале VII-го века в Средней Азии. Преобладающее положение в союзе занимали уйгуры. В 1Х-м веке огузы, теснимые киргизами, переселились на территорию Синьцзяна. В Х-м веке в низовьях Сыр-Дарьи создается государство огузов с центром в Яншкенте. В середине XI-го века это государство было разгромлено пришедшими с востока кипчаками. Огузы вместе с сельджуками двинулись в Европу. К сожалению, ничего не известно о государственном строе огузов, и сегодня невозможно найти какую-либо связь между государством огузов и османов, но можно предположить, что османское государственное управление было построено по опыту огузского государства. Сын и преемник Османа Орхан-бей в 1326 году завоевал у византийцев Брусу, сделав ее своей столицей, затем захватил восточное побережье Мраморного моря и закрепился на Галлиопольском острове. Мурад I (1359-1389), носивший уже титул султана, завоевал всю Восточную Фракию, в том числе Андрианополь, куда перенес столицу Турции (1365), а также ликвидировал самостоятельность некоторых княжеств Анатолии. При Баязиде I (1389-4402) турки покорили Болгарию, Македонию, Фессалию и подошли к Константинополю. Нашествие Тимура на Анатолию и разгром войск Баязида в битве при Ангоре (1402) на время приостановили продвижение турков в Европу. При Мураде II (1421-1451) турки возобновили наступление на Европу. Мехмед II (1451-1481) после полуторомесячной осады взял Константинополь. Византийская империя прекратила свое существование. Константинополь (Истанбул) стал столицей Османской империи. Мехмед II ликвидировал остатки независимой Сербии, завоевал Боснию, основную часть Греции, Молдавию, Крымское ханство и завершил подчинение почти всей Анатолии. Султан Селим I (1512-1520) завоевал Мосул, Сирию, Палестину и Египет, затем Венгрию и Алжир. Турция стала крупнейшей военной державой того времени. Османская империя не имела внутреннего этнического единства, и, тем не менее, в XV-м веке закончилось формирование турецкой нации. Что же имела эта молодая нация за своими плечами? Опыт Огузского государства и ислам. Вместе с исламом турки воспринимают мусульманское право, которое столь же существенно отличается от римского права, сколь существенно было отличие турков от европейцев. Еще задолго до появления турков в Европе, в Арабском Халифате единственным правовым кодексом был Коран. Однако подчинение в правовом отношении более развитых народов заставило халифат столкнуться со значительными трудностями. В VIl-м веке появляется список советов и заповедей Магомета, который со временем дополняется и вскоре достигает нескольких десятков томов. Свод этих законов совместно с Кораном составлял так называемую сунну, или «праведный путь». Эти законы и составили сущность права огромного Арабского Халифата. Однако завоеватели постепенно ознакомились с законами покоренных народов, в основном, с римским правом, и стали эти же законы именем Магомета преподносить покоренным. В VIII-м веке Абу Ханифа (696-767) основал первую юридическую школу. Он был персом по происхождению и сумел создать юридическое направление, которое гибко сочетало в себе строгие мусульманские принципы и жизненные потребности. В этих законах христианам и евреям давалось право использовать свои традиционные законы.
Казалось, что Арабский Халифат пошел по пути становления правового общества. Однако этого не произошло. Ни Арабский Халифат, ни все последующие средневековые мусульманские государства так и не создали утвержденный государством кодекс законов. Главной сущностью мусульманского права является наличие огромной пропасти между юридическими и реальными правами. Власть Магомета носила теократический характер и носила в себе как божественное, так и политическое начало. Однако согласно заветам Магомета, новый халиф должен был либо избираться на общем собрании, либо назначаться перед смертью предыдущим халифом. Но в действительности власть халифа всегда передавалась по наследству. Согласно юридическому закону магометанская община, в особенности община столицы, имела право отстранять халифа за недостойное поведение, за умственную неполноценность или за потерю зрения и слуха. Но на самом деле власть халифа была абсолютна, и вся страна считалась его собственностью. Нарушались законы и в обратную сторону. Согласно юридическим законам немусульманин не имел права участвовать в управлении страной. Он не только не имел права быть при дворе, но и не мог управлять районом или городом. На самом же деле халиф по своему усмотрению назначал немусульман на самые высокие государственные должности. Таким образом, если европейцы при переходе от гармонической эры в героическую, заменили Бога Римским Правом, то, проведя в Средней Азии свой гармонический период, будущие магометане в героическую эпоху право вместе с религией превратили в игрушку правителя Халифата, который был и законодателем, и исполнителем, и судьей.
Нечто подобное мы наблюдали в Советском Союзе во времена сталинского правления. Такая форма правления присуща всем восточным деспотиям и в корне отлична от европейских форм правления. Эта форма правления порождает безудержную роскошь правителей с гаремами, рабами и насилием. Она порождает катастрофическую научно-техническую и экономическую отсталость народа. Сегодня многие социологи и экономисты, и в первую очередь в самой Турции, пытаются выяснить причины экономической отсталости Османской империи, которая сохранилась по сей день, несмотря на ряд так называемых революций внутри страны. С критикой турецкого прошлого выступают многие турецкие авторы, но ни один из них не осмеливается подвергнуть критике корни турецкой отсталости и режим Османской империи. Подход же остальных турецких авторов к истории Османской империи, в корне отличен от подхода современной исторической науки. Турецкие авторы, прежде всего, пытаются доказать, что турецкая история имеет свои специфические особенности, которые отсутствуют в историях всех других народов. «Историки, изучающие общественный порядок Османской империи не только не пытались сопоставить его с общими историческими законами и закономерностями, но, наоборот, вынуждены были показывать то, чем Турция и турецкая история отличаются от других стран и от всех других историй». Османский общественный порядок был очень удобен и хорош для турков, и империя развивалась своим особым путем до тех пор, пока Турция не попала под европейское влияние. Он считает, что под европейским влиянием произошла либерализация экономики, узаконилось право на собственность земли, свободу торговли и ряд других мероприятий, и все это разорило империю. Иначе говоря, согласно этому автору, Турецкая империя разорилась именно в результате проникновения в нее европейских принципов.
Как указано ранее, отличительными чертами европейской культуры были право, самоограничение, развитие наук и уважение личности. В отличие от этого в мусульманском праве мы видели неограниченную власть правителя, которая ни во что не ставит личность и порождает безудержную роскошь. Отданное вере и страстям общество, почти полностью пренебрегает науками, а следовательно, ведет примитивное хозяйство.
Раньше на территории Турции жили совсем другие народы: армяне, греки, евреи, ассирийцы. Откуда появились турки? Кто они?
Сельджуки
Согласно официальной науке, первые тюркоязычные народы появились в Малой Азии в шестом веке. Византийские правители здесь селили булгар, арабы привлекали сюда тюркоязычных мусульман из Средней Азии, а для охраны окраин армянские цари селили аварцев. Однако племена эти сгинули, растворившись в местном населении.
Настоящими предками турков стали сельджуки – тюркоязычные кочевые народы, обитавшие в Средней Азии и на Алтае (язык турков относят к алтайской языковой семье), которые сосредоточились вокруг племени огузов, чьи правители приняли ислам.
Это были туркмены, кыныки, авшары, кайы, караманы и другие народы. Сначала сельджуки укрепились в Средней Азии, покорили Хорезм и Иран. В 1055 году они захватили столицу Халифата Багдад и двинулись на запад. В их ряды вливались земледельцы из Ирана и Арабского Ирака.
Империя сельджуков росла, они вторглись в Среднюю Азию, покорили Армению и Грузию, заняли Сирию и Палестину, изрядно потеснив Византию. В середине XIII века империя, не пережив нашествия монголов, распалась. В 1227 году на территорию сельджуков переселилось племя кайы, которым правил Эрторгрул, чей сын Осман стал основателем турецкого государства, которое позже назвали Османской империей.
Смесь
Нашествие монголов вызвало новый поток переселенцев, и в XIII веке в Малую Азию пришли племена из Хорезма. И сегодня по Турции кочует древнее племя хорзум.
С XII века тюрки стали переходить на оседлость, смешиваясь с коренными народами, что положило начало исламизации и тюркизации населения. Одновременно с этим с северо-запада в Малую Азию мигрировали печенеги, румыны и восточные славяне.
Турецкий народ сформировался к концу века. Уже в 1327 году официальным языком в некоторых областях Турции был тюркский, а не персидский. Современная турецкая наука считает, что население Турции на 70 % состоит из потомков турков-сельджуков и на 30% – из коренного населения.
Другая версия
Русская наука считала иначе. В энцкилопедии Эфрона и Брокгауза указывалось, что предками турков были «урало-алтайские племена», но из-за массы переселенцев других национальностей они давно утратили аутентичность, и теперь турки - это потомки греков, болгар, сербов, албанцев и армян.
Оказалось, такая уверенность базируется на истории воинственных османов. Сначала они завоевали территории Византии, затем Балканы, Грецию, Египет. И отовсюду вывозили пленников и рабов.
Рабами расплачивались покоренные народы, детей и жен забирали за долги у славян. Турки женились на армянках, славянках, гречанках. И дети наследовали черты этих народов.
Был еще один процесс, который привел к «отуречиванию» греков и других народов, находившихся раньше под протекцией Византии. После того, как в 1204 году Константинополь был варварски разграблен крестоносцами, греки перестали считать латинян союзниками.
Многие предпочли остаться «под османами» и платить джизью - налог для неверных, вместо того, чтобы уезжать в Европу. Как раз в это время появились исламские проповедники, вещавшие о том, что различий между религиями не много и уговаривавшие византийцев принять ислам.
Генетика
Генетические исследования подтверждают – турки разнородны. Почти четверть анатолийских турок можно отнести к автохтонным народам, четверть – к кавказским племенам, 11% имеют финикийскую галлогруппу (это потомки греков), у 4% населения имеются восточно-славянские корни.
Антропологи считают, что среднестатистический турок – представитель европеоидной расы, а ведь турки-сельджуки не были европеоидами. Средняя Азия и сейчас населена моноголоидными народами.
Что думают турки
Этим вопросом заинтересовался турецкий этнограф Махтурк. Он поехал в Среднюю Азию и на Алтай, чтобы найти там родственные туркам национальности, отыскать общие сказания, одинаковые элементы в узорах и на одежде, общие ритуалы. Он забирался в глухие аулы и отдаленные стойбища, но ничего не нашел.
Более того, его удивило, что антропологически люди в Средней Азии сильно отличаются от турок. И тогда у профессора возникла теория, что официальная история приукрашает реальность, и в XII веке тюркские племена начали свою миграцию из-за бескормицы. Они двинулись сначала на юго-восток, а затем в Иран и в Малую Азию.
Этнограф отметил, что чистокровные турки есть в Турции до сих пор, они сохранили монголоидную внешность и компактно проживают всего в нескольких районах страны.
Согласно статистике, в мире сейчас живет 89 миллионов турок. 59 миллионов из них живут на территории Турции, пять - в Сирии и в Ираке, и почти семь- в Европе.
Больше всего турок в Германии - четыре миллиона, в Болгарии проживает 800 000 турок, в Британии - полмиллиона. Миллион турок живет в Нидерландах и в Австрии. В Бельгии – 200 000 турков, в Греции – 120 000, в Швейцарии – 100 000, в Македонии – 78 000, в Дании - 60 000, в Румынии – до 80 000, в Италии - 21 000. В США находится 500 000 турков. В России проживают всего 105 058 турков.
История возникновения и становление такого народа как турки-месхетинцы овеяна интересными историческими фактами. Положение этой нации на географической и социально-политической карте мира остается весьма неоднозначным уже на протяжении нескольких десятилетий. Происхождение турков и особенности их идентификации в современном мире являются объектом исследований ряда ученых - социологов, антропологов, историков и юристов.
До нынешнего времени в изучении этого вопроса исследователи не пришли к единому знаменателю. Важным является тот факт, что и сами турки-месхетинцы неоднозначно обозначают свою этническую принадлежность.
Одна группа относит себя к коренным грузинам, принявшим ислам в 17-18 вв. и освоившим другая - это потомки турков, оказавшихся в Грузии во времена Османской империи.
Так или иначе, представители этого народа в связи с историческими событиями перетерпели немало переселений и вели кочевнический образ жизни. Это связано с несколькими волнами депортаций, которые пережили турки-месхетинцы (из Месхетии, расположенной на территории Южной Грузии в области Месхет-Джавахети). Причем, сами себя месхетинцы именуют ахалцихскими турками (Ahıska Türkler).
Первое масштабное изгнание из освоенных родных мест датируется 1944 г. Именно тогда по приказу И. Сталина следовало депортировать «неугодных» в лице турок-месхетинцев, чеченцев, греков, немцев. Именно в этот период более 90000 месхетинцев отправились в Узбекскую, Казахскую и
Так, не успев оправиться от мытарств, турки-месхетинцы нового поколения перенесли притеснения в результате военных действий в Ферганской долине Узбекской ССР. Став жертвами массовой резни, после распоряжения Правительства СССР они были эвакуированы в Центральную Россию. Одной из основных целей, которые преследовались ферганскими "заварухами", было давление Кремля на Грузию и весь народ, заявивший о желании быть независимыми и свободными в апреле 1989 года.
С нарастанием конфликтности и нестабильности ситуации не только в Фергане, но и на других территориях страны, рассредоточились турки в России, Азербайджане, Украине, Казахстане. Всего порядка 70 тыс. человек стали вынужденными переселенцами.
В современном мире вопрос репатриации и защиты прав месхетинского народа является очень актуальным и сложным, выступая на авансцену международных отношений и политических перипетий. Проблема усугубляется неоднозначностью целей, сроков и пожеланий, как со стороны властей, так и самих представителей народа.
Вступив в в 1999 г., Грузия обязалась в течение 12 лет поднять и решить вопрос о возвращении турок на родину, интенсифицировать процесс репатриации и интеграции, дать им официальное гражданство.
Однако существуют факторы, усложняющие реализацию этого проекта. Среди них:
Некогда активная арменизация исторической родины турков (Месхети и Джавахети); прослеживаются фанатичные настрои агрессии одного меньшинства против возвращения другого на эту территорию;
Недостаточно решительная позиция грузинских официальных органов;
Низкий уровень законодательно-правовой базы, регламентирующей данный вопрос, что является причиной отсутствия результата всех принятых и озвученных решений.
Одними из самых грозных средневековых азиатских завоевателей были турки-сельджуки. Они за несколько десятков лет смогли создать огромнейшую империю своего времени, которая, впрочем, вскоре распалась. Но эти осколки империи дали жизнь ещё более могущественному государству. Давайте выясним, что собой представляли турки-сельджуки, кто они и откуда.
Этногенез сельджуков
Прежде всего нам нужно определить, откуда взялись турки-сельджуки. Их возникновение до сих пор содержит много загадок для историков.
По наиболее распространенной версии, они являются одним из ответвлений тюркской народности огузов. Сами огузы, скорее всего, являлись плодом смешения на территории местных угорских и сарматских племен с пришлыми тюрками, с численным и культурным преобладанием последних. Как и остальные тюркские народы, огузы занимались кочевым животноводством, а также набегами на другие племена. Первоначально они были вассалами могущественного Хазарского каганата, но затем обособились и организовали собственное государство по обе стороны Сырдарьи со столицей в Янгикенте, которым управлял ябгу.
Образование государства сельджуков
В IX веке знатный огуз Токак ибн Лукман из племени Кынык перешел вместе с подчиненными ему людьми на службу Хазарскому каганату. Но с упадком державы хазар он вернулся в Среднюю Азию, где стал служить огузскому ябгу Али, тем самым став вторым по значимости человеком в Государстве огузов.
Токак имел сына по имени Сельджук, который в свое время служил вместе с отцом у хазар. После смерти Токака Сельджук получил от ябгу титул сюбаши (командующий армии). Но со временем отношения между Сельджуком и правителем огузского государства разладились. Опасаясь за свою жизнь и жизнь близких, Сельджук был вынужден в 985 году удалится с членами своего племени на юг в мусульманские земли, где принял ислам. Он перешел на службу к Саманидам, которые номинально считались наместниками Халифа в Средней Азии, а фактически были полностью независимыми правителями.
Затем, набрав людей, Сельджук под знаменем новой веры вернулся в государство огузов, возглавив борьбу против ябгу. Таким образом, личная вражда Сельджука и Али переросла в мусульманский джихад. Вскоре молодому полководцу удалось захватить крупный город Дженд и обосноваться тут. Он смог объединить другие тюркские народы, таким образом, основав собственное пока ещё небольшое государство. Столицей его стал город Дженд. А все вступившие под знамя Сельджука племена стали известны в истории как турки-сельджуки.
Укрепление государства
Тем временем в вначале XI века государство Саманидов пало под натиском другого могущественного тюркского союза - Караханидов. Изначально Сельджуки поддерживали в борьбе своих сюзеренов - Саманидов, за что получали большие льготы и самостоятельность в управлении своими землями, но после их падения перешли на службу к Караханидам.
После смерти Сельджука государством правили пятеро его сыновей: Исраил (тюркское имя Арслан), Микаил, Муса, Йусуф и Йунус. Главным был старший сын Исраил. Он ещё больше укрепил власть сельджуков в регионе.
Исраил был женат на дочери правителя Караханидов Али-тегина. Он послал в стольный город Бухару на службу к Али-тегину двух своих племянников, сыновей Микаила - Тогрула и Дауда (Чагры-бек), о великих завоеваниях которых мы поговорим ниже.
В это время в конфликт с Караханидами, поддерживаемыми сельджуками, вступил могущественный правитель Газны Махмуд. Ему удалось в 1025 году пленить Исраила, который в заточении и умер через семь лет. Это событие положило началу борьбе между Газневидами и Сельджукидами, главой которых стал Микаил, укрепившийся в Бухаре.
Великие завоевания
После смерти Микаила власть унаследовали его сыновья - Тогрул и Чагры-бек, главным из которых считался первый. Конфликт между ними и Газневидами все усугублялся, пока в 1040 году не разрешился великой битвой при Дандакане, в которой турки-сельджуки одержали полную победу. После заключения мира они получили в свое владение весь Хорасан, отнятый у Газневидов, а Тогрул с полным правом стал теперь именоваться султаном.
В ближайшие годы турки-сельджуки покорили Хорезм и весь Иран. В 1055 году была захвачена столица халифата - город Багдад. Но Тогрул, являясь верным мусульманином, оставил духовную власть халифу, а сам взамен от него получил высшую светскую власть и титул царя Востока и Запада.
Затем сельджуки начали свои набеги на Закавказье и Малую Азию, на тот момент принадлежавшую Византии. Одни области Тогрул непосредственно присоединял к своему государству, в других сажал на трон родственников, в третьих - оставлял власть местным правителям, приняв от них вассальную присягу.
Империя Сельджукидов
К концу жизни Тогрула образовалась настоящая Сельджукская империя, простиравшаяся от Аральского моря на востоке до Кавказа и пределов Малой Азии на западе. Умер великий полководец в 1063 году, передав верховную власть своему племяннику Алп-Арслану, который являлся сыном Чагры-бека.
Впрочем, Алп-Арслан не остановился на достижениях своего дяди, а продолжал расширять империю. Он сумел покорить Грузию и Армению, а в 1071 году не только нанес сокрушительное поражение Византии под Манцикертом, но и пленил её императора. Вскоре после этого почти вся принадлежала туркам-сельджукам.
В 1072 году, когда Алп-Арслан направлял свою армию против Караханидов, на него было произведено покушение. От полученных ран султан вскоре скончался, завещав престол своему несовершеннолетнему сыну Малик-шаху.
Несмотря на малолетство, новому султану удалось подавить вспыхнувшие мятежи. Он смог отобрать Сирию и Палестину у государства Фатимидов, которое не признавало власти Халифа, а также заставил признать Караханидов. При нем государство Сельджукидов достигло максимального могущества.
Упадок империи Сельджуков
После смерти в 1092 году Малик-шаха начался упадок великой империи, которая была фактически разделена между сыновьями этого султана, постоянно участвовавших в междоусобных войнах. Ситуацию усугубило начало Крестовых походов западноевропейских рыцарей с 1096 года, а также усиление Византии при династии Комнинов. Кроме того, от империи стали отпадать области, в которых правили боковые ветви Сельджукидов.
В конце концов после смерти других братьев остатки империи в 1118 году оказались в руках Ахмада Санджара. Это был последний верховный султан, которого признавали турки-сельджуки. История империи Сельджукидов заканчивается в 1153 году с его смертью.
Окончательный распад сельджукской державы
Ещё задолго до смерти Санджара от империи отпадали целые страны, которыми правили представители боковых ветвей династии Сельджукидов. Так, в 1041 году был основан Карманский султанат на юго-западе Ирана, который просуществовал до 1187 года. В 1094 году отделился Сирийский султанат. Правда, его существование ограничилось 23 годами. На 1118 год приходится основание Иракского султаната, падение которого датируется 1194 годом.
Но из всех осколков Сельджукской империи дольше всех просуществовал Конийский султанат (или Рум), расположенный в Малой Азии. Основателем этого государства является племянник Алп-Арслана Сулейман ибн Кутулмыш, который начал править с 1077 года.
Наследники этого правителя укрепили и расширили султанат, который достиг своего наивысшего могущества в начале XIII века. Но нашествие монголов в середине этого же столетия расшатало последнее государство сельджуков. В конце концов оно распалось на множество бейликов (областей), лишь формально подчинявшихся султану. Окончательно Конийский султанат прекратил существование в 1307 году.
Приход османов
Ещё до окончательной гибели Конийского султаната один из его правителей, Кей-Кубад, в 1227 году разрешил переселиться на территорию своего государства одному из огузских племен - кайи под предводительством Эртогрула. До этого данное племя обитало на территории современного Ирана.
Сын основал на территории Малой Азии новое турецкое государство, которое позже получило наименование Османской империи. При его наследниках эта держава захватила значительную часть Азии, Африки и Европы, территориально превысив размер империи Сельджукидов. Как видим, турки-сельджуки и турки-османы - звенья одной цепи сменяющихся государственных образований.
Значение завоеваний турок-сельджуков
Завоевания турок-сельджуков имели очень большое значение для истории. Именно они открыли период широкого проникновения тюркских племен в западную Азию. Они оказали значительное влияние на формирования целого ряда современных этносов: азербайджанцев, турок, кызылбашей и целого ряда других народов.
Кроме того, не стоит забывать, что фактическим продолжателем государства Сельджукидов стала великая Османская империя, которая оказала очень большое влияние на исторические процессы не только в Азии, но и в Европе.
Еще при сельджуках масса греков-христиан стали ренегатами, а при Османидах массовые насильственные обращения, образование из христианской молодежи корпусов янычаров, многоженство, наполнявшее гаремы турецкими красавицами самых различных стран и рас, рабство, введшее в дома турков эфиопский элемент, наконец, обычай изгнания плода - все это постепенно уменьшило тюркский элемент и способствовало нарастанию элементов чуждых. Поэтому среди турков мы встречаем все переходы до типа с нежными, изящными очертаниями лица, сферическим строением черепа, высоким лбом, большим лицевым углом, прекрасно сформированным носом, пышными ресницами, маленькими живыми глазами, кверху загнутым подбородком, нежным телосложением, черными, слегка вьющимися волосами, богатой на лице.
Нередко также между турками встречаются даже белокурые и рыжие индивиды. В частности, по отдельным районам Вамбери отмечает: преобладание черт типа в области Древней Армении (начиная от Карса до Малатии и Кароджского хребта), хотя с более темноватым цветом лица и менее удлиненными очертаниями лица, арабского по северной границе Сирии, наконец, однородного греческого типа в Северной Анатолии, типа, который по мере приближения к морскому побережью становится, впрочем, все менее однообразным.
Турки персидские и закавказские тоже сельджукского происхождения, но сильно перемешанные с присоединившимися к ним в 13 веке тюрками и монголами армии Гулагухана. Племенное единство османских турков основывается исключительно на общности языка (османское наречие южно-тюркских диалектов, по Радлову, или восточно-тюркских, по Вамбери), мусульманской религии и культуры и общности исторических традиций. В частности, турецкие османы объединены общностью политически господствующего класса в Турецкой империи. Зато в антропологическом отношении турки совершенно почти утратили первоначальные черты тюркского племени, представляя в настоящее время самую разнородную смесь различных расовых типов в зависимости от той или другой поглощенной ими народности, в общем, более всего приближаясь к типам кавказского племени. Причина этого факта заключается в том, что первоначальная масса турков, вторгшихся в Малую Азию и на Балканский полуостров, в дальнейшем периоде своего существования, не получая никакого нового притока из среды других тюркских народов, благодаря беспрерывным войнам постепенно уменьшалась в своей численности и вынуждена была включать в свой состав насильно отуреченные ими народности: греков, армян, славян, арабов, курдов, эфиопов и так далее.