1 слайд
2 слайд
Зубочелюстные аномалии (ЗЧА) – состояния, которые включают наследственные нарушения развития зубочелюстной системы и приобретенные аномалии, выражающиеся в аномалиях зубов, челюстных костей и соотношении зубных рядов различной степени тяжести.
3 слайд
Мероприятия, обеспечивающие профилактику зубочелюстных аномалий клиническое обследование детей (выявить и диагностировать зубочелюстные аномалии, устранить предрасполагающие факторы их развития; определение групп для диспансерного наблюдения и составление плана профилактических и лечебных мероприятий (для врачей-педиатров всех профилей специализированной службы);
4 слайд
своевременное направление детей со сформированными аномалиями к врачу на лечение; контроль за устранением у детей выявленных причинных факторов возникновения аномалий; организация и проведение в детских коллективах обучения детей, их родителей, педагогического и медицинского персонала методике гигиенических мероприятий.
5 слайд
Профилактические мероприятия должны строиться с учетом возрастных периодов развития ребенка Наиболее благоприятным для профилактики зубочелюстных аномалий является период активного роста челюстей, связанный с формированием молочного прикуса, что совпадает с ранним преддошкольным и дошкольным возрастом ребенка. В период сменного прикуса профилактические мероприятия становятся менее эффективными. У детей с постоянным прикусом диагностируются сформированные зубочелюстные аномалии, требующие трудоемкого лечения.
6 слайд
Внутриутробные и постнатальные факторы риска. 1. Внутриутробный период: Эндогенные: - генетическая обусловленность (полная или частичная адентия, сверхкомплектные зубы, индивидуальная микро -или макродентия. нарушение структуры эмали зубов, микро- или макрогнатия, про- или ретрогнатия, аномалии величины и прикрепления уздечек языка, губ)
7 слайд
Экзогенные: механические (травма, ушиб беременной женщины; тесная одежда будующей матери) химические (алкоголизм и курение будущих родителей); профессиональные вредности (работа с лаками, красками, химическими реактивами); биологические (перенесенные заболевания беременной женщиной: туберкулез, сифилис, краснуха, эпидемический паротит, некоторые формы гриппа, токсоплазмоз); психические (стрессовые ситуации у матери); радиационнные факторы
8 слайд
Постнатальные факторы риска Нарушение правильного искусственного вскармливания ребенка; Нарушения функций зубочелюстной системы – жевания, глотания, дыхания и речи; Вредные привычки – сосание пустышки, пальцев, языка, щек, различных предметов, неправильная осанка и поза; Перенесенные воспалительные заболевания мягких и костных тканей лица, височно-нижнечелюстного сустава; Травмы зубов и челюстей; Рубцовые изменения мягких тканей после ожогов и удаления новообразований полости рта и челюстей;
9 слайд
Кариес зубов и его последствия; Недостаточная физиологическая стираемость временных зубов; Преждевременная потеря временных зубов; Преждевременная потеря постоянных зубов; Задержка выпадения временных зубов (ориентир – сроки прорезывания постоянных зубов); Задержка прорезывания постоянных зубов (ориентир – сроки прорезывания постоянных зубов); Отсутствие трем и диастемы к 5-6-летнему возрасту ребенка.
10 слайд
Мероприятия по пренатальной профилактике проводятся в женской консультации путем оздоровления организма беременной женщины: Устранение профессиональных вредностей Установление рационального режима дня и питания Лечение инфекционных заболеваний, борьба с токсикозом Санация полости рта Стоматологическое просвещение
11 слайд
Постнатальная профилактика зависит от возраста ребенка Дети первого года жизни: Этиологические факторы: искусственное вскармливание – при этом не требуется значительных усилий мускулатуры и состояние младенческой ретрогении сохраняется, создается тенденция к дистальной окклюзии, преобладает глотательная, а не сосательная функция. неправильно проводимое искусственное вскармливание -использование жесткой и длинной соски, которая может вызвать травму слизистой полости рта или очень мягкой с одним большим отверстием на конце - не требует от ребенка усилий при кормлении; когда оставляют ребенка одного с бутылочкой - при этом она горлышком оказывает давление на альвеолярный отросток, деформируя его;
12 слайд
родовая травма - насильственное извлечение плода за нижнюю челюсть - при этом страдает зона роста - мыщелковый отросток; перенесенные заболевания – рахит - следствием которого могут быть деформации как верхней так и нижней челюсти
13 слайд
гематогенный остеомиелит - возбудитель данного заболевания оседает в основном в зонах роста - на верхней челюсти скуловой и лобный отростки, на нижней челюсти - в суставных отростках; гнойничковые заболевания кожных покровов дыхание через рот в силу недостаточной очишенностй носовых ходов от корочек или вследствие частичной или полной атрезии
14 слайд
Профилактические мероприятия: Естественное вскармливание - акт сосания является мощным стимулятором для роста костной ткани. При сосании нижняя челюсть изменяет положение в передне-заднем направлении за счет сокращения мышц. Давление передается костным балкам и кровеносным сосудам, питающим их. В результате зоны роста получают импульс и происходит физиологический процесс роста. В период естественного вскармливания на небо оказывается давление, что обеспечивает рост и увеличение в объеме верхней челюсти.
15 слайд
Правильное искусственное вскармливание соска на бутылочке должна быть физиологичной формы, быть эластичной, упругой, иметь несколько маленьких отверстий. Оптимальное время для высасывания порции еды из бутылочки емкостью 200,0 мл не менее 15 минут. Меньшая продолжительность приводит к недоразвитию нижней челюсти. При кормлении нужно держать ребенка под углом, как при грудном вскармливании. Бутылочку располагают также под углом, чтобы она не давила на нижнюю челюсть малыша
16 слайд
Плоская часть соски обеспечивает правильное положение языка, идентичное естественному во время кормления грудью Благодаря широкому основанию соски губы ребенка широко раскрыты, как при естественном вскармливании
17 слайд
Правильное положение ребенка во время сна. Новорожденный должен спать без подушки на ортопедическом матрасе Также необходимо переворачивать ребенка на левый, правый бок и выкладывать на живот для предупреждения западения (профилактика дистальной окклюзии) и смещения нижней челюсти вправо или влево (перекрестный прикус) профилактика рахита (проводиться врачами-педиатрами) предупреждение гнойничковых заболеваний кожных покровов соблюдение правил гигиены челюстно-лицевой области;
18 слайд
С 5-6 месячного возраста вводится прикорм обязательно с ложки, чтобы во время захвата пищи происходило перемещение нижней челюсти вперед, а также напряжение мышц подбородочной, нижнечелюстной и шейной области, что в дальнейшем обеспечит нормальную функцию глотания, передвижения нижней челюсти и движений в ВНЧС. Начиная с 6 мес. возраста, в рацион ребенка необходимо вводить более грубую пищу (мясо, овощи), что позволяет сформировать навыки откусывания, пережевывания и равномерного распределения пищи по полости рта. При этом губы должны быть сомкнуты, язык расположен за зубами и во время глотания не должны напрягаться мышцы околоротовой полости.
19 слайд
своевременное удлинение укороченной уздечки языка; пользование соской-"пустышкой" - не более 15-20 минут после еды, во время сна, бодрствования - пользование соской-"пустышкой" не рекомендуется. Длительное применение соски-пустышки (более 1-1,5 лет) приводит к формированию открытого прикуса. Критическое время использования пустышки составляет 6 часов в сутки. профилактическая пустышка с максимально тонкой шейкой (1) и плоской головкой (2), модели «Дентистар».
20 слайд
Дети 2-го и 3-го года жизни (период формирования временной окклюзии) Этиологические факторы: Вредные привычки (сосание пальцев, пустышки, различных предметов, прием пищи с помощью соски); Рахит - недостаток вигамина "Д"; Отсутствие в рационе ребенка жесткой пищи; Затрудненное носовое дыхание;
21 слайд
Профилактические мероприятия: Устранение вредных привычек Сбалансированное питание, использование при жевании жесткой пищи Педиатрическая коррекция рахита Пластика уздечки языка с целью правильного формирования функции речи; Формирование навыков по гигиене полости рта.
22 слайд
профилактическая вестибулярная пластина «Стоппи», разработанная для отвыкания от сосания пустышки или пальца, регулярное использование в течение 1–2-х часов днем, а также во время сна позволяет исправить прикус естественным образом, т.к. конструкция пластинки не мешает смыкаться резцам и предотвращает попадание языка между верхними и нижними зубными рядами. Пластинка рекомендована детям от 2 до 5 лет
23 слайд
Дети в возрасте 3-6 лет (период сформированного молочного прикуса) Этиологические факторы: Нарушение функции носового дыхания - проявляется в виде смешанного или ротового дыхания. В зависимости от сочетания с другими факторами способствует формированию различных аномалий - открытого, прогенического, глубокого, прогнатического прикусов и аномалий зубного ряда. Нарушение функции глотания – инфантильное глотание Нарушение функции жевания - - является активным фактором формирования открытого, перекрестного, прогенического и других видов патологического прикуса.
24 слайд
25 слайд
Нарушение физиологического стирания молочных зубов Стираемость временных зубов обусловлено функциональными нагрузками в связи с развитием функции жевания и изменением структуры и свойств эмали временных зубов, вызванных резорбцией их корней. Первые признаки физиологического стирания появляются на резцах в 3-х летнем возрасте, к 4-5 годам оно распространяется на клыки и моляры. Благодаря стиранию бугорков временных зубов обеспечивается плавное скольжение нижнего зубного ряда по отношению к верхнему, создаются оптимальные условия для полноценного жевания и формирования правильного прикуса.
Слайд 2
- Зуб - это орган человека, который имеет характерную форму и строение, занимает определенное положение в зубном ряду, построен из специальных тканей, имеет собственный нервный аппарат, кровеносные и лимфатические сосуды.
- В норме у человека имеется 28-32 постоянных зуба.
Слайд 4
Зубные пасты и щётки для детей
Слайд 5
Правильная чистка зубов
Слайд 7
Вредные продукты
- Сладкие газированные напитки, жевательные таблетки, алкоголь, сладости, сухофрукты, белый хлеб, макароны, картофель фри, чипсы
Слайд 8
Профилактический осмотр
- Чтобы сохранить зубы здоровыми необходимо приходить на осмотр к врачу-стоматологу не реже двух раз в год.
Слайд 9
Кариес зубов
- Это длительный хронический процесс, который является очагом и источником инфекции, так как с пищей ребенок постоянно заглатывает большое количество микроорганизмов и продуктов разложения тканей зуба и пищи, задерживающейся в кариозной полости.
Слайд 10
- У детей младшего и среднего школьного возраста кариес протекает безболезненно, в то время как у старшеклассников кариес дает о себе знать появлением неприятных ощущений при приеме сладкой и соленой пищи, при перепадах температур.
Слайд 12
- Ночная пульсирующая самопроизвольная боль в зубе, имеющем кариозную полость или дефект пломбы, как правило, свидетельствуют о воспалении пульпы.
Слайд 13
Вредные привычки
- Прикусывание языка, нижней челюсти, губ, щек, предметов.
- Привычка сосать пальцы, грызть ногти, игрушки.
- Жевательная леность.
Слайд 14
Влияние курения на зубы
- Зубы – это первое, о чем следует говорить и думать, когда речь заходит о вреде курения.
Слайд 15
- Именно с зубов и слизистой оболочки ротовой полости начинается весь этот вред (рак лёгких, инсульт и т.д.) и именно их табачный дым поражает больше всего и в первую очередь.
Слайд 16
Правила для сохранения здоровых зубов:
- 1. Не стоит грызть зубами то, для чего они не предназначены – колоть орехи, открывать пивные бутылки. Также следует быть осторожным с продуктами, содержащими твердую сердцевину.
- 2. Газированные напитки лучше пить через трубочку-соломку, максимально избегая контакта напитков с зубами.
- 3. Чаще поласкайте рот простой водой после принятия пищи, особенно богатой углеводами и кислотами.
- 4. Не стоит чистить зубы сразу после употребления в пищу кислых продуктов. После воздействия кислоты эмаль зубов более уязвима к механическому воздействию. Правильнее прополоскать рот водой, а чистку осуществить спустя полчаса.
Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com
Подписи к слайдам:
Ткани растений МОУ «Покшеньгская основная школа № 21» Богданова Л.В. 2010
Ткань – это группа клеток, сходных по строению, функциям и имеющих общее происхождение.
Межклетники – это промежутки между клетками в ткани. Плотная ткань Рыхлая ткань
Ткани растений образовательная механическая покровная проводящая основная
Образовательная ткань Клетки молодые, способные делиться, плотно прилегают друг к другу
Образовательная ткань Обеспечивает рост растения
Основная ткань Клетки старые, имеют крупные вакуоли. Часто клетки располагаются рыхло, т.е.между клетками большие межклетники, заполненные воздухом.
Основная ткань Клетки фотосинтезирующей ткани содержат хлоропласты Функция: Создание и накопление веществ
Покровная ткань Клетки плотно прилегают друг к другу. Часто оболочки клеток бывают пропитаны пробковым веществом
Покровная ткань Кожица Пробка Защищает от неблагоприятных условий среды
Проводящие ткани Древесина (сосуды) Клетки мертвые, поперечные оболочки между ними разрушены. Весь сосуд пропитан пробковым веществом Проводит воду с растворенными минеральными веществами из корня в другие органы (восходящий ток)
Проводящие ткани Луб (ситовидные трубки) Клетки живые, старые, оболочки пронизаны отверстиями, в цитоплазме имеются каналы Проводит воду с растворенными органическими веществами из листа в другие органы (нисходящий ток)
Механическая ткань Клетки мертвые, узкие, длинные (волокна), оболочки пропитаны пробковым веществом Каменистые клетки Волокна
Механическая ткань Придает прочность и упругость органам (каркас растения)
нижняя кожица (покровная ткань) верхняя кожица (покровная ткань) основная ткань (с хлоропластами) механическая ткань (волокна) проводящие ткани (луб и древесина) Поперечный разрез листа
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Понятие перевалка и пересадка растения. Значение и приемы перевалки комнатного растения. Подбор цветочных горшков для переваливаемых растений.
Учитель знакомит детей со способом пересадки растения, называемым - перевалка. При данном способе пересадки не нарушается корневая структура пересаживаемого растения и не повреждается земляной ком....
II. Изучение нового материалаОткройте свои учебники и прочитайте мне основные вопросы, которые нам предстоит изучить сегодня на уроке:
- Какое строение имеет ткань, выполняющая опорную функцию у растений.
- Как устроены ткани растений, по которым передвигаются вода и питательные вещества.
Для того чтобы Вам было легче усвоить новый материал, вспомните из ранее изученного и ответьте на мои вопросы:
- Что такое ткань?
- Какие ткани растений вы уже знаете?
- Какие функции выполняют покровные ткани?
- Как устроены устьица?
- Какие функции они выполняют?
Каждый наблюдал, как тонкая соломина, поддерживая тяжелый колос, раскачивается на ветру, но не ломается.
- Скажите за счет чего это происходит?
Огромное значение в жизни наземных растений
играют механические ткани.
А) Прочность придают растению механические
ткани.
Механические ткани
- опорные ткани
растения, обеспечивающие его прочность (медиаобъект
из словаря)
.
Они служат опорой тем органам, в которых
находятся. Клетки механических тканей имеют
утолщенные оболочки.
- В каких органах растения могут находится механические ткани?
В листьях и других органах молодых растений
клетки механической ткани живые. Такая ткань
располагается отдельными тяжами под покровной
тканью стебля и черешков листьев, окаймляет
жилки листьев.
Клетки живой механической ткани легко растяжимы
и не мешают расти той части растения, в которой
находятся.
Благодаря этому органы растений действуют
подобно пружинам. Они способны возвращаться в
исходное состояние после снятия нагрузки. Каждый
видел, как вновь поднимается трава, после того
как по ней прошел человек.
- Перечислите мне органоиды клетки, которые вы увидели на рисунке.
Опорой частям растения, рост которых завершен, также служит механическая ткань, однако зрелые клетки этой ткани мертвые. К ним относят лубяные и древесные волокна - длинные тонкие клетки, собранные в тяжи или пучки.
- Какие органоиды присутствуют в мертвых клетках механических тканей?
- Волокна придают прочность стеблю.
- Скажите мне в каких частях растения можно найти короткие мертвые клетки механической ткани (их называют каменистыми)?
Образуют семенную кожуру, скорлупу орехов), косточки плодов, придают мякоти груш крупитчатый характер.
- Посмотрите, какие интересные факты из жизни растений Вы можете прочитать в биологическом блокноте на стр. 36?
Итак, давайте подведем итог по механическим тканям:
- Какие бывают виды механической ткани?
- В каких органах растения находятся живые механические ткани?
- Где находятся каменистые клетки?
- В чем заключается функция механической ткани?
Мы с Вами изучаем ткани растений, давайте представим себе, что мы…
Осенние листочки лежали на траве
И ветер, разбойник подул во дворе
Листья взлетели и стали кружить
Кружили, летели,
Устали и сели. (садятся на места).
Итак, продолжим знакомство с тканями растений.
- Скажите мне с какой еще тканью растения мы должны познакомиться сегодня на уроке?
Б) Во всех частях растения находятся проводящие ткани.
- В чем заключается роль проводящей ткани?
Проводящие ткани
- растительные
ткани организма, служащие для транспорта воды,
минеральных и органических веществ.
Они обеспечивают перенос воды и растворенных в
ней веществ.
- Какие среды жизни Вы знаете?
- В каких средах жизни находится тело наземных растений?
- Каким образом растение будет осуществлять процесс питания?
- Как поступает вода и минеральные вещества из корня к листьям?
- Какие вещества образуются в процессе фотосинтеза?
- На какие нужды растения тратятся эти вещества?
- Почему растворенные органические вещества и минеральные вещества не смешиваются?
Проводящие ткани сформировались у растений в
результате приспособления к жизни на суше. Тело
наземных растений находится в двух средах жизни
- наземно-воздушной и почвенной. В связи с этим
возникли две проводящие ткани – древесина
и
луб.
Подревесине в направлении
снизу вверх (от корней к листьям) поднимаются
вода и растворенные в ней минеральные соли.
Давайте посмотрим, как это происходит в природе.
- Вы просмотрели анимацию. Кто мне может дать определение древесине?
Поэтому древесину называют водопроводящей
тканью.
Древесина – проводящая ткань растений,
состоящая из сосудов, образованных стенками
мертвых клеток.
Луб - это внутренняя часть коры.
По лубу в направлении сверху вниз (от листьев к
корням) передвигаются органические вещества.
Древесина и луб образуют в теле растения
непрерывную разветвленную систему, соединяющую
все его части.
Главные проводящие элементы древесины -
сосуды. Они представляют собой длинные трубки,
образованные стенками мертвых клеток. Сначала
клетки были живыми и имели тонкие растяжимые
стенки. Затем стенки клеток одревеснели, живое
содержимое погибло. Поперечные перегородки
между клетками разрушились, и образовались
длинные трубки. Они состоят из отдельных
элементов и похожи на бочонки без дна и крышки. По
сосудам древесины свободно проходит вода с
растворенными в ней веществами.
Проводящие элементы луба - живые вытянутые
клетки. Они соединяются концами и образуют
длинные ряды клеток - трубки. В поперечных
стенках клеток луба имеются мелкие отверстия
(поры). Такие стенки похожи на сито, поэтому
трубки называют ситовидными.
Поним передвигаются
растворы органических веществ от листьев ко всем
органам растения. Луб - проводящая ткань
растений, состоящая из тонкостенных живых
клеток, образующих длинные ряды (ситовидные
трубки).
Посмотрите какие интересные факты из жизни
растений Вы можете прочитать в биологическом
блокноте на стр. 37?
Слайд 2
План лекции:
- Общие сведения о проводящих тканях.
- Ксилема – гистологический состав, строение, функции, онтогенез и эволюция проводящих элементов.
- Флоэма – гистологический состав, онтогенез и филогенез ситовидных элементов.
Слайд 3
Проводящими тканями называют ксилему и флоэму. Они в теле растений образуют непрерывную проводящую систему, Которая пронизывает вегетативные и генеративные органы растений.
Обе ткани выполняют функцию проведения.
Ксилема - ткань сосудистых растений проводящая воду с растворенными минеральными веществами.
Флоэма – ткань, проводящая органические вещества, образующиеся в листьях в процессе фотосинтеза.
Проводящие ткани классифицируются по происхождению и по времени возникновения в теле растений (онтогенетически).
Слайд 4
По происхождению ткани возникшие из первичной васкулярной латеральной меристемы – прокамбия, называют первичными, а возникшие из вторичной меристемы – камбия – вторичными.
- Прокамбий первичная
- флоэма первичная
- ксилема
- протофлоэма
- метафлоэма
- протоксилема
- метаксилема
- Камбий вторичная флоэма (луб)
- вторичная ксилема (древесина)
По времени возникновения проводящие ткани различаются онтогенетически. Элементы первичной флоэмы и первичной ксилемы, возникшие первыми называют протоэлементами (протофлоэма, протоксилема). Позднее возникают метаэлементы (метафлоэма, метаксилема).
Слайд 5
Слайд 6
Слайд 7
У однодольных растений (злаковые, лилейные, осоковые, орхидные и др.), которые не имеют вторичного роста, метаксилема и метафлоэма составляют всю проводящую ткань взрослого растения и функционируют в течение всей жизни растения. Поскольку, камбий отсутствует у однодольных – вторичные ксилема и флоэма не образуются. Вся проводящая ткань образуется из прокамбия.
Слайд 8
Общие черты Кс и Фл
- Одинаковы по происхождению, т.к. обе ткани возникают из прокамбия и камбия;
- Обе ткани выполняют проводящую функцию;
- Имеются общие черты в строении. Кс и Фл состоят из различных типов клеток, поэтому являются сложными тканями. В их состав входят паренхимные клетки и проводящие элементы.
- Клетки во вторичных тканях расположены определенным образом, образуя осевую (продольную или вертикальную) систему и лучевую (поперечную или горизонтальную) систему.
- Осевая система состоит из рядов клеток, длинные оси которых ориентированы в стебле и корне параллельно главной оси стебля и корня.
- Лучевая система состоит из рядов клеток, ориентированных перпендикулярно по отношению к осям стебля и корня.
Слайд 9
Основные типы клеток
- Ксилема
- Флоэма
- Осевая система
- Осевая система
- Функция
- Функция трахеиды
- сосуды
- проведение воды
- ситовидные трубки
- ситовидные клетки
- проведение органических веществ
- волокна (волокнистая трахеида, либриформ, перегородчатое волокно),
- склеренхима лубяные волокна,
- склереиды,
- смоляные ходы механическая, запасающая
- паренхимные клетки
- паренхимные клетки
- живые клетки,
- запасающая
- Лучевая система
- Лучевая система
- паренхимные клетки
- паренхимные клетки однорядные или многорядные
- живые клетки,
- запасающая
- трахеиды у хвойных
- проведение воды
- различия
Слайд 10
Слайд 11
Гистологический состав Кс, строение и функции проводящих элементов
Слайд 12
Трахеиды
Трахеиды имеют длину 1-4 мм, в поперечном сечении от 0,1 до 0,01мм. Это отдельные клетки, имеющие неравномерные утолщения в оболочке. Утолщаются обычно продольные стенки. Каждая трахеида обособлена, имеет свою оболочку. Трахеиды – неперфорированные клетки.
Слайд 13
Слайд 14
Слайд 15
Слайд 16
Перфорации и поры
- Перфорации – это сквозные отверстия на поперечных стенках, которые образуются только у сосудов (трахей). у трахеид на продольных стенках образуются поры.
- Поры – это неутолщенные участки вторичной оболочки, которые могут быть простыми и окаймленными.
Слайд 17
Виды утолщений трахеид
Утолщения продольных стенок могут быть различными. Вторичная оболочка трахеид может иметь форму колец, не связанных друг с другом (кольчатые трахеиды), форму спирали (спиральные трахеиды). Если образуются утолщения в форме спирали, витки которых связаны между собой, такие утолщения называются лестничными. Сетчатое утолщение в виде сетки, пористое утолщение часто с окаймленными порами.
а – кольчато-спиральный, б – спиральный, в - пористый
Слайд 18
Слайд 19
Микрофотографии утолщений сосудов
Слайд 20
Микрофотография и объемное изображение вторичной ксилемы:
- 1 – либриформ,
- 2 – сосуды, 3 – трахеиды, 4 – вертикальная паренхима,
- 5 – горизонтальная паренхима (сердцевинный луч)
Слайд 21
Слайд 22
Онтогенез трахеид
Слайд 23
Эволюция трахеид
- а1-а4 – эволюция волокон;
- б1-б4 – эволюция члеников сосудов;
- I-III – длинные трахеиды из примитивных древесин
Слайд 24
Трахеи
- Сосуд – группа трахеид у которых исчезают поперечные перегородки. Сосуд состоит из многих клеток, нызываемых члеником сосуда, которые образуют вертикальный ряд.
- По членикам сосуда вода движется через перфорации, а перфорированную часть оболочки членика сосуда называют перфорационной пластинкой.
Схема строения и сочетания трахеид (1) и члеников сосуда (2).
Слайд 25
Слайд 26
- Пластинка может быть простой или сложной.
- Сложная пластинка может быть:
- Лестничной.
- Сетчатой.
Слайд 27
Трахеи
У сосудов на продольных стенках тоже имеются поры. Они могут быть простые и окаймленные, как у трахеид. У сосудов число и характер распределения пор варьирует и различают следующие типы поровости:
- Лестничная – поры простые, вытянутые.
- Переходная – простые поры чередуются с окаймленными.
- Супротивная – окаймленные поры располагаются супротивно.
- Очередная – окаймленные поры располагаются рядами, наиболее высоорганизованый тип.
Слайд 28
А – кольчатые, Б – растянуто-кольчатые, В – кольчато-спиральные, Г, Д – спиральные, Е – сетчатые, Ж – лестничные, З - супротивнопоровые
Слайд 29
- Таким образом, поры у сосудов образуются и на поперечных и на продольных стенках. Оболочки лигнифицированные (одревесневшие).
- В зрелом состоянии сосуды, как и трахеиды, являются мертвыми клетками, т.к. выполняют функцию проведения воды и растворенных в них веществ.
- Онтогенез идет также как у трахеид.
- Сосуды не имеют определенной длины, она может быть от 60 см до 4,5 м.
Слайд 30
Развитие члеников сосудов со спиральным утолщением
Слайд 31
Эволюция сосудов шла по следующей схеме:
1. Укорочение членика сосуда
2. Расширение диаметра сосуда
3. Сокращение наклона концевых частей до горизонтальных
4. Уменьшается число перфораций от 20 до 1
5. Появляется очередная поровость Т.О.
Сосуд приспосабливался для лучшего проведения воды
Слайд 32
Флоэма – гистологический состав и функции проводящих элементов.
Слайд 33
- Проводящими элементами флоэмы являются ситовидные клетки и ситовидные трубки.
- Ситовидные клетки – менее специализированные элементы, присущие папоротникообразным и голосеменным растениям.
Слайд 34
Ситовидные трубки – высокоспециализированные проводящие элементы, характерны для покрытосеменных растений.
Слайд 35
Слайд 36
- Ситовидным полем называется специализированный участок клеточной стенки, пронизанный отверстиями (канальцами). Посредством ситовидных полей ситовидные элементы сообщатся друг с другом.
- Ситовидные клетки и ситовидные трубки имеют толстые оболочки. В ситовидных клетках ситовидные поля располагаются только на продольных стенках, отверстия мелкие.