Сигирия - это древняя горная разрушенная крепость с остатками дворца, расположенная в центральном районе Матале на Шри-Ланке. Эта удивительная каменная крепость окружена остатками обширной сети садов, бассейнов, и других структур. Это место очень популярно среди туристов, которые путешествуют по Шри-Ланке.
Развалины города Сигирия, построенного царем Кассапой I, убившим своего отца, располагаются на склонах у горы высотой 370 м над уровнем моря. Этот пик называется Львиной скалой и со всех сторон окружен джунглями. Входом в город была огромная пасть льва … от которого сейчас остались только лапы.
Давайте узнаем историю этого грандиозного сооружения …
Дело в том, что невозможно утверждать о какой-либо достоверности описанных событий, ведь речь идет о V веке, но история постройки крепости в скале у Сигирии такова. Царь Кассапа I, замуровав собственного отца в стену, взошел на трон и стал отстраивать руками своих рабов безопасное укрепление для продолжения своих темных подлых дел. Через пару десятков лет Кассапу убил его… брат (с красивым именем Моггаллан). Если вдаваться в кровавые подробности, то Кассапа, имея такое высокое и крепкое убежище оказался настолько глуп, что взгромоздился на слона и, прихватив свою армию, вышел биться с Моггалланом и его войском. Разгромленный царь, оказавшись перед лицом расправы, второпях наложил на себя руки.
Или вот еще вариант:
У короля Датусена (459-477 гг.) было два сына. Старший - Кассапа, младший - Могаллан. Престол унаследовать должен был старший, но отец решил передать правление Могаллану, так как Кассапа был сыном одной из многочисленных наложниц. Кассапа очень разозлился и в 477 году в порыве гнева убил своего отца. Могалан, испугавшись того, что и ждет та же участь, скрылся в Южной Индии.
Опасаясь мести, Кассапа решил построить столицу в труднодоступном месте. Таким местом стала скала Сигирия - ее высота почти 200 метров. Выбранное место было расчищено, и в короткие сроки был возведен прекрасный город с множеством садов и фонтанов.
18 лет правил Кассапа этой крепостью и, наконец, решил сразиться с братом. Он послал ему вызов, и тот принял его. Два огромных войска встретились на равнине. Но удача была не на стороне Кассапы, его войска бежали. Оставшись один, Кассапа перерезал себе горло. Так закончилась история великого города на вершине Сигирии: Могаллан приказал стереть все следы правления брата, уничтожив цитадель. Старая столица Анарадхапур была вновь восстановлена.
Вообще, археологи авторитетно утверждают, что примерно за 1000 лет до Кассапы Львиную скалу уже облюбовали буддийские монахи и вообще скала и окрестности не прекращая привлекали людей для жизни и молитв многие сотни лет до и после того момента, как Сигирия была укрытием. Занятно, что со своей ролью защитницы царя, скала справилась весьма условно. Хотя помимо дозорных площадок со стражниками, на вершине были построены укрепления, с которых в любой момент можно было сбросить огромные каменные валуны на атакующих. Гора оказалась более пригодной в качестве пристанища религиозных культов.
Безусловно, главной достопримечательностью этого места является горный дворец, расположенный на высоте 200-метров.
Археологи предполагают, что дворец был построен в конце 4 века. Инициатором строительства стал монарх-отцеубийца по имени Касапа, который бежал в эти удалённые места, опасаясь мести брата – настоящего наследника.
Сигирия во время доисторических времен имела своих жильцов и использовалась как горный монастырь-убежище начиная приблизительно с 5-ого столетия до н.э, с пещерами и монастырями. Сад и дворец были построены немного позже королем Касапой. После смерти Касапы место снова стало монастырем до 14-ого столетия, после чего было заброшено. Надписи Сигири были расшифрованы археологом Сенаратом Паранавитаной в его известной работе, изданной в Оксфорде. Он также написал популярную книгу «История Сигирии».
Скала Сигирия высотой 370 метров над уровнем моря сформирована из магмы потухшего и долго разрушающегося вулкана. Скала возвышается высоко над окружающей равниной, видимой на множество миль во всех направлениях. Скала, опираясь на крутую насыпь, возвышается над плоской равниной.
Исследователи считают, что ещё до строительства горного дворца здесь селились люди (в основном монахи и отшельники). Монастырём дворец стал после смерти Касапы, а ещё спустя несколько десятилетий был полностью покинут людьми.
История начинается с самого раннего свидетельства человеческого присутствия в Сигирии, которое было найдено в горном убежище Алигала в восточной части скалы. Эти находки доказывают, что область была заселена почти пять тысяч лет назад во время мезолита. В течение третьего столетия до нашей эры здесь находились горные убежища-пещеры, устроенные буддистскими монахами. Эти строения были построены между третьим столетием до нашей эры и первым столетием нашей эры.
Во время господства короля Касапы от 477 до 495 нашей эры, Сигирия была развита в сложный город, став неприступной крепостью. Большинство сложных построек на горной возвышенности, включая защитные структуры, дворцы и сады, относится к периоду правления Касапы
Комплекс сооружений на горе впечатляет благодаря сочетанию симметричных и асимметричных элементов. Кажется, что в постройках Сигирийского дворца нет никакого порядка, однако в целом все они гармонично сочетаются друг с другом.
Касапа прекратил править в 495 нашей эры, и Сигирия снова превратилась в буддистский монастырь – монахи находились здесь до четырнадцатого столетия. После этих событий никаких упоминаний о Сигирии не было обнаружено до семнадцатого столетия, когда эта местность стала Королевством Канди. Когда правление Канди окончилось, Львиная скала была снова заброшена.
Археологические работы здесь начались в 1890-ых. H.C.P Бэлл был первым археологом, который провел обширное исследование местности вокруг Сигирии. Масштабные же исследования начались в 1982 году, начатые правительством Шри-Ланки
Конечно, сегодня от дворца остались лишь руины, однако даже эти остатки былого величия впечатляют. В западной части дворцового комплекса находился парк с несколькими бассейнами. Вода доставлялась наверх горы с помощью системы механизмов, которая сохранилась в целости и сохранности до наших дней.
Древний замок, построенный Касьяпой, сохранился на вершине холма до сих пор, как и части крепости. Несмотря на возраст, некоторые решения строителей дворца все еще поражают своей изобретательностью – цистерны для хранения воды все еще удерживают в себе воду, а рвы и стены окружающие дворец все еще изящны и красивы.
Сады Сигирии – самая центральная часть этой местности, поскольку это одни из самых благоустроенных садов в мире. Сады разделены на три отдельных участка: водные сады, сады из камней, и сады – террасы.
Знаменитая часть Сигирии – зеркальная стена. Изначально эта стена так хорошо полировалась, что король мог видеть себя, пока шел рядом с нею. Стена сделана из особого фарфора, и частично покрыта стихами, набросанными посетителями Львиной скалы. Самые древние из стихов Сигирии датируются 8-м столетием. Множество посетителей писали на стене о любви, иронии и различных событиях.
Вход в главную часть древнего города, то есть во дворец, был декорирован львиными лапами и вероятно предназначался только для членов королевской династии. Первоначально вход представлял собой голову льва, то есть, чтобы попасть во дворец, необходимо было пройти через открытую пасть! К сожалению, время не пощадило столь уникальные врата…
Одной из главных задач при организации обороны на такой внушительной высоте была задача собрать и сохранить воду в том количестве и качестве, в котором она требовалась царю, армии и прислуге. В городе у подножья скалы был вырыт двойной крепостной ров, в городе наполняла бани, пруды и фонтаны. На тот момент система бассейнов в форме буквы Г, реализованная в Сигирии - настоящее инженерное чудо! И даже под землей удалось организовать трубы для подачи воды от крепостных рвов в отдаленные концы города. Трубы делали из обоженной глины.
Зеркальный коридор вёл в королевские покои. Некогда это было одно из самых роскошных помещений Сигирийского дворца. Здесь находилось несколько сотен фресок, на большинстве из которых были изображены полуобнажённые женщины – наложницы правителя. Стоит отметить, что несколько фресок сохранилось и до наших дней.
Древний храм на вершине скалы был гигантской картинной галереей, фрески покрывали большую часть западного склона скалы, занимая область в 140 метров длиной и 40 метров высотой. Сейчас многие из фресок Сигирии утеряны навсегда, но стиль этой живописи считается уникальным и неповторимым. Сигирия – ценнейшее достояние Шри-Ланки, поэтому находится на особом счету у правительства.
Конечно, краски на них поблекли, однако изображения на них рассмотреть всё ещё можно. Исследователи считают, что при создании этих фресок были использованы натуральные краски на основе пчелиного воска и яичного белка. Именно это, по мнению ученых, придало фрескам такую долговечность.
Сами по себе картинки с изображением девушек на потолках в скале на высоте около 100 метров не более чем симпатичные рисунки. Удивляет их количество и качество выполнения. Фрески в определенный момент истории Сигирии пытались смыть. О том кто именно изображен на фресках: царица со слугами или девушки, оплакивающие гибель царя с цветами или небесные нимфы, составляющие часть мифических рассказов Шри-Ланки ученые спорят до сих пор. Сейчас можно разгляеть только 21 девушку, но следы, оставленные на разных этапах росписи скалы говорят о 500 девах нарисованных на участке скалы длиной в 140 метров!
С горы “львиная скала” открывается великолепный вид на близлежащие окрестности. Отсюда, как на ладони, лежат рисовые поля, леса и небольшие озера. Когда-то на этой возвышенности находился королевский бассейн вместе с огромным троном.
Долгое время Сигирийский дворец считался разрушенным и затерянным где-то в лесах, однако в середине XIX века он был обнаружен. Здесь было проведено немало реставрационных работ, которые ведутся и поныне. Горный дворец был занесён в список Всемирного наследия ЮНЕСКО, и пользуется большой популярностью среди туристов. Ежегодно сюда приезжают тысячи путешественников, чтобы воочию увидеть руины древнего дворца!
Действительно, история возникновения Сигирии окутана многочисленными легендами. В пятом веке нашей эры Касапа (477-495гг.), старший сын короля Датусены (459-477 гг.), должен был унаследовать престол, но отец решил в пользу младшего сына Могаллана (мать Касапы была наложницей). Касапа воспылал ненавистью к отцу и заключил его в темницу, а в 477 г участвовал в его умерщвлении. Могаллана ужаснулся от страшных деяний старшего брата и скрылся в Южной Индии. Опасаясь мести Касапа решил построить столицу в труднодоступном месте. И он выбрал скалу Сигирия, 370 м в высоту.
Король и его архитекторы расчистили место вокруг скалы и построили великолепный город, окруженный садами с фонтами и бассейнами. Соорудили самые изумительные лестницы в мире: ступеньки вырезаны между лапами, горлом и челюстями неимоверных размеров льва. Лев – эмблема государства и форма устрашения. Часть скалы, выше головы льва, была расписана образами Касапы и его отца Датусены. На вершине скалы был построен дворец – цитадатель. Цитадатель начинается с «платформы льва», от которого остались только лапы. Ступеньки ведут на террасу размером 1,7 га, где когда-то находился дворец. От гигантской высеченной в скале фигуры льва, пасть которой некогда служила входом в крепость, уцелели только лапы, но на поверхности скалы до сих пор сохранились любопытнейшие стихотворные надписи, оставленные посетителями Сигирии, начиная с VIII века.
По описанию путешественников фронтон дворца, выстроенного из мрамора и окруженного садами и водоемами, был выложен драгоценными камнями. Хорошо сохранился гигантский королевский трон. Невозможно не удивляться тому, как строители тех времен поднимали на скалу необходимые стройматериалы. По краям скалы были воздвигнуты кирпичные стены с узкими платформами для часовых, где они не могли заснуть, рискуя упасть. Камни на скале всегда были наготове в случае чьего-либо вторжения. Один из них до сих пор держится, готовый вот-вот упасть.
Путешественики также описывают галерею с фресками и «зеркальную стену», отполированную с помощью минерала. Фрески, изображающие процессию принцесс или дворцовых дам как бы парящих в воздухе, и покрытые составом яичного белка с медом диких пчел, сохранили свои яркие цвета.
Никто не знает кто они, возможно просто плод воображения художника. На них были богатые украшения, диадемы поддерживают волосы, а в руках – цветы. Фрески занимали всю стену галереи. К сожалению, из 500 фресок сохранились только 18. Царапины на «зеркальной стене», следующей за галереей, это простые поэмы, посвящению красоте этих женщин.
Западный и южный склоны разделены на террасы, где раполагались помещения для слуг и охраны. На западном склоне два пролета ступенек ведут на скалу. Одна лестница проходит рядом с пещерой, посвященной богине Афродите, фигурка которой была обнаружена здесь в XII веке во время правления короля Паракрамабаху. Обращает на себя внимание огромный расчлененный валун, на одной половинке которого выдолблена цистерна для воды. На другой, упавшей половине, трон и квадратная площадка, где, возможно, проходили заседания члена совета министров.
По другой версии здесь устраивались театральные представления. В пещере ниже валуна, носящей название «капюшон кобры», следы древней живописи на потолке – биография Касапы. Среди валунов вокруг скалы обнаружено несколько мест религиозного характера. Пещерный храм содержит недатированный торс статуи будды, на котором монахи занимались медитаций. Preaching Rock, огромный валун, с которого произносились проповеди, имеет огромное количество миниатюрных ниш, где в дни полудня зажигались маслянные лампадки…
За 18 лет правления с вершины скалы Касапа возомнил себя хозяином вселенной. Уверенный в своей силе, он послал весть брату, вернувшемуся из Индии с войском, что хочет сразиться с ним на равнине. Но решение было принято неудачно. В разгар битвы слон Касапы двинулся к ближайшему пруду напиться воды. Армия решила, что король спасается бегством и начала отступать. Оставшись один, Касапа перерезал себе горло. Могаллана разрушил цитадель, уничтожив следы бывшего хозяина, и, взяв власть в свои руки, восстановил столицу в Анурахапуре.
Сейчас идут реставрационные работы. На основании литературных свидетельств и археологических раскопок существует другая версия назначения Сигирии. Метеорологические данные с 1895 года свидетельствуют, что ветер и дождь двух муссонов останавливали полевые работы на 8 месяцев в году. Февраль-март – единственные месяцы, когда строительные работы возможны в этом регионе страны.
Из 18 лет правления Касапы остается только пять лет на строительство, и это включая такие колоссальные работы как: расчитка местности, транспортировка мрамора, изготовление и обжиг кирпича, выдалбливание ниш в скале для закрепления кирпича, строительство галереи и» зеркальной стены», подготовка поверхности скалы для нанесения живописи, работы на вершине скалы, не говоря уже о строительстве вокруг самой скалы. Даже если представить, что были задействованы тысячи рабочих, то практически невозможно выполнение всех этих грандиозных работ в такой короткий срок.
Теория дворца также не выдерживает критики. При раскопках на вершине скалы обнаружена прямоугольная платформа размером 13 х 7 м, которая безоговорочно была признана дворцом Касапы. Но если это дворец, то почему нет следов присутствия комнат, туалета, колонн, углублений для колонн? Не обнаружено так же остатков черепичной кровли, зато найден сосуд, в котором хранились реликвии. Каким образом крытая черепицей крыша, могла выдержать напор мусонных ветров и дождей? Высеченный из камня гигантский трон южнее платформы и на более низком уровне – единственное строение на вершине, которое имеет признаки когда-то существовавшей крыши (или навеса), защищенной вертикально поднимающейся каменной стеной. В 1833 г на вершине была обнаружена ступа, существовавшая еще в начале нашего столетия; сейчас это место обозначено колышками. Археологии обнаружили по крайней мере 2 периода строительства на вершине скалы и 5 у подножия. Если дворец и сады Сигирии дело рук Касапы, то кто несет ответственность за остальные 4 периода строительной активности?
Правящие монархи являлись покровителями веры. Орден монахов пользовался большими привелегиями в виде королевских дотаций, престижа и протекции. Археологические раскопки подтверждают, что уже во II в. до нашей эры здесь существовал большой монастырский комплекс, о чем свидетельствует наличие большого количества пещерных храмов на западном и северном склонах (раскопки еще не велись на южном и восточных склонах). В одной из пещер обнаружены надписи II века н.э. учитывая это, нельзя даже допустить и мысли,чтобы Касапа в сложной для себя ситуации решился пойти на конфликт с монахами только для того, чтобы построить дворец на вершине скалы. Невозможно также и присутствие армии на территории монастыря. Наоборот, король, армия и население должны были всячески поддерживать и оберегать хранителей учения Будды, что Касапа и делал. Касапа не мог рубить сук на котором сидел. В этот период времени храм Зуба Будды и сама реликвия (символ королевской власти) находились в Анурадхапуре, где также находилось и правительство. В Анурадхапуре Касапа построил несколько храмов, в том числе храм Касуб – Бо -Упульван (в честь бога Вишну). Все эти факты говорят за то, что Касапа посещал Сигирию, но не мог там жить.
Эта скала была еще и вся в садах, в том числе – террасных. Искусственные бассейны для воды везде – снизу доверху. И вся водная инженерная система способна действовать и сейчас. Не всегда понятно – как там внутри, в скале, но действует. Снаружи можно только увидеть прорубленные стоки для отвода воды, они есть и во всех пещерах по дороге.
Вряд ли строительные работы Касапы в Сигирии, покровителя секты Махаяна (либерального направления буддизма), могли получить одобрение в хрониках Махавамса, описыващих главным образом историю буддизма и отношения правящих монархов с церковью, из которых мы узнаем историю Сигирии и которые писались в XIII веке сектой Теравада (учение старших – ортодоксальное направление буддизма). Перерыв в семь веков между событиями и их записью был на руку писавшим хроники: намного удобнее исказить реальные события и выставить Касапу в ложном свете как сумасшедшего гения, чем прославлять его приверженность к враждебному направлению буддизма. Течение Теравада отрицает существование богов-спасителей, главная миссия которых облегчить наши страдания в этой жизни.
Смысл живописи Сигирии можно понять только тогда, когда понятно назначение самого комплекса. Обычно живопись выполняет определенную роль: декоративную (как, например обо), либо пытается оказать воздействие, донести какую-либо определенную мысль, совсем не обязательно понятную простым смертным. Принимая во внимание, что комплекс является центром секты Махаяна, нетрудно догадаться, кто изображен на фресках. Одна из самых уважаемых и почитаемых богинь секты Махаяна – богиня Тара, звезда, мать всех Будд. Но почему такое множество изображений одного и того же лица на скале Сигирия? Повторение, весьма популярная манера выражения чувств в буддийском искусстве, передает магическую силу божества не посредством колоссального размера, а посредством многократного повторения, чувсвом бесконечности. Примеры этому найдены в Индии, Цетральной Азии, Китае, Индонезии, Бирме.
Одним из таких примером на Шри-Ланке является Пещерный храм Дамбулла. Надписи на «зеркальной стене», оставленные в основном посетителями VIII-X веков, упоминают место как Sihigiri – скала Поминовения. А хроники XIII века Махавамса называют скалу Sihigiri – Скала Льва. Верующие, поднимаясь в галерею, на «платформу льва» и наконец на вершину скалы, постоянно видели перед глазами образ богини Тары.
Визуально представляя богиню и поклоняясь ей, верующие надеялись, что Тара облегчит их страдания и укажет путь к спасению. Сигирия – это напоминание верующим о Таре, отсюда и название Скала поминовения. Призыв к медитации и является смыслом живописи Сигирии, покровительницей которой являлась богиня Тара.
По свидетельствам очевидцев XIX века ступеньки, начиная с «платформы льва», были украшены скульптурами львов. Примеры отождествления богини Тары с рычащим львом найдены в Индии (Ghost, M – Развитие буддийской иконографии восточной Индии: 1980 г). С течением времени Тара была забыта простыми людьми. За это говорит тот факт, что посетители X века и позднее уже не упоминали о Таре, а отождествляли женщин на фресках с женами Касапы, что поощрялось пропагандой секты Теравада.
Учитывая вышеизложенные факты, можно сделать вывод: Сигирия никогда не являлась ни столицей, ни крепостью. Это был эстетически спланированный монастырский комплекс буддийской секты Махаяна в течении более 20 веков. Было легче вести праведный образ жизни в окружении прекрасного пейзажа и благоприятного климата. Мощные валы со рвами отводили избыток дождевой воды за территорию монастыря, который иначе бы подвергся наводнению. Так называемый дворец был ни чем иным, как открытым залом для медитаций, а цветущие сады и водоемы создавали для этого идеальную обстановку. Резервуары с водой для ритульных омовений и декоративных целей явление не исключительное в буддийских храмах и монастырях.
Среди самых замечательных аспектов городского устройства в Сигирии – ее основанное на математических расчетах планирование и абсолютная ясность проекта. План города основан на точном квадратном модуле. Все постройки и сооружения расположены строго в соотношении с центром координат – дворцовым комплексом на вершине скалы. Восточные и западные входы четко соответствуют оси восток – запад. Королевские водные сады, рвы и валы западной зоны основаны на плане ‘эха’, или «зеркала», который дублирует расположение с обеих сторон между севером и югом с востока на запад. В своей полной концепции Сигирия представляет собой блестящую комбинацию симметрии и асимметрии в блоке геометрического планирования и естественной формы.
Часто при низкой облачности на вершине бывает необыкновенный эффект, когда облако лежит на вершине скалы и люди по пояс бродят в белых облаках. Создается впечатление, как будто ты ходишь по небесам. Этот необычный эффект потрясает даже опытных путешественников.
Очень долгое время о Сигирийской крепости знали только по преданиям. Считали, что ее уже не существует. Однако в середине XIX века были обнаружены руины этого великого сооружения. Сейчас ведутся активные работы по восстановлению Сигирии. Памятник находится под охраной ЮНЕСКО.
Сегодня Шри-Ланка и вершина Сигирии невероятно популярны: каждый год сюда съезжаются тысячи людей со всех уголков света, чтобы посмотреть на одно из чудес древности, сохранившееся и по сей день.
Сигирия (Львиная скала) - это древняя горная разрушенная крепость с остатками дворца, расположенная в центральном районе Матале на Шри-Ланке. Крепость окружена остатками обширной сети садов, бассейнов, и других структур. Это популярнейшее туристическое направление Шри-Ланки. Сигирия также известна своими древними изображениями-фресками. Крепость была построена во время господства короля Касапы I (477 – 495 года нашей эры), и является одним из семи участков мирового наследия Шри-Ланки. Мы попытались найти как можно больше информации об этом месте и предлагаем вам совершить экскурс в историю Сигирии и полюбоваться ее красотами.
(Всего 20 фото)
1. Безусловно, главной достопримечательностью этого места является горный дворец, расположенный на высоте 200-метров.
2. Археологи считают, что дворец был построен в конце 4 века. Инициатором строительства стал монарх-отцеубийца по имени Касапа, который бежал в эти удалённые места, опасаясь мести брата – настоящего наследника. Сигирия населялась во время доисторических времен и использовалась как горный монастырь-убежище начиная приблизительно с 5-ого столетия до н.э, с пещерами и монастырями. Сад и дворец были построены немного позже королем Касапой. После смерти Касапы место снова стало монастырем до 14-ого столетия, после чего было заброшено. Надписи Сигири были расшифрованы археологом Сенаратом Паранавитаной в его известной работе, изданной в Оксфорде. Он также написал популярную книгу "История Сигирии".
3. Скала Сигирия - мощное формирование из магмы потухшего и долго разрушающегося вулкана. Скала возвышается высоко над окружающей равниной, видимой на множество миль во всех направлениях. Скала опирается на крутую насыпь, которая резко возвышается над плоской равниной, окружающей ее. Высота скалы составляет 370 метров над уровнем моря. Гора, на которой было решено построить дворец, представляет собой потухший вулкан. Исследователи считают, что ещё до строительства горного дворца здесь селились люди (в основном монахи и отшельники). Монастырём дворец стал после смерти Касапы, а ещё спустя несколько десятилетий был полностью покинут людьми.
4. Перейдем к истории этого места: Самое раннее свидетельство человеческого присутствия в Сигирии было найдено в горном убежище Алигала в восточной части скалы. Эти находки свидетельствуют, что область была заселена почти пять тысяч лет назад во время мезолита. В течение третьего столетия до нашей эры здесь находились горные убежища-пещеры, устроенные буддистскими монахами. Эти строения были построены между третьим столетием до нашей эры и первым столетием нашей эры. Во время господства короля Касапы от 477 до 495 нашей эры, Сигирия была развита в сложный город, став неприступной крепость. Большинство сложных построек на горной возвышенности, включая защитные структуры, дворцы и сады, относится к периоду правления Касапы. Комплекс сооружений на горе впечатляет благодаря сочетанию симметричных и асимметричных элементов. Кажется, что в постройках Сигирийского дворца нет никакого порядка, однако в целом все они гармонично сочетаются друг с другом.
5. Касапа был повержен в 495 нашей эры, Сигирия снова превратилась в буддистский монастырь – монахи находились здесь до четырнадцатого столетия. После этого никаких упоминаний о Сигирии не было обнаружено до семнадцатого столетия, когда эта местность стала Королевством Канди. Когда правление Канди окончилось, Львиная скала была снова заброшена. Археологические работы здесь начались в 1890-ых. H.C.P Бэлл был первым археологом, который провел обширное исследование местности вокруг Сигирии. Масштабные же исследования начались в 1982 году, начатые правительством Шри-Ланки. Конечно, сегодня от дворца остались лишь руины, однако даже эти остатки былого величия впечатляют. В западной части дворцового комплекса находился парк с несколькими бассейнами. Вода доставлялась наверх горы с помощью системы механизмов, которая сохранилась в целости и сохранности вплоть до наших дней.
6. Древний замок, построенный Касьяпой, сохранился на вершине холма до сих пор, как и части крепости. Несмотря на возраст, некоторые решения строителей дворца все еще поражают своей изобретательностью – цистерны для хранения воды все еще удерживают в себе воду, а рвы и стены окружающие дворец все еще изящны и красивы. Сады Сигирии – самая центральная часть этой местности, поскольку это одни из самых благоустроенных садов в мире. Сады разделены на три отдельных участка: водные сады, сады из камней, и сады – террасы. Знаменитая часть Сигирии – зеркальная стена. Изначально эта стена так хорошо полировалась, что король мог видеть себя, пока шел рядом с нею. Стена сделана из особого фарфора фарфора, и частично покрыта стихами, набросанными посетителями Львиной скалы. Самые древние из стихов Сигирии датируются 8-м столетием. Множество посетителей писали на стене о любви, иронии и различных событиях. Позже роспись стен была запрещена. Вход в главную часть древнего города, то есть во дворец, был декорирован львиными лапами и вероятно предназначался только для членов королевской династии. Первоначально вход представлял собой голову льва, то есть, чтобы попасть во дворец, необходимо было пройти через открытую пасть! К сожалению, время не пощадило столь уникальные врата…
7. Зеркальный коридор вёл в королевские покои. Некогда это было одно из самых роскошных помещений Сигирийского дворца. Здесь находилось несколько сотен фресок, на большинстве из которых были изображены полуобнажённые женщины – наложницы правителя. Стоит отметить, что несколько фресок сохранилось и до наших дней.
8. Древний храм на вершине скалы представлял собой гигантскую картинную галерею, фрески покрывали большую часть западного склона скалы, занимая область в 140 метров длиной и 40 метров высотой. Сейчас многие из фресок Сигирии утеряны навсегда, но стиль этой живописи считается уникальным и неповторимым. Сигирия – ценнейшее достояние Шри-Ланки, и правительство всячески его оберегает.
9. Конечно, краски на них поблекли, однако изображения на них рассмотреть всё ещё можно. Исследователи считают, что при создании этих фресок были использованы натуральные краски на основе пчелиного воска и яичного белка. Именно это, по мнению ученых, придало фрескам такую долговечность.
10. С возвышения под названием “львиная скала” открывается великолепный вид на близлежащие окрестности. Внизу, как на ладони, лежат рисовые поля, леса и небольшие озера. Когда-то на этой возвышенности находился королевский бассейн вместе с огромным троном.
11. Долгое время Сигирийский дворец считался разрушенным и затерянным где-то в лесах, однако в середине XIX века легендарный дворец был обнаружен. Здесь было проведено немало реставрационных работ, которые ведутся и поныне. Горный дворец был занесён в список Всемирного наследия ЮНЕСКО, и пользуется большой популярностью среди туристов. Ежегодно сюда приезжают тысячи путешественников, чтобы воочию увидеть руины древнего дворца! Действительно, история возникновения Сигирии окутана многочисленными легендами. В пятом веке нашей эры Касапа (477-495гг.), старший сын короля Датусены (459-477 гг.), должен был унаследовать престол, но отец решил в пользу младшего сына Могаллана (мать Касапы была наложницей). Касапа воспылал ненавистью к отцу и заключил его в темницу, а в 477 г участвовал в его умерщвлении. Могаллана ужаснулся от страшных деяний старшего брата и скрылся в Южной Индии. Опасаясь мести Касапа решил построить столицу в труднодоступном месте. И он выбрал скалу Сигирия, 370 м в высоту.
12. Король и его архитекторы расчистили место вокруг скалы и построили великолепный город, окруженный садами с фонтами и бассейнами. Соорудили самые изумительные лестницы в мире: ступеньки вырезаны между лапами, горлом и челюстями неимоверных размеров льва. Лев - эмблема государства и форма устрашения. Часть скалы, выше головы льва, была расписана образами Касапы и его отца Датусены. На вершине скалы был построен дворец - цитадатель. Цитадатель начинается с "платформы льва", от которого остались только лапы. Ступеньки ведут на террасу размером 1,7 га, где когда-то находился дворец. От гигантской высеченной в скале фигуры льва, пасть которой некогда служила входом в крепость, уцелели только лапы, но на поверхности скалы до сих пор сохранились любопытнейшие стихотворные надписи, оставленные посетителями Сигирии, начиная с VIII века.
13. По описанию путешественников фронтон дворца, выстроенного из мрамора и окруженного садами и водоемами, был выложен драгоценными камнями. Хорошо сохранился гигантский королевский трон. Невозможно не удивляться тому, как строители тех времен поднимали на скалу необходимые стройматериалы. По краям скалы были воздвигнуты кирпичные стены с узкими платформами для часовых, где они не могли заснуть, рискуя упасть. Камни на скале всегда были наготове в случае чьего-либо вторжения. Один из них до сих пор держится, готовый вот-вот упасть. Путешественики также описывают галерею с фресками и "зеркальную стену", отполированную с помощью минерала. Фрески, изображающие процессию принцесс или дворцовых дам как бы парящих в воздухе, и покрытые составом яичного белка с медом диких пчел, сохранили свои яркие цвета. Никто не знает кто они, возможно просто плод воображения художника. На них были богатые украшения, диадемы поддерживают волосы, в руках цветы. Фрески занимали всю стену галереи. К сожалению, из 500 фресок сохранились только 18. Царапины на "зеркальной стене", следующей за галереей, это простые поэмы, посвящению красоте этих женщин.
14. Западный и южный склоны разделены на террасы, где раполагались помещения для слуг и охраны. На западном склоне два пролета ступенек ведут на скалу. Одна лестница проходит рядом с пещерой, посвященной богине Афродите, фигурка которой была обнаружена здесь в XII веке во время правления короля Паракрамабаху. Обращает на себя внимание огромный расчлененный валун, на одной половинке которого выдолблена цистерна для воды. На другой, упавшей половине, трон и квадратная площадка, где, возможно, проходили заседания члена совета министров.
15. По другой версии здесь устраивались театральные представления. В пещере ниже валуна, носящей название "капюшон кобры", следы древней живописи на потолке - биография Касапы. Среди валунов вокруг скалы обнаружено несколько мест религиозного характера. Пещерный храм содержит недатированный торс статуи будды, на котором монахи занимались медитаций. Preaching Rock, огромный валун, с которого произносились проповеди, имеет огромное количество миниатюрных ниш, где в дни полудня зажигались маслянные лампадки...
16. За 18 лет правления с вершины скалы Касапа возомнил себя хозяином вселенной. Уверенный в своей силе, он послал весть брату, вернувшемуся из Индии с войском, что хочет сразиться с ним на равнине. Но решение было принято неудачно. В разгар битвы слон Касапы двинулся к ближайшему пруду напиться воды. Армия решила, что король спасается бегством и начала отступать. Оставшись один, Касапа перерезал себе горло. Могаллана разрушил цитадель, уничтожив следы бывшего хозяина, и, взяв власть в свои руки, восстановил столицу в Анурахапуре. Сейчас идут реставрационные работы. На основании литературных свидетельств и археологических раскопок существует другая версия назначения Сигирии. Метеорологические данные с 1895 года свидетельствуют, что ветер и дождь двух муссонов останавливали полевые работы на 8 месяцев в году. Февраль-март - единственные месяцы, когда строительные работы возможны в этом регионе страны.
17. Так что из 18 лет правления Касапы остается только пять лет на строительство, и это включая такие колоссальные работы как: расчитка местности, транспортировка мрамора, изготовление и обжиг кирпича, выдалбливание ниш в скале для закрепления кирпича, строительство галереи и" зеркальной стены", подготовка поверхности скалы для нанесения живописи, работы на вершине скалы, не говоря уже о строительстве вокруг самой скалы. Даже если представить, что были задействованы тысячи рабочих, то практически невозможно выполнение всех этих грандиозных работ в такой короткий срок. Теория дворца также не выдерживает критики. При раскопках на вершине скалы обнаружена прямоугольная платформа размером 13 х 7 м, которая безоговорочно была признана дворцом Касапы. Но если это дворец, то почему нет следов присутствия комнат, туалета, колонн, углублений для колонн? Не обнаружено так же остатков черепичной кровли, зато найден сосуд, в котором хранились реликвии. Каким образом крытая черепицей крыша, могла выдержать напор мусорных ветров и дождей? Высеченный из камня гигантский трон южнее платформы и на более низком уровне - единственное строение на вершине, которое имеет признаки когда-то существовавшей крыши (или навеса), защищенной вертикально поднимающейся каменной стеной. В 1833 г на вершине была обнаружена ступа, существовавшая еще в начале нашего столетия; сейчас это место обозначено колышками. Археологии обнаружили по крайней мере 2 периода строительства на вершине скалы и 5 у подножия. Если дворец и сады Сигирии дело рук Касапы, то кто несет ответственность за остальные 4 периода строительной активности? Правящие монархи являлись покровителями веры. Орден монахов пользовался большими привелегиями в виде королевских дотаций, престижа и протекции. Археологические раскопки подтверждают, что уже во II в. до нашей эры здесь существовал большой монастырский комплекс, о чем свидетельствует наличие большого количества пещерных храмов на западном и северном склонах (раскопки еще не велись на южном и восточных склонах). В одной из пещер обнаружены надписи II века н.э. учитывая это, нельзя даже допустить и мысли,чтобы Касапа в сложной для себя ситуации решился пойти на конфликт с монахами только для того, чтобы построить дворец на вершине скалы. Невозможно также и присутствие армии на территории монастыря. Наоборот, король, армия и население должны были всячески поддерживать и оберегать хранителей учения Будды, что Касапа и делал. Касапа не мог рубить сук на котором сидел. В этот период времени храм Зуба Будды и сама реликвия (символ королевской власти) находились в Анурадхапуре, где также находилось и правительство. В Анурадхапуре Касапа построил несколько храмов, в том числе храм Касуб - Бо -Упульван (в честь бога Вишну). Все эти факты говорят за то, что Касапа посещал Сигирию, но не мог там жить.
18. Эта скала была еще и вся в садах, в том числе – террасных. Искусственные бассейны для воды везде – снизу доверху. И вся водная инженерная система способна действовать и сейчас. Не всегда понятно – как там внутри, в скале, но действует. Снаружи можно только увидеть прорубленные стоки для отвода воды, они есть и во всех пещерах по дороге. Вряд ли строительные работы Касапы в Сигирии, покровителя секты Махаяна (либерального направления буддизма), могли получить одобрение в хрониках Махавамса, описыващих главным образом историю буддизма и отношения правящих монархов с церковью, из которых мы узнаем историю Сигирии и которые писались в XIII веке сектой Теравада (учение старших - ортодоксальное направление буддизма). Перерыв в семь веков между событиями и их записью был на руку писавшим хроники: намного удобнее исказить реальные события и выставить Касапу в ложном свете как сумасшедшего гения, чем прославлять его приверженность к враждебному направлению буддизма. Течение Теравада отрицает существование богов-спасителей, главная миссия которых облегчить наши страдания в этой жизни. Смысл живописи Сигирии можно понять только тогда, когда понятно назначение самого комплекса. Обычно живопись выполняет определенную роль: декоративную (как, например обо), либо пытается оказать воздействие, донести какую-либо определенную мысль, совсем не обязательно понятную простым смертным. Принимая во внимание, что комплекс является центром секты Махаяна, нетрудно догадаться, кто изображен на фресках. Одна из самых уважаемых и почитаемых богинь секты Махаяна - богиня Тара, звезда, мать всех Будд. Но почему такое множество изображений одного и того же лица на скале Сигирия? Повторение, весьма популярная манера выражения чувств в буддийском искусстве, передает магическую силу божества не посредством колоссального размера, а посредством многократного повторения, чувсвом бесконечности. Примеры этому найдены в Индии, Цетральной Азии, Китае, Индонезии, Бирме. Одним из таких примером на Шри-Ланке является Пещерный храм Дамбулла. Надписи на "зеркальной стене", оставленные в основном посетителями VIII-X веков, упоминают место как Sihigiri - скала Поминовения. А хроники XIII века Махавамса называют скалу Sihigiri - Скала Льва. Верующие, поднимаясь в галерею, на "платформу льва" и наконец на вершину скалы, постоянно видели перед глазами образ богини Тары. Визуально представляя богиню и поклоняясь ей, верующие надеялись, что Тара облегчит их страдания и укажет путь к спасению. Сигирия - это напоминание верующим о Таре, отсюда и название Скала поминовения. Призыв к медитации и является смыслом живописи Сигирии, покровительницей которой являлась богиня Тара.
19. По свидетельствам очевидцев XIX века ступеньки, начиная с "платформы льва", были украшены скульптурами львов. Примеры отождествления богини Тары с рычащим львом найдены в Индии (Ghost, M - Развитие буддийской иконографии восточной Индии: 1980 г). С течением времени Тара была забыта простыми людьми. За это говорит тот факт, что посетители X века и позднее уже не упоминали о Таре, а отождествляли женщин на фресках с женами Касапы, что поощрялось пропагандой секты Теравада. Учитывая вышеизложенные факты, можно сделать вывод: Сигирия никогда не являлась ни столицей, ни крепостью. Это был эстетически спланированный монастырский комплекс буддийской секты Махаяна в течении более 20 веков. Было легче вести праведный образ жизни в окружении прекрасного пейзажа и благоприятного климата. Мощные валы со рвами отводили избыток дождевой воды за территорию монастыря, который иначе бы подвергся наводнению. Так называемый дворец был ни чем иным, как открытым залом для медитаций, а цветущие сады и водоемы создавали для этого идеальную обстановку. Резервуары с водой для ритульных омовений и декоративных целей явление не исключительное в буддийских храмах и монастырях.
20. Среди самых замечательных аспектов городского устройства в Сигирии - ее основанное на математических расчетах планирование и абсолютная ясность проекта. План города основан на точном квадратном модуле. Все постройки и сооружения расположены строго в соотношении с центром координат - дворцовым комплексом на вершине скалы. Восточные и западные входы четко соответствуют оси восток - запад. Королевские водные сады, рвы и валы западной зоны основаны на плане ‘эха", или «зеркала», который дублирует расположение с обеих сторон между севером и югом с востока на запад. В своей полной концепции Сигирия представляет собой блестящую комбинацию симметрии и асимметрии в блоке геометрического планирования и естественной формы. Часто при низкой облачности на вершине бывает необыкновенный эффект, когда облако лежит на вершине скалы и люди по пояс бродят в белых облаках. Создается впечатление, как будто ты ходишь по небесам. Этот необычный эффект потрясает даже опытных путешественников.
Сигирия (Sigiriya), или Синхагири (Sinhagiri) (Львиная скала), – древняя горная крепость, расположенная в центральной части административного округа Матале (Matale) рядом с городом (Dambulla) в Центральной провинции Шри-Ланки. Такое название носит район, имеющий огромное историческое и археологическое значение, над которым возвышается массивная скальная колонна высотой около 200 м. Согласно древней ланкийской хронике Кулавамса (Culavamsa), это место было выбрано королем Кашьяпой (Kasyapa) (477-495 н.э.) для строительства своей столицы. На вершине этой скалы он воздвиг свой дворец и украсил его по периметру красочными фресками. На небольшом плато примерно на полпути на вершину, он построил ворота в форме гигантского льва. Именно это сооружение и дало название всему месту – Синхагири – Львиная скала. После смерти короля столица и дворец были покинуты. До 14 века здесь располагался буддистский монастырь.
Сейчас Сигирия является объектом культурного наследия ЮНЕСКО. Это один из лучших сохранившихся образцов городской застройки древних времен.
История Сигирии
Согласно хронике Кулавамса, Кашьяпа был сыном короля Датусены. Кашьяпа убивает своего отца, заживо замуровав его, и захватывает его трон, по праву принадлежащий его брату Мугалану, сыну Датусены от законной королевы. Могаллана вынужден бежать в Индию, чтобы не быть убитым Кашьяпой, но клянется отомстить. В Индии он собирает армию, чтобы вернуться и отобрать трон Шри-Ланки, который он считает своим по праву. Зная, что Могаллана обязательно вернется, Кашьяпа строит дворец на вершине Сигирии, превратив его в крепость и место увеселения. Наконец, Могаллана возвращается и объявляет войну. Во время битвы, войско Кашьяпы оставляет своего короля, и он совершает самоубийство, бросившись на меч.
Кулавамса и народные сказания повествуют, что боевой слон Кашьяпы изменил направление движения, чтобы занять стратегически выгодную позицию, но армия неверно поняла его маневр и подумала, что король принял решение отступить, что и заставило все войско бросить своего короля. В хронике говорится, что он был слишком гордым, чтобы сдаться, поэтому вытащил кинжал из ножен, висевших на поясе, перерезал себе горло, гордо поднял кинжал, убрал его в ножны и упал замертво. Могаллана вернул столицу в Анурадхапуру, превратив Сигирию в монастырский комплекс.
Существует альтернативная история, согласно которой, первоначальным основателем Сигирии считается король Датусена, а Кашьяпа закончил строительство в честь своего отца. В некоторых историях Кашьяпа выступает как король-повеса, а Сигирия была его дворцом для увеселений. Мнение расходится даже касательно полной событий жизни Кашьяпы. Некоторые источники сообщают, что он был отравлен любовницей, другие – что он перерезал себе горло, оставшись в одиночестве во время решающей битвы. Однако все дальнейшие версии сходятся на том, что Сигирия стала буддистским монастырем и не больше не использовалась в военных целях. Она могла играть важную роль в соперничестве буддистских традиций Махаяна и Тхеравада в древней Шри-Ланке.
Самые ранние свидетельства присутствия человека в Сигирии были обнаружены в скальном гроте Алигала (Aligala) к востоку от скалы Сигирия, что говорит о том, что этот район был заселен около пяти тысяч лет назад во времена мезолита.
В течение 3 века до н.э. на западном и северном склонах каменистых холмов, окружающих Сигирию, возникли поселения буддистских монахов. В этот период было построено несколько горных гротов, или пещер. Эти гроты создавались под крупными валунами, а рядом с входом в пещеру вырезались водостоки. На многих гротах рядом с водостоками находят вырезанные надписи, говорящие о том, что эти пещеры были переданы буддистской монашеской общине в качестве жилищ. Такие гроты датируются 3 веком до н.э. – 1 веком н.э.
Археологические останки и их особенности
В 1831 году майор Джонатан Форбс (Jonathan Forbes) из 78-го шотландского полка британской армии, возвращаясь верхом из поездки в Полоннаруву, обнаружил «заросшую кустарником вершину Сигирии». Сигирия привлекла внимание собирателей древностей и, позже, археологов. Археологические раскопки в незначительном масштабе начались в Сигирии в 1890-х годах. Г. Ч. П. Белл стал первым археологом, проводившим всестороннее исследование Сигирии. В рамках проекта «Культурный треугольник», инициированного правительством Шри-Ланки, с 1982 года значительное внимание стало уделяться Сигирии. Впервые полномасштабные археологические работы на территории всего города были начаты именно благодаря этому проекту. Вход охраняли голова и лапы льва, однако голова упала много лет назад.
Сигирия состоит из древней цитадели, воздвигнутой королем Кашьяпой в 5 веке. К археологическому району Сигирии относятся руины верхнего дворца, расположенного на плоской вершине скалы, терраса на среднем уровне, включая Львиные ворота и зеркальную стену с фресками, нижние дворцы, скрывающиеся за пышными садами нижнего уровня, а также крепостные рвы и валы, защищавшие цитадель. Сигирия была одновременно и дворцом, и крепостью. На территории верхнего дворца на вершине скалы находятся резервуары, вырезанные в горной породе. Рвы и стены, окружающие нижние дворцы, чрезвычайно красивы.
План города
Сигирия считается одним из наиболее ярких примеров городской застройки первого тысячелетия, а план города представляется исключительно продуманным и разнообразным. Это план сочетает в себя концепции симметрии и асимметрии, использованные, чтобы искусно переплести созданные человеком геометрические формы и природные очертания окружающей местности. На западном склоне скалы располагается парк для королевской семьи, разбитый согласно симметричному плану; в парке находятся водоподпорные сооружения, включая сложные наземные/подземные гидравлические системы, некоторые из которых до сих пор функционируют. На южном склоне находится искусственный резервуар; его активно использовали во времена предыдущей столицы, расположенной в сухом поясе Шри-Ланки. Входы преграждались пятью воротами. Считается, что только члены королевской семьи могли пользоваться западными, самыми богато украшенными, воротами.
В 1907 году Джон Стилл (John Still) предположил, что «вся поверхность холма выглядит так, будто является гигантской картинной галереей…возможно, крупнейшей в мире». По-видимому, изображения покрывали большую часть западного склона скалы – поверхность 140 м в длину и 40 м в высоту. Согласно некоторым данным, на этих рисунках были изображены 500 девушек. Однако большая часть этих фресок утрачена навсегда. Некоторые фрески, отличающиеся от изображений на склоне скалы, можно увидеть и в других местах, например, на потолке помещения, названного «Пещера капюшона кобры».
Хотя фрески классифицируются как работы периода Анурадхапуры, стиль изображения считается уникальным: линии и стиль нанесения картин отличается от фресок Анурадхапуры. Линии отображены таким образом, что фигуры кажутся более объемными. Краска наносилась размашистыми мазками с большим давлением на одну сторону, создавая тем самым эффект более насыщенного цвета ближе к краям. В других изображениях периода Анурадхапуры применялась та же техника рисования, но в них отсутствуют контурные линии, используемые в стиле Сигирии и являющиеся характерным художественным приемом. Личности изображенных на фресках девушек до сих пор неизвестны. На это счет существуют различные точки зрения. Некоторые считают, что это придворные дамы, а кто-то полагает, что эти девушки принимали участие в религиозных обрядах. Эти фрески очень сильно напоминают изображения, найденные в пещерах Аджанта (Ajanta) в Индии.
Зеркальная стена и спиральная лестница, ведущая к фрескам
Раньше эта стена была отполирована так тщательно, что король, прогуливаясь вдоль нее, мог видеть собственное отражение. Эта стена представляет собой кирпичную кладку, покрытую отполированной до зеркального блеска белой штукатуркой. Сейчас эту стену частично покрывают стихи, вырезанные путешественниками, посетившими скалу. На стене обнаружены надписи, датированные даже 8 веком. Люди оставляли на стене послания самого различного характера: любовные, ироничные и другие стихи. Сейчас писать на стене запретили, чтобы защитить старые надписи.
Доктор Сенерат Паранавитана (Senerat Paranavitana), выдающийся ланкийский археолог, расшифровал 685 стихов, сделанных на зеркальной стене в 8, 9 и 10 веках нашей эры.
Одно из них примерно так было переведено на сингальский:
«Я – Будал [имя написавшего]. Пришел с сотней человек, чтобы увидеть Сигирию. Поскольку все другие писали поэмы, я не стал этого делать!»
Он оставил важные сведения о том, что путешественники с давних пор посещали Сигирию.
Сады Сигирии
Сады Сигирии являются одной из важнейших особенностей города, поскольку они входят в число старейших ландшафтных садов в мире. Эти сады подразделяются на три ярко выраженных, но взаимосвязанных формы: водные сады, пещерные и каменные сады, а также сады на террасах.
Водные сады
Водные сады встречаются в центральной части западного участка. Там находятся три основных сада. Первый сад представляет собой участок земли, окруженный водой. С основной территорией он соединяется посредством четырех дамб с воротами, расположенными в начале каждой из них. Этот сад построен согласно древней модели устройства садов, называемой «чар багх», и является одним из самых старых примеров такого строительства, дошедшим до наших дней.
Во втором саду по обеим сторонам дороги располагаются глубокие бассейны. В эти бассейны впадают два мелких змеящихся ручья. Здесь установлены фонтаны, сделанные из круглых известняковых пластин. Подземные водопроводы снабжают водой эти фонтаны, которые до сих пор работают, особенно в сезон дождей. По обеим сторонам второго водного сада располагаются два больших острова. На выровненной поверхности этих островов построены летние дворцы. Дальше к северу и к югу находятся еще два острова. Эти острова построены в том же стиле, что и остров первого водного сада.
Сады Сигирии – вид с вершины скалы Сигирия
Третий сад расположен выше первых двух. Он состоит из большого восьмиугольного бассейна с возвышением в северо-восточном углу. Большая стена цитадели, сложенная из кирпичей и камней, проходит по восточной границе сада.
Водные сады построены симметрично относительно оси восток-запад. Они соединены с внешним рвом на западе и большим искусственным озером на юге скалы Сигирии. Кроме того, все бассейны соединены между собой посредством сети подземных трубопроводов, подпитываемой озером и также соединенной со рвом. К западу от первого водного сада располагается миниатюрный водный сад, состоящий из нескольких маленьких бассейнов и каналов. Вероятно, этот недавно обнаруженный сад был построен после периода правления Кашьяпы, возможно, между 10 и 13 веками.
Каменные сады
Каменные сады состоят из нескольких больших валунов, соединенных вьющимися дорожками. Такие сады простираются у подножья скалы Сигирии от северных до южных склонов. Поверх большинства валунов располагается здание или павильон; в них были проделаны прорези, которые использовались как основание для кирпичных стен и перекрытий. При приближении врага такие камни сталкивались со скалы на атакующие армии.
Сады на террасах
Сады на террасах образованы естественным возвышением у основания скалы Сигирии. От тропинок в каменных садах к лестницам в скале ведут несколько террас. Они были созданы при помощи кирпичных стен и располагаются вокруг скалы по концентрической схеме. Дорогой через сады на террасах является лестница из известняка. От этой лестницы отходит крытая дорога, ведущая по краю скалы к самой высокой террасе, на которой располагается львиная лестница.
Карта Сигирии и окрестностей
Фото Сигирии
DSC_2728
DSC_2781
DSC_2877
DSC_2881
DSC01914
Адрес:
Шри-Ланка
Координаты:
7°57"25.4"N 80°45"36.2"E
Сигирия — резиденция Кассапы I
Всю жизнь Кассапа будет жить в страхе, опасаясь мести брата. На вершине скалы новоявленный царь воздвиг неприступную цитадель, вокруг которой соорудил высокие стены и заполненные водой рвы, служащие преградой штурму.
Первоначально вырубленная в скале лестница, ведущая на вершину, проходила сквозь пасть гигантского кирпичного льва, но сегодня от устрашающей скульптуры уцелели лишь две исполинские лапы . С тех пор гора получила название «Сигирия», что в переводе означает «Львиная скала». У подножия плато Кассапа разбил сады. Некоторые фонтаны и поныне бьют в этих садах, распыляя водные брызги в форме лотоса.
Вид на лестницу ведущую на вершину скалы и львиные лапы
Достопримечательности Сигирии
Помимо львиных лап и фонтанов, в Сигирии сохранился огромный королевский трон, а также аллеи, пещеры; одна из них, со следами древней живописи на потолке, носит название «Капюшон кобры». Вдоль Львиной скалы тянется «Зеркальный зал» — каменная ниша в 140 метров длиной и 40 метров высотой, украшенная фресками. На фресках почти в натуральную величину изображены апсары — небесные полуобнажённые танцовщицы, бросающие сквозь облака на землю цветы водяных лилий. Роскошные причёски «сигирийских дев» убраны лентами и украшениями. В ушах у женщин — массивные серьги, на шее — ожерелья, на запястьях — браслеты, усыпанные драгоценными камнями.
Водощронилище
Надпись V века гласит: «500 юных красавиц в своём великолепии подобны венцу славы королевских сокровищ». До настоящего времени уцелело лишь 18 фресок, но, несмотря на почтенный возраст рисунков, краски не утратили свою яркость. «Зеркальная стена» оштукатурена смесью из гипса и извести, замешанной на яичном белке и мёде диких пчёл. Её полированная поверхность испещрена старинными стихами (VIII век), воспевающими красоту «сигирийских дев». Для удобства туристов узкая лестница, идущая от львиных лап Сигирии, расширена и перестроена из стали, не подверженной коррозии .
Трон короля
Падение Сигирии — возмездие Моггаллана
Страшась меча и яда, Кассапа в то же время возомнил себя богом. Живя в роскошном дворце на вершине мира, он был воплощением Куберы — бога богатства. Но сказка всё-таки закончилась. Прошло 18 лет, и в 495 году, в одну из ночей Кассапа увидел с вершины, как с севера на Сигирию наступает огромное войско, возглавляемое Моггалланом. Вместе со своей армией Кассапа ринулся на врага. Долго длился бой, но вдруг боевой слон Кассапы попал в болото, заревел и повернул в сторону. Воины восприняли этот шаг как сигнал к отступлению и покинули поле сражения. Побеждённый Кассапа, не желая сдаваться в плен, выхватил из ножен кинжал и перерезал себе горло.
Фрески
Сигирия пала. Время предало забвению тёмную, но правдивую историю о царе-отцеубийце, оставив лишь следы некогда грозных укреплений, развалины царских чертогов и изображения «сигирийских дев», парящих в нишах «Зеркального зала».