Уже более 150 лет живет, не теряя своей актуальности, литературное творение Антония Погорельского «Черная курица, или Подземные жители». Краткое содержание произведения, переданное ниже, позволит читателям обратить внимание на то, что для автора очень важны общечеловеческие ценности. Именно о них он пытается языком сказки говорить с подрастающим поколением.
Из истории написания произведения
Волшебная сказка про подземных жителей была написана специально для Алеши Толстого — воспитанника Алексея Алексеевича Перовского. Так звучит настоящее имя автора повести. Он приходился дядей будущему знаменитому писателю, драматургу, общественному деятелю Алексею Константиновичу Толстому.
В 1829 году сказка была опубликована и сразу получила восторженные отклики читателей, критиков, педагогов. Детской аудитории также полюбилась книга «Черная курица, или Подземные жители». Краткое содержание, отзывы тех, кто прочитал сказку, часто печатались в прессе тех времен. Уже тогда произведение неоднократно переиздавалось отдельной книгой, а также включалось в лучшие сборники для детского чтения.
Главные герои сказки
Сказка «Черная курица, или Подземные жители», краткое содержание которой представлено в статье, не отличается большим количеством действующих лиц. Все события, описанные в произведении, происходят с маленьким мальчиком Алешей, которому лет 9-10 от роду. Живет он в Санкт-Петербурге, в пансионате для детей. Здесь мальчик получает образование.
Одним из любимых занятий юного воспитанника было чтение книг, которые он брал из личной библиотеки учителя-немца. Большую часть ее составляли рыцарские романы. Истории, описанные в них, производили огромное впечатление на Алешу.
Было еще одно занятие, которое доставляло мальчику большое удовольствие. Во время прогулок по двору он любил кормить курочек, живших здесь же в специальной постройке.
Среди птиц была курочка по кличке Чернушка. Она позволяла Алеше подходить к себе близко и даже гладить перышки. Это забавляло и удивляло мальчика. Курочка и стала еще одним главным героем повествования.
«Черная курица, или Подземные жители»: краткое содержание по частям
Антоний Погорельский не обозначил в сказке отдельных глав. Но произведение изложено так, что читатель сам легко находит смысловые части.
Первая из них посвящена, как говорилось выше, знакомству читателя с главными героями событий — мальчиком Алешей и курочкой Чернухой. История началась после того, как Алеша уговорил кухарку оставить в живых свою любимую курочку. Он спас Чернушку, подарив Тринушке империал — самую дорогую вещицу, которой владел.
Вскоре выясняется, что черная курица очень необычна. Она является министром у короля, который правит народом, живущим в этих местах под землей уже много-много лет. Чернушка в благодарность мальчику пожелала познакомить его с фантастической страной.
Пройдя несколько испытаний, Алеша и курочка оказываются на приеме у короля. Все жители и сам правитель очень признательны Алеше за тот благородный поступок, который он совершил, спасая их министра. Каждый хочет отблагодарить мальчика. После разговора с королем Алеша получает в подарок волшебное конопляное зернышко, которое сделало так, что мальчик без каких-либо собственных усилий превратился в лучшего ученика школы. Чтобы зернышко не теряло своей магической силы, его обладатель не должен был рассказывать никому о существовании волшебной страны. Тайна должна храниться еще и потому, что после ее оглашения все жители подземного королевства обязаны были покинуть родину навсегда, что сделало бы их несчастными.
Возвращение Алеши из подземного королевства
Именно так можно озаглавить следующую часть произведения «Черная курица, или Подземные жители». Краткое содержание по главамподводит читателя к событиям, которые будут происходить с мальчиком в реальной жизни.
Школьные учителя и товарищи Алеши стали замечать у него уникальные способности к учебе. Слух об этом быстро распространился по городу. Талант мальчика был замечен всеми. И сам Алеша быстро привык к знакам внимания.
Поначалу он всегда помнил о Чернушке, благодаря которой и получил популярность. Но постепенно стал забывать о своей любимой курочке. Он вспомнил о ней тогда, когда потерял конопляное семечко, а вместе с ним и способность отвечать уроки, не уча их.
Министр подземных жителей сразу пришел на помощь своему другу. Но, возвращая мальчику потерянное сокровище, настоятельно советовал подумать над тем, каким человеком он стал. Алеше еще раз напомнили о необходимости хранить тайну подземных жителей.
Заключительные части
Повествование «Черная курица, или Подземные жители», краткое содержаниекоторого передано в статье, заканчивается не совсем обычно для произведения этого жанра.
Читатель узнает, что мальчика начинают преследовать неудачи. Он теряет доверие воспитателей пансионата, своих товарищей. А самое главное - Алеша осознает, что предал целый народ во главе с их королем и курочкой-министром. Ведь ему не удалось сохранить тайну. Все это приводит главного героя к тяжелым психологическим переживаниям.Но именно они изменили мальчика, сделав его сильнее.
Формирование характера Алеши
Антоний Погорельский, сочинивший сказку «Черная курица, или Подземные жители», краткое содержаниекоторой приведено здесь, вместе с передачей сюжета неоднократно указывает на черты характера, которыми обладал его главный герой.
В начале сказки все видят доброго, застенчивого мальчика, которого любят окружающие. Затем волшебный дар, полученный простым путем, меняет характер Алеши. Он становится заносчивым, непослушным. Теряет друзей, уважение к себе. Но это до определенного момента мало заботит его.
Именно о последствиях такого поведения маленьких читателей предупреждает автор сказки «Черная курица, или Подземные жители». Краткое содержание, главные герои произведения, сюжет подводят к заключению, что все полезное для души человек может получить лишь своим трудом.
Своеобразие литературной сказки А.Погорельского «Чёрная курица, или Подземные жители»
Алексей Алексеевич Перовский (1787 - 1836), публиковавшийся под псевдонимом Антоний Погорельский, известен в русской литературе как прозаик, писатель-романтик, сказочник. Его творческое наследие невелико, но оно сумело заслужить признание как современников писателя, так и читателей XIX-XX вв. А. Погорельский внёс большой вклад в развитие детской литературы. Широкую известность приобрела его волшебная литературная сказка «Чёрная курица, или Подземные жители». Это произведение стало предметом нашего исследования, поскольку оно отражает одну из основных сказочных линий с нравоучительным началом и педагогической направленностью в литературном процессе первой трети XIX века. В первой главе мы рассмотрим творческий путь А.Погорельского, сопровождавшийся от начала до конца сказочными мотивами, представим обзор существующей литературы по «Чёрной курице», проанализируем соотношение реальности и ирреальности в тексте, их взаимосвязь с Алёшей, определим нравственно-дидактические основы представлений автора.
Литературная деятельность А.А. Перовского и издание «Чёрной курицы…»
Путь в литературу А.А. Перовский начал ещё в детстве, записывая свои сочинения в отдельную тетрадь. Тогда же проявился его интерес к мистическому, что отразилось на манере его общения с друзьями и предопределило появление образцовой литературной сказки «Чёрная курица, или Подземные жители». Окончив в 1807 г. Московский университет со степенью доктора философских и словесных наук, А.А.Перовский переводит на немецкий язык «Бедную Лизу» Н.М. Карамзина и знакомится с ним лично, что предопределяет наличие сентиментальных направлений художественной мысли в сказке и характер литературных общений, повлиявший на его дальнейшее творчество. В этот же год зарождается дружба с П.А. Вяземским, а позднее с В.А. Жуковским, сблизившим его с А.И. Тургеневым и А.Ф. Воейковым. Среди московского окружения юный писатель приобрел репутацию мистификатора и шутника, благодаря литературной игре в своих письмах. Переправляя письмо П.Я Вяземскому в Москву А.И. Тургенев приписал: «Посылаю ein Gegenstьck для твоего собрания писем от Перовского» . П.А. Вяземский писал в «Старой записной книжке»: «Алексей Перовский (Погорельский) был позднее удачный мистификатор. Он однажды уверил сослуживца своего, что он великий мастер какой-то масонской ложи и властью своею сопричисляет его к членам ее. Тут выдумывал он разные смешные испытания, чрез которые новообращенный покорно и охотно проходил. Наконец заставил он его расписаться в том, что он бобра не убил» . Склонность к фантастическому, нереальному и литературная игра писем А.А. Перовского положила начало сказочным мотивам в творчестве писателя.
Активная государственная деятельность А.А. Перовского впоследствии позволило ему познакомиться с зарубежной литературой, повлиявшей на характер его сказочного творчества. С 1810 г. становится членом «Общества любителей природы», «Общества истории и древностей российских» и «Общества любителей российской словесности», предлагая А.А. Прокоповичу-Антонскому, председателю последнего из них, свои шутливые стихи-амфигури «Абдул-визирь» для публичного чтения, что также свидетельствует о склонности к литературной игре и богатой авторской фантазии. Поступление в 1812 г. на военную службу предопределило сближение А.А. Перовского с творчеством зарубежных сказочников. После взятия Лейпцига он был назначен старшим адъютантом при генерал-губернаторе королевства Саксонского князе Н.Г. Репнине-Волконском. В мае 1814 г. А.А. Перовский был переведен в Уланский полк, стоявший в Дрездене. В Германии А.А. Перовский находился около двух лет, в течение которых увлёкся немецким романтизмом, в частности творчеством Э. Т. А. Гофмана, оказавшего значительное влияние на его творчество. Неоднократно поднимался вопрос о личном знакомстве писателей. Данная гипотеза рассмотрена И.Е. Бабановым и представляется маловероятной. Но неоспорим тот факт, что литературная деятельность А. Погорельского положила начало «русской гофманиане» .
После возвращения в Петербург круг литературных знакомств А.А. Перовского расширяется: общение с Н.И. Гречем, членами «Арзамаса», а также с А.С.Пушкиным. Влияние этого поэта и писателя на опыты в жанре литературной сказки видны не только у А. Погорельского, но и у В.Ф. Одоевского и А.Ф. Вельтмана. Вышли в свет «Три статьи о поэме «Руслан и Людмила» А.С. Пушкина», в которых А.А. Перовский высмеивает необоснованную критику произведения А.Ф. Воейковым и Д.П. Зыковым, указывая на то, что «большая часть разбора состоит из переложения в скучную прозу прекрасных стихов Пушкина».
В 1820 г. А.А. Перовский пробует вновь свои силы в поэзии, где намечается тема путешествия, отразившаяся позднее в «Чёрной курице»: баллада «Странник-певец», с отголосками жития Иоанна Дамаскина - «певца, прославляющего богосозданный мир и всепобеждающую силу «святой любви»; стихотворное послание «Друг юности моей!/ Ты требуешь совета?..», адресованное сестре в связи с рождением сына, сыгравшего решающую роль в становлении Погорельского-сказочника. Эти литературные опыты не были опубликованы, в отличие от перевода оды Горация «К Тиндариде». Н.М. Буда-Жемчужникова, указывая на «обилие» рукописей писателя, отмечает, что эти фрагменты вряд ли были единственными.
Первые прозаические опыты относятся к 1818 - 1819 гг. В них виден интерес начинающего писателя как к романтизму, так и к «бытописательству», свойственному реальному миру «Чёрной курицы». Известен отрывок «Молодой охотник…», представляющий собой перевод начальных страниц новеллы-сказки «Руненберг»(1802) Людвига Тика. М.А. Турьян отметила в нём поэтику В.А. Жуковского - «с элегическим топосом его пейзажных зарисовок, подобных «Сельскому кладбищу» или «Вечеру» . Она указала на схожесть структуры пейзажной символики, которая помогла эмоционально поддержать тип романтического героя, «оставившего родные края…». Уже в «Молодом охотнике» заявлена тема просвещенности, являющейся, по мнению А.А. Перовского, одним из определяющих факторов в нравственном становлении человека. Её раскрытие мы видим как в раннем отрывке о юном книгочее из купеческой среды «С самых молодых лет…», так и в сказке «Чёрная курица», а позднее в замысле романа «Магнетизёр». Тему просвещения затрагивает А.А. Перовский в статье 1826 г. «О народном просвещении в России», говоря о том, что «истинное просвещение не состоит в количестве умствователей и полуученых писателей», и «что система народного просвещения необходимо должна быть применена к системе правительства» . Дидактическая направленность А. Погорельского, связанная с темой учения, просвещения, управления учебными пансионами, становится одной из главных в «волшебной повести».
М.А. Турьян уже в ранних набросках А.А. Перовского отмечает «определенную психологическую тенденцию» - попытку постичь «свойства человеческого ума, предопределяющие сложную амплитуду противоречивых черт человеческой натуры, её добродетелей и пороков» . Постижение мыслей и чувств ребёнка, осознание им хорошего и плохого - одна из основных проблем формирования нравственных качеств Алёши в «Чёрной курице».
В апреле 1822 г. умирает А.К. Разумовский, спустя месяц А.А. Перовский подает прошение об отставке и поселяется в имении Погорельцы вместе с сестрой и её сыном Алёшей. Именно здесь рождается знаменитый писатель Антоний Погорельский.
Интерес к изображению сказки в реальности проявляется у А. Погорельского уже в 1825 г. В свет выходит фантастическая повесть на бытовом материале «Лафертовская маковница», опубликованная в мартовском номере журнала «Новости литература». В ней реально описан как московский мещанский быт, так и жизнь простых людей. В изображении характеров главных персонажей, сюжете и композиции ярко выразилась ирония автора. Новым оказалось «дерзкое небрежение автора «здравой» необходимостью «разумного» объяснение «чудесного» . В «Чёрной курице» это осуществляется за счёт подсознания Алёши. В.В. Брио и В.М. Маркович отмечают самобытность данного произведения, «не только открывающим историю русской фантастической повести, но и послужившим камертоном дальнейшего развития форм фантастического повествования» . Издатель «Новостей литературы», А.Ф. Воейков, пытаясь дать рациональное объяснение «чудесных» мотивов снабдил «Лафертовскую маковницу» собственной «Развязкой»: «Благонамеренный автор сей русской повести, вероятно, имел здесь целью показать, до какой степени разгоряченное и с детских лет сказками о ведьмах напуганное воображение представляет все предметы в превратном виде» . По мысли А.Ф. Воейкова, богатство старухи - «богатая дань суеверных людей», приходивших к ней гадать; черный кот, превратившийся в господина Мурлыкина, - плод расстроенного «мнимым колдовством маковницы» воображения Маши и т.д. . Являясь приверженцем традиций классицизма, он не принимает новый способ художественного мышления А. Погорельского. Среди литераторов повесть вызвала положительные отзывы. В письме брату от 27 марта 1825 г. А.С. Пушкин восхищался изображением кота: «Душа моя, что за прелесть бабушкин кот! Я перечел два раза и одним духом всю повесть, теперь только и брежу Трифоном Фалелеичем Мурлыкиным. Выступаю плавно, зажмуря глаза, повертывая голову и выгибая спину. Погорельский ведь Перовский, не правда ли?» . В.К. Кюхельбекер 22 декабря 1831 г. делает в дневнике следующую запись: «Перечел я «Лефортовскую Маковницу», которую в первый раз в 1825 г. прочел мне Дельвиг на квартире у Плетнева: большое сходство с манерой Гофмана». Позднее повесть составила одну из частей «Двойника…» .
Книга «Двойник, или Мои вечера в Малороссии» вышла в начале 1828г. Она представляет сбой сборник из четырёх новелл, объединённых рамочным сюжетом: «Изидор и Анюта», «Пагубные последствия необузданного воображения», «Лафертовская маковница» и «Путешествие в дилижансе». В «Двойнике» появляются аллюзии к сказочному творчеству зарубежных писателей, тема приключения и путешествия, сам мотив двойничества. Эти традиции продолжились и в литературной сказке. Книга не имела успеха у читателей, игра и мистификация были не поняты современниками. Исключение делалось только на всеми признанную «Лафертовскую маковницу». Следует отметить, что были те, кто понял замысел А. Погорельского: художественным принципам автора «Двойника…» следовал В.Ф. Одоевский в «Пёстрых сказках…» и А.С. Пушкин в «Повестях покойного Ивана Петровича Белкина», который не мог не оценить достоинства «парадоксов-переосмыслений» (термин В.Э. Вацуро) А. Погорельского. Также книга во многом подготовила почву для украинских повестей Н.В. Гоголя.
В 1830 г. в первых номерах «Литературной Газеты» А.Погорельский публикует две главы нового задуманного романа «Магнетизёр». Мы видим здесь описание купеческой провинциальной семьи и вторжение в неё «таинственного», как и изображение петербургского мужского пансиона с подземным миром в «Чёрной курице». Автор обращается к проблеме месмеризма - учению австрийского врача Ф.А. Месмера о «животном магнетизме» - особой магнитной силе, производимой людьми и способной оказывать физическое и психическое воздействие на окружающих, положившей начало современному гипнозу. Автор затрагивает тему «беснования», продолженную у В.Ф. Одоевского в «Орлахской крестьянке» (1838 г.) и у А.Ф. Вельтмана в «Сердце и Думке».
«Чёрная курица» во многом помогла А. Погорельскому перейти к теме нравственных проблем не только ребёнка, но и взрослого. В свет вышел нравоописательный роман «Монастырка», посвященный жизни провинциального дворянства. Первая часть произведение была издана в 1830г., в 1833 г. последовала насыщенная приключениями вторая часть. «Сей роман, - отмечалось в «Русском инвалиде», - есть необыкновенное, приятное явление в нашей словесности. Он богат занимательными происшествиями и ярко обрисованными характерами, а потому жив и любопытен» . «Московский телеграф» увидел в «Монастырке» «приятное описание семейных картин», «рассказ доброго приятеля о добрых людях, которым встречались иногда неприятности» . В «Литературной газете» она была названа «настоящим и первым у нас романом нравов» .
Одним из самых известных и востребованных произведений А. Погорельского является единственная изданная им в 1829 г. литературная сказка «Чёрная курица, или Подземные жители». Сочетание волшебства и действительности, дидактики и непринужденной беседы, своеобразие художественной манеры повествования позволили «волшебной повести» стать неотъемлемым вспомогательным материалом взрослых для формирования нравственных ценностей юных читателей. Написанию увлекательного произведения, доступного для детского понимания, во многом способствовала его тесная связь с племянником Алёшей, тёплые взаимоотношения с которым мы можем проследить по воспоминаниям и письмам.
В ноябре 1816 г. сестра А.А. Перовского Анна Алексеевна выходит замуж за отставного полковника и советника Государственного ассигнационного банка графа К.П. Толстого, а в сентябре следующего года у них рождается сын Алексей. Однако позднее супруги разошлись и писатель увозит сестру с полуторамесячным сыном в Погорельцы. А.К. Толстой вспоминает: «Я «…» шести недель от роду был увезен в Малороссию своей матерью и дядей с материнской стороны г-ном Алексеем Перовским. «…» Он воспитал меня, первые годы мои прошли в его имении…» . Автор «Чёрной курицы…» полностью посвящает себя заботам о сестре и племяннике Алексаше. Во многих письмах мы видим любовное, добродушное и отцовское отношение А. Погорельского к А.К. Толстому: «Милой мой Алеханчик! Мне очень жаль, что я не могу остаться до завтрего. Если б мне можно было, то я бы никогда с тобою не расставался, мой милый друг. Будь паюшка без меня, учись хорошенько, мой ангельчик, а я скоро назад приеду и привезу тебе что-нибудь редкое. Пиши ко мне, мой любезный сыночек! Прощай, цалую тебя миллион раз в мыслях» или «Ханочке, моему милому и дорогому другу» , «Очень тебе благодарен, любезный Алеша, за твои письма и прошу тебя продолжать так и впредь. Я всегда очень радуюсь, когда получаю от тебя письма…» , «Тысячу раз тебя мысленно обнимаю; поцелуй за меня маменьку и кланяйся тете Маше, если она с вами. Христос да сохранит вас!» и т.п. Дядя рассказывал маленькому Алёше большое количество сказок собственного сочинения, но лишь одну из них, «Чёрную курицу», решил записать.
В «волшебной повести», совмещающей в себе конкретно-исторический и сказочный пласты, мы находим отражение реалий места и времени писателя, что позволяет говорить об автобиографичности произведения. Во-первых, это свидетельство о непродолжительном пребывании маленького А.А. Перовского в петербургском пансионе Е. Мейера. Во-вторых, в образе главного героя Алёши присутствуют качества юного А.К. Толстого. По воспоминаниям друга его детства А. В. Мещерского, «граф Толстой был одарен необыкновенною памятью. Мы часто, для шутки, испытывали друг у друга память, причем Алексей Толстой нас всех поражал тем, что по беглом прочтении целой большой страницы любой прозы, закрыв книгу, мог дословно всё им прочитанное передать без одной ошибки; никто из нас, разумеется, не мог этого сделать» .
Сказка «Чёрная курица, или Подземные жители» была благосклонно встречена современниками. Особого одобрения был удостоен «свободный и изящный» слог сказки. Известны положительные отзывы В.А. Жуковского: помогая А.А. Дельвигу заполнить портфель очередного выпуска «Северных цветов», он настоятельно рекомендовал ему для альманаха «Черную курицу»: «У Перовского есть презабавная и, по моему мнению, прекрасная детская сказка «Черная курица». Она у меня. Выпросите ее себе» . Сказка раскрывает внутренний мир ребенка, особенности его психологии, мышления, формирования характера и предшествует произведениям С. Т. Аксакова и Л. Н. Толстого, на которого она произвела в детстве «очень большое» впечатление . Н.Ф. Погодин отметил сходство со сказкой Людвига Тика «Эльфы», указав на подражательный характер сказки и отсутствие «вероподобия» в повествовании .
В современном литературоведении сказке А. Погорельского «Чёрная курица, или Подземные жители» посвящены в основном работы в сборниках научных статей. Исследователи затрагивают вопросы, касающиеся своеобразия жанра волшебной сказки А. Погорельского (Д.М.Шевцова); роли «детского сознания» в формировании жанровой основы волшебной повести и её значении в контексте жанровых традиций эпохи (О.И. Тиманова, Т.В. Пустошкина, Л.Н. Алексеева); аллюзий к мифам и фольклорным традициям и героям в литературной сказке (О.И. Тиманова, М.П. Шустов, Н.В.Ерусланова, Л.Б. Мартыненко); средств фантастики в произведении (А.Т. Грязнова). Большое внимание уделяется параллели русской литературной сказки первой половины XIX века с немецкой романтической сказкой, в частности, произведениями Э.Т.А. Гофмана (А.Б. Ботникова, Н.Н. Семейкина, и др.). Проблема взаимосвязи творчества А.Погорельского и немецкого писателя всё чаще становится предметом исследования кандидатских диссертаций. Вопросы преемственности рассматриваются также относительно предшественников и последователей в русской литературе. Р.М. Лазарчук в статье «Рыцарь нашего времени» Н.М. Карамзина и «Черная курица» А. Погорельского» уделяет внимание раскрытию темы детства в указанных произведениях. В материалах международной научной конференции «Забытые и второстепенные писатели XVII-XIX веков как явление европейской культурной жизни» С.И. Кормилов говорит об А. Погорельском как предшественнике русских классиков. Рассматривая проблемы детской литературы и фольклора, Е.А. Гаричева написала статью «Святочные истории А.Погорельского «Черная курица» и Ф. Достоевского «Мальчик у Христа на ёлке», где указывает на проповедническое и притчевое начало, свойственное литературной сказке. Исследователь проясняет высокую связь между сознанием автора и ребенка, который, по её мнению, «наделен способностью видеть рай небесный даже на грешной земле». В статье Т.В. Пустошкиной «Дитя больше, чем оно есть…» предлагается осмысление текста «Черной курицы» с точки зрения мифологической символики, что позволяет по-новому взглянуть на художественную природу произведения. Рассматривается актуализация в повести романтической мифологемы детства и ее связь с мифологемой матери. А. П. Ефремов в своей статье «Эволюция представлений о грехе в детской литературе» указывает, что в сказке А.Погорельского берет начало тенденция «бессрочного душевного сокрушения» героев после совершения ими какого-либо недостойного поступка, «греха». Он отмечает, что признаком греха в детской литературе становится «невозможность для героев, даже сказочных, отпустить друг другу содеянное», эта функция возлагается на высшие силы, Бога, а время искупления ничем не ограничивается. Фактически, «Черная курица» дает начало «литературе совести» .
Важную роль играют обзорные статьи М.А. Турьян и А.А. Шелаевой, помещенные в собрания сочинений А. Погорельского. В них приведены интересные факты из биографии писателя, литературных и дружеских связей, дан краткий анализ его произведений. Творчеству А.Погорельского в контексте русской романтической прозы посвящена кандидатская диссертация В.В. Брио, в 1988 г. вышла её монография с обзором русской критики.
Рассматривая проблему своеобразия жанра «Чёрной курицы, или Подземных жителей» А. Погорельского, к.ф.н., доцент кафедры теории и методики обучения русской словесности НГПУ Д.М. Шевцова выделила жанровые признаки волшебной сказки:
1. борьба добра со злом, в которой добро побеждает, так как оно созидает, а зло разрушает. Алёша -- «воплощенное» добро-- «борется» с кухаркой Тринушкой, воплощающей зло, и спасает любимую курицу Чернушку. Чернушка «борется» со сказочными рыцарями и побеждает их;
2. все герои делятся на наделённых волшебной силой (Чернушка, король Подземного царства, жители Подземного царства) и «обычных» (Алёша, Тринушка, учитель, учительша);
3. главный герой совершает благородные поступки, ему активно помогает волшебный помощник, который благодарит таким образом за оказанную ранее услугу (Чернушка помогает Алёше: дарит ему конопляное семечко, за то, что Алеша спасает её от смерти); герой -- волшебный помощник -- одаривает своего спасителя волшебным предметом (сам предмет не представляет собой видимой ценности: это конопляное семечко);
4. запреты и наказание за их нарушение (нельзя было трогать предметы в комнате старушек голландок, иначе проснутся рыцари и Чернушка не сможет их победить. Нельзя было Алёше рассказывать кому-либо о Подземном царстве, иначе жители этого царства будут обречены на скитания, а Чернушка-министр будет арестована);
5. мотив дороги-путешествия, преодоления границы между реальным и волшебным миром (Алёша вместе с Чернушкой отправляется по неведомой дороге в Подземное царство);
6. освобождение волшебного героя (Алёша спасает Чернушку);
7. большой временной промежуток, который охватывают события;
8. использование изобразительно-выразительных средств (например, гиперболы: «Чернушка подняла хохол, распустила крылья... вдруг сделалась большая-большая, выше рыцарей, и начала с ними сражаться») .
Эти тезисы помогут нам при рассмотрении специфики литературной сказки А. Погорельского. Говоря о волшебных чертах произведения, мы обязаны сказать о соотношении реального, будничного и ирреального пространства, характерном для литературной сказки.
Сюжет
Мальчик Алеша, не старше десяти лет, обучался в пансионе в Санкт-Петербурге примерно в 1790-х годах. В свободное время он часто кормил куриц , содержащихся при кухне, и особенно выделял черную хохлатую Чернуху. Однажды кухарка Тринушка решила зарезать ее для обеда, но Алеша упросил ее не делать этого, подарив ей золотой империал , его единственную драгоценность. Ночью мальчик услышал, как его зовет Чернуха, и удивился, что курица умеет говорить. Та позвала его за собой, и, в итоге, привела Алешу в подземное царство, где жили маленькие человечки ростом с пол-аршина . Его встретил король и вынес благодарность за спасение своего главного министра. Оказалось, что курица Чернуха на самом деле - министр подземного царства. Алеша попросил за услугу способность всегда знать урок, ничего не изучая, и король подарил ему конопляное зернышко, хотя и был недоволен леностью мальчика. Условием король поставил никому не говорить о виденном под землей, и министр потом объяснил Алеше, что по обычаям подземных жителей те должны покинуть земли, где живут, если человек, узнавший о них, будет этим хвастать.
Подарок короля оказался действенным, и Алеша стал показывать феноменальные способности. Сначала ему было неловко, но потом он привык и загордился. Но однажды он потерял семечко, а с ним способность отвечать. Его строго наказали, считая неспособность капризом, но Чернушка вернулась и возвратила ему потерянное зернышко, хотя и была опечалена его поведением. Алеша воспользовался волшебством и моментально выучил несколько страниц, но учитель заподозрил неладное и начал разбираться, как это у него получилось. Алеша от страха перед розгами забыл запрет короля, и начал рассказывать о подземных жителях, но учитель счел это выдумками и все-таки высек мальчика.
Ночью того дня к Алеше явился министр подземного царства, и рассказал мальчику, что из-за его проступка народу подземных жителей приходится покидать насиженное место, а сам министр осужден королем носить золотые кандалы , какие Алеша с ужасом увидел на его руках. Они со слезами простились навсегда. Алеша, пробыв в сильной горячке шесть недель, снова стал прилежным и приятным мальчиком, хотя и утратил волшебные способности.
История создания
А. Погорельский сочинил эту сказку для своего племянника, Алексея Толстого , воспитанию которого он уделял много внимания . Имя героя совпадает как с настоящим именем автора (Алексей Алексеевич Перовский), так и с именем племянника. В сказке прослеживаются автобиографические мотивы. Публикация была встречена положительными отзывами прессы .
Литературоведческая информация
О. И. Тиманова отмечает «романтическое двоемирие» сказки, «повествование которой распределяется по двум основным линиям (волшебной и реалистической)». Волшебное при этом в сказке дискредитируется: все, обретенное героем с помощью волшебства, приносит ему и другим только беды. Мотив «двойничества» в принципе свойственен творчеству Погорельского. По мнению Тимановой, повесть основана на традиции волшебно-рыцарского романа, утверждающего «высокое» как норму жизни, и обладает выраженной дидактичностью, свойственной произведениям той эпохи. Тиманова также проводит параллели с различными мифами и легендами, сравнивая путешествия Алеши в подземное царство с мистическим опытом путешествия «на тот свет» в целях инициации , причем «оборотень» черная курица-министр является проводником .
А. П. Ефремов в своей эссеистической статье указывает, что в сказке Погорельского берет начало тенденция «бессрочного душевного сокрушения» героев после совершения ими какого-либо недостойного поступка, «греха », в детской литературе XIX века. Ефремов отмечает, что признаком греха в детской литературе становится «невозможность для героев, даже сказочных, отпустить друг другу содеянное», эта функция возлагается на высшие силы, Бога, а время искупления ничем не ограничивается. Фактически, «Черная курица» дает начало «литературе совести» .
Н. Н. Подосокорский исследовал масонские мотивы в повести Погорельского и обосновал гипотезу о том, что одним из основных источников произведения может быть магический гримуар «Чёрная курочка » анонимного автора: «„Черная курица“ - это, прежде всего, повесть об инициации, то есть о прохождении ее героем определенных испытаний/странствий, в результате которых он получает новый духовный опыт. И эта инициация имеет ярко выраженный масонский характер» .
Аудиоверсии
Книга неоднократно издавалась в аудио-формате .
Экранизация
Примечания
Ссылки
Wikimedia Foundation . 2010 .
Смотреть что такое "Чёрная курица, или Подземные жители" в других словарях:
Чёрная курица, или Подземные жители волшебная повесть Антония Погорельского Чёрная курица советский мультфильм 1975 года Чёрная курица московский театр марионеток Чёрная курочка оккультная книга … Википедия
У этого термина существуют и другие значения, см. Чёрная курица. Чёрная курица Тип мультфильма Кукольная анимация Режиссёр Юрий Трофимов Автор сценария Валерия … Википедия
Чёрная курочка Черная курица, или Подземные жители … Википедия
Координаты: 59°55′55″ с. ш. 30°18′31″ в. д. / 59.931944° с. ш. 30.308611° в. д. … Википедия
Настоящие имя и фамилия Алексей Алексеевич Перовский (1787 1836), русский писатель. Сборник романтических повестей и рассказов «Двойник, или Мои вечера в Малороссии» (1828), сказка «Чёрная курица, или Подземные жители» (1829), роман «Монастырка»… … Энциклопедический словарь
Алексей Алексеевич Левченко укр. Олексій Олексійович Левченко Род деятельности: сценарист,режиссёр Дата рождения … Википедия
ЛИТЕРАТУРА для детей и юношества - область худож. творчества. Включает худож., науч. худож. и науч. популярные произведения, написанные специально для детей, а также лит. произведения, к рые отвечают духовным и эстетич. запросам ребенка, возможностям его восприятия и поэтому… … Российская педагогическая энциклопедия
Это служебный список статей, созданный для координации работ по развитию темы. Данное предупреждение не устанавливается на информационные списки и глоссарии … Википедия
- … Википедия
Альберт Филозов Имя при рождении: Альберт Леонидович Филозов Дата рождения: 25 июля 1937 (71 год) Место рождения: Свердлов … Википедия
А. Погорельский
«Чёрная курица, или Подземные жители» (2 урока)
Оформление доски
«Черная курица, или портрет А. Погорельского Удивительно добрая сказка,
Подземные жители» () утверждающая такие
(М., Детская литера - нравственные ценности, как
веру в добро, высоту чувств.
Эпиграф: Не для того дан вам ум,
чтобы вы во зло его употребили.
А. Погорельский
Урок 1 .
Тема: А. Погорельский. Рассказ о писателе. Тема детства в сказке «Чёрная курица…»
погружения в сказку и выявить идею произведения.
Задачи урока : развивать умение анализировать текст;
развивать творческую, речевую и мыслительную активность;
формировать навыки устной монологической речи;
воспитывать чувство благородства, честности,
самоотверженности, дружбы, взаимоподдержки, трудолюбия.
Методические приёмы:
беседа по вопросам,
выразительное чтение,
пересказ эпизодов,
словарная работа,
работа с текстом
Ход урока
Слово учителяМы с вами, ребята, прочитали много замечательных книг. И вот познакомились ещё с одним писателем, с его удивительной сказкой «Черная курица, или Подземные жители». Красивая, тихая, грустная сказка о тайном мире подземных рыцарей, о чудесном превращении курицы Чернушки, о загадочном подземном народе... И сегодня, ребята, мне хочется поговорить с вами об этой сказке, о чудесах, которые происходят с героями, о честности, бескорыстии, о высоте чувств, о вере в добро и, конечно, о дружбе и предательстве.
Я думаю, что вопросы настоящей дружбы вас интересуют не меньше, чем нас, взрослых.
А что важно в дружбе для вас?
В дружбе важны симпатии по отношению друг к другу, уступчивость, взаимопонимание .
Нужно ценить дружбу, приносить радость друзьям.
душевными переживаниями.
Дружба крепнет тогда, когда у людей есть общие интересы, когда им постоянно хочется
быть вместе.
Каждый из вас, наверное, иногда бывал один, сам с собой. В такие времена так хорошо иметь «внутренних» друзей. А есть ли у вас, ребята, такие друзья? Назовите их.
Честность, совесть, великодушие, милосердие, доброта и т. д.
А как «внутренние» друзья могут помочь вам?
Да, опираясь на их помощь, ты будешь поступать честно, благородно, не обманешь, не
предашь... А так как эти друзья «внутренние», то, значит, ты дружишь с самим собой!
А это так здорово!
Вот о чем я хотела бы поговорить с вами, потому что каждый из вас (или многие) ищет опору, чтобы дышать, любить, дружить, быть любимыми другими людьми. Особо притягательна история мальчика Алеши, рассказанная А. Погорельским. В истории русской литературы с именем А. Погорельского связано возникновение в 20-х годах 19 века романтической прозы. Его произведения утверждают такие нравственные ценности, как честность, бескорыстие, высоту чувств, веру в добро, и тем близки современному читателю.
2.Краткое сообщение ученика о Погорельском.
Настоящее имя Антония Погорельского – Алексей Алексеевич Перовский. Он был старше Пушкина и Жуковского. Даты его жизни: . взял себе фамилию Погорельский в честь села Погорельцы, где он жил. Он был одним из образованнейших людей России. Закончил в 1807 году Московский университет, был участником Великой Отечественной войны 1812 года, состоял членом Вольного общества любителей российской словесности. Пушкин знал и ценил повести А. Погорельского. Его перу принадлежат произведения: «Двойник, или мои вечера в Малороссии», «Монастырка», «Магнетизер» и другие.
Волшебную сказку «Черная курица, или Подземные жители» А. Погорельский опубликовал в 1829 году. Он написал ее для своего воспитанника, для 10-летнего племянника Алеши, который впоследствии стал замечательным русским поэтом, писателем и драматургом Алексеем Константиновичем Толстым.
Учитель: Второе столетие живет сказка. Ее любил перечитывать своим детям, с большим удовольствием слушаете и читаете вы.
Каковы ваши впечатления? Понравилась ли вам сказка?
Какой эпизод вам показался самым интересным? Перескажите его? Помните, что эта
сказка волшебная. Поэтому, пересказывая любимые эпизоды, сохраните сказочный,
старинный стиль.
3.Пересказ любимых эпизодов. (Пересказывая, ребята иллюстрируют его)
Цель: дать возможность ребятам войти в мир волшебной сказки и, подчиняясь воле автора, открыть для себя сокровища её мудрости.
4.Беседа с ребятами по сказке
Цель: дать возможность детям живо воспринять заботы, радости, печали маленького воспитанника частного пансиона Алёши; осознать при этом ясную и такую важную для них мысль о необходимости воспитывать в себе трудолюбие, честность, самоотверженность, благородство, преодолевать эгоизм, леность, себялюбие, душевную чёрствость.
А что в этой сказке правда, а что вымысел?
У Погорельского достоверный рассказ о жизни в старинном Петербурге, пансионе с его
дортуарами - спальнями, со строгими учителями перемежается с картинами сказочного
мира. От соединения выдумки с правдой реальный мир становится особенно поэтичным,
а сказочный воспринимается как настоящий.
Главный герой сказки - Алёша, мальчик, которому не более 9 или 10 лет.
«Алёша горько чувствовал свое одиночество». Почему? Ведь все его любили и ласкали.
Родители Алёши живут далеко - далеко от Петербурга. Заплатив учителю условленную
плату за несколько лет вперед, отдали Алёшу в пансион и возвратились домой. Ему
очень одиноко, часто бывает скучно, а иногда даже и грустно.
Но обратите внимание, ребята, как славно рассказывает Погорельский о своем десятилетнем герое, достойно преодолевающем одиночество! Алеша умненький, добрый, терпеливый мальчик, и автору он тоже мил. С каким чувством юмора пишет он о том, как «Алешу заставили из белой бумаги вырезывать красивую сетку на окорок для праздничного стола в честь директора пансиона.
Выразительное чтение описания больших хлопот
для праздничного стола в честь директора пансиона
Как вы думаете, зачем эти длинные перечисления вкусных блюд и праздничных нарядов? Ведь не о них же сказка?
Все забыли про Алёшу, он остался один, ему скучно и грустно.
А Алёша справляется с ним, со своим одиночеством?
Да. Ему помогают книги: рыцарские романы и волшебные повести.
Он тоже ждёт волшебства: смотрит в дырочки забора, принимает участие в жизни
курочек, в частности, Чернушки.
У него очень сильное воображение. Во сне он рыцарь, как герой прочитанных книг.
Например, он воображал, что директор пансиона должен быть какой-нибудь
знаменитый рыцарь в блестящих латах и в шлеме с большими перьями, но увидел не
шлем пернатый, а просто маленькую лысую головку, набело распудренную,
единственным украшением которой был маленький пучок. И Алёше стало жалко
этого человека.
У Алёши доброе сердце. Он спас курицу от неминуемой смерти. Кухарка поймала
Чернушку, чтобы зарезать её. Алёша помешал кухарке, отдал ей всё своё состояние -
Золотой империал, который берёг пуще глаза своего.
А что вас поразило, ребята, в описании жизни и быта ушедшей эпохи?
Это описание одежды и причёсок (тупей и коса у мужчин, огромная взбитая причёска
у жены учителя, парикмахер «взгромоздил на её голове целую оранжерею разных
цветов, между которыми блистали искусным образом помещённые 2 бриллиантовых
перстня, когда-то подаренные её мужу родителями учеников».
А интересно это Алёше?
Нет. Ему всё это неинтересно. Ему показалось, что Чёрная курочка звала его
комнатах, а ночью…
Об этом мы будем говорить на следующем уроке, а дома вы подготовите
пересказ эпизода «Путь Алёши с Чернушкой в Подземное царство».
Итак, что вы узнали о главном герое сказки, о его жизни в пансионе?
Подведём итоги.
Урок 2. Алёша и жители Подземного царства. Тема ответственности человека не только
за себя, но и за благополучие целого мира .
Цель урока : помочь уч-ся более точно и глубоко понять идею сказки,
Задачи: - развивать творческие способности, речь уч-ся;
Развивать умения анализировать текст;
Закрепить навыки выразительного чтения;
Формировать навыки устной монологической речи;
Воспитывать у уч-ся трудолюбие, благородство, честность, умение
преодолевать эгоизм, леность, душевную черствость, себялюбие.
Методические приёмы:
Беседа по вопросам;
Выразительное чтение;
Пересказ эпизодов;
Работа с текстом;
Словарная работа.
Слово учителя:
На прошлом уроке мы с вами говорили о том, как «горько Алёша чувствовал своё одиночество». Но одиночество для маленького воспитанника частного пансиона не страшно, потому что ему помогают книги, у него сильное воображение, он принимает участие в жизни курочек.
Обратите внимание на эпиграф… Как вы думаете, о чём пойдёт речь на уроке? Только ли о жителях Подземного царства?
Сегодня на уроке речь пойдёт не только о жителях Подземного царства, но и об
ответственности человека, о честности, благородстве, трудолюбии, о преодолении
эгоизма, себялюбия, душевной чёрствости.
На слайде: Честность
Благородство
Себялюбие
Как вы понимаете эти слова, ребята?
Итак, расскажите о пути Алёши с Чернушкой в Подземное царство и об условии, которое ставит Чернушка.
Пересказ эпизода «Путь Алёши с Чернушкой в Подземное царство»
Чернушка ставит условие - быть скромным. Если он не будет скромным, то он
погубит и Чернушку, и подземных жителей. (Слово «скромный» здесь употреблено в
устаревшем значении: нескромность - неумение хранить тайну).
Чем привлекает вас Подземное царство?
Блеск, неземная красота, таинственность.
Среди подземных жителей есть военные, чиновники, пажи и рыцари.
Стены богато убранной залы кажутся Алёше сделанными из «лабрадора, какой он
видел в минеральном кабинете, имеющемся в пансионе».
Разноцветные деревья, как объясняет Чернушка-министр, это разного рода мох,
выписанный «королём за большие деньги», и т. д.
Подземное царство-модель действительности, по Алёше, действительности яркой, праздничной, разумной и справедливой.
В «Чёрной курице» слово Алёши не открывать тайны подземных жителей означает то, что он владеет счастьем целой страны маленьких человечков и возможностью его разрушить. Возникает тема ответственности человека не только за себя, но и за благополучие целого мира, единого и потому хрупкого. Так открывается одна из глобальных тем русской литературы… Внутренний мир ребёнка не идеализируется автором.
Какие опрометчивые поступки совершает Алёша по пути в Подземное царство?
Несмотря на многочисленные предупреждения Чёрной курицы, он просит лапку у
кошки, не может утерпеть, чтобы поклониться фарфоровым куклам.
Непослушание любознательного мальчика в сказочном царстве ведёт к конфликту с
чудесным миром, будит в нём силы зла. Погорельский, поставив в центр сказки образ
мальчика Алёши, продемонстрировал этим неоднозначность, непредсказуемость
внутреннего мира ребёнка.
Когда для Алёши начинается праздность?
Для Алёши праздность начинается, когда он получает волшебное семечко.
Главный вопрос, на котором концентрирую внимание уч-ся: конопляное семечко
освободило Алёшу от труда, и теперь не надо было учить уроки. Заманчиво, не правда ли?
Но хорошо ли?
5-ки получают задание: одни - выбрать из текста и прочитать, каким рисует автор Алёшу до того, как он получил конопляное семечко, другие - каким он стал, когда его получил.
На слайде : параллельная запись этих характеристок
До получения зёрнышка
Имея зёрнышко
…Алёша был мальчик умненький, милень - кий, учился хорошо, и все его любили и ласкали.
…Горько чувствовал свое одиночество.
…Единственным утешением его было чте -
ние книг.
…Любимым его занятием…было мысленно переноситься в старинные, давно про - шедшие века …юное воображение его бродило по развалинам или тёмным дре - мучим лесам.
…Алёше никогда не удавалось побывать в этом уголке, который сильно возбуждал его любопытство…первое его движение было - подбегать к забору…ему казалось, что какая-нибудь добрая волшебница явится…и сквозь дырочку подаст ему игрушку, или талисман, или письмецо от папеньки или маменьки, от которых не получал он давно уже никакого известия, и т. д.
… Учитель очень его хвалил. Алеша не принимал его хвалу с тем удовольствием,
которое прежде чувствовал в подобных случаях. Внутренний голос ему говорил, что он не заслуживает этой похвалы, потому что этот урок не стоил ему никакого
… Алеша внутренне стыдился этих похвал: ему совестно было, что ставили его в пример товарищам, тогда как он вовсе того не заслуживал.
…Сначала стыдился похвал, чувствовал, что вовсе их не заслуживает, но мало - помалу он стал и к ним привыкать, и, наконец, самолюбие его дошло до того, что он принимал, не краснея, похвалы, которыми его осыпали. Он много стал о себе думать, важничал перед другими мальчиками и во- образил, что он гораздо лучше и умнее всех их. Нрав Алеши от этого совсем испортился: из доброго, милого и скромного мальчика он сделался гордым и непослушным, и т. д.
К какому выводу вы пришли, ребята?
Праздность портила нрав Алеши. Алеша был мальчик умненький, миленький, а стал
таким дурным мальчиком, сделался гордым и непослушным, сначала учился хорошо,
а затем вовсе не учился; сначала все его любили, а затем день ото дня он становился
хуже, и товарищи менее его любили, а «внутренний голос предупреждал», что его
никто любить не будет, и он, при всей своей учености, будет самое несчастное дитя.
возбуждала его любопытство, затем он стал много думать о себе, важничал перед
другими мальчиками и вообразил, что он лучше и умнее всех их, затем он нарочно
шалил, внутренне смеялся угрозам учителя - и все это, будучи уверен, что
конопляное семечко поможет ему непременно.
В чём не прав Алеша? Приносят ли ему радость успехи, к достижению которых он не
прикладывет никаких усилий? О чем забыл Алеша?
Он забыл о самом главном: всё на свете дается человеку трудом. Нужен труд, чтобы
сделать одежду, приготовить пищу, построить дом, нужен труд, чтобы получить
знания. Только те знания, что добываются трудом, остаются крепко в голове, только
их никто не может отнять у человека.
Учитель: Да, праздность развращает человека. Потеря рассудительности, отказ от неё, делает вывод Погорельский, приводят к печальным последствиям: перерождению самого ребёнка и страданиям, на которые обрёк подземных жителей Алеша своим перерождением. Труд, по мнению Погорельского, это обязательное условие нравственной красоты человека.
А какие советы дает Алеше Чернушка?
«Ты ветрен и никогда не слушаешься с первого слова, а это нехорошо».
«Алеша, к теперешним худым свойствам твоим не прибавь еще худшее –
неблагодарности!»
Автор насыщает сказку глубокими переживаниями юной души, обращается к таким понятиям, как «внутренний голос», «голос совести», «муки совести»..после его побед в классе. У каждого есть совесть - внутренняя оценка своих поступков, чувство ответственности за свое поведение. Она «живет» внутри нас, и «внутренний голос», который осуждает или одобряет нас,- это голос совести.
Чтение в лицах эпизодов, которые рассказывают о самых драматических событиях в жизни Алеши: о потере конопляного семечка и предательстве.
Нарушил ли Алеша условие, поставленное Черной курицей в начале сказки?
Да, он предал подземных жителей.
Почему пострадал именно министр Черная курица из-за Алешиного предательства?
Всегда страдает тот, кто любит. Он теперь закован в цепи, так как подземные
жители поплатились из-за Алеши, которого привел к ним именно министр Черная
А упрекает ли, обвиняет, ругает ли министр Черная курица Алешу?
Нет. Он плачет, прощает Алешу и уходит навсегда.
О чём просит министр Черная курица
Чтобы Алеша исправился и стал бы опять таким же добрым мальчиком, каким был
А станет ли Алеша прежним?
Да, через болезнь, выздоровление Алеша возвратится к жизни, к самому себе,
прежнему.
= Возвращаюсь к проблемному вопросу: конопляное семечко
освободило Алёшу от труда, и теперь не надо было учить уроки.
Заманчиво, не правда ли? Но хорошо ли?
Это только на первый взгляд заманчиво иметь такое конопляное семечко, которое
освободит тебя от труда, от учебы. На самом деле, как показывает Погорельский,
только труд способен развить и укрепить в человеке высокие нравственные
качества.
К какому выводу вы пришли?
Нельзя ставить себя выше других людей, даже если ты много знаешь и умеешь.
Надо развивать в себе скромность, трудолюбие, прилежание, чувство долга,
честность, уважение к людям, доброту. Надо быть строгим к себе.
В чем мудрость этой сказки?
Всё достается только собственным трудом, тогда это ценится, приносит радость и
Погорельский любит своего героя, озабочен тем, чтобы из него вырос настоящий,
хороший человек. У него есть для этого хорошие задатки. Недаром писатель
похвал, которые получает с помощью конопляного семечка, совесть часто его
упрекала: «Алеша, не гордись! Не приписывай самому себе того, что не тебе
принадлежит…», к осознанию своей вины Алеша пришел сам, преодолев стыд и
раскаяние, перенес тяжелую болезнь.
Писатель ставит и ненавязчиво решает вопросы, которые волнуют нас, тем и близок
нам. Качества, которые формируют в Алеше выпавшие на его долю испытания,
необходимы и каждому из нас: это трудолюбие, честность, доброта, душевная
чистота, умение нести ответственность за свои поступки.
Какие законы волшебной сказки соблюдены здесь?
Волшебное средство - семечко; помощник, даритель - Черная курица; подземное
царство, жители.
А какие не сказочные законы?
Безделье, гордыня, предательство. Мудрость Черной курицы в том, что он (министр)
умеет быть благодарным и прощать. И это для Алеши оказывается самым сильным и
мудрым уроком.
Учитель : Я думаю, ребята, что волшебная сказка А. Погорельского останется в вашей памяти как добрый и мудрый мир детства, в котором свои проблемы, заботы, такие близкие и актуальные.
Чтение хороших книг всегда укрепляет в сознании стремление к торжеству справедливости, дает примеры для подражания. Я верю, что сказка «Черная курица…» в вашем сознании утвердит нравственные и эстетические идеалы.
Домашнее задание: написать письмо Алеше, выразив свое отношение к нему, к его поступкам
Вот и прочитали волшебную повесть «Черная курица, или Подземные жители». Эта сказка написана очень давно: впервые она была напечатана в 1829 году - сто с лишним лет назад.
Если вы внимательно читали книжку, вы и сами могли догадаться, что она написана давным-давно. Не было тогда ни трамваев, ни автомобилей, директор приезжает в пансион в «обыкновенных извозчичьих санях». Вряд ли вы увидите сейчас в городе, где учился Алеша, хотя бы одного извозчика. Да и сам город давно называется не Петербургом, а Ленинградом. И школы сейчас не такие, и учатся в них совсем не так, и одеваются люди по-другому, и разговаривают иначе.
Почему же теперь, спустя сто с лишним лет, мы читаем эту сказочную повесть с таким же увлечением, с каким читали ее наши прабабушки и прадедушки?
В основе этой старинной сказки лежит жизненная правда - вот почему ее читают с таким же интересом, как и в старину.
Написал «Черную курицу» Алексей Алексеевич Перовский (1787-1836), в литературе взявший себе имя Антония Погорельского - в честь села Погорельцы, где он жил.
Это был один из образованнейших людей России того времени, участник Отечественной войны 1812 года, современник Александра Сергеевича Пушкина, его литературный соратник и друг.
Сказка «Черная курица» написана Погорельским для своего десятилетнего племянника Алеши, который потом стал известным русским поэтом - Алексеем Константиновичем Толстым.
Погорельский обладал удивительным искусством соединять правду жизни с фантастикой. В этой сказке очень хорошо описан старый Петербург, школа, в которой учился Алеша, быт того времени, и так же ярко изображены волшебное государство и черная курица, которая была подземным министром.
И мудрость этой сказки близка нам. И недаром ее любил Лев Николаевич Толстой и ставил ее рядом с теми книгами, которые произвели на него в детстве сильное впечатление, вместе с былинами, народными сказками и стихами Пушкина.