Облик руководителя компании, его лидерские качества и навыки продажи определяют успех предприятия. Это знают специалисты по пиару, которые пишут для руководителей речи, продумывают их внешний вид, учат выступать на публике и правильно расставлять акценты. Однако даже лучший пиар-специалист не сможет самостоятельно сделать из обычного человека яркую личность, героя публичных речей.
Книга Джеймса Хьюмса - известного писателя, бывшего спичрайтера пяти американских президентов - раскрывает некоторые секреты ораторского мастерства и создания харизмы. Освоив приёмы, предлагаемые автором, вы обретёте уверенность и научитесь легко и успешно справляться с публичными выступлениями.
1. Пауза
С чего должно начинаться любое успешное выступление? Ответ прост: с паузы. Неважно, какая у вас речь: подробное выступление на несколько минут или короткое представление следующего докладчика - вы должны добиться тишины в зале. Выйдя на трибуну, осмотрите аудиторию и зафиксируйте взгляд на одном из слушателей. Затем мысленно произнесите про себя первое предложение и уже после выразительной паузы начинайте говорить.
2. Первая фраза
Все успешные ораторы придают большое значение первой фразе выступления. Она должна быть мощной и обязательно вызывать положительный отклик у аудитории.
Первая фраза - это, выражаясь терминологией телевизионщиков, «прайм-тайм» вашего выступления. В этот момент аудитория максимальна по численности: каждый человек в зале хочет посмотреть на вас и узнать, что вы за птица. Уже через несколько секунд может начаться отсев слушателей: кто-то продолжит беседу с соседом, кто-то уткнётся в телефон, а кто-то и вовсе заснёт. Однако первую фразу будут слушать все без исключения.
3. Яркое начало
Если у вас нет в запасе яркого подходящего афоризма, способного приковать всеобщее внимание, начните с истории из своей жизни. Если у вас есть важный факт или новость, неизвестная слушателям, начните сразу с неё («Вчера в 10 часов утра…»). Чтобы аудитория воспринимала вас как лидера, нужно сразу брать быка за рога: выбирать сильное начало.
4. Главная мысль
Ещё до того, как вы сядете писать свою речь, вы должны определить её главную мысль. Этот ключевой момент, который вы хотите донести до аудитории, должен быть сжатым, ёмким, «помещаться в спичечный коробок».
Остановитесь, посмотрите и составьте план: в первую очередь выделите ключевые мысли, а затем уже можете дополнить и пояснить их примерами из жизни или цитатами.
Как говорил Черчилль, хорошая речь подобна симфонии: она может быть исполнена в трёх разных темпах, но в ней должна сохраняться основная мелодия.
5. Цитаты
Есть несколько правил, соблюдение которых придаст силу цитированию. Во-первых, цитата должна быть вам близка. Никогда не приводите высказывания автора, который вам незнаком, неинтересен, которого вам неприятно цитировать. Во-вторых, имя автора должно быть известно слушателям, а сама цитата должна быть короткой.
Вы также должны научиться создавать обстановку для цитирования. Многие успешные ораторы пользуются подобными приёмами: перед цитированием они делают паузу и надевают очки либо же с серьёзным видом зачитывают цитату с карточки или, например, газетного листа.
Если вы хотите произвести особое впечатление цитатой, выпишите её на маленькую карточку, достаньте во время выступления из бумажника и зачитайте высказывание.
6. Остроумие
Наверняка вам много раз советовали разбавить выступление шуткой или анекдотом. В этом совете есть доля правды, однако не стоит забывать, что шутка ради шутки только оскорбляет слушателя.
Не нужно начинать своё выступление с не имеющего отношения к ситуации анекдота («Кажется, принято начинать речь с анекдота, так вот. Приходит как-то мужик к психиатру…»). Лучше незаметно перейти к своей забавной истории в середине речи, чтобы разрядить обстановку.
7. Чтение
Чтение речи с листа с опущенными вниз глазами, мягко говоря, не вызывает восторга у аудитории. Как же тогда поступать? Неужели необходимо заучивать получасовое длинное выступление? Вовсе нет. Нужно научиться правильно читать.
Первое правило прочтения речи: никогда не произносите слова, если ваши глаза смотрят на бумагу.
Используйте технику СОС: смотреть - остановиться - сказать.
Для тренировки возьмите любой текст. Опустите глаза и мысленно сфотографируйте несколько слов. Затем поднимите голову и остановитесь. Затем, глядя на любой предмет в другом конце комнаты, расскажите то, что запомнили. И так далее: смотрите в текст, останавливайтесь, говорите.
8. Приёмы оратора
Известно, что Черчилль фиксировал свои выступления подобно стихам, разделяя их на отдельные фразы и записывая каждую в отдельную строку. Чтобы речь зазвучала ещё более убедительно, воспользуйтесь этим приёмом.
Используйте рифмы и внутренние созвучие во фразе, чтобы придать звучанию своей речи поэтическую силу воздействия (например, фраза Черчилля «Мы должны следовать принципам гуманИЗМА, а не бюрократИЗМА»).
Придумать рифмы очень просто, достаточно запомнить самые распространённые из них: -на (война, тишина, нужна), -та (темнота, пустота, мечта), -ч (меч, речь, течь, встреч), -озы / осы (розы, угрозы, слёзы, вопросы), -ание, -да, -он, -ция, -изм и так далее. Поупражняйтесь с этими простейшими рифмами, составляя звучные фразы.
Но помните: рифмованная фраза должна быть одной на всю речь, не нужно превращать своё выступление в поэму.
А чтобы рифма не пропала зря, выразите в этой фразе ключевую мысль речи.
9. Вопросы и паузы
Многие ораторы используют для установления контакта с публикой вопросы. Не забывайте об одном правиле: никогда не задавайте вопрос, если не знаете ответ на него. Только предсказав реакцию публики, вы сможете подготовиться и извлечь из вопроса максимальную пользу.
10. Финал
Даже если ваша речь была невыразительной, всё может исправить удачная концовка. Чтобы произвести впечатление в финале, настройтесь, призовите на помощь свои эмоции: гордость, надежду, любовь и другие. Постарайтесь передать эти чувства слушателям так, как это удавалось великим ораторам прошлого.
Ни в коем случае не заканчивайте свою речь на минорной ноте, этим вы просто уничтожаете свою карьеру. Используйте духоподъёмные цитаты, стихи или шутки.
Публичное выступление – это выступление перед аудиторией, изложение какой‑либо информации, возможно, с показом наглядного материала, с определенной целью.
Цели публичного выступления могут быть самыми разными: проинформировать, объяснить, заинтересовать, убедить, переубедить, побудить к действию или воодушевить.
В зависимости от цели подразделяются и виды речей: информационные (повествовательные, описательные, объяснительные), агитационные (воодушевляющие, убеждающие, побуждающие к действию) и развлекательные.
В современной практике в зависимости от конкретной сферы применения публичные выступления подразделяются на следующие виды:
1) академические (лекция, научный доклад, научное сообщение). Отличительные черты – научная терминология, аргументированность, логическая культура, сообщение сведений научного характера;
2) судебные (обвинительная или защитная речь). Отличительные черты – анализ фактического материала, использование данных экспертизы, ссылки на показания свидетелей, логичность, убедительность;
3) социально‑политические (выступление на заседании, агитаторская, митинговая речь). Такие речи могут носить призывной или разъяснительный характер. Отличительные черты – разнообразие изобразительных и эмоциональных средств, черты официального стиля, использование политических и экономических терминов;
4) социально‑бытовые (приветственная, застольная, поминальная речь). Отличительные черты – призыв к чувствам; свободный план изложения; использование сравнения, метафоры, торжественный стиль.
Первым этапом любого вида публичного выступления является подготовка – определение темы, подбор материала и сбор дополнительной информации. Хорошее выступление определяется глубиной содержания (сутью) и формой изложения (стилем). И то и другое требует времени и упорной работы. Чтобы ваше выступление достигло цели, соберите как можно больше информации о предполагаемой аудитории: к кому вы обращаетесь, сколько будет людей, узнайте их возраст, круг интересующих вопросов, уровень образования, профессии ваших будущих слушателей. Выясните, насколько они осведомлены в вопросах, касающихся вашего выступления. Чем больше у вас будет собрано материала, тем легче вам будет донести информацию до аудитории, а также ответить на вопросы, рассмотреть и опровергнуть возражения, в т. ч. и заведомо провокационные и нечестные. Но не стремитесь в одном выступлении объять необъятное. То, что вы говорите, варианты, которые вы предлагаете, должны быть понятны и приемлемы для собеседника. Не увлекайтесь терминологической лексикой, чрезмерным количеством статистических выкладок, доказывая, насколько вы умны и красноречивы. Ваша цель – быть понятым.
Речь составляется в соответствии с законами логического мышления. В ней должно содержаться сообщение необычное, возбуждающее интерес, либо жизненно важное обстоятельство. Абстрактные рассуждения чередуются в речи с конкретными фактами, иллюстрирующими эти рассуждения. Яркая, убеждающая аргументация, свежая, захватывающая информация, материал, составленный в форме поиска истины, заставляет аудиторию воспринимать выступление, затаив дыхание. Факты, которые приводятся в публичной речи, должны быть проверены, все выводы – продуманы, выверены.
Второй этап – это представление подготовленного материала. Здесь нужно соблюсти три условия: подстроиться под аудиторию, завладеть ее вниманием и наблюдать за тем, как воспринимается информация, совпадает ли реакция с той, которую вы ожидали.
В начале выступления важно сконцентрировать внимание аудитории, наладить контакт и относительную непринужденность в общении с присутствующими.
Необходимо начинать свою речь с сильным и настойчивым стремлением достичь своей цели. Речь имеет отклик у слушателя только тогда, когда в сознании оратора сам он, аудитория и слово сольются воедино. Для этого нужно знать, о чем выступающий будет говорить. Если речь заранее не обдумана и не спланирована, оратор не может чувствовать себя уверенно перед слушателями, а уверенность – это одна из главнейших составляющих успеха.
Каждое публичное выступление должно соответствовать целому ряду основных требований.
Первое из них – определенность, ясность. Слушатели должны ясно понимать все слова и выражения, употребляемые выступающим. Когда оратор использует незнакомые для аудитории слова, то возникает неопределенность и непонимание. Вы должны изложить предлагаемую информацию в доступной, ясной форме. Вам следует стремиться, чтобы ваша информация была услышана и правильно понята.
Современная аудитория желает, чтобы оратор говорил так же просто, как в личной беседе. У хорошего оратора слушатели не замечают манеры говорить, они воспринимают только предмет, о котором идет речь.
Для убеждающего воздействия необходимо, чтобы уровень говорения соответствовал уровню понимания. Аргументы должны быть взяты из сферы деятельности слушателей, информация должна быть приемлема по половозрастным особенностям и по возможности наглядно представлена.
Следующее обязательное требование к публичному выступлению – это последовательность. Она достигается тогда, когда изложение идет от известного к неизвестному, от простого к сложному, от описания знакомого и близкого к далекому. Следует продумать композицию выступления. Ограничьте ваше выступление 20 мин, т. к. большинство людей не способны долго и внимательно слушать. Чаще всего применяется трехкомпонентная структура: вступление (5‑10 % времени выступления), основная часть, заключение (5 % времени выступления).
В начале вашего выступления тезисно перечислите основные мысли, которые вы собираетесь раскрыть. В ходе изложения более подробно останавливаетесь на тех или иных положениях, которые на ваш взгляд интересны для аудитории. В заключение необходимо резюмировать речь, повторить основные выводы и положения, призвать к действию. Начало и конец выступления должны быть связаны друг с другом. То, что сказано в конце, лучше запоминается слушателями.
Очень важно соблюдать композиционную соразмерность материала, разумно сочетать старое и новое, теоретический и практический материал, позитивную и негативную информацию, рациональное и эмоциональное в выступлении.
Важнейшим условием ораторского искусства является умение пользоваться образами и картинами. Без этого речь всегда бледна и скучна, а главное – не способна воздействовать на чувства и через них на разум. Настоящая публичная речь должна волновать и возбуждать не только мысли, но и чувства. Только краски и образы могут создать живую речь, такую, которая способна произвести впечатление на слушателей. Речь, состоящая из одних рассуждений, не может удержаться в голове людей, она быстро исчезает из памяти. Задача оратора состоит в том, чтобы воздействовать на чувства слушателей. Сильное чувство, переживания человека всегда затрагивают и разум, оставляя неизгладимое впечатление.
Для активизации внимания, формирования в человеческой психике умственной напряженности, эмоциональной тональности опытные ораторы используют тонкие риторические приемы, цитаты, примеры.
Ораторское искусство обязательно включает в себя культуру речи и знание норм литературного языка. Существует целый ряд типичных ошибок в устной речи: неправильный выбор слов, употребление лишних слов, употребление близких по звучанию слов, непонимание значения слов. Недопустимы также ошибки в произношении звуков и их сочетаний, в ударении.
Речевая грамотность оратора проявляется в умении приспособить речь к определенной ситуации и искусстве интонирования. С помощью интонации, увеличения, уменьшения скорости речи, ее громкости задействуется мышление и эмоциональное восприятие. Важные слова и мысли выделяются интонационно, с особой энергией, перед их высказыванием делаются паузы.
Для того чтобы воздействие было максимально эффективным, необходимо научиться владеть своим голосом. Голос способен передавать, просто и красиво выражать наши мысли и чувства. Речь должна быть достаточно слышимой, а это зависит от хорошо поставленного голоса и умения пользоваться им в различных условиях. Умение владеть голосом связано с развитием речевого дыхания. Меняйте громкость голоса и скорость речи, показывайте свое волнение и заинтересованность в отношении обсуждаемого вопроса.
Качество звучания речи зависит от яркости, отчетливости произношения – дикции и от соответствия речи нормам русского литературного произношения.
Еще в процессе подготовки к выступлению вы должны укреплять веру в свою способность управлять аудиторией, тренироваться в овладении конкретными риторическими приемами.
Существует правило: если хочешь овладеть каким‑то искусством, упражняйся постоянно, настойчиво, неустанно. В ораторском искусстве необходимо усвоить технику, механизмы, культуру речи с помощью системы тренировок, упражнений в сочетании с практикой выступлений. Обучение ораторскому искусству и изложению своих мыслей заключается в устранении скованности, в том, чтобы помочь человеку чувствовать себя свободно, непринужденно, уверенно, воодушевленно и вести себя корректно перед аудиторией.
Попросите кого‑нибудь, кто не является специалистом в вашей области, выслушать вас и высказать свое мнение. Интересно ли было вас слушать? Имеет ли ваше выступление смысл? Понятно ли вы говорите?
Уложились ли вы в отведенное время, что было удачным в выступлении, какие недостатки и почему они возникли?
Вероятнее всего, с первого раза вы будете не удовлетворены результатом, т. к. потратите много лишних слов, и у вас будет ощущение, что вы не сказали чего‑то очень важного. Тогда необходимо еще раз продумать свои идеи, подобрать подходящие слова, убрать лишние и пояснить что‑то схемами или рисунками. Репетируйте до тех пор, пока не почувствуете себя уверенно и не выучите ваше выступление почти наизусть. Оратор должен основательно знать материал своего выступления. Не плохо будет иметь под рукой справочный материал для тех, кто захочет получить более подробное обоснование. Это к тому же вселяет уверенность, спокойствие, твердость в аргументации информационного сообщения.
Очень важно научиться преодолеть так называемую «ораторскую лихорадку» или чрезмерное волнение. Симптомы ее испытывают многие: это нервозность, суетливость в движениях рук, бледность или, наоборот, излишний румянец, красные пятна на лице, учащенный пульс и др. Все это не только сковывает движения, но и приводит к «психическому зажиму», неспособности эффективно мыслить. Нужно овладеть умением создать дружескую и вместе с тем деловую атмосферу.
Ваше выступление ни в коем случае не должно принимать вид просто дословной передачи материала или чтения текста на одной ноте, не обращая внимания на знаки препинания, т. к. в таком выступлении практически полностью отсутствует контакт с аудиторией.
Для поддержания контакта с аудиторией или для его восстановления можно воспользоваться следующими приемами:
2) сосредоточить взгляд на тех, кто мешает выступлению;
3) ввести удлиненную паузу, создав в тексте кульминационный момент;
4) внезапно задать вопрос аудитории;
5) использовать наглядные средства, схемы, диаграммы, картины, иллюстрирующие рассуждения;
6) изменить темп речи, подчеркивая важные мысли путем их перефразировки.
Существуют также несколько способов влияния на восприятие человеком информации. Для этого важно определить, в какой модальности (зрительной, слуховой, кинестетической) информацию можно представить наилучшим образом. Зрительная модальность является в большинстве случаев самым удачным вариантом. Зрительно можно представить себе одновременно большое количество информации, а это значит, что все сложные объекты (со множеством деталей), системы со сложными процессами и отношениями можно воспринимать целиком.
Создайте «стержень» зрительного образа, т. е. сначала проговорите только самое основное, сделав на этом ударение. После этого постепенно переходите к деталям, дополняя и расширяя этот образ. Дополните словесное описание рисунками, схемами, диаграммами. Это особенно полезно в тех случаях, когда ваш собеседник испытывает трудности с построением зрительного образа.
Чтобы помочь человеку создать зрительный образ того, о чем вы говорите, попытайтесь очень точно описать то, как вы сами представляете предмет или событие, о котором говорите, используйте как можно более подробное описание, не бойтесь повторить то, что наиболее существенно. Добавляйте эмоциональную окраску, т. е. говорите с воодушевлением, заинтересованно, особо выделяйте самые важные моменты. Наиболее запоминающимися и убедительными являются те ораторы, которые говорят от сердца. Задействуйте жестикуляцию: когда человек рассказывает о том, что он видит «мысленным взором», он начинает «рисовать» это в воздухе с помощью рук, и, как ни странно, собеседнику это часто помогает.
Жестикулируйте, подчеркивая наиболее важные моменты с помощью рук, лица и верхней части тела, чтобы придать своим мыслям большую яркость и живость. В сочетании со словами жесты тоже говорят, усиливая их эмоциональное звучание. Жестикуляцию можно классифицировать в соответствии с назначением: выразительная, описательная, указующая, подражательная. Жестами пользуются при описаниях, при желании указать место и движение, они помогают вносить в изложение нужную ясность.
Но правильно пользоваться жестами – трудная задача. Пользуйтесь жестами по мере ощущения потребности в них. Жестикуляция не должна быть непрерывной. Не жестикулируйте руками на протяжении всей речи, т. к. не каждая фраза нуждается в подчеркивании жестом. Вносите разнообразие в жестикуляцию, не пользуйтесь без разбора одним и тем же жестом во всех случаях, когда нужно придать словам выразительность. Жесты должны отвечать своему назначению. Их количество и интенсивность должны соответствовать характеру речи и аудитории (например, взрослые в противоположность детям предпочитают умеренную жестикуляцию).
Для более эффективного воздействия на слушателей используйте следующие способы:
1) эффект первых фраз. Сразу привлечь внимание к себе как к личности. Например: «Я рад(а) встрече с вами»;
2) эффект квантового выброса информации. Для предупреждения потери внимания аудитории необходимы «россыпи» новизны;
3) эффект аргументации. Использовать убедительные и доступные для усвоения слушателей доказательства, особенно если доводы связаны со сферой профессиональных интересов присутствующих;
4) эффект релаксации. Психологически объединить разных людей в зале, настроить их на сопереживание. Юмор, шутка, острое слово помогут сплотить людей в интеллектуальной деятельности, удержать и усилить их внимание;
5) эффект аналога. Если два явления сходны в одном или более отношениях, то они, вероятно, сходны и в других отношениях;
6) эффект воображения. Мыслительные усилия слушателя при отсутствии должной полноты информации стимулируют предположения, догадки, мечты, фантазии;
7) эффект дискуссии. Дискуссия – одна из разновидностей спора как словесного состязания. Ее цель – добиться истины путем сопоставления различных мнений. Обязательное условие дискуссии – наличие проблемы, занимательной для присутствующих, чтобы вовлечь их в обмен мнениями. Из наиболее интересных суждений выстроить общее резюме;
8) эффект эллипса. Это пропуск структурно необходимого элемента высказываний, который в данном контексте легко восстанавливается. Его использовал Аркадий Райкин во время выступлений, разговаривая со зрителями, делал паузы, чтобы они сами домыслили концовку фразы или пропущенные в ней слова и хором их досказывали. Аудитория охотно включается в сотворчество с выступающим. При ответах на задаваемые вам вопросы:
1) никогда не говорите: «Я согласен, но…», или даже: «Да, но…» Такие выражения вызывают споры, поскольку слово «но» несет агрессивный смысл и предполагает сопротивление. Скажите вместо этого: «Я согласен, и…» или «Я понимаю, почему вы так считаете, и…» или даже «Я уважаю ваше мнение, и…» Слово «и» в значительно меньшей степени вызывает споры и показывает ваше желание прийти к согласию. Такие выражения могут с самого начала пресечь споры. Они помогут вам перейти к вашей теме, а не просто отвечать на вопросы;
2) при ответе на заведомо ложное предположение дайте ему определение. Не пытайтесь защищаться, просто скажите: «Это неправильный вывод. В действительности я сказал, что…» и повторите свою мысль;
3) если вопрос не логичен, не говорите, что он «плохой» или «глупый», эффективным оружием против него будет юмор, кроме того, это поможет вам завоевать поддержку аудитории. Однако, используя юмор, связывайте его с логикой вопроса или вашей темой, но не с человеком. Отвечайте на вопрос, не задевая личности того, кто его задал;
4) при ответе на каверзные вопросы определите, какая в вопросе заложена основная мысль. Спросите у задающего вопрос его имя, чтобы выиграть несколько секунд. Начните ваш ответ, назвав этого человека по имени и кратко выразив ему свою симпатию, затем продолжайте: «Если я правильно понял вопрос, вы главным образом беспокоитесь об…» Если вы будете предельно кратким, то не дадите задавшему вопрос время, чтобы перебить вас. В первые 45 с ответа говорящего перебивают очень редко. Поэтому за первую минуту вашего ответа вам надо ответить на основную часть вопроса. Скажите что‑нибудь положительное и приведите интересный пример.
В общении оратора с аудиторией важную роль играет не только форма выступления, но и весь его внешний облик. Хорошее общее впечатление от внешности оратора, его манер, позы и жестов крайне необходимо для успеха речи. Но здесь может быть и отрицательная сторона, т. к. внешние данные могут отвлечь внимание слушателей от содержания речи.
Вы должны быть уверены, что ваш внешний вид отвечает требованиям слушателей и обстановки. Тщательно подойдите к выбору одежды.
Так как вам необходимо управлять вниманием людей, то очень важно не остаться незаметным. Если вы появитесь в бледно‑голубом костюме, бледно‑голубой рубашке и бледно‑голубом галстуке, то на вас попросту не обратят внимания и, вероятнее всего, не будут слушать. Так же важно и не слиться с фоном. Конечно, лучше заранее знать, что будет у вас за спиной во время выступления. Если вдруг оказалось, что вы сливаетесь с фоном, то снимите пиджак, т. к. другого выхода нет. Лучше выглядеть несколько экстравагантно, чем позволить слушателям проигнорировать вас. С некоторого расстояния мелкие детали сливаются: костюм в мелкую клеточку может вызвать головокружение, а полоски – рябь в глазах. Для выступлений надевайте темно‑синий или темно‑серый костюм, обязательно однотонный, белую или очень бледную однотонную рубашку и галстук, сочетающийся с цветом костюма.
Оденьтесь современно, но не броско, чтобы аудитория слушала ваше выступление, не отвлекаясь на ваш наряд.
Ничто у вас или при вас не должно связывать свободу движений. Не надевайте плотно обтягивающих костюмов, стесняющих движения плеч и рук.
Лицо должно быть серьезным, но не хмурым. Для этого необходимо практиковаться перед зеркалом. Изучайте свое лицо. Что происходит с бровями, со лбом? Разглаживайте набегающие складки, расправляйте нахмуренные брови. Если на нем «застывшее» выражение, упражняйтесь в ослаблении и напряжении лицевой мускулатуры. Произносите фразы, насыщенные различными эмоциями – печалью, радостью и так далее, наблюдая за тем, чтобы мимика тоже принимала в этом участие.
Не волнуйтесь и не забывайте о внутренней уверенности. Спокойно направляйтесь к трибуне. Не перебирайте на ходу ваши заметки, не застегивайте пиджак или жакет, не приводите в порядок прическу, не поправляйте галстук. Обо всем этом надо думать заранее. Не начинайте речь, пока не займете удобное и устойчивое положение. Как только займете свое место, обратитесь к президиуму и затем к слушателям. Выберите какую‑либо определенную форму обращения вроде: «Г‑н председательствующий, дамы и господа…», – и начинайте.
Введение
Специфика понятия публичного выступления
Основные действия подготовки публичного выступления
Основные этапы подготовки
Заключение
Список использованной литературы
Введение
Античная риторика огромное значение имеет при подготовке публичных выступлений (риторический канон). Еще греки отмечали, что речь Димосфена пропитана маслом ночной лампады, при свете которой он их сочинял.
Овладение ораторским искусством это очень длительный и динамичный процесс, который требует постоянной работы над самим собой и большой практики говорения (ведения беседы, переговоров, выступление в массовой аудитории, участие в дискуссиях и т.п.). Исходя из этого, важное место в деятельности оратора занимает повседневная подготовка к выступлению, иными словами непрерывный процесс работы над совершенствованием своего речевого мастерства, систематическое риторическое самообразование.
На сегодняшний день очень остро поставлен вопрос о публичных выступлениях. В последние годы очень популярными стали профессии, где главным аспектом выступает коммуникабельность человека. Что объясняет актуальность выбранной нами темы.
Цель моего исследования - рассмотреть и проанализировать основные аспекты подготовки к публичному выступлению. Для решения поставленной цели необходимо решить ряд задач, а именно:
рассмотреть специфику понятия публичного выступления
выявить основные действия подготовки публичного выступления
рассмотреть основные этапы подготовки
Структура работы: работа состоит из введения, трех параграфов, заключения и списка использованной литературы.
1. Специфика понятия публичного выступления
Публичное выступление - это коммуникативное взаимодействие оратора с аудиторией слушателей. Результат ораторского выступления перед публикой во многом зависит от эффективности подготовки и компетентности оратора в вопросах обсуждаемой темы и мастерства публичного выступления.
Публичное выступление - есть не что иное, как публичное взаимодействие кандидата с аудиторией. Кандидат должен выступать четко, доступно и кратко, учитывая следующие моменты аудитории
мотивацию аудитории (зачем пришли, или зачем их пригласили)
компетентность в вопросе кандидата
интеллектуальный и возрастной уровень аудитории
время отведенное на встречу
Информация должна идти к конкретному адресату, то есть информация должна быть интересна аудитории. Достаточно часто кандидаты выступают «сами для себя», полностью игнорируя избирателей. Кандидаты смотрят поверх голов избирателей, в пол, в окно, в сторону. Вследствие этого, теряется контакт с аудиторией, что приводит к низким результатам по окончании встречи
Особое внимание кандидат должен уделить акцентированию ключевых моментов встречи. Это может быть упор на части своей предвыборной программы, дате выборов, «понижение статуса конкурентов» и т.д.
Что надо иметь в виду при проведении выступления:
входя в аудиторию, поприветствуйте избирателей, всегда улыбайтесь;
держитесь уверенно, демонстрируйте уверенность в своих словах. Именно демонстрация уверенности позволяет склонить избирателей на свою сторону.
взгляд должен быть всегда устремлен на избирателей. Нельзя избегать взглядов;
начинайте говорить только после установления полной тишины в зале;
начинайте свое выступление с краткого приветствия;
выступайте четко, но ни в коем случае не монотонно, иначе избиратели просто заснут;
внимательно следите за реакцией избирателей;
если избиратели устали, начните говорить тише, а потом резко повысьте голос;
если избирателям понравились ваши слова, то акцентируйте на них внимание;
не обращайте внимания на провокации;
никогда не говорите, что вы не компетентны, в каком-то вопросе. Избиратель ждет от вас, что вы решите его проблемы, и вы должны ему это пообещать;
по окончании выступления не забудьте поблагодарить избирателей и пригласить их на выборы.
2. Основные действия подготовки публичного выступления
К повседневной подготовке отнесем такие действия, как:
Приобретение новых знаний, накопление сведений из различных областей науки и техники, получение информации из периодической печати, передач радио и телевидения, чтение научной, публицистической, художественной литературы. Постоянно стремиться к новым знаниям, расширение сферы своих интересов.
Создание собственного архива.
Овладение техникой речи
Повышение культуры устной и письменной речи.
Критический анализ выступлений
Если говорить о правилах подготовки к публичному выступлению, отметим следующее:
Для подготовки текста выступления, необходимо уточнить у организатора лимит времени, отведенный под ваш доклад. Если ограничения по времени отсутствуют, все равно не стоит готовить длинную речь. В среднем рассчитывайте на 5 - 7 минут, максимум - 10 минут.
Разработать план.
Определитесь с целью доклада, его основной идеей. Затем приступайте к составлению плана речи. Чем подробней составлен план, тем проще будет написать сам текст. Главную идею доклада можно озвучить как в начале выступления, так и в конце. Выбор зависит от вашего личного предпочтения. Помните, речь должна быть связной, осмысленной и ёмкой. Также не рекомендуется перегружать доклад профессиональными терминами. Исключение - научные конференции, в этом случае без терминов не обойтись. Рекомендуется использовать цифровые показатели, но умеренно, их количество зависит от поставленной задачи.
Отрепетировать речь.
Ориентируйтесь на публику. Если вы экономист и выступаете перед своими коллегами, естественно, раскрытие сути специальных терминов будет неуместным. В случае доклада для людей других профессий, наоборот, очень кстати. После подготовки текста перечитайте его, подправьте. Сверьте по часам, сколько минут занимает прочтение доклада. Подкорректируйте его под необходимое количество времени.
Отработка речи выступления. Перейдем к голосовой тренировке. Прочитайте несколько раз подготовленный текст, придерживаясь вашей привычной манеры общения. Затем потренируйтесь у зеркала, подсматривая в план доклада. Попросите близких людей уделить вам время и сыграть роль вашей аудитории.
Стиль одежды. После тренировок приступайте к подбору одежды. Прежде всего, наряд должен соответствовать формату встречи. Если это научный форум следует отдать предпочтение одежде классического покроя. Вы собираетесь провести урок для учеников? Тогда ваш выбор - повседневная одежда спокойных тонов. Главное правило: наряд не должен привлекать чрезмерное внимание аудитории, иначе он будет отвлекать от сути доклада. Поэтому избегайте красных туфлей, оригинальной бижутерии, платья всех цветов радуги одновременно, если не хотите, чтобы слушатели обсуждали и разглядывали ваш наряд вместо того, чтобы заинтересоваться докладом.
Очень важно четко сформулировать для себя, что нравиться в выступлении, какого либо оратора, а что вызывает негативную реакцию, какие действия, приемы, слова способствуют успеху выступающего, а какие нет. Оратор должен приобрести как теоретические, так и практические знания в области ораторского искусства. Важно понимать этапы деятельности оратора, как подготовиться к встрече со слушателем, как построить ораторскую речь, какие приемы управления аудиторией можно использовать. Повседневная подготовка повышает профессиональный уровень оратора.
.Основные этапы подготовки
Все этапы можно объединить в три группы по отношению к моменту речи.
Рисунок 1. Основные этапы подготовки к публичному выступлению.
В докоммуникативной фазе (в фазе до выступления) выделяются два начальных этапа:
Определение темы и цели выступления
Действительно ли меня интересует тема и может ли быть он интересна для меня
Важна ли эта тема для аудитории
Оценка состояния аудитории и обстановки в целом
Работа на этих этапах носит характер учета и оценки объективных данных: тема и цель выступления обычно задаются, а состояние аудитории и обстановка не выбираются выступающим.
Определение темы выступления.
Тему выступления следует тщательно выбирать. Если есть возможность, то нужно остановиться на том, что хорошо знакомо и интересно лично выступающему. Тогда это, возможно, будет интересно и значимо для других. Затем, нужно попробовать сузить темы выступления, чтобы она представляла наибольший интерес. Необходимо решить: описывать ли предмет, разъяснять что-либо о предмете, оспаривать ли некую точку зрения или излагать новую версию. Не надо пытаться «втиснуть» слишком много материала в ограниченное время. Еще Шекспир сказал: «Где мало слов, там вес они имеют». Если есть возможность, то необходимо подумать над будущей речью несколько дней. За это время появится множество новых идей. Главная мысль - это основной тезис, который необходимо ясно сформулировать с самого начала. Знание цели усиливает внимание. В речи может быть несколько стержневых идей, но не более трех.
Стержневая идея дает возможность задать определенную тональность выступлению. Например, доклады на научно-технические темы могут произноситься с сердитой, упрекающей интонацией, смысл которой состоим в не произносимых, но подразумеваемых выражениях типа «Если вы не сделаете этого, то пожалеете», или «Не могу понять, почему вы не делаете то-то и то-то». Подобный слегка раздраженный тон позволяет докладчику эффективнее донести свою идею до слушателей.
Возможные интонационные окраски выступлений следующие:
мажорная;
беспечная или юмористическая;
шутливая;
сердитая или упрекающая;
торжественная;
предостерегающая;
вопросительная.
Сформулировать основной тезис означает ответить на вопрос, зачем говорить (цель) и о чем говорить (средства достижения цели).
Требования к основному тезису выступления:
фраза должна утверждать главную мысль и соответствовать цели выступления;
суждение должно быть кратким, ясным, легко удерживаться в кратковременной памяти;
мысль должна пониматься однозначно, не заключать в себе противоречия.
После подготовки плана выступления полезно проконтролировать себя вопросами:
Кто мои слушатели (заинтересованные, незаинтересованные)?
Подготовлены они или нет?
Вызывает ли мое выступление интерес?
Достаточно ли я знаю по данному вопросу, и имеется ли у меня достаточно данных?
Смогу ли я закончить выступление в отведенное время?
Соответствует ли мое выступление уровню моих знаний и опыту?
Оценка аудитории и обстановки
Спросите себя: «Кто мои слушатели?». Если ответ затруднителен, то лучше представить себе группу из двух-трех человек, к которым обращено выступление и готовить речь для них. Обязательно нужно принять во внимание следующие характеристики аудитории:
уровень образования;
профессия;
цель прихода людей на выступление;
уровень заинтересованности в теме;
уровень осведомленности в данном вопросе;
Желательно заранее поговорить с некоторыми людьми из предполагаемой публики, чтобы лучше узнать аудиторию. Место выступления - очень важный фактор успешного выступления. Для того, чтобы чувствовать себя уверенно, нужно заранее прийти в зал и освоиться. Если предполагается использование микрофона, то его необходимо отрегулировать.
Кодирование.
Оценка темы, цели и аудитории является основой и фоном следующего этапа докоммуникативной фазы - «кодирования», т.е. создания сообщения на данную тему, с заданной целью, для данной аудитории и в соответствии с конкретной обстановкой. Этот этап включает:
подбор материалов;
композиционно-логическое оформление речи;
использование фактологического материала;
работу над языком и стилем выступления.
Фактологический материал и цифровые данные, для облегчения восприятия лучше демонстрировать посредством таблиц и графиков, а не злоупотреблять их зачитыванием. Проще всего сделать презентацию и весь цифровой материал поместить туда, по ходу повествования ссылаться на нее, так как цифры скорее утомляют слушателей, нежели вызывают интерес.
Докоммуникативная фаза обязательно должна завершаться репетицией выступления. Потренироваться можно перед близкими или друзьями, можно использовать средства аудиозаписи и видеозаписи, чтобы проконтролировать хронометраж, качество выступления - одним словом, посмотреть на себя со стороны.
Подготовка по существу вопросов:
анализ проблемы, ситуации
формирование целей, задач, общего подхода к выступлению и
собственной позиции
подготовка речи и аргументации выводов
подбор необходимых документов и материалов
Учитывать возрастной и половой факторы.
Коммуникативная фаза.
Коммуникативный этап (во время выступления) выступления предполагает также развитие у оратора способности распределять внимание, быстро переключаться с излагаемого материала на аудиторию и обратно. Важно научиться представлять ход мыслей слушателей и степень восприятия ими материала.
Оратору, стремящемуся к достижению успеха, конструктивного результата, необходимо тщательно подготовить выступление. Такую подготовку можно представить в виде следующих составных частей:
подготовка
манеры поведения
учитывать сложившиеся ритуалы и субординацию
Таким образом, действия оратора во время коммуникативной фазы выступления включают:
реализацию норм культуры речи;
логико-композиционное структурирование текста речи;
реакцию на действия аудитории
Какие же ошибки типичны для выступающих? Чего не следует допускать в своей публичной речи?
Нельзя злоупотреблять иностранными словами, незнакомыми терминами и понятиями. Это затрудняет восприятие вашей речи, делает ее громоздкой. Кроме того, необходимо помнить, что кто- то из слушателей не знаком с данными словами, а кто-то вкладывает в них иной смысл, не совпадающий с вашим. Неверная интерпретация понятий может привести к недоразумению - неправильному истолкованию ваших слов в целом.
Недопустимо частое употребление союзов. Еще М.В. Ломоносов заметил, что «союзы подобны гвоздям и клею, чем их меньше, тем лучше».
Посткоммуникативная фаза
Посткоммуникативный этап (вопросы после выступления). При анализе устного выступления необходимо рассматривать речь с трех основных позиций:
полноты реализации замысла
логики изложения
эстетической выразительности
На что обычно обращает внимание аудитория и каждый слушатель в отдельности.
тема и цель: интересны ли, не слишком ли широки; насколько отвечают ситуации;
вступление: насколько интересно и нестандартно; не слишком ли шло; понятно ли и убедительно;
главная часть: продуман ли план и логика выступления; вызывает "ли интерес; нет ли лишнего материала; правильны ли приводимые доводы и доказательства; достаточно ли аргументов; есть ли слишком отвлеченный материал; все ли примеры целесообразны; убедительно выступление;
заключение: достаточно ли мотивировано; насколько ясно и впечатляюще; соответствует ли поставленной цели.
Оценка выступления с позиций соответствия нормам культуры речи и стилистики:
есть ли двусмысленности; достаточна ли конкретность, есть ли чрезмерная отвлеченность;
непринужденен ли язык, подходит ли данной аудитории и теме; есть ли смешение стилей и насколько оно целесообразно;
есть ли длинные предложения, запутанные конструкции; наблюдается ли многословие или же чрезмерная краткость;
употребляются ли речевые штампы; насколько в речевом оформлении оригинально выступление, насколько ярок язык.
Оценка внешнего облика оратора:
внешность и манеры: непринужденно ли поведение; есть ли уверенность, дружелюбный тон; ко всем ли обращена речь; смотрит ли на слушателей;
поза: скованная или непринужденная, театральная или царственная, сутулая или прямая и т.д.; нет ли лишних движений и др.;
жесты: насколько целесообразны; не слишком ли их много; насколько естественны, осмысленны, уместны.
темп: не слишком ли быстрый или медленный; не отрывиста ли или замедленна речь; достаточно ли пауз;
Оценка артикуляции:
насколько правильно произношение слов;
насколько четка артикуляция.
Таковы примерные характеристики, которые помогут вам сориентироваться при подготовке к выступлению и во время произнесения речи. Особое внимание необходимо обратить на правильное произношение слов, так как соблюдение орфоэпических норм - одно из слабых звеньев языковой и речевой культуры педагога.
публичный выступление оратор аудитория
Заключение
Таким образом, мы можем отметить, что овладение ораторским искусством это очень длительный и динамичный процесс, который требует постоянной работы над самим собой и большой практики говорения (ведения беседы, переговоров, выступление в массовой аудитории, участие в дискуссиях и т.п.). Исходя из этого, важное место в деятельности оратора занимает повседневная подготовка к выступлению, иными словами непрерывный процесс работы над совершенствованием своего речевого мастерства, систематическое риторическое самообразование.
На сегодняшний день очень остро поставлен вопрос о публичных выступлениях. В последние годы очень популярными стали профессии, где главным аспектом выступает коммуникабельность человека. В ходе исследования, мы достигли поставленной нами цели, с помощью решения таких задач, как: рассмотрение специфики понятия публичного выступления, выявление основных действий подготовки публичного выступления, рассмотрение основных этапов подготовки выступления.
К повседневной подготовке мы отнесли такие действия, как:
.Приобретение новых знаний, накопление сведений из различных областей науки и техники.
.Создание собственного архива.
.Овладение техникой речи.
.Повышение культуры устной и письменной речи.
.Критический анализ выступлений.
В качестве основных этапов подготовки к публичному выступлению отнесли три фазы (этапа): докоммуникативный, коммуникативный и посткоммуникативный. И наконец, выявили тот факт, что повседневная подготовка повышает профессиональный уровень оратора.
Список использованной литературы
1.Александров Д.Н. Риторика. Учебное пособие для вузов, М., 2010, - 157 с.
.Андреев Ф.И. Риторика. Учебное пособие для вузов, М., 2009, - 10 стр.
.Костромина Е.А. Риторика. Учебное пособие. - НИМБ. Н.Новгород:,2006. - 57 стр.
.Русский язык и культура речи. Учебное пособие для вузов., Л.А. Введенская, Л.Г. Павлова, Е.Ю. Кашаева.,15-е изд. Ростов н./Д: Феникс, 2006 - 36 с.
.http://www.33333.ru/public/publicexgipition.php
Репетиторство
Нужна помощь по изучению какой-либы темы?
Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку
с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.
Многие из вас задаются вопросом: как выбрать тему для выступления в Ораторском Клубе?
Есть как минимум 2 способа:
Ораторский клуб знает удачные примеры выступлений, подготовленных и тем и другим способом. В любом случае, тема вашего выступления должна увлекать вас, вдохновлять вас и конечно же должна быть связана с искусством публичных выступлений, риторикой, красноречием, общением, чтобы заинтересовать других участников клуба.
Кроме того, помните, что люди приходят в Ораторский клуб, чтобы научиться выступать публично, поддерживать себя в форме, тренироваться и совершенствоваться, поэтому с особой благодарностью встречают тех ведущих, которые предоставляют возможность выступить каждому.
Мир ораторского искусства прекрасен и многогранен, и вы можете сформулировать бессчетное множество тем, интересных для выступления, изучения, обсуждения, полемики.
Мы приготовили подсказку, которая поможем вам сориентироваться.
5 основных разделов, в каждом из которых калейдоскоп важных подразделов и увлекательных тем:
1. Контроль состояния оратора
— Как не волноваться во время публичных выступлений?
— Энергетика оратора
2. Звук (Как мы говорим?)
— Звучание речи (дыхание, голос, темп речи, артикуляция, дикция, интонации и пр.)
3. Видеоряд (Что мы показываем и как выглядим?)
— Сценическое движение, жесты, манера держать себя, имидж
— Как использовать наглядные материалы (проектор, доска, etc)
4. Что мы говорим?
— Культура речи + Стиль (это мы понимаем оч. широко: чистота и грамотность, красота, выразительность, креатив)
— Импровизация (как словесная, так и просто реакция на непредвиденные обстоятельства. Здесь же юмор и умение шутить)
— Структура выступления (Законы композиции)
— Содержание выступления (Изобретение идей, топосы, законы логики)
— Выразительность речи (лексическая, синтаксическая, фонетическая).
— Лаконичность
— Логика
5. Взаимодействие с аудиторией
— Привлечение и контроль внимания аудитории
— Ответы на вопросы, управление сложной аудиторией, нейтрализация публичных террористов
— Теория спора (аргументация и пр)
— Действенная речь (как сделать свое выступление эффективным, добиться желаемой цели – убедить, побудить к действию)
Сейчас список самых актуальных тем для выступлений в Ораторском Клубе таков:
1. Энергетика публичного выступления
2. Скорость речи
3. Роль пауз в публичном выступлении
4. Лексика оратора – залог успеха
5. Способы изобретения идей для публичных выступлений (Топосы)
6. Как отвечать на вопросы (в том числе «сложные»)?
7. Сторителлинг
8. Как правильно делать комплименты
Многие начинающие ораторы задаются вопросом, о чем говорить . Помните: говорить нужно о том, что интересно вашей аудитории. Игнорирование этого правила – одно из семи “не” для любого оратора . Вот небольшой список тем, которые всегда интересны любой аудитории:
1. Неудача оратора
Страх – это сильнейший активатор внимания. Используйте его, рассказав об ошибках, которые ваша аудитория может совершить в области, в которой вы являетесь экспертом.
Например, так, как спортсменка Светлана Журова рассказывает о досадной мелочи, которая привела к неудаче на Олимпиаде.
2. Как вы чуть не погибли
Истории, случившиеся в самолетах, поездах, в дороге. Мы легко ставим себя на место оратора и погружаемся в его тему, когда речь идет о скорости и экстриме.
Расскажите об этом просто, как актер Андрей Мягков:
3. Как познакомились с супругом
Люди любят сплетничать и подслушивать, этот инстинкт надо использовать.
Например, как рассказывает об этом актер Колин Ферт:
4. Повстречали знаменитость
Это очень интересно для каждого. Люди в зале знакомы с вашей знаменитостью, и поэтому ваш рассказ будет звучать, как продолжение незаконченной истории, которую они уже начали слушать и долго ждали продолжения.
5. Как заработать деньги
Еще лучше, как вы заработали первый миллион. Апеллируйте к простым желаниям людей, и они вознаградят вас вниманием.
Например, миллиардер Герман Стерлигов рассказывает, как заработал первый миллион.
6. Как сэкономить деньги
Ваши слушатели занимаются этим постоянно, помогите им стать лучше в дисциплине, которая уже стала частью их жизни. Вся аудитория будет вовлечена в вашу тему мгновенно.
7. Как вы достигли результатов
Такие истории полезны и мгновенно ставят вас в ранг эксперта, к которому надо прислушиваться.
Например, когда Стив Джобс рассказал, как добиться успеха, его мнение растащили на цитаты:
8. Поделитесь опытом бесплатно
Чем бы вы ни занимались, вы являетесь специалистом в узкой области и обладаете уникальными знаниями. Эти знания могут быть полезны людям и будут с благодарностью ими приняты.
Так делятся знаниями известные футболисты, приезжая в детские футбольные школы. Например, как Робин ван Перси, который учил детей играть в футбол.
Теперь общие советы, которые помогут вам найти свою тему, а возможно и построить карьеру на сцене:
На другом своем популярном тренинге, Формула Дорогих Продаж, Александр Герасименко (ведущий Спикерклуба-VIP) попросил участников рассказать о себе. Один из гостей прилетел в Москву из Германии и сказал, что его бизнес спортивного питания был построен на его увлечении спортом. Он вскользь упомянул, что является обладателем титула чемпион мира по кикбоксингу. В зале повисла пауза, и все стали очень внимательно его слушать.
Даже если вы не были чемпионом мира, у вас есть другие титулы, которыми вы можете гордиться, а значит, вы желанны как оратор. Если у вас их нет, получите их. Стать автором книги, сайта, основателем компании сегодня совершенно не трудно.
4. Локальный авторитет
Если титула еще нет, а выступать надо, то подумайте, для кого вы являетесь авторитетом. Чему вы обучаете этого человека? Найдите способ донести эту тему до ваших слушателей.
5. Лаконичная информация
Люди сегодня мало читают и смотрят в массе своей только развлекательные видео на Youtube. Если вы просмотрите ролик на полезную тему, законспектируете его и найдете личные истории, которые подчеркнут мысли из этого ролика, то у вас есть тема для ораторского выступления.
6. Актуальные вопросы людей
Ораторское искусство – это не просто взмахи руками со сцены или темы о великом, это прежде всего ответы на вопросы в сознании ваших слушателей. Зайдите на сервис Яндекса wordstat.yandex.ru. Здесь крупнейшая интернет компания в России делится информацией о самых частых поисковых запросах. Чтобы быть интересной, ваша речь должна отвечать на вопросы, которые люди задают Яндексу.
7. Постоянная практика
Если выступать постоянно, ваш мозг сам будет предлагать вам интересные темы, потому что вы начнете чувствовать аудиторию. Много времени на сцене откорректирует ваши рефлексы. Полезные привычки подкрепятся поощрением в виде положительной реакции аудитории, а негативные привычки уйдут, потому что будут наказаны зеванием и отвлечением людей в зале. Практика – это самый сильный инструмент развития оратора.
НЕ ДЕЛАТЬ:
Если ваши истории были поучительными, не говорите после них выводы в стиле: “Вы должны…”. Не берите на себя роль всезнающего учителя. Мы не любим таких со школы. Мы расстались со знакомыми, которые думали, что они умнее нас.
История из Спикерклуба
Иногда курсы ораторского мастерства Спикерклуб-VIP устраивают открытые встречи. На одну из таких встреч пришло много людей, и среди них было сразу 7 бизнес-тренеров, которые хотели научиться у Александра выступать публично. Тогда мы собрались в ресторане “Огород” (на фото). Каждый из них рассказал о себе, но при этом пытался научить участников чему-то со своей высокой позиции тренера. Когда пятый человек встал и сказал, что он бизнес-тренер, в зале раздался небольшой гул и было видно, как люди закатили глаза в отсутствии интереса.
Тогда Александр дал нам очень хороший совет: “Если ваша история выливается в полезный для слушателей урок, не говорите людям “вы должны”. Так вы ставите себя выше аудитории. Скажите лучше: “Вот чему эта история научила меня”. Люди сами поставят себя на ваше место и научатся тому, чему вы хотите их обучить. Обучайте людей так, чтобы они у вас учились, а не так, чтобы они вас ненавидели”.