Певцом русской женщины называл себя Фет. Тема любви в его творчестве главная. Сам поэт утверждает, что это чувство «всегда останется зерном и центром, на который навивается всякая поэтическая нить» . Любовь — это тот волшебный кристалл, сквозь который поэт смотрит на мир.
Была в жизни поэта женщина, ставшая на долгие годы трагической героиней его поэзии. Источником вдохновения для поэта явилась любовь его молодости — дочь сербского помещика Мария Лазич. Афанасию Фету было 28, Марии Лазич — 22. Он скоро понял, что их разговоры о романах Жорж Занд, чтение стихов перерастают в нечто иное, — в «гордиев узел любви» . Любовь их была столь сильна и высока, сколь и трагична. Лазич знала, что Фет никогда не женится на ней, тем не менее ее последними словами перед смертью было восклицание: «Виноват не он, а я!». Мария Лазич сгорела в огне. От брошенной спички загорелось ее кисейное платье. Пламя сбили, но ожоги были так сильны, что спасти Марию не удалось. Она скончалась на четвертые сутки в страшных мученияхТочные обстоятельства ее смерти так и не выяснены, но есть основания полагать, что это было самоубийство. Сознание косвенной вины и тяжести утраты тяготило Фета на протяжении всей его жизни, и результатом этого явилось «двоемирие» . Современники отмечали холодность, расчетливость и даже некоторую жестокость Фета в повседневной жизни. Но какой контраст это составляет с другим миром Фета — миром его лирических переживаний, воплощенных в его стихотворениях.
Любимая для Фета - нравственный судия и идеал. Она имеет большую власть над поэтом на протяжении всей его жизни, хотя уже в 1850 году, вскоре после смерти Лазич, Фет пишет: "Идеальный мир мой разрушен давно". Влияние любимой женщины на поэта чувствуется и в стихотворении "Долго снились мне вопли рыданий твоих". Поэт называет себя "несчастным палачом", он остро чувствует свою вину за гибель любимой, и наказанием за это явились "две капельки слез" и "холодная дрожь", которые он в "бессонные ночи навек перенес".
Интерпретация и анализ
IV .Формирование умений анализа и интерпретации поэтического текста
Шёпот, робкое дыханье,
Трели соловья,
Серебро и колыханье
Сонного ручья,
Свет ночной, ночные тени,
Тени без конца,
Ряд волшебных изменений
Милого лица,
В дымных тучках пурпур розы,
Отблеск янтаря
И лобзания, и слёзы;
И заря, заря!
1.Восприятие стихотворения.
Что в тексте показалось необычным?
Что непонятно?
Что увидели?
Что услышали?
Что почувствовали?
Что необычно с точки зрения синтаксиса?
Стихотворение состоит из одного восклицательного предложения.
Что необычно с точки зрения морфологии?
В тексте нет глаголов, в основном имена существительные и прилагательные.
2. Языковая композиция текста.
Какие имена существительные указывают на природу?
Какие имена существительные указывают на состояние человека?
Построим два словесных тематических ряда – природа и человек.
«Природа» - трели соловья, серебро и колыханье сонного ручья, свет ночной, ночные тени, в дымных тучках пурпур розы, отблеск янтаря, заря.
«Человек» - шёпот, робкое дыханье, ряд волшебных изменений милого лица, лобзанье, слёзы.
Вывод. В основе композиции лежит приём психологического параллелизма: сопоставляется мир природы и мир человека.
3. Композиционный анализ.
Первая строфа
Какова микротема?
Свидание влюблённых вечером у ручья.
Какие краски? Почему?
Неяркие краски.
Какие звуки? Почему?
Шёпот, колыханье.
Эпитет «робкое», «сонный», метафора «серебро».
Вторая строфа
О чём идёт речь?
Ночь, которую проводят влюблённые.
Какие звуки?
Тишина.
Какие краски? Почему?
Нет цветовых определений.
Какова роль эпитетов?
Третья строфа
Какова микротема?
Утро, расставание влюблённых.
Какие краски? Почему?
Яркие тона.
Какие звуки? Почему?
Слёзы, поцелуи.
Какова роль средств художественной выразительности?
Вывод. Фет использует приём цветового и звукового контраста. В первой строфе приглушённые, неяркие краски, в последней – яркие тона. Так показано течение времени – от вечера через ночь к заре. Природа и чувства человека меняются параллельно: вечер и робкая встреча, заря и бурное прощание. Через звуки показана смена настроения героев: от шёпота и сонного колыханья через абсолютную тишину к лобзаниям и слезам.
4.Время и действие.
В стихотворении глаголов нет, а действие есть.
В большинстве имён существительных заключено движение – трели, колыханье.
Какова временная характеристика?
Вечер, ночь, утро.
5. Ритмический рисунок стихотворения.
Работа в парах или группах.
Метр – хорей. Размер - разностопный с пиррихиями. Константа на 5 и 7 слогах. Клаузула мужская и женская. Цезуры нет. Чередуются короткие и длинные строки. Анакруза переменная. Рифма в стихе конечная, чередуются мужская и женская, точная и неточная,богатая, открытая и закрытая. Рифмовка в строфе перекрёстная.
Вывод. Ритмический рисунок создаётся разностопным хореем с пиррихиями. Константа, чередующаяся на 5 и 7 слогах, придаёт ритму стройность. Чередование длинных и коротких строк, женских и мужских клаузул даёт сочетание мягкого и твёрдого ритменного начала. В финале строфы твёрдое мужское окончание, последняя строчка короткая.
6. Особенности композиции стихотворения.
В тексте три строфы по 4 стиха. Композиция строфы: в первой строфе 1 стих – человек, 2,3,4 стихи – природа; во второй строфе 1,2 стихи – природа, 3,4 стихи – человек; в третьей строфе 1,2,4 стихи – природа, 3 стих – человек. Эти линии переплетаются, чередуются.
Вывод. Композиция стихотворения построена на параллельном сопоставлении двух словесных рядов – человеческом и природном. Фет не анализирует свои ощущения, он просто их фиксирует, передаёт свои впечатления. Его поэзия импрессионистична: мимолётность впечатлений, фрагментарность композиции, богатство красок, эмоциональность и субъективность.
V .Рефлексия
Что узнали на уроке?
Чему научились?
В чём польза урока?
VI .Домашнее задание
Анализ любого безглагольного стихотворения.
Примерная схема анализа поэтического текста
1.Ритмический рисунок (организация)
Метр (ямб, хорей, дактиль, амфибрахий, анапест). Размер (количество стоп в строчках). Константа (последнее сильное место в строке). Клаузула (окончание). Длина строчек. Анакруза (начальное слабое место в строке). Цезура (словораздел внутри строки). Рифма в стихе. Рифмовка в строфе.
2.Композиция поэтического текста
Строфы и стихи. Микротема каждой части.
Языковая композиция: ключевые слова, словесные тематические ряды.
Композиционные приёмы: повтор, усиление, противопоставление, монтаж.
Сильные позиции текста: название, эпиграф, первое и последнее предложения, рифмы, повторы.
3. Художественные образы и мотивы
Лирический герой.
4.Художественное время и пространство
5. Языковые уровни текста
а) Фонетический уровень . Звукопись. Аллитерация на …(согласные). Ассонанс на …(гласные).
б) Морфемный уровень . Роль морфем.
в) Лексический уровень . Слова книжные, разговорные, нейтральные. Синонимы, антонимы. Эмоциональная окраска. Цветопись.
г) Морфологический уровень . Преобладающие части речи (предметность, описательность, действительность).
д) Синтаксический уровень . Синтаксические конструкции. Необычный порядок слов. Роль знаков препинания. Фигуры.
6. Языковые средства художественной изобразительности
Тропы и фигуры.
7. Тема и идея текста
8. Связь ритма с содержанием текста
Поэзия Фета, не столь широ-кая по тематике, необыкновенно богата разнообразными оттенками чувства, эмоциональных состояний. Она неповторима по своему мелодическому рисунку, насыщена бесконечными сочетаниями цветов, звуков, красок. В своем творчестве поэт предвосхищает мно-гие открытия «серебряного века». Новизна его лирики ощущалась уже современниками, которые отмечали «умение поэта ловить не-уловимое, давать образ и название тому, что до него было не чем иным, как смутным мимолетным ощущением души человеческой, ощущением без образа и названия» (А.В. Дружинин).
Действительно, лирику Фета характеризует импрессионистич-ность (от франц. impersion — впечатление). Это особое качество ху-дожественного стиля, для которого характерны ассоциативные обра-зы, стремление передать первозданные впечатления, мимолетные ощущения, «мгновенные снимки памяти», складывающиеся в цель-ную и психологически достоверную поэтическую картину. Таковы, по сути, все стихотворения Фета.
Слова у поэта многозвучны и многозначны, эпитеты показывают не столько прямые, сколько косвенные признаки предметов, к ко-торым они относятся («тающая скрипка», «благовонные речи», «се-ребряные сны»). Так эпитет «тающая» к слову скрипка передает не качество самого музыкального инструмента, а впечатление от ее звуков. Слово в поэзии Фета, теряя точный смысл, приобретает осо-бую эмоциональную окраску, при этом стирается грань между пря-мым и переносным смыслом, между миром внешним и внутренним. Часто все стихотворение строится на этой зыбкости значений, на развитии ассоциаций («Ярким солнцем в саду пламенеет костер…», «Шепот, робкое дыханье…», «Сияла ночь. Луной был полон сад…»). В стихотворении «На кресле отвалясь, гляжу в потолок…» целый ряд ассоциаций нанизывается друг на друга: кружок от лампы на потолке, слегка вертящийся, вызывает ассоциацию с кружащимися над садом грачами, которые, в свою очередь, навевают воспомина-ние о расставании с любимой женщиной.
Такая ассоциативность мышления, умение передать мгновения жизни, мимолетные, ускользающие чувства и настроения помогли Фету подойти вплотную к решению проблемы «невыразимости» по-этическим языком тончайших движений человеческой души, над ко-торой бились Жуковский, Лермонтов, Тютчев. Ощущая, подобно им, «как беден наш язык», Фет уходит от слов в стихию музыкальности. Звук становится основной единицей его поэзии. Композитор П.И.Чайковский даже назвал Фета поэтом-музыкантом. Сам поэт говорил: «Ища воссоздать гармоническую правду, душа художника сама приходит в соответственный музыкальный строй. Нет музы-кального настроения — нет художественного произведения». Музы-кальность лирики Фета выражается в особой плавности, напевности его стиха, разнообразии ритмов и рифм, искусстве звукового повтора. Материал с сайта
Можно сказать, что поэт использует музыкальные средства воздействия на читателя. Для каждого стихотворения Фет находит ин-дивидуальный ритмический рисунок, употребляя необычные соче-тания длинных и коротких строк («Сад весь в цвету, / Вечер в огне, / Так освежительно-радостно мне!»), звуковые повторы, основанные на ассонансах и консонансах (в стихотворении «Шепот, робкое дыха-нье…» ассонансы на -а: соловья — ручья — конца — лица — янта-ря — заря), разнообразные размеры, среди которых особо выделяют-ся трехсложные, прекрасно вписывающиеся в традицию романсов («На заре ты ее не буди…», написанное анапестом). Не случайно очень многие из стихотворений Фета были положены на музыку.
Художественные открытия Фета были восприняты поэтами «се-ребряного века». Александр Блок считал его своим непосредствен-ным учителем. Но далеко не сразу такая необычная, ни на что не похожая лирика Фета завоевала признание читателей. Выпустив первые сборники своих стихов еще в 1840-1850-х годах, Фет надолго уходит из литератур ной. жизни и остается известен только узкому кругу ценителей. Интерес к нему возрос на рубеже веков, во время нового расцвета русской поэзии. Именно тогда творчество Фета по-лучило заслуженную оценку. Он по праву был признан тем, кто, по словам Анны Ахматовой, открыл в русской поэзии «не календар-ный, настоящий двадцатый век».
Конспект урока литературы в 5 классе
Афанасий Афанасьевич Фет. В художественном мире поэта. Анализ стихотворения «Весенние воды»
Цель деятельности учителя: ввести учащихся в поэтический мир А.А. Фета; ознакомить с особенностями мировосприятия поэта; развивать умения выразительного чтения и анализа художественного произведения, способность наслаждаться красотой природы.
Планируемые результаты изучения темы.
Предметные умения: владеть навыками анализа поэтического произведения (уметь определять тему, идею, значение заголовка, находить средства художественной выразительности, понимать их роль в стихотворении);
Предметные УУД (универсальные учебные действия):
Личностные: осознаёт свои трудности и стремится к их преодолению, имеет способность к самооценке своих действий, поступков.
Регулятивные : адекватно оценивает свои достижения, осознаёт возникающие трудности, ищет их причины и пути преодоления.
Познавательные: выполняет учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; осуществляет для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливает причинно-следственные связи, делает обобщения, выводы.
Коммуникативные: строит небольшие монологические высказывания, осуществляет совместную деятельность в парах и рабочих группах с учётом конкретных учебно-познавательных задач.
Оборудование: репродукция картины Ф.А. Васильева «Мокрый луг» (1872); мёд, чайные ложки; рисунок солнца; листы бумаги чёрного цвета в виде туч.
Тип урока: комбинированный.
Что не выскажешь словами,
Звуком на душу повей.
А. А. Фет
Ход урока:
I . Актуализация опорных знаний.
– Что такое лирика?
Назовите главное в лирических произведениях.
Что такое рифма?
Какие художественные средства (тропы) вы знаете?
II . Постановка целей и задач урока.
III . Работа над темой урока.
1.«Давайте познакомимся»: сообщения о биографии поэта
(рассказ учителя или чтение учениками по учебнику)
Родился А.А. Фет в 1820 году в усадьбе Новосёлки Орловской губернии. Носил фамилию матери, немецкой подданной. Всю жизнь упорно служил, чтобы вернуть дворянское звание (незаконный сын дворянина). У него была несчастная любовь. В конце жизни ему удалось вернуть дворянское звание и фамилию отца. Но в литературу вошёл под прежней фамилией матери и сделал её известной.
В 1886 г. Избран членом Петербургской академии наук.
Выразительное чтение стихотворения учителем.
3. Расстановка пауз, логических ударений (под руководством учителя).
4. Повторное чтение стихотворения учащимися.
5.Анализ стихотворения «Весенний дождь».
Беседа:
Какова тема стихотворения?
Какие образы предстают перед нами? (образ солнца, воробья, дождя, сада)
Какой образ главный?
Как вы об этом догадались? (отражён в названии стихотворения, автор описывает его наиболее полно, чётко, долго)
Какие художественные средства использовал поэт?
Эпитеты : золотая пыль, душистый мёд, свежие листья.
Сравнения : и, будто в золотой пыли, опушка стоит…
Что помогает чётче представить, ощутить художественные образы? (описание звуков, запахов, цвета)
Напишите, какие запахи вы почувствовали (душистым мёдом тянет), какие цвета увидели (золотая пыль дождя), какие звуки услышали (трепет крыла воробья, как барабанит дождь) в стихотворении
А.А. Фета «Весенний дождь».
Встречались ли вы когда-нибудь с тем, что авторы стихотворений старались всесторонне передать свои впечатления, представить возможность полноты ощущений и читателю?
Можно ли стихотворение А.А. Фета представить только на картину со звуковыми эффектами и запахами? (Нет) Почему?
Какие глаголы и глагольные формы использовал автор в стихотворении? Выпишите их. (Блещет; трепещет, купаяся; движется, качаясь; стоит; брызнули; тянет; подошло; барабанит)
Распределите то, что описывает поэт по кадрам. (Коллективная работа.)
Окно, за окном свет.
Луч солнца пробивается сквозь облака (общий план).
Воробей купается в песке (крупный план).
Надвигается дождевая туча, из которой льёт дождь, видны струи (общий план).
Вдали, освещённая солнцем, стоит роща, которую дождь уже миновал (общий план). Выражение «в золотой пыли» заставляет нас показать эту опушку ближе, показать капли на листьях деревьев (крупный план).
Стекло, на которое брызнули две капли (крупный план).
Качаются липы (крупный план). Звук капель дождя.
Подчеркните глаголы в тексте. Какие из них кажутся вам наиболее выразительными? (почти каждая строчка открывает перед нами новую картину. Поэт чередует крупный и общий планы, благодаря ярким, динамичным глаголам («блещет», «трепещет», «движется», «брызнули», «тянет», «барабанит») мы чувствуем движение, видим изменения в природе.)
Слово учителя с элементами беседы
Именно глаголы и глагольные формы не дают возможности представить картину застывшей. В ней всё движется, переливается. У нас получится маленький эпизод жизни со звуками, запахами, движением, чувствами.
Мы как будто при помощи волшебства переносимся в зарисовку, подаренную поэтом. Как же пейзаж связан с чувствами человека, видевшего всё это? Прочитайте первое четверостишие.
Какое чувство возникает у вас? (радость)
Оно названо, обозначено словами в стихотворении, как это было в стихотворении «Я пришёл к тебе с приветом…»? (нет)
Как же мы его получили? (читаем между строк)
Прочитайте второе четверостишие. Какое здесь преобладает чувство?
Какие слова вызвали эту небольшую тревогу? («Качаясь, движется завеса»…)
Прочитайте последнюю строфу. А здесь какое чувство рождается?
«Творческая лаборатория»
(каждый ученик набирает в свою ложку немного мёда)
Сейчас мы попробуем попасть в это стихотворение. Для этого нужно настроиться и понять, как мы это сделаем. Я буду читать стихотворение, а вы при чтении первой строфы, не вставая с места, посмотрите в окно на яркое солнце (если хорошая погода) и представьте, что уже наступает весна (при плохой погоде на доске нужно вывесить рисунок весёлого солнца). При чтении второго куплета медленно закрывайте тучей солнце. При чтении первой строчки третьего – закрывайте глаза, на второй строчке – начинайте тихонько стучать ногами и нюхать мёд в ложке, представляя себе весенний ливень. Итак, начали.
* Кому удалось перенестись в стихотворение А.А. Фета?
* А теперь съешьте мёд из ложки и почувствуйте тепло весеннего солнышка.
7. Сопоставительная работа.
* Рассмотрите репродукцию картины Ф.А. Васильева «Мокрый луг» (1872).
Что общего между картиной и стихотворением А.А. Фета? Какие образы повторяются?
Какие чувства она вызывает у вас? Похожи ли они на те чувства, которые появились после прочтения стихотворения?
Если представить, что картина иллюстрирует стихотворение, то какой момент изображён на ней?
Что вам ближе: картина или стихотворение? Запишите название картины и имя автора в раздел «Картинная галерея».
IV. Рефлексия. Подведение итогов.
- Какие выявили «сквозные» темы, ключевые проблемы лирики А.А. Фета?
Что можете сказать о поэтической манере письма А.А. Фета? Каков «фетовский почерк»?
Можем ли мы утверждать, что в основном в лирике Фета встречаются стихи о красоте природы, её совершенстве, о том, что человек должен стремиться к той внутренней гармонии, которая присутствует в природе?
- Соотнесите цель и задачи урока с полученными результатами.
V . Домашнее задание:
Выучить стихотворение наизусть;
Сочинить (по желанию) стихотворения о весне, используя различные художественные приёмы и секреты автора.
Литература.
Литература.5 класс в 2-х частях под ред. В.Я. Коровиной, В.П. Журавлёва, В.И. Коровина; М.: Просвещение, 2013;
Литература. 5 класс. Система уроков по учебнику В.Я. Коровиной, В.П. Журавлёва, В.И. Коровина; авторы-составители: И.В. Карасева, В.Н. Пташкина. Волгоград, издательство «Учитель», 2014;
И.Л. Челышева. Литература 5 класс. Планы – конспекты уроков. Серия «Педагогический конспект», издание 2-е. Ростов-на-Дону, «Феникс», 2015.
Интернет-ресурсы.