Метафоричность названия
повести А. И. Куприна «Поединок»
Цель урока: проанализировать образы героев, выражающих авторскую позицию, в повести.
Методические приемы: сообщения учащихся, работа с текстом, аналитическая беседа.
Ход урока
I . Проверка домашнего задания
Авторские идеалы выражают герои, противопоставленные основной массе — Ромашов и Назанский. Этих героев представляют несколько учеников (по группам): портретная характеристика, отношения с людьми, взгляды, отношение к службе и т. д.
II . Характеристика образа Назанского
План характеристики:
1. Первые упоминания о Назанском.
2. Встреча Ромашова и азанского.
3. Портрет героя.
4. Роль интерьера.
5. Темы размышлений Назанского.
6. Роль пейзажа в характеристике образа Назанского.
7. Рассуждения Назанского о любви.
О Назанском мы узнаем из разговора и Ромашова (глава IV): это «отпетый человек», он «увольняется в отпуск на один месяц по домашним обстоятельствам... Это значит запил»; «такие офицеры — позор для полка, мерзость!». В V главе — описание встречи Ромашова и Назанского. Мы видим сначала «белую фигуру и золотоволосую голову» Назанского, слышим его спокойный голос, знакомимся с его жилищем: «Комната у Назанского была еще беднее, чем у Ромашова. Вдоль стены у окна стояла узенькая, низкая, вся вогнувшаяся дугой кровать, такая тощая, точно на ее железках лежало всего одно только розовое пикейное одеяло; у другой стены — простой некрашеный стол и две грубых табуретки...». Все это, да еще прямой взгляд «задумчивых, прекрасных голубых глаз» противоречит тому, что о нем говорили Николаевы. Назанский рассуждает «о возвышенных материях», философствует, а это, с точки зрения окружающих, — «чепуха, праздная и нелепая болтовня». Он думает о «любви, о красоте, об отношениях к человечеству, о природе, о равенстве и счастии людей, о поэзии, о Боге». Это для него «время... свободы духа, воли, ума». Он чувствует чужую радость и чужую скорбь.
Описание пейзажа, таинственной ночи, открывающейся из окна, согласно его возвышенным словам: «в этом мягком воздухе, полном странных весенних ароматов, в этой тишине, темноте, в этих преувеличению ярких и точно теплых звездах — чувствовалось тайное и страстное брожение, угадывалась жажда материнства и расточительное сладострастие земли, растений, деревьев — целого мира». Лицо Назанского кажется Ромашову «красивым и интересным»: золотые волосы, высокий чистый лоб, шея благородного рисунка, массивная и изящная голова, похожая на голову одного из греческих героев или мудрецов, ясные голубые глаза, смотрящие «оживленно, умно и кротко». Правда, это описание почти идеального героя заканчивается разоблачением: «только очень опытный взгляд различил бы в этой кажущейся свежести... результат алкогольного воспаления крови».
Мечтая о «грядущей богоподобной жизни», Назанский прославляет могущество и красоту человеческого разума, восторженно призывает уважать человека, увлеченно говорит о любви и выражает при этом взгляд самого автора: «Она — удел избранников... любовь имеет свои вершины, доступные лишь единицам из миллионов». Любовь по Куприну — талант сродни музыкальному. Куприн разовьет эту тему позже в рассказе «Гранатовый браслет», причем многое из того, что сказал Назанский, прямо перейдет в рассказ.
В страстных речах Назанского много желчи и злости, мысли о необходимости борьбы против «двухголового чудовища» — полицейского режима в стране, предчувствий неотвратимости глубоких социальных потрясений: «Чем громаднее было насилие, тем кровавее будет расправа». Он противник военной службы и вообще армии, осуждает зверское обращение с солдатами (глава ХХI). Обличительные речи Назанского исполнены открытого пафоса. Это своеобразный поединок героя с бессмысленной и жестокой системой. Некоторые высказывания этого героя, как позднее сказал сам Куприн, «звучат как граммофон», но они дороги писателю, который вложил в Назанского многое, что волновало его самого.
Комментарий учителя:
В высказываниях Назанского многие критики отмечают черты вульгаризованного ницшеанства: «любовь к человечеству выгорела из человеческих сердец. На смену ей идет новая, божественная вера... Это любовь к себе, к своему прекрасному телу, к своему всесильному уму, к бесконечному богатству своих чувств... Настанет время, и великая вера в свое Я осенит, как огненные языки святого духа, головы всех людей, и тогда уже не будет ни рабов, ни господ, ни калек, ни жалости, ни пороков, ни злобы, ни зависти. Тогда люди станут богами…» (глава ХХI).
Вопросы для обсуждения:
— Как вы считаете, есть ли основания называть Назанского «ницшеанцем»?
— Как вы думаете, зачем вообще понадобился в «Поединке» рядом с Ромашовым такой герой?
III. Характеристика образа Ромашова
1. Ромашов и Назанский.
2. Портрет Ромашова.
3. Поступки героя.
4. Что привлекает в Ромашове?
5. Внутренние противоречия героя.
6. Ромашов и Хлебников.
7. Ромашов и Шурочка Николаева.
Поручик Ромашов, главный герой «Поединка», заражается настроениями и мыслями Назанского. Это типичный купринский образ правдоискателя и гуманиста. Ромашов дан в непрестанном движении, в процессе его внутреннего изменения и духовного роста. Куприн воспроизводит не всю биографию героя, а важнейший момент в ней, без начала, но с трагическим концом.
Портрет героя внешне невыразителен: «среднего роста, худощав, и хотя довольно силен для своего сложения, но от большой застенчивости неловок», порой бесхарактерен. Однако в действиях Ромашова чувствуется внутренняя сила, идущая от чувства правоты и справедливости. Например, «неожиданно для самого себя» защищает татарина Шарафутдинова, не понимающего по-русски, от оскорбляющего его полковника (глава I). Он заступается за солдата Хлебникова, когда его хочет избить унтер-офицер (глава Х). Он одерживает верх даже над звероподобным пьяным Бек-Агамаловым, когда тот едва не зарубил шашкой женщину из публичного дома, где кутили офицеры: «с силой, которой он сам от себя не ожидал, схватил Бек-Агамалова за кисть руки. В течение нескольких секунд оба офицера, не моргая, пристально глядели друг на друга... он уже чувствовал, что безумный с каждым мгновением потухает в этом искаженном лице. И было ему жутко и невыразимо радостно стоять так, между жизнью и смертью, и уже знать, что он выходит победителем в этой игре» (глава ХVIII). Во всех этих поединках Ромашов оказывается на высоте.
Ромашов мечтательная, романтическая натура, он склонен к рефлексии. У него была «немножко смешная, наивная привычка, часто свойственная очень молодым людям, думать о себе в третьем лице, словами шаблонных романов». Привлекательны в герое душевная мягкость, доброта, врожденное чувство справедливости. Все это резко отличает его от остальных офицеров полка. Столкновение человека и офицера сначала происходят в самом Ромашове, в его душе и сознании. Эта внутренняя борьба постепенно превращается в открытый поединок с Николаевым и со всем офицерством. Ромашов постепенно освобождается от фальшивого понимания чести офицерского мундира. Поворотным моментом явились размышления героя над положением человеческой личности в обществе, его внутренний монолог в защиту прав, достоинств и свободы человека. Ромашова «ошеломило и потрясло неожиданно-яркое сознание своей индивидуальности», и он по-своему восстал против обезличивания человека на военной службе, в защиту рядового солдата. Он негодует на полковое начальство, которое поддерживает состояние вражды между солдатами и офицерами. Но порывы к протесту сменяются у него совершенной апатией и равнодушием, душу нередко охватывает подавленность: «Пропала моя жизнь!»
Чувство нелепости, сумбурности, непонятности жизни угнетает его. Во время разговора с больным, изуродованным Хлебниковым Ромашов испытывает острую жалость и сострадание к нему (глава ХVI). Неожиданно для восстает против самого Бога, допускающего зло и несправедливость (еще один поединок, может быть, самый главный). «С этой ночи в Ромашове произошел глубокий душевный надлом», Он замкнулся в себе, сосредоточился на своем внутреннем мире, твердо решил порвать с военной службой, чтобы начать новую жизнь: «все ясней и ясней становилась для него мысль, что существуют только три гордых признания человека: наука, искусство и свободный физический труд». Мысли о возможности другой жизни соединяются у него с мыслями о любви к Шурочке Николаевой. Милая, женственная Шурочка, в которую влюблен и Назанский, по существу виновна в убийстве Ромашова на дуэли. Корысть, расчет, властолюбие, двоедушие, «какая-то злая и гордая сила», изворотливость Шурочки не замечаются влюбленным Ромашовым. Она требует: «Вы непременно должны завтра стреляться» — и Ромашов соглашается ради нее на поединок, которого можно было избежать.
IV . О психологизме повести
Литературовед И. А. Питляр утверждал, что повесть «Поединок» — «явление большого реалистического искусства, в котором беспощадно правдивое изображение «ужаса и скуки военной жизни» сочеталось с большой достоверностью в раскрытии психологии человека, переживающего серьезный нравственный перелом, в изображении ломки сознания, высвобождающегося из пут уродливых кастовых предрассудков».
— Согласны ли вы с тем, что повесть «Поединок» отличается «большой достоверностью в раскрытии психологии человека»? Если да, то какие особенности повествования свидетельствуют об этом?
— Кто из героев переживает «серьезный нравственный перелом»? С чем он связан?
V . Обсуждение смысла названия повести
— Каково значение названия повести?
(Поединки, о которых мы уже говорили, закономерно и неизбежно приводят к развязке. К последнему поединку. Дуэль Ромашова с Николаевым не описывается в повести. О гибели Ромашова сообщают сухие, официальные, бездушные строчки рапорта штабс-капитана Дица (глава ХХIII). Этот поединок, гибель героя предрешены: Ромашов слишком отличается от всех, чтобы выжить в этом обществе. Несколько раз в повести упоминаются дуэли, нагнетается тягостная, душная обстановка. В ХIХ главе описывается, как пьяные офицеры тянут похоронный напев, и чистые звуки панихиды вдруг перебиваются «ужасным, циничным ругательством» Осадчего. Оскорбленный Ромашов пытается образумить людей. После этого и разыгрывается скандал, приведший к тому, что Ромашов вызывает Николаева на дуэль. Но название имеет и метафорический, символический смысл.)
V I. Заключительное слово учителя
Куприн писал: «Всеми силами моей души я ненавижу годы моего детства и юности, годы корпуса, юнкерского училища и службы в полку. Обо всем, что я испытал и видел, я должен написать. И своим романом я вызову на поединок царскую армию». Повесть — поединок Куприна со всей армией, со всей системой, убивающей в человеке личность и убивающей самого человека. В 1905 году эта повесть, конечно, была воспринята революционными силами как призыв к борьбе. Но и почти через сто лет после написания повесть остается призывом к уважению человеческой личности, к примирению и братской любви.
Представляем вашему вниманию видеоурок по теме «А.И. Куприн. "Поединок"». Преподаватель подчеркивает, что «Поединок» А.И. Куприна - знаменитое произведение русского классика, в котором он описывает колоритные образы русских офицеров, философские размышления о человеке и великий накал страстей. Написанная во время русско-японской войны повесть Куприна «Поединок» вскрывает болезненные проблемы, назревшие в российской военной среде. А.И. Куприн в этой повести дает глубокий психологический анализ романтичного образа молодого офицера Ромашова в окружении пьянства, разврата и тупой армейской жизни.
Тема: Русская литература конца XIX - начала XX вв
Урок: А.И. Куприн: «Поединок»
Повесть «Поединок» А.И. Куприна - знаменитое произведение русского классика, в котором он описывает колоритные образы русских офицеров, философские размышления о человеке и великий накал страстей. Написанная во время русско-японской войны повесть Куприна «Поединок» вскрывает болезненные проблемы, назревшие в российской военной среде.
В 1905 году в сборнике «Знание» (№ 6) была опубликована повесть «Поединок», посвящённая М. Горькому. Она вышла в дни цусимской трагедии и сразу же стала значительным общественным и литературным событием. Герой повести подпоручик Ромашов, которому Куприн придал автобиографические черты, также пытался написать роман о военных: «Его тянуло написать повесть или большой роман, канвой к которому послужили бы ужас и скука военной жизни».
Художественный рассказ (и вместе с тем документ) о тупой и сгнившей до сердцевины офицерской касте, об армии, державшейся только на страхе и унижении солдат, лучшая часть офицерства приветствовала. Куприн получал благодарственные отзывы из разных уголков страны. Однако большинство офицеров, типичных героев «Поединка», были возмущены.
В повести несколько тематических линий: офицерская среда, строевая и казарменная жизнь солдат, личные отношения между людьми. «По своим... чисто человеческим качествам офицеры купринской повести — люди очень разные,...почти каждый из офицеров обладает необходимым минимумом «добрых чувств», причудливо перемешанных с жестокостью, грубостью, равнодушием,»- отзывался о повести О.Н. Михайлов. Полковник Шульгович, капитан Слива, капитан Осадчий — люди разные, но все они — ретрограды армейского воспитания и обучения. Молодых офицеров, кроме Ромашова, представляют Веткин, Бобетинский, Олизар, Лобов, Бек-Агамалов. Как воплощение всего грубого и бесчеловечного среди офицеров полка выделяется капитан Осадчий. Человек диких страстей, жестокий, полный ненависти ко всему, сторонник палочной дисциплины, он противопоставлен главному герою повести подпоручику Ромашову.
Рис. 3. Дубинский Д.А. Иллюстрация к повести А. И. Куприна "Поединок" (1959-60) ().
Образ главного героя повести дан в динамике. Ромашов, пребывая сначала в кругу книжных представлений, в мире романтической героики, честолюбивых стремлений, постепенно прозревает. В этом образе с наибольшей полнотой воплотились черты купринского героя — человека, обладающего чувствами собственного достоинства и справедливости, он легкораним, часто беззащитен. Среди офицеров Ромашов не находит единомышленников, все ему чужие, за исключением Назанского, в беседах с которым он отводит душу. Тягостная пустота армейской жизни подтолкнула Ромашова к связи с полковой «обольстительницей», женой капитана Петерсона Раисой. Разумеется, это скоро становится невыносимым для него.
В противоположность другим офицерам Ромашов по-человечески относится к солдатам. Он проявляет заботу о Хлебникове, постоянно унижаемом, забитом; может, вопреки уставу, сказать старшему офицеру об очередной несправедливости, но изменить что-либо в этой системе он бессилен. Служба гнетёт его Ромашов приходит к мысли об отрицании войны: «Положим, завтра, положим, сию секунду эта мысль пришла в голову всем: русским, немцам, англичанам, японцам... и вот уже нет больше войны, нет офицеров и солдат, все разошлись по домам». Армия обезличивает людей. «Что же такое все эти хитрые, сложенные здания военного ремесла? Ничего..,» - размышляет Ромашов во время ареста.
Ромашов — это тип пассивного мечтателя, мечта его служит не источником вдохновения, не стимулом для непосредственного действия, а средством ухода, бегства от действительности. Привлекательность же этого героя в его искренности.
Ромашов любит мечтать, в них удачлив. Но реальность другая. Ромашов не принимает насилие. Ему скучно и страшно, но он привязан к этому полку. Герой размышляет о том, что главное в жизни. И деньги, и чины - это призраки, придуманные людьми. Цивилизация управляется фикциями, вещам, которым мы сами даем эту власть. Почему продолжается бойня?
Ромашов влюблен в жену своего однополчанина. На фоне опустившихся, грубых офицеров и их жён, погрузившихся в «амуры» и «сплетни», кажется необычной Александра Петровна Николаева, Шурочка. Для Ромашова она идеал. Шурочка — один из самых удачных женских образов у Куприна. Она привлекательна, умна, эмоциональна, но и рассудительна, прагматична. Шурочка как будто бы правдива по натуре, но лжёт, когда её интересы требуют этого. Николаева она предпочла Казанскому, которого любила, но который не смог бы увезти её из захолустья. Близкий ей по своему душевному строю «милый Ромочка», любящий её горячо и бескорыстно, увлекает её, но оказывается тоже неподходящей партией.
Одним из толчков, которые движут эту трагическую историю, оказывается разрыв с предыдущей возлюбленной, тем самым герой наживает себе злейшего врага (поступают пошлые письма).
Пережив душевный кризис, он выходит на своеобразный поединок с этим миром.
Рис. 5. Дубинский Д.А. Иллюстрация к повести А.И. Куприна "Поединок" (1959-60) ().
Подготовка к смотру, Ромашов попадает на разбор полетов. Все расстроены, потому что смотр провален. Ромашов одинок. Он мучается, бродит по городу. Он мечется. Встречает Хлебникова (неудачливого солдата своей роты). Ромашов видит избитого Хлебникова и понимает, как он (солдат) страдает. Ромашов спасает солдата от самоубийства. Ромашов стал думать о людях, он хочет изменить жизнь. Этот шаг для него страшен, потому что он ничего не умеет. Офицеры пьют, гуляю, поют, но песня переходит в панихиду. Ромашов после этого срывается.
Дуэль с незадачливым Николаевым, которой завершается повесть, становится частным выражением непримиримого конфликта Ромашова с действительностью. Однако простой, обыкновенный, «естественный» Ромашов, выбивающийся из своей среды, с трагической неизбежностью оказывается слишком слабым и одиноким, чтобы одержать верх.
Рис. 6. Д. Дубинский. Дуэль. Иллюстрация к повести А. Куприна "Поединок"
Насилие, скука, отсутствие жизни- все это должно когда-то закончится. Противопоставление сильных и слабых, разрушение старых представлений. Настанет время, где не будет зависти. Людям не хватает внутреннего достоинства, уважения друг другу.
Преданный своей возлюбленной, по-своему очаровательной, жизнелюбивой, но эгоистически расчётливой Шурочке (уговаривает Ромашова принять участие в дуэли), Ромашов погибает.
Жизнь расправляется по-своему с Ромашовым. Реальность побеждает. В повести раскрывается противостояние человека и цивилизации. Армия, которая была создана, она была создана на насилии и унижении. Такая армия не победит.
В 1905 году Куприн стал очевидцем расстрела восставших матросов на крейсере «Очаков», помогал прятать нескольких спасшихся с крейсера. Эти события нашли отражение в его очерке «События в Севастополе», после публикации которого на Куприна было заведено судебное дело — его вынудили в течение 24 часов покинуть Севастополь.
Тема: Проблематика и образы повести Куприна «Поединок»
Цель:1)познакомить учащихся с проблематикой и образной системой произведения;
2)раскрыть моральный облик офицерства в повести; 3) развить чувство
эстетического наслаждения от чтения произведений Куприна.
Ход урока:
I Оргмомент
II Проверка домашнего задания
Письменная работа.
III Работа над темой урока.
1 Слово учителя.
Военная служба дала Куприну богатейший материал для творчества. Писатель смог увидеть изнутри всю подноготную офицерства. Он видел, что офицерство разлагается на глазах, мельчает, что в подавляющем большинстве офицеры ничем не интересуются, а проводят жизнь в карточных играх, кутежах, разврате.
2 Работа над текстом.
Чтение начала повести.
(Гнетущая атмосфера провинциальной жизни, муштра, от которой невозможно тяжко солдатам, и уныло офицерам)
Кто главный герой повести?
Какое впечатление на вас производит Ромашов?
Главными чертами характера Ромашова являются мечтательность и безволие, что мы видим в сцене строй войск на плацу.
Как характеризует данный отрывок героя?
В повести наряду с Ромашовым возникает не менее яркий образ Назанского.
Каковы его взгляды на жизнь и офицерскую службу?
Что вы можете сказать об Александре Петровне?
Как развиваются любовные отношения между Ромашовым и Сашенькой?
Почему любовь Ромашова к Александре оказалась для него драматичной?
В какой роли в этой ситуации выступает Сашенька?
С глубоким сочувствием в произведении рисуются образы простых солдат. В образе загнанного и забитого Хлебникова ярко раскрывается тяжёлое положение солдата, несчастного, страдающего существа.
Чем замечательна сцена разговора между Хлебниковым и Ромашовым?
Чем она обогатила представление героя о простых солдатах?
Название повести символично, повесть стала поединком самого Куприна с царской армией, самодержавными порядками, губящими людей. Это поединок с ложью, безнравственностью, несправедливостью. Упадок морали, апология войны, разбоя, насилия особенно ненавистны писателю-гуманисту.
Куприн показывает, какой путь в поисках правды проделывает главный герой повести Ромашов. Когда герой прозревает, приходит к выводу о самоценности “я”, право на уважение человеческого достоинства он признает не только по отношению к себе, но и распространяет его на солдат. На наших глазах Ромашов нравственно мужает: “Бить солдата - бесчестно. Нельзя бить человека, который не может тебе ответить, не имеет права поднять руку к лицу, чтобы защититься от удара. Не смеет даже отклонить голову. Это стыдно!” Ромашов, утверждающий: “Хлебниковы - мои братья”, осознающий духовное родство с народом, совершает громадный шаг вперед в своем развитии. Это уже совершенно другой человек: не тот юноша-мечтатель, с которым мы знакомимся в начале повести. Однако Ромашов гибнет. Автор довел своего героя до такого рубежа, что, останься он в живых, необходимо было бы открыть сколько-нибудь отчетливую перспективу его будущего. А это самому Куприну не представлялось ясным.
IV Домашнее задание.
Сочинение – миниатюра «Моё отношение к Ромашову»
Материалы к уроку по повести А.И. Куприна «Поединок»Тема урока: Поручик Ромашов: характер, личность, судьба.
Вопросы к уроку:
1. Как изображена в повести атмосфера армейской жизни? Что из себя представляют офицеры полка? Как относятся они к службе, к подчиненным? Чем заполнен их досуг? Какие эпизоды армейской жизни выступают в повести как кульминационные? (Смотр и пьяный дебош.) Как возникает и развивается в произведении тема дуэли? Что такое офицерский суд чести? Как понимают офицерскую честь сослуживцы Ромашова?
(Эти вопросы позволяют коротко повторить и обобщить содержание предыдущего урока, если таковой был, или, если его не было, помогают «войти в материал», подступиться к главной теме разговора.)
2. Какую роль в создании образа главного героя, поручика Ромашова, играет его портретная характеристика? От чьего лица она подается, что обнажает в характере Ромочки? Почему – «Ромочка»? Как имя героя соотносится с его внешностью?
3. Как чувствует себя Ромашов в армейской среде? Почему служит? О чем мечтает в начале повести?
4. Как относится Ромашов к солдатам?
5. Как характеризуют героя его отношения с Раисой Петерсон? Что заставило его оборвать эту связь? Как он это сделал?
6. Почему Ромашов опозорился во время смотра? Это случайность или закономерность?
7. Что открывается в герое через его сопоставление с солдатом Хлебниковым и через его отношение к этому несчастному?
8. Что происходит в душе Ромашова после социального крушения? Как он переживает свой позор? Как заново оценивает самого себя, человека вообще? Какой видит свою дальнейшую жизнь?
9. Как Ромашов любит? Отвечает ли ему Шурочка взаимностью?
10. Почему Ромашов не отказывается от участия в пьяном дебоше? Как ведет он себя, в отличие от сослуживцев, в этой ситуации? (Обратите внимание на его противоборство с Бек-Агамаловым в публичном доме.)
11. Что сближает Ромашова с Назанским и что противопоставляет их друг другу?
12. Как ведет себя Ромашов перед «судом чести»?
13. Почему Ромашов погибает? Кто и что толкает его к гибели? Какие детали повествования вырастают в символы судьбы героя?
14. Почему о гибели Ромашова рассказано сухим языком протокола? (Обратите внимание на то, чья подпись стоит под документом. Случайно ли это?)
15. Объясните смысл названия повести.
16. Как вы расцениваете трагический финал – как констатацию слабости или силы героя, его поражения или победы?
17. На каких героев русской классики Х1Х века похож герой Куприна?
Литературно-критические оценки героя Куприна
(они предлагаются не для однозначного приятия,
а в качестве информации для размышления, точки отталкивания)
«Ромашов – отнюдь не герой, это средний, заурядный человек».
В. Афанасьев. А. И. Куприн. М.: ИХЛ, 1972. С. 60.
«Неизбежность трагической развязки вытекает здесь из глубоких социальных причин. Она обусловлена отрывом интеллигенции ромашовского типа от народной почвы. Герой повести не способен существовать в омуте антигуманного общества и не в состоянии найти себе место в народе, почерпнуть в его гуще силы для новой жизни. Именно это делает образ Ромашова трагическим».
А. Волков. Творчество А. И. Куприна. М.: «Художественная литература», 1981. С.60.
Характер и личность
Личность – внутренняя сторона характера, тогда как характер – внешняя сторона личности.
По определению С. Аверинцева, характер есть «личность, понятая объективно, чужое «Я», наблюдаемое и описываемое как вещь». Личность же мыслима только «субъективно», только в качестве некоторого «Я» – субъекта самоопределения: пытаясь постичь чужую личность, необходимо отнестись к другому, как к себе, «лирически» узнавая себя в другом. И, напротив, чтобы осмыслить свой характер, приходится к самому себе отнестись «эпически»: увидеть в себе другого для других. «Характер, - писал Пришвин, - это не я сам, а явление людям меня самого».
Личность в плане как историческом, так и психологическом есть продукт ответственной самоактуализации человеческого «Я». Характер же формируется в ходе социальной адаптации личности к внешним обстоятельствам и нормам, к окружающим лицам.
В. И. Тюпа. Художественность чеховского рассказа. М.:1989. С.33.
В качестве материала для сопоставления можно использовать:
И. Гончаров. «Обломов» (образ жизни героя, место и состояние книг в его доме, расхождение между мечтами и реальностью);
Л.Н. Толстой. «Война и мир» (мечты Болконского о подвиге, о славе, самокритичность героев Толстого, их отношение к людям из народа);
Ю. Поляков. «Сто дней до приказа»;
Л. Айзерман. Похмелье // «Знамя», 2002, № 2 (письма учеников).
> Материалы к уроку по повести А.И. Куприна Поединок
Г. Ребель
Материалы к уроку по повести А.И. Куприна «Поединок»
Тема урока: Поручик Ромашов: характер, личность, судьба.
Вопросы к уроку:
1. Как изображена в повести атмосфера армейской жизни? Что из себя представляют офицеры полка? Как относятся они к службе, к подчиненным? Чем заполнен их досуг? Какие эпизоды армейской жизни выступают в повести как кульминационные? (Смотр и пьяный дебош.) Как возникает и развивается в произведении тема дуэли? Что такое офицерский суд чести? Как понимают офицерскую честь сослуживцы Ромашова?
(Эти вопросы позволяют коротко повторить и обобщить содержание предыдущего урока, если таковой был, или, если его не было, помогают «войти в материал», подступиться к главной теме разговора.)
2. Какую роль в создании образа главного героя, поручика Ромашова, играет его портретная характеристика? От чьего лица она подается, что обнажает в характере Ромочки? Почему - «Ромочка»? Как имя героя соотносится с его внешностью?
3. Как чувствует себя Ромашов в армейской среде? Почему служит? О чем мечтает в начале повести?
4. Как относится Ромашов к солдатам?
5. Как характеризуют героя его отношения с Раисой Петерсон? Что заставило его оборвать эту связь? Как он это сделал?
6. Почему Ромашов опозорился во время смотра? Это случайность или закономерность?
7. Что открывается в герое через его сопоставление с солдатом Хлебниковым и через его отношение к этому несчастному?
8. Что происходит в душе Ромашова после социального крушения? Как он переживает свой позор? Как заново оценивает самого себя, человека вообще? Какой видит свою дальнейшую жизнь?
9. Как Ромашов любит? Отвечает ли ему Шурочка взаимностью?
10. Почему Ромашов не отказывается от участия в пьяном дебоше? Как ведет он себя, в отличие от сослуживцев, в этой ситуации? (Обратите внимание на его противоборство с Бек-Агамаловым в публичном доме.)
11. Что сближает Ромашова с Назанским и что противопоставляет их друг другу?
12. Как ведет себя Ромашов перед «судом чести»?
13. Почему Ромашов погибает? Кто и что толкает его к гибели? Какие детали повествования вырастают в символы судьбы героя?
14. Почему о гибели Ромашова рассказано сухим языком протокола? (Обратите внимание на то, чья подпись стоит под документом. Случайно ли это?)
15. Объясните смысл названия повести.
16. Как вы расцениваете трагический финал - как констатацию слабости или силы героя, его поражения или победы?
17. На каких героев русской классики Х1Х века похож герой Куприна?
Литературно-критические оценки героя Куприна
(они предлагаются не для однозначного приятия,
а в качестве информации для размышления, точки отталкивания)
«Ромашов - отнюдь не герой, это средний, заурядный человек».
В. Афанасьев. А. И. Куприн. М.: ИХЛ, 1972. С. 60.
«Неизбежность трагической развязки вытекает здесь из глубоких социальных причин. Она обусловлена отрывом интеллигенции ромашовского типа от народной почвы. Герой повести не способен существовать в омуте антигуманного общества и не в состоянии найти себе место в народе, почерпнуть в его гуще силы для новой жизни. Именно это делает образ Ромашова трагическим».
А. Волков. Творчество А. И. Куприна. М.: «Художественная литература», 1981. С.60.
Характер и личность
Личность - внутренняя сторона характера, тогда как характер - внешняя сторона личности.
По определению С. Аверинцева, характер есть «личность, понятая объективно, чужое «Я», наблюдаемое и описываемое как вещь». Личность же мыслима только «субъективно», только в качестве некоторого «Я» - субъекта самоопределения: пытаясь постичь чужую личность, необходимо отнестись к другому, как к себе, «лирически» узнавая себя в другом. И, напротив, чтобы осмыслить свой характер, приходится к самому себе отнестись «эпически»: увидеть в себе другого для других. «Характер, - писал Пришвин, - это не я сам, а явление людям меня самого».
Личность в плане как историческом, так и психологическом есть продукт ответственной самоактуализации человеческого «Я». Характер же формируется в ходе социальной адаптации личности к внешним обстоятельствам и нормам, к окружающим лицам.
В. И. Тюпа. Художественность чеховского рассказа. М.:1989. С.33.
В качестве материала для сопоставления можно использовать:
И. Гончаров. «Обломов» (образ жизни героя, место и состояние книг в его доме, расхождение между мечтами и реальностью);
Л.Н. Толстой. «Война и мир» (мечты Болконского о подвиге, о славе, самокритичность героев Толстого, их отношение к людям из народа);
Ю. Поляков. «Сто дней до приказа»;
Л. Айзерман. Похмелье // «Знамя», 2002, № 2 (письма учеников).