Произведение относится к философской лирической прозе писателя и в качестве основной тематики рассматривает вопрос о падении нравственности и деградации личности, описывая жестокую действительную реальность.
Центральным персонажем рассказа является шестнадцатилетняя девушка по имени Людочка, представленная писателем в образе юной, простой русской женщины, не отличающейся по внешности от обычных людей, но характеризующейся автором в качестве порядочного, доброго, милосердного человека, испытывающего искреннее уважение к окружающим людям.
Сюжетная линия рассказа повествует о сложной судьбе деревенской девушки, оказывающейся в непростой жизненной ситуации, которая заканчивается трагическим финалом в виде самоубийства Людочки.
После окончания девяти классов Людочка оставляет деревню и перебирается в город в надежде достойного устройства собственной жизни. В родной деревне у девушки остается мать с отчимом, жизнь с которыми не приносит Людочке счастья, поскольку близкие отличаются равнодушным отношением к девушке, полностью поглощенные решением собственных проблем.
Городская жизнь неприветливо встречает девушку, которая вынуждена снимать угол в доме местной парикмахерши Гавриловны, занимаясь всеми бытовыми делами, а также убирая помещение парикмахерской за мизерную зарплату. В один из вечеров Людочка подвергается нападению группы молодых людей во главе с недавно освободившимся уголовником Стрекачом, которые принуждают ее к совершению насильственных действий. Физически и морально раздавленная девушка пытается найти поддержку со стороны хозяйски квартиры Гавриловны, а затем и собственной матери, но близкие люди оказываются безразличными к душевному состоянию Людочки, которая, не сумев пережить случившееся, решает покончить с собой.
Идейное содержания рассказа подчеркивается писателем средствами художественной выразительности, применяемыми в виде многочисленных афоризмов, устойчивых оборотов, жаргонного лексикона, передающих экспрессивный, эмоциональный характер произведения. Кроме того, посредством пластичного, емкого художественно выразительного языка, наполненного простыми олицетворениями, сложными метафорами и эпитетами, писатель придает рассказу колоритное, неповторимое, насыщенное мелодичное звучание. Также автор применяет литературный прием контраста, изображающий духовную взаимосвязь природы с человеком, показывая существование светлого начала в человеческой жизни.
Смысловая нагрузка произведения позволяет продемонстрировать авторский замысел, заключающийся в изображении недолгой, трагичной жизни девушки, ставшей беспросветной, серой, однообразной, отличающейся безучастным равнодушием окружающих, а также отсутствием ласки, нежности и заботы. Тем самым писатель обращает внимание читательской аудитории на деградацию современного общества, погрязшего в аморальных пороках, звериных инстинктах, развратных законах.
Анализ 2
Из самого названия рассказа можно сделать вывод о характере главной героини. Это юная хрупкая девушка, наивная, полная надежд и мечтаний.
Действительно, Людочка выросла в деревне в самой обыкновенной семье. Родители всю жизнь работали в колхозе. Со временем старая система начала разрушаться, жить стало тяжелее. Оставшись без работы, отец героини нашел утешение в алкоголе, еще более усложняя жизнь домашним. Маленькая Люда мечтала переехать из опостылевшей деревни в город. Он представлялся ей местом перспектив, неограниченных возможностей и свободы.
К сожалению юной и наивной героине придется столкнуться с реальностью, разрушающей мечты. В городе вроде все начинается неплохо. Девушка сразу находит работу и жилье. Только вот хозяйка сваливает на нее всю работу по дому, а профессия никак не дается. Вскоре суровые реалии жизни в городе проявляются еще больше.
У Астафьева город представляет собой каменные джунгли, где кто сильнее, тот и прав, и каждый сам за себя. Безраздельную власть имеют шпана и хулиганы, вдохновленные бывшими заключенными. Они собираются в парке, олицетворяющем все самые неприглядные стороны жизни. Милиция же предпочитает обходить это место стороной. Отчасти из страха перед властью, имеющейся у преступников. С другой стороны представителям правопорядка это даже удобно. Закрывая глаза на реальные преступления, милиция демонстрирует отличные показатели раскрываемости.
В таком поведении вся суть жизни советского общества тех времен. Это показной идеализм на руинах человеческих жизней. В гниющем заброшенном парке висят красивые плакаты с лозунгами о счастливом будущем. В то же время людские сердца зачерствели и потеряли способность к сочувствию.
Факт надругательства над героиней никого не повергает в шок. Наоборот, окружающие считают, что через это должна пройти каждая женщина. Не найдя отклика среди родных, Людочка пытается найти ответ в себе. Она приходит к выводу, что и сама является черствой и неспособной к сочувствию.
Дабы разбить этот порочный круг она приносит себя в жертву, пытаясь ценой собственной жизни искупить вину человечества. И ее поступок не проходит бесследно. Казалось бы безразличный к ней отчим становится человеком, отомстившим за нее. Однако добиться справедливости в таком мире можно только приняв правила игры, самому одолеть зло.
Несколько интересных сочинений
- Сочинение по картине Ракши Проводы ополчения 8 класс (описание)
Одна из частей триптиха «Поле Куликово» Юрия Ракши – полотно «Проводы ополчения», посвященная событиям, предстоявшим Куликовской битве
И. Грабарь, талантливый русский художник-пейзажист изобразил на своем полотне зимний пейзаж, поражающий воображение.
Сочинение
«Нам незачем наши сердца холодить; И так уж на улице вьюга». (С. Куняев)
Каждый писатель в своих произведениях пытается отразить жизнь того
времени, в котором он живёт. Великие писатели никогда не приукрашивают
жизнь, описанную ими в своих произведениях. Так в рассказе Виктора
Астафьева «Людочка» описана жестокая реальность жизни.
Рассказ «Людочка» В. Астафьев написал в 1989 году. Но это произведение
очень актуально и сейчас, в наше время, спустя десять лет. Небольшое
произведение вместило в себя многие проблемы, волнующие писателя:
загрязнение окружающей среды, падение общественной нравственности и
деградация личности, а также гибель русской деревни. В этом рассказе
Астафьев описал жизнь одной девушки, приехавшей в большой город из деревни.
Эту девушку зовут Людочка. Так называется и рассказ Астафьева. Из самого
названия рассказа («Людочка») видно, что в нём написано о хорошей хрупкой
девушке. Людочка всё своё детство провела в деревне, со своими родителями:
отцом и матерью, а после смерти отца - с отчимом. Её отчим «никак не
относился к Людочке: ни хорошо, ни плохо». Людочка в деревне росла «как
вялая примороженная трава». Людочка пытается вырваться из этого чувства.
Она уезжает из родительского дома, где остаются чужие ей люди. И тоже
одинокие. Девушка чужая в родном доме. Чужая среди людей.
Биография главной героини даётся писателем в самом начале повествования.
«Людочка родилась в небольшой угасающей деревне» «слабенькой, болезненной и
плаксивой».
Эпизоды один за другим раскрывают нравственную суть человеческих отношений,
постепенно готовя нас к трагической развязке.
Рисуя образ Людочки, автор изобразил портрет обычной русской девушки.
Людочка с детства не отличалась ни особой красотой, ни умом, но сохранила в
своей душе доброту и порядочность, милосердие и уважение к людям. Девушка
была слабохарактерной, и потому Гавриловна (женщина, которая ее приютила в
городе) свалила на нее всю работу по хозяйству. Но Людочка на нее не
обижалась, а делала все с удовольствием. Жалость и сострадание
почувствовала она и к несчастному парню – лесорубу, который умирал в
больнице исключительно по причине халатности врачей. Людочка чувствовала
глубокую вину перед парнем, потому что она живет, а он, такой молодой,
должен умереть. Астафьев возмущается тем, что люди не способны чувствовать
чужую боль, что они ужасно эгоистичны и лицемерны. Но это не всегда их
вина. Возможно, Людочка острее других почувствовала сострадание к этому
парню только потому, что сама на себе это перенесла и натолкнулась на
непонимание близких людей. Однако, Людочка тогда не сознавала, что, сделай
она шаг к умирающему, возможно, тогда свершилось бы чудо: вдвоём они
сделались бы сильнее смерти, восстали бы к жизни, в нём, почти умершем,
выявился бы такой могучий порыв, что он смёл бы всё на пути к воскресению».
Героиня оказалась от этого далека. И вполне естественно, что, попав в беду,
теперь уже она не встретила понимания у других. Девушка была так бесконечно
одинока в своей печали, ей так хотелось кому-то выплакаться, рассказать о
своей беде. Это чудовищное непонимание подвело девушку к трагическому
исходу.
Цинизм, бездуховность – первый сюжетный пласт рассказа. С ним плотно
состыкован второй пласт – экологическая катастрофа.
Мы видим деревню «задыхающуюся в дикоросте», прорвавшуюся трубу
центрального отопления, описанную так натурально, что словно ощущаешь её
«ароматы».
Оба эти символа помогают яснее, без прикрас увидеть многие беды и реальные
опасности. Это определённая авторская позиция, это стремление взволновать
читателя, заставить его оглянуться вокруг.
В.Астафьев, беззаветно любящий человека, всем ходом своего повествования
доказывает, сколь необходима острейшая борьба с бездуховностью,
подтачивающая нравственные устои общества. Но не хватало внимания к
конкретным судьбам.
Кроме Людочки, в рассказе Виктора Астафьева есть и другие герои: мать
Людочки, её отчим, Стрекач, Артёмка-мыло и другие. Когда Людочка уже не
могла переносить жизнь в городе среди ВПВРЗэшников, она приехала на время в
свою родную деревню, к своей матери. Мать Людочки, рассказывая ей только о
своей жизни, даже не поинтересовалась жизнью своей дочери. Поэтому Людочка
ей и не рассказала, что ей пришлось пережить в городе, так как посчитала,
что её матери нет никакого дела до неё. Все оставили Людочку «... теперь и
самой ей предстояло до конца испить чашу одиночества, отверженности,
лукавого людского сочувствия...» Об отчиме Людочки никто много и не знает,
даже сам автор. Ему не известна ни его фамилия, ни его имя. Он «никак не
относился к Людочке: ни хорошо, ни плохо». Но именно он отомстил Стрекачу
за Людочку. А Стрекач - это такой же обитатель парка ВПВРЗ, как и все
остальные, только его отличие от остальных - это то, что многие обитатели
городского парка считали его своим главарём. Для Стрекача, так же как и для
других ВПВРЗэшников не существовало никаких рамок, в нём полностью
отсутствовало что-либо человеческое. После его смерти «угнетённые,
ограбленные, царапанные... обитатели железнодорожного посёлка вздохнут
теперь освобождено, и будут жить теперь более или менее ладно до пришествия
нового Стрекача, ими же порождённого и взращённого». Когда Стрекач
насиловал Людочку никто даже не отозвался на крики (Людочки) о помощи. Она
оказалась в полнейшем одиночестве. Сразу же отшатнулась от неё хозяйка
квартиры (своя рубашка ближе). Не до Людочкиной беды оказалось и в
родительском доме. Повсюду главная героиня сталкивалась с равнодушием. Даже
находящийся в это время рядом Артёмка-мыло ничего не стал предпринимать для
спасения чести Людочки. В образе Стрекача автор собрал все гадкое, что
может только быть в человеке. Нет, не поворачивается язык назвать его
человеком – это какое-то нравственно одичавшее существо. В стычке между
Стрекачом и отчимом Людочки писатель на стороне последнего, хотя тот
совершает самый ужстный грех – убийство. Но с такими, как Стрекач можно
бороться только такими методами.
Она не смогла выдержать – предательства близких ей людей. Но отступничество
проявилось раньше. В какой-то момент Людочка осознала, что она сама
причастна к этой трагедии. Она сама проявляла равнодушие, покуда беда не
коснулась её лично. Не случайно Людочка вспоминала отчима, тяжкой судьбой
которого она прежде не интересовалась. Не зря вспомнился умирающий в
больнице парень, всю боль и драму которого не хотели понимать живые.
Сама Людочка приняла на себя грехи очень многих: Стрекоча, матери, школы,
Гавриловны, советской милиции, молодёжи городка. Это – искупление невинными
и непонимающими чьих-то грехов.
Трагедия девушки – недолгая жизнь, беспросветная, однообразная, серая,
безучастная, без ласки и любви.
Кульминационным эпизодом рассказа является самоубийство (через повешение)
Людочки. Она повесилась не от плохой жизни в городском парке ВПВРЗ, а из-за
того, от неё все отвернулись, даже её собственная мать. Все её оставили в
одиночестве. Она не была никому нужна. В таких условиях жизни, в таком
одиночестве человек может только или стать таким же существом, как эти
«звери» из парка ВПВРЗ, или, не выдержав этой жизни, уйти из неё путём
самоубийства. Ведь и Артёмка-мыло, и Стрекач, и другие, подобные им отбросы
общества - это люди, которых все отвергли, которые остались одни. Всех их
сделало такими общество в котором они жили. Им оставалось только стать
«животными», чтобы продолжать своё существование. Людочка перед смертью
говорит: «Никто ни про что не спрашивал меня - никому до меня нет дела. А
душа? Да кому она нужна, та простенькая, в простенькой, в обыкновенной
плоти ютившаяся душа».
Смерть героини – это её взлёт. Только после смерти она вдруг стала
необходима матери, Гавриловне, её заметили.
Рассказ на редкость трогателен, потому что читатель чувствует, как сам
автор удивительно заботлив и добросердечен к этой девушке. В уста
Гавриловны Астафьев вложил большое число афоризмов, устойчивых оборотов
(«золотко моё», «голубонька сизокрылая», «ласточка», «касаточка»). Это
используется автором для характеристики хозяйки, эмоциональной оценки её
индивидуальных качеств.
Герои Астафьева наследуют стиль и дух своего времени и их речь не просто
говор, а «выразитель всех сил умственных и нравственных».
Автор передаёт нам своё мироощущение удивительным по художественной
выразительности, ёмким, пластичным языком. Устойчивые обороты придают речи
героев живость, меткость, свойственную народной речи («втемяшилось в
голову», «гнуть спину», «работала как конь»).
Богат, колоритен, неповторим в своём мелодичном звучании язык Астафьева.
Помимо простых олицетворений (таких, как «деревня задохнулась в дикоросте»,
«испустившего резиновый дух крокодила Гену») используется множество
сложных, полных эпитетами и метафорами, создающих отдельную картину («пьяно
шатаясь, ходило вприсядку, поплясывало изношенное сердце», «серебряные
заморские пуговицы отстреливались от фрака»). Поэтому произведение
получилось таким насыщенным, ярким, незабываемым.
Писатель не сосредотачивает внимание лишь на теневых сторонах жизни. В его
рассказе присутствует светлое начало, которое, скрашивая многие невзгоды,
исходит из сердец тружеников.
Художественный приём контраста, удачно применённый здесь писателем,
подчеркивает духовную близость человека с природой, которую невозможно
ощутить в городе, погрязшем в темноте невежества, нищете и полной
отсталости.
Рассказ «Людочка» очень актуален и в наши дни. В наше тяжёлое время
деморализованное общество продолжает деградировать. И даже сейчас
существуют такие люди, как Людочка, от которых все отрекаются, даже родные
и друзья (в следствие чего они не могут прожить в полном одиночестве и им
остаётся только наложить на себя руки). Всё чаще встречаются такие отбросы
общества, как Артёмка-мыло и Стрекач, которых такими сделало общество.
Написав этот рассказ, Виктор Астафьев описал жизнь не только московского
парка ВПВРЗ, но и жизнь всей России. Ведь общество деградирует не только в
Москве, а во всей России. Своим рассказом автор хотел показать, что может
произойти с человеком, когда он остаётся один (из людей). Такое может
произойти не только с героиней этого рассказа, но и с любым другим
человеком.
«Людочка» Астафьева притягательна тем, что в таком маленьком произведении
автор сумел поставить перед читателем ряд важнейших проблем и в яркой
художественной форме изобразил картины нашей реальной жизни. Но думаю,
главная задача писателя – показать, в какую пропасть мы идем. И если
вовремя не остановиться, нам грозит полное вырождение. Автор призывает всех
подумать о своей душе и об окружающем мире, попытаться изменить себя,
научиться любить и сострадать ближнему. Увидеть красоту мира и попытаться
сохранить ее. Ведь красота спасет мир.
Игнатьева Елена Константиновна
Место работы, должность:
МКОУ Зональная СОШ, учитель
Алтайский край
Характеристики урока (занятия)
Уровень образования:
Основное общее образование
Целевая аудитория:
Учащийся (студент)
Класс(ы):
Предмет(ы):
Литература
Цель урока:
Цели урока : создать условия для:
Тип урока:
Комбинированный урок
Учащихся в классе (аудитории):
Используемые учебники и учебные пособия:
Используемая методическая литература:
Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия
Большая Советская Энциклопедия, М.: « Большая Советская Энциклопедия», 1952,-567с.
Используемое оборудование:
Оборудование:
И так уж на улице вьюга».
(С. Куняев)
Используемые ЦОР:
Презентации
Краткое описание:
Урок литературы посвящаем произведению В.П. Астафьева, нашего писателя-земляка. В одном рассказе читаем завет, знакомый каждому грузину: "Пусть каждый, входящий в этот храм, наступит на моё сердце, чтобы слышал я боль его…"
Тема: Духовное одиночество. Рассказ Астафьева «Людочка»
Цели урока : создать условия для:
Углубления знаний учащихся о личности и творчестве В.П. Астафьева, писателя - гуманиста.
Формирования глубокого восприятия художественного текста через освоение анализа эпического произведения.
Воспитания нравственной личности, способной видеть и ценить прекрасное, быть отзывчивой на чужую боль, противостоять безнравственным поступкам человека.
Развития познавательной и творческой активности ребят.
Оборудование: эпиграф, портрет В.П.Астафьева, картины, слайды
Эпиграф: (слайд)
«Нам незачем наши сердца холодить;
И так уж на улице вьюга».
(С. Куняев)
Ход урока
I. Тема и цели урока
Урок литературы посвящаем произведению В.П. Астафьева, нашего писателя-земляка. В одном рассказе читаем завет, знакомый каждому грузину: "Пусть каждый, входящий в этот храм, наступит на моё сердце, чтобы слышал я боль его…" (слайд)
О чем говорит нам "мудрая печаль нетленных слов"?
II. Биография
2. Биографические сведения. (слайд)
Все детство Витя Астафьев провел в детдоме.
Детство — труднее не придумаешь. Мальчику было всего семь лет, когда погибла его мать. Она утонула в Енисее. Памяти матери, Лидии Ильиничне, он посвятит повесть “Перевал”. А много позднее, став уже известным писателем, скажет с горькой сыновней любовью: “И лишь одно я просил бы у своей судьбы — оставить со мной маму. Её мне не хватало всю жизнь...”
После шестого класса средней школы Астафьев поступил в железнодорожную школу ФЗО, окончив которую некоторое время работал составителем поездов.
Осенью 1942 г. Астафьев ушёл добровольцем на фронт. Семнадцатилетний рабочий Виктор Астафьев попал на передовую, в самое пекло войны. Воинское звание — рядовой. И так до самой победы: шофёр, артразведчик, связист. Его дважды ранят, контузят. Словом, на войне как на войне.
После войны много профессий сменил будущий писатель, метался, как он скажет, по разным работам (был и слесарем, и чернорабочим, и грузчиком, и плотником в вагонном депо, и мойщиком мясных туш на колбасном заводе), пока в 1951 году в газете “Чусовской рабочий” не был опубликован его первый рассказ, и стал он газетным литературным сотрудником.
Отсюда и начинается его собственно творческая биография.
Астафьев заканчивает Высшие литературные курсы, а в середине пятидесятых годов известный критик Александр Макаров уже говорил о признании Астафьева как писателя и очень точно обозначил основные творческие устремления тогда ещё молодого художника: “размышление о нашей жизни, о назнвчении человека на земле и в обществе и его нравственных устоях, о народном русском характере... по натуре своей он моралист и поэт человечности”.
Поначалу Астафьев начал писать прозу (от рассказов до романа “Тают снега”) в том её понимании, какое он застал в советской литературе ко времени своего художественного и мировоззренческого становления. Тут нет ни тени укора. Умнее времени не будешь, особенно если позади у тебя сиротское деревенское детство, детский дом, ФЗО, война да голодный быт. Чтение конечно тоже было. Читал он всегда много. И были в этом детском и юношеском списке, конечно, и Горький и Шолохов.
Много позже в “Зрячем посохе” — благодарной книге о своём лучшем незабвенном учителем А. Н. Макарове — в ответ на укор критика в незнании Чехова Астафьев вспомнит свой мало способствующий систематическому образованию юношеский путь и без досады заметит: ”Естественно, что и в чтении я не мог “подбортнуться” к тихому Антону Павловичу, ибо рос на литературе сибиряков: Петра Петрова, Вячеслава Шишкова, Лидии Сейфуллиной, Всеволода Иванова... Бунина открыл для себя лишь в сорок лет, по независящим от меня причинам.”
В 1978 году Астафьеву была вручена государственная премия СССР. Сейчас Астафьев является видным деятелем современой литературы. Его произведения признаны общественностью и пользуются популярностью у читателей.
Виктор Петрович считал: "Назначение человека и писателя - творить на земле добро".
Сумел ли выполнить своё назначение Астафьев?
III. Беседа
Зачем же история эта живет во мне, жжет мне сердце
«Нравственность есть Правда», - писал Василий Шукшин. Правда и нравственность в литературе неотделимы. Светлая любовь, непримиримость ко всякому злу и доброта, восхищение красотой Земли высказывается в произведениях Виктора Астафьева «от первого лица», со всей прямотой и бесстрашием. «По натуре своей он моралист и певец человечности», в судьбах своих героев «выделяет этические моменты, какие понятны всякому времени, и нынешнему, и завтрашнему…»-отмечает критик А. Макаров, говоря о творчестве Виктора Петровича.
В сентябрьском номере журнала «Новый мир» за тысяча девятьсот восемьдесят девятый год опубликован рассказ Астафьева «Людочка».
Он о молодёжи, но нет молодости в его героях. А есть одинокие, где-то глубоко в себе страдающие и шатающиеся по свету изношенные тени, бросающие свои мрачные ощущения на впечатлительные души читателей.
Особенно поражает в героях Астафьева - одиночество. Жуткое и неизменное.
IV. Работа по рассказу
Над чем заставил задуматься этот рассказ? (слайд)
Рассказ «Людочка» В. Астафьев написал в 1989 году. Но это произведение очень актуально и сейчас, в наше время, спустя двадцать лет. Небольшое произведение вместило в себя многие проблемы, волнующие писателя: загрязнение окружающей среды, падение общественной нравственности и деградация личности, а также гибель русской деревни. В этом рассказе Астафьев описал жизнь одной девушки, приехавшей в большой город из деревни. Эту девушку зовут Людочка. Так называется и рассказ Астафьева. Из самого названия рассказа («Людочка») видно, что в нём написано о хорошей хрупкой девушке.
Что мы знаем о жизни Людочки? (родилась в деревне, преследует чувство одиночества)
Людочка пытается вырваться из этого чувства, чувства одиночества. Но уже первые строчки произведения, где героиня сравнивается с вялой, примороженной травой, наводят на мысль, что Людочка, как и эта трава, не способна к жизни. Она уезжает из родительского дома, где остаются чужие ей люди. И тоже одинокие. Мать давно привыкла к устройству своей жизни. Отчим Людочки никак не относился к ней. «Жил он, жила она в одном доме и только». Девушка чужая в родном доме. Чужая среди людей.
Что происходило в деревне? (вымирание деревни)
Какая природа в деревни, зачитайте? (засохла яблоня)
Картины природы в произведении - не просто фон, на котором развёртывается действие, они имеют важное значение в структуре рассказа. В них заключается глубокий смысл, ибо в отношении к природе, к земле раскрывается духовный облик человека, проявляется его нравственная сущность.
Что было с другими деревьями? (Сады вымирали)
Зачем Людочка переезжает в город?
Что говорит ей мать?
Людочка попадает в город
Отличается ли городская обстановка от деревенской и чем? (атмосфера, городская природа, парк, танцевальная площадка). Зачитайте.
Как себя чувствовала Людочка в этом «стаде»?
Как ей было там? (страшно)
Давайте вспомним: кто такая Гавриловна?
Какую жизнь рисовала ей Гавриловна?
Рассказ на редкость трогателен, потому что читатель чувствует, как сам автор удивительно заботлив и добросердечен к этой девушке. В уста Гавриловны Астафьев вложил большое число афоризмов, устойчивых оборотов («золотко моё», «голубонька сизокрылая», «ласточка», «касаточка»). Это используется автором для характеристики хозяйки, эмоциональной оценки её индивидуальных качеств.
Какая страшная трагедия происходит с Людочкой? (в город приезжает Стрекач)
Кто это? Какую роль он сыграл в судьбе Людочки?
Какое впечатление произвел на вас Стрекач при совершении своего поступка? (морально он уничтожает Людочку)
Что делает Людочка? Что творилось в ее душе? (едет в деревню к матери)
Почему мать не помогла Людочке?
Кто мог бы ей помочь? (отчим)
Как ведет себя Гавриловна? (отказывает ей в квартире)
Что подталкивает Людочку на самоубийство? Зачитайте.
Почему она все-таки покончила жизнь самоубийством? (одиночество, не понимание)
Кульминационным эпизодом рассказа является самоубийство (через повешение) Людочки. Она повесилась не от плохой жизни в городском парке ВПВРЗ, а из-за того, от неё все отвернулись, даже её собственная мать. Все её оставили в одиночестве. Она не была никому нужна. В таких условиях жизни, в таком одиночестве человек может только или стать таким же существом, как эти «звери» из парка ВПВРЗ, или, не выдержав этой жизни, уйти из неё путём самоубийства. Ведь и Артёмка-мыло, и Стрекач, и другие, подобные им отбросы общества - это люди, которых все отвергли, которые остались одни. Всех их сделало такими общество в котором они жили. Им оставалось только стать «животными», чтобы продолжать своё существование. Людочка перед смертью говорит: «Никто ни про что не спрашивал меня - никому до меня нет дела. А душа? Да кому она нужна, та простенькая, в простенькой, в обыкновенной плоти ютившаяся душа».
Людочка приняла на себя грехи очень многих: Стрекоча, матери, школы, Гавриловны, советской милиции, молодёжи городка. Это то, с чем не мог согласиться ещё Достоевский - искупление невинными и непонимающими чьих-то грехов.
Трагедия девушки - недолгая жизнь, беспросветная, однообразная, серая, безучастная, без ласки и любви.
Смерть героини - это её взлёт. Только после смерти она вдруг стала необходима матери, Гавриловне, её заметили.
Алкоголизм
Бескультурье
Безработица
Бездуховность
Бесхозяйственность,
Падение нравственности,
Распад деревни,
Рост преступности.
Актуальны ли эти проблемы сейчас в наше время?
Сегодня всем ясно, что наше общество больно. Но чтобы его правильно лечить, нужен верный диагноз. Над этим бьются лучшие умы страны. Очень точный диагноз одной из страшных болезней, поразивших страну, поставил Астафьев. Главную трагедию героини своего рассказа «Людочка», в образе которой отразились как две капли воды боли подавляющего большинства наших соотечественников, он увидел в душевном одиночестве.
Рассказ легко вписывается в литературный процесс современности. Одна из главных особенностей таланта Виктора Петровича - умение охватить проблемы, волнующие многих писателей: бесхозяйственность, падение нравственности, распад деревни, рост преступности.
Посмотрите вокруг: раздоры, злость, гордыня мучают и терзают нашу землю. Если не мы, то кто прорвёт этот замкнутый круг? Поэтому особенно актуальны проблемы в свете сегодняшнего дня, поднятые В. Астафьевым.
Думая о Людочке, о её судьбе, о той растлевающей, гнетущей обстановке, в которой живут её ровесники и их близкие, невольно хочется воскликнуть:
«Это хуже правды …»
Каждый писатель в своих произведениях пытается отразить жизнь того времени, в котором он живёт. Великие писатели никогда не приукрашивают жизнь, описанную ими в своих произведениях. Так в рассказе Виктора Астафьева «Людочка» описана жестокая реальность жизни.
Для чего и зачем Астафьев помнит эту историю? Какой погибает человек?
Астафьев показывает нам будничную, серую, самую обыкновенную жизнь: дом - работа - дом. В этом круге живёт Гавриловна, потерявшая здоровье в парикмахерской, её товарки, как должное принимающие всё горести и удары судьбы. В этом круге должна быть и главная героиня рассказа Людочка. И она, не сопротивляясь, ползёт по этому кругу, и мечта-то у неё самая обыкновенная, как у всех молоденьких девушек: выйти замуж, научиться работать.
Речь героев Астафьева убедительным образом иллюстрирует это положение социальной психологии. «Покуль ты ученицей будешь - живи, но как мастером станешь, в общежитку ступай, бог даст, и жизнь устроишь,» наставляла Гавриловна девушку.
Писатель все разрушает. Неужели в рассказе так все плохо?
Найдите слова матери в вагоне. Зачитайте.
Зло наказано в рассказе. Отец скинул Стрекача в «зловонную яму». В словах матери надежда Астафьева на лучшее. В рассказе присутствуют символы. Какие? (пуговицы, мозг гниет молодого человека-общество гниет, лозунги меняются-жизнь не меняется)
Какая рубаха была на Стрекаче? (красная)
Это значительный эпизод в рассказе-красная рубаха-кровь, палач)
Ветка яблони обломилась и напоминала крест.
Мы видим деревню «задыхающуюся в дикоросте», прорвавшуюся трубу центрального отопления, описанную так натурально, что словно ощущаешь её «ароматы».
Оба эти символа помогают яснее, без прикрас увидеть многие беды и реальные опасности. Это определённая авторская позиция, это стремление взволновать читателя, заставить его оглянуться вокруг.
Какова композиция рассказа?
Обращает на себя внимание композиция рассказа. После повествования о случившемся с Людочкой несчастья, автор возвращает нас памятью героини в прошлое, чтобы найти объяснение происшедшему.
Писатель стремится к такому изображению, когда читатель получает возможность не только увидеть, но буквально ощутить живой ток жизни в картине, что встаёт перед ним.
Сюжет - не только и не просто видимая событийная, но чаще и больше сокрытая подтекстовая связь, сцепляющая текст направляющим движением авторской мысли. В нашем случае - мысли о всеобщей взаимосвязанности судеб, живущих в разъединённом, расколотом, но в одном мире, на одной земле.
Герои Астафьева наследуют стиль и дух своего времени и их речь не просто говор, а «выразитель всех сил умственных и нравственных».
«Плохие» выписаны со смаком. Остаётся только поаплодировать писателю за великолепное знание жаргона («рвём когти», «кореши», «отвали», «пахан»).
Найдите и зачитайте пословицы и поговорки, которые использует автор?
Русские пословицы, поговорки и другие устойчивые словосочетания и выражения занимают значительное место среди используемых писателем изобразительных средств прежде всего потому, что в них заложены большие выразительные возможности: высокая степень обобщенности, эмоциональность, экспрессивность. Автор передаёт нам своё мироощущение удивительным по художественной выразительности, ёмким, пластичным языком. Устойчивые обороты придают речи героев живость, меткость, свойственную народной речи («втемяшилось в голову», «гнуть спину», «работала как конь»).
Богат, колоритен, неповторим в своём мелодичном звучании язык Астафьева.
Помимо простых олицетворений (таких, как «деревня задохнулась в дикоросте», «испустившего резиновый дух крокодила Гену») используется множество сложных, полных эпитетами и метафорами, создающих отдельную картину («пьяно шатаясь, ходило вприсядку, поплясывало изношенное сердце», «серебряные заморские пуговицы отстреливались от фрака»). Поэтому произведение получилось таким насыщенным, ярким, незабываемым.
Писатель не сосредотачивает внимание лишь на теневых сторонах жизни. В его рассказе присутствует светлое начало, которое, скрашивая многие невзгоды, исходит из сердец тружеников, какие не переводятся на Руси.
Вспоминается сцена сенокоса, когда «Людочка и мать метали стог», а потом девушка «в родной реке смывала с себя сенную пыль и труху… с той радостью, которая ведома лишь людям, всласть поработавшим».
Художественный приём контраста, удачно применённый здесь писателем, подчеркивает духовную близость человека с природой, которую невозможно ощутить в городе, погрязшем в темноте невежества, нищете и полной отсталости.
В.Астафьев, беззаветно любящий человека, всем ходом своего повествования доказывает, сколь необходима острейшая борьба с бездуховностью, подтачивающая нравственные устои общества. Но не хватало внимания к конкретным судьбам.
Вывод : Рассказ «Людочка» очень актуален и в наши дни. В наше тяжёлое время деморализованное общество продолжает деградировать. И даже сейчас существуют такие люди, как Людочка, от которых все отрекаются, даже родные и друзья (в следствие чего они не могут прожить в полном одиночестве и им остаётся только наложить на себя руки). Всё чаще встречаются такие отбросы общества, как Артёмка-мыло и Стрекач, которых такими сделало общество.
Написав этот рассказ, Виктор Астафьев описал жизнь не только московского парка ВПВРЗ, но и жизнь всей России. Ведь общество деградирует не только в Москве, а во всей России. Своим рассказом автор хотел показать, что может произойти с человеком, когда он остаётся один (из людей). Такое может произойти не только с героиней этого рассказа, но и с любым другим человеком.
«Людочка» Астафьева притягательна тем, что в таком маленьком произведении автор сумел поставить перед читателем ряд важнейших проблем и в яркой художественной форме изобразил картины нашей реальной жизни. Но думаю, главная задача писателя - показать, в какую пропасть мы идем. И если вовремя не остановиться, нам грозит полное вырождение. Автор призывает всех подумать о своей душе и об окружающем мире, попытаться изменить себя, научиться любить и сострадать ближнему. Увидеть красоту мира и попытаться сохранить ее. Ведь красота спасет мир.
V. Итог
Цинизм, бездуховность - первый сюжетный пласт рассказа. С ним плотно состыкован второй пласт - экологическая катастрофа. В.Астафьев, беззаветно любящий человека, всем ходом своего повествования доказывает, сколь необходима острейшая борьба с бездуховностью, приспособленчеством, как червь, изнутри подтачивающими нравственные устои общества, которому всегда было легко «оперировать» судьбами тысяч людей. Но не хватало внимания к конкретным судьбам. Когда над Людочкой надругался бандит, она оказалась в полнейшем одиночестве. На улице за неё струсил заступиться предводитель городской шпаны, спасовавший перед более изощренным мошенником. Сразу же отшатнулась от неё хозяйка квартиры (своя рубашка ближе). Не до Людочкиной беды оказалось и в родительском доме. Повсюду главная героиня сталкивалась с равнодушием. Именно этого она не смогла выдержать - предательства близких ей людей. Но отступничество проявилось раньше. В какой-то момент Людочка осознала, что она сама причастна к этой трагедии. Она сама проявляла равнодушие, покуда беда не коснулась её лично. Не случайно Людочка вспоминала отчима, тяжкой судьбой которого она прежде не интересовалась. Не зря вспомнился умирающий в больнице парень, всю боль и драму которого не хотели понимать живые.
И литературы МОУ СОШ № 36
Тема преступления и наказания в рассказе В. Астафьева «Людочка»
(интерпретация текста при помощи видеом)
Цель работы: рассмотреть тему преступления и наказания в рассказе «Людочка».
Достижению поставленной цели будет способствовать решение следующих задач :
· установить и проанализировать причины возникновения преступления (социального, духовного, экологического) в рассказе «Людочка»;
· использовать видеомы для более полного раскрытия темы.
Объектом изучения является рассказ «Людочка», предметом – тема преступления и наказания в рассказе.
Введение
Тема преступления и наказания является актуальным и поддерживаемым человечеством вопросом на протяжении многих столетий. Эту тему раскрывали многие русские и зарубежные писатели. Она являлась зерном размышлений таких авторов, как («Преступление и наказание»), («Мастер и Маргарита»), О. Уайльд («Портрет Дориана Грея»), А. Камю («Посторонний»), Р. Брэдбери («Наказание без преступления»). Здесь речь идет не только о наказании физическом или наказании по закону, но и о наказании нравственном, наказании совести. Каждый из авторов при рассмотрении этой темы пытался проанализировать и понять, что приводит человека к совершению преступления, заложено ли это в самом человеке от природы или преступление совершается вне зависимости от личности, а только под влиянием каких-то определенных обстоятельств.
В романе «Преступление и наказание» «не даёт возможности читателю оставаться только в формально фактическом плане совершенного преступления. Он переводит его в план мира совести… в моральный план». Преступление Раскольникова – в «мысли», предавшей его душу дьяволу. «Реальное преступление является неотвратимым следствием преступления мысленного, куда более страшного. Преступление – в неполноте веры. И все последующие события – расплата за это». Наказание Раскольникова в оторванности от мира, от людей, в муках истерзанной совести, в богооставленности.
в романе «Мастер и Маргарита» по-своему раскрыл тему преступления и наказания, наказывая циничных и бездуховных обывателей руками могущественного и фантасмагоричного персонажа Воланда и его «потусторонней» свиты. Воланда нельзя охарактеризовать как героя, несущего человечеству чистое зло, так как он играет роль не только «повелителя темного мира», но также и вершителя правосудия над людьми, могущественного, но наказывающего людей только грешных, духовно пустых и не имеющих веры в сердце. Воланд и его свита призваны раскрывать человеческие пороки, замаскированные под внешним обликом благопристойности и вежливости . Здесь наказание духовное – это обречение человека на вечное одиночество, неупокоение души (как в случае с прокуратором Иудеи Понтием Пилатом), либо, что еще хуже – небытие (наказание Берлиоза за материализм и бездуховность). Свита Воланда наказывает людей, доводя их до безумия.
В произведении Оскара Уайльда «Портрет Дориана Грея» герой, совершивший не одно тяжкое преступление, понес в той же степени тяжкое наказание за свои грехи. Дориан нес свой обременяющий, не дающий покоя даже во сне, секрет вечной молодости всю свою жизнь. Ему приходилось видеть разложение собственной души и плоти, скрывать ото всех свою невероятную тайну, что приносило ему страшные мучения. Жизнь стала невыносима и противна Дориану. Человек, которому завидовали все, мечтал оказаться на месте любого из этих людей. И хотя молодой человек так и не раскаялся в своих грехах и не осознал тяжести своих преступлений, его жизнь, воплотившаяся наяву мечта, стала настоящим кошмаром.
В фантастической новелле Р. Брэдбери «Наказание без преступления» рассмотрена идея о наказании человека за преступление, не совершенное в действительности, но о котором помышлял главный герой, Джордж Хилл. Произведение является прямой ссылкой на роман «Преступление и наказание». Наказывается главный герой вынесением смертного приговора за тот факт, что он хотел совершить убийство и даже продумал все его детали, хотел насладиться и ощутить этот греховный момент, чтобы успокоить и залечить свою душу. Автор обвиняет его за это желание и считает, что это не менее тяжкое преступление, так как душа его уже отравлена этими мыслями.
Мы видим, что наказание нравственное во много раз тяжелее наказания физического и юридического. Как раскрывает тему преступления и наказания современная литература ? И можно ли с помощью современных изобразительных средств языка передать особенности раскрытия этой темы? Я решила проанализировать рассказ В. Астафьева «Людочка» с помощью видеом.
Термин «видеома» существует в нашей лексике не так давно. Легендарный поэт Андрей Вознесенский, в частности, знаменит ещё и тем, что создал жанр видеом - произведений, в которых изобразительный ряд сочетается со стихами. Видеомы – особый способ передачи информации, используемый для раскрытия внутренней сути явления с помощью графического знака или рисунка. Вознесенский в своих видеомах соединял образное представление с поэтическим, вкладывая в изображение метафоричное представление образа. Сам он говорил: «Все это было связано с живописью. Изобразительный образ шел параллельно поэтическому…. А когда появились видеомы, это стало своего рода концентрацией поэтического. Поэтому в видеомах фигурируют поэты: Ахматова, Есенин, Маяковский. Это попытка метафорически, изобразительно прочесть поэта» .
Вознесенского – это его размышления о писателях, их поэзии, прозе, рисунки, представленные образно и символично. Я попробовала интерпретировать текст с помощью видеом ещё в 10 классе . Это был опыт отдельных видеом к произведениям, . Прочитав рассказ «Людочка», решила сделать серию видеом к рассказу, с их помощью более полно и образно раскрыть тему преступления и наказания в рассказе.
Основная часть
В рассказе «Людочка» мы наблюдаем разные виды преступления современного общества: социальное, нравственное, экологическое. Эти преступления – вина нового испорченного, по мнению самого писателя, времени, которое подталкивает людей на грехи. Писатель поставил вопрос о нравственной ответственности общества за преступление, совершенное отдельной личностью. Одна из главных особенностей таланта Виктора Петровича – умение охватить проблемы, волнующие многих писателей: падение нравственности, распад деревни, рост преступности.
В. Астафьев в рассказе «Людочка» рассмотрел волнующие нас по сей день проблемы человека и человечества, неотделимые от нынешней реальности. Тема преступления и наказания раскрывается в изображении самой обыкновенной серой будничной жизни, без внедрения в нее потусторонних сил, как у Булгакова и Уайльда, где нет ярких контрастов в изображении жизни, неординарности и исключительной индивидуальности образа главного героя, как у Достоевского. Герои здесь самые обычные, представляющие собой отражение современных масс; типичные и, к сожалению, обыденные ситуации, заставляющие нас задуматься об устройстве настоящей жизни. Автор не дает имена почти всем своим героям, подчеркивая этим, что рассказ ведется не об исключительной ситуации, это общее представление автора о современных людях. Тем не менее, давая своей главной героине имя Людочка, автор подчеркивает, что имя не играет здесь никакой роли, так как это «удручающая обыденность» и «обезоруживающая простота». «Людочкой» в этой жизни может быть кто угодно. Данный рассказ входит в сборник Астафьева «Жестокие романсы», составляющий полную и ужасающую картину реальности окружающей жизни. Литературный критик Валентин Курбатов говорил следующее об Астафьеве: «Его добро, его любовь всегда были подернуты печалью, потому что, «при всем сочувствии к народу, родственном к нему расположении» (), он слишком знал этот народ и видел его до донышка, потому что сам был им… Жизнь в его рассказах так подробна, так изобильна…». В рассказе «Слепой рыбак» автор пишет: «Кто погасил свет добра в нашей душе? Кто задул лампаду нашего сознания?». Астафьев глубоко страдает из-за перемен, произошедших в людях, в самом обществе. Стоит только вспомнить, как начинается рассказ «Людочка»: «Мимоходом рассказанная, мимоходом услышанная история, лет уже пятнадцать назад…». «Страшная эта история лежала в нем пятнадцать лет, дожидаясь времени, когда из исключительной стала типической,» - говорил В. Курбатов. Общество изменилось, а Астафьев не остался равнодушным к этому факту. Тема преступления и наказания в рассказе «Людочка» - воплощение переживаний автора, которое указывает людям на их грехи, за которые они, так или иначе, несут ответственность.
Социальные преступления – убийства, кражи, налеты на прохожих, на дачи, дома; насилие, угоны транспорта – всё это буднично воспринимается людьми. Однако и по сей день самым страшным преступлением будет являться преступление против человека. Такое преступление совершил Стрекач (так автор называет самого ярого бандита в городе, не давая ему даже имени), надругавшись над Людой. Этим он разрушил всю ее дальнейшую судьбу.
Уже с самого начала рассказа автор, описывая Людочку, сравнивает ее с «вялой, придорожной травой». Этим он указывает на духовную и физическую слабость девочки, изначально говоря нам о том, что она родилась неспособной к жизни. Людочка не смогла в одиночку справиться с навалившейся на неё бедой, решившись на самоубийство.
Не менее тяжело преступление нравственное. Это равнодушие Артемки-мыло, который струсил, побоялся помочь девушке. Равнодушие является тяжким преступлением против человека. Ведь именно равнодушие окружающих Людочку людей, равнодушие родителей и являлось причиной ее самоубийства. Девушка не смогла пережить холодного отношения окружающих, не стерпела одиночества и наложила на себя руки. Но равнодушной была и сама Людочка до той поры, пока беда не коснулась ее самой. Она поняла, что «в беде, в одиночестве люди все одинаковы». Не случайно Людочка вспоминала отчима, тяжкой судьбой которого она прежде не интересовалась. Не зря вспомнился умирающий в больнице парень, всю боль и драму которого не хотели понимать живые. Им, живым, «не его боль, не его жизнь, им своё сострадание дорого, и они хотят, чтоб скорее кончились его муки, для того чтоб самим не мучиться». «…теперь и самой ей предстояло до конца испить чашу одиночества, отверженности, лукавого людского сочувствия… Зачем она притворялась тогда, зачем?»
Людочка понесла наказание за вялость и равнодушие, искупая своей смертью не только свои грехи, но также и грехи своей матери, школы, Гавриловны, милиции, молодёжи городка. С этим мог поспорить, который считал, что невинный человек не должен искупать чужие грехи, брать на себя их бремя. В современном обществе, возможно, только смерть Людочки разрушила царившее вокруг равнодушие: она вдруг стала нужна матери, Гавриловне.
Город Астафьева – это символ бездушия и цинизма. Город равнодушен к проблемам других. Здесь каждый сам за себя и некому помочь, не на кого надеяться. Видеома отражает безразличие людей к нуждам страдающих. Они предпочитают не видеть чужого горя, чтобы самим не страдать. И Людочка для них словно невидимый призрак, бесплотный фантом. Все отвернулись от нее, отвернулись друг от друга. Люди идут вперед без оглядки, не думая, что кого-то оставили позади, за спиной, без защиты и помощи. Тревожный красный цвет отражает духовное состояние прохожих и указывает на всю трагичность ситуации. Все они одиноки, но никто не идет навстречу другому, никто не подает руки помощи. Люди окаменели душой, стали злы и черствы. Они словно сделаны из грубого камня, который не может испытывать сострадания и жалости. При таком образе жизни душа человека разлагается. Перед нами встает портрет, схожий с портретом Дориана Грея, который наглядно показывает мучительное и бесповоротное разложение души человека. Таким образом, современный город встает перед нашими глазами как место мрачное и холодное, где нет света Добра, Теплоты, Истины, Веры.
Равнодушие матери Людочка пережить не смогла: ведь дом, семья для каждого человека должны быть пристанищем души, это защита и опора в жизни. Люда не нашла этой опоры дома. В тяжелый час она не нашла там помощи и поддержки: «Мать не от суровости характера, а от стародавней привычки быть самостоятельной во всем не поспешила навстречу дочери, не стала облегчать ее ношу – пусть сама со своей ношей, со своей долей управляется…». Она была холодна со своей дочерью, холодна по натуре своей, как большая глыба льда, которая своим холодом может обжечь руку дотронувшегося до нее. Эта глыба льда как олицетворение заледеневшей, ко всему безразличной души матери. Лишь после смерти дочери она раскаялась, увидела свою долю вины в случившемся, за что потом просила прощение у Бога: «Я зла никому не делала и ее погубила не со зла.… Прости». Раскаяние, душевная боль – это нравственное наказание матери героини за равнодушие.
Физическое наказание Стрекача – это жестокая расправа отчима Людочки, который не верит в справедливость законов и неотвратимость наказания. Он вершит наказание своими руками так же, как и герой фильма С. Говорухина «Ворошиловский стрелок». Автор в рассказе ставит проблему, пока не разрешимую в современном обществе: возможно ли справедливое наказание? будут ли все равны перед законом? «У местного отделения УВД так и недостало сил и возможностей расколоть Артёмку-мыло». Будут ли на службе другие люди, в отличие от местного начальника, не захотевшего «портить положительный процент сомнительными данными»? Страшно, когда только физическое наказание может быть наиболее действенным .
Экологическим преступлением всего общества является загрязнение природы. Уже одно описание городского парка приводит в ужас: «Кому-то вздумалось выкопать канаву и проложить по ней трубу через весь парк…закопать трубу забыли. Лежала труба в распаренной глине, шипела, парила, бурлила горячей водой. Со временем трубу затянуло мыльной слизью, тиной и по верху потекла горячая речка, кружа радужно-ядовитые кольца мазута и разные предметы бытового пользования,… стояла вонь. Парк выглядел словно после бомбежки …. ». Видеома, изображающая парк Вэпэвэрзэ, наглядно иллюстрирует катастрофическое состояние природы. «С годами к канаве приползло и разрослось, как ему хотелось, всякое дурнолесье: … кривоствольные черемухи, кособокие липы», - деревья, выросшие рядом с зловонной канавой, изогнулись, складывая своими силуэтами название парка. Создавшийся пейзаж напоминает кладбище, где от рук человека принимает свою смерть природа. Разрушение природы способствует разрушению человека – таков итог наказания за совершённое преступление.
В результате такой жизнедеятельности человека гибнет город. Гибель города – это деградация общества, его будущего в лице молодежи. Дискотека в парке – наглядный пример, показывающий, насколько молодежь городка опустилась, потеряла свой человеческий вид. Астафьев сравнивает танцплощадку с загоном, а находящихся в ней подростков – со стадом: «Со всех сторон потешался и ржал клокочущий, воющий, пылящий, перегарную вонь изрыгающий загон. Бесилось, неистовствовало стадо…. Музыка помогала стаду в бесовстве и дикости, билась в судорогах, трещала, гудела, грохотала барабанами, стонала, выла…». Автор не видит в этой массе людей. Описывая их, он не дает им пола, так как разницы между ними для него нет. Повторяет он этот прием несколько раз: «Одна особа, отдаленно похожая на женщину…» , «…прохрипел с круга мужик не мужик, парень не парень…» , «безластой курицей летающая, бьющаяся в решетку особь» …» . следует традициям, -Щедрина, используя мотив оборотничества для того чтобы показать духовно опустившихся, скатившихся до уровня животного состояния людей. Озверевшая молодежь на танцплощадке – это олицетворение опустившегося до уровня животных морального состояния города. Это будущее, которое строят себе люди, то новое поколение, которое они растят на смену себе. Это вина всего создавшегося общественного строя, которое порождает таких «стрекачей», преступников, творящих зло и бесправие.
Вымирают духовно не только города, но и деревни, а вместе с ними уходят в прошлое традиции, народная культура. Родная деревня Люды Вычуган – не единственный пример исчезающей деревни. Астафьев охарактеризовал Вычуган, назвав «небольшой угасающей деревенькой». Она, как догорающая свеча, доживает свои последние месяцы. Люди теряют веру. Вера угасла даже в деревнях, где жили старые люди, которые, казалось бы, и должны являться хранителями старой веры: если хотели креститься, то забывали, с какого плеча начинать, молитвы полностью ни одной не знали. Оставшиеся деревни встают перед нашими глазами как последние кадры старой пленки. Астафьев показывает одичавшую, умирающую деревню: «…задохнувшаяся в дикоросте, с едва натоптанной тропой, была в закрещённых окнах, с пошатнувшимися скворечниками, с разваленными оградами». Даже яблоня, растущая на всполье, «казалось, сама собой ободралась, облезла, как нищенка». Яблоня будто живое существо, «нищенка», пострадавшая по воле судьбы; символический «памятник умирающей русской деревеньке» , которая совсем иссохла и стала «словно крест с обломанной поперечиной на погосте». Автор не случайно приводит такое сравнение, еще раз подчеркивая плачевное положение деревень. Покидая свои деревни, люди разрывают связь между человеком и природой, забывают свои истоки, откуда произрастают их корни.
Но, несмотря на всю суровость и печаль создающейся перед нами картины, автор все же оставляет крупицу надежды на благополучное будущее. Будущее еще не определено, его можно изменить; второе, еще не родившееся дитя матери Людочки и есть та надежда на счастье: «Господи, помоги хоть эту дитю полноценную родить и сохранить. Дитя не в тягость нам будет…», - молилась мать Людочки, возвращаясь на поезде домой после похорон. Эта надежда на счастье, любовь способны растопить холодное сердце матери. Ребенок, существо чистое и безгрешное, осветил ее сердце изнутри. Её душа пробуждается, освобождается от ледяных оков, которые погубили ее первого ребенка. А раскаяние и молитва Богу помогли ей приобрести веру и найти свет.
Заключение
Особенностью раскрытия темы преступления и наказания в рассказе является подход автора к проблеме с новой, бытовой, стороны. Преступление показано как явление повседневное со стороны всего общества по отношению к каждому человеку, к природе. Главная героиня Людочка, а также и все остальные герои, которые стали причиной трагедии, воплощают в себе общее состояние жителей городов и деревень. Преступление заложено в основании общества, которое само порождает таких «Стрекачей», покушающихся на его же права и создающих беззаконие и бесправие.
Раскрытию темы преступления и наказания в рассказе В. Астафьева «Людочка» во многом способствовали созданные видеомы. Мы смогли увидеть более наглядно, образно то, на что хотел обратить наше внимание автор. Видеомы помогли понять все смысловое содержание произведения, проникнуть в чувства и переживания писателя, посмотреть на мир его глазами. И хотя большинство видеом наполнены тревогой и суровостью реальности (впрочем, как и сам рассказ), они помогают нам правильно понять и увидеть создающуюся перед нами картину, имеющую место в современной жизни, но скрытую от глаз в повседневности забот, быта и иллюзий.
Но не только печаль хотел передать нам писатель. Рассказ «Людочка» - это его обращение к народу, просьба о помощи и понимании. Надежда на благополучное и счастливое будущее без жестокости, одиночества, непонимания существует. Она в руках тех людей, которые способны изменить этот мир.
Список литературы
1. В мире литературы. 10 кл.: Учеб. общеобразоват. учеб. заведений/, и др. –М.: Дрофа, 2000. - С. 312-313.
2. «Преступление и наказание в русской критике», http:///articles/article_3.php#IG3-10
3. Красная книга русской прозы. В. Астафьев «Жестокие романсы», Москва, 2002 год. – С. 426-466.
4. http://www. /culture/article3092336/
5. http://ru. wikipedia. org/wiki/%D0%90%D0%BD%D0%B4%D1%80%D0%B5%D0%B9_%D0%92%D0%BE%D0%B7%D
6. «Преступление и наказание». Библиотека классики, Москва, 1978.
7. «Мастер и Маргарита». Избранное – Москва, 1991.
8. О. Уайльд «Портрет Дориана Грея». Просвещение, Москва1992. – С. 5-179.
9. Р. Брэдбери «Наказание без преступления». Издательство «Детская литература», Новосибирск, 1993. – С. 81-91.
В журнале "Новый мир", в сентябрьском номере за 1989 год, опубликовал свой рассказ Астафьев ("Людочка"). Анализ этого произведения - тема данной статьи. Фото автора представлено ниже.
Проблематика рассказа
Рассказ этот о молодежи, однако в героях, которых создал Астафьев, молодости нет. Все они одинокие люди, страдающие где-то глубоко в себе и шатающиеся по свету. Эти изношенные тени бросают на души читателей свои мрачные ощущения. В особенности в героях Астафьева поражает одиночество, которое в произведении неизменное и жуткое. Из этого круга стремится вырваться главная героиня рассказа "Людочка" (Астафьев). Проблематика произведения заключается в столкновении между внутренним и внешним миром. Можно заметить, что уже первые строчки рассказа, в которых героиня произведения сравнивается с придорожной вялой травой, наводят на мысль о том, что она, подобно этой траве, к жизни не способна.
Отношение родителей к Людочке
Отношение родителей к Людочке - важный момент, на котором следует остановиться, проводя анализ. Астафьев ("Людочка") рисует взаимоотношения главной героини с родителями далеко не идеальными. Людочка уезжает из дома, в котором прошло ее детство. В нем остаются тоже одинокие, чужие ей люди. Мать девушки уже давно свыклась с устройством собственной жизни. А отчим относился к главной героине равнодушно. Астафьев отмечает, что они просто жили в одном доме, да и только. Девушка ощущала себя чужой среди людей.
Проблема душевного одиночества
Наше общество больно, это ясно сегодня всем. Но чтобы выбрать правильное лечение, нужно поставить верный диагноз. Лучшие умы страны бьются над этим, пытаются провести собственный анализ. Астафьев ("Людочка") поставил очень точный диагноз для одной страшной болезни, которая поразила страну. Писатель увидел главную героиню рассказа в душевном одиночестве. В ее образе отразилась боль множества наших соотечественников. Очень актуален и сегодня рассказ "Людочка" (Астафьев). Проблематика его близка и знакома множеству людей, живущих в наши дни.
Рассказ, созданный Астафьевым, легко вписывается в современный Одна из основных особенностей таланта автора - умение охватить проблемы, которые волнуют многих писателей: распад деревни, падение нравственности, бесхозяйственность, рост преступности. Виктор Петрович показывает нам серую, будничную, обыкновенную жизнь. В круге "дом-работа-дом" живут Гавриловна, женщина, потерявшая в парикмахерской свое здоровье, и ее товарки, принимающие как должное все удары судьбы. И главная героиня должна быть в этом круге, как показывает проведенный нами анализ. Астафьев ("Людочка") изображает ее отнюдь не исключительной героиней, способной изменить этот мир. Она вынуждена существовать в тяжелых условиях и понимать, что выхода нет.
Запутанная судьба Людочки
Когда главная героиня произведения окончила 9 классов и стала девушкой, мать ей сказала, чтобы Людочка отправилась в город устраиваться, поскольку ей нечего делать в деревне. Основная идея рассказа состоит в изображении запутанной судьбы девушки, которая зажата экономическими рамками (для того чтобы хоть как-то выжить в городе, нужно было соглашаться на любую работу), а также неприемлемыми для деревни жестокими нравами города. Писатель мастерски раскрыл характер Людочки, а также нравственные проблемы современного ему поколения, провел их анализ. Астафьев ("Людочка") смог доступно рассказать о многих серьезных вещах, вызвать сострадание и сочувствие к несправедливой судьбе главной героини.
Почему Людочка покончила с собой?
Людочка, приехав домой, не нашла даже у матери должной поддержки, поскольку та была озабочена собственными проблемами. Главная героиня была способной на отчаянный поступок, решительной в себе, как и все Она всегда первая в детстве бросалась в реку. И теперь, с петлей на шее, Людочка, как и в детстве, оттолкнулась ступнями и зажала уши ладонями, словно бросилась в бездонный и безбрежный омут с высоко подмытого берега. С одной стороны, девушка решила таким способом решить все свои проблемы, не мешая никому, но с другой - ее решимости можно позавидовать. Характеристика Людочки Астафьева весьма примечательна. Решимость главной героини не свойственна многим молодым людям современности.
Взаимосвязанность судеб
Писатель стремится дать в рассказе такое изображение, чтобы читатель получил возможность не просто увидеть, но и ощутить в картине, встающей перед ним, живой ток жизни. Проводя анализ рассказа Астафьева "Людочка", необходимо отметить еще один важный момент. Сюжет представляет собой не просто и не только видимую событийную связь, но и нечто большее - сокрытую подтекстовую, которая скрепляет движением авторской мысли все произведение. В нашем случае это мысли о взаимосвязанности судеб, живущих в расколотом, разъединенном, но все же в одном мире, на одной земле. Грехи очень многих приняла на себя Людочка: матери, Стрекоча, Гавриловны, школы, молодежи городка, советской милиции. Это то, с чем еще Достоевский не мог согласиться - искупление непонимающими и невинными чьих-то грехов. Недолгая жизнь, однообразная, беспросветная, безучастная, серая, без любви и ласки - трагедия девушки. Ее смерть - это ее взлет. Лишь после гибели Людочка стала вдруг необходима своей матери, Гавриловне. Ее наконец заметили. Очень трогателен рассказ Астафьева, поскольку читатель может почувствовать, как автор добросердечен и заботлив по отношению к этой девушке.
Трагедия "маленького человека"
Трагедия "маленького человека" раскрывается в этом произведении. Астафьев продолжает в нем одну из самых излюбленных в русской литературе 19 века тем. В произведении описывается судьба одной несчастной деревенской девушки, приехавшей на поиски счастья в город, но наткнувшейся на жестокость и равнодушие людей. Над Людочкой надругались, однако самое страшное - не это: ее не захотели понять люди, которых она любила. Поэтому девушка покончила с собой, не найдя ни в ком из них моральной поддержки.
Образ Людочки Астафьев создал следующий: это обыкновенная русская девушка, каких множество. Главная героиня не отличалась с детства ни умом, ни красотой, однако сохранила в душе своей уважение к людям, милосердие, порядочность и доброту. Девушка эта была слабохарактерной. Именно поэтому Гавриловна, приютившая ее в городе, свалила на Людочку всю работу по хозяйству. Девушка ее делала с удовольствием и не обижалась на нее.
Языковые особенности в рассказе
Мы проводим идейно-художественный анализ рассказа Астафьева "Людочка". Идейную основу произведения мы описали, переходим теперь к художественным особенностям этого рассказа.
Писатель вложил в уста Гавриловны большое число устойчивых оборотов, афоризмов ("касаточка", "ласточка", "голубонька сизокрылая", "золотко мое"). С помощью этих выражений автор дает характеристику хозяйки, ее индивидуальные качества получают эмоциональную оценку. Дух и стиль своего времени наследуют герои Астафьева. Их речь - это не просто говор. Она является выразителем всех нравственных и умственных сил. Можно лишь поаплодировать писателю за прекрасное знание жаргона ("кореши", "рвем когти", "пахан", "отвали"). Русские поговорки, пословицы и другие и словосочетания занимают среди изобразительных средств, используемых писателем, значительное место. И это неслучайно - в них заложены огромные выразительные возможности: экспрессивность, эмоциональность, высокая степень обобщенности. Автор пластичным, емким, художественно выразительным языком передает читателю свое мироощущение. Читая произведение "Людочка" Астафьева, можно заметить, что свойственную народной речи меткость, живость придают речи героев устойчивые обороты ("работала как конь", "гнуть спину", "втемяшилось в голову"). Колоритен, богат, неповторим в мелодичном звучании язык автора. Кроме простых олицетворений (например, "деревня задохнулась в дикоросте") он использует множество сложных, наполненных метафорами и эпитетами, создающих отдельную картину. Поэтому рассказ получился столь ярким, насыщенным и незабываемым.
Прием контраста
Свое внимание не сосредотачивает исключительно на теневых сторонах жизни Виктор Астафьев ("Людочка"). Анализ произведения показывает, что в нем присутствует и светлое начало, скрашивающее многие невзгоды. Оно исходит из сердец многочисленных тружеников, которые на Руси не переводятся. Вспоминается сцена сенокоса, эпизод, когда главная героиня вместе с матерью метали стог, а потом Людочка смывала с себя в родной реке труху и сенную пыль с радостью, ведомой лишь людям, поработавшим всласть. Прием контраста, который удачно применил здесь Астафьев, подчеркивает духовную близость с природой человека, которую в городе, погрязшем в нищете, темноте невежества и полной отсталости, невозможно ощутить.
Чем притягателен рассказ "Людочка" Астафьева?
Рассказ этот притягателен тем, что автор в столь небольшом по объему произведении смог поставить ряд важнейших проблем перед читателем. Писатель изобразил в яркой художественной форме картины реальной жизни многих людей. Однако главная задача Астафьева, вероятно, состояла в том, чтобы показать всем нам, в какую пропасть мы движемся. И если не остановиться вовремя, человечеству грозит полное вырождение. Именно на эту мысль наводит рассказ "Людочка". Астафьев призывает нас подумать об окружающем мире и о собственной душе, попытаться себя изменить, научиться сострадать ближнему и любить людей, увидеть красоту этого мира и постараться ее сохранить. Ведь красота, как известно, спасет мир.