Права и обязанности детей в современном обществе.
Ситуационная игра-беседа с элементами викторины
для детей 7 - 10 лет.
Цели:
1.Формирование правовой культуры детей через ознакомление с основными правами и обязанностями.
2.Обобщение начальных правовых знаний у несовершеннолетних.
3.Закрепление полученного материала в игровой форме
С помощью литературных героев.
Задачи:
1.Дать возможность почувствовать себя гражданином своей страны.
2.Помочь детям осознать, что нет прав без обязанностей, нет
обязанностей без прав.
Форма проведения:
Ситуационная игра-беседа.
Ход мероприятия:
1.Приветствие.
2.Обьяснение темы.
3.Наводящие вопросы по теме.
4.Вовлечение детей в ситуационную игру.
5.Экскурс, в историю помогающий понять необходимость создания законов, направленных на улучшение жизни детей.
6.Презентация по теме и просмотр видеоматериала.
7.Закрепление материала в форме вопрос-ответ:
Показ слайдов-заданий (отличить права от обязанностей)
Картинки с фрагментами сказок (назвать права персонажа)
Литература:
1.Журнал «Детская энциклопедия» № 8-2013
2.Видео:
Видеоматериал подготовила учитель ГБОУ школы №883
Антонова Александра Владимировна
ХОД ЗАНЯТИЯ
Сегодня мы с вами побеседуем на тему: Права и обязанности детей.
То есть будем говорить о ваших правах и обязанностях.
А так же познакомимся с основными законами и правилами, устанавливающими права и обязанности всех детей.
Наводящие вопросы:
Как вы думаете, кого мы можем называть ребенком?
До какого возраста люди считаются детьми?
Есть ли у детей свой праздник?
Когда он отмечается?
Ребята, а какие права детей вы знаете?
А есть ли у детей обязанности?
Какие законы, защищающие права детей вы знаете?
Скажите, пожалуйста, а зачем вообще нужны все эти законы?
Может было бы здорово жить без них, делай, что хочешь и как хочешь?
Но уверяю вас, ничего хорошего из этого не получилось бы.
Игровые ситуации:
Давайте пофантазируем…
Вот вы решили поиграть в футбол, а ваши соперники стали играть и руками и ногами, да еще и в ворота поставили не одного вратаря, а сразу несколько.
Вы скажете: Это не по правилам!
Или, захотели погулять во дворе, а злой дворник не пускает: Сидите дома, нечего вам тут делать, только мусорите!
Вы, конечно, возмутитесь: нет такого закона, чтобы дворник на улицу не пускал.
А как вам такая ситуация: объелись вы с друзьями мороженого, и у вас заболело горло. Что делать? Правильно - идти к врачу. А он вас лечить не хочет: « У тебя нос курносый и веснушек много, а твой друг, вообще рыжий, мы таких не лечим».
Вы скажете, такого быть не может. И будете правы.
Потому что любая игра имеет свои правила и любое учреждение работает по установленным для него правилам.
Экскурс в историю:
Именно для того, чтобы все было по правилам, и существуют законы.
Как же создавались такие законы?
Для этого обратимся к истории…
Давным-давно, когда не было законов о правах ребенка, дети не считались полноправными членами общества, а были собственностью своих родителей или тех, кто их заменяет.
Дети подолгу выполняли тяжелую работу, недоедали и мало спали.
Их часто жестоко наказывали, секли розгами и ставили на горох за любую провинность. Детям из крестьянских семей некогда и не на что было учиться, поэтому они были безграмотными. А многие, лишившись своих родителей, скитались и просили милостыню.
Прогрессивные деятели на протяжении многих лет пытались изменить такое положение детей в России. Они создавали приюты для детей сирот, где кормили, обучали и заботились о них.
Не один век понадобился на принятие законов, улучшающих жизнь детей.
В итоге высшей ценностью нашего современного государства является человек, а охрана детства - основная задача нашего законодательства.
Просмотр видеоролика:
А сейчас мы с вами просмотрим видеоматериал и узнаем названия законов, которые определяют и закрепляют права и обязанности всех детей.
Вопросы на закрепление материала:
Ребята, о чем вы узнали, просмотрев материал?
О каких законах вы теперь знаете?
Закрепление материала в форме вопрос-ответ и просмотр слайдов:
А теперь давайте проверим и закрепим знания о ваших правах и обязанностях и проведем мини викторину.
Молодцы ребята, теперь, узнав больше о своих правах и обязанностях, вы сможете рассказать друзьям и взрослым много нового. О том, что права и обязанности каждого человека нераздельно связаны друг с другом. О том, что нет прав без обязанностей и нет обязанностей без прав.
О том, что каждый из вас является гражданином своей страны и обязан соблюдать и чтить законы и права других людей.
Спасибо за внимание, до новых встреч.
Тевдорошвили М.С.
Муниципальное казенное образовательное учреждение
для детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей,
детский дом «Ласточкино гнездышко»
Тевдорошвили М.С.
«Чрезвычайная ситуация»
(Ролевая игра)
Составитель М.С.Тевдорошвили, заместитель директора по безопасности жизнедеятельности муниципального казенного образовательного учреждения для детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детский дом «Ласточкино гнездышко».
Ролевая игра «Действия в ЧС» разработана для организации и проведения с детьми практических занятий по правилам поведения в чрезвычайных ситуациях, отработке и закреплении теоретических знаний, на практике.
Материал предназначен для заместителей директоров по безопасности жизнедеятельности и преподавателей ОБЖ.
1. Введение. …………………………………………………………………….…5
2. План проведения игры…………………………………………………………8
3. Этапы проведения игр……………………………………… …………………10
4 Описание этапов игры (с 1по 10)…………………………………………..…..11
5. Заключение…………..………………………………………………………….19
6. Список литературы…………………………………………………………….20
7. Приложения …………………………………………………………………...21
Введение
Организация работы с детьми и подростками в области защиты от чрезвычайных ситуаций и подготовки к действиям в условиях социальных, криминогенных конфликтов, а также формирование активной жизненной позиции у подрастающего поколения является одной из наиболее острых социальных проблем. А успешное усвоение знаний основывается не только на теории, но и в практике – тренировках и учениях.
Системное изучение наиболее вероятных чрезвычайных ситуаций, их особенностей и возможных последствий, обучение поведению в таких ситуациях призваны подготовить человека к выбору правильного решения для выхода из ЧС с наименьшими потерями.
Ролевая игра – игровая имитационная модель, воссоздающая условия, содержание, отношение, динамику той или иной деятельности. Это один из наиболее эффективных методов активизации обучения. Особый способ построения моделей, допускающий одновременное многостороннее взаимодействие соревнующихся и сотрудничающих игроков. Имитируя выработку, принятие и реализацию решений, они позволяют вводить обучаемых в круг задач управления.
Участвуя в игре, школьники ненавязчиво усваивают определённые понятий, т.е. теоретические, методические и практические знания, легче запоминают значительные объёмы информации, и учебный процесс превращается из «школы памяти» в «школу мышления».
Обеспечение безопасности предполагает обязательные знания конкретного чёткого алгоритма последовательных действий. Особенно эффективным представляется использование метода имитационно-ролевых игр для проверки знаний алгоритмов действий в чрезвычайных или экстремальных ситуациях того или иного характера.
Условия игры имитирует конкретную ситуацию. В сценарии игры подробно описываются правила её участников, дающие им возможность принимать решения с высокой степенью безопасности.
Для проведения итоговой проверки изученного материала и закрепления знаний, общешкольную ролевую игру лучше всего проводить в конце учебного года.
На первом этапе в развёрнутых и точных формулировках раскрывается тема игры. На втором формулируется её цель и конкретные учебные задачи. На третьем даётся характеристика исходной обстановки игрового комплекса, определяющая район игры, её условия, используемый наглядный материал, характер размещения участников в аудитории, временные границы проведения.
При проведении итогов игры важно не только дать общую оценку действиям участников и каждого в отдельности, но и подробно по шагам разобрать весь её ход, акцентируя внимание как на удачных, так и на неудачных решениях. При этом желательно оценивать и общую манеру поведения участников игры: интерес, взаимопомощь, эгоизм, нестандартность мышления, дисциплину, быстроту реакции и т.п. При разборе игры следует обязательно получить от них собственную оценку, предложения по совершенствованию. Это поможет избежать в следующей игре допущенных ошибок.
Игра проводится как комплексное мероприятие, состоящее из 10 этапов, охватывающей знание учащихся вопросов личной безопасности, задач решаемых в рамках курса ОБЖ и мероприятий гражданской обороны, оказание медицинской помощи. Как правило, местом проведения игры является основное здание школ
Ролевые игры позволяют широко использовать групповые формы работы. Как результат – повышается интерес учащихся к конкретным вопросам изучения раздела, развивается чувство товарищества и ответственности за свою безопасность и безопасность окружающих. Таким образом, ролевые игры являются эффективным звеном системореализующих компонентов методической системы преподавания ОБЖ.
Цель: обучение обучающихся умению быстро принимать правильное решение в экстремальной ситуации;
Научить обучающихся самостоятельно анализировать обстановку в которой оказался и выходить из неё;
Формирование и закрепление сознательного и ответственного отношения к вопросам личной и общественной безопасности;
Закрепление навыков по оказанию 1 медицинской помощи.
Основные задачи:
1. Совершенствование внеурочной работы по БЖ.
2. Формирование у обучающихся сознательного и ответственного отношения к вопросам личной безопасности и безопасности окружающих.
3. Овладение способами и приёмами деятельности, направленной на сохранение своей жизни и здоровья в опасных ситуациях.
4. Закрепление знаний, умений, навыков приобретённых на занятиях курса ОБЖ.
5. Совершенствование у обучающихся и педагогического состава учреждения теоретических знаний и практических навыков правильного поведения и действий в чрезвычайных ситуациях.
Ожидаемые результаты:
активизация познавательной деятельности обучающихся ;
повышение качества знаний обучающихся по действиям в ЧС;
повышение уровня коммуникативной культуры обучающихся;
обновление учебного процесса, отражающее степень сложности, доступности, гибкости, экономичности, энергичности действий;
более широкое применение технических средств обучения;
развитие заинтересованности в предотвращении возможных чрезвычайных ситуаций.
План проведения ролевой игры
группы
Мероприятия
количество участников
Ответственные
возрастная
группа
1-4 кл.
1этап .
Интеллектуальая разминка.
Викторина «Что я знаю о пожаре»
2эта п.
Игры-эстафеты.
3этап .
Укладка рюкзака.
4этап .
Оказание первой доврачебной помощи (при носовом кровотечении.)
возрастная группа
5-8 кл.
1этап.
Интеллектуальная разминка. Обучающий КВН «Крестики-нолики». Решение кроссворда.
2этап .
1.Действия участников в районе аварии с утечкой сильнодействующих ядовитых веществ.
2.Укладка рюкзака.
3. Ядовитые и съедобные грибы.
3этап.
Оказание первой доврачебной помощи (перелом верхних конечностей). Транспортировка пострадавших.
4этап.
Тестирование по курсу ОБЖ.
возрастная группа.
9-11 кл.
1этап .
Интеллектуальная разминка. КВН «Нам стихия ни почём» Решение кроссворда
2этап.
Действия по команде «Газы».
Сигналы бедствия (международные.)
Ядовитые и съедобные грибы.
3этап.
Оказание первой доврачебной помощи. (перелом нижних конечностей).
4этап.
Тестирование по курсу ОБЖ.
Этапы проведения игры
Действия по сигналам оповещения «Внимание, Всем!»
Герметизация помещений и повседневной одежды.
Викторины, КВН, игры-эстафеты.
Действия участников в районе аварии с утечкой
сильнодействующих ядовитых веществ.
Укладка рюкзака.
Ядовитые и съедобные грибы.
5.Оказание первой доврачебной помощи.
6. Тестирование по курсу ОБЖ.
7. Подведение итогов. Итоговая линейка.
8 Награждение.
В подготовке и проведении игры принимают участие все обучающиеся, учителя и воспитатели. Учителя и воспитатели организуют и контролируют действия обучающихся. Выполнение практического задания проходит под контролем медицинского работника учреждения (санитарное звено). За действиями обучающихся, на всех этапах игры, наблюдает судейская комиссия, оценивая их действия и подводит итоги.
I этап. Безопасность движения на дорогах.
Задание командам: ответить на вопросы по закреплению правил дорожного движения. За каждый правильный ответ 1 балл. (Для каждой возрастной группы свои вопросы).
1. Вы сошли с трамвая на остановке и должны перейти дорогу, чтобы по попасть в магазин. Покажите на схеме как это сделать безопасно?
2. Покажите на схеме, по какой стороне проезжей части дороги вы будете идти, если пешеходные тротуары отсутствуют?
3. Покажите как правильно переводить группу учащихся через перекресток?
4. Как следует обходить автобус?
5. Поясните понятие «Дорожная ловушка».
6. Работа со знаками. О чем они предупреждают?
7. Каким правилам подчиняется человек ведущий велосипед?
8. Что означает мигающий зеленый сигнал светофора?
9. Что такое островок безопасности?
10. Как правильно прейти перекресток и почему вы так думаете?
II этап. Транспортировка пострадавшего
Задача команды : на носилках доставить пострадавшего до указанного судьей места.
№ п/п
Причины штрафов
Баллы
Отсутствие контроля за состоянием пострадавшего
Правильность транспортировки
Носилки не выдерживают пострадавшего
1-5 классы
Покажите способы переноски пострадавшего, если помощь оказывает один человек (Ответ: перетаскивание, перенос на спине, волоком (на плащ палатке, лыжах)
7-8 классы
Покажите способы переноски пострадавшего, если помощь оказывают два человека (Ответ: при помощи сиденья из двух пар рук, способ «замок», перенос раненого на доске)
9-11 классы
Назовите как можно больше способов замены носилок. Покажите один из способов. Какие правила необходимо соблюдать при переноске раненого на носилках? Как правильно транспортировать пострадавшего: вперед ногами или вперед головой?
III этап: Оказание первой доврачебной помощи при переломе конечности.
№ п/п
Причины штрафов
Баллы
Неправильный выбор места наложения жгута
Неправильное наложение жгута
Отсутствие указательной записки
Неправильное наложение повязки
Неправильная фиксация конечности шинами
Дополнительные вопросы:
1. Как избежать теплового (солнечного) удара?
2. Как остановить носовое кровотечение?
3. Для каких целей используется: йод, зеленка, нашатырный спирт, перекись водорода, подорожник, крапива?
4. Как оказать первую помощь при обмороке?
5. Какова профилактика радиационного поражения? (для 9-11 классов)
6. В каких случаях используется жгут?
7. Покажите как правильно сделать перевязку раны при порезе пальца?
8. Как оказать первую доврачебную помощь при ожоге кипятком?
9. Расскажите последовательность оказания доврачебной помощи при сотрясении головного мозга.
IV этап. Действия в условиях химического заражения.
Задача команды : по команде «Газы!» надеть противогазы и выйти из зоны заражения, учитывая направление ветра.
Провести проверку на наличие пострадавших (при обнаружении таковых: надеть на каждого противогаз, оказать первую медицинскую помощь и вывести из зоны заражения) и вынести материальные ценности.
№ п/п
Причины штрафов
Баллы
Ошибки, допущенные при надевании противогаза (не закрыты глаза, не сделан выдох)
Несоблюдение установленной последовательности при надевании и снятии средств защиты
Не застегнуты пуговицы на одежде
При надевании защитного костюма:
Тесемки чулок не закреплены
Чулки перепутаны
Неверный выбор направления движения из зоны заражения
Теоретические вопросы:
1. Какие средства индивидуальной защиты от химического поражения вы знаете?
2. Какие коллективные средства защиты от химического поражения вам известны?
3. Находясь в зоне заражения, вы захотели есть или пить? Как вы поступите?
4. Как поступит если вас двое, а противогаз один?
5. Всегда ли можно спастись от химического поражения в подвале?
6. Вы в зоне химического поражения, а средств защиты нет. Как быть?
V этап.
Задача команд (5-11 классов) :ответить на задания и выполнить действия по тушению пожара. За каждый правильный ответ 1 балл. За неправильный ответ снимается один балл.
1. «Пожарная азбука» - закончи пословицу (задание для команд). Кто быстрее допишет пословицы:
1. Из искры пожар ….. (рождается)
2. Нет дыма без …. (огня)
3. Москва от копеечной свечи… (сгорела)
4. Огонь хороший слуга, но …. (плохой хозяин)
5. Правда в огне не горит …. (и в воде не тонет)
6. Огнь друг и.. (враг человека)
7. Спичка невеличка, огонь… (враг)
2. «Струей в ведро»
По сигналу участник добегает до отметки, где находится брызгалка и ведро. Участник берет брызгалку, выполняет три надавливания целясь в ведро (расстояние 1,5 метра), затем возвращается в команду, стартует следующий. Побеждает команда закончившая эстафету первой и набравшая большее количество воды в ведро.
3. Умственная разминка - викторина «Вода, вода». Чья команда ответит больше:
Вопросы:
1. Что в гору не вкатишь? (воду)
2. Как называется наука о лесных пожарах) (пирология)
3. При каком пожаре горят кроны деревьев) (верховом)
4. Охрана лесов это: обязанность государства или долг каждого гражданина?
5. Иван бежит, сам кричит и всех на себе носит (река)
7. Кругом вода, а с питьем беда. (море)
8. Ни море, ни земля, корабли не плавают, а ходить нельзя (болото)
9. Назовите агрегатное состояние воды (жидкое, твердое, газообразное)
11. Перечислите все океаны (Тихий, Атлантический, Индийский, Северный Ледовитый)
12. Назовите самый мелкий океан (Северный Ледовитый океан)
13. Как называют людей, купающихся зимой (моржи)
14. Какие подручные средства могут помочь в тушении огня? (вода, песок)
15. Какая причина чаще всего приводит к пожару? (небрежность)
16. Средство пожаротушения (огнетушитель)
17. Что нельзя вскрывать, прокалывать при ожоге? (волдыри)
18. Имя героя древнегреческих легенд принесшего огонь людям (Прометей)
19. С какой птицей на Руси ассоциируется огонь? (красный петух)
20. Как называется профессия людей борющихся с огнем? (пожарные)
21. Что значит ликвидировать пожар? (локализовать)
22. Чем эффективнее следует воспользоваться при тушении легковоспламеняющихся жидкостей? (куском мокрой ткани)
23. Что нельзя тушить водой? (бензин, лак, краски, эл. бытовые приборы)
24. Какое наказание за умышленный поджог леса нес виновный во времена Петра 1? (смертная казнь)
25. Сколько пожарных частей у нас в городе? (1)
26. Что опаснее для здоровья и жизни человека при пожаре дым или огонь? (дым)
27. Можно ли открывать окна во время пожара? (нет)
28. Ожог вызванный пламенем, паром, кипятком? (термический)
4. «Струей в цель»
По сигналу участник добегает до отметки, где находится брызгалка и кегли. Участник берет брызгалку, выполняет одно надавливание, стараясь сбить кеглю струей (2 м). Возвращается в команду, стартует следующий (каждый участник целится в свою кеглю). Побеждает команда закончившая эстафету первой и сбившая большее количество кеглей.
VI этап. Обращение со взрыво-опасными предметами.
За каждый правильный ответ 1 балл.
Задание командам:
Ваши действия при нахождении взрывного устройства?
Ваши действия при захвате в заложники?
Всегда ли необходимо соблюдать все приказы террористов?
Нужно ли вступать в контакт с заложниками?
VII этап. Спортивный.
Задание командам: «Преодоление полосы препятствий» сдать нормативы по:
Подтягиванию на перекладине для мальчиков;
Подъему туловища из положения лежа для девочек;
Преодоление полосы препятствий.
VIII этап. Викторина «Защити себя сам»
Задание командам: ответить на вопросы викторины по программе ОБЖ (отдельно для каждой возрастной категории учителем составляются вопросы) в письменном виде.
За каждый правильный ответ 1 балл. Причина штрафа – каждый неправильный ответ.
IX этап. Ориентирование на местности. Укладка рюкзака в поход.
Контрольное время работы на этапе: 20-25 миут.
Задача командам: на всех контрольный пунктах за минимальное время ответить на вопросы и произвести отметки в зачетном маршрутном листе (Приложение № 2):
Ориентирование в данном направлении;
Ориентирование по маркированному маршруту.
Команда пришедшая последней получает меньшее количество баллов.
Задача команде при укладке рюкзака: правильно упаковать предложенные вещи и предметы, взяв только необходимое. Причины штрафов:
Неправильное расположение вещей или предметов в рюкзаке;
Наличие в рюкзаке ненужных вещей или предметов.
X этап. Зеленые друзья и враги.
Задача команды: за минимальное время ответить на контрольные вопросы теста. Причина штрафов – каждый неправильный ответ участника.
Подведение итогов ролевой игры. Награждение смелых и находчивых.
Заключение
Предлагаемая методическая система с использованием метода ролевых игр в качестве метода оценки знаний позволяет повысить динамику учебного процесса – состояние деятельности ученика и учителя, которые благодаря этому методу работают более активно, более интенсивно, более сосредоточенно, более оперативно, что в результате приводит к более высокому уровню качества знаний по действиям в чрезвычайных и экстремальных ситуациях, повышению уровня практической подготовки обучающихся к безопасному поведению в опасных, экстремальных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного характера, и, соответственно, формирует у обучающихся культуру безопасности жизнедеятельности как составную часть общечеловеческой культуры.
Список литературы
1. Баленко С.В. Школа выживания. Часть 1.- М.: Приложение к журналу «Знание», 1992.
2. Гастюшин А.В., Шубина С.И. Азбука выживания. – М.: Знание, 1996.
3. Гастюшин А.В. Энциклопедия экстремальных ситуаций. – М.: Зеркало, 1994.
4. Кошельков С.А. Обеспечение безопасности при проведении туристических слетов и соревнований учащихся. М.: ЦДЮ, 1997.
5. Маслов А.Г. Подготовка и проведение соревнований «Школа безопасности». – М.: Владос, 2000.
6. Палкевич Я.Е. Выживание в городе. Выживание на море. – М.: Корвет, 1992.
7. Павлова О.В., попова Г.П.. Пожарная безопасность в 5-11 классах. – Волгоград: Учитель, 2006.
8. Самыгин О.П., Столяренко Л.Д. Школа выживания (обеспечение безопасности жизнедеятельности). Ростов-на-Дону: Феникс 2010.
9. Стемпиньска Я. Первая помощь при несчастных случаях и в экстремальных ситуациях. – М.: ФиС «Турист» 2009.
10. Круглов Д.Г. Методическое пособие по подготовке и проведению мероприятий по программа «Школа безопасности», 2006.
11. Шимановский В.Ф., Голова Е.Н. Основы поведения и меры безопасности людей в общественной жизни. Методические рекомендации. – М.: «Турист», 2008г.
12. Штюльмер Ю.А. Профилактика туристского травматизма. – М.: «Турист», 2009г.
13. Приложение к журналу «Внешкольник. Воспитание и дополнительное образование детей и молодежи» № 6, 2006г.
Приложение № 1
Интеллектуальная разминка
1. Какие слова (слово) связывают с объектами, событиями, явлениями которые могут причинить человеку вред, физические пи психологические травмы, заболевания или смерть? Выберите ответ:
а) неуверенность;
б) рассеянность;
в) опасность;
г) забывчивость, неряшливость.
2. Приведите два примера природной опасности, с которыми вам пришлось столкнуться. Вспомните свои ощущения при этом.
3. Дополните фразу: « ______________» - это такие опасности, которые связаны с войнами, преступлениями, алкоголизмом, нищетой, низкой культурой общения между людьми и др. пороками человеческого общества.
4. . Дополните фразу: « ______________» - это такие опасности, которые рождены техникой.
5. Как вы понимаете слово «жизнедеятельность»? Выберите ответ:
а) пребывание;
б) наслаждение;
в) существование.
6. Что такое безопасность? Выберите ответ:
а) состояние при котором ничего не случается;
б) положение при котором не угрожает опасность кому-либо, чему-либо;
в) ситуация, в которой пребывает человек и природа, находясь в некотором состоянии равновесия.
7. Какие передачи по телевизору учат безопасности жизнедеятельности:
а) «В мире животных», «Путешествие натуралиста»;
б) «Дорожный патруль», «Катастрофы недели»;
в) «Утренняя почта», «Добрый вечер»;
г) «Угадай мелодию»
8. Перечислите средства пожаротушения.
Приложение №2
Маршрутная карточка
Команда _____1 -4 классы________________________________________
Этапы соревнований
Баллы
Подпись чл ена судейской бригады
2. Игры - эстафеты
3. Укладка рюкзака
Всего:
Маршрутная карточка
Команда: _________5 – 11 классы _____________
Этапы соревнований
Баллы
Подпись членов судейской бригады
1. Интеллектуальная разминка
2. КВН. Решение кроссворда.
3. Действия участников по команде «Газы»
4. Оказание первой доврачебной помощи
5. Тестирование по курсу ОБЖ
Всего:
Приложение № 3
ПУТЕВОЙ ЛИСТ
Класс ___________
1. Интеллектуальная разминка.
№ п/п
Кол-во баллов
Роспись
судьи
Безопасность на дорогах
Переноска пострадавшего
Оказание медицинской помощи
Действия в условиях химического заражения
Локализация пожара
Взрывоопасные предметы
Спортивный
Викторина
Ориентирование на местности
Зеленые друзья и враги
Всего баллов: _______________
«Чрезвычайная ситуация» [текст]: Ролевая игра / сост. М.С. Тевдорошвили, - Нововосточный: Изд – во МКОУ детский дом «Ласточкино гнездышко»// 2015 – 24с.
Технический редактор Л.И.Архипенко
Оригинал – макет на компьютерном комплексе
МКОУ детский дом «Ласточкино гнездышко»
652553, п.Нововосточный, ул.Мира,6
Ролевая игра "Беседа с вымогателем"
Название . Ролевая игра "Беседа с вымогателем"
Предназначение .
Процедура группового психологического тренинга. Разыгрывается ролевая ситуация беседы с вымогателем.
Ведущий предлагает участникам тренинга "поупражняться в беседах с вымогателями". Следует сразу отметить, что предмет и обстоятельства шантажа могут быть самыми разными, и в этом упражнении не будет рецептов того, как вообще уйти от вымогательства. Будет рассмотрена лишь психологическая составляющая.
Разыгрывается сцена вымогательства. Для этого вызывается два добровольца. Им озвучивается краткий сценарий ролевой игры, который они должны разыграть. Выбор сценария сильно зависит от категории участников. Для одних можно выбрать ситуацию помягче: например, небольшое вымогательство по работе ("сделай за меня это, иначе тебе не будут передаваться хорошие заказы"). Для взрослых и уравновешенных участников таким предметом вымогательства могут быть сведения о факте супружеской измены (включая требование большой суммы денег). И так далее.
Ведущему, конечно, следует сразу и особо подчеркнуть, что это - всего лишь ролевая игра, она не должна затрагивать чьи-то чувства (если кому-то будет неприятна сцена, то игра сразу прекратится). В ней не происходит обучение "правильному вымогательству". Эта ролевая игра - модель предельно напряженной ситуации общения , в которой имеют значение малейшие нюансы.
Ведущий для "актеров" лишь очерчивает общий сценарий "вымогательства". В процессе игры участники сами додумывают остальное.
Всего разыгрывается несколько сценок. После каждой производится обсуждение:
Какие чувства испытывали играющие?
Какие чувства испытывали наблюдатели?
Как проявляется волнение собеседника?
Какие интересные нюансы заметили наблюдатели?
Как можно "вытянуть" из собеседника дополнительную информацию?
Если бы это происходило в реальной жизни, как следовало бы отвечать вымогателю? почему?
1. Ролевая игра "Беседа с вымогателем" [Электронный ресурс] // А. Я.. 14.11.2012..html (14.11.2012).
Ролевые игры «Моя безопасность»
В ходе каждого занятия детям предлагаются ситуации, поиск выхода из которых происходит в ходе игры. Роли взрослых выполняют педагоги, волонтеры, роли детей - ребята из класса, группы, кружка (дети, с которыми проводится работа).
Игра 1."Большое и маленькое "Нет".
(по мотивам сказки Гизелы Браун)
Ситуация к проигрыванию:
Маленькое "нет" сидит на скамейке и ест шоколадку. Оно действительно очень маленькое, по-настоящему крохотное и совсем тихое.
Тут подходит большая толстая женщина и спрашивает: "Могу я сесть рядом с тобой?" Маленькое "нет" тихо шепчет: "Нет. Мне было бы лучше побыть одному". Большая толстая женщина даже не услышала его и села на скамейку.
Тут подходит мальчишка и спрашивает: "Могу ли я получить твою шоколадку?" Маленькое "нет" опять тихо шепчет: "Нет, я бы охотно съел ее сам". Но мальчишка также не услышал, забрал у маленького "нет" шоколадку и начал есть.
Затем подошел мужчина, который уже раньше часто видел маленькое "нет" в парке, и сказал: "Привет, Малыш! Ты очень симпатичный. Я могу тебя поцеловать?" Маленькое "нет" в третий раз прошептало: «Нет, я не хочу твоего поцелуя». Но мужчина, кажется, тоже не понял, подошел к маленькому "нет" и собрался его поцеловать.
Тут, наконец, терпение маленького "нет" лопнуло. Оно встало, вытянулось в высоту и во весь голос закричало: "НЕ-Е-ЕТ!" и еще раз: " НЕТ! НЕТ! НЕТ! Я хочу один сидеть на моей скамейке, я хочу мою шоколадку есть сам, и я не хочу целоваться. Сейчас же оставьте меня в покое!"
Большая толстая женщина, мальчишка и мужчина широко открыли глаза: "Почему же ты так не сказал сразу?" - и пошли дальше своей дорогой.
А кто сейчас сидит на скамейке? Нет, не маленькое "нет", а большое "НЕТ". Оно большое, сильное и громкое и оно думает: «Стало быть так. Если всегда тихо и нерешительно говорить "нет", люди этого не услышат. Нужно громко и отчетливо говорить "НЕТ"».
Так маленькое "нет"
стало большим "НЕТ".
Цель - научить ребенка громко и уверенно говорить "Нет".
Роли
: взрослые, подросток, ребенок.
Игровой материал
: карточки с надписями, атрибуты и игрушки.
Игра 2."Незнакомец"
Ситуация к проигрыванию:
Вариант 1. На улице к ребенку подходит незнакомец и просит показать дорогу куда-либо.
Вариант 2. Во дворе к ребенку, играющему отдельно от детей, подходит старушка и просит помочь снять с дерева в соседнем дворе котенка.
Цели:
помочь ребенку уяснить, что ни с кем нельзя уходить никуда и никогда;
научить видеть те ситуации, когда можно оказать помощь незнакомому человеку (для детей младшего школьного возраста);
сформировать следующую модель поведения - при попытке похищения"кричать, бежать, рассказывать" (рассказывать другим взрослым, обязательно родителям);
познакомить с правилом "докладов" родителям о своем местонахождении.
"Незнакомец":
взрослый просит помочь ему посадить дерево, убрать мусор и т.д., то есть то, что не требует какого-либо удаления или уединения с ним. Тогда надо принять это правильно и оказать помощь. Возможно, это потребует участия других детей и будет происходить на виду у других людей. Обязательное правило: сообщить родителям о своем местонахождении.
Роли
: незнакомец, 5-6 ребят, играющих во дворе.
Игровой материал
: игрушки, карточки с надписями.
Игра 3."Один дома"
Ситуация к проигрыванию:
Ребенок один дома. Звонок в дверь.
Цель -
сформировать безопасную стратегию поведения ребенка в данной ситуации: никогда и никому не открывать дверь, если он дома один
.
Обязательное дополнение к проигрыванию ситуации
"Один дома
":
проигрываются все возможные и вероятные ситуации, после которых еще раз уточняется, что дверь нельзя открывать даже знакомому, соседу, водопроводчику (даже если сосед хорошо знакомый, а водопроводчика вызывали на этот день). Далее детям предлагается вспомнить сказки, в которых герои оказывались в аналогичных ситуациях, и это привело к печальным последствиям. Рассматривание рисунков к сказкам.
Роли:
взрослый (сосед, знакомый родителей, водопроводчик, милиционер, врач, незнакомец и т.д.) ребенок.
Игровой материал
: различные атрибуты, рисунки к сказкам.
Игра 4."Телефонный звонок"
Ситуация к проигрыванию:
Ребенок один дома. Звонок по телефону.
Цель -
научить ребенка безопасному общению по телефону. Развивать умение самостоятельно принимать решение, действовать уверенно.
Обязательное дополнение к проигрыванию ситуации
"Телефонный звонок":
- рассмотреть случай, когда к телефону никто не подходит, это может означать, что в доме никого нет.
- рассмотреть случай, когда ребенку по телефону говорят непристойности;
- когда угрожают.
Роли
: взрослый, ребенок.
Игровой материал
: игрушечный телефон, рисунки по теме.
Игра 5."Подкуп"
Ситуация к проигрыванию:
Незнакомый человек предлагает ребенку какое-либо угощение, подарок.
Цель -
выработать у ребенка безопасную стратегию поведения в данной ситуации:
ничего не брать у незнакомца.
При попытке похищения
– "кричать, бежать, рассказывать".
Обязательное дополнение к проигрыванию ситуации
"Подкуп
"
:
после каждого игрового момента обсуждение возможных последствий (угощение может быть отравлено, является подкупом, поводом для знакомства и т.д.). Предложить детям самим придумать возможные ситуации. Вспомнить аналогичные ситуации из жизни, из сказок. Организовать рассматривание рисунков по теме.
Роли
: взрослый, дети.
Игровой материал:
различные угощения, игрушки, рисунки к сказкам.
Игра 6."Машина"
Ситуация к проигрыванию:
Ребенок идет по улице. Недалеко от него останавливается машина.
Вариант 1: взрослый спрашивает у ребенка дорогу куда-либо;
Вариант 2: взрослый предлагает подвезти.
Цели:
выработать безопасную стратегию поведения у ребенка в данной ситуации:
нельзя подходить к краю дороги и приближаться к машине (Правило "Трех больших шагов");
не садиться в автомобиль;
твердо и уверенно отвечать отказом.
Обязательное дополнение к проигрыванию ситуации
"Машина":
рассмотреть и обсудить все возможные варианты этой ситуации в ходе анализа игры.
Если взрослый спрашивает дорогу куда-либо, можно посоветовать ему спросить об этом у кого-нибудь из взрослых, но строго соблюдать правило "Трех больших шагов".
Обязательно проиграть ситуацию, в которой ребенка приглашают сесть в машину друзья или знакомые родителей. Без предварительной договоренности с родителями или заранее оговоренного пароля, этого делать нельзя.
В ситуации "Вариант 2", обсудить возможные предлоги, с которыми взрослый может обратиться к ребенку.
Здесь главное правило: не садиться в машину никогда и ни под каким предлогом.
Обязательно проиграть ситуацию, когда водитель на машине преследует ребенка.
Правило: бежать в сторону, противоположную движению машины.
В конце проведения игрового занятия использовать упражнение на умение громко кричать. В игре использовать рисунки (рассматривание, обсуждение)
Роли:
взрослый "за рулем автомобиля", ребенок.
Игровой материал
: атрибуты к игре, рисунки.
Игра 7."Если потерялся"
Ситуация к проигрыванию:
Ребенок теряется в многолюдном месте (рынок, стадион, парк, в поездке и т.д.)
Цели:
научить ребенка обращаться за помощью к взрослым, уметь найти безопасного незнакомца (милиционер, продавец, кассир, водитель автобуса, троллейбуса и т.п.);
воспитывать чувство уверенности при общении с людьми, способными оказать помощь.
Обязательное дополнение к проигрыванию ситуации "Если потерялся": в процессе игры подвести ребенка к тому, что он должен быть настойчивым в поиске помощи (если не помогут в первый раз, обращаться во второй и третий). Во избежание подобных ситуаций можно предложить ребенку заранее договориться с родителями о том месте, где они будут ждать друг друга в случае, если ребенок потеряется. Помочь твердо запомнить следующее: незнакомые люди, к которым дети обращаются за помощью сами, гораздо безопаснее тех, которые первыми предлагают ее ребенку.
Роли
: взрослые, ребенок, массовка - вся группа.
Игровой материал:
карточки с надписями.
Игра 8." Защита"
Ситуация к проигрыванию:
Взрослый пытается затащить ребенка в подъезд (подворотню, на стройку и т.д.)
Цель - выработать безопасную стратегию поведения ребенка в данной ситуации, научить его не теряться, быть решительным и пытаться спасти себя.
Обязательное дополнение к проигрыванию ситуации
"Защита":
рекомендуются упражнения на умение громко кричать "Это не мой папа!", "Спасите!" и т.п. (выслушать предложения детей).
В данной ситуации дети могут кусаться, царапаться, драться, бороться.
Важно научить ребенка не сдаваться и продолжать придумывать новые попытки выйти из ситуации.
Проиграть ситуацию преследования незнакомцем. В этом случае можно юркнуть в "убежище", если оно рядом (в том случае, если преследующий отстал и не видит, куда может последовать ребенок), а если нет - бежать в ближайшее людное место. Если и этого нет - кричать как можно громче и пытаться спастись бегством. Предложить детям самим придумать дополнительные средства и способы защиты.
Роли
: взрослый, ребенок.
Игровой материал
: карточки с надписями.
Игра 9."Дорога домой"
Ситуация к проигрыванию
:
Друг предлагает ребенку поздним вечером сократить дорогу домой, пройдя через пустырь или двор.
Цель - научить ребенка отказывать, говорить "Нет", учить относиться серьезно к подобным ситуациям и с уверенностью отстаивать свое мнение.
Обязательное дополнение к проигрыванию ситуации "Дорога домой": предложить для проигрывания различные ситуации, когда дети могут стать легкой добычей преступника. Попросить ребенка попробовать убедить друга не ходить опасным путем. Помочь ему понять, что отказ от подобного предложения является не трусостью, а разумным и безопасным поведением.
Роли
: ребенок, его друг, взрослые.
Игровой материал
: карточки с надписями.
Игра 10."Вымогательство"
Ситуация к проигрыванию
:
Вариант 1. Ребенок идет с другом. По дороге к ним пристают трое старшеклассников и вымогают деньги.
Вариант 2. На улице незнакомец требует отдать ему украшения (у девочек - сережки, цепочка, кольцо и т.п.), деньги.
Цель - выработать у ребенка безопасную стратегию поведения в данной ситуации: отдать беспрекословно. Помочь понять, что такое поведение не является трусостью, что жизнь и здоровье - самое дорогое, что у них есть, и что главное - выйти из ситуации живым и здоровым.
Обязательное дополнение к проигрыванию ситуации "Вымогательство": проиграть ситуацию, когда вымогательством занимаются сверстники (можно оказать сопротивление, предварительно рассчитав свои силы).
Роли
: взрослые, дети (сверстники).
Игровой материал
: карточки с надписями, украшения, деньги.
Игра 11."Опасность"
Ситуации к проигрыванию:
Вариант 1. В квартире начался пожар.
Вариант 2. Ребенок в доме с одним из взрослых. Взрослому стало плохо.
Вариант 3. Ребенок в доме один. Кто-то пытается взломать дверь.
Вариант 4. Ребенок в доме один, ощущается запах газа.
Цель -
выработать безопасную стратегию поведения в каждой из указанных ситуаций. Научить не теряться, хорошо ориентироваться в номерах телефонов служб, обязательно знать свой адрес, номер телефона, уметь открывать замок входной двери.
Обязательное дополнение к проигрыванию ситуации "Опасность": в ходе проигрывания обсуждать каждое действие ребенка и возможные последствия ситуации, выбирать наиболее удачные варианты поведения, выслушивать высказывания детей по каждому случаю и их предложения.
Роли
: ребенок в различных ситуациях, взрослые.
Игровой материал
: карточки с надписями.
К ролевым играм по безопасности "Моя безопасность " прилагаются по их проведению.
Авторы: Козлова Г. Л. – социальный педагог Центра внешкольной работы Советского района г. Минска, член общественного объединения "Дети – не для насилия"; Пряхина М. В. – социальный педагог, член общественного объединения "Дети – не для насилия"; Мирейчик Л. Н. – психолог ЦВР Советского района, член общественного объединения "Дети – не для насилия".
Цель: Рассмотрение и обсуждение с детьми опасных ситуаций, которые могут возникнуть при контакте с незнакомыми людьми и предметами, закрепление правил поведения в данных ситуациях.
1 -Закреплять представление детей об источниках опасности и правилах безопасного поведения в проблемных ситуациях.
2 -Развивать охранительное самосознание, сообразительность, внимание, логическое мышление.
3 -Развивать умения детей работать с моделями (схемами).
4 -Активизировать речь детей путём составления сложных предложений при ответах на вопросы воспитателя.
5 -Воспитывать чувство товарищества, взаимопомощи, сочувственное отношение к пострадавшему.
Предварительная работа:
1-Беседы по русским народным сказкам: «Колобок», «Волк и семеро козлят», «Кот, лиса и петух».
2 -Рассматривание иллюстраций, плакатов, схем на тему «Как избежать опасных ситуаций?»
3 -Дидактическая игра «Свои – чужие».(Цель игры- закрепить с детьми опасные ситуации при возможных контактах с незнакомыми людьми на улице, научить ребёнка правильно себя вести в таких ситуациях.
Ход занятия:
Ребята, нам пришло письмо от дяди Фёдора из деревни Простокваши-но. (показ письма). Интересно что в нём, откроем? Да, письмо-то непростое, а звуковое. (слушается аудиокассета).
Интересно, какие задания прислал дядя Фёдор?
Задание 1:
В каких сказках вышло так, что дети и сказочные герои попали в опасные ситуации?
(«Колобок», «Кот, лиса и петух», «Петушок-золотой гребешок», «Гуси-лебеди», «Волк и семеро козлят», «Бармалей»).
Хорошо, молодцы, много сказок вы знаете, а в сказке «Волк и семеро козлят», что сделали козлята? (открыли дверь незнакомцу).
И что произошло? (ответы детей)
А как бы вы поступили, что в таком случае надо сделать? (ответы детей)
Правильно, вы обязательно должны сообщить взрослому, давайте послушаем, что нам расскажет Саша: (карточка№8)
«Если позвонил звонок,
Посмотри сперва в глазок,
В гости кто пришёл узнай,
Но чужим - не открывай!
Если нет глазка, тогда:
«Кто же там?»- спроси всегда,
А не станут отвечать-
Дверь не надо открывать!»
Ребята, все теперь знают, как надо вести себя в подобных ситуациях? За-помнили?
Задание 2:
Ребята, а здесь ещё задание есть. Да не простое, а рассказ. И ещё карточки какие-то, непонятно. Давайте прочитаю?
Жил на свете мальчик Петя. И однажды он остался один дома.
Петя увлёкся игрушками и тут зазвонил телефон. Он снял трубку.
(Сценка по ролям)
Алло, я вас слушаю- совсем как взрослый сказал мальчик.
Скажите, пожалуйста, кто это говорит?
Петя, Петя Иванов.
А-а-а, Петя –протяжно сказала тётенька.
А дома кто-то есть?
Нет, я один.
Совсем один?- переспросила тётя.
Да, совсем один, - ответил Петя. Ему даже стало немного грустно.
А где твои мама и папа?
Они ушли куда-то. Сказали чтобы я посидел пока один.
Ну, хорошо, Петенька, до свидания!
До свидания,- сказал Петя и положил трубку.
Какая приятная тётенька, подумал Петя,- вежливая такая!
Ребята, правильно поступил Петя? Как бы вы поступили вы? Как надо вести себя в этом случае? (ответы детей).
Правильно, про такую ситуацию нам расскажет Данила: (карточка№15)
«Если телефон звонит,
Кто-то в трубку говорит:
И куда же я попал?
Номер я какой набрал?
Как тебя зовут, малыш?
Дома с кем сейчас сидишь?-
Ничего не отвечай,
Просто маму подзывай!
Если взрослых дома нет,
Не веди ни с кем бесед,
«До свидания!»-скажи,
Быстро трубку положи!»
Ребята, вы хорошо запомнили эти правила? Молодцы! Давайте посмотрим, что же дальше наш Петя стал делать?
А Петя решил пойти погулять, а жил он на седьмом этаже многоэтажного дома. Подошёл он к лифту, а рядом с лифтом стоит незнакомый мужчина. Двери лифта открылись и незнакомец предложил Пете пройти в кабину лифта.
Правильно, Маша нам расскажет, как надо поступить в такой ситуации. (карточка№14)
«Если квартира твоя высоко
И добираться домой нелегко,
Пользуйся лифтом, но только учти:
В лифт с не знакомыми - не заходи!
Могут обидеть тебя, напугать…
Можешь серьёзно, мой друг, пострадать…
Будь осторожней, всегда берегись
И с незнакомцами в лифт не садись!»
Ребята, и наш Петя поступил также, он не поехал с чужим человеком, вышла соседка т. Валя и он вместе с ней спустился во двор.
Ребята, есть такая игра, которая называется «Свои – чужие», и я предлагаю вам в неё поиграть. (мама; папин брат; дедушка; продавец в магазине; твой друг; папа; водитель автобуса; дедушка, сидящий на скамейке; близкая подруга мамы; тётенька в аптеке; вы сами).
Ребята, а кому мы можем доверять: только близким, родным, хорошо знакомым, а незнакомцам? Молодцы!
Интересно, что Петя дальше стал делать? Вышел Петя на улицу во двор и встретил там свою подружку Машу, она ела вкусную конфету, но с Петей не поделилась, а убежала к девочкам в песочницу. А Петя остался один и горько заплакал. И в это время к нему подошёл незнакомец и спросил его, почему он плачет. Петя рассказал ему о своём горе и незнакомец предложил Пете сесть к нему в машину и поехать в магазин, за очень вкусными конфетами.
Ребята, как надо поступить Пете? (ответы детей)
Адель и Рома нам расскажут как надо посту-пить. (карточка№18); (карточка№28)
«Осторожней будьте, «Если люди незнакомцы
Милые ребята: Вас кататься позовут,
К незнакомым людям в машину не садитесь-
Доверять не надо! Далеко вас увезут!
Если вас с собою И не будет папы, мамы,
В гости позовут, Ни подружек, ни друзей…
Или вам конфетку Не садитесь к незнакомцам,
Вкусную дадут, А бегите прочь скорей.»
Лучше отбегайте
Прочь от них скорей
И предупреждайте
Всех своих друзей….»
Ребята, можно доверять незнакомым людям? А брать угощение? А что ещё нельзя? (ответы детей)
Вот и Петя, подумал и убежал от незнакомца к другим ребятам, которые играли во дворе детского сада. Они строили в песочнице замок и вдруг откопали большую разноцветную коробку. Все ребята стали громко кричать, что надо срочно открыть коробку и посмотреть, что же там такое?
Ребята, а как вы думаете, что может быть в коробке? (ответы детей)
Правильно, ребята, в коробке могут быть не только конфеты, клад, но и незнакомые предметы, которые могут быть опасны для нашего здоровья и даже жизни. Об этом нам расскажут … и …. (карточка№20)
«Интересно, что там в свёртке? «Неизвестные предметы
Ты его не вздумай брать! В руки не бери!
Взрослым о своей находке Ни в коробки, ни в пакеты
Должен сразу рассказать. Даже не смотри,
Осторожнее, ребята! А зови на помощь взрослых,
В свёртке может быть граната Чтобы выяснять,
Кто-нибудь коснётся- Делать что с такой находкой,
И она взорвётся!» Что же предпринять?
Может быть опасным очень
Вот такой пакет…
Если ты неосторожен,
Жди проблем и бед!»
Наступил вечер, вернулись родители, и Петя им рассказал, что с ним про-изошло пока их не было дома. Папа с мамой очень внимательно выслушали Петю и похвалили его за то, что он очень правильно и умело вёл себя в таких опасных ситуациях.
Ребята, как вы думаете, прав был дядя Фёдор, когда написал нам, что если мы в школу не ходим, то и правил поведения в опасных ситуациях мы не знаем? Почему?
В детском саду мы тоже знакомимся с правилами безопасности: как надо вести себя при пожаре, правила дорожного движения, правила поведения дошкольника в опасных ситуациях.
Ребята, давайте с вами ещё раз напомним нашим мамами папам правила поведения детей при опасных ситуациях и вручим им памятки. А завтра напишем письмо дяде Фёдору и отправим такую памятку и ему, чтобы он тоже не забывал их.
ПАМЯТКА для родителей
правила для дошкольников:
1. Не выходи на лёд водоёмов.
2. Не играй на стройке.
3. Не подходи близко к фейерверку.
4. Не сиди на подоконнике при открытом окне.
5. Не открывай двери незнакомым людям.
6. Не ходи с незнакомыми людьми.
7. Если ты потерялся, обратись к милиционеру.
8. Не подбирай чужие вещи.
9. Не сообщай незнакомым людям по телефону, что ты дома находишься один.
10. Обязательно сообщи родителям или близким людям обо всех подозри-тельных телефонных звонках и незнакомых, звонящих в дверь.