Дети с особыми образовательными потребностями
По данным ООН, в мире насчитывается примерно 450 миллионов человек с нарушениями психического и физического развития. Это составляет 1/10 часть жителей нашей планеты (из них около 200 миллионов детей с ОВЗ); Ежегодно в стране рождается около 30 тысяч детей с врожденными наследственными заболеваниями; В РФ официально признанными инвалидами считаются свыше 8 миллионов человек. В специальных (коррекционных) общеобразовательных школах обучаются дети: - дети- инвалиды по слуху, слабослышащие и глухие; - глухонемые дети; - слепые и слабовидящие дети; - дети с нарушениями речи, в частности заикающиеся дети; - дети, имеющие проблемы в физическом и психическом развитии (с разными формами детского церебрального паралича (ДЦП), спинномозговыми и черепно-мозговыми травмами); - дети с СДВГ и ЗПР; - умственно отсталые дети. Дети с особыми образовательными потребностями Обучающийся с ОВЗ - это физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтверждённые психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без специальных условий. ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОВЗ: городская ПМПК,ДОУ с различными формами интеграции детей с ОВЗ,школы, реализующие интегративную практику, специальная коррекционная школа VIII вида.Что значит сопровождать? «Сопровождать - значит идти, ехать вместе с кем-либо в качестве спутника или провожатого»;Создать для ребенка, обладающего данными психологическими особенностями, конкретными возможностями, ориентированного на решение определенных личностных задач, соответствующие условия обучения и общения. Целью психолого-педагогического сопровождения ребенка в учебно-воспитательном процессе является обеспечение его нормального развития(в соответствии с нормой развития в соответствующем возрасте) Задачи сопровождения 1. Предупреждение возникновения проблем в развитии ребенка; 2.Создание образовательной и развивающей среды; 3. Психологическое обеспечение образовательных программ; 4. Сохранение и укрепление здоровья; 5. Обеспечение сопровождения семьи ребенка; 6. Формирование психолого-педагогической компетентности; 7. Учёт специфики задач сопровождения на каждом возрастном этапе развития ребенка. Принципы процесса сопровождения 1. Принцип системности. Выявляет имеющиеся сложности, затем определяет потенциальные возможности, сильные и слабые стороны образовательной деятельности, определяет актуальные задачи и моделирует 2. Принцип непрерывности. Осуществление психолого- педагогического сопровождения на протяжении всего периода обучения; Отражает необходимость ранней диагностики 3. Принцип комплексности. Оказывается комплексная помощь ребенку педагогом, психологом, социальными службами и родителями. Предполагает обхват всех сторон личности ребенка: коммуникативной, личностной, познавательной.. Комплексность – проявляется в том, что педагогом, психологом, родителями оказывается ребенку комплексная помощь, охватывающая все сферы его деятельности (познавательную, эмоционально-волевую, двигательную; оптимизируются социальные связи и отношения), помогающая отследить успешность обучения и наладить межличностные связи; 4.Принцип фасилитации (т.е постепенное уменьшение первоначально значительной помощи и поддержки по мере освоения учащимся необходимых компетенций) 5. Принцип интегративности. Предполагает интеграцию разных методов, подходов, методик, дидактических и психотерапевтических приемов (охватывает не только образовательную среду, но и микросоциальную); 6. Приоритет особых потребностей ребенка. )– выявление причин учебных затруднений ребенка, знание и учёт его особых потребностей для использования их в качестве обходных путей (нуждаются в специальных условиях организации образовательного процесса);
Направления психолого-педагогического сопровождения: профилактика ; диагностика; консультирование; развивающая работа; коррекционная работа; психологическое просвещение и образование ; экспертиза(образовательных и учебных программ, проектов, пособий, образовательной среды, профессиональной деятельности специалистов образовательных учреждений) КОМПОНЕНТЫ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГОСОПРОВОЖДЕНИЯ Для обеспечения комплексного сопровождения детей с ОВЗ в условиях общеобразовательного учреждения целесообразно вводить в штатное расписание ставки педагогических работников (учителя-дефектолога, учителя-логопеда, педагога-психолога).
Сопровождение тьютора; --Дополнительные занятия (индивидуальные /групповые) с педагогом:
С дефектологом (сурдопедагогом,тифлопедагогом,олигофренопедагогом),
Логопедом, психологом; социальным педагогом; - Занятия ЛФК, ритмикой; - Динамическая оценка состояния ребенка на ПМПконсилиумах
Для чего нужен консилиум? Организационной структурой службы сопровождения ребенка с ОВЗ в общеобразовательном учреждении является психолого-медико-педагогический консилиум (ПМПк), регулирующий процесс сопровождения и обеспечивающий комплексность процесса сопровождения. - Для организации деятельности образовательного учреждения (ее специалистов) по сопровождению образовательного процесса ребенка с ОВЗ, включенного в инклюзивную практику. - Для организации взаимодействия с городской ПМПК и другими «внешними» учреждениями, участвующими в сопровождении «особого ребенка». - Для поддержания разумного баланса между обеспечением образовательных прав «особого» ребенка и других детей, находящихся вместе с ним в ОУ (группе, классе). - Для минимизации конфликтных ситуаций в ОУ. - Для защиты своего образовательного учреждения.
ЗАДАЧИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОНСИЛИУМА ОУ В ПРОЦЕССЕ СОПРОВОЖДЕНИЯ УЧАЩЕГОСЯ С ОВЗ - Разработка Индивидуального Образовательного Плана (ИОП); - Динамическая оценка эффективности реализации ИОП (индивидуализированного образовательного маршрута и коррекционных программ в рамках психолого-педагогического сопровождения); - Изменение образовательной траектории ребенка в ОУ; - Координация взаимодействия специалистов по оказанию дополнительной специализированной помощи детям
Индивидуальный образовательный план (индивидуальная программа развития) -документ, отражающий общую стратегию и конкретные шаги междисциплинарной команды и педагогов в организации психолого-педагогического сопровождения и индивидуализации образовательного маршрута ребенка с ОВЗ (заключение ПМПК) в рамках школы/детского сада на определенный период, утвержденный директором ОУ и подписанный родителями ребенка. Сопровождение в дошкольном возрасте. Социальное включение через ведущий вид деятельности – игру. Ранний возраст-закладка базовых основ сопровождения. Сопровождение в начальной школе. Адаптация к школьным условиям; Развитие интереса к учению; Разработка АОП и обучение; Формирование самостоятельности, активности; Развитие творческих способностей; Коррекционно-развивающая работа Сопровождение в основной школе Сопровождение перехода в основную школу; Поддержка в решении задач личностного и жизненно-смыслового самоопределения; Профилактика неврозов, девиантного поведения, наркозависимости; Ориентация в мире профессий; Помощь в построении конструктивных отношений с родителями, сверстниками.
КАК ПОМОЧЬ РЕБЕНКУ УЧИТЬСЯ! Сопровождение как создание адекватных условий
Учебные программы 1. Разработка индивидуального образовательного плана; 2. Сокращение числа и объёма учебных заданий; 3. Альтернативное замещение трудновыполнимых заданий; 4. Предоставление выбора объекта изучения в рамках одной темы (например: выучить большое или маленькое стихотворение); 5. Предоставление альтернативы объемным письменным заданиям. Условия для учебной работы 1.Наличие кабинета для индивидуальной работы (специальное оборудование под ребенка, расположение мебели); 2. Наличие индивидуальных правил работы для учащегося; 3. Поддержание тишины во время интенсивной работы; 4. Обеспечение персональным компьютером; 5. Предоставление дополнительного времени; 6.Использование невербальных средств. Все, что только можно, представьте ребенку наглядно».Шире используйте рисунки, макеты, диафильмы… 7. Наличие магнитной доски. 8. «Якорь»Условный знак, для того, чтобы ребенок вернулся в учебный процесс. У всех специалистов, работающих с тем или иным ребенком, он должен быть один. Это может быть бубен, колокольчик или просто хлопок. Способы контроля и оценки знаний 1. Использование индивидуальной шкалы оценок; 2. Ежедневный анализ и оценивание; 3. Акцентирование внимания на достижениях ученика, поощрение и стимулирование активности ребенка; 4. Разрешение переделать задание, с которым не справился (неограниченное время для выполнения заданий); 5. Объяснение сущности контрольного задания в доступной для них форме; 6. Выбор контрольного задания; 7. Разрешение выполнить упражнение/ тест дома или с использованием учебника; ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ УСЛОВИЯ Наблюдение профильного врача; Гибкий режим учебных и/или эмоциональных нагрузок; Гибкий режим взаимодействия с нормативно развивающимися сверстниками в ОУ; Сроки повторного обследования на ПМПК Взаимодействие с родителями Одним из связующих звеньев системы сопровождения являются родители. Взаимодействие с родителями предполагает некоторые сложности, так как для большинства семей рождение ребенка с нарушением, является огромной трагедией. У таких семей наблюдается: Нарушение взаимодействия с социумом; Складываются неверные представления о лечении и воспитании ребенка; Длительный стресс приводит к появлению повышенной раздражительности, ухудшению супружеских отношений в целом… Однако нужно помнить, что при отсутствии взаимодействия специалистов и родителей результат работы с ребенком может быть нулевым. Коррекционные технологии в сопровождении детей с ОВЗ
Псаммотерапия (песочная терапия). Успокаивает нервную систему. Прекрасно подходит для детей гиперактивных (постоянно на столе находится ящик с песком), и для детей с РАС, при условии, если у него нет отторжения при ощущении песка. Изотерапия. Стабилизация эмоционально-волевой сферы, преодоление фобий. Никаких целевых установок. Лучше рисовать акварелью. Изотерапия – это один из наиболее распространенных и широко применяемых видов арт-терапии. Лечение и решение разнообразных проблем с помощью изобразительного искусства очень популярно и доступно многим. Для рисования используется широкий спектр материалов: разные краски (гуашь, акварель, акрил и др.), карандаши, уголь, пастель, восковые мелки – всё, что оставляет след на бумаге и способно создать рисунок или отпечаток. Кроме того, занятия изотерапией способствуют раскрытию творческого потенциала и открывают в человеке новые ресурсы и возможности.
Литотерапия. Положительно влияет на организм. Ребенок слушает материал и в это время перебирает камни. Драгоценные камни отдают энергию на 100%, полудрагоценные- на 70 %, поделочные камни- на 50 %.
Ароматерапия Используется только в том случае, если у ребенка нет аллергии.Запахи, успокаивающие нервную систему:ивы, хмеля, мелиссы, хвои и др.Запахи, возбуждающие нервную систему:апельсина, розы, бергамота, жасмина, тысячелистника и др.Использовать любой запах 1 минуту.
Скульптотерапия Цель: снятие агрессии. Для работы нужны:доска,соленое тесто или глина.Упражнение для снятия агрессии:«Рубим колбаски»
Театротерапия (куклотерапия, теневой театр). Дети любят смотреть театральные постановки, любят сами рассказывать и показывать известные им сказки, для этого хорошо подойдет теневой театр.Несмотря на простоту и доступность метода, куклотерапия глубокая и серьезная форма терапии, имеющая свои показания, к которым относятся:
Повышенная тревожность, страхи.
Низкая самооценка.
Трудности взаимоотношений с окружающими.
Депрессии.
Стрессовые ситуаци.
Куклотерапия - позволяет в игровой форме, с помощью кукол, безопасно для человека, воссоздать, проиграть травмирующую ситуацию и снять травмирующий фактор. Она широко используется для разрешения внутри- и межперсональных конфликтов, улучшения социальной адаптации, заиканием, нарушениями поведения и т.п.
Лекотека- это библиотека игрушек, пособий, имеющих коррекционное направление, которые родители могут взять домой для работы с детьми. Это место для встречи детей с ОВЗ и их родителей, а также родителей обычных детей. Родители обмениваются информацией, игрушками, пособиями.
Уважайте ребенка, воспринимайте его как полноценную личность, проявите к нему заботу, внимание, терпение и будьте уверены- ваши усилия не пропадут даром.
Ребенок с особыми образовательными потребностями? это ребенок, нуждающийся в изменениях в окружающей его развивающей среде (игрушки, учебные пособия, помещения, учебные и воспитательные методы) с целью поддержания его развития. ? Необходимость изменений обусловлена возможностями, состоянием здоровья, языковыми и/или культурными ограничениями, качествами личности ребенка с особыми потребностями. Ребенок, имеющий нарушения общения? Не приобретает разнообразных и гибких способов адаптации к миру и взаимодействия с окружающими его людьми. ? Мир становится для него пугающим и опасным. ? В результате он уходит от контактов со средой и людьми. ? Из-за особой психической организации ребенок ищет доступные для него поведенческие штампы Общение? Важнейший фактор формирования личности, один из главных видов деятельности человека, направленный на познание и оценку самого себя через взаимодействие с другими людьми. ? Как полагал Л.С. Выготский, развитие психики человека происходит лишь в совместной деятельности и общении. Как же помочь ребенку решить эту проблему? ? Прежде всего необходимо понять, в чем основная причина трудностей в общении со сверстниками, что мешает ребенку общаться. ? В зависимости от этой причины и выстраивается психолого-педагогическая помощь ребенку. Основные группы трудностей в общении? Ребенок не знает, как общаться, игровые навыки и навыки взаимодействия находятся на низком уровне. ? Ребенок не хочет общаться по той причине, что при любой общении и взаимодействии необходимо управлять собой, что дается ему с большим трудом. ? Нежелание общаться со сверстниками в связи с индивидуальными особенностями ребенка (в большей степени для ребенка характерны переживания внутреннего плана: ребенок не делится своими проблемами). ? Трудности в общении со сверстниками могут быть связаны у ребенка с преобладанием эгоистических мотивов в поведении. Работа с ребенком с проблемами общения? Первая задача – изменить образ взрослого в глазах ребенка, снять отрицательную установку на взрослого как человека, который «все время мешает и чего-то требует». ? Надо вести себя так, чтобы ребенку захотелось прийти к нам еще раз. ? Организовывая, налаживая контакт, ни в коем случае нельзя начинать взаимодействие с ребенком с тех видов деятельности, к которым у него сформировалось негативное отношение. ? Когда контакт с ним налажен, когда он начинает нам доверять, мы очень осторожно, ненавязчиво вводим его в учебную ситуацию, выбирая наиболее интересные для него занятия. Налаживание контакта? Нужно быть очень чутким и внимательным, чтобы увидеть, насколько комфортно и спокойно чувствует себя ребенок. ? Взаимодействуя с ребенком на обучающих занятиях, следует учитывать свойственные именно данному ребенку темп и ритм деятельности. ? Устанавливая контакт, мы стараемся не быть активной стороной, не нарушать естественный для ребенка ход событий. Работа с ребенком (из опыта работы% ? Цель: нахождение подхода к ребенку. ? Задачи: изучить особенности ребенка; ? Организовать особые условия для обучения; ? Наладить контакт для общения Первые попытки взаимодействия с ребенком. ? Беседа с ребенком. ? Влияние на ребенка через близкого человека (мать). ? Итог: результатов нет. Ребенок молчит. ? Наблюдение за ребенком: ? Ребенок не любит, когда к нему обращаются по имени. ? Не любит, когда трогают его вещи. ? На парте должны школьные принадлежности лежать так, как он положил. ? Держится обособленно. Не с кем не общается. ? На общение не идет, на уроках молчит. ? Итог: ребенок не подпускает к себе чужих для него людей. Сбор информации о ребенке Беседа с родителями. Беседа с предыдущим учителем. Беседа учителем предшкольной группы. ? Итог: ребенок привязан к матери и общается дома в основном только с ней, при незнакомых людях и изменении привычных для него условий, он молчит. Создание условий для ребенка? Посадка за отдельной партой. ? Увеличение расстояния парты от других. ? Беседа с одноклассниками. ? Подбор методик и приемов обучения. Методы и приемы обучение? Цель: Чтоб ребенок не боялся идти на телесный контакт и привыкал к новым людям. ? Игра: дидактические игры «Покажи на кукле», «Подойди и покажи», «Что мешочке?». ? Пальчиковые игры. ? Работа с картинками:«Найди такой же на столе», «Найди пару » «Лото»и др. ? Цель: заинтересовать ребенка и нет принудительного контакта. ? Использование компьютерных технологий на уроках: презентации, просмотр фрагментов мультфильмов, картин, рисунков. Контроль полученных знаний через письменные задания? Карточки с буквами или текст, цифрами. ? Игра «Поймай букву», «Ловец цифр» Работа над налаживанием контакта? Создание внезапных ситуаций: ? Случайные подсаживание к нему за парту. ? Внезапные случайные просьбы что-то дать из школьных принадлежностей или что-то подать. ? Создание естественной для него ситуаций, когда он не сидит в напряжении через игры, интересные рассказы и сказки, просмотр фрагментов мультфильмов. ? Ребенок заговорил через полгода. ? (Выявилось у ребенка нарушение речи, которое тоже повлияло на общение. Ребенок не может выговорить слово, заменяет звуки, переставляет звуки, словарный запас беден, отвечает односложно.) ? Стал играть с другими детьми. ? Если хорошо попросить, то дает школьные принадлежности другим детям. ? Но еще не любит быть в центре внимания.
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Нефтекамская коррекционная школа-интернат для детей с ограниченными возможностями здоровья
Выступление
на педагогическом совете на тему:
«Особенности взаимодействия с детьми с особыми образовательными потребностями»
Подготовила: Сагадиева Ю.В.
2015
Образование детей с особыми потребностями является одной из основных задач для страны. Это необходимое условие создания действительно инклюзивного общества, где каждый сможет чувствовать причастность и востребованность своих действий. Мы обязаны дать возможность каждому ребенку, независимо от его потребностей и других обстоятельств, полностью реализовать свой потенциал, приносить пользу обществу и стать полноценным его членом. (Дэвид Бланкет) Дети, состояние которых препятствует освоению образовательных программ вне специальных условий обучения и воспитания, т.е. это дети – инвалиды, либо другие дети в возрасте до 18 лет, не признанные в установленном порядке детьми -инвалидами, но имеющие временные или постоянные отклонения в физическом или психическом развитии и нуждающиеся в создании специальных условий обучения и воспитания. К детям с ограниченными возможностями здоровья относят: детей с нарушением опорно-двигательного аппарата; детей с нарушением интеллектуального развития; детей с нарушением слуха, зрения, недоразвитостью речи; детей с аутизмом; детей с комбинированными нарушениями в развитии. Федеральные государственные образовательные стандарты для детей с ОВЗ рассматриваются как неотъемлимая часть федеральных государственных стандартов общего образования. Такой подход согласуется с Декларацией ООН о правах ребёнка и Коституцией РФ, гарантирующей всем детям право на обязятельное и бесплатное среднее образование. Специальный образовательный стандарт должен стать базовым инструментом реализации конституционных прав на образование граждан с ОВЗ. В настоящее время в России применяются три подхода в обучении детей с особыми образовательными потребностями:
Дифференцированное обучение детей с нарушениями физического и ментального развития в специальных (коррекционных) учреждения I-VIII видов;
Интегрированное обучение детей в специальных классах (группах) в общеобразовательных учреждениях;
Инклюзивное обучение, когда дети с особыми образовательными потребностями обучаются в классе вместе с обычными детьми.
Инклюзивное образование предполагает принятие учеников с ограниченными возможностями здоровья как любых других детей в классе, включение их в одинаковые виды деятельности, вовлечение в коллективные формы обучения и групповое решение задач, использование стратегии коллективного участия – игры, совместные проекты, лабораторные, полевые исследования и т. д. Инклюзивное образование расширяет личностные возможности всех детей, помогает развить гуманность, толерантность, готовность помогать сверстникам. Инклюзия – это не только физическое нахождение ребенка с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательной школе. Это изменение самой школы, школьной культуры и системы отношений участников образовательного процесса, тесное сотрудничество педагогов и специалистов, вовлечение родителей в работу с ребенком.
Общими правилами коррекционной работы являются:
Индивидуальный подход к каждому ученику.
Предотвращение наступления утомления, используя для этого разнообразные средства (чередование умственной и практической деятельности, преподнесение материала небольшими дозами, использование интересного и красочного дидактического материала и средств наглядности).
Использование методов, активизирующих познавательную деятельность учащихся, развивающих их устную и письменную речь и формирующих необходимые учебные навыки.
Проявление педагогического такта. Постоянное поощрение за малейшие успехи, своевременная и тактическая помощь каждому ребёнку, развитие в нём веры в собственные силы и возможности.
Эффективными приемами коррекционного воздействия на эмоциональную и познавательную сферу детей с ОВЗ в развитии являются:
игровые ситуации;
дидактические игры;
игровые тренинги, способствующие развитию умения общаться с другими;
психогимнастика и релаксация, позволяющие снять мышечные спазмы и зажимы, особенно в области лица и кистей рук.
Учителю необходимо:
следить за успеваемостью обучающихся: после каждой части нового учебного материала проверять, понял ли его ребенок; посадить ребенка за первые парты, как можно ближе к учителю;
поддерживать детей, развивать в них положительную самооценку, корректно делая замечание, если что-то делают неправильно.
Для детей с ОВЗ важно обучение без принуждения, основанное на интересе, успехе, доверии, рефлексии изученного. При организации учебного процесса следует исходить из возможностей ребёнка – задание должно лежать в зоне умеренной трудности, но быть доступным, так как на первых этапах коррекционной работы необходимо обеспечить ученику субъективные переживания успеха на фоне определённой затраты усилий. В дальнейшем трудность заданий следует увеличивать пропорционально возрастающим возможностям ребёнка. Главное, что должен знать и чувствовать ребёнок, - то, что в огромном и не всегда дружелюбном мире есть маленький островок, где он всегда может почувствовать себя защищённым, любимым и желанным. Каждый ребёнок обязательно станет взрослым. И от решений, принятых нами сегодня будут зависеть его завтрашние победы и успехи.
Причины возникновения психофизиологических нарушений развития у ребенка: 1. Биологические: - хромосомной - генетические отклонения в организме ребенка; - эндокринные заболевания матери; - инфекционные и вирусные заболевания матери во время беременности; - венерические заболевания родителей; - резус-конфликт; - биохимические вредные воздействия;
Причины возникновения психофизиологических нарушений развития у ребенка: 1. Биологические: - алкоголизм, наркомания; - гипоксия; - токсикоз; - патология половой деятельности женщины; - отклонения в соматическом здоровье матери; - мозговые травмы у ребенка, хронические заболевания ребенка в раннем и дошкольном возрасте. 2. Социальные факторы: неблагоприятные социальные ситуации, в которых находится мама ребенка; стрессы.
Классификация нарушений психофизического развития ребенка: - нарушение анализаторов (зрительных, слуховых); - умственная отсталость, задержка психического развития; -тяжелые нарушения речи; - нарушения опорно-двигательного аппарата; - комбинированные дефекты; - искривленное развитие (дисгармоническое развитие).
У детей с особыми потребностями возникают личностные проблемы, которые имеют такую основную специфику: 1. Комплекс неполноценности. 2. Ощущение непохожести на других, отчужденность от них. 3. Ощущение одиночества в следствие ограничения контактов с внешним миром, подчиненность в контактах, низкий уровень эмпатии. 4. Ощущение утраты смысла жизни.
Задачи: - Приобретение детьми необходимого социального опыта, навыков взаимодействия, овладения средствами общения. - Приобретение детьми навыков саморегуляции, развитие механизмов регуляции поведения. - Умение преодолевать трудности, решать каждодневные задачи. - Формирование позитивного самовосприятия и восприятия окружающего мира. -Ответственное отношение к своему здоровью, способность к самоорганизации жизненного пространства и собственного развития в целом.
Обучение и воспитание детей с особыми потребностями базируется на таких принципах: 1. Доступность всех форм обучения и образовательных услуг. 2. Индивидуализация и адаптация учебных программ с учетом потребностей и возможностей ребенка. 3. Объединение традиционных и инновационных подходов к развитию ребенка. 4. Создание благоприятных условий для социализации, самоопределения и самопрезентации детей.
Этапы развития реакций у родителей Отрицание. Наиболее типичная реакция родителей на поставленный врачом диагноз о наличии у ребенка отклонений в развитии это просто неверие в существование болезни. В основе такого поведения лежит отчаянная надежда на то, что первоначальный диагноз ошибочен. Психологи и педагоги должны сделать все возможное, чтобы помочь семьям не задерживаться в кризисной ситуации и постепенно смириться с мыслью о том, что у их ребенка имеются особые нужды, которые должны удовлетворяться. Гнев. Гнев это тоже одна из наиболее часто встречающихся защитных реакций родителей на раннем этапе осознания ими состояния их ребенка. Обычно она возникает на почве ощущения беспомощности, безысходности и разочарования, как в самом себе, так и в своем ребенке. Специалисты должны уметь смягчить его, например как можно раньше привлечь родителей к работе по оказанию помощи ребенку, познакомить с другими семьями, имеющими детей со сходными проблемами.
Этапы развития реакций у родителей Чувство вины. Неуместное чувство вины это тоже часто встречающаяся реакция родителей на сообщение врача об особенностях их ребенка. Эмоциональная адаптация. Это заключительный этап своеобразной адаптации родителей. Именно на этом этапе родители «умом и сердцем» принимают болезнь своего ребенка, что позволяет им формировать у себя такие навыки, которые помогут им в дальнейшем обеспечить будущее своего ребенка.
11
Агрессивные, конфликтные, демонстрирующие наступающую позицию, они стремятся оправдать собственное невмешательство, родительское бессилие в воспитании своего ребенка: «Мы заняты на работе, у нас нет времени, чтобы заниматься ребенком!»; «Вы же воспитатели, педагоги, это Ваша обязанность учить и воспитывать детей!». ·Родители в позиции растерянности и беспомощности, которые постоянно жалуются педагогу, просят о помощи: «Ребенок нас не слушает, мы не знаем что делать, помогите нам!». На первой фазе общения с такими родителями, необходимо сохранить эмоциональную отстраненность и поддерживать в себе спокойный и охлажденный нейтралитет, т.е. не позволить себе зарядится отрицательными эмоциями этого родителя. Необходимо «продержаться» примерно минут, пока родитель в форме монолога будет высказывать свои претензии или жаловаться на свою беспомощность. В случае с «агрессивным» родителем, нужно стараться выслушивать молча, оставаться спокойной, уверенной в себе, не теряя вежливой доброжелательности. А в случае с «жалующимся» родителем, спокойно киваем собеседнику головой, вставляем нейтральные фразы: «Я Вас слушаю», «Я Вас понимаю…», «Успокойтесь». Почувствовав нашу нейтральную позицию и эмоциональную отстраненность, родитель начнёт «остывать», его эмоции начнут иссекать и гаснуть. В конце концов, он успокоится, в нем будет формироваться психологическая готовность к конструктивному разговору с вами.
Требования современного образования и требования самой жизни диктуют нам необходимость внимательного отношения к личности каждого обучающегося, необходимость разговора об эффективных методах, формах, приемах работы с учащимися, имеющими различные образовательные потребности.
У педагогического совета нет эпиграфа, высказывания, которое аккумулировало бы в себе информацию о теме и предназначении совещания. В конце работы мы подберем те слова, которые могли бы выступить эпиграфом.
Пролог. Теоретический блок.
Личностно-ориентированное обучение предполагает построение индивидуальных образовательных траекторий с учетом субъектного опыта индивида, его предпочтений и ценностей, актуализацию личностных функций учащегося в процессе обучения.
Цель дифференциации процесса обучения — обеспечить каждому ученику условия для максимального развития его способностей, склонностей, удовлетворения познавательных потребностей и интересов в процессе овладения им содержания общего образования.
Основания дифференциации:
- по способностям
- по неспособностям
- по интересам
- по проектируемой профессии
Внутренняя дифференциация — такая организация учебного процесса, при которой индивидуальные особенности учащихся учитываются учителем в условиях обычного класса.
Внешняя дифференциация — такая организация учебного процесса, при которой создаются специальные дифференцированные учебные группы, в которых и осуществляется учет индивидуальных особенностей учащихся.
Самостоятельная практическая работа в группах: охарактеризуйте, как в нашем образовательном учреждении проявляются внешняя и внутренняя дифференциации.
Эпизод 1. Одаренные дети
«Ах, эти мне «wunder kinder»! Сколько я их встречал, и сколько раз обманулся! Так они часто летают праздными и ненужными ракетами! Полетит, полетит, светло и красиво, а там и скоро лопнет в воздухе и исчезнет! Нет! Я уже теперь никому и ничему между ними не верю! Пускай наперед вырастут и окрепнут, и докажут, что они не пустой фейерверк!..»
Так неодобрительно отозвался о вундеркиндах великий человеколюб и педагог Л.Н. Толстой.
Что говорит о вундеркиндах современная наука? Лишь то, что они ничем другим, кроме раннего проявления способностей в определенной области, от других нормальных детей не отличаются. Одаренный ребенок на решение тех задач, которые он перед собой ставит, тратит много меньше времени и сил, чем любой другой, причем положительные эмоции от успеха легко компенсируют энергетические затраты. На специальных испытаниях одаренные дети демонстрируют очень высокие способности лишь в какой-нибудь узкой области.
Учитывая специфику нашего образовательного учреждения, мы должны понимать, какие могут быть сложности при взаимодействии с одаренными детьми.
Остановимся на трагическом примере судьбы одаренного человека. Вашему вниманию предлагается фрагмент фильма о поэте Нике Трубиной «История полета» (воспоминания матери, рассказ Ники о потере тетради, слова А.Лиханова).
Просмотрев этот фрагмент, сделайте вывод о том, как должен работать педагог, сопровождающий одаренных детей, знающий об их типичных затруднениях.
Самостоятельная практическая работа в группах:
- Деятельность учителя по индивидуальному сопровождению одаренного ученика
- Отрицательные проявления личности одаренного ребенка
- Повышенная эмоциональность, возбудимость, чувствительность
- Нетерпеливость
- Преувеличенные страхи
- Склонность к самообвинению, пониженная самооценка
- Предъявление завышенных требований к себе и окружающим
- Недостаточная общительность со сверстниками, трудности в установлении социальных контактов
- Неравномерность развития отдельных способностей и личностных свойств
- Неприязнь к школе, протест против стандартных требований, если они кажутся бессмысленными или не отвечают интересам ребенка
Вариант ответа
Действия педагога
- Тактичное поведение по отношению к ученику. Согласованность действий с его родителями, психологом. Научение приемам саморегуляции. Поддержка
- Нетерпеливость Подробное объяснение логики всех действий. Формирование умения планировать свою деятельность, прогнозировать результат, переключаться с одного вида деятельности на другой.
- Изучение природы страхов. Поощрение успехов. Проведение тренингов. Согласованность действий с его родителями, психологом.
- Поощрение успехов. Проведение тренингов. Согласованность действий с его родителями, психологом.
- Беседа с учеником о терпимости по отношению к другим. Поручение оказать помощь кому-то из товарищей, совместно выполнить какое-либо задание. Поощрение за успехи.
- Формирование терпимости и скромности. Согласованность действий с его родителями, психологом. Ориентирование на различные способы общения с людьми, близкими по интересам.
- Включение в новую по форме и содержанию деятельность, организация взаимодействия с ровесниками в той области, которая одаренному ученику кажется незнакомой или неосвоенной
- Разъяснительная работа. Комментарий к установившимся в обществе правилам и нормам. Проигрывание ситуаций о т обратного.
Эпизод 2. Слабоуспевающие ученики
Лия Соломоновна Славина, советский психолог, ученица Выготского, выделяет следующие группы неуспевающих школьников:
- Дети с неправильным отношением к учению
- Дети, усваивающие материал с трудом
- Дети, у которых не сформированы учебной работы
- Учащиеся, не умеющие трудиться
- Дети, у которых отсутствуют познавательные и учебные интересы.
При этом нужно понимать, что неуспеваемость может носить эпизодический характер: ослаб контроль взрослых, возникли интересы вне школы. Может быть неспособность ученика к определенному предмету, связанная с отсутствием интереса к нему или с конфликтом с учителем.
Безусловно, преодоление неуспеваемости в каждом конкретном случае индивидуально.
Определите универсальные способы деятельности педагога по сопровождению слабоуспевающего ученика.
Самостоятельная практическая работа в группах
Деятельность учителя по индивидуальному сопровождению неуспевающего ученика
Признаки отставания в учении:
- Затрудняется отвечать на вопросы по тексту
- Испытывает затруднения в понимании, запоминании, воспроизведении правил
- Не владеет общеучебными умениями, навыками
Действия педагога
- Повторить объяснение, разбив его на части. Задать вопросы по основным содержательным частям изученного материала, опустив детали
- Выполнить несколько однотипных заданий, постоянно возвращаясь к тексту этих правил или формул. После тренировки воспроизвести их
- Разъяснять назначение данных умений, систематично и последовательно отрабатывать каждое умение, обеспечить алгоритмизацию отработки умений навыков. Давать точные предписания по выполнению элементарных операций и действий в определенной последовательности.
Материалы работы в группах будут обобщены в рекомендации для учителей. Надеемся, что продукт коллективного творчества будет полезен каждому педагогу, что ситуация по итогам четверти и года изменится.
Эпилог.
Внимательно прочитайте предложенные высказывания о детях и деятельности педагогов. Определите для себя, какое их них отражает содержание нашего разговора и тех выводов, которые вы сегодня сделали.
Тупые и неспособные к ученью умы — вещь столь же противоестественная, как чудовищные телесные уродства; но ведь и встречаются они редко. (…) Подавляющее множество детей подает добрые надежды; если все это с возрастом угасает, ясно, что повинна в этом не природа, а воспитание. (Квинтилиан)
Чтобы изменить людей, их надо любить. Влияние на них пропорционально любви к ним. (Иоганн Песталоцци)
Пусть ребенок узнает не потому, что вы ему сказали, а потому, что сам понял; пусть он не выучивает науку, а выдумывает ее. Если когда-нибудь вы замените в его уме рассуждение авторитетом, он не будет уже рассуждать: он станет лишь игрушкой чужого мнения... Жить - вот ремесло, которому я хочу учить его. (Ж.Ж. Руссо)
Уважайте незнание ребенка! Уважайте труд познания! Уважайте неудачи и слезы! Уважайте текущий час и сегодняшний день! Как ребенок сумеет жить завтра, если мы не дадим ему жить сегодня сознательной, ответственной жизнью?. (Я. Корчак)
Ребёнок - это личность, имеющая право на собственное мнение. Конечно, с таким ребенком труднее. Он требует уважения к себе и к тому, что он делает. Ему надо доходчиво объяснить каждое свое действие, потому что он готов отстаивать свое мнение в споре со взрослым. (М. Монтессори)
Кто-то когда-то должен ответить,
Высветив правду, истину вскрыв,
Что же такое - трудные дети?
Вечный вопрос и больной, как нарыв.
Вот он сидит перед нами, глядите,
Сжался пружиной, отчаялся он,
Словно стена без дверей и без окон.
Вот они, главные истины эти:
Поздно заметили… поздно учли…
Нет! Не рождаются трудные дети!
Просто им вовремя не помогли.
(С. Давидович)