Игра для оценки команд "Воздушный шар"
Хочу привести пример еще одной игры из своей практики.
Игру "воздушный шар" использовали для оценки сплоченности и выявления индивидуальных качеств коллектива магазина, т.е. сотрудников, которые работают друг с другом некоторое время.
Цели: научить участников игры принимать коллективные решения в условиях неопределенности, овладеть эффективным взаимодействием, а также обучить сотрудничеству.
Процедуры:
- принятие индивидуальных решений,
- выработка коллективного решения в группах,
- межгрупповое взаимодействие: дискуссия,
- анализ результатов и подведение итогов.
Время: 45 мин.
По завершению игры целесообразно каждой команде сформулировать урок, который следует извлечь на будущее.
Информация для участников игры:
Представьте себе, что вы экипаж научной экспедиции, которая возвращается на воздушном шаре после выполнения научных изысканий. Вы осуществляли аэрофотосъемку необитаемых островов. Вся работа выполнена успешно, и вы уже готовитесь к встрече с родными и близкими. Вы летите над океаном до ближайшего участка суши 500-550 км.
Но произошло непредвиденное: в оболочке воздушного шара по неизвестным причинам образовалось отверстие, через которое выходит газ. Шар начал снижаться. Вы сразу же выбросили за борт все мешки с балластом (песком), которые были припасены в гондоле воздушного шара на этот случай. На некоторое время падение замедлилось, но не прекратилось. Через 5 минут шар стал падать с прежней, достаточно большой, скоростью.
Весь экипаж собрался в центре гондолы, для того чтобы обсудить создавшееся положение. Нужно принимать решение, что и в какой последовательности выбрасывать за борт, чтобы суметь приземлиться живыми.
В гондоле остались следующие предметы:
- Канат- 50 м.
- Аптечка с медикаментами — 5 кг.
- Компас гидравлический - 6 кг.
- Консервы мясные и рыбные — 20 кг.
- Секстант (прибор для определения местонахождения по звездам) — 5 кг.
- Винтовка с оптическим прицелом и запасом патронов - 25 кг.
- Конфеты разные - 20 кг.
- Спальные мешки (по одному на каждого члена экипажа).
- Ракетница с комплектом сигнальных ракет - 8 кг.
- Палатка 10-местная- 20 кг.
- Баллон с кислородом- 50 кг.
- Комплект географических карт- 25 кг.
- Канистра с питьевой водой- 20 л.
- Транзисторный приемник - 3 кг.
- Лодка резиновая надувная- 25 кг.
Задача: принять решение, что и в какой последовательности вы должны выбросить. Сначала каждый участник игры принимает индивидуальное решение. Затем делим аудиторию на команды по 5-7 человек, и каждая команда обсуждает проблемную ситуацию и вырабатывает коллективное решение.
Озвучиваем правила игры:
o Нельзя высчитывать проценты: сколько «за» и сколько «против».
o Нельзя «давить» на партнера («делай, как я сказал!»).
o Желательно с помощью переговоров добиться консенсуса, в случае конфликта мнений - компромисса.
o Высказывать свое мнение может любой член экипажа.
o Количество высказываний одного человека не ограничивается.
o Решение считается принятым только тогда, когда все члены экипажа с ним согласились.
o Если хоть один член экипажа возражает против приятия данного решения, оно не принимается и группа должна искать новый выход или новую аргументацию и технологии убеждения.
o Решения должны быть приняты в отношении всего перечня предметов и вещей.
o При определении значимости предметов и вещей, то есть очередности, с какой вы будете от них освобождаться, нужно иметь ввиду, что выбрасывается все, а не часть (например, все конфеты или спальные мешки, а не часть их).
Время, которое имеется в распоряжении экипажа, неизвестно. Сколько еще будет продолжаться падение, во многом зависит от того, как быстро участники игры примут коллективное решение.
В случае если договориться не удастся - экипаж «погибнет».
После принятия решений в группах начинается их презентация и обоснование, затем в ходе дискуссии вырабатывается наиболее приемлемое решение для сложившейся экстремальной ситуации (в гондоле остаются предметы и вещи для сигнализации о своем бедственном положении и для поддержки физического состояния).
По окончании дискуссии ведущий подводит итоги игры. Для определения эффективности взаимодействия следует обратить внимание на следующие характеристики:
Что способствовало успеху?
Уровень компетентности участников игры. Конструктивность взаимодействия. Культура полемики.
Общность целей (индивидуальных и групповых).
Эффективность использования стратегий взаимодействия (компромисс, уступка, сотрудничество).
Четкая организация обсуждения. Умение слушать партнеров. Желание победить и др.
Что препятствовало эффективной работе команды?
Слабая компетентность в значимости и возможностях обсуждаемых предметов в сложившейся ситуации.
Неэффективные стратегии взаимодействия (соперничество, избегание спора, уступка агрессивным партнерам).
Превалирование личностных целей (провести свою линию, показать себя) над групповыми. Слабое руководство дискуссией со стороны формального лидера или отсутствие такового. Низкая культура спора, слабое владение вербализацией.
Неразвитая эмоциональная культура и др.
ИМИТАЦИОННАЯ ИГРА «ВОЗДУШНЫЙ ШАР»
- научить принимать коллективные решения в условиях неопределенности;
- выработать навыки эффективного взаимодействия;
- обучить сотрудничеству.
Процедуры:
- принятие индивидуальных решений;
- выработка коллективного решения в группах;
- дискуссия;
- анализ результатов и подведение итогов.
Время. 1 учебный час.
Информация для участников игры. «Представьте себе, что вы экипаж научной экспедиции, которая возвращается на воздушном шаре после выполнения научных изысканий. Вы осуществляли аэрофотосъемку необитаемых островов. Вся работа выполнена успешно, и вы уже готовитесь к встрече с родными и близкими. Вы летите над океаном. До ближайшего участка земли 500-550 км. Но произошло непредвиденное: в оболочке воздушного шара по неизвестным причинам образовалось отверстие, через которое выходит газ. Шар начал снижаться. Вы сразу же выбросили за борт все мешки с балластом (песком), которые были припасены в гондоле воздушного шара на этот случай. На некоторое время падение замедлилось, но не прекратилось. Через 5 минут шар стал падать с прежней, довольно большой скоростью. Весь экипаж собрался в центре гондолы для того, чтобы обсудить создавшееся положение. Нужно принимать решение, что и в какой последовательности выбрасывать за борт, чтобы, в конце концов, приземлиться живыми на землю.
В гондоле остались следующие предметы:
1) канат – 50 м;
2) аптечка с медикаментами – 5 кг;
3) компас гидравлический – 6 кг;
4) консервы мясные и рыбные – 20 кг;
5) секстант (прибор для определения местонахождения по звездам) – 5 кг;
6) винтовка с оптическим прицелом и запасом патронов – 25 кг; 7) конфеты разные – 20 кг;
8) спальные мешки (по одному на каждого члена экипажа);
9) ракетница с комплектом сигнальных ракет – 8 кг;
10) палатка 10-местная – 20 кг;
11) баллон с кислородом – 50 кг;
12) комплект географических карт – 25 кг;
13) канистра с питьевой водой – 20 л;
14) транзисторный приемник – 3 кг;
15) лодка резиновая надувная – 25 кг.
Ваша задача – принять решение, что и в какой последовательности вы должны выбросить. Сначала каждый участник игры принимает индивидуальное решение. Затем создаются команды по 5-7 человек (зависит от количества участников игры) и каждая команда обсуждает проблемную ситуацию и вырабатывает коллективное решение».
Правила игры:
- Нельзя принимать решение путем голосования.
- Нельзя высчитывать проценты: кто «за» и кто «против».
- Нельзя «давить» на партнера («делай, как я сказал!»).
- Желательно с помощью переговоров добиться консенсуса, в случае конфликта мнений – компромисс.
- Высказывать свое мнение может любой член экипажа.
- Количество высказываний одного человека не ограничивается.
- Решение считается принятым только тогда, когда все члены экипажа с ним согласились.
- Если хоть один член экипажа возражает против принятия данного решения, оно не принимается и группа должна искать новый выход или новую аргументацию и технологии убеждения.
- Решения должны быть приняты в отношении всего перечня предметов и вещей.
- При определении значимости предметов и вещей, т.е. очередности, с какой вы будете от них освобождаться, нужно иметь в виду, что выбрасывается все, а не часть (например, все конфеты или спальные мешки, а не половина).
- Время, которое имеется в распоряжении экипажа, неизвестно. Сколько еще будет продолжаться падение, во многом зависит от того, как быстро участники игры примут коллективное решение.
- В случае если договориться не удастся – экипаж «погибнет».
Порядок проведения игры. После принятия решений в группах начинается их презентация и обоснование, затем в ходе дискуссии вырабатывается наиболее приемлемое решение для сложившейся экстремальной ситуации (в гондоле остаются предметы и вещи для сигнализации о своем бедственном положении и для поддержки физического состояния).
Дебрифинг. По окончании дискуссии ведущий подводит итоги игры. Для определения эффективности взаимодействия следует обратить внимание на следующие характеристики.
Что способствовало успеху:
- уровень компетентности участников игры;
- конструктивность взаимодействия;
- культура полемики;
- общность целей (индивидуальных и групповых);
- эффективность использования стратегий взаимодействия (компромисс, уступка, сотрудничество);
- четкая организация обсуждения;
- умение слушать партнеров;
- желание победить.
Что препятствовало эффективной работе команды:
- слабая компетентность в значимости и возможностях обсуждаемых предметов в сложившейся ситуации;
- неэффективные стратегии взаимодействия (соперничество, избегание спора, уступка агрессивным партнерам);
- превалирование личностных целей (провести свою линию, показать себя) над групповыми;
- слабое руководство дискуссией со стороны формального лидера или отсутствие такового;
- низкая культура спора, слабое владение вербализацией;
- неразвитая эмоциональная культура.
Для завершения игры целесообразно каждой команде сформулировать урок, который следует извлечь на будущее.
(развитие умения коллективного принятия решений, социометрия)
Ребятам предлагается представить, что все они летят на воздушном шаре, который неожиданно начинает терпеть крушение. Для спасения необходимо постепенно выбрасывать вещи, чтобы долететь до острова. Важное условие: выбор по очередности выбрасывания вещей осуществляется сообща, при согласии всех членов команды. Время на спасение – 20 минут.
Список вещей:
Золото, драгоценности 100гр.
Котлы, миски, кружки, ложки 1 кг.
Ракетница с сигнальными ракетами 5 кг.
Полезные книги про все 12 кг.
Консервы 10 кг.
Топоры, ножи, лопаты 15 кг.
Питьевая вода 10 л.
Аптечка 3 кг.
Винтовка с запасом патронов 10 кг.
Шоколад 7 кг.
Очень большая собака 50 кг.
Рыболовные снасти 0,5 кг.
Мыло, шампунь, зеркало 2кг.
Теплая одежда и спальники 50 кг.
Соль, сахар, витамины 4 кг.
Канаты, веревки 10 кг.
Спирт 10 л.
В дополнение можно продолжить данную игру, обозначив задание – выбрать по очередность выпрыгивания членов команды с целью предотвращения катастрофы.
5.Упр. «Умей сказать «нет»
(развитие навыков настаивания на своем, умения сказать «нет»)
Подросток должен, аргументировано отстаивать свое мнение при групповом давлении, не соглашаться на уговоры, предложения остальных ребят. Ситуации: попробовать наркотик, выпить за встречу, пойти на дискотеку перед экзаменами и т.д.
6.Упр. «Связующая нить» (сплочение коллектива)
С помощью клубка ниток и называния положительных качеств друг друга в кругу, между ребятами образуется «паутина», разматывание которой происходит с помощью пожеланий.
7.Рефлексия.
Занятие № 8 «Лидер и доверие»
Цель занятия – развитие навыков и умений, необходимых дляуверенного поведения и эффективного взаимодействия. Развитие умения поддерживать дружеские отношения с окружающими.
Приветствие.
Называя по имени, к кому обращаемся, произносим фразу: «Здравствуй, лидер!»
Упражнение-разминка «Фью-фью»
Ведущий называет имя участника. По бокам сидящие подносят ближайшую руку от названного к своему уху, машут и говорят «фью», названный так делает двумя руками и говорит «фью-фью» и называет следующего игрока. Темп ускоряется.
Информирование. Название закона – Лидер должен быть в доверии.
Лидер должен знать не только куда направляется, но и эффективно работать с людьми. Для этого он должен обладать сердечностью, энтузиазмом, воспринимать интересы и потребности других. Поэтому лидеру необходимо быть в доверии.
Как приобрести доверие? Что значит быть в доверии? (ответы детей)
Для этого лидер должен помогать людям достичь успеха. Делать все для своей команды, чтоб достичь цель. На больших предприятиях это образование и профессиональная подготовка.
Как вы можете помочь членам своей команды, как командир? (ответы детей)
Лидер должен доверять сам надежным людям. Для общего успеха необходимо взаимное доверие. Человек чувствует свою значимость, если ему доверяют конфиденциальную информацию.
Признавать заслуги любого члена и гордиться достижениями всей команды в целом. Необходимы поощрения, ободрения, отдавать должное успехам всех сотрудников.
Лидер должен уметь держать свое слово. Выполнять обещания. Иначе не будет никакого доверия со стороны окружающих.
Лидер должен быть терпеливым. Вы работаете с людьми, а люди все разные, каждый человек- индивидуальность. Поэтому нельзя «ставить крест» на человеке, пока не исчерпаете все возможности для улучшения отношений с ним.
Лидер должен изучать людей и понимать их.
Для чего это нужно? (ответы детей)
Лидеру это необходимо, чтоб знать способности каждого члена команды, тогда лидер сможет распределять поручения исходя из возможностей и способностей каждого члена команды. Это поможет ему быть уверенным в правильности выполнения задания.
Лидер должен уметь вдохновлять других. От того, насколько хорошо выполняет команда свои функции, зависит его успех.
По ходу объяснения на доске оформляется силуэт человека.
Вывод: Команда, добивающаяся успеха, функционирует как единый организм. Успех лидера зависит от успеха команды.
Чтение фрагментов из наблюдений Свиндолла.
«Гуси, ведущие стаю, сменяют друг друга. Когда устает один из них, он меняется местами с тем гусем, который летит на одном из флангов стаи.
Когда один гусь заболевает или получает ранение, вместе с ним стаю покидают два других гуся, которые сопровождают его, чтоб обеспечить ему помощь и защиту. Они остаются с ним до тех пор, пока он не сможет лететь вновь.
Гуси в стае издают характерный гусиный крик. Тем самым они дают знать остальным, что по-прежнему следуют за стаей и с ними все в порядке. Это крик привлекает внимание лидирующих гусей».
Успех лидера зависит также от его стиля руководства. Мы с вами познакомимся с тремя видами:
Стиль, при котором царит жесткость во всем: дисциплине, контроле. Здесь единовластие и директивное управление – авторитарный стиль управления.
Стиль, при котором вовлекается команда в совместную деятельность, стремление к коллективному управлению. При котором царит взаимопонимание и дружеские отношения- демократический стиль руководства.
Стиль, при котором отстраненность от управления, дело пущено на самотек, свобода действий у подчиненных –попустительский стиль руководства.
Задание: определить к какому стилю какая эмоция подходит (на доске изображения эмоций по видам стилей руководства)
Работа в группах.
Группы выбирают для работы один из видов стиля руководства. Необходимо написать положительные стороны выбранного стиля.
Мозговой штурм.
Каждый высказывает свое мнение. Все предложенные варианты записываются на большом листе ватмана и отбираются наиболее приемлемые.
Упражнение «Травинка»
Все участники встают в круг, плотно прижавшись друг к другу. Любой из участников, по желанию встает в центр и покачивается в разные стороны. Группа придерживает его руками. Так продолжается 1-2 минуты. После этого о рассказывает о своих чувствах.
Рефлексия.
Занятие № 9 «Ключи к успеху»
Цель занятия - стимулирование самомотивации, стремления к самосовершенствованию.
Приветствие «Здравствуй, лидер!».
Упражнение – разминка «Слон-пальма-крокодил».
Участники встают в круг. Ведущий называет одно из слов (слон, пальма крокодил) и при этом называет кого – либо из ребят. Тот, кого назвали при помощи соседних ребят изображает то, что назвали (Слон – участник левой рукой берёт себя за нос, а правую руку просовывает через левую; соседние ребята изображают уши. Пальма – руками делает корни, а соседи изображают ветви. Крокодил – руками делает пасть, соседи изображают ветви.) Затем называет следующего участника и задаёт ему задание.
Информирование: IX закон лидера – Лидер развивает в себе способности руководителя .
Каждый из нас хочет, чтобы его мечты сбывались. А вот, чтобы создать лучшую мечту, вы должны сами стать лучше.
Эффективные лидеры признают тот факт, что развитие способностей к руководству длится всю жизнь. Главное, что отличает успешных лидеров, - это способность создавать и развивать свои умения. Заключение – лидеры непрерывно учатся.
Люди, достигшие успеха, отличаются самодисциплиной , которая позволяет им развивать в себе необходимые качества. Они никогда не останавливаются на достигнутом и не находятся в состоянии покоя. Развитие лидерских качеств – это процесс, который не имеет завершения.
Жизнь может измениться только в том случае, если человек изменится сам.
Каждый лидер создает свой собственный стиль. Развивая в себе качества руководителя, очень важно держать перед мысленным взором ваше видение перспективы, ваши цели и мечты. Люди, знающие, что они намереваются сделать в своей жизни, обладают особой притягательностью. Они излучают позитивную энергию и доброжелательность.
Советы относительно саморазвития:
Сохраняйте уверенность.
Размышляйте о своих прежних успехах как основе будущих побед.
Пример: Бог предлагал израильтянам вспомнить, как Он приказал расступиться водам Красного моря, чтобы прибавить своему народу уверенности в том, что они получат Землю Обетованную.
Лидеры развивают в себе творческий подход к проблема.
Лидеры мотивируют себя к тому, чтобы осуществлять позитивные, ориентированные на достижение цели, действия.
Лидеры способны управлять своим психическим состоянием. Не бойтесь просить помощи. Думайте о хорошем.
Лидер умеет эффективно передавать информацию. Лидерами становятся те люди, которые умеют говорить с людьми. Работайте со своим стилем общения.
Слова являются инструментами, а чем больше у вас инструментов, тем лучше вы можете справиться с работой.
Граф Найтингел
Ваш внешний вид должен быть вашей сильной стороной. Приведите себя в порядок. Внешний вид должен быть вашим преимуществом, а не помехой и источником неприятностей. Какое яблоко вы выберете в магазине – красивое или побитое? Люди всегда ищут лучшее.
Очень важно как себя ведет лидер. Ваше поведение говорит людям о том, контролируете ли вы ситуацию.
Настройтесь на успех.
Лидеры никогда не перестают учиться. Пример: Показательна история о женщине, которая работала учительницей 25 лет. Узнав о работе, которая открывала возможность служебного продвижения, она подала свою заявку. Но вместо неё наняли педагога, который преподавал только год. На её вопрос «Почему её не взяли?», директор ответил: «Мне жаль, но ваш профессиональный опыт не составляет 25 лет. Вы имеете опыт одного года работы, повторенный 25 раз». За время своей карьеры эта учительница никак не усовершенствовала свой опыт.
Задание – составление портрета лидера.
Участники сначала индивидуально составляют вербальный портрет лидера. Затем совместно в ходе обсуждения приходят к единому портрету.
Упражнение «Я-это-Я».
Участники двигаются по кругу следующим образом, они топают сначала правой ногой, затем – левой, потом делают маленький прыжок. Эти движения сопровождают следующую фразу: Я (притопывают правой ногой) – ЭТО (притопывание левой) ИМЯРЕК (подпрыгивание на месте). На выполнение задания дается 2 минуты.
Рефлексия.
Занятие № 10 «Выбор будущего»
Цель занятия - закрепление приобретенных ЗУН, ориентация на их использование в повседневной жизни.
Приветствие «Здравствуй, лидер!»
Упражнение-разминка «Сантики-фантики»
Один участник группы выходит за дверь, в это время выбирается водящий, по команде которого по кругу выполняются разные движения со словами «сантики-фантики, лимпо-по». Задача другого - определить, кто в кругу является ведущим.
Информирование :
X закон лидера – Лидер излучает вдохновляющую силу.
Ребята, что означают выражения «без тебя как без рук», «ты моя правая рука»? А как вы думаете, какой палец на правой руке самый нужный и важный? Конечно, все! Точно так же и у лидера нет наиболее или наименее важных качеств, есть 5 основных, которые обязательно должны присутствовать у лидера: (по ходу объяснения этих качеств на доске составляется рука, где ладонь - X закон лидера, а пальцы – те самые качества)
Лидер знает куда идет
Все двери открываются перед человеком, который знает куда идет.
Лидер обладает энтузиазмом
Энтузиазм подобен пузырькам в лимонаде.
Лидер проявляет решимость.
Лидер никогда не отступает, пока не добьется успеха, не достигнет цели (как почтовая марка, которая держится на письме до тех пор, пока оно не достигнет адресата).
Лидер умеет работать с людьми.
Если лидер проявляет заботу, внимание и любовь к людям, они с легкостью будут прощать вам недостатки. Но если люди поймут, что они для вас безразличны, то будут с осуждением относиться к любым вашим действиям.
Лидер стремится в будущее.
О чем вы чаще всего думаете - о прошлом, настоящем, будущем?
Если вы живете прошлым, то будете склонны к грусти, унынию. Живете настоящем – постоянно будете пребывать в критическом настроении. Думаете о будущем – ваш уровень энергии повышается, отношение к жизни позитивное.
Стержень лидерства – это энергия, а энергия, как правило, порождает энергию. Но лидер не энергетический вампир, а энергетический излучатель и преобразователь.
Но жизнь есть жизнь. И даже самая совершенная машина имеет свойство ломаться. Лидер не вечный двигатель, а человек и порой его энергия иссякает. Тогда на выручку приходят артистические способности: нельзя показывать виду, впадать в уныние. Показывай оптимизм, и он снова вернется.
В заключении можно прочесть стихотворение лидера для лидеров:
Если вы можете держать голову
высоко, когда вокруг теряют
головы, и обвиняют в этом вас…
Если вы можете справиться
с успехом и провалом…
Если вы умеете молниеносно
действовать, и умеете ждать и не
уставать от ожидания…
Если вы можете поставить на
карту все свои победы, и
проиграть, а и начать все сначала,
и никогда не промолвить слова
о своем поражении…
Если вы можете заставить сердце,
мускулы и нервы служить вам долго…
Если вы можете заполнить одну
быстролетящую минуту
шестьюдесятью секундами смысла…
Тогда земля и все на ней – ваше!!!
Упражнение «Самопрезентация» (самораскрытие)
Участники по кругу должны закончить фразу: «Никто не знает, что я…».
Упражнение «Фото в середине» (навыки принятия решений)
В центр круга ребят нужно положить их общую фотографию (например, с первого занятия) и объявить, что она достанется одному-единственному человеку, который может распорядиться ей как пожелает. После этого ничего больше не говорить. Группа должна самостоятельно принять решение, каким-то образом выйти из проблемной ситуации. Обсуждение.
6. Упражнение «Лодка» (сплоченность, принятие группового решения)
Ребятам предлагается покататься всем вместе на лодке (лист бумаги или кусок материала). При этом, они сами должны решить как на ней поместиться, кто будет рулевым, пассажиром, на веслах. Обсуждение.
7. Упражнение «Свеча» (рефлексия, самоанализ)
По кругу передается зажженная свеча, и каждый высказывает свое мнение о прошедших занятиях: Что понравилось, чего не хватало, чему научился и т.д.
По окончанию всей программы «Школы лидеров» рекомендуем провести чаепитие – как доброжелательное завершение совместной работы.
Это упражнение является тестовым и позволяет проверить, насколько эффективно командное взаимодействие.
Упражнение выполняется в мини-группах по 7-9 человек. Разделение на группы может проводиться по любому принципу, например по сезону рождения. Мини-группа садится в круг, берется за руки, все закрывают глаза.
12 ВачковИ. В. Основы технологии группового тренинга. Психотехники: Учебное пособие. М., 1999.
Тренинг командообразованим
II. Сценарий тренинга командообразования для помещений
А) Ведущийзачитываетследующийтекст:
Возьмите друг друга за руки, почувствуйте друг друга. Как хорошо быть в кругу друзей! Итак, мы все сейчас находимся в корзине воздушного шара и отправляемся в путешествие на один из необитаемых островов в Атлантическом океане. Там весной уже тепло, растут ананасы, и не надо оформлять никаких виз: остров-то необитаемый! Короче, вы набрали в этот шар множество полезных вещей, чтобы жить без проблем по крайней мере неделю, а на самом деле - с запасом, и вот вы уже готовы к полету. Вас провожают куча друзей и родственников, хлопоты, объятия, поцелуи, прощания...
Закройте глаза.
Легкое покачивание, и вы отрываетесь от земли. Холодок в груди, а потом ощущение свободы и простор полета... Вот уже не разглядеть лиц людей под вами, дома становятся похожими на детские кубики, дороги превращаются в ниточки - и вы летите под облаками. Вы летите над городами и лесами, ветер силен, и вот уже вы видите синюю полоску от края до края горизонта - это Атлантический океан. Океан неспокоен, вам сверху видны белые барашки волн - но какое вам до этого дело, ваш воздушный шар уверенно несет вас вдаль. И вот уже вдали вы видите маленькую точку - вот остров, куда вы летите! Над островом много птиц, вот уже несколько чаек пролетело совсем близко от вас: может быть, одну из этих чаек зовут Джонатан Ливингстон? Остров уже хорошо виден, вы уже готовы потихоньку снижаться - где-то минут через двадцать вы будете на твердой земле! Какие интересные приключения ожидают вас там!
Но что это? Вы видите, как от горы отрывается какая-то крупная птица и летит прямо навстречу вам! Это - гигантский орел, и он смотрит на вас недобрыми глазами! Может быть, он принял вас за своего соперника? Он делает вокруг вас круг за кругом, потом вдруг взмывает наш шаром, исчезает из поля вашего зрения - и вдруг вы слышите клекот, царапанье чем-то острым по ткани, удары - и шипение.
У вас есть винтовка, кто-то из вас стреляет наудачу - и орел, теряя кровь, на своих широких крыльях начинает медленно скользить в сторону и вниз. Но ваш шар тоже начинает терять высоту. Ваш единственный шанс спастись - долететь до земли, потому что внизу начался шторм и любого пловца просто разобьет об острые рифы и скалы. Долететь до острова - около 20 минут. Но это приблизительно. Может быть, и больше, а может быть, и меньше. Точную цифру вам не скажет даже Господь Бог. Есть шанс спастись, если облегчите шар, освободившись от не самых нужных вещей. Но что выбросить?
Списоквещей(выдаетсякаждомуучастнику)
№ п/п | Содержание упаковок | Вес (объем) | 1 | 2 | 3 |
1 | Миски, кружки, ложки | 4 кг | |||
2 | Ракетница с комплектом сигнальных ракет | 5 кг | |||
3 | Подборка полезных книг про все | 9 кг | |||
4 | Консервы мясные | 20 кг | |||
5 | Топоры, ножи, лопата | 14 кг | |||
6 | Канистра с питьевой водой | 20 л | |||
7 | Бинты, вата, перекись, зеленка | 1,5 кг | |
||
8 | Винтовка с запасом патронов | 20 кг | |||
9 | Презервативы и какие-то лекарства | 0,5 кг | |||
10 | Импортный шоколад | 7 кг | |||
11 | Золото, бриллианты и яркие украшения, побрякушки | 0,4 кг | |||
12 | Очень большая собака | 75 кг | |||
13 | Рыболовные снасти | 0,6 кг | |||
14 | Туалетное зеркало, шило, мыло и шампунь | 1 кг | |||
15 | Теплая одежда и одеяла | 50 кг | |||
16 | Соль, сахар, специи, набор поливитаминов | 2 кг | |||
17 | Плетеный нейлоновый канат | 150 м | |||
18 | Медицинский спирт | 10 л |
204
Тренинг командообразования
Б) Индивидуальнаяработа.
У вас 7 минут на работу. За это время вы должны найти себе ручку и записать свое решение в первой из трех свободных колонок справа. Ранжируете строго индивидуально. Запрещены любые разговоры. За разговоры команда будет штрафоваться. Начинаем работу по моей команде.
В) Команднаяработа.
Ведущий зачитывает инструкцию:
Хорошо это или плохо, но вы в шаре не одни - в шаре вся ваша команда, и кроме вашего мнения, есть мнения другие. Соответственно, вам надо договориться. Во второй колонке вы должны записать командный ранжир выкидываемых вещей. Каждая команда теперь должна выработать свое общее решение, но не голосованием по большинству голосов, а консенсусом, то есть общим, единодушным согласием. Если хоть один человек будет против, решение не принимается.
На принятие общего решения у вас 20 минут. Не уложились в 20 минут - ваша команда падает в океан и всех съедают голодные акулы. Но имейте в виду: если вы прилетите не с тем набором вещей, то ваша жизнь на острове будет грустной и недолгой. Если вы договорились быстрее - это показатель качественной командной работы. Вы будете за это вознаграждены: каждая сэкономленная минута - это одна сохраненная вам вещь.
Ведущий отмечает, за какое время было принято общегрупповое решение, определяется время выполнения задания каждой командой (за каждую сэкономленную минуту команде оставляется еще одна вещь).
Г) Обсуждение.
По окончании игры участники в общем кругу высказываются, кто помогал им принимать решение, а кто мешал, в чем был прав, а в чем ошибался каждый из них.
Л. Сценарий тренинга командообразования для помещений 205
7. УПРАЖНЕНИЕ «ГРУППОВОЙ РИСУНОК»
Упражнение проходит в два этапа. На первом этапе каждому участнику предлагается нарисовать метафорическое изображение себя (в виде образа, символа, знака) в данный момент жизни. На втором этапе участникам выдаются маркеры и лист ватмана. Необходимо нарисовать общий рисунок группы, в котором нашлось бы место всем индивидуальным рисункам участников.
8. РЕФЛЕКСИЯ ПО ДНЮ И ВСЕМУ ТРЕНИНГУ
Рефлексия или обратная связь по всему тренингу отличается большей подробностью. На нее необходимо выделять достаточное количество времени (30-40 минут). Участникам предлагается ответить на следующие вопросы: Самые яркие впечатления Что вы вынесли из тренинга для себя? Как в реальной жизни будете использовать опыт, полученный в тренинге? пожелания, благодарности другим участникам группы и ведущим.
9. РИТУАЛ ЗАВЕРШЕНИЯ ДНЯ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ БазаровТ. Ю. Управление персоналом развивающейся организации. М., 1996. БронштейнМ. Управление командами: Теория и практика построения эффективной команды. М., 2004. ВеснинВ. Р. Основы менеджмента: Учебное пособие. 1999.
Тренинг командообразования
ГаленкоВ. П., СтраховаС. И., ФайбушевичС. И. Как эффективно управлять организацией М., 2001. ДонцовА. И. Психология коллектива. М., 1984. Зинкевич-ЕвстигнееваТ. Д. идр. Технология создания команды. СПб.: Речь, 2002. Зинкевич-ЕвстигнееваТ. Д. Эффективная команда: шаги к созданию. Руководство для тех, кто хочет создать свою команду. СПб.: Речь, 2003. ИльенковаС. Д. Инновационный менеджмент. М., 1997. КапециоП. Команды, которые выигрывают. М., 2005.
КарякинА. М. Командная работа: основы теории и практики. Иваново, 2003. МаксвеллДж. Создай команду лидеров / Пер. с англ. Л. А. Бабук. М., 2003. ПаркерГ., КроппР. Формирование команды: Сборник упражнений для тренеров. СПб., 2002. ПригожийА. И. Современная социология организаций. М., 1995. ПугачевА. В. Организационное поведение. М., 2001. РезникС. Д. Команда менеджера // ЭКО. 1997. № 3. РихтерК. Формирование командного духа // Управление персоналом. 2004. № 10.
Все собираются в круг. Ведущий произносит следующий текст:
Закроем глаза. Представим себе, что все мы летим на воздушном шаре. Под нами океан. Над нами голубое небо. Светит солнце. Рядом друзья. Легкий свежий ветерок. Но вот приближается туча. Начинает накрапывать дождик. Слышны раскаты грома. Страшные птицы летают над нами. Одна из них своим клювом пробивает оболочку шара, и мы медленно начинаем падать.
Открыли глаза. Мы попали в экстремальную ситуацию. На шаре много груза. Впереди – остров. О нем мы ничего не знаем. Если мы выбросим, все вещи сразу, то пролетим мимо острова и утонем. Если ничего не выбросим, то не долетим до острова и тоже утонем. Выход один – мы должны выбросить вещи постепенно, в течение 15 мин.
Перед вами карточки с названием вещей. Каждая карточка-эта коробка. Поэтому, если названия написаны на одной карточке, нельзя выбросить одну вещь, а другую оставить – их можно выбросить только вместе. В первую очередь нужно избавиться от самых ненужных для выживания на острове вещей, в последнюю очередь - от самых нужных.
Но ориентируйтесь и на вес вещей. Главное - в итоге надо выбросить все вещи.
Может возникнуть вопрос – какая разница, что выбрасывать сначала, а что потом, если все равно все вещи окажутся в море? Можно сказать, что чем позже они выбросят вещь, тем выше вероятность, что они ее поймают потом, уже находясь на острове (она будет ближе к берегу). Ведь последнюю выброшенную вещь поймают почти наверняка, а первую точно не поймают. Поэтому порядок выбрасывания вещей все таки важен, т.к. важно, с чем мы останемся на острове.
При выборе вещей, которые вы будете выбрасывать, у вас могут возникнуть разные мнения. В нашей игре есть важное правило : вещь считается выброшенной только тогда, когда все участники согласны с этим решением. Если хотя бы один не согласен, вещь остается на шаре. Если согласны все – карточка сдается ведущему. Помните, что сейчас главное выжить, но потом вам с этими вещами жить на острове и возможно долго. Поэтому не пренебрегайте своим мнением, если считаете не так, как вся группа. Постарайтесь доказать свою правоту, но и не упирайтесь, если не можете доказать, а то протянете время и упадете. Короче говоря действуйте, думайте, 15 мин. ваши. Время пошло.
Список вещей:
ЗОЛОТО, ДРАГОЦЕННОСТИ 300 Г.
КОТЛЫ, МИСКИ, КРУЖКИ, ЛОЖКИ 6 КГ.
РАКЕТНИЦА С СИГНАЛЬНЫМИ РАКЕТАМИ 5 КГ.
ПОЛЕЗНЫЕ КНИГИ ПРО ВСЕ 12КГ.
КОНСЕРВЫ 20 КГ.
ТОПОРЫ, НОЖИ, ЛОПАТЫ 15 КГ.
ПИТЬЕВАЯ ВОДА 20 Л.
АПТЕЧКА 3 КГ.
ВИНТОВКА С ЗАПАСОМ ПАТРОНОВ 30 КГ.
ШОКОЛАД 7 КГ.
ОЧЕНЬ БОЛЬШАЯ СОБАКА 50 КГ.
РЫБАЛОВНЫЕ СНАСТИ 0,5 КГ
МЫЛО, ШАНПУНЬ, ЗЕРКАЛО 2 КГ
ТЕПЛАЯ ОДЕЖДА И СПАЛЬНИКИ 50КГ.
СОЛЬ, САХАР, ВИТАМИНЫ 4 КГ.
КАРАТЫ, ВЕРЕВКИ 10 КГ.
СПИРТ 10 Л.
Упражнение «Лава»
Инструкция: «Вот вы добрались до острова, а на нем происходит извержение вулкана. Спастись можно, только перебравшись на другую сторону лавы (территорию важно ограничить, расстояние между сторонами приблизительно 8-9 м), соблюдая следующие условия. Две команды по 6человек двигаются навстречу друг другу. Задание считается выполненным, когда обе команды оказываются на противоположной стороне. Перемещаться по «лаве» можно только по «огнеупорным» коврикам, двигающимся только в одну сторону. Каждая команда получает по 2 «огнеупорных» коврика размером 25x20 см. Огнеупорность коврики сохраняют только при постоянном контакте с телом или одеждой человека. При отсутствии контакта хотя бы на долю секунды коврик сгорает. Если человек заступает за коврик, вся группа возвращается. Если один из ковриков сгорел, можно продолжать движение, пользуясь оставшимися ковриками».
При выполнении данного упражнения тренеру важно следить за скоростью выполнения упражнения, динамикой отношений в группе и, используя некоторые техники, влиять на развитие группы и процесс прохождения «лавы». Например, если группа оченьбыстро и легко преодолевает препятствие, то можно «выключить» наиболее активных лидеров и организаторов, запретив им разговаривать в ходе выполнения упражнения (это также даст возможность проявиться другим участникам группы), при этом сказанные слова с их стороны становятся равны нарушению правил и, как следствие, ведут к возвращению всей команды в начало задания. Если же команда действительно долгое время боролась, чтобы преодолеть препятствие, то можно слегка подыграть и мягче судить незначительные нарушения правил.
Темы для обсуждения:
что чувствовали по ходу выполнения упражнения;
что помогало, что мешало справиться с заданием;
как можно улучшить взаимодействие в команде в следующий раз;
каким искусством вы овладели в этом упражнении.
Упражнение «Фотограф и фотоаппарат»
Инструкция: «Вы преодолели препятствия и оказались в прекрасной части острова. Вам захотелось сделать несколько замечательных фотоснимков. Сейчас необходимо разбиться на пары и условиться, кто в паре будет партнером А, а кто - Б. Партнер А становится «фотографом», Б - «фотоаппаратом». Задача А поводить Б с закрытыми глазами по залу и сделать три интересных «снимка». Для этого А должен подвести свой «фотоаппарат» к тому месту, которое он хотел бы «сфотографировать», остановиться и легко нажать Б на плечо. Почувствовав это, Б должен на секунду открыть глава и как бы «сфотографировать» то, что увидит. Когда сделаны три кадра, Б открывает глаза и «проявляет пленку»: показывает и рассказывает А, где были сделаны «фотографии» и что «попало в кадр». После этого партнеры меняются местами. Важно обратить внимание участников на то, что с партнером, играющим роль «фотоаппарата», можно разговаривать, но сам он не говорит. Во время выполнения упражнения тренер следит за безопасностью участников.
Темы для обсуждения:
что чувствовали;
в какой роли было наиболее комфортно и почему;
легко ли было довериться другому, что этому мешало;
каким искусством овладели в этом упражнении.
Упражнение «Ядовитая лиана»
Инструкция: «Наша фотосессия завела нас в джунгли, где просто так не пройти. Необходимо преодолеть ядовитую лиану. Ее невозможно обойти, любое касание лианы приводит к возвращению всей команды обратно. Вы видите, что треугольником, на уровне вашего пояса, натянута веревка - это «ядовитая лиана», в процессе упражнения нельзя касаться ее ни телом, ни одеждой, при прикосновении команда возвращается обратно. Вся команда попадает внутрь этого треугольника. Задача: выбраться из него. Выбираться можно с двух сторон треугольника (то есть команда разбивается на две группы), выбравшиеся участники могут помогать другим, даже из другой группы. Время не ограничено».