Доброго времени суток! Вопрос для бывавших в Швейцарии и пользовавшихся местными ж/д.
1. Где целесообразнее приобрести Swiss Pass? По прилету в а/п Цюриха или в Москве в агентстве.
2. Можно ли заплатить за билет на поезд в кассе вокзала кредитной картой Visa?
3. Пользовался ли кто-нибудь Swiss Pass для получения 50% скидки на подъемники и высокогорные фуникулеры и ж/д? Насколько пунктуально предоставляют скидки и как они требуют оплачивать проезд ребенка 3,5 года (если он вообще оплачивается).
Спасибо!
Всегда уже более 5 лет покупаю Half Fare Ticket в аэропорту по прилету одновременно с покупкой билетов до места сразу с 50% скидкой. Оплачивали и наличкой и картой - никаких проблем, хоть виза, хоть мастеркард. Билеты именные, но паспорт никогда никто не спрашивал. На подъемниках скидка действует, но не на всех. Например, в Лейкербаде на больших подъемниках действовал, а на учебном - нет. Ребенок до 16 (точно верхнюю планку не помню)вместе с родителями путешествует бесплатно. Скидка действует как на первый, так и на второй класс вагона. Информация этого, ноябрь. На сайте SBB (www.sbb.ch) можно купить электронный билет, но я еще не пробовала это делать.
Скидки если действуют, дают как часы, хоть фуникулер, хоть автобус, летом действует и на кораблики. Да вы сами можете рассчитать свой маршрут на сайте SBB. Если указана цена со скидкой, значит так и будет. Кстати поезда и автобусы также ходят как часы. У нас случилось только 1 опоздание на 5 минут за все наше пребывание.
Спасибо господа и дамы за оперативные ответы!!!
2 Люся: я как раз забронировал себе отель в Лейкербаде. Если Вы там бывали, поделитесь впечатлениями..(гора Gemmi или может еще куда подняться в тех краях) Жаль я на лыжах не катаюсь, я так понимаю, там прекрасные условия для этого вида спорта.
и еще. планирую на денек отъехать в Церматт, забраться на Маттерхорн или Горнеграт.. что посоветуете? На Маттерхорн есть дворец ледяной, как впечатления от посещения?
Спасибо!
Цитата:
А это разве Swiss Pass? Вроде как Swiss Pass (и все другие его разновидности - а их несколько) продается только ВНЕ территории Швейцарии.
Андрею:
Какой вы отель забронировали в Лейкербаде и на какое время? Я буду в Линднер Альпентерм с 30 декабря по 11 января. и летим мы в Цюрих. В Церматт можно съездить из Лейкербада, интересная поездка, единственное тяжело в один день. т.к. дорога в один конец 2,5 часа, поэтому в один день не получится на Маттерхорн и Горнеграт, просто не успеете вернуться. т.к. последняя электиричка Церматта в Лейкербад в 16.30. Есть еще вариант - поехать туда на такси. Одна местная контора предлагает тур за 400 CHF за минивэн (7-10 чел.). если наберется желающих, то неплохо по деньгвм получится. Хорошо съездить в Сьон погулять и по магазинчикам прошвырнуться. если в отеле нет бассейна, то хорошо сходить в Бюргербад в термы. Можно подняться на Гемми, на Торент, прогуляться до ресторанчика в Бодмене, сходить к замершему водопаду. В Лейкербаде много мест для пеших прогулок. Мы с мужем тоже не катаемся, только дети. Но уматываемся за день будь здоров. мы ездили даже в Берн погулять на день.
Разобралась, зайдя на сайты SBB
http://mct.sbb.ch/mct/reiselust/int-gaeste.htm
и swisstravelsystem . Скидочные билеты в соответствии с swisstravelsystem бывают 7 видов:
1. Swiss Pass
2. Swiss Flexi Pass
3. Swiss Youth Pass
4. Swiss Transfer Ticket
5. Swiss Card
6. Swiss Half Fare Card
7. Swiss Travel System-Familienkarte
Мы говорим о разных билетах - 1. Swiss pass дает право на БЕСПЛАТНЫЙ проезд (горные дороги со скидками), а 6. Swiss Half Fare Card - 50% СКИДКУ на проезд. Остальные из этих 7 видов тоже предназначены для разных ситуаций проезда со скидками.
При этом разные виды этих 7 билетов и покупаются в разных местах. Swiss pass можно купить только ВНЕ территории Швейцарии (продают преимущественно турфирмы) и в on-line shop, а Swiss Half Fare Card продает большинство вокзалов, турфирмы и также on-line shop. Так что на вокзале в Цюрихе Swiss pass купить нельзя.
Для интересующихся - где можно купить все эти виды скидочных билетов на территории России:
Мы в Швейцарии использовали Swiss Flexi Pass - выбирали нужные дни из 2 недель нашего путешествия.
Не вынесла душа поэта:)).
Цитата:
Кто Вам это сказал? Сколько не ездил в Швейцарию, СвиссПасс покупал на месте (конкретно, в информационном центре вокзала Корнавэн). Аналогичный видел в аэропорту Женевы и на вокзале Цюриха. Так что, это
Цитата:
мягко говоря, недостоверно.
Цитата:
Полностью согласен. Плюс еще 40 мин. что на Горнеграт, что на Кляйн Маттерхорн. Нужно выбрать что-то одно.
Андрею:
Если вы собираетесь ездить из Лёйкербала каждый день, то тогда имеет смысл брать СвиссПасс, если только несколько раз - то Флекси. Это все просчитывается на сайте, который вам Люся указала (http://www.sbb.ch/).
До Цермата вряд ли будет перекрыта, т.к. сам Церматт находится на высоте 1600 метров. Должно что-то жуткое случиться, чтобы дорогу на Церматт перекрыли.
Что касается билетов: По-моему Swiss Pass достаточно дорогое удовольствие. Халф тикет стоит 99 CHF и отбивается сразу при покупке трансфера ап-отель ап, если конечно вы не останавливаетесь в Женеве. Как вы сказали Андрей. что будете в Лейкербаде, то сразу все и отыграеете и далее будете ездить с 50% скидкой. наездить 300 франков на одного - это вам тяжеловато будет. не отдых, а сплошные хоть и классные но электрички.
и еще 2 Андрей: сейчас в Цермате на Кляйн Маттерхорне - стройка, строят отель и большую панораму (мы были там в ноябре этого года). кататься можно, а если просто посмотреть, то краны слегка портят вид. Но с горнеграта нет такой панорамы, как на Кляйн Маттерхорне. просто завораживает сам вид Маттерхорна снизу из деревни. на высоте 1600 этот 4-х тысячный Зуб смотрится просто фантастически. открыт музей в леднике, и еще они сделали что-то вроде ледяного отеля, где все из льда. Сайт Церметта - www.zermatt.ch. Сайт Лейкебада www.leukerbad.ch. Лойкербад конечно попроще будет. Но если подняться на Gemmi, то в хорошую погоду видна вся панорама Монте Россы. Мы выезжали с горы по погоде, если у нас туман и снег, то с другой стороны Роны как правило все наоборот. Также и в регионе ЮнгФрау.
Цитата:
Прежде чем обвинять меня в недостоверности, уважаемый поэт - зайдите на швейцарский сайт
http://www.swisstravelsystem.ch/Fahrausweise.16.0.html
А покупать Вы могли на вокзале ДРУГОЙ вид скидочного билета (их 7), доступный для покупки на территории Швейцарии.
Кстати, такая система не только там - в Японии тоже нельзя покупать подобные билеты на территории Японии, только ВНЕ. Тоже будете обвинять меня в недостоверности мягко говоря? :)
Цитата:
|
Swiss Pass, Swiss Flexi Pass и Swiss Youth Pass можно приобрести на большинстве крупных железнодорожных станций Швейцарии. Билеты Swiss Transfer Ticket продаются только за пределами страны, Swiss Cards на границе и в железнодорожных кассах в аэропортах, Swiss Half Fare Card доступен на большинстве станций в Швейцарии и в турагентствах. Также все эти билеты можно купить on-line Ticket Shop на сайте SBB.
Цитата:
Люся, а что там за стройка? Оттуда и так вид не самый выигрышный, а если еще и краны((. Я тогда народ лучше на Ротхорн повезу (Горнеграт не предлагать). А ледовый дворец можно и на Юнгфрау посмотреть: они все одинаковые.
Большое спасибо всем за столь детальные разъяснения! Технологией сбора и обработки информации я, в общем и целом, владею. Просто не был в Швейцарии ни разу, и еще с немецким беда... вот и решил бывавших в тех краях побеспокоить...
2 Люся: я в Лейкербаде буду с 19 по 26 февраля 2008 года, так что шансов встретиться именно там немного... а отель, разумеется, Линднер..это лучшее соотношение цена/качество (за 221 доллар в сутки ничего подобного я не нашел).
На самом деле, я тоже лечу в Цюрих, по прилету сразу в Люцерн, т.к. там отличные отели предлагаются за крайне разумные деньги (для примера Monopol 4* напротив центральной станции стоит 160 долларов за Dbl). Из Люцерна хочу на панорамном экспрессе прокатиться в Берн, на "простой электричке" сгонять в Цюрих, ну и запланировал я все это (в том числе и Люцерн посмотреть) под 2 ночи проживания там, а вот потом Лейкербад. Ну и напоследок ночьку в Женеве, что бы на самолет рано утром из Лейкербада не нестись "сломя голову", да и осмотреться в Женеве и по набережной пройтись как то тоже хочется...
единственное обстоятельство, которое меня несколькко тревожит - это спиногрыз 3 лет и 8 месяцев отроду, взятый с собой...хотя он весьма самостоятельный юноша, и в свои годы повидал Доминиканскую республику, Болгарию, Турцию(трижды)...думаю освоится..
Опять 2 Люся: Вы как человек, имеющий собственный опыт посещения Лейкербада, просветите по уровню цен в тамошних ресторанах. В каких кормят вкуснее, и вообще по ценам просветите немного. Насколько я со своим немецким разобрался, картина такова: среднее горячее 20-25CHF, салат или суп 5-18CHF, десертик или фрукты 5-15CHF, чай, кофе, сок, вода 2-5CHF
Прав я или несколько заблуждаюсь?
В 2013 году Швейцарские федеральные железные дороги - так звучит их официальное наименование - перевезли 366 миллионов пассажиров. Это очень впечатляющая цифра. Ведь население самой Швейцарии по состоянию на 30 сентября 2014 года составило чуть более 8,2 миллиона человек. Железные дороги Швейцарии имеют самую густую сеть в Западное Европе. А швейцарские поезда - одни из самых надежных и комфортабельных в мире. Общая протяжённость железнодорожной сети Швейцарии по состоянию на 2013 год составляет 3 033 километра. Здесь же расположена самая высокая железнодорожная станция Европы: станция «Юнгфрауйох» на высоте 3 454 м на территории Бернского Оберланда.
Как создавались железные дороги Швейцарии
Первый участок железной дороги, который проходил только по швейцарской земле, был построен в 1847 году и соединил города и Баден. Настоящий железнодорожный бум начался после принятия «Закона о железных дорогах» в 1852 году. Данный закон устанавливал, что железные дороги могут строить и эксплуатировать частные лица либо кантоны.
Огромную роль в этом сыграл Альфред Эшер — швейцарский политик, фабрикант и первопроходец в области железнодорожного строительства. «Закон о железных дорогах» он по праву мог назвать своим детищем. Строительство Готардской железной дороги - одно из главных его достижений.
Горная Сен-Готардская железная дорога, протяженность которой составляет 274,2 км, пересекает центральный массив Швейцарских Альп и соединяет итальянские железные дороги со швейцарскими и немецкими. Кроме того, Эшер был одним из основоположником кредитного банка «Schweizerische Kreditanstalt». На сегодняшний день это всемирно известный банк «Credit Suisse».
Не удивительно, что памятник Альфреду Эшеру, открытый 22 июня 1889 года, стоит на почетном месте - на привокзальной площади . При этом пассажиропоток вокзала в Цюрихе составляет приблизительно 400 000 человек за рабочий день.
Создатели «Закона о железных дорогах» явно исходили из благих намерений. Однако в результате началась безжалостная конкурентная борьба. В результате которой, о своем банкротстве в 1861 году объявила сначала Швейцарская восточно-западная. А в 1878 - Швейцарская национальная железная дорога. Данные события повлияли на точку зрения как парламентариев, так и простых граждан.
Требования о национализации железной дороги становились все громче. В результате всенародного голосования 20 февраля 1898 года было объявлено о национализации пяти «выживших» частных железных дорог. 1-е января 1902 года стало днем рождения SBB: так выглядит сокращение от «Schweizerische Bundesbahnen» — Швейцарские федеральные железные дороги - на немецком языке.
Железные дороги Швейцарии сегодня
На швейцарских поездах вместе с логотипом железных дорог на немецком можно увидеть также сокращение CFF-FFS — от французского «Chemins de fer fédéraux suisses» и итальянского «Ferrovie federali svizzere», что лишний раз подчеркивает многоязычность Швейцарии.
С 1 января 1999 года SBB преобразованы в открытое акционерное общество, 99 % акций которого принадлежат государству. Сеть железных дорог Швейцарии полностью электрифицирована, по состоянию на 2013 год количество сотрудников SBB составило свыше 30 000 человек. До 2005 года в швейцарских поездах были вагоны для курящих и некурящих. 11 декабря 2005 года - вместе с изменением расписания движений поездов - курить запретили везде.
Поездка на швейцарском поезде - это, прежде всего, комфорт. Это удобные, мягкие сидения, большие панорамные окна, чистые туалеты, работающие без перебоев кондиционеры, розетки для мобильных устройств. В большинстве скорых поездов есть вагон-ресторан и мобильный мини-бар: сотрудник SBB катит по проходу тележку и предлагает пассажирам напитки - чай, кофе, минеральная вода, кола, пиво, а также сандвичи, сухарики и чипсы.
Между основными городами Швейцарии скорые поезда курсируют в среднем два раза в час. Кроме того, здесь есть также поезда пригородного сообщения «S-Bahn», то есть попросту электрички. При этом цена на все виды поездов стандартна. И цена это достаточно высокая. Так, 11-тиминутная поездка 1-м классом в один конец из на вокзал Цюриха обойдется Вам в 10.80 франков. А за поездку из Цюриха в Берн 1-м классом туда и обратно придется выложить 176 франков, та же поездка 2-м классом стоит ровно 100 франков.
Билет на поезд в Швейцарии надо покупать в билетной кассе или в билетном автомате, кондуктора в поездах билеты сейчас не продают, хотя раньше такое практиковалось - за доплату в 5 франков. Поездка без билета обойдется Вам минимум в 80 франков, а Ваши персональные данные будут храниться в центральном компьютере SBB 2 года. 2-ая безбилетная поездка обойдется уже в 120, а третья - в 150 франков. Так что лучше покупать билеты вовремя и наслаждаться комфортабельной поездкой.
Типы поездов в Швейцарии, бронирование билетов, расписание, маршруты
В Швейцарии есть различные типы поездов. Национальной железнодорожной компанией является SBB (Schweizerische BundesBahn). Расписание и маршруты этой компании можно узнать на официальном сайте .
Региональные поезда в Швейцарии
Основная железнодорожная сеть в Швейцарии состоит из следующих региональных и междугородних поездов:
- RegioExpress поезда связывают региональные направления с более крупными швейцарскими городами
- Regio поезда связывают местные города
- InterCity поезда связывают основные города, такие, как швейцарские Базель и Женева
- InterRegio поезда связывают Цюрих и Женева с городами по всей Швейцарии. Эти поезда делают больше остановок, чем междугородние поезда
- S-Bahn (пригородные поезда) — это сеть поездов, которая работает в самых крупных городах
Международные скоростные поезда в Швейцарии
Международные высокоскоростные поезда
- ICE связывают Швейцарию, Германию и Нидерланды
- RailJet связывает Цюрих с Веной (Австрия).
- EuroCity связывает Цюрих, Базель и Женеву с Миланом (Италия)
- TGV связывает Цюрих, Базель и Женеву с Парижем (Франция)
Рассмотрим подробнее маршруты этих поездов.
Высокоскоростной поезд ICE
ICE (InterCity Express) — это скоростной поезд, который соединяет все крупные города в Германии. Он едет с о скоростью до 300 км/ч и является одним из самых быстрых способов передвижения между такими городами, как , Гамбург и Кельн. ICE имеет международные связи в Дании, Нидерландах, Бельгии, Франции, Швейцарии и Австрии.
Если вам нужен самый быстрый поезд, обратите внимание на поезд ICE Sprinter . Это последнее поколение ICE поездов, которые совершают перевозки ежедневно в течение часа пик и делают меньше остановок, чем обычные поезда ICE.
Бронирование билетов на поезд ICE
Бронирование высокоскоростных поездов ICE является обязательным. Бронировать билеты можно за 3 месяца до даты поездки. Официальный сайт, где можно осуществить бронирование
Маршруты поезда ICE
На карте представлены все города, которые соединяет железнодорожная сеть ICE. Помимо Германии, в маршрут поезда входят такие страны как Австрия (Вена, Инсбрук), Бельгия (Брюссель, Льеж), Дания (Копенгаген, Орхус), Франция (Париж), Нидерланды (Арнем, Утрехт, Амстердам) и Швейцария (Цюрих, Интерлакен).
Удобства и услуги в поезде ICE
- Кондиционер
- Детская игровая площадка
- Кафе-бар
- Удобства для инвалидов
- Розетки
- Ресторан / бистро
- Видео экраны
- Wi-Fi интернет
Высокоскоростной поезд ICE
Высокоскоростной поезд ICE
Скоростной поезд Railjet
Railjet — это один из самых современных и роскошных поездов в Европе. Его маршруты действуют в основном в Австрии, и связывают ее с Германией, Швейцарией, Венгрией и Чешской Республики. Скорость движения Railjet поезда до 230 км/ч. С такой скоростью вы можете доехать из Вены в Будапешт всего за 2,5 часа. Компания Railjet предлагает максимальный комфорт — эргономичные сиденья, бесплатный Wi-Fi, большой выбор еды в меню, развлечения для детей.
Маршруты поезда Railjet
На карте представлены маршруты поезда Railjet. Он соединяет следующие города:
Маршруты скоростного поезда Railjet
Бронирование билетов на поезд Railjet
Бронирование можно осуществить на официальном сайте австрийских железных дорог
Удобства и услуги в поезде Railjet
- Кондиционер
- Детская игровая площадка
- Удобства для инвалидов
- Газеты / журналы
- Розетки
- Ресторан / бистро
- Видео экраны
- Wi-Fi интернет
* Услуги могут отличаться в зависимости от поезда и маршрута. Но во всех поездах есть розетки для зарядки мобильных устройств, а так же бесплатный Wi-Fi.
Ресторан в поезде Railjet
Скоростной поезд Railjet
Скоростной поезд Railjet
Скоростной поезд TGV
TGV — это высокоскоростной поезд, маршруты которого лежат по всей Франции и за ее пределами. На нем возможно путешествие из романтического Парижа к берегам Средиземного моря.
Маршруты поезда TGV
Маршрутная сеть поездов TGV достаточно широка, вы можете увидеть ее на карте. Это лишь основные соединения:
Маршруты высокоскоростных поездов TGV
Бронирование билетов на поезд TGV
Предварительное бронирование билетов на поезд TGV является обязательным. Вы можете осуществить бронь на сайте .
Удобства и услуги в поезде TGV
- Кондиционер
- Детская игровая площадка
- Удобства для инвалидов
- Газеты / журналы
- Розетки
- Ресторан / бистро
* Услуги могут отличаться в зависимости от поезда и маршрута.
Скоростной поезд TGV
Салон поезда TGV 1-й класс
Ночные поезда в Швейцарии (внутренние и международные)
Международные ночные поезда
Ночные поезда соединяют Швейцарию с Австрией, Германией, Венгрией, Голландией, Чехией, Сербией и Данией.
Поезд City Night Line
City Night Line (CNL) предлагает одну из самых широких ночных сетей по всей Европе. Зачастую путешественники выбирают ночные поезда для экономии времени в поездке.
Маршруты поезда City Night Line
Поезд City Night Line
Поезд City Night Line
Путешествие по Швейцарии на поезде можно превратить в незабываемое, если осуществить его на .
А на самом деле - это мой самый интересных опыт перемещения по стране на обычных пассажирских поездах, где практически каждая электричка - это панорамный кинотеатр, где показывают зеленые луга, заснеженные вершины, ослепительные ледники и дремучие леса. Мимо проносятся ручьи и озера, дороги и тропинки, подвесные мостики и многоуровневые эстакады автобанов. И самое главное, абсолютно не успеваешь устать! Страна совсем небольшая и перемещение на поезде занимает всего несколько часов, зато эмоций в памяти сохраняется на долгие годы.
Давайте посмотрим с вами на небольшой кусочек того, что можно увидеть из окна поездов в Швейцарии. Я не ездил на туристических панорамных экспрессах, я просто перемещался по стране на поездах и электричках, но увиденное настолько превзошло мои ожидания, что я могу сказать однозначно - Швейцария - это не страна, где нужно брать автомобиль в прокат, здесь нужен только железнодорожный проездной rail pass!
Швейцарские федеральные железные дороги, SBB-CFF-FFS - государственная железнодорожная компания.
Это более 1600 локомотивов, более 4000 пассажирских вагонов, более 13000 грузовых вагона!
И все это в такой маленькой Швейцарии, стране, которая даже не имеет выхода к морю.
Легендарные часы Швейцарских Железных Дорог. Этот дизайн не смогла превзойти даже Apple, выпустившая iOS7, в интерфейсе которой была копия этих часов. Это закончилась судебным иском, в котором Applу проиграла железнодорожной компании!
Всего 30-40 минут от Цюриха в сторону Сант-Морица. На это невозможно смотреть спокойно! Это просто картинка из окна электрички:
Крутая реклама национального парка, которому исполняется 100 лет.
Кстати, интересный факт, который меня очень удивил - оказывается в Швейарии всего один (!) национальный парк, который так и называется Swiss National Prak. Еще два в статусе кандидата в нацпарк, процедура их преобразования в нацпарки растягивается на 5-10 лет, все очень демократично и с процедурой голосования в несколько этапов. Против - местные рыбаки и охотники:)
Меня всегда удивляет, насколько удобно все виды транспорта взаимосвязаны между собой и объединены в одну транспортную систему.
В цивилизованных странах я уже не могу без мобильного интернета, я даже начал пользоваться автобусами в новом и абсолютно незнакомом городе, благодаря гугл-картам и пешеходным маршрутам к автобусной остановке, которые строит приложение. Раньше пользовался только метро, так как вникать в бумажную карту автобусных маршрутов скучно и долго.
Очень удобное приложение для айфона у Швейцарских Железных Дорог, удобно составлять маршрут и автоматически его экспортировать в календарь:
Всем пассажирам должно быть хорошо видно горы!
На столике (которая является крышкой урны) - карта маршрута:
Я ехал на электричке, часть пути следования также включена в маршрут Bernina Express. На всем его протяжении (67км) встречается 42 туннеля и крытых галереи, 144 виадука и моста.
И все эти 67км - объект ЮНЕСКО!
Конечно лучше фотографировать красный фотогеничный состав на фоне зеленой листвы летом или белого снега зимой со стороны, но находится внутри очень кайфово!
Это вагон Glacier Express, к сожалению, здесь не открываются окна. Я ехал в нем вечером, когда состав перегоняли и он был встроен в расписание как обычная электричка.
Это скоростной интерсити поезд:
Туалет в двухэтажной электричке:
В общем слова здесь лишние... Это стоит посмотреть и обязательно нужно попробовать! И здесь не нужна спешка. Берите rail pass и просто катайтесь по самым интересных участкам страны.
Практическая информация:
Если вы любите железные дороги, то информационным сайтом номер одby для вас должен стать Seat61. По всем странам самая подробная информация, очень практически применимая, со всеми "явками и паролями" и все на одной странице по каждой стране.
Активный любитель путешествовать Лёвик , родившийся в Москве, но переехавший жить в Нью-Йорк, рассказывает о своей романтичной любви к железным дорогам:
Сегодня поговорим о поездах в Швейцарии. Я большой фанат железных дорог, для меня вокзалы, перроны и локомотивы с детства складываются в романтику путешествия, которую не способен воспроизвести никакой авиатранспорт. Иногда из-за этой романтики я пускаюсь на странные авантюры - например, было дело я потрясся всю ночь в старом азиатском вагоне вместо получасового перелета. Но кататься на швейцарских поездах - одно удовольствие, это быстро, красиво и удобно.
А главное - это почти всегда по расписанию, в отличие от соседней Германии, чьи железные дороги меня разочаровали .
За мной можно заметить постоянное нездоровое восхищение японской железнодорожной системой. Я до сих пор считаю, что в вопросе рельсового транспорта японцы впереди планеты всей, однако швейцарцы от них не так сильно отстали.
(Всего 48 фото)
Вся страна тщательно покрыта паутиной железнодорожных путей:
На этой карте желтые линии обозначают автобусные маршруты. А красным отмечены железные дороги. Большинство поездов в стране принадлежат государственной ж/д компании с красивым именем SBB CFF FFS.
SBB CFF FFS - девять согласных букв, которые можно встретить по всей стране. Это сокращение названия, означающего «Швейцарские федеральные железные дороги», на трех главных государственных языках: немецком, французском и итальянском. Каждые три буквы представляют собой аббревиатуру одних и тех же слов на отдельном языке. (Четвертый официальный язык страны, романшский, в официальном названии не используется, иначе к надписям пришлось бы добавить еще VFS.)
Все надписи по системе тоже дублируются на трех главных языках, а еще на английском. Так что можно не бояться что-то не понять и проворонить. Популярные города тоже объявляются в том числе и на английском.
Если у швейцарских поездов и есть хоть какой-то недостаток, то это их дороговизна. Билет между не столь далекими городами может стоить около 50 долларов. Надо проехать через всю страну? Это уже будет 100 долларов или дороже.
К счастью для нас, туристов, в стране есть железнодорожный (и не только) абонемент, называется Swiss Travel Pass. Он продается на 3, 4, 8 и 15 дней и покрывает поездки на большинстве транспорта по всей Швейцарии. Его можно купить в первый или во второй класс. Взрослый абонемент второго класса стоит от 216 франков (за три дня) до 458 (15 дней). Как видите, он становится более выгодным, если брать его на более долгий срок. Абонемент можно купить в железнодорожных кассах (включая аэропорты Цюриха и Женевы), он дает право бесплатного проезда на поездах, городских системах общественного транспорта.
Короче, если вы планируете поездку, в которой надо будет немало передвигаться по стране, советую вам приобрести этот абонемент. Он не то чтоб дешевый, но в итоге выходит дешевле, чем отдельно взятые билеты. Плюс вы еще и кучу времени сэкономите, так как не надо будет каждый раз стоять в очередях в кассы, а можно спокойно прыгнуть в следующий поезд в нужном направлении.
Все маршруты поездов есть в гугл-картах, так что найти поезд до нужной станции не составит труда. Еще компания SBB CFF FFS выпустила отдельные приложения для телефонов, которые тоже позволяют планировать маршрут (есть версии для Android и для iOS).
Исключением из этого абонемента являются различного рода подъемники на вершины гор. На них нужно покупать билеты, однако держатели Swiss Travel Pass получают скидку в 50%. Высокогорный трамвайчик в Церматте и гондолы в чудесной долине Лаутербруннен входят в эту категорию транспорта.
Главное, если вы купили Travel Pass второго класса, не перепутать, и не сесть по ошибке в первый. Классы различать несложно: на каждом вагоне у входа написана белая цифра «1» или «2».
Как и у соседей-немцев, в Швейцарии большинство междугородних поездов двухэтажные. Красно-белая гамма - фирменный стиль для составов, принадлежащих SBB CFF FFS.
Я в первом классе не ездил и вам не советую - без соответствующего билета. И вообще без билета здесь лучше не кататься - почти в каждой поездке за неделю мне попадался контролер, который внимательно проверял все билеты. Здесь активно борются с зайцами.
Столик раскладывается, чтобы было удобно садиться и вставать, но при желании можно увеличить его площадь, чтобы поставить ноутбук.
Даже в вагонах второго класса есть возможность подзарядиться, правда, тут розетки не расположены на остроумный швейцарский лад.
Вообще, что очень радует в этих поездах, это разнообразие конфигураций сидений. Швейцарцы понимают, что у разных пассажиров есть разные потребности. Кто-то хочет тихо работать, кто-то - смотреть в окно в одиночестве, а кто-то - общаться дружной компанией. В швейцарских поездах для всех этих людей найдется свое место. Вот, например, на фото - часть вагона, подходящая для больших тусовок (это тоже 2-й класс).
Я не раз наблюдал, как такую занимали веселые группы подростков, которые, кстати, спокойно разъезжают из одного города в другой без присмотра взрослых. Этим ребятам на вид было лет 13.
Для пассажиров помоложе в поездах есть специальные игровые зоны. Родители могут отвести туда своих детей, чтобы тем не было скучно во время долгих поездок. Это хорошо для всех: ребенку весело, родителям не надо выдумывать, чем бы его занять, а пассажирам в остальных вагонах спокойно.
Давайте немного посмотрим на вокзалы и станции, ведь они тоже сильно влияют на общее ощущение от железнодорожной системы. На фото главный вокзал Цюриха - огромное здание с высокими сводами, под которыми вывешивают работы скульпторов. Здесь еще несколько подземных уровней.
Вокзал настолько огромен, что в его здании иногда располагается рынок. Фермеры со всей Европы устанавливают прямо на вокзале шатры и привозят свой товар на продажу.
Вот фрукты-овощи продает не какая-нибудь бабулька с газеты, а представитель фермерской группы BioLand. Все это выглядело так аппетитно, что я не сдержался и купил у него свежих ягод.
А это уже вокзал в Берне (да-да, в том самом, где пьяный воздух свободы сыграл с профессором Плейшнером злую шутку). Изящно закругляющиеся навесы над эскалаторами к платформам сделаны из дерева. Выглядит очень здорово.
На платформах висят мониторы, показывающие, когда и куда прибудет следующий поезд, где он остановится на платформе и где будут расположены вагоны первого и второго класса, а где - ресторан.
Даже на самых небольших полустанках есть башенка с часами. Правильное время тут очень важная вещь, так как вся железнодорожная система страны отлажена, словно точный часовой механизм. Расписание поездов рассчитано так, чтобы большинство пересадок длилось не более десяти минут (часто бывает и пять!). При этом учитывается то, на какую платформу приходят оба поезда, чтобы дать пассажирам шанс успеть дойти нормальным (но не расслабленным!) шагом от одного состава до другого. В редких случаях, когда случаются незначительные задержки, поезд, на который вы хотите пересесть, тоже подождет пару минут.
А вот для железнодорожных платформ компания заказала специальную модель часов. Этот механизм и дизайн разработал швейцарский инженер Ганс Хильфикер в 1944 году. Да, вы не ослышались. Во всем мире война шла, а нейтральные швейцарцы совершенствовали железнодорожные часы. (С другой стороны, почему бы и нет, если в СССР могли в 1942-м думать о новой букве алфавита.) Короче, швейцарские ж/д часы стали с тех пор национальным символом и примером хорошего лаконичного дизайна. Их даже выставляют у нас в Нью-Йорке в MoMA.
Оказывается, эти часы настолько известны, что их решила позаимствовать компания Apple, когда модернизировала стиль своей прошивки айфонов. В шестой версии iOS, вышедшей в 2012 году, иконка часов была подозрительно похожей на швейцарский дизайн, вплоть до кружка на конце красной секундной стрелки. Швейцарцы подали иск на мирового производителя гаджетов, правда, до суда дело не дошло. Apple заключила соглашение, позволяющее ей использовать этот дизайн. Точная сумма сделки неизвестна, но аналитики считают, что швейцарцы получили порядка 20 миллионов франков.
Кстати, фишка этих часов не только во внешнем виде. Механизм тоже имеет интересную и неочевидную особенность: в конце каждой минуты секундная стрелка немного задерживается, чтобы синхронизироваться со всеми остальными часами на станции. Таким образом, все часы на вокзале всегда показывают в точности одинаковое время.
Да, швейцарские поезда удобны и ходят по расписанию, однако это то, что мы ожидаем от всех нормальных поездов (к сожалению, это не всегда так работает). Но вот в чем они превосходят ожидания, так это в красоте пейзажей за окном. Сидя в вагоне у окошка, вы можете наблюдать, как мимо вас проносятся зеленые холмы, высокие горы, голубые озера и маленькие городки с остроконечными церквушками.