Тема: Ткани живых организмов
Название урока: По дороге с облаками
Цель : создание условий для усвоения учащимися знаний о разнообразии тканей живых организмов, об отличительных особенностях тканей растений и животных.
Задачи:
Создать условия для приобретения знаний об особенностях строения тканей растений и животных;
Содействовать формированию навыков коммуникативного общения через разные виды творческой активности;
Способствовать развитию универсальных учебных действий через изучения понятий, клетки, ткани, органы, организм.
Результаты
Личностные: формирование способности учащихся к самообучению на основе мотивации к учению и познанию; формирование интеллектуальных умений анализа полученной информации о строении клетки и тканей, сравнения тканей растений и животных, умение делать выводы из полученной информации.
Метапредметные: формирование навыков коммуникативного общения через разные виды творческой активности; умение работать с различными источниками биологической информации (учебник, ИКТ).
Предметные: формирование первичных систематизированных представлений о строении клеткок; формирование представлений о естественнонаучной картине мира на основе знаний о клеточном строении организмов и сходстве строения клеток различных организмов.
Ход урока:
Этап урока
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Формы организации совзаимодействия на уроке
Прозвенел звонок и смолк –
Начинается урок.
Вы за парты тихо сели,
На меня все посмотрели.
Пожелайте успехов глазами
И вперед, за новыми знаниями!
Здравствуйте, я рада видеть вас на нашем уроке. Вы готовы к уроку? проверили все ли у вас есть? Тогда начнем.
Учащиеся проверяют готовность к уроку
Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
Посмотрите, наша знакомая коробочка и в ней что-то есть! А вот и записка «Здесь находится творение рук человеческих. По мнению ученых, это появилось 5 тысяч лет до н.э. Изготавливают это, переплетая нити на станке. Это находится на каждом из нас. Из этого шьют одежду для различных сезонов. Что в шкатулке?» Ткань? Вы знаете зачем она здесь? Ваши предположения. Объясните, почему на уроке биологии мы заговорили о тканях.
Все многоклеточные организмы состоят из тканей. Ткани есть и у растений и у животных.
Как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить? Подумайте и продолжите предложение
Я знаю что - ...
Я хочу узнать - …
Сформулируем и запишем тему урока.
Учащиеся выдвигают гипотезы.
Запись темы урока
Диалог учителя с учащимися
Актуализация знаний
Чтоб что - то узнать, необходимо вспомнить то, что мы уже знаем и нам это может пригодится.
В течение всего урока вы будете оценивать себя сами. За каждое выполненное задание вы должны будете выставить себе на листочек либо «+» либо «-». «+» если задание выполнено верно, «-» если неверно. В конце урока мы узнаем какую оценку вы сегодня заработали.
Внимание у вас на столах ребусы, разгадайте их, назовите что это? (на слайде ребусы, после их отгадывания открываются фото клеток ). Время 4 мин. Если у вас все ребусы решены правильно ставим «+», если есть ошибки «-»
Что такое клетка? Какие клетки бывают? Чем они отличаются? Найдите животную и растительную клетку .
Что объединяет клетки с темой нашего урока?
Ткани они одинаковы и для растений и для животных, или нет? Почему?
Давайте посмотрим. (на слайде, открываются картинки тканей растений и животных) Как вы думаете, что это? Это ткани. Вы можете сейчас сказать где растительные, где животные ткани? Что нам необходимо сделать, чтобы узнать? Как мы будем узнавать? Откуда мы можем узнать?
Решение ребусов
самопроверка
Работа с вопросами, у доски
Работа в парах
Ответы у доски
Изучение нового материала
Первичное усвоение новых знаний.
Для начала выясним что такое ткань?
Физ.минутка
Давайте познакомимся с растительными тканями. На столах листочки. Прочитайте вопросы на которые вы должны будете ответить после просмотра фрагмента. (фрагмент).
Какие ткани вы увидели?
Назовите ткань, которая защищает органы растения от повреждений.(покровная )
Назовите ткань в которой клетки делятся, обеспечивая рост растения. (образовательная )
Проводит воду и органические вещества (проводящая )
Придает опору растению и его органам (механическая)
Образует и накапливает питательные вещества (основная) Не забываем оценивать себя.
Познакомимся поближе с животными тканями (фрагмент )
Ткань выстилает внутренние полости и полость рта, защищает от воздействия окружающей среды (эпителиальные )
Ткани с большим количеством межклеточного вещества, к ней можно отнести кровь, хрящевую, костную ткань. (соединительная )
Клетки этой ткани имеют отростки различной длины (нервная )
Ткань обеспечивает движение организма (мышечная )
Предположения, работа с учебником с.
запись определения в тетрадь
Смотрят фрагмент,
работа по вопросам
самопроверка
Работа с учебником, определением
Первичная проверка понимания
Что же такое ткань биологическая? Чем она отличается от нашей?
Мы познакомились с тканями, теперь давайте составим кластер на тему урока. Открыли учебник п. 5. стр. 22-23 Молодцы!
Работа с учебником по составлению кластера
самопроверка
Первичное закрепление.
Вернемся к нашим тканям. Назовите какая это ткань растительная или животная?
Работа с картинками на узнавание ткани.
п. 5 пересказ. Проект «Ткани»
Рефлексия
Наш урок подходит к концу. Выскажи свое мнение о работе на уроке:
Я раньше не знал, что….
Мне было интересно…
Для меня было сложно понять….
Я научился (лась)...
Я хочу пожелать всем вам и нашим гостям (слайд)
Учащиеся делятся впечатлениями от урока.
самоанализ
Обобщающий урок по теме:
Растительные и животные ткани
Афанасьева Ольга Вениаминовна,
КОГОБУ СОШ с УИОП г. Яранска
- Обобщить понятие о тканях.
- Повторить особенности их строения, функции и месторасположения тканей.
- Продолжить формирование умения устанавливать причинно-следственные связи.
- Продолжить формирование умения работать с микроскопом и микропрепаратами.
- Продолжить процесс формирования средствами учебного предмета умений работать с различными источниками информации, анализировать, преобразовывать её из одной формы в другую.
Установите тип растительной ткани:
1. Мелкие, постоянно делящиеся клетки с крупными ядрами образуют ______________ ткань.
2. Среди клеток ____________ ткани есть живые и мертвые.
3. Клетки _________ ткани часто с одревесневшей толстой оболочкой.
4. Вода с растворенными минеральными солями поднимается от корня по _________ ткани.
5. Мякоть яблока образована ________ тканью.
6. Косточка абрикоса образована_______ тканью.
- Образовательная
- Покровная
- Механическая
- Проводящая
- Основная
- Механическая
Установите соответствие:
А) основная
Б) образовательная
В) покровная
Г) проводящая
1. Кончик корня
2. Мякоть листа
4. Сосуды в жилках листа
5. Кожица листа
1-Б; 2-А; 3-Б; 4-Г; 5-В
Фотозагадки
Определите животные ткани
1 - костная (соединительная)
2 - кровь (соединительная)
3 - хрящевая (соединительная)
4 - мышечная
Выделите обобщающее понятие:
Образовательная
Покровная
Механическая
Проводящая
Основная
Эпителиальная
Хрящевая
Волокнистая
Запасающая
Мышечная
Соединительная
Пробка, кора
Фотосинтезирующая
- Животные ткани
- Растительные ткани
- Соединительные ткани
- Покровные ткани
- Основные ткани
- Ткани с развитым межклеточным веществом*
Лабораторная работа
Определение типа ткани
1. Рассмотрите готовый микропрепарат под микроскопом.
2. Определите тип ткани.
3. В чем вы видите особенности этой ткани? Что она образует в организме?
4. Сделайте общий вывод.
Что перепутал Буратино?
Папа Карло, сегодня я узнал, что ты состоишь не из тех тканей, из которых состою я. Оказывается, у тебя есть соединительная, механическая, нервная, эпителиальная, мышечная и основная ткани. Ты покрыт эпителиальной тканью, твои мышцы – это мышечная ткань, кости у тебя состоят из механической ткани, а думаешь ты самой главной – основной тканью.
Эх, Буратино, деревянная твоя голова! Опять ты все перепутал!
Проблемные вопросы:
1) Представьте, что кожица листа перестала быть прозрачной. К каким последствиям это могло бы привести? Почему?
2) Как должно измениться количество и расположение устьиц на листе у растения, переходящего от водного к наземному образу жизни? Объясните причины этих изменений.
3) Чем различаются покровные ткани стебля и листа? Чем можно объяснить эти различия?
4) Какие растения - водные или наземные - имеют более развитую механическую ткань? Дайте обоснованный ответ.
5) Какие клеточные органоиды можно обнаружить только в клетках фотосинтезирующей ткани, а каких органоидов будет много в запасающей ткани?
6) Известно, что среди папоротников встречаются деревья высотой до 25 м, а размеры самых крупных мхов не превышают 15-20 см. Предположите, какие ткани лучше развиты у папоротников по сравнению с мхами.
Проблемные вопросы:
7) Назовите ткани растений, образованные мертвыми клетками. Чем можно объяснить такие особенности строения?
8) Есть ли в животном организме ткани, образованные мертвыми клетками?
9) Из маленького кусочка растительной ткани ученым удается вырастить несколько тысяч взрослых растений. Как вы думаете, какую ткань растения берут для этих опытов? Почему не удаются подобные опыты на животных?
10) Почему ростом растений управлять значительно проще, чем ростом животных?
11) Возможно ли существование животного, у которого отсутствует какой-нибудь из типов животных тканей?
Закончите предложение:
А я и не знал(а), что…
Наконец-то я понял(а), что…
Ткани живых организмов на 70% состоят из воды. В.И. Верндаский определял жизнь как живую воду. Ткани живых организмов на 70% состоят из воды. В.И. Верндаский определял жизнь как живую воду. Воды на земле много, но 97% - это соленая вода океанов и морей, и лишь 3% - пресная. Из этих 3% - три четверти почти недоступны живым организмам, так как эта вода «законосервирована» в ледниках гор и полярных шапках (Ледники Арктики и Антарктики). Это резерв пресной воды. Воды на земле много, но 97% - это соленая вода океанов и морей, и лишь 3% - пресная. Из этих 3% - три четверти почти недоступны живым организмам, так как эта вода «законосервирована» в ледниках гор и полярных шапках (Ледники Арктики и Антарктики). Это резерв пресной воды.
Проблема питьевой чистой воды стоит перед человечеством очень остро. В развитых странах она еще пока не очень ощущается, но большинство жителей Африки и других южных стран уже на своем опыте знают, что такое нехватка питьевой чистой воды. Поэтому лучшие умы человечества работают над получением ее из различных источников. Проблема питьевой чистой воды стоит перед человечеством очень остро. В развитых странах она еще пока не очень ощущается, но большинство жителей Африки и других южных стран уже на своем опыте знают, что такое нехватка питьевой чистой воды. Поэтому лучшие умы человечества работают над получением ее из различных источников.
Вода обогащает клетки организма питательными веществами (витамины, мин. соли) вода обогащает клетки организма питательными веществами (витамины, мин. соли) выводит отходы жизнедеятельности (шлаки), выводит отходы жизнедеятельности (шлаки), вода задействована в процессе терморегуляции (потоотделение) вода задействована в процессе терморегуляции (потоотделение) в процессе дыхания (человек может дышать очень сухим воздухом, но, сравнительно, небольшое время). в процессе дыхания (человек может дышать очень сухим воздухом, но, сравнительно, небольшое время). Для нормальной работоспособности всех систем человеку требуется пить как Для нормальной работоспособности всех систем человеку требуется пить как минимум 1,5-2,5 литра воды минимум 1,5-2,5 литра воды в сутки. в сутки.
Доля пресной воды, доступной живым организмам мала, поэтому ее нужно расходовать экономно и не загрязнять. Доля пресной воды, доступной живым организмам мала, поэтому ее нужно расходовать экономно и не загрязнять. Прежде неисчерпаемый ресурс – пресная чистая вода –становится исчерпаемым. Сегодня воды, пригодной для питья, промышленного производства и орошения, не хватает во многих районах мира. Прежде неисчерпаемый ресурс – пресная чистая вода –становится исчерпаемым. Сегодня воды, пригодной для питья, промышленного производства и орошения, не хватает во многих районах мира.
В настоящее время от химических загрязнителей страдают озера и реки Севера Западной Сибири. При добыче нефти водоемы загрязняются засоленными водами, нефтью и нефтепродуктами при транспортировке. В Ладожское озеро – резервуар питьевой воды в 2009 году было сброшено со сточными водами 2 т. фенолов, 70 т. сульфатов, 117 т. синтетических поверхностноактивных веществ. В настоящее время от химических загрязнителей страдают озера и реки Севера Западной Сибири. При добыче нефти водоемы загрязняются засоленными водами, нефтью и нефтепродуктами при транспортировке. В Ладожское озеро – резервуар питьевой воды в 2009 году было сброшено со сточными водами 2 т. фенолов, 70 т. сульфатов, 117 т. синтетических поверхностноактивных веществ.
Загрязняет водные экосистемы и речной транспорт. На озере Байкал, например, плавает 440 судов разного размера, они сбрасывают около 9 т нефтепродуктов в год Загрязняет водные экосистемы и речной транспорт. На озере Байкал, например, плавает 440 судов разного размера, они сбрасывают около 9 т нефтепродуктов в год
Химически неочищенная вода опасна тем, что в ней содержатся неорганические минеральные вещества (гидрокарбонаты кальция и магния). Воду, обогащённую этими веществами, называют - "жёсткая вода", проникнув в человеческий организм, происходит процесс окаменения нашего тела. Химически неочищенная вода опасна тем, что в ней содержатся неорганические минеральные вещества (гидрокарбонаты кальция и магния). Воду, обогащённую этими веществами, называют - "жёсткая вода", проникнув в человеческий организм, происходит процесс окаменения нашего тела. "Жёсткая вода" является главной причиной атеросклероза, образуются камни в почках и в печени, камни в желчном и мочевом пузырях, появятся артриты и ревматизм, станет происходить затвердение артерий, образуются "Жёсткая вода" является главной причиной атеросклероза, образуются камни в почках и в печени, камни в желчном и мочевом пузырях, появятся артриты и ревматизм, станет происходить затвердение артерий, образуются каменные шпоры и известкование каменные шпоры и известкование подвижных суставов, могут начать подвижных суставов, могут начать холодеть руки и ноги. холодеть руки и ноги. Всё это является последствием Всё это является последствием каждодневного употребления каждодневного употребления "жесткой" питьевой воды. "жесткой" питьевой воды.
Качество воды зависит от присутствия в ней химических включений, которые, прежде всего, обнаруживают наши органы чувств: обоняние, зрение. Таким образом, микрочастицы меди добавляют чистой воде некоторую мутность, частицы железа – некоторую красноту.Опыт работы в анализе качества воды, которую мы пьем, показал, что к наиболее часто встречаемым загрязнителям воды относятся: железо, сульфиды, органические соединения, марганец, фториды, соли магния и кальция и другие. Качество воды зависит от присутствия в ней химических включений, которые, прежде всего, обнаруживают наши органы чувств: обоняние, зрение. Таким образом, микрочастицы меди добавляют чистой воде некоторую мутность, частицы железа – некоторую красноту.Опыт работы в анализе качества воды, которую мы пьем, показал, что к наиболее часто встречаемым загрязнителям воды относятся: железо, сульфиды, органические соединения, марганец, фториды, соли магния и кальция и другие.
Чтобы вода, которую мы употребляем, была чистой и полезной, были разработаны, например, угольные фильтры, «Барьеры», которые уничтожают все неприятные запахи, привкус и странный цвет, а также устраняют некоторые органические соединения, остаточный хлор и растворённые газы. Чтобы вода, которую мы употребляем, была чистой и полезной, были разработаны, например, угольные фильтры, «Барьеры», которые уничтожают все неприятные запахи, привкус и странный цвет, а также устраняют некоторые органические соединения, остаточный хлор и растворённые газы. Бытовые аквафильтры проточного типа более эффективны, чем фильтрокувшины. Это достигается за счет многоступенчатой очистки и более высокой производительности. Бытовые аквафильтры проточного типа более эффективны, чем фильтрокувшины. Это достигается за счет многоступенчатой очистки и более высокой производительности.
Какую воду можно считать чистой? Родниковую? - Нет, так как подземные потоки воды, подпитывающие этот родник, берут своё начало с наземных водоёмов: озер, рек и даже - болот. А те, естественно, проходят через слои грязного воздуха и земли, и регулярно изменяют состав этого родника. Исходя из этого, возникает вывод, что легенда о первозданной чистоте подземных источников – это и есть всего лишь очередная легенда. Какую воду можно считать чистой? Родниковую? - Нет, так как подземные потоки воды, подпитывающие этот родник, берут своё начало с наземных водоёмов: озер, рек и даже - болот. А те, естественно, проходят через слои грязного воздуха и земли, и регулярно изменяют состав этого родника. Исходя из этого, возникает вывод, что легенда о первозданной чистоте подземных источников – это и есть всего лишь очередная легенда.
Для консервирования воды в бутылках и канистрах чаще всего применяют бензонат натрия, и, как любой консервант - этот также угрожает человеческому здоровью. Какой же выход? А выход один, и он очень прост – если хотите, чтобы питьевая вода была чистой, используйте серебро. Ведь оно является безопасным консервантом, которое питает клетки мозга, печени, укрепляет кости, борется с раковой клеткой, а также – с многими другими заболеваниями. Поэтому хотите быть здоровыми, пейте воду, очищенную серебром. Для консервирования воды в бутылках и канистрах чаще всего применяют бензонат натрия, и, как любой консервант - этот также угрожает человеческому здоровью. Какой же выход? А выход один, и он очень прост – если хотите, чтобы питьевая вода была чистой, используйте серебро. Ведь оно является безопасным консервантом, которое питает клетки мозга, печени, укрепляет кости, борется с раковой клеткой, а также – с многими другими заболеваниями. Поэтому хотите быть здоровыми, пейте воду, очищенную серебром.
Главные требования к физическим свойствам питьевой воды Вода должна быть без какого-либо неприятного запаха, вкуса, цвета; Вода должна быть без какого-либо неприятного запаха, вкуса, цвета; минерализация питьевой воды не может быть больше 1 г/л; минерализация питьевой воды не может быть больше 1 г/л; жёсткость питьевой воды не может быть выше 7 мг- экв/л; жёсткость питьевой воды не может быть выше 7 мг- экв/л; содержание железа в воде не может быть выше 0.3 мг/л; содержание железа в воде не может быть выше 0.3 мг/л; показатели рН питьевой воды могут быть в пределах; показатели рН питьевой воды могут быть в пределах; содержание нитратного иона в питьевой воде не может быть выше 50 мг/л. содержание нитратного иона в питьевой воде не может быть выше 50 мг/л.
Соглашение об использовании материалов сайта
Просим использовать работы, опубликованные на сайте , исключительно в личных целях. Публикация материалов на других сайтах запрещена.
Данная работа (и все другие) доступна для скачивания совершенно бесплатно. Мысленно можете поблагодарить ее автора и коллектив сайта.
Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже
Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.
Подобные документы
Классификация тканей в организме человека: эпителиальная, соединительная, мышечная и нервная. Рассмотрение видов растительных тканей: образовательная, покровная, механическая, адсорбционная, ассимиляционная, проводящая, секреторная и аэренхима.
презентация , добавлен 24.05.2015
Общая характеристика тканей человека: эпителиальная, нервная, соединительная, мышечная. Репаративная регенерация как процесс восстановления тканей при их повреждении. Нейрон как функциональная единица нервной системы. Роль и значение мышечной ткани.
презентация , добавлен 18.05.2014
Эпителиальная ткань, ее регенерационная способность. Соединительные ткани, участвующие в поддержании гомеостаза внутренней среды. Клетки кровы и лимфы. Поперечнополосатые и сердечные мышечные ткани. Функции нервных клеток и тканей животных организмов.
реферат , добавлен 16.01.2015
Виды, функции и особенности тканей. Эпителиальная, соединительная и нервная ткань. Понятие и функции клетки. Связь человека и всех живых существ между собой соединительными структурами. Питание и обмен веществ клетки. Кровь как внутренняя среда организма.
конспект урока , добавлен 22.01.2011
История систематического изучения закономерностей эволюции тканей. Теория параллелизма гистологических структур. Теория дивергентной эволюции тканей. Теория филэмбриогенеза в гистологии. Эпителиальная, производные мезенхимы, мышечная и нервная ткань.
презентация , добавлен 12.11.2015
Изучение видов тканей внутренней среды – комплекса тканей, образующих внутреннюю среду организма и поддерживающих ее постоянство. Соединительная ткань – главная опора организма. Трофическая, опорно-механическая, защитная функция ткани внутренней среды.
презентация , добавлен 12.05.2011
Функции и строение эпителия, регенерация его клеток. Типы соединительной ткани, преобладание межклеточного вещества над клетками. Химический состав и физические свойства межклеточного вещества. Костная, жировая, хрящевая, мышечная и нервная ткани.
«Аппликация из ткани» - Вы познакомились с лоскутной техникой «аппликация». Аппликация из ткани. I. Обращайтесь с ножницами очень осторожно. Техника безопасности при работе с ножницами. Декоративные: 2. Если нужно инструмент передать другому. Резать кончиками - нельзя, серединкой - можно. Предметные: Желаю вам счастливого путешествия в мире лоскутных красок!
«Ткани» - Соединительная ткань. Задание на закрепление. Выполняют защитные функции. Состоит стенка сердца. Мышечная ткань. Многоядерные мышечные волокна и имеют поперечную исчерченность. Ткани. Нейроглии. Воспринимают раздражение, приходят в состояние возбуждения и передают нервный импульс. Покровная. Заполни таблицу.
«Виды тканей» - Кружево, косая бейка, канты, сутаж. Ассортимент прокладочных материалов. Утепляющие материалы. Сухой способ склеивания. Мокрый способ склеивания. Валяльно-войлочный способ. По цвету шкурка может быть натуральная и крашеная. Даём определение нетканым, утепляющим, прокладочным и отделочным материалам.
«Ткани биология» - Различают покровный эпителий, железистый, ресничный. Задачи урока. Мышечная ткань: движение, сокращение, защита. Соединительная ткань выполняет: питательную, защитную, опорную и транспортную. Функции. Клетки крупные, расположены рыхло. Эпителиальная ткань. Различают хрящевую, костную, жировую, плотную, рыхлую, кровь.
«Ткани и органы» - Вы узнаете подробно, что… Продолжительность курса 17 часов, режим проведения – 2 часа в неделю. Желудок. Соединительные ткани. Мочевыделительная. Нервная ткань. Эпителиальная ткань. Гортань. Результатом курса может быть защита реферата, проекта, участие в НОУ. «Расширенное изучение анатомии человека».
«Классификация живых организмов» - Многообразие живых организмов (около 2 млн. видов). Современные систематические категории. На дом: подготовка к зачету. Класс? К прокариотам относятся организмы, имеющие клеточное строение, но не имеющие ядра. Семейство? В симбиозе с синезелеными и одноклеточными водорослями образуют лишайники. Вирус МБТ (мозаичной болезни табака, РНК-геномный).