Здравствуйте, друзья! На связи Евгения Климкович! Согласитесь, все, что касается наших детей, касается и нас с вами. В том числе и то, как и чему учат их в школе. Приходилось ли вам слышать аббревиатуру ФГОС? Уверена, что приходилось. А знаете ли вы, что такое ФГОС НОО? Я, честно говоря, до недавнего времени знала только расшифровку. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования.
Решила копнуть глубже и понять в чем суть стандарта. В процессе узнала, что он был утвержден в 2009 году, и пришел на смену старому образовательному стандарту, поэтому его называют стандартом «второго поколения». А с сентября 2011 года по этому стандарту в школах страны начали учить детей. За пять лет применения в него вносились изменения и дополнения. И в результате мы имеем то, что имеем. А что конкретно?
А вот это сложный вопрос для родителей, которые в большинстве своем не являются дипломированными педагогами. Информации в интернете много. Но эта информация вводит в ступор фразами типа: «Предметные результаты сгруппированы по предметным областям, внутри которых указаны предметы…»
Так и хочется спросить: «А нельзя ли как-нибудь попроще?»
Вот сейчас и попробую, попроще)
План урока:
Что такое ФГОС и какой он бывает?
Итак, мое краткое определение! ФГОС – это стандарт!
ГОСТ – это тоже стандарт. ГОСТы устанавливают определенные требования на продукты или группы товаров.
А ФГОС предъявляет требования к образованию. Причем у каждой ступеньки образования свой стандарт:
- ФГОС ДО – дошкольное образование;
- ФГОС НОО – начальное общее образование;
- ФГОС ООО – основное общее образование;
- ФГОС СОО – среднее общее образование;
Все должны соответствовать ФГОС.
Стандарты обеспечивают преемственность основных программ обучения. То есть дошкольники готовы к обучению в первом классе. Выпускники начальной школы готовы к средней школе. Девятиклассники к дальнейшему обучению в 10 классе и т.д.
Требования стандарта к начальному общему образованию
В перечне требований всего три пункта:
- Требования к результатам освоения программы учениками. То есть, дети в конце четвертого класса должны показать определенные стандартом результаты.
- Требования к структуре образовательной программы. Видимо, речь о том, кто, как и какими способами должен обучать детей, чтобы они достигли результатов из пункта номер один.
- Требования к условиям реализации образовательной программы. Профессиональная подготовка учителей, наличие методических материалов, компьютерное оснащение школ, санитарно – гигиенические условия и т.п.
Ну и теперь о первых двух пунктах подробнее.
Требования к результатам освоения образовательной программы
Раньше было как? По окончании начальной школы, ученик должен был показать определенные результаты. Этими результатами был определенный набор знаний и умений по школьным предметам. Если, например, взять математику, то ребенок должен был знать таблицу умножения и уметь решать задачки в три действия.
Теперь все по-другому. Стандарт взял и разделил эти требования еще на три группы:
- личные результаты;
- метапредметные результаты;
- предметные результаты.
Личные результаты
О них можно судить по портрету выпускника начальной школы, который описан в ФГОС:
- ученик готов и способен к саморазвитию;
- ученик понимает, зачем он учится и стремится к познанию, способен организовать свою деятельность;
- школьник доброжелателен, умеет слышать чужое мнение и высказывать свое собственное;
- у ученика выработана своя система ценностей (семья, родина, спорт, дружба и т.д.), которая соответствует личным качествам ребенка и его индивидуальной позиции;
- ученик понимает, что он гражданин своей страны и патриот родины.
В прошлом стандарте об этом не было ни слова сказано.
Метапредметные результаты
Эти результаты включают в себя освоение обучающимся универсальных учебных действий. Или УУД. Запомните эти три веселых буквы. О них речь пойдет ниже.
Предметные результаты
Школьные предметы никто не отменял. Математика, русский язык, литературное чтение и другие уроки присутствуют в жизни школьника. И он должен усвоить основы. То есть получить предметный фундамент, твердую опору, чтобы было от чего оттолкнуться и «взлететь».
Только учителя теперь стали хитрее. Они не отдают детям свои знания в готовом виде, как раньше. Они учат детей эти знания добывать, находить, перерабатывать и потом применять.
Предметные результаты учеников оцениваются. В смысле, за них ставят оценки. Установлена стандартом нижняя граница предметных результатов. Она выражается в фразе:
«Выпускник научится…»
Не достижение этой нижней границы препятствует переводу ребенка в пятый класс. Верхняя же граница предметных результатов выражается фразой:
«Выпускник получит возможность научиться…»
То есть если ребенок хочет знать больше, то школа не вправе ему в этом отказать.
Требования к структуре образовательной программы
Включайте воображение, друзья. Сейчас будем представлять. Представим образовательную программу в виде эдакой солнечной системы, где есть огромная звезда и планеты, которые вокруг звезды вращаются.
Большая звезда – это и есть УУД. Да, да, те самые три веселых буквы! Универсальные учебные действия. По сути, УУД – это умение учиться, добывать необходимую информацию и применять ее. Знать все невозможно, да и вряд ли нужно. Главное знать, где и как добыть информацию. То есть, если сказать образно, школа снабжает ребенка не ограниченным количеством «рыбы», а дает ребенку «удочку» и учит ею пользоваться.
У нашей «УУДэшной» звезды сложная структура, поэтому предлагаю рассмотреть ее подробнее , а пока займемся планетами.
Урочная деятельность
Здесь вроде как все понятно. Это деятельность учеников во время уроков. Направлена она на достижение предметных результатов, которые мы уже обсудили выше. Только теперь в соответствии с ФГОС НОО урочная деятельность дополняется деятельностью внеурочной.
Внеурочная деятельность
Внеурочная деятельность является такой же важной частью структуры образовательной программы как и уроки. Она направлена на достижение личностных и метапредметных результатов.
Внеурочная деятельность — это посещение школьниками учреждений дополнительного образования, школьных секций, и внеклассной работы, организованной учителями.
И что важно, школа интересуется, чем занимается ребенок вне ее стен. В начале каждого учебного года родителям предлагают заполнить анкету, где одним из вопросов является: «Какие дополнительные занятия посещает ребенок?»
Деятельностный метод обучения
Объяснительный метод обучения остался в прошлом. «Разжевали и в рот положили» — это не про современную школу.
Шахтеры в шахтах добывают уголь!
А дети в школах добывают знания!
Именно добывают!
В чем это проявляется? В активном применении проектной и научно-исследовательской деятельности уже с первого класса. Я не понимаю родителей, которые жалуются на то, что детям постоянно задают какие-то проекты. Ведь, во-первых, это очень интересно. А во-вторых, полезно. В жизни навык поиска нужной информации и ее переработки обязательно пригодится.
Так же частенько работа над этими проектами ведется не индивидуально, а в парах или даже в группах. Тоже очень полезно, ведь для того, чтобы получить результат, детям сначала нужно разобраться с тем, кто что делать будет, то есть договориться.
Мне кажется, так учиться намного интересней.
ИКТ
Информационные и коммуникативные технологии. В наше время, школа уже не может закрывать глаза на то, что даже первоклашки прекрасно знают, что такое компьютер, что такое интернет. И поэтому ФГОС определил, что ученики должны стать компетентными в данной области.
Наряду с письмом в школе они начинают изучать и компьютер. Уроки информатики вводят в школах уже со второго класса. Но не только о компьютерах здесь идет речь. Например, при изучении окружающего мира, применяются такие приспособления как видеокамеры, микроскопы, цифровые фотоаппараты и т.п.
В нашей школе в кабинетах начальных классов размещены электронные доски. И их активно используют на каждом уроке. Если на дом задают какой-нибудь проект, то по результатам нужно сделать на компьютере презентацию и потом с помощью электронной доски представить ее классу.
Электронные дневники. Тоже новинка в школах. Это современная версия старых добрых бумажных дневников, которые, кстати, пока никто еще не отменял. В этих дневниках можно обнаружить не только информацию об успеваемости, но и различные сообщения организационного характера. О родительских собраниях, например. А также домашние задания по всем предметам.
Воспитательная деятельность
В прежнем стандарте образования данный вопрос не рассматривался вообще. Учителя по своей инициативе проводили занятия по таким темам как: здоровье, активный образ жизни, патриотизм и т.п.
А теперь это обязательно!
Как это выглядит на практике? В первом классе у моей дочки был введен предмет «Правила питания». Даже был учебник и рабочая тетрадь. Название предмета говорит само за себя. Рассматривались вопросы о здоровом образе жизни и правильном питании.
А в прошлом году был введен предмет ОРК и СЭ. Основы религиозной культуры и светской этики. Это для того, чтобы поближе познакомится с культурой своей страны, почувствовать себя ее частью.
Здесь же можно упомянуть и портфолио школьника. Это личный документ ученика. Он нужен для фиксирования его индивидуальных достижений. Жестких требований к портфолио на данный момент не существует. Так что можно применить творческий подход к его созданию.
Так что, друзья, школа уже не та, что была раньше! На мой взгляд, учиться стало интереснее. Конечно, и от учителя многое зависит.
А вы помните свою первую учительницу? Я помню. Ее звали Елизавета Христиановна. Заслуженный учитель Республики Коми, супер педагог! Мы у нее по струнке ходили, и лишний раз рот боялись раскрыть. Конечно, она вбила в наши головы знания, за что ей большое спасибо. Но о таких уроках, как на видео, мы и не мечтали.
На этом все) Своими мнениями по поводу прочитанного делитесь, пожалуйста, в комментариях.
Желаю вам всего самого доброго!
Как всегда детишкам привет передавайте)
До новых встреч на страницах блога!
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №1 п.г.т. Актюбинский»
Азнакаевского муниципального района Республики Татарстан
Педагогический совет
"Ключевые особенности и отличия федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) от государственных образовательных стандартов (ГОС) общего образования"
Подготовила:
учитель начальных классов
Л.Н.Хадеева
п.г.т. Актюбинский
2014 -2015 уч. год
Ключевые особенности и отличия федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) от государственных образовательных стандартов (ГОС) общего образования
Слайд 2. Россия – часть мирового пространства. В последнее время образование России не соответствовало мировым фундаментальным ценностям образования, которые были сформулированы ЮНЕСКО.
Слайд 3. Юнеско. ЮНЕСКО -Организация Объединённых Наций по вопросам образования, науки и культуры. В настоящее время членами Организации является 191 государство.
СССР вступил в ЮНЕСКО 21 апреля 1954 г. С декабря 1991 г. Россия заняла место СССР в ЮНЕСКО как “государство-продолжатель” Основная цель ЮНЕСКО - содействие укреплению мира и безопасности путём расширения сотрудничества народов в области образования, науки и культуры в интересах обеспечения всеобщего уважения, справедливости, соблюдения законности и прав человека, а также основных свобод, провозглашённых в Уставе Организации Объединённых Наций, для всех народов, без различия расы, пола, языка или религии.
Слайд 4.
Мировые фундаментальные ценности образования (ЮНЕСКО).
Научиться учить себя в любой ситуации и в любое время; научить работать и зарабатывать достойно; научить жить в современном, быстро развивающемся мире; научить жить вместе.
Слайд 5. ШКОЛА РОССИИ ВСЕГДА СЛАВИЛАСЬ КАЧЕСТВЕННЫМ ОБРАЗОВАНИЕМ (изменился критерий качества). Школа России давала фундаментальные знания самых разных наук. На протяжении многих лет это было хорошо. Международные олимпиады (Теперь – не только знания, но и умение применять эти знания в изменённой ситуации - последние места). (Разные предметы, разные уровни) Социально-экономические, научно-технические, культурные изменения, происходящие в нашей стране, неизбежно повлекли за собой и изменения в образовании. Невозможно в учебники заложить всё, что происходит и с невероятной скоростью накапливается. Вся модель системы образования стала устаревать……..
Слайд 6. Работу между многоточием должен выполнить ФГОС нового поколения. ФГОС II поколения – принципиально новый для отечественной школы документ.
Слайд 7.
Инновационность стандартов
1. Впервые стандарты – это целостная система требований ко всей системе образования страны, а не только требования к предметному содержанию образования
2.Впервые стандарты рассматриваются как конституция школьной жизни, определяет уклад школьной жизни.
3.Впервые основой внедрения стандартов в реальную жизнь является новая организационно- экономическая модель образования.
Слайд 8 . 4. Выделение в основной образовательной программе (в том числе, учебном плане) двух составляющих: обязательной части и части, формируемой участниками образовательного процесса
5. Организация внеурочной деятельности по направлениям развития личности (спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное)
6. Системно-деятельностный подход как методологическая основа ФГОС общего образования
Слайд 9 . 7. Повышение роли родителей (законных представителей) обучающихся в проектировании и реализации основной образовательной программы
8. Ценностно-нормативная основа разработки и реализации ФГОС общего образования - Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России
Слайд 10 . Инновационность в системе оценивания результатов достижения освоения основной образовательной программы.
Системообразующей составляющей стандарта стали требования к результатам освоения основных образовательных программ. Изменилось представление об образовательных результатах – стандарт ориентирует учителя не только на предметные, как это было раньше, но на метапредметные и личностные результаты ребенка.
Слайд 11,12 . Отличия ФГОС общего образования от ГОС общего образования
Это общественный договор между личностью, семьей, обществом и государством.Совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ (ООП)
Совокупность трех компонентов (федерального, регионального (национально-регионального), образовательного учреждения), определяющая в первую очередь содержание ООП
Структура стандарта
Требования к структуре ООП;
Требования к условиям реализации ООП;
требования к результатам освоения ООП
(зТ+С)
Обязательный минимум содержания ООП;
Максимальный объем учебной нагрузки обучающихся;
Требования к уровню подготовки выпускников
Слайд 13 . Структура стандартов (3Т + С)
Федеральным законом от 1 декабря 2007 года N 309-ФЗ была утверждена новая структура государственного образовательного стандарта. Теперь каждый стандарт включает 3 вида требований:
Требования (Т1) требования к структуре основных образовательных программ, в том числе требования к соотношению частей основной образовательной программы и их объёму, а также к соотношению обязательной части основной образовательной программы и части, формируемой участниками образовательного процесса;
Требования (Т2) требования к результатам освоения основных образовательных программ.
Требования (Т3) требования к условиям реализации основных образовательных программ, в том числе кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям;
Система оценивания результатов достижения освоения основной образовательной программы (С)
Слайд 14 . Отличия ФГОС общего образования от ГОС общего образования
- обязательная часть;Часть, формируемая участниками образовательного процесса, под которыми мы понимаем обучающихся, педагогических работников общеобразовательного учреждения, родителей обучающихся.
Федеральный компонент;
Региональный (национально-региональный) компонент;
Компонент образовательного учреждения
Слайд15. Внеурочная деятельность
Внеурочная деятельность входит о образовательную программу.
Организация образовательной деятельности обучающихся на уроке и создание соответствующего пространства реализации полученных знаний, умений и навыков в практической социально и личностно значимой деятельности во внеурочное время должно обеспечить достижение установленных стандартом результатов
Отдельно урочная и внеурочная деятельность
Слайд 16. Устанавливаемые стандартом результаты
Личностные;
Метапредметные;
Предметные
Учащиеся должны знать;
Учащиеся должны уметь;
Учащиеся должны использовать в практической деятельности и повседневной жизни*
Слайд 17. Основа стандарта
Системно-деятельностный подход
Основные направления модернизации российского образования*
Умение учиться
Формирование и развитие универсальных учебных действий (для ступеней НОО и ООО соответственно)
Формирование, совершенствование и расширение общеучебных умений, навыков и способов деятельности**
Финансирование образовательного процесса
Урочная и внеурочная деятельность (основная образовательная программа)
Базисный учебный план
* Определены Концепцией модернизации российского образования на период до 2010 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации № 1756-р от 29 декабря 2001 г.
**Относится к федеральному компоненту государственного образовательного стандарта
Слайд 18 . Новые умения В свете Стандартов II поколения в содержание образования закладываются новые процессуальные умения: самостоятельно заниматься своим обучением и получать нужную информацию из разных источников;
работать в группах и принимать решения; использовать новые технологии информации и коммуникации.
Выражаясь научным языком, происходит формирование Универсальных Учебных Действий (УУД).
Слайд 19 УУД . УУД как обобщенные действия открывают учащимся возможность широкой ориентации как в различных предметных областях, так и в построении самой учебной деятельности. Универсальные учебные действия носят надпредметный, метапредметный характер.
Важным элементом формирования универсальных учебных действий обучающихся на ступени начального общего образования, обеспечивающим его результативность являются ориентировка младших школьников в информационных и коммуникативных технологиях (ИКТ) и формирование способности их грамотно применять (ИКТ-компетентность). Использование современных цифровых инструментов и коммуникационных сред указывается, как наиболее естественный способ формирования УУД включена подпрограмма «Формирование ИКТ компетентности обучающихся». Реализация программы формирования УУД в начальной школе – ключевая задача внедрения нового образовательного стандарта.
Слайд 20 . Образовательные технологии В связи с этим совершенствуются образовательные технологии, при разработке которых учитываются следующие тенденции развития образования:
от механического заучивания к учению как процессу интеллектуального развития;
от репродукции знаний к их продуктивному использованию и применению в зависимости от решаемых задач;
от ориентации на среднего ученика к дифференцированным и индивидуальным программам обучения;
от внешней мотивации учения к внутренней нравственно-волевой регуляции.
Слайд 21 . Урок Происходящие в настоящее время изменения в образовании оказывают существенное влияние и на структуру построения урока. Главное отличие современного урока, несмотря на его тип (урок закрепление пройденного, интегрированный урок, комбинированный урок и т.д.) – это вовлечение учащихся в процесс активной совместной учебной деятельности в разных учебных ситуациях, т.е. системно-деятельностный подход.
Слайд 22 . Внеурочная деятельность Принципиально новое – это включение в обязательную часть учебного плана, который является одним из разделов основной образовательной программы начального общего обучения – внеурочной деятельности учащихся.
В соответствии со Стандартом определены 5 приоритетных направлений развития личности школьника, по которым осуществляется внеурочная деятельность в начальной школе.
Слайд 23 . Это - спортивно – оздоровительное, духовно – нравственное, социальное, интеллектуальное, общекультурное.
Слайд 24 Внеурочная деятельность . Содержание внеурочной деятельности должно быть отражено в основной образовательной программе образовательного учреждения, в отличие от содержания дополнительного образования, которое не входит в основную образовательную программу образовательного учреждения. В каждом классе школы выделяется в среднем до 10 часов в неделю на осуществление внеурочной деятельности. Часы, отведенные на внеурочную деятельность, не учитываются при определении обязательной допустимой нагрузки учащихся. Внеурочная деятельность может осуществляться как в первой половине, так и во второй половине дня, так как является неотъемлемой частью всего образовательного процесса в школе. Внеурочную деятельность могут вести учителя, классные руководители, педагоги-психологи, педагоги дополнительного образования и другие педагогические работники.
(спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное).
Слайд 25 . Внеурочная деятельность Во внеурочную деятельность могут входить: выполнение домашних заданий (начиная со второго полугодия), индивидуальные занятия учителя с детьми, требующими психолого-педагогической и коррекционной поддержки (в том числе – индивидуальные занятия по постановке устной речи, почерка и письменной речи и т.д.), индивидуальные и групповые консультации (в том числе – дистанционные) для детей различных категорий, экскурсии, кружки, секции, круглые столы, конференции, диспуты, школьные научные общества, олимпиады, соревнования, поисковые и научные исследования и т.д.
Слайд 26 . Отличительная особенность нового Стандарта Отличительной особенностью нового стандарта является его деятельностный характер, ставящий главной целью развитие личности учащегося. Система образования отказывается от традиционного представления результатов обучения в виде знаний, умений и навыков, формулировки стандарта указывают реальные виды деятельности, которыми учащийся должен овладеть к концу начального обучения. Требования к результатам обучения сформулированы в виде личностных, метапредметных и предметных результатов.
Слайд 27. СМЕНА БАЗОВОЙ МОДЕЛИ
Слайд28. ЦЕЛЬ ОБРАЗОВАНИЯ.
Личностный результат: развитие личностиВ Стандарте нового поколения содержание образования детально и подробно не прописано, зато четко обозначены требования к результатам освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования: личностным, метапредметным и предметным.
В качестве основного результата образования выступает овладение набором универсальных учебных действий, позволяющих ставить и решать важнейшие жизненные и профессиональные задачи.
Слайд29. Цель школы.
Вооружить ребенка умениями, которые помогут ему ориентироваться в новых ситуациях своей
профессиональной, личной и общественной жизни, достигая поставленной цели (т. е. вооружить КОМПЕТЕНТНОСТЯМИ)
Слайд30 . Я предлагаю вам сравнить некоторые ключевые моменты старых и новых стандартов, чтобы Вы могли получить представление, о том, как это было раньше и как это будет теперь, в новой школе.
Слайд 32 – 38 (по слайдам)
Слайд 39. Методическая литература по ФГОСТ
Слайд 40 . Заключение. Итак, ФГОС второго поколения – это нормативный правовой акт. Стандарт призван играть важнейшую роль в воспитании высоконравственных, творческих, компетентных и успешных граждан России. В основе Стандарта лежит системно-деятельностный подход, направленный на достижение не только предметных образовательных результатов, но, прежде всего, на формирование личности учащихся, овладение ими универсальными способами учебной деятельности, обеспечивающими успешность в познавательной деятельности на всех этапах дальнейшего образования.
Слайд 41 . Януш Корчак (польский педагог) писал: «Уважайте незнание ребёнка! Уважайте труд познания! Уважайте незнание и слёзы! Уважайте текущий час и сегодняшний день! Как ребёнок сумеет жить завтра, если мы не дадим ему жить сегодня сознательной и ответственной жизнью?». Пусть ребёнок узнает не потому, что вы ему сказали, а потому, что сам понял; пусть он не выучивает науку, а выдумывает её. Жить – вот ремесло, которому мы должны учить его.
Слайд 42. Спасибо за внимание!
И федеральные государственные требования обеспечивают:
1) единство образовательного пространства Российской Федерации;
2) преемственность основных образовательных программ;
3) вариативность содержания образовательных программ соответствующего уровня образования, возможность формирования образовательных программ различных уровня сложности и направленности с учетом образовательных потребностей и способностей обучающихся;
4) государственные гарантии уровня и качества образования на основе единства обязательных требований к условиям реализации основных образовательных программ и результатам их освоения.
2. Федеральные государственные образовательные стандарты, за исключением федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, образовательные стандарты являются основой объективной оценки соответствия установленным требованиям образовательной деятельности и подготовки обучающихся, освоивших образовательные программы соответствующего уровня и соответствующей направленности, независимо от формы получения образования и формы обучения.
3. Федеральные государственные образовательные стандарты включают в себя требования к:
1) структуре основных образовательных программ (в том числе соотношению обязательной части основной образовательной программы и части, формируемой участниками образовательных отношений) и их объему;
2) условиям реализации основных образовательных программ, в том числе кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям;
3) результатам освоения основных образовательных программ.
4. Федеральными государственными образовательными стандартами устанавливаются сроки получения общего образования и профессионального образования с учетом различных форм обучения, образовательных технологий и особенностей отдельных категорий обучающихся.
5. Федеральные государственные образовательные стандарты общего образования разрабатываются по уровням образования, федеральные государственные образовательные стандарты профессионального образования могут разрабатываться также по профессиям, специальностям и направлениям подготовки по соответствующим уровням профессионального образования.
5.1. Федеральные государственные образовательные стандарты дошкольного, начального общего и основного общего образования обеспечивают возможность получения образования на родных языках из числа языков народов Российской Федерации, изучения государственных языков республик Российской Федерации, родных языков из числа языков народов Российской Федерации, в том числе русского языка как родного языка.
6. В целях обеспечения реализации права на образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья устанавливаются федеральные государственные образовательные стандарты образования указанных лиц или включаются в федеральные государственные образовательные стандарты специальные требования.
7. Формирование требований федеральных государственных образовательных стандартов профессионального образования к результатам освоения основных образовательных программ профессионального образования в части профессиональной компетенции осуществляется на основе соответствующих профессиональных стандартов (при наличии).
(см. текст в предыдущей редакции)
8. Перечни профессий, специальностей и направлений подготовки с указанием квалификации, присваиваемой по соответствующим профессиям, специальностям и направлениям подготовки, порядок формирования этих перечней утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования. При утверждении новых перечней профессий, специальностей и направлений подготовки федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования, может устанавливаться соответствие указанных в этих перечнях отдельных профессий, специальностей и направлений подготовки профессиям, специальностям и направлениям подготовки, указанным в предыдущих перечнях профессий, специальностей и направлений подготовки.
9. Порядок разработки, утверждения федеральных государственных образовательных стандартов и внесения в них изменений устанавливается Правительством Российской Федерации.
10. Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова, Санкт-Петербургский государственный университет, образовательные организации высшего образования, в отношении которых установлена категория "федеральный университет" или "национальный исследовательский университет", а также федеральные государственные образовательные организации высшего образования, перечень которых утверждается указом Президента Российской Федерации, вправе разрабатывать и утверждать самостоятельно образовательные стандарты по всем уровням высшего образования. Требования к условиям реализации и результатам освоения образовательных программ высшего образования, включенные в такие образовательные стандарты, не могут быть ниже соответствующих требований федеральных государственных образовательных стандартов.
Все чаще упоминается в образовании ФГОС. Что такое новые образовательные стандарты и как они изменили систему отечественного образования? Постараемся найти ответы на эти важные и актуальные вопросы.
Что собой представляют новые образовательные стандарты
Данная аббревиатура расшифровывается как федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС). Программы, требования зависят не только от специфики учебной дисциплины, но и от ступени обучения.
Предназначение стандартов второго поколения
С какой целью внедряются ФГОС? Что такое УУД? Для начала отметим, что не во всех развитых странах существуют единые образовательные стандарты. В РФ они предназначены для обеспечения преемственности между отдельными ступенями обучения. После окончания одного этапа ученик должен обладать определенным уровнем подготовки, чтобы перейти на следующий образовательный этап.
ФГОС общего образования, предназначенные для воспитанников, имеющих ограничения по здоровью, характеризуются как система требований, являющихся обязательными при реализации адаптированной программы для ребят с ОВЗ.
Требования стандартов 2-го поколения
Определенные требования к уровню обученности и воспитанности по стандартам содержит каждый класс. ФГОС предполагает определенные требования к структуре программ, объему материала. Также учитывают условия реализации образовательных основных программ, включая материально-техническое, финансовое, кадровое обеспечение процесса. Если ФГОС 1 поколения были направлены на усвоение школьниками теоретического материала, то новые стандарты предназначены для гармоничного развития подрастающего поколения.
Составные части новых стандартов
ФГОС 2-го поколения появились в 2009 году. Они включают в себя три основные части.
Первая часть содержит требования к результатам освоения школьниками образовательной программы. Акцент делают не на совокупность умений и знаний, а на универсальные учебные действия, предполагающие самостоятельное добывание необходимой информации посредством применения современных технологий, а также на коммуникативные качества.
Кроме того, в стандарте указываются предполагаемые результаты обученности по каждой учебной области, описаны те качества, которые будут формироваться у школьников: здоровый образ жизни, толерантность, бережное отношение к природе, уважение к родному краю.
Урок по ФГОС предполагает элементы проектной и исследовательской деятельности. Особое внимание новые стандарты отводят внеурочной деятельности в виде творческих студий, кружков, клубов. Указываются требования к компетентности и профессионализму педагогического состава образовательных учреждений.
Стратегия развития страны, разработанная по 2020 год, направлена на формирование компетентного гражданина, умеющего отвечать за свои поступки, готового к саморазвитию и самосовершенствованию.
Специфические особенности ФГОС НОО
Продолжим рассмотрение ФГОС. Что такое новые стандарты для школы, вы выяснили. Теперь выявим их отличия от традиционной образовательной программы. Содержание программы направлено не на получение знаний, а на формирование духовности, нравственности, общей культуры, социальное и личностное развитие.
Особое внимание уделяется физическому развитию подрастающего поколения. Требования к результатам обучения указываются в виде предметных и личностных результатов, это отличает новые стандарты от первого поколения ФГОС. Что такое УУД?
Обновленные стандарты предполагают повышенное внимание к внеурочной деятельности. Ее организация осуществляется по следующим направлениям: социальное, спортивное, нравственное, духовное, общекультурное развитие.
Как формируется дополнительная группа? ФГОС предполагает проведение диспутов, конференций, организацию научных школьных обществ, соревнований, олимпиад. Время, которое по новым стандартам отводится на внеурочную деятельность, не включается в основную нагрузку школьников. Чередование внеурочной и учебной деятельности определяет образовательное учреждение, учитывая пожелания родителей обучающихся.
Отличительные характеристики нового стандарта
Каковы отличительные особенности ФГОС? 5 класс считается началом второй ступени обучения, где основной акцент делают на формирование метапредметных и личностных результатов.
Основной целью нового стандарта стал деятельностный подход, который направлен на развитие личности школьника. Общеучебные умения считают ядром ФГОС, поэтому для каждого предмета разработаны конкретные учебные действия.
Важным этапом формирования УУД на начальной ступени обучения является ориентация младших школьников на овладение коммуникативными и информационными технологиями, а также на грамотное применение современных ИКТ инструментов.
Современные цифровые инструменты и коммуникационные среды указываются в стандартах второго поколения как оптимальный вариант формирования УУД. Существует специальная подпрограмма, направленная на формирование у подрастающего поколения информационных компетенций.
Начальное образование в новых реалиях
Стандарт предполагает определенные требования к результатам школьников, которые освоили программу начального образования. Личностные УУД предполагают желание и способность школьников к саморазвитию, сформированность позитивной мотивации к познанию и обучению, смысловые и ценностные установки обучающихся, которые отражают их индивидуальные позиции, социальные компетенции.
Выпускники начальной школы должны обладать гражданской идентичностью, личностными качествами.
В метапредметных компетенциях подразумевается полное освоение ребятами учебных действий: коммуникативных, регулятивных, познавательных, благодаря которым они овладевают основными компетенциями.
Предметные УУД предполагают получение информации по определенным дисциплинам, преобразование, использование информации, формирование на основе полученных знаний полноценной научной картины мира.
Например, ребенок учится самостоятельно подбирать к тексту заголовок, записывать тезисы текста. Выпускник начальной школы обязан по готовому заголовку составлять тезисный план, продумывать пересказ материала.
Значимость ИКТ в ОУ
Реалии современности таковы, что, помимо классического письма, ребенок практически одновременно осваивает и компьютерную клавиатуру. Многие родители, использующие компьютер в своей профессиональной деятельности, понимают значимость ИКТ в современной школе. Знакомство с окружающим миром, проведение опытов и исследований в наши дни предполагает использование цифровых камер, микроскопов. Для обобщения результатов, полученных в ходе практической деятельности, школьники пользуются цифровыми ресурсами.
Проектная методика
Для проектного метода, который является по стандартам второго поколения обязательным элементом современной школы, также нужны информационные технологии.
Интегрированный подход к обучению, используемый в стандартах второго поколения, связан с активным применением знаний, которые получены на другом уроке. К примеру, работу с текстами, описаниями, проводимую во время русского языка, продолжают при знакомстве с природными явлениями на уроке окружающего мира. В качестве результата подобной деятельности будет выступать видеорепортаж, который описывает природные явления, картины окружающей среды.
Информационно-образовательная среда
Она должна быть оптимальной для информатизации учащегося и педагога. Именно через информационную среду по новым федеральным стандартам обеспечивается дистанционное взаимодействие участников образовательного процесса, включая и внеурочный период. Что входит в ИС? Мультимедийные устройства, компьютеры, выход во Всемирную паутину, доступ к электронным ресурсам.
Именно через информационную среду осуществляется взаимодействие педагога с ребятами, которые по состоянию здоровья не могут посещать обычные уроки и внеурочные мероприятия.
Стандарт касается не только уроков, но и внеурочной деятельности. В нее включают индивидуальные занятия, выполнение домашних заданий, групповые консультации.
Содержание такой деятельности отражается в образовательной основной программе ОУ. ФГОС допускают внеурочную работу младших школьников в размере десяти часов в неделю. На первой ступени обучения он способствует обеспечению равных возможностей в получении качественного общего начального образования, воспитания, нравственного развития школьников, формирование их гражданственности.
Заключение
В связи с изменением социального заказа в российском образовании назрела необходимость существенных преобразований. Вместо классической системы, в которой основное внимание уделялось получению максимального количества теоретических знаний, в российские школы внедряют программы, направленные на саморазвитие подрастающего поколения. ФГОС второго поколения дают возможность получать начальное образование на родном языке, овладевать культурными и духовными ценностями своего народа.
Благодаря применению педагогами инновационных методик преподавания у каждого ребенка есть возможность выстраивать собственную образовательную и воспитательную траекторию, постепенно передвигаться по ней, совершенствовать свои умения и навыки. Стандарты второго поколения направлены на удовлетворение социального заказа - воспитание гражданина и патриота, любящего свою страну, гордящегося ею.
Все мы когда-то ходили в школу, но вот термин ФГОС, который к современной школе -интернат имеет самое прямое отношение, знаком далеко не каждому.
Что такое ФГОС?
Аббревиатура ФГОС означает Федеральный государственный стандарт образования. ФГОС представляет собой совокупность требований, предъявляемых к деятельности учреждений общего и профессионального образования. ФГОС имеет силу закона и должен соблюдаться всеми без исключения образовательными учреждениями.
Зачем нужен стандарт образования?
Единые стандарты образования есть далеко не во всех, даже развитых странах. На Западе долгое время родители сами решали вопрос, в какое учебное заведение отдать ребенка (а программы у разных школ были разные). А в школе дети сами решали, какие предметы им изучать, а какие нет. Возможно, это и служило причиной низкой эрудиции выпускников западных школ.
Также образовательные стандарты обеспечивают преемственность между ступенями обучения. Окончив одну ступень, выпускник должен быть подготовлен к поступлению на другую.
- ФГОС общего образования для воспитанников с ОВЗ собой совокупность требований, обязательных при реализации адаптированной основной образовательной программы общего образования учащихся с умственной отсталостью образовательными организациями, имеющими государственную аккредитацию.
Стандарт включает в себя требования к:
Структуре основных образовательных программ (в том числе соотношению обязательной части основной образовательной программы и части, формируемой участниками образовательных отношений) и их объему;
Условиям реализации основных образовательных программ, в том числе кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям;
Результатам освоения основных образовательных программ
Особенности современного ФГОС в России
Современный ФГОС называют стандартом второго поколения. Его начали разрабатывать с 2009 года. В чем суть ФГОС? По сравнению со стандартами первого поколения в новом стандарте много радикальных изменений. Старые стандарты предъявляли только требования к минимуму знаний и умений, которые учащиеся должны усвоить в школе, и требования к максимуму учебной нагрузки.
ФГОС второго поколения состоит из трех частей:
- Требования к результатам освоения образовательной программы. Причем акцент здесь делается не на сумме знаний и умений, а на усвоении так называемых универсальных учебных умений, то есть умений самостоятельно добывать необходимую информацию, пользуясь современными технологиями и вступая во взаимодействие с другими людьми. Также в стандарте сформулированы предполагаемые результаты обучения по конкретным образовательным областям и описаны качества, которые должны быть сформированы у выпускников (любовь к Родине, уважение к закону, толерантность, стремление к здоровому образу жизни и т. д.).
- Большое внимание уделяется внеурочной деятельности в форме кружков, студий, олимпиад и т. д.
- Требования к условиям реализации образовательной программы. Прописаны требования к финансированию образования, профессиональному уровню и компетентности педагогических кадров, а также к материально-технической базе школы-интернат
Чем вызвана необходимость в изменениях, которые предстоит всем нам пережить уже в ближайшее время, какова их цель? Что будет другим в школе -интернат после того, как введут ФГОС?
В нашей стране была принята Стратегия развития государства до 2020 года, главная цель которой обеспечить новое качество жизни для всех жителей России. Запросы общества, проблемы, стоящие перед государством по реализации стратегии 2020, ставят новые цели перед образованием: воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России. Отличительной особенностью нового стандарта является его деятельностный характер, ставящий главной целью развитие личности учащегося.
ФГОС НОО выдвигает три группы требований:
- Требования к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования;
- Требования к структуре основной образовательной программы начального общего образования;
- Требования к условиям реализации основной образовательной программы начального общего образования.
Следовательно, другими в новой школе будут образовательные программы, условия, в которых станут обучаться дети, а также других результатов освоения образовательной программы ожидают от учеников. Каждая школа-интернат, имеющая государственную аккредитацию, пишет свою Основную образовательную программу. Школа-интернат являясь учреждением с углубленным изучением отдельных предметов, составит программу, которая определяет содержание и организацию образовательного процесса и направлена на формирование общей культуры, духовно-нравственное, социальное, личностное и интеллектуальное развитие обучающихся, создание основы для самостоятельной реализации учебной деятельности, обеспечивающей социальную успешность, развитие творческих способностей, саморазвитие и самосовершенствование, сохранение и укрепление здоровья обучающихся.
Система образования отказывается от традиционного представления результатов обучения в виде знаний, умений и навыков. Требования к результатам обучения сформулированы в виде личностных, и предметных результатов. Новые формулировки стандарта указывают реальные виды деятельности, которыми учащийся должен овладеть к концу начального обучения.
Стандарт предполагает реализацию в образовательном учреждении как урочной, так и внеурочной деятельности. Внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности (спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное). Содержание занятий должно формироваться с учетом пожеланий обучающихся и их родителей (законных представителей). Во внеурочную деятельность могут входить: экскурсии, кружки, секции, круглые столы, конференции, диспуты, школьные научные общества, олимпиады, соревнования, поисковые и научные исследования и т.д. Содержание внеурочной деятельности должно быть отражено в основной образовательной программе образовательного учреждения. Время, отведенное на внеурочную деятельность не входит в предельно допустимую нагрузку обучающихся. Чередование урочной и внеурочной деятельности определяется образовательным учреждением и согласуется с родителями обучающихся.