Поговорим об играх драматизациях
Ни одна сторона педагогической работы не вызывает у воспитателя столько трудностей, сколько руководство играми детей. Они возникают иногда из-за одностороннего понимания роли игры, преувеличения ее дидактического значения и недооценки влияния на воспитание детей. Это относится к играм-драматизациям
Скачать:
Предварительный просмотр:
«Игра - драматизация в воспитании дошкольника».
Поговорим об играх драматизациях
Ни одна сторона педагогической работы не вызывает у воспитателя столько трудностей, сколько руководство играми детей. Они возникают иногда из-за одностороннего понимания роли игры, преувеличения ее дидактического значения и недооценки влияния на воспитание детей. Это относится к играм-драматизациям
В отдельных дошкольных учреждениях игры-драматизации похожи на подготовительные инсценировки с разученными заранее ролями или отсутствуют совсем. При отборе конкретного содержания, приемы педагогического руководства воспитатели не всегда помнят, что творчество дошкольника имеет свои, специфические, связанные с возрастом особенности, что детское творчество носит особый игровой характер, который сохраняется даже в том, случае, если дети разыгрывают спектакль на литературный сюжет.
Игра драматизация - это своеобразный и самостоятельно существующий вид игровой деятельности. Она отличается от обычной сюжетно-ролевой деятельности тем, что создаётся по готовому сюжету, взятому из книги. План игры, последовательности действий определены заранее. Такая игра труднее для детей, чем подражание тому, что они видят в жизни: требуется представить образы героев, их поведение, хорошо помнить ход действия, требуется и определенный запас знаний, умений, навыков, поэтому данный вид игровой деятельности приобретает развернутый характер только в старшем дошкольном возрасте.
При целенаправленном руководстве воспитателя эти игры имеют большое значение. Они обогащают детей впечатлениями, воспитывают интерес и любовь к литературе, родному слову. Участие в инсценировке представляет участниками широкий простор для проявления инициативы и творчества, так как игровые действия следует создать, воплотить у каких-то движениях, мимике, интонациях - ведь они не даны в произведении в готовом виде. Ребенку надо представить себя на месте изображаемого персонажа, проникнуть его чувствами, переживаниями, чтобы передать соответствующий образ. Обсуждение событий, поступков, характеров действующих лиц в сочетании с поисками событий, действующих лиц приемов передачи образа выбывает чувство сопереживания, побуждает детей пристально всматриваться в окружающий мир, учить различать добро и зло в человеческих отношениях, т. е. активно способствует становлению личности, формированию у ребенка высоких нравственных критериев и оценок.
Руководство воспитателя играми детей должно быть направлено на развитие у них способностей, на обучение их умениям и навыкам, необходимым для этой деятельности.
При отборе литературных произведений для игры-драматизации необходимо учитывать, что детей дошкольного возраста, прежде всего, привлекают динамичный и занимательный сюжет, наличие диалогов, коротких монологов, яркий художественный язык. Произведения должны быть близки детям по содержанию, легки для воплощения; важно, чтобы в них были выражены переходы от одного события к другому, чтобы персонажи были наделены активными действиями.
Особенно любят дошкольники народные сказки. Для них характерны драматический конфликт, острота ситуаций, эмоциональная насыщенность, короткие и выразительные диалоги, простота и образность языка. Дети старшего дошкольного возраста с большим удовольствием драматизируют такие сказки, как «Лиса, заяц и петух», «Лисичка со скалочкой», «Волк и семерок озлят» «Теремок» и др.
Очень привлекают детей произведения с веселым сюжетом, где главными действующими лицами являются животные-детеныши, например «Цыпленок и утенок», «Кто сказал «мяу», «Мышонок и карандаш»,.
Целесообразно на первых порах отбирать для драматизации произведения, требующие ограниченных действий. Для детей средней группы хороши народные потекши, например, «Кисонька-мурысенька», «Где мой пальчик? » и др. Переживания, несложные действия этих произведений близки жизненному опыту детей, что облегчает произведение игры на первых порах.
Вся подготовительная работа по подведению детей к драматизации должна осуществляться поэтапно.
Вначале на занятиях по развитию речи в процессе чтения и рассказывания произведения дети знакомятся с текстом. Затем воспитатель предлагает им прослушать его записи на пластинке. Это помогает дошкольникам лучше понять содержание, дать правильную оценку героям. В дальнейшем они упражняются в пересказе, импровизации диалогов (с детьми не стоит заучивать тест, так как это затормаживает их свободную речь и действия, сковывает и связывает творческие проявления).
Задачей воспитателя на этом этапе является формирование у детей желания принять участие в игре, интереса к нему, к тому, что надо делать, куда идти, что говорить. Постепенно для детей становится существенным не только то, что надо выполнять, но и как выполнять. Этому помогает рассматривание иллюстраций, экскурсии, прогулки, в процессах которых дошкольники имеют возможность присмотреться к повадкам собаки, прислушаться к крику петуха, заметить особенности поведения кошки и т. д. Интерес к качеству выполнения роли содействует тому, что дети начинают критически относиться к другим участникам игры, а также видеть собственные недочеты и достижения.
Однако при наблюдении за детьми в процессе игры выявляется большой разрыв между интересными замыслами и их реализацией. Ребята подробно описывают его внешние признаки. В исполнении же дети не могут передать те качества литературного героя, о котором сами с таким увлечением говорили.
Опыт показал, что неуверенность и скованность детских проявлений сглаживается по мере того, как дети приобретают необходимые умения и навыки: отчетливо говорить, регулировать силу и высоту голоса, изменять темп речи; правильно ходить, бегать, прыгать; ловко и уверенно действовать.
Речевые и двигательные умения у детей развиваются на разных занятиях и направлены на выполнение «Программы воспитания в детском саду». В процессе самостоятельной деятельности, в часы досуга они углубляются и совершенствуют свои знания, упражняются в освоении выразительных средств исполнения.
Уровень способностей детей не может быть одинаковым, поэтому так важна индивидуальная работа с каждым ребенком при подготовке его к исполнительской работе, деятельности.
Формирование выразительных средств, для воплощения замысла предполагает выработку навыка выразительного чтения и рассказывания, накопление двигательного опыта в передаче различных по характеру образов, формирования чувства партнерства.
Учим детей, модулируя голосом, говорить громко, тихо, грубо, передавать интонацией удивление, радость, печаль, страх. Например, детям можно дать такие задания: передать голосом игривость и веселость главных персонажей из сказки С. Михалков «Три поросенка», исполнить песенку козы из сказки «Волк и семеро козлят».
Помогает и следующие упражнение: одни ребенок произносит слова разных персонажей.
Воспитатель придумывает целый комплекс творческих заданий, направленных на развитие двигательной активности детей. Задача педагога состоит в том, чтобы дошкольники проявляли инициативу, оригинальную выдумку.
Детям можно предложить игры-упражнения такого типа: представьте, а за тем покажите, как умывается кошка, как тяжело и неуклюже передвигается медведь, после зимней спячки, как бежит по лесу осторожная хитрая лиса и т. д.
В дальнейшем творческие задания приобретают более сложный характер, например, самостоятельно выбрать и представить какое-нибудь животное, птицу в определенном состоянии, движении. Окружающие должны догадаться, кого ребенок представляет. Детям обычно нравиться коллективное обсуждение в разыгрываемых сценах, где происходит подробный анализ поведения героев.
Практика показала, что совмещение в игре речи и движений, речи и жестов сложно для дошкольников, при этом у них нарушается согласованность действий. Помощь в преодолении этих затруднений помогут следующие задания; представить себя кем-нибудь, показать и рассказать о себе, например; «Я медвежонок, хожу, переваливаясь (показать, я маленький неуклюжий (показать, люблю, есть малину и очень люблю мед». Представить рассказать, как бабушка печет колобок; что делают дедушка и бабушка после того, как колобок от них укатился и т. д.
Эти задания помогут детям предать настроение, характер образа, дают возможность найти связь между словами и действиями, глубже войти в роль, передать образу индивидуальные, неповторимые черты.
Детям можно предложить коллективное воспроизведение текста, когда каждый участник произносит слова только своей роли. В этом случае большое значение имеет сохранение размеренного темпа чтения текста по ролям. Перед детьми ставится задача произносить свой текст, своевременно, без промедлений и неоправданных пауз. Это задание помогает им приобрести навык совместных действий.
Учитывая, что дошкольники очень любят импровизировать, воспитателю следует поощрять их, но необходимо следить за тем, чтобы дети не искажали главной мысли и сути произведения. Импровизируя, дети самостоятельно распределяются по группам, выбирают конкретный эпизод им знакомой сказки, рассказа, распределяют между собой роли и показывают
Сценку друг другу. Таким образом, они постепенно подготавливаются к драматизации того или иного произведения.
Игра-драматизация требует обдуманной организации детей. Их следует
Делить на небольшие группы по числу персонажей, действующих в произведении. Игра проводится с каждым составом участников. Как показала практика, этот способ удобен и рационален, способствует активизации детей. Одна группа действует, другие в это время следят за ними.
Как уже было отмечено выше, знакомство с текстом, обыгрывание отдельных сценок диалогов, исполнение творческих заданий на развитие речевой и двигательной выразительности, а также рисование декораций, изготовление костюмов, атрибутов - все это осуществляется в самых различных видах детской деятельности: на занятиях по развитию речи, музыкальному воспитанию, изобразительной деятельности вне занятий.
При подготовке к спектаклю на первых порах воспитатель сам в присутствии детей выполняет все необходимые операции, подбирает атрибуты, рисует декорации, изготавливает элементы костюмов, распределяет роли, упражняет детей в диалогических сценках. Но позже, к концу года, старшие дошкольники под руководством взрослого выбирают хорошо знакомый сюжет, решают вопрос о ведущем, подробно уточняют возможные атрибуты, костюмы, декорации.
В подготовительной к школе группе дети учатся самостоятельно выбирать сказку, распределять между собой обязанности, решать, кому быть ведущим, самостоятельно обсуждать, какие атрибуты и декорации необходимы для той или иной игры-драматизации, и подготавливают их. В процессе этой работы у детей появляется уверенность в своих силах, они
Начинают творчески комбинировать и применять полученные знания, умения и навыки.
Задача педагога на этом этапе заключается в том, чтобы поддержать у детей интерес к будущему представлению, своевременно и осторожно напоминать, умело регулировать их самостоятельную деятельность.
Таким образом, игра-драматизация при соответствующем руководстве педагога может стать эффективным средством эстетического воспитания детей, развития их художественных способностей.
Драматизация - инсценирование, разыгрывание по ролям литературных произведений, с сохранением последовательности эпизодов. Игра-драматизация - игра, которая строится с опорой на сюжетную схему литературного произведения или сказки.
На страницах этого тематического раздела собраны готовые планы-конспекты и сценарии таких мероприятий, полезные советы по их организации, иллюстрированные фотографиями отчёты об их проведении. Инсценирование сказок с детьми имеет смысл проводить регулярно. Чтобы эта игровая деятельность была разнообразной, обращайтесь к позитивному опыту коллег в области драматизации.
Здесь - всё для успешной работы «детского театра драмы».
Содержится в разделах:Показаны публикации 1-10
из 879
.
Все разделы
| Драматизация. Конспекты проведения игр с элементами драматизации
Хочу представить вашему вниманию драматизацию сказки "О глупом мышонке", которую мы представили для ребят младшей группы. Целью данного занятия было ознакомление ребят с искусством театра, умение соотнести движение с речью. Задачами было обучить детей сотрудничеству, изображению...
Девочка в лесу живет И танцует, и поет. Любят все ее и ждут Красной Шапочкой зовут Мы веселые подружки, Озорные хохотушки, Пляшем, скачем без забот, С песней водим хоровод. И совсем не страшный лес Очень много в нем чудес. Танцуют в нем цветы, Птицы и деревья Всем на удивление!...
Драматизация. Конспекты проведения игр с элементами драматизации - Конспект НОД по развитию речи «Путешествие в сказку». (Драматизация сказки «Теремок» во второй младшей группе)
Публикация «Конспект НОД по развитию речи «Путешествие в сказку». (Драматизация...» Конспект НОД по развитию речи «Путешествие в сказку». (Драматизация сказки «Теремок» во второй младшей группе) Тема занятия: «Путешествие в сказку». (Драматизация сказки «Теремок». Цель занятия: развивать личность ребёнка, прививая устойчивый интерес к музыкально-театральной...
Библиотека изображений «МААМ-картинки»
Автономная некоммерческая организация Дошкольная образовательная организация «Акварель» «ДВА КОЗЛИКА» Игра-драматизация по произведению К.Ушинского для детей старшей группы Разработала: воспитатель Балашова Ю.С. г.Котельники 2018г. Конспект игры-драматизация по произведению «Два...
Драматизация сказки «Муха-Цокотуха»в средней группе. Цель: формирование интереса к театральной деятельности; развитие у детей выразительности речи, диалогической речи; формирование желания творчески передавать образы героев сказки через художественное слово, музыку,...
Драматизация сказки с применением платковых кукол для детей дошкольного возраста «Теремок на новый лад» Муниципальное бюджетное образовательное учреждение для детей дошкольного и младшего школьного возраста «Начальная школа – детский сад №1 компенсирующего вида» Драматизация сказки с применением платковых кукол для детей дошкольного возраста Теремок на новый лад Музыкальный...
Драматизация. Конспекты проведения игр с элементами драматизации - «Путешествие в музыкальную сказку». Конспект ООД с элементами драматизации в подготовительной к школе группе
«Путешествие в музыкальную сказку» конспект ООД с элементами драматизации по художественно-эстетическому развитию (раздел музыка) в подготовительной к школе группе Цель: Развитие творческого воображения и творческой активности у старших дошкольников. Продолжать знакомить...
Процесс игр-драматизаций как средства усвоения литературного текста детьми младшего дошкольного возраста
1.2 Игра-драматизация в младшем дошкольном возрасте
Игровая деятельность дошкольников связана с постепенным продвижением современного ребенка-дошкольника в пространстве и времени игры. В период с 3 до 6-7 лет он с помощью взрослого и самостоятельно осваивает разные виды индивидуальных и коллективных игр.
Каждый вид игр вносит свой вклад в развитие познавательной и творческой активности, становление детской личности и ее отношений с миром, специфически влияя на формирование предпосылок учебной деятельности как ведущей в следующем возрастном периоде. Игра для детей четвертого года жизни - своеобразная «экспериментальная площадка» для знакомства с предметным и социальным миром, опробования себя и определения границ своих возможностей, реализации индивидуальных потребностей и проявления задатков будущих способностей .
Для того чтобы сообщество детей четвертого года жизни стало играющим, требуется направленное педагогическое влияние. Главными педагогическими задачами являются:
· оказание детям помощи в приобретении игровых умений, обогащение их игрового опыта;
· расширение детских представлений о предметах, событиях и явлениях окружающего мира, которые потом могут быть отражены в игре;
· поощрение инициативы детей при развертывании индивидуальных, парных и коллективных игр;
· создание условий для проявления детьми игровой активности в течение дня и др.
Игры-драматизации - это особые игры, в которых ребенок разыгрывает знакомый сюжет, развивает его или придумывает новый. Важно, что в такой игре малыш создает свой маленький мир и чувствует себя хозяином, творцом происходящих событий. Он управляет действиями персонажей и строит их отношения. Малыш в игре превращается и в актера, и в режиссера, и в сценариста. В такие игры ребенок никогда не играет молча. Своим голосом или голосом персонажа ребенок проговаривает события и переживания. Он озвучивает героев, придумывает историю, проживает то, что в обычной жизни ему прожить бывает нелегко. Во время таких игр происходит интенсивное развитие речи, качественно и количественно обогащается словарный запас, развивается воображение, творческие способности ребенка, способность управлять собой, удерживать внимание в соответствии с сюжетом, логичность и самостоятельность мышления. Все это приобретает особое значение в познавательном развитии и дальнейшей учебной деятельности. Поэтому игры-драматизации необычайно полезны и нужны ребенку на разных этапах его развития .
В играх-драматизациях содержание, роли, игровые действия обусловлены сюжетом и содержанием того или иного литературного произведения, сказки и т.п. Они сходны с сюжетно-ролевыми играми: в основе тех и других условное воспроизведение явления, действий и взаимоотношений людей и т.д., а также имеются элементы творчества. Своеобразие игр драматизаций заключается в том, что по сюжету сказки или рассказа дети исполняют определённые роли, воспроизводят события в точной последовательности.
Чаще всего основой игр-драматизаций являются сказки. В сказках образы героев очерчены наиболее ярко, они привлекают детей динамичностью и ясной мотивированностью поступков, действия чётко сменяют одно другое и дошкольники охотно воспроизводят их. Легко драматизируются любимые детьми народные сказки "Репка", "Колобок", "Теремок", "Три медведя" и др. В играх драматизациях используются и стихотворения с диалогами, благодаря которым создаётся возможность воспроизводить содержание по ролям.
С помощью игр-драматизаций дети лучше усваивают идейное содержание произведения, логику и последовательность событий, их развитие и причинную обусловленность.
Для развёртывания игр-драматизаций необходимы: возбуждение и развитие интереса к ним у детей, знание ребятами содержания и текста произведения, наличие костюмов, игрушек. Костюм в играх дополняет образ, но не должен стеснять ребёнка. Если нельзя сделать костюм, нужно использовать отдельные его элементы, характеризующие отдельные признаки того или иного персонажа: гребешок петушка, хвост лисы, уши зайчика и т.п. . Руководство воспитателя заключается в том, что он прежде всего подбирает произведения, имеющие воспитательное значение, сюжет которых детям нетрудно усвоить и превратить в игру-драматизацию.
С дошкольниками не следует специально разучивать сказку. Прекрасный язык, увлекательный сюжет, повторы в тексте, динамика развития действия - всё это способствует быстрому её усвоению. При повторном рассказывании сказки дети достаточно хорошо её запоминают и начинают включаться в игру, выполняя роли отдельных персонажей. Играя, ребёнок непосредственно выражает свои чувства в слове, жесте, мимике, интонации.
В игре-драматизации не надо показывать ребёнку те или иные выразительные приёмы: игра для него должна быть именно игрой.
Большое значение в развитии игры-драматизации, в усвоении характерных черт образа и отражении их в роли имеет интерес к ней самого педагога, его умение пользоваться средствами художественной выразительности при чтении или рассказывании. Правильный ритм, разнообразные интонации, паузы, некоторые жесты оживляют образы, делают их близкими детям, возбуждают у них желание играть. Раз за разом повторяя игру, ребята всё меньше нуждаются в помощи воспитателя и начинают действовать самостоятельно. В игре драматизации одновременно могут участвовать только несколько человек, и педагог должен сделать так, чтобы все дети поочерёдно были её участниками .
Помогая детям усвоить содержание игры, войти в образ, воспитатель использует рассматривание иллюстраций к литературным произведениям, уточняет некоторые характерные черты персонажей, выясняет отношение детей к игре.
Мотивы игры и учения
Предметная деятельность справедливо считается ведущей в психическом развитии детей младшего дошкольного возраста. Д. Б...
Организация и методика физического воспитания детей в разных возрастных группах
физический воспитание дошкольный ребенок Дошкольный возраст (3 - 4 года) характеризуется значительными изменениями в физическом и моторном развитии ребенка. К середине 3-го года жизни формируются в основном переместительные движения...
Организация физического воспитания детей дошкольного возраста
Дошкольный возраст (3 - 4 года) характеризуется значительными изменениями в физическом и моторном развитии ребенка. К середине 3-го года жизни формируются в основном переместительные движения...
Пальчиковые игры как средство развития речи детей старшего дошкольного возраста
Психологи (Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, А.В. Запорожец и др.) и педагоги (Н.К. Крупская, А.С. Макаренко, Е.А. Аркин, М.Я. Басов и др.) уделяли игре ребенка чрезвычайное внимание...
Педагогическая коррекция детей в начальной школе
С приходом детей в школу и при смешении детей с нормальным развитием и детей психологически запущенных для нормального взаимодействия этой вновь созданной группы необходимо учесть изменения социальной ситуации. Внутренне...
Развитие познавательной деятельности младших школьников средствами игры
Каждый период жизни и развития ребенка характеризуется определенным ведущим видом деятельности. В отечественной психологии под ведущей деятельностью понимается та, в процессе которой происходят качественные изменения в психике детей...
Роль игры в эмоциональном развитии ребенка дошкольного возраста
Игра - явление многогранное, ее можно рассматривать как особую форму существования всех без исключения сторон жизнедеятельности коллектива. Слово "игра" не является научным понятием в строгом смысле этого слова. Может быть именно потому...
Социально-педагогическая работа воспитателя ДОУ по предупреждению и коррекции детской конфликтности
В дореволюционной русской педагогике наиболее значительные высказывания об игре принадлежат К.Д. Ушинскому. Высоко оценивая значение игры для развития, он отмечал, что "в игре дитя живет, и следы этой жизни глубже остаются в нем...
Укрепление физического здоровья детей младшего дошкольного возраста посредством подвижных игр и физических упражнений на прогулке
Формирование волевых качеств личности в процессе игровой деятельности
Младший школьный возраст является наиболее ответственным этапом школьного детства. Высокая сензитивность этого возрастного периода определяет большие потенциальные возможности разностороннего развития ребенка. Игра в тех формах...
Формирование и оценивание социальной компетенции "уверенность в себе" у детей младшего дошкольного возраста
Формирование у младших дошкольников трудовых умений в ходе выполнения поручений
Руководя выполнением детьми поручений, воспитатель изучает возможности детей своей группы. В повседневной работе, привлекая их к выполнению простых заданий, он наблюдает за каждым ребенком, выявляет уровень умений, желание...
1.1 Психологические особенности памяти Ни одна психическая функция не может быть осуществлена без участия памяти. И сама память немыслима вне других психических процессов...
Экспериментальное исследование особенностей процессов запоминания в младшем дошкольном возрасте
Память -- важнейший психологический компонент учебной познавательной деятельности. Большие изменения происходят в памяти ребенка с переходом его к младшему школьному возрасту. Придя в школу, дети уже умеют запоминать произвольно...
Экспериментальное исследование особенностей процессов запоминания в младшем дошкольном возрасте
Описание презентации по отдельным слайдам:
1 слайд
Описание слайда:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский «Салгал» с. Усть-Элегест МР «Кызылский кожуун» Республики Тыва Консультация для педагогов «Игры-драматизации и ее виды» Подготовила учитель русского языка МБДОУ д/с «Салгал» Шойлаа О.К. с. Усть-Элегест 2017 г.
2
слайд
Описание слайда:
Игра представляет собой особую деятельность, которая расцветает в детские годы и сопровождает человека на протяжении всей его жизни. В современной педагогической теории игра рассматривается как ведущий вид деятельности ребенка – дошкольника. Ведущее положение игры определяется не количеством времени, которое ребенок ей посвящает, а тем, что: она удовлетворяет его основные потребности; в недрах игры зарождаются и развиваются другие виды деятельности; игра в наибольшей степени способствует психическому развитию ребенка. В самых различных системах обучения игре отводится особое место. И определяется это тем, что игра очень созвучна природе ребенка. Ребенок от рождения и до наступления зрелости уделяет огромное внимание играм. Игра для ребенка - не просто интересное времяпрепровождение, но способ моделирования внешнего, взрослого мира, способ моделирования его взаимоотношений, в процессе которого, ребенок вырабатывает схему взаимоотношений со сверстниками. Дети с удовольствием сами придумывают игры, с помощью которых самые банальны, бытовые вещи переносятся в особый интересный мир приключений.
3
слайд
Описание слайда:
"Игра, есть потребность растущего детского организма. В игре развиваются физические силы ребенка, тверже рука, гибче тело, вернее глаз, развиваются сообразительность, находчивость, инициатива. В игре вырабатываются у ребят организационные навыки, развиваются выдержка, умение взвешивать обстоятельства и пр.",- писала Н. К. Крупская. В игре ребенок делает открытия того, что давно известно взрослому. В настоящее время появилось целое направление в педагогической науке - игровая педагогика, которая считает игру ведущим методом воспитания и обучения детей дошкольного и младшего школьного возраста. И поэтому упор на игру (игровую деятельность, игровые формы, приемы) - это важнейший путь включения детей в учебную работу, способ обеспечения эмоционального отклика на воспитательные воздействия и нормальных условий жизнедеятельности. Игры-драматизации являются одним из видов театрализованных игр. Однако и те и другие имеют определенные отличия. Театрализованные игры, в отличие от игр-драматизаций имеют фиксированное содержание в виде литературного произведения, разыгрываемое детьми в лицах.
4
слайд
Описание слайда:
В них, как и в настоящем театральном искусстве, с помощью таких выразительных средств, как интонация, мимика, жест, поза и походка, создаются конкретные образы. Имеются различия и в уровне самостоятельности ребенка. Самостоятельно в игры-драматизации даже дети старшего дошкольного возраста не играют. Наибольший интерес у них вызывают театрализованные игры по предложению воспитателя и под его руководством. Но, если с первой младшей группы дети будут с помощью воспитателя разыгрывать народные песенки, потешки, небольшие сценки, а во второй младшей группе, используя игрушки и фигурки плоскостного театра, будут продолжать заниматься этим, то уже в среднем возрасте игра-драматизация возможна как самостоятельная деятельность. Этому предположению существует несколько подтверждений. Было установлено, что дети пятого года жизни в процессе театрализованной деятельности активно стремятся вносить в исполнение ролей личное, индивидуальное, своеобразное.
5
слайд
Описание слайда:
Игры-драматизации - это особенный вид деятельности детей дошкольного возраста, в котором ребенок разыгрывает знакомый сюжет, развивает его или придумывает новый. Важно, что в такой игре ребенок создает свой маленький мир и чувствует себя хозяином, творцом происходящих событий. Он управляет действиями персонажей и строит их отношения. Ребенок в игре превращается и в актера, и в режиссера, и в сценариста. В такие игры ребенок никогда не играет молча. Своим голосом или голосом персонажа ребенок проговаривает события и переживания. Он озвучивает героев, придумывает историю, проживает то, что в обычной жизни ему прожить бывает нелегко. Во время таких игр происходит интенсивное развитие речи, качественно и количественно обогащается словарный запас, развивается воображение, творческие способности ребенка, способность управлять собой, удерживать внимание в соответствии с сюжетом, логичность и самостоятельность мышления. Все это приобретает особое значение в познавательном развитии и дальнейшей учебной деятельности. Поэтому игры-драматизации необычайно полезны и нужны ребенку на разных этапах его развития.
6
слайд
Описание слайда:
В старшем возрасте становится возможным включать фрагменты театрализованной деятельности с использованием разных видов театра в систему занятий по обучению детей рассказыванию, а также использовать занятия по развитию речи для обогащения театрализованных игр. Было также установлено, что эффективность театрализованной деятельности во многом зависит от ее интегрирования с занятиями по изобразительному творчеству детей. В процессе декоративно-оформительского творчества дети имеют возможность подумать, поразмыслить, вспомнить и пофантазировать, что также положительно влияет на выразительность создаваемых образов. В играх-драматизациях ребенок-артист, самостоятельно создает образ с помощью комплекса средств выразительности (интонация, мимика, пантомима), производит собственные действия исполнения роли. В игре-драматизации ребенок исполняет какой-либо сюжет, сценарий которого заранее существует, но не является жестким каноном, а служит канвой, в пределах которой развивается импровизация. Импровизация может касаться не только текста, но и сценического действия.
7
слайд
Описание слайда:
В дошкольном образовательном учреждении, где количество двуязычных детей преобладает, возникают трудности в усвоении русского языка, так как речевое общение на русском языке не сформировано. Приоритетной задачей в моей работе является развитие устной речи у детей нерусской национальности. Формирование и совершенствование навыков устной речи идет посредством использования устного народного творчества: потешки, пословицы, поговорки, считалки, частушки, сказки. Применение игровых технологий играет важную роль в обучении русскому языку с детьми-билингвами. Игры-драматизации развивают не только устную речь, но и активизируют познавательную деятельность, обогащают словарный запас детей. После чтения сказок, маленьких рассказов о детях, о животных, они инсценируются. Перед инсценировками происходит большая предварительная работа: режиссерская постановка, изготовление масок, подготовка костюмов. словарная работа, совершенствование дикции. Использование игр-драматизаций оказывают позитивное влияние на обучение и усвоение русского языка в условиях двуязычия.
8
слайд
Описание слайда:
Игры-драматизации могут исполняться без зрителей или носить характер концертного исполнения. Если они разыгрываются в обычной театральной форме (сцена, занавес, декорации, костюмы и т.д.) или в форме массового сюжетного зрелища, их называют театрализациями. Выделяют несколько уровней игр-драматизаций: -Игры-имитации образов животных, людей, литературных персонажей. -Ролевые диалоги на основе текста. -Инсценировки произведений. -Постановки спектаклей по одному или нескольким произведениям. -Игры-импровизации с разыгрыванием сюжета без предварительной подготовки. На каждом из перечисленных уровней могут использоваться несколько видов игр-драматизаций Л.П. Бочкарева: 1.Драматизация художественных произведений, когда ребенок берет на себя роль персонажа. При этом он входит в образ, чувствует себя раскованно свободно. Как правило, при этом у него исчезает страх, речь приобретает яркую интонационную окраску, развивается жесто-мимическая сторона речи, способность к подражанию.
9
слайд
Описание слайда:
2.Настольный театр с плоскостными и объемными фигурами - это картонные или фанерные силуэты на устойчивых подставках. Все персонажи окрашены с двух сторон и передвигаются скольжением по столу. Фанерный аналог более долговечен, и расширяет период использования театра. Это особенно актуально в условиях ДОУ.
10
слайд
Описание слайда:
11
слайд
Описание слайда:
3.Настольный конусный театр. Все детали, из которых состоят игрушки-артисты - геометрические фигуры. Голова - круг, туловище и конечности - конусы, ушки - треугольники, а усы - прямоугольные полоски. Готовый корпус фигурки можно раскрасить, дополнить аппликацией и т.п. Куклы получаются объемными и занимают на столе достаточно много места, поэтому в спектакле используются не более трех куколок. Полуподвижная фигурка «скользит» по столу. Так как поле деятельности с конусными игрушками-артистами в этом виде театра ограничено, поскольку каждый набор предназначен только для одного сюжета, а конусные фигурки имеют маленькую степень подвижности, то все творчество и фантазия ребенка воплощается в озвучивании ролей.
12
слайд
Описание слайда:
4. Игры-драматизации с пальчиками. Они особенно полезны для развития мелкой моторики рук, а в возрасте 5 - 6 лет мастерство пальчикового театра готовит руку к письму. В таком театре все герои, сцена и сюжет расположены… на одной или двух руках. Для этого есть специальные пальчиковые куклы. Они изготовлены из ткани, дерева. Достоверность образа можно считать одним из важных признаков качественной игрушки. У кукол - мягко прорисованные выразительные лица без оттенка сатиры в образе, у зверей - характерные черты того или иного животного. Деревянные игрушки могут выглядеть как крошечные головки персонажей, а могут быть целой фигуркой с головой, туловищем, руками, ногами или лапками (если это животное). Можно встретить даже деревянного Змея-Горыныча с тремя головами. Детали тканевых или комбинированных кукол должны быть выполнены из качественных материалов и хорошо крепиться между собой. Деревянные куколки имеют углубление для пальца, поэтому, при выборе игрушки, важно обратить внимание на размер этого углубления. Куколка должна плотно облегать палец, не выскакивая из него и наоборот, не сдавливая слишком туго. Тонкая и нежная кожа ребенка уязвима, поэтому дерево должно быть хорошо отшлифовано. В ходе игры хорошо использовать настольную ширму, за которой будут меняться актеры и декорации.
13
слайд
Описание слайда:
14
слайд
Описание слайда:
15
слайд
Описание слайда:
5.Театр марионеток. Марионетка - это кукла на ниточках. Голова и суставы крепятся петлями и подвешиваются к деревянной основе, которая управляет движениями этой куклы.
16
слайд
Описание слайда:
17
слайд
Описание слайда:
6.Театр теней. Этот театр справедливо считается одним из самых условных театров. В нем нет, по словам Нины Яковлевны Симонович - Ефимовой, «никаких рассеивающих внимание впечатлений (красок, рельефа). Именно поэтому он доступен и хорошо воспринимаем детьми. Именно потому, что силуэт - обобщение, он понятен детям. Потому что искусство самих детей обобщено. Рисунки детей всегда красивы, всегда приятны. И рисуют дети «эмблемами».
18
слайд
Описание слайда:
19
слайд
Описание слайда:
Чаще всего основой игр - драматизаций являются сказки. В сказках образы героев очерчены наиболее ярко, они привлекают детей динамичностью и ясной мотивированностью поступков, действия чётко сменяют одно другое и дошкольники охотно воспроизводят их. Легко драматизируются любимые детьми народные сказки «Репка», «Колобок», «Теремок», «Три медведя».
20
слайд
Описание слайда:
В играх драматизациях используются и стихотворения с диалогами, благодаря которым создаётся возможность воспроизводить содержание по ролям. Становится очевидным, что виды театрализованных игр многообразны. Они взаимно дополняют друг друга и могут занять достойное место в воспитательно-образовательной работе детского сада и сделать жизнь ребенка ярче, богаче и разнообразнее. Еще можно отметить некоторые виды игр-драматизаций. Проведений данных игр, их использование в образовательном процессе и изготовление своими руками атрибутов различных видов игр-драматизаций, привлечение к работе воспитанников зависит от творческой фантазии педагога. Игры-занятия с детьми настолько заряжают энергией, что ее хватает надолго.
«Игры–драматизации с использованием масок и игрушек оригами»
Пояснительная записка: Театрализованная деятельность основывается на театральном искусстве, являющемся синтетическим (объединяющим все виды искусства: художественное слово, музыку, пластику, декорационно-художественное оформление.
Одной из форм театрализованной деятельности являются игры-драматизации. Игры - драматизации включают в себя инсценирование песен, инсценирование сказок, инсценирование литературных текстов, инсценирование потешек, игровое творчество детей.
Игры-драматизации - форма деятельности ребенка в дошкольном детстве. Поэтому театральное искусство близко и понятно детям. Литературное произведение или сказка всегда имеют нравственную направленность (дружба, доброта, честность, смелость и др)
Благодаря сказке ребенок познает мир не только умом, но и сердцем, выражает собственное отношение к добру и злу. Любимые герои становятся образцами для подражания и отождествления. В процессе работы над выразительностью реплик персонажей незаметно активизируется словарь, совершенствуется звуковая культура речи, ее интонационный строй. Произносимые реплики ставят его перед необходимостью грамотно изъясняться. Улучшаются диалогическая речь, ее грамматический строй. Театрализованная деятельность направлена на развитие у детей ощущений, чувств и эмоций, мышления., воображения, фантазии, внимания, памяти, воли, а также многих умений и навыков (речевых, коммуникативных, организаторских, оформительских, двигательных).
Дети очень любят сами перевоплощаться в любимых героев и действовать от их имени, в соответствии с сюжетами сказок, мультфильмов, детских спектаклей. Детям очень интересно использовать оригамские игрушки и маски. Используя оригамские игрушки можно разыграть не только эти сказки, но и многие другие, а также придумать сюжеты своих сказок и рассказов. Маски и игрушки оригами просты в изготовлении. Их можно хранить в коробочке, в небольшом мешочке, из которых в любой момент можно извлечь фигурки, чтобы разыграть сценку из сказки, прочитать стишок, загадку, спеть песенку, придумать веселую историю. Оригами рассматривается как средство для подготовки игр-драматизаций, которые строятся на основе литературного произведения. Я знакомлю детей с оригамскими масками и игрушками. Как формировать у детей навыки драматизации литературных произведений, интерес к имитационным движениям? Я рекомендую привлекать дошкольников всех возрастов к участию в изготовлении элементов масок, сказочных атрибутов, распределяя работу по степени сложности. В подгруппе пятого года жизни ребенок обводит по контуру основную форму. Ведь маска важный атрибут игры, она делает образы героев яркими и впечатляющими. Успеху драматизаций, освоению выразительных имитационных движений способствуют наблюдения за живыми объектами. В процессе этого я стараюсь акцентировать внимание детей не только на способах передвижения, защиты и питания, но и на повадках животного. Кроме этого читаю детям стихи, рассказы о животных, рассматривает картинки, иллюстрации. Все это помогает детям приобрести способность выполнять самые разные задания: показать: как слетает бабочка, как куры клюют корм, пьют воду, как кошка играет с клубком ниток, как ведет себя собака со своими и чужими. Драматизация литературных произведений, обыгрывание различных событий, изображение повадок животных приучают ребенка к самостоятельному поиску средств выразительности. К этой работе мы привлекаем родителей, они помогают детям, участвуя в мини – спектаклях, в качестве рассказчика одного или даже нескольких персонажей, при этом используя оригамские маски, игрушки совместного изготовления с детьми.
Актуальность темы: мы знаем, что театрализованная игра привлекает всех ребят, но некоторые из них в силу своих психологических особенностей бояться групповой деятельности. Как привлечь таких малышей к театрализованным играм? Как помочь им преодолеть неуверенность в себе, научить общаться со сверстниками и взрослыми? Я считаю, что эту проблему можно решить с помощью игр – драматизаций с использованием масок и игрушек оригами. Главное – создать между взрослыми и детьми отношения доброты, сердечности и любви.
Цель проекта: использование масок и игрушек оригами для устранения психологических проблем. Это боязнь общения, замкнутость в своих переживаниях, опасение быть осмеянным сверстниками или получить негативную оценку своих поступков взрослыми – все это обрушивается на маленького человека, загоняя его в мир страхов и сомнений.
Для достижения данной цели поставлены следующие задачи:
Задачи проекта:
1. Воспитывать доброжелательное общение друг с другом.
2. Побуждать интерес к играм-драматизациям, создавать необходимые условия для ее проведения, используя маски и игрушки оригами.
3. Развивать речь детей: обогащать словарь, формировать умение строить предложения, добиваясь правильного и четкого произношения в играх-драматизациях с использованием масок и игрушек оригами
Гипотеза: если систематически проводить игры-драматизации с использованием масок и игрушек оригами и обеспечить целенаправленное руководство ими, то дети научатся общаться со сверстниками и взрослыми.
Место реализации проекта: в детском саду: в групповой комнате, в музыкальном зале.
Адресат проекта: дети 3-4 лет, родители
Игры-драматизации пользуются у детей неизменной любовью. Игры - драматизации включают в себя инсценирование песен, инсценирование сказок, инсценирование литературных текстов, инсценирование потешек, игровое творчество детей. Дети с удовольствием включаются в игру. Им нравится надевать маски. Малыши радуются, когда радуются персонажи, грустят вместе с ними, плачут над неудачами любимого героя, всегда готовы придти к нему на помощь. Тематика и содержание игр-драматизаций с использованием красочных оригамских масок и игрушек имеют нравственную направленность, которая заключена в каждой сказке, стихотворении, потешки. Эта дружба, доброта, отзывчивость. Сказочные герои становятся для детей любимыми и подражая им дети присваивают положительные качества. Используя оригамские игрушки можно разыграть не только сказки, но и стихи, потешки, а также придумать сюжеты своих сказок и рассказов. Маски и игрушки оригами просты в изготовлении. Их можно хранить в коробочке, в небольшом мешочке, из которых в любой момент можно извлечь фигурки, чтобы разыграть сценку из сказки, прочитать стишок, загадку, спеть песенку, придумать веселую историю.
Этапы реализации проекта:
1. Организационный этап:
- Выбор темы и разработка проекта;
- Изучение методической литературы;
- Составление перспективного плана по реализации проекта;
- Изготовление масок и игрушек оригами
- Проведение консультаций и бесед с родителями
2. Диагностический этап:
3. Основной этап:
4. Обобщающий этап:
- Исследование развития игровой деятельности детей
- Мониторинг заинтересованности и активности воспитанников
- Проведение игр-драматизаций с использованием масок и игрушек оригами
- Разучивание ролей, песен, потешек
- Чтение художественной литературы
- Использование устного народного творчества
- Вовлечение родителей в составление рассказов и сказок для детей
- Конкурс с родителями на лучшую оригамскую маску или игрушку
- Презентация проекта на педагогическом совете
- Показ игр-драматизаций на родительском собрании с демонстрацией масок игрушек оригами
- Выставка масок и игрушек оригами
Виды контроля:
Фотосъемка игр-драматизаций
Контроль старшего воспитателя
Результаты внедрения проекта:
Обогащение предметно-пространственной среды, укрепление дружеских отношений, расширение и обогащения словарного запаса, обеспечение психологического благополучия и здоровья детей.
Перспективный план работы с детьми 2 младшей группы в рамках проекта « игры драматизации с использованием масок и игрушек оригами».
Сентябрь
1. Тема: Оригамские маски и игрушки
Задачи: Познакомить детей с оригамскими масками и игрушками, игрушками пальчикового театра
Необходимое оборудование: маски, игрушки оригами из разных сказок
Задачи: Развивать способность детей понимать состояние другого человека и уметь адекватно выразить свое мнение.
Необходимое оборудование: имитационные упражнения с использованием оригамских масок.
Октябрь
1. Тема: Культура и техника речи
Учить строить диалог, используя маски оригами.
2. Тема: Основы театральной культуры
Задачи: Развивать сценическому искусству, знакомить детей с видами театрального искусства (театр масок)
3. Тема: Игра «Зайки»
Задачи: Формировать правильную артикуляцию, обучать прыжкам на двух ногах
Необходимое оборудование: маски оригами
Ноябрь
1. Тема: Игра «Зайчик и белочка»
Задачи: Развивать у детей внимание
Необходимое оборудование: маски оригами, картинки с изображением орехов, грибов, моркови, капусты, шишек и др., которые употребляют в пищу зайчик и белочка, корзинки.
2. Тема: Культура и техника речи
Задачи: Развивать дикцию, речевое дыхание и правильную артикуляцию.
Учить строить диалог. Пополнять словарный запас детей
Необходимое оборудование: маски оригами
Репертуар: «Гуси-гуси», «Разговор с котом», «Курочка-рябушечка»
3. Тема: Игра – драматизация «Мы в лесу построим дом»
Задачи: Развивать творческое воображение детей, учить подражать звуком и движению персонажей (медведя, лисы, зайца, ежа, белочки)
Необходимое оборудование: маски оригами, использование цветных модулей для строительства
Декабрь
1. Тема: Рассказ с подражанием « Бабушка и внучка»
Задачи: Учить детей имитировать движения животных, имитировать звуки, издаваемые героями рассказа
Необходимое оборудование: игрушки оригами, в предметном окружении с декорациями
2. Тема: Диалог: « Разговор зайчика и белочки по телефону»
Задачи: Развивать диалогическую речь. Учить детей общаться друг с другом.
Необходимое оборудование: маски оригами и трубки телефонов
3. Тема: Проведение праздников
Задачи: Обогащать детей яркими впечатлениями, создавая радостное настроение.
Вызывать желание принимать активное участие в празднике.
Необходимое оборудование: маски оригами, декорации необходимые для обстановки праздника
Репертуар: «Новый год»
Январь
1. Тема: «Зимняя сказка»
Задачи: Обогащать детей яркими впечатлениями, создавая радостное настроение
Необходимое оборудование: маски оригами
2. Тема: Игра-инсценировка: Стихотворение «Маша обедает»
Задачи: Побуждать к образному воплощению в роли. Учит выразительно двигаться. Учить выразительной мимике и движениям.
Необходимое оборудование: маски оригами, предметное окружение
Февраль
1. Тема: Игра-драматизация «Они не умеют читать...»
Задачи: Развивать интерес к играм-драматизациям. Поддерживать бодрое веселое настроение. Поощрять доброжелательное отношение друг к другу.
Необходимое оборудование: игрушки оригами, кукла Юля и предметное окружение
2. Тема: Основы актерского мастерства
Задачи: Воспитывать внимание. Развивать фантазию и воображение
Репертуар: «Лиса», «Медведь», «Петушок», «Курочка», «Лягушка», «Собачка», «Котик».
3. Тема: Игра: «Веселые гуси»
Задачи: Побуждать детей эмоционально реагировать на происходящее.
Развивать умение сосредотачивать свое внимание на игрушках оригами.
Вызывать у детей радостные чувства.
Необходимое оборудование: игрушки оригами, декорации (домик с вырезанным окошком, плоскостной куст).
Март
1. Тема: Игра-драматизация «Сорока»
Задачи: Развивать речевые способности каждого ребенка
Необходимое оборудование: маска оригами сороки, предметы: иголки, очки, мыло, звонок, утюг, кисть
2. Тема: Сказка «Колобок»
Задачи: Содействовать пониманию сюжета сказки. Эмоционально реагировать на происходящее, воспитывать доброту, смекалку
Необходимое оборудование: игрушки оригами, домик, декорации леса
3. Тема: Сказка «Котик Петрик и мышка»
Задачи: Разыгрывание сказки. Учить произносить реплики с нужной интонацией с помощью мимики и жестов.
Необходимое оборудование: маски оригами
Апрель
1. Тема: Сказка «Теремок»
Задачи: Развивать воображение, фантазию детей, эмоционально раскрепощать, прививая устойчивый интерес к происходящему на сцене.
Необходимое оборудование: маска оригами, теремок.
2. Тема: Прибаутка «Тень-тень»
Задачи: Учить детей диалогу. Побуждать детей играть с игрушками оригами.
Вызвать желание слушать прибаутку
Необходимое оборудование: игрушки оригами, предметное окружение, ширма.
3. Тема: Самостоятельная игровая деятельность
Задачи: Привлечь детей к рассказыванию сказок, чтению потешек, стихов, прибауток.
Необходимое оборудование: маски оригами
Репертуар: Русские народные сказки, потешки
1. Тема: Сказка «Как лягушонок искал папу»
Задачи: Воспитывать умение следить за развитием действия в сказке, подводить к выразительному исполнению, используя маски оригами
Необходимое оборудование: маска оригами.
2. Тема: Проведение развлечений
Задачи: Прививать любовь к театральному искусству, умение сопереживать героям сказок, эмоционально реагируя на поступки действующих лиц.
Необходимое оборудование: предметно игровая среда, маски оригами, декорации.
К работе прилагается презентация .
Используемая литература:
- Гончарова О.В. Театральная палитра.- М.: «Творческий центр», 2010 г.
- Использование проектной деятельности в детском саду: Методическое пособие/ Под ред. Бабыниной Т.Ф., Яруллиной Е.Х.- Казань: РИЦ, 2011г.
- Микляева Н.В.Программа развития и образовательная программа ДОУ.-М.: «АЙРИС ПРЕСС», 2007г.
- Тарабарина Т.И. Оригами и развитие ребенка.- Ярославль: «Академия развития», 1998 г.
- Соколова С. Театр оригами.- М.: «Академия умелые руки», 2006 г.
- Сорокина Н., Миланович Л. Кукольный театр для самых маленьких.- М.: «Творческий центр»,2009 г.