Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com
Подписи к слайдам:
Стиль художественной литературы Художественный стиль речи
Общая характеристика Это самый богатый стиль речи, т.к. он вбирает в себя все остальные. В нём наиболее ярко отражается общенародный язык во всём его многообразии и богатстве, он становится явлением искусства, средством создания художественной образности. В этом стиле наиболее широко представлены все стороны языка: словарный состав со всеми прямыми и переносными значениями слов, грамматический строй со сложной системой форм и синтаксических типов.
Функции художественного стиля Эстетическая- главная функция (художественный стиль, используя разнообразные языковые средства, создаёт образы, вызывающие в читателе эмоциональный отклик, доставляющие эстетическое наслаждение, заставляющие сопереживать). Отражение, преображение всех сторон действительности, использование их как объектов творчества Воздействие на читателя
Сфера применения Эстетическая сфера общения Духовная жизнь общества Используется в художественных произведениях
Основные задачи высказывания Образное описание событий Передача впечатлений Выражение чувств автора Воздействие на чувства читателя
Отличительные стилевые черты Образность Конкретность Выразительность Эмоциональность Авторская индивидуальность
Разновидности языка художественной литературы Прозаическая речь Стихотворная речь
Отличительные языковые черты художественного стиля речи В языке художественной речи всеобъемлюще отражаются и словарный состав, и грамматический строй речи во всём богатстве и многообразии. Являясь частью литературного языка, язык художественной литературы вместе с тем выходит за его пределы, поскольку включает в себя и языковые средства, находящиеся за рамками современного русского литературного языка: диалектизмы, просторечия, жаргонизмы и т.д.
Языковые средства Конкретные слова: не птицы, а грачи, скворцы, ласточки и т.д.; не сказал, а напомнил, предупредил, посоветовал. Слова в переносном значении: море огней, спит земля. Эмоционально-оценочные слова: а) с уменьшительно-ласкательными суффиксами: берёзка, ключик, звёздочка, серенький; б) с суффиксом –оват- (-еват-): сладковатый, синеватый. Глаголы совершенного вида с приставкой за- со значением начала действия (зацвёл сад). Глаголы настоящего времени вместо прошедшего. (Ходил я за грибами. Вдруг вижу…) Предложения вопросительные, побудительные. Предложения восклицательные.
Основные жанры художественного стиля (по родам литературы) Эпос- роман, повесть, рассказ, очерк, новелла, поэма, басня Лирика- стихотворение, поэма, элегия, песня, послание Драма- трагедия, драма, комедия, мелодрама, водевиль, трагикомедия.
Взаимосвязь стилей речи Художественный стиль речи нередко включает в себя, в зависимости от задач текста, разговорный, публицистический, а иногда официально-деловой и научный. Этот стиль при необходимости вбирает в себя средства всех других стилей, которые подчиняются главной функции художественного стиля- эстетической.
Изобразительно-выразительные средства языка Тропы - это обороты речи, в которых слово или выражение употреблено в переносном значении. В основе всех тропов (за исключением метонимии) лежит сравнение, сопоставление двух явлений с целью пояснения одного при помощи другого.
Гипербола Чрезмерное преувеличение свойств предмета Пример: Устал до смерти
Литота Непомерное преуменьшение свойств предмета Пример: мальчик с пальчик
Ирония Скрытая насмешка Пример: отколе, умная, бредёшь, ты, голова?
Метафора Переносное значение слова, основанное на уподоблении одного предмета или явления другому по сходству или контрасту Пример: шёпот волн, день помрачнел.
Метонимия Слово или выражение, употреблённое вместо другого, так как между обозначаемыми предметами есть связь Пример: я всю тарелку съел = я съел весь суп; город спит = все люди спят.
Аллегория Иносказание, изображение отвлечённого в конкретном образе Пример: лиса в баснях- аллегорическое воплощение хитрости; заяц- трусости и т.д.
Эпитет Красочное определение Пример: вольный ветер; золотые руки.
Сравнение Сопоставление двух предметов, явлений с целью пояснения одного из них при помощи другого Пример: французы двинулись, как тучи.
Перифраза Замена слова или словосочетания оборотом речи, в котором указаны признаки неназванного предмета. Пример: северная столица, город на Неве – С.Петербург
Олицетворение Перенесение свойств человека на неодушевлённые предметы и отвлечённые понятия Пример: утёс плачет в пустыне; зима злится.
Синекдоха Называние целого через его часть или наоборот. Пример: Стокгольмы и Босфоры; все флаги в гости будут к нам.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Учебное пособие к элективному курсу «Зарубежная литература. Художественная литература Великобритании XIX-XX веков». Сборник упражнений для работы с книгой С.Моэма “Маг”
Учебное пособие к элективному курсу «Зарубежная литература. Художественная литература Великобритании XIX-XX веков». Сборник упражнений для работы с книгой Э.Бронте «Грозовой перевал»
Данное учебное пособие представляет собой сборник коммуникативно-ориентированных заданий, направленных на развитие устной и письменной речи, логического и аргументированного высказывания, расшир...
Учебное пособие к элективному курсу «Зарубежная литература. Художественная литература Великобритании XIX-XX веков». Сборник упражнений для работы с книгой Дж. Остин “Разум и чувства”
Данное учебное пособие представляет собой сборник коммуникативно-ориентированных заданий, направленных на развитие устной и письменной речи, логического и аргументированного высказывания, расшир...
Слайд 1
Описание слайда:
Слайд 2
Описание слайда:
Слайд 3
Описание слайда:
Мир художественной литературы - это "перевоссозданный" мир, изображаемая действительность представляет собой в определенной степени авторский вымысел, а значит, в художественном стиле речи главнейшую роль играет субъективный момент. Вся окружающая действительность представлена через видение автора. Но в художественном тексте мы видим не только мир писателя, но и писателя в Мир художественной литературы - это "перевоссозданный" мир, изображаемая действительность представляет собой в определенной степени авторский вымысел, а значит, в художественном стиле речи главнейшую роль играет субъективный момент. Вся окружающая действительность представлена через видение автора. Но в художественном тексте мы видим не только мир писателя, но и писателя в
Слайд 4
Описание слайда:
Для художественного стиля речи типично внимание к частному и случайному, за которым прослеживается типичное и общее. Вспомните "Мертвые души" Н.В. Гоголя, где каждый из показанных помещиков олицетворял некие конкретные человеческие качества, выражал некоторый тип, а все вместе они являлись "лицом" современной автору России. Для художественного стиля речи типично внимание к частному и случайному, за которым прослеживается типичное и общее. Вспомните "Мертвые души" Н.В. Гоголя, где каждый из показанных помещиков олицетворял некие конкретные человеческие качества, выражал некоторый тип, а все вместе они являлись "лицом" современной автору России.
Слайд 5
Описание слайда:
Слайд 6
Описание слайда:
Слайд 7
Описание слайда:
На первый план в художественном тексте выходят эмоциональность и экспрессивность изображения. Многие слова, которые в научной речи выступают как четко определенные абстрактные понятия, в газетно-публицистической речи - как социально-обобщенные понятия, в художественной речи несут конкретно-чувственные представления. Таким образом, стили являются дополнением друг друга. Например, прилагательное "свинцовый" в научной речи реализует свое прямое значение - "свинцовая руда", "свинцовая, пуля", в художественной образует экспрессивную метафору - "свинцовые тучи", "свинцовая ночь". Поэтому, в художественной речи важную роль играют словосочетания, которые создают некое образное представление. На первый план в художественном тексте выходят эмоциональность и экспрессивность изображения. Многие слова, которые в научной речи выступают как четко определенные абстрактные понятия, в газетно-публицистической речи - как социально-обобщенные понятия, в художественной речи несут конкретно-чувственные представления. Таким образом, стили являются дополнением друг друга. Например, прилагательное "свинцовый" в научной речи реализует свое прямое значение - "свинцовая руда", "свинцовая, пуля", в художественной образует экспрессивную метафору - "свинцовые тучи", "свинцовая ночь". Поэтому, в художественной речи важную роль играют словосочетания, которые создают некое образное представление.
Слайд 8
Описание слайда:
Слайд 9
Описание слайда:
Слайд 10
Описание слайда:
Слайд 11
Описание слайда:
Слайд 12
Описание слайда:
Слайд 13
Описание слайда:
Слайд 14
Описание слайда:
5. Большая предпочтительность использования конкретной лексики и меньшая – абстрактной. 5. Большая предпочтительность использования конкретной лексики и меньшая – абстрактной. Сергей толкнул тяжелую дверь. Под его ногой едва слышно всхлипнула ступенька крыльца. Еще два шага – и он уже в саду. Прохладный вечерний воздух был напоен дурманящим ароматом цветущей акации. Где-то в ветвях переливчато и тонко выводил свои трели соловей.
Слайд 16
Описание слайда:
Слайд 17
Описание слайда:
Слайд 18
Описание слайда:
Описание презентации по отдельным слайдам:
1 слайд
Описание слайда:
Стили речи Выполнила: Еремеева И.А., учитель русского языка и литературы МОУ «СОШ № 5 УИМ»
2 слайд
Описание слайда:
Слово стиль происходит от лат. stylus – остроконечная палочка. В древности оно обозначало заостренную с одного конца и закругленную с другого палочку, стержень, из дерева, металла, кости. Острым концом писали, а другим – в виде лопатки – стирали неудачно написанное, чтобы писать снова. Слово стиль стало обозначать уже качество написанного. В этом суть стилистики – умение выразить свою мысль по-разному, различными языковыми средствами, что и отличает один стиль от другого.
3 слайд
Описание слайда:
Стили речи разговорный книжные научный публицистический официально-деловой художественный
4 слайд
Описание слайда:
Разговорный стиль цель употребления сфера употребления речевые жанры языковые средства стилевые черты непосредственное повседневное общение непринужденная, неофициальная обстановка; дружеская беседа, частные письма; разговорная лексика, простые предложения; эмоциональность, образность, конкретность, простота
5 слайд
Описание слайда:
Определите стилевую принадлежность текста. Обоснуйте свой ответ А нельзя ли мне, товарищ военком, в цирк уволиться вместо театра? А он прищурил глаз и спрашивает: В цирк? Это зачем же такое? Да, - говорю, - больно занятно… Ученого слона выводить будут, и опять же рыжие, французская борьба… Помахал он пальцем: Я тебе, - говорит, - покажу слона! Несознательный элемент! Рыжие! Сам ты рыжая деревенщина! Слоны-то ученые, а вот вы, горе мое, неученые! Какая польза от цирка? А? Ну, словом, некогда мне с тобой долго разговаривать… М.А. Булгаков. «Неделя просвещения»
6 слайд
Описание слайда:
Научный стиль цель употребления сфера употребления речевые жанры языковые средства стилевые черты сообщение научных сведений; официальная обстановка; научная статья, учебная литература; термины, сложные предложения, вводные слова; логичность, объективность, точность, отвлеченность, обобщенность
7 слайд
Описание слайда:
Определите стилевую принадлежность текста. Обоснуйте свой ответ Лирические отступления – композиционно-стилистический прием в художественной прозе и, главным образом, в поэзии, заключающийся в том, что автор отклоняется от прямого сюжетного повествования, перебивая его лирическими вставками на темы, мало связанные или совсем не связанные с магистральной темой. Композиционно лирические отступления имеют двойное значение: с одной стороны, они играют роль торможения фабулярного развития романа или поэмы, а с другой – позволяют писателя в открытой форме высказать личные суждения по вопросам, имеющим прямое или косвенное отношение к центральной теме. Квятковский А.П. Школьный поэтический словарь.
8 слайд
Описание слайда:
Официально-деловой стиль цель употребления сфера употребления речевые жанры языковые средства стилевые черты сообщение, информирование официальная обстановка (законодательство, дело-производство, администрирование) законы, приказы, протоколы, справки, заявления; стандартизированные обороты речи, официально-деловая лексика; точность, не допускающая иного толкования
9 слайд
Описание слайда:
Определите стилевую принадлежность текста. Обоснуйте свой ответ Глава 1. Основы конституционного строя Статья 1. Российская федерация – Россия есть демократическое Федеративное правовое государство с республиканской формой правления. 2. Наименования «Российская Федерация» и «Россия» равнозначны. Статья 2. Человек, его права и свободы являются высшей ценностью в Российской Федерации. Признание, соблюдение и защита неотъемлемых прав и свобод гражданина – обязанность государства. Из Конституции Российской Федерации
10 слайд
Описание слайда:
Публицистический стиль цель употребления сфера употребления речевые жанры языковые средства стилевые черты воздействие через средства массовой коммуникации; официальная обстановка: выступления в СМИ, на митингах и собраниях; статья, очерк, репортаж, ораторская речь; общественно-политическая лексика; восклицательные пред-ложения, риторические вопросы; логичность, эмоциональность, образность, оценочность, призывность
Cлайд 1
Cлайд 2
Цели урока: повторить ранее изученные стили речи; выявить особенности художественного стиля на примере рассказа И. Бунина «Роман горбуна» ; совершенствовать навыки анализа текста художественного стиля.Cлайд 3
Cлайд 4
План характе-ристики стиля Разговор ный Научный Офиц.-деловой Публицис- тический Художественный Цель высказы-вания Сфера применения - в устной речи в письм. речи Средства языка, характер- ные для стиля Общение, обмен мыслями Беседа в неофициальной обстановке Дружеские письма, послания Разговорная лексика и фразеология, восклицательные предложения, эмоциональ-ность Сообщение, передача научной информации Уроки, лекции, доклады Учебники, словари, энциклопедии, научные и научно-популярные книги Термины, отсутствие образных средств языка, эмоциональности речи Сообщение, передача деловой информации Объявления (радио, телевидение) Законы, документы Сжатость, компактность изложения, употребление слов в прямом значении, точность сообщения Воздействие на слушателей или читателей Выступления на митингах, собраниях Статьи в газетах, журналах Экономия языковых средств, лаконичность изложения, использ. слов в прям. значении, наличие оборотов-клишеCлайд 5
Горбун получил анонимное любовное письмо, приглашение на свидание: «Будьте в субботу пятого апреля, в семь часов вечера, в сквере на Соборной площади. Я молода, богата, свободна и - к чему скрывать! - давно знаю, давно люблю ваш гордый и печальный взор, ваш благородный, умный лоб, ваше одиночество... Я хочу надеяться, что и Вы найдете, быть может, во мне душу, родную Вам... Мои приметы: серый английский костюм, в левой руке шелковый лиловый зонтик, в правой - букетик фиалок...» оцепенел на месте: навстречу ему, в розовом свете весенней зари, важными и длинными шагами шла в сером костюме и хорошенькой шляпке, похожей на мужскую, с зонтиком в левой руке и с фиалками в правой, - горбунья. Беспощаден кто-то к человеку! 1930 Как он был потрясен, как ждал субботы: первое любовное письмо за всю жизнь! В субботу он сходил к парикмахеру, купил (сиреневые) перчатки, новый (серый с красной искрой, под цвет костюму) галстук; дома, наряжаясь перед зеркалом, без конца перевязывал этот галстук своими длинными, тонкими пальцами, холодными и дрожащими: на щеках его, под тонкой кожей, разлился красивый, пятнистый румянец, прекрасные глаза потемнели... Потом, наряженный, он сел в кресло, - как гость, как чужой в своей собственной квартире, - и стал ждать рокового часа. Наконец в столовой важно, грозно пробило шесть с половиной. Он содрогнулся, поднялся, сдержанно, не спеша надел в прихожей весеннюю шляпу, взял трость и медленно вышел. Но на улице уже не мог владеть собой - зашагал своими длинными и тонкими ногами быстрее, со всей вызывающей важностью, присущей горбуну, но объятый тем блаженным страхом, с которым всегда предвкушаем мы счастье. Когда же быстро вошел в сквер возле собора, вдруг. . .Cлайд 6
Схема комплексного анализа текста. Основная тема текста. Главная идея текста. В каком предложении она заключена? Стиль, тип речи. Структура текста, композиционные части. Проанализировать художественные средства выразительности. Синтаксические фигуры текста. 7. Орфографическая и пунктуационная работа.Cлайд 7
Горбун получил анонимное любовное письмо, приглашение на свидание: «Будьте в субботу пятого апреля, в семь часов вечера, в сквере на Соборной площади. Я молода, богата, свободна и - к чему скрывать! - давно знаю, давно люблю наш гордый и печальный взор, ваш благородный, умный лоб, ваше одиночество... Я хочу надеяться, что и Вы найдете, быть может, во мне душу, родную Вам... Мои приметы: серый английский костюм, в левой руке шелковый лиловый зонтик, в правой - букетик фиалок...» Как он был потрясен, как ждал субботы: первое любовное письмо за всю жизнь! В субботу он сходил к парикмахеру, купил (сиреневые) перчатки, новый (серый с красной искрой, под цвет костюму) галстук; дома, наряжаясь перед зеркалом, без конца перевязывал этот галстук своими длинными, тонкими пальцами, холодными и дрожащими: на щеках его, под тонкой кожей, разлился красивый, пятнистый румянец, прекрасные глаза потемнели... Потом, наряженный, он сел в кресло, - как гость, как чужой в своей собственной квартире, - и стал ждать рокового часа. Наконец в столовой важно, грозно пробило шесть с половиной. Он содрогнулся, поднялся, сдержанно, не спеша надел в прихожей весеннюю шляпу, взял трость и медленно вышел. Но на улице уже не мог владеть собой - зашагал своими длинными и тонкими ногами быстрее, со всей вызывающей важностью, присущей горбуну, но объятый тем блаженным страхом, с которым всегда предвкушаем мы счастье. Когда же быстро вошел в сквер возле собора, вдруг оцепенел на месте: навстречу ему, в розовом свете весенней зари, важными и длинными шагами шла в сером костюме и хорошенькой шляпке, похожей на мужскую, с зонтиком в левой руке и с фиалками в правой, - горбунья. Беспощаден кто-то к человеку! 1930Cлайд 8
1 2 4 3 1). Г...рбун получил …нонимное любовное письмо, приглашение на свидание. 2).«Будьте в субботу пятого апреля, в семь часов вечера, в сквере на Соборной площади. 3). Я молода, богата, свободна и - к чему скрывать! - давно знаю, давно люблю ваш гордый и печальный взор, ваш благ…родный, умный лоб, ваше одиночество... 4). Я хочу надеяться, что и Вы найдете быть может во мне душу, родную Вам... 5). Мои приметы: серый английский костюм, в левой руке ш…лковый лиловый зонтик, в правой - букетик фиалок...» 6). Как он был потр…сен, как ждал суб…оты: первое любовное письмо за всю жизнь! 7). В суб…оту он сходил к пари…ахеру, купил (сиреневые) перчатки, новый (серый с красной искрой, под цвет костюму) галстук; дома, нар…жаясь перед зеркалом, без конца перевязывал этот галстук своими дли….ыми, тонкими пальцами, холодными и др…жащими: на щеках его, под тонкой кожей, разлился красивый, пятнистый румянец, прекрасные глаза потемнели... 8). Потом, наряже…ый, он сел в кресло, - как гость, как чужой в своей собственной квартире, - и стал ждать рокового часа. 9). Наконец в столовой важно, грозно пробило шесть с половиной. 10). Он содрогнулся, поднялся, сдержанно, не спеша надел в прихожей весеннюю шляпу, взял трость и медленно вышел. 11). Но на улице уже не мог владеть собой - зашагал своими длинными и тонкими ногами быстрее, со всей вызывающей важностью, присущей горбуну, но объятый тем блаженным страхом, с которым всегда предвкушаем мы счастье. 12). Когда же быстро вошел в сквер возле собора, вдруг оцепенел на месте: навстречу ему, в розовом свете весенней зари, важными и длинными шагами шла в сером костюме и хорошенькой шляпке, похожей на мужскую, с зонтиком в левой руке и с фиалками в правой, - горбунья. 13). Беспощаден кто-то к человеку! 1930Cлайд 9
2 1 3 1. Разбор слова по составу Дрожащими 2. Фонетический разбор месте, м е с т е, 3. Морфологический разбор В сквер – I. существительное, (что?) II. Морфологические признаки 1. Н. ф.- 2. Постоянные признаки: собств. или нар., одуш. или неодуш., род, склонение. 3. Непостоянные признаки: падеж, число. III. Вошёл (куда?) в сквер.Cлайд 10
4 4. Синтаксический разбор Беспощаден кто-то к человеку! План характеристики предложения 1. По цели высказывания данное предложение: а) повествовательное б) побудительное в) вопросительное 2. По эмоциональной окраске: а) восклицательное б) невосклицательное 3. По наличию грамматических основ: а) простое б) сложное 4. По наличию главных членов: а) односоставное б) двусоставное 5. По наличию второстепенных членов предложения: а) распространённое б) нераспространённое 6. Чем осложнено? 7. Начертить схему, если предложение осложнено.Cлайд 11
План характе-ристики стиля Разговор ный Научный Офиц.-деловой Публицис тический Художественный Цель высказы-вания Сфера применения - в устной речи в письм. речи Средства языка, характер- ные для стиля Общение, обмен мыслями Сообщение, передача научной информации Сообщение, передача деловой информации Воздействие на слушателей или читателей Беседа в неофициальной обстановке Дружеские письма, послания Уроки, лекции, доклады Учебники, словари, энциклопедии, научные и научно-популярные книги Объявления (радио, телевидение) Законы, документы, объявления Выступления на митингах, собраниях Статьи в газетах, журналах Разговорная лексика и фразеология, восклицательные предложения, эмоциональность Термины, отсутствие образных средств языка, эмоциональности речи Сжатость, компактность изложения, употребление слов в прямом значении, точность сообщения Экономия языковых средств, лаконичность изложения, использование слов в прямом значении, наличие оборотов-клише Воздействие на слушателей или читателей произведения Произведения устного народного творчества Произведения художественной литературы Изобразительно-выразительные средства языка: эпитеты, метафоры, сравнения, восклицания, индивидуально-авторский стильCлайд 12
Используя схему комплексного анализа текста, сделать анализ любимого стихотворения. Домашнее задание