Раздел: Технология растениеводства Разработка урока И.В.Быченко
Технологическая карта
Тема раздела Технологии выращивания овощных и цветочно-декоративных культур (осенний период)
Тема 1-2 урока: Введение. Сельское хозяйство и его структура. Направления растениеводства. Понятия однолетние и многолетние растения,
Сорт. Экскурсия на пришкольный участок.
- Личностные результаты:
3. Предметные результаты:
научатся:
Обучающиеся получат возможность научиться:
Классификация видов растениеводства и сельскохозяйственных культур
Владение методами чтения и способами графического представления информации
Выявление допущенных ошибок в процессе труда и их исправление.
Тема урока: Сельское хозяйство и его структура. Направления растениеводства. Понятия однолетние и многолетние растения.
Цель урока
- Знакомство с отраслями сельского хозяйства и направлениями растениеводства.
- Формирование знаний о сельскохозяйственных культурах и продолжительности их жизни.
Задачи:
- овладеть методами чтения и способами графического представления информации;
- сформировать понятия: отрасль сельского хозяйства, основная задача растениеводства, направления (виды) растениеводства, культурное растение, сельскохозяйственные культуры: зерновые, хлеба первой группы, хлеба второй группы, зернобобовые, плодовые и ягодные культуры, овощные культуры, кормовые травы; однолетние, двулетние и многолетние растения;
- сформировать умение находить достоверную и скрытую информацию в тексте;
- сформировать умение самостоятельно определять цели своего обучения;
- …владение основами самоконтроля, самооценки.
- сформировать умение работы в паре, в группе;
- сформировать умение создавать письменные тексты.
Тип урока: урок открытия новых знаний
Вид урока: комбинированный
Методы обучения: беседа, демонстрация.
Формы организации работы с учащимися: групповая, индивидуальная.
Объекты труда: опорный конспект, гербарий
Оборудование урока:
- компьютер;
- мультимедийный проектор;
- мультимедийная презентация «Растениеводство – отрасль народного хозяйства»;
- опорный конспект;
- карточки – задания
- кроссворды
- тренировочное упражнение
Межпредметные связи: биология
Информационные источники для учителя:
- http://ru.wikipedia.org
- Г.Ю.Семенова Технология. Основы агрономии.
Информационные источники для учащихся:
- В.Д. Симоненко Технология: Учебник для учащихся 5 класса сельских общеобразовательных учреждений.
- Практическая энциклопедия садовода. Электронное пособие.
План урока.
- Организационный момент – 1 мин.
- Целепологание – 2 мин.
- Критерии оценивания работы на уроке.
- Изложение нового материала – 20 мин
- Закрепление изученного материала – 15 мин
- Проверка выполненных работ –2 мин
- Рефлексия – 2 мин
- Подведение итогов урока. Домашнее задание – 2 мин
Ход урока.
- Организационный момент.
Учителя приветствуют ребят, отмечают отсутствующих.
- Целепологание.
Слайд 2
Учитель: Ребята, мы с вами живем в сельской местности. Наши папы, мамы, бабушки и дедушки трудятся на предприятиях нашего поселка. И многие семьи имеют целые династии животноводов, механизаторов, доярок. Многие из них являются передовиками производства. Эти профессии возникли давно. А как вы думаете, долго ли они будут существовать?
Ответы учащихся: Эти профессии будут еще долго существовать.
Учитель: Как вы думаете, почему?
Ответы учащихся: В сельском хозяйстве выращивают пшеницу, животных, получают мясо, молоко и т.д, т..е получают продукты питания.
Учитель: Давайте представим, что к вам приехал зарубежный гость и просит вас рассказать о сельском хозяйстве.
Задание 1
Работая в парах, придумайте по несколько предложений (1-3) о сельском хозяйстве, используя ключевые слова (сельское хозяйство, продукты питания и сырье для промышленности (ткацких фабрик, пищевой промышленности и т.д.), отрасли сельского хозяйства, направления растениеводства, сельскохозяйственные культуры), расскажите о сельском хозяйстве иностранному гостю.
Рассказ учащихся о сельском хозяйстве.
Учитель: Полным ли получился наш рассказ?
Ответ учащихся: Нет
Учитель: А как вы думаете, почему?
Ответы учащихся: Потому что мы не все знаем?
Учитель: А хотели бы узнать?
Ответы учащихся: Да.
Учитель: Давайте сформулируем цели нашего урока (т.е с чем мы должны с вами познакомиться и изучить)
Ответы учащихся: Познакомиться отраслями сельского хозяйства, с выращиваемыми культурами.
- Изложение нового материала.
Учитель: В течение всего урока мы с вами будем работать с данной схемой, изучая новый материал, будем постепенно ее заполнять.
Учитель: Познакомиться с отраслями сельского хозяйства и с направлениями растениеводства нам поможет следующие задание. Вам предстоит, работая в парах, прочитать текст, найти и обсудить ответы на вопросы, которые находятся в конце текста.
Задание 2 (работа с текстом - смысловое чтение)
Время выполнения задания 7 минут
Работа в парах: Прочитайте предложенный текст, найдите и обсудите ответы на вопросы. Познакомьте одноклассников с основной мыслью прочитанного текста, используя свои ответы на вопросы. Помогите учителю в заполнении таблицы.
Сельское хозяйство и промышленность – два основных вида материального производства в нашей стране. Основные задачи сельского производства – выращивание культурных растений и разведение животных с целью получения продуктов питания и сырья для промышленности и иных, в том числе декоративных целей. Для решения этих задач используются важнейшие природные ресурсы: земля, вода, электроэнергия; растения и животные, а также сельскохозяйственная техника. Сельское хозяйство делится на две отрасли: растениеводство и животноводство.
|
Карточка задания 2. Растениево́дство - возделывание культурных растений с целью их использования как источника продуктов питания , получения продукции для кормовых целей, а также сырья для промышленности и иных, в том числе декоративных целей. Растениеводство как наука изучает многообразие сортов , гибридов , форм сельскохозяйственных культур , особенности биологии и наиболее совершенные приёмы возделывания, которые обеспечивают высокую урожайность и качество при наименьших затратах . Растениеводство включает в себя полеводство, овощеводство, плодоводство, виноградарство, луговодство, лесоводство и цветоводство.
|
Карточка – задание 3. Растениеводство обеспечивает население страны продуктами питания, животных – растительными кормами, а многие отросли промышленным сырьем. Животноводство обеспечивает население продуктами питания, живой тягловой силой, легкую промышленность – сырьем, а животноводство – органическими удобрениями. Растениеводство и животноводство как отрасли сельского хозяйства тесно связаны между собой. Они комплексно (совместно) решают задачи повышения качества и количества урожая, увеличения надоев молока, привеса животных и т.д.
|
Карточка – задание 4. Растения, выращиваемые человеком для получения продуктов питания, сырья для промышленности, в декоративных целях, называются культурными растениями. Их также называют сельскохозяйственными растениями или сельскохозяйственными культурами. Культурные растения получены человеком в результате специального разведения, возделывания, т.е. культивирования. Ценные для человека свойства культурные растения приобрели в процессе отбора лучших образцов и селекции. Селекцией называют также отрасль сельского хозяйства, занимающуюся выведением новых сортов и гибридов сельскохозяйственных культур и пород животных .
|
Ответы на вопрос, самопроверка и заполнение таблицы (при ответах учащихся карточки и ответы на вопросы выводятся на слайдах).
Учитель : Из восьми перечисленных вами направлений (отраслей) растениеводства в нашей области более развиты: полеводство, овощеводство, плодоводство и цветоводство. (Слайд)
Полево́дство - одна из основных отраслей земледелия (растениеводства), связанная с производством полевых (преимущественно однолетних яровых и озимых) культур.
Овощеводство - отрасль растениеводства, занимающаяся производством овощей - сочных органов (плодов, корневых образований, клубней, луковиц, листьев, стеблей, соцветий) однолетних, мало- и многолетних травянистых растений, употребляемых в пищу в сыром и переработанном виде, а также съедобных грибов.
Плодоводство - отрасль растениеводства, занимающиеся разведением плодовых культур на обособленных земельных массивах и приусадебных участках (наз. плодовыми садами) с целью получения плодов, ягод и орехов.
Цветово́дство - отрасль растениеводства , занимающаяся селекцией и выращиванием красивоцветущих и других растений в декоративных целях: для срезки букетов , создания оранжерей и зелёных насаждений открытого грунта , а также для украшения жилых и производственных помещений.
Учитель: Давайте выясним, какими же культурами представлены эти отрасли. Для этого вам предстоит выполнить следующие задания.
Задание 3 (анализ предложенных культур (картинок) и выбор в соответствии заданием)
Время выполнения задания 5 минут
Работая в группе, рассмотрите предложенные картинки, познакомьтесь с культурами. Проанализируйте и определите, к какой группе относятся данные культуры, удалите лишние, если таковые имеются. Представьте вашу группу культур одноклассникам.
- Полевые злаковые зерновые культуры
- Полевые зерновые крупяные культуры
- Зернобобовые культуры и кормовые травы
- Плодовые и ягодные культуры
- Овощные культуры
Конверт 1 |
Конверт 2 |
Конверт 3 |
Конверт 4 |
Конверт 5 |
Конверт 6 |
Учитель: Ребята, время выполнения задания истекло, прошу представителей групп выйти к доске и представить группы культур, с которыми они познакомились. Дайте оценку работе группы.
Представление культур, оценка работы группы.
Слайд (группа 1)
Слайд (группа 2)
Слайд (группа 3)
Слайд (группа 4)
Слайд (группа 5)
Слайд
Учитель: Сельскохозяйственные растения классифицируют еще по продолжительности жизни .
Исходя из характеристики групп растений, выбери представителей однолетних растений, двулетних и многолетних растений и заполни таблицу. Проверь правильность заполнения таблицы по образцу. Найди и исправь ошибки.
- Зерновые злаковые (рожь, пшеница ячмень, овес)
- Лук-батун
- Зерновые крупяные (рис, сорго, просо)
- Хрен
- Зернобобовые (горох, бобы, фасоль)
- Тыква
- Капуста
- Кабачки
- Щавель
- Томат
- Морковь
- Свекла
- Огурец
- Укроп
- Репа
- Картофель
- Редька
- Плодовые (яблоня, груша, слива, вишня и т.д.)
- Перец
- Баклажан
- Ягодные (малина, смородина, крыжовник, земляника и т.д)
Слайд
Проверка правильности выполнения задания
Домашнее задание:
- Прочитай текст. Устно ответь на вопросы расположенные в конце текста. Напиши письмо своему зарубежному сверстнику о растениеводстве своей малой родины (Омской области).
- Подведение итогов практической работы. Оценка работ
Слайд 19
- Рефлексия
- Вам было интересно на уроке?
- Вы узнали что-то новое?
- Был ли доступен изучавшийся материал?
- Вы его поняли?
- Готовы ли вы применить полученные знания на практике?
Слайд
Домашнее задание
Познакомься с вариантами домашнего задания, оцени свои возможности и выбери задание. Еще раз внимательно прочти задание и выполни его.
- Прочитай текст. Перескажи текст маме. Умей отвечать на вопросы расположенные в конце текста.
- Прочитай текст. Устно ответь на вопросы расположенные в конце текста. Напиши письмо своему зарубежному сверстнику о сельском хозяйстве своей малой родины (омской области).
- Прочитай текст. Выучи основные понятия: отрасли сельского хозяйства, основная задача растениеводства, направления (виды) растениеводства, культурное растение, сельскохозяйственные культуры: зерновые, хлеба первой группы, хлеба второй группы, зернобобовые, плодовые и ягодные культуры, овощные культуры, кормовые травы; однолетние, двулетние и многолетние растения. Умей приводить примеры.
Перечерти и заполни таблицу в тетради, используя текст. Недостающую информацию найди в Интернете.
У р о к 45. РАСТЕНИЕВОДСТВО
Ц е л и д е я т е л ь н о с т и у ч и т е л я:
Образовательная: создать условия для формирования у учащихся
понятий о приемах обработки почвы под весенний посев, о способах
размножения овощных культур и о посадке овощей семенами.
Развивающая:
способствовать развитию образовательной,
социальнотрудовой и коммуникативной компетентностей учащихся;
формированию навыков работы ручными сельскохозяйственными
инструментами при посеве овощей; актуализации и обобщению
жизненного опыта учащихся.
Воспитательная: создать оптимальные условия для воспитания у
учащихся уважения к труду, желания участвовать в трудовом процессе.
О б о р у д о в а н и е: гербарий культурных растений, картинки с
растениями; блюдца с крупами (гречневой, рисовой, ячневой,
перловой и т. д.); тесты.
С ц е н а р и й у р о к а
I. Организация начала урока.
Вот и прозвенел звонок –
посмотрели
Друг
друга
Начинается урок
II. Актуализация опорных знаний.
Фронтальный опрос:
– Ребята, над каким разделом учебника «Мир вокруг нас» мы
И за парту тихо сели.
работаем? («Чему учит экономика».)
– Что такое потребности? (Это все, что нужно человеку.)
– В чем нуждается человек? (В воздухе, питании, одежде и т. д.)
– Назовите «три кита» экономики.
(Природные богатства,
капитал, труд.)
– Что относится к природным богатствам? (Воздух, вода, полезные
ископаемые, земля (почва), растения и животные.)
– Итак, составной частью экономики, или отраслью, является
сельское хозяйство. А чем занимаются работники сельского хозяйства?
Все мы любим свежие овощи, сорванные с грядки. Но чтобы
красивый плод попал к вам в руки, нужно проделать огромную работу
по выращиванию растения, которая начинается с подготовки грунта и
посева семян. На дворе весна – самое время подумать о будущем
урожае.
III. Сообщение темы, цели урока.
– Вспомним, на какие группы делятся все растения. Гуляете вы в
лесу, по лугу и вас окружают растения, которые мы называем…
дикорастущие. Почему? (Растут сами. Их никто не сажал. За ними
не ухаживают.)
– Пришли в огород, а там растут… культурные растения (их
посадил человек и ухаживает за ними).
– Вот о них и пойдёт речь сегодня на уроке. Тема нашего урока:
«Растениеводство».
IV. Изучение нового материала.
Рассказ учителя с элементами беседы об истории зарождения
растениеводства.
– А знаете ли вы, что когдато на Земле не было культурных
растений. Были только дикорастущие. Давайте мы с вами перенесемся
на несколько веков назад, к нашим предкам.
В далекой древности первобытный человек занимался охотой и
собирательством. Ведь для того чтобы жить, человеку надо есть. Успех
охоты и собирательства во многом зависел от капризов природы: то
лесной пожар погубит деревья со съедобными плодами и прогонит
зверей, то засуха уничтожит траву, которая давала людям зерна и
корешки... И вот однажды женщины заметили, что в том месте, где
обычно на каменной терке перетирали зерна, выросли колоски с такими
же зернами. Они догадались, что это проросли случайно рассыпанные
зернышки. Попробовали специально рассыпать зерна – получилось, да
еще как: где упало зерно, вырос целый колосок, а то и несколько.
Теперь уже можно было выращивать зерна рядом с домом, а не бродить
в поисках по лесам и лугам.
Шли годы, развивался человек, совершенствовалось земледелие, все
разнообразней становились растения, которые выращивал человек.
– Как же человек сделал дикорастущие растения культурными? Он
не просто выращивал растения около своего дома, а отбирал лучшие,
сохранял и размножал их.
Вырастить хороший урожай – дело не простое, для этого очень много
надо знать. Знать, когда пахать землю, когда сажать, поливать, что
необходимо растениям для хорошего роста, когда убирать созревшие
плоды.
– За разведение культурных растений и их выращивание отвечает
растениеводство.
В словаре
С. И. Ожегова
«Растениеводство – наука
сельскохозяйственных растений, а также само такое разведение».
это слово толкуется так:
о разведении культурных
– Растениеводство делится на несколько основных частей (отраслей):
полеводство, овощеводство, плодоводство и цветоводство.
V. Практическая работа.
Работа в группах.
Учащиеся получают материалы гербария: пшеница, рожь, овес,
ячмень, гречиха. Рассматривают культурные растения, сравнивают
между собой, составляют устно описание каждого растения по
плану.
Карточкапомогайка:
1. Название растения.
2. К какой группе относится (дерево, кустарник, травянистое
растение)?
3. Где его выращивают (в саду, поле, огороде)?
4. Какие части ты видишь у растения? Как они выглядят?
5. Как человек использует это растение?
Обсуждение.
– Эти растения выращивают на полях, значит, это полевые культуры.
Из пшеницы и ржи получают муку и пекут хлеб. Эти растения
отличаются по форме колосков, у ржи – длинные, твердые, разные по
высоте усы. Рожь выше пшеницы. Зерна ржи и пшеницы отличаются
формой, но похожи по цвету.
VI. Продолжение изучения нового материала.
1. Зерновые культуры.
– Пшеница бывает озимая и яровая. Озимую пшеницу хлеборобы
сеют осенью. Молодые растения зимуют под снегом, а весной
продолжают развиваться. Яровую пшеницу сеют весной. В конце лета
созревает сначала озимая пшеница, а затем яровая.
Рожь – самая морозоустойчивая культура из всех злаковых.
Известно около 40 видов культурной ржи. Рожь используется для
изготовления хлеба, спирта, крахмала, корма животным.
Ячмень идет на приготовление пива, используется как кормовая
культура, из него делают перловую крупу. В некоторых странах из него
делают хлеб.
Овес – кормовое растение. Зерна овса продолговатые, из них парят
кашу. В пищу употребляется в виде овсяной крупы, которая очень
полезна для желудка.
Кукуруза идет на приготовления крахмала, растительного масла,
глюкозы, мучных изделий, ее консервируют.
Просо – ценная крупяная культура, после обработки из него
получают пшено, оно занимает первое место по содержанию белка среди
других круп. Просо – ценный корм для птиц, а солома, отходы
обмолота, как и зеленая масса, – хороший корм для рогатого скота.
Гречиха отличается зернами коричневого цвета и необычной формы.
Из нее получают гречневую крупу.
2. Кормовые культуры.
– Полеводство занимается выращиванием и кормовых культур. Что
это за культуры?
– Само название подсказывает нам ответ. Ими кормят. Только кого?
– Человек должен заботиться не только себе, но и о тех животных,
которых выращивает. Летом многие животные могут найти корм на
лугах, пастбищах. А чем их кормить зимой?
Не все животные могут сами найти еду даже в теплое время года,
поэтому человек занимает целые поля под кормовые культуры. Видели
ли такие поля? Что на них выращивают?
– В народной пословице говорится: «Молоко у коровы на языке».
Что это значит?
Не будет у коровы хорошего питания, значит, не будет у человека
молочных продуктов. Главным кормом для коровы являются травы. В
долинах рек расположены заливные луга, на которых растут мятлик
луговой и обыкновенный, тимофеевка, лисохвост, мышиный горошек,
ежа сборная, чина и многое другое. При скашивании этих многолетних
трав получают сено, которое является хорошим кормом для домашних
животных. В них содержится большое количество белков, витаминов и
минеральных солей. Также эти травы улучшают почву, обогащают ее.
Выращивание кормовых трав – специализированное направление
современного сельского хозяйства.
– Но кроме кормовых трав выращивают кормовые корнеплоды. Что
значит «корнеплод»? Для корма животным выращивают кормовую
свеклу, брюкву, репу, турнепс, морковь.
3. Прядильные культуры.
– Это очень интересная культура. Изо льна получают льняное
волокно. В старину из этого волокна ткали холсты и шили одежду.
Стебельки льна специальным образом обрабатывают и теребят, а затем
тоже скручивают в нитки. Раньше льняные ткани ткали на станках в
домах,
а теперь на больших фабриках.
Скатерти на стол и постельное белье часто делают из льняной ткани.
Показ рисунка «Изделия изо льна».
4. Овощеводство.
– Чем занимается эта отрасль? (Выращиванием овощей.) Правильно.
Овощи выращивают не только на полях, но и на огородах, а еще в
теплицах. Какие овощные культуры вы знаете? (Капуста, огурцы,
кабачки, морковь, свекла, лук.)
– Овощи играют огромную роль в питании человека. Такие овощи,
как лук и чеснок, способны убивать болезнетворные микробы, потому
что они содержат фитонциды. Не случайно их рекомендуют
употреблять в пищу во время эпидемий гриппа в сыром виде.
Физкультминутка (см. урок 44, с. 269)
5. Плодоводство.
– Плодоводство – это выращивание плодовых культур, дающих
фрукты, ягоды. Какие фруктовоягодные деревья и кустарники вы
знаете? (Яблоня, груша, вишня, слива, малина, смородина.)
6. Цветоводство.
– Ребята, существуют еще одни растения, которые человек
выращивает, – это цветы. Растения поля выращивают для получения
муки, круп. Овощи, фрукты и ягоды – для витаминов, необходимых
организму человека. Для чего же выращивают цветы?
– Люди выращивают цветы для красоты, для того, чтобы дарить друг
другу радость.
– Какие виды цветов вы выращиваете на клумбе?
– На улице зима, а люди покупают цветы. Где же их вырастили?
– В оранжерее. Что такое оранжерея? (Это теплица.) Да, это
застекленная теплица.
Теплица – это дом с прозрачными стенами и крышей, в котором
круглый год можно выращивать растения. Через крышу и стены
проникает необходимый растениям свет. Если же его не хватает, то
зажигают электрические лампы. По трубам в теплицу для ее обогрева
подаются горячая вода или пар, идет теплая вода для полива растений.
Свежий воздух поступает через форточки или фрамуги на крыше.
Растения в теплице растут на почвенных смесях, а там, где почву не
применяют, к корням растений подают питательный раствор.
Вблизи городов созданы крупные тепличные хозяйства: теплицы
занимают десятки гектаров, они снабжают жителей городов свежими
овощами и цветами. Здесь выращивают огурцы, помидоры, зеленый лук,
салат, редис, укроп, а также цветы, рассаду сельскохозяйственных
растений. За год удается получить несколько урожаев.
– Почему одни цветы выращивают в открытом грунте, другие – в
теплицах, а третьи – в комнате? (В теплицах и комнатах цветы
выращивают круглый год. А в открытом грунте выращивают
растения, которые успевают отцвести до холодов. Цветы бывают
теплолюбивые и холодостойкие.)
– Мир цветов поразительно разнообразен и красив. Помните, какие
прекрасные цветы встретили нас 1 сентября и радовали своей
красотой?!
VII. Закрепление изученного материала.
– Перечислите отрасли растениеводства.
(Полеводство,
овощеводство, плодоводство и цветоводство.)
– Какие отрасли развиты в нашем крае?
Тест
1. Какие растения выращивают для получения продуктов
питания?
а) Клевер;
б) капуста;
в) лен;
г) лук.
2. Какие растения выращивают на корм домашним
животным?
а) Чеснок;
б) клевер;
в) сахарная свёкла;
г) хлопчатник.
3. Какие растения выращивают для получения тканей?
а) Капуста;
б) лен;
в) крыжовник;
г) хлопчатник.
О т в е т ы: 1б, г. 2б. 3б, г.
VIII. Итог урока: выставление оценок.
Домашнее задание: учебник, с. 51–55 (пересказ), ответить на
вопросы рубрики «Проверь себя». Подготовить сообщение о
культурном растении, выращиваемом на территории нашего края.
Государственное бюджетное образовательное учреждение
Саратовской области
начального профессионального образования
«Профессиональный лицей № 46»
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
учебного занятия по МДК 02.01 "Технологии производства продукции растениеводства в сельской усадьбе"
ТЕМА: « Агротехника возделывания картофеля».
Преподаватель специальных дисциплин: Гостева И.Ю.
г. Маркс, 2014г
Пояснительная записка
Тема учебного занятия: «Агротехника возделывания картофеля» соответствует основной профессиональной образовательной программе в соответствии с ФГОС-3 поколения для СПО по профессиональному модулю 02 «Производство, хранение и переработка продукции растениеводства в сельской усадьбе», по специальности 112201.01 «Хозяйка/ин усадьбы ».
Данная методическая разработка представлена как подробный план, конспект, снабжённый материалом, необходимым по теме урока.
Открытый урок развивает у обучающихся творческие способности и вызывает интерес к изучаемой профессии.
Данная тема направлена на освоение профессиональной компетенции:
ПК 2.1. Планировать работы в саду, огороде, плодовом питомнике.
ПК 2.2. Выращивать сельскохозяйственные культуры в сельской усадьбе в открытом и закрытом грунте в соответствии с агротехнологиями.
Общие компетенции:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем.
ОК 3. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы.
ОК 4. Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами.
ОК 7. Организовывать собственную деятельность с соблюдением требований охраны труда и экологической безопасности.
План урока с использованием средств информационных технологий.
Профессия | Хозяйка (ин) усадьбы | ||
Преподаватель спецдисциплин | Гостева Ирина Юрьевна, преподаватель спецдисциплин первой квалификационной категории ГБОУ СО НПО ПЛ № 46 | ||
Тема урока | Агротехника возделывания картофеля | ||
Цели урока | Обучающие | Развивающие | Воспитательные |
Ознакомить обучающихся с историей картофеля, изучить все агротехнические мероприятия по возделыванию картофеля, дать знания о важности выращивания картофеля, показать значение картофеля для человека. | Формировать умение анализировать; Способствовать развитию мыслительной деятельности учащихся, коммуникативной деятельности, коллективному поиску, самоконтролю. Развивать умение действовать самостоятельно. | Воспитывать у учащихся интерес к выбранной профессии; Добросовестность, внимательность и аккуратность при работе; Воспитать у учащихся стремление получить высокий балл за свою работу; инициативу и активность, умение аргументировать свою точку зрения. Воспитывать внутреннюю мотивацию – чувств удовлетворенности от учебы. Чувство ответственности, творческое отношение к труду |
|
Методическая цель | Использование информационных коммуникационных технологий и игровых элементов на уроках теоретического обучения. | ||
Задачи урока | Освоить профессиональные компетенции: ПК 2.1. Планировать работы в саду, огороде, плодовом питомнике. ПК 2.2. Выращивать сельскохозяйственные культуры в сельской усадьбе в открытом и закрытом грунте в соответствии с агротехнологиями; общие компетенции ОК 1.;ОК 2;ОК 3;ОК 4; ОК 5;ОК 6; ОК 7. | ||
Тип урока | Урок усвоения новых знаний. | ||
Методы урока | наглядный, словесный, репродуктивный, с элементами самостоятельной работы. | ||
Уровень усвоения | |||
Межпредметные связи | Основы микробиологии, санитарии и гигиены, биология, химия. | ||
Формы организации учебной деятельности | Фронтальная, Индивидуальная, работа в парах. | ||
КМО | |||
МТО | Оборудование класса; | ||
Дидактические средства обучения | Учебно-раздаточный материал | ||
Вид используемых на уроке средств ИКТ | Материальные ресурсы: ПК, мультимедийный проектор, Программные средства; Интернет ресурсы. | ||
Актуальность использования ИКТ | Возможность представления в мультимедийном виде информации темы и ход урока. Создание условий для эффективного использования элементов игровой формы обучения. | ||
Используемая литература | 1. Агробиологические основы производства, хранения и переработки продукции растениеводства / В.И. Филатов, Г.И. Баздырев, М.Г.Обьсдков и др.; Под ред. В,И.Филатова.- М.: Колос, 2004, - 724 с. 2. Агротехника и производство картофеля, составитель Писарев Б. А., М., - Росагропромиздат, -2000г. 3. Земледелие / С.А. Воробьев, А.Н. Каштанов, A.M. Лыков; Под ред. С.А. Воробьева. - М.: Агропромиздат, -2001. - 527 с. 4. Картофель и его культура/ Аверкиева Е. Г.-М.: Колос, 1988.-253с.. 5. Производство картофеля, Барнаков Н. В. , Баиров В.П., Кушнарёв А.Г. и др., Саратов, БГСХА, 2001 год с.156 - 181. 6. Производство картофеля: возделывание, уборка, послеуборочная доработка, хранение. Справочник/ Писарев Б.А.- М.: Росагропромиздат, 1990.-221 с. 7. Растениеводство с основами селекции и семеноводства /" Г.В.К оренев, П.И.Подгорный, С.Н.Щербак; Подред, Г.В.Коренева. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Агропромиздат, 2000. - 575 с. 8. Растениеводство / Г.С. Посыпанов, В. Е.Д от авторов, Г.В. Коренев и др.; Под ред. Г.С. Посыпанова. - М.: Колос, 1997. - 447 с. 9. Растениеводство/ Посыпанов Г.С. - М.: Колос,1997,-448 с. 10. Технология производства продукции растениеводства/ Гатаулина Г.Г.- М.: Колос, 1995.-448 с. 11. Технология возделывания картофеля/ Фирсов И.П. – М.: Колос., С, 2005.-472 с. |
Ход урока
п/п | Этапы урока | Деятельность преподавателя | Деятельность обучающихся | Результат |
Организационный момент | Приветствует обучающихся. Проверяет и готовность обучающихся к уроку. Создает положительно –эмоциональный настрой на урок. Высказывает добрые пожелания обучающимся; предлагает им пожелать друг другу удачи. | Приветствуют преподавателя. Староста докладывает о наличии и готовности обучающихся к занятиям. Желают друг другу удачи в освоении новой темы. Настраиваются на восприятие материала урока. | Психологическая подготовка к занятию, способность и желание работать . |
|
Мотивация к учебной деятельности. | Использует эпиграф к уроку "С малой удачи- начинается большой успех". Говорит о перспективах специальности. Предлагает ответить на вопрос: "Как Вы думаете, чем мы сегодня будем заниматься на уроке?" Демонстрация слайдов презентации. | Смотрят на экран, слушают преподавателя, отвечают на поставленные вопросы. | Подготовка обучающихся к усвоению темы. Организация работы на уроке, рациональное использование учебного времени. |
|
Объявление темы и целей урока. | Инициирование обучающихся к сообщению темы и целей урока. | Обучающиеся включаются в беседу, самостоятельно определяя тему урока. Обучающиеся в парной работе определяют цель урока, например, проговаривают цель урока в виде вопроса, на который предстоит ответить. | Обучающиеся самостоятельно определяют тему и цели урока. |
|
Актуализация знаний, фиксирование затруднений. | Предлагает тестовое задание на определение владения знаниями, необходимых для «открытия нового знания», и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого обучающегося. | Самостоятельная (индивидуальная) деятельность обучающихся. Самопроверка обучающимися своей работы по готовому образцу (взаимопроверка). Оценивание работы своего коллеги. | Активная работа обучающихся в парах. |
|
Промежуточная рефлексия. | Предлагает обсудить, какие затруднения возникли при решении поставленной задачи. Спрашивает, каким, на взгляд обучающихся, должно быть домашнее задание? | В парах обсуждают, какие возникли затруднения, почему они возникли. | Обучающиеся самостоятельно осуществляют самоконтроль, взаимопроверку. |
|
Открытие нового знания. | Знакомит с новым материалом по теме урока. Демонстрация слайдов презентации. | Смотрят на экран, слушают преподавателя. | Изучение нового материала и определение способов действия. |
|
Первичное закрепление. | Предлагает выполнить продуктивное задание - решение кроссворда. | Обучающиеся, допустившие ошибки уточняют алгоритм исправления ошибок; определяют место ошибки (где?); уточняют цель дальнейшей деятельности. Обучающиеся, не допустившие ошибок: сравнивают своё решение с эталоном; консультируют других обучающихся. Оценивание работы своего коллеги. | Достижение результата посредством выполнения продуктивного задания. |
|
Введение нового знания в систему знаний и повторение. | Предлагает викторину, в которой новое знание используется вместе с изученным ранее. | Делятся на две команды. Участвуют в викторине, отвечают на вопросы. | Развитие интереса к специальности и дисциплине через использование игровых технологий. |
|
Рефлексия. | Фиксирует содержание, изученное на уроке, и организует рефлексию и самооценку обучающимися собственной учебной деятельности. В завершение, соотносятся цель учебной деятельности и ее результаты, фиксируется степень их соответствия, и намечаются дальнейшие цели деятельности. Предлагает заполнить оценочный лист работы на уроке и дать оценку своим впечатлениям от урока. | Дают оценку своей деятельности на уроке, заполняют оценочный лист. Дают оценку своим впечатлениям от урока. | Результативность реализации целей урока. |
|
Домашнее задание. | Предлагает на выбор несколько вариантов домашнего задания: Создание презентации; Доклад; Придумать кроссворд. | Выбирают и записывают в рабочую тетрадь вариант домашнего задания. | Выбор и освоение домашнего задания самостоятельно. |
Приложение 1
Тест
Ответьте на вопросы тестового задания. Поработайте в парах, обсудите ответы, сравните с образцом на слайде. Оцените работу своего коллеги.
1. Какой континент является родиной картофеля?
Африка
Австралия
Южная Америка.
2. Чего больше всего в клубнях картофеля?
Белков
Жиров
Крахмала.
3. Какое насекомое – главный враг картофеля?
Колорадский жук
Тля
Саранча.
4. Какой должна быть средняя масса семенных клубней?
50–80 г
15-45 г
90-120 г.
5. Без какого простого агротехнического приема невозможно вырастить картофель?
- окучивание
- прополка
- полив.
Максимальное количество баллов - 5(по 1 баллу за каждый правильный ответ). ___________баллов
Приложение II
Кроссворд «Картофель»
1.Образуются на подземных побегах столонах (клубни ).
2. Углубления на поверхности клубня (глазки. )
3. На ней расположена большая часть глазков (верхушка ).
4. Он состоит из отдельных пластинок (лист ).
5. Они располагаются в верхнем слое почвы (корни ).
6. Болезнь картофеля (фитофтороз ).
7. На поверхность почвы при прорастании клубня образуются… (стебли ).
8. У картофеля они ядовитые (плод ).
9. Как называют картофель в Беларуси? (бульба )
Максимальное кол-во баллов - 9(по 1 баллу за каждый правильный ответ).
Баллов.
Приложение III
Вопросы викторины:
- Сколько дней обычно проращивают клубни перед посадкой? (30–35.)
- Из скольких стеблей обычно состоит куст картофеля (Из 4–5, реже 6–8.)
- Через сколько дней после посадки обычно появляются всходы картофеля? (Через 20–30.)
- Какие существуют типы сортов картофеля? (Столовые, технические, кормовые.)
- Какой орган растения представляет собой клубень картофеля? (Утолщенный стебель.)
Итого:
Оценка за урок:
Критерии оценивания:
1. Тестовое задание
Максимальная оценка – 5 баллов (по 1 баллу за правильный ответ)
2. Кроссворд
Максимальная оценка – 9 баллов (по 1 баллу за каждый правильный ответ)
3. Викторина
Оценка ставится по количеству баллов, заработанных командой.
В графе «итого» выставляется совокупное количество баллов.
Оценка за урок: 15 – 19 баллов - «5»
10 -14 баллов - «4»
6-9 баллов - «3»
Приложение V
Урок№ 34 Тема: «Растениеводство – основа сельского хозяйства»
Цели: Способствовать формированию у учащихся представление о растениеводстве и о ее отраслях. Изучить отраслевой состав и влияние природных условий на распространение отраслей растениеводства. Развивать умение и навыки работать с картосхемами, анализировать и делать выводы. Воспитывать умение слушать и слышать одноклассников. Ожидаемые результаты :
1.будут знать отраслевой состав сельского хозяйства и территориальную структуру с/х производства;
2 смогут определять факторы влияющие на их развитие: почвы и агроклиматические условия;
3. формулировать значение и основные задачи растениеводства;
4. Умеют показывать на карте основные зерноводческие районы, районы возделывания технических и др. культур и выявлять их особенности;
5 Определяют проблемы развития растениеводства и пути их решения;
Метод: С-Н
Приёмы: комбинированный урок
Оборудование : Экономическая карта Казахстана, атлас, компьютер, презентация "Растениеводство- основа сельского хозяйства"
Ход урока
I . Орг. момент
Установка на урок: закройте глаза и мысленно повторяйте за мной: «Я внимателен, я хорошо думаю, я сосредоточен, догадлив, сообразителен, уверен в себе». Я желаю вам успеха и вы пожелайте мне удачи, ведь мне надо провести для вас интересный урок.
II .Актуализация знании:
1)Задание№1 Продолжи предложение
1. В составе АПК выделяют. .................. (три основных звена.)
2. Основой АПК является................ (сельское хозяйство.)
3. Главная особенность сельского хозяйства- .....................(зависимость от природных условий.)
4.Гланая задача АПК- ..................... (обеспечение населения продовольствием.)
Работа в группах:
1 группа
Задание№2 Перед вами карточки, распределите отрасли хозяйства по 3 звеньям
1 группа – 1 звено.
2 группа – 2 звено.
3 группа – 3 звено.
Отрасли АПК:
(Ответ: 1 звено – сельскохозяйственное машиностроение, основная химия, селекция, мелиорации, химикаты.
2 звено – рыболовство, овцеводство, полеводство, пчеловодство.
3 звено – торговля, сахарная промышленность, пищевая промышленность, лёгкая промышленность, рыбная промышленность.)
2 группа
Задание №3
Аграрный
Агропромышленный комплекс
Сельское хозяйство
Сельхоз предприятие
Личное хозяйство населения
Пастбища
Пахотные земли
Растениеводство
Яровая пшеница
Озимые культуры
Технические культуры
А) дает сырье для промышленности; масличные, крахмалоносные, сахороносные, красильные растения, наркотические.
Б) зерновая культура, высеивается весной.
В) главная отрасль с/х, занимающаяся выращиванием сельскохозяйственных культур Казахстана.
Г) сельскохозяйственные угодья, систематически используемые для выпаса скота.
Д) однолетние, преимущественно злаковые, растения, высеиваются осенью.
Е) преобладает в отраслевой структуре сельскохозяйственного производства.
Ж) систематически обрабатываемые угодья, используемые под посевы.
З) ведущая отрасль агропромышленного комплекса.
И) совокупность связанных между собой отраслей экономики, обеспечивающих воспроизводство сырья в соответствии с потребностями общества.
К) личные подсобные хозяйства, коллективные сады и огороды, дачные участки.
Л) юридическое лицо (самостоятельная организация, обладающая имущественными и другими гражданскими правами и обязанностями) с видом деятельности в С/Х.
М) означает земля, земледелие, землепользование.
Н) признается семейно- трудовое объединение лиц, неразрывно связано с С/Х
3 группа Задание №4 1.Составьте круговую диаграмму, «Структуры сельскохозяйственных угодий» (78,6 млн. га)
цвет
угодья
градусы
Желтый
Пастбища
69,03
Зеленый
Пашни
27,16
Коричн
Сенокосы и залежи
3,71
Синии
Многолетние насаждения
0,1
Задание №5 Тестирование на тему «АПК Казахстана»
1.АПК состоит из:
Промышленности;
Сельского хозяйства;
Животноводства;
Растениеводства;
Трёх звеньев.
2.Какую отрасль не относят к I звену АПК?
Производство минеральных удобрений.
Тракторостроение.
Ремонт сельхозтехники.
Лёгкую промышленность.
Производство оборудования для пищевой промышленности.
3. II звено АПК:
Лёгкая промышленность.
Пищевая промышленность.
Сельское хозяйство.
Промышленность.
Животноводство.
4. В сельском хозяйстве предметом и средством труда служит:
Здание.
Трактор.
Удобрение.
Земля.
Сельхозтехника.
5. Одна из особенностей сельскохозяйственного производства:
Интенсификация.
Земельный фонд.
Мелиорация.
Эффективность.
Сезонность.
6. Сильнее всего от природных условий зависит:
Обрабатывающая промышленность.
Машиностроение.
Сельское хозяйство.
Железнодорожный транспорт.
Чёрная металлургия.
7. Все земли в границах области - это:
Обрабатываемые земли.
Сельскохозяйственные угодья.
Кормовые угодья.
Минеральные ресурсы.
Земельный фонд.
8. К сельскохозяйственным угодьям не относится:
Пашня.
Пастбище.
Земля (территория) города.
Сенокос.
Многолетнее насаждение.
9. Мелиорация земель – это их:
Засоление.
Выдувание.
Заболачивание.
Ухудшение.
Улучшение.
10. Распахали новые земли и собрали больше зерна. Это путь:
Интенсивный.
Рыночный.
Экстенсивный.
Мелиоративный.
Плановый.
11. Полеводство включает в себя выращивание:
Зерновых культур.
Технических культур.
Кормовых культур.
Виноградников.
Овощебахчевых культур.
12. К техническим культурам относятся:
Ячмень
Подсолнечник.
Сахарная свекла.
Хлопчатник.
Сафлор.
13. Область – лидер по выращиванию подсолнечника:
Западно-Казахстанская.
Восточно-Казахстанская.
Акмолинская.
Кызылординская.
Павлодарская
III .Изучение новой темы
Сельское хозяйство - ведущая отрасль агропромышленного комплекса, главными отраслями которого является растениеводство и животноводство.
Растениеводство - 53%
Животноводство - 47 %
Значение растениеводства
Растениеводство – основа для питания человека.
От состояния растениеводства зависит уровень ВВП.
Растениеводство - кормовая база. животноводства, сырье для промышленности.
Главное средство производства – земля.
Главная задача растениеводства – обеспечить население страны продовольствием.
Анализ карты атласа территориальная структура с/х производства, одновременно карта на слайде
Работа по картам
1группа – Проведите анализ карты «Территориальная структура с/х производства»
2группа – Проведите анализ «Почвенной карты», ответьте как обеспечена РК почвенными ресурсами.
3 группа – проведите анализ «Агроклиматической карты» и определите как обеспечен Казахстан теплом, влагой и светом.
Защита постера - презентация кластера
На географию земледелия влияют природные факторы, а именно:
1) почва - черноземные, каштановые, серо-бурые;
2)агроклиматические- тепло, свет, влага
Анализ агроклиматической карты
Обеспеченность растений теплом характеризует сумма t 0 за период со средней t выше 10 0 с.- это сумма активных t 0 (сред суточная t 0 выше 10 0 с) - чем теплолюбивее растение, тем выше должна быть сумма активных t 0
л/с - 1800- 2000с
степь- 2000 - 2600с
п/пустыня - 3600 - 3000с
Обеспеченность влагой показывает коэффициент увлажнения. К= О:И
Назовите районы с достаточным, недостаточным и скудным увлажнением?
Где сочетание тепла, влаги и плодородия почв наилучшее для растениеводства? (на севере - зона л/степей и степей, а также на юге страны,где сумма активных температур высока)
И так продолжаем знакомство с с/х, а именно с растениеводством. Возникает вопрос: Каков отраслевой состав растениеводства?
Растениеводство - отрасль сельского хозяйства, занимающаяся возделыванием сельскохозяйственных культур
полеводство садоводство и виноградарство
зерновое хоз-во
техническое
картофеля
овощебахчевое
кормовое
Отраслевой состав растениеводства и основные культуры:
Зерновые: пшеница, рожь, просо, кукуруза, ячмень, овес, гречиха, рис
Технические: хлопчатник, сахарная свекла, подсолнечник, рапс, лён-кудряш, соя, сафлор.
Овощные: помидоры, огурцы, свекла, лук
Бахчевые : дыни и арбузы
Кормовые: клевер, люцерна
Садовые: яблони, сливы, груши, вишня
Виноградарство: виноград
Работа в группах: Каждая группа изучает свою тему по презентации и используя учебник §33 и рис 122 на стр 237, а затем составляют постер, используя приём КМ "Кластер"
1 группа - Основные зерновые культуры: районы выращивания (в какой части РК, ПЗ, области), особенности культур по отношению к почве, теплу и влаге, где и для чего используют.
2 группа - Основные технические культуры: районы выращивания (в какой части РК, ПЗ, области), особенности культур по отношению к почве, теплу и влаге, где и для чего используют.
3 группа - Основные овоще-бахчевые, кормовые культуры, сады и виноградники: районы выращивания (в какой части РК, ПЗ, области), особенности культур по отношению к почве, теплу и влаге, где и для чего используют.
Оформить все ответы на постерах. Спикеры презентируют материал.
- Возникает вопрос есть ли проблемы развития растениеводства в нашей стране?
Выдержка из выступления Президента Н.А. Назарбаева: Послание народу Казахстана" Казахстанский путь-2050: Единая цель, единые интересы, единое будущее».
Работа в группах: Проблемы тормозящие развитие растениеводства в Казахстане. работа по тексту
1 группа - использовать приём «Фишбоун»
2 группа - использовать приём «Т - схема»
3 группа - составить кластер
Выступления спикеров
Проблема:
1. Понижение частных инвестиций и государственных дотаций.
2. Недостаточное количество сельскохозяйственной техники и износ сельскохозяйственной техники.
3. Высокие проценты по кредитам.
4. преобладание на внутреннем рынке импортных сельскохозяйственных товаров
5. невысокие урожаи
Пути решения:
Сокращение ввоза импортных сельскохозяйственных товаров для поддержания собственного производства.
Внедрение новой техники
Внедрение новых технологий на основе развития генной науки
Развитие фермерских хозяйств и МСБ
Поддержание собственного отечественного производителя (импортозамещение).
В. ЮКО Г. Жамбылская область
2 группа - Вопросы по теме «Земледелие»
а) На каких почвах лучше выращивать пшеницу? (черноземных)
б) Для чего,главным образом, используется ячмень? (корм для скота)
в) Назовите основной район выращивания риса? (КОО)
г) Каковы условия выращивания картофеля? (нежаркий климат)
д) Где выращивается большая часть овощей в нашей стране? (в личных подсобных хозяйствах)
3 группа Задание№1
А
СЕВЕР
Б
ВОСТОК
В
ЮГ
Г
ЗАПАД
А
Просо
Б
Яровая пшеница, картофель
В
Подсолнечник, озимая рожь
Г
Сахарная свекла, хлопчатник
. (Алматинская)
.(юг страны)
.(ЮКО)
(СКО, КО, Акмолинская обл)
V .Домашнее задание §33, стр.235-239 тетрадь
VI .Рефлексия
Выберите 1 фразу для соседа по группе:
Ты молодец.
Я доволен твоей работой на уроке.
Ты мог бы поработать лучше.
Суди себя сам. Это самое трудное. Себя судить куда труднее, чем других. Если ты сумеешь правильно судить себя, значит, ты поистине мудр. (Антуан де Сент-Экзюпери.)
Отрасли 1-го звена не полностью обеспечивают с/х своей продукцией, а именно техникой. Для нормальной работы комплекса необходимо 4 тысячи видов техники и оборудования. В нашей стране выпускается около 400. Многие важные производства отсутствуют или только создаются. Поэтому еще используется устаревшая техника, велика доля ручного труда, невысоки урожайность полей и продуктивность скота. Перерабатывается малая доля произведенной продукции. Много продовольствия ввозится из-за границы.
Сельское хозяйство.
Приложение к уроку№ 34 Проблемы развития сельского хозяйства
17 января 2014 года Президент Республики Казахстан Нурсултан Абишевич Назарбаев выступил с Посланием народу Казахстана «Казахстанский путь-2050: Единая цель, единые интересы, единое будущее».
Сельское хозяйство.
Благодаря развитию аграрной науки, в том числе разработке генно-модифицированных культур, Казахстан станет одним из крупных региональных экспортеров продукции сельского хозяйства. Необходима масштабная модернизация сельского хозяйства, особенно в условиях растущего глобального спроса на сельхозпродукцию. Увеличить посевные площади. Обеспечить значительный подъем урожайности, прежде всего за счет внедрения новых технологий. Создать национальные конкурентоспособные бренды с акцентом на экологичность. Агропромышленный комплекс - должен стать глобальным игроком в области экологически чистого производства. Развитие фермерства и малого и среднего бизнеса (МСБ) в сельхозпереработке и торговле -это ключевая задача страны.
Приложение к уроку№ 34 Проблемы развития сельского хозяйства
Отрасли 1-го звена не полностью обеспечивают с/х своей продукцией. Для нормальной работы комплекса необходимо 4 тысячи видов техники и оборудования. В нашей стране выпускается около 400. Многие важные производства отсутствуют или только создаются. Поэтому еще используется устаревшая техника, велика доля ручного труда, невысоки урожайность полей и продуктивность скота. Перерабатывается малая доля произведенной продукции. Много продовольствия ввозится из-за границы.
17 января 2014 года Президент Республики Казахстан Нурсултан Абишевич Назарбаев выступил с Посланием народу Казахстана «Казахстанский путь-2050: Единая цель, единые интересы, единое будущее».
Сельское хозяйство.
Благодаря развитию аграрной науки, в том числе разработке генно-модифицированных культур, Казахстан станет одним из крупных региональных экспортеров продукции сельского хозяйства. Необходима масштабная модернизация сельского хозяйства, особенно в условиях растущего глобального спроса на сельхозпродукцию. Увеличить посевные площади. Обеспечить значительный подъем урожайности, прежде всего за счет внедрения новых технологий. Создать национальные конкурентоспособные бренды с акцентом на экологичность. Агропромышленный комплекс - должен стать глобальным игроком в области экологически чистого производства. Развитие фермерства и малого и среднего бизнеса (МСБ) в сельхозпереработке и торговле -это ключевая задача страны.
"Остров." На доске или у каждого ученика карта настроения. Поставьте знак √, на каком из островов вы сегодня пребывали: о.Страха, Познания, Уверенности, Скуки, Мечты, Будущего, Радости.
Приложение к уроку№34 - 9кл
II .Актуализация знании:
1)Задание№1 Продолжить предложение
1. В составе АПК выделяют. ..................
2. Основой АПК является................
3. Главная особенность сельского хозяйства- ......................
4. Гланая задача АПК- .....................
Работа в группах
2) 1 группа - Задание№2
распределите отрасли хозяйства по 3 звеньям
1 звено -
2 звено -
3 звено -
Отрасли АПК: сельскохозяйственное машиностроение, основная химия, селекция, пищевая промышленность, рыболовство, овцеводство, мелиорация, полеводство, пчеловодство, торговля, сахарная промышленность, лёгкая промышленность, рыбная промышленность, химикаты.
2 группа - Задание №3
Составьте соответствие, соединив парами термин и понятие (цифры и буквы), используя текст учебника и терминологический словарь.
Аграрный
Агропромышленный комплекс
Сельское хозяйство
Сельхоз предприятие
Крестьянское хозяйство
Личное хозяйство населения
Пастбища
Пахотные земли
Растениеводство
Зерновое хозяйство
А) главная отрасль с/х, занимающаяся выращиванием культур Казахстана.Б) сельскохозяйственные угодья, систематически используемые для выпаса скота.
В) преобладает в отраслевой структуре полеводства
Г) систематически обрабатываемые угодья, используемые под посевы.
Д) ведущая отрасль агропромышленного комплекса.
Е) совокупность связанных между собой отраслей экономики, обеспечивающих воспроизводство сырья в соответствии с потребностями общества.
Ж) личные подсобные хозяйства, коллективные сады и огороды, дачные участки.
З) юридическое лицо (самостоятельная организация, обладающая имущественными и другими гражданскими правами и обязанностями) с видом деятельности в С/Х.
И) означает земля, земледелие, землепользование.
К) признается семейно- трудовое объединение лиц, неразрывно связано с С/Х
3 группа - Задание №4
1.Составьте круговую диаграмму, «Структура сельскохозяйственных угодий» (78,6 млн. га)
цвет
угодья
Желтый
Пастбища
69,03
Зеленый
Пашни
27,16
Коричневый
Сенокосы и залежи
3,71
Синий
Многолетние насаждения
0,1
IV .Закрепление проводится по группам
1 группа - Тест по теме «Земледелие»
В каком регионе Казахстана выращивают рис?
А. Карагандинская область Б. Кызылординская область
В. ЮКО Г. Жамбылская область
На какой территории не растет пшеница?
А. Актюбинская область Б. Акмолинская область
В. Костанайская область Г. Атырауская область
Какой регион наиболее благоприятен для выращивания хлопчатника?
А. Карагандинская область Б. Мангистауская область
В. ЮКО Г. Жамбылская область
Какие из перечисленных культур растут в СК?
А. Соя, табак, подсолнечник Б. Пшеница, рожь, картофель
В. Бахчевые, картофель, томаты Г. Кукуруза, рис, горчица
В каком из перечисленных регионов развито бахчеводство?
А. Алматинская область Б. Атырауская область
В. Актюбинская область Г. Карагандинская область
2 группа - Вопросы по теме «Земледелие»
а) На каких почвах лучше выращивать пшеницу?
б) Для чего,главным образом, используется ячмень?
в) Назовите основной район выращивания риса?
г) Каковы условия выращивания картофеля?
д) Где выращивается большая часть овощей в нашей стране?
3 группа Задание№1 Совместите районы Казахстана и сельскохозяйственные культуры, по выращиванию которых они лидируют.
А
СЕВЕР
Б
ВОСТОК
В
ЮГ
Г
ЗАПАД
А
Просо
Б
Яровая пшеница, картофель
В
Подсолнечник, озимая рожь
Г
Сахарная свекла, хлопчатник
Фронтальный Заполните пропуски в предложениях
1. Главная «картофельная грядка» страны - ... область. (Алматинская)
2. ... - «витаминный цех страны».(юг страны)
3. «Белое золото» страны выращивают на... Казахстана в... области.(ЮКО)
4. Пшеничный пояс Казахстана - это главным образом... области. (СКО, КО, Акмолинская обл)
Сафлор -
Сою-
Лен- кудряш - масличная культура
Рапс -
Горчица - горчицы
Сафлор - масличная и красильная культура которуюначали возделывать с начала независимости в ЮКО, так как эта культура неприхотливая, засухоустойчивая и экономически оправдывает себя при довольно низкой урожайности.Сафлор выращивают в ЮКО, Жамбылской и Алматинской областях.
Сою- масличная культура возделывают только в Алматинской области на орошаемых землях.
Лен- кудряш - масличная культурасеют в зоне обыкновенных черноземов, южных черноземов, и даже на темно-каштановых почвах СКО. Это объясняется тем, что лен более засухоустойчивая, менее требовательная культура к технологии возделывания.
Рапс - масличная культура, высевают в основном в северном регионе, в зоне обыкновенных черноземов, то есть в двух областях: СКО и на севере Костанайской области.
Горчица - масличного культура, используется как зеленое удобрение, кормовая и медоносная культура и как острая приправа. Она засухоустойчива, не требовательна к почве.Значительные площади горчицы находятся главным образом в Западно-Казахстанской области
Сафлор - масличная и красильная культура которуюначали возделывать с начала независимости в ЮКО, так как эта культура неприхотливая, засухоустойчивая и экономически оправдывает себя при довольно низкой урожайности.Сафлор выращивают в ЮКО, Жамбылской и Алматинской областях.
Сою- масличная культура возделывают только в Алматинской области на орошаемых землях.
Лен- кудряш - масличная культурасеют в зоне обыкновенных черноземов, южных черноземов, и даже на темно-каштановых почвах СКО. Это объясняется тем, что лен более засухоустойчивая, менее требовательная культура к технологии возделывания.
Рапс - масличная культура, высевают в основном в северном регионе, в зоне обыкновенных черноземов, то есть в двух областях: СКО и на севере Костанайской области.
Горчица - масличного культура, используется как зеленое удобрение, кормовая и медоносная культура и как острая приправа. Она засухоустойчива, не требовательна к почве.Значительные площади горчицы находятся главным образом в Западно-Казахстанской области
Сафлор - масличная и красильная культура которуюначали возделывать с начала независимости в ЮКО, так как эта культура неприхотливая, засухоустойчивая и экономически оправдывает себя при довольно низкой урожайности.Сафлор выращивают в ЮКО, Жамбылской и Алматинской областях.
Сою- масличная культура возделывают только в Алматинской области на орошаемых землях.
Лен- кудряш - масличная культурасеют в зоне обыкновенных черноземов, южных черноземов, и даже на темно-каштановых почвах СКО. Это объясняется тем, что лен более засухоустойчивая, менее требовательная культура к технологии возделывания.
Рапс - масличная культура, высевают в основном в северном регионе, в зоне обыкновенных черноземов, то есть в двух областях: СКО и на севере Костанайской области.
Горчица - масличного культура, используется как зеленое удобрение, кормовая и медоносная культура и как острая приправа. Она засухоустойчива, не требовательна к почве.Значительные площади горчицы находятся главным образом в Западно-Казахстанской области
Суди себя сам. Это самое трудное. Себя судить куда труднее, чем других. Если ты сумеешь правильно судить себя, значит, ты поистине мудр.
А.де Сент-Экзюпери