Cлайд 1
Cлайд 2
Тема: Сочинение в жанре дневниковых записей. Цель: познакомить учащихся с историей возникновения дневника как литературного произведения, с особенностями жанра дневниковых записей; объяснить правила ведения дневника; предоставить избранные образцы дневниковых записей; подготовить к написанию домашнего сочинения в жанре дневника.Cлайд 3
Хоть память крепкая – большое благо, но все ж надежней памяти – бумага. Юсуф Хас Хаджиб. По дневнику весьма удобно судить о самом себе. Л.Н.Толстой.Cлайд 4
Дневник, -а, м. 1. Записи, ведущиеся изо дня в день. Вести дневник. 2. Ученическая тетрадь для записи заданных уроков и для отметок. (С.И. Ожегов. Словарь русского языка) Дневник. Отличается с Петровской эпохи. Словообразовательная калька с французского journal – «газета, журнал», суффикс производного от journee – «день». (Этимологический словарь) Дневник – поденные записи. (Толковый словарь В.И.Даля)Cлайд 5
«Чтобы научиться писать, надо писать. Поэтому пишите письма друзьям, ведите дневник, пишите воспоминания, их можно и нужно писать как можно раньше – не худо еще в юные годы – о своем детстве, например». Д.С.Лихачёв.Cлайд 6
Из истории возникновения дневника. 1-й этап – Древняя Русь. В этот период отсутствуют русские мемуары и имеются лишь записи иностранных путешественников, преимущественно восточных. 2-й этап – X–XVI вв. . Дневниковые литературные произведения разных жанров: “хождения”, путешествия, путевые очерки, автобиографические записи, появляются различного рода записки, сказания, принадлежащие русским людям. Эти произведения содержат в себе начала мемуарного (дневникового) жанра, но их еще трудно отделить от публицистики и летописного повествования, например, сочинение А.М. Курбского «История о великом князе Московском...». 3-й этап – XVII в. Дальнейшее развитие жанра, но эти записи содержат в себе в большей степени сведения, основанные либо на личных впечатлениях, либо на свидетельствах современников.Cлайд 7
4-й этап – XVIII-начало XIX в. Сформировано понятие дневника, в России начинается издание записных книжек и дневников, дорожных заметок: Гильденштедт И. «Дневник путешествия по Слободско-Украинской губернии академика С.-Петербургской Академии наук Гильденштедта в августе и сентябре 1774 года»; «Записки князя Бориса Ивановича Куракина о пребывании в Англии, отъезде в Россию к армии, путешествии с царём Петром Алексеевичем в Карлсбад и о назначении своём на съезд в Утрехт. 1710–1711–1712»; Вяземский П. «Из старой записной книжки». Это период утверждения мемуарного жанра, только к концу XVIII века дневники приобретают четко очерченный вид.Cлайд 8
5-й этап – XIX – начало XX в. Завершилась дифференциация всех элементов жанровой структуры дневника. Количество дневников возрастает (по сравнению с XVIII веком примерно в 10 раз). 6-й этап – XX–XXI века. Благодаря использованию писателями фрагментарной формы письма дневниковая форма повествования получает широкое распространение в современном литературном процессе. На развитие дневникового повествования оказали влияние новые технологии. Так, интернетовский «LiveJournal» («ЖЖ») в значительной мере опирается на жанровые структуры, существующие в литературе. Блоги состоят из “постов” (пост - сообщение в дневнике), каждый из которых содержит дату и время публикации, а также ссылки на страницы с фотографиями, комментариями и именем автора. Записи блогов разных пользователей возникают в ленте новостей и по прошествии времени замещаются другими; временные промежутки, в реальности существующие между ними, не могут быть отражены в режиме он-лайн. Главное отличие дневника «ЖЖ» от бытового дневника состоит в установке автора блога на поиск единомышленников, людей, разделяющих его жизненную позицию, - для общения с ними. Автор создаёт коммуникативно грамотный текст, на который потенциальный адресат захотел бы так или иначе отреагировать.Cлайд 9
Дневник -– это ежедневные записи о событиях текущей жизни. Дневник – литературное произведение в форме ежедневных записей (чаще всего с указанием даты), современных описываемым событиям. Дневник изначально предполагает полную откровенность, искренность мыслей и чувств пишущего, создаёт впечатление достоверности, жизненной полноты. . Эти свойства придают дневнику интимность, лиричность, страстность интонации.Cлайд 10
Разновидности использования дневника как жанра в литературе. Собственно дневник (дневники Анны Франк, Юры Рябинкина, Тани Савичевой). Сила впечатления, производимого дневником, в большой степени зависит от его контекста, исторического и литературного. Дневник писателя. Дневники писателей, учёных, артистов, не предназначавшиеся для опубликования, но тем не менее их художественная ценность часто соперничает с намеренно создаваемыми дневниками литературных героев (Л.Н. Толстой, М.М. Пришвин). Литературные произведения в форме дневника («Записки сумасшедшего» Н.В. Гоголя, «Демикотоновая книга» в «Соборянах» Н.С. Лескова, «Журнал Печорина» в «Герое нашего времени» М.Ю. Лермонтова, «Чапаев» Д.А. Фурманова, «Дневник лишнего человека» И.С. Тургенева, «Дневник Кости Рябцева» Н.Огнева, «Деревенский дневник» Е.Я. Дороша, «Мой брат играет на кларнете» А.Г. Алексина).Cлайд 11
Особенности жанра дневниковых записей. – Датированность (указывается число, год, время суток). – Место(город, село учебное заведение и т.д.). – Повествование ведётся от первого лица. – Монолог (внутренний диалог). – Мысли отрывочные, запись краткая. – Зашифрованность имён и фамилий. – Пишется для себя.Cлайд 12
Заповедь ведущего дневник: 1. «Ни дня без строчки» (Ю.Олеша). 2. Каждую запись датируй. 3. Будь искренним и честным в записях. 4. Если пишешь путевой дневник – точно обозначай даты, широты, места нахождения. 5. Не читай чужого дневника без разрешения!Cлайд 13
Литературный (читательский) дневник служит для накапливания знаний, является обязательной формой работы читателя. Он повышает культуру чтения. Его основные положения: – укажи автора и название книги; – выпиши выходные данные: место издания, издательство, год; – отметь время написания произведения, а также время, о котором идет речь в книге; – охарактеризуй тему произведения; – в общих чертах изложи содержание; – сформулируй для себя идею книги; – запиши общее впечатление от книги; – порассуждай об особенностях художественной формы (композиции, авторском стиле); – сравни данное произведение этого автора с другим его произведением, запиши это сравнение. Форма ведения дневника свободная. Читательский дневник ведется только для себя. Ведение его вырабатывает навык самостоятельного мышления.Cлайд 14
Как писать сочинение в жанре дневниковых записей Познакомьтесь с письмами, дневниковыми записями писателей, произведениями, написанными в жанре дневника. Это поможет вам выдержать форму и условности изложения, характерные для этого жанра. Определите идею сочинения, основную мысль, которую беретесь доказать своей работой. Правильное определение идеи позволит вам глубоко и полно раскрыть тему сочинения и не «утонуть» в обширном материале. Составьте план, который поможет вам наметить, с чего начать работу, какие разделы выделить в сочинении, в какой последовательности излагать материал и к каким выводам необходимо прийти. Имейте в виду, что вступление и заключение в сочинении данного жанра могут иметь обрамление, придающее работе личностный характер. Помните, что дневниковые записи, письма помогают проследить за становлением личности, раскрывают внутренний мир ведущего дневник. Проверьте, отвечает ли этому требованию ваше сочинение.Сочинение в жанре дневниковых записей является нетрадиционным сочинением, к традиционным относятся сочинение-повествование, или . Сочинения в виде дневника иногда задают по русскому языку, однако чаще – по литературе.
В практике преподавания литературы накоплен большой опыт использования различных форм изложения от имени автора или от имени героя, именно эти практики легли в основу такого , как дневниковые записи.
Дневники, как и сочинения в этом жанре могут быть разными:
- Дневник-собеседник –это такой дневник, которому доверяют тайны, приводят собственные рассуждения, сокровенные мысли.
- Дневник альбом – в котором, помимо текста, много рисунков.
- Дневник — копилка счастья – здесь записывают только хорошее, что случается в повседневной жизни
- Путевой дневник – ведётся во время путешествия, рассказывается о впечатлениях от увиденного.
Особенности сочинения-дневниковой записи.
Если мы говорим о литературе, то здесь сочинения в жанре дневниковых записей могут быть нескольких видов:
- дневник, написанный от лица очевидца событий (возможно, придуманных);
- дневник, ведущийся от лица литературного героя;
- дневниковые записи от лица ученика, который постепенно осваивает какое-либо произведение или изучает творчество писателя.
Для того, чтобы успешно написать сочинение в виде дневниковых записей по литературе
1) ученик должен хорошо знать текст: сюжет, причинно-следственные связи в произведении, понимать поступки героя, уметь их мотивировать;
2) от ученика требуется хорошее понимание психологии героя: ему необходимо вжиться в характер персонажа, понять его образ мыслей и суметь их передать, т. е. нужно овладеть стилем чужой речи (лексикой, особенностью построения предложений и т. д.).
Одним словом, при написании сочинения в виде дневниковых записей по литературе ВЫ ДОЛЖНЫ вжиться в образ, думать и действовать в соответствии с логикой героя в литературном произведении, логикой развития сюжета и композиции.
Если мы говорим о сочинении в жанре дневника, которые задают по языку, то тут есть множество вариантов. Чаще всего предлагается картина, к которой нужно написать сочинение. В таком случае вам нужно описать то, что происходит на картине от первого лица, можно придумать события, предшествующие данной истории или произошедшие после нее, и записать это в виде дневника.
Как написать сочинение в виде дневниковых записей?
Несколько простых советов:
- Будьте искренними – это же дневник! Пишите от первого лица.
- Используйте даты / указание времени.
- Записи могут быть разными по характеру, по длине, по настроению.
- Некоторые записи просто рассказывают о произошедших событиях, в других дается оценочное мнение.
- Записи могут быть отрывочны
- Написан в виде монолога
Дневник является эпистолярным жанром. В этом жанре написано множество известных произведений – к примеру, «Дракула» Брэма Стокера или Дневник анны Франк.
Прежде чем, написать сочинение, стоит задуматься: а зачем люди ведут дневники? Понимание этого поможет вам сделать сочинение в большей степени похожим на дневниковые записи.
Вот некоторые из наиболее распространенных причин, почему люди ведут дневник.
- Чтобы осмыслить то, что произошло.
- Порассуждать, почему вышло так, а не иначе.
- Чтобы спланировать дальнейшие действия.
- Чтобы привести в порядок мысли.
Дневниковые записи чаще описывают те события, которые уже произошли, но иногда высказываются мысли по поводу того, что еще предстоит.
В отличии от настоящего дневника, сочинение в виде дневника нужно писать грамотно. Предложения должны быть логически связаны.
Сегодня двадцать седьмое октября, воскресенье. Мне хочется описать свои впечатления от сегодняшнего дня, такого необычного и великолепного. Осень в этом году стояла теплая, сухая. Вчера мы с подругами решили пойти в лес прогуляться, да последние грибы пособирать. Их было не так уж много из-за сухой осени.
Утром я проснулась с каким-то неясным чувством не то тревоги, не то ожидания чего-то необычного. Еще меня поразил свет. Он был яркий, насыщенный. Вся комната просто светилась. Я подошла к окну. О, Боже! Улица, все дома и деревья были покрыты белым-белым
Снегом. Он лежал как мягкое пушистое одеяло. Как же все вокруг преобразилось! Еще вчера все было серым, невзрачным: серые дома, серые деревья, даже люди казались серыми. А сегодня мы как будто перенеслись в волшебную страну. Меня охватил восторг. Я побежала к телефону.
Света и Наташа уже видели, как преобразился мир. Решено было немедленно отправляться на прогулку. Выбежав из подъезда, мы все трое замерли. Снег лежал перед нами ровным покрывалом. Он был пушистым. Мне захотелось опуститься на землю, чтобы окунуться в его пушистую мягкость. А с неба тихо-тихо падали новые снежинки. Они медленно кружились в своем волшебном
Танце. Ветра не было. Казалось, что все вокруг замерло, боясь спугнуть этот первый снег.
А снежинки все падали и падали. Тогда мы стали ловить их на ладони. Они доверчиво опускались нам в руки и тут же таяли. Игра так захватила нас, что вскоре мы сами кружились в веселом хороводе, радуясь снегу, прекрасному утру, окружающему великолепию.
Даже наш пес Тузик был рад первому снегу. Сначала он ступил на него нерешительно. Но потом стал бегать вокруг, что-то вынюхивая и выискивая. Кругом не было ни души. Лишь женщина в телефонной будке разговаривала с кем-то. Да на балконе третьего этажа стояла и любовалась первым снегом еще одна женщина. А мы все кружились, взявшись за руки и не замечая ничего вокруг, кроме белого снега.
Я пишу эти строчки в дневник и вновь переживаю тот удивительный восторг, охвативший нас, когда мы ступили на мягкий, белый ковер. Невозможно передать словами ту радость, которая захватила нас в тот момент. Ведь не первый раз выпадает снег. Впереди долгая зима, и его будет еще очень много. Но первый снег всегда вызывает необычные чувства, создает впечатление чего-то сказочного и прекрасного.
Сочинения по темам:
- Картина Пластова «Первый снег» написана художником в 1946 году. На полотне изображен деревенский дом, с небольшим палисадником, береза растет около...
- Описание темы: Трогательные чувства, возникающие в душе каждого человека – выпадение первого снега. Даже в городе от шума и суеты...
- Сначала снег был не очень хорошим. Этот первый снег был не рыхлым, а словно песок. Из такого снега трудно и...
Ведение дневника позволяет увековечивать события из жизни и прорабатывать мысли и чувства. Некоторые люди ведут дневник для учебы, чтобы глубже понять изучаемый материал. К счастью, делать записи в дневнике очень просто. Для начала выберите тему, на которую будете писать, например, о том, что происходит в вашей жизни. Потом напишите вступление и выразите свои мысли.
Шаги
Выберите тему
- Это отличный способ фиксировать вещи, которые вы хотите запомнить.
- Например, можно написать о забавном случае, произошедшем во время обеда, о забитом победном голе в футбольном матче или о ссоре с другом. События могут быть как положительными, так и отрицательными.
-
Изучите свои эмоции или чувства по отношению к чему-либо. Напишите о том, через что вы проходите, что чувствуете, и что, как вы надеетесь, произойдет в будущем. Сделайте дневник своей «жилеткой», в которую можно поплакаться, чтобы лучше справляться со своими эмоциями.
- Допустим, вам грустно, потому что вы переживаете расставание с партнером. Можно написать, что вы чувствуете и чего вам будет не хватать без отношений. Это поможет вам высвободить эмоции, чтобы запустить процесс восстановления.
-
Используйте писательские подсказки, если вы не знаете, о чем писать. Если вы пытаетесь выработать у себя привычку вести дневник или должны делать записи для учебы, писательские подсказки помогут вам найти тему. Поищите подсказки в интернете, а потом выберите одну, которая запустит ваше воображение. Вот несколько примеров:
- напишите, чем бы вы хотели заняться в выходные;
- расскажите о месте, которое вы хотели бы посетить;
- представьте, что вы обнаружили фантастическое существо;
- напишите о том, что вы хотите изменить;
- делайте записи с позиции любимого персонажа книги или фильма.
-
Записывайте свои реакции на лекции и прочитанные материалы в дневнике для учебы. Если вы ведете дневник в качестве школьного или университетского задания, пишите о процессе обучения. Это включает в себя изучение материала, прослушивание лекций и обсуждения в классе. Кроме того, опишите свои мысли по поводу того, что вы изучаете. Вот несколько примеров:
- краткое содержания прочитанного материала и лекции;
- анализ учебного материала;
- связи между темами, которые вы изучали;
- свои личные связи с учебным процессом;
- вопросы, которые у вас возникли о тексте или лекции.
Совет: Если вы ведете учебный дневник, концентрируйтесь на изучении и анализе текущего материала. Например, можно подвести итоги учебного процесса, записать свои размышления о нем и обозначить возникшие вопросы. Не пишите о своем отношении к тому, что вы читаете или изучаете.
Совет: как правило, в дневнике для учебы приветствие не используется.
Напишите о том, что происходит в вашей жизни. Это может быть то, чем вы занимаетесь, происходящие с вами события или ваши достижения. Используйте дневник в качестве отчета о том, как выглядит ваша жизнь в данный момент, чтобы потом вы могли вернуться к этому периоду.
Выражайте себя в личном дневнике
- Если ошибки действительно не дают вам покоя, можно вернуться и исправить их после того, как вы закончите.
-
При желании проявите творческий подход. Можно использовать любой формат для записей, поэтому поэкспериментируйте с различными структурами. Это поможет вам сохранять привычку писать, так как у вас будет свобода делать то, что кажется естественным в этот день. Например, можно попробовать следующее:
- превратите воспоминание в рассказ;
- запишите, что вам снилось прошлой ночью;
- составьте список, например, записать чем вы занимались в этот день или за что вы благодарны;
- нарисуйте каракули или вставьте изображения в дневник;
- запишите тексты песен или цитаты, которые важны для вас;
- сочините собственные слова песни или стихотворение;
- пишите в потоке сознания.
-
Используйте «Я»-утверждения, чтобы вести дневник от первого лица. Вы пишете о своих мыслях, впечатлениях и размышлениях, поэтому нет необходимости вести повествование от третьего лица. Абсолютно нормально вести дневник от первого лица, если только вы сами не хотите делать записи как-то иначе.
- Например, можно написать: «Сегодня я обедал с Алиной», - а не: «Сегодня Антон обедал с Алиной».
-
Добавляйте детали, которые отражают все пять органов чувств, чтобы сделать запись живой. Это необязательно, но это сделает ваши записи в дневнике интереснее и поможет вам вспомнить, что тогда происходило. Подумайте, что вы видели, слышали, чувствовали, а также какие запахи ощущали и что пробовали на вкус во время описываемых событий или впечатлений. Потом включите некоторые из этих деталей в свою запись.
- Например, предположим, что вы отдыхали у моря. Можно добавить такие детали, как: «Морские брызги, бьющие мне в лицо», «Запах горящего дерева от костров на пляже», «Вкус соли на моих губах», «Солнце, сверкающее на поверхности воды» и «Крики других веселящихся людей на пляже».
-
Не переживайте о длине записей. Необязательно каждый раз заполнять всю страницу. Вполне нормально делать как короткие, так и длинные записи. Вносите в дневник то, что вам хочется сказать. Если вы не можете придумать, что еще написать, двигайтесь дальше и закончите запись.
- При ведении дневника гораздо важнее писать часто, нежели много.
Не задумывайтесь о грамматике и орфографии. Позвольте себе совершать ошибки, когда будете делать записи в дневнике. Вы ведете его для себя, поэтому ничего страшного, если что-нибудь будет написано неправильно. Просто позвольте своим мыслям свободно перетекать на бумагу.
Делайте записи в дневнике для учебы
-
Организуйте свои мысли, чтобы сделать их последовательными. Запись в дневнике необязательно должна походить по структуре на эссе, даже если вы пишите для учебы. Тем не менее, у того, кто будет читать ваши записи, должна быть возможность следить за ходом ваших мыслей. Выражайте свои мысли
Мемуа́ры (фр. mémoires ), воспоминания - записки современников, повествующие о событиях, в которых автор мемуаров принимал участие или которые известны ему от очевидцев. Важная особенность мемуаров заключается в установке на «документальный» характер текста, претендующего на достоверность воссоздаваемого прошлого.
К таким жанрам в литературоведении принято относить следующие мемуарные жанры : мемуары (в узком смысле слова), записки, записные книжки, автобиографии, некрологи, дневники .
Видимо, без обращения к этому бесценному наследию трудно понять и современное состояние литературы. Поэтому наша задача заключается в анализе исторического изменения дневника как жанра мемуарной литературы, выяснении этапов эволюции жанра на примере дневников русских и зарубежных авторов.
Жанр дневника - один из древнейших жанров в литературе, первые сведения о котором восходят к истокам письменности.
Дневник как литературный жанр
«Чтобы научиться писать, надо писать. Поэтому пишите письма друзьям, ведите дневник, пишите воспоминания, их можно и нужно писать как можно раньше - не худо ещё в юные годы - о своём детстве, например» (Д.С. Лихачёв)
Дневник - важный и в известном смысле знаменитый атрибут школьной жизни. Но кроме обычного дневника (как формы учёта успеваемости учащихся) существует дневник как литературный жанр, как древнейшая форма словесного творчества.
Наверное, некоторые из вас тоже ведут свои личные дневники, записывая события из своей жизни. Сегодня я бы хотела познакомить вас со сведениями из истории дневниковой традиции, о построении дневника, о его интеллектуальных и художественных возможностях. Одним словом, помочь вам овладеть основами этой популярнейшей формы письменной речи.
Определений дневника существует множество. Одно из них, принадлежащее М.О. Чудаковой, точное и ясное, представляется особенно приемлемым для школьной практики: “Дневник - форма повествования, ведущегося от первого лица в виде подневных записей» (Краткая литературная энциклопедия).
Как правило, дневники начинают вести в подростковом возрасте. Подневные записи могут содержать обобщения, размышления, заметки о прочитанных книгах, газетных новостях или о погоде. Часто ведение их продиктовано желанием автора дневниковых записей проследить собственное духовное развитие; дневник также служит средством самовоспитания и самоорганизации.
История дневника
- Развитие дневниковых записей началось с 10 века . Это тексты различных типов дневникового жанра: “хождения”, путешествия, путевые очерки, автобиографические записи, которые ещё трудно отделить от публицистики и летописного повествования, например, сочинение Андрея Курбского «История о великом князе Московском...».
- С 13 по 19 вв . в России начинается издание записных книжек и дневников, дорожных заметок (Гильденштедт И. «Дневник путешествия по Слободско-Украинской губернии академика С.-Петербургской Академии наук Гильденштедта в августе и сентябре 1774 года»; «Записки князя Бориса Ивановича Куракина о пребывании в Англии, отъезде в Россию к армии, путешествии с царём Петром Алексеевичем в Карлсбад и о назначении своём на съезд в Утрехт. 1710–1711–1712»; Вяземский П. «Из старой записной книжки»).
- С 20 века благодаря использованию писателями фрагментарной формы письма дневниковая форма повествования получает широкое распространение в современном литературном процессе. Так, примером такого дневника является дневник Печорина в романе М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени». В романе дневник не только способ авторской характеристики и форма самовысказывания героя, но и предмет изображения человеческой души. В романе сам жанр дневника подвергается анализу. Он как бы раздваивается и теряет свою ценностно–смысловую бесспорность: дневник вводит нас в сложный мир Печорина, заставляет поверить в неподдельность его душевных движений. Вопрос о сущности дневника как жанра вырастает здесь в серьезную общественно-нравственную проблему. С одной стороны, дневник дает возможность беспрепятственного анализа окружающего и самоанализа, служит и сохранению памяти о случившемся и передуманном. Но с другой стороны, дневник ведет к духовной разрозненности – герой втайне казнит окружающих скрытым от них словом дневника.
Итак, дневник – это, в первую очередь, прием психологического изображения героя. Вводя в текст своего романа дневник, Лермонтов позволяет увидеть, как сложные душевные состояния героя раскладываются на элементы и тем самым объясняются, становятся ясными для читателя. И наконец, в произведении, где используется дневник как форма художественного повествования, позиция автора довольно резко обособлена от позиции персонажа, так что не может быть и речи о том, чтобы индивидуальности автора и героя совмещались.
В форме дневника пишутся целые произведения. Так, «Записки сумасшедшего» Н.В.Гоголя являются таким произведением, когда в форме дневника отражаются личные воспоминания и впечатления автора, знавшего быт и психологию петербургских чиновников.
* Блоги состоят из “постов” (пост - сообщение в дневнике), каждый из которых содержит дату и время публикации, а также ссылки на страницы с фотографиями, комментариями и именем автора. Но в отличие от бытового дневника, представляющего собой систему записей, связанных с определённой датой, записи блогов разных пользователей возникают в ленте новостей и по прошествии времени замещаются другими; временные промежутки, в реальности существующие между ними, не могут быть отражены в режиме он-лайн.
Главное отличие дневника «ЖЖ» от бытового дневника состоит в установке автора блога на поиск единомышленников, людей, разделяющих его жизненную позицию, - для общения с ними. Автор создаёт коммуникативно грамотный текст, на который потенциальный адресат захотел бы так или иначе отреагировать.
* Твиттер – аналог дневника.
Независимо от того, в какой форме будет вестись дневник, необходимо научиться продуманно делать записи в нём.
Основные правила ведения дневника
1. “Ни дня без строчки” (Ю.Олеша).
2. Каждую запись датируй.
3. Будь искренним и честным в записях.
4. Не читай чужого дневника без разрешения!
Помимо бытового, можно вести дневник читателя , указывая в нём:
- автора и название книги;
- выходные данные: место издания, издательство, год;
- время создания произведения, а также время, о котором идёт речь в книге;
- желательно обозначить тему произведения;
- в общих чертах изложить содержание;
- сформулировать для себя идею книги;
- записать общее впечатление от книги.
М.М. Пришвин вёл дневник всю жизнь. Он был убеждён, что, если собрать все записи в один том, получилась бы книга, ради которой он и родился. По оценкам издателей Пришвина, рукописи его дневников втрое превышают объём собственно художественных произведений автора. Как писал сам Пришвин, “форма маленьких записей в дневник стала больше моей формой, чем всякая другая” (1940). А незадолго до смерти, в 1951 году, оглядываясь на свою жизнь, он признался: “Наверно, это вышло по моей литературной наивности (я не литератор), что я главные силы свои писателя тратил на писание своих дневников”.
Литературные произведения в форме дневника («Демикотоновая книга» в «Соборянах» Н.С. Лескова, «Журнал Печорина» в «Герое нашего времени» М.Ю. Лермонтова, «Чапаев» Д.А. Фурманова, «Дневник лишнего человека» И.С. Тургенева, «Дневник Кости Рябцева» Н.Огнева, «Деревенский дневник» Е.Я. Дороша). («Робинзон Крузо» Даниэль Дефо)
Зачем же нужен личный дневник? В чём его польза?
Почти у каждого из нас есть такие тайны, рассказать о которых мы не можем даже саамы близким людям. То ли боимся того, что нас не поймут и осудят, то ли ещё чего-то… Но порою эти самые тайны вызывают очень сильные эмоциональные переживания, которые, не найдя выхода, могут со временем отразиться на поведении человека. Если же выплёскивать свои переживания на бумаге, это послужит своеобразной психологической разгрузкой. Да и потом – бумага всё стерпит и уж точно не осудит вас за ваши откровения.
Кроме того, когда мы описываем какую-либо проблему, над решением которой бьёмся уже не первый день, изложение своих мыслей порою помогает найти верное решение. Ведь когда мы пишем, нам волей неволей приходится упорядочить тот эмоциональный хаос, который творится внутри нас, а наведение порядка очень часто помогает найти именно то, что мы ищем – не важно, вещь ли это или выход из сложной ситуации.
В личный дневник можно записывать также идеи, которые у вас возникли. Кто знает, может, через определённый период времени эта запись, когда вы её перечтёте на досуге, даст вам новый толчок к развитию.
В дневнике можно также подробно отражать процесс работы над собой, если вы, допустим, решили выработать в себе определённые черты, освоить новые навыки или избавиться от старой привычки. Такое детальное описание позволит вам как бы со стороны увидеть свои слабые и сильные стороны, а также и то, как далеко вы продвинулись на пути к своей цели.
Некоторые люди делают записи в дневнике ежедневно в конце дня, описывая произошедшие события, свои чувства и анализируя то, что произошло, что получилось или не получилось и почему.
В любом случае, ведение личного дневника позволяет быть более внимательным к себе, к своему внутреннему миру, более осознанно воспринимать чувства и эмоции и со временем понимать причины их возникновения.
Личный дневник – это отличный собеседник, который не станет вас перебивать и всегда выслушает до конца. Хотя, безусловно, вести его или нет – личное дело каждого.
Дневник - один из наиболее демократичных литературных жанров. Ведение дневника доступно каждому грамотному человеку, и польза, приносимая им, огромна: ежедневные записи, пусть небольшие, в несколько строк, учат вниманию к себе и другим, развивают навыки самоанализа, воспитывают искренность, наблюдательность, вырабатывают вкус к слову, точному суждению, строгой отточенной фразе.
Сделаем выводы : жанр дневника, приобретая различные черты в ходе эволюции, на современном этапе характеризуется так: «Дневник – жанр мемуарной литературы, для которого характерна форма повествования от первого лица, ведущегося в виде повседневных, обычно датированных, синхронных с точки зрения системы отражения действительности, записей. Дневник отличает предельная искренность, доверительность. Все записи дневника, как правило, пишутся для себя.
Д/з: В течении недели, начиная с сегодняшнего дня, каждый день записывайте какие-либо события из вашей жизни, всё то, что вы хотели бы отметить в своем дневнике. Через неделю мы посмотрим, что у вас получилось.
Дневник Робинзона Крузо
С этих-то пор я и начал вести свой дневник, записывая все, что я сделал в течение дня. Первое время мне было не до записей: я был слишком завален работой; к тому же меня удручали тогда такие мрачные мысли, что я боялся, как бы они не отразились в моем дневнике.
Но теперь, когда мне наконец удалось совладать со своей тоской, когда, перестав баюкать себя бесплодными мечтами и надеждами, я занялся устройством своего жилья, привел в порядок свое домашнее хозяйство, смастерил себе стол и стул, вообще устроился по возможности удобно и уютно, я принялся за дневник…
Наш корабль, застигнутый в открытом море страшным штормом, потерпел крушение. Весь экипаж, кроме меня, утонул; я же, несчастный Робинзон Крузо, был выброшен полумертвым на берег этого проклятого острова, который назвал островом Отчаяния.
До поздней ночи меня угнетали самые мрачные чувства: ведь я остался без еды, без жилья; у меня не было ни одежды, ни оружия; мне негде было спрятаться, если бы на меня напали враги. Спасения ждать было неоткуда. Я видел впереди только смерть: либо меня растерзают хищные звери, либо убьют дикари, либо я умру голодной смертью.
Когда настала ночь, я влез на дерево, потому что боялся зверей. Всю ночь я проспал крепким сном, несмотря на то что шел дождь.
Проснувшись поутру, я увидел, что наш корабль сняло с мели приливом и пригнало гораздо ближе к берегу. Это подало мне надежду, что, когда ветер стихнет, мне удастся добраться до корабля и запастись едой и другими необходимыми вещами. Я немного приободрился, хотя печаль о погибших товарищах не покидала меня. Мне все думалось, что, останься мы на корабле, мы непременно спаслись бы. Теперь из его обломков мы могли бы построить баркас, на котором и выбрались бы из этого гиблого места.
Как только начался отлив, я отправился на корабль. Сначала я шел по обнажившемуся дну моря, а потом пустился вплавь. Весь этот день дождь не прекращался, но ветер утих совершенно.
Сегодня заметил, что у меня осталось очень мало сухарей. Нужно соблюдать строгую бережливость. Пересчитал все мешки и решил съедать не более одного сухаря в день. Это печально, но ничего не поделаешь.
Сегодня печальная годовщина моего прибытия на остров. Я сосчитал зарубки на столбе, и оказалось, что я живу здесь ровно триста шестьдесят пять дней!
Посчастливится ли мне когда-нибудь вырваться из этой тюрьмы на свободу?
Недавно я обнаружил, что у меня осталось очень мало чернил. Надо будет расходовать их экономнее: до сих пор я вел мои записи ежедневно и заносил туда всякие мелочи, теперь же буду записывать лишь выдающиеся события моей жизни.