С каждым годом увеличивается объем веществ, загрязняющих окружающую среду. Крайне необходимо знать об их видах, влияниях, последствиях и мерах защиты.
Вещества, которые влияют на качество среды, называются загрязнителями. К загрязнителям относятся не свойственные природной среде чуждые вещества. Это тепловая энергия, шум, радиация, химические вещества, отходы производства и т. д. Все это результат жизнедеятельности человека.
Загрязняющие вещества по агрегатным свойствам делятся на газообразные (углекислый газ, сернистый и т. д.), жидкие (метанол, этанол, бензол, сточные воды и т. д.) и твердые (шлаки, зола, хлористый калий, мусор и т. д.).
По уровню вредности ядовитые вещества делятся на четыре класса:
I класс - особо опасные: ртуть и ее соединения, гексахлоран, бензопирен, диоксины, соединения серебра и хрома. Эти вещества вызывают в организме человека раковые опухоли, заболевания нервной системы и могут привести к смертельному исходу;
II класс - опасность высокая: сероводород, бензол, оксиды азота, оксиды хлора, соединения меди и никеля. Эти ядовитые вещества вызывают раковые опухоли, отравления, экземы, заболевания нервной системы;
III класс - средняя опасность: уксусная кислота, этанол, фенол, диоксид свинца, альдегиды. Вызывают болезни некоторых органов;
IV класс - незначительная опасность: аммиак, углекислый газ, хлорид цинка, алюминий, марганец и т. д. Они опасны, когда накапливаются в организме.
По влиянию на окружающую среду загрязняющие вещества можно разделить на:
1. Механическое - различные загрязняющие вещества занимают в биоценозе значительное место и вытесняют среду обитания организмов.
2. Химическое - участвуют в биологических процессах организма, внедряясь в клетки, приостанавливают их функции.
3.Физическое - источники энергетического загрязнения. К ним относятся тепловые, световые, звуковые, электромагнитные, радиационные загрязнители. Участвуя в биохимических реакциях организма, вызывают анемию, генетически предрасположенные болезни.
4. Биологическое - делится на два типа: а) биотическое загрязнение - сорняки, отдельные животные и насекомые наносят огромный урон хозяйственной деятельности человека (нашествие саранчи, крыс, тараканов и т. д.); б) микробиологическое загрязнение - широкое распространение болезнетворных микроорганизмов, чумы, холеры, оспы, СПИДа и т. д.
Особую опасность для всего человечества представляют наркомания и СПИД, называемый "чумой XX века".
Теперь рассмотрим влияние загрязняющих веществ в области биосферы.
Загрязнители атмосферы делятся на природные и антропогенные. Природное загрязнение происходит независимо от человека. Так, например, в атмосферу могут попадать газы, жидкие и твердые вещества, а также такие очаги энергетического загрязнения, как звук, шум, тепловой луч и радиация.
В основном очаг загрязнения атмосферы - это результат деятельности человека, в первую очередь автотранспорт и энергетика, особенно угольное топливо. Далее идут строительство и химическая промышленность.
Загрязнение атмосферы бывает двух типов:
газовое - попадание в атмосферу газообразных веществ: углекислого газа, оксида серы, оксида азота, сероводорода, аммиака, метана, фреона и т. д. Эти газы вызывают кислотные дожди, тепловой эффект, образование озоновых дыр и другие глобальные явления природы;
пылевое - возникает вследствие попадания в атмосферу мелкодисперсных жидкостей и твердых веществ, превращающихся в воздухе во вредные аэрозольные соединения.
Также при извержении вулкана, сильном ветре из оксида серы, воды и кислорода образуется серная кислота. То, что кислоты опасны для живых организмов, вы знаете из курса химии.
Запыление постепенно приводит к образованию ядовитых смогов. Есть несколько видов смогов: просто смог, ледяной смог, влажный смог, фотохимический смог. О названных смогах вы знаете из материалов 9-10 классов.
Загрязнители гидросферы.
XX век - это эпоха освоения промышленности, техники, космоса, что привело к загрязнению гидросферы, дефициту пресной воды. О вреде загрязненной воды имеется очень много информации, однако мы часто не обращаем внимания на опасные проблемы, возникающие из-за загрязнения воды. На земном шаре вода стала настолько грязная, что некоторые реки и озера превратились в "мертвую воду", например По, Сена в Европе, Мичиган, Эра и т. д. И таких водных просторов на материке становится все больше и больше. В подобных реках и озерах нет рыбы.
Большая проблема морей и Мирового океана - загрязнение воды нефтепродуктами. Например, попадание в воду 1 т нефти покрывает поверхность тонкой пленкой до 12 км2. Определено, что в воде разливается примерно 1% всей перевозимой нефти. Можно представить, сколько же погибнет планктона, водорослей, птиц, рыбы, если учесть, что вмещаемость некоторых танкеров составляет 200-250 млн. т нефти.
Причина загрязнения нефтепродуктами Каспийского моря - результат грубого нарушения технологических процессов.
Другим источником загрязнения гидросферы являются радиоактивные вещества. Угроза радиоактивного загрязнения появилась после ядерных взрывов в морях, аварий подводных лодок с атомными двигателями. Большую опасность представляет то, что в океан непрерывно сбрасываются отходы ядерной и военной техники. Все это уменьшает запасы пищи для обитающих в океане крупных млекопитающих (например, китов), рыбы, сокращает их численность.
Нельзя забывать, что моря и океаны являются кладовыми, решающими проблемы питания всего человечества в будущем!
Загрязнители литосферы.
Литосфера - колыбель жизни. Ее почвенный слой оценивается человеком как "черное золото". Это связано с тем, что земля кормит человека. Но, несмотря на это, человек, осваивая землю, загрязняет ее.
Существуют природный и антропогенный пути загрязнения почвы.
Источником природного загрязнения являются уже знакомые вам смерчи, бури, наводнения, лавины и т. д. Эти явления происходят независимо от человека. Наша задача - уничтожать их последствия.
Антропогенное загрязнение - сложный процесс загрязнения атмосферы и гидросферы. На первый план здесь выходят химические загрязнители: пестициды, гербициды. Использование химии порождает опасность уничтожения структуры почвы, фауны и флоры в устоявшемся биоценозе, исчезают его составляющие (живые организмы) и нарушается процесс обмена веществ. Такие земли считаются уже непригодными для хозяйственного использования.
Также большую опасность для почвенной флоры и фауны представляет "кислотный дождь". Например, исчезновение дождевых червей, обитающих в почве, связано именно с выпадением "кислотных дождей". Чем больше дождевых червей в почве, тем она считается плодороднее.
Загрязнение почвы в конце концов может усугубить продовольственную проблему и привести к голоду на земном шаре.
Таким образом, правильная эксплуатация почвы, ее восстановление являются основными задачами, стоящими перед человечеством.
Загрязняющие вещества.
1. Ежегодно ухудшается экологическое состояние окружающей среды.
2. Загрязняющие вещества разделяются по степени ядовитости.
3.Загрязнение окружающей среды оказывает вредное влияние на жизнедеятельность человека.
1. Какие вещества являются загрязняющими?
2. Что относится к естественным и искусственным источникам загрязнения?
1. В чем особенность биологического загрязнения?
2. По каким признакам делятся загрязняющие вещества?
1.Как классифицируются загрязняющие атмосферу вещества? Назовите источники загрязнения.
2. Каким путем происходит загрязнение гидросферы?
Каким путем проникают вредные вещества в организм человека? Покажите в виде схемы.
* Проверь знания!
Вопросы для повторения. Глава 8.
Современное состояние природных и агрообществ
1. Из каких составных частей состоят природные сообщества?
2. Составные части биоценоза.
3. Как называются природные сообщества с участием человека?
4. Какую площадь занимают испытательные полигоны в Казахстане?
5. Для чего используются гербициды?
6. Можно ли восстановить биоценоз?
7. Прямое и косвенное влияние человека на природу.
8. Что относится к чрезвычайным ситуациям в природе?
9. Назовите районы экологического бедствия.
10. Какое из природных стихийных явлений (землетрясение или вулканы) встречается в Казахстане?
11. Какое из природных стихийных явлений опасно для леса?
12. Назовите антропогенные бедствия.
13. Сколько пределов токсичности существует у загрязняющих веществ?
14. Как классифицируется загрязнение окружающей среды?
15. Назовите основные источники загрязнения атмосферы, гидросферы и литосферы.
16. Кто численно регулирует загрязнения в природе?
В результате охарактеризованного выше развития края в нём по остроте проблем загрязнения к концу ХХ века выделелись 4 группы районов (Долговременная программа …, 1993):
1) Ханкайский и Южно-Приморский промышленно-хозяйственный районы (ПХР) с крайне высокой, более чем 100-кратной антропогенной нагрузкой;
2) Верхнеуссурийский и Рудно-Сихотэ-Алинский ПХР более чем с 10-кратной нагрузкой;
3) Среднеуссурийский ПХР с умеренной, более чем 2-кратной нагрузкой;
4) остальные районы с очаговым загрязнением.
В целом это состояние представлено на экологической схеме (рис. 3.8).
Более детально по степени антропогенной нагрузки площадь края разбита по балльной оценке с использованием плотности населения, территориальной концентрации промышленности, сельскохозяйственного освоения, транспорта. Самую низкую антропогенную нагрузку (5 баллов) имеет Тернейский район, среднюю (11–15 баллов) – Дальнегорский, Ханкайский и другие, сильную (21–25 баллов) – Уссурийский и Находкинский, а самую сильную, конечно же, Владивостокский.
Ниже излагается детальное состояние в каждой природной среде.
3.2.1. Загрязнение воздушного бассейна
Интенсификация хозяйственного освоения Приморья во 2-й половине ХХ века сопровождалась чрезвычайными техногенными ситуациями.
Своеобразным рубежом, от которого ведется отсчет техногенных аварий, является 1946 год, когда в б. Находка произошел взрыв 750 т тротила и аммонала на судне «Дальстрой» Сила этого взрыва приравнивалась специалистами МЧС к мощности взрыва малой атомной бомбы. Эта техногенная катастрофа была одной из первых и самых крупных в этом районе, положив начало многочисленным чрезвычайным ситуациям (ЧС), при которых в различные компоненты геосистемы зал. Находка попал значительный объем загрязняющих веществ. От такого мощного взрыва в атмосферу поднялись 1800 т мазута, который затем в течение двух часов проливался «дождем» на акваторию бухты и прилегающее побережье (Наумов, 2004).
Из других крупных ЧС необходимо отметить аварию ядерного реактора на АПЛ, которая произошла 10 августа 1985 года в юго-западной части б. Чажма. Эта ЧС унесла жизни 10 человек и привела к радиоактивному загрязнению прибрежно-шельфовой зоны заливов Стрелок и Уссурийский, включая части прилегающих населенных пунктов с промышленными объектами (Сойфер, 2002). Итак, в 1985 г. при плановом ремонте АПЛ и перезарядке активных зон двух ядерно-энергетических установок была выявлена негерметичность реактора. В результате устранения этого упущения была допущена ошибка: несанкционированный подъем компенсирующей решетки. Вследствие этого произошли две вспышки самопроизвольной цепной реакции взрывного типа.
Визуально наблюдалась яркая световая вспышка высотой до 6 м. После взрывов на АПЛ начался пожар. Дымовой шлейф с аэрозолями радионуклидов прошел над Чажминским СРЗ, пересек п-ов Дунай и устремился на акваторию Уссурийского залива к его центру не менее чем на 5 км.
Расчеты экспертов показали, что мощность взрыва соответствовала приблизительно взрыву 41,3 кг тринитротолуола, а гамма-активность могла быть порядка 10 5 рентген. Радиоактивный выброс сформировался из продуктов деления урана – 235 (около 200 различных изотопов 36 химических элементов с периодами полураспада от 1 сек. до 1,57*10 7 лет). Радиоактивность аэрозолей в приземном воздухе вблизи АПЛ (20м) в первые часы аварии оценивалась на уровне 170 кБк/л. Напомним период полураспада некоторых из них: кобальта – 60–5,27 года, цезия – 137–30 лет, стронция – 90–29,1 года, марганца – 54–0,85 лет.
Другую особенность загрязнения атмосферы имеет ЧС, связанная со взрывами 1992 г. боеприпасов арсенала Тихоокеанского флота в городской черте Владивостока (верховье района Второй Речки). Взрывы и пожары наблюдались около трех суток. Атмосфера была загрязнена частицами сажи, пыли и целым рядом химических элементов (кобальт, литий, фтор, ртуть, кадмий, цирконий, барий, стронций, мышьяк и германий) (Окружающая среда…, 1998). В атмосферном шлейфе концентрация загрязняющих веществ превышала фон в 16–30 раз. В последующие годы, как эхо этой ЧС, медики отметили небывалый рост детской заболеваемости (в некоторых районах Владивостока в 5 раз за 1993–1995 гг.) и смертности взрослых в 2 раза. Произошло массовое заражение детей таллием.
Анализ ЧС по восточному сектору зал. Петра Великого показал, что они имеют следующие особенности: 1) все они относятся к локальным и местным; 2) зона их наибольшей концентрации приурочена к северно-западной части залива (центр г. Находки); 3) наиболее масштабной среди них по человеческим жертвам, разрушениям и ущербу окружающей среде признан взрыв судна «Дальстрой»; 4) на первом месте стоят ЧС, связанные с разливом НП, – 67%, далее – взрывы и пожары (33%), включая сопровождаемые разливом НП, меньше всего приходится на столкновения судов (13% от общего числа); 5) из 60-летнего периода фиксации ЧС наибольшее их количество (47%) приходится на последнее 10-летие; 6) максимальное количество жертв приурочено к первым годам активного освоения залива (1943–1946 гг.). Изучение причин ЧС показало, что подавляющая их часть связана с нарушением правил безопасности, в меньшей степени с неисправностью и износом оборудования.
Как показывают стационарные наблюдения Приморгидромета, зона с различными уровнями атмосферного загрязнения охватывает значительную часть Южно-Приморского ПХР (рис. 3.9). Она генерируется городами с их промышленными узлами и протягивается полосой шириной 150–180 км от оз. Ханка до открытой части зал. Петра Великого.
Заметный источник загрязнения радионуклидами, находящийся на берегу Уссурийского залива, – оборонный завод «Звезда». Во время проведения на нем радиационно-опасных работ отмечалось превышение радиоактивности над природным фоном с 1,5 до 10 раз.
Общее состояние атмосферного бассейна края в целом определяют глобальные процессы , в которых на уровень природного фона радиоактивности в 70–80-е годы заметно влияли испытания ядерного оружия в КНР (пустыня Гоби) и ЧС на Чернобыльской АЭС. Так, последнее испытание КНР в 1980 г. привело к повышению концентраций трития в атмосфере края в 7 раз: с 44 ± 14 ТЕ (тритиевых единиц) до 310 ТЕ (Сойфер, 2002). При этом среднегодовая концентрация радиоактивных аэрозолей во Владивостоке повысилась в 3,8 раза.
Рис. 3.8. Схема экологического состояния Приморского края (по: Атлас Приморского края,1998). Условные обозначения на стр. 81
Рис. 3.9. Распределение концентраций загрязняющих веществ в атмосферном бассейне Южного Приморья (Долговременная программа…, 1993): 1 – низкая, 2 – средняя, 3 – высокие концентрации
Однако, основное загрязняющее воздействие оказывает 3 группы техногенных источников : 1) транспорт, 2) ТЭК, 3) промышленные предприятия с общими объёмами 250–300 тыс.т выбросов ЗВ.
Приоритетными поллютантами атмосферного воздуха в большинстве городов и районов края являются (Христофорова, 2005): взвешенные вещества (ВВ), оксиды азота, оксид углерода, диоксид серы, сероводород, бензапирен.
По данным мониторинга, в крае в зоне вредного воздействия поллютантов атмосферы проживает около 1,3 млн человек (64% населения).
Значительный вклад (от 30 до 70%) в загрязнение крупных городов края вносит автотранспорт, подавляющая часть которого по выбросам не соответствует принятым нормативам. Учитывая, что многие из этих городов располагаются вблизи магистралей федерального значения с активным грузопотоком, это приводит к ухудшению экологической ситуации и росту заболеваемости населения. Это усугубляется тем, что промышленные предприятия, и особенно ТЭК края (теплоэлектроцентрали и котельные), используя уголь и мазут, являются крайне устаревшими и изношенными, имеют низкую экологическую эффективность пылегазоочистки (у определенной части котельных нет фильтров). Самая значительная часть ТЭКа сконцентрирована на юге края, хотя самой крупной является Лучегорская ГРЭС с рекордными выбросами ЗВ (до 60,6 тыс. т в год). Как следствие, ведущей патологией для всех возрастных групп населения последних десятилетий являются болезни органов дыхания.
Следует сказать, что действие выбросов транспорта (автомобилей, тепловозов, судов) определяется не весовым вкладом входящих в их состав веществ, а их более высокой токсичностью и негативным действием на организм человека, чем выбросов от стационарных источников.
Интегральная оценка экологического риска распространения заболеваемости органов дыхания в городах края (Кику, Гельцер, 2004) показала, что наибольший риск установлен во Владивостоке. При этом данный риск от загрязнения воздухом автомобилями в 4–5 раз выше, чем от выбросов промпредприятий. По величине экологического риска выделяются города Находка, Артем, Уссурийск, а лидирует Владивосток с экстремально высокой величиной – 65,2–89,9 (рис. 3.10).
Рис. 3.10. Экологический риск (Wi), влияния загрязнения воздуха автотранспортом и промышленными источниками на заболеваемость органов дыхания в городах Приморья. Города: 1 – Арсеньев; 2 – Артем; 3 – Владивосток; 4 – Дальнереченск; 5 – Лесозаводск; 6 – Находка; 7 – Спасск-Дальний; 8 – Партизанск; 9 – Уссурийск; 10 – Дальнегорск; 11 – Большой Камень (Кику, Гельцер, 2004)
Огромной проблемой населенных пунктов двух последних десятилетий стали свалки (как санкционированные, так и «дикие»), отравляющие все компоненты экосистем. Воплощением экологического безобразия стала «суперсвалка» в бухте Горностай, куда свозили до конца 2009 г. мусор Владивостока. По замерам специалистов Приморгидромета в местах ее самовозгорания в ноябре 2009 г. установлены концентрации такого канцерогена как бензапирен – до 520 ПДК и даже 1859 ПДК , что соответствует экстремально высоким значениям.
Здесь же среди поллютантов преобладает пыль (до 13 ПДК), далее следуют SO 2 и NO 2 . Доля свинца среди металлов в г. Владивостоке составляет 71% (Абрамов и др., 2000). Наиболее высокие концентрации свинца в воздухе (10–12 ПДК) отмечались в районе пос. Рудная Пристань вследствии выбросов свинцового завода. Отмечени и специфичные поллютанты: в г. Партизанске из шахтных выработок наблюдаются выходы газов радона, метана, а также соединений хрома, что вызывало случаи отравлений среди населения.
Тут же заметим, что северо-западная часть зал. Находка с наибольшей концентрацией ЧС характеризуется значительным загрязнением атмосферы. Наши исследования (Наумов и др., 1992) показали, что наиболее высокие концентрации характерны для пыли (взвешенных веществ) до 4,7мг/м (9,4 ПДК), бензапирена – 3 ПДК, двуокиси азота – 2,4 ПДК и двуокиси серы – 1,6 ПДК. Данные 2006 г. (Ежегодный доклад…, 2007) свидетельствуют о сохранении «повышенного» уровня загрязнения, при этом является характерным рост концентрации в г. Находке (до 4,9 ПДК) по бензапирену. Максимальная концентрация последнего в 2007 г. наблюдалась в г. Уссурийске – 8,5 ПДК (Ежегодный доклад …, 2008). Та же тенденция отмечалась и для 2009г. (Ежегодный доклад …, 2010), когда в этом городе концентрация этого опасного поллютанта достигала 12,1 ПДК.
За последние 5 лет, как отмечается в последнем докладе Приморгидрометра за 2010 г., возрос уровень загрязнения воздуха пылью в городах Партизанске, Большом Камне, Уссурийске; двуокисью серы – в городах Владивостоке, Уссурийске, Находке, Дальнегорске, Спасске-Дальнем; оксидом углерода – в г. Большом Камне; бензапиреном – в г. Уссурийске.
Но здесь существует неполнота данных в отношении ртути. Так, исследования Ю.Г. Пискунова с коллегами (2009) показали,что в атмосферу г. Артёма выбрасывается ежегодно 7,5 т ртути.Это результат сжигания для отопления бурых углей. Если учесть, что Владивостокская ТЭЦ-2 работает на таких же углях, то можно предполагать выбрасы в атмосферу Владивостока ещё большего количества этого высокотоксичного металла.
Неэкологичность функционирования промышленности хорошо прослеживается по тенденциям увеличения загрязнения атмосферы в начале ХХI века (табл. 3.2; 3.3; 3.4). Во многом это определяется изношенностью ТЭК, а также стремительной автомобилизацией Приморья: В 2004 г. количество автомашин во Владивостоке составило 252 тысячи, в г. Артёме 59 тысяч, в г. Находка 136 тысяч. Заметим, что в этот объём загрязнения не вошли неучтённые данные по горящим свалкам отходов. Количество последних резко возросло в связи с «упаковочным бумом»,который не сопровождался адекватными мерами по утилизации. Отмечена и такая сторона химической трансформации, как рост кислотности атмосферных осадков(Ежегодный доклад…, 2007).
СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И ПРОБЛЕМЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ В ГОРОДАХ
Н. Л. Лисина
CURRENT STATUS AND PROBLEMS OF THE URBAN ENVIRONMENT
В статье проведен анализ состояния окружающей среды в городах, выявлены их главные экологические проблемы, требующие решения. Автор приходит к выводу о том, что состояние окружающей среды в городах продолжает оставаться неудовлетворительным; отсутствует государственная политика экологического развития городов, базовые функции государственного управления не приспособлены к обеспечению качества окружающей среды городов. Автор считает, что необходимы неукоснительное соблюдение экологических требований в градостроительстве, специальная нормативная проработка мер охраны окружающей среды в городах, учитывающих специфику населенных пунктов и городской среды и спектр негативных воздействий.
The paper analyzes the state of the environment in urban areas and identifies their main environmental problems to be solved. The author concludes that the state of the environment in urban areas continues to be unsatisfactory; there is no state policy of environmental development of cities, the basic functions of government are not designed to ensure the quality of the urban environment. The author believes that there is a need for strict compliance with environmental requirements in urban planning, a special study of the regulatory measures for the protection of the urban environment, taking into account the specifics of settlements and the urban environment and a range of negative impacts.
Ключевые слова: охрана окружающей среды, городская среда, государственная экологическая политика, качество городской среды.
Keywords: environment, urban environment, state environmental policy, quality of the urban environment.
Город является сложным явлением окружающей нас действительности, представляет собой не только место проживания населения, но и место скопления созданных человеком объектов социально-культурного, бытового, производственного и т. п. назначения, обслуживающих интересы населения в различных сферах, существующих во взаимодействии с компонентами природной среды. Именно поэтому качество окружающей среды городов определяется различными факторами, обусловленными как воздействием человека, так и естественными процессами, которые за последние годы подвержены значительным негативным изменениям, трансформациям, обострениям.
Территориальное расползание мест расселения людей, процессы урбанизации, происходящие за последние годы в нашей стране, не приводят к гармоничным отношениям населения и окружающей их природной среды. Загрязнение атмосферного воздуха, почв, водных объектов и других компонентов природной среды, отделение населения от естественной природы, возрастающая численность населения является следствием роста городов и, по мнению некоторых ученых, недостатками больших городов .
По данным ООН, численность мирового населения в 2014 г. достигла 7,2 млрд чел. и возрастет на более чем 2 млрд чел. к 2050 г. В предстоящие десятилетия существенно увеличится численность населения Африки и Азии. Более половины населения Земли проживает в городах, растет количество городских агломераций. По прогнозам ООН, численность городских жителей будет ежедневно увеличиваться в среднем на 200 тыс. человек, к середине XXI в. каждый седьмой из десяти человек будет проживать в городских районах .
Уровень и характер взаимодействия населения со средой его обитания отражают экологическую ситуацию в городах, показатели состояния компонентов природной среды. Стремительный рост городов осложняет экологически безопасное существование населения и природных составляющих городской среды, взаимодействие жителей со средой их обитания. Так, только по официальным данным в 2013 г. объем выбросов загрязняющих веществ от стационарных и автомобильных источников на человека в год составил 222 тонны. В 57 % городов Российской Федерации степень загрязнения атмосферного воздуха характеризуется как очень высокая и высокая и только в 22 % - низкая. 52 % городского населения страны проживает в городах с высоким и очень высоким уровнем загрязнения, в 81 % городов (где проживает 66,6 млн чел.) средняя концентрация одного или нескольких загрязняющих веществ превышает предельно допустимые концентрации . Причем эти показатели являются относительно стабильными за последние годы, что свидетельствует об устойчивом неблагоприятном состоянии окружающей среды многих городов нашей страны. В то же время отмечается ряд факторов, оказывающих позитивное влияние на качество атмосферного воздуха, к примеру, рост доли использования воздушного, железнодорожного и трубопроводного транспорта.
Актуальной остается проблема качества поверхностных вод. Отсутствие необходимых очистных сооружений на многих предприятиях, сброс неочищенных ливневых стоков с территорий крупных городов, накопление загрязняющих веществ в донных отложениях и т. п. - все это явления, характеризующие продолжающуюся антропогенную нагрузку на водные
объекты и недостаточность принимаемых мер на восстановление качества состояния поверхностных водных объектов. Антропогенные факторы особенно ощутимо сказываются на экологическом состоянии малых рек: Кольского полуострова, в бассейнах Оби и Енисея, экологическое состояние которых крайне неудовлетворительно; большинство из них характеризуются как «грязные», «очень грязные», отдельные как «экстремально грязные» . Отсюда и качество питьевой воды для населения по большинству показателей (санитарно-химическим, микробиологическим и др.) можно оценить как негативное. В 2013 г. доброкачественной питьевой водой было обеспечено 62,1 % населения Российской Федерации.
Не менее значимой проблемой в настоящее время остается деградация естественного ландшафта, загрязнение почв из-за размещения транспортных сетей городов, промышленных объектов, полигонов размещения отходов, отвода земель под застройку различных объектов. По данным Росреестра, изъятие земель из продуктивного оборота по всем категориям земле-отвода составило в 2013 г. 401405,0 тыс. га, что на 42,9 тыс. га больше, чем было в 2012 г. .
По показателям загрязнения почв твердыми металлами к опасной категории относится 2,6% обследованных в период за 2004 - 2013 гг. населенных пунктов, к умеренно опасной - 7,7 %. Сложная ситуация обстоит с загрязнениями почв нефтепродуктами, бенз(а)пиреном, нитратами и сульфатами.
Под воздействием хозяйственной и иной деятельности в городах неизбежно меняется природный ландшафт, деградирует, загрязняется, а это требует принятия восстановительных природоохранных мер. Одной из причин экологического неблагополучия городской среды является отсутствие ландшафтной политики, объектом правового регулирования должны выступать как природные ландшафты, не подвергшиеся антропогенному воздействию, так и при-родно-антропогенные ландшафты. В условиях активного формировании и роста городских агломераций учет разных ландшафтов необходим , поскольку их разрушение приводит в конечном итоге к ухудшению условий жизни городского населения.
Важным инструментом в деле охраны природных и природно-антропогенных ландшафтов должно послужить ландшафтное планирование . Кроме того, актуальной является проблема охраны зеленых насаждений в городах, являющихся составной частью ландшафта города, всегда играющих исторически важную роль в жизни городов, так как именно они обслуживают различные потребности населения городов (коммунально-бытовые, рекреационные, средо-защитные, санитарные, урбанистические и т. д.).
Одной из острых проблем городской среды является шумовое воздействие. Причем шумовое воздействие в городах имеет характер комплексного воздействия на объекты (природные, природно-антропоген-ные, население), поскольку источниками такого воздействия являются любые достижения научно-технического прогресса (автомобильный, рельсовый, воздушный транспорт, хозяйственная, строительная и производственная деятельность людей и т. п.) и все
могут воздействовать одновременно. При этом воспроизведение шума из каждого источника может осуществляться в пределах установленных нормативов, а в своей совокупности шумовое воздействие может оказывать негативное воздействие на состояние здоровья человека (вызвать раздражение, агрессию, повышение артериального давления, потерю слуха) и компоненты окружающей среды (например, объекты животного мира при громком звуке теряют ориентацию в пространстве, сами издают громкие звуки). Этим осложняется решение проблемы шумового воздействия на городскую среду и здоровье человека. Для обеспечения так называемого «акустического» благополучия в городах проводится ряд мер, и технических (технологических), и градостроительных, и санитарно-эпидемиологических. Но это задача еще и организационно-правовая - определение проблемы шумового воздействия в качестве одной из приоритетных в рамках реализации государственной экологической политики городов, что особенно актуально в условиях существующих намерений государства по созданию мегаполисов.
Следует отметить, что почти для 73 % населения Российской Федерации показатели загрязнения атмосферного воздуха, воды, почвы, продуктов питания являются определяющими факторами их среды обитания, оказывающими воздействие на здоровье человека. Поэтому напряженная ситуация с состоянием указанных компонентов природной среды крайне негативно отражается на состоянии здоровья человека. На протяжении последних десятилетий ученые медицинских и биологических наук активно и открыто исследуют причины возникновения и распространения экологически обусловленных заболеваний. Установлено, что заболеваемость населения в крупных городах до 40 % связана с загрязнением окружающей среды. Только 15 % горожан живут на территориях без превышения тех или иных нормативов . Так, по данным Роспотребнадзора, наиболее напряженная ситуация складывается в субъектах Российской Федерации, расположенных в Сибирском, Уральском и Дальневосточном федеральных округах, где на уровни загрязнения атмосферного воздуха оказывают влияние природно-климатические факторы, препятствующие рассеиванию техногенных выбросов. В наибольшей степени негативному воздействию атмосферных загрязнений подвержено население, проживающее в зонах влияния стационарных выбросов промышленных предприятий и вблизи автомагистралей. Кроме того, более 30 административных территорий 13 субъектов Российской Федерации относятся к территориям с высоким уровнем загрязнения атмосферного воздуха, где превышение предельно допустимых концентраций вредных веществ составляет 5 и более раз . Практически более 10 % территории Российской Федерации заслуживает статуса экологически неблагоприятных зон .
Спецификой загрязнения определяются демографические потери. С загрязнением атмосферного воздуха связаны онкологические заболевания и болезни органов дыхания. Действительно, смертность населения от новообразований ассоциирована с загрязнени-
ем атмосферного воздуха бенз(а)пиреном, формальдегидом и рядом тяжёлых металлов (прежде всего кадмия, свинца и его неорганических соединений) в 25 субъектах Российской Федерации, а заболеваемость всего населения болезнями органов дыхания ассоциирована с загрязнением атмосферного воздуха в 27 субъектах Российской Федерации .
Загрязнение питьевой воды и наличие в ней хрома, мышьяка, бора, молибдена, марганца, железа, стронция, нитритов, нитратов, хлороформа может вызвать развитие неблагоприятных эффектов со стороны желудочно-кишечного тракта, почек, сердечнососудистой, гормональной, иммунной систем, центральной и периферической нервных систем.
Таким образом, мы наблюдаем выраженную взаимосвязь состояния окружающей среды и здоровья населения городов. То, что десятилетиями озвучивалось медиками, сегодня подтверждается органами государственной власти. Однако придание огласке показателей негативного воздействия факторов окружающей среды на здоровье человека явно недостаточно. Необходимо принимать меры, направленные на сбалансированную охрану природных объектов и природных ресурсов в городах, так как именно их благоприятное состояние является определяющим фактором воздействия на здоровье человека наряду с другими (факторами образа жизни, социальные и т. п.). Ключевая роль, безусловно, всегда отводилась и должная отводиться праву, как регулятору общественных отношений, т. к. оно является наиболее эффективным инструментом управления поведением людей, имеет способность адаптировать экологические требования и выражать их в виде общеобязательных правил поведения . Однако за последние годы, государство, признавая важность охраны окружающей среды и обеспечения благоприятной среды обитания человека, строит правовое регулирование в обозначенной сфере строит неоднозначно, с дефектами, рассчитывая на идеальные общественные экологические отношения, неукоснительное соблюдение экологических требований в градостроительстве, делая акцент на социально-экономическое планирование и прогнозирование, без учета экологических и градообразующих факторов в полной мере.
В Российской Федерации на уровень государственного управления перешло возрастающее значение крупных городов, являющихся центрами социально-экономического развития, притягивающие прилегающие поселения, образующие вместе единую систему с социальными, культурными, экономическими,
рекреационными и т. п. связями. Прогноз долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2030 г., разработанный Минэкономразвития России , признает, что базовой тенденцией пространственного развития России является, наряду с прочими социально-экономическими факторами, формирование 20 агломераций с численностью населения более 1 млн человек. Данные агломерации, по мнению Минэкономразвития России, будут способны выполнять специализированные интернациональные функции в мировом разделении труда, стать локомотивами роста, развивая новые инновационные кластеры. Однако возникает вопрос, какое значение для сохранения и поддержания качества окружающей среды, в том числе среды обитания человека, имеет подобное укрупнение городов, ставятся ли государством такие задачи или преследуются только экономические и социальные цели? Какое воздействие состояние окружающей среды мегаполисов окажет на здоровье человека? Ведь решение одновременно и социально-экономических, и экологических вопросов крайне сложно, занимает уже не один десяток лет и это несмотря на то, что «экономические, и экологические интересы едины по своей социальной направленности, поскольку они призваны обеспечить качество жизни человека, такого рода противоречия возникают в силу постоянного воздействия на природную среду вследствие ее потребления и использования. Подобное воздействие вносит отрицательные элементы в содержание экологической функции, выполняемой природой, путем ее загрязнения, истощения, разрушения» , «удовлетворение экономических интересов, связанное с использованием и потреблением природных ресурсов для производства материальных благ, неизбежно вносит негативные изменения в естественную среду, которые отражаются на качестве выполнения природой ее биологической функции» .
В современных условиях государство «формально» (т. е. его воля выражена в нормативных документах) ориентировано на решение социально-экономических задач, обеспечивающих сохранение благоприятной окружающей среды. Об этом свидетельствуют принятые за последние годы в нашей стране программные документы. В частности, Экологическая доктрина Российской Федерации , Основы государственной политики в области экологического развития Российской Федерации на период до 2030 г. , предусматривают озабоченность государства сложившейся неблагоприятной экологической ситуацией и ставящие стратегической целью государственной политики в области экологического развития решение социально-экономических задач, обеспечивающих экологически ориентированный рост экономики, сохранение благоприятной окружающей среды, биологического разнообразия и природных ресурсов для удовлетворения потребностей нынешнего и будущих поколений, реализации права каждого человека на благоприятную окружающую среду, укрепления правопорядка в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности . Для достижения указанной цели государство традиционно
ставит определенные задачи и предусматривает определенные механизмы реализации государственной политики в области экологического развития (нормативно-правовые, организационные, экономические, природоохранные, информационно-аналитические, идеологические), определяет направления государственной политики в обозначенной сфере, начиная от формирования эффективной системы государственного управления в области и охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности и заканчивая формированием экологической культуры, развитие экологического воспитания и образования. Прогнозируется, что переход на рельсы «зеленого роста» будет достигнут за счет реализации комплекса законодательных и институциональных мер, обеспечивающих рост энергоэффективности и развития возобновляемых источников энергии, внедрения мер экономического стимулирования сокращения выбросов, сбросов, образования и утилизации отходов .
Отметим, что для нашего государства подобные мероприятия не являются новыми (исключением можно считать лишь «зеленые» стандарты). За последние 15 лет была «осуществлена экологизация отдельных сфер хозяйственной деятельности, созданы организационные и правовые предпосылки для перехода к устойчивому развитию» , но применительно к охране окружающей среды в городах многие вопросы являются спорными, нерешенными, требующими специальной нормативной правовой проработки. Сложность правового регулирования в этой сфере заключается в том, что право, с одной стороны, должно повернуть сложившуюся модель поведения участников экологических отношений в благоприятное для населения городов русло, а, с другой стороны, решить социально-экономические задачи, обозначенные в прогнозных документах. Тогда, возможно, как указывается в Прогнозе социально-экономического развития Российской Федерации, к 2030 г. количество городов с высоким и очень высоким уровнем загрязнения атмосферного воздуха сократится со 126 в 2013 г. до 50 к 2020 г. и до 34 городов к 2030 г.
Необходима взвешенная единая политика государства, направленная на планирование, предупреждение, поддержание и восстановление качества окружающей среды в городах. Обеспечение качества окружающей среды в городах должно стать одним из основополагающих направлений в решении вопросов качества жизни человека. Последнее, как известно, по словам Президента Российской Федерации В. В. Путина, является одним из приоритетов науки в Российской Федерации , а, следовательно, должно стать приоритетным в развитии научно-обоснованной государственной экологической политики и экологического законодательства.
Стратегические мероприятия в деле охраны окружающей городской среды строятся без учета «специальных» инструментов, появившихся в законодательстве за последние годы, которые направлены, в том числе на охрану окружающей городской среды (например, в их числе территориальное планирование и градостроительное зонирование). На федеральном уровне в настоящее время отсутствует должное пра-
вовое обеспечение государственной экологической политики городов, учитывающие типологию населенных пунктов, специфику городской среды, спектр негативного воздействия и проч.
Безусловно, для обеспечения благоприятной среды в городах особое значение имеют: экологическое нормирование, экологическая экспертиза, государственный экологический надзор и экологический контроль, которые должны занять достойное место среди мероприятий по охране и улучшения состояния окружающей среды в городах. Однако решение актуальных вопросов для городов должно решаться и с учетом (даже «посредством») современных способов воздействия на общественные отношения на основании уровня «загрязненности» городов. Ведь на протяжении нескольких лет мы наблюдаем попытку дифференцирования городов, в том числе с учетом их экологической составляющей (так называемый «экологический рейтинг» городов, ежегодно составляемый под эгидой Минприроды России). За 2013 г. была собрана информация о состоянии городов 87 субъектов Российской Федерации и по словам заместителя Министра природных ресурсов Р. Гизатулина «почти во всех городах сложилась достаточно благополучная ситуация с состоянием атмосферного воздуха и водопользованием, а также с транспортом, использованием городских территорий и энергопотреблением» . Однако главная проблема этой, казалось бы, полезной для управленческой деятельности «инициативы» кроется в полноте и достоверности переданной и полученной информации. Отсюда - искажение данных о состоянии окружающей среды и ее компонентов и иных условий жизнедеятельности человека (известно, что для рейтинга информация собирается по семи ключевым категориям: воздушная среда, водо-потребление и качество воды, обращение с отходами, использование территорий, транспорт, энергопотребление, управление воздействием на окружающую среду).
Скажем, а может быть на федеральном уровне вовсе не должны заботиться о специфике городов, их классифицировать и типизировать? Возможно, но тогда ситуация не изменится - на федеральном уровне так и будут определяться общие существующие проблемы, предлагаться общие пути выхода из экологического кризиса без их дифференциации по сферам хозяйственной и иной деятельности, по степени их аккумулирования в пределах определенной территории (например, в пределах городской территории), а рейтинг составляться для самих же городов.
Таким образом, состояние окружающей среды городов продолжает оставаться крайне нежелательным для природной среды и населения. Важно помнить, что степень активности урбанизации, освоенности территории, вмешательства человека в естественные природные процессы являются главными факторами, определяющими качество окружающей среды, и, наоборот, состояние здоровья населения является отражением экологической ситуации городской среды. Главными экологическими проблемами городов, требующих своего решения, остаются: загрязнение атмосферного воздуха, вод, почв, шумовое воздействие,
сокращение площадей «зеленых» массивов городов и на прилегающих территориях; отсутствие государственной политики экологического развития городов; ориентация на укрупнение городов посредством создания мегаполисов является серьезным «давлением» на окружающую среду и человека (следовательно, укрупнение городов в социально-экономическом аспекте должно осуществляться одновременно с реше-
нием вопросов обеспечения качества окружающей городской среды, в т.ч. природной среды и среды обитания человека); неприспособленность (неадапти-рованность) базовых (основных) функций государственного управления к обеспечению качества окружающей среды городов; отсутствие четкой «экологизации» таких сфер управления, как территориальное планирование и градостроительное зонирование.
Литература
1. Боголюбов С. А. Экологизация отраслей российского законодательства // Журнал российского права. 2004. № 12. С. 149.
2. Вершило Н. Д. Охрана окружающей среды, устойчивое развитие: проблемы и пути решения // Материалы круглого стола «Правовое обеспечение экологической безопасности в субъектах Российской Федерации». М.: Юрлитинформ, 2010. С. 75.
3. Выпханова Г. В. Ландшафтное развитие городских и других территорий: информационно-правовые проблемы // Аграрное и земельное право. 2008. № 6. С. 105.
4. Гичев Ю. П. Здоровье человека и окружающая среда: SOS! М.: Реклайн, 2007. С. 18.
5. Государственный доклад «О состоянии и об охране окружающей среды Российской Федерации в 2013 году» Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации. Режим доступа: http://www.ecogosdoklad.ru/default.aspx (дата обращения: 16.07.2015).
6. Евдокимова Т. В. Правовая охрана эстетических свойств ландшафтов: монография / отв. ред. М. М. Бринчук. М.: Юрлитинформ, 2012. С. 104.
7. Колбасов О. С. Концепция экологического права // Право окружающей среды в СССР и Великобритании. М.: Изд-во ИГиП АН СССР, 1988. С. 3.
8. «Новые вызовы и приоритеты развития науки и технологий в Российской Федерации». Заседание Совета при Президенте России по науке и образованию 24 июня 2015 г. Режим доступа: http://www.kremlin.ru/events/councils/49755 (дата обращения: 30.07.2015).
9. О состоянии санитарно-эпидемиологического благополучия населения в Российской Федерации в 2013 году: Государственный доклад. М.: Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, 2014. С. 10.
10. Основы государственной политики в области экологического развития Российской Федерации на период до 2030 года, утв. Президентом Российской Федерации 30.04.2012 // СПС «Консультант Плюс».
11. Петров В. В. Концепция взаимодействия общества и природы - научная основа экологического права // Методологические проблемы правоведения. М.: Изд-во Московского ун-та, 1994. С. 133.
12. Петров В. В. Научно-технический прогресс, природа и право. В кн.: Научно-технический прогресс и правовая охрана природы / под ред. В. В. Петрова. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1978. С. 15.
13. Перцик Е. Н. Города мира. География мировой урбанизации. М.: Международные отношения, 1999. С. 23.
14. Прогноз долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2030 года (разработан Минэкономразвития России). Режим доступа: http://www.economy.gov.ru (дата обращения: 16.07.2015).
15. Экологическая доктрина Российской Федерации, одобрена распоряжением Правительства Российской Федерации от 31.08.2002 № 1225-р // СЗ РФ. 2002. № 36. Ст. 3510.
17. State of world"s cities 2012/2013. Prosperity of Cities. United Nations Human Settlements Programme, 2012. P. 25.
Лисина Наталья Леонидовна - кандидат юридических наук, доцент кафедры трудового, экологического права и гражданского процесса КемГУ, [email protected]
Natalia L. Lisina - Candidate of Law, Assistant Professor at the Department of Labour and Environmental Law and Civil Process, Kemerovo State University.
Актуальны для России. Следует признать, что страна является одной из самых загрязненных в мире. Это сказывается на качестве жизни и пагубно влияет на здоровье людей. Возникновение экологических проблем в России, как и в других странах, связано с интенсивным влиянием человека на природу, которое приобрело опасный и агрессивный характер.
Какие же распространенные проблемы экологии существуют в России?
Загрязнение воздуха
Загрязнение вод и почвы
Бытовые отходы
В среднем на каждого жителя России приходится 400 кг твердых бытовых отходов в год. Единственный выход – это переработка отходов (бумага, стекло). Предприятий, которые занимаются утилизацией или переработкой отходов действует в стране очень мало;
Радиоактивное загрязнение
На многих атомных станциях оборудование устарело и ситуация приближается к катастрофической, ведь в любой момент может случиться авария. Кроме того, недостаточно утилизируются радиоактивные отходы. Радиоактивное излучение опасных веществ вызывает мутацию и гибель клеток в организме человека, животного, растения. Загрязненные элементы попадают в организм вместе с водой, едой и воздухом, откладываются, и последствия облучения могут проявиться спустя время;
Уничтожение заповедных зон и браконьерство
Эта беззаконная деятельность ведет к гибели как отдельных видов флоры и фауны, так и уничтожению экосистем в целом.
Проблемы Арктики
Что касается специфических экологических проблем в России, то кроме глобальных, существует несколько региональных. В первую очередь – это проблемы Арктики . Этой экосистеме был нанесен урон во время ее освоения. Здесь имеются в большом количестве труднодоступные запасы нефти и газа. Если их начнут добывать, возникнет угроза разлива нефтепродуктов. приводит к таянию ледников Арктики, они могут полностью исчезнуть. В результате этих процессов вымирают многие виды северных животных, и существенно изменяется экосистема, есть угроза затопления континента.
Байкал
Байкал – это источник 80% питьевой воды России, и этой акватории был нанесен вред деятельностью бумажно-целлюлозного комбината, который сбрасывал неподалеку промышленные, бытовые отходы, мусор. Также пагубно влияет на озеро Иркутская ГЭС. Не только разрушаются берега, загрязняется вода, но и падает ее уровень, уничтожаются места нерестилищ рыб, что приводит к исчезновению популяций.
Наибольшей антропогенной нагрузке подвергается Волжский бассейн. Качество воды Волги и ее приток не соответствует рекреационным и гигиеническим нормам. Очищается лишь 8% сточных вод, сбрасываемых в реки. Кроме того, в стране существует значительная проблема снижения уровня рек во всех водоемах, а также постоянно пересыхают мелкие реки.
Финский залив
Самой опасной акваторией России считается Финский залив, поскольку в воде содержится огромнейшее количество нефтепродуктов, которые разлились в результате аварий на танкерах. Еще здесь ведется активная браконьерская деятельность, в связи с чем сокращаются популяции животных. Также происходит неконтролируемый отлов лосося.
Строительство мегаполисов и транспортных магистралей уничтожает леса и другие природные ресурсы по всей стране. В современных городах существуют проблемы не только загрязнения атмосферы и гидросферы, но и происходит шумовое загрязнение. Именно в городах наиболее остро стоит проблема бытовых отходов. В населенных пунктах страны недостаточно зеленых зон с насаждениями, а также здесь происходит плохая циркуляция воздуха. Среди наиболее загрязненных городов мира второе место в рейтинге занимает российский город Норильск. Плохая экологическая ситуация образовалась в таких городах РФ, как Москва, Санкт-Петербург, Череповец, Асбест, Липецк и Новокузнецк.
Показательное видео проблем экологии в России
Проблема состояния здоровья населения
Рассматривая разнообразные экологические проблемы России, нельзя пройти мимо проблемы ухудшения состояния здоровья населения страны. Основные проявления этой проблемы следующие:
- — деградация генофонда и мутации;
- — увеличение численности наследственных заболеваний и патологий;
- — многие заболевания приобретают хронический характер;
- — ухудшение санитарно-гигиенических условий проживания отдельных слоев населения;
- — увеличение численности наркоманов и алкоголезависимых людей;
- — повышение уровня детской смертности;
- — рост мужского и женского бесплодия;
- — регулярные эпидемии;
- — увеличение числа больных раком, аллергиями, сердечно-сосудистыми заболеваниями.
Данный список можно продолжать. Все эти проблемы со здоровьем являются основным последствием ухудшения состояния окружающей среды. Если не решать экопроблемы в России, то число больных людей будет увеличиваться, а численность населения будет регулярно сокращаться.
Пути решения экологических проблем
Решение экопроблем напрямую зависит от деятельности представителей государственной власти. Необходимо контролировать все направления экономики, чтобы все предприятия уменьшали свое негативное воздействие на экологию. Также нужна разработка и внедрение экотехнологий. Их можно позаимствовать и у иностранных разработчиков. Сегодня требуются кардинальные меры для решения экологических проблем. Однако мы должны помнить, что многое зависит и от нас самих: от образа жизни, экономии природных ресурсов и коммунальных благ, соблюдения гигиены и от нашего собственного выбора. К примеру, каждый может выбрасывать мусор, сдавать макулатуру, экономить воду, тушить костер на природе, использовать многоразовую посуду, покупать бумажные пакеты вместо полиэтиленовых, читать электронные книги. Эти небольшие действия помогут вам сделать свой вклад в улучшение экологии России.
СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ РОССИИ
Нарине Мкоян,
Полина Кортина
Рассматривая проблемы окружающей среды через призму вызовов национальной безопасности, необходимо осветить само понятие окружающей среды.
Окружающая среда - среда обитания и деятельности человечества, окружающий человека природный и созданный им материальный мир. Окружающая среда включает как природную, так и искусственную (техногенную) среду.
Будущее человечества напрямую связано с состоянием окружающей среды и полностью зависит от отношения к этой проблеме жителей планеты.
С каждым днем все более актуальной проблемой мирового сообщества становится возрастающий риск для жизни и здоровья человека из-за снижения качества окружающей природной среды, постоянной угрозы крупных техногенных катастроф и деградации природных экосистем, непомерный груз отходов производства и потребления.
Недостаточным оказалось развитие ресурсосберегающих технологий, обеспечение технологических процессов эффективными системами очистки, а также нормативно-правовыми ограничительными мерами, предусмотренными природноресурсным и природоохранным законодательством.
Психологической предпосылкой глобального экологического кризиса стал господствующий в сознании человека потребительский стереотип поведения, и как следствие - безответственное отношение к природе. При этом западный рынок в условиях жесткой конкуренции под разными предлогами требует от России все возрастающего экспорта невосполнимых природных ресурсов и интеллектуального капитала. Полным ходом идет фактическая экспортно-сырьевая специализация страны, точнее - «колонизация» мощными геополитическими конкурентами, угрожающая национальным интересам России.
Рассматривая российские законодательные акты в сфере экологии в рамках мировой системы необходимо отметить, что они во многом влияют на внутреннее законодательство в данной области. С 1993 года образован и действует Комитет Государственной Думы по экологии, задачей которого является развитие и совершенствование законодательства в области охраны окружающей среды. К особо важным из федеральных законов, принятых за последние годы относятся федеральные законы “Об особо охраняемых природных территориях”, “Об экологической экспертизе”, “О радиационной безопасности населения”, “О геодезии и картографии”, «О безопасном обращении с пестицидами и агрохимикатами”, “О гидрометеорологической службе”, “Об отходах производства и потребления”, “О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения” и Федеральный закон “Об охране атмосферного воздуха”.
Большинство экологических проблем, с которыми сегодня сталкивается Россия, имеют глубокие корни и достались “в наследство” с советских времен. Радикальные рыночные реформы и череда экономических кризисов привели к обострению проблем в сфере экологии, разбалансированию процессов управления и контроля, способствовали противопоставлению экологических интересов экономическим. Результат - повсеместное ухудшение качества окружающей среды, деградация возобновимых и сокращение невозобновимых природных ресурсов, рост числа экологически обусловленных заболеваний и реальная угроза генофонду населения страны. Нельзя забывать и о том, что большинство экологических проблем развиваются по инерции.
Экологическая безопасность - важная составляющая национальной безопасности России. Обеспечение экологической безопасности и реализация конституционного права граждан РФ на здоровую окружающую среду – вот те основные задачи, которые должны быть решены в процессе формирования российского экологического законодательства.
В этой связи необходимо остановиться на следующих проблемах, которые представляются наиболее важными и актуальными.
Первая проблема - ликвидация химического оружия, обусловленная тем фактом, что Россия стала участницей Конвенции “Об уничтожении химического оружия”.
Еще одна очень важная проблема - это катастрофический, более 60-процентный уровень износа основных фондов промышленных предприятий - основная причина возникновения техногенных аварий.
Еще об одной из самых жизненно важных проблем. О питьевой воде. Чистая вода нужна всем людям, ведь 80 процентов болезней человека тем или иным образом связаны с ухудшением качества питьевой воды.
Важнейшим инструментом сохранения окружающей среды и ее устойчивого развития является законодательное закрепление основных принципов, механизмов, гарантий, критериев охраны окружающей природной среды, заложенных в Конституции, а также оценки качества окружающей среды.
Необходимо остановиться подробнее на рассмотрении Экологической доктрины Российской Федерации. В данном документе довольно детально раскрываются вопросы защиты страны от экологических угроз. В первом разделе дается определение доктрины, и излагаются ее правовые основы, в числе которых Конституция Российской Федерации, законы РФ в области охраны окружающей среды и использования природных ресурсов, другие федеральные законы, регламентирующие природопользование, а также международные договоры и обязательства РФ в области охраны природы и использования природных ресурсов.
Экологическая доктрина учитывает решения Конференции ООН по окружающей среде и развитию (Рио-де-Жанейро, 1992), основные положения государственной стратегии Российской Федерации по охране окружающей среды и обеспечению устойчивого развития (Указ Президента Российской Федерации от 4 февраля 1994г. № 236), основные установки, содержащиеся в Концепции перехода Российской Федерации к устойчивому развитию (Указ Президента Российской Федерации от 1 апреля 1996 г. № 440).
Второй раздел посвящен рассмотрению стратегической цели, задач и принципов в области экологии, которыми является сохранение природных систем, поддержание их целостности и жизнеобеспечивающих функций для устойчивого развития общества, повышения качества жизни, улучшения здоровья населения и демографической ситуации, обеспечения экологической безопасности страны.
Третья часть данной доктрины называет основные направления государственной политики в области экологии. Здесь указываются основные задачи в различных сферах:
Сфера снижения загрязнения окружающей среды и ресурсоснабжении
Сфера обеспечения устойчивого природопользования
Сфера сохранения и восстановления природной среды и т.д.
Четвертая часть посвящена приоритетным направлениям деятельности по обеспечению экологической безопасности РФ. Здесь рассматриваются современные угрозы – терроризм, генетически измененные организмы.
Пятая часть данной доктрины видится наиболее важной наряду с остальными ее главами. Здесь рассматриваются пути и средства организации государственной политики в области экологии. Выделяется:
Необходимость государственного регулирования охраны окружающей среды.
Осуществление контроля за сохранением природной среды и экологической безопасности.
Создание эффективного правового механизма, регулирующего сохранение окружающей среды.
Создание экономического, финансового механизмов для природоохранной деятельности.
Особенно важным пунктом является необходимость международного сотрудничества в данной сфере.
Таким образом, можно выделить как положительные, так и отрицательные аспекты данного документа. Данная доктрина отличается своей всеобъемлемостью. Она довольно широко освещает многие проблемы и современные тенденции в развитии защиты окружающей среды. Весомым плюсом является тот факт, что экологическая ситуация представлена достаточно объективно, без каких-либо попыток ее приукрасить. Достаточно подробно описываются цели и пути их достижения. Четко прослеживается понимание необходимости индивидуального вклада в улучшение ситуации в области экологии посредством образования и воспитания.
Но, необходимо отметить, что данная доктрина была принята в 2000 году, с тех пор в сфере защиты окружающей среды не изменилось ничего в лучшую сторону, скорее только в худшую. Данный факт свидетельствует о том, что реализации данной доктрины на практике не происходит. Об этом также свидетельствует отсутствие специального органа, ответственного за обеспечение охраны окружающей среды и экологической безопасности. Данный вопрос должен решаться не только на уровне государства, также – на уровне каждого индивида в отдельности.
Обеспечение экологической безопасности России, как одного из ключевых условий выживания государства, предполагает смену существующих экономических приоритетов на экологические во всех аспектах государственной политики, что невозможно без соответствующего изменения сознания людей и системы ценностей общества в целом, понимания сути экологических проблем и участия каждого человека в их решении. Формирование ответственного отношения граждан к окружающей среде продолжительно по времени и связано с ломкой потребительского стереотипа поведения. Оно должно быть системным, начиная с законодательного уровня, и может быть обеспечено по мере повышения экологической культуры общества как составляющей природноресурсного и природоохранного законодательства и развития принципов ее законодательного обеспечения.
Экологическая культура является неотъемлемой частью общечеловеческой культуры и формируется в процессе жизни и деятельности поколений непрерывным экологическим образованием и просвещением, способствующей здоровому образу жизни, духовному росту общества, устойчивому социально-экономическому развитию, экологической безопасности страны и каждого человека.