Сенкаку - архипелаг, раскинувшийся в Восточно-Китайском море в пару сотен километрах от Тайваня. Вплоть до наших дней между Японией, КНР и Тайванем не прекращаются ожесточенные споры по поводу территориальной принадлежности группы островов.
Китайские власти стали проявлять интерес к архипелагу в 70-х годах, когда ученые открыли в этой части Восточно-Китайского моря крупные залежи нефти. Что примечательно, до 20 столетия крохотными островами Поднебесной никто не интересовался. Только лишь Япония с конца 19 века проводила исследование этих необитаемых земель. И уже в 1895 году японское правительство беспрепятственно включило Сенкаку в состав Королевства.
История Сенкаку
Япония включила группу островов в состав своих территорий на основании международного права. Результаты Второй Мировой войны привели к тому, что Япония утеряла значительные территории, в том числе Сенкаку, помещенные под протекторат США как часть архипелага Нансэй. В 1972 году между странами был подписан документ, согласно которому Окинава и ряд островов были возвращены Королевству Япония. Архипелаг Нансэй по соглашению отошел Японии.
Китай утверждает, что на островах Дяоюйдао (под таким названием китайские школьники знают Сенкаку) ранее были найдены следы Цинской империи. Однако японские ученые в 1885 году озвучили безосновательность таких высказываний. После этого туда отправились простые крестьяне, рыбаки и предприниматели, торговавшие сушеным бонито.
Сенкаку - прекрасный остров преткновения
Не будем вникать в политические игры Дальнего Востока, опишем лишь достопримечательности прекрасного архипелага. А посмотреть здесь есть на что. Это и дивная природа с характерными для морских тропиков пейзажами, и зеленые холмы с мистическими сооружениями, и аутентичные рыбацкие деревушки, в которых можно провести незабываемый вечер, и самобытная культура островитян. Здесь можно покататься на квадроцикле, вкусить японских деликатесов из морепродуктов вдали от цивилизации, понежиться на солнышке и навсегда оставить в памяти эту часть Японии, такую ортодоксальную и уникальную.
Главной достопримечательностью является залив Сенкаку, который лежит на острове Садо. Он включен в состав национального парка Квази и представляет собой живописное место нерукотворного происхождения. Вам обязательно предложат увлекательный круиз по заливу на лодках с прозрачным дном.
Добраться до залива можно автобусом из порта Рёцу.
Территориальный спор между Токио и Пекином вокруг островов Сенкаку (китайское название Дяоюйдао), разгоревшийся после того как Япония их национализировала, до предела между странами.
Острова Сенкаку (китайское название Дяоюйдао) являются предметом .
Япония утверждает, что занимает острова с 1895 года, в Пекине напоминают, что на японских картах 1783 и 1785 годов Дяоюйдао обозначены как китайская территория. После Второй мировой войны острова находились под контролем США и были переданы Японии в 1972 году. На Тайване и в континентальном Китае считают, что Япония удерживает острова незаконно. Япония считает, что Китай и Тайвань стали претендовать на острова с 1970‑х годов, когда выяснилось, что в этом районе много полезных ископаемымых.
Япония, ссылаясь на двусторонний трактат о торговле и границах 1855 года, претендует на четыре острова Курильской гряды ‑ Итуруп, Кунашир, Шикотан и Хабомаи. Возвращение островов Токио поставил условием заключения мирного договора. Позиция России состоит в том, что южные Курилы вошли в состав СССР по итогам Второй мировой войны, и российский суверенитет над ними, имеющий соответствующее международно‑правовое оформление, сомнению не подлежит.
Аргентина претендует на Фолклендские (Мальвинские) острова в Южной Атлантике, которые фактически являются заморской территорией Великобритании.
Архипелаг, в который входят два крупных острова ‑ Восточный и Западный Фолкленд, а также 200 небольших островов в юго‑западной части Атлантического океана, находится примерно в 500 километрах от побережья Аргентины и на расстоянии 12 тысяч километров от Великобритании.
Споры между Аргентиной и Великобританией о принадлежности островов начались в начале XIX века, когда на островах появились первые британские поселенцы. за Фолклендские острова начались 2 апреля 1982 года, продолжались 74 дня и закончились победой британской короны. В ходе боевых действий погибли 649 аргентинских военнослужащих, 1188 человек были ранены. Потери англичан составили 258 убитых, 777 раненых.
Аргентина потерпела поражение, но продолжает оспаривать территориальную принадлежность островов.
Парасельские острова в Южно‑Китайском море являются предметом .
Китай захватил острова в 1974 году, в настоящее время там располагается военно‑воздушная база, построенная Китаем.
Имеются примеры мирного урегулирования территориальных межгосударственных споров.
Три острова Сан‑Андрес, Провиденсиа и Санта‑Каталина в Карибском море являлись предметом спора между Никарагуа и Колумбией. В декабре 2001 года Никарагуа представила заявление в Международный суд ООН о возбуждении разбирательства против Колумбии в связи со спором относительно прав на эту территорию. Никарагуа просила суд объявить, что она обладает суверенитетом над Провиденсией, Сан‑Андрес и Санта‑Каталиной.
13 декабря 2007 года Международный суд ООН . Суд ООН мотивировал свое решение тем, что эти острова определены как колумбийские в двустороннем договоре, заключенном в 1928 году.
Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников
В то время как весь мир с замиранием сердца следит за развитием украинского кризиса и взрывами в Сирии, японские газеты каждый день публикуют все новые и новые сообщения о том, что «патрульные корабли КНР в составе 3 судов 2 октября вошли в акваторию островов Сенкаку, тем самым нарушив морскую границу, и намереваются патрулировать берега архипелага в течение 9 дней» (毎日新聞 02/10/2014). Лишь немногие помнят о том, что совсем недавно территориальный спор вокруг группы островов в Восточно-Китайском море чуть не стал причиной военного конфликта между КНР и Японией. Сегодня мы попробуем разобраться, почему эти острова вызывают так много противоречий.
Сенкаку (кит. Дяоюйдао) - контролируемый Японией необитаемый архипелаг в Восточно-Китайском море. Он состоит из 8 островов общей площадью всего 7 км². Исторически Сенкаку входили в состав княжества Рюкю (государство, существовавшее в XV-XIX вв. на территории Окинавы и Рюкю на юге современной Японии), но фактически до 1895 года ни Китай, ни Япония, ни даже само княжество не уделяли островам никакого внимания. Едва ли найдется более 5 исторических документов, в которых можно встретить упоминания о них. В 1879 году Рюкю насильственно было включено в состав Японии, а через несколько лет и Сенкаку, о правах на которые никто не заявлял, стали частью империи. Шли годы, произошли две мировые и несколько локальных войн. Сенкаку стали частью префектуры Окинава, которая после оккупации Японии войсками США перешла под юрисдикцию Вашингтона, а после была возвращена японцам.
Никто не сомневался в легитимности прав Токио на острова, пока в 1968 году Экономической комиссией ООН для Азии и Дальнего Востока (ЭКАДВ) не было обнаружено, что в акватории архипелага располагаются обширные запасы нефти и природного газа. Этот год можно отметить как начало глобального конфликта между КНР и Японией, по сей день мешающего обеим странам проводить эффективную внешнюю политику и ставящего под угрозу безопасность Азиатского региона в целом. Дипломатические отношения между Пекином и Токио, разорванные в эпоху милитаризма, были восстановлены в 1972 году, а годом ранее КНР и Тайвань заявили свои права на Сенкаку. Тем не менее, в тот период стороны не были готовы к решению вопроса - при каждой встрече глав государств вопрос островов затрагивался и благополучно откладывался «до лучших времен». Эти времена наступили в 1992 году, когда Пекин принял закон о территориальных водах, по которому морская территория КНР включала в себя и архипелаг. Не удивительно, что такие провокационные действия вызвали негодование Токио. В 2003 году Китай протянул от островов до материка газовый трубопровод, противозаконно начав разработку месторождений. Таким образом, юридически острова принадлежат Японии, но богатую природными ресурсами акваторию обрабатывает КНР.
В доказательство своих прав на эти территории 11 сентября 2012 года правительство Японии выкупило острова Сенкаку, которые из-за статусной неразберихи оказались в руках частного лица, за 2,05 млрд. йен (около 26 млн. долларов). Пекин ответил на это без промедления. Кроме массовых беспорядков и митингов против присвоения Японией островов, была приостановлена деятельность многих крупных японских фирм в Китае, и они, естественно, понесли колоссальные убытки, лишившись самого крупного покупателя. 14 сентября КНР ввели шесть патрульных кораблей в воды близ островов Сенкаку, хотя Япония считает их своими. Это был самый массовый демонстративный заход кораблей за всю историю конфликта, более того, с этого момента китайские суда постоянно курсируют рядом с архипелагом.
Не имеет смысла приводить полный список событий, связанных с данным конфликтом, так как суть их одинакова: обе стороны пытаются доказать свои права на владение островами. Однако за почти 50 лет спора границы между территориальными притязаниями и региональной политикой стерлись. Во времена «холодной войны» спор вписывался в политику противостояния капиталистической и социалистической моделей государства, а сейчас перерос в противостояние двух азиатских гигантов: старого (Япония) и нового (КНР). Как отмечают исследователи, выгоды китайской стороны от приобретения Сенкаку не только в огромном запасе природного газа и морепродуктов. Присвоение архипелага также даст новые выходы в Тихий океан, которые так необходимы государству, имеющему потенциал для превращения в сверхдержаву. В условиях увеличения Пекином расходов на оборону, его амбиции грозят перерасти в военный конфликт. Следует отметить, что спор Пекин-Токио связан также с интересами США, однако те, несмотря на формальную поддержку законных интересов Японии, постарались дистанцироваться от данной проблемы. Китай же постоянно высылает военные суда патрулировать акваторию архипелага, а также объявил воздушное пространство над островами своими, вынудив все пролетающие воздушные транспортные средства, в том числе американские, предупреждать КНР о своих передвижениях.
Возглавивший правительство в 2012 году господин Абэ столкнулся с массой нерешенных внешнеполитических проблем, которые оставила ему предшествующая правящая Демократическая партия. Во время ее правления страна оказалась в полукруге обострившихся отношений: Россия, КНР, РК и США. В итоге к 2014 году новый кабинет Абэ сумел разрядить обстановку и пойти на контакт с соседями. Его политику называют «мягкой силой» - это совмещение жесткого курса с «мягкими» методами его осуществления. Япония никогда официально не признавала наличие территориального спора с КНР, так как всегда была уверена в том, что острова принадлежат именно ей. Однако, несмотря на увеличение оборонных расходов и демонстрацию силы, Токио, скорее всего, не решится без поддержки США перейти от заявления намерений к открытым действиям.
Китай руководствуется теми же принципами исторической принадлежности островов и пытается призвать руководство Токио к диалогу. Как утверждает правительство Японии, в дипломатической сфере КНР действительно заинтересован в сохранении стабильной международной обстановки и поддержании добрососедских отношений с США и Японией. Тем не менее, военные цели Пекина, опубликованные в Белой книге по обороне 2013 года, заставляют усомниться в его миролюбивости. Так, готовность армии должна быть направлена на то, чтобы в любой момент одержать победу в локальной войне. Слово «локальный» является ключевым. Расходы на оборону в КНР за последний год увеличились на 10,7% и составили в 2013 году 720,2 млрд юаней.
Оборонный бюджет Японии, по данным агентства Reuters, в 2013 году стал самым высоким за последние 22 года, увеличившись на 3%. В ближайшие 5 лет правительство планирует потратить на оборону 23,97 триллионов йен, в то время как в предыдущие 5 лет было выделено 23,37 триллионов йен.
Исходя из данных фактов, сложно говорить о возможности скорого разрешения территориального спора, однако и забывать о таком крупном конфликте, грозящем перерасти в военный, не стоит.
Анастасия Федотова
Территориальный спор между Токио и Пекином вокруг островов Сенкаку (китайское название Дяоюйдао), разгоревшийся после того как Япония их национализировала, до предела между странами.
Острова Сенкаку (китайское название Дяоюйдао) являются предметом .
Япония утверждает, что занимает острова с 1895 года, в Пекине напоминают, что на японских картах 1783 и 1785 годов Дяоюйдао обозначены как китайская территория. После Второй мировой войны острова находились под контролем США и были переданы Японии в 1972 году. На Тайване и в континентальном Китае считают, что Япония удерживает острова незаконно. Япония считает, что Китай и Тайвань стали претендовать на острова с 1970‑х годов, когда выяснилось, что в этом районе много полезных ископаемымых.
Япония, ссылаясь на двусторонний трактат о торговле и границах 1855 года, претендует на четыре острова Курильской гряды ‑ Итуруп, Кунашир, Шикотан и Хабомаи. Возвращение островов Токио поставил условием заключения мирного договора. Позиция России состоит в том, что южные Курилы вошли в состав СССР по итогам Второй мировой войны, и российский суверенитет над ними, имеющий соответствующее международно‑правовое оформление, сомнению не подлежит.
Аргентина претендует на Фолклендские (Мальвинские) острова в Южной Атлантике, которые фактически являются заморской территорией Великобритании.
Архипелаг, в который входят два крупных острова ‑ Восточный и Западный Фолкленд, а также 200 небольших островов в юго‑западной части Атлантического океана, находится примерно в 500 километрах от побережья Аргентины и на расстоянии 12 тысяч километров от Великобритании.
Споры между Аргентиной и Великобританией о принадлежности островов начались в начале XIX века, когда на островах появились первые британские поселенцы. за Фолклендские острова начались 2 апреля 1982 года, продолжались 74 дня и закончились победой британской короны. В ходе боевых действий погибли 649 аргентинских военнослужащих, 1188 человек были ранены. Потери англичан составили 258 убитых, 777 раненых.
Аргентина потерпела поражение, но продолжает оспаривать территориальную принадлежность островов.
Парасельские острова в Южно‑Китайском море являются предметом .
Китай захватил острова в 1974 году, в настоящее время там располагается военно‑воздушная база, построенная Китаем.
Имеются примеры мирного урегулирования территориальных межгосударственных споров.
Три острова Сан‑Андрес, Провиденсиа и Санта‑Каталина в Карибском море являлись предметом спора между Никарагуа и Колумбией. В декабре 2001 года Никарагуа представила заявление в Международный суд ООН о возбуждении разбирательства против Колумбии в связи со спором относительно прав на эту территорию. Никарагуа просила суд объявить, что она обладает суверенитетом над Провиденсией, Сан‑Андрес и Санта‑Каталиной.
13 декабря 2007 года Международный суд ООН . Суд ООН мотивировал свое решение тем, что эти острова определены как колумбийские в двустороннем договоре, заключенном в 1928 году.
Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников
Территориальный спор из-за островов Сэнкаку (Дяоюйдао)
© 2013 И. Гордеева
В статье рассматривается территориальный спор между Японией и Китаем вокруг островов Сэнкаку (Дяоюйдао), который привел к серьезному ухудшению отношений двух стран. Разбираются базисные позиции сторон по этому вопросу на основе официальных документов, а также позиция США. Ключевые слова: острова Сэнкаку (Дяоюйдао), Япония, Китай, Тайвань, США.
В последнее время вновь резко обострился территориальный спор между Японией и Китаем вокруг островов Сэнкаку (Дяоюйдао), приобретающий все более опасный и непримиримый характер. Эти острова, расположенные в Восточно-Китайском море, включают в себя пять небольших островов и три скалы, размерами от 800 кв. м до 4,32 кв. км, всего - около 7 кв. км. Находятся они примерно в 170 км от побережья Тайваня, в 170 км от самого южного острова (Исигаки) японского архипелага Нансей (Рюкю) и в 330 км от побережья материкового Китая. В спор непосредственно вовлечены Тайвань, также претендующий на суверенитет над указанными островами, и Соединенные Штаты, занимающие внешне нейтральную, но в действительности откровенно прояпонскую позицию.
Нынешние базисные позиции сторон излагаются в опубликованной Китаем 25 сентября 2012 г. Белой книге «Дяоюйдао - неотъемлемая территория Китая»»1, переиздающейся из года в год, в широко растиражированной памятке МИД Японии «Основной подход к вопросу о суверенитете над островами Сэнкаку» (последняя публикация - октябрь 2012 г.)2, в многочисленных официальных заявлениях, статьях, подборках материалов. Вопрос о Сэнкаку (Дяоюйдао) неоднократно поднимался в ходе слушаний в Конгрессе США, детальная американская позиция содержится в докладе исследовательской службы Конгресса от 25 сентября 2012 г.3
Согласно данным китайской стороны (КНР и Тайваня) - с приведением многочисленных исторических источников, карт, включая японские, острова были открыты Китаем еще в Минскую эпоху (1368-1644 гг.). Тогда же они были включены в зону береговой охраны Китая. В Цинскую эпоху (1644-1911 гг.) острова Дяоюйдао стали в административном плане частью китайской провинции Тайвань. До начала японо-китайской войны (1894-1895 гг.) права Китая на острова Дяоюйдао, каждому из которых были присвоены китайские наименования, никто, как указывается, не оспаривал.
Интерес Японии к островам стал проявляться с 1884 г. - после аннексии Японией в 1879 г. королевства Рюкю, ранее являвшегося вассалом Китая и переименованно-
Гордеева Ирина Викторовна, старший преподаватель японского языка Высшей школы экономики. E-mail: [email protected].
го после аннексии в «префектуру Окинава». По материалам Белой книги КНР, события разворачивались следующим образом. Начиная с 1884 г. Япония послала на острова несколько секретных отрядов для их обследования. Губернатор Окинавы несколько раз обращался в МИД Японии с предложением включить острова в состав префектуры Окинава. Однако японский МИД занял тогда осторожную позицию, указывая, что установка на островах знаков об их принадлежности Японии могла бы привлечь внимание и вызвать протесты со стороны цинского императорского двора. После того как в июле 1894 г. разразилась японо-китайская война и японские войска захватили в конце ноября порт Люйшунь (Порт-Артур), предрешив тем самым исход войны в свою пользу, японская сторона (этим тогда занимался министр иностранных дел М. Мунэмицу) решила, что пора действовать. 14 января 1895 г. кабинет министров Японии принял секретную резолюцию о включении упомянутых островов в состав префектуры Окинава. Островам были присвоены японские имена, однако название Сэнкаку было дано лишь в 1900 г. По условиям подписанного 17 апреля 1895 г. Симоносекского договора Китай уступил Японии Тайвань «вместе с прилегающими или принадлежащими ему островами». Конкретно назывались лишь Пескадорские острова (о-ва Пэнхуледао). Однако китайская сторона исходит из того, и постоянно подчеркивает это, что Тайвань был передан вместе с островами Дяоюйдао, входившими на тот момент в состав провинции Тайвань. Это обстоятельство имеет принципиально важное значение для Китая, определяющее его дальнейшую позицию таким образом, что острова Дяоюйдао должны были быть переданы Китаю вместе с Тайванем после поражения Японии во Второй мировой войне в соответствии с ялтинскими, потсдамскими и другими решениями держав-победителей.
Что касается японской трактовки этого вопроса, то в упомянутой памятке МИД Японии она выглядит следующим образом: «Начиная с 1885 г. правительство Японии осуществляло глубокие исследования островов Сэнкаку с помощью властей префектуры Окинава и другими способами. На основании полученных данных было подтверждено, что острова Сэнкаку являются необитаемыми, нет никаких свидетельств, что они находятся под контролем Китая. Исходя из этого, правительство Японии приняло 14 января 1895 г. решение установить на островах знаки, тем самым официально включив их в состав японской территории. С тех пор острова Сэнкаку постоянно были неотъемлемой частью островов Нансей, являющихся территорией Японии. Эти острова не были ни частью Тайваня, ни частью Пескадорских островов, которые были переданы Японии Цин-ской династией Китая в соответствии со Статьей II Симоносекского договора, вступившего в силу в мае 1895 г. Соответственно, острова Сэнкаку не были включены в перечень территорий, от которых Япония отказалась по Статье II Сан-Францисского мирного договора. Острова Сэнкаку были переданы под управление администрации США как часть архипелага Нансей в соответствии со Статьей III упомянутого договора и включены в состав территории, административные права на которую были возвращены Японии в соответствии с Соглашением между Японией и Соединенными Штатами Америки относительно архипелага Рюкю и островов Дайто, подписанным 17 июня 1971 г. Изложенные факты ясно свидетельствуют о статусе островов Сэнкаку как части территории Японии. Тот факт, что Китай не представил возражений против статуса островов, как находящихся под управлением США согласно Статье III Сан-Францисского мирного договора, ясно указывает на то, что Китай не рассматривал острова Сэнкаку как часть Тайваня. Только во второй половине 1970-х гг., после того как возник вопрос об освоении нефтяных месторождений на континентальном шельфе в Восточно-Китайском море, правительство Китая и власти Тайваня начали поднимать вопросы относительно островов Сэнкаку. Более того, ни один из доводов, выдвинутых правительством Китая в качестве «исторических, географических или геологических» свидетельств, не дает законных оснований, с точки зрения международного права, для подтверждения аргументов Китая относительно островов Сэнкаку»4.
Позиция Японии вызывает резко негативную реакцию Пекина. Указывается, что японское правительство хорошо осознавало, что острова Дяоюйдао отнюдь не являлись "Terra nullius" (ничейной землей), и решилось на присоединение островов, лишь нанеся военное поражение Китаю (согласно китайской Белой книге, продвижение Японии в 1885-1895 гг. к захвату островов Сэнкаку - с постоянной оглядкой на реакцию цинского императорского двора - четко зафиксировано и в дипломатических документах Японии, составленных самим японским МИД). Подчеркивается, что в своей принципиальной основе Китай никогда не отказывался от суверенитета над указанными островами, исходил и продолжает исходить из того, что они должны были быть возвращены Китаю - вместе с Тайванем - по итогам Второй мировой войны. Говорится также, что КНР, как и власти Тайваня, не была приглашена на Сан-Францисскую конференцию. В этой связи тогдашний премьер и министр иностранных дел КНР Чжоу Эньлай заявил 18 сентября 1951 г. от имени правительства КНР, что Сан-Францисский мирный договор является «незаконным и недействительным», китайское правительство его не признает, поскольку Китай был отстранен от участия в подготовке, формулировании и подписании Договора5. Отмечается и то обстоятельство, что первоначально при передаче островов Рюкю под управление США острова Дяоюйдао не были включены в сферу администрации. Юрисдикция американской администрации была распространена на них лишь в декабре 1953 г., что, как говорится в китайской Белой книге, встретило «твердые возражения» со стороны Китая.
17 июня 1971 г. США и Япония подписали Соглашение о возвращении Японии островов Рюкю (вместе с островами Сэнкаку). В связи с этим МИД КНР выступил 30 декабря 1971 г. с заявлением, в котором подчеркивалось: «Включение правительствами США и Японии китайских островов Дяоюйдао в состав возвращаемых Японии территорий по Соглашению о возвращении Окинавы является полностью незаконным. Это никоим образом не может изменить территориальный суверенитет КНР над островами Дяоюйдао»6. С подобным же заявлением выступили и тайваньские власти.
В сентябре 1972 г. Япония и КНР установили между собой дипломатические отношения, а 12 августа 1978 г. заключили Договор о мире и дружбе. Находясь в тот период в сложных международных обстоятельствах, китайская сторона предпочла не обострять вопрос о Дяоюйдао, хотя он и затрагивался сторонами во время переговоров. По словам заместителя премьера Госсовета Дэн Сяопина в ходе встречи в верхах с премьер-министром Т. Фукудой в октябре 1978 г., на переговорах в 1972 г. и в 1978 г. стороны договорились «отложить в сторону» решение данного вопроса. «Люди нашего поколения, - сказал Дэн Сяопин в беседе с Т. Фукудой и на пресс-конференции 25 октября 1978 г. - не обладают достаточной мудростью для урегулирования данной дискуссии, возможно следующее поколение будет мудрее нас. Тогда и будет найдено решение, с которым все бы согласились»7. В то же время, как указывается японской стороной, каких либо фактов, подтверждающих согласие Японии с предложением китайской стороны «отложить» решение вопроса или «сохранить статус-кво» в ситуации с островами Сэн-каку, «не имеется»8. Отмечается, что Т. Фукуда на указанные слова Дэн Сяопина никак не прореагировал.
ГОРДЕЕВА ИРИНА ВИКТОРОВНА - 2014 г.
ВОДА КРИСТИНА РУДОЛЬФОВНА - 2014 г.