Как ответ на предлагаемую программу социал-демократической партии . Является одним из последних значительных сочинений Маркса и традиционно относится к числу важнейших произведений марксизма .
Первоначально работа не предполагалась к публикации. Она вышла в свет уже после смерти Маркса в 1891 году, изданная Энгельсом , который в предисловии объясняет причины, побудивших его к публикации данного текста.
Энциклопедичный YouTube
1 / 1
Марксистский кружок (2/06/2014)
Субтитры
Работа является критикой положений проекта программы предполагаемой будущей объединённой германской рабочей партии. Готская программа предполагала умеренный, эволюционный путь к социализму, а не революционный, насильственный подход марксистов. Маркс подверг резкой критике близость многих идей программы к лассальянству , считая, что «программа никуда не годится».
Работа содержит наиболее подробное заявление Маркса о вопросах революционной стратегии: обсуждается диктатура пролетариата как необходимый элемент в период перехода от капитализма к коммунизму , пролетарский интернационализм, построение партии рабочего класса.
Маркс признаёт, что на пути к коммунизму будет «первая фаза коммунистического общества», в которой «право производителей пропорционально доставляемому ими труду». В описании нижней фазы Маркс заявляет, что работник «получает от общества квитанцию в том, что им доставлено такое-то количество труда (за вычетом его труда в пользу общественных фондов), и по этой квитанции он получает из общественных запасов такое количество предметов потребления, на которое затрачено столько же труда. То же самое количество труда, которое он дал обществу в одной форме, он получает обратно в другой форме» (см. также
«КРИТИКА ГОТСКОЙ ПРОГРАММЫ»
«КРИТИКА ГОТСКОЙ ПРОГРАММЫ»
произведение К. Маркса; представляет собой критич. замечания на «Проект программы Герм. рабочей партии», выработанный для объединит. съезда с.-д. рабочей партии Германии («эйзенахцев») и лассальянского Всеобщего герм. рабочего союза в Готе в 1875. Замечания были направлены Марксом в мае 1875 с сопроводит. письмом руководству герм. с.-д-тии, но критика Маркса почти не была учтена в окончат. тексте программы, принятой съездом. «К. Г. п.» была опубликована Энгельсом, несмотря на упорное сопротивление нек-рых лидеров герм. с.-д-тии, в 1891 в «Neue Zeit» с нек-рыми сокращениями. На рус. яз. «К. Г. п.» была переведена Н. А. Алексеевым (1906). Полный текст «К. Г. п.» впервые был опубликован в СССР в 1932.
В «К. Г. п.» нашли развитие осн. принципы теории науч. коммунизма, разработанные ранее в таких произведениях основоположников марксизма, как «Нищета философии», «Манифест Коммунистической партии», «Восемнадцатое брюмера Луи Бонапарта», «Капитал», «Гражданская война во Франции». Развивая теорию социалистич. революции, Маркс показывает необходимость союза рабочего класса с др. слоями трудящихся и особенно с крестьянством, резко критикует сектантскую тактику лассальянцев по отношению к крестьянству, – тактику, прикрывавшую «…союз с абсолютистскими и феодальными противниками против буржуазии» (Маркс К., Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 19, с. 22).
Творчески разрабатывая идею переходного периода между капитализмом и социализмом, Маркс в противовес анархистам, утверждавшим необходимость ликвидации гос-ва на следующий же день после пролет. революции, подчеркнул, что в переходный период пролетариат нуждается в гос-ве. «Между капиталистическим и коммунистическим обществом, – писал Маркс, – лежит период революционного превращения первого во второе. Этому периоду соответствует и политический переходный период, и государство этого периода не может быть ничем иным, кроме как революционной диктатурой п р о л е т а р и а т а» (там же, с. 27).
Центр. место в «К. Г. п.» занимает вопрос о закономерностях становления и развития коммунистич. общества. Здесь Маркс впервые четко сформулировал о двух фазах развития коммунистич. общества – первой, в к-рой общество «…только что в ы х о д и т… из капиталистического общества и которое поэтому во всех отношениях, в экономическом, нравственном и умственном, сохраняет еще родимые пятна старого общества…» (там же, с. 18), и второй, т.е. фазы полного коммунизма, в к-рой коммунистич. общество «…р а з в и л о с ь на своей собственной основе…» (там же). Опираясь на опыт Парижской Коммуны, Маркс решает вопрос о судьбе гос-ва в период построения коммунистич. общества, формулирует мысль о признании «…государства вплоть до перерастания победившего социализма в полный коммунизм» (Ленин В. И., Соч., т. 22, с. 309), показывает, что сущность процесса отмирания гос-ва заключается в превращении гос. функций в функции всего общества. Опыт строительства социализма в СССР и др. социалистич. странах показал, что гос-во диктатуры пролетариата, выполнив свою функцию подавления сопротивления эксплуататорских классов, выполнив свою историч. миссию с т. зр. задач внутр. развития, перерастает в общенар. гос-во еще до полной победы коммунизма.
Маркс дает сжатую характеристику осн. черт полного коммунизма: когда «…исчезнет порабощающее человека подчинение его разделению труда; когда исчезнет вместе с этим противоположность умственного и физического труда; когда труд перестанет быть только средством для жизни, а станет сам первой потребностью жизни; когда вместе с всесторонним развитием индивидов вырастут и производительные силы и все источники общественного богатства польются полным потоком, лишь тогда… общество сможет написать на своем знамени: Каждый по способностям, каждому по потребностям!» (Maркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 19, с. 20).
Рассматривая вопросы стратегии и тактики рабочего движения, Маркс резко критикует эклектизм тогдашних лидеров герм. с.-д-тии, пытавшихся сочетать в программе партии лассальянство с отд. неверно понятыми положениями марксизма. Вскрывая теоретич. бесплодность метафизич. и идеалистич. подхода Лассаля к анализу важнейших социологич. категорий (труд, гос-во, класс), Маркс показывает бурж. характер теорий, рассматривающих гос-во «…как некую самостоятельную сущность…» (там же, с. 27). Он разоблачает реакц. смысл лассальянской идеи построения социализма при помощи учреждения кооперативных товариществ с помощью бурж. гос-ва (см. тамже), а также т.н. «железного закона заработной платы» (см. тамже, с. 23). Маркс подчеркивает необходимость для партии рабочего класса руководствоваться во всей своей деятельности принципами пролет. интернационализма.
К «К. Г. п.» тесно примыкает письмо Энгельса А. Бебелю от 18–28 марта 1875 по поводу Готской программы, где изложена общая т. зр. основоположников марксизма на ошибки ее составителей (см. К. Маркс и Ф. Энгельс, Избр. письма, 1953, с. 292–99).
Идеи, разработанные в «К. Г. п.», получили дальнейшее развитие в работах Энгельса (особенно в «Анти-Дюринге»), в трудах Ленина, прежде всего в кн. «Государство и революция», в работах их учеников и продолжателей. Важнейшим вкладом в разработку науч. коммунизма является. Программа КПСС, принятая XXII съездом партии.
В СССР «К. Г. п.» была издана (на 1 октября 1963 72 раза на 27 языках общим тиражом 2608 тысяч экземпляров. За рубежом «К. Г. п.» издана на 23 языках.
Лит.:
Ленин В. И., Итоги дискуссии о самоопределении, Соч., 4 изд., т. 22; его же, Государство и революция, там же, т. 25; его же, Пролетарская революция и ренегат Каутский, там же, т. 28; его же, Марксизм о государстве, М., 1958; Программа КПСС (Принята XXII съездов КПСС), М., 1961, с. 62–66; Дворкин И. Н., Великий программный документ марксизма, М., 1940; Шестаков М. Г., О произв. К. Маркса «К. Г. п.», М., 1954; Соловьева К. В., Рукопись «К. Г. п.», «Ин-т марксизма-ленинизма при ЦК КПСС. Научно-информ. бюллетень сектора произв. К. Маркса и Ф. Энгельса», 1961, No 6; Оеlssnеr F., Das Kompromiss von Gotha und seine Lehren, , В., 1955.
В. Мосолов. Москва.
Философская Энциклопедия. В 5-х т. - М.: Советская энциклопедия.
Под редакцией Ф. В. Константинова.
1960-1970.
О работеКарлаМаркса «Критика Готской программы»
(К. Маркс. Замечания к программе германской рабочей партии)
Данная работа написана К.Марксом в апреле – начале мая 1875 г. В ней содержится критический разбор проекта программы объединенной социал-демократическойпартии, подготовленный к объединительному съезду в Готе.
Впервые «Критика Готской программы» была опубликована в 1891 г. Ф. Энгельсом, вопреки сопротивлению оппортунистического руководствагерманской социал-демократии.
«Критика Готской программы» - важный вклад в развитие коренных вопросов теории научного коммунизма и образец непримиримой борьбы против оппортунизма.
Прежде всего, К. Маркс лаконично и четко характеризует социализм как первую фазу коммунистического общества: «Мы имеем здесь дело не с таким коммунистическим обществом, которое развилось на своей собственной основе, а, напротив, с таким, которое только что выходит как раз из капиталистического общества и которое поэтому во всех отношениях, в экономическом, нравственном и умственном сохраняет еще родимые пятна старого общества». Таким образом, социализм обладает рядом недостатков. «Но эти недостатки, - отмечает К.Маркс, - неизбежны в первой фазе коммунистического общества, в том его виде, как оно выходит после долгих мук родов из капиталистического общества».
К. Маркс критикует вульгарных социалистов (в наше время их тоже немало), которые видят «существо дела в так называемом распределении»и делают« на нем главное ударение»: «Вульгарный социализм … перенял от буржуазных экономистов манеру рассматривать и трактовать распределение как нечто независимоеот способа производства, а отсюда изображать дело так, будто социализм вращается преимущественно вокруг вопросов распределения». И разъясняет: «Всякое распределение предметов потребления есть всегда лишь следствие распределения самих условий производства. Распределение же последних выражает характерсамого способа производства. Например, капиталистический способ производства покоится на том, что вещественные условия производства в форме собственности на капитал и собственности на землю находятся в руках не рабочих, в то время как масса обладает только личным условием производства – рабочей силой. Раз элементы производства распределены таким образом, то отсюда само собой вытекает и современное распределение предметов потребления. Если же вещественные условия производства будут составлять коллективную собственность самих рабочих, то в результате получится также и распределение предметов потребления, отличное от современного», (т.е. капиталистического).
В связи с проблемой распределения К. Маркс дает научное понимание заработной платы наемного рабочего: «…Заработная плата является не тем, чем она кажется, не стоимостью – или ценой – труда, а лишь замаскированной формой стоимости – или цены – рабочей силы … Наемному рабочему разрешают работать для поддержания своего собственного существования, то есть разрешают жить лишь постольку, поскольку он известное количество времени работает даром в пользу капиталиста (а, следовательно, и его соучастников по пожиранию прибавочной стоимости)…Осью, вокруг которой вращаетсявся система капиталистического производства, является стремление увеличить этот даровой труд путем удлинениярабочего дня или путем поднятия производительности труда, соответственно – путем большего напряжения рабочей силы и т.д.;…следовательно, система наемного труда является системой рабства. И при том рабства тем более сурового, чем больше развиваются производственные силы труда, безразлично, лучше или хуже оплачивается труд рабочего». Не правда ли, весьма актуально звучит мысль К. Маркса в России, Украине и других постсоветских государствах?А ведь это написано более 130 лет тому назад!
Не менее актуальны мысли К. Маркса о государстве.
Основоположник научного коммунизма едко высмеивает буржуазные перепевы с «социальном вопросе, к разрешению которого пролагается путь» буржуазным государством, о «демократическом контроле народа над буржуазным государством», о «народном праве», «свободной основе государства» и т.д. и т.п. Все эти«прекрасные вещицы», отмечает К. Маркс, уместны только в демократической республикев условиях народного суверенитета (слово «демократический»в переводе означает «народовластный»).
В качестве примера приведемсовременное государство Украина. Это обшитый парламентскими формами, смешанный с националистическими придатками и находящийся под контролем компрадорских олигархов, бюрократическисколоченный, полицейски охраняемый ющенковскийавторитаризм, стоящий над обществом.
Задача, по Марксу,заключается в том, чтобы превратить государство из органа, стоящего над обществом, в орган, этому обществу всецело подчиненный. К. Маркс ставит вопрос: «какому превращению подвергнется государственность в коммунистическом обществе?Другими словами: какие общественные функцииостанутся тогда, аналогичные теперешним государственным функциям? На этот вопрос ответить можно только научно».
К.Маркс дал научный ответ: « Между капиталистическим и коммунистическим обществами лежит период революционного превращения первого во второе. Этому периоду соответствует иполитический переходный период, и государство этого периода не может быть ничем иным, кроме как революционной диктатурой пролетариата».Этот научный вывод остается незыблемым и сегодня.Историческая практика неоднократно его подтвердила более чем Зв 130 лет с момента его формулировки.Диктатура буржуазии сменяется диктатурой пролетариата.Зачем? Чтобы создать общество без всякой классовой диктатуры.Диктатура диктатуре – рознь. Буржуазия, установив свою диктатуру, утверждает: это навечно, ибо ничего лучшего быть не может. Пролетариат, установив свою диктатуру, утверждает: это только на определенный переходный период, который завершится созданием общества, где будут преодоленыклассовые различия и исчезнет всякое вытекающее из них социальное и политическое неравенство.
Речь идет о высшей фазе коммунистического общества, о которой у К. Марксасказано: «На высшей фазе коммунистического общества, после того как исчезнет порабощающее человека подчинение его разделению труда; когда исчезнет вместе с этим противоположность умственного и физического труда; когда труд перестанет быть только средствомдля жизни, а станет сам первой потребностью жизни; когда вместе с всесторонним развитием индивидов вырастут и производительные силы, и все источникиобщественного богатства польются полным потоком, лишь тогда можно будет совершенно преодолеть узкий горизонт буржуазного права и общество может написать на свом знамени: каждый по способностям, каждому по потребностям!»
При этом К. Маркс подчеркнул: имеется в виду разумные, научно обоснованные потребности. На высшей фазе коммунистического общества все будет совершаться на научной основе.
Относительно преодоления на высшей фазе коммунистического общества «узкого горизонта буржуазного права…». Как известно, при социализме действует принцип: каждый по способностям, каждому по труду. К. Маркс пояснил его: «Соответственно этому каждый отдельный производитель получает обратно от общества за всеми вычетами ровно столько, сколько сам дает ему. То, что он дал обществу, составляет его индивидуальный трудовой пай… Он получает от общества квитанцию в том, что им доставлено такое-то количество труда (за вычетом его труда в пользу общественных фондов),и по этой квитанции он получает из общественных запасовтакое количество предметов потребления, на которое затрачено столько же труда… Содержание и форма здесь изменились, потому что приизменившихся обстоятельствах никто не может дать ничего, кроме своего труда, и потому что, с другой стороны,в собственность отдельных лиц не может перейти ничто, кроме индивидуальных предметов потребления. Но что касается распределения последних между отдельными производителями, то здесь тот же принцип, что и при обмене товарными эквивалентами: известное количество труда в одной форме обменивается на равное количество труда в другой. Поэтому равное право здесь по принципу все еще является правом буржуазным, хотя принцип и практика здесь уже не противоречат друг другу… Несмотря на этот процесс, это равное право в одно отношении все еще ограничено буржуазными рамками. Право производителейпропорционально доставляемого ими труду; равенство состоит в том, что измерение производится равной мерой – трудом. Это равное право есть неравное право для неравного труда; … оно молчаливо признает неравную индивидуальную одаренность, а, следовательно, и неравную работоспособность естественными привилегиями. Поэтому оно по своему содержанию есть право неравенства, как всякое право… При равном труде и, следовательно, при равном участии в общественном потребительском фонде один получит на самом деле больше, чем другой, окажется богаче другого и тому подобное. Чтобы избежать всего этого, право, вместо того, чтобы быть равным, должно бы быть неравным. Но эти недостатки неизбежны в первой фазе коммунистического общества… Право никогда не может быть выше, чем экономический строй и обусловленное им культурное развитие общества».
Ф. Энгельс в письме А. Бебелю(март 1875 г.) отметил: «Представление о социалистическом обществе как о царстве равенства , есть одностороннее французскоепредставление, связанное со старым лозунгом «свободы, равенства и братства», - представление, которое как определенная ступень развития было правомерно в свое время и на своем месте, но которое, подобно всем односторонностям прежних социалистических школ, теперь должно быть преодолено, так как оно вносит только путаницу…».
Положения, содержащиеся в работе К. Маркса «Критика Готской программы» важно учитывать в практической деятельности коммунистов.
Критика готской программы
(«Кри́тика го́тской програ́ммы»,)
произведение К. Маркса, в котором содержатся важнейшие положения, подытоживающие развитие теории научного коммунизма и экономического учения марксизма за 30 лет. Написана в апреле - начале мая 1875 под названием «Замечания к программе германской рабочей партии» в качестве критического разбора проекта программы, подготовленного к объединительному съезду социал-демократов в Готе. Впервые опубликована в 1891 Ф. Энгельсом. Во 2-м изд. соч. К. Маркса и Ф. Энгельса работа напечатана в 19-м т. На основе экономических исследований, проведённых в
«Капитал е»,
Маркс в «К. Г. п.» даёт характеристику основных черт двух фаз коммунистического общества: первой, низшей фазы - социализма и высшей фазы - полного коммунизма. В коммунистическом обществе, основанном на общественной собственности на средства производства, - писал Маркс, - «... производители не обменивают своих продуктов; столь же мало труд, затраченный на производство продуктов, проявляется здесь как стоимость этих продуктов, как некое присущее им вещественное свойство, потому что теперь, в противоположность капиталистическому обществу, индивидуальный труд уже не окольным путем, а непосредственно существует как составная часть совокупного труда» (Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 19, с. 18). Вместе с тем на первой фазе коммунизма, когда общество выходит из недр капиталистического общества и поэтому сохраняет в экономическом, нравственном и умственном отношениях «родимые пятна» последнего, господствует принцип распределения по труду, т. е. по существу тот же принцип, который регулирует обмен товаров, принцип обмена эквивалентов: «... каждый отдельный производитель получает обратно от общества за всеми вычетами ровно столько, сколько сам дает ему» (там же). Социализм обеспечивает равенство людей по отношению к средствам производства, т. к. ликвидируется частная собственность на средства производства и эксплуатация человека человеком.
Вслед за тем Маркс характеризует высшую фазу коммунистического общества, когда исчезнет порабощающее человека подчинение его разделению труда и вместе с тем противоположность между умственным и физическим трудом, «... когда труд перестанет быть только средством для жизни, а станет сам первой потребностью жизни; когда вместе с всесторонним развитием индивидов вырастут и производительные силы и все источники общественного богатства польются полным потоком, лишь тогда можно будет совершенно преодолеть узкий горизонт буржуазного права, и общество сможет написать на своем знамени: Каждый по способностям, каждому по потребностям!» (там же, с. 20). Опираясь на разработанную в «Капитале» теорию воспроизводства и исходя из того, что распределение предметов потребления представляет собой лишь следствие распределения самих условий общественного производства, Маркс формулирует существенные особенности распределения совокупного общественного продукта в коммунистическом обществе: возмещение потребленных средств производства, расширение производства, резервный фонд; издержки управления, совместное удовлетворение потребностей, фонды для нетрудоспособных, индивидуальное потребление. В этой связи Маркс подвергает критике характерные для мелкобуржуазного социализма представления об уравнительном характере распределения в коммунистическом обществе. Резюмируя своё учение о государстве, основанное на изучении опыта предшествующих революций и классовой борьбы в буржуазном обществе, Маркс в «К. Г. п.» впервые устанавливает историческую неизбежность особой стадии перехода от капитализма к коммунизму с соответствующей формой государства, решительно подчёркивая необходимость пролетарской диктатуры как важнейшей предпосылки революционного социалистического преобразования общества. «Между капиталистическим и коммунистическим обществом лежит период революционного превращения первого во второе. Этому периоду соответствует и политический переходный период, и государство этого периода не может быть ничем иным, кроме как революционной диктатурой пролетариата» (там же, с. 27). В «К. Г. п.» Маркс развил также важнейшие вопросы тактики классовой борьбы пролетариата. Он резко выступил против включения в программу положения, будто по отношению к рабочему классу все остальные классы составляют «лишь одну реакционную массу», и показал, что это положение отрицает союз пролетариата и крестьянства. Маркс вскрыл реакционное содержание лассалевского «железного закона заработной платы», увековечивающего нищету пролетариата. «К. Г. п.» относится к числу важнейших, основополагающих работ Маркса. К его работе «К. Г. п.» непосредственно примыкает письмо Энгельса А. Бебелю от 18-28 марта 1875 по поводу того же проекта программы. Подвергнув критике тезис о надклассовом характере государства, Энгельс подчёркивает, что пролетариат нуждается в государстве прежде всего в интересах подавления своих противников. Мысли Маркса и Энгельса по вопросу о коммунистическом обществе и о государстве получили дальнейшее развитие в трудах В. И. Ленина, особенно в его работе «Государство и революция ». В. С. Выгодский.
Большая советская энциклопедия. - М.: Советская энциклопедия . 1969-1978 .
- Критика
- Критика и самокритика
Смотреть что такое "Критика готской программы" в других словарях:
Критика Готской программы - Критика Готской программы работа Карла Маркса, написанная им в 1875 году. Традиционно относится к числу важнейших произведений марксизма. Первоначально не предполагалась к публикации, а потому вышла в свет уже после смерти Маркса в 1891… … Википедия
«КРИТИКА ГОТСКОЙ ПРОГРАММЫ» - программный документ науч. коммунизма, написанный К. Марксом в нач. мая 1875 в виде «Замечаний к программе германской рабочей партии». Работа представляет собой кри тич. разбор теоретич. ошибок, содержащихся в проекте программы… … Философская энциклопедия
"КРИТИКА ГОТСКОЙ ПРОГРАММЫ" - произведение К. Маркса; представляет собой критич. замечания на Проект программы Герм. рабочей партии, выработанный для объединит. съезда с. д. рабочей партии Германии (эйзенахцев) и лассальянского Всеобщего герм. рабочего союза в Готе в 1875 … Философская энциклопедия
«КРИТИКА ГОТСКОЙ ПРОГРАММЫ» - произведение К. Маркса (1875), в к ром сформулированы осн. положения науч. коммунизма о соц. революции, о переходном периоде от капитализма к социализму, о революц. диктатуре пролетариата, о двух фазах развития коммунистич. общества, о стратегии… … Атеистический словарь
Научный социализм - Эту страницу предлагается объединить с Научный коммунизм. Пояснение причин и обсуждение на странице Википедия:К объединению/18 августа 2012 … Википедия
Каждому по труду - Каждому по труду принцип распределения, который, согласно взглядам теоретиков социализма и коммунизма, установится в экономике первой фазы социализма, до его перехода во вторую фазу коммунизм. Принцип распределения по труду состоит в… … Википедия
КОММУНИЗМ - 1) утопическая концепция, отстаивающая возможность или даже необходимость построения в обозримом будущем совершенного общества, исключающего частную собственность, тяжелый, монотонный труд и неравенство людей; 2) будущее, совершенное в указанных… … Философская энциклопедия
МАРКС - (Marx) Карл, полное имя Карл Генрих (1818 1883) нем. философ, социолог и экономист, один из наиболее глубоких критиков капитализма и основателей современного социализма. Творчество М. оказало серьезное воздействие на социальную мысль и социальные … Философская энциклопедия
Германия - (лат. Germania, от Германцы, нем. Deutschland, буквально страна немцев, от Deutsche немец и Land страна) государство в Европе (со столицей в г. Берлин), существовавшее до конца второй мировой войны 1939 45. I. Исторический очерк … Большая советская энциклопедия
ГЕРМАНИЯ - (нем. Deutschland). *** *** *** Исторический очерк В истории Г. можно выделить след. осн. периоды: 1) первобытнообщинный строй на терр. Г. и начало зарождения классового общества (до 6 в. н. э.). 2) Раннефеодальный период (6 11 вв.), в котором… … Советская историческая энциклопедия
(«Кри́тика го́тской програ́ммы»,)
произведение К. Маркса, в котором содержатся важнейшие положения, подытоживающие развитие теории научного коммунизма и экономического учения марксизма за 30 лет. Написана в апреле - начале мая 1875 под названием «Замечания к программе германской рабочей партии» в качестве критического разбора проекта программы, подготовленного к объединительному съезду социал-демократов в Готе. Впервые опубликована в 1891 Ф. Энгельсом. Во 2-м изд. соч. К. Маркса и Ф. Энгельса работа напечатана в 19-м т. На основе экономических исследований, проведённых в
«Капитале»,
Маркс в «К. Г. п.» даёт характеристику основных черт двух фаз коммунистического общества: первой, низшей фазы - социализма и высшей фазы - полного коммунизма. В коммунистическом обществе, основанном на общественной собственности на средства производства, - писал Маркс, - «... производители не обменивают своих продуктов; столь же мало труд, затраченный на производство продуктов, проявляется здесь как стоимость этих продуктов, как некое присущее им вещественное свойство, потому что теперь, в противоположность капиталистическому обществу, индивидуальный труд уже не окольным путем, а непосредственно существует как составная часть совокупного труда» (Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 19, с. 18). Вместе с тем на первой фазе коммунизма, когда общество выходит из недр капиталистического общества и поэтому сохраняет в экономическом, нравственном и умственном отношениях «родимые пятна» последнего, господствует принцип распределения по труду, т. е. по существу тот же принцип, который регулирует обмен товаров, принцип обмена эквивалентов: «... каждый отдельный производитель получает обратно от общества за всеми вычетами ровно столько, сколько сам дает ему» (там же). Социализм обеспечивает равенство людей по отношению к средствам производства, т. к. ликвидируется частная собственность на средства производства и эксплуатация человека человеком. Вслед за тем Маркс характеризует высшую фазу коммунистического общества, когда исчезнет порабощающее человека подчинение его разделению труда и вместе с тем противоположность между умственным и физическим трудом, «... когда труд перестанет быть только средством для жизни, а станет сам первой потребностью жизни; когда вместе с всесторонним развитием индивидов вырастут и производительные силы и все источники общественного богатства польются полным потоком, лишь тогда можно будет совершенно преодолеть узкий горизонт буржуазного права, и общество сможет написать на своем знамени: Каждый по способностям, каждому по потребностям!» (там же, с. 20). Опираясь на разработанную в «Капитале» теорию воспроизводства и исходя из того, что распределение предметов потребления представляет собой лишь следствие распределения самих условий общественного производства, Маркс формулирует существенные особенности распределения совокупного общественного продукта в коммунистическом обществе: возмещение потребленных средств производства, расширение производства, резервный фонд; издержки управления, совместное удовлетворение потребностей, фонды для нетрудоспособных, индивидуальное потребление. В этой связи Маркс подвергает критике характерные для мелкобуржуазного социализма представления об уравнительном характере распределения в коммунистическом обществе. Резюмируя своё учение о государстве, основанное на изучении опыта предшествующих революций и классовой борьбы в буржуазном обществе, Маркс в «К. Г. п.» впервые устанавливает историческую неизбежность особой стадии перехода от капитализма к коммунизму с соответствующей формой государства, решительно подчёркивая необходимость пролетарской диктатуры как важнейшей предпосылки революционного социалистического преобразования общества. «Между капиталистическим и коммунистическим обществом лежит период революционного превращения первого во второе. Этому периоду соответствует и политический переходный период, и государство этого периода не может быть ничем иным, кроме как революционной диктатурой пролетариата» (там же, с. 27). В «К. Г. п.» Маркс развил также важнейшие вопросы тактики классовой борьбы пролетариата. Он резко выступил против включения в программу положения, будто по отношению к рабочему классу все остальные классы составляют «лишь одну реакционную массу», и показал, что это положение отрицает союз пролетариата и крестьянства. Маркс вскрыл реакционное содержание лассалевского «железного закона заработной платы», увековечивающего нищету пролетариата. «К. Г. п.» относится к числу важнейших, основополагающих работ Маркса. К его работе «К. Г. п.» непосредственно примыкает письмо Энгельса А. Бебелю от 18-28 марта 1875 по поводу того же проекта программы. Подвергнув критике тезис о надклассовом характере государства, Энгельс подчёркивает, что пролетариат нуждается в государстве прежде всего в интересах подавления своих противников. Мысли Маркса и Энгельса по вопросу о коммунистическом обществе и о государстве получили дальнейшее развитие в трудах В. И. Ленина, особенно в его работе «Государство и революция». В. С. Выгодский.
- - 1955, 30 мин., ч/б. жанр: сатирическая комедия. реж. Николай Лебедев, сц. Николай Лебедев, опер. Виталий Чулков, худ. Михаил Кроткин, комп. Анатолий Владимирцов, Георгий Носов, зв. Анна Волохова...
Ленфильм. Аннотированный каталог фильмов (1918-2003)
- - - документы, определяющие содержание образования всех уровней и направленности...
Педагогический терминологический словарь
- - определяют содержание образования определенного уровня и направленности. Они подразделяются на общеобразовательные и профессиональные, которые в свою очередь делятся на основные и дополнительные...
Административное право. Словарь-справочник
- - акция или площадка на фондовой бирже, отличившаяся во время биржевой сессии активным заключением сделок и колебанием...
Словарь бизнес терминов
- - руководитель экономической или технической программы, проекта, отвечающий за разработку и реализацию...
Словарь бизнес терминов
- - Государственные или общественные программы помощи малообеспеченным, низкооплачиваемым слоям населения...
Финансовый словарь
- - по законодательству РФ - технический прием, включающий преобразование объектного кода в исходный текст в целях изучения структуры и кодирования программы для ЭВМ.См. также: Трансляторы  ...
Финансовый словарь
- - процесс, при котором программа в машинных кодах выполняется с вводом исходных данных и получением результатов.См. также: Исполнение программ Компьютерные программы  ...
Финансовый словарь
- - установление соответствия программы заданным требованиям и программным документам.См. также: Испытания Отладка программ  ...
Финансовый словарь
- - формирование конкретного варианта программы, учитывающего состав и структуру технических средств, возможные режимы работы и классы решаемых задач.По-английски: Program settingСм. также: Программные изделия ...
Финансовый словарь
- - акция или сектор фондового рынка, который в течение дня характеризовался особенно активным заключением сделок и колебанием...
Большой экономический словарь
- - "...1) вид программы - спортивное соревнование по определенному виду спорта или одной из его дисциплин, в результате которого осуществляется распределение мест и медалей среди участников спортивного соревнования;.....
Официальная терминология
- - текстовые, табличные и графические документы, включающие комплекс плановых и практических мер для достижения градостроительного эффекта с учетом рационального природопользования, ресурсосбережения и сохранения...
Энциклопедический словарь экономики и права
- - произведение К. Маркса, в котором содержатся важнейшие положения, подытоживающие развитие теории научного коммунизма и экономического учения марксизма за 30 лет. Написана в апреле - начале мая 1875 под...
Большая Советская энциклопедия
- - 1. Разг. Наилучший номер, наилучший артист концерта, производящий сенсацию. БМС 1998, 108; ЗС 1996, 381. 2. Разг. Наиболее эффектный элемент, составная часть чего-л. БМС 1998, 108; ШЗФ 2001, 53. 3...
Большой словарь русских поговорок
- - сущ., кол-во синонимов: 4 гвоздь сезона коронка фиче хэдлайнер...
Словарь синонимов
"Критика готской программы" в книгах
Сильная критика слабой программы
Из книги автораСильная критика слабой программы Надежды, которые Маркс и Энгельс возлагали на объединение эйзенахцев и лассальянцев, оправдались лишь отчасти. Хотя на Готском съезде в конце мая 1875 г. произошло слияние обеих организаций в Социалистическую рабочую партию Германии, хотя
3. «Критика Готской программы» К. Маркса и ее теоретическое значение
Из книги Марксистская философия в XIX веке. Книга вторая (Развитие марксистской философии во второй половине XIX века) автора3. «Критика Готской программы» К. Маркса и ее теоретическое значение Одна из важнейших работ Маркса – «Критика Готской программы» – представляет собой замечания на проект программы Социалистической рабочей партии Германии и была написана в 1875 г., в период острой борьбы
Критика Марксом и Энгельсом проекта программы объединенной Социалистической рабочей партии Германии
автора Коллектив авторовКритика Марксом и Энгельсом проекта программы объединенной Социалистической рабочей партии Германии Процесс сближения Социал-демократической рабочей партии и Всеобщего германского рабочего союза продолжался. Участились совместные выступления эйзенахцев и
Критика прудонистской программы решения жилищного вопроса
Из книги История марксизма-ленинизма. Книга вторая (70 – 90-е годы XIX века) автора Коллектив авторовКритика прудонистской программы решения жилищного вопроса В связи с быстрым развитием промышленности в европейских странах массы рабочих стягивались в крупные промышленные центры. Жилищная нужда в таких городах приобрела острые формы, продолжая и в дальнейшем носить
Становление марксистского учения о фазах развития коммунистического общества (К 100-летию «Критики Готской программы» К. Маркса)
Из книги Статьи разных лет автора Багатурия Георгий АлександровичСтановление марксистского учения о фазах развития коммунистического общества (К 100-летию «Критики Готской программы» К. Маркса) Сто лет назад, в начале мая 1875 г., Карл Маркс написал одно из самых выдающихся теоретических произведений научного коммунизма – «Замечания
ПРЕДИСЛОВИЕ К РАБОТЕ К. МАРКСА «КРИТИКА ГОТСКОЙ ПРОГРАММЫ»
Из книги Том 22 автора Энгельс ФридрихПРЕДИСЛОВИЕ К РАБОТЕ К. МАРКСА «КРИТИКА ГОТСКОЙ ПРОГРАММЫ» Публикуемая здесь рукопись - критика проекта программы вместе с сопроводительным письмом к Бракке - была в 1875 г., незадолго до объединительного съезда в Готе отправлена Бракке с просьбой показать ее
К. МАРКС КРИТИКА ГОТСКОЙ ПРОГРАММЫ
Из книги Том 19 автора Энгельс ФридрихК. МАРКС КРИТИКА ГОТСКОЙ ПРОГРАММЫ Написано К. Марксом в апреле - начале мая 1875 г.Написано 18-28 марта 1875 г. Напечатано с некоторыми сокращениями в журнале «Neue Zeit» m. 1, № 18, 1891 г.Печатается по рукописи Перевод с немецкого
4. Критика проекта эрфуртской программы
Из книги Государство и революция автора Ленин Владимир Ильич4. Критика проекта эрфуртской программы Критика проекта Эрфуртской программы, посланная Энгельсом Каутскому 29 июня 1891 года и опубликованная только десять лет спустя в «Neue Zeit», не может быть обойдена при разборе учения марксизма о государстве, потому что она посвящена,
ОБОРОНА «ГОТСКОЙ ЛИНИИ»
Из книги Ни страха, ни надежды. Хроника Второй мировой войны глазами немецкого генерала. 1940-1945 автора Зенгер Фридо фонОБОРОНА «ГОТСКОЙ ЛИНИИ» Период между серединой сентября и серединой октября был для меня унылым. Штаб нашего корпуса укрылся на правом фланге 14-й армии на «мертвом» участке фронта. Из донесений разведки мы знали, что противник не держал там боеспособных дивизий. Более
На «Готской позиции»
Из книги Провал операции «НЕПТУН» автора Безыменский ЛевНа «Готской позиции» Что же происходило под Новороссийском? Бои на Малой земле не прекращались. Гитлер не забывал об этом крохотном, но весьма досадном для него участке фронта. 25 июля 1943 года военно-морской адъютант фюрера капитан первого ранга Юнге докладывал ему:«На
Из книги Источниковедение автора Коллектив авторов1.2. Критика понятия «критика исторического источника» В исторической литературе и еще чаще в устных выступлениях историков мы по сию пору встречаем словосочетание «критика исторического источника». Это понятие, по сути дела, выступает дискурсивным маркером
«Критика готской программы»
Из книги Большая Советская Энциклопедия (КР) автора БСЭГЛАВА II Буря и натиск: история литературы, общественная и философская критика. Символизм. Народничество. Политика и литературная критика. Политика и литературная критика до и после октябрьского переворота
Из книги Пути и вехи: русское литературоведение в двадцатом веке автора Сегал Дмитрий МихайловичГЛАВА II Буря и натиск: история литературы, общественная и философская критика. Символизм. Народничество. Политика и литературная критика. Политика и литературная критика до и после октябрьского переворота После того как мы рассмотрели некоторые положения,
4. Критика проекта Эрфуртской программы
Из книги автора4. Критика проекта Эрфуртской программы Критика проекта Эрфуртской программы, посланная Энгельсом Каутскому 29 июня 1891 года и опубликованная только десять лет спустя в «Neue Zeit», не может быть обойдена при разборе учения марксизма о государстве, потому что она посвящена,
Конструктивная критика, або Критика конструкции (авторпати)
Из книги автораКонструктивная критика, або Критика конструкции (авторпати) Меня всегда умиляло требование конструктивной критики в знак доказательства того, что критик вообще имеет право рот раскрывать. Например, если кого-то хуево постригли, то вот тебе ножницы и расческа, и покажи