Приветствую, мои дорогие читатели.
Я знаю, что русскоговорящих школьников безумно пугает сдача устных экзаменов. А устная часть ОГЭ по английскому языку кажется совершенно невыполнимой (не говоря уже о ). Но поверьте мне, правильная и своевременная подготовка - все что нужно, чтобы высший балл на тесте вам был беспечен. Поэтому сегодня нас ждет полный разбор устной части, а также примеры заданий с ответами.
Что это такое и что изменилось за последние годы
Устная часть тестирования на занимает всего 6 минут! Но за 6 минут вы должны показать все, на что способны. Вас проверят на все: на произношение и скорость речи, на способность понимать вопросы и давать быстрый и четкий ответ на них, на ваше умение вести неподготовленную речь на протяжении 2 минут.
С 2016 года структура устной части в корне изменилась. Вам придется справляться не с двумя, а с целыми тремя заданиями: нужно будет прочитать текст вслух, ответить на вопросы диалога, а также сделать монолог на основе картинки (а, возможно, и без нее в этом году!). Кажется, все совершенно отличается от того, что было всего 3-4 года назад.
Из чего состоит и как проходит
Устная часть состоит, как я уже говорила, из 3 частей, которые суммарно по времени занимают 15 минут, из которых 6 минут идут непосредственно на ответ, а остальное - на подготовку.
А вы знали, что при регулярных занятиях 2 раза в неделю с толковым репетитором, уровень вашей готовности к экзамену через 8 месяцев возрастает примерно на 20-30%??? Если вам важен высокий балл, то очень рекомендую хорошего репетитора, которого вам помогут подобрать в EnglishDom .
Внимание! При оплате уроков используйте промокод lizasenglish2 , чтобы воспользоваться приятным подарком +2 бонусных урока!
Подробнее о школе EnglishDom читайте в или зайдите на ее сайт и сами все разузнайте!
- Часть 1 - чтение отрывка текста.
Задание кажется несложным, правда? Особенно, если учесть, что предварительно вам дается 1,5 минуты на прочтение. А после этого - еще 2 минуты на прочтение вслух. Читать вы должны четко, понятно, с корректным произношением звуков и правильными интонациями. И у вас есть всего 5 шансов на ошибку. После этого - баллы снижают (то есть вы получите 1 или 0 баллов из 2 возможных !).
Давайте разберем пример (щелкните мышкой по картинке для увеличения).
В первую очередь, обратите внимание на чтение долгих и коротких звуков. Красным цветом я подчеркнула слова с долгим и коротким [i].
di fferent, li ved, hi dden, — здесь ударные звуки читаются как короткие
peo ple, belie ved, nee ded, — а здесь они читаются как долгие
Синим цветом я подчеркнула слова, в которых есть короткий и долгий [u]
roo m, too ls — здесь звук долгий
coul d, pu t — здесь он короткий
Зеленым цветом я выделила слова, где можно заметить звук [a], но опять же по долготе они будут отличаться:
dar k — долгий звук
hu nters — короткий звук
Очень важным моментом здесь является правильное произношение межзубных звуков (слова в тексте подчеркнуты желтым ), которые дети так часто любят заменять русскими [в, ф] или .
sympath etic, th ey - язык зажали зубами и вперед!
В желтые рамки я поместила фразы на которых хочу показать различия в интонациях. В первом случае мы видим специальный вопрос — а в таких типах вопросов интонация должна быть нисходящей, другими словами, она должна падать. Послушайте
Вторая фраза — вводная конструкция, которую, во-первых, необходимо отделить от остальной части предложения паузой, а во-вторых, прочитать с восходящей интонацией. Послушайте.
Надеюсь, вы услышали разницу! Соблюдайте , дорогие мои, и оценивающие ваш ответ с большим удовольствием поставят вам высший балл!
- Часть 2 - ответы на вопросы.
Задание этой части - диалог, где вам придется ответить на 6 вопросов . Эта часть теста создана для того, чтобы проверить, насколько быстро, правильно и грамотно студент может использовать иностранную речь.
За каждый ответ на вопрос вы можете получить по 1 баллу . Если же вы отвечаете слишком коротко там, где требуются раскрытые ответы, или делаете много ошибок - вы не получаете свой балл за ответ.
Что я могу вам посоветовать - так это выучить парочку клише для тех ответов, где потребуется выразить свое мнение или дать совет. Например:
In my opinion … - По моему мнению…
From my point of view… - C моей точки зрения …
I reckon … - Я считаю …
I advise … - Я советую…
You ’ d better do … — Вам лучше сделать…
You should do. ... Вам стоит делать...
Кроме этого, важно — отвечать четко, не уходя в дебри и соблюдать грамматические правила!
Итак, пример задания в формате вопрос-ответ:
How old are you?
— I"m 15 years old.
What"s your hobby and why are you interested in it?
- My hobby is swimming. I"m interested in it because I adore swimming — it makes me cheerful and confident.
How much time a week do you spend on your hobby?
- As a rule, I spend on it about 4 hours a week.
What hobbies are the most popular with teenagers nowadays?
- From my point of view the most popular hobbies with teenagers now are computer games and some extreme sports like snowboarding.
Why do you think people take up hobbies?
- In my opinion people take up hobbies in order to find new friends, to get some new skills and just to feel happier.
What would you advise a person who wants to start a hobby?
— You should find a hobby which will give you pleasure. If I were you I would go to the nearest sports club and find out what they offer...
- Часть 3 - монолог на основе картинки.
На подготовку этого задания вам дадут 1,5 минуты, а на выполнение - 2 минуты. Перед глазами у вас будет картинка (но она нужна лишь для опоры, а не для описания! ), и вопросы, на которые требуется дать ответ. Это задание сложное, скажу честно, но и оценивается оно в целых 7 баллов.
Примечание: в 2018 году картинку планируется убрать и оставить только вопросы.
Давайте посмотрим пример:
-Why people like travelling.
-What way of travelling you prefer and why.
-Whether you prefer to be a package tourist or to be a backpacking traveler. Why.
Мой ответ был бы следующим:
«And now I am going to talk about travelling.
People may travel for different reasons. For one group of people it may be the chance to spend their vacation at a completely different place from the one they are used to. For others it may be the way of living - their lifestyle.
Personally I prefer sight-seeing type of travelling. As I am keen on history I cannot stand the idea of not visiting all the historical places in Europe or Asia. What is more, I prefer travelling by bus as it allows me to spend a lot of time on the road and think about everything I need. Besides, it is much cheaper than travelling by plane.
According to this I may conclude that I am an absolutely backpacking traveler. The idea that you can spend one day in one city and move to another part of the country the following day appeals to me very much.
In the end I would like to say, that travelling broadens our minds and gives us an amazing experience we will never forget. Besides, you will be left with unforgettable memories. What can be better?»
Как готовиться
Подготовка к устному экзамену - дело сложное. Но вот найти тренажер по нему будет не так уж сложно. Могу посоветовать вам следующих помощников:
- «Английский язык. ОГЭ. Устная часть». Автор - Радислав Мильруд.
- «ОГЭ-2016. Английский язык». Автор - Ю.А. Веселова.
- Книги издательства MacMillan, посвященные этому экзамену.
В последнее время большинство пособий и учебников для себя и своих учеников я приобретаю онлайн. Там всегда можно купить выгодно и получить быстро. Полюбившиеся мне магазины:
Тренировочные задания в этих учебниках подобраны специально под уровень, а их количества вам хватит для практики. Что еще важно - так это то, что купить их можно в любом книжном магазине (в том числе и интернет-магазинах).
Еще легче и, на мой взгляд, интереснее — использовать онлайн тренажер ОГЭ (ГИА) от LinguaLeo. Там же можно найти и другие качественные и реально эффективные курсы по английскому языку, которые я рекомендую всем желающим!
Не забывайте, мои хорошие, что я постоянно делюсь новыми советами, как улучшить свой английский и как лучше подготовиться к экзамену. Подписывайтесь на рассылку моего блога и первыми получайте информацию, как преуспеть на тесте. А если у вас возникли вопросы, смело задавайте их в комментариях!
А пока я прощаюсь.
Устная часть ОГЭ по русскому языку вводится в рамках реализации Концепции преподавания русского языка и литературы для проверки навыков устной речи у школьников. Планируется, что прохождение итогового собеседования в дальнейшем станет для выпускников девятых классов допуском к ГИА.
Устная часть по русскому языку ОГЭ 2018 - демоверсия от ФИПИ
Дополнительные материалы и оборудование
Для проведения устной части экзамена могут использоваться лингафонные кабинеты с соответствующим оборудованием.
Устное собеседование по русскому языку состоит из четырёх заданий.
Задание 1 – чтение вслух небольшого текста. Время на подготовку – 2 минуты.
В задании 2 предлагается пересказать прочитанный текст, дополнив его высказыванием. Время на подготовку – 1 минута.
В задании 3 предлагается выбрать один из трёх предложенных вариантов беседы: описание фотографии, повествование на основе жизненного опыта, рассуждение по одной из сформулированных проблем. Время на подготовку – 1 минута.
В задании 4 (диалог) Вам предстоит поучаствовать в беседе по теме предыдущего задания. Общее время Вашего ответа (включая время на подготовку) – 15 минут. Всё время ответа ведётся аудио - и видеозапись.
Характеристика структуры и содержания КИМ ОГЭ русский язык устная часть
Каждый вариант КИМ состоит из четырёх заданий базового уровня сложности, различающихся формой заданий.
Задание 1 – выразительное чтение вслух текста научно - публицистического стиля.
Задание 2 – пересказ текста с привлечением дополнительной информации.
Задание 3 – тематическое монологическое высказывание.
Задание 4 – участие в диалоге.
Все задания представляют собой задания открытого типа с развёрнутым ответом.
Система оценивания выполнения отдельных заданий и работы в целом
Ответ на задание 1 (чтение текста) работы оценивается по специально разработанным критериям. Максимальное количество баллов за чтение – 2. За верное выполнение задания 2 (пересказ текста с привлечением дополнительной информации) выпускник получает 4 балла. Соблюдение норм современного русского литературного языка во время работы с текстом оценивается отдельно.
Максимальное количество баллов, которое может получить ученик за речевое оформление ответа на задания 1 и 2, – 4 балла.
Максимальное количество баллов за работу с текстом (задания 1 и 2) – 10. Оценка ответа на задание 3 работы осуществляется по специально разработанным критериям. Максимальное количество баллов за монологическое высказывание – 3.
Максимальное количество баллов, которое может набрать ученик за выполнение задания 4, – 2. Соблюдение норм современного русского литературного языка при ответе оцениваются отдельно.
Максимальное количество баллов, которое может получить ученик за речевое оформление ответа на задания 3 и 4, – 4 балла.
Максимальное количество баллов, которое может получить ученик за выполнение всей устной части, – 19. Ученик получает зачёт в случае, если за выполнение работы он набрал 10 и более баллов.
При ознакомлении с демонстрационным вариантом устного собеседования по русскому языку следует иметь в виду, что задания, включённые в него, не отражают всего содержания, которое может проверяться с помощью вариантов контрольных измерительных материалов.
Один из двух обязательных предметов, по которым выпускники девятых классов сдают экзамены, это русский язык. Его считают довольно сложным иностранцы. Но и для носителей языка он совсем не прост. Все годы школьного обучения пытливые ученики стараются овладеть тонкостями этой науки – говорить и писать, читать и размышлять на родном языке свободно. Есть ли изменения ОГЭ по русскому языку в 2018 году, на что стоит обратить внимание, сейчас и постараемся разобраться.
Родной - не значит простой
Далеко не все школьники понимают важность и сложность изучения русского языка. И не только они. Масса ляпсусов, нелепых опечаток встречается в СМИ. Даже дикторы телевидения, радио, иные люди, для которых владение языком является профессиональной обязанностью, делают порой грубейшие ошибки.
На днях корреспондент одного из центральных каналов, делая репортаж из Госдумы о новых законах в поддержку семей с детьми, дважды вместо « » произнес «материальный капитал». С ударениями вообще мрак, их ставят, «кому как удобно».
Современные молодые люди привыкли общаться в соцсетях, либо при помощи СМС, где не особо беспокоятся о грамотности изложения мыслей. Мы стали меньше читать - и вообще, а в особенности, упал интерес к русской классике как образцу владения словом. Поэтому даже зрительная память не помогает запоминать правильные варианты написания.
ОГЭ по русскому языку 9 класса в 2018 году заставляет при подготовке к нему прорабатывать множество разнообразных заданий. Тут и проверка знания литературных языковых норм, и умение пользоваться правилами лексики, грамматики и пунктуации.
Даты ОГЭ по русскому языку в 2018 году
Даты государственной итоговой аттестации после окончания 9 класса:
- 25 апреля 2018 года испытания можно пройти досрочно; либо в резервный день - 7 мая;
- 29 мая станет датой основного экзамена (в резерве - 20, 28 и 29 июня);
- 4 сентября придет черед дополнительного этапа испытаний; зарезервирована также дата 17 сентября 2018 года.
В 2018 году в билеты по русскому языку не внесено никаких изменений . Нет сюрпризов и в регламенте испытаний. Готовиться к ответу ученик вправе на протяжении 235 минут. Орфографический словарь использовать можно, но лишь тот, что предоставят организаторы экзамена. Нельзя приносить в аудиторию, где проходит ГИА, смартфоны и любые иные гаджеты, фотоаппараты, свою справочную литературу, шпаргалки и прочие «подсобные» материалы.
Во время экзамена нельзя ни выходить (без разрешения комиссии), ни передвигаться по аудитории; под запретом всевозможные разговоры и иной обмен информацией с соседями, а тем более, вынос каких-либо материалов их помещения, где происходит экзамен. Нарушителей ждет выдворение с экзамена и заслуженный неуд.
Нововведения: научить говорить!
Есть шутка, что родители целый год учат ребенка говорить, и всю жизнь стараются научить его молчать. Как в любой шутке, доля правды тут есть. Ребенок активно впитывает особенности речевого поведения взрослых, копирует их. А речь окружающих, мягко говоря, обычно далека от идеала. Если правила письменного изложения мыслей мы в школе худо-бедно осваиваем, то с устной речью все гораздо хуже.
Именно поэтому в ГИА по русскому языку в 2018 году будет включена и устная часть, которую так и назвали: «Говорение» . Тут выпускники 9 классов должны показать свои навыки устной речи, умение четко формулировать мысли и грамотно их высказывать. Культура речи должна совершенствоваться, уверены авторы новации. В современном обществе навыки коммуникации очень важны, они помогут и в профессии состояться, и в обществе не затеряться.
Устная часть экзамена: говорение
Как много в нашей жизни зависит от взаимопонимания! В свою очередь, чтобы нас правильно поняли, надо уметь выражать свои мысли четко, грамотно, в меру эмоционально. Учиться коммуникабельности поможет и устная часть ОГЭ по русскому языку в 2018 году. Здесь ученики смогут продемонстрировать свои ораторские таланты в монологе, умение вести равноправный диалог, а также навыки чтения текста с адекватной интонацией и точной эмоциональной окраской. Будут и задания на пересказ прочитанного, и на способность обосновывать свое мнение.
В 2018 году девятиклассники впервые пройдут подобные испытания. В структуре КИМ предусмотрены 4 задания:
- чтение фрагмента научно-публицистической стилистики, за него можно набрать 2 балла;
- пересказ прочитанного, дополненный анализом, собственными комментариями, приветствуется и привлечение дополнительной информации. Максимум по этому заданию также 2 балла;
- монолог на выбранную тему принесет экзаменуемому максимум 2 балла;
- диалог с экзаменатором, способный добавить в копилку ученика еще 3 балла.
Предусмотрены и дополнительные бонусы. За соблюдение литературных языковых норм экзаменаторы вправе добавить 2 балла за первое и второе задания. А безукоризненная речь при исполнении заданий номер три и четыре позволит ученику заработать еще 3 балла. В итоге максимум баллов за говорение – 14.
На выполнение все четырех заданий устного блока выделяется всего 15 минут. Специалисты считают, что главными темами экзаменационных текстов, скорее всего, станут биографии знаменитых ученых и иных крупных личностей.
За эту часть испытаний не будут ставить отметки . Экзаменаторы на основе предварительных баллов вынесут вердикт: либо «зачет », либо «незачет ». Для контроля и предотвращения возможных разногласий в помещении, где пройдет тестирование, должна вестись аудиозапись.
Письменная часть ОГЭ по русскому языку в 2018 году
На письменную часть экзамена выделяется 3 часа 55 минут . За это время выпускник 9 класса должен успеть выполнить 15 заданий, разбитых на 3 раздела.
Первая часть испытаний заключается в письменном изложении прослушанного текста. Аудиозапись прозвучит два раза. Отдельно в правилах оговорено, что при первичном прослушивании ученик вправе делать некоторые пометки на черновике. Потом дается 3 минуты, за которые надо понять, что экзаменуемый упустил, на что обратить внимание при вторичном прослушивании. Далее включается повтор записи текста. Затем ученик его пересказывает в письменной форме. Максимальное число оценочных баллов за этот этап экзамена – 7.
Во второй части КИМа – задания с номера 2 по 14, тут требуется лишь краткий ответ по итогам изучения предложенного текста. Можно выбрать из имеющихся вариантов ответа либо сформулировать самим. Каждый верный ответ дает 1 балл, за все правильные ответы можно получить 13 баллов.
В третьей части будут обозначены 3 темы для сочинения. Ученик выбирает одну и излагает свой вариант понимания темы. Максимум, что можно получить за сочинение, – 9 баллов.
И за этот блок заданий комиссия может добавить баллы, если сочтет, что ученик проявил особые умения в точности, грамотности изложения мыслей, образности речи. Максимальный бонус составляет 10 баллов, что в итоге может дать 39 баллов за все письменное задание.
А что по пятибалльной шкале?
Как мы уже сказали выше, за блок “Говорение” оценки не предусмотрены, результат будет выражен лишь вердиктом “зачет” или “незачет”. Чтобы оказаться в роли успешного тестируемого, ученику нужно набрать, минимум, 8 баллов за эту часть испытаний.
Что касается письменного варианта экзамена, то тут баллы проставляются, их перевод на привычную пятибалльную систему оценок таков:
- 0-14 баллов - “двойка”, неудовлетворительный результат;
- 15-24 балла соответствуют традиционной “тройке”;
- 25-33 балла - работа выполнена хорошо, на “четверку”;
- 34-39 баллов говорят об отличной подготовке выпускника 9 класса, это оценка “пять”.
Как подготовитесь, так и сдадите
Есть такое понятие как языковое чутье, врожденная грамотность. Но людей, наделенных подобным талантом, немного. Всем остальным приходится упорно трудиться, чтобы понять систему структурирования языка, его особенности, запомнить правила и исключения из них. А главное: научиться эти знания применять на практике.
Готовясь к ГИА, многие девятиклассники обращаются к демоверсии ОГЭ по русскому языку 9 класса в 2018 году и иной справочно-тренировочной документации и литературе. Другой вариант продуктивной подготовки состоит в изучении вариантов экзаменационных билетов прошлых лет.
Те, кто год перед экзаменом, а то и дольше, трудятся упорно, обычно особых сложностей в КИМах не встречают. Но даже если что-то пошло не так, есть запасной вариант: пересдача ГИА осенью.
Демоверсия ОГЭ по русскому языку 2018 года
По кнопкам ниже можно скачать официальные варианты ОГЭ по русскому языку 2018 года.
Дорогие коллеги!
В нашей жизни наступает новая эпоха, эпоха подготовки к устной части экзамена по русскому языку
. Система проходит обкатку на некоторых регионах, но рано или поздно коснутся нововведения всех.
Опыт показал, что ученики не готовы к устному экзамену. Не каждый к 9 классу научился бегло читать, далеко не каждый может непрерывно говорить на одну тему хотя бы минуту. Не говоря уже об отсутствии ораторского искусства и опыта публичных выступлений. С трудом выстраивают девятиклассники и диалоги. Особенно это касается ребят, для которых русский язык неродной.
Очевидно, что развитием устной речи теперь необходимо усиленно заниматься на всех уроках русского языка, начиная с 1 класса.
Поскольку ранее устный экзамен в такой форме никогда не проводился, сложно понять, что именно потребуется для подготовки. Мы постарались помочь вам и создали вот такой комплект.
В комплекте материалов для подготовки к устному экзамену
Орфоэпия- Орфоэпический словарик (270 слов, раздаточный материал, подготовленный к распечатке).
- Таблица для самопроверки (раздаточный материал, подготовленный к распечатке).
- Орфоэпический словарик, озвученный профессиональным диктором (270 слов, звуковой файлы в формате mp3)
- 10 текстов с со словами из орфоэпического словаря (раздаточный материал, подготовленный к распечатке).
Тексты содержат такие слова, как "договоры", "обеспечение", "кровоточащий", "одновременно", "торты", "шарфы" и другие слова, которые часто произносятся неверно. Чтение этих текстов можно включить в контрольную или тренинг по орфоэпии.
Выразительное чтение
- 20 текстов для выразительного чтения (раздаточный материал, подготовленный к распечатке).
- 6 текстов, озвученных профессиональным диктором (пример выразительного чтения, звуковые файлы в формате mp3)
- Презентация "Лексические средства".
- Презентация "Языковые средства выразительности".
- Презентация "Фигуры ораторского синтаксиса".
Предложите учащимся сначала самостоятельно прочитать вслух тексты, озвученные диктором, а потом прослушать запись. Повторное чтение будет уже гораздо лучше. Неозвученные 14 текстов предлагайте для закрепления и контроля.
Монолог
- 25 билетов с фотографиями и вопросами (эти же фото приложены отдельно).
Скачать билет к устному экзамену по русскому языку для примера >>>
Диалог
- Описание игр "Сплетни" и "Выборы князя".
- Алгоритмы движения в игре "Вертушка" на разное количество человек и карточки участников (раздаточный материал, подготовленный к распечатке). Игра строится таким образом, что каждый участник встретится в споре с каждым и должен будет доказывать несколько противоположных тезисов.
- Подробное описание большой ролевой игры "Конфликт". Схемы взаимодействия участников, карточки с личными заданиями, бейджики и прочие материалы, готовые к распечатке. Игра рассчитана на 3-4 часа. Каждый участник, отыгрывая свою роль, будет учиться убеждать и слушать. Моделируется большое количество ситуаций, в которых возникнет масса диалогов.
5 сентября на пресс-конференции в Ситуационно-информационном центре Рособрнадзора состоялась презентация модели итогового собеседования по русскому языку для обучающихся 9 классов.
Устное собеседование по русскому языку вводится в рамках реализации Концепции преподавания русского языка и литературы для проверки навыков устной речи у школьников. Планируется, что прохождение итогового собеседования в дальнейшем станет для выпускников девятых классов допуском к государственной итоговой аттестации.
Устная часть по русскому языку ОГЭ 2018- демоверсия от ФИПИ
При разработке экзаменационной модели была проведена большая и сложная работа. Пилотная апробация двух моделей устной части ГИА по русскому языку, устного собеседования с преподавателем и компьютерной формы экзамена проводилась в октябре 2016 года в Московской области, Республике Татарстан и Чеченской Республике. Участие в ней приняли около 1,5 тысяч обучающихся. По итогам апробации и общественно-профессионального обсуждения была доработана модель устной части ГИА, представляющая собой собеседование обучающегося с преподавателем. Ее широкомасштабная апробация будет проведена осенью 2017 года в 19 регионах РФ. Участие регионов в апробации итогового собеседования в этом году добровольное и его результаты не будут влиять на допуск учащихся к ГИА-9 в 2018 году.
Итоговое собеседование по русскому языку направлено на проверку навыков спонтанной речи – на подготовку участнику будет даваться около минуты.
Модель собеседования включает следующие типы заданий:
1) чтение текста вслух;
2) пересказ текста с привлечением дополнительной информации;
3) монологическое высказывание по одной из выбранных тем;
4) диалог с экзаменатором-собеседником.
Все тексты для чтения, которые будут предложены участникам собеседования, - это тексты о выдающихся людях России, таких как первый космонавт Юрий Гагарин, знаменитый хирург Николай Пирогов, наши современники Доктор Лиза (Елизавета Глинка) и доктор из Красноярска, который в сложных условиях провел операцию и спас жизнь ребенку.
На выполнение работы каждому участнику будет отводиться около 15 минут. В процессе проведения собеседования будет вестись аудиозапись.
Оценка выполнения заданий работы будет осуществляться экспертом непосредственно в процессе ответа по специально разработанным критериям с учетом соблюдения норм современного русского литературного языка.
Планируется, что итоговое собеседование выпускники 9 классов будут проходить в своих школах. Оцениваться оно будет по системе «зачет»/«незачет».
Руководитель федеральной комиссии разработчиков КИМ ЕГЭ и ОГЭ по русскому языку Ирина Цыбулько отметила, что разработанная модель итогового собеседования не имеет аналогов в мировой практике и выразила надежду, что педагогическое сообщество примет активное участие в ее обсуждении.