российский клинико-психотерапевтический метод-школа - в отличие от терапии творческим самовыражением, терапии творчеством (Creative therapy) в широком, западном, понимании (как вспомогательная терапия, "главным образом, в рамках общего лечебного плана с учетом психоаналитической концепции", I. Bonstedt-Wilke, U. R?ger, 1997). Т. т. с. Б. привносит конкретные занятия целебным творчеством, духовную культуру в естественнонаучную традиционную российскую клиническую психотерапию А. И. Яроцкого (1866-1944) и С. И. Консторума (1890-1950). В отличие от арт-терапевтических, экзистенциально-гуманистических и религиозных подходов Т. т. с. Б. предполагает природную, телесную основу в самых сложных движениях души и отправляется в своих психотерапевтических воздействиях не от Духа, а от Природы. (Бурно М. Е. Терапия творческим самовыражением, 1999; Бурно М. Е. Клиническая психотерапия, 2006; Бурно М. Е., Добролюбова Е. А. (ред.). Практическое руководство по Терапии творческим самовыражением, 2003). Психотерапевтом исследуется защитно-приспособительная работа природы, более или менее понятным клиницисту языком начертанная в клинической картине, в личностной почве, чтобы помочь стихийным природным силам совершеннее защищаться от вредоносных внешних и внутренних воздействий. Например, деперсонализационное страдание понимается как защитно-приспособительная неестественность чувствования, переживания ("чувствую, переживаю не по-своему, например, немею душой"), смягчающая душераздирающую тоску. Это стихийное несовершенство природной защиты поправляется, по возможности, психотерапевтическим творчеством, помогающим пациенту чувствовать себя собою, посветлеть в творческом вдохновении. Теоретическая основа метода - положение П. Б. Ганнушкина (1933) о "жизненной компенсации психопатов" и "мягких шизофреников и эпилептиков" (выявление или невыявление данной патологии в зависимости "от внешних воздействий, от их суммы, от их содержания") и подобные, созвучные Ганнушкину, размышления Э. Кречмера (1934) с последующим выводом о том, что "здесь лежат психотерапевтические задачи". Речь идет о кречмеровской психотерапевтической концепции - "созидание личности по ее конституциональным основным законам и активностям" (E. Kretschmer, 1975). Т. т. с. Б. вышла из психиатрии и показана для разнообразных пациентов с болезненным переживанием неполноценности с чувством своей вины, несостоятельности (патологическая дефензивность (пассивная оборонительность) - в противовес агрессивности). Однако особенно в последние годы, метод стали применять для лечения душевно здоровых соматических, неврологических пациентов с дефензивными особенностями характера, для помощи здоровым дефензивным детям (в школе, в детском саду) и т. д. Существо метода. Пациент или здоровые люди с дефензивными трудностями под руководством психотерапевта изучают элементы клинической психиатрии, характерологии (в том числе, характеры художников, ученых), элементы психотерапии, естествознания в разнообразном творческом самовыражении, дабы обрести свое, поднимающее из "каши" переживаний целительное осмысленное творческое вдохновение. Обрести себя как уникальную, но все же, сообразно природе своей, аутистическую, психастеническую, синтонную, полифонически-шизотипическую и т. д. личность. Природные характеры, симптомы болезни понимаются здесь не как "бирки", а как важные природные ориентиры (наподобие, например, мужской или женской, юношеской или стариковской природной душевной особенности), помогающие найти тропинку в свою творческую аутистическую, психастеническую и т. д. неповторимость, свою Любовь и свой Смысл. Подобно тому, как студент консерватории, по совету преподавателя исполняя какое-то любимое музыкальное произведение так, как исполняет его душевно созвучный ему музыкант, приходит из подражания к своей, словами Равеля, "бессознательной неточности". Практика метода. Индивидуальные психотерапевтические встречи, творческие домашние задания, группа творческого самовыражения в камерной обстановке психотерапевтической гостиной, реалистический психотерапевтический театр. Конкретные методики терапии творчеством, переплетающиеся между собой: 1) терапия созданием творческих произведений; 2) терапия творческим общением с природой; 3) терапия творческим общением с литературой, искусством, наукой; 4) терапия творческим коллекционированием; 5) терапия проникновенно-творческим погружением в прошлое; 6) терапия ведением дневников и записных книжек; 7) терапия перепиской с психотерапевтом; 8) терапия творческими путешествиями; 9) терапия творческим поиском одухотворенности в повседневном. "Творческий" - означает здесь всюду познание-поиск себя аутистического, психастенического и т. д. в общении с искусством, природой и т. д. с целью обрести свою вдохновенно-творческую неповторимую жизненную дорогу. Долгосрочная Т. т. с. Б. продолжается 2-5 лет, краткосрочные варианты метода - от недели до 4-х месяцев. Идеал терапевтической эффективности - формирование творческого стиля жизни: возможности обретенными способами приводить себя в состояние творческого вдохновения, способность подолгу жить в состоянии вдохновения. Т. т. с. Б. бесконечно развивается вместе с клинической психиатрией, характерологией, искусством, всеми областями духовной жизни, из которых метод выбирает необходимый ему материал, преломляя его клинико-психотерапевтически. Подобно тому как хирургия преломляет клинически по-своему все новые и новые технические открытия.
ТЕРАПИЯ ТВОРЧЕСКИМ САМОВЫРАЖЕНИЕМ БУРНО
Разработана М. Е. Бурно (1989, 1990) и предназначена главным образом для пациентов с дефензивными расстройствами без острых психотических нарушений (т. е. с тягостным переживанием своей неполноценности). Это довольно сложный, долгосрочный (2-5 лет и более) метод. М. Е. Бурно (1993) предложил также методику краткосрочной терапии творческим рисунком.
Название Т. т. с. Б. указывает на связь этого метода с терапией творчеством (creative therapy, arts therapy), но одновременно автор отмечает и его своеобразие: 1) проникнут тонким клиницизмом, т.е. сообразуется с клинической картиной и проявляющимися в ней защитными силами пациента; 2) направлен на обучение больного приемам целебного творческого самовыражения с осознанием общественной полезности своего труда и своей жизни в целом. Цель метода - помочь больному раскрыть свои творческие возможности вообще, и прежде всего в своей профессии. Метод - практическое выражение концепции эмоционально-стрессовой психотерапии Рожнова, возвышающей, одухотворяющей личность, обращенной к духовным ее компонентам.
Т. т. с. Б. возникла на базе многолетней работы автора с пациентами, страдающими психопатией и малопрогредиентной шизофренией с дефензивными проявлениями (пассивно-оборонительным реагированием, тревожным переживанием своей неполноценности). Имеется также опыт ее использования при алкоголизме, семейных конфликтах как в лечебных, так и в психогигиенических и психопрофилактических целях.
Основные приемы Т. т. с. Б.: 1) создание творческих произведений (сочинение рассказов, рисование, фотографирование, вышивание и др.) на уровне возможностей больного с целью выражения особенностей его личности; 2) творческое общение с природой, в процессе которого пациент должен стараться почувствовать, осознать, что именно из окружающего (ландшафт, растения, птицы и др.) ему особенно близко и к чему он равнодушен; 3) творческое общение с литературой, искусством, наукой (речь идет об осознанных поисках среди различных произведений культуры близкого, созвучного больному); 4) коллекционирование предметов, соответствующих или, напротив, не соответствующих индивидуальности пациента, с целью познания им особенностей собственной личности; 5) погружение в прошлое путем общения с предметами своего детства, рассматривания фотографий родителей, предков, изучения истории своего народа или человечества в целом для более глубокого осознания собственной индивидуальности, своих "корней" и своей "неслучайности" в мире; 6) ведение дневника или иного рода записей с включением в них элементов творческого анализа тех или иных событий, произведений искусства и науки; 7) переписка с врачом, письма которого носят психотерапевтический характер; 8) обучение "творческим путешествиям" (в том числе прогулкам по улицам или за город) с целью выявления отношения больного к окружающему и формирования его способности к анализу этого отношения на основе познания собственной личности; 9) обучение творческому поиску одухотворенного в повседневном, необычного в обычном.
Перечисленные методики в процессе лечения часто переплетаются между собой в соответствующей индивидуальной и групповой разъяснительно-воспитательной работе психотерапевта. Реализуются они в условиях психотерапевтической обстановки - в специальной гостиной, которая освещена неярким светом, где тихо играет музыка, подается чай и имеется возможность показывать слайды, демонстрировать работы больных.
Т. т. с. Б. проводится в 2 этапа. 1-й этап - самопознание, в процессе которого больной изучает особенности собственной личности и болезненных расстройств (на основе посильного исследования других человеческих характеров и пр.). Продолжительность этого этапа - 1-3 месяца. 2-й этап - познание себя и других с помощью указанных выше методик: продолжительность его - 2-5 лет.
Бурно рекомендует следующие формы работы: 1) индивидуальные беседы (первые 1-2 года от 2 раз в неделю до 1 раза в 2 месяца, а потом еще реже); переписка врача с больным (от нескольких писем в месяц до нескольких в год, в которых обсуждаются вопросы, имеющие отношение к творчеству пациента и его болезненным переживаниям); 2) домашние занятия больных (изучение художественной и научной литературы), создание творческих произведений и др.); 3) вечера, собрания психотерапевтической группы (по 8-12 человек) в психотерапевтической гостиной с чтением вслух написанных больными произведений, демонстрацией слайдов, обсуждением работ пациентов (2 раза в месяц по 2 часа). На одном и том же этапе лечения могут сочетаться различные психотерапевтические приемы Т. т. с. Б. с другими видами психотерапии и лекарственными средствами.
Подчеркивая клиническую ориентацию своего метода, автор дает рекомендации относительно ее ведущей направленности при различных видах психопатий и малопрогредиентной шизофрении с дефензивными проявлениями. Так, психастенические психопаты в соответствии со своими особенностями обычно нуждаются в достаточно подробной научно-лечебной информации, астенические психопаты - в проявлении искренней врачебной заботы, циклоидные личности - в ободряющих, юмористически-оживляющих воздействиях, в вере в своего врача. Шизоидным личностям следует помочь применить свойственную им аутистичность в разного рода полезных занятиях (математике, философски-символическом художественном творчестве и пр.). При лечении больных с эпилептоидной психопатией особое внимание должно быть обращено на нравственную реализацию дисфорической напряженности; одобряя честность и бескомпромиссность таких пациентов, необходимо дружески подсказывать им, что в жизни они добьются гораздо большего, если постараются быть более снисходительными к человеческим слабостям других. Больным с истерическим складом личности следует помочь найти признание со стороны других людей в условиях, когда им предоставляется возможность для чтения вслух, участия в самодеятельных спектаклях, создании художественных произведений, но одновременно важно подводить их к пониманию необходимости дифференцировать эту деятельность с поведением в обыденной жизни (учить хотя бы "играть" скромность). В психотерапевтической работе с больными малопрогредиентной шизофренией с дефензивными проявлениями необходимы мягкая активизация их возможностей, побуждение к творчеству как при индивидуальной работе, так и в группах (на базе сложившегося эмоционального контакта больного с врачом).
Особого внимания заслуживают указания автора о том, что недостаточно, а порой и вредно просто призывать пациентов рисовать, фотографировать или писать. Важно постепенно подводить их к этим занятиям, побуждая собственным примером, примером других пациентов, используя взаимный интерес членов психотерапевтической группы к творчеству друг друга, а также обсуждая вопрос о созвучии их переживании содержанию создаваемых ими произведений или произведений известных живописцев и писателей.
Несколько практических советов:
1. Попросить пациента почитать вслух в группе рассказ-воспоминание, например о детстве в деревне; пусть при этом он покажет сделанные им теперь слайды тех трав и цветов, что росли в его деревне в детстве; пусть покажет свои, хотя и неумелые, но трогающие искренностью рисунки-воспоминания деревенских пейзажей, дома, в котором жил; пусть включит магнитофонную запись пения птиц, которых слышал там, и т. д. Пациенты вместе с психотерапевтом стараются проникнуться всем этим, но не для того, чтобы оценить литературное или художественно-фотографическое умение (здесь не литературный кружок, не изостудия!), а для того, чтобы почувствовать в творческом самовыражении пациента его духовное, характерологическое своеобразие, сравнить со своими особенностями, рассказать и показать в ответ что-то свое на эту же тему, подсказать друг другу возможные, свойственные каждому способы творческого (а значит, и целебного) самовыражения.
2. На экране в сравнении - слайды: древнегреческая Кора и древнеегипетская Нефертити. Пациенты стараются "примерить" свое видение мира к синтонному видению мира древнегреческого художника и аутистическому - древнеегипетского. Где больше созвучия с художником? Не просто - что больше нравится, а где больше меня, моего характера, моего мироощущения. Посмотреть, поговорить о том, как два этих мироощущения продолжаются в картинах известных художников всех времен, в поэзии, прозе, музыке, кинематографии, творчестве участников группы; в чем сила и слабость каждого из этих мироощущений; в чем, в каких делах обычно счастливо находят себя в жизни различные синтонные и артистические люди; чем отличаются от них во всем этом психастенические пациенты и т. д.
3. Если впервые появившемуся пациенту поначалу трудно творчески выразить себя, можно попросить его принести в группу несколько открыток с изображением созвучных ему картин художников или любимых животных, растений; можно предложить прочитать в группе вслух стихотворение любимого поэта, включить музыкальное произведение, которое по душе (т. е. как бы про него, как бы он сам написал, если б мог).
4. Психотерапевт участвует в группе собственным творчеством, открывая пациентам свою личность (характер). Например, он показывает на слайде, как сам невольно "цепляется" фотоаппаратом за зловещие облака, символически-аутистически выражая свои переживания; или, если он синтонен, демонстрирует слайды с изображением природы, то, как естественно растворяется он в окружающей действительности, не противопоставляя себя полнокровию жизни; или, рассказывая о творческом общении с природой, показывает, как он сам чувствует, понимает свою особенность, душевно общаясь с созвучным ему цветком ("мой цветок"), как именно это общение с цветком (в том числе фотографирование его, рисование, описывание в записной книжке) подчеркивает его своеобразие.
5. Не следует загружать неуверенных в себе пациентов отпугивающим энциклопедическим обилием информации - минимум информации, максимум творчества.
6. В процессе творческого самовыражения надо помочь пациентам научиться уважать свою дефензивность. Она является не только слабостью (излишняя тревожность, непрактичность, неуклюжесть и т. д.), но и силой, выражающейся прежде всего в так необходимых в наше время тревожно-нравственных размышлениях и переживаниях. Эту свою "силу слабости", которой наполнена и удрученная сомнениями дюреровская меланхолия, важно и полезно применить в жизни. Следует помогать пациенту становиться более полезным обществу, не ломая себя, не пытаясь искусственно превращать себя в свою "смелую", "нахальную" противоположность (к чему поначалу так стремятся многие дефензивные больные).
Так, например, в группе творческого самовыражения общими усилиями показываем "современному Гамлету", что за его житейской непрактичностью, нерешительностью стоит бесценная нравственная щепетильность, способность философски, остроумно осмыслять действительность и рассказывать многим людям о них самих и дивной диалектике жизни так, как сами они не смогли бы. Осознав, что храбро-агрессивные, практические дела не есть его удел, что, возможно, дефензивными переживаниями в соответствующей обстановке мучились бы и Дарвин, и Толстой, и Чехов, дефензивный пациент станет уважать это свое "дарвинское, толстовское, чеховское". Утверждаясь в истинной своей ценности, он скорее научится решительнее заниматься необходимым практическим делом.
Можно привести пример, как пациент, одаренный математик, но робкий, рассеянный, физически хрупкий, неловкий, буквально истязал себя на уроках физкультуры сложными упражнениями, до слез презирая свою слабость, непрактичность. Будучи студентом, он продолжал "ломать" себя, занимаясь альпинизмом, и вскоре погиб, сорвавшись в пропасть. По-видимому, с помощью Т. т. с. Б. он смог бы прочувствовать и осознать, что его телесную хрупкость, неловкость можно даже уважать как неотъемлемую часть душевно-телесной конституции, без которой не было бы его математического дара. Автор метода М. Е. Бурно подчеркивает, что в этом он видит отличие подлинно клинической психотерапии, индивидуализирующей каждый случай, от психологическо-ориентированной, при которой могла бы возникнуть ситуация превращения Гамлета в нерассуждающего храбреца (хотя бы по мнению группы).
Т. т. с. Б. может применяться как в стационаре, так и амбулаторно, в условиях поликлиники, а также диспансера, в клубах трезвости, в кабинетах эстетотерапии (в санаториях), при работе с группами риска (страдающие алкоголизмом). Кроме того, этот метод может занять существенное место в системе реабилитации психически больных. Т. т. с. Б. противопоказана лицам с тяжелой депрессией с суицидальными мыслями. В этом случае в обстановке одухотворенного творчества может даже углубиться чувство тоскливой безысходности, отдаленности от людей.
– метод, к которому проявляют все больший интерес как психотерапевты, так и их клиенты. Будучи относительно новым веянием в психотерапии, «лечение творчеством» - а именно так переводится «арт-терапия» - обладает широкими возможностями, которые с удивлением открывают для себя все, кто попробовал этот необычный и удивительный метод.
Впервые об арт-терапии как о методе исцеления заговорил британский художник и врач Адриан Хилл. Работая с больными туберкулезом, он заметил, что занятия рисованием помогают им быстрее выздоравливать, а сама болезнь протекает гораздо легче. Пациенты отвлекались от своих переживаний, сосредоточиваясь на самовыражении через рисунок.
Если заглянуть еще чуть дальше, то мы увидим, что арт-терапия на самом деле древнее, чем кажется. С того момента, как первобытный человек впервые начертил куском угля линию на камне, начинается история Искусства и Творчества. Первоначально искусство являлось средством коммуникации – своеобразным способом поведать другим людям о своей сложной духовной жизни. Народное творчество – прообраз современной арт-терапии, которое не давало людям уйти в дебри собственных проблем. Недаром с возвращением интереса к детскому искусству, так называемому «примитивному творчеству», арт-терапия получила новый виток развития. В мире стрессов и постоянной спешки, мегаполисов, где правит депрессия и царит беспокойство, возможность отдыха и спонтанного выражения эмоций стала особенно важной.
А все дело в том, что арт-терапия апеллирует именно к тем внутренним потребностям человека, которыми большинство из нас по тем или иным причинам сегодня пренебрегают. Основная из них – наша базовая потребность в самоактуализации, самовыражении, лучшим средством для которых является именно творчество. Разумеется, разные люди по-разному видят цели своей жизни и саму жизнь, однако каждый, кто тем или иным способом стремится добиться успеха, так или иначе старается выразить себя. Не секрет, что далеко не всегда все в жизни идет так, как нам хотелось бы – и очень часто мы забываем о том, как важно помнить о своих внутренних потребностях, как важно относиться с любовью к себе и слушать себя. Постоянное «задвигание» своих желаний в угол, в конце концов, приводит к постоянному раздражению, нарастанию ощущения неудовлетворенности собой и своей жизнью, окружающим миром, который кажется настолько неприятным, что мы удивляемся – как это раньше (в детстве, например) мы считали его полным чудес?..
Арт-терапия – один из самых мягких и в то же время наиболее эффективных методов, помогающих обратиться к собственному подсознанию и вспомнить о своих базовых потребностях. Это естественный способ коррекции нашего эмоционального состояния. Что интересно, любой желающий может заниматься арт-терапией самостоятельно, не прибегая к помощи специалиста, если желает снять напряжение, получить заряд душевных сил и бодрости, настроиться на позитивный лад. Однако если стоит задача при помощи арт-терапии прояснить внутренние конфликты, найти причины проблем и постараться устранить их – здесь без помощи психолога не обойтись, поскольку самостоятельное «копание» в своем подсознании может сработать против Вас, приведя вместо положительного результата к совершенно противоположному – об этом предупреждают все специалисты.
Кому и когда помогает арт-терапия?
Кажущаяся простота метода арт-терапии порой заставляет задаться вопросом – насколько эффективна арт-терапия при той или иной проблеме? Поможет ли она мне?
Показания к проведению арт-терапии весьма обширны – благодаря своей естественности и мягкости этот метод может быть использован для работы с самым широким кругом лиц, включая пациентов с серьезными психическими расстройства (подробнее о работе методом арт-терапии при различных расстройствах читайте в разделе « »).
Особенность арт-терапии – в возможности «дозировки» ее воздействия в зависимости от стоящих перед терапевтом задач. Благодаря многоплановости воздействия творчества становится возможным применять арт-терапию в работе с клиентами любых возрастов.
Проблемы, которые эффективно помогает решать арт-терапия , достаточно разнообразны. Среди них можно назвать кризисные состояния, внутриличностные конфликты и проблемы в общении, трудности социализации, травмирующие ситуации, ситуации потери, трудности с пониманием себя, невротические расстройства, проблемы с формированием личностного смысла и т.д.
В ходе арт-терапевтического процесса человек получает, как минимум, выход для своей скрытой творческой энергии, некую разрядку, высвобождается напряжение, и наступает облегчение – «снимаются симптомы» проблемы. В некоторых случаях простого творческого выражения может быть недостаточно – тогда наступает черед более глубокой проработки проблемы, с выявлением ее корней и поиском способов разрешения.
Терапия или жизненный путь?..
Арт-терапия представляет собой метод, способствующий гармонизации личности и ее развитию в самом широком плане. Каждый человек способен к самовыражению – тем или иным способом, через движения, поэзию или прозу, рисунки, подбор прически и одежды и так далее. Для творческой личности – это единственный путь «заявить миру о себе», поведать о своих переживаниях, чувствах, мыслях. Впрочем, делить людей на «творческих» и «нетворческих» не совсем правильно – все мы без исключения способны творить, но у одних эта потребность выражена сильнее, чем у других. Арт-терапия предоставляет возможность для самовыражения и удовлетворения этой потребности. Это одна из ее базовых задач.
В основе арт-терапии – использование естественных творческих возможностей человека. Вовсе не обязательно иметь талант художника, чтобы выражать себя через рисунок – гораздо важнее, чем правильность линий, отражение рисунком внутреннего мира человека. Знание «языка творчества», умение использовать его позволяет открывать в себе новые качества и стороны, лучше понимать себя и свои желания, противоречия, ресурсы. Овладеть этим языком человеку, который далек от искусства и творческих взглядов на жизнь, не так-то просто – однако арт-терапия тем и хороша, что дает такую возможность. Задача арт-терапии – не научить человека рисовать, сочинять стихи или танцевать. Ее задача – научить человека творить в самом широком смысле. Творить свою собственную жизнь – так, как человеку этого всегда хотелось.
Творческий подход к жизни сегодня, увы, забывается. Жизнь большинства людей с детства в некотором роде предопределена – все мы знаем, как общество диктует нам свои условия. Специфика сегодняшней реальности – в постоянной борьбе за выживание, здесь важны скорость и изворотливость, напористость и сила. Втягиваясь в водоворот, мы привыкаем смотреть на вещи с чисто практической точки зрения. Есть проблема, есть ее решение. Мы должны делать то и это. Нам надо…
Разумеется, жизнь полна преград, которые необходимо преодолевать на пути к цели. Однако она вовсе не должна превращаться в бесконечную цепь напрягающих нас проблем. Решение каждой проблемы может быть найдено несколькими путями – и чем шире взгляд человека на жизнь, тем больше способов он может изобрести, тем шире его возможности. Творческий подход помогает не просто расширить кругозор человека, но и дать ему в руки инструмент, при помощи которого он сможет моделировать свою жизнь, находить интересные нестандартные решения, разнообразить повседневные привычные дела.
Арт-терапия использует символические образы, через которые открывается доступ к доселе не использованному потенциалу – развивается образное и ассоциативное мышление, улучшается восприятие, становясь более полным. Возможность свободного самовыражения помогает человеку лучше понимать себя и ощущать больше уверенности. Арт-терапия - это шанс прояснения личностных смыслов через более четкое формирование понимания своей уникальной личности.
Возможности метода, однако, на этом не исчерпываются. помогает научиться лучше контактировать с людьми, устанавливать более продуктивные и здоровые взаимоотношения. Познавая себя, человек учится лучше понимать других – зная себя и свои особенности, можно избежать непредвиденных трудностей в общении.
Занятия арт-терапией могут помочь открыть в себе ранее не известные таланты. Кроме того, это отличный способ отслеживать происходящие в себе и членах своей семьи изменения – перемены в эмоциональном состояния, отношении к различным аспектам жизни, друг к другу и к другим людям.
Виды арт-терапии
Существует огромное количество подвидов арт-терапии – в зависимости от того, с каким материалом работает человек и как происходит творческий процесс. Перечислять подвиды можно бесконечно, но в рамках этой статьи я остановлюсь только на некоторых, наиболее распространенных.
Вконтакте
Название «арт-терапия» переводится с латинского как «лечение искусством». Это направление психотерапии сравнительно молодое, но стремительно развивающееся благодаря тому эффекту, который достигается в ходе лечения. У нее появляется множество видов и подвидов, открывающих широкие возможности для избавления от .
Что такое арт-терапия?
Изначально речь шла о рисуночной терапии, то есть лечении изобразительным искусством, но в дальнейшем появились и другие виды творчества – пение, танцы, актерская игра, лепка и другие, которые помогают человеку не только расслабиться и отвлечься от насущных дел, но и глубже познать себя, свое внутреннее «Я», избавившись таким образом от своих комплексов и противоречий, улучшив настроение, гармонизировав душевное состояние. Терапия искусством не имеет нежелательных побочных эффектов и не вызывает у человека сопротивления, ведь в этом деле важен сам процесс, а не результат.
Что такое арт-терапия в психологии?
Данное понятие ввел британский врач и художник Адриан Хилл, который работал с туберкулезными больными и заметил, что занятие рисованием помогает им бороться с недугом. Арт-терапия в психологии применялась и во времена Второй мировой войны по отношению к детям, освобожденным из концентрационных лагерей. Сегодня ее проводят как в форме индивидуальных, так и групповых занятий. Арт-терапией можно заняться, даже не выходя из дома, купив раскраску-антистресс, придуманную Джоанной Басфорд.
Цели арт-терапии
Проходя курс лечения искусством, клиент осуществляет самопознание, самовыражение и самоанализ, что позволяет гармонизировать его . Терапия творчеством преследует цель улучшить психологический и эмоциональный фон, снять напряжение, избавиться от страхов и фобий, агрессии, тревожности, апатии, депрессии, повысить жизненный тонус и настроение.
Кроме гармонизации психического состояния занятия психолога с элементами арт-терапии преследуют следующие задачи:
- Раскрыть человека, его таланты и способности.
- Ускорить выздоровление при многих заболеваниях.
- Наладить контакт между терапевтом и клиентом, установить между ними доверительные отношения.
- Помочь пациенту сконцентрироваться на внутренних переживаниях и научиться контролировать свои эмоции.
- Помочь человеку социально адаптироваться.
- Дать толчок к выражению своих чувств и мыслей, которые человек не может или не хочет выразить привычным способом.
В чем преимущества арт-терапии?
Арт-терапия воздействует на психику мягко, ненавязчиво, ведь сам процесс лечения подобен занятию хобби. Зачастую пациент находится в подавленном состоянии и наладить общение трудно, а возможности арт-терапии позволяют проявить свое «Я» через визуальное искусство. Методика такого лечения базируется на принципе, что содержания внутреннего «Я» пациента отражаются в зрительных образах в тот момент, когда он лепит, рисует, танцует или поет, в результате чего гармонизируется состояние психики.
Такое лечение не вызывает у клиента отторжения или неприятия, что очень важно для людей в состоянии стресса. Оно всегда добровольно и безопасно. В процессе проецирования внутренних переживаний на свое творение человек не осознает, что они бессознательно выходят наружу. Если рассматривать процесс с точки зрения психоанализа, то основным его механизмом является сублимация. Через художественные визуальные образы и объекты происходит взаимодействие бессознательного с сознанием, а терапевт помогает пациенту понять, что же хочет сказать ему его «бессознательное».
Виды арт-терапии
Данная методика вызывает все больший интерес, что создает предпосылки для расширения ее границ и появления все новых «инструментов» лечебного искусства. Методы арт терапии включают:
- изотерапию – живопись и рисование;
- цветотерапию - на человека воздействуют светом различных цветовых гамм;
- музыкотерапию, которая заключается в прослушивании различных композиций;
- песочную терапию – рисование песком;
- видеотерапию - подразумевается просмотр видео, в котором у героя отображена такая же проблема;
- игротерапию - в процессе игры формируются нужные психические функции;
- библиотерапию - этот метод использует литературу для лечения словом;
- сказкотерапию – сочинение сказок, анализ уже существующих произведений;
- маскотерапию - применяется объемное изображение лица пациента, позволяющее направить его эмоции и переживания в нужное русло;
- драматерапию, то есть драматизацию, разыгрывание какого-либо сюжета;
- фототерапию – фотографирование, создание коллажей;
- денс-терапию – занятие танцами;
- арт-синтезтерапию - она объединяет в себе живопись, стихосложение, мульт-, цвето-, маско-, фототерапию и др.
Арт-терапия для женщин
При современном темпе жизни, когда люди регулярно подвергаются стрессу, терапия искусством помогает понять себя, свое место в жизни и найти способы осуществления своих желаний. Арт-терапия для взрослых предоставляет возможность усилить собственную энергию, обрести уверенность в себе и спокойствие. Посредством художественных визуальных образов создается картина собственной жизни – такая, какой человек хочет ее видеть.
Арт-терапия для пожилых людей
Направление лечения всегда выбирает специалист, учитывая сложность каждого вида творчества. И если подросткам больше подойдет игра в любительском театре или танцы, то арт-терапия для пожилых предусматривает выбор более спокойных и несложных техник, с которыми легко справиться, и для выполнения которых не нужны особые навыки. При работе с пожилыми очень важно сподвигнуть человека начать и не стремиться достичь какого-то конкретного результата. Это самый трудный этап, ведь многие люди в таком возрасте уже не верят в свои силы, к тому же считают, что для этого нужен особый талант.
Арт-терапия – упражнения
Существует масса приемов, позволяющих решить свои внутренние проблемы. Вот некоторые из них:
- При работе с ребенком попросить его нарисовать свой страх. Чтобы пугающее обернулось обратной стороной, его нужно сделать смешным и забавным. Например, пририсовать крокодилу бантик, а злой собаке розовые крылышки.
- Техники арт-терапии включают упражнение под названием «Каляки-маляки». Пациенту предлагается нарисовать бессмыслицу, а затем внимательно ее рассмотреть и выделить осмысленный образ, обвести его, дорисовать, а после описать рисунок.
- Приемы арт-терапии включают методику «коллаж». В контексте заданной темы клеить, лепить и рисовать на бумаге все, что угодно. Анализ проводится с учетом размера и положения элементов, цвета, сюжета, гармоничности и пр.
Книги по арт-терапии
Терапия творческим самовыражением освещается в следующих произведениях:
- «Техники телесно-ориентированной арт-терапии» А.И. Копытина . Практическое пособие, помогающее в работе с различными травмами и зависимостями.
- «Практика арт-терапии: подходы, диагностика, системы занятий» Л.Д. Лебедевой . Автор в простой и доступной форме приводит подробное описание техник лечения искусством, перечисляет все для этого необходимое, описывает диагностические методики.
- «Терапия творческим самовыражением» М.Е. Бурно . В книге приводится весь спектр лечебных методик, опирающихся на искусство и творчество.