Рабочая программа литературного кружка
Учитель русского языка и литературы
Ершова Тамара Андреевна
Федеральным государственным образовательным стандартом предусмотрены новые требования к образованию, новые подходы к работе: творческие мастерские, читательские конференции, викторины, конкурсы, экспресс-концерты и другие формы проведения, которые способствуют организовывать и проводить увлекательную кружковую работу.
Материалы, разработанные для работы в кружке, можно использовать и на уроках литературы, и на дополнительных занятиях.
Целью литературного кружка является:
Развитие творческих способностей детей, самостоятельной творческой деятельности
Расширение жизненного опыта школьников, вовлечение их в соответствующую их интересам творческую среду
Развитие общего творческого потенциала и специальных литературно-творческих способностей.
Программа ставит следующие задачи :
1. Обучающие:
Освоение детьми более глубоких знаний по различным аспектам литературного творчества (стихосложение, жанры произведения, лексические средства языка);
Формирование у обучающихся творческого мышления: ассоциативных образов, фантазирования, понимание закономерностей, умение решать сложные проблемные ситуации;
Развивать способности свободно, нестандартно мыслить, умение передать свою мысль в письменной и устной форме;
Развитие эстетических качеств, самостоятельности суждений при восприятии произведения.
2. Воспитательные:
Воспитание у учащихся уважения и любви к родной литературе;
Формирование адекватной самооценки, развитие коммуникативных навыков, культуры общения со сверстниками;
Воспитание активной жизненной позиции.
Ожидаемые результаты освоения программы:
Личностным результатом обучающихся по программе кружка является формирование всесторонне образованной, инициативной, успешной и творческой личности, обладающей системой современных мировоззренческих взглядов, ценностных ориентаций, идейно – нравственных, культурных и этических принципов.
Метапредметные результаты заключаются в формировании и развитии познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей обучающихся;
Способность к самостоятельному приобретению новых знаний и практических действий – умений;
Умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, ее преобразование, сохранение, передачу и презентацию;
Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной форме.
Предметные:
Понимание литературы как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций;
Осознание значимости литературы для личного развития;
Умение применять литературные знания в повседневной жизни.
Направленность программы: художественно-эстетическая
Педагогические условия реализации программы :
В основе кружковой работы лежит принцип добровольности.
Основными педагогическими принципами, обеспечивающими реализацию программы, являются:
Учет возрастных и индивидуальных особенностей каждого учащегося;
Доброжелательный психологический климат на занятиях;
Личностно-деятельный подход к организации учебно-воспитательного процесса;
Оптимальное сочетание форм деятельности;
Доступность.
Формы работы:
Эвристическая беседа;
Индивидуальная, групповая и коллективная исследовательская деятельность;
Выразительное чтение;
Самостоятельная творческая работа (индивидуальная и групповая) – творческие мастерские;
Артикуляционные разминки;
Обсуждение проблемных вопросов;
Конкурсы;
Викторины
Театральные постановки;
Выпуск журнала.
Основные принципы работы кружка.
1. Принцип связи внеклассной работы с уроками литературного чтения
2. Принцип систематичности в подаче языкового материала.
3. Принцип учета индивидуальных интересов и способностей учащихся.
4. Принцип занимательности.
5. Принцип разнообразия форм и видов внеклассной работы.
6. Принцип взаимосвязи отдельных видов внеклассной работы.
7. Принцип добровольности.
8. Принцип массовости.
Календарно-тематическое планирование
Тема занятия | Кол-во часов | |||
Что такое слово? | ||||
Лексическое значение слова | ||||
Прямое и переносное значение слова | ||||
Шифрованное письмо | ||||
Интонация | ||||
Страна «Ребусология» | ||||
Малые жанры фольклора | ||||
Сочиняем загадки | ||||
Небылицы | ||||
Лото сказок | ||||
Наш театр. Басни. | ||||
Стихи о животных | ||||
Итоговое занятие. Создание журнала «Мы на площадке-2016» |
Техническое оснащение :
Компьютер;
Проектор;
Художественные рисунки и иллюстрации;
Книги с произведениями;
Материалы для художественного творчества (гуашь, акварель, бумага и т. д.)
Список литературы:
Для учителя:
Альбеткова Р.И. / Русская словесность, - учебное пособие, ДРОФА, М., 2013.
Наталья Николаевна Куклова
Программа литературного кружка «Реченька» для старших дошкольников.
Пояснительная записка.
В каждый период жизни ребенка деятельность его организма связана с решением определенных приоритетных, жизненно важных задач. В дошкольный период это задачи социальной значимости, например, развитие речи.
Речь является одной из самых сложных высших психических функций человека, от степени, сформированности которой в раннем детском возрасте во многом зависит уровень общей подготовленности ребенка к успешному обучению в общеобразовательной школе. Если речь начинает интенсивно развиваться на втором году жизни, то к шести годам ребенок уже будет в состоянии управлять своим поведением на основе словесно обобщенной информации.
Однако статистика показывает, что процент детей с речевыми нарушениями неуклонно растет. На сегодня, по данным Всемирной организации здравоохранения, различные нарушения речи отмечаются у 30% детей, пришедших в 1-й класс, т. е. объективно в течение дошкольного периода у трети всех детей речевая функция не достигает нормы и требует дополнительных корригирующих воздействий специалистов.
Известно также, что отклонения легче предупредить, чем исправлять уже сформировавшиеся. Поэтому развивать речь необходимо с раннего детства и в тесном взаимодействии всех специалистов, так как именно первые годы жизни ребенка имеют решающее значение для его дальнейшего развития.
К числу одной из важнейших задач воспитателя с дошкольниками , имеющими ОНР, относится формирование у них связной монологической речи. Это необходимо как для более полного преодоления системного речевого недоразвития , так и для подготовки детей к предстоящему школьному обучению. К сожалению фронтальных и индивидуальных занятий с детьми с нарушениями речи недостаточно для решения проблем. Учитывая данный факт, был создан кружок «Реченька » , который включает в себя следующие виды детской деятельности :
Чтение сказок, рассказов, стихов, потешек, скороговорок, отгадывание загадок
Наблюдение, демонстрация, ТСО
Игры, упражнения
Беседы; объяснения, рассказ, чтение
Инсценировки и драматизации.
Актуальность.
Особое значение придаётся работе с художественной литературой , так как это и таинственный мир, в который погружается каждый ребёнок, и источник информации об окружающем , и необходимое условие нормального речевого развития . Дети учатся не только разучивать стихотворения, отгадывать загадки, пересказывать сказки, но и знакомятся с эпитетами, метафорами, сравнениями, другими средствами художественной выразительности, учатся фантазировать, сочиняя необычные продолжения известных сказок, придумывая свои, оригинальные сказки или истории на заданную тему.
Разработка оптимальных путей преодоления общего недоразвития речи у старших дошкольников через ознакомление с художественной литературой .
Задачи кружка .
1. Показать особенности развития выразительности образной речи дошкольников с ОНР на основе произведений и фольклорного жанра.
2. Развивать творческие способности ребёнка через театрализованную деятельность, совершенствовать артистические навыки детей.
3. Развивать коммуникативные качества детей посредством народных сказок, фольклора, игр, забав.
4. Формировать опыт социальных навыков поведения, создавать условия для развития творческой активности детей.
На занятиях кружка с детьми учимся говорить ярко, образно, выразительно, привлекая внимание слушателей. Играем в пальчиковые игры по мотивам народных и авторских сказок. Показываем театральные представления с использованием кукол - перчаток. Театральная деятельность – это самый распространенный вид детского творчества. Она близка и понятна ребенку, глубоко лежит в его природе и находит свое отражение стихийно, потому что связана с игрой. Всякую свою выдумку, впечатления из окружающей жизни ребенку хочется воплотить в живые образы и действия. Входя в образ, он играет любые роли, стараясь подражать тому , что видел и что его заинтересовало, и получая огромное эмоциональное наслаждение.
Занятия театрализованной деятельностью помогают развивать интересы и способности ребенка; способствуют общему развитию; проявлению любознательности, стремления к познанию нового, усвоению новой информации и новых способ действия, развитию ассоциативного мышления; настойчивости, целеустремленности, проявлению общего интеллекта, эмоций при проигрывании ролей. Чередование функций исполнителя и зрителя, которые постоянно берет на себя ребенок, помогают ему продемонстрировать товарищам свою позицию, умения, знания, фантазию.
Упражнения на развитие речи, дыхания и голоса совершенствуют речевой аппарат ребенка . Выполнение игровых заданий в образах животных и персонажей из сказок помогает лучше овладеть своим телом, осознать пластические возможности движений. Дети становятся более раскрепощенными, общительными; они учатся четко формулировать свои мысли и излагать их публично, тоньше чувствовать и познавать окружающий мир .
Структура.
Кружковая работа позволяет занять детей в свободное от организованной образовательной деятельности время, раскрепостить детей, снять «установку» на образовательную деятельность, позволяет воспитателю избегать шаблонного начала образовательной деятельности.
Этапы работы :
Установочный этап (дети знакомятся с темой, у них формируется положительная установка на деятельность, активизируется внимание. С помощью специальных бесед, игр воспитатель вместе с педагогом - психологом и учителем-логопедом формируют у детей эмоционально-доверительный контакт со сверстниками).
Коррекционный этап (включает преодоление основных проблем, существующих в развитии речи и поведенческой сферах детей с ОНР. Предлагаются задания на формирование дружеских контактов в группе, умение взаимодействовать в игре, участие в исполнении ролей в играх).
Завершающий этап (подводится итог, работа всех детей оценивается положительно) .
Результатами проводимой работы является положительная динамика показателей качества обучения и воспитания. Ребята используют в активной речи потешки, считалки, имеют запас знаний сказок и сказочных героев, используют атрибуты русской народной культуры в самостоятельной деятельности, принимают активное участие в народных праздниках. Дети научились видеть красоту русского народного слова через игры, беседы, занятия. Постоянно расширяют свой кругозор, речь становится грамотной, используют народные слова и понимают их смысл. В своей работе использую современные образовательные технологии : личностно-ориентированные (обеспечиваю комфортные, безконфликтные и безопасные условия её развития); гуманно-личностные (отвергаю принуждение, исповедую идеи всестороннего уважения и любви к ребёнку); сотрудничества (реализую демократизм, равенство, партнёрство в отношениях педагога и ребёнка); здоровьесберегающие (гимнастика, физминутки, гимнастика после сна, пальчиковые игры, прогулки на свежем воздухе с использованием подвижных игр, контролирую проветривание помещений); свободного воспитания (делаю акцент на предоставление ребёнку свободы выбора и самостоятельности, осуществляя свой выбор ребёнок заявляет свою позицию); игровые; развивающее обучение, позволяющее развивать творческую личность, готовой к жизни в современном обществе; дифференцированное обучение, согласно которому даю детям знания по принципу : каждому на уровне его возможностей и способностей, учитываю индивидуальность каждого ребёнка; интерактивные технологии, которые используются мною на занятиях, кружковой работе , в работе с родителями. Благодаря современным педагогическим технологиям образовательный процесс осуществляется эффективно.
В рамках программы кружка «Реченька » с детьми старшего дошкольного возраста был разработан план мероприятий с детьми и родителями. В ходе наших встреч дети узнали, как появилась книга, знакомились с русским фольклором, путешествовали по русской ярмарке, рассказывали любимые сказки, побывали в стране «Загадай-ка» , участвовали в драматизациях и инсценировках, постановке кукольных спектаклей.
Форма организации занятий в кружке «Реченька » .
Занятия проводятся один раз в неделю.
Продолжительность - 25-30 минут
Количество детей – все присутствующие в группе
Возраст – 5-6 лет
Взаимодействие со специалистами и родителями.
Работа кружка проходит более эффективно и результативно при участии специалистов ДОУ : к консультации педагога-психолога прибегаем для решения социально-нравственных проблем у детей. Советы логопеда помогают совершенствовать речевые навыки дошкольников . Другие педагоги принимают участие в праздниках, развлечениях в роли персонажей. Родители оказывают помощь в изготовлении атрибутов, костюмов к праздникам; участвуют в качестве персонажей.
Беседы с родителями, их участие в работе кружка помогают и дома закреплять знания и навыки, полученные детьми на занятиях и, тем самым, достичь желаемых нами результатов.
Ожидаемые результаты.
Предполагаемые результаты :
1. Развитие монологической и диалогической речи детей с ОНР
2. Развитие творческих способностей ребёнка с ОНР через театрализованную деятельность, совершенствовать артистические навыки
Дети овладевают умением :
1. Пересказывать литературные произведения , самостоятельно передавая идею и содержание, выразительно воспроизводя диалоги действующих лиц.
3. Различать литературные жанры : сказка, рассказ, загадка, пословица, стихотворение
4. Проявлять в рассказах индивидуальные способности к творческой речевой деятельности .
Анализ работы кружка «Реченька » показал положительную динамику в коррекции речевых и психических нарушений у старших дошкольников . Поэтому опыт работы кружка может использоваться в работе психологов, педагогов, специалистов дошкольного образования , а также будет полезен родителям, заинтересованным в гармоничном развитии своих детей.
Перспективный план работы кружка :
Сентябрь :
Диагностика развития речи детей
- «Театр звуков»
Октябрь :
- «Как появилась книга»
- «Как рождается книга»
- «Знакомство с русским фольклором : «Песенки, потешки «Кисонька – мурысенька» , «Пошел котик на Торжок»
Знакомство с загадками
Игры на развитие слуха, звукоподражания, преметноигровых действий, формирование речи
Ноябрь :
Знакомство со сказками разных народов
-
- «Путешествие по русской ярмарке»
- «Путешествие по русской ярмарке»
Декабрь :
Придумывание детьми сказок
- «Учимся говорить по-разному»
Путешествие по стране «Загадай-ка»
Подготовка к Новогоднему празднику»
Январь :
Игры на формирование актерского мастерства, обучение кукловождению
- «Учимся четко говорить
Театрализованное фольклорное представление
Февраль :
- «Раз, два, три, четыре, пять – вы хотите поиграть?»
Инсценировка «Лесные звери»
Подготовка к празднику
Праздник русского валенка
Март :
- «Составление описательного рассказа о маме»
Инсценировка «Сорока – белобока»
Инсценировка «Кошки – мышки»
Апрель :
- «Раз, два, три, четыре, пять – стихи мы будем сочинять»
- «Веселые стихи читаем и слово – рифму добавляем»
-«Друг всегда придет на помощь»
- «Пластилиновая сказка»
Чтение любимых книг
Викторина «Мы любим сказки»
- «Рассказываем про любимые игры и сказки»
Подготовка к спектаклю
Спектакль с участием взрослых (родителей) и детей группы
Работа с родителями :
Сентябрь : Анкетирование «Речевое развитие ребенка
Октябрь : Создание мини-библиотеки на тему «Устное народное творчество»
Ноябрь : Оформление альбома «Сказки» (сочиненными родителями вместе с детьми)
Декабрь : Предложить родителям вспомнить речевые игры из своего детства и оформить альбом
Январь : Предложить помочь в организации, оформлении театрализованного представления «Милости просим в нашу светлицу»
Февраль : Совместная подготовка к празднику «Русского валенка»
Март : Консультация «Развитие речи ребенка – важнейшая задача»
Апрель : Сочинение стихов, загадок, различных рифмовок
Май : Организация и проведение вместе с детьми и родителями спектакля
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Терсинская средняя общеобразовательная школа» Еланского муниципального района
Волгоградской области
Образовательная программа
поэтического кружка
по литературе
«Живое слово»
Возраст детей: 12-14 лет.
Срок реализации: 1 год
Составитель:
Учитель русского языка и литературы
Ерёмичева Марина Сергеевна
Пояснительная записка.
Направленность программы «Живое слово» по содержанию является культурологической, по функциональному предназначению учебно-познавательной, по форме организации кружковой, по времени реализации годичной. Программа разработана с учетом программы по русскому языку для общеобразовательных учреждений и реализует преемственность с основным содержанием учебной программы по литературе для 6-7 классов. Непредсказуемые мысли и чувства вызывают в нас произведения разных лет и непохожих друг на друга авторов. Но чтобы они оказали на нас, читателей, своё удивительное, ни с чем не сравнимое воздействие, необходимо одно простое условие: художественные произведения надо любить. А для этого их надо понимать и воспринимать так, как того хотел их создатель. Здоровый нравственно и эмоционально человек не может прожить, не удовлетворяя своих духовных потребностей, не погружаясь в мир поэзии и прозы. Художественные произведения приносят нам радость поэтического восприятия мира, высшую форму наслаждения - нравственно-эстетическую. Данная программа позволяет более подробно, в доступной форме, познакомить детей с теорией литературы. Очень многие ребята в школьном возрасте начинают пробовать перо, но из-за отсутствия элементарных знаний по технологии написания художественного текста, размеров стиха и прочих теоретических знаний, допускают ошибки, чувствуют неуверенность в своих силах. В дальнейшем нереализованность стремлений может породить нежелательные последствия. Поэтому необходимо помочь ребёнку раскрыть свои творческие способности.
Новизна программы состоит в том, что учит развивать способности свободно, нестандартно мыслить, умение передать свою мысль в письменной и устной форме. Развивается критичность мышления, склонность к рефлексии, формирование самоанализа, стремление к самостоятельности, что соответствует избранным формам и методам освоения материала данной программы.
Актуальность программы:
Занятия литературным творчеством имеют огромное значение в становлении личности ребёнка, создают благоприятные условия для развития творческого воображения, полёта фантазии, развития правильной, грамотной речи, развивают способность свободно, нестандартно мыслить, проявлять себя в творчестве. Школьный возраст – это период, фантанирующий идеями, замыслами, воображением, фантазиями. Важно не пропустить момент и направить энергию в правильное русло, определить творческие способности детей, талантливость, создать условия для самовыражения, дать возможность проявить себя.
Педагогическая целесообразность . Программа рассчитана на детей 12-13 лет, потому как наиболее действенные формы работы предлагаются увлекательные путешествия в слово, основанные на использовании разнообразного занимательного материала широко представленного в научно-популярной литературе; индивидуальная и групповая поисково-исследовательская деятельность, ориентирующая учащихся на самостоятельный поиск и обобщение разнообразного материала; занятия, на которых учащиеся выполняют индивидуальные задания, выступают с сообщениями; викторины на лучшего знатока литературы; конкурсы, на которых учащиеся защищают свои творческие работы, демонстрируют умения выразительного чтения.
Основная цель программы - через знакомство с аспектами поэтического мастерства развивать умение создавать стихи, анализировать лирические произведения собственного сочинения и других авторов; формировать компетентность в области стихосложения; развивать творческий потенциал учащихся.
Программа ставит следующие задачи:
1. Обучающие:
* освоение детьми более глубоких знаний по различным аспектам литературного творчества (стихосложение, жанры и роды произведения, лексические средства языка);
* формирование у обучающихся творческого мышления: ассоциативных образов, фантазирования, понимание закономерностей, умение решать сложные проблемные ситуации;
* развивать способности свободно, нестандартно мыслить, умение передать свою мысль в письменной и устной форме;
* развитие эстетических качеств, самостоятельности суждений при восприятии произведения.
2. Воспитательные:
* воспитание у детей уважения и любви к мировой литературе;
* формирование трудолюбия и требовательности к себе;
* преодоление обучающимися нерешительности и закомплексованности в отношении литературной деятельности;
* формирование адекватной самооценки, развитие коммуникативных навыков, культуры общения со сверстниками.
Определяющее направление в предстоящей работе - научить учащихся творчески мыслить. Этому во многом может помочь
- целостный анализ поэтического произведения:
- умение вчитываться в произведение и видеть слово в контексте;
- постижение поэтической идеи;
- знакомство с различными аспектами поэтического мастерства.
Возраст детей , участвующих в реализации данной образовательной программы:
от 11 до 13лет. Ведущая деятельность этого возраста - личностное общение в процессе общественно - полезной деятельности и обучения.
Срок реализации : 1 год.
Режим занятий : 1 раз в неделю
Программа рассчитана на 36 часов.
Педагогические условия реализации программы:
В основе кружковой работы лежит принцип добровольности.
Основными педагогическими принципами , обеспечивающими реализацию программы, являются:
Учет возрастных и индивидуальных особенностей каждого ребенка;
Доброжелательный психологический климат на занятиях;
Личностно-деятельный подход к организации учебно-воспитательного процесса;
Оптимальное сочетание форм деятельности;
Доступность.
Обучение по программе осуществляется в виде теоретических и практических занятий с учащимися. Занятия могут проводиться в различных формах :
обзоры поэтических новинок и отчёты о прочитанных книгах, работа в группах, дискуссии, беседы, викторины, встречи с поэтами, конкурсы, литературные вечера. Результатом занятий являются практические работы, выступления, праздники.
Используются следующие педагогические технологии: культуровоспитывающее обучение, проблемное, развивающее обучение, игровая, личностно-ориентированная, интеграционная, информационно-компьютерная технологии.
Программа содержит разный уровень сложности изучаемого материала, что позволит найти оптимальный вариант работы с той или иной группой обучающихся. Данная программа является программой открытого типа, т.е. открыта для расширения, определенных изменений с учетом конкретных педагогических задач, запросов детей.
Программа развивает познавательный интерес к художественным произведениям, способность к сценической деятельности.
Ожидаемый результат:
· рост познавательной и творческой активности у ребят;
· увеличение числа школьников, занимающихся творческой, исследовательской работой.
· формирование у учащихся эстетического, творческого подхода к оформлению материалов;
· развитие наблюдательности, зрительной памяти, воображения, ассоциативного мышления.
· повышение уровня обученности школьников и качества знаний в области литературы, культурологи, эстетики.
Оценка результативности:
В качестве форм подведения итогов организуются публичные чтения произведений собственного сочинения, выступление на концертах, общешкольных линейках, участие в различных конкурсах.
Ожидаемые результаты к концу обучения
1. Учащиеся должны знать:
Основы теории литературы;
Композицию литературного произведения;
Жанровое разнообразие литературы;
Изобразительно-выразительные средства поэтического языка;
Систему стихосложения;
Размер стиха.
2. Учащиеся должны уметь:
Отличать прозаическое произведение от поэтического;
Писать короткие стихотворные произведения в разных жанрах;
Подбирать рифму;
Рифмовать строфы в разных размерах;
Декламировать литературные произведения.
3. Учащиеся должны приобрести навыки:
Аккуратности и трудолюбия;
Основные навыки работы в группе.
Учебно-тематический план
Название темы |
Количество часов |
||||
Теория |
Практика |
Всего |
|||
Вводное занятие. Что такое поэзия? Поэтические жанры. |
|||||
«Я знаю силу слов…» Назначение поэта и поэзии. |
|||||
Изобразительно-выразительные средства поэтического языка. |
|||||
Системы стихосложения. |
|||||
Размер стиха. |
|||||
Рифма. «Поход за вдохновением». |
|||||
Поэзия и штампы. |
|||||
Стили речи. |
|||||
Поэзия и живопись. |
|||||
Музыка в поэзии. Моё поэтическое творчество. |
|||||
Итоговое занятие по курсу занятий. Ярмарка талантов. |
|||||
Итого |
|||||
Тема 1
Вводное занятие. Что такое поэзия? Поэтические жанры. (2 часа)
Теория: Цель, задачи, содержание программы обучения. Понятие слова «поэзия». Знакомство с лирическими жанрами: гимн, ода, послание, сатира, псалом, сонет, песня, стихотворение, лиро-эпическими: баллада, поэма, роман в стихах.
Практические работы:
Анализ поэтических текстов с целью определения их жанровой принадлежности.
Форма занятия: коллективная
Тема 2
«Я знаю силу слов…». Назначение поэта и поэзии. (2 часа)
Теория: Беседа о назначении поэта и поэзии. Знакомство с литературной критикой.
Практические работы: Викторины по творчеству русских поэтов. Решение проблемы: как понимать – «Поэтом можешь ты не быть, а гражданином быть обязан» (Н.А. Некрасов).
Форма занятия: коллективная
Методическое обеспечение: компьютер, экран, ручка, чистые листы.
Тема 3
Изобразительно-выразительные средства поэтического языка. (6 часов)
Теория: Троп. Эпитеты. Сравнение. Олицетворение. Метафора. Метонимия. Перифраз. Синекдоха. Гипербола.
Практические работы: Чтение и анализ стихотворений на предмет определения в них изобразительно-выразительных поэтических средств.
Игра «Подбери тропы».
Конкурс стихотворений о природе.
Форма занятия: коллективная
Методическое обеспечение: компьютер, экран, ручка, чистые листы.
Тема 4
Системы стихосложения. (2 часа)
Теория: Виды систем стихосложения (античная, песенно-тоническая, силлабо-тоническая, декламационно-тоническая).
Практические работы: Игра «Угадай».
Форма занятия: коллективная
Методическое обеспечение: ручка, чистые листы.
Тема 5
Размер стиха. (6 часов)
Теория: Строфа. Стопы. Размеры стиха (ямб, хорей, дактиль, анапест, амфибрахий).
Практические работы: Анализ поэтических произведений русских классиков.
Конкурс на написание четверостиший, написанных двусложными и трёхсложными размерами.
Конкурс стихов, посвящённый здоровому образу жизни.
Форма занятия: коллективная
Методическое обеспечение: компьютер, экран, ручка, чистые листы.
Тема 6
Рифма. «Поход за вдохновением». (6 часов)
Теория: Рифма. Виды рифмовки (парная или смежная, перекрёстная, опоясывающая или кольцевая). Точная и неточная рифмы.
Практические работы: Игра «Найди рифму».
Экскурсия в музей.
Конкурс стихов, посвящённый временам года.
Форма занятия: коллективная
Тема 7
Поэзия и штампы. (2 часа)
Теория: Понятие «штамп» в литературе.
Практические работы: Разбор неудачных стихов, несовершенных поэтических произведений, подобранных учителем и учащимися (штампы, стилистические неточности, назидательность).
Форма занятия: коллективная
Методическое обеспечение: компьютер, экран.
Тема 8
Стили речи. (2 часа)
Теория: Связная речь. Стилистические особенности языка. Типы текстов. Композиция художественного произведения. Типы речевых ошибок и способы их исправления.
Практические работы: Игра «Составь рассказ».
Форма занятия: коллективная
Методическое обеспечение: компьютер, экран.
Тема 9
Поэзия и живопись. (2 часа)
Теория: Роль живописи в поэтическом творчестве. Вдохновение, навеянное созерцанием.
Практические работы: Рассматривание различных репродукций. Переложение на стихотворный текст.
Форма занятия: коллективная
Методическое обеспечение: компьютер, экран, репродукции известных художников.
Тема 10
Музыка в поэзии. Моё поэтическое творчество. (2 часа)
Теория: Роль музыкальных произведений в стихосложении. Настроение.
Практические работы: Прослушивание музыки. Наложение стихов на музыку.
Форма занятия: коллективная
Методическое обеспечение: компьютер, экран.
Тема 11
Литературная игра «Фигурами да тропами …» (2 часа)
Теория: работа с художественными средствами языка
Практические работы: Литературная игра «Фигурами да тропами …»
Форма занятия: коллективная
Методическое обеспечение: компьютер, экран.
Тема 12
Итоговое занятие по курсу занятий. Ярмарка талантов. (2 часа)
Теория: Обобщение знаний и подведение итогов.
Практические работы: Литературный вечер «Это мой мир».
Форма занятия: коллективная
Методическое обеспечение: компьютер, экран, ручка, чистые листы.
Методическое обеспечение занятий
Для занятий кружка необходима большая степень детализации, широкий диапазон сопоставлений, знакомство с разнообразным кругом новых произведений и стилей. Они должны отличаться дискуссиями в ходе бесед-разборов поэтических текстов, приподнятостью настроения и внутренней раскованностью учеников.
· увлекательные тематические занятия;
· обзоры поэтических новинок и отчёты о прочитанных книгах;
· чтение мемуарной литературы, книг о поэтическом мастерстве;
· занятия - концерты, конкурсы, на которых звучат стихи собственного сочинения.
Для поддержания учащихся интереса к изучаемому материалу, их активности на протяжении всего занятия необходимо применять дидактически игры.
Список литературы:
1. Под редакцией Т.А.Ладыженской «Речь. Речь. Речь», Педагогика, 2000;
2. Э.А.Вартаньян «Путешествие в слово», Русское слово, 2001;
3. Спирина Н. А. «Журналистика в школе», 2011;
4. О.Я.Лянцман «Здесь живёт театр», Учитель, 2009.
Дидактические игры:
Ø Подбери эпитет и обоснуй свой выбор:
И на душе не рассветает,
В ней тот же холод, что кругом,
Лениво дума засыпает
Над … прудом
Ø Восстановите пропущенные эпитеты в стихотворении Ф.И. Тютчева или предложите собственные:
Где … серп гулял и падал колос,
Теперь уж пусто всё – просто везде, –
Лишь паутины … волос
Блестит на … борозде.
Ø Вставьте сравнения на месте точек. Проведите конкурс на лучшее сравнение.
Пригрело землю весёлое апрельское солнышко.
Зашевелилась на опушке прошлогодняя листва,
Как будто …, и пробились сквозь неё,
Словно …, упругие стебельки.
На тонких веточках берёзы, как …,
Заблестели на солнце молодые листочки:
Ø Сочините стихотворение по рифмам, которые взяты из стихотворения А.К. Толстого: тает – земли – улетает – журавли – одетый – ждёт – согрето – поёт.
Ø Продолжите строки с рифмами:
Рак \ мак \ …;
Багаж \ гараж \ …;
Белка \ грелка \ …;
Карандаш \ пейзаж \ …
Ø Сочините считалку:
Тра-та-та, барабан барабанит,
Тра-та-та, …
Тра-та-та, …
Тра-та-та, …
Топ-топ-топ, бежал малыш,
Топ-топ-топ, …
Топ-топ-топ, …
Топ-топ-топ, …
Викторины
Викторина по творчеству М.Ю. Лермонтова
· Как называется первое стихотворение, которое Лермонтов решил выпустить в свет под своим именем? Где оно было напечатано?
· Какое стихотворение было передано царю с надписью «воззвание к революции»?
· Какие стихотворения М.Ю. Лермонтова были положены на музыку?
· На каких музыкальных инструментах играл М.Ю. Лермонтов?
· М.Ю. Лермонтов известен как живописец. Он создал цикл рисунков и картин на кавказские сюжеты. В них поэт-художник передал своё восхищение красотой и могуществом южной природы. Назовите известные вам картины поэта.
· При жизни М.Ю. Лермонтова художниками было написано 15 его портретов. Какие портреты вам известны?
· Какие художники иллюстрировали произведения М. Лермонтова?
Литературные игры
Английские шарады
Водящий уходит, а остальные загадывают фразу из известного поэтического произведения. Слова из фразы распределяются так, чтобы на каждого играющего выпало по одному слову. Все выстраиваются в порядке фразы и отвечают на вопросы водящего, употребляя в ответе своё слово. Тот, чьё слово оказалось решающим для отгадки, водит следующим.
Прогулка со словами
Сочините сказку или стихотворение со словами: дом, домище, домина, домик, домино. (Слова можно подбирать на усмотрение педагога).
Материально-техническое обеспечение
Для занятий литературного кружка необходимы соответствующие дидактические материалы и техническое оборудование. В их числе:
1. Репродукции картин, фотографий поэтов и писателей.
2. CD-диски, DVD-диски с изображение пейзажей, видеофрагменты из литературных произведений, аудиозаписи музыкальных произведений.
3. Материалы для художественного творчества (гуашь, акварель, бумага и т. д.)
4. Компьютер, мультимедийный проектор.
5. Магнитофон.
6. Столы, стулья.
Кабинет должен быть хорошо освещён, проветриваем, иметь средства для затемнения.
МКОУ СОШ ст. Николаевская Дигорского района
«Рассмотрено»
Руководитель МО учителей начальных классов
Бессараб Л. Н.
Протокол №_____
от«____»________2014 г
«Согласовано»
И.О. заместителя директора
по УВР________Чирво Н.Н.
«____»____________2014 г.
«Утверждаю»
И. О. Директора МКОУ СОШ
ст. Николаевская
Романенко Н. Н.
Приказ № _______
от «____»____________2014 г.
Рабочая программа
Литературного кружка
«В гостях у мудрой книги»
2 класс
Разработала
Учитель начальных классов
Хлоева Евгения Викторовна
2014-2015 учебный год
Пояснительная записка.
Современная школа переживает новый этап своего развития. Перед учителем начальных классов стоит задача построить учебно-воспитательный процесс таким образом, чтобы общество получало высококультурных, глубоко нравственных и социально активных граждан, для которых умение и стремление учиться должны стать устойчивыми качествами личности. Это не может быть достигнуто без серьёзной работы учащихся с первых дней обучения не только с учебником, но и с детскими книгами из доступного круга чтения. Еще совсем недавно ценность книги и чтения у нас была неоспорима. Но сегодня ситуация выглядит иначе. Картина массового чтения, его престиж, читательские пристрастия и привычки существенно изменились. В наш век научно-технического прогресса, где господствует телевидение, компьютеры и видеоигры, дети потеряли интерес к чтению. Мы наблюдаем:
изменение характера чтения;
возрастание числа учащихся, ограничивающихся чтением литературы только по школьной программе;
в настоящее время нет официального урока внеклассного чтения, работа с книгой введена в структуру уроков литературного чтения.
Проблема формирования правильного сознательного, беглого и выразительного чтения волнует каждого учителя, поскольку чтение играет очень важную (если не доминирующую) роль в образовании и развитии личности ребенка.
Что происходит с современным детским чтением в плане перспектив рождения нового поколения детей информационного общества? Этот вопрос глубоко волнует взрослых. Многие учителя и родители недовольны тем, что дети не любят читать, но заставить учиться нельзя, учебой надо увлечь! И это совершенно справедливо. Как учить чтению, чтобы дети полюбили книгу, ведь книга, прочитанная в детстве, остается в памяти на всю жизнь и влияет на последующее развитие человека? Особую актуальность приобретает эта проблема в начальной школе. Каждая книга должна прийти к ребенку в определенном возрасте, иначе дружба с ней может и не состояться!
Педагоги всерьез озабочены проблемой детского чтения. Многие родители не знают, что читают их дети, и не интересуются, какими книгами они увлекаются, в подавляющем большинстве не выписывают своим детям периодические издания. Сами же школьники предпочитают покупать сканворды, комиксы.
Для решения данной проблемы создана программа литературного кружка для учащихся 2 класса «В гостях у мудрой книги»
Цель программы: углубленно знакомить учащихся с детской литературой и книгой, обеспечивать литературное развитие младших школьников, раскрыть перед детьми мир нравственно-эстетических ценностей и духовной культуры, накопленных предыдущими поколениями, выработать художественный вкус, формировать культуру чувств, общения.
Программа нацелена на решение следующих задач:
развивать у детей способность полноценно воспринимать художественное произведение, сопереживать героям, эмоционально откликаться на прочитанное;
учить детей чувствовать и понимать образный язык художественного произведения, выразительные средства, создающие художественный образ, развивать образное мышление учащихся;
формировать умение воссоздавать художественные образы литературного произведения, развивать воображение учащихся, ассоциативное мышление, развивать поэтический слух детей, накапливать эстетический опыт слушания произведений изящной словесности, воспитывать художественный слух;
формировать потребность в постоянном чтении книг, развивать интерес к литературному чтению, творчеству писателей, создателей произведений словесного искусства;
обогащать чувственный опыт ребенка, его реальные представления об окружающем мире и природе;
формировать эстетическое отношение ребенка к жизни, приобщая его к классике художественной литературы;
обеспечивать достаточно глубокое понимание содержания произведений различного уровня сложности;
расширять кругозор детей через чтение книг различных жанров, разнообразных по содержанию и тематике, обогащать нравственно-эстетический и познавательный опыт ребенка;
обеспечивать развитие речи учащихся и активно формировать навыки чтения и речевые умения;
работать с различными типами текстов;
создавать условия для формирования потребности в самостоятельном чтении художественных произведений.
Отбор литературного содержания ориентируется на ценность произведений, учитывает возрастные возможности и социальный опыт младших школьников. Именно поэтому наряду с классической русской и зарубежной литературой отводится место произведениям устного народного творчества и современной детской книге.
На занятиях дети так же знакомятся с литературой родного края, произведениями устного народного творчества, отражающими быт и традиции, богатство и своеобразие языка людей, проживающих в данной местности, что не только окажет влияние на формирование личностного самосознания подрастающего человека, но и поможет освоить образную специфику литературы как вида искусства.
Педагоги, которые работают с младшими школьниками, знают, как нелегко обучить детей технике чтения, но ещё труднее воспитать увлечённого читателя. Необходимо организовать процесс так, чтобы чтение способствовало развитию личности, а развитая личность испытывает потребность в чтении как в источнике дальнейшего развития. Чтение и рассказывание книг организуется во все моменты жизни в школе, его связывают с играми и прогулками, с бытовой деятельностью и трудом.
Формы работы с книгой разнообразны и определяются творчеством педагога. Для формирования интереса к чтению надо использовать разнообразные формы организации занятий:
занятие-диспут,
занятие-спектакль,
занятие-праздник,
занятие-интервью,
интегрированное занятие,
конференция,
устный журнал,
конкурсы,
литературные встречи,
литературная гостиная,
литературный ринг и т. д.
Представленная в программе система работы позволяет осуществить внедрение новых технологий, нестандартных форм работы во внеурочной деятельности, развить речь учащихся, повысить учебную мотивацию детей и, главное, воспитать грамотного читателя. Использование компьютерных и мультимедийных технологий значительно повысит эффективность работы по воспитанию интереса к книге, к чтению.
Учитель должен создавать условия для современного ребенка, гарантирующие ему открытие целостной картины мира благодаря актуальному своду детской книги, развитие мотивов отношения к чтению, чтобы не нарушалась культура понимания ценности и приоритетности чтения, читательской деятельности.
Сроки и этапы реализации программы, ориентация на конечный результат:
Данная программа реализуется в течение 1 года во внеурочной деятельности. В конце учебного года проводится диагностирование в виде тестов, анкетирования, бесед.
В содержание программы выделяются два раздела:
1. Круг чтения.
2. Работа с детской книгой (УУД)
При обучении детей чтению их знания должны пополниться и элементарными понятиями литературоведческого характера: простейшими сведениями об авторе – писателе, о теме читаемого произведения, его жанре, особенностях малых фольклорных жанров (загадка, прибаутка, пословица, считалка). Дети получат первоначальные представления об изобразительных и выразительных возможностях словесного искусства (о «живописании словом», о метафоре, сравнении, олицетворении, ритмичности и музыкальности стихотворной речи).
Занятия кружка нацелены на развитие коммуникативности ребенка,
умение вести диалог, участвовать в беседе, слушать и дополнять товарищей, высказывать суждения и доказывать их правоту. При этом необходимо сохранять доброжелательный тон, эмоциональный характер речи, упражняясь во владении литературными нормами родного языка.
Круг чтения: художественная и научно-популярная литература, произведения для самостоятельного чтения учащихся про себя и выборочного перечитывания вслух, стихи, рассказы, сказки о Родине, о детях, о подвигах, о животных и растениях, о приключениях и волшебстве, книги писателей родного края.
Работа с детской книгой: ориентировка в книге, умение различать основные элементы книги, определение содержания по названию (автор, заглавие), умение дать правильный ответ, о ком или о чем прочитанная книга. Ориентировка в группе книг, определение темы чтения, выбор книг по заданным признакам, по рекомендательному плакату и книжной выставке. Закрепление навыка коллективного воспроизведения прочитанного по вопросам учителя. Нравственная оценка ситуаций, поведения и поступков героев. Умение соотносить фамилии авторов с их книгами. Закрепление положительного отношения к самостоятельному чтению детских книг на уроке и во внеурочное время, самостоятельное разучивание игр из книг-сборников, участие в подготовке выступления на утреннике, умение содержать в порядке классный уголок чтения.
Ведущие принципы программы литературного кружка
«В гостях у мудрой книги»
Программа предполагает такое содержание книг, их структуру и методику обучения, которые строятся на основе ведущих принципов:
художественно-эстетического;
литературоведческого;
коммуникативно-речевого.
Художественно-эстетический принцип определяет стратегию отбора произведений для чтения, и поэтому в круг чтения младших школьников вошли преимущественно художественные тексты. Внимание детей привлекается к тому, что перед ними не просто познавательные интересные тексты, а именно произведения словесного искусства, которые раскрывают перед читателем богатство окружающего мира и человеческих отношений, рождают чувство гармонии, красоты, учат понимать прекрасное в жизни, формируют в ребенке собственное отношение к действительности. Этот принцип предполагает активное установление связей между всеми другими видами искусства.
Литературоведческий принцип с учетом особенностей начального этапа обучения реализуется при анализе литературного произведения, выдвигает на первый план художественный образ. Слово становится объектом внимания читателя и осмысливается им как средство создания словесно-художественного образа, через который автор выражает свои мысли, чувства, идеи.
В начальной школе анализ художественного произведения должен помочь детям почувствовать целостность художественного образа и адекватно сопереживать герою.
Литературоведческий принцип находит свое выражение и в том, что программа охватывает все основные литературные жанры: сказки, стихи, рассказы, басни, драматические произведения (в отрывках). При анализе произведения этот принцип нацеливает на обогащение учеников первыми представлениями о проблематике.
Коммуникативно-речевой принцип нацелен на развитие речевой культуры учащихся, на формирование и развитие у младших школьников речевых навыков, главным из которых является навык чтения. Задача занятий по литературному чтению заключается в интенсивном развитии навыка чтения как вида речевой деятельности: от громко речевой формы чтения до чтения про себя.
Условия реализации программы
Реализация целей невозможна без использования ресурсов: наличия художественной литературы в школьной и сельской библиотеках, учебно-методических материалов, наглядных демонстрационных пособий и таблиц, Интернет, электронных презентаций.
Учет возрастных и психологических особенностей детей.
Отбор и расположение учебного материала, применение различных методов и педагогических технологий в данной программе соответствуют возрастным и психологическим особенностям детей младшего школьного возраста, для которого ведущей деятельностью является общение в процессе обучения.
Программа ориентирована на чувства, образы и мысли детей, возникающие у них на занятии. Процесс работы с произведением – это обобщение, поиски и открытия истин, сотрудничество по схеме ученики – учитель – автор . Неиссякаемым источником для речевого, интеллектуального и нравственного развития детей должен стать язык произведений нашей классики.
Ожидаемые результаты (ключевые и общепредметные компетенции).
Ученик должен «уметь»:
искать:
опрашивать окружение;
консультироваться у учителя;
получать информацию;
думать:
устанавливать взаимосвязи между прошлыми и настоящими событиями;
критически относиться к тому или иному высказыванию, предложению;
уметь противостоять неуверенности и сложности;
занимать позицию в дискуссиях и вырабатывать свое собственное мнение;
оценивать произведения искусства и литературы;
сотрудничать:
уметь работать в группе;
принимать решения;
улаживать разногласия и конфликты;
договариваться; разрабатывать и выполнять взятые на себя обязанности;
приниматься за дело:
включаться в группу или коллектив и внести свой вклад;
доказать солидарность; организовать свою работу;
адаптироваться :
использовать новые технологии информации и коммуникации;
стойко противостоять трудностям; находить новые решения.
Из этого следует, что обучающиеся должны проявить способность мобилизовать полученные ранее знания, использовать практический опыт взрослых, проявить способность доказывать (обосновывать свою точку зрения), суметь организовать взаимосвязь прошлых и настоящих знаний в решении конкретной ситуации, т. е. пользоваться приобретенными ранее компетенциями. Знания, полученные таким образом, оказываются более прочными и качественными.
Тематическое планирование
Тема
Предлагаемая к использованию литература
УУД
Индивидуальная работа с детской книгой
Групповая работа с детской книгой
Неделя
Стихи о школе и детях
«Здравствуй, осень золотая! Школа, солнцем залитая»
С.Я.Маршак «Первый день календаря», «Про одного ученика и шесть единиц»
А.Плещеев «Чему в школе учат»
Рассматривание книг в классном уголке чтения, приносить книги из дома, показывать друзьям.
По желанию выучить одно стихотворение о школе наизусть.
Конкурс стихов о школе. Фотовыставка «Мой первый день в школе» с четверостишием о школе собственного сочинения.
Сказки о животных
«Трудолюбивым да сообразительным никакая беда не страшна»
В. Сутеев «Мышонок и карандаш».
Р. Киплинг «Слонёнок»
Определение особенностей жанра сказок о животных.
Пересказ по иллюстрациям. Принести в читательский уголок свою книгу сказок о животных.
Разыгрывание сказки по ролям.
Загадки о животных
Учись отгадывать загадки: сам догадайся и товарищу объясни.
Сеф «Ключ от сказки»,
К.И.Чуковский «Загадки»,
Русские народные загадки.
Учить отгадывать загадки, находить ключевые слова, ориентировать в теме чтения по заглавию.
Разучить одну загадку наизусть. Поиск загадок для составления классного сборника загадок.
Составление классного сборника загадок
Учись дружить
Е.Пермяк «Два рассказа», «Самое страшное»,
В.А.Осеева «Пёрышко»
Выразительное чтение с интонацией сочувствия, обиды, сопереживания.
Найти пословицы о дружбе и друзьях
Мозговой штурм «Учись дружить». Инсценировать отдельные эпизоды произведения.
Здравствуй, осень!
М. Пришвин «Листопадничек»
Определять жанр произведения и тему, составлять план произведения.
Подготовка рисунков «Осень в моём городе»
Устный журнал « Осень в моём городе»
Худому делу - худой конец.
Итальянская сказка «Как осел петь перестал»,
С.Баруздин «Кляксы»,
В.Берестов «Змей – хвастунишка»
Учить работать с книгой: обложка, иллюстрации, автор, тема, жанр.
Придумать своё оригинальное продолжение сказки.
Разыгрывание сказки С.Михалков «Аисты и лягушки»
Стихи о Родине Здравствуй, страна героев, страна мечтателей, страна учёных!...
Могилевская «Сказка о громком барабане», Стихи о Родине.,
Чтение и рассуждение о прочитанном
формирование чувства гордости за свою Родину
Подготовить выразительное чтение стихотворений о Родине. Подбор книг для тематической выставки книг «О Родине»
Составление устных иллюстраций к произведению «Сказка о громком барабане»
Весёлые стихи
Д.Хармс « Иван Торопышкин»
С.Маршак «Пудель», «Багаж»
Обзор различных изданий одного произведения.
формировать потребность в постоянном чтении книги, развивать интерес к литературному творчеству
Придумать и нарисовать свою обложку книги к понравившемуся произведении
Работа с иллюстрациями к произведениям, художники – иллюстраторы.
«На ярмарке»
Малые фольклорные жанры.
Выделение отличительных особенностей русского фольклора.
Выучить потешку, считалку,небылицу.
Конкурс на лучшего чтеца скороговорок
Сказки о животных
Хорош тот, у кого умная голова и доброе сердце
В. Сутеев «Палочка – выручалочка», «Мешок яблок», «Яблоко»
Определение темы чтения с опорой на иллюстрации, заглавие, фамилию автора.
Сочинение сказки о неживом предмете (портфель, кружка, ботинок, ручка и т.д.)
Оформление и выбор сказок для создания классного сборника «Сказки о …»
Коста Хетагуров для детей
Книги и произведения Коста Хетагурова
Особенности оформления книг татарского писателя.
Выбор стихотворений для выразительного чтения
Оформление выставки книг.
Конкурс стихов Коста Хетагурова
Забавные стихи
Не любо – не смейся, а другим не мешай.
А.Барто « Дом переехал»,
Хармс «12 поваров», «Иван Иваныч Самовар», « Иван Торопышкин»
Э.Мошковская «Хитрые старушки»
Выразительное чтение с интонацией юмора, радости. Обратить внимание на связь « тема – автор»
Выбор отрывка для заучивания наизусть.
Составление выставки книг по теме, обмен книгами, составление памятки «Бережного отношения к книге»
Сказки и стихи о приключениях и волшебстве
Я ещё не волшебник, я только учусь.
Е.Благинина «Чудесные часы», « Стихи о ёлке»
Детальный анализ произведения.
Отработка связи «жанр – книги», уметь читать надписи на обложке при усложненном оформлении книг.
Сочинить стихи о своих друзьях
Читательская конференция «Приключения Незнайки и его друзей»
Н. Носов «Приключения Незнайки и его друзей»
Рассказы и стихи о подвигах
М.Зощенко «Самое главное»
Емельянов «Храбрая девочка»
Упражнять в умении предугадывать примерное содержание по названию, началу, иллюстрациям,используя внешние приметы или прежний опыт.
Характеристика поступка, героев.
Беседа-диспут.
Тебе смешно, а мне до сердца дошло
Е.Чарушин «Кошка Маруська», В.Осеева « Кто всех глупее».
Умение найти название книги на корешке. Тема и жанр произведения.
Выразительное чтение с интонацией сочувствия, грусти, радости.
Написать рассказ о случае с вашей кошкой.
Фото- выставка «Мои четвероногие друзья» с комментариями
Сказки о настоящей дружбе.
Афганская сказка « Волк – ябедник»
Африканская сказка «Вот так дружба!»
Разграничивать книгу – произведение и книгу – сборник
Выделение основных характеристик «настоящего друга» по прочитанным сказкам.
Составить рассказ о своём лучшем друге.
Оформление плаката «Настоящий друг» на основе «мозгового штурма»
О героизме и трусости
Слава греет – позор жжет
С.Маршак «Рассказ о неизвестном герое», «Пожар»
Артюхова « Трусиха», С.Михалков «Прививка»,
К.Ушинский «Трусливый Ваня»
Выборочное чтение характеристики главных героев. Озаглавливание тематической выставки.
Отбирать, рассматривать и приносить в класс книги о храбрости.
Составление советов для тех, кто хочет быть храбрым.
Жизнь дана на добрые дела.
Б.Житков « Помощь идет»
Е.Пермяк « Пичугин мост»
Выделение ключевых эпизодов по вопросам учителя. Закрепление всех приобретенных знаний.
Составление рассказа о своём добром поступке.
Разгадывание кроссворда « О героях храбрецах»
Произведения о ребятах – сверстниках.
Киселев « Мальчик Огонек», С.Михалков « Про мимозу»
Н. Г. Гарин- Михайловский «Тёма и Жучка»
Установка на знакомство с книгой, начиная с фамилии автора (знаком – незнаком). Интонированное чтение произведений.
Составление характеристики положительного и отрицательного героев. Пересказ от лица главного героя.
Оформление выставки книг «Товарищам детям»
Родину – мать учись защищать.
А.Гайдар « Поход», «Сказка о военной тайне»
С.Могилевская «Рассказ о смелом барабанщике»
Детальный анализ произведений, характеристика черт характера.
Учить озаглавливать тематическую выставку.
Подобрать пословицы и поговорки о Родине.
Выделение для себя нравственных качеств.
Беседа-дискуссия с элементами инсценирования.
Нет лучше дружка, чем родимая матушка
Е.Благинина « Вот какая мама», «Бабушка - забота»,
Емельянов « Рассказы о маме»
Панькин « Легенда о матерях»
Трутнева « Проталинки»
Знакомство с понятием «легенда». Выразительное чтение стихотворений, анализ содержания.
Сочинение стихов о маме и для мамы (буриме)
Сборник стихов нашего класса «Самая, самая, самая…»
Книги о ребятах и их делах
А.Барто « Было у бабушки 40 внучат»
С.Маршак «Чижи»
Выделение поведенческих характеристик героев для дальнейшего инсценирования.
Выбор для себя роли в инсценировке
Собрать книги в уголке чтения, которые нуждаются в ремонте, и поработать «доктором» в «книжкиной больнице»
Там, где раз пророс вопрос, зреет крепкий разум
Китайская народная сказка « Ребёнок и мудрец», « Отчего у белого медведя нос черный»
Юсупов « Почему у лягушки нет хвоста»
Умение находить в книгах общие признаки
формировать потребность в постоянном чтении книги, развивать интерес к литературному творчеству
Подумать, на какой вопрос вам хотелось бы получить ответ
Литературная игра «Почемучка»
Басни дедушки Крылова
Басни И. А. Крылова «Квартет», «Волк и журавль» и т. д.
Выучить какой- нибудь отрывок из басни И. А. Крылова. Моя иллюстрация к любимой басни.
Игра – «Угадай» (узнать, какая басня И. А. Крылова проиллюстрировано)
Весна, весна на улице, весенние деньки!
Б. Заходер «Товарищам детям», Э Шим « Чем встречают весну?»
Э. Шим «Чем пахнет весна».
Обратить внимание на связь « тема – автор». Передача весеннего настроения при выразительном чтении.
Придумать своё название стихотворениям. Словесное изображение весенних картин.
Составление устного журнала «Весна, весна на улице…»
Знай и люби родную природу!
Е.Чарушин «Большие и маленькие», «Про Томку»
Снегирев « Про пингвинов»
Г.Скребицкий «Колючая семейка»
Обобщить прочитанное, нахождение логических связей в произведении.
Пересказ по плану.
Работа с толковыми словарями Ожегова, Даля
Произведения о растениях
Думаешь – чудеса далеко, а они тут, рядом.
Н.Павлова
« Живая бусина»
обеспечивать развитие речи школьников и активно формировать навык чтения и речевые умения
Выделение ключевых эпизодов произведений.
Создание презентации
«Живая бусина»
Сказки народов моего города
осетинские русские народные сказки
Знакомство с особенностями сказок разных народов, их оформление.
Пересказ сказки от имени героя.
Составление «сказочного словаря».
Все за одного, а один за всех, тогда и в деле будет успех
Н.Носов «Огурцы»,
А. Гайдар «Чук и Гек»
Формирование нравственной позиции младшего школьника. Повторение правил гигиены чтения.
Составление вопросов по произведению.
Дискуссия «Моё отношение к тому, что «плохо лежит»
Рассказы о животных.
Остановись! Присядь! Нагнись! И под ноги взгляни! Живой живому удивись: они ж тебе сродни….»
М.Пришвин «Лисичкин хлеб», «Гаечки», «Этажи леса»
К.Ушинский Рассказы и сказки, «Орел»
Отработка связи « писатель - книги – тема»
формировать потребность в постоянном чтении книги, развивать интерес к литературному творчеству
Принести картинки, иллюстрации,фотографии с изображением птиц нашего города.
Беседа и рассуждение по прочитанному, составление памятки «Учись наблюдать»
31
31
Обобщающее занятия
- просмотр детского фильма;
- просмотр театрализованного представления;
- посещение городской библиотеки;
Подготовка к КВН
КВН « В стране Читалии»
32
32
Обобщающее занятие с родителями
Проведение утренника с обобщением полученных знаний
Подготовить вопросы командам
Мероприятие «Папа, мама, я – читающая семья»
33
33
Итоговое диагностирование.
Тестирование по выявлению читательского кругозора.
обеспечивать развитие речи школьников и активно формировать навык чтения и речевые умения
Составление списка для летнего чтения с учётом степени усвоения прочитанных произведений.
Оформление уголка летнего чтения.
34
В результате реализации программы учащиеся должны:
знать/понимать
названия, основное содержание изученных литературных произведений, их авторов;
уметь
читать осознанно текст художественного произведения «про себя» (без учета скорости); определять тему и главную мысль произведения;
пересказывать текст;
делить текст на смысловые части, составлять его простой план;
составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст, оценивать события, героев произведения;
читать стихотворные произведения наизусть (по выбору);
создавать небольшой устный текст на заданную тему;
приводить примеры произведений фольклора (пословицы, загадки, сказки);
различать жанры художественной литературы (сказка, рассказ, басня), различать сказки народные и литературные;
различать элементы книги (обложка, оглавление, титульный лист, иллюстрация, аннотация);
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и
повседневной жизни для:
самостоятельного чтения книг;
высказывания оценочных суждений о прочитанном произведении (герое, событии);
самостоятельного выбора и определения содержания книги по ее элементам;
работы с разными источниками информации (словарями, справочниками).
Используемая литература :
1. Газета «Педсовет». - 2005 №3; 2005. №6
2. Гостимская Е.С. Внеклассное чтение М., 2005.
3. Русская литературная классика. Самара: Корпорация «Федоров», 1995.
4. Что такое? Кто такой? М.: Педагогика, 1990. Т.1-3
5. Русские детские писатели xx века. Библиографический словарь. М.: Флинта - наука, 2001.
6. Русские детские писатели xx века. Библиографический словарь. М.: Флинта - наука,2001.
7. Российская школьная хрестоматия. 1-4 классы. Издательство «Интербук»,1985.
8. Светловская Н.Н., Джежелей О.В. Внеклассное чтение в1- 3 классах.
М. Просвещение, 1985.
9. Светловская Н. Н. «Методика внеклассного чтения», М. 1991.
› , ›муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Недокурская средняя общеобразовательная школа»
Литературный кружок в школе
7 - 9 классы
Дополнительная общеобразовательная программа
Составитель дополнительной
общеобразовательной программы
учитель русского языка и литературы
Воловенко Валентина Александровна
2017-2018 г.
Список учащихся, посещающих литературный кружок
№ п/п | ФИ ученика | Возраст | Класс |
Головко Л. | |||
Заборцева М. | |||
Просовой А. | |||
Иноземцева А. | |||
Чернышёв Д. | |||
Храмцов М. | |||
Прошин С. | |||
Рожков С. | |||
Храмцова С. |
Программа литературного кружка в школе
7 - 9 классы.
Пояснительная записка.
Программа литературного кружка в школе для 7 - 9 классов составлена на основе:
«Об образовании в Российской Федерации»;
Приказа Министерства образования РФ № 1080 от 05. 03. 2004 г. «Об утверждении Федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования;
Примерной Программы по литературе для 5 – 11 классов (авторы В. Я. Коровина, В. П. Журавлёв; В. И. Коровин, И. С. Збарский, В. П. Полухина: под ред. В. Я. Коровиной. – М.: Просвещение, 2008);
Федерального базисного учебного плана для общеобразовательных учреждений РФ (приказ № 1312 от 09.03. 2004) для 1 - 11 классов;
Базисного учебного плана МКОУ Недокурская СОШ, расписания
занятий на 2017- 2018 учебный год (приказ № 116 от
УМК МКОУ Недокурская СОШ (приказ № 6 от 14.01.2017г.);
СанПин 2.4.2.2821-10;
Школьного Положения о рабочих программах (приказ № 03-02-07 от 16.01.2013).
Федеральным государственным образовательным стандартом предусмотрены новые требования к образованию, новые подходы к работе: творческие мастерские, читательские конференции, викторины, конкурсы, экспресс-концерты, учитывающие интересы учащихся.
Программа кружка по литературе в 7 – 9 классах поможет не только глубже усвоить учащимся школьную программу, но и в то же время расширит круг чтения детей, рассматривая произведения, в школьную программу не входящие. Это особенно актуально в наши дни, когда чтение во многих семьях вытеснено телевидением и компьютерными играми.
Оставаясь в русле традиций литературного образования, на кружковых занятиях активизируются творческие способности детей, стимулируется исследовательская деятельность, уточняются и развиваются важные теоретические знания, освещённые в учебниках.
Цели кружка по литературе для учащихся 7 - 9 классов:
Воспитание эстетически развитого человека, способного к пониманию позиции автора художественного текста и собственному суждению о произведении и жизненных явлений, в нём отражённых.
Воспитание эстетического вкуса, любви к художественному слову, языку.
Овладение практическими умениями и навыками в различных видах литературной творческой деятельности: слушание произведений, создание художественных образов, критическая оценка литературных произведений.
Задачи кружка по литературе:
Владеть художественными приёмами.
Применять выразительные средства различных литературных приёмов в творческой деятельности.
Анализировать содержание произведения, определять средства их выразительности.
Размышлять о литературном произведении, понимать его, выбирать свою точку зрения в процессе диалога с автором.
Создавать творческие работы.
Осуществлять конструктивное творческое общение в группе сверстников и взрослых.
Не только познакомить учащихся с известными писателями и поэтами страны, но и разбудить их любознательность к культуре и искусству народов России, способствовать воспитанию чувства гордости и любви к своей Родине.
На занятиях кружка преобладают следующие формы работы:
эвристическая беседа;
индивидуальная, групповая и коллективная исследовательская деятельность;
выразительное чтение;
самостоятельная творческая работа;
артикуляционные разминки;
обсуждение проблемных вопросов;
словесное рисование;
конкурсы;
мини-концерты.
Такие формы работы помогают установить взаимопонимание между детьми, учат внимательно слушать друг друга, радоваться удачам товарищей и адекватно оценивать свою работу.
На занятиях - в конце или в начале - уделяется несколько минут рассказам учеников о недавно прочитанных книгах.
В первой и второй четвертях программа предлагает детям поразмышлять на тему чуда, рассматриваемую в разных аспектах. В третьей четверти изучается тема «Дети и эпохи», в четвёртой - тема смысла человеческой жизни, героического и трудового подвига.
На протяжении года программа предусматривает регулярное занятие развитием памяти у детей, стремясь закрепить в их сознании мысль о том, что цепкая память - это прекрасный помощник в жизни и учёбе (рубрика «В гостях у Мнемозины»).
Каждое занятие начинается (кроме вводного) с заучивания наизусть коротких стихотворений разных авторов.
Литература
Программы общеобразовательных учреждений. Литература. Под. ред. В. Я. Коровиной./ Москва. «Просвещение», 2007.
Ерёмина О. А. литературный кружок в школе. 5-9 классы: пособие для учителей общеобразовательных учреждений/ М.: Просвещение, 2011.
Хрестоматия по детской литературе. - М.: Просвещение, 2000.
Литература народов России. - М.: Дрофа: Вече, 2002.
Фольклор народов России. - М.: Дрофа: Вече, 2002.
Учебно-тематический план
№ п/п | Наименование разделов, тем | Кол-во часов | Дата проведения: |
|
по плану | фактически |
|||
Что такое чудо? Ф. Г. Лорка. «Как улитка отправилась путешествовать и кого она встретила в пути». | ||||
Знакомство с фильмом по книге А. С. Грина «Алые паруса». | ||||
Л. В. Соловьёв. «Зверь, именуемый кот» (отрывок из «Повести о Ходже Насреддине»). | ||||
В. П. Крапивин. Фантастическая повесть «Выстрел с монитора». | ||||
Подвиг Галиена Тукка. Выход на Дорогу. | ||||
«Куда ведёт Дорога?» Творческая мастерская. | ||||
Афанасий Никитин. «Хождение за три моря». Удивительная Индия. | ||||
«Житие протопопа Аввакума, им самим написанное». Чудеса, увиденные протопопом. | ||||
Жизнь детей в разные эпохи. А. Н. Толстой. «Пётр Первый» (отрывки). | ||||
Сто лет спустя: жизнь дворянских детей. А. С. Пушкин. «Капитанская дочка» (отрывок). | ||||
Жизнь крестьянских детей. Н. А. Некрасов. Стихотворения, посвящённые русским детям. Экспресс-концерт. | ||||
К. М. Станюкович. «Максимка». | ||||
А. П. Чехов. «Ванька» | ||||
В. А. Осеева. «Динка», «Динка прощается с детством». | ||||
«Дети и эпохи». Читательская конференция. | ||||
Творческая мастерская. Обсуждение новых детских произведений. | ||||
Ю. В. Друнина. «Зинка». | ||||
Дети и война. Творческая мастерская. | ||||
Дж. Лондон. «Как вешали Калтуса Джорджа». | ||||
В. К. Арсеньев. «Дерсу Узала». | ||||
И. А. Ефремов. «Белый Рог». | ||||
Выпуск школьной «Литературной газеты» Творческая мастерская» | ||||
«В гостях у Мнемозины». Конкурс чтецов. | ||||