Арте́мий Ки́вович Тро́ицкий - рок-журналист, музыкальный критик, один из первых пропагандистов рок-музыки в СССР, инди (независимой) и электронной музыки в России. Член жюри и организатор многочисленных концертов и фестивалей. Один из ведущих специалистов по современной музыке в России. В середине 2000-х организовал несколько музыкальных лейблов - «Прибой», «Zenith», «Zakat», на которых выпускается малоизвестная в России музыка.
Биография
Родился 16 июня 1955 года в Ярославле в семье видного советского политолога и историка Кивы Львовича Майданика. Мать - Руфина Николаевна Троицкая. Детство провёл в Праге, где его родители работали сотрудниками журнала «Проблемы мира и социализма».
С 1972 по 1974 годы вёл дискотеки в главном корпусе МГУ, в кафе Б-4. В 1977 году окончил Московский экономико-статистический институт по специальности «математик-экономист». С 1978 по 1983 годы работал младшим научным сотрудником в Институте истории искусств. Был уволен, не успев защитить кандидатскую диссертацию на тему социологии популярной музыки (причём, как он написал в книге «Гремучие скелеты в шкафу. Восток алеет», выбросил текст диссертации в мусорный ящик).
С 1982 по 1983 годы был гитаристом группы «Звуки Му». Один из учредителей лейбла «General records». Жена Вера, трое детей (Александра, 1998 г. р., Иван, 2002 г.р. и Лидия, 2010 г. р.).
С 2001 года читает лекции по предметам «История индустрии развлечений» и «Музыкальная пресса» на факультете «Продюсирование и менеджмент в музыкальном шоу-бизнесе» Государственного университета управления.
Вёл мастер-класс по музыкальной журналистике на журфаке МГУ.
С середины сентября 2014 года живёт в Таллине.
Артемий Троицкий
Журналистика
Дебют Троицкого как рок-журналиста состоялся в 1967 году, им была написана рецензия на альбом The Beatles «Sgt. Pepper"s Lonely Hearts Club Band», опубликованная в школьном самодельном журнале. Писал о рок-музыке статьи в журнале «Ровесник» в то время, когда рок-музыка была в немилости у властей СССР. Первой такой публикацией стала статья о группе Deep Purple«Пятёрка тёмно-лиловых» в 1975 году. В 1979 году посетил концерты Элтона Джона в Москве для того, чтобы лично почувствовать разницу выступлений этого исполнителя в Европе и в СССР (по его словам незадолго до того он побывал на концерте Элтона Джона в Австрии[источник не указан 276 дней]).
В 1981 году входил в редакцию самиздат-журнала «Зеркало». Его публикации были запрещены в советской прессе с 1983 по 1985 год.
В 1995 году основал и стал первым главным редактором русской версии журнала Playboy. Одновременно сотрудничал с другими изданиями, в том числе с «Новой газетой» (с 1997 года, ведущий рубрики еженедельника «Новая газета. Понедельник», член редакции и автор музыкального приложения «Московский бит»). Музыкальный обозреватель газеты «Moscow Times». В 2000 году начал редактировать колонку «Диверсантъ-Daily» на портале estart.ru, выросшую в отдельный интернет-проект Троицкого «Диверсант-Daily» (в настоящий момент не поддерживается). Является экспертом международного экспертного совета Виртуального продюсерского центра «Record v 2.0».
Является автором и ведущим программы «FM Достоевский» на радиостанции «Финам FM» (до сентября 2010 года - на радио «Эхо Москвы»). Также, на «Эхе», Троицкий выступал в качестве гостя в программе «Особое мнение». В 2010 году между Троицким и заместителем главного редактора радиостанции «Эхо Москвы»Сергеем Бунтманом вышел конфликт из-за песни Noize MC «Мерседес S666», выпущенной в связи с гибелью в ДТП известного акушера В. М. Сидельниковой.
Организация концертов
В конце 1970-х - начале 1980-х годов организовывал подпольные концерты и фестивали советских рок-групп, среди которых были «Машина времени», «Динамик», «Зоопарк», «Кино», А. Башлачёв. Был организатором и членом жюри фестиваля «Весенние ритмы. Тбилиси-80», благодаря которому группы «Машина времени», «Магнетик бэнд», «Аквариум» и «Автограф»приобрели широкую известность. Был одним из первых, кто заметил талант Василия Шумова и группы «Центр», которым в дальнейшем всячески помогал и опекал.
В конце 1980-х инициировал концертные выступления за пределами СССР таких групп, как «АВИА», «Звуки Му», «Игры»,«Телевизор», «Браво», «Автоматические удовлетворители». В 1994-м организовал фестиваль британской электронной музыки «Britronica» в Москве. C 1999 года организовывает клубные концерты в Москве. Организовывал и патронировал выступления таких групп и исполнителей, как Джули Круз, Fantastic Plastic Machine, StereoTotal, Mouse On Mars, De Phazz, Suicide, Sonic Youth и других, к организации гастролей которых имела отношение московская компания Caviar Lounge. С его подачи в Москве впервые выступила финская группа Eläkeläiset, после чего в России и Финляндии вышел официальный CD-релиз этой группы.
В 2003-2004 годах был председателем жюри международного фестиваля этнической музыки «Саянское кольцо» в Шушенском (с 2012 года фестиваль называется «Мир Сибири»). Основал с Ириной Щербаковой компанию Caviar Lounge в течение вот уже 10 лет организующую в России концерты зарубежных музыкантов.
Телевидение
До 1986 года вёл, вместе с Янисом Шипкевисом и Юрисом Подниексом, посвящённую видеоклипам передачу «Видеоритмы» на латвийском телевидении.
В 1980-х - 1990-х годах участвовал в создании телепередачи «Программа А», в которой вёл рубрику «Авангард». С 1991 по начало 1994 года работал в ТО «Артель» Российского телевидения, возглавляя отдел музыкальных программ. Был задействован в таких телепрограммах, как «Рок-кафе», «Тишина номер 9», «Музыка в стиле Пепси», «Экзотика», «Программа А», «Росмузимпорт». С 1994 по 1996 год работал на канале «НТВ», где вёл популярную авторскую передачу «Кафе Обломов». В1997 году «Кафе Обломов» выходила на «РТР».
В разные годы вёл на телеканале «Культура» программы «Культтовары» и «Короли песни». В 2004 году делал для Ren-TV передачу «Признаки жизни». В конце 2000-х на «Style TV» вёл передачу «Профессор Троицкий и товарищ Артём».
С 2010 года ведёт телепрограмму «Опыт-рока: год за годом» на интернет-телевидении TVJam.
Музыка
Александр Липницкий упоминает, что первый певческий опыт Артемия Троицкого состоялся в 1986 году в ДК ИАЭ им. Курчатова, когда они вместе с группой Василия Шумова «Центр» исполняли рок-оперу «Артюр Рэмбо». Тогда от смущения рок-мэтр прятался за колонкой.
Артемий Троицкий записал несколько песен в рамках своего собственного проекта «Советское порно». Первой записью был кавер на Аллу Пугачёву (песня «Королева»), записанной с совместно с Романом Белавкиным (Solar X). Вторым треком стала песня «Снег с её волос», записанная с музыкантом Олегом Нестеровым для фильма Down House. Третий трек, «Я подарил тебе весну», был записан совместно с Андреем Самсоновым для сборника, посвящённого памяти Дюши Романова «Мой друг музыкант». С Мишей Вивисектором (The Vivisectors) Артемий Троицкий записал два трека - «Агент 008» и «Ша Пу На На».
Родился в 1955 году в Ярославле в семье видного советского политолога и историка Кивы Львовича Майданика. Детство провёл в Праге, где его родители работали сотрудниками журнала «Проблемы мира и социализма». С 1972 по 1974 год вёл дискотеки в главном корпусе МГУ, в кафе Б-4. В 1977 году окончил Московский экономико-статистический институт по специальности «математик-экономист». С 1978 по 1983 год работал младшим научным сотрудником в Институте истории искусств. Был оттуда уволен, не успев защитить кандидатскую диссертацию на тему социологии популярной музыки. С 1982 по 1983 год был гитаристом группы Звуки Му. Один из учредителей лейбла «General records». Женат, имеет двух дочерей (Александра, 1998 г.р. и Лидия, 2010 г.р.).
С 2001 года читает лекции по предметам «История индустрии развлечений» и «Музыкальная пресса» на факультете «Продюсирование и менеджмент в музыкальном шоу-бизнесе» Государственного университета управления.
Ведет мастер-класс по музыкальной журналистике на журфаке МГУ:.
3 мая 2011 г. Мировой суд Москвы возбудил уголовное дело частного обвинения против Артемия Троицкого по заявлению бывшего участника группы «Агата Кристи» Вадима Самойлова. Уголовное дело возбуждено по статье 130 УК РФ («Оскорбление»).
Журналистика
В 1981 году входил в редакцию самиздат-журнала «Зеркало». Его публикации были запрещены в советской прессе с 1983 по 1985 год.
Организация концертов
В конце 1970-х - начале 1980-х годов организовывал подпольные концерты и фестивали советских рок-групп, среди которых были Машина времени, Динамик, Зоопарк, Кино, А. Башлачёв. Был организатором и членом жюри фестиваля «Весенние ритмы. Тбилиси-80», благодаря которому группы Машина времени, Магнетик бэнд, Аквариум и Автограф приобрели широкую известность. Был одним из первых, кто заметил талант Василия Шумова и группы «Центр», которым в дальнейшем всячески помогал и опекал.
В конце 1980-х инициировал концертные выступления за пределами СССР таких групп, как «АВИА», «Звуки Му», «Игры», «Телевизор», «Браво». В начале 1990-х организовал фестиваль британской электронной музыки «Britronica» в Москве. C 1999 года организовывает клубные концерты в Москве. Организовывал и патронировал выступления таких групп и исполнителей, как Джули Круз, Fantastic Plastic Machine, StereoTotal, Mouse On Mars, De Phazz, Suicide, Sonic Youth и других, к организации гастролей которых имела отношение московская компания Caviar Lounge. С его подачи в Москве впервые выступила финская группа El?kel?iset, после чего в России и Финляндии вышел официальный CD-релиз этой группы.
Телевидение
До 1986 года вёл, вместе с Янисом Шипкевисом и Юрисом Подниексом, посвящённую видеоклипам передачу «Видео-ритмы» на латвийском телевидении.
В 1980-х - 1990-х годах участвовал в создании телепередачи «Программа А», в которой вёл рубрику «Авангард». Телекритиками широко обсуждался тот факт, что человек с выраженной патологией коммуникации (Артемий с детства сильно заикается) выступает на ТВ не просто в качестве гостя, а как ведущий. С 1991 по начало 1994 года работал в ТО «Артель» Российского Телевидения, возглавляя отдел музыкальных программ. Был задействован в таких телепрограммах, как «Рок-кафе», «Тишина номер 9», «Музыка в стиле Пепси», «Экзотика», «Программа А», «Росмузимпорт». С 1994 по 1996 год работал на канале «НТВ», где вёл популярную авторскую передачу «Кафе Обломов». В 1997 году «Кафе Обломов» выходила на «РТР».
В разные годы вёл на телеканале «Культура» программы «Культтовары» и «Короли песни». В 2004 году делал для Ren-TV передачу «Признаки жизни». В конце 2000-х на «Style TV» вёл передачу «Профессор Троицкий и товарищ Артём».
Музыка
Артемий Троицкий записал несколько песен в рамках своего собственного проекта «Советское порно». Первой записью был кавер на Аллу Пугачеву (песня «Королева»), записанной с совместно с Романом Белавкиным (Solar X). Вторым треком стала песня «Снег с её волос», записанная с музыкантом Олегом Нестеровым для фильма Down House. Третий трек, «Я подарил тебе весну», был записан совместно с Андреем Самсоновым для сборника, посвящённого памяти Дюши Романова «Мой друг музыкант». Четвёртая вещь «Агент 008» была записана совместно с Мишей Вивисектором (The Vivisectors) и стала как бы своеобразным новогодним обращением к народу Артемия Троицкого.
Фильмография
- 1994 - «Хозяева СССР или Обезьянье Рыло» НОМФИЛЬМ
- 2000 - «Даун Хаус» Романа Качанова - Тоцкий
- 2003 - «Paul Mccartney In Red Square» - играет самого себя
- 2004 - «Молоды и счастливы» - играет колдуна вуду
- 2005 - Арье
- 2005 - «Дневной Дозор» Тимура Бекмамбетова - гость на дне рождения
- 2007 - «Неваляшка» Романа Качанова
- 2007 - «Глянец» Андрея Кончаловского - Марк, вор в законе
- 2010 - Псевдоним для героя
Радио
Книги
В 1987 году Артемий Троицкий выпустил в Англии (затем в Америке, Японии и странах Европы) книгу «Назад в СССР» об истории советской рок-музыки, которая вышла в СССР под названием «Рок в Союзе: 60-е, 70-е, 80-е…» только в 1991 году.
В 1990 году в Италии, Англии и Голландии вышла книга «Тусовка. Что случилось с советским андеграундом», не опубликованная в России. Со слов самого А. Троицкого в интервью: «Интересные времена» - политическая - была издана в Финляндии. Вот совсем недавно появилась моя новая книжка «Я введу вас в мир… Поп»".
В 2009 году в Издательском Доме СОЮЗ вышла аудиокнига «Back in the USSR. Подлинная история рока в России» в прочтении А. Троицкого и А. Клюквина..
Библиография
- 1987 - «Рок в Союзе: 60-е, 70-е, 80-е…» (впервые издана в Англии под названием «Назад в СССР», в СССР издана только в 1991 году). Считается первым в мире изданием, посвящённым русскому року.
- 1990 - «Тусовка. Что случилось с советским андеграундом» (издана только в Италии, Англии и Голландии)
- 1990 - «Поп-лексикон» (энциклопедия современных поп-музыкальных терминов)
- 1999 - «Интересные времена» (издана в Финляндии, сборник политических диссидентских комментариев о 1990-х годах в России)
- 2003 - «Москва „от зари до зари“. Тусоводитель»
- 2006 - «Я введу вас в мир Поп…»
- 2007 - «Back in the USSR» Переиздание книги «Рок в Союзе: 60-е, 70-е, 80-е…» под оригинальным названием.
- 2008 - «Гремучие скелеты в шкафу» (часть I - «Запад гниет», часть II - «Восток алеет», 2008). Двухтомник, в который вошли статьи, написанные Артемием Троицким в период с 1974 по 1991 год. В первом томе собраны статьи, посвящённые западной рок-сцене, во втором - року в СССР. Статьи сопровождаются комментариями автора, сделанными специально для этого издания.
- 2009 - «Poplex» Переработанное и дополненное издание книги «Поп-лексикон»
- 2009 - аудиокнига «Back in the USSR. Подлинная история рока в России»
Цитаты
Критика со стороны музыкантов
Об Артемии Кивовиче в репертуаре ансамбля «Тараканы!» имеется песня под названием «Мистер музыкальный критик», в которой подвергается сомнению ценность деятельности музыкального критика как в целом, так и на примере А. Т.
Также Троицкий упоминается в песне группы Чайф - «Пригородный блюз № 3» и рэп-группы Иезекииль 25:17 - «Уличная сага».
На концерте памяти А. Башлачёва Егор Летов обвинил Артемия Троицкого в уничтожении русского рока. В песне Александра Непомнящего «Конец русского рок-н-ролла» также упоминается «дело Троицкого» в точно таком же контексте.
В контексте поп-культуры упоминается в песне «Гей-Попс» группы «Крематорий».
Группа Кино (тогда ещё «Гарин и Гиперболоиды») посвящает А. Т. песню «Блюз Артему Троицкому»
Группа «Облачный край» в 1982 году выпустила песню «Скривься, критик!», где в остро-сатирической манере обличается критиканство А. Троицкого.
Награды
- Медаль «Защитнику свободной России» (1994)
- 22 октября 2011 года Троицкий был награждён премией Tampere Music Award за «ключевую роль, которую он сыграл в развитии российского альтернативного рока в 1980-е годы».
Родился 16 июня 1955 года в московской интеллигентной семье, но его детство прошло в Праге, поскольку в то время родители работали в редакции журнала «Проблемы мира и социализма», находившейся в Чехословакии.
Пребывание в интернациональной среде представителей левой ориентации и определило круг интересов. Еще в школе увлекся рок-музыкой и в 1967 году, когда ему исполнилось двенадцать лет, начал делать рукописный журнал, посвященный рок-музыке.
После переезда в Москву решил получить «твердую» профессию и поступил в Московский экономико-статистический институт, который окончил в 1977 году по специальности «математик-экономист».
Еще в студенческие годы Троицкий подрабатывал диск-жокеем в клубах, а после окончания института окончательно понял, что его настоящим призванием является рок-музыка.
Попытался организовать вместе с партнерами фирму грамзаписи. Но неумение приспособиться к рынку и сочетать выпуски прибыльных и неприбыльных дисков привело к тому, что фирма находится на грани закрытия.
Получил известность как организатор рок-фестивалей. Вначале они проводились полуподпольно, а уже в декабре 1991 года он стал одним из организаторов первого московского фестиваля джазовой музыки «Гагар ин-парти». Но этим большим мероприятиям предшествовал длительный период запретных фестивалей и квартирных концертов.
После успеха фестиваля Троицкий начал проводить аналогичные вечеринки на велотреке и в других таких же необычных местах.
Особое место в его жизни занимает издательская деятельность. На протяжении нескольких лет Троицкий также был редактором русского издания журнала «Плейбой». Но работа в столь известном журнале, к сожалению, закончилась. Как бы пропагандируя накопленные знания и умения, на протяжении нескольких лет Артемий вел собственную программу на НТВ - «Кафе Обломов». Это был своеобразный диалог между ведущим и приглашенным гостем. Однако и эта программа перестала выходить, не выдержав конкуренции с более выгодными проектами.
Сейчас Троицкий увлечен радиожурналистикой и делит свое время между двумя программами - «FM Достоевский» на радио «Европа-Плюс», которая существует и как сайт в Интернете, и программой «Ковчег дядюшки КО» на «Радио-101». Со временем Троицкий стал более избирательным и научился ограничивать сферу своих интересов как ведущего, хотя всеядность была и остается главной особенностью его как обозревателя. Способности Троицкого уже отмечены профессиональной премией музыкальных масс-медиа, которой он удостоен как лучший журналист 1997 года. В отличие от большинства своих коллег. Троицкий практически не использует в работе компьютер, поскольку боится доверять технике. Но в Интернете работает, хотя и не скрывает, что каждый раз ему приходится «пробивать психологический барьер».
Личность музыкального критика, оппозиционера и большого оригинала Артемия Троицкого угадывается при первом же взгляде на его дом в подмосковном Луцино.
Строение необычное – восьмиугольное. Вместо глухого забора – штакетник, сквозь который, если сильно хочется, можно рассмотреть, что происходит внутри. К балюстраде балкона третьего этажа прикреплена растяжка в поддержку Навального.
– Пора бы снять – висит с августа, – оправдывается хозяин. – Руки не доходят. Да, в общем, она, думаю, никому не мешает. Актуальность растяжка слегка утратила, но не до конца. Очень может быть, что снова пригодится. Например, при выборах в Мосгордуму...
Две жены на одном участке
– Знакомьтесь: Лидия Артемьевна, – представляет Троицкий трехлетнюю дочь. Та сначала умело прячется от фотографа, а потом, к радости его и папы, надевает ободок и крутится во всей красе. – Ну рожицу-то зачем кособочить, Дудусик? Принцессам такое не идет!
Девочка продолжает гримасничать. Вся в папу!
– Вообще, дом должен был быть круглым, как знаменитый дом на Арбате, – отвлекается от любования Дудусиком Артемий. – Но оказалось, что круглый – это технологически сложно и дорого. Поэтому строители предложили нам с Верой (это моя жена) сделать дом восьмиугольным. Идея нам понравилась. К тому же он корреспондируется со старой водонапорной башней, которая стоит неподалеку. Она тоже восьмиугольная. Такой дом – это удобно, необычно и стопроцентно практично. Профессионалы-архитекторы сказали, что потрясающая конструкция, хоть на конкурс выставляй. Но я человек в этом смысле неамбициозный.
Дом построили быстро – за 11 месяцев по канадской каркасной технологии. Он стоит на сваях. Не из-за особенностей почвы (она совершенно нормальная), а мой личный вкус. Я хотел, чтобы сваи были еще выше, но меня немного осадили. Свайность постройки имеет всего один минус – зимой снизу задувает...
Участок Троицкого, утопающий в сосняке, аскетичен: кроме дома, есть поленница, будка для собаки и... еще один дом. Для кого?
– Там живут моя бывшая жена с дочкой, – спокойно объясняет такое нетрадиционное соседство Артемий. – Мы делили его до тех пор, пока у нас с Верой не родился второй ребенок – девочка Лида, которую вы уже имели счастье узнать (первым был сын Ваня). Возникла проблема перенаселенности, и я решил строить второй дом. А первый тоже придумал я. У меня есть старинный друг, архитектор Антон Мосин. Он богатый, котируется, в Германии работал. Так вот, я сказал Антону, что хотел бы строение в стиле деревянного футуризма: большие застекленные поверхности и т.д. Он сделал проект, но воплотить идею космического корабля из лиственницы до конца не удалось – она оказалась слишком дорогостоящей. Ограничились тем, что необходимо для жизни, а остальное отложили на потом.
Участок у нас 25 соток, и что на нем будут находиться 2 жилых дома, конечно, никто не предполагал. Поэтому когда возникла необходимость в возведении второго дома, мне его надо было как-то тут разместить. Проблема еще в том, что я упертый любитель зеленого друга. Имею в виду не змия, а деревья (впрочем, к змию тоже хорошо отношусь). Так вот, я категорически против того, чтобы рубить сосны. Когда мы строили первый дом, пострадало всего два дерева. При строительстве второго – ни одного. Мы нашли полуполянку и ювелирно в нее всё вписали.
Дом примерно 11 метров в диаметре. Зато высокий. Строители назвали его «пагодой». Местные жители – кто «маяком», кто «пожарной каланчой». Я много времени проводил в Лондоне и Амстердаме, где все старые дома такие высокие. Там норма жизни – не плоская, а вертикальная квартира, на 3–4, иногда 5 этажей. Мне очень нравится бегать вверх-вниз.
Троицкий признается: о том, чтобы после развода уехать подальше от бывшей семьи, даже не задумывался.
– Во-первых, мне тут нравится, – объясняет он. – Луцино – культовый поселок (его построили по личному распоряжению Сталина, пожелавшего отблагодарить «академиков, внесших большой вклад в дело победы над фашизмом». – Ред.), тут никогда ничего не продается. А если продается, то стоимость сотки не менее 30 тысяч долларов. Это мне абсолютно не по карману. Да и потом, речь идет о моей бывшей жене и дочери – не чужих людях. Почему я должен уезжать? Когда Александра (дочь) приезжает сюда, что происходит, к сожалению, не очень часто, она проводит много времени с нами... Не знаю, если бы вы спросили моих бывшую и нынешнюю жен, испытывают ли они неудобства, располагаясь поблизости, может, у них был бы и несколько иной ответ... Но я себя здесь чувствую комфортно.
Гостиная имени битлов
Внутри необычного дома – калейдоскоп ярких цветов: красный, синий, зеленый, желтый, розовый.
– Есть все, кроме белого, – соглашается хозяин. – Даже потолки у нас светлые, но не белые. Думали о том, чтобы в этом доме было весело.
На первом этаже восьми-угольника – красочные санузел и, как назвал ванную Троицкий, «банно-прачечный комбинат» с джакузи, баней, душевой и стиралкой. Вполне обычная кухня с гостиной, где привлекают внимание диван с обивкой – британским флагом и кресло с вышитыми «Битлз». Сесть в него я так и не решилась. Неудобно же к Леннону... мм... спиной.
– Думаю, не надо объяснять, почему битлы? – спрашивает музкритик. – Многие думают, что диван и кресло делались на заказ, а это серийная продукция дорогой английской фирмы Andrew Martin. Вообще, понтовые инстинкты у нас отсутствуют, в нашем доме нет ничего дорогого, роскошного, но на диван и кресло решил разориться. Вдвоем они стоят больше, чем вся остальная мебель! Зато они очень красивые. Если с дивана убрать пледик, которым он застелен, совсем замечательно! Но попонка лежит, потому что дети тут прыгают, разливают молоко...
Здесь же, в гостиной, мы сначала хотели поставить то, что называется стенкой, – показывает Артемий на обыкновенные сборные стеллажи. – Эта модульная конструкция – одна из наших находок, основана на принципе «голь на выдумки хитра». Мы присматривались к большим шкафам, но за какие-то симпатично выглядящие вещи у нас просили 200 тысяч рублей и больше... Я решил: овчинка выделки не стоит – и стал искать паллиативы. В крупном гипермаркете увидел эти 3–5-секционные разноцветные штуки. Накупили их, водрузили друг на друга – и получилась симпатичнейшая вещь для книг, подарков, игрушек и прочего. Обошлась тыщ в 40!
Из интересных вещей, которые могу показать, – проигрыватель для пластинок. Вертушки сейчас в большой моде, а эту я году в 90-м вез из Англии. Как вы можете догадаться, дисков у меня дикое количество – несколько десятков тысяч. У кого-то в загородном доме имеется шубохранилище, а у меня в Москве есть пластинкохранилище. Мы решили не загромождать этот дом, и здесь дисков почти нет – только те, которые нужны для работы сегодня.
Картины призывают к неприличному
В детские спальни на втором этаже Троицкий попросил не входить (хотя Лидочка нас в свою комнату тянула): «Там полный бардак!» А взрослую показал: «Очень уютная, тут я провожу основное время. Она служит и спальней, и кабинетом». Все традиционно: компьютер, стол, кровать. Зато в коридоре глаза разбегаются от хулиганских картин.
Эти художества у Троицкого висят по всем стенам.
– У меня их целая коллекция, – хвалится Артемий. – Она много раз выставлялась в разных городах. Кому-то картины покажутся эксцентричными (и это действительно так), но нам они нравятся! Особенно страшные. В прихожей висит большая фотография, которую делала для своего проекта Катя Рождественская. Она предложила нам сделать семейное фото в любых костюмах и любом интерьере. Мы, практически не совещаясь, сказали: «Семейка Адамс!»
Эта картинка полностью отражает наши эстетические чаяния. Ну и остальные – в том же духе: эксцентричные, неприличные. Можете смотреть, но не публикуйте, чтобы не сказали, что мы к чему-то такому призываем...
Лежбище из подушек
Троицкий гордится и «лежбищем», так он называет третий этаж за то, что там разбросаны по полу громадные цветные подушки.
– Одно большое веселое пространство, – говорит он. – Я такого нигде не встречал. Объективно говоря, третий этаж – лучшее место в доме: панорамный вид на 360 градусов, высоченный потолок с люстрой, похожей на паука, балкон... Но используется он, к сожалению, очень вяло. Для каких-то детских увеселений (играем-танцуем), для встречи гостей... А в повседневной жизни – нет. Думаю, дело в том, что изначально третий этаж планировался как студия-мастерская. У Веры есть некоторые художественные амбиции (и дарование, как мне представляется).
Предполагалось, что она будет там работать. Но дети и текучка особо не дают. Пока там стоит мольберт Лидуси.
Смотрите фотогалерею
Артемий Кивович Троицкий (имя при рождении - Артемий Кивович Майданик, 16 июня 1955, Ярославль) - рок-журналист, музыкальный критик, один из первых пропагандистов рок-музыки в СССР, инди (независимой) и электронной музыки в России.
Член жюри и организатор многочисленных концертов и фестивалей. Один из ведущих специалистов по современной музыке в России. В середине 2000-х организовал несколько музыкальных лейблов - «Прибой», «Zenith», «Zakat», на которых выпускается малоизвестная в России музыка.
Родился 16 июня 1955 года в Ярославле в семье видного большевика и советского политолога и историка Кивы Львовича Майданика. Мать - Руфина Николаевна Троицкая.
Детство провёл в Праге, где его родители работали сотрудниками журнала «Проблемы мира и социализма».
С 1972 по 1974 годы вёл дискотеки в главном корпусе МГУ, в кафе Б-4.
В 1977 году окончил Московский экономико-статистический институт по специальности «математик-экономист».
С 1978 по 1983 годы работал младшим научным сотрудником в Институте истории искусств. Был уволен, не успев защитить кандидатскую диссертацию на тему социологии популярной музыки (причём, как он написал в книге «Гремучие скелеты в шкафу. Восток алеет», выбросил текст диссертации в мусорный ящик).
С 1982 по 1983 годы был гитаристом группы «Звуки Му». Один из учредителей лейбла «General records». Жена Вера, трое детей (Александра, 1998 г. р., Иван, 2002 г.р. и Лидия, 2010 г. р.).
С 2001 года читает лекции по предметам «История индустрии развлечений» и «Музыкальная пресса» на факультете «Продюсирование и менеджмент в музыкальном шоу-бизнесе» Государственного университета управления.
Вёл мастер-класс по музыкальной журналистике на журфаке МГУ.
С середины сентября 2014 года живёт в Таллине, Эстония.
Артемий Троицкий. Байка о том, как я пел на свадьбе
Артемий Троицкий - журналист
Дебют Троицкого как рок-журналиста состоялся в 1967 году, им была написана рецензия на альбом The Beatles «Sgt. Pepper"s Lonely Hearts Club Band», опубликованная в школьном самодельном журнале. Писал о рок-музыке статьи в журнале «Ровесник» в то время, когда рок-музыка была в немилости у властей СССР. Первой такой публикацией стала статья о группе Deep Purple «Пятёрка тёмно-лиловых» в 1975 году.
В 1979 году посетил концерты Элтона Джона в Москве для того, чтобы лично почувствовать разницу выступлений этого исполнителя в Европе и в СССР (по его словам незадолго до того он побывал на концерте в Австрии).
В 1981 году входил в редакцию самиздат-журнала «Зеркало». Его публикации были запрещены в советской прессе с 1983 по 1985 год.
С 1995 год по 1996 годы был первым главным редактором русской версии журнала Playboy. Позднее сотрудничал с другими изданиями, в том числе с «Новой газетой» (с 1997 года, ведущий рубрики еженедельника «Новая газета. Понедельник», член редакции и автор музыкального приложения «Московский бит»).
Музыкальный обозреватель газеты «Moscow Times».
В 2000 году начал редактировать колонку «Диверсантъ-Daily» на портале estart.ru, выросшую в отдельный интернет-проект Троицкого «Диверсант-Daily» (в настоящий момент не поддерживается). Является экспертом Международного экспертного совета Виртуального продюсерского центра «Record v 2.0».
В 2010 году между Троицким и заместителем главного редактора радиостанции «Эхо Москвы» Сергеем Бунтманом вышел конфликт из-за песни Noize MC «Мерседес S666», выпущенной в связи с гибелью в ДТП известного акушера В. М. Сидельниковой.
Артемий Троицкий. Трэш-парад холодного сезона
В конце 1970-х - начале 1980-х годов организовывал подпольные концерты и фестивали советских рок-групп, среди которых были «Машина времени», «Динамик», «Зоопарк», «Кино», А. Башлачёв. Был организатором и членом жюри фестиваля «Весенние ритмы. Тбилиси-1980», благодаря которому группы «Машина времени», «Магнетик бэнд», «Аквариум» и «Автограф» приобрели широкую известность. Был одним из первых, кто заметил талант Василия Шумова и группы «Центр», которым в дальнейшем всячески помогал и опекал.
В конце 1980-х инициировал концертные выступления за пределами СССР таких групп, как «АВИА», «Звуки Му», «Игры», «Телевизор», «Браво», «Автоматические удовлетворители».
В 1994-м организовал Фестиваль британской электронной музыки «Britronica» в Москве. C 1999 года организовывает клубные концерты в Москве. Организовывал и патронировал выступления таких групп и исполнителей, как Джули Круз, Fantastic Plastic Machine, StereoTotal, Mouse On Mars, De Phazz, Suicide, Sonic Youth и других, к организации гастролей которых имела отношение московская компания Caviar Lounge. С его подачи в Москве впервые выступила финская группа Eläkeläiset, после чего в России и Финляндии вышел официальный CD-релиз этой группы.
В 2003-2004 годах был председателем жюри Международного фестиваля этнической музыки «Саянское кольцо» в Шушенском (с 2012 года фестиваль называется «Мир Сибири»). Основал с Ириной Щербаковой компанию Caviar Lounge в течение вот уже 10 лет организующую в России концерты зарубежных музыкантов.
Артемий Троицкий на телевидении
До 1986 года вёл, вместе с Янисом Шипкевисом и Юрисом Подниексом, посвящённую видеоклипам передачу «Видеоритмы» на латвийском телевидении.
В 1980-х - 1990-х годах участвовал в создании телепередачи «Программа А», в которой вёл рубрику «Авангард».
С 1991 по начало 1994 года работал в ТО «Артель» Российского телевидения, возглавляя отдел музыкальных программ. Был задействован в таких телепрограммах, как «Рок-кафе», «Тишина номер 9», «Музыка в стиле Пепси», «Экзотика», «Программа А», «Росмузимпорт».
С 1994 по 1996 год работал на канале «НТВ», где вёл популярную авторскую передачу «Кафе Обломов».
В 1997 году «Кафе Обломов» выходила на «РТР».
В разные годы вёл на телеканале «Культура» программы «Культтовары» и «Короли песни».
В 2004 году делал для Ren-TV передачу «Признаки жизни».
В конце 2000-х на «Style TV» вёл передачу «Профессор Троицкий и товарищ Артём».
С 2010 года ведёт телепрограмму «Опыт-рока: год за годом» на интернет-телевидении TVJam.
Артемий Троицкий - музыкант
Александр Липницкий упоминает, что первый певческий опыт Артемия Троицкого состоялся в 1986 году в ДК ИАЭ имени Курчатова, когда они вместе с группой Василия Шумова «Центр» исполняли рок-оперу «Артюр Рэмбо». Тогда от смущения рок-мэтр прятался за колонкой.
Артемий Троицкий записал несколько песен в рамках своего собственного проекта «Советское порно». Первой записью был кавер на (песня «Королева»), записанной с совместно с Романом Белавкиным (Solar X).
Вторым треком стала песня «Снег с её волос», записанная с музыкантом Олегом Нестеровым для фильма Down House.
Третий трек, «Я подарил тебе весну», был записан совместно с Андреем Самсоновым для сборника, посвящённого памяти Дюши Романова «Мой друг музыкант».
С Мишей Вивисектором (The Vivisectors) Артемий Троицкий записал два трека - «Агент 008» и «Ша Пу На На».
Артемий Троицкий на радио
Основной радиопередачей Артемия Троицкого является программа, которая сначала называлась «Ковчег дяди Ко» (1990-1996), потом очень продолжительное время - «FM Достоевский» (1996-2013), а с марта 2013 года носит имя «Стерео-Вуду». В передаче автор знакомит слушателей с недавно вышедшей музыкой, которая не подпадает под форматы остальных радиостанций и не издана мэйджор-лейблами. Ещё одной заботой ведущего является то, чтобы эта музыка была из самых разных точек Земли. За годы существования программы в ней прозвучали мелодии из 80-90 % стран мира, включая островные микрогосударства.
Под названием «Ковчег дяди Ко» передача выходила на радиостанциях: «Всесоюзное радио», «Радио Максимум» и «Радио 101» (1990-1996).
Под названием «FM Достоевский» передача выходила на радиостанциях: «Европа Плюс», «Радио 101», «Эхо Москвы» и «Финам FM» (1996-2013).
Под названием «Стерео-Вуду» 131 выпуск передачи вышел на радио «Rock FM» (с 25 марта 2013 года по 28 декабря 2015 года).
С 2016 года Артемий Троицкий планирует работать на Radio Imagine.
В середине 2000-х у Артемия Троицкого на «Эхе Москвы» выходила ещё одна еженедельная музыкальная программа - «Красный уголок». Кроме того, журналист по нескольку раз в год становится гостем в программе «Особое мнение», где комментирует текущие общественно-политические новости. Визиты Артемия Троицкого на «Эхо Москвы» имеют такой успех, что журналист время от времени попадает в топ-7 сотрудников радиостанции.
В 2010 году был отстранён от участия в программе «Особое мнение» радиостанции «Эхо Москвы» при попытке поставить в эфир трек Noize MC Мерседес S666.
Артемий Троицкий - писатель
В 1987 году Артемий Троицкий выпустил в Англии (затем в Америке, Японии и странах Европы) книгу «Назад в СССР» об истории советской рок-музыки, которая вышла в СССР под названием «Рок в Союзе: 1960-е, 1970-е, 1980-е...» только в 1991 году.
В 1990 году в Италии, Англии и Голландии вышла книга «Тусовка. Что случилось с советским андеграундом», не опубликованная в России. Со слов самого А. Троицкого в интервью: «Интересные времена» - политическая - была издана в Финляндии. Вот совсем недавно появилась моя новая книжка «Я введу вас в мир... Поп»".
В 2009 году в Издательском Доме СОЮЗ вышла аудиокнига «Back in the USSR. Подлинная история рока в России» в прочтении Артемия Троицкого и Александра Клюквина.
Библиография Артемия Троицкого:
1987 - «Рок в Союзе: 60-е, 70-е, 80-е...» (впервые издана в Англии под названием «Назад в СССР», в СССР издана только в 1991 году). Считается первым в мире изданием, посвящённым русскому року
1990 - «Тусовка. Что случилось с советским андеграундом»
1990 - «Поп-лексикон»
1999 - «Интересные времена»
2003 - «Москва „от зари до зари“. Тусоводитель»
2006 - «Я введу вас в мир Поп...»
2007 - «Back in the USSR» Переиздание книги «Рок в Союзе: 60-е, 70-е, 80-е...»
2008 - «Гремучие скелеты в шкафу» (часть I - «Запад гниет», часть II - «Восток алеет», 2008)
2009 - «Poplex» Переработанное и дополненное издание книги «Поп-лексикон»
2009 - аудиокнига «Back in the USSR. Подлинная история рока в России»
Политическая позиция Артемия Троицкого
4 февраля 2012 года Артемий Троицкий принимал участие в митинге «За честные выборы» на Болотной площади в г. Москве.
3 апреля 2014 года в интервью программе «Особое мнение» на радио «Эхо Москвы» Троицкий подверг резкой критике Россию и лично президента за внешнюю политику по отношению к Украине, в частности, «российскую военную интервенцию» на Украину в марте 2014 года и проведённый 16 марта 2014 года «крымский референдум».
В январе 2010 года в интервью интернет-журналу SLON заявил: "Я считаю русских мужчин в массе своей животными, существами даже не второго, а третьего сорта".
Фильмография Артемия Троицкого:
1994 - «Хозяева СССР, или Обезьянье Рыло» (НОМФИЛЬМ)
2000 - «Даун Хаус» Романа Качанова - Тоцкий
2003 - «Paul Mccartney In Red Square» - камэо
2004 - «Молоды и счастливы» - колдун вуду
2005 - Арье - криминальный авторитет
2005 - «Дневной Дозор» - гость на дне рождения
2007 - «Неваляшка»
2007 - «Глянец» - Марк, вор в законе
2011 - Звёздный ворс - Господь Бог
2014 - Гена Бетон - партийный руководитель