И Китайской Народной Республикой .
История
По утверждениям официального Токио , еще с 1885 года правительство Японии неоднократно проводило изучение островов Сенкаку и получило точное подтверждение, что острова не только были необитаемы, но и не было никаких следов того, что они находились под контролем Китая. На основании этого 14 января 1895 года правительство страны официально включило острова Сенкаку в состав территории Японии в соответствии с международным правом terra nullius - «ничьей землёй» .
Острова Сенкаку не были ни частью острова Тайвань, ни частью Пескадорских островов , которые были уступлены Японии Цинским Китаем в соответствии с Симоносекским договором , который был заключён в апреле 1895 года по итогам первой китайско-японской войны .
В период 1900-1940 гг. на островах Кубадзима и Уоцурисима существовало 2 поселения японских рыбаков, насчитывавшие в общей сложности 248 жителей. На острове Уоцуридзима также действовал завод по переработке бониты . В связи с кризисом в рыбной промышленности Японии завод закрылся и поселения были покинуты к началу 1941 г.
В 1945 году Япония проиграла войну и потеряла все территории, приобретенные ею с конца XIX века . Сенкаку вместе с Окинавой оказались под юрисдикцией США . Но в начале 1970-х США вернули Окинаву Японии, отдав ей и Сенкаку .
В октябре 2004 года состоялся первый раунд консультаций по проблеме газового месторождения на Сенкаку, в ходе которого стороны договорились решать все вопросы исключительно путём переговоров, не прибегая к использованию силы. В то же время Китай отверг требования японской стороны ознакомить её с планами КНР по бурению и добыче газа на Сенкаку.
Также популярный в Китае сервис Tencent QQ запускал фильтрацию сообщений, связанных со спорным вопросом об островах Сенкаку. В августе 2004 года сервис «QQ игры» стал фильтровать такие слова как «钓鱼岛» («Острова Сенкаку») и «保钓» («Движение в защиту Сенкаку»). Этот акт вызвал большие дебаты, и с тех пор Tencent сняли фильтр.
В апреле 2005 года правительство Японии приняло решение приступить к рассмотрению заявок японских фирм о выдаче им лицензий на добычу газа на шельфе архипелага. МИД КНР охарактеризовал это решение «односторонним и провокационным», указав, что японские фирмы не могут проводить работы на территории, которую КНР считает своей. Решение Японии стало одной из причин, приведших к массовым антияпонским демонстрациям и погромам в Китае. [ ]
В июне 2005 года состоялся второй раунд китайско-японских консультаций. Они не принесли результатов. Китай отказался прекратить добычу газа из шельфа на границе между китайскими и японскими водами и вновь отверг просьбу японской стороны предоставить ей информацию о работах на шельфе. МИД КНР заявил, что Китай имеет «суверенное право» добывать газ в «водах, близких к побережью КНР» и не являющихся «предметом спора с Японией».
Стороны договорились продолжить переговоры. Япония согласилась рассмотреть китайское предложение о совместной разработке месторождения. До 2010 года Япония и Китай вели переговоры о деталях проекта, однако они были приостановлены по инициативе КНР после того, как Япония задержала китайский траулер в районе спорных островов Сенкаку / и арестовала его капитана.
В марте 2011 года китайская нефтегазовая компания CNOOC начала разработку газового месторождения Сиракаба /Чуньсяо/. Месторождение Сиракаба /Чуньсяо/ находится с китайской стороны от линии, по которой Япония разделяет экономические зоны двух стран, однако в Токио считают, что оно имеет доступ к общему газовому резервуару Восточно-Китайского моря.
«Архипелаг Дяоюйдао и прилегающие к нему острова с древнейших времен являются китайской территорией, и Китай обладает неоспоримым суверенитетом над этими островами. Любые меры, принимаемые японской стороной в акватории вблизи Дяоюйдао, являются незаконными и недействительными», - такова официальная точка зрения КНР на ситуацию вокруг островов Дяоюйдао .
15 апреля 2012 года губернатор Токио Синтаро Исихара заявил, что столица Японии собирается купить эти острова в Восточно-Китайском море, на которые также претендует Китай .
В районе островов находятся залежи природного газа, которые намерен разрабатывать Китай. Официальный Токио же утверждает, что морская граница двух государств четко разграничивает эти территории, и богатые газом районы принадлежат Японии. На данный момент власти Токио арендуют эти острова у частных владельцев, которыми являются японские граждане .
11 июля у побережья острова Сенкаку совершали маневры патрульные корабли китайских ВМС . В связи с этим 15 июля 2012 года был отозван посол Японии в КНР, для проведения консультаций .
19 августа в Китае прошли антияпонские демонстрации, в ряде мест закончившиеся погромами японских магазинов и автомобилей японского производства. Поводом к выступлениям послужил факт высадки на спорные острова группы японских граждан и водружение там флага Японии.
5 сентября японские СМИ сообщили, что правительство Японии смогло договориться с частным владельцем 3-х из 5-и островов Сенкаку об их покупке за 2,05 млрд иен, превысив предложение префектуры Токио.
11 сентября Китай ответил на это решение Японии - к спорным островам были направлены два военных корабля «для защиты суверенитета». В китайском МИД пояснили, что если Япония не откажется от покупки островов Сенкаку, которые КНР считает исторически принадлежащими ей, то инцидент может грозить «серьезными последствиями». На этой же неделе начались массовые антияпонские погромы, которые привели к закрытию заводов, принадлежащих японским компаниям .
16 сентября отношения Китая и Японии обострились после того, как в Китае начались массовые акции протеста против «национализации» Японией островов, которые КНР считает своей территорией. Антияпонские демонстрации с участием нескольких тысяч человек прошли в Шанхае, Гуанчжоу , Циндао и Чэнду .
Позже 1000 китайских рыболовецких судов направляются к находящимся под контролем Японии островам Сенкаку . В тот же день министерство иностранных дел КНР объявило, что китайское правительство готово подать часть документов относительно внешней границы континентального шельфа за пределами 200-мильной морской зоны в Восточно-Китайском море Комиссии ООН по границам континентального шельфа, созданной на основе Конвенции ООН по морскому праву.
Два из 11 китайских военных патрульных кораблей, курсировавших вблизи островов Сенкаку, вошли в территориальные воды Японии.
География
|
Территориальный спор между Токио и Пекином вокруг островов Сенкаку (китайское название Дяоюйдао), разгоревшийся после того как Япония их национализировала, до предела между странами.
Острова Сенкаку (китайское название Дяоюйдао) являются предметом .
Япония утверждает, что занимает острова с 1895 года, в Пекине напоминают, что на японских картах 1783 и 1785 годов Дяоюйдао обозначены как китайская территория. После Второй мировой войны острова находились под контролем США и были переданы Японии в 1972 году. На Тайване и в континентальном Китае считают, что Япония удерживает острова незаконно. Япония считает, что Китай и Тайвань стали претендовать на острова с 1970‑х годов, когда выяснилось, что в этом районе много полезных ископаемымых.
Япония, ссылаясь на двусторонний трактат о торговле и границах 1855 года, претендует на четыре острова Курильской гряды ‑ Итуруп, Кунашир, Шикотан и Хабомаи. Возвращение островов Токио поставил условием заключения мирного договора. Позиция России состоит в том, что южные Курилы вошли в состав СССР по итогам Второй мировой войны, и российский суверенитет над ними, имеющий соответствующее международно‑правовое оформление, сомнению не подлежит.
Аргентина претендует на Фолклендские (Мальвинские) острова в Южной Атлантике, которые фактически являются заморской территорией Великобритании.
Архипелаг, в который входят два крупных острова ‑ Восточный и Западный Фолкленд, а также 200 небольших островов в юго‑западной части Атлантического океана, находится примерно в 500 километрах от побережья Аргентины и на расстоянии 12 тысяч километров от Великобритании.
Споры между Аргентиной и Великобританией о принадлежности островов начались в начале XIX века, когда на островах появились первые британские поселенцы. за Фолклендские острова начались 2 апреля 1982 года, продолжались 74 дня и закончились победой британской короны. В ходе боевых действий погибли 649 аргентинских военнослужащих, 1188 человек были ранены. Потери англичан составили 258 убитых, 777 раненых.
Аргентина потерпела поражение, но продолжает оспаривать территориальную принадлежность островов.
Парасельские острова в Южно‑Китайском море являются предметом .
Китай захватил острова в 1974 году, в настоящее время там располагается военно‑воздушная база, построенная Китаем.
Имеются примеры мирного урегулирования территориальных межгосударственных споров.
Три острова Сан‑Андрес, Провиденсиа и Санта‑Каталина в Карибском море являлись предметом спора между Никарагуа и Колумбией. В декабре 2001 года Никарагуа представила заявление в Международный суд ООН о возбуждении разбирательства против Колумбии в связи со спором относительно прав на эту территорию. Никарагуа просила суд объявить, что она обладает суверенитетом над Провиденсией, Сан‑Андрес и Санта‑Каталиной.
13 декабря 2007 года Международный суд ООН . Суд ООН мотивировал свое решение тем, что эти острова определены как колумбийские в двустороннем договоре, заключенном в 1928 году.
Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников
Прежде чем переходить непосредственно к истории развития конфликта вокруг островов Сенкаку, необходимо дать краткую справку об этих территориях, их географическом расположении, наличии ископаемых ресурсов и месте в Азиатско-тихоокеанском регионе.
Группа островов Сенкаку (японский вариант названия) или Дяоюйдао (китайский вариант названия) располагается в Восточно-Китайском море и состоит из пяти необитаемых островов и трех скал, включающих в себя Уоцури, Китакодзима, Минамикодзима, Куба, Таи?се?, Окинокитаива, Окиноминамиива и Тобисэ. Острова расположены примерно в 170 км к востоку от Тайваня, в 200 милях от материковой части Китая и в 170 км от Окинавы. Самый большой остров - Уоцури, площадь которого составляет 3,6 кв. км. Самым маленьким по площади является остров Окиноминамиива - 0.01 кв. км Министерство иностранных дел Японии. Острова Сэнкаку, 2012. URL: http://www.ru.emb-japan.go.jp/APP/SenkakuIslands_20121129NEW_rus.pdf. Географически, острова являются частью континентального шельфа Тайваня «The Times». Universal Atlas of the world, 1985. P. 76. , и глубина моря между Китаем, Тайванем и островами не превышает 200 метров.
В настоящее время Япония осуществляет административный контроль над островами, но тайваньские власти и правительство КНР оспаривают это право Японии.
Острова не обладают запасами пресной воды, там мало растительных ресурсов, прибрежные территории островов богаты рыбой. В настоящее время, в связи с крупным выловом рыбы, происходит истощение рыбных запасов David G Muller Jr. China as a maritime Power, 1983. P. 191..
В 1968 году в рамках экспедиции под эгидой ООН было обнаружено, что континентальный шельф между Японией и Тайванем является, возможно, одним из самых богатых месторождений нефти и газа в Азиатско-тихоокеанском регионе David G Muller Jr. Op. cit. P. 196..
Таким образом, потенциальное наличие огромных запасов нефти и газа, так необходимых развивающемуся Китаю и страдающей от нехватки ресурсов Японии, становится впоследствии основной причиной эскалации конфликта и роста экономического интереса к островам.
Стратегическое значение островов объясняется их близким расположением к важным для обеих сторон морским путям. Для Китая это самая северно-восточная точка в Восточно-Китайском море, для Японии - юго-западная. Поставки сырой нефти из Ближнего Востока в Японию проходят через этот район. Более того, учитывая выгодное положение островов, страна, обладающая суверенитетом над этими территориями, получает возможность «наблюдать» за территорией соседнего государства. Следовательно, стратегическая важность островов играет не менее важную роль, чем экономическая.
Восемь небольших островов, общая площадь которых едва превышает 6 кв.км , на протяжении десятилетий остаются главными камнями преткновения в отношениях между Китаем и Японией. Несмотря на неоднократные попытки нормализовать ситуацию, в 2018 году территориальный спор готов вспыхнуть с новой силой: с начала января китайские корабли дважды приблизились к островам Сенкаку, что вызвало протест со стороны Токио. ТАСС рассказывает, каковы позиции сторон, почему продолжается островной конфликт и какие предпринимались попытки его урегулировать.
Дяоюйдао или Сенкаку?
Архипелаг Сенкаку, который китайцы именуют Дяоюйдао (釣魚岛, кит. "острова [для] ловли рыбы") и считают своей территорией, расположен в 410 км от южной японской префектуры Окинава и в 170 км северо-восточнее Тайваня. Самые крупные острова гряды - Уоцури, Куба, Китако, Минамико и Тайсё (остальные - едва выступают из воды). Общая площадь оспариваемой территории в Восточно-Китайском море - 6,3 кв.км. Де-факто острова контролируются Японией, а претендует на них не только материковый Китай, но и власти Тайваня.
Предпосылки к спору по поводу практически необитаемых островов появились в 1895 году, когда они впервые попали под контроль Японии по итогам первой Японо-китайской войны 1894–1895 годов. По Симоносекскому договору, закрепившему победу японцев над императорским Китаем, Пекин уступил Сенкаку вместе с Тайванем в пользу Токио. В 1932 году правительство Японии продало в частное владение четыре острова, а один - Тайсё - оставило за собой. После завершения Второй мировой войны, когда японцы потеряли все захваченные ими с конца XIX века земли, архипелаг оказался под временной юрисдикцией США, а в 1972 году был передан американцами Японии, которая считает его крайней точкой островной префектуры Окинава и исконно японской территорией. США признают суверенитет японской стороны над этой территорией и считают, что спорная проблема подпадает под договор о взаимном сотрудничестве и гарантиях безопасности между США и Японией от 1960 года.
В свою очередь Китай считает архипелаг Дяоюйдао исконно китайской землей. В качестве доказательства государственные медиа КНР, к примеру, приводят "древние карты", на которых острова обозначены как владения Пекина. В Токио прибегают к такому же приему: в 2015 году МИД Японии обнаружил китайскую карту от 1969 года, на которой острова названы по-японски.
Решение проблемы спорных районов осложняется наличием богатых рыбных ресурсов и потенциальных залежей природных ископаемых. В 1968 году в районе островов были проведены исследования под эгидой ООН, на основании которых был сделан вывод о возможности наличия запасов нефти и газа. Однако точных объемов этих запасов никто не знает: по оценке Администрации энергетической информации США, в Восточно-Китайском море залегает 28–57 млрд кубометров углеводородов, китайские расчеты превышают эти показатели в сотни раз.
Острова также представляют стратегический интерес для Пекина и Токио: обладание ими расширяет возможности как гражданского, так и военного судоходства. Из-за территориального спора стороны не могут определить прохождение границы между исключительными экономическими зонами в районе островов Сенкаку. Япония настаивает на прохождении разделительной линии посередине водного пространства, КНР - на перемещении линии ближе к японскому побережью.
За последние полвека динамика конфликта менялась, но никогда не переходила в "горячую" фазу. КНР и Тайвань заявили о своих притязаниях на острова в 1971 году в связи с предстоящим возвращением Окинавы под юрисдикцию Японии. В 1978 году после подписания японо-китайского договора о мире, дружбе и сотрудничестве Япония и КНР договорились заморозить дебаты вокруг островов. В апреле 1992 года во время визита в Токио генерального секретаря ЦК КПК Цзян Цзэминя территориальный спор был отложен на усмотрение будущих поколений. При этом каждая из сторон по-прежнему продолжала считать эти территории своими. С обеих сторон развернулись общественные движения за возвращение островов, которым сопутствовали массовые акции националистического толка.
Обострение конфликта
До конца 2000-х ситуация развивалась в позитивном ключе, и стороны даже подумывали о совместной разработке месторождений Восточно-Китайского моря. За это выступал, в частности, японский премьер-министр Юкио Хатояма, который заявил в 2009 году: "Я хочу превратить море проблем в море дружбы". В аналогичном ключе высказывался его китайский коллега Ху Цзиньтао.
Этим планам не суждено было сбыться. 11 сентября 2012 года правительство Японии национализировало три острова - Уоцури, Китако и Минамико, подписав с частным владельцем контракт о покупке этих островов за ¥2,05 млрд (около $26 млн). До национализации островов Япония арендовала их у семьи Курихара. Аренда ежегодно обходилась государству в ¥24 млн (около $314 тыс.).
Национализация островов была воспринята Пекином в штыки. МИД КНР призвал Японию пересмотреть свое решение, а оборонное ведомство Китая подчеркнуло, что "вооруженные силы Китая оставляют за собой право на ответные меры в связи с покупкой Японией островов Дяоюйдао".
В ответ на национализацию островов Японией в более чем 100 городах КНР прошли антияпонские демонстрации, в которых приняли участие свыше 500 тыс. человек - это самые крупные выступления в Китае с момента нормализации дипломатических отношений между двумя странами в 1972 году. Митингующие громили японские магазины и предприятия. Около представительств японских автоконцернов Toyota, Nissan и Honda по всей стране было сожжено более 100 автомобилей. На несколько процентных пунктов просели показатели японского экспорта в Китай, поскольку китайцы начали массово отказываться от продуктов из Японии.
14 сентября 2012 года шесть патрульных кораблей КНР вошли в территориальные воды, которые Япония считает своими. Демонстративный заход китайских сторожевиков стал самым крупным за всю историю территориального конфликта между Токио и Пекином вокруг Сенкаку и продолжался около семи часов. С тех пор сторожевые корабли Китая почти постоянно находятся вблизи Сенкаку и периодически совершают заходы в прибрежную зону. В среднем китайцы наведываются в спорные воды от семи до 12 раз в месяц (максимальное число нарушений - 28 - было зафиксировано в августе 2013 года).
Хронология нарастания напряжения вокруг Сенкаку
. 17 сентября 2012 года на фоне обострения спора с Японией вокруг островов Китай начал учения ВВС с участием своих новейших истребителей и десантных кораблей. В этот же день к берегам архипелага выдвинулась флотилия из тысячи китайских рыболовных судов.
. 25 сентября 2012 года к конфликту открыто подключился Тайвань. К Сенкаку попытались прорваться около 50 тайваньских судов. Японские пограничники были вынуждены применить мощные водометы и в итоге вытеснили их в международные воды.
. 30 января 2013 года китайский фрегат временно взял под боевой прицел японское патрульное судно в районе спорных островов Дяоюйдао. По заключению японской стороны, это был "радар наведения стрельб". В связи с этим инцидентом правительство Японии приняло решение сформировать специальный отряд сил самообороны страны для защиты островов Сенкаку в составе 20 патрульных кораблей и 13 самолетов.
. 23 июля 2013 года в КНР создано Управление морской полиции, в функции которого включена, в частности, "защита суверенитета страны над территориальными водами".
. 24 июля 2013 года корабли морской полиции КНР впервые вошли в зону, которую Токио считает своими территориальными водами. Японские пограничники не предпринимали активных действий, опасаясь разрастания конфликта.
. 29-30 июля 2013 года во время визита в КНР первого заместителя министра иностранных дел Японии Акитаки Сайки состоялись его переговоры с министром иностранных дел КНР Ван И по вопросам двусторонних отношений, в том числе по конфликту вокруг Сенкаку. Достигнута договоренность о продолжении переговоров на разных уровнях.
. В сентябре 2013 года из-за конфликта вокруг островов власти Китая отказались от проведения встречи между председателем КНР Си Цзиньпином и премьер-министром Японии Синдзо Абэ на саммите G20 в Санкт-Петербурге.
. 3 октября 2013 года в Токио министр обороны США Чак Хейгел подтвердил, что на острова Сенкаку распространяются административные права Японии, следовательно, к ним применяются положения двустороннего договора безопасности. Это означает, что Вашингтон придет на помощь Японии в случае ее столкновения с КНР у этих островов
. 6 ноября 2013 года японские силы самообороны впервые разместили противокарабельные ракеты SSM-1 на островах Мияко и Окинава, взяв под прицел международные проливы, ведущие из Восточно-Китайского моря в Тихий океан.
. 16 ноября 2013 года четыре катера морской полиции КНР вошли в район расположения островов Сенкаку, этот заход стал 70-м с момента национализации этой территории японским правительством 11 сентября 2012 года.
Продолжение
Ситуация накалилась до предела, когда 23 ноября 2013 года министерство обороны КНР объявило о создании опознавательной зоны воздушной обороны в Восточно-Китайском море, которая, в частности, распространяется и на спорные острова Сенкаку. Согласно распоряжению минобороны КНР, китайские вооруженные силы отныне будут применять меры оборонительного характера в отношении любых воздушных судов, не отвечающих на запросы и не подчиняющихся приказам при нахождении в этой зоне.
Как говорится в документе, при прохождении опознавательной зоны иностранные воздушные суда должны заблаговременно направлять в МИД КНР полетный план, отвечать на идентификационные запросы, иметь на борту четкие опознавательные знаки. Япония и Южная Корея выразили в связи с этим протест Китаю, а США выразили Китаю серьезную обеспокоенность и подтвердили, что распространяют на острова Сенкаку свои обязательства по обороне Японии в соответствии с двусторонним договором безопасности от 1960 года.
В то же время авиакомпании Японии, Южной Кореи и Тайваня подтвердили, что планируют уведомлять власти КНР о полетах через воздушное пространство опознавательной зоны. По словам официального представителя МИД КНР Цинь Гана, Китай не исключает возможность создания в будущем дополнительных опознавательных зон воздушной обороны в других районах, в частности, в Южно-Китайском море.
Замороженный спор
Ситуацию удалось нормализовать только к ноябрю 2014 года, когда Си Цзиньпин и Синдзо Абэ достигли соглашения из четырех пунктов, одним из которых была договоренность "путем диалога и консультаций предотвращать ухудшение ситуации вокруг островов Дяоюйдао". Стороны обозначили, что придерживаются разных взглядов на ситуацию, и таким образом фактически заморозили дальнейшее развитие конфликта.
Однако Китай и Япония по-прежнему далеки от полного преодоления территориального спора. На это есть как внутренние, так и внешние причины. К первым относится тот факт, что острова представляют большое символическое значение для обеих сторон. И даже малейшие уступки в адрес соседа будут чреваты недовольством у себя "дома". Что касается внешних причин, то конфликт вокруг восьми кусочков земли, торчащих из-под воды, - это лишь частное проявление более крупной игры Китая и Японии за влияние в регионе, где ни одна из сторон не может дать слабину.
Артур Громов
Территориальный спор о принадлежности островов Сенкаку (Дяоюйдао)
Острова Сенкаку (китайское название Дяоюйдао) расположены в Восточно-Китайском море в 420 км к западу от японской Окинавы, 420 км от китайского порта Фучжоу и в 190 км к северо-востоку от тайваньского порта Цзилун. Острова необитаемы, среди них три относительно крупных, общей площадью 6,3 кв. км. Самый большой - Уодзуридзима, два почти равных по площади - Китакодзима и Минамикодзима Справочник «Япония 2000»: ИДВ. 2000. - С. 71..
История принадлежности островов весьма запутана. Впервые они упоминаются в китайских хрониках XIV в. как принадлежавшие Китаю в составе королевства Рюкю (ныне префектура Окинава). В начале XVII в. Рюкю было захвачено японскими самураями с острова Кюсю. Но в период правления в Китае династии Цинь (1644 - 1911) Сенкаку были включены в китайскую провинцию Тайвань. По условиям Симоносекского договора 1895 г., после войны с Китаем Япония получила Тайвань вместе с Пэнхуледао и Дяоюйдао (Сенкаку). Последние административно вошли в префектуру Окинава. Согласно Сан-Францисскому мирному договору 1951 г., Япония отказалась от территорий, захваченных в результате агрессии, в том числе от Тайваня, но не от Сенкаку. На последние, в составе японской Окинавы, до 1972 г. распространялись права опеки США. Некоторое время американцы использовали острова в качестве артиллерийского полигона. В 1968 г. появились первые сообщения об обнаружении на шельфе Сенкаку запасов нефти История Китая с древнейших времен и до наших дней. - М., 1985. - С. 128 - 130..
В июне 1971 г. было подписано японо-американское соглашение о передаче Японии прав на острова Рюкю (Окинава). Острова Сенкаку были включены в перечень переданных Японии территорий, которая с того времени осуществляет над ними контроль. Согласно другому соглашению, подписанному в тот период, Япония взяла на себя ответственность за оборону островных территорий. К концу 1972 г. на Окинаве был размещён контингент японских сил самообороны, а акватория, прилегающая к Сенкаку, стала патрулироваться кораблями и самолетами береговой охраны Японии.
Первый территориальный спор вокруг Сенкаку возник в 1971 г. Примечательно, что инициатива принадлежала Тайбэю, сделавшему в июне 1971 г. официальное заявление о своих правах на острова. В декабре того же года с аналогичным заявлением выступил Пекин. В ответ на эти шаги в марте 1972 г. свою позицию обозначил Токио. Мотивировка суверенных прав на острова у Тайваня и КНР была одинаковой: исторически и географически Сенкаку всегда считались частью провинции Тайвань. При этом делались ссылки на китайские "Хроники XIV века". Япония сочла обращение к истории неубедительным и выдвинула свои аргументы: после включения Сенкаку в состав Рюкю (Окинава) возражений ни от одной страны не возникало; острова не включались в перечень территорий, от которых Япония отказывалась по Сан-Францисскому мирному договору. Характерно, что в этом споре с самого начала Вашингтон занял "нейтральную" позицию, отнеся разрешение проблемы целиком к заинтересованным странам. Позднее эта позиция была официально подтверждена государственным департаментом США Тайвань: Проблемы развития: Материалы научно-практической конференции. - М., 1990. - С. 62 - 63..
При подписании японо-китайского Совместного коммюнике о восстановлении двусторонних отношений в 1972 г. КНР не заявляла о правах на Сенкаку. Но подписание в 1978 г. японо-китайского Договора о мире и дружбе было отмечено инцидентом: китайцы организовали в районе островов своеобразную демонстрацию, задействовав в ней до 140 судов, включая джонки. Таким образом, претензии были обозначены, после чего Дэн Сяопин во время пребывания в Токио заявил, что спор о принадлежности островов замораживается. Он подчеркнул: "Пусть всегда будет так, как сейчас. Япония может владеть островами 20 - 30 лет" Дэн Сяопин. О строительстве специфически китайского социализма. - Пекин, 1985. - С. 172.. Другими словами, часовой механизм этой "мины замедленного действия" с 1978 г., возможно, уже включен, о чем японцы не забывают. Тем более, что об этом напоминают и периодически возникающие инциденты.
В середине 90-х гг. территориальный спор вокруг Сенкаку стал подогреваться интересами сторон в отношении якобы имеющихся в районе запасов нефти. Китай с 1993 г. стал импортером нефти, его зависимость от ее ввоза с каждым годом возрастала. Остроту ситуация обрела с решением Токио в 1996 г. ввести режим 200-мильной исключительной экономической зоны вокруг Японии. Этим дополнительно подтверждались японские права на Сенкаку. В отличие от относительной сдержанности официальных властей КНР на начальном этапе спора, на этот раз реакция китайской стороны была и шумной, и масштабной, в нее включились этнические китайцы в странах Юго-Восточной Азии. Осенью 1996 г. антияпонские демонстрации прошли на Тайване, в Гонконге, Макао. Создавались организации "защитников Дяоюйдао". Участники акций обратились к руководству КНР с призывом продемонстрировать Японии военную мощь. В Пекине было объявлено о создании "оперативной группировки сил, специально предназначенной для направления в случае необходимости в район Дяоюйдао". В Токио ряд наблюдателей в тот период высказывал мнение, что шумиха вокруг Сенкаку, объединившая на этнической основе различные политические силы, возможно, поддерживается теми, кто стремится заложить основы будущей "сферы Большого Китая" Семин А.В. Что мешает достижению согласия между Токио и Пекином // Проблемы Дальнего Востока. - 2001. - № 2. - С. 37 - 46..
Обострение конфликта вокруг Сенкаку дало повод для различных оценок, в том числе крайнего порядка. К примеру, шеф токийского бюро (а ранее пекинского) "Нью-Йорк таймс" Н. Кристофер высказывал мнение, что Китай в будущем может пойти на овладение островами силой. Свою точку зрения он мотивировал так. В китайском руководстве сильны позиции сторонников военного решения проблемы Тайваня, но это нереально из-за угрозы вмешательства США Position Paper on the Amendments to the “Act Governing Relations Between Peoples of the Taiwan Area and the Mainland Area”. - Режим доступа: http://www.mac.gov.tw, свободный.. С Сенкаку иначе: Япония вряд ли станет воевать из-за них, США - тем более, они не занимают определенной позиции по вопросу принадлежности островов, и поэтому из-за них американские вооруженные силы применяться не будут.
Инцидент в конечном итоге был исчерпан сам по себе, не получив развития. Стало очевидным, что Пекин не собирается идти на резкое ухудшение отношений, но проблема не снята и может использоваться и в дальнейшем в качестве "дипломатической карты", в целях оказания давления на Токио, получения от него уступок на тех направлениях взаимодействия, которые будут представлять наибольшую актуальность.
То, что проблема сохраняется, подтвердили некоторые последующие события. Так, в мае 1999 г. японская пресса обеспокоено сообщала о том, что китайские суда ведут геологоразведку, предположительно на нефть, на шельфе островов Сенкаку, в исключительной экономической зоне Японии. В связи с этими действиями Токио предложил правительству КНР провести японо-китайские консультации по проблеме морского права. Но Пекин отказался, заявив о непризнании действия экономической зоны Японии. В Токио позиция Китая была расценена как стремление к утверждению суверенитета над Сенкаку де-факто. Высказывались мнения, что в связи с этим может возникнуть острая политическая проблема.
Весной 2000 г. имел место очередной инцидент. Китайская сторона выдвинула официально требование снести на Сенкаку храмовое сооружение, возведенное "японскими националистами" в память о погибших на островах во вторую мировую войну японцах, и принять меры к исключению в дальнейшем подобных действий. Токио уклонился от ответа Семин А.В. Что мешает достижению согласия между Токио и Пекином // Проблемы Дальнего Востока. - 2001. - № 2. - С. 37 - 46..