В православной религии последний день перед началом Великого поста является важным праздником. В народе он называется Прощеным воскресеньем. Считается, что в это время каждый может очистить душу от негатива.
18 февраля, в последний день масленичной недели, православный мир свято чтит церковные заветы, вспоминает события, описанные в Библии, и возносит молитвы Высшим Силам. Неделя перед постом называется сыропустной, и в...
Великий пост - семь недель, довольно строгих как в плотской, так и духовной сфере. Каждая из них отведена под особые воспоминания, благодаря которым верующие постигают глубокий смысл и приближаются к благодати.
Во вторую седмицу Пасхального поста православный мир чтит память преподобного Григория Паламы. Церковь признает святого как победителя и сокрушителя самого запутанного религиозного спора в истории становления веры. Архиепископ является автором учения о Фаворском свете, о том, как человек...
"Классика и авангард" - под таким девизом в Вене открылась неделя российского кино.
В программу кинонедели вошли 6 разноплановых фильмов, созданных как известными, так и начинающими, но весьма талантливыми российскими режиссёрами за последние три года.
Это - "Натурщица" (режиссёр Татьяна Воронецкая), "Пятница.12" (Владимир Зайкин), "Стиляги" (Валерий Тодоровский), "Дом Солнца" (Гарик Сукачёв), "Кошечка" (Григорий Константинопольский) и "Поп" (Владимир Хотиненко).
В перспективе...
Подготовка к Великому посту у верующих начинается заблаговременно - с Недели о мытаре и фарисее. В этот день на церковной службе рассказывают важную притчу, чтобы православные стремились к духовному росту.
Великий пост - важное событие в жизни верующих. Целых три недели верующие готовятся к этому периоду, перечитывают Святое Писание и посещают церковь, чтобы попросить прощения за свои неблаговидные поступки и искупить их добрыми делами. Начинается подготовка с Недели о мытаре и фарисее. В 2019...
Масленичная неделя - это волшебное время, ведь даже наши предки верили, что на Масленицу уходит весь негатив, вместе с зимой, морозами, депрессиями и всем плохим, что накопилось в душе.
Каждый день недели будет важен по-своему. НЕ зря каждый день носит свое уникальное название. Понедельник так и называется - «встреча». Встреча весны начинается со встречи с родными, друзьями. В этот день издревле было традицией ходить в гости и...
Вы никогда не задумывались, почему в неделе семь дней? Не пять, не девять, а именно семь? Оказывается, человек начал задумываться об этом и экспериментировать в этом направлении тысячи лет назад. Единицы измерения времени подобного типа, то есть объединяющие несколько суток дней подряд, у разных народов существовали с древних времён.
Например, древние римляне вели счёт дням «восьмидневками» - торговыми неделями, в которых семь дней были рабочими, а восьмой – базарным.
По-видимому, обычай...
Долгожданный праздник Пасха - это не один день, а череда праздничных событий, во время которых верующие соблюдают заветы церкви и считаются с мудрыми советами предков.
В 2019 году Пасха начнется 28 апреля, однако это лишь первый праздничный день, за которым идет целая седмица, когда верующие продолжают следовать предписаниям церкви.
Что можно делать на пасхальной неделе
В первый день, 28 апреля, верующие совершают крестный ход после ночной службы, а дома разговляются приготовленными ранее...
Ежегодное празднование Масленичной недели - знаменательное событие, которого ждут с нетерпением. Отметить это событие в 2020 году соберется множество людей, и многие уже задаются вопросом о том, когда же начнутся гуляния, связанные с проводами зимы.
Масленичная неделя - славянский праздник, который дошел до потомков видоизмененным, но не потерял своего очарования. Это время ждут и сейчас, как ждали когда-то наши предки-славяне, чтобы попрощаться с морозной стужей и помочь весне растопить льды...
Удалось выяснить, какое время рабочей недели является самым тяжелым. Социологи Великобритании утверждают, что это не понедельник, так как в этот день люди стараются не перенапрягаться в офисах.
Самым тяжелым временем, согласно исследованию, оказался полдень вторника, а именно 11:45.
К этому моменту у сотрудников наступает максимальная рабочая нагрузка, что влечет за собой задержки на работе, чтобы наверстать упущенное. "Понедельник, который традиционно считается тяжелым днем после выходных...
Увеличение рабочей недели до 60 часов может привести к колоссальной смертности на некоторых производствах, сообщил во вторник на пресс-конференции в Москве заместитель министра здравоохранения и социального развития России Александр Сафонов.
Комитет по рынку труда и кадровым стратегиям Российского союза промышленников и предпринимателей, который возглавляет Михаил Прохоров, разработал проект поправок к Трудовому кодексу и предлагает, в частности, ввести 60-часовую рабочую неделю, а также...
Неделя сыропустная
Неделя сыропустная, в которую бывает «сыра отпуст», то есть прекращение ядения сыра, непосредственно пред наступлением Великого поста, посвящена воспоминанию «Изгнания Адамова». В песнопениях этой недели вспоминается грехопадение наших прародителей Адама и Евы и этим уясняется необходимость постного подвига. Пали Адам и Ева через невоздержание и непослушание, и теперь через добровольно принимаемый на себя подвиг воздержания и послушания Церкви мы можем снова восстать и вернуть утраченное ими райское блаженство. На литургии читается Евангелие, внушающее нам прощать ближним обиды и поститься не на показ только, как фарисеи, а нелицемерно, ради Бога (17 зач. от Матфея).
Вступая в Великий пост, верующие, по древнему христианскому обычаю, помня наставление Господа об этом в Евангелии, взаимно испрашивают друг у друга прощение. Этот чин прощения совершается в конце вечерни. Эта вечерня имеет ряд характерных особенностей. Первая половина ее до вечернего входа носит характер праздничный и совершается в светлом праздничном облачении. Стихир на «Господи воззвах» бывает 10: 4 из них «покаянны» - две из Октоиха рядового гласа на стиховне, а 2 утренние на стиховне, затем 3 стихиры Триоди и 3 стихиры Минеи, Слава и ныне, богородичен в той же глас Минеи. После вечернего входа и «Свете Тихий» поется особенно–умилительным напевом 4 с половиной раза Великий прокимен: Не отврати лица Твоего от отрока Твоего, яко скорблю, скоро услыши мя: вонми души моей и избави ю . После пения прокимна сразу же закрываются царские врата, читается: «Сподоби, Господи, в вечер сей », иерей совлачается праздничного облачения, надевает на себя черную епитрахиль и выходит на амвон произносить Просительную ектению: «Исполним вечернюю молитву нашу Господеви». Дальнейшая служба носит уже великопостный характер. По «Ныне Отпущаеши» поются с великими поклонами тропари: «Богородице Дево », «Крестителю Христов » и «Молите за ны ». Вместо сугубой ектении: «Помилуй нас, Боже » читается 40 раз «Господи, помилуй», после возгласа иерея: «Сый благословен » читается молитва: «Небесный Царю » и затем молитва преп. Ефрема Сирина: «Господи и Владыко живота моего » с тремя земными поклонами. После этого сразу отпуст. Вместо обычного отпуста принято читать молитву: «Владыко многомилостиве», как обычно читается весь Великий пост в конце Великого повечерия, «нам повергшимся на землю» ниц. После этой молитвы обычно произносится приличествующее дню слово о прощении обид, служащий иерей, а в кафедральных соборах архиерей, повергшись ниц, испрашивает у верующих прощения, а затем все, прикладываясь к иконам и ко кресту, держимому священнослужителем, подходят к нему с земным поклоном, испрашивая у него прощения, становятся затем все в ряд и испрашивают с земными поклонами прощения друг у друга. «Прощенный день, какой это великий небесный день Божий», говорит святитель Феофан Затворник, «когда бы мы все, как должно пользовались им, то нынешний день из христианских обществ делал бы райские общества, и земля сливалась бы с небом…» («Мысли на каждый день года»).
Особенно трогательно и умилительно проходил этот день в древних монастырях. В Святой Земле многие подвижники, после этого, уходили на весь Великий пост в пустыню и возвращались в свою обитель только к Лазаревой субботе. Многие не доживали уже до возвращения. И вот для таковых особенно было принято при этом умилительном обряде взаимного прощения петь стихиры Пасхи: «Да воскреснет Бог» и «Пасха Священная нам днесь показася…» Это пение было принято во многих обителях и в наше время. Оно ободряет немощь человеческую, как бы страшащуюся продолжительных дней строгого поста, ставя нас на грань светлого торжества праздника Воскресения Христова.
69. Неделя Сыропустная. Прощеное воскресенье Последний воскресный день перед Великим постом Святая Церковь посвящает воспоминанию Адамова изгнания из Рая. Об этом событии повествует нам Библия: и выслал Господь Бог Адама из сада Едемского, чтобы возделывать землю, из
Неделя Пасхи. Событии, Воскресения Христова и явления Воскресшего.Все предосторожности, принятые первосвященниками и старейшинами народа иудейского для охранения гроба Господня обращены были Промыслом к славе Воскресения Спасителя из мертвых в третий день по смерти,
Неделя мясопустная Тропарь: воскресен гласаКондак, гл. 1Егда приидеши, Боже, на землю со славою, и трепещут всяческая: река же огненная пред судищем влечет, книги разгибаются, и тайная являются: тогда избави мя от огня неугасимаго и сподоби мя одесную Тебе стати, Судие
Суббота сыропустная Память всех, в посте просиявшихТропарь, гл. 4 Боже отец наших, творяй присно с нами по Твоей кротости, не остави милость Твою от нас, но молитвами их в мире управи живот наш.Кондак, гл. 8 Яко благочестия проповедники, и нечестия обуздатели, Богоносных
Неделя сыропустная Тропарь: воскресен гласаКондак, гл. 6Премудрости наставниче, смысла Подателю, немудрых Наказателю и нищих Защитителю, утверди, вразуми сердце мое, Владыко: Ты даждь ми слово, Отчее Слово, се бо устне мои не возбраню, во еже звати Тебе: Милостиве, помилуй
Неделя Ваий (Вход Господень в Иерусалим)Тропарь: Общее воскресениеВторой, гл. 4Спогребшеся Тебе крещением, Христе Боже наш, бессмертныя жизни сподобихомся воскресением Твоим, и воспевающе зовем: осанна в вышних, благословен грядый во имя Господне.Кондак, гл. 6 На престоле
Неделя сыропустная. Евангелие о посте Мф., 17 зач., 6:14-21. Не сдаваться врагу - вот основное правило сражающегося воина. Военачальник заранее предупреждает всякого воина об угрозе неприятельских ловушек, дабы тот не был обманут и взят в плен. Оставшийся в одиночестве,
Неделя сыропустная Неделя сыропустная, в которую бывает «сыра отпуст», то есть прекращение ядения сыра, непосредственно пред наступлением Великого поста, посвящена воспоминанию «Изгнания Адамова». В песнопениях этой недели вспоминается грехопадение наших
Неделя о слепом Завтрашнее воскресенье называется неделей о слепом по евангельскому чтению об исцелении слепорожденного. В кондаке службы, которую мы сейчас пели, есть такие слова: "Душевными очами ослеплен, к Тебе, Христе, прихожу, как слепой от рождения, покаянием зову
Неделя 6-я по Пятидесятнице Сегодня Святая Церковь предлагает нам чтение из Евангелия от Матфея о том, как Господь исцелил расслабленного, которого принесли и положили перед Ним. "И, видя Иисус веру их, сказал расслабленному: дерзай, чадо! прощаются тебе грехи твои. При сем
Неделя по Богоявлении О духовных советахВ неделю пред Богоявлением мы читали, как Иоанн Креститель «понижал горы и наполнял долы» и как он отвечал на вопросы: «что нам делать»? Несомненно, ему приходилось отвечать и на множество вопросов: «что мне делать»? Но Евангелисты
Неделя 14-я по Пятидесятнице В сегодняшнем евангельском чтении Церковь предлагает нам притчу Господню о брачном пире. Эта притча о Царствии Небесном. Царствие Небесное сравнивается со свадьбой, которую устраивает Отец Небесный Сыну Своему.В Библии есть книга "Песнь
Неделя 4-я по Пятидесятнице "Когда же вошел Иисус в Капернаум, к Нему подошел сотник (военачальник, у которого в распоряжении сто воинов) и просил Его: Господи! слуга мой лежит дома в расслаблении и жестоко страдает. Иисус говорит ему: Я приду и исцелю его". А сотник отвечает:
Неделя 20-я по Пятидесятнице Господь пришел на землю и основал Церковь с одной только целью: чтобы человек мог достичь Царствия Небесного. Царствие Небесное – это полное общение души с Богом. А так как на язык человеческий перевести это событие очень трудно, трудно
НЕДЕЛЯ 6 ПО ПАСХЕ Объяснение словСпасителя Марии Магдалине: «Не прикасайся ко Мне»Священное Писание, а прежде всего Новый Завет – это величайшее сокровище наше, это самое драгоценное, что есть на земле для нас.Ибо только из слов Божиих, запечатленных в Св. Писании, которое
НЕДЕЛЯ 4. ПЛОТЬ И ДУХ. Знаю, что многие из вас дома читают Св. Писание, знаю также и то, что читаете вы главным образом Евангелие, а послания апостолов и Деяния апостольские мало читаете.Почему мало читаете? Потому что, во-первых, не знаете того, как много высокой мудрости
Мясопустная неделя – это третье воскресенье периода подготовки к Великому посту. Это время, когда каждый православный должен стремиться максимально очиститься от грехов и пороков, усмиряя свою плоть .
Значение термина «мясопуст»
Слово произошло от греческого «апокрэос» и латинского «карни привум», что значит – лишение мяса. Мясопустная неделя наступает на 56 день до празднования Пасхи. За ней следует последняя перед постом седмица – сырная, или как ее называют в народе – «масленица». Те, кто решил соблюдать пост, на этой неделе не вкушают мяса и едят исключительно молочные продукты и яйца .
Подготовка к Пасхе
Важно правильно подготовиться к празднованию самого важного православного праздника — Пасхе. Период подготовки к посту состоит из трех седмиц, каждая из которых, посвящена определенной теме. Начинается он с истории, молившихся в храме фарисея и мытаря. Сыропустная седмица – заключительная часть подготовительного периода перед Пасхой.
Седмицы во время подготовки и Великого поста посвящены отдельным темам:
- О фарисее и мытаре;
- О блудном сыне;
- Мясопустная;
- Сыропустная.
Этот период направлен на то, чтобы человеку легче было перейти к аскетичному от привычного образа жизни. Уже более 16 веков практикуется такая подготовка к Великому посту .
Описание мясопустной недели
Третью неделю подготовки к Великому посту называют Мясопустной седмицей. Она направлена на отказ православного христианина от употребления мясных продуктов, чтобы воздержание в дальнейшем проходило легче. Это последние дни перед Постом, когда еще разрешено вкушать мясные продукты.
В этот период завершались ярмарки и свадебные гулянья. Верующие готовились к воспоминаниям о Страданий Христа. Следующая неделя называется Масленицей. В эту седмицу уже отказываются от мяса и вкушают только яйца и молочные продукты.
Вселенская Родительская Мясопустная суббота
На Мясопустную седмицу приходится . Церковь в этот день поминает всех усопших со времен Адама.
Поминальная Молитва Проповедь Видео Фото: неделя о Страшном суде
Господи, услышь наши мольбы о родителях, что покинули эту землю и отправились в Царствие Твоё, где жизнь вечная. Лишь Ты способен утешить души наши скорбящие. Прошу, отпусти все грехи ушедшего и подари ему жизнь в радости и счастье на Небесах. Плачу я и молюсь за душу раба Божьего (имя) с верою и надеждою на утешение. Не оставь меня одного в печали скорбящей, помоги пережить утрату. Отпусти ему все грехи, позволь душе упокоиться и обрести жизнь вечную. Помолюсь же я за него и восславлю имя Твое, Господь наш! Ибо ты Отец наш, и лишь ты знаешь, когда пробьет последний час наш на земле, чтобы забрать после души наши в Царствие Небесное. Да обретем мы вечность рядом с тобой. Во веки веков. Аминь
Этот поминальный день напоминает всем христианам о необходимости спасения всех людей, поэтому все живые должны молиться о душах умерших сестер и братьев. Умирает только тело, душа же остается живой, а значит, у нее еще есть время для покаяния. У всех, живых и почивших, есть время до Страшного Суда, чтобы покаяться. Молясь за умерших родственников мы и сами незаметно становимся лучше: начинаем любить ближних и очищаемся от зла .
Христианский ли праздник «Масленица»?
В основе Масленицы лежит совсем не христианство. Это знает каждый образованный человек. Масленица – это древнее языческое празднование встречи весны и проводов зимы. Раньше этот праздник представлял собой своеобразную вакханалию, которая сопровождалась играми, драками, необузданным весельем и обильными хмельными пирами. До принятия христианства такие гуляния были направлены на то, чтобы умилостивить языческих богов. В некоторых случаях они сопровождались человеческими жертвоприношениями, в числе которых были первомученики – киевский варяг Феодор и его сын Иоанн. Поэтому, православная церковь, рассказывая о Страшном Суде, призывает к покаянию и просит с осторожностью относиться к языческим обрядам, которые до сих пор живут в нашем подсознании.
После крещения Руси, люди так и не смогли отказаться от празднования масленицы. Русскому народу трудно отменить праздники, сопровождающиеся бесшабашными гулянками, и богатыми застольями. Православная церковь вынуждена была эту неделю совместить с последней подготовительной седмицей. Таким образом, она могла хоть как-то контролировать то, что происходит и не допустить кощунственного разгула в период Великого поста. Традицию поминать умерших предков блинами переосмыслили как заговенье – праздничная трапеза перед постом. В храмах читают покаянную молитву преподобного Ефрема Сирина. При этом на улицах творили ритуальные языческие заклинания и частушки, которые оскверняют слух верующего человека .
Что разрешено есть в мясопустную неделю
Православных верующих интересует вопрос, что можно вкушать в эту неделю, чтобы правильно подготовить организм к Великому посту.
В воскресенье употребляют привычные мясные продукты: мясо птицы, говядину, свинину, колбасные изделия. Строгих запретов в этот день нет. Если есть желание, можете есть жирные колбаски или сало. Однако делать это нужно в меру, так как это все таки, подготовительная неделя, после которой наступит Великий пост. За мясопустной неделей следует Сыропустная. Из рациона исключают мясные продукты.
Стоит отметить, что традиции православной церкви очень мудрые. Ведь, чтобы пост пошел на пользу, нужно к нему правильно подготовить организм .
Христианские богослужения
Мясопустная неделя начинается с воскресенья, во время богослужения в этот день вспоминают историю о блудном сыне. На ежедневных литургиях вспоминают предстоящий Страшный Суд, который состоится, когда произойдет второе пришествие Христа. На богослужениях в будни читают стихи из Евангелия, где о грядущем Суде говорил сам Иисус.
Завершается Мясопустная неделя родительской субботой, когда все православные христиане поминают своих умерших родственников и друзей. В память о них, заказывают панихиды и заупокойные молебны.
В воскресенье проводят Великий Мясопуст – праздник мяса, перед тем, как полностью отказаться от него. Как правило, это народные ярмарки и гулянья с большим количеством мяса, которое запекают, жарят на грибе и едят вдоволь .
Как подготовиться в мясопустной неделе?
Священнослужители рекомендуют продумать рацион питания на следующий месяц, учитывая, что в нем должны присутствовать постные блюда. Также важно подготовиться психологически, чтобы отказаться от развлекательных и праздничных мероприятий.
По возможности чаще посещать богослужения, исповедоваться и причащаться. В подготовительный период, как и в сам пост, нужно отказаться от посещения увеселительных мероприятий, сократить до минимума просмотр развлекательных программ.
Стоит помнить, что пост – это не наказание, а время, когда каждый верующий человек может очистить свою душу. Борясь со своими страстями, мы становимся ближе к Богу, исцеляясь физически и духовно.
Сыропустная неделя - это последний день перед Великим постом, преддверие долгого воздержания не только от животной пищи, но и от злых мыслей и дел. Что же нужно, чтобы быть готовым к духовному очищению?
Что такое сыропустная неделя
Сыропустная неделя завершает сырную седмицу, которая в миру называется Масленицей. Верующие православные люди уже в течение этих семи дней не употребляют в пищу мясо, подготавливая себя к Великому посту. Слово «неделя» в данном словосочетании имеет не современное, а более древнее значение, подразумевая день недели — воскресенье. Слово же «сыропустная» можно разделить на две вполне понятных части: «сыр» и «пуст». Это день, когда в последний раз перед Великим Постом можно употреблять в пищу яйца, молочные продукты и рыбу, их как бы «отпускают», с ними прощаются на время воздержания. Таким образом можно постепенно, и в определенной степени снижая риск для здоровья, перейти на постную пищу.
Верующему человеку необходимо помнить, что несмотря на влияние христианства, Масленица остается языческим праздником. А значит, необходимо не поддаваться соблазнам чревоугодия и даже воздержаться от участия в традиционных обрядах , как, например, сжигание чучела. В церковном календаре эта неделя не является праздничной, более того, богослужения уже уподобляются богослужениям во время Великого Поста. Читается молитва Ефрема Сирина, а в среду и пятницу на этой неделе не проводится Божественная литургия. В своих молитвах в субботу, накануне сыропустной недели вспоминаются все священные мужи и жены, просиявших в подвиге поста, то есть совершается память всем святым преподобным. На их примере Церковь показывает, что такие же люди, как каждый из нас, смогли добиться невероятных духовных высот, а значит, они доступны всем. С православной точки зрения сырная седмица предназначена для укрепления взаимоотношений в семье.
В сыропустную неделю, в народе больше известную как прощеное воскресенье, вспоминается изгнание Адама из Рая по причине грехопадения. На литургии в сыропустную неделю говорится о собирании добродетелей, прощении грехов и посте. Церковь призывает к покаянию за свои грехи. В завершение вечерни в этот день происходит чин прощения. Настоятель после прочтения молитвы просит прощения у всех христиан. Прихожане делают то же самое. Вообще в этот день принято просить прощения друг у друга не только в церкви, но и дома, у всех своих родственников и друзей.
В последний день перед Великим Постом желательно посетить церковь. Но если такой возможности нет, прочитайте соответствующие молитвы и евангелие от Матфея дома. Всего вам доброго, и не забывайте нажимать на кнопки и
13.03.2016 00:50
Подготовка к Прощеному воскресенью занимает особое место в жизни православных христиан. За несколько дней до...
Крещение Господне состоится 19 января, и перед этим православным праздником христиане придерживаются определенной диеты.
Из-гнан-ный из рая, ве-ли-ким пла-чем пла-кал Адам о том, что по-те-рял вла-ды-че-ство в ми-ре и, утра-тив цар-ское до-сто-ин-ство, стал ра-бом. Ве-лик был плач Ада-мов. Отец все-лен-ной, он в раю знал сла-дость люб-ви Бо-жи-ей, и по-то-му, ко-гда был из-гнан из рая за грех и ли-шил-ся люб-ви Бо-жи-ей, горь-ко стра-дал и с ве-ли-ким сто-ном ры-дал на всю пу-сты-ню.
В Рус-ской Пра-во-слав-ной Церк-ви по-след-нее вос-кре-се-ние пе-ред Ве-ли-ким по-стом име-ет еще на-зва-ние «Вос-по-ми-на-ние Ада-мо-ва из-гна-ния». Со вре-ме-ни из-гна-ния Ада-ма из Рая, каж-дый че-ло-век в этой жиз-ни пе-ре-жи-ва-ет «из-гна-ние из рая», но каж-дый хо-чет жить как в раю, по-то-му что ме-сто, опре-де-лен-ное че-ло-ве-ку Бо-гом из-на-чаль-но - Рай, по-сто-ян-но вле-чет нас. Мы все пла-чем по раю, по утра-чен-но-му сча-стью, ищем рай на зем-ле и пы-та-ем-ся его по-стро-ить здесь. На-ша Цер-ковь в этот вос-крес-ный день вспо-ми-на-ет, как на-ши пра-ро-ди-те-ли Адам и Ева не со-хра-ни-ли за-по-ве-ди Гос-под-ни, на-ру-ши-ли Бо-жию за-по-ведь, вку-си-ли от за-пре-щен-но-го пло-да, из чи-стых и без-греш-ных свя-тых ста-ли несчаст-ны-ми греш-ни-ка-ми.
В этот вос-крес-ный день сим-во-лич-но Цер-ковь ста-вит нас пе-ред во-ро-та-ми рая, вос-по-ми-ная день, ко-гда Адам и Ева - пер-вые лю-ди, бы-ли из-гна-ны из са-да эдем-ско-го. По-те-ряв-шие рай, они по-зна-ли и уни-что-же-ние есте-ства че-ло-ве-че-ско-го, по-то-му что по-сле их гре-хо-па-де-ния все бы-ло на-ру-ше-но. Цер-ковь на-ша ста-вит нас как пе-ред две-ря-ми рая, чтобы мы по-ня-ли, что на-хо-дим-ся на зем-ле греш-ной, и не по-то-му что ее Бог та-кой со-здал, а по-то-му что че-ло-век ее та-кой сде-лал. Мы долж-ны не за-бы-вать, что мы не в Цар-стве Бо-жьем, а здесь, на зем-ле, где нет смыс-ла ждать ни свет-ло-го бу-ду-ще-го, ни рая - его здесь нет. И мы, как Адам, пла-чем по раю, по бла-жен-ству, по Цар-ству Небес-но-му, чтобы в этом со-сто-я-нии пла-ча вой-ти в Ве-ли-кий пост. Но как ска-за-но, преж-де, чем ты при-не-сешь дар свой к ал-та-рю, вспом-ни, нет ли то-го, кто то-бой оби-жен. Преж-де, чем оста-вить дар твой, иди и при-ми-рись с бра-том сво-им. То есть преж-де, чем при-не-сти Гос-по-ду на-ши по-дви-ги по-ста, мо-лит-вы, по-слу-ша-ния, ас-ке-зы мы долж-ны вспом-нить есть ли оби-жен-ные на-ми. То-гда на-до пой-ти и при-ми-рить-ся с ни-ми, и толь-ко по-том на-чи-нать Ве-ли-кий пост, чтобы пред-сто-ять бла-го-го-вей-но пе-ред Бо-гом с чи-стым серд-цем.
По тра-ди-ции мы все ве-че-ром в этот день со-би-ра-ем-ся в Тро-иц-ком Со-бо-ре, чтобы при-ми-рить-ся и по-про-сить у друг дру-га про-ще-ния, у свя-щен-ни-ков. Один раз в го-ду в Про-ще-ное вос-кре-се-ние наш Ар-хи-ерей сто-ит пе-ред сво-им на-ро-дом на ко-ле-нях, про-сит про-ще-ние. В этот день мы все при-ми-ря-ем-ся и при-бли-жа-ем-ся очень близ-ко к да-ро-ван-ной Гос-по-дом бла-го-да-ти, ко-гда мно-же-ство свя-щен-ни-ков: мо-на-хи, про-то-и-е-реи и иереи, мо-ло-дые и, убе-лен-ные се-ди-на-ми, ко-гда сам Ар-хи-ерей про-сят про-ще-ния, а мы - у них, и все вме-сте мы про-сим про-ще-ния у на-ше-го Гос-по-да Иису-са Хри-ста: «Гос-по-ди, оста-ви нам дол-ги на-ши, яко-же и мы остав-ля-ем долж-ни-ком на-шим». В Со-бо-ре зву-чат ве-ли-ко-пост-ные по-ка-ян-ные пес-но-пе-ния, и про-из-но-сит-ся древ-няя по-сто-вая мо-лит-ва Еф-ре-ма Си-ри-на: «Гос-по-ди и Вла-ды-ко жи-во-та мо-е-го, дух празд-но-сти уны-ния, лю-бо-на-ча-лия, и празд-но-сло-вия не даждь ми. Дух же це-ло-муд-рия, сми-ре-но-муд-рия, тер-пе-ния, и люб-ве, да-руй ми ра-бу Тво-е-му. Ей Гос-по-ди Ца-рю, да-руй ми зре-ти моя пре-гре-ше-ния, и не осуж-да-ти бра-та мо-е-го, яко бла-го-сло-вен еси во ве-ки ве-ков, аминь».
Ада-мо-во из-гна-ние, из-гна-ние из Рая, непо-сред-ствен-но от-но-сит-ся и к нам, и к на-шим очень род-ным лю-дям - Ада-му и Еве, имен-но их кровь те-чет в на-ших жи-лах. Каж-дый из нас име-ет их сво-и-ми пра-ро-ди-те-ля-ми. От них по-шел весь че-ло-ве-че-ский род, все на-ро-ды в ми-ре. В Раю, Эде-ме про-изо-шло па-де-ние пер-во-го че-ло-ве-ка, пер-вые лю-ди не про-сто ослу-ша-лись Бо-га, они, пусть опро-мет-чи-во, пусть не по-ду-мав, но из-бра-ли са-мый страш-ный путь, ко-то-рый толь-ко мож-но пред-ста-вить на этой зем-ле - про-тив-ле-ния во-ле Бо-жи-ей. Про-тив-ле-ние во-ле Бо-жи-ей невоз-мож-но! Про-тив-ле-ние во-ле Все-дер-жи-те-ля, все-мо-гу-ще-го Бо-га - это смерть. И вот на эту смерть об-рек-ли се-бя род-ные нам лю-ди, на-ши пред-ки, пра-ро-ди-те-ли Адам и Ева.
В пес-но-пе-нии за все-нощ-ной по-ет-ся о том, как си-дел Адам на-про-тив рая и опла-ки-вал свое гре-хо-па-де-ние, опла-ки-вал уже за-поз-да-лы-ми сле-за-ми. Каж-дый из нас то-же имел нема-ло слу-ча-ев вслед за Ада-мом опла-кать свои ошиб-ки. Но, к сча-стью, мы ви-дим, как по ми-ло-сер-дию Сво-е-му Гос-подь и эти ошиб-ки пре-тво-ря-ет в на-ше спа-се-ние. И са-мые па-де-ния че-ло-ве-че-ские Гос-подь Бог ис-поль-зу-ет для по-ка-я-ния и из-ме-не-ния че-ло-ве-ка. Адам, ко-неч-но, пла-кал не толь-ко о се-бе са-мом, но и о мно-го-чис-лен-ном сво-ем потом-стве, сре-ди ко-то-рых и мы с ва-ми. Он ви-дел, на что об-рек сон-мы лю-дей, и что не все из них, да-же бла-го-да-ря крест-ной жерт-ве Гос-по-да Иису-са Хри-ста, бу-дут спа-се-ны.
Вот к этой древ-ней, и в то же вре-мя лич-ной, по-вто-ря-ю-щей-ся для каж-до-го из нас, в на-шей соб-ствен-ной судь-бе, ис-то-рии воз-вра-ща-ет нас Свя-тая Цер-ковь на-ка-нуне Ве-ли-ко-го по-ста. От этой точ-ки гре-хо-па-де-ния и из-гна-ния са-мих се-бя из Рая к на-ше-му об-ще-му пе-чаль-но-му, пад-ше-му со-сто-я-нию на-чи-на-ет-ся се-го-дня вхож-де-ние в пост и по-ка-я-ние.