Отчасти русская пунктуация основывается и на интонации: точка на месте большого понижения голоса и длительной паузы; вопросительный и восклицательный знаки, интонационное тире, многоточие и т. д. Например, обращение можно выделить запятой, но повышенная эмоциональность, т. е. особая выделительная интонация, диктует и другой знак - восклицательный. В ряде случаев выбор знака зависит целиком от интонации. Ср.: Придут дети, пойдем в парк. - Придут дети - пойдем в парк . В первом случае перечислительная интонация, во втором - интонация обусловленности. Но интонационный принцип действует лишь как второстепенный, не основной. Это особенно наглядно выступает в тех случаях, когда интонационный принцип «приносится в жертву» грамматическому. Например: Морозка опустил мешок и, трусливо вбирая голову в плечи, побежал к лошадям (Фад.); Олень раскапывает передней ногой снег и, если есть корм, начинает пастись (Арс.). В этих предложениях запятая стоит после союза и, так как фиксирует границу структурных частей предложения (деепричастного оборота и придаточной части предложения). Таким образом, нарушается интонационный принцип, ибо пауза находится перед союзом.
Интонационный принцип действует в большинстве случаев не в «идеальном», чистом виде, т. е. какой-либо интонационный штрих (например, пауза) хотя и фиксируется знаком препинания, но в конечном счете эта интонация сама является следствием заданного смыслового и грамматического членения предложения. Ср.: Брат - мой учитель. - Брат мой - учитель. Тире здесь фиксирует паузу, однако место паузы предопределено структурой предложения, его смыслом.
Итак, существующая в настоящее время пунктуация не отражает какого-либо единого последовательно проводимого принципа. Однако формально-грамматический принцип является сейчас ведущим, тогда как принципы смысловой и интонационный выступают в качестве дополнительных, хотя в отдельных конкретных проявлениях они могут быть выдвинуты и на первый план. Что же касается истории пунктуации, то известно, что первоначальным основанием для членения письменной речи служили именно паузы (интонация).
Современная пунктуация представляет собой новый этап в ее историческом развитии, причем этап, характеризующий более высокую ступень. Современная пунктуация отражает структуру, смысл, интонацию. Письменная речь организуется достаточно четко, определенно и вместе с тем выразительно. Самым большим достижением современной пунктуации является тот факт, что все три принципа действуют в ней не разобщенно, а в единстве. Как правило, интонационный принцип сводится к смысловому, смысловой к структурному, или, наоборот, структура предложения определяется его смыслом. Выделять отдельные принципы можно лишь условно. В большинстве случаев они действуют нераздельно, хотя с соблюдением определенной иерархии. Например, точка обозначает и конец предложения, границу между двумя предложениями (структура); и понижение голоса, длительную паузу (интонация); и законченность сообщения (смысл).
Синтаксический принцип. Употребление знаков препинания обусловлено прежде всего строением предложения, его синтаксической структурой. Все знаки здесь структурно значимы, они ставятся безотносительно к конкретному смыслу частей предложений: выделение придаточных, фиксация синтаксической однородности, обозначение границы частей сложносочиненного предложения, выделение однородных деепричастных оборотов.
Смысловой принцип. Синтаксическое членение текста связано с его смысловым членением и в большинстве случаев совпадает с ним. В предложении Жених был приветлив и очень важен, потом - он был неглуп и очень зажиточен (М. Горький) тире указывает на то, что слово потом имеет здесь значение «кроме того». При отсутствии тире потом имело бы значение «после чего-либо», «впоследствии», неуместное в данном случае. Смысловой принцип допускает и так называемые «авторские» знаки.
Интонационный принцип. Например, интонацией обусловлен выбор точки или восклицательного знака в конце предложения (невосклицательная или восклицательная интонация), выбор запятой или восклицательного знака после обращения, постановка интонационного тире и др. Однако буквального совпадения между знаками препинания и интонацией нет
o Таким образом, современная пунктуация опирается и на структуру, и на смысл, и на интонационное членение речи в их взаимодействии.
Виды знаков препинания:
1. Знаки выделения. Функции - обозначение границ синтаксических конструкций, которые дополняют, поясняют члены предложения; интонационно-смысловое выделение частей предложения, конструкций, содержащих обращение или отношение говорящего к своему высказыванию. Единые парные знаки.
2. Знаки отделения. Функции - обозначение границ между отдельными независимыми предложениями, между однородными членами предложения, между простыми предложениями в составе сложного; указание на тип предложения по цели высказывания, по эмоциональной окраске. Точка, вопросительный и восклицательные знаки, запятая,точка с запятой, двоеточие, тире, многоточие.
3. Красная строка.
o Знаки препинания бывают одиночными и парными. Парные знаки препинания обозначают, что постановка первого знака препинания требует постанову второго. К ним относятся две запятые и два тире (как единые знаки), скобки и кавычки.
Еще по теме 31. Основные принципы русской пунктуации. Пунктуационные особенности медиатекста.:
- ОРФОГРАФИЯ. ПРИНЦИПЫ РУССКОЙ ОРФОГРАФИИ. ОРФОГРАММА. ТИПЫ ОРФОГРАММ. ОРФОГРАФИЧЕСКОЕ ПРАВИЛО. ПУНКТУАЦИЯ. ПРИНЦИПЫ ПУНКТУАЦИИ. ПУНКТОГРАММА
- Принципы русской пунктуации: смысловой, грамматический и интонационный. Их иерархия и взаимодействие.
- Неизвестный. Основные правила орфографии и пунктуации русского языка, 0000
- Система знаков препинания в современном русском языке. Основные функции знаков препинания. Позиции пунктуационных знаков. Одиночные, двойные и сложные знаки препинания. Специфика употребления знаков препинания.
Пунктуация (от лат. punktum - точка) - система правил постановки знаков препинания. Знаки препинания (препинание - остановка, перерыв) - это знаки, которые ставятся между словами или группами слов в письменной речи.
«Знаки препинания - ноты при чтении» - так определил А. П. Чехов пунктуацию в одном из своих писем. Знаки препинания служат важным средством оформления письменной речи, так как при их помощи происходит её членение.
Пунктуация в значительной мере носит интернациональный характер. Основные знаки препинания были предложены типографами братьями Мануцци в середине XV в. и затем были приняты в большинстве стран Европы.
В современном русском языке 10 знаков препинания: точка, вопросительный знак, восклицательный знак, многоточие, двоеточие, точка с запятой, запятая, тире, двойное тире, скобки. К знакам препинания условно можно отнести и кавычки. Кроме того, для удобства чтения используются пробелы между словами, красная строка (начало абзаца) и другие графические средства.
По своей функции знаки препинания делятся на две группы: разделительные (отделительные) и выделительные . К разделительным знакам препинания относятся: точка, вопросительный и восклицательный знаки, запятая, точка с запятой, многоточие, двоеточие, тире.
Эти знаки употребляются для отделения одних отрезков речи от других и выступают как одиночные знаки, например: Я видел всё, что было. (А. Тарковский)
Выделительные знаки препинания - это двойные (парные) знаки. К ним относятся скобки, кавычки, двойное тире, двойные запятые. С помощью этих знаков выделяются различные отрезки и смысловые единицы речи, например: Ручей, бурля, бежал к ручью. (А. Фет)
Знаки препинания помогают расчленить речь на смысловые части, имеющие значение для выражения мыслей (смысловое членение), выделяют отдельные предложения и их части (синтаксическое членение), отражают интонационное оформление высказывания.
Таким образом, в основе правил русской пунктуации лежат три основных принципа: смысловой, структурный и интонационный.
378. Прочитайте фрагмент работы великого русского языковеда Ф. И. Буслаева. Как учёный определяет назначение знаков препинания? Подтвердите высказанные им положения своими примерами. Найдите в предложении архаизм.
Так как посредством языка одно лицо передаёт свои мысли и чувствования другому, то знаки препинания имеют двоякое назначение: 1) способствуют ясности в изложении мыслей, отделяя одно предложение от другого или одну часть его от другой, и 2) выражают ощущение лица говорящего и его отношение к слушающему...
379. Спишите, вставляя пропущенные буквы и расставляя знаки препинания. Укажите выделительные знаки препинания в этом тексте. Каким принципам русской пунктуации подчиняется употребление знаков в последнем предложении первого абзаца? Найдите в тексте изобразительно-выразительные средства.
Я подладил костёр. Он вспыхнул на минуту и тут(же) унялся. Дым откачнуло к воде туда(же) загнуло яркий гребень огонька. Придвинувшись к костру я выт..нул руки сж..мая и разж..мая пальцы будто срывал л..пестки с громадного сибирского жарка. Руки особе..о левая зан..мели по плечу и ниже его холодным пластом лежала вкра..чивая боль сказывалось долгое городское сидение и такая сразу нагрузка да и вчерашн..я духотища.
Серебристым харюзком 1 м..лькнул в вершинах леса месяц задел за остриё высокой ели и без всплеска сорвался в гущу. Сеево звёзд на небе..густилось потемнела речка и тени дерев об..явившееся при месяце опять и..чезли. Лиш(?) отблескивала в перекатах Опариха катясь по пропаха..ой бороздке к Енисею. (В. Астафьев)
380. Прочитайте стихотворение. Какая фигура речи лежит в основе его построения? Проанализируйте знаки препинания во второй строфе (укажите их тип и функции). С какими принципами пунктуации связано употребление знаков в последней строфе?
Я помню руки матери моей,
Хотя её давно уж нет на свете.
Я рук не знал нежнее и добрей,
Чем жёсткие мозолистые эти.
Я помню руки матери моей,
Что утирали слёзы мне когда-то,
В пригоршнях приносили мне с полей
Всё, чем весна в родном краю богата.
Я помню руки матери моей,
И я хочу, чтоб повторяли дети:
«Натруженные руки матерей,
Святее вас нет ничего на свете!»
(Н. Рыленков)
381. Прочитайте. Найдите случаи ипользования авторских знаков препинания. С чем, на ваш взгляд, связано их употребление? Какой знак препинания проявляет наибольшую активность?
1) Мать - творит, она - охраняет, и говорить при ней о разрушении - значит говорить против неё... Мать - всегда против смерти. (М. Г.) 2) Петербургская улица осенью - проницает; и леденит костный мозг, и щекочет... (А. Бел.) 3) Зори - свежей. Небо - в новом, осеннем, блеске, голубеет ясно. Ночами - черно от звёзд и глубоко-бездонно. (Шм.) 4) Где-то в городе горело - крупно, высоко, упорно. (Солж.) 5) Он [Кирша] молчал, - и чёрные глаза его горели тоскою и страхом. Подошёл к окну, смотрел, - и казалось, ждал чего-то. (Ф. Сологуб)
1 Уменьшительное название рыбы.
1. Введение.
2. История современной пунктуации.
3. Пунктуационные знаки в современном русском языке.
4. Принципы современной пунктуации.
Логический
Синтаксический
Интонационный
Введение
П унктуация (от лат. punctum ‘точка’) – это совокупность знаков препинания и система выработанных и закрепившихся правил их употребления.
Зачем нужна пунктуация? Почему недостаточно букв алфавита для того, чтобы написанное было понятно читающему? Ведь из букв, обозначающих звуки речи, составляются слова, а речь складывается из слов. Но дело в том, что произносить отдельные слова одно за другим ещё не значит делать произносимое понятным. Слова в речи объединяются в группы, между группами слов, а иногда между отдельными словами делаются интервалы различной длинны, на словесных группах или над отдельными словами делаются то повышения, то понижения тона. И всё это не случайно, а подчинено определённым правилам: и интервалы, и повышения и понижения тона (так называемая интонация) выражают определённые оттенки смысла речевых отрезков. Пишущий должен твёрдо знать, какой смысловой оттенок он хочет придать своему высказыванию и отдельным его частям и каким приёмам он должен для этого воспользоваться.
Пунктуация, как и орфография, составляет часть графической системы, принятой для данного языка, и должна быть так же твёрдо усвоена, как и буквы алфавита с их звуковыми значениями, для того чтобы письмо точно и полностью выражало содержание высказывания. А чтобы это содержание одинаково воспринималось всеми читающими, необходимо, чтобы значение знаков препинания было установлено твёрдо в пределах одного национального языка. Не имеет никакого значения то, что внешний вид знаков препинания в разных языках может быть одинаков, а значение и, следовательно употребление их различны. Важно то, чтобы все пишущие и читающие на том или ином языке совершенно одинаково понимали, что выражает тот или иной знак препинания.
История современной пунктуации
Русская пунктуация, в отличие от орфографии, сложилась сравнительно поздно - к началу 19 века и в основных чертах сходна с пунктуацией других европейских языков.
В древнерусской письменности текст не членился на слова и предложения. Знаки препинания(точка, крест, волнистая черта) делили текст в основном на смысловые отрезки или обозначали обстановку в работе писца. В некоторых рукописях 16 века они не получают широкого распространения. Постепенно входят в употребление вопросительный знак, скобки, двоеточие. Большое значение для развития пунктуации имело введение книгопечатания. Постановка знаков препинания в печатающихся произведениях была по преимуществу делом типографских мастеров, которые часто не считались с тем, что представлял собой в пунктуационном отношении авторский рукописный текст. Но это не означает, что авторы, в особенности писатели и поэты, не оказывали со своей стороны никакого воздействия на формирование системы русской пунктуации. Наоборот их роль в этом отношении с течением времени всё более усиливалась, и современная русская пунктуация должна рассматриваться как результат длительного и сложного взаимодействия той пунктуационной системы, которая была установлена в ряде европейских языков (в том числе и в русском) после введения книгопечатания, и тех приёмов употребления знаков, которые вырабатывались лучшими мастерами русской литературной речи в течении длительного периода начиная с 18 столетия по настоящее время.
Сформировавшаяся в основных чертах к 18 веку система знаков препинания требовала и разработки определённых правил об употреблении их. Ещё в 16 – 17 веках наблюдались первые попытки теоретически смыслить постановку имевшихся к тому времени знаков препинания (Максим Грек, Лаврентий Зизаний, Мелетий Смотрицкий). Однако общие и частные основы постановки знаков препинания в главных своих чертах складывались в течении 18 века, когда закончилось формирование основ современного русского литературного языка.
Начало научной разработке русской пунктуации положил гениальный представитель грамматической науки18 века М. В. Ломоносов в своём труде ""Российская грамматика"", написанном в 1755 году. Ломоносов даёт точный перечень употреблявшихся к тому времени в русской печатной литературе знаков препинания, в системе излагает правила их употребления, формулируя эти правила на смысловой и грамматической основе, т. е. Он впервые в русской грамматической литературе подводит теоретический фундамент под практически существовавшую пунктуацию: все правила употребления знаков препинания сводит к семантико-грамматическому принципу.
Очень обстоятельно изложены правила пунктуации учеником Ломоносова профессором Московского университета А. А. Барсовым в его грамматике, которая, к сожалению, не была напечатана, а дошла до нас в рукописном виде. Грамматика Барсова датируется 1797 годом. Правила пунктуации помещены Барсовым в разделе, именуемом «Правоизглашением», и тем самым поставлены в связь с правилами чтения. Это объясняется тем, что у Барсова как самое определение пунктуации, так и правила её охватывают различные стороны письменной речи, в том числе и приёмы устного произнесения написанного и напечатанного.
Наибольшая заслуга в упорядочении русской пунктуации в 19 веке принадлежит академику Я. К. Гроту, книга которого ""Русское правописание"" - результат многолетних исследований истории и принципов русского письма – стала первым в России академическим сводом правил орфографии и пунктуации и выдержала 20 изданий до 1917 года. Гроту подробно излагает историю и принципы русского письма, трудные случаи правописания, дает научно систематизированный и теоретически осмысленный свод правил орфографии и пунктуации. Сформулированные им правила употребления знаков препинания ценны тем, что в них подведён итог исканий в области пунктуации предшествующих авторов. Упорядоченные пунктуационные, как и орфографические, правила Грота вошли в практику школы и издательств и в своей основе, с небольшими изменениями, действуют и в настоящее время. В своде ""Правил русской орфографии и пунктуации"" в 1956 году лишь уточнены некоторые противоречия и неясности и сформулированы правила для ранее нерегламентированных случаев.
В первой половине 20 века вопросам пунктуации уделяли внимание в своих не больших в этой области работах А. М. Пешковский, Л. В. Щерба и некоторые другие лингвисты, в середине и второй половине 20 века появились фундаментальные исследования по пунктуации А. Б. Шапиро. Однако и до настоящего времени теория пунктуации находится на низком уровне развития и не соответствует общему теоретическому уровню русской лингвистической науки. До настоящего времени у лингвистов, работающих в области пунктуации, нет единой точки зрения на основы современной русской пунктуации. Одни учёные придерживаются точки зрения, что русская пунктуация базируется на смысловой основе, другие – на грамматической, третьи – на семантико-грамматической, четвёртые – на интонационной. Однако, несмотря на теоретические разногласия учёных, принципиальные основы русской пунктуации остаются неизменными, что способствует её устойчивости, хотя отдельные пунктуационные правила периодически уточняются и конкретизируются в связи с развитием русской грамматической теории и в целом русского литературного языка.
Пунктуационные знаки в современном русском языке
Пунктуационные знаки в современном русском языке, различаясь по своим функциям, по назначению, по месту их расстановки в предложении, вступают в определённую иерархическую зависимость. По месту расстановки в предложении различают знаки препинания конца и середины предложения – конечные и внутренние знаки. Все отделяющие конечные знаки – точка, вопросительный и восклицательный знаки, многоточие – имеют большую силу, чем внутренние знаки.
Так называемые внутренние знаки препинания – точка с запятой, запятая, тире, двоеточие, скобки – неоднородны в своем употреблении. Наиболее «сильный», иерархически старший отделяющий знак препинания внутри предложения – точка с запятой. Этот знак, обозначая границы однородных членов предложения или предикативных частей в составе сложного предложения, способен передать смыслоразличительную паузу устной речи. Другие четыре внутренних знака препинания (запятая, тире, двоеточие, скобки) различаются и по информативной нагрузке, и по функциональному диапазону, и по длительности пауз при их «чтении». Иерархия их паузальных величин начинается запятой и кончается скобками.
Различие рассматриваемых четырех внутренних знаков препинания в содержательном плане выражается, с одной стороны, в разном объеме информативной нагрузки и, с другой – в разной степени конкретности значений, которые они могут фиксировать на письме. Из этих знаков наиболее многозначна запятая, несколько уже круг значении у тире, заметно уже у двоеточия, и самым конкретным знаком в содержательном отношении являются скобки. Следовательно, наименьшая степень конкретности значений присуща запятой и наибольшая - скобкам. Таким образом, иерархия увеличения степени конкретности значений указанных четырех знаков препинания соответствует отмеченной иерархии паузальных величин и иерархии их функционального диапазона.
На основе иерархической зависимости знаков препинания устанавливаются особенности сочетаемости их при встрече в предложении. В одних случаях пунктуационные знаки при встрече совмещаются, в других – знак меньшей силы поглощается более сильным знаком. Встречаться может один из двух элементов парного, выделяющего знака с отделяющим знаком или с элементом другого парного знака. Встреча с отделяющим знаком обычно наблюдается, если выделяемая конструкция находится в начале или в конце предложения (предикативной части сложного предложения) или на границе с однородными членами. Встреча элементов выделяющих знаков имеет место в случаях следования одной выделяемой синтаксической конструкции за другой выделяемой конструкцией, например обособленного члена, или сравнительного оборота, или причастной части за другим обособленным членом, за придаточной части за другим обособленным членом, за придаточной частью, за вводной или вставной конструкцией и т. п.
Тип урока: повторительно-обобщающий.
Ход урока
1. Вступительная беседа.
Наш урок хочу начать необычно: прошу вас на несколько минут вернуться в детство и прочитать небольшое стихотворение известной детской поэтессы И. Токмаковой (текст на доске без знаков препинания)
Под ёлкой дыра
Это лисья нора
Здесь лисята живут
Много их тут
Можно их сосчитать
Почему трудно читать? (нет знаков препинания)
- Запишите стихотворение, расставив знаки препинания. (записывают)
- Какие знаки препинания поставили?
- Как меняется смысл стихотворения в зависимости от разной постановки знаков препинания?
- О чем пойдет речь на сегодняшнем уроке?
- Как называется система правил о постановке знаков препинания?
- Какова тема урока? Задачи?
2. Целеполагание.
II. Работа учащихся по группам (учащиеся готовили сообщения и практические задания)
Выступление 1-й группы.
1. Сообщение “Принципы русской пунктуации”.
В основе правил русской пунктуации - три основных принципа:
а) смысловой (логический): знаки препинания помогают расчленить речь на части, имеющие значение для выражения мыслей на письме;
б) грамматический (структурно-синтаксический): знаки препинания делают наглядным смысловой строй речи, выделяя отдельные предложения и их части;
в) интонационный: знаки препинания служат для обозначения интонационного оформления, обозначения ритмики, мелодики фразы. Чаще правила пунктуации отражают не один, а два или одновременно все три принципа.
Например: постановка знаков препинания при обособленных членах отражает смысловой и интонационный принцип. Постановка вопросительного знака в конце вопросительного предложения - все три принципа.
2. Практическое задание (распечатано для групп, знаки не расставлены).
Расставьте знаки препинания. Объясните свой выбор. Какие принципы русской пунктуации нашли отражение в тексте.
Тропинка обогнула куст орешника и лес сразу раздался в стороны. Посреди поляны в белых сверкающих одеждах огромный и величественный как собор стоял дуб. Казалось деревья почтительно расступились чтобы дать сегодняшнему собрату развернуться во всей силе. Так вот он зимний дуб стремительно мелькнуло в голове.
(по Ю. Казакову)
Выступление 2-й и 3-й групп.
1. Сообщения “Одиночные знаки препинания”, “Парные знаки препинания”.
(Учащиеся представляют обобщающую таблицу с важнейшими случаями постановки знаков)
ЗНАК | СТАВИТСЯ |
В конце повествовательного предложения, в конце побудительного предложения (при спокойном тоне речи). |
|
2. Восклицательный знак. | В конце восклицательного предложения, после обращения, после междометия. |
3. Вопросительный знак. | В конце вопросительного предложения. |
4. Многоточие. | Чтобы показать незаконченность речи, перерывы в речи; в неполных цитатах. |
5. Запятая. | Для разделения однородных членов предложения, для выделения обращений, вводных слов и вводных предложений, междометий, обособленных второстепенных членов; для разделения простых предложений в сложносочиненных, придаточных частей и главных или выделения их в середине главных в сложноподчиненных предложениях; для разделения простых предложений в составе бессоюзного сложного предложения. |
6. Точка с запятой. | Для разделения сильно распространенных или менее тесно связанных по смыслу предложений, входящих в состав сложного предложения. |
7. Двоеточие. | Перед однородными членами после обобщающего слова, при прямой речи, в бессоюзном сложном предложении. |
Между подлежащим и сказуемым, после однородных членов перед обобщающим словом, для выделения вводных предложений, приложений; в бессоюзном сложном предложении, для выделения слов автора при прямой речи, в начале реплик диалога. |
|
9. Скобки. | Для выделения вводных предложений, а также всякого рода пояснений и вставок от автора. |
10. Кавычки. | Для выделения прямой речи, цитат, названий книг, журналов, газет и т. п., необычных в литературной речи слов или слов в не свойственном им значении, или слов, употребленных с иронией, метафорически, иносказательно и т. п. |
2. Практическое задание: заполнить таблицу в упр. 485 в учебнике А. Дейкиной, Т. Пахновой.
III. Работа с текстом упр. 498 (там же)
1. Беседа:
Перескажите текст.
- С чем связывает Д. Андреев заслуги А. Пушкина как поэта? Как он характеризует русский литературный язык?
2. Тест (предварительно пронумеровать предложения в данном тексте - упр. 498).
1) Укажите правильное объяснение пунктуации в 1-ом предложении запятыми выделено:
а) сравнительный оборот;
б) придаточное сравнительное;
в) вводное предложение.
2) Укажите тип предложения №3:
а) сложноподчиненное с одним придаточным;
б) сложноподчиненное с двумя придаточными;
в) сложное предложение с сочинительной и подчинительной связью.
3) Сколько рядов однородных членов в предложении №3:
а) 4;
б) 5;
в) 6.
4) Какую роль выполняет точка с запятой в предложении №3:
а) отделяет простые предложения;
б) выделяет обособленные члены;
в) отделяет сильно распространенные части.
5) Укажите правильное объяснение отсутствия запятой перед как в предложении №3:
а) оборот с как
– это приложение со значением “в качестве...”;
б) оборот с как
– устойчивое словосочетание;
в) оборот с как
– это приложение со значением причины;
6) Какое из утверждений неверное:
а) 1-е предложение текста - бессоюзное;
б) в 3-ем предложении нет причастного оборота;
в) в 3-ем предложении есть деепричастный оборот.
Самопроверка по листку контроля: 1в, 2а, 3в, 4в, 5а, 6б.
IV. Итоги урока. Рефлексия.
Какая часть урока показалась наиболее важной? Почему?
- Что было трудным? Почему?
- Что нужно сделать, чтобы эти трудности не возникали?
Домашнее задание:
1) по учебнику упр. 516 (подготовиться к письму по памяти)
2) по выбору: упр. № 000 или упр. № 000
Урок 3. Тема: Сочетание знаков препинания. Вариативные знаки препинания.
Цели:
- Знать особенности пунктуации при сочетании знаков; Иметь представление о вариативности постановки знаков препинания; Совершенствовать навыки пунктуационного анализа.
Эпиграф на доске:
Знаки препинания – это как нотные знаки.
Они твёрдо держат текст и не дают ему рассыпаться.
Тип урока: повторительно-обобщающий.
Ход урока
I. Актуализация опорных знаний.
1. Индивидуальная работа по карточкам (двое учащихся у доски).
Карточка № 1. Расставить знаки препинания, объяснить свой выбор. Произвести указанные виды разбора.
Песчаный6 косогор нескошенный6 луг над Соротью тропинка ведущая в парк всё это было так близко и знакомо мне.
Карточка № 2. Расставить знаки препинания. Произвести указанные виды разбора.
а) Солдаты их было трое2 ели не обращая2 внимания на Пьера
.
б) Вхожу все тихо.
2. Самодиктант по домашнему заданию – упр. № 000 из учебника, (текст стихотворения И. Бунина “Детство”). Взаимопроверка.
3. Беседа:
Какие принципы русской пунктуации нашли отражение в выполненных заданиях?
- Почему в 1-ом предложении (карточка № 1) рядом оказались запятая и тире?
- Обратите внимание на эпиграф к уроку. говорит о роли знаков препинания в тексте. Запишите это высказывание в виде прямой речи, разорванной словами автора.
- Какие знаки препинания здесь сочетаются?
- Какие ещё сочетания знаков препинания
вы встречали в текстах?
- Какие знаки препинания возможны в предложениях карточки № 2?
Обоснуйте своё мнение.
Об этом пойдет речь на сегодняшнем уроке (объявляется тема урока, формулируются цели).
1. Самостоятельная работа с учебной статьей § 104, § 105 (учебник Н. Гольцовой, И. Шамшина. Русский язык. 10 – 11 классы).
Задание: Составить цепочку вопросов. Например:
1) Какие сочетания знаков препинания возможны?
2) Какой знак препинания ставится первым:
При сочетании вопросительного и восклицательного знака?
- запятой и тире?
- запятой, точки с запятой, двоеточия и закрывающей скобки?
- точки, вопросительного, восклицательного знака и закрывающей скобки?
3) В чем особенность пунктуации при сочетании многоточия и других знаков препинания?
4) Какие знаки препинания называются вариативными?
5) Чем определяется выбор варианта?
6) Какие знаки наиболее часто встречаются в качестве синонимичных?
2. Работа в парах: взаимоопрос по составленной цепочке вопросов.
III. Практикум.
1. Работа с текстом упражнения № 000 (II) из учебника Н. Гольцовой (“Песня о Земле” В. Высоцкого).
Определите тему, основную мысль поэтического текста. Выпишите ключевые слова.
- Составьте схему 1-го предложения, произведите его пунктуационный анализ.
- Найдите предложения со сравнительными оборотами. Какова их роль?
- Какие виды сложных предложений встречаются в тексте? Произведите их пунктуационный разбор.
- Какие сочетания знаков препинания встречаются в тексте? Прокомментируйте пунктуацию. Какую роль выполняют в тексте вопросительные, восклицательные предложения? Многоточия? Чем объясните такое разнообразие знаков препинания, используемых поэтом?
2. Самостоятельная письменная работа по вариантам.
I вариант.
И вскользь мне бросила змея
У каждого судьба своя
Но я-то знал что так нельзя –
Жить извиваясь и скользя.
2) В чем аллегорический смысл этого стихотворения? Как бы вы его озаглавили?
Найдите в тексте однокоренные слова, случайно ли они употреблены автором? Напишите сочинение – рассуждение на тему “Можно ли человеку жить, “извиваясь и скользя”.
II вариант.
Перед вами текст стихотворения Л. Мартынова (знаки препинания расставлены не все).
А ты?
Входя в дома любые –
И в серые
И в голубые
Всходя на лестницы крутые
В квартиры светом залитые
Прислушиваясь к звону клавиш
И на вопрос даря ответ
Скажи
Какой ты след оставишь
След
Чтобы вытерли паркет
И посмотрели косо вслед
Или
Незримый прочный след
В чужой душе на много лет
1) Расставьте недостающие знаки препинания, объясните графически свой выбор.
2) В чем философский смысл этого стихотворения? Как бы вы его озаглавили? Какова роль вопросительных предложений в тексте?
Напишите небольшое сочинение – размышление на тему “Что значит оставить “незримый прочный след”?
IV. Итоги урока. Рефлексия.
Наши уроки, посвященные пунктуации, – повторительно – обобщающие. Что оказалось новым для вас? Интересным? Полезным?
- Как оцениваете свою работу на уроке?
Домашнее задание: по выбору
1) Упр.519 (учебник А. Дейкиной, Т. Пахновой): записать текст, расставить пропущенные знаки препинания. Доказать, что текст является повествованием с элементами описания. Классифицировать сложные предложения в тексте по видам связи их частей;
2) Провести исследование: какую роль в художественном тексте играют знаки препинания (на примере одного небольшого произведения:
- стихотворения М. Цветаевой “Вчера ещё в глаза глядел...”; стихотворения в прозе “Простота” И. Тургенева.
или самостоятельно подобранного).
Литература:
- , . Русский язык. 10-11 классы. М., Русское слово, 2006. , Русский язык. Учебник-практикум для старших классов. М., Вербум-М, 2007. , . Современный русский язык. М., Высшая школа, 1991.