Работа по литературе. А.Т.Твардовский «Василий Тёркин».
1.О чём рассказывает читателю поэма «Василий Теркин»?
А.Т. Твардовский в годы Великой Отечественной войны становится выразителем духа солдат, простого народа. Его поэма «Василий Теркин» помогает людям пережить страшное время, поверить в свои силы, ведь поэма создавалась на войне глава за главой. «Василий Теркин» - «книга про бойца». Поэма писалась о войне, но главным для Александра Твардовского было показать читателю то, как надо жить в годы тяжелых испытаний. Поэтому главный персонаж, Вася Теркин, танцует, играет на музыкальном инструменте, готовит обед, шутит. Герой живет на войне, и для писателя именно это является очень важным, так как, для того чтобы выжить, любому человеку необходимо очень сильно любить жизнь.
2.Какова главная мысль главы «Переправа»?
В главе «Переправа» описывается, как Теркин совершил подвиг, когда, оказавшись на правом берегу, возвращается вплавь на левый, чтобы попросить поддержки. Переправа опасна и для товарищей Василия Теркина, и для него самого:
Люди теплые, живые
Шли на дно, на дно, на дно…
Василий Теркин отважно соглашается переплыть через ледяную реку, а когда оказывается на противоположном берегу, замерзший и усталый, сразу же начинает докладывать, проявляя свою ответственность и чувство долга:
Разрешите доложить...
Взвод на правом берегу жив-здоров
назло врагу!
В названии главы «О награде» отражено описываемое событие.
О скромности Тёркина поэт говорит в этой главе:
- Нет, ребята, я не гордый.
Не заглядывая вдаль,
Так скажу: зачем мне орден?
Я согласен на медаль.
В главе «О награде» Тёркин комично рассказывает о том, как вел бы себя, вернувшись с войны в родную деревню; говорит, что для представительности ему совершенно необходима медаль. Мечта Теркина о награде ("Я согласен на медаль") - это не тщеславное желание прославиться или выделиться. На самом деле это желание увидеть родные края и родных людей свободными.
4.В главе «На привале» поэт рассказывает о сабантуе. Что это такое?
На этот вопрос отвечает сам Тёркин:
А кому из вас известно,
Что такое сабантуй?
- Сабантуй - какой-то праздник?
Или что там - сабантуй?
- Сабантуй бывает разный,
А не знаешь - не толкуй,
Вот под первою бомбёжкой
Полежишь с охоты в лёжку,
Жив остался - не горюй:
- Это малый сабантуй.
Отдышись, покушай плотно,
Закури и в ус не дуй.
Хуже, брат, как миномётный
Вдруг начнётся сабантуй.
Тот проймёт тебя поглубже, -
Землю-матушку целуй.
Но имей в виду, голубчик,
Это - средний сабантуй.
Сабантуй - тебе наука,
Враг лютует - сам лютуй.
Но совсем иная штука
Это - главный сабантуй.
5.Известно, что Василия Тёркина многие солдаты считали своим однополчанином и никогда не расставались с книгой. Чем это можно объяснить?
Поэма «Василий Теркин » была написана Александром Трифоновичем Твардовским во время Великой Отечественной войны и публиковалась в различных газетах по главам. Это произведение поддерживало боевой дух солдат, давало им надежду, воодушевляло и, самое главное, ее можно было начинать читать с любой главы. Связано это с тем, что каждая глава в поэме является отдельной историей, которая полна глубокого патриотизма, оптимизма, веры в будущее.
Образ советского солдата Василия Теркина задумывался как фельетонный образ, призванный смешить солдат на фронте, поднимать их боевой дух.
На протяжении Великой Отечественной войны образ Васи Теркина оставался самым любимым в среде бойцов. Объяснить этот феномен можно тем, что этот герой пленил сердца читателей своей реальностью и достоверностью.
6.Характеристика Василия Тёркина.
Образ главного героя Василия Теркина, простого русского солдата, является образцом человеческого достоинства, мужества, любви к Родине, честности и бескорыстия. Все эти качества героя раскрываются в каждой главе произведения.
Поскольку произведение написано во время войны, то само собой разумеется, что главные качества героя, на которых акцентирует внимание автор, - это беззаветное мужество, героизм, чувство долга и ответственности.
Он символический образ, человек-народ, собирательный русский тип. Не случайно о личной биографии его не говорится ничего. Он "большой охотник жить лет до девяноста", человек мирный, гражданский, солдат по необходимости. Обычная его жизнь в колхозе прервана войной. Война для него – стихийное бедствие, горячая работа. Вся поэма пронизана мечтой о мирной жизни.
Уже при первом упоминании фамилия Теркин очерчивает границы характера: Теркин – значит бывалый, тертый человек, "тертый калач", или, как сказано в поэме, "жизнью тертый человек".
Мир слыхал сквозь грозный гром,
Повторял Василий Теркин:
– Перетерпим. Перетрем...
Теркин – кто же он такой?
Скажем откровенно:
Просто парень сам собой
Он обыкновенный.
Образ Теркина – это обобщенный образ, при всей своей реалистичности и обыкновенности. Твардовский наделяет своего героя "общерусской" внешностью, избегает портретных примет.
("Красотою наделен / Не был он отменной. / Не высок, не то чтоб мал, / Но герой-героем".) Теркин – и яркая, неповторимая личность, и в то же время он включает в себя черты многих людей, он как бы многократно повторяется в других.
Важна принадлежность Теркина к самому массовому роду войск – пехоте. Герой – пехотинец. "В нем – пафос пехоты, войска, самого близкого к земле, к холоду, к огню и смерти", – писал Твардовский в самом начале своего замысла. Теркин – из числа чернорабочих войны, на которых и держится страна, которые вынесли на своих плечах тяжесть войны.
7. Что сближает Василия Тёркина с героями народных сказок, русскими богатырями Ильёй Муромцем, Алёшей Поповичем и др.?
Образ Теркина имеет фольклорные корни, это «богатырь, сажень в плечах», «весельчак», «человек бывалый». За иллюзией простоватости, балагурства, озорства скрываются нравственная чуткость и органично присущее чувство сыновнего долга перед Родиной, способность без фразы и позы совершить подвиг в любой момент.
В образе Теркина Твардовский изображает лучшие качества русского характера - смелость, упорство, находчивость, оптимизм и огромную преданность своей родной земле.
Мать-земля родная ваша,
В дни беды и в дни побед
Нет тебя светлей и краше,
И желанней сердцу нет...
Именно в защите Родины, жизни на земле заключается справедливость народной Отечественной войны («Бой идет, святой и правый, смертный бой не ради славы, ради жизни на земле...»).
Теркин живет как бы в двух измерениях: с одной стороны, это вполне реальный солдат, стойкий боец Советской Армии. С другой стороны, это русский сказочный солдат-богатырь, который в огне не горит и в воде не тонет.
Богатырь не тот, что в сказке -
Беззаботный великан,
А в походной запояске.
Человек простой закваски...
В муках тверд и в горе горд
Теркин жив и весел, черт!
Теркин вступает в единоборство с сильным, физически превосходящим его противником. С одной стороны, автор укрупняет этот эпизод:
Как на древнем поле боя, Грудь на грудь, что щит на щит, – Вместо тысяч бьются двое, Словно схватка все решит.Твардовский пишет на стыке пафоса и иронии, былинного размаха и трезвой реальности.
Теркин в книге не только былинный, общенациональный тип, но и личность. Фольклорные герои в былинах остаются одними и теми же от начала до конца повествования. Образ Теркина дан в эволюции: чем ближе к концу произведения, тем больше печальных раздумий появляется в поэме. В первых главах герой – балагур, веселый, но не беспечный, не теряющийся ни в каких обстоятельствах, и это было очень важно в тяжелые дни войны. В финале главы "На Днепре" Теркин молча курит в стороне от радующихся товарищей, и последние строки главы показывают его с неожиданной стороны:
– Что ж ты, брат, Василий Теркин, Плачешь вроде?.. – Виноват...Проблемы, поднимаемые писателем в этом произведении, также помогают раскрыть военную тематику поэмы: отношение к смерти, умение постоять за себя и других, чувство ответственности и долга перед родиной, взаимоотношение между людьми в критические моменты жизни. Твардовский беседует с читателем о наболевшем, использует особый художественный персонаж, – образ автора. В поэме появляются главы «О себе». Так писатель приближает своего главного героя к собственному мировосприятию. Вместе со своим персонажем автор сопереживает, сочувствует, испытывает удовлетворение или негодует:
С первых дней годины горькой,
В тяжкий час земли родной,
Не шутя, Василий Теркин,
Подружились мы с тобой…
Война изображена Твардовским в крови, труде и лишениях. Бесконечная ночь, мороз. Но чуток солдатский сон, даже не сон, а тяжелое забвение, причудливо перемешанное с явью. В сознании тех, кто остался на этом, левом берегу, возникают картины гибели товарищей. Их возможная смерть рисуется в обыденных - но тем более страшных - деталях. Раздумья о солдатах, погибших на переправе, да и не только об этих солдатах,- поэт завершает патетическими строками.
Умершие - бессмертны, и земля, где навек «застыли их следы», становится монументом солдатской славы.
Война, описываемая Александром Трифоновичем Твардовским в поэме, не кажется читателю вселенской катастрофой, невыразимым ужасом. Поскольку главный герой произведения – Вася Теркин – всегда способен выжить в трудных условиях, посмеяться над собой, поддержать товарища, и это для читателя особенно важно – значит, будет другая жизнь, люди начнут от души смеяться, громко петь песни, шутить – придет мирное время. Поэма «Василий Теркин» полна оптимизма, веры в лучшее будущее.
Теркин изображен в этой главе еще до оккупации деревни, где он встретил ста-рого солдата и его жену в достаточно еще по тем временам благополучной крестьян-ской избе. Это был уже опытный боец, бравый русский парень, остроумный, не теряющийся ни перед какими обстоятель-ствами, мастеровой, знающий и крестьян-скую жизнь, и законы солдатской жизни. Он быстро наладил деду пилу, починил часы, за которые бы не взялся часов-щик-профессионал. Зная хорошо быт де-ревни, Теркин уверен, что у старухи при-пасено сало: «Не был немец — значит есть!» Очень интересны наблюдения поэ-та, как ест Теркин: «Ел он много, но не жадно, Отдавал закуске честь…» Это чер-та трудового русского человека, умеюще-го и работать и ценить хлеб. Он уверен в победе над врагом, хотя понимает, что путь к ней долог и труден.
Он вздохнул у самой двери И сказал: - Побьем, отец…
Глава названа «Два солдата» не случай-но. Диалог деда и Теркина свидетельству-ет о преемственности поколений русских воинов, участников Первой мировой и Великой Отечественной войн.
Можно. Оба вынесли на войне много су-ровых испытаний. То, что уже не может делать дед по возрасту и слабости, с легко-стью делает солдат нового поколения. Теркин относится к старому солдату с большим уважением, серьезно отвечает на его вопросы, проявляет знание воинских традиций, чем радует деда, даже когда спорит с ним:
И сидят они по-братски За столом, плечо в плечо. Разговор ведут солдатский, Дружно спорят, горячо.
Рассуждения молодого солдата нравят-ся старику, и он признает его право на ра-венство:
Рассуждать со мной достоин. Ты — солдат, хотя и млад, А солдат солдату — брат.
Уважительное, братское, дружеское и при этом в некоторой степени соперни-чающее — такими словами можно оха-рактеризовать отношение друг к другу двух солдат, старшего и младшего поколе-ний давно прошедшей и нынешней войн. Их объединяет спокойное отношение к рвущимся минам. Немаловажной дета-лью для понимания их отношения друг к другу является поклон Теркина и старухе (за гостеприимство, угощение), и «солда-ту самому». «Брат» и «солдат» — наибо-лее частые обращения старика к Тер-кину. В свою очередь, молодой боец назы-вает старика «дед», «хозяин», «отец», уважительными в народе словами.
Народно-песенные традиции проявля-ются в ритмике стиха, интонациях, свой-ственном песне хореическом размере. Са-ма ситуация, принятая в сказках, «Жи-ли-были дед и баба» и оказывающий им помощь «добрый молодец», использована в главе. Сказочная ситуация, когда гость указывает старой хозяйке на угощение, которое у нее есть и она не хочет подавать, и угадывает, где оно находится, также использована Твардовским в переоформле-нии применительно к войне. Народно-поэтические выражения «то-то ладно, то и складно», «дунул, плюнул, — что ты ду-маешь, пошли» и масса других делают речь поэмы близкой к фольклору.
Прошло три года с момента прощания «двух солдат» в прифронтовой деревне. За это время много испытаний вынесли и Теркин и старики: отступление, оккупа-ция, бои… И наконец, новая встреча — при отступлении немцев. И Теркин — во главе разведывательного отряда. Это уже возмужавший, помудревший Теркин, ко-торому доверено руководить разведыва-тельной операцией перед освобождением деревни. В первоначальном варианте Твардовский хотел изобразить его произ-веденным в офицеры, но впоследствии ре-шил оставить все же рядовым бойцом (по-эма называлась «Книга про бойца»), и по-тому в главе «Дед и баба» он назван «старшой», «молодец», «вроде даже офи-цер». Его юмор теперь уже отличается степенностью, как и все поведение. На предложение хозяйки отведать сала он теперь ведет себя не так, как сказочный солдат в главе «Два солдата», а с достоин-ством и доброй шуткой-полувопросом от-вечает:
Закусить бы счел за честь, Но ведь нету, бабка, сала?
Самое главное — уверенность в гряду-щей победе, что больше отступлений не будет. Сам Теркин осознает свои приобре-тения. Он теперь не просто «мастер-ухарь, с кем сидели у стола» и не только «цел по-куда», «а теперь гляди, кто буду, — вроде даже офицер». Появляется и такое новше-ство в его общении с мирными жителями, уставшими от военных невзгод: «Это я, Василий Теркин, говорю. И ты уж верь». Право на эти слова он приобрел своим опытом солдата.
Есть что-то общее в сюжетах глав «Два солдата» и «Дед и баба». Это, прежде все-го, угощение салом, вопрос о том, побьет ли наша армия врага (во второй главе — не будет ли отступлений). Но есть и разли-чия. Угощает сейчас сама баба, которая в прошлую встречу не хотела этого делать, а Теркин заставил ее выставить угощение, как сказочный герой. Сейчас настрадав-шаяся крестьянка от радости освобожде-ния и встречи с дорогим человеком, рус-ским солдатом, сама настаивает, чтобы он подкрепился. Теперь он, принимая уго-щение, оказывает уважение крестьянско-му дому:
И спешил, а все ж отведал, Угостился, как родной. Табаку отсыпал деду И простился.
Часы — очень важная деталь, связую-щая обе главы как в сюжетном, так и в идейном отношении. Русский солдат при отступлении починил часы, которые для семьи больше символизировали доб-рое прошлое, нежели представляли прак-тическую ценность, а фашист-разруши-тель украл их. И мы видим авторскую позицию, утверждающую нравственное превосходство русского воина. Теркин не забывает о часах и успокаивает старуху обещанием привезти двое часов из Берли-на, еще раз выражая свой победный опти-мизм и природный юмор.
Изменения происходят вследствие пе-ренесенных в оккупации страданий, не-отступного страха быть убитыми. Поста-ревший дед стремится предугадать ход во-енных действий и ответить на чаяния жителей, когда же придет долгожданная победа.
И уже казалось деду, - Сам хотел того иль нет, - Перед всеми за победу Лично он держал ответ.
И он больше не разговаривает с чувст-вом некоторого превосходства как старый солдат с солдатом младшего поколения, наоборот, его отношение к нынешнему Теркину полно восхищения, как к защит-нику родины. Сам автор, отдавая должное мужеству и терпению деда, продолжает называть его солдатом.
Меняется и отношение к своему супру-гу и со стороны бабки. Если в главе «Два солдата» мы читаем:
С кем жила — не уважала, С кем бранилась на печи, От кого вдали держала По хозяйству все ключи,
то теперь она видит в муже защитника, переживает за него, ощущает себя рядом с ним слабым существом.
Две войны прошел солдат Целый, невредимый. Пощади его, снаряд, В конопле родимой!
И старик ведет себя как защитник. Принимая отряд наших войск издали за немцев, он
За топор — и наперед Заслонил старуху. Гибель верную свою, Как тот миг ни горек, Порешил встречать в бою, Держит свой топорик.
Так, общие испытания военного лихо-летья сплачивают людей и переводят их отношения с обыденного уровня на уро-вень, можно сказать, романтическо-героизированный. И Твардовский не случайно продолжает называть деда солдатом.
Глава «О себе» дает представление о личности автора, его жизненном пути, раздумьях о сложностях житейских, о фор-мировании его мировоззрения, об обога-щении жизненными наблюдениями и выводами. Автор непосредственно обра-щается к читателю с сокровенным. Поэти-ческое раздумье писателя идет к само-му сердцу читателя, который приглаша-ется к проверке авторских рассуждений. Стремление установить духовный контакт с ним, прямая обращенность к нему при-дают особый лиризм, теплоту, приближа-ют его к герою, автору произведения, изо-бражаемым событиям.
Лирическую одушевленность поэмы усиливает то обстоятельство, что в главе «О себе» Твардовский делает Теркина сво-им земляком, выходцем со Смоленщины. Война для героя и автора становится бит-вой за родной дом и дорогой к нему.
Я дрожу от боли острой, Злобы горькой и святой. Мать, отец, родные сестры У меня за той чертой. Я стонать от боли вправе И кричать с тоски клятой. То, что я всем сердцем славил И любил, — за той чертой.
Одна из важных тем поэмы «Василий Теркин» — тема родной земли, родного края. В главе «О себе» большое место зани-мают воспоминания о родине, ее природе и детстве, прошедшем на этой благодатной земле. «Мать-земля моя родная» — дваж-ды обращается поэт к своей малой родине.
И еще одно обращение — «отчий край». Конечно, это об истоках жизни, истоках русской духовности, полученной в родной семье как в конкретном, так и в символи-ческом смысле. Для него родина и детство едины. Это «милый лес», который красоч-но описывает Твардовский, и «стежка до колодца», и дворик, «где песочек золо-той», и лед на речке, и родная школа, и учитель. И конечно, здесь выражено ощущение огромного горя, что во время войны это «край, страдающий в плену».
На данный вопрос о слиянии лириче-ского и эпического начал можно ответить только положительно. Автор и его герой тесно слиты своими рассуждениями и пе-реживаниями о родине, которая у них по воле автора одна — Смоленщина.
Отвечая на упреки в свой адрес, что в «Книге для бойца» автор многое пи-шет о себе и от себя, Твардовский отве-чает:
Но давайте скажем честно: Я ведь тоже человек. То, что молвить бы герою, Говорю я лично сам. Я за все кругом в ответе, И заметь, коль не заметил, Что и Теркин, мой герой, За меня гласит порой. Он земляк мой, и, быть может, Хоть нимало не поэт, Все же как-нибудь похоже Размышлял. А нет, ну — нет. Теркин — дальше. Автор — вслед.
Ответ от N[гуру]
Главный герой поэмы - солдат Василий Теркин. Недаром его фамилия созвучна слову "тереть": Теркин бывалый солдат, участник войны с Финляндией. В Великой Отечественной войне он участвует с первых дней: "в строй с июня, в бой с июля". Теркин - воплощение русского характера. Он не выделяется ни значительными умственными способностями, ни внешним совершенством:
Скажем откровенно:
Просто парень сам собой
Он обыкновенный:
Однако Теркина бойцы считают своим парнем и радуются, что тот попал именно в их роту. Теркин не сомневается в окончательной победе. В главе "Два солдата" на вопрос старика, удастся ли побить врага, Теркин отвечает: "Побьем, отец". Основными чертами характера Василия Теркина можно считать скромность и простоту. Он убежден, что истинный героизм заключается не в красоте позы. Теркин думает, что на его месте каждый русский солдат поступил бы точно так же. Необходимо обратить внимание и на отношение Теркина к смерти, что небезразлично в боевых условиях:
Нет, товарищ, зло и гордо,
Как закон велит бойцу,
Смерть встречай лицом к лицу
И хотя бы плюнь ей в морду,
Если все пришло к концу.
Нередко приходится герою поэмы сталкиваться со смертью. Однако жизнерадостность и природный юмор помогают ему справиться со страхом, побеждая таким образом саму смерть. Теркин привычно рискует собственной жизнью. Например, он в ледяной воде переправляется через реку и налаживает связь, обеспечивая благоприятный исход боя.
Когда замерзшему Теркину оказывают медицинскую помощь, он шутит:
Растирали, растирали.. .
Вдруг он молвит, как во сне:
- Доктор, доктор, а нельзя ли
Изнутри погреться мне?
Теркин готов плыть назад, проявляя тем самым недюжинную волю и мужество.
Поэма "Василий Теркин" может считаться одним из истинно народных произведений. Интересно, что многие строки из этого произведения перекочевали в устную народную речь или же стали популярными стихотворными афоризмами. Можно привести ряд примеров: "Смертный бой не ради славы - ради жизни на земле", "сорок душ - одна душа", "переправа, переправа - берег левый, берег правый" и многие другие.
Василий Теркин - мастер на все руки. В суровых военных условиях он не утратил вкус к мирному труду: умеет и починить часы, и наточить старую пилу. Кроме того, Теркин - мастер играть на гармонике, он развлекает товарищей по оружию, бескорыстно дарит им минуты радости. Кто же он - Василий Теркин?
Словом, Теркин, тот, который
На войне лихой солдат,
На гулянке гость не лишний,
На работе - хоть куда.
Прототипом Василия Теркина стал весь сражающийся народ. Сегодня с уверенностью можно сказать, что поэма "Василий Теркин" остается одним из наиболее любимых произведений о второй мировой войне.
N
Высший разум
(346303)
В главе «Два солдата» показан Теркин-труженик. Описана встреча двух солдат. Один старый, солдат первой мировой войны, а другой – молодой. В каждом деле Теркин мастер: он может починить часы, наладить пилу, играть на гармони. Василий уверен в победе:
в главе «Поединок» автор применяет прием противопоставления. Василий Теркин противопоставляется немцу:
Но все-таки Теркин не уклоняется от ударов и вступает в поединок с немцем. Василий его люто ненавидит. Осознание того, что вся страна за ним стоит, помогло нашему бойцу победить.
Как изображен Теркин в главе "Два солдата"? Почему она так названа?
Теркин изображен в этой главе еще до оккупации деревни, где он встретил старого солдата и его жену в достаточно еще по тем временам благополучной крестьянской избе. Это был уже опытный боец, бравый русский парень, остроумный, не теряющийся ни перед какими обстоятельствами, мастеровой, знающий и крестьянскую жизнь, и законы солдатской жизни. Он быстро наладил деду пилу, починил часы, за которые бы не взялся часовщик-профессионал. Зная хорошо быт деревни, Теркин уверен, что у старухи припасено сало: "Не был немец - значит есть!" Очень интересны наблюдения поэта, как ест Теркин: "Ел он много, но не жадно, Отдавал закуске честь…" Это черта трудового русского человека, умеющего и работать и ценить хлеб. Он уверен в победе над врагом, хотя понимает, что путь к ней долог и труден.
Он вздохнул у самой двериИ сказал:- Побьем, отец…
Глава названа "Два солдата" не случайно. Диалог деда и Теркина свидетельствует о преемственности поколений русских воинов, участников Первой мировой и Великой Отечественной войн.
Можно. Оба вынесли на войне много суровых испытаний. То, что уже не может делать дед по возрасту и слабости, с легкостью делает солдат нового поколения. Теркин относится к старому солдату с большим уважением, серьезно отвечает на его вопросы, проявляет знание воинских традиций, чем радует деда, даже когда спорит с ним:
И сидят они по-братскиЗа столом, плечо в плечо.Разговор ведут солдатский,Дружно спорят, горячо.
Рассуждения молодого солдата нравятся старику, и он признает его право на равенство:
Рассуждать со мной достоин.Ты - солдат, хотя и млад,А солдат солдату - брат. Какое отношение проявляют друг к другу старик и Теркин? Как это выражено в их словах, поступках, жестах, манере обращения?
Уважительное, братское, дружеское и при этом в некоторой степени соперничающее - такими словами можно охарактеризовать отношение друг к другу двух солдат, старшего и младшего поколений давно прошедшей и нынешней войн. Их объединяет спокойное отношение к рвущимся минам. Немаловажной деталью для понимания их отношения друг к другу является поклон Теркина и старухе (за гостеприимство, угощение), и "солдату самому". "Брат" и "солдат" - наиболее частые обращения старика к Теркину. В свою очередь, молодой боец называет старика "дед", "хозяин", "отец", уважительными в народе словами.
Какие сказочные, обрядовые и народно-песенные традиции вы находите в этой главе? В чем они выражены?
Народно-песенные традиции проявляются в ритмике стиха, интонациях, свойственном песне хореическом размере. Сама ситуация, принятая в сказках, "Жили-были дед и баба" и оказывающий им помощь "добрый молодец", использована в главе. Сказочная ситуация, когда гость указывает старой хозяйке на угощение, которое у нее есть и она не хочет подавать, и угадывает, где оно находится, также использована Твардовским в переоформлении применительно к войне. Народно-поэтические выражения "то-то ладно, то и складно", "дунул, плюнул, - что ты думаешь, пошли" и масса других делают речь поэмы близкой к фольклору.
Какие изменения в поведении и речи Теркина обнаруживаются в главе "Дед и баба"? Что, по-вашему, приобретено и что утрачено солдатом?
Прошло три года с момента прощания "двух солдат" в прифронтовой деревне. За это время много испытаний вынесли и Теркин и старики: отступление, оккупация, бои… И наконец, новая встреча - при отступлении немцев. И Теркин - во главе разведывательного отряда. Это уже возмужавший, помудревший Теркин, которому доверено руководить разведывательной операцией перед освобождением деревни. В первоначальном варианте Твардовский хотел изобразить его произведенным в офицеры, но впоследствии решил оставить все же рядовым бойцом (поэма называлась "Книга про бойца"), и потому в главе "Дед и баба" он назван "старшой", "молодец", "вроде даже офицер". Его юмор теперь уже отличается степенностью, как и все поведение. На предложение хозяйки отведать сала он теперь ведет себя не так, как сказочный солдат в главе "Два солдата", а с достоинством и доброй шуткой-полувопросом отвечает:
Закусить бы счел за честь,Но ведь нету, бабка, сала?
Самое главное - уверенность в грядущей победе, что больше отступлений не будет. Сам Теркин осознает свои приобретения. Он теперь не просто "мастер-ухарь, с кем сидели у стола" и не только "цел покуда", "а теперь гляди, кто буду, - вроде даже офицер". Появляется и такое новшество в его общении с мирными жителями, уставшими от военных невзгод: "Это я, Василий Теркин, говорю. И ты уж верь". Право на эти слова он приобрел своим опытом солдата.
Сопоставьте сцены прощания в главах "Два солдата" и "Дед и баба". Что общего в них и что Различного? О чем говорит воспоминание Теркина о починенных часах?
Есть что-то общее в сюжетах глав "Два солдата" и "Дед и баба". Это, прежде всего, угощение салом, вопрос о том, побьет ли наша армия врага (во второй главе - не будет ли отступлений). Но есть и различия. Угощает сейчас сама баба, которая в прошлую встречу не хотела этого делать, а Теркин заставил ее выставить угощение, как сказочный герой. Сейчас настрадавшаяся крестьянка от радости освобождения и встречи с дорогим человеком, русским солдатом, сама настаивает, чтобы он подкрепился. Теперь он, принимая угощение, оказывает уважение крестьянскому дому:
И спешил, а все ж отведал,Угостился, как родной.Табаку отсыпал дедуИ простился.
Часы - очень важная деталь, связующая обе главы как в сюжетном, так и в идейном отношении. Русский солдат при отступлении починил часы, которые для семьи больше символизировали доброе прошлое, нежели представляли практическую ценность, а фашист-разрушитель украл их. И мы видим авторскую позицию, утверждающую нравственное превосходство русского воина. Теркин не забывает о часах и успокаивает старуху обещанием привезти двое часов из Берлина, еще раз выражая свой победный оптимизм и природный юмор.
Какие изменения происходят в облике старика и старухи, в их поведении за (прошедшие годы? Чем они обусловлены?
Изменения происходят вследствие перенесенных в оккупации страданий, неотступного страха быть убитыми. Постаревший дед стремится предугадать ход военных действий и ответить на чаяния жителей, когда же придет долгожданная победа.
И уже казалось деду, -Сам хотел того иль нет, -Перед всеми за победуЛично он держал ответ.
И он больше не разговаривает с чувством некоторого превосходства как старый солдат с солдатом младшего поколения, наоборот, его отношение к нынешнему Теркину полно восхищения, как к защитнику родины. Сам автор, отдавая должное мужеству и терпению деда, продолжает называть его солдатом.
Меняется и отношение к своему супругу и со стороны бабки. Если в главе "Два солдата" мы читаем:
С кем жила - не уважала,С кем бранилась на печи,От кого вдали держалаПо хозяйству все ключи,
То теперь она видит в муже защитника, переживает за него, ощущает себя рядом с ним слабым существом.
Две войны прошел солдатЦелый, невредимый.Пощади его, снаряд,В конопле родимой!
И старик ведет себя как защитник. Принимая отряд наших войск издали за немцев, он
За топор - и напередЗаслонил старуху.Гибель верную свою,Как тот миг ни горек,Порешил встречать в бою,Держит свой топорик.
Так, общие испытания военного лихолетья сплачивают людей и переводят их отношения с обыденного уровня на уровень, можно сказать, романтическо-героизированный. И Твардовский не случайно продолжает называть деда солдатом.
Какую, по-вашему, роль выполняет в поэме о бойце Теркине глава "О себе"?
Глава "О себе" дает представление о личности автора, его жизненном пути, раздумьях о сложностях житейских, о формировании его мировоззрения, об обогащении жизненными наблюдениями и выводами. Автор непосредственно обращается к читателю с сокровенным. Поэтическое раздумье писателя идет к самому сердцу читателя, который приглашается к проверке авторских рассуждений. Стремление установить духовный контакт с ним, прямая обращенность к нему придают особый лиризм, теплоту, приближают его к герою, автору произведения, изображаемым событиям.
Лирическую одушевленность поэмы усиливает то обстоятельство, что в главе "О себе" Твардовский делает Теркина своим земляком, выходцем со Смоленщины. Война для героя и автора становится битвой за родной дом и дорогой к нему.
Я дрожу от боли острой,Злобы горькой и святой.Мать, отец, родные сестрыУ меня за той чертой.Я стонать от боли вправеИ кричать с тоски клятой.То, что я всем сердцем славилИ любил, - за той чертой. Каково отношение поэта к родине, родному краю? Как оно передано в главе?
Одна из важных тем поэмы "Василий Теркин" - тема родной земли, родного края. В главе "О себе" большое место занимают воспоминания о родине, ее природе и детстве, прошедшем на этой благодатной земле. "Мать-земля моя родная" - дважды обращается поэт к своей малой родине.
И еще одно обращение - "отчий край". Конечно, это об истоках жизни, истоках русской духовности, полученной в родной семье как в конкретном, так и в символическом смысле. Для него родина и детство едины. Это "милый лес", который красочно описывает Твардовский, и "стежка до колодца", и дворик, "где песочек золотой", и лед на речке, и родная школа, и учитель. И конечно, здесь выражено ощущение огромного горя, что во время войны это "край, страдающий в плену".
На данный вопрос о слиянии лирического и эпического начал можно ответить только положительно. Автор и его герой тесно слиты своими рассуждениями и переживаниями о родине, которая у них по воле автора одна - Смоленщина.
Отвечая на упреки в свой адрес, что в "Книге для бойца" автор многое пишет о себе и от себя, Твардовский отвечает:
Но давайте скажем честно:Я ведь тоже человек.То, что молвить бы герою,Говорю я лично сам.Я за все кругом в ответе,И заметь, коль не заметил,Что и Теркин, мой герой,За меня гласит порой.Он земляк мой, и, быть может,Хоть нимало не поэт,Все же как-нибудь похожеРазмышлял. А нет, ну - нет.Теркин - дальше. Автор - вслед.
— поэма Твардовского, которая описывает время Великой Отечественной войны, да и пишет ее писатель в военное время отдельными главами. Каждая часть может считаться отдельным произведением, ведь повествует читателю об отдельной истории, где главным героем является солдат Вася Теркин. Произведением Александра Трифоновича зачитывались все бойцы, что воевали на фронте и ждали каждую главу с нетерпением, ведь работа писателя вдохновляла, дарила веру в победу, воодушевляла и обнадеживала. Теперь же и мы изучили поэму Твардовского, остановившись подробнее на главе Два солдата. Именно данную часть нам предстоит проанализировать, выделяя образ Василия.
Глава Два солдата из поэмы рассказывает о том, как боец отправился на фронт. По дороге на войну он остановился в избе стариков. Он разговаривает с ними о быте, помогает по хозяйству. Василий чинит старикам пилу, а также настенные часы. Старушка угощает молодого бойца салом, которое сначала припрятала, но в итоге не пожалела для человека, ставшего на защиту Родины. Когда Василий уходил, на вопрос старика: побьем ли мы немца, молодой боец дал обнадеживающий ответ. Не раздумывая и с полной уверенностью Теркин заявил, что обязательно побьем.
Краткий анализ
Знакомясь с главой, мы видим состарившегося хозяина, бывшего солдата, что воевал в годы Первой Мировой, воина, который также в свое время рисковал жизнью, лишь бы страна была свободной от врага. Теперь же пришел черед молодого поколения отстаивать свободу народа. Теперь молодые бойцы идут на фронт, чтобы одержать победу в Великой Отечественной войне. В поэме и ее части Два солдата мы видим, как оттаял старик в отношении Теркина, признав его за равного. Замечаем и старуху, которая подает кушанья бойцу, несмотря на то, что вокруг царит голод. А все потому, что увидели в молодом Василии защитника Родины.
Самого же Теркина автор в главе Два солдата изображает остроумным опытным бойцом, что не теряется ни перед какими обстоятельствами. Теркин — мастер на все руки, ведь без проблем починил не только пилу, но и часы, за которые не каждый бы часовщик взялся. Теркин бравый молодец, который сумел найти те самые слова, что так ожидали услышать старики. Парень подарил надежду, подарил веру, произнеся краткие два слова: Побьем, отец.
Анализируя главу, хотелось бы отметить и ее необычное построение, что напоминает нам сказку, ведь и начинается она со слов жили-были дед и баба. Да и бравый молодец здесь имеется, который в итоге просто обязан победить и змея Горыныча, и Кащея Бессмертного, и Гитлера. Словом, любого врага, который позарился на русскую землю. Для побед же нужно немного, полная отдача, вера в победу и сплочение. Это мы и видим во главе Два солдата поэмы Василий Теркин, где старый и молодой солдаты, где два поколения, выступают единым фронтом. Теперь же с уверенностью можно сказать, описанная сказка стала былью, где все же наш народ в конечном счете одержал победу.