«Бой идёт святой и правый».
Поэма А.Т. Твардовского «Василий Тёркин»
Цель: Развитие читательской культуры и понимания авторской позиции, формирование коммуникативной и культуроведческой компетенций.
Задачи :
Обучающие:
Повторить биографические сведения о поэте;
Проанализировать три главы из поэмы "Василий Тёркин";
Развивающие:
Развивать умение давать полноценный устный ответ;
Развивать умение анализировать текст;
Воспитательные:
Продолжать прививать любовь к литературе;
Воспитать чувства уважения к окружающим людям.
Тип урока: урок художественного восприятия текста.
Оборудование: доска, портрет А.Т. Твардовского, иллюстрации к поэме А.Т. Твардовского «Василий Тёркин», текст поэмы «Василий Тёркин», учебник: Литература. 8 класс: учебник-хрестоматия для общеобразоват. учреждений. В двух частях. Ч.2. / авт.-сост.: В.Я. Коровина. – М.: Просвещение, 2013.
Ход урока
Организационный момент. Формирование целей и задач урока.
Учитель : Здравствуйте, ребята. Запишите число и тему занятия. Сегодня мы приступим к изучению поэмы А.Т. Твардовского. Но прежде чем приступить к анализу произведения, вспомним, что мы узнали на прошлом занятии.
Повторение изученного на прошлом уроке.
Учитель : На прошлом занятии мы познакомились с биографией А.Т. Твардовского. Что вы узнали о жизни и творчестве этого замечательного поэта?
Ученик : Александр Трифонович Твардовский - советский писатель и поэт, главный редактор журнала «Новый мир» - родился 8 (21) июня 1910 года на хуторе Загорье рядом с деревней Сельцо (ныне в Смоленской области) в семье деревенского кузнеца Трифона Гордеевича Твардовского.
Дед поэта, Гордей Твардовский, был бомбардиром (солдатом-артиллеристом), который служил в Польше. Оттуда он привёз прозвище «пан Твардовский», перешедшее к его сыну.
Трифон Гордеевич был человеком начитанным. По вечерам в их доме часто читали вслух произведения А.С. Пушкина, Н.В. Гоголя, М.Ю. Лермонтова, А. К. Толстого. Стихи Александр начал писать рано. Первое стихотворение было посвящено разорителям птичьих гнёзд.
В 14 лет Твардовский стал писать маленькие заметки в смоленские газеты (писал о неисправных мостах, о комсомольских субботниках, о злоупотреблениях местных властей и т. п. Изредка заметки печатались). А 19 июля 1925 года в газете «Смоленская деревня» было напечатано первое стихотворение «Новая изба» с подписью «Александр Твардовский». Так начинался творческий путь А.Т. Твардовского. В 1931 была опубликована его первая поэма «Путь к социализму».
В 1932-1939 годы Твардовский учится в Смоленском педагогическом институте на гуманитарном факультете, затем в Московском институте истории, философии и литературы, плодотворно пишет и печатается. В этот период написана поэма «Страна Муравия» (1934-1936).
А когда началась война с Финляндией, он стал корреспондентом газеты «На страже Родины». Именно в это время родился образ героя - Василия Тёркина.
Помимо «Василия Тёркина», Твардовским были написаны поэмы:
«Дом у дороги» (1946), «За далью - даль» (1950-1960), «Тёркин на том свете» (1954-1963); «По праву памяти» (1966-1969).
Писатель умер 18 декабря 1971 года в дачном посёлке Красная Пахра Московской области. Похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве.
Анализ глав поэмы «Василий Тёркин».
Учитель : Поэма «Василий Тёркин» состоит из отдельных глав, каждая из которых имеет своё название. Такое деление показывает солдатский взгляд на ход войны. Книга рассказывает о том, как жил человек на войне («в быту суровом»).
Поэт сосредоточен на фронтовой повседневности. Он размышляет о том, без чего нельзя прожить на войне, воспевает землянку, солдатскую шинель, гармонь, кочевую кухню. Рисуя будни войны, показывает солдат на привале, в момент короткого сна, в начале боевого дня. Ему дорого всё до мелочей.
Также поэма пронизана лирическим голосом автора. 4 главы целиком посвящены раздумьям поэта о героизме, о военных событиях. В поэме два героя – Тёркин и рассказчик, сам поэт. По тому, как и что он рассказывает о своём герое, непосредственном свидетеле войны, можно понять об авторе, его мировоззрении, отношении к людям и событиям.
Давайте ознакомимся с главой «Переправа» .
Учитель: Каким настроением пронизана глава?
Ученик : Трагическое ощущение вызывают уже первые строки: «Кому память, кому слава, кому тёмная вода».
Учитель: Проследите за тем, как это настроение нагнетается. Какие художественные приёмы использует поэт, чтобы выразительно нарисовать сцену переправы?
Ученик : Трагизм подчёркивает пейзаж: дважды упоминается чёрный цвет (цвет траура), используется сравнение "" берег правый, как стена"" , который усиливает чувство отчаяния и непреодолимости, эпитет "" след кровавый "" показывает мрачность картины, повторы (например, ""шли на дно, на дно, на дно"") ещё больше нагнетают обстановку.
Учитель : Обратите внимание на то, что в этой главе 4 раза повторяются слова "" Переправа, переправа "", причём их сопровождают разные знаки препинания и разные слова. Что хотел подчеркнуть этим автор?
Ученик : Повтор как бы делит главу на смысловые фрагменты: если в первых строках он усиливает трагичность, то в последних словах уже звучит надежда на благоприятный исход битвы.
Учитель : Какие подробности фронтового быта переданы в главе? Какими деталями подчёркнута мысль, что война – это не только боевые подвиги, но и изнурительный труд?
Ученик : Мысль о трудностях военного быта подчёркивается в словах: «И, усталая пехота, Что б там ни было, - жива, Дремлет, скорчившись, пехота. Сунув руки в рукава. Дремлет, скорчившись, пехота, И в лесу, в ночи глухой Сапогами пахнет, потом, Мерзлой хвоей и махрой».
Учитель : Почему поэт сравнивает молодых бойцов с их отцами – воинами прошлых веков?
Ученик : Поэт хотел подчеркнуть мысль преемственности.
Учитель : Каким предстаёт в этой главе Василий Тёркин?
Ученик : В трудной ситуации он не теряет мужества, жизнестойкости, чувства юмора. Автор относится к герою с большой симпатией.
Учитель : Обратимся к другой главе - «Гармонь».
Учитель : С какой новой стороны предстаёт Тёркин в главе «Гармонь»?
Ученик : Мы видим новые черты героя: природную тонкость, деликатность, тактичность. Осознаём его как яркую талантливую личность.
Учитель : Почему о Тёркине говорят, что он «мастак»? Как понять это слово? Подберите синонимы к нему.
Ученики высказывают свою точку зрения (синонимы: мастер, умелец, виртуоз, артист, искусник, специалист).
Учитель: Каким стихотворным размером написана поэма? Как и почему поэт изменил ритм в главе «Гармонь» (в сцене пляски)?
Ученик : Поэма написана четырёхстопным хореем, однако в главе «Гармонь» поэт использует ударник (= акцентный стих), структура которого опирается на равное количество логически сильных ударных слогов. Ударник распространён в народной поэзии. Используя его, Твардовский подчеркнул народный смысл происходящих событий.
Учитель: Как поэт развивает мысль о фронтовом братстве, о неистребимости жизни, о преемственности и непрерывности воинского подвига?
Ученик : Гармонь объединила многих на фронтовой дороге. Поэт показывает, что людям всё равно, кто играет и чья гармонь. Они как бы сливаются в одну семью, все становятся братьями. Мотив преемственности раскрывается в строках, где два танкиста отдают гармонь Тёркину: «Командир наш был любитель, Это – память про него».
Учитель : Действительно, память о мертвых не нуждается в застывших реликвиях.
Подведение итогов.
Учитель : На сегодняшнем занятии мы повторили некоторые факты из жизни А.Т. Твардовского, познакомились с двумя главами поэмы, в которых отчётливо рисуется картина военного быта, отражаются чувства, переживания солдат. На следующем занятии мы продолжим знакомство с поэмой.
Домашнее задание .
Выставление оценок .
Ответ оставил: Гость
Трагический 1825 год, последующие тяжелые годы не смогли подавить в Пушкине страстной жажды свободы, надежды на ее достижение. В 1827 году он пишет послание «В Сибирь» и передает его с женой декабриста Н. Муравьева, которая отправилась к мужу, чтобы разделить его судьбу.
Среди декабристов было много друзей А.С. Пушкина. Весть о разгроме и арестах он воспринял как личную трагедию.
Послание написано в высоком стиле, в нем много абстрактных образов: Несчастье, Надежда, Свобода, Любовь, Дружество.
Автор рисует мрачное пространство, в котором оказались герои: «мрачное подземелье», «каторжные норы», «оковы тяжкие», «темницы». Эти образы создают трагическую атмосферу несчастья, постигшего друзей поэта.
Однако лирический герой уверен, что у несчастья всегда есть верная сестра – надежда. И он надеется, он верит в человека, в борца, который способен в самых тяжелых условиях сохранить в себе «гордое терпенье», верность своим идеалам, «дум высокое стремленье». Герой уверен, что «любовь и дружество», «свободный глас» единомышленника способны поддержать ссыльных, помочь им переносить все тяжести каторги. Он также уверен, что рано или поздно справедливость восторжествует, и это заставляет его радоваться:
оковы тяжкие падут, темницы рухнут –
и Свобода вас встретит радостно у входа,
и братья меч вам отдадут.
Финал стихотворения звучит оптимистично, он полон надежды и веры.
Известно, что декабристы получили послание поэта, и оно действительно очень поддержало их, было одним из немногих радостных событий их каторжной жизни.
Ответ оставил: Гость
1) ???? 2) Москва..деревня в ней Герасим жил. 3) Образ Герасима - символ русского народа. В своем герое Тургенев показывает лучшие черты русского человека: богатырскую силу, трудолюбие, доброту, чуткость к близким, сочувствие к несчастным и обиженным.
В судьбе Герасима Тургенев отразил судьбы многих крепостных. Он протестует против крепостного гнета помещиков. Автор выражает надежду, что "немой" народ сможет дать отпор угнетателям.
4) Все происходит в Москве.
У старой барыни служит дворником глухонемой мужчина Герасим. Герасиму нравится прачка Татьяна, однако барыня выдает её замуж за пьяницу Капитона. Герасим спасает тонущую собачку и привязывается к ней. Но барыня приказывает утопить Муму за то, что она лает по ночам. Герасим топит Муму в Москва-реке и возвращается в деревню.
5) Герасим - главный герой рассказа, единственный из всех героев, кто вызывает в нашем сердце не только сочувствие и сопереживание, но и искреннее уважение. С первых страниц рассказа мы узнаем, что Герасим «славный был мужик», трудолюбивый, сильный, могучий. Богатырской была не только внешность Герасима, но и его душа, и именно это отличало его от окружающих. Глухонемой от рождения, этот человек был способен на искреннюю любовь и дружбу, был ответственным и серьезным, отзывчивым и добросердечным. Даже в тяжелых условиях своей подневольной жизни он сумел сохранить гордость и собственное достоинство, служа капризной и вздорной барыне, но не прислуживая ей.
Урок 60 А. Т. ТВАРДОВСКИЙ. ГЛАВЫ ИЗ ПОЭМЫ «ВАСИЛИЙ ТЕРКИН»
Цели урока: проанализировать главы, предложенные в учебнике, дать к ним небольшие комментарии идейно-эстетического характера; учить выразительно читать, инсценировать прочитанное.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Сообщение темы и целей урока.
III. Работа по теме.
1. Инсценирование отдельных фрагментов из прочитанных глав (домашнее задание).
2. Слово учителя (по главе «О награде»).
В кругу товарищей-фронтовиков полушутя-полусерьезно Теркин мечтает о том, как после войны, после победы вернется в родные места. Бывалый воин, он понимает, что достоин награды, но, скромный человек, даже не пытается говорить о своих заслугах: медаль нужна-де ему для того, чтобы произвести неотразимое впечатление на девушек. С тонким юмором представляет он свое возвращение домой. С достоинством и даже гордостью он будет держаться с односельчанами. И кто осудит его за маленькое и невинное хвастовство?
Простым, человечным, жизнерадостным выглядит Теркин в этой сцене. Но поэт не ограничивается беглой зарисовкой балагурства фронтовых друзей. Полные юмора строки резко сменяются грустными стихами:
Теркин, Теркин, добрый малый,
Что тут смех, а что печаль?
Загадал ты, друг, немало,
Загадал далеко в даль...
Где девчонки, где вечерки?
Где родимый сельсовет?
Знаешь сам, Василий Теркин,
Что туда дороги нет...
Грозным напоминанием звучат слова:
Нет дороги, нету права
Побывать в родном селе.
Страшный бой идет кровавый,
Смертный бой – не ради славы –
Ради жизни на земле.1 (см. Примечание.)
3. Выразительное чтение главы «Гармонь ».
– Какие детали, характерные для поэмы Твардовского, мы можем отметить, выделить в этой главе?
Трудности военного быта, мотив фронтового братства, глубокий психологизм диалогов, оптимизм, гибкость стиха, способную выразить и горькую печаль, и тихую радость, и лихую мелодию пляски.
Итог главы : «память о мертвых не нуждается в застывших реликвиях, она в делах и борьбе живых» (Г. И. Беленький).
4. Беседа по инсценированной главе «Два солдата».
– Какие сказки напоминает вам глава? (Бытовые сказки о ловком, смекалистом солдате.)
Твардовский подсказывает нам мысль о преемственности поколений: старик, воевавший в Первую мировую войну, преображается. Он не боится разрывов, продолжает свою работу, успокаивая старуху. Солдат Второй мировой войны – Василий Теркин – достойный преемник: он мастер на все руки, человек широкой души, который любит хорошую, задушевную шутку.
Дед с гордостью повторяет: «Вот что значит мы, солдаты!» – и в полушутливом-полусерьезном разговоре-испытании (фольклорная традиция) утверждается в главной мысли:
Ты – солдат, хотя и млад,
А солдат солдату – брат.
– Какие строки этой главы звучат как поговорки, пословицы?
Поищи-ка, дед, разводку,
Мы ей сделаем развод.
Эх, яичница! Закуски
Нет полезней и прочней.
Это доктор на дорожку
Для здоровья выдал мне.
– Какой характер обретает образ героя с помощью рифмы России – Василий?
В глубине родной России,
Против ветра, грудь вперед,
По снегам идет Василий
Теркин. Немца бить идет.
5. Чтение главы «Кто стрелял?».
– Обратите внимание на особое настроение, которое создает контраст лирического описания дивного вечера, растревожившего мечты о мирной жизни, и появление бомбардировщика, сеющего смерть. Строка прерывается:
Мать заждалася...
и вдруг –
Вдалеке возник невнятный,
Новый, ноющий, двукратный,
Через миг уже понятный
И томящий душу звук.
– Вспомните, что такое внесюжетные элементы. Выделите строки, которые можно назвать авторским отступлением.
Смерть есть смерть. Ее прихода
Все мы ждем по старине.
А в какое время года
Легче гибнуть на войне?
С помощью однородных синтаксических конструкций и троекратного повторения ключевых слов автор передает читателям ощущение гнетущего, жуткого страха, когда сознание отказывается воспринимать действительность:
Ты прижал к вискам ладони,
Ты забыл, забыл, забыл,
Как траву щипали кони,
Что в ночное ты водил.
Смерть грохочет в перепонках,
И далек, далек, далек
Вечер тот и та девчонка,
Что любил ты и берег.
И друзей и близких лица,
Дом родной, сучок в стене...
Нет, боец, ничком молиться
Не годится на войне.
Нет, товарищ, зло и гордо,
Как закон велит бойцу,
Смерть встречай лицом к лицу,
И хотя бы плюнь ей в морду,
Если все пришло к концу...
Интонация меняется. Повествование продолжается. Автор передает нам и чувство человека, как бы невзначай совершившего подвиг, и впечатление от падения самолета, и радостно-шутливые интонации бойцов, и иронию, которую вызывают последствия такого неожиданного события:
Адъютанты землю роют,
Дышит в трубку генерал.
В ответ на простодушное замечание сержанта Теркин отвечает с достоинством и юмором:
Не промедливши с ответом,
Парень сдачу подает:
– Не горюй, у немца этот –
Не последний самолет...
В этих словах – и твердость, и скромность, и вера в то, что другие солдаты тоже способны на подвиг. И в следующей главе – «О герое» – автор подчеркивает ту же мысль: нет лучших и худших. Жители всех краев России проявляют одинаковый героизм в боях и в тылу, и тамбовские, и смоленские – все способны на подвиг.
6. Рассматривание иллюстрации учащихся к эпизодам из поэмы с комментарием (цитированием) авторов.
7. Работа по теории литературы: понятие «лироэпическая поэма», образ автора, сюжет, композиция, язык поэмы.
а) Слово учителя.
– Итак, большинство из вас прочитали всю поэму. Могли бы вы пересказать ее сюжет? (Это рассказ о боевом пути советского солдата. Каждая глава – относительно самостоятельная единица со своим сюжетом. Но автор следует за ходом войны: его Теркин прошел путь от советской границы – через отступление – до Берлина. Это был трудный путь советской армии к победе.)
– К какому роду литературы принадлежат повествовательные произведения? (К эпическому.)
– Но только ли эпическое начало является главным в этом произведении? (Мы часто слышим не только объективно-отстраненный голос повествователя, но и тревожный, взволнованный, задушевный голос самого автора – и в главах «От автора» (4 главы), и «О себе», которые как бы «держат» поэму, играя важную композиционную роль, и в лирических и в философских авторских отступлениях (например в главе «Кто стрелял?»).) Личные чувства автора – это лирическое начало произведения, которое неразрывно сочетается с его повествовательным началом. Именно поэтому мы называем «Василия Теркина» лироэпической поэмой.
б) Выступление ученика с сообщением «Образ автора в главе "От автора" и "О себе"» (индивидуальное домашнее задание).
– Отметим, что автор – не отстраненный повествователь, не бесстрастный наблюдатель, но лирический герой поэмы, который вместе со всем народом болеет за судьбу страны. Он утверждает свое духовное родство с каждым советским человеком:
Я ограблен и унижен,
Как и ты, одним врагом.
Я дрожу от боли острой,
Злобы горькой и святой.
Мать-земля моя родная,
Сторона моя лесная,
Край недавних детских лет,
Отчий край, ты есть иль нет?
И с тоской осознавая, что родная земля в плену, поэт клянется, повторяя:
Мать-земля моя родная,
Сторона моя лесная,
Край, страдающий в плену!
Я приду – лишь дня не знаю,
И скажу тебе, не скрою, –
В этой книге там ли, сям,
То, что молвить бы герою,
Говорю я лично сам.
Я за все кругом в ответе,
И заметь, коль не заметил,
Что и Теркин, мой герой,
в) Язык поэмы.
(Запись в тетрадях высказывания Г. И. Беленького: «Поэма "Василий Теркин" – чудесный сплав лирики и эпоса, патетики и юмора, героических картин и зарисовок фронтового быта, высокого трагизма и непринужденной шутки, ораторской речи и богатейшего народного языка с его неповторимой лексикой и фразеологией». )
– Какие элементы вы могли бы отметить как ораторские?
Переправа, переправа!
Пушки бьют в кромешной мгле.
Бой идет святой и правый.
Смертный бой не ради славы,
Ради жизни на земле.
Гл. «Переправа»
– Эти строки – своеобразный рефрен всей поэмы:
Фронт налево, фронт направо,
И в февральской вьюжной мгле
Страшный бой идет кровавый,
Смертный бой не ради славы,
Ради жизни на земле.
– Связь поэмы с фольклором (перефразированные пословицы, поговорки):
Города сдают солдаты,
Генералы их берут.
– Найдите в поэме уменьшительные слова, характерные для устной народной поэзии, постоянные эпитеты. («Сыночек», «голубочек», «кусочек» в главе «Дед и баба»; постоянные эпитеты: «година горькая», «земля сырая».)
– Поэма насыщена идиоматическими выражениями («скажи по чести», «парень хоть куда», «шут с тобой», «жизни даст»), солдатскими профессионализмами – оборотами, родившимися в условиях фронтовой жизни («данная точка», «рваная яма», «садить из миномета») .
– Герои поэмы разговаривают не правильными литературными фразами, а живой речью. Много диалогов – что создает эффект присутствия читателя в группе товарищей-однополчан.
– К устной народной поэзии произведение приближает синтаксический параллелизм, фразы – лейтмотивы в каждой главе, повторы отдельных фраз или целых строф как внутри одной главы, так и на протяжении всей поэмы.
Синтаксический параллелизм
Бой в лесу, в кустах, в болоте,
Где война стелила путь,
Где вода была пехоте
По колено, грязь – по грудь;
Где брели бойцы понуро,
И, скользнув с бревна в ночи,
Артиллерия тонула,
Увязали тягачи.
Точные, впечатляющие эпитеты
И чернеет там зубчатый ,
За холодною чертой.
Неподступный, непочатый
Лес над черною водой.
Метафоры выражены чаще всего самыми распространенными словами-понятиями преимущественно крестьянского, простонародного обихода: война – «пахала», «бомбы топчут города»; «греют землю животом».
– Стих «Книги про бойца» – 4-стопный хорей.
8. Восприятие поэмы читателями-фронтовиками.
Бойцы верили, что Василий Теркин – живой, реальный человек, что он, может быть, даже их однополчанин.
«Может быть, в Красной Армии и нет солдата по имени Василий Теркин. Но многие тысячи таких, как он, русских солдат, носящих другие имена, живут и воюют. Их характерные черты собрал в образ своего героя автор поэмы "Василий Теркин", лауреат Сталинской премии Александр Твардовский.
Василий Теркин – литературный герой. Его создал поэт. Но такова сила настоящего искусства слова, что он стал для нас, для всех читателей, живым и подлинным человеком, у которого учатся, слова которого повторяют, которому хотят подражать. Герой поэмы вошел в наш боевой быт, как постоянный спутник, как умелый друг и советник»2 (см. Примечание) , – писал А. Л. Гришунин, исследователь творчества Твардовского.
IV. Подведение итогов урока.
1. Заключительное слово учителя .
«Книга про бойца» адресовалась солдату в такой же «просоленной гимнастерке», что и у героя. Она писалась и доходила до читателя отдельными главками «с листка армейской маленькой газетки». Заканчивая ее после Победы, поэт признавался:
Я мечтал о сущем чуде:
Чтоб от выдумки моей
На войне живущим людям
Было, может быть, теплей...
И чудо свершилось: книга Твардовского вошла в быт войны, и вовсе не похвальбой были сказанные в ней слова, что «Теркина» читали на досуге». Ее герой пришелся по нраву миллионам. Он жил той же жизнью, теми же заботами, что и весь окопный народ, – от самых заурядных житейских («Потерял боец кисет...») до глубоко личных, сокровенных, таких, как неотступные мысли о доме, близких, погибших товарищах и собственной участи:
Ветер злой навстречу пышет,
Жизнь, как веточку, колышет,
Каждый день и час грозя.
Кто доскажет, кто дослышит –
Угадать вперед нельзя.
Пользуясь текстом «Василия Теркина», ответьте, чем мила поэту его «малая родина»?
Домашнее задание: домашнее сочинение по одной из тем: «Теркин – кто же он такой? », «Поэма "Василий Теркин" – энциклопедия Великой Отечественной войны».
Скачать материал
Полный текст материала смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен только фрагмент материала.
- Как изображен Теркин в главе «Два солдата»? Почему она так названа?
- Можно ли считать, как утверждает автор, Тер-кина и старика солдатами-братьями?
- Какое отношение проявляют друг к другу ста-рик и Теркин? Как это выражено в их словах, по-ступках, жестах, манере обращения?
- Какие сказочные, обрядовые и народно-пе-сенные традиции вы находите в этой главе? В чем они выражены?
- Какие изменения в поведении и речи Теркина обнаруживаются в главе «Дед и баба»? Что, по-ва-шему, приобретено и что утрачено солдатом?
- Сопоставьте сцены прощания в главах «Два солдата» и «Дед и баба». Что общего в них и что различного? О чем говорит воспоминание Теркина о починенных часах?
- Какие изменения происходят в облике стари-ка и старухи, в их поведении за (прошедшие годы? Чем они обусловлены?
- Какую, по-вашему, роль выполняет в поэме о бойце Теркине глава «О себе»?
- Каково отношение поэта к родине, родному краю? Как оно передано в главе?
- Каковы размышления автора о своих связях с героем? В чем смысл этих рассуждений? Можно ли сказать, что в этой главе достигается единство лирического и эпического начал в поэме, трагиче-ская гармония?
Теркин изображен в этой главе еще до оккупации деревни, где он встретил ста-рого солдата и его жену в достаточно еще по тем временам благополучной крестьян-ской избе. Это был уже опытный боец, бравый русский парень, остроумный, не теряющийся ни перед какими обстоятель-ствами, мастеровой, знающий и крестьян-скую жизнь, и законы солдатской жизни. Он быстро наладил деду пилу, починил часы, за которые бы не взялся часов-щик-профессионал. Зная хорошо быт де-ревни, Теркин уверен, что у старухи при-пасено сало: «Не был немец — значит есть!» Очень интересны наблюдения поэ-та, как ест Теркин: «Ел он много, но не жадно, Отдавал закуске честь…» Это чер-та трудового русского человека, умеюще-го и работать и ценить хлеб. Он уверен в победе над врагом, хотя понимает, что путь к ней долог и труден.
Он вздохнул у самой двери И сказал: - Побьем, отец…
Глава названа «Два солдата» не случай-но. Диалог деда и Теркина свидетельству-ет о преемственности поколений русских воинов, участников Первой мировой и Великой Отечественной войн.
Можно. Оба вынесли на войне много су-ровых испытаний. То, что уже не может делать дед по возрасту и слабости, с легко-стью делает солдат нового поколения. Теркин относится к старому солдату с большим уважением, серьезно отвечает на его вопросы, проявляет знание воинских традиций, чем радует деда, даже когда спорит с ним:
И сидят они по-братски За столом, плечо в плечо. Разговор ведут солдатский, Дружно спорят, горячо.
Рассуждения молодого солдата нравят-ся старику, и он признает его право на ра-венство:
Рассуждать со мной достоин. Ты — солдат, хотя и млад, А солдат солдату — брат.
Уважительное, братское, дружеское и при этом в некоторой степени соперни-чающее — такими словами можно оха-рактеризовать отношение друг к другу двух солдат, старшего и младшего поколе-ний давно прошедшей и нынешней войн. Их объединяет спокойное отношение к рвущимся минам. Немаловажной дета-лью для понимания их отношения друг к другу является поклон Теркина и старухе (за гостеприимство, угощение), и «солда-ту самому». «Брат» и «солдат» — наибо-лее частые обращения старика к Тер-кину. В свою очередь, молодой боец назы-вает старика «дед», «хозяин», «отец», уважительными в народе словами.
Народно-песенные традиции проявля-ются в ритмике стиха, интонациях, свой-ственном песне хореическом размере. Са-ма ситуация, принятая в сказках, «Жи-ли-были дед и баба» и оказывающий им помощь «добрый молодец», использована в главе. Сказочная ситуация, когда гость указывает старой хозяйке на угощение, которое у нее есть и она не хочет подавать, и угадывает, где оно находится, также использована Твардовским в переоформле-нии применительно к войне. Народно-поэтические выражения «то-то ладно, то и складно», «дунул, плюнул, — что ты ду-маешь, пошли» и масса других делают речь поэмы близкой к фольклору.
Прошло три года с момента прощания «двух солдат» в прифронтовой деревне. За это время много испытаний вынесли и Теркин и старики: отступление, оккупа-ция, бои… И наконец, новая встреча — при отступлении немцев. И Теркин — во главе разведывательного отряда. Это уже возмужавший, помудревший Теркин, ко-торому доверено руководить разведыва-тельной операцией перед освобождением деревни. В первоначальном варианте Твардовский хотел изобразить его произ-веденным в офицеры, но впоследствии ре-шил оставить все же рядовым бойцом (по-эма называлась «Книга про бойца»), и по-тому в главе «Дед и баба» он назван «старшой», «молодец», «вроде даже офи-цер». Его юмор теперь уже отличается степенностью, как и все поведение. На предложение хозяйки отведать сала он теперь ведет себя не так, как сказочный солдат в главе «Два солдата», а с достоин-ством и доброй шуткой-полувопросом от-вечает:
Закусить бы счел за честь, Но ведь нету, бабка, сала?
Самое главное — уверенность в гряду-щей победе, что больше отступлений не будет. Сам Теркин осознает свои приобре-тения. Он теперь не просто «мастер-ухарь, с кем сидели у стола» и не только «цел по-куда», «а теперь гляди, кто буду, — вроде даже офицер». Появляется и такое новше-ство в его общении с мирными жителями, уставшими от военных невзгод: «Это я, Василий Теркин, говорю. И ты уж верь». Право на эти слова он приобрел своим опытом солдата.
Есть что-то общее в сюжетах глав «Два солдата» и «Дед и баба». Это, прежде все-го, угощение салом, вопрос о том, побьет ли наша армия врага (во второй главе — не будет ли отступлений). Но есть и разли-чия. Угощает сейчас сама баба, которая в прошлую встречу не хотела этого делать, а Теркин заставил ее выставить угощение, как сказочный герой. Сейчас настрадав-шаяся крестьянка от радости освобожде-ния и встречи с дорогим человеком, рус-ским солдатом, сама настаивает, чтобы он подкрепился. Теперь он, принимая уго-щение, оказывает уважение крестьянско-му дому:
И спешил, а все ж отведал, Угостился, как родной. Табаку отсыпал деду И простился.
Часы — очень важная деталь, связую-щая обе главы как в сюжетном, так и в идейном отношении. Русский солдат при отступлении починил часы, которые для семьи больше символизировали доб-рое прошлое, нежели представляли прак-тическую ценность, а фашист-разруши-тель украл их. И мы видим авторскую позицию, утверждающую нравственное превосходство русского воина. Теркин не забывает о часах и успокаивает старуху обещанием привезти двое часов из Берли-на, еще раз выражая свой победный опти-мизм и природный юмор.
Изменения происходят вследствие пе-ренесенных в оккупации страданий, не-отступного страха быть убитыми. Поста-ревший дед стремится предугадать ход во-енных действий и ответить на чаяния жителей, когда же придет долгожданная победа.
И уже казалось деду, - Сам хотел того иль нет, - Перед всеми за победу Лично он держал ответ.
И он больше не разговаривает с чувст-вом некоторого превосходства как старый солдат с солдатом младшего поколения, наоборот, его отношение к нынешнему Теркину полно восхищения, как к защит-нику родины. Сам автор, отдавая должное мужеству и терпению деда, продолжает называть его солдатом.
Меняется и отношение к своему супру-гу и со стороны бабки. Если в главе «Два солдата» мы читаем:
С кем жила — не уважала, С кем бранилась на печи, От кого вдали держала По хозяйству все ключи,
то теперь она видит в муже защитника, переживает за него, ощущает себя рядом с ним слабым существом.
Две войны прошел солдат Целый, невредимый. Пощади его, снаряд, В конопле родимой!
И старик ведет себя как защитник. Принимая отряд наших войск издали за немцев, он
За топор — и наперед Заслонил старуху. Гибель верную свою, Как тот миг ни горек, Порешил встречать в бою, Держит свой топорик.
Так, общие испытания военного лихо-летья сплачивают людей и переводят их отношения с обыденного уровня на уро-вень, можно сказать, романтическо-героизированный. И Твардовский не случайно продолжает называть деда солдатом.
Глава «О себе» дает представление о личности автора, его жизненном пути, раздумьях о сложностях житейских, о фор-мировании его мировоззрения, об обога-щении жизненными наблюдениями и выводами. Автор непосредственно обра-щается к читателю с сокровенным. Поэти-ческое раздумье писателя идет к само-му сердцу читателя, который приглаша-ется к проверке авторских рассуждений. Стремление установить духовный контакт с ним, прямая обращенность к нему при-дают особый лиризм, теплоту, приближа-ют его к герою, автору произведения, изо-бражаемым событиям.
Лирическую одушевленность поэмы усиливает то обстоятельство, что в главе «О себе» Твардовский делает Теркина сво-им земляком, выходцем со Смоленщины. Война для героя и автора становится бит-вой за родной дом и дорогой к нему. Материал с сайта
Я дрожу от боли острой, Злобы горькой и святой. Мать, отец, родные сестры У меня за той чертой. Я стонать от боли вправе И кричать с тоски клятой. То, что я всем сердцем славил И любил, — за той чертой.
Одна из важных тем поэмы «Василий Теркин» — тема родной земли, родного края. В главе «О себе» большое место зани-мают воспоминания о родине, ее природе и детстве, прошедшем на этой благодатной земле. «Мать-земля моя родная» — дваж-ды обращается поэт к своей малой родине.
И еще одно обращение — «отчий край». Конечно, это об истоках жизни, истоках русской духовности, полученной в родной семье как в конкретном, так и в символи-ческом смысле. Для него родина и детство едины. Это «милый лес», который красоч-но описывает Твардовский, и «стежка до колодца», и дворик, «где песочек золо-той», и лед на речке, и родная школа, и учитель. И конечно, здесь выражено ощущение огромного горя, что во время войны это «край, страдающий в плену».
На данный вопрос о слиянии лириче-ского и эпического начал можно ответить только положительно. Автор и его герой тесно слиты своими рассуждениями и пе-реживаниями о родине, которая у них по воле автора одна — Смоленщина.
Отвечая на упреки в свой адрес, что в «Книге для бойца» автор многое пи-шет о себе и от себя, Твардовский отве-чает:
Но давайте скажем честно: Я ведь тоже человек. То, что молвить бы герою, Говорю я лично сам. Я за все кругом в ответе, И заметь, коль не заметил, Что и Теркин, мой герой, За меня гласит порой. Он земляк мой, и, быть может, Хоть нимало не поэт, Все же как-нибудь похоже Размышлял. А нет, ну — нет. Теркин — дальше. Автор — вслед.
Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском
На этой странице материал по темам:
- литература ответы на вопросы василий теркин
- какие изменения в поведении тёркина обнаруживаются
- орловский василий теркин глава о себе
- вопросы по А.Т. ТВОРДОВСКОВА
- можно ли считать,как утверждает автор,теркин и старика солдатами-братьями?
Сочинение
Сюжетная «новелла», столь типичная для стихов поэта 30-х и 40-х годов, в его позднем творчестве исчезает. На смену ей приходят либо зарисовки, наброски (поистине «из записной книжки»), либо чисто лирическая разработка темы, например, «В краю, куда их вывезли гуртом…» и «Ты откуда эту песню…» из цикла «Памяти матери» (1965), точная фиксация и тщательное исследование различных движений и состояний человеческой души, ее сложнейших сопряжений с «большим миром», либо философские размышления, не лишенные даже откровенной дидактики, - «Сыну погибшего воина» (1949-1951), «О юности» (1951), «Горные тропы» (1960). Надо при этом оговориться, что все только что намеченные разграничения весьма условны и никак не могут претендовать на некую исчерпывающую и «жесткую» классификацию.
Произведения поэта подчас с легкостью «совмещают» в себе живописную зарисовку, точные психологические подробности и философские умозаключения - «Признание» (1951), «Мне памятно, как умирал мой дед…» (1951) и другие. Мысль о преемственности людских дел, о драгоценном наследстве, полученном нами от предшествующих поколений и не подлежащем забвению, которая начинала пробиваться еще в довоенных стихах поэта («Ивушка», 1938), становится одним из главнейших «нервных центров» его позднейшего творчества.
Чрезвычайно характерно для его мироощущения - в час громкого космического триумфа напомнить «разведчику мирозданья» о «новичках из пополненья», подымавшихся в небо навстречу врагу грозной осенью 1941 года («Космонавту», 1961). В годы войны Твардовский писал: От Ивана до Фомы, Мертвые ль, живые, Все мы вместе - это мы, Тот народ, Россия. В послевоенном творчестве поэта искренняя и страстная декларация с полной очевидностью претворилась в художественную реальность его стихов, в признание и отстаивание неповторимой ценности, значительности, исторического смысла любой честно прожитой человеческой жизни. Перед нами некая лирическая летопись, запечатлевшая разнообразнейшие перипетии современного бытия - от признанно масштабных (например, сибирские стройки или освоение космоса) до относительно невеликих, вернее, «преломившихся» в событиях и эпизодах сравнительно частного характера.
Однако, пожалуй, для позднего Твардовского особенно, принципиально важны как раз те стихи, где значительные общественные процессы и явления выверяются по «скромному» масштабу конкретных человеческих судеб, ими затронутых, - «Новоселье» (1955-1959), «Памяти матери». «Жестокая память» о войне, о погибших, о цене достигнутой победы - все то, о чем так настойчиво говорил в своих послевоенных стихах Твардовский, оказалось не только необычайно граждански, гуманистически, этически значимым для самого автора и для его читателей, но и придало его восприятию жизни особую проникновенность, взволнованность и чуткость, ту эстетическую новизну, о которой как о желанном для всякого художника открытии сказал он сам в стихотворении «Нет ничего, что раз и навсегда…» (1969).
«Опыт большой жизни» побуждал Твардовского и к целому ряду прозаических замыслов. При весьма трезвом взгляде на свои первые очерки и рассказы он впоследствии ценил в них «зоркость и меткость в отношении частностей, деталей, лиц, языка», достоверность свидетельства «о людях, которых в большинстве уже нет на свете, этих ранних тружеников колхозного строя… на Смоленщине». И все же он с грустью отмечал в этих «писаниях… юности» (которые однажды сострадательно назвал: «моя бедная проза 30-х годов») «тенденциозность от чистого сердца» - «чистосердечную муку натяжек и недомолвок в главном», порожденных «восторженной и безграничной верой в колхозы, желанием видеть в едва заметном или выбранном из всей сложности дела то, что свидетельствовало бы о близкой, незамедлительной победе этого дела». В более поздние годы Твардовский лелеял мысль о книге, куда вошли бы и эти «старые записи», но уже решительно «перепаханные» в итоге многолетней «неостывающей… думы» о судьбах русской деревни.
Многочисленные очерки Твардовского военных лет, приносившие ему, по собственному свидетельству поэта, до начала 566 А. Т. Твардовский работы над «Василием Теркиным» большее удовлетворение, нежели стихи, стали основой книги «Родина и чужбина». Несмотря на характерное для автора непритязательно-скромное обозначение ее жанра - «Страницы записной книжки», на внешнюю мозаичность и фрагментарность, все эти разнородные сюжеты и записи объединены постоянно владеющей писателем «генеральной думой» - думой об огромности испытаний, выпавших на долю народа, о богатстве обнаружившихся в нем духовных сил, о неисчислимости человеческих характеров и свойств.
Тщательно выполненные психологические портреты, подробные истории людских судеб соседствуют в книге с трагическими пейзажами войны, картинами попранного ею человеческого труда, с «лирическими отступлениями», родственными главам «От автора» в «Книге про бойца». Иные фрагменты «Родины и чужбины» приоткрывают самые «истоки» личности поэта, посвящают” нас в его раздумья о литературе, в предысторию некоторых стихов и поэм.
Особо следует сказать, что роль возглавлявшегося А.Т.Твардовским журнала «Новый мир» в развитии общественной мысли и литературы в 50-60-е годы была чрезвычайно велика и вполне сопоставима с той, какую сыграли в прошлом веке «Современник» и «Отечественные записки». «Расширение арены реализма» (выражение Салтыкова-Щедрина), к которому стремился Твардовский в журнале, обогатило нашу литературу целым рядом выдающихся, порой просто поворотных произведений - от «Районных будней» Овечкина до «Одного дня Ивана Денисовича» Солженицына.
В сборнике стихотворений и поэм, подготовленном Твардовским к печати незадолго до кончины (1971), раздел лирики завершается стихотворением-исповедью, стихотворением-заповедью, обращенной, как почти всегда бывало у поэта, прежде всего к самому себе:
* С тропы своей ни в чем не соступая,
* Не отступая - быть самим собой.
* Так со своей управиться судьбой,
* Чтоб в ней себя нашла судьба любая
* И чью-то душу отпустила боль.
* И вновь отзываются на это давние строки из «Василия Теркина»:
* Скольким душам был я нужен,
* Без которых нет меня.