Стресс - это процесс взаимодействия с силами, которые направлены на нас, и результат воздействия этих сил. Результат дистресса (негативного стресса) часто ощущается как упадок сил, беспокойство, напряженность и неприятные чувства, возникающие в определенной ситуации, чрезмерно повышающей или снижающей возбуждение и активность, и если она сохраняется длительное время, возможен летальный исход. В западном обществе симптомами дистресса частенько являются такие ситуации, как переедание, чрезмерное употребление алкоголя, курение и злоупотребление наркотическими веществами, Эвстресс (положительный стресс) порождает позитивные эмоции, возбуждение и жажду деятельности. Он является поддающимся управлению стрессом, который длится короткое время, вдохновляя и стимулируя человека к активной жизни.
Чтобы эффективно справиться со стрессом, нам необходимо идентифицировать основные проблемные зоны и затем применить техники, которые воздействуют как на текущую стрессовую ситуацию, так и предупреждают возникновение стрессов в будущем.
В своей книге «Стресс и Вы» д-р Боб Монтгомери и Линет Эванс рассматривают пятифакторную модель стресса, которая охватывает главные причины его возникновения в современном обществе.
1. Стрессоры (источник стресса). Основной стресс, который мы испытываем, происходит из-за чувства неопределенности или недостаточного контроля (согласно европейским исследователям), и в различных ситуациях эти чувства порождают эвстресс или дистресс. Например, неопределенность в связи с работой, взаимоотношениями или финансовым положением может вызвать дистресс. Слишком большая ясность в нашей личной и общественной жизни может породить скуку и понижение активности, и также закончиться дистрессом. В такой ситуации люди часто восполняют недостаточную активность (скуку) чрезмерной активностью в экстремальных видах спорта, требующих риска, что также усиливает дистресс. Люди часто увеличивают дистресс силой своего воображения, например: чрезмерно бурно реагируют на ситуацию, представляют себе самое худшее, допускают негативные мысли, воображают вероятные проблемы в будущем (тревога), не могут забыть о своих старых «ошибках» (самобичевание и чувство вины). Это приводит ко второму фактору.
2. Мысли - результат размышлений и внутреннего диалога. Они оказывают огромное влияние на уровень эвстресса или дистресса в нашей жизни. Этот вопрос мы уже рассмотрели, а именно: нами управляют вселенские законы, связанные с природой энергии. Материя - это энергия, и мы состоим из материи. Молекулы связываются энергией, что создает видимость твердой субстанции. Мысли также являются энергией - на очень тонком, но могущественном невидимом уровне. Мы не можем увидеть энергию мысли, но постоянно сталкиваемся с результатами ее деятельности. Ни одно действие или событие не происходит без мысли, исходящей от человеческого ума или от Божественного Разума. Наш внутренний диалог с собой и размышления создают наши убеждения, ожидания и установки. Стрессоры, связанные с мышлением, часто появляются в силу следующих причин:
- мы видим или интерпретировать ситуацию как негативную, неприятную или вредную;
- решаем, что можем или не можем справиться с ситуацией;
- полагаем, что наша неспособность справиться с возникшими обстоятельствами будет иметь серьезные негативные последствия.
Нереалистичные рассуждения или преувеличения играют главную роль в том, как человек справляется со стрессом. Что касается способности преодолеть стрессовую ситуацию, я бы хотела указать на тот факт, что мы никогда не сталкиваемся с проблемой, которую не в состоянии решить. В эзотерическом понимании жизнь на Земле может быть уподоблена школе, месту обучения. Нас обучают через опыт
жизни. Если мы выучиваем урок, нас проверяют и решают, готовы ли mbi переходить к следующему уроку и насколько хорошо усвоили предыдущий. Эти уроки обычно бывают связаны с неосязаемыми вещами, типа доверия, веры, симпатии, сострадания, смирения, терпимости и т. д., которые, если усвоены, позволяют нам прийти в согласие с нашей совершенной природой.
Поэтому если мы испытываем большой стресс в связи с потерей работы или возлюбленного, это является уроком, заранее выбранным и предназначенным для приобретения нами большого знания и для последующей проверки того, насколько мы усвоили урок. Вот почему, если мы решаем избежать ситуации - например, у нас четверо детей, стресс родительской ответственности кажется нам слишком утомительным, и мы уходим, - мы привлечем к себе подобную же ситуацию в этой или другой жизни как урок, который должен быть выучен, испытание, которое должно быть пройдено, и тогда мы сможем двигаться дальше.
Переадресация энергии в космическом резервуаре энергии (карма) также вступает в игру, поэтому ситуация может не быть такой простой, как кажется. Дело в том, что из-за нашей заниженной самооценки и недостатка веры в безграничность имеющихся у нас способностей мы часто чувствуем себя подавленно в периоды испытаний. Но знание о том, что нам не посылаются такие испытания, которые мы не были бы готовы выдержать, может принести облегчение и успокоить. Уровень самоубийств понизится, когда это поймет основная масса людей. Проще говоря, если бы мы не были готовы, нам не пришлось бы сдавать экзамен! Просто тот факт, что мы не уверены в нашей способности выдержать испытание, не означает, что у нас нет знания или опыта для этого! Однако вернемся к пятифактор-ной модели стресса...
3. Психологическая реакция и изменение. Часто называемая общим синдромом адаптации, эта реакция тела на стресс может быть определена следующим образом: во-первых, тревожная реакция - повышение кровяного давления, сердцебиение, напряжение в мышцах, что приводит к синдрому «борьбы или бегства», например, если у нас чересчур капризный босс или не требующая усилий работа, мы чувствуем, что не можем уйти из-за финансовых обязательств и т. д. Если мы не можем вести себя агрессивно, чтобы дать выход разочарованию, тог да нам требуется конструктивная, хорошо продуманная ментальная реакция, чтобы ослабить физические и эмоциональные симптомы дистресса. Если задача не будет решена, ситуация перейдет во вторую стадию, которая называется стадией сопротивления, когда тело пытается поддержать более высокую степень активности, возбужденной на стадии тревожной реакции, и сжигает энергию. Повторный или затянувшийся процесс высвобождает гормональные вещества, такие как кортизон и адреналин, которые ослабляют иммунную систему и повышают риск образования тромбов в сосудах и затвердение артерий. Холестерин - это гормон, который высвобождается в условиях стресса.
Современные стрессоры вызывают психологические изменения при длительной болезни и ее рецидивах. Стресс в условиях опасности включается как сигнал тревоги и затем быстро проходит, как только минует опасность. В наше время индустриализации, урбанизации, автоматизации и технологических нововведений стрессоры становятся, в основном, более продолжительными, так как люди чаще и больше испытывают состояние неопределенности при отсутствии контроля. Физическое заболевание вспыхивает как следствие стресса (ментального, стресса тела из-за неподходящей диеты, недостаточной или чрезмерной физической активности, эмоционального стресса - из-за неразрешенных негативных эмоций и т. д.). Психосоматические заболевания больше не отделяются от других заболеваний, так как негативные влияния на тело идентичны. Следующей стадией общего синдрома адаптации является стадия истощения, когда ресурсы тела настолько истощены, что коллапс - например, нервный срыв - неизбежен.
4. Чувства и эмоциональная реакция на стрессор. Сюда относится и эвстресс - счастье, волнение, радость, оживление, и дистресс - несчастье, депрессия, страх, беспокойство и т. д. Как было рассмотрено в разделах о силе эмоций, большинство людей убеждены, что чувства зажигаются событиями помимо их воли, контроля. Однако не само событие вызывает эмоциональный отклик, ато, что мы думаем о нем. Мы не являемся жертвами автоматических эмоциональных реакций. Чувства - это выработанная, привычная реакция на определенную ситуацию. Прошлый опыт и повторяющиеся ситуации формируют эти «автоматические» реакции. Изменения частоты сердцебиения, кро-
вяного давления и т. д. контролируются нервной системой, которая функционирует автономно, поэтому эти реакции рассматривают как автоматические. Однако мы сконструированы таким образом, что думаем прежде, чем чувствуем.
Чтобы подавить неприятные чувства, мы ищем выхода в краткосрочных решениях, таких как чрезмерное переедание. Но эти «решения» впоследствии приводят к нарушению здоровья и не избавляют от главной проблемы - наших обусловленных и заученных реакций на событие. И еще раз - эти обусловленные реакции идут из прошлых жизней, из нашего детства и прошлого опыта, и хранятся в клеточной памяти.
5. Выбор типа поведения. В основном люди выбирают «борьбу или бегство», решают, проявлять агрессию или уклониться от столкновения. Активная агрессия дает временное решение и в целом неэффективна. Конструктивной является стратегия, которая ведет к ситуации, выигрышной для всех, когда удовлетворяются потребности всех сторон. Сценарий выигрышной для всех ситуации эффективен, так как он дает как краткосрочное, так и долговременное решение и предупреждает возможность повторной конфронтации по тем же вопросам. Пассивная агрессия - обида, уход в себя, молчание - также неэффективна для долговременного решения проблем взаимоотношений.
В «Селестинских пророчествах» Джеймса Редфилда интересно разбираются роли, которые мы часто принимаем на себя в ответ на характер наших родителей (роль жертвы, следователя,- угрожающего и наблюдателя или их комбинации) и рассматривается наша потребность быть свободными от ограничений условных и привычных поведенческих штампов. Чтобы быть свободными, мы должны быть готовыми понять ситуацию и затем измениться. Иногда нам приходится столкнуться с временными неудобствами ради разработки действенных долгосрочных решений.
Пять факторов, рассмотренных выше, взаимодействуют и влияют друг на друга. Жизнь не статична, потому что мы являемся энергетическими системами и находимся в непрерывном активном движении. Единственной постоянной вещью в жизни является изменение! Чтобы расти и развиваться, нам надо научиться быть гибкими, особенно если мы хотим улучшить качество своей жизни.
41.3. Стрессоры и стресс. Понятия. Виды
Естественной реакцией организма на действие различных естественных и патогенных стрессорных факторов (стрессоров) является стресс.
Автор учения о стрессе Г. Селье писал: «Стресс есть жизнь, и жизнь есть стресс. Вне стресса жизнь практически невозможна». В то же время непременным условием свободной и независимой жизни, по Клоду Бернару, является постоянство внутренней среды, а по В. Кеннону - способность организма поддерживать это постоянство (гомеостаз, гомеостазис, гомеокинез, то есть динамическое постоянство). С учетом такого взгляда на жизнь, стресс - это состояние временно нарушенного гомеостаза, а стрессоры - это различные факторы, способные вызывать нарушение гомеостаза, организма. Стрессоры - это любые новые и достаточно информативные и различные по интенсивности, длительности и природе (качеству) раздражители, способные вызвать разной степени выраженности нарушения гомеостаза организма.
Стрессоры могут быть внешними (экзогенными) и внутренними (эндогенными , т.е. формирующиеся в самом организме). По природе стрессогенные раздражители могут быть самыми различными: физическими, химическими и биологическими, информационными, психогенными и эмоцигенными.
Важное место среди физических, химических и биологических стрессоров (1 группа ) занимают механические, химические и инфекционные воздействия, недостаток или избыток пищи, воды, кислорода, углекислого газа, катионов, анионов, солей, ФАВ и др., вызывающие повреждения клеточно-тканевых структур и нарушения гомеостаза различных уровней организации организма. Их главная характеристика - абсолютность (интенсивность) воздействия. Таким образом, стрессогенность этих факторов определяется количественной характеристикой и степенью нарушения гомеостаза организма.
Социальные (информационные, психогенные и эмоциогенные) стрессоры (2 группа ) характеризуется как абсолютностью (количественностью), так и относительностью (качественностью) воздействий в виде неблагоприятных для организма, особенно, конфликтных (на работе, в быту, в семье и т.д.) ситуаций. Причем современная жизнь не только увеличивает эту группу стрессорных воздействий на человека, но и часто не представляет возможностей избегать действия данных стрессоров на организм, заставляя его приспосабливаться к ним.
Следует однако отметить, что граница между этими двумя группами стрессорных воздействий достаточно условная, ибо все достаточно интенсивные биологические мотивации человека социально опосредованы и всегда протекают с активизацией эмоционального компонента.
Возникающие в организме в ответ на действие разнообразных стрессоров те или иные стресс-реакции обычно представляют адаптивные (полезные) для целостного организма реакции, способные восстановить нарушенный гомеостаз и обеспечить нормальную его жизнедеятельность.
При первичном действии стрессора возникает срочная (аварийная ) адаптация , что позволяет организму жить у условиях действия этого стрессора. В этом заключается положительное значение стресс-реакции, хотя она энергетически расточительна и не может в течение длительного времени обеспечить эффективное и устойчивое приспособление организма к действию стрессора.
При повторных неоднократных воздействиях на организм как одних и тех же, так и различных стрессорных факторов умеренной интенсивности развивается устойчивая долговременная адаптация . У организма возникает повышение резистентности к действию как данного, так и других стрессорных факторов.
При чрезмерно сильных и длительных стрессорных воздействиях адаптация становится неэффективной . В организме формируются и усиливаются повреждения, способные привести к его заболевания и даже гибели.
По Селье, стресс рассматривается как синдром, вызываемый разными повреждающими факторами (1936, журнал Nature), либо как общая неспецифическая нейрогормональная реакция организма на любое предъявляемое ему требование (1960), либо как состояние, проявляющееся специфическим синдромом, который включает в себя все неспецифически вызванные изменения в биологической системе (1960, 1972).
В ответ на слабые и умеренные стрессорные факторы по Селье, развивается эустресс - стресс без явлений повреждения или стресс с незначительными нарушениями. По мнению Л.Х. Гаркави, Е.Б. Квакиной и М.А. Уколовой (1977), на слабые, повторяющиеся и возрастающие по силе воздействия развиваются реакции тренировки , а на средние по силе раздражители - реакции активации . Эти научные исследования ростовских ученых признаны в виде открытия. Именно эустрессы имеют наиболее важное для жизни организма значение. В этой связи можно даже вывести такую зависимость: отсутствие стресса отсутствие адаптации отсутствие резервов нарушение жизнедеятельности смерть.
В процессе онтогенеза (начиная с внутриутробного периода) организм постоянно подвергается действию разнообразных стрессорных факторов. В ответ на слабые и средние по силе, продолжительности и характеру стрессорные воздействия в организме формируются те или иные реакции тренировки и активации.
На действие интенсивных (сильных или чрезмерных), безысходных, неопределенных и, особенно, личностно значимых раздражителей в организме развивается дистресс - резко выраженная адаптивная реакция, быстро переходящая в неспособность организма приспосабливаться из-за снижения адаптивных резервов и подавления механизмов антистрессорной защиты. Дистресс всегда сопровождается значительными явлениями полома, повреждения, деструкции, катаболизма, дистрофии, язвообразования, иммунодефицита и других дисрегуляторных расстройств, приводящих к развитию разнообразных патологических процессов, состояний, заболеваний и даже гибели организма.
Таким образом, стресс может развиваться на действие как повреждающих факторов, так и многих других стимулов, не сопровождающихся явлениями повреждения (например, физические или умственные нагрузки, температурные воздействия, влажность, сухость, ветреность погоды и др.).
При этом можно утверждать, что стрессогенность организма определяется не только интенсивностью действия этиологических факторов и условий, но и отношением к ним индивидуума, его качеств личности, воспитания и умения выходить из разнообразных конфликтных ситуаций.
Стресс-реакция может быть кратковременной (острый стресс) и длительной (хронический стресс), системной, общей (системный стресс) и локальной, местной (местный стресс).
Острый системный стресс характеризуется развитием общего адаптационного синдрома (ОАС), включающего преимущественно адаптивные неспецифические сдвиги в целостном организме. Местный стресс - возникновением преимущественно адаптивных неспецифических изменений в ограниченной части тела.
Как местный, так и общий стресс имеют преимущественно защитно-приспособительное значение, так как они способны повышать устойчивость организма к действию разнообразных стрессоров.
Системный стресс (системная стресс-реакция) , сопровождается развитием комплекса поведенческих и физиологических изменений в организме.
Изменения в поведении в ответ на действие стрессоров характеризуются развитием ориентировочных реакций, боевой готовности (к нападению) или готовности к убеганию. Они включают возбуждение многих сенсорных систем, обостренное внимание, повышенную настороженность, активизацию мыслительной деятельности, усиление познавательной способности, активизацию регуляторных и исполнительных систем, кроме пищевой и сексуальной (думать так и делать все, чтобы сохранить прежде всего собственную жизнь, а если возможно, то и продолжить свой род и вид).
Физиологические изменения при стрессе в организме включают мобилизацию функций органов и систем, ответственных за адаптацию, резистентность, сохранение жизни и получающих больше кислорода, питательных и регуляторных веществ.
В целом стресс обладает положительным адаптивным эффектом, который позволяет организму встретить неблагоприятный фактор в состоянии готовности, мобилизации на борьбу с ним. Как неспецифическая защитная реакция стресс улучшает выживание и способствует преодолению отрицательный воздействий. Стресс-реакция повышает резистентность организма и тренирует его защитные механизмы. Г. Селье писал: «Стресс - это аромат и вкус жизни и избежать его может лишь тот, кто ничего не делает».
Однако стресс может нередко приводить и к развитию различной патологии. В основе стрессорной патологии лежит нарушение способности организма отвечать на действие стрессоров адекватной защитно-приспособительной реакцией. Вероятность возникновения стрессовых повреждений определяется не только интенсивностью и длительностью действия неблагоприятного фактора, но и зависит от состояния стресс-системы (стресс-реализующей системы)- ее базальной (исходной) активности и реактивности, определяемой эффективностью работы стресс-лимитирующей системы.
Неадекватность стресс-реакции предъявляемым требованиям окружающей среды может протекать в следующих основных формах: гипоэргическая (недостаточная), гиперэргическая (избыточная) и дизэргическая (извращенная)форма ответа.
В частности, при гипоэргической форме ответа сила стрессора превышает возможности стресс-системы организма и в развитии адаптации преобладает мобилизация за счет катаболических процессов с выраженным распадом структур. Полноценной системной реакции резистентности не происходит вследствие индивидуальной генетической недостаточности того или иного звена стресс-реализующей системы. Такое состояние организма Г. Селье характеризовал «низкой адаптивной силой». Вся совокупность сдвигов в стресс-системе (резкое увеличение гормонов, отрицательный азотистый баланс, снижение массы тела, гиперферментемия, деструкция митохондрий и лизосом клеток с развитием очагового некроза в адаптирующих системах) не сопоставима с увеличением расхода энергии и составляет основу перехода в болезнь, вплоть до гибели организма.
Во гиперергическом варианте сильная или умеренная стресс-реакция становится длительной вследствие продолжающегося действия стрессора. Эта форма стрессовой патологии особенно характерна для состояния продолжительного эмоционального стресса - эмоционального напряжения. Учитывая многочисленные причины формирования сильных отрицательных эмоций, создаются предпосылки для суммации возбуждения и появления застойного очага в эмоциогенных структурах мозга (гипоталамус и др.), создающих и поддерживающих гиперактивацию стресс-реакции. Большое значение имеет индивидуальный опыт человека, определяющий значимость стрессора.
При хронизации патологических процессов описанные выше адаптивные механизмы стресс-реакции могут превращаться в повреждающие. Например, перегрузка клеток Са 2+ и увеличение свободно-радикальных форм жирных кислот приводят к повреждению клеточных мембран и нарушению структуры и функции клеток. Таков один из механизмов стрессогенного повреждения миокарда. Длительная мобилизация энергетического и пластического материала при перераспределенном характере кровотока создает условия для ишемических повреждений «неработающих» органов. Это один из ведущих механизмов развития стрессогенных язв пищеварительного тракта. Длительный стресс ведет к развитию стрессогенного иммунодефицита (глюкокортикоиды обладают иммунодепрессивным эффектом), который в сочетании с экспрессией протоонкогенов, может являться одним из механизмов онкогенного эффекта стресса.
Заболевания, в патогенезе которых стресс играет определяющую, решающую роль Г. Селье назвал «болезнями адаптации ». В настоящее время они составляют большую группу психосоматических заболеваний - язвенная болезнь желудка и двенадцатиперстной кишки, артериальная гипертензия и атеросклероз, иммунодефицитные состояния, эндокринные заболевания, ожирение и др. Эмоциональный стресс является ведущей причиной развития психозов и неврозов.
Хронический системный стресс в отличие от острого, включает преимущественно дизадаптивные неспецифические изменения в организме. Он, в частности, характеризуется развитием синдрома хронической усталости .
Проявлениями последнего являются:
физическое и психическое утомление организма;
частая смена настроения, превалирования чувства усталости, разбитости, повышенной тревожности, раздражительности, рассеянности, нетерпимости и антипатии к окружающим людям;
снижение полового влечения, импотенция, дисменорея, аменорея;
иммунодефицит (клеточный, гуморальный, специфический и неспецифический);
боли в животе, диарея;
сердцебиения, аритмии, стенокардия, миокардиодистрофии, инфаркт;
нарушения зрения, слуха, обоняния, вкуса;
головные боли;
развитие неврозов и их прогрессирование;
развитие психозов и их прогрессирование и др.
Таким образом, срочная неспецифическая адаптивная реакция, какой является стресс, может превращаться в причину развития повреждений организма и становиться механизмом развития многих заболеваний.
Введение …………………………………………………………………………….2
1. Стрессы в организационном поведении ………………………………………...3
1.1. Сущность стресса …………………………………………………………….3
1.2. Динамика стресса …………………………………………………………….6
2. Причины и факторы стресса ……………………………………………………..8
2.1. Внешние стрессоры …………………………………………………………9
2.2. Стрессоры, связанные с организацией ……………………………………11
2.3. Групповые стрессоры ……………………………………………………. 15
2.4. Роль характера личности на развитие стресса у человека ……………….15
3. Методы борьбы со стрессом ……………………………………………………18
Заключение …………………………………………………………………………22
Список использованной литературы ……………………………………………. 23
Введение
Умение саморегуляции становится крайне важным в условиях повышенной стрессогенности нашей деловой и личной жизни.
Определить, что такое стресс, - трудно, но еще труднее его квалифицировать. Стрессы создаются окружающей обстановкой, которая требует адаптируемого поведения. Причиной их возникновения могут быть различные факторы, начиная с незначительных нарушений привычной обстановки вплоть до серьезных обстоятельств, как, например, болезнь, тяжелая семейная утрата, развод и т.д.
В организации существуют ситуации, которые провоцируют состояние психического напряжения, отрицательно воздействуя на людей, вызывая у них стресс. Формула стресса такова: «деятельность – перенапряжение – отрицательные эмоции».
Исследования воздействия стресса на человека связаны с медициной и работами Г. Селье, считающегося первооткрывателем стресса. Проводя исследования по поиску гормонов, он обнаружил, что повреждение живой ткани вызывается практически любым негативным воздействием, названным им синдромом общей адаптации , а десятилетием позже появился термин «стресс».
Стресс в современном мире превратился в источник вполне оправданного беспокойства и одну из основных тем теории организационного поведения и практики управления человеческими ресурсами. Например, только в США стресс обходится производству и огромную сумму (порядка 70 млрд. долл. в год). Он снижает производительность труда, способствует прогулам, негативному физическому и психологическому состоянию и самочувствию работников, потере до 10% прибылей компаний. Специалисты в сфере здравоохранения свидетельствуют, что до 90% жалоб пациентов связаны с различными функционально-психологическими расстройствами, вызванными стрессами.
1. Стрессы в организационном поведении
1.1. Сущность стресса
Стресс есть неспецифический ответ организма на любое предъявленное ему требование. Под требованием понимается всякое раздражение, превышающее порог восприятия сенсорных систем организма.
Стресс обычно воспринимается как негативное явление вызванное какой-либо неприятностью (болезнь близких, объявление выговора начальником подчиненному за какую-нибудь мелочь в работе, причем, может быть, и не по его вине). Однако есть и позитивный стресс, называемый ю-стресс (от греч. - «хороший»), связанный с радостными событиями (встреча с любимым, привлекательным или уважаемым знакомым, предложение повышения по службе и т.п.).
Заметим, что стресс:
· не просто беспокойство, охватывающее эмоциональную и психологическую сферы человека (стресс охватывает дополнительно и физиологическую, и социальную сферы);
· не просто нервное напряжение;
· не обязательно нечто вредное, плохое, чего следует избегать.
Ведь существует и ю-стресс. Поэтому главное состоит в том, как человек реагирует на стресс. Стресс неизбежен, однако его негативного воздействия можно избежать или, по крайней мере, эффективно его контролировать.
Сегодня синонимом стресса все чаще выступает ставшее популярным понятие «истощение», являющееся одним из видов стресса и характеризующееся эмоциональным истощением, потерей личностной ориентации, заниженной самооценкой. Оно чаще всего присуще сотрудникам,
работающим в сферах, связанных с коммуникациями людей, а также в образовании, медицине, государственном и муниципальном менеджменте, общественной деятельности и др.
Нахождение личности в организации, выполнение различного рода заданий, освоение нововведений достаточно часто сопровождается усилением стрессовых состояний человека.
Понятие «стресс» заимствовано из техники, где оно означает способность различных тел и конструкций противостоять нагрузке. Любая конструкция имеет предел напряженности, превышение которого ведет к ее разрушению.
Перенесенное в сферу социальной психологии, понятие «стресс» включает в себя целый спектр состояний личности, вызванных множеством событий: от поражений или побед до творческих переживаний и сомнений. Следует уточнить, что все экстремальные воздействия могут вывести из равновесия и физиологические, и психологические функции.
Действия стресса тесно связаны с потребностями личности, невозможностью реализовать какую-либо значимую для нее потребность, в результате чего происходит многократное усиление физиологических возможностей и включаются психологические механизмы защиты.
Таким образом, стресс личности - состояние общего напряжения организма, возникающее в результате различных причин. Физиологический механизм возникновения стресса состоит в следующем. При первом же признаке опасности сигналы из мозга приводят тело в состояние необходимости действовать. Надпочечные железы продуцируют адреналин, норадреналин и кортикоиды. Эти химические элементы приводят организм в состояние повышенной активности на короткий промежуток времени, однако если железы вырабатывают их в течение долгого времени, могут возникнуть негативные последствия. Кровь отливает от кожи к мозгу (усиливается его активность), а также к мускулам, подготавливая их к действиям. Эта цепная реакция разворачивается очень быстро, и если она запускается как ответ на единичную экстремальную ситуацию, то не влечет за собой никаких пагубных последствий. При многократном повторении в долговременной перспективе может привести к вредным последствиям.
Человек в состоянии стресса способен на невероятные (по сравнению со спокойным состоянием) поступки, мобилизуются все резервы организма и возможности человека резко возрастают, но на некотором интервале времени.
Например, когда мать с ребенком переходила улицу, произошла авария и автомобиль наехал на детскую коляску. Чтобы вытащить своего ребенка, хрупкая женщина на глазах столпившихся пешеходов приподняла машину и вытащила коляску с младенцем.
Продолжительность этого интервала и последствия для организма у каждого человека свои. Наблюдениями выявлено, что тяжелая физическая нагрузка способствует нейтрализации действия «гормона стресса»: чем суровее условия жизни, тем сильнее мобилизуются резервы организма, но при условии, что человек настроен на выживание.
Как отметил директор Института нормальной физиологии К. Судаков, если стресс продолжается многие месяцы и стал пусковым моментом какого-то заболевания, вернуть физиологические функции организма в норму практически невозможно.
В целом стресс - явление достаточно обычное и часто встречаемое. Незначительные стрессы неизбежны и безвредны, но чрезмерный стресс создает проблемы как для личности, так и для организации при выполнении поставленных задач. Психологи считают, что человек больше и чаще страдает от нанесенных ему оскорблений, чувства собственной незащищенности, неопределенности завтрашнего дня.
Разновидностей стрессов существует достаточно большое количество, в обобщенном виде они представлены на рис.1.
Рис. 1. Виды стрессов личности
Хронический стресс предполагает наличие постоянной (или существующей длительное время) значительной нагрузки на человека, в результате которой его психологическое или физиологическое состояние находится в повышеном напряжении (длительный поиск работы, постоянная спешка, выяснения отношений).
Острый стресс - состояние личности после события или явления, в результате которого у нее теряется «психологическое» равновесие (конфликт с начальником, ссора с близкими людьми).
Физиологический стресс возникает при физической перегрузке организма (слишком высокая или низкая температура в рабочем помещении, сильные запахи, недостаточная освещенность, повышенный уровень шума).
Психологический стресс является следствием нарушения психологической устойчивости личности по целому ряду причин: задетое самолюбие, незаслуженное оскорбление, несоответствующая квалификации работа. Кроме того, стресс может быть результатом психологической перегрузки личности: выполнение слишком большого объема работ, ответственность за качество сложной и продолжительной работы. Вариантом психологического стресса является эмоциональный стресс, который появляется в ситуациях угрозы, опасности, обиды.
Информационный стресс возникает в ситуациях информационных перегрузок или информационного вакуума.
1.2. Динамика стресса
Для определения наиболее рациональных способов воздействия на человека в состоянии стрессовой ситуации необходимо иметь представление о динамике развития состояния внутреннего напряжения (рис. 2).
Понятие стресса прочно укоренилось в лексике современного человека, и большинство обывателей расценивает это явление как негативные, мучительные переживания или расстройства, вызванные неразрешимыми трудностями, непреодолимыми препятствиями, несбывшимися надеждами. Еще более 80 лет тому назад Ганс Селье , создателей теории стресса, в своих работах подчеркивал, что стресс не означает , боль, мучение, унижение, катастрофические изменения в жизни.
Полное избавление от стрессов означает окончание жизни
Что же такое психологический стресс? Приводим его классическое определение, данное автором теории. Стресс (stress - состояние повышенной нагрузки, эмоционального напряжения ) - комплекс неспецифических адаптационных реакций организма на любые предъявленные ему требования вследствие воздействия факторов–стрессоров, повлекших нарушение его гомеостаза. Неспецифические реакции – приспособленческие действия, направленные на восстановление исходного состояния организма, производимые специфические эффекты на конкретные раздражители. Любая неожиданность, которая вносит изменение в привычную жизнедеятельность индивида, может являться стрессовым фактором. При этом не имеет значения, какой характер носит ситуация – положительный или отрицательный. Эмоциональное потрясение могут спровоцировать не только внешние обстоятельства, но и подсознательные установки по отношению к конкретным событиям. Для человеческой психики играет роль только объем необходимых усилий на перестройку привычных жизненных ритмов, интенсивность затрачиваемой энергии на адаптацию к новым требованиям.
Виды стресса
В медицинской практике принято разделять стрессовые ситуации на два вида: эустресс – позитивная форма и дистресс – негативная . Эустресс мобилизует жизненные ресурсы организма и стимулирует к дальнейшей деятельности. Дистресс приносит , наносит «рану», которая, даже полностью зажив, оставляет шрамы.
Дистресс оказывает негативное влияние на соматическое и психическое здоровье человека и может дать толчок развитию серьезных заболеваний. В состоянии стресса деятельность иммунной системы значительно снижается, и человек становится беззащитен перед вирусами и инфекциями. При негативном эмоциональном стрессе активизируется вегетативная нервная система, интенсивнее работает железы внутренней секреции. При длительном или частом влиянии стрессовых факторов разлаживается психоэмоциональная сфера, что нередко приводит к тяжелым депрессиям либо к .
По характеру воздействия стрессоров выделяют:
- нервно-психические;
- температурные (тепловые или холодовые);
- световые;
- пищевые (в результате дефицита пищи);
- прочие виды.
Выдающийся психолог Леонтьев утверждал, что в случае, когда организм демонстрирует реакции на внешние явления, не связанные с удовлетворением жизненных потребностей (прием пищи, потребность во сне, инстинкт самосохранения, продолжение рода), такие реакции – сугубо психологические. Понятие трудноразрешимой, экстраординарной для человека ситуации в концепции теории стресса – также явление психологическое.
Стрессовые ситуации также выделяют в две группы: экстремальные социальные условия (военные действия, нападения хулиганов, стихийные бедствия) и критические психологические события (смерть родственника, изменение социального статуса, развод, экзамен). Для некоторых произошедшие события – шоковое потрясения, для других же – естественное явление, и интенсивность реакции – сугубо индивидуальна. Неоспорим факт: для того, чтобы возникла ответная реакция на раздражитель, этот раздражитель должен обладать определенной силой. И каждый индивид обладает непостоянным, переменчивым порогом чувствительности. Индивид с низким порогом чувствительности демонстрирует сильную реакцию на раздражитель слабой интенсивности, в то время как особа с высоким порогом чувствительности не воспринимает этот фактор как раздражитель.
Биологический и психобиологический стресс
Стресс также принято разделять по параметрам в две группы:
- Биологический;
- Психологический.
Определения психологического стресса отлично у разных авторов, однако большинство ученых относят к данному виду стресс, обусловленный влиянием внешних (социальных) факторов либо сформированный под воздействием внутренних ощущений. К психоэмоциональному стрессу не всегда удается применить закономерности стадий его протекания, так как у каждого индивида сугубо индивидуальные свойства психики и персональные особенности работы вегетативной нервной системы.
Дифференцировать вид стрессовой ситуации позволяет контрольный вопрос: «Наносят ли стрессоры явно выраженный вред организму?» . В случае положительного ответа диагностируется биологический вид, в случае отрицательного – психологический стресс.
Психоэмоциональный стресс отличен от биологического вида рядом специфических особенностей, среди которых:
- Формируется под воздействием как реальных, так и вероятных ситуаций, которые являются объектом тревоги индивида;
- Огромное значение имеет оценка человеком степени своего участия в воздействии на проблемную ситуацию, восприятия качественности избранных способов нейтрализации стрессоров.
Методика измерения стрессовых ощущений (шкала PSM-25) направлена на анализ эмоционального состояния человека, а не на исследование косвенных показателей (стрессор, показатели депрессивных, тревожно-фобических состояний).
Основные различия между биологическими и психологическими стрессовыми ситуациями:
Группа | Биологический стресс | Психологический стресс |
Причина возникновения | Физическое, химическое, биологическое влияние стрессоров | Собственные мысли, внутренние ощущения, воздействие социума |
Уровень опасности | Реальный | Виртуальный, реальный |
Направленность стрессоров | Соматическое здоровье, угроза жизни | Эмоциональная сфера, самооценка, социальный статус |
Характер реагирования | «Первичные» реакции: страх, испуг, ярость, боль. | «Вторичные» реакции: волнение, беспокойство, раздражительность, тревога, паника, депрессивные состояния |
Временной диапазон | Четко обозначен в границах настоящего и ближайшего будущего | Неясен, размыт, включает прошлое и неопределенный срок в будущем |
Влияние индивидуальных особенностей характера | Отсутствует либо минимальное | Существенное |
Пример | Вирусная инфекция, травма, пищевая интоксикация, обморожение, ожог | Конфликт в семье, расставание с партнером, материальные трудности, изменение социального статуса |
Стресс: основные стадии развития
Диапазон реакции на стрессовое событие включает разнообразные состояния возбуждения и торможения, в том числе состояния, именуемые аффективными. Процесс протекания стрессового состояния состоит из трех этапов.
Этап 1. Эмоциональная реакция тревоги.
На данном этапе проявляется первая ответная реакция организма на воздействие стрессовых факторов. Продолжительность данной фазы строго индивидуальна: у некоторых людей нарастание напряжение проходит за считанные минуты, у других нарастание тревоги осуществляется в течение нескольких недель. Снижается уровень сопротивляемости организма внешним раздражителям, ослабевает самоконтроль. Человек постепенно утрачивает возможность полноценно управлять своими действиями, теряет самообладание. Изменяется его поведение на полностью противоположные действия (например: спокойный, выдержанный человек становится импульсивным, агрессивным). Особа избегает социальных контактов, появляется отчуждение в отношении с близкими, увеличивается дистанция в общении с приятелями, коллегами. Влияние дистресса оказывает разрушительное воздействие на психику. Чрезмерное эмоциональное напряжение может вызвать дезорганизацию, дезориентацию и деперсонализацию.
Этап 2. Сопротивление и адаптация.
В данной фазе проходит максимальная активизация и усиление сопротивления организма раздражителю. Длительное воздействие стрессового фактора обеспечивает постепенное приспособление к его воздействию. Сопротивляемость организма значительно превышает норму. Именно на этой стадии индивид способен проанализировать, выбрать самый эффективный способ и справиться со стрессором.
Этап 3. Истощение.
Исчерпав имеющиеся энергетические ресурсы вследствие воздействия стрессора в течение продолжительного срока, человек ощущает сильное утомление, опустошение, усталость. Присоединяется чувство вины, появляются повторные признаки этапа тревоги. Однако в данной фазе способность организма к реадаптации утрачена, особа становится бессильной предпринять какие-либо действия. Появляются расстройства органической природы, возникают тяжелые патологические психосоматические состояния.
У каждой особы «запрограммирован» с детских лет свой персональный сценарий поведения в стрессовой ситуации, воспроизводимый по частоте, форме проявления реакции стресса. Некоторые испытывают воздействие стрессоров ежедневно в небольших дозах, другие испытывают дистресс редко, но в полном объеме мучительных проявлений. Также для каждого человека свойственна индивидуальная направленность агрессии в состоянии стресса. Один обвиняет исключительно самого себя, запуская механизмы развития депрессивных состояний. Другая особа находит причины своих бед в окружающих людях и выдвигает безосновательные претензии, нередко в крайне агрессивной форме, становясь социально опасной персоной.
Психологические механизмы стресса
Возникновение эмоционального напряжения при стрессе – адаптационная реакция организма , появляющаяся и нарастающая в результате взаимодействия физиологических систем и механизмов в сочетании с психологическими методами реагирования.
В физиологической группе стрессовых механизмов задействованы:
- Субкортикальная система , которая активизирует работу коры головного мозга;
- Симпатическая автономная система , подготавливающая организм к неожиданному воздействию стрессоров, интенсифицирующая сердечную деятельность, стимулирующая снабжение глюкозой;
- Субкортикальные двигательные центры , управляющие врожденными инстинктивными, двигательными, мимическими, пантомимическими механизмами;
- Органы внутренней секреции ;
- Механизмы обратной афферентации , передающие нервные импульсы через интерорецепторы и проприорецепторы от внутренних органов и мышц обратно в зоны головного мозга.
Психологические механизмы – установки, сформированные и зафиксированные на уровне подсознания, возникающие как ответная реакция на воздействие стрессовых факторов. Психологические схемы призваны защитить психику человека от негативных последствий воздействия стрессоров. Не все эти механизмы безобидны, они часто не позволяют оценить правильно событие, нередко наносят вред социальной деятельности индивида.
Психологические защитные схемы включают семь механизмов:
- Подавление. Основной механизм, назначение которого – удаление имеющихся желаний из сознания в случае невозможности их удовлетворения. Вытеснение ощущений и воспоминаний может быть частичным или полным, в результате чего особа постепенно забывает прошлые события. Часто является источником возникновения новых проблем (например: человек забывает данные ранее обещания). Нередко становится причиной возникновения соматических заболеваний (головные боли, сердечные патологии, онкологические заболевания).
- Отрицание. Индивид отрицает факт свершения какого-либо события, «уходит» в фантазию. Нередко человек не замечает противоречий в своих суждениях и действиях, поэтому часто воспринимается окружающими как несерьезная, безответственная, неадекватная личность.
- Рационализация. Способ самооправдания, создание якобы логичных моральных аргументов для объяснения и оправдания неприемлемого обществом поведения, возникающих собственных желаний и мыслей.
- Инверсия. Сознательная замена истинных мыслей и ощущений, реально проводимых действий на полностью противоположные.
- Проекция. Индивид проецирует на окружающих, приписывает другим людям свои собственные отрицательные качества, негативные мысли, нездоровые ощущения. Является механизмом самооправдания.
- Изоляция. Самая опасная схема реагирования. Особа отделяет угрожающую составляющую, опасную ситуацию от своей личности в целом. Может привести к раздвоению личности, стать причиной развития шизофрении.
- Регрессия. Субъект возвращается к примитивным способам реагирования на стрессовые факторы.
Существует и иная классификация типов защитных механизмов, разделенная в две группы.
Группа 1. Схемы нарушения приема информации
- Перцептивная защита;
- Вытеснение;
- Подавление;
- Отрицание.
Группа 2. Схемы нарушения переработки информации
- Проекция;
- Интеллектуализация;
- Обособление;
- Переоценка (рационализация, защитная реакция, экспиация, иллюзия).
Факторы стресса
На уровень стресса влияет множество разнообразных факторов, среди которых:
- Значимость стрессоров для индивида,
- Врожденные особенности деятельности нервной системы,
- Наследственная модель реагирования на стрессовые события,
- Особенности взросления,
- Наличие хронических соматических либо психических патологий, недавно перенесенный недуг,
- Неудачный опыт в прошлых аналогичных ситуациях,
- Имеющие моральные установки,
- Порог толерантности к стрессу,
- Самооценка , качество восприятия себя, как личности,
- Имеющиеся надежды, ожидания – их определенность или неопределенность.
Причины стресса
Наиболее распространенная причина возникновения стресса - возникшее противоречие между действительностью и представлениями индивида о реальности. Стрессовые реакции могут запускаться как под воздействием реальных факторов, так и событиями, существующими только в воображении. К развитию стрессового состояния приводят не только отрицательные события, но и положительные изменения в жизни индивида.
Исследования американских ученых Томаса Холмса и Ричарда Рея позволили сформировать таблицу стрессовых факторов, оказывающих в большинстве случаев сильнейшее влияние на человека и запускающие механизмы стресса (шкала интенсивности стресса). Среди значимых для людей событий:
- Смерть близкого родственника
- Развод
- Расставание с любимым человеком
- Тюремное заключение
- Серьезная болезнь
- Потеря работы
- Изменение социального положения
- Ухудшение материального положения
- Большие долги
- Невозможность погасить кредитные обязательства
- Болезнь близких родственников
- Проблемы с законом
- Уход на пенсию
- Заключение брака
- Беременность
- Сексуальные проблемы
- Появление нового члена семьи
- Смена места работы
- Ухудшение отношений в семье
- Выдающиеся личностные достижения
- Начало либо окончание обучения
- Изменение местожительства
- Проблемы с руководством
- Неблагоприятная атмосфера в коллективе
- Изменение распорядка труда и отдуха
- Изменение личных привычек
- Изменение пищевого поведения
- Изменение условий работы
- Отпуск
- Праздничные дни
Стрессовые факторы имеют свойство накапливаться. Не предприняв действенных шагов, загнав свои переживания внутрь, оставшись наедине со своими проблемами, человек рискует утратить контакт с собственным «Я», а впоследствии потерять контакт с окружающими.
Психологические симптомы стресса
Проявления стрессового состояния – сугубо индивидуальны, однако все признаки объединяет их негативный окрас, их мучительное и болезненное восприятие индивидом. Симптомы различны в зависимости от того, в какой стадии стресса пребывает особа и какие защитные механизмы задействованы. Среди основных симптомов стресса можно выделить:
- Беспричинная ;
- Ощущение внутреннего напряжения;
- Вспыльчивость, нервозность, раздражительность, агрессивность;
- Чрезмерная неадекватная реакция на малейшие раздражителя;
- Невозможность контролировать свои мысли и эмоции, управлять своими действиями;
- Снижение концентрации внимания, трудности в запоминании и воспроизведении информации;
- Периоды тоскливого настроения;
- Угнетенное, подавленное состояние;
- Снижение интереса к привычной деятельности, апатичное состояние;
- Невозможность получить удовольствие от приятных событий;
- Постоянное чувство неудовлетворенности;
- Капризность, чрезмерная требовательность к окружающим;
- Субъективное ощущение перегруженности, не проходящая усталость;
- Снижение работоспособности, невозможность выполнять привычные обязанности;
- – отстранение от собственного «Я»;
- – ощущение призрачности окружающего мира;
- Изменение пищевого поведения: отсутствие аппетита либо чрезмерный прием пищи;
- Нарушения сна: бессонница, ранний подъем, прерывистый сон;
- Изменение поведения, уменьшение социальных контактов.
В результате воздействия стрессоров индивид нередко пытается искусственно заместить испытываемые негативные ощущения «приятными» внешними факторами: начинает принимать алкоголь или наркотические средства, становится азартным игроком, меняет сексуальное поведение, начинает переедать, совершает рискованные, импульсивные действия.
Лечение стресса
Пребывая в ситуациях, вызывающих состояние стресса, каждый человек должен стремиться выйти из создавшегося положения победителем, преодолеть препятствия мужественно, с чувством собственного достоинства и без негативных последствий для здоровья. Ведь каждое новое сражение со стрессорами – еще один шаг на тернистом пути саморазвития и самосовершенствования.
Медикаментозное лечение стрессовых состояний
Выбор комплексной программы фармакологического лечения проводится в индивидуальном порядке, учитывая разнообразные факторы, среди которых:
- преобладающие симптомы, сила и частота их проявления;
- стадия и тяжесть стрессового состояния;
- возраст пациента;
- соматическое и психическое состояние здоровья больного;
- личностные особенности характера, способ реагирования на воздействие стрессоров, индивидуальный порог чувствительности;
- наличие в анамнезе психических патологий и пограничных состояний;
- индивидуальные предпочтения и материальные возможности больного;
- полученный терапевтический ответ на препараты, использованные ранее;
- переносимость фармакологических средств, их побочные действия;
- принимаемые медикаментозные средства.
Основной критерий назначения лечения – проявляемые симптомы. Для устранения стрессовых состояний используют:
- Транквилизаторы;
- Бета-блокаторы;
- Аминокислоты;
- Седативные средства растительного происхождения, бромиды;
- Нейролептики;
- Антидепрессанты;
- Снотворные средства;
- Витаминно-минеральные комплексы.
В случае если у больного преобладают признаки тревожного состояния (иррациональный страх, чрезмерное волнение, беспокойство без повода) для купирования симптомов проводят кратковременный курс лечения психотропными препаратами. Используют транквилизаторы бензодиазепинового ряда (например: диазепам) или более щадящие анксиолитики других групп (например: адоптол).
Быстро взять под контроль и минимизировать мучительные физические проявления страха способны бета-блокаторы , действие которых направлено на блокировку выброса в кровь адреналина и снижение показателей артериального давления (например: анаприлин).
В преодолении эмоционального напряжения, снижения нервозности и раздражительности хороший терапевтический ответ дает относительно безвредные препараты, имеющие в составе аминоуксусную кислоту (например: глицин).
При слабо выраженных проявлениях тревоги длительным курсом (не менее одного месяца) назначают седативные средства «зеленой» аптеки , изготовленные из валерианы, мяты, мелиссы, пустырника (например: персен). В некоторых случаях используют препараты – бромиды, обладающие значительным седативным потенциалом (например: адонис-бром).
При наличии в картине заболевания «защитных» навязчивый действий рекомендуют прием нейролептиков – препаратов, способных устранить тяжелые психические состояния (например: галоперидол).
При преобладании депрессивных проявлений (апатии, угнетенного состояния, тоскливого настроения) используют антидепрессанты различных групп. При легкой форме депрессивных настроений назначают прием длительным курсом (более одного месяца) средств растительного происхождения. Так, антидепрессантный эффект обеспечат препараты на основе зверобоя (например: деприм). В более тяжелых и опасных случаях используют психофармакологические антидепрессанты различных групп. Просты в применении, не приводят к передозировке и показывают высокий результат селективные ингибиторы обратного захвата серотонина – СИОЗС (например: флуоксетин). Устранить депрессивные симптомы и уменьшить тревогу способны препараты последнего поколения – мелатонинергические антидепрессанты (единственный представитель данного класса: агомелатин).
Если больной отмечает изменение режима и качества сна (бессонница, раннее пробуждение, прерывистый сон, кошмарные сновидения) назначают прием снотворных препаратов , как растительного происхождения, так и синтезированных средств бензодиазепинового ряда (например: нитразепам) или новейших химических групп (например: зопиклон). Использование в качестве снотворных барбитуратов на сегодняшний день потеряло свою актуальность.
Немаловажную роль в преодолении стрессовых состояний является восполнение в организме дефицита витаминов и минералов . В ситуациях эмоционального напряжения рекомендуют прием витаминов группы В (например: нейровитан), средств с магнием (например: Магне В6) или мультиактивных комплексов (например: витрум).
Психотерапевтические методики по преодолению стресса
Психотерапия стрессовых состояний – методики, разработанные для оказания благотворного лечебного влияния на психоэмоциональную сферу деятельность, напрямую связанную и воздействующую на функционирование организма человека в целом. Психотерапевтическая помощь – нередко единственный уникальный шанс, позволяющий лицу, пребывающему в стрессовом состоянии, преодолеть имеющиеся проблемы, корректировать ошибочные представления и без негативных последствий избавиться от тревожного, депрессивного состояний.
Современная психотерапия использует свыше 300 разнообразных методик, в числе самых распространенных, востребованных и действенных методик:
- Психодинамическая;
- Когнитивно-поведенческая;
- Экзистенциальная;
- Гуманистическая.
Направление 1. Психодинамический подход
Основан на методике психоанализа, родоначальником которого был известный талантливый ученый Зигмунд Фрейд. Особенность терапии: перенесение в область сознания (осознание) пациентом вытесненных в подсознательную сферу воспоминаний, испытанных эмоций и ощущений. Используются приемы: изучение и оценка сновидений, свободного ассоциативного ряда, исследование особенностей забывания информации.
Направление 2. Когнитивно-поведенческая терапия
Суть данного метода – информирование и обучение индивида приспособительным навыкам, необходимым в эмоционально трудных ситуациях. У человека формируется и сохраняется новая модель мышления, позволяющая верно оценить и адекватно действовать при столкновении со стрессовыми факторами. В искусственно созданных стрессовых ситуациях пациент, пережив состояние, близкое к паническому страху, заметно снижается порог чувствительности к тревожащим его негативным факторам.
Направление 3. Экзистенциальный подход
Суть терапии по данной методике заключается в концентрации на имеющихся трудностях, пересмотр пациентом системы ценностей, осознание личной значимости, формирование самоуважения и верной самооценки. В ходе сеансов человек обучается способам гармоничного взаимодействия с окружающим миром, вырабатывает самостоятельность и осознанность мышления, приобретает новые поведенческие навыки.
Направление 4. Гуманистический подход
Данный метод базируется на постулате: человек обладает неограниченными способностями и возможностями для преодоления проблем при наличии значимого стимула и адекватной самооценки. Работа врача с пациентом направлена на раскрепощение сознания человека, освобождение от нерешительности и неуверенности, избавление от страха поражения. Клиент обучается реально осознавать и анализировать причины имеющихся трудностей, разрабатывать верные и безопасные варианты преодоления проблем.
Как преодолеть последствия стресса самостоятельно?
Человеку свойственно стремление избавиться от боли, напряжения, тревоги. Однако эта способность испытывать неприятные ощущения, как ни странно, – один из ценных подарков природы. Состояние стресса – явление, призванное предупредить индивида об угрозе целостности и жизнедеятельности организма. Это – идеально действующий механизм, активизирующий естественные рефлексы сопротивления, уклонения, отступления или бегства, незаменимый в сражении с негативным враждебным окружением. Неприятные ощущения, сопутствующие состоянию стресса, мобилизуют скрытые ресурсы, побуждают к приложению усилий, проведению перемен и принятию нелегких решений.
Каждому человеку необходимо научиться эффективно и рационально управлять стрессом. Если событие, вызвавшее стресс, зависит от индивидуальной деятельности (например: эмоциональное напряжение вследствие чрезмерной нагрузки в профессиональной сфере), следует сконцентрировать усилия на разработке и анализе вариантов, чтобы изменить существующее положение. В случае, если эмоционально трудная ситуация вызвана внешними факторами, неподвластными контролю и управлению индивидом (например: смерть супруга), необходимо принять этот негативный факт, смириться с его существованием, изменить восприятие и отношение к этому событию.
Эффективные методы снятия эмоционального напряжения и состояний психологического стресса
Метод 1. Выпускаем эмоции
Снять накопившееся напряжение, избавиться от отрицательных эмоций призваны специальные техники дыхания. Выполняем энергичные движения (махи) руками, затем закрываем глаза. Делаем медленный глубокий вдох через нос, задерживаем дыхание на 5 секунд, не спеша проводим выдох через рот. Выполняем 10-15 подходов. Стараемся максимально расслабить мускулатуру. Концентрируем свое внимание на возникающих ощущениях.
Метод 2. Раскрываем душу
В профилактике и преодолении стрессовых состояний неоценимая роль отведена эмоциональной поддержке извне и дружескому общению. Проблемные моменты, откровенно и свободно поведанные близкому человеку, утрачивают глобальную значимость и перестают восприниматься как катастрофические. Дружеское общение с особами-оптимистами позволяет человеку сформулировать и высказать вслух тревожащие факторы, выплеснуть наружу негативные эмоции, получить заряд жизненной энергии, выработать стратегию преодоления проблем.
Метод 3. Доверяем свои тревоги бумаге
Не менее эффективным методом борьбы с эмоциональным напряжением является ведение личного дневника. Мысли и желания, изложенные на бумаге, становятся более последовательными и логичными. Фиксирование в письменном виде своих негативных ощущений переносит их из области подсознания в сферу, контролируемую сознанием и управляемую волей индивида. После такой записи стрессовые события воспринимается менее масштабными, осознается и признается факт наличия проблем. При последующем чтении своих откровений, возникает возможность анализа трудной ситуации как бы со стороны, появляются новые пути ее преодоления, формируется стимул для ее разрешения. Особа берет под контроль свое состояния и, принимая прошлое и живя настоящим, начинает прикладывать усилия для благополучия в будущем.
Метод 4. Чертим карту собственных стрессовых факторов
Как говорится, чтобы одержать победу над врагом, необходимо его знать в лицо. Для того чтобы совладать с возникающими негативными эмоциями под час воздействия стрессоров, необходимо выявить и исследовать, какие конкретно события могут «выбить из колеи».
Пребывая в тишине наедине, сосредотачиваемся и стараемся максимально сконцентрировать внимание. Выбираем для анализа минимум 12 аспектов, связанных с различными сферами жизни (например: здоровье, взаимоотношение в семье, успехи и неудачи в профессиональной деятельности, финансовое положение, отношения с друзьями). Затем в каждом из определенных аспектов выделяем ситуации, которые представляют значительную трудность, лишают самообладания и сдержанности. Записываем их в порядке значимости (интенсивность реагирования, временная длительность переживаний, глубина эмоционального восприятия, возникающие негативные симптомы) от наименьшей негативной категории к наиболее травмирующему фактору. После того, как ахиллесова пята выявлена, для каждого пункта составляем список «аргументов»: разрабатываем варианты возможного разрешения проблем.
Метод 5. Трансформируем эмоциональные переживания в жизненную энергию
Отличный способ избавиться от неприятных проявлений стресса – выполнять интенсивно любую двигательную активность. Это могут быть: занятия в тренажерном зале, длительные пешие прогулки, плавание в бассейне, утренние пробежки либо работа на приусадебном участке. Энергичные физические упражнения отвлекают от негативных событий, направляют мысли в позитивное русло, дарят позитивные эмоции и заряжают жизненной энергией. Бег – идеальный естественный метод «убежать» от стресса: ощущая приятную физическую усталость, не остается места и сил на плач о собственном горе.
Метод 6. Выплескиваем эмоции в творчестве
Верный помощник в борьбе с психологическим стрессом – творческая деятельность, занятия вокалом, музыкой, танцами. Создавая прекрасное, человек не только избавляется от негативных ощущений, но и задействует скрытый потенциал, развивает свои способности, значительно повышает самооценку. Музыка напрямую влияет на эмоциональный статус, перенося в мир ярких самобытных ощущений: заставляет плакать и смеяться, горевать и радоваться. Через музыку меняется восприятие собственного «Я» и окружающих, реальный мир предстает в своем многообразии, утрачивается значимость собственных «мизерных» забот. Посредством танца можно выразить свои эмоции, пережить свой негатив, предстать перед светом во всей внутренней красоте.
Метод 7. Повышаем уровень психологических знаний
Важным фактором для успешного преодоления стресса является имеющийся багаж знаний: полный, структурированный, разнообразный. В формировании невосприимчивости к стрессу играют значительную роль протекающие у человека познавательные процессы, определяющие навыки ориентации в окружающей среде, логичность действий, объективность суждений, уровень наблюдательности. Как бы щедро или скупо природа одарила человека талантами, личность ответственна только за использование своих умственных способностей, и не должна останавливаться на пути своего развития.
Метод 8. Изменяем систему убеждений
Особую нишу в восприятии стрессовых факторов занимает индивидуальная система убеждений. Человек, расценивающий окружающий мир как источник опасностей, угроз, проблем, реагирует на стрессоры сильными негативными эмоциями, нередко дезорганизующими его поведение. Довольно часто тяжелые последствия пережитого стресса провоцируют результаты расхождения между реальной сложностью ситуации и ее субъективной оценкой индивидом. Адекватное, реалистичное восприятие мира, где соседствуют благополучие и беды, признание того, что мир несовершенен и не всегда справедлив, стремление к гармонии, оптимизм и благодарность за каждое позитивное мгновение помогают не воспринимать проблемы близко к сердцу.
Метод 9. Повышаем собственную значимость
Человек, реагирующий на любой стресс бурными эмоциями, отличается отсутствием уверенности в своих возможностях и чувством собственной неполноценности. Из-за низкой или негативной самооценки, личность имеет минимальный уровень притязаний и занимает в жизни «позицию перестраховщика». Повысить и сформировать адекватную самооценку помогают простые упражнения – аффермации (позитивные высказывания о своей личности, произнесенные вслух).
Метод 10. Выполняем трудное задание
Отличная техника эмоционального контроля – сильная концентрация внимания на выполняемом задании, позволяющая отвлечься и преодолеть ситуационные стрессовые факторы.
Из сфер, приносящих удовлетворение и радость, выбираем одну сложную категорию. Ставим перед собой четкую цель, определяем конкретные конечные сроки воплощения задумки в жизнь (например: за полгода изучить французский язык, сконструировать модель вертолета, покорить горную вершину).
В завершение: Каждый человек может преодолеть стресс и контролировать сложную ситуацию, если станет концентрировать внимание на имеющейся проблеме, а не проявляемых эмоционально защитных действиях. Активное владение собственным сознанием приносит исключительно положительные результаты, дает личности чувство господства над стрессорами, укрепляет чувство собственной значимости, повышает оценку своих способностей, увеличивает шанс раскрытия возможностей.
Главные психические стрессоры
Многие стрессоры представляют собой физическую нагрузку на организм, например тяжелая физическая работа, голодание, недосыпание, высокая температура воздуха, инфекция и т. п. Однако более важными в жизни людей являются психические стрессоры. Исследования показали, что человек во время собеседования при приеме на работу, стараясь произвести впечатление на начальника, затрачивает столько же энергии, сколько расходуется за целый день тяжелой физической работы. Большинство стрессоров включают и физический, и психический компоненты. Например, спортсмены испытывают физическое напряжение и психологическое давление, обусловленное ситуацией соревнования. Рассмотрим наиболее важные психические стрессоры.
Даже очень желаемые события являются стрессорами, если к ним надо приспосабливаться. Например, продвижение по службе может быть очень желаемым, но связанные с ним новые обстоятельства вызывают значительное напряжение физических и психических сил. Некоторые люди чувствуют истощение или легкую депрессию после возбуждающих и радостных событий, таких как свадьба или день рождения. Однако скорее со стрессом связаны такие неприятные события и ситуации, как фрустрация, дефицит времени, травма, конфликт, жизненная перемена.
Фрустрация – расстройство планов, крушение надежд. Фрустри-рующие ситуации содержат какое-либо препятствие, которое стоит между человеком и его целями. Самые простые примеры фрустрирующих ситуаций: вы стоите в длинной очереди или не можете найти записную книжку. Более значимые ситуации: неудачная попытка добиться продвижения по службе; невозможность заработать достаточно денег; фиаско при повторных попытках добиться любовных отношений.
Дефицит времени – это ситуации, которые требуют от человека выполнения большого объема работ за слишком короткое время. Например, вам остается десять минут для ответа на два вопроса письменного экзамена. Ситуация дефицита времени может быть и постоянной, как это нередко бывает у аэродиспетчеров, врачей, служащих милиции и т. п. Представителям этих профессий приходится принимать ответственные решения, иногда связанные с жизнью и смертью, в ситуации тяжелого дефицита времени. Люди, испытывающие такое давление изо дня в день, перестают справляться с работой, у них возникают соматические болезни, появляется тревога и многие другие проблемы (алкоголизм и т. п.).
Травма – это острое физическое или эмоциональное переживание (изнасилование, нападение, военное сражение, пожар, дорожная авария или авиакатастрофа, стихийное бедствие, внезапная смерть близкого человека и др.).
Важным источником стресса являются конфликты. Конфликты могут быть межличностными (ссоры между людьми, оскорбления, драки) и внутриличностными (мотивационными), при которых в противоречие вступают различные мотивы. Если бы мотивация людей всегда была ясной и простой, то поведение человека можно было бы относительно легко понять. Однако мотивация человеческих поступков подчас столь неясна и сложна, что поведение людей иногда кажется бессмысленным даже для них самих. Здоровый и любимый ребенок богатых родителей совершает попытку самоубийства; бывшая жена алкоголика снова выходит замуж за алкоголика; преуспевающий администратор вдруг бросает престижную работу и семью ради свободной жизни. Иногда подобные действия являются реакциями на стресс, а стресс, в свою очередь, часто отражает конфликтующие мотивы. Чтобы понимать поведение человека, надо всегда помнить, что человек может руководствоваться сразу несколькими мотивами, провоцируя тем самым стресс.
Нил Миллер определил четыре типа мотивационных конфликтов, каждый из которых может играть роль в возникновении стресса.
1. Конфликт приближения – приближения. Этот конфликт возникает тогда, когда человек стремится достигнуть двух желаемых целей, которые не могут быть достигнуты одновременно. Например, он пытается выбрать, какой из двух фильмов посмотреть. Или он выбирает, поступить ли ему в престижный институт или получить доходное место. Конфликты приближения– приближения обычно решаются относительно легко.
2. Конфликт избежания – избежания. Этот конфликт имеет место тогда, когда человек оказывается перед лицом двух неприятных ситуаций и избежание одной ситуации приводит к столкновению с другой. Например, женщина с нежелательной беременностью может по моральным соображениям противиться аборту – в этом случае нежелательным является и рождение ребенка, и прерывание беременности. Конфликты избежания – избежания очень трудно разрешимы, и они создают сильное эмоциональное напряжение.
3. Конфликт приближения – избежания. Это ситуация, при которой одно событие или деятельность несут в себе и привлекательные, и отталкивающие черты. Достижение желаемого в то же время приводит к подверженности нежелаемому, избежание же нежелаемого сопряжено с отказом от желаемого. Например, дилемма студента, которому предлагают незаконно раздобытую копию выпускного экзамена. Обман вызовет чувство вины и унижение собственного достоинства, но в то же время обеспечит хорошую оценку. Конфликты приближения – избежания очень трудно разрешимы.
4. Множественный конфликт приближения – избежания. Человеку нужно выбрать между двумя работами: одна престижна, сулит высокую зарплату, но сопряжена с более длительным рабочим днем и переездом в местность с неблагоприятным климатом; другая предлагает большие возможности для продвижения, лучшие климатические условия, но низкую заработную плату и неопределенную длительность рабочего дня. Это пример множественного конфликта приближения– избежания – ситуации, при которой необходимо сделать выбор между несколькими альтернативами, каждая из которых имеет и позитивные, и негативные стороны. Для разрешения это самый трудный конфликт, отчасти потому, что отдельные аспекты альтернатив трудно сравнивать, например, насколько хороший климат лучше неопределенной длительности рабочего дня или в какой степени шансы быстрого продвижения компенсируют низкую начальную заработную плату.
Испытывая мотивационные конфликты, люди становятся напряженными, раздражительными и ранимыми в отношении других стрессоров. Даже после того, как конфликт разрешен, признаки стресса могут сохраняться в виде тревоги по поводу правильности выбора или в связи с чувством вины из-за неправильного выбора.
Жизненная перемена. Изменение жизненной ситуации – позитивное или негативное – может вызывать сильный стресс. Развод, болезнь близкого человека, потеря работы, переезд в другой город – это ситуации, ведущие к социальным, психологическим, финансовым и физическим переменам, к которым необходимо приспособиться.
Томас Холмс и Ричард Раэ разработали перечень стрессовых ситуаций, связанных с жизненными переменами, и предложили большому числу людей оценить эти стрессоры в «единицах жизненных перемен» (табл. 1). Эти единицы показывают значимость тех или иных жизненных изменений и необходимость для приспособления, к которой они приводят. Отправным пунктом для сравнения всех стрессоров являлся пункт о заключении брака. Оказалось, что заключение брака вызывает больший стресс, чем потеря работы.
Таблица 1. Ранговая шкала социальной адаптации
Для того чтобы воспользоваться этой шкалой для измерения стресса в жизни, нужно сложить единицы жизненных перемен по каждому пункту событий, которые человек пережил на протяжении последнего года. Если полученная сумма окажется высокой, не стоит удивляться этому.
Тесты, подобные ранговой шкале социальной адаптации, дают общее впечатление о стрессорах в жизни человека. Работа с такими тестами показала, что чем больше стрессоров действуют на человека (особенно негативных), тем более вероятным становится возникновение соматической болезни, психического расстройства или других стрессовых реакций. Этот вывод сделан на основании того, что большинство пациентов, которые страдают какой-либо соматической болезнью или психическим расстройством, испытывали воздействие одного или более сильных стрессоров как раз перед тем, как у них возникли эти нарушения. Значит ли это, что можно прогнозировать проблемы, связанные со стрессом, используя эту шкалу? Нет. Многие люди с высокими показателями жизненных перемен по этой шкале не испытывают серьезных проблем. А низкие показатели не гарантируют жизнь, свободную от опасностей стресса. Почему? Одна причина – влияние промежуточных факторов (посредники стресса), которые играют важную роль в том воздействии, которое оказывают стрессоры на данного человека. Вторая – трудность предсказания проблем, связанных со стрессом, если учитывать только главные жизненные перемены и не принимать во внимание такие обыденные неприятности, как, например, жизнь в шумной и многолюдной квартире; работа, которая не приносит удовлетворения; конфликт с жилищным управлением и т. п. Исследования показали, что точность прогнозирования серьезных стрессовых реакций повышается, если учитывать мелкие неприятности, а не только значительные стрессоры.
Из книги Как воспитывать родителей или новый нестандартный ребенок автора Леви Владимир ЛьвовичГлавные наркослова Быстрее всех слов (кроме «мама», но не всегда…) ребенок обучается произносить «дай» и веще».Сущность любого порока - нарушение целостности: отрыв средства от цели. Бесчинствующая автономия, самодовлеющая частичность. Переход меры истинной нужности -
Из книги Речь и мышление ребенка автора Пиаже Жан§ 1. Главные типы «почему» Можно допустить наличие трех больших групп детского «почему»; «почему» причинного объяснения (включая сюда и объяснения по цели), «почему» мотивировки и «почему» обоснования; внутри этих типов намечается еще некоторое количество оттенков.
Из книги Эффект визуализации автора Наст ДжеймиГлавные ветви Главные ветви примыкают к центральному изображению. Они обозначают области основного предмета. Идеальное количество главных ветвей – от пяти до девяти для каждой карты идеи. Обычно наш мозг может удерживать около семи порций информации, прежде чем
Из книги Сверхъестественное в первобытном мышлении автора Леви-Брюль Люсьен3. Главные аспекты колдовства Было бы бесполезно искать такое определение или хотя бы точное описание колдовства, которое было бы вполне приложимо ко всем его формам. Первобытное мышление не имеет нужды, подобно нашему, в выработке понятий. Более того, речь идет не
Из книги Флирт. Секреты легких побед автора Лисс Макс4.9. Главные роли исполняют В XX и особенно XXI веке произошли существенные изменения в плане распределения ролей в отношениях между мужчиной и женщиной. Точнее, не изменения, а просто стирание границ между мужской и женской ролями. Все началось с эмансипации, а закончилось
Из книги Успех или Позитивный образ мышления автора Богачев Филипп Олегович Из книги Антихрупкость [Как извлечь выгоду из хаоса] автора Талеб Нассим Николас Из книги Избранные работы автора Наторп Пауль Из книги Избавление от всех болезней. Уроки любви к себе автора Тарасов Евгений Александрович Из книги Бытие и сознание автора Рубинштейн Сергей Леонидович Из книги Разумный мир [Как жить без лишних переживаний] автора Свияш Александр Григорьевич Из книги Переговоры с удовольствием. Садомазохизм в делах и личной жизни автора Кичаев Александр АлександровичВыберем главные желания А теперь необходимо выписать из каждой группы по одному желанию, занявшему первое место (высший ранг) в каждой из групп.В итоге у вас получится список, состоящий из нескольких желаний - от одного до одиннадцати у самых неуемных.Это те цели, с
Из книги Самая важная книга для родителей (сборник) автора Гиппенрейтер Юлия БорисовнаВнешние стрессоры и выработка защитных механизмов И все же не всегда помогает взятие ответственности на себя за свой стресс. Ведь у каждого, наверное, есть в окружении люди, которые «помогают» нам не забывать о том, что такое стресс, и не дают нам расслабиться…Практически
Из книги Интеллект успеха автора Стернберг РобертГлавные «секреты» Попробуем обобщить опыт успешных родителей, учителей и воспитателей, о которых мы рассказали на предыдущих страницах. Сформулируем главные «секреты» их успеха.1. Внимание к природе ребенка: осознанное или интуитивное понимание его, бережное отношение
Из книги Большая война автора Буровский Андрей МихайловичГлавные умственные способности Возможно, общий фактор является «статистическим артефактом», химерой нашего воображения. Именно так заявляют некоторые исследователи, полагая, что интеллект сводится не к одному-единственному фактору, а к нескольким. В теории,
Из книги автораГлавные выводы Завершая эту книгу, я позволю себе назвать несколько принципов. Что необходимо делать, и чего делать нельзя ни в коем случае.Пять НЕ:– НЕ присоединяться ни к кому, не вступать в союзы!!– НЕ начинать!– Не умиротворять агрессора!– НЕ поддаваться на