Некоторые владельцы гаражей полагают, что утепление сооружения, предназначенного для хранения их автомобиля, проводить не нужно. Ведь и так стены и крыша защищают кузов от коррозии и ржавчины.
Однако мнение это не совсем верное. Ведь резкие перепады погоды, а также низкие температуры воздуха оказывают свое негативное влияние не только на состояние всей машины, но и на ее сердце - двигатель. По утверждению специалистов, столбик термометра в этом сооружении в холодный период года должен находиться в пределах 5-10 градусов. Для создания таких условий без утепления гаража изнутри не обойтись.
Проводимые мероприятия, направленные на создание необходимого тепловлажностного режима, позволят продлить срок службы машины. Кроме того, после того как будет произведено утепление гаража изнутри, условия пребывания в нем станут более комфортными и для человека.
Подбор необходимого варианта работ
Утепление гаража изнутри возможно с применением различных технологий. Выбор необходимого варианта будет зависеть от множества причин, в том числе и от того, из какого материала возведено само сооружение. Хозяину также придется уточнить цену различных изоляционных материалов, чтобы примерить их к своим финансовым возможностям.
Утепление гаража изнутри невозможно и без проведения теплотехнического расчета, учитывающего климатические условия региона, а также материал и толщину ограждающих конструкций. Например, утепление бетонного гаража изнутри потребуется менее тщательное, чем металлических каркасных построек.
Существует три варианта проведения подобных работ. Утепление гаража может быть:
Наружным;
- внутренним;
- комбинированным, являющимся самым эффективным и в то же время дорогим.
Утепление фасада просто необходимо для тех построек, которые склонны накапливать влагу. К ним можно отнести деревянные каркасные гаражи, а также те, для строительства которых были применены пористые бетонные блоки. Также желательно изолировать снаружи и металлические боксы. Ведь точку росы у них всегда можно обнаружить на внутренней поверхности. Однако самостоятельное выполнение такой работы является задачей очень сложной. Именно поэтому такой вариант чаще всего рассматривают как исключение из общего правила.
Утепление кровли
Отдельный вопрос - теплоизоляция крыши. Он также является актуальным из-за большого потери тепла в этой части сооружения. При принятии решения о проведении работ по утеплению крыши подбор самого оптимального варианта будет зависеть от ее конструкции. Следует также учесть наличие или отсутствие чердака. Утепление изнутри своими руками при разной конфигурации кровли может быть выполнено в различных вариантах:
1. При плоской или с небольшим уклоном крыше допускается укладка утеплителя сверху. Для этого больше всего подойдут жесткие плиты а также пенопласта. В таких случаях сверху укладывают гидроизоляцию, применив рулонные материалы.
2. При скатной крыше используется минвата или пенопласт, которые укладывают между стропил. Первый вариант материала более предпочтителен из-за отсутствия необходимости его подгонки по размерам и применения дополнительного крепежа.
3. При наличии в гараже холодного чердака можно выстилать перекрытие рулонной стекловатой. Такая теплоизоляция будет не только надежной, но и бюджетной. Главное обеспечить на чердаке хорошую вентиляцию для отвода скопившейся влаги.
Есть еще один вариант таких работ. Он предусматривает утепление изнутри. В этом случае рекомендуется использовать минвату или полимерные жесткие плиты. Подобное решение приводит к созданию сплошного жесткого контура, не имеющего зазоров, а также мостиков холода. Однако при этом понадобится прокладка сверху слоя дополнительной гидроизоляции и создание паробарьера со стороны помещения для отсечения влажного воздуха.
После того как окончательно выбрана технология утепления внутреннего пространства гаража, понадобится определить для проведения работ подходящий материал. Каким он может быть?
Пенополистирол и пенопласт
Эти два утеплителя считаются родственными. Отличия между ними состоят в некоторых их характеристиках, а также цене. При этом технология производства работ и с тем, и с другим полимером остается неизменной. На рынке строительных материалов встречается и такое название утеплителя, как пеноплекс. Оно является торговой маркой российского производителя, выпускающего экструдированный пенополистирол. Но это один и тот же материал.
Пенопласт реализуют плоскими листами различной толщины. Именно поэтому для вычисления его нужного количества понадобится высчитать площадь поверхности, добавив к полученному результату 10 % на отходы. Утепление гаража пенопластом изнутри рекомендуется выполнять в 2 слоя. В таком случае защита конструкции будет более надежной.
Необходимое количество монтажной пены, применяемой для заделки швов, будет напрямую зависеть от того, насколько плотно уложены панели утеплителя, и от количества получившихся кромок. Следует также учесть, что такой состав подойдет для исправления неточностей после укладки изоляционного слоя. Именно поэтому покупать его нужно немного больше, чем по расчету.
Минеральная вата
В эту категорию входит как дешевое стекловолокно, так и базальтовые плиты. Однако стоит учесть, что плотность стекловолокна мала. К тому же под нагрузкой оно быстро теряет свой объем. Именно поэтому утепление гаража минеральной ватой изнутри применяется только в тех случаях, когда она свободно располагается в специальном каркасе. В более широком ассортименте представлены в торговых точках базальтовые плиты. Этот материал может быть использован на всех поверхностях. Главное - подобрать его правильно:
1. Если производится утепление крыши гаража изнутри, то применяются легкие недорогие рулоны, имеющие плотность 30 килограмм на кубический метр.
2. При обшивке внутренних стен применяют маты, вес которых находится в пределах от 45 до 60 килограмм на кубический метр.
Стоит иметь в виду, что теплоизоляция из минеральной ваты является не самым дешевым вариантом. Однако если гараж примыкает к жилому строению, то для большей пожарной безопасности использовать необходимо именно ее.
Так же, как и при применении пенопласта, укладка ваты должна быть осуществлена в два слоя. С учетом этого производится и расчет материала. Помимо этих плит понадобится купить гидроизоляционную пленку толщиной 200 мкм. Нужен также и паробарьер. Размер их должен быть большим утепляемой площади, та как потребуется выполнять нахлест в 10-15 см.
Утепление гаража изнутри своими руками с применением минваты не потребует использования крепежных элементов. Плиты просто вставляются в каркас, сделанный из бруса или металлического профиля. В связи с этим понадобится приобрести нужный материал. Длина бруса или профиля будет определяться высотой стен, а также длиной скатов крыши.
Материалы узкой направленности
Утепление гаража изнутри может быть произведено не только минеральной ватой или пенопластом. На современном рынке присутствуют и другие теплоизоляционные материалы. Однако их использование не столь широко из-за имеющихся недостатков. Лишь в некоторых случаях применение этих альтернативных материалов оказывается оправданным:
1. Керамзит. Утепление гаража изнутри своими руками с использованием этого материала может быть выполнено при его засыпке в межстеновые промежутки, а также для обустройства «теплой» стяжки пола. Керамзит имеет высокое водопоглощение и хорошую теплопроводность.
2. Блоки, произведенные из пеностекла. Данный теплоизоляционный материал довольно хорош и при этом обладает стойкостью ко многим воздействиям окружающей среды. Но стоит иметь в виду, что такие блоки очень дорогие. Кроме того, они боятся щелочных растворов, в основе которых находится цемент (например, штукатурка и клей).
3. Арболит и фибролит. Эти материалы обладают хорошими теплоизоляционными характеристиками, но в большей степени относятся к строительным. Именно поэтому их использование лучше всего предусмотреть на этапе возведения гаража.
Инструменты
Как выполнить утепление гаража своими руками? После приобретения материалов понадобится подготовить необходимый набор инструментов. Их конкретный перечень напрямую будет зависеть от выбранного хозяином утеплителя. Но особое внимание придется уделить инструментам для раскроя. Например, минвату хорошо резать строительным ножом. А вот если производится утепление гаража изнутри пеноплексом или пенопластом, то для придания им нужного размера проще всего использовать самодельную «ножовку», сделанную из стальной проволоки, закрепленной на деревянных ручках. Конечно, в этом случае может быть использован лобзик. Однако от него листы будут крошиться, а работа пойдет намного медленнее.
Утепление стен гаража изнутри должно выполняться только после предварительной подготовки поверхностей. Для этого понадобится:
Синтетическая щетка с жесткой щетиной, а в некоторых случаях кордщетка для УШМ или ручная крацовка;
- болгарка, с помощью которой удаляют выпирающую арматуру, а также большие выступы, имеющиеся на основной поверхности;
- узкий шпатель для заделки трещин.
Кроме того, если намечены работы, которые позволят осуществить утепление стен гаража изнутри, а также его пола, потолка или ворот, то для крепления подготовленного теплоизоляционного материала будут необходимы:
Строительный степлер;
- шуруповерт или дрель;
- монтажный пистолет или зубчатый шпатель для клеевых составов.
Если слой утеплителя предусмотрен с укладкой в обрешетку, то понадобится инструмент для выполнения каркаса, а именно:
Лобзик для придания нужного размера деревянному брусу;
- ножовка;
- ножницы или УШМ в случае использования металлического профиля.
Утепление потолка
После подбора подходящего варианта теплоизоляционного материала понадобится решить вопрос о технологии работ. Утепление потолка гаража изнутри своими руками должно производиться способом, напрямую зависящим от того, из чего выполнено перекрытие.
Например, если потолок бетонный, производится утепление гаража изнутри своими руками пенопластом или экструдированным пенополистиролом. Предварительной подготовки при этом не понадобится. Плиты клеятся непосредственно на бетонный потолок.
Как это выполняется? На поверхность утеплителя при помощи гребенки наносится специально выпускаемый для этих целей клеевой состав. После этого плиты прижимают к потолку и некоторое время таким образом удерживаются. Этим же клеевым составом заделываются и швы.
Однако утепление гаража пенопластом изнутри потребует дополнительно зафиксировать материал. С этой целью применяются пластиковые дюбеля-зонтики, имеющие широкую шляпку. На каждой плите должно быть не менее пяти таких крепежных элементов - по одному с каждого края и в центре. Если материалом для утепления выбран более жесткий экструдированный пенополистирол, то достаточно будет двух дюбелей на одну плиту. Заканчивается такое утепление оштукатуриванием.
До того как раствор будет нанесен на поверхность, ее следует усилить армирующей стекловолоконной сеткой, закрепленной на клей.
Существует также второй способ монтажа утеплителя на потолок. Он более трудоемок и затратен, а также потребует предварительной сборки каркаса из бруса или оцинкованного профиля.
Как производятся эти работы? Они включают в себя несколько этапов:
1. Выполнение разметки поверхности для крепления профиля или бруса.
2. Сверление отверстий под крепеж и фиксирование основания деталей обрешетки к потолку.
3. Укладка пенопласта или минваты между брусьями или профилем с поддерживанием их снизу с помощью перемычки.
4. Выполнение финишной отделки пластиковыми панелями.
Стоит иметь в виду, что первый из этих двух способов утепления предпочтительнее, так как он более простой и способен обеспечить лучшую теплоизоляцию без нарушения целостности потолка сверлением.
Утепление стен
Эти работы выполняются в следующем порядке. На первоначальном этапе производится подготовка поверхности. Для этого стена очищается и с использованием стандартных направляющих и профилей изготавливается каркас.
Последним облицовочным слоем при этом явится гипсокартон. Для обшивки стен гаража может быть использовано и асбестоволокно. Причем это вариант предпочтительнее гипсокартона, так как обладает более высокой огнестойкостью. Однако когда производится утепление стен гаража изнутри своими руками с применением асбестоволокна, следует учесть, что этот материал достаточно хрупкий, что потребует сделать шаг каркаса чаще.
Для таких работ, как правило, используют ватные утеплители. Выполнение работ с пенопластом более трудоемко.
В середину изготовленных перегородок вставляют минеральную и стекловату. Далее материал прикрепляют к стенам специальными креплениями. На следующем этапе поверх обрешетки укладывают пароизоляцию. Для производства таких работ рекомендуется использовать мембрану, которая укладывается встык к теплоизоляционной вате.
Утепление металлического гаража
Подобные сооружения имеют самую низкую теплопроводность. Именно поэтому многие хозяева выполняют утепление металлического гаража изнутри. Самым действенным методом при этом считается нанесение вспененного полиуретана, который представляет собой жидкую теплоизоляцию. Используются также краски-утеплители.
Жидкий пенопласт - это пенообразная масса, изготавливаемая непосредственно в месте проведения работ. Для этого применяется специальное оборудование в виде пеногенераторов. Нанесенный на стены гаража материал застывает и превращается в твердую поверхность, обладающую замечательной адгезией.
Но самый простой и недорогой способ, с помощью которого утепляют стены металлического гаража, представляет собой крепление на клей плит пенопласта. До проведения этих работ немаловажно хорошенько очистить, а затем обезжирить железную поверхность. Это позволит листам теплоизоляционного материала быстро приклеиться и после надежно удерживаться. Между плитами пенопласта неизбежно остаются щели. Их необходимо тщательно закрыть монтажной пеной. В завершении выполненных работ поверхность утеплителя может быть покрашена. Стоит иметь в виду, что указанные выше материалы очень горючи, и в случае возгорания выделяют множество токсичных элементов.
Утепление ворот
Недостаточно обложить в гараже теплоизоляционным материалом одни лишь стены и потолок. При планировании работ стоит обратить внимание и на ворота. Они очень большие, что приводит к потере через них немалого количества тепла. изнутри своими руками необходимо потому, что в противном случае нагреть сооружение будет достаточно сложно.
На первоначальном этапе в одной из створок ворот проделывается небольшая дверь. Это позволит не открывать постоянно ворота, что также сэкономит тепло. Между открывающимися створками и помещением может быть укреплена завеса из плотной ткани или из пластика. Такое приспособление также позволит удержать тепло в помещении. В этом случае рекомендуется взять прозрачный пластик, который позволит водителю, выезжающему из гаража, хорошо ориентироваться. Для этого подойдет толстая полиэтиленовая пленка, толщиной более 0,8 миллиметра. Материал нарезают полосами. Их длина должна быть практически равной высоте помещения, не доходя до пола на один сантиметр. Ширина таких полос составляет 20-30 см. Если пленку порезать поуже, то она будет цепляться за наружные зеркала и прочие выступающие части машины. Это будет очень неудобно.
Для крепления полос к потолку прибивается деревянная рейка. А далее понадобится степлер. С его помощью полосы крепятся к рейке с нахлестом в 1,5-2 см или чуть больше. Под тяжестью своего веса пленка должна висеть ровно, а после отклонения вновь возвращаться на место.
Утепление полотнищ гаражных ворот рекомендуется производить пенопластом. Для проведения работ понадобится сделать обрешетку. На следующем этапе все ее промежутки заполняются теплоизоляционным материалом. Для того чтобы не допустить проникновения в гараж холодных масс воздуха, следует произвести обработку клейкой лентой зазоров, которые образуются в месте примыкания ворот.
Устранение сквозняков становится возможным с применением резиновых уплотнителей.
На полотнах ворот после утепления, в местах соприкосновения утеплителя и металла, начинает образовываться конденсат. В связи с этим раскрывающиеся створки покрывают антикоррозийной защитой. Загрунтовать следует и детали каркаса. Это позволит защитить их от грибка и коробления. Для этого используется разогретая олифа. Слой пенопласта, находящийся на воротах, покрывают прочным материалом. Такая обшивка может быть выполнена из тонкой доски или ОСП. Использовать при этом влагостойкий материал не рекомендуется.
Выше были рассмотрены нюансы подбора и дальнейшего самостоятельного монтажа утеплителей в гараже. Описанные технологии являются оптимальными для большинства хозяев подобных сооружений, так как не требуют значительных финансовых вложений и позволяют решить поставленную задачу. Основное, что требуется при этом, - соблюдение инструкций и недопущение разрывов и щелей в теплоизоляционном слое. Только так можно устранить проникновение холодного воздуха в гараж и обеспечить в нем нормальный температурный режим, который будет радовать владельцев сооружения не только зимой, но и летом.
При утеплении помещения, которое отапливается лишь время от времени с помощью , есть смысл прокладывать теплоизоляционные материалы изнутри. В таком случае протопить гараж будет проще: ведь теплоизоляция прогревается гораздо быстрей, чем плотные стены. Однако в таком случае точка росы сместится внутрь помещения, и в нем быстро образуется конденсат, поэтому следует обязательно предусмотреть в гараже надежную систему вентиляции.
Выбор теплоизоляционного материала
Чаще всего для утепления гаража используют пенопласт . Этот легкий материал стоит недорого, не боится влаги, его легко резать и монтировать. Однако срок его службы не слишком невелик – 15-20 лет. Имеет пенопласт и достаточно высокую степень водопоглощения (до 7%). Для отделки стен гаража следует подбирать материал марки ПСБ-С (самозатухающий) . Цифры в маркировке (15, 25, 35 и 50) указывают плотность пенопласта. Для оклеивания внутренних стен подсобного помещения достаточно взять материал с плотностью 15-25 кг/м³.Если выбирать теплоизолятор по отношению цена-качество, лучше приобрести экструдированный пенополистирол . По сути, он является разновидностью пенопласта, и их составы практически идентичны. Однако в процессе экструзии этот материал приобретает большую прочность. Он имеет и меньшую степень влагопоглощения и больший срок службы. Негорючий или малогорючий материалы имеют маркировку НГ и Г1 .
Гранулы пенопласта и строение экструдированного пенополистирола
Важно! Минеральная вата очень быстро впитывает влагу и в условиях повышенной влажности будет просто рассадником для грибка и плесени, поэтому для утепления гаража ее лучше не использовать или предусмотреть для нее идеальную гидроизоляцию из фольги или пленки.
Плесень в минвате
Совет. Если в гараже предусмотрен погреб для хранения урожая, не только в пенопласте, но практически в любом теплоизоляционном материале (кроме, пожалуй, эковаты и пенобетона) очень быстро поселятся мыши и крысы, и часть его будет использована ими для строительства гнезд. В экструдированном пенополистироле грызуны гнезд не заводят, однако прогрызть его могут легко. Поэтому, если в округе расплодились грызуны, следует искать способы борьбы с ними.
Монтаж пенопласта и экструдированного пенополистирола. Основные этапы
Монтаж пенополистирола и пенопласта идентичен. Для утепления стен подбираются листы пенопласта толщиной 35-50 мм или экструдированного пенополистирола 20-40 мм. Они приклеиваются в один слой.1. Со стен удаляется старая отделка: краска, осыпающаяся штукатура и пр. Поверхность тщательно зачищается от грязи и пыли.
2. Для того, чтобы во влажном помещении под слоем теплоизоляции не образовывалась плесень и грибок, стену и обрешетку из дерева желательно покрыть любым анигрибковым составом или грунтовкой с антисептиком
.
Обработка стен антигрибковым составом
3. Для увеличения сцепления стены с материалом ее грунтуют
. Если подобрать грунтовку с антисептиком, покрывать поверхность антигрибковым составом уже будет не нужно.
4. Клеевые составы на основе ацетона, эфиров и прочих агрессивных веществ способны растворять пенопласт и пенополистирол
. Поэтому следует выбирать клеи, в состав которых входят пластификаторы, композиционные смеси или битум. Клеить эти материалы можно и с помощью недорогих составов на основе цемента.
5. Эструдированный пенополистирол имеет более гладкую поверхность, поэтому для увеличения сцепления со стеной его можно обработать игольчатым валиком или железной щеткой
.
6. Чтобы листы не съезжали вниз, начинать их наклейку следует снизу и постепенно продвигаться вверх. Для опоры по низу стен устанавливается цокольный профиль
.
Стартовый профиль крепится по низу стены
7. Для придания обшивке прочности укладку производят в шахматном порядке
, закрывая вертикальные стыки предыдущего ряда.
8. Клеевой состав наносится шпателем по всей поверхности или более толстым слоем только по краям и в центре листа.
Нанесение клея
9. Для дополнительной фиксации применяются дюбели с пластмассовой широкой шляпкой («зонтиками») , которые не повреждают эти мягкие материалы. Крепление производится по углам и в центре листа.
10. Для удаления мостиков холода стыки между листами желательно заделать пеной.
Заделка швов пеной
Совет. Если между стеной и утеплителем, а также между утеплителем и обшивкой оставить небольшой воздушный зазор, проблема удаления конденсата будет решена. Для этого теплоизолятор и обшивку крепят на деревянную или металлическую обрешетку. Пенопласт или пенополистирол крепится к обрешетке с помощью жидких гвоздей. Для фиксации металлического профиля используют специальные соединители.
Воздушный зазор
Для предохранения от конденсата крепить пенопласт или пенополистирол лучше на обрешетку
Гипсокартон во влажных помещениях использовать не рекомендуется. Для отделки стен гаража лучше использовать вагонку или ДВП. Так как пенопласт и пенопропилен имеют недостаточную прочность, их оштукатуривание производят только вне помещений.
Важно! Оставлять пенополистирол без отделки не следует: под действием ультрафиолетовых лучей он, так же, как и пенопласт, быстро разрушается и теряет теплоизоляционные свойства.
Предисловие
Утеплить гараж можно самостоятельно. Качественно проведенные работы улучшат условия запуска двигателя и обслуживания автомобиля. Технология и материалы утепления зависят от конструкции гаража.
Основные требования к утеплению
Для чего вообще делают утепление? Для хранения автомобиля оно не нужно – машине главное, что она защищена от осадков и высокой влажности. При зимней эксплуатации парковка транспорта в теплом помещении вредна для него – на нем сразу оседает конденсат, причем по всем металлическим поверхностям, включая те места, которые не защищены от влаги, так как во время движения вода туда не попадает.
И чем выше температура внутри гаража, тем дольше остывает кузов, и, соответственно, больше влаги на нем сконденсируется. Зато в теплом гараже обеспечивается легкий запуск двигателя, а также комфортные условия ремонта и обслуживания автомобиля. Исходя из вышеуказанного, были разработаны оптимальные условия для хранения автомобилей в сооружениях и помещениях, отраженные в СНиП 21-02-99. Согласно нормам этого документа, температура в гараже должна составлять +5 °C.
Использование отопления без утепления малоэффективно, а для металлического гаража практически бессмысленно и приводит к обильному оседанию конденсата на поверхностях и кузове автомобиля. В то же время, для достижения оптимальной температуры, особенно при наличии ямы и/или погреба в каменном сооружении, обогрев может вовсе не понадобиться – будет достаточно сделать качественное утепление гаража своими руками.
Не вдаваясь в теорию теплотехники, следует заметить, что наиболее эффективное утепление строений получается при установке изолирующих материалов снаружи. Это требование заложено в строительные стандарты. Самое «мощное» и дорогостоящее утепление – двустороннее (снаружи и изнутри). На практике чаще всего применяют внутреннее.
Начнем с гаражных ворот
Самый простой и быстрый способ утепления любых ворот – сделать воздушное заграждение. Для него потребуется толстая (от 0,8 мм) пластиковая пленка или брезент. Из материала делают сдвижной занавес, подвешенный на обычной гардине над воротами, либо разрезают его на полосы шириной по 20–30 см, которые крепят с нахлестом 2–2,5 см степлером на деревянную рейку, фиксируемую над проемом. В обоих случаях расстояние между завесой и полом должно быть 1–1,5 см.
Вариант с пластиковыми полосами наиболее предпочтителен – проем сразу после проезда перекрывается, и видно, куда ехать . Данное мероприятие носит вспомогательный характер, но оно крайне необходимо для гаража автолюбителей, которые пользуются своим транспортом зимой.
Так как для ворот сделать утепление снаружи проблематично, а при внутренней установке изолирующих материалов в месте их соприкосновения с металлом образуется конденсат, полотна желательно обработать антикоррозионной защитой. Утеплитель следует приклеить к воротам по возможности плотнее, чтобы не оставалось воздушного зазора. Утеплять лучше пенополистиролом (пенопластом) – он влагостоек, прочнее и дешевле, чем волокнистые материалы (минеральная вата, стекловата и плиты из них).
Теплоизоляцию полотен проводим в следующем порядке:
- гидроизоляция;
- крепим к воротам деревянный каркас (основа обшивки), детали которого грунтуем (например, разогретой олифой) для защиты от появления грибка и коробления;
- плотно приклеиваем листы пенопласта. Используем специальный клей в баллонах с распылителем или любой иной, обеспечивающий надежное сцепление пенопласта с металлом, желательно водостойкий;
- стыки между листами уплотняем монтажной пеной;
- обшиваем утеплитель (для защиты) шалевкой (тонкой доской) либо ОСП. ЦСП и влагостойкие ГКЛ слишком тяжелы для этого, а гипсокартон еще и хрупок.
Утепление стен – как крепить пенопласт?
При креплении на кирпичную стену можно применить метод «клякс» – надо нанести клеящий состав на лист пенопласта точечно в нескольких местах и плотно прижать утеплитель к поверхности. Монтаж изоляции проводим снизу вверх: крепим стартовую планку, укладываем первый ряд и продолжаем установку в шахматном порядке (чтобы стыки соседних рядов не совпадали). Когда клей высохнет, производим дополнительную фиксацию листов к стене с помощью пластиковых дюбелей (3–4 шт на 1 лист).
Все теплоизоляционные материалы обладают невысокой прочностью, а произведенные на основе волокон вдобавок еще и подвержены впитыванию влаги, что значительно снижает их теплозащитные свойства. Поэтому после установки утеплители рекомендуется защищать от механических воздействий, а различные волокнистые – дополнительно от влаги (нужны гидроизоляция со стороны улицы и пароизоляция со стороны помещения).
Недорогой и традиционный вариант механической защиты: армируем поверхность теплоизоляционного слоя стекловолоконной сеткой, а затем покрываем ее слоем штукатурки.
Этот способ особенно актуален при утеплении стен снаружи. Так как пенопласт не впитывает влагу, его достаточно только оштукатурить. Для внутренней защиты также используют листовые ГВЛ, ЦСП, различные пластики или влагостойкие ГКЛ, для наружной – облицовочные материалы, декоративный кирпич, сайдинг. Для установки листовых материалов потребуется каркас.
Теплоизолируем крышу и пол
Общие принципы утепления крыши изнутри такие же, как и для стен. Однако методика крепления утеплителя определяется конструкцией перекрытия. Когда она из досок, пенопласт достаточно «прихватить» обычными дюбелями «зонтик» или гвоздями. После этого закрываем его листовыми материалами, крепя их к деревянному перекрытию длинными шурупами.
Поддержание нужной температуры в гараже является залогом длительного срока службы автомобиля и других инструментов, . Чтобы в таких помещениях тепло сохранялось как можно дольше, необходимо правильно их утеплять, как снаружи, так и изнутри. Благо, сегодня утепление гаража изнутри своими руками стало довольно простым делом. Практически каждый автолюбитель сможет это сделать.
В нашей стране большинство гаражей представляют собой металлическую конструкцию, которую очень сложно прогреть. Как бы активно не отапливалось такое помещение, его теплопотери будут максимальными. Для подобных конструкций необходимо проводить утеплительные работы в первую очередь.
Если рассматривать бетонный или кирпичный гараж, то в таких случаях выполнить утепление гаража своими руками будет намного проще, да и результат будет в разы выше.
Неопытному обывателю может показаться, что основной целью проведения теплоизоляционных работ гаражных помещений является повышение температуры до комнатных показателей (в среднем +20). Но такое мнение с уверенностью можно назвать ошибочным. Температура, считающаяся комфортной для человека, не является подходящей для техники и автомобиля. Резкие тепловые перепады, когда машина заезжает с мороза в тепло, вызывают образование конденсата. Появившаяся влага оседает на деталях авто, что является критичным для него. Потому эксперты сделали вывод, что результатом утепления гаража должна стать температура в +5 градусов. Такой показатель считается максимально приближенным к идеальным условиям хранения автомобиля.
Еще одним заблуждением владельцев машин является то, что перед тем, как утеплить гараж изнутри, они заделывают в нем все отверстия и щели, в которые мог бы проникнуть воздух снаружи. На первый взгляд такое решение может показаться правильным, но это только на первый взгляд. На самом деле, в гаражном помещении во время заезда и стоянки авто продуцируется довольно много вредных веществ, которые считаются опасными для человеческого здоровья. Такие же вещества способны выделять и сами материалы, используемые для теплоизоляции гаража. Кроме того, вся влага, попадающая в помещение, может исчезнуть только путем выветривания. Такое положение вещей наталкивает на мысль, что перед тем, как утеплить гараж своими руками, необходимо соорудить в нем достойную вентиляционную систему.
Если рассматривать вопрос: «Как правильно утеплить гараж – снаружи или изнутри?», то правильным будет ответ «Снаружи!». Дело в том, что утепление гаража снаружи имеет ряд преимуществ перед внутренним утеплением:
- Оно не крадет лишние сантиметры полезной площади;
- Оно полностью исключает риски промерзания помещения;
- Оно не чревато влиянием вредных веществ, выделяемых утеплителями в закрытом пространстве.
Все эти доводы говорят в пользу наружного утепления гаражных помещений, но не стоит забывать и о финансовой стороне этого вопроса – утепление стен гаража изнутри обойдется несколько дешевле. Однако, в данной ситуации чрезмерная экономия будет излишней, так как речь идет о человеческом здоровье. Как говорилось выше, прежде чем утеплить гараж изнутри, необходимо сделать вентиляцию. Вторым важным вопросом являются материалы – на них так же не стоит экономить.
Многие задаются вопросом: «Чем утеплить стены в гараже недорого?». Ответ прост: «Утеплить гараж дешево можно, но стоит ли оно того?». Дело в том, что хороший теплоизоляционный материал будет стоить дороже. К тому же выбирая утеплитель для гаража, обязательно нужно обращать внимание на его характеристики, которые должны соответствовать конкретным требованиям. Ведь все гаражные помещения разные и для каждого из них может понадобиться свой вид теплоизоляции.
Вот перечень основных материалов, используемых в нашей стране для утепления гаража:
Этот вид теплоизоляции уже очень давно и эффективно применяется. Минеральная вата позволяет защитить помещение от холода, при этом позволяя ему дышать. Для стен гаража лучше всего использовать базальтовую вату, имеющую самые лучшие звуко- и теплоизоляционные характеристики. Большим недостатком этого утеплительного материала является боязнь влаги. Потому при его использовании необходимо обеспечить хорошую пароизоляцию.
Утеплить стены гаража можно и с помощью этого материала. Его достоинством является невысокая стоимость. Но есть у стекловаты и ряд недостатков. К ним относятся: необходимость максимальной защиты всего тела (особенно рук и лица) во время работы, боязнь ею влаги (намокший материал не пригоден к использованию) и обязательная изоляция.
Сегодня этот материал считается самым популярным при утеплении домов и гаражей. К достоинствам пенопласта относят его относительную дешевизну, простоту использования, устойчивость к влаге, гниению. Но есть у него и свои недостатки – плохая воздухопроницаемость, горючесть и боязнь солнечных лучей. Именно поэтому пенопластом лучше утеплить стены внутри гаража, но использовать для этого необходимо лишь специальный самозатухающийся пенополистирол.
Такой вид утеплителя представляет собой рулон фольги, на одну сторону которой нанесен вспененный пенополиуретан. Огромным достоинством отражающего утеплителя является его толщина, которая позволяет экономить пространство внутри помещения. Однако, большие надежды на этот вид утеплителя возлагать не стоит – принцип его действия основан на отражении тепла в его зеркальной поверхности, а при индукции и конвекции в гараже такой принцип не является действенным.
Этот вид утеплителя являет собой штукатурку с различными примесями (зернами пенополистирола, вермикулитами и опилками), придающими ему теплоизоляционный эффект. Однако стоит отметить, что такой вид утеплителя желательно применять лишь в дополнение к другим теплоизоляторам, так как самостоятельное его использование нецелесообразно. Чтобы получить должный эффект, нужно нанести очень толстый слой утепляющей штукатурки.
Такой вид теплоизоляции также основывается на добавлении в состав краски дополнительных веществ, позволяющих задерживать тепло внутри помещения. Теплоизоляционная краска может использоваться для деревянных, металлических и пластиковых поверхностей. Потому такой вид утеплителя является идеальным для деревянного гаража, так как позволит дереву дышать.
Утепление пола
Если в гараже имеется погреб или подвал, то в данной ситуации утепление пола будет излишним. Если таковых помещений нет, то любое утепление нужно будет начинать именно с напольного покрытия. Рассмотрим три самых ходовых способа теплоизоляции пола.
Утепление пола керамзитом
- Снимаем верхний слой земли на глубину в 45см.
- Раскладываем по дну образовавшейся ямы любой гидроизоляционный материал (к примеру, рубероид) таким образом, чтобы он еще на 10см находил на стены.
- С помощью цементного или гипсового раствора устанавливаем маячки, которые и будут служить уровнем.
- Засыпаем рубероид керамзитом слоем в 25-30см.
- Удаляем маячки и засыпаем места их пребывания керамзитом.
- Укладываем на керамзит арматурную сетку 10х10см.
- Закрепляем новые маячки.
- Заливаем пол бетонной стяжкой.
- Даем высохнуть и схватиться раствору (не оказываем давления на пол как минимум месяц).
Утепление пола пенополистиролом под стяжку
Такой вид теплоизоляции позволит не снимать верхний слой земли, но при этом он «украдет» у помещения около 20см высоты.
- Тщательно очищаем пол от мусора и пыли (желательно с помощью пылесоса).
- Покрываем поверхность пола любым гидроизоляционным материалом (рубероид или плотный полиэтилен).
- Укладываем на гидроизоляцию пенопласт толщиной минимум в 10см и плотностью С-25. Пенополистироловые плиты должны прилегать друг к другу максимально плотно.
- Покрываем пенопласт еще одним слоем гидроизоляции.
- Располагаем на ней армирующую сетку.
- Делаем бетонную стяжку пола.
Утепление пола пенополистиролом под деревянное покрытие
Такой способ утепления позволяет отобрать у помещения всего лишь 10см его высоты. Для его применения можно использовать пенополистирол любой плотности, а вот доски должны иметь толщину в 5см. Также необходимо запастись брусом 5х5см.
- Тщательно очищаем поверхность пола от мусора и пыли.
- Сооружаем из бруса лаги, а между ними плотно прокладываем пенопласт. Вплотную со стеной должны находиться именно лаги.
- Поверх пенополистирола укладываем гидроизоляционный материал.
- Устилаем пол доской.
Важно! Шпунтованная доска не подойдет для подобных целей – ей необходимо очень жесткое крепление.
Утепление стен
Утеплить стены гаража можно несколькими способами – выбор будет зависеть от того материала, из которого возведено здание. Утепление кирпичного гаража или бетонного можно выполнять с помощью минеральной или стекловаты, пенопласта, для металлических конструкций лучше всего подойдет пенополистирол в плитах, пенополиуритан вспененный или теплоизоляционная краска. Учтите, что наверняка вам придется устанавливать .
Утепление стен пенопластом под штукатурку
- Очищаем поверхность стены от старых покрытий.
- С помощью шпатлевки выравниваем стены.
- Грунтуем их.
- Прибиваем к стене деревянную планку, которая будет служить уровнем.
- Наносим на пенопласт (10см) специальный клей точечно или по всей поверхности.
- Прижимаем пенополистироловый лист к стене и дополнительно фиксируем его несколькими дюбелями.
- Покрываем зафиксированный пенопласт толстым слоем (25-30мм) клея.
- Утапливаем в клее армирующую сетку.
- Заштукатуриваем всю поверхность стены.
Утепление стен пенопластом под гипсокартон, вагонку
- Создаем на стене обрешетку из бруса или профилей с шагом, равным размерам листа пенопласта.
- Фиксируем обрешетку к стене и потолку.
- Помещаем в образовавшиеся окна листы пенопласта и фиксируем их с помощью жидких гвоздей.
- Все щели заделываем пеной.
- Обрешетку снаружи обшиваем гипсокартоном или вагонкой.
Утепление стен минеральной ватой
Данная технология очень схожа с предыдущей – утепляем стены с помощью обрешетки. Единственным отличием является то, что минеральную вату с обеих сторон нужно тщательно обложить гидроизоляционным материалом.
Перед тем, как утеплить стены, желательно также произвести теплоизоляцию ворот гаража. Для начала необходимо вырезать в воротах калитку – такая манипуляция поможет сократить потери тепла при отсутствии необходимости выезда машины. Затем можно утеплить ворота с помощью схемы, использованной при утеплении стен:
Обтягиваем ворота изнутри слоем полиэтилена;
Прибиваем к ним деревянный каркас (каркас желательно обработать олифой или любым другим антисептиком);
Заполняем каркас теплоизоляционным материалом;
Зашиваем пенопласт вагонкой или фанерой (чем-то легким).
Для усиления эффекта теплоизоляции внутри гаража, сразу за воротами, можно повесить полиэтиленовую ленточную штору.
Последним этапом на пути к полной теплоизоляции гаражного помещения является процесс утепления его крыши.
Если крыша гаража выполнена из деревянных досок, то можно утеплитель крепить прямо к ней с помощью гвоздей или дюбелей-«зонтиков».
Если потолок сделан из бетонных перекрытий, то желательно использовать, уже упомянутый выше, деревянный каркас. Каркас желательно крепить к крыше металлическими уголками или саморезами, а пенопласт к нему – скотчем или клеем. Готовую конструкцию необходимо зашить любым видом материала – гипсокартон, вагонка, фанера.
Как видно из статьи, выполнить утепление гаража не так уж сложно. Главное, чтобы у мастера было терпение, небольшой запас средств и нужный инструмент.
Самостоятельное утепление гаража изнутри дает возможность за приемлемую стоимость обеспечить оптимальные условия для круглогодичного хранения автомобиля.
Чтобы ваша машина чувствовала себя в зимний период в гараже комфортно, требуется создать для нее специальные условия. В холодное время года температура в автодомике должна находиться на уровне около +5°. Не нужно натапливать гараж до более высоких показателей, так как есть риск того, что транспортное средство покроется «испариной» при поступлении с улицы морозного воздуха, что может вызвать ржавление различных частей автомобиля.
Кроме того, следует позаботиться о достаточном поступлении в дом для машины свежих воздушных потоков. За один час транспортное средство должно обдуваться примерно 180 кубическими метрами воздуха. Эти два требования нужно учитывать, решив выполнить своими руками утепление металлического или любого другого автодомика.
В настоящее время теплоизоляция гаража может производиться разными материалами, которые характеризуется собственными показателями теплопроводности. Это также следует принимать во внимание. Далее мы приводим величины (в Вт/м*К) теплопроводности популярных материалов, с помощью которых выполняют утепление своими руками:
- 0,038 – минеральная вата и пенополистирол (пенопласт);
- 0,043 – стекловата;
- 0,171 – керамзит;
- 0,28 – пенобетон;
- 0,52 – керамический кирпич;
- 0,64 – шлакоблок.
Материалы для теплоизоляции гаража
Максимальной теплопроводностью (0,9) характеризуется силикатный кирпич.
Чем меньше теплопроводность материала, тем более высокими характеристиками теплоизоляции он обладает. Это значит, что утепление гаража изнутри разумнее производить пенополистиролом, нежели кирпичами либо шлакоблоком.
Также немалое значение имеет и тепловая инерция. Под этим понятием подразумевают скорость увеличения температуры на поверхности того или иного утеплителя. Простыми словами можно сказать, что стена будет нагреваться тем дольше, чем выше у материала показатель тепловой инерции.
Если вы планируете своими руками утеплить постройку, где зимой хранится ваше авто, специалисты советуют придерживаться общего правила. Оно гласит: изнутри стены защищают от холода так, чтобы тепловая инерция материалов увеличивалась (снаружи внутрь), а теплопроводность – уменьшалась. Достаточно соблюдать этот принцип, и тогда ваш гараж станет надежным пристанищем для транспортного средства.
Утепление своими руками автолюбители обычно осуществляют при помощи минераловатных, полимерных и стекловолокнистых изделий. Они сравнительно просты в монтаже, располагают хорошими эксплуатационными показателями и имеют доступную стоимость, что позволяет сделать теплоизоляцию гаража дешево и с гарантией качества.
Очень давно используется минеральная вата. Она доказала свою эффективность в вопросах теплоизоляции автодомиков. Но в последнее время ее применяют все реже. Причин здесь несколько:
- Относительно высокая стоимость материала.
- Повышенная чувствительность минваты к влиянию влаги (требуется в обязательном порядке сделать гидроизоляцию, а это, как вы понимаете, увеличивает затраты на утепление гаража).
Минеральная вата
Дешевле стоит стекловата. Но «минусов» у этого материала еще больше. Он причисляется к группе огнеопасных изделий, а также боится высокой влажности. Поэтому желающих использовать стекловату находится мало.
Наиболее востребованным утепляющим материалом в наши дни принято считать пенопласт. Недостатки у него почти полностью отсутствуют. Он не пропускает влагу и характеризуется замечательными теплоизоляционными показателями, не гниет, на его поверхности никогда не появляется грибок. По цене пенопласт более чем «демократичен». А смонтировать его своими руками изнутри автодомика сможет любой автолюбитель.
Минусом пенопласта можно считать лишь его горючесть. Но и эта проблема нынче отошла на второй план. Современные производители изготавливают пенопласт, который на заводе обрабатывается антипиреном. Это вещество тушит материал сразу же после его возгорания.
Рассмотрим, как выполнить защиту стенок гаража от холода при помощи пенопласта. Сделать это легко:
- Изготавливаем обрешетку из деревянных досок размерами 3х3 или 2х2 см. Их следует смонтировать по периметру стены, выдерживая шаг не менее 0,8 м.
- Приклеиваем пенопласт к сделанной обрешетке (это будет первый слой утеплителя на стены).
- Монтируем еще один слой теплоизолятора. Причем второй слой крепят так, чтобы стыковочные швы слоев не совпадали (то есть в шахматном порядке). Доказано, что такая схема обеспечивает максимальную защиту гаража и машины от холодного воздуха.
Вы утеплили стены автодомика изнутри, потратив минимум времени и средств. Декорировать их также можно недорогим материалом – обычной вагонкой или фанерными листами.
Декорирование гаражных стен вагонкой
Защитив стены от холодного воздуха, можем переходить к теплоизоляции ворот гаража. На металлический или любой иной автодом обычно монтируются сварные конструкции. Такие ворота делают из нетолстой стали (максимум 3 мм), которая не может гарантировать достойного уровня утепления постройки.
Теплоизолировать въезд в гараж своими руками совсем несложно. Процедура выполняется примерно так же, как и изоляция стенок – при помощи пенопласта. Его необходимо приклеивать максимально качественно и плотно – нельзя допустить появления воздушной прослойки (используйте тот же клеящий состав, который вы применяли, утепляя стены гаража).
Теперь нам требуется сделать каркас из древесины (на него впоследствии мы смонтируем обшивку гаража). Изготавливается такой скелет из деревянных брусков 6х6 см. Обязательно применяйте строительный уровень при выполнении этой работы. На каркас мы установим доски небольшой толщины и закроем этой конструкцией ворота. Их можно будет покрасить обычной «водоэмульсионкой» либо придумать другой вариант декорирования.
Если вы смогли утеплить своими руками ворота и стены, затруднений с теплоизоляцией потолка изнутри у вас возникнуть не должно. Здесь важно знать несколько нюансов.
Крыша и потолок в гараже являются одной и той же конструкцией. Если ваш автодомик сделан из пеноблоков либо кирпичей, его крыша выполняется обычно из плиты перекрытия (железобетонной). У металлического гаража потолок делается в виде «скелета» из стальных уголков, на которые прикреплены железные листы. А вот в каркасных домах для авто потолок сделан на балках из древесины.
Потолок автодомика на балках из древесины
Утеплить все эти виды потолочных конструкций можно двумя методами:
- Создать фальш-потолок и наполнить пространство между ним и базовой крышей теплоизолирующим материалом.
- Прикрепить утеплитель прямо к потолку по методике, рекомендованной для конкретного изолирующего материала.
Если вы хотите использовать пенопласт, приклейте его жидкими гвоздями к крыше металлического или деревянного гаража, смонтируйте направляющие и накройте слой теплоизоляции любым легким материалом. Лучше всего для этих целей подойдет фанера. К направляющим ее крепят .
Когда требуется утеплить своими руками потолок из плит перекрытия, скелет монтируется на уголки из металла. Клеящие составы тут не помогут. Обратите внимание – вам нужно будет зафиксировать уголки на шурупы, которые предварительно помещаются в дюбеля из пластика.
Чаще всего полы в боксах для хранения машин делаются из бетона. Теплоизолируются они перед заливкой бетонной смеси. Порядок выполнения работ таков:
- Утрамбовываете земляное покрытие.
- Делаете подушку из песка (достаточной является толщина около 10 см) и трамбуете ее.
- Заливаете 10-сантиметровый слой бетонной стяжки и просушиваете его.
- Насыпаете на стяжку речной мелкий песок либо керамзит, смешанные с цементом и водой. Керамзит или песок как раз и выполняют функцию утепляющего материала.
- Просушиваете сделанный теплоизолирующий слой на протяжении недели, а затем заливаете финишный бетонный пол.
Теплоизоляция полов перед заливкой бетонной смеси
Нам остается только добавить, что напольное покрытие из бетона с утеплителем можно эксплуатировать через месяц после выполнения всех описанных процедур. Именно тогда оно станет по-настоящему прочным.