Экономические отношения состоят из взаимодействия субъектов и объектов. Субъектами считают всех агентов экономической деятельности (предприниматели, наёмные рабочими, банкиры...), но главным экономическим субъектом считается государство. К экономическим объектам относятся ресурсы, хозяйственные объекты, экономические явления.
Процесс производства
- Общественный характер производства
- Натуральное и товарное производство
- Товар и его свойства
- Эффективность производства
- Деньги- элемент товарного производства
Производство- это процесс создания материальных благ и услуг, с целью максимального удовлетворения потребностей. Производство носит общественный характер. Существует естественное разделение труда (по полу и возраста) и общественное разделение труда, вызванное развитием производства. С позиции масштабности выделяют три уровня общественного разделения труда: общее (разделяет крупные сферы), частная (распределение деятельности внутри крупных сфер между более узкими отраслями и под отраслями), единичное (внутри предприятий и цехов).
Инфраструктура- вспомогательные отрасли. Выделяют производственную инфраструктуру, институциональную инфраструктуру (подготовка кадров), социальную.
Натуральное и товарное производство.
Товарное производство это такое производство, когда продукты труда предназначены для обмена и продажи.
Под товарным производством подразумевается такая организация общественного хозяйства, когда каждый товаропроизводитель специализируется на выработке какого-либо продукта, предназначенного для обмена и продажи.
Условия общественного товарного производства:
Разделение труда
Экономическая обособленность товаропроизводителей
Наличие различных собственников
Различают простое и развитое(капиталистическое) товарное производство. Простое товарное производство отличается от капиталистического тем, что при простом товарном производстве производитель не отделён от средств производства как собственник, а при капиталистическом отделён.
Продукты труда предназначены для обмена
Товарное производство основано на частной собственности, на средствах производства.
Товар и его свойства.
Товар- это продукт общественно-необходимого труда, способный удовлетворять те или иные потребности и предназначенный для обмена. Общественно необходимый труд- это труд большинства товаропроизводителей, имеющих одинаковую степень квалификации и технической оснащенности.
Свойства товара
Стоимость- это количество общественно необходимого труда, затраченного на производство. Потребительная стоимость- это способность товара удовлетворять тем или иные потребности. Потребительная стоимость создаётся конкретным, целенаправленным трудом. Меновая стоимость-это стоимость обмениваться одним товарам на другой, это не свойство товара, а форма проявления стоимости.
Результатом общественного производства выступает общественный продукт, который представляет собой всю сумму благ, находящихся в распоряжении общества и созданный за определённый период времени.
Производство - понятие, характеризующее специфически человеческий тип обмена веществ с природой - процесс активного преобразования людьми природы с целью создания необходимых материальных условий для своего существования. В отличие от животных, удовлетворяющих свои потребности с помощью того, что дано природой, человек производит всё, что необходимо ему для жизни, - пищу, одежду, жилище и т. д. Производство, таким образом, есть вечное естественное условие человеческой жизни - основа всей человеческой истории.
Три элемента необходимы для производства любой вещи:
- предмет природы, из которого её можно изготовить;
- средства труда , с помощью которых это изготовление осуществляется;
- целенаправленная деятельность человека, его труд .
Производство всегда носит общественный характер и потому, что люди не могут производить в одиночку, и потому, что, производя необходимые им средства к жизни, люди косвенным образом производят и свои общественные отношения, и самих себя как социальных субъектов со своими способностями и потребностями.
К. Маркс рассматривал общественное производство как единство материального и духовного производства, в котором материальное производство является определяющей стороной, основой развития общества. Материальное производство есть прежде всего отношение людей к природе. Но люди не производят материальные блага в одиночку. Они создают их сообща, вступая при этом в определённые производственные отношения . Поэтому производство материальных благ всегда является общественным производством. Производство имеет две стороны: производительные силы , выражающие отношения общества к силам и предметам природы, овладевая которыми люди добывают материальные блага, и производственные отношения , которые характеризуют отношения людей друг с другом в процессе производства. Производство, рассматриваемое как единство производительных сил и производственных отношений, составляет способ производства материальных благ, который определяет характер данного общества.
Производство в узком смысле органически связано с распределением , обменом , потреблением произведённого. Производство и потребление - два различных и вместе с тем взаимосвязанных полюса общественной жизни, составляющие диалектическое единство, поэтому можно сказать, что распределение, обмен и потребление являются моментами общественного производства в целом, взаимопроникающими и переходящими друг в друга. Действительно, производство является одновременно и потреблением (как рабочей силы, так и средств производства), а потребление - производством (производством человека).
Определяющим в этом взаимодействии между производством и потреблением является производство, которое не только создаёт предмет потребления и определяет способ потребления, но и служит основой появления и развития человеческих потребностей . Производство связано с потреблением через распределение произведённого продукта, которое зависит от характера существующих производственных отношений. «Без производства нет потребления, однако и без потребления нет производства, так как производство было бы в таком случае бесцельно» .
«…Нелепо выделять «распределение» и «потребление», как какие-то самостоятельные отделы науки, соответствующие каким-то самостоятельным процессам и явлениям хозяйственной жизни. Политическая экономия занимается вовсе не «производством», а общественными отношениями людей по производству, общественным строем производства. Раз эти общественные отношения выяснены и проанализированы до конца, — тем самым определено и место в производстве каждого класса, а, следовательно, и получаемая ими доля национального потребления». .
В классово антагонистических формациях владельцы средств производства - рабовладельцы, помещики, капиталисты - присваивают себе прибавочный продукт, а порой и часть необходимого продукта, трудящиеся же массы (рабы, крестьяне, пролетарии), поскольку они полностью или частично лишены средств производства, вынуждены довольствоваться минимальной долей ими же произведённого богатства. Социалистическая революция устраняет эту несправедливость. С утверждением коллективной собственности и ликвидацией эксплуататорских классов процесс производства подчиняется удовлетворению растущих потребностей всех членов общества. Распределение при социализме осуществляется в соответствии с количеством и качеством труда, внесённого в общий фонд членами общества, а при коммунизме - по потребностям.
«Производство реально существует _всегда_ как исторически определённый…» — неужели в переходные периоды люди не производят? ;)
«Производство органически связано с распределением, обменом, потреблением произведённого» — это относится к производству в узком смысле слова. Стоит добавить (или заметить где-то выше), что распределение, обмен и потребление суть моменты общественного пр-ва в целом.
«Производство связано с потреблением через распределение произведённого продукта, которое зависит от характера существующих производственных отношений» — надо бы добавить цитату из Ленина, что как только дано рапределение СП, то ТЕМ САМЫМ СРАЗУ ЖЕ задано и распределение продукта и т.д.
«Производство реально существует _всегда_ как исторически определённый…» — неужели в переходные периоды люди не производят? ;) - А разве переходный период не представляет собой соединение двух способов производства?
Стоит добавить (или заметить где-то выше), что распределение, обмен и потребление суть моменты общественного пр-ва в целом. - Сделано.
надо бы добавить цитату из Ленина - ссылку можно?
А разве переходный период не представляет собой соединение двух способов производства? — здравствуй, «теория конвергенции»! :) Нет, конечно. Он представляет собой смешение хозяйственных укладов , из которого, при удаче, начинает складываться новый СП. И это еще раз напоминает нам, что понятие СП очень важно (многие историки, например, отделывались от него, говоря только о «формациях», как о якобы «объемлющей» и якобы «вполне понятной» категории).
Введение
Марксизм - система взглядов и учение Маркса. Маркс явился продолжателем и гениальным завершителем трех главных идейных течений 19-го века, принадлежащих трем наиболее передовым странам человечества: классической немецкой философии, классической английской политической экономии и французского социализма в связи с французскими революционными учениями вообще. Цельной и последовательной системой своих взглядов Маркс заложил основу современного диалектического материализма и научного социализма, как теории. Данная работа актуальна даже сейчас. А скорее, особенно сейчас - спустя время, после того как с марксизма слетела “позолота” идеологии партии, и он может быть рассмотрен трезво, лишь как система взглядов и утверждений.
Цель данной работы: заключается в рассмотрении марксизма, как научной теории.
Объект: политические учения.
Предмет: политическое учение - марксизм.
В работе использованы методы: изучения, обобщения, анализа. А также работы-источники таких авторов как: Ленин В.И., Маркс К., Энгельс Ф.
Материальное производство: понятие и основные элементы
Без постоянного процесса производства общество не могло бы существовать и уж тем более развиваться. Смысл общественного производства заключается в том, что в этом процессе осуществляется исторически обусловленное воспроизводство человека как общественного существа. Общественное производство, или, что одно и то же, производство общественной жизни, имеет свою структуру, охватывающую и духовное производство, и производство самого человека, и материальное производство. Материальное производство - это основополагающий элемент в структуре общественного производства, ибо именно в нем воспроизводятся материальные условия бытия людей как фундаментальное условие собственно человеческой истории и самой способности людей творить историю. Жизнь общества, таким образом, нельзя уподобить реке, в которой все капли играют однозначную роль. В ней есть одна решающая сила, которая, в конечном счете, и определяет все вплоть до утонченной сферы духа, - это производство материальных благ. Причем процесс производства материальных благ всегда носит общественный характер: производство обособленного индивида столь же бессмысленно, как и развитие языка без совместно живущих людей. Совместный труд индивидов есть первое основание общественного характера производства, на базе которого зарождаются и совершенствуются коллективные формы общественных связей, способа жизнедеятельности и всего образа жизни людей.
Что же являет собой собственно материальное производство?
Для того чтобы жить, люди должны обладать необходимыми средствами к существованию. Понятно, что даже для того, чтобы обладать этим необходимым минимумом, люди должны трудиться: все созидает для смертных забота и труд человека, говорили древние. Человек не может довольствоваться тем, что природа дает ему в готовом виде. Соединяя свой труд с тем, что дано природой, используя ее законы, люди создают то, чего в ней нет. В этом процессе создаются материальные блага, и он-то и есть процесс материального производства. Следовательно, материальное производство есть процесс трудовой деятельности людей, которые с помощью соответствующих средств осуществляют преобразование природы с целью создания материальных благ, направленных на удовлетворение человеческих потребностей.
Деятельность людей, в какой бы сфере жизни общества она ни протекала, направляется определенными потребностями материального производства и вместе с тем служащими субъективным стимулом его дальнейшего развития. Потребность есть не что иное, как состояние организма, личности, социальной группы, класса, общества в целом, выражающее их зависимость от условий их существования и выступающее побудительной силой всегда определенным образом направленной жизненной активности; она выражает субъективный запрос к объективной реальности, нужду в таких предметах и условиях, которые способствовали бы поддержанию состояния равновесия системы, необходимого для нормального функционирования и развития.
Однако для осуществления деятельности недостаточно одного только наличия потребности. Для ее совершенствования необходима некоторая цель, ибо никакая деятельность невозможна вне целеполагания, а также средств для ее достижения. Когда цель совпадает с потребностью, тогда деятельность принимает строго целенаправленный характер, а сама потребность, теперь уже существующая как некоторый синтез, как цель-потребность, превращается в устойчивый осознанный интерес. Интерес есть, в сущности, устойчиво направленный побудительный мотив деятельности, окрашенный эмоционально-ценностным отношением. Он-то и помогает отысканию средств удовлетворения потребности, достижения цели.
Поскольку субъектом общественно-исторической деятельности являются индивиды, включенные в состав определенных социальных систем (групп, партий, классов и т.д.), постольку их деятельность всегда основывается на иерархии интересов - от личностно-индивидуальных до самых широких общественных. Именно общественные интересы определяют степень интенсивности и социальной значимости всей шкалы интересов того или иного индивида или любого другого субъекта деятельности, начиная с малой группы, коллектива, ибо именно они в наибольшей степени ориентируются на реальные условия и общее направление развития общественной системы, способствуя тем самым ее сохранению и прогрессу. Характерно, что отличительным признаком общественных систем является их способность целенаправленно формировать и мобилизовать социально значимые интересы. Утрата или деформация интересов свидетельствует о неблагополучном состоянии системы (организма, общества и т.д.). Характер интересов - объективный, чрезвычайно тонкий показатель состояния общественной системы, ее здоровья.
Потребности и интересы - как личные, так и общественные - имеют сложную исторически сложившуюся структуру, начиная от биологических и материальных и кончая наиболее утонченными духовными - познавательными, нравственными, эстетическими и т.п.
Общественные потребности и интересы составляют своего рода пружину социального механизма: они определяют направление и содержание действий и отдельных личностей, и общества в целом.
В совокупности всех общественных интересов ведущая роль принадлежит интересам в системе материального производства. Развитие экономической сферы общества есть основа его поступательного прогрессивного развития, поэтому совершенствование ее в немалой степени зависит от совершенствования и развития потребностей и интересов в этой сфере, а также от умелого сочетания и гармонизации личных потребностей с общественными. Одним из рычагов стимулирования роста материального производства является повышение материальной и моральной заинтересованности (иными словами, мобилизация интересов) каждого в результатах своего труда и общего дела. Ведь там, где нет заинтересованности, не может быть и настоящего дела.
Потребности и интересы по своей ориентации могут быть как предметными, так и функциональными, когда они выражают направленность субъекта либо на конечный результат деятельности, либо на ее процесс. Функциональные потребности и интересы не менее важны для деятельности, трудового процесса, так как именно в них заключен могучий стимул в виде эстетической, нравственной и творчески-интеллектуальной сторон самого процесса труда. Если процесс деятельности не попадает в сферу интересов субъекта, то от этого страдает и результат - качество продукта. Таким образом, ясно, что функциональные и предметные потребности и интересы слишком тесно переплетаются и зависят друг от друга. В конце концов обществу не безразличен тот процесс, с помощью которого достигаются намеченные им рубежи. Не безразличен он и каждому труженику, заинтересованному в конечных результатах своего труда, в качестве и количестве продукции. Когда интерес направлен на сам процесс труда, последний перестает быть внешне принудительной силой, превращаясь в искусство, достигая порой истинных вершин эстетического творчества, становится внутренней потребностью.
Потребности и интересы, угасая в результатах деятельности, в ней же и возрождаются на более высоком уровне. Диалектика роста интересов состоит в том, что само их удовлетворение порождает новые потребности и интересы, а также средства их удовлетворения, служащие основным детерминантом развития производства. Выявление и строго научный учет и изучение общественных и личных потребностей и интересов - существенное условие правильного выбора направления развития различных отраслей народного хозяйства, науки и культуры. Высшей формой проявления общественного интереса является интерес развития производительных сил, увеличения производительности труда и совершенствования всей системы производственных отношений, что составляет решающий критерий исторического прогресса человечества, а также совершенствования сущностных сил самого человека, раскрытия и возвышения его духовно-творческих потенций.
Материальное производство имеет две стороны: производительные силы и производственные отношения. Люди, осуществляющие процесс производства, выступают субъектом труда. Они составляют основной и решающий элемент производительных сил. Но, кроме того, для осуществления процесса производства необходим исходный материал, или предмет труда, который подвергается обработке. Им могут быть и земля, и полезные ископаемые, и металлы и т.п. Но чтобы воздействовать на предмет труда с целью его преобразования в необходимый продукт, надо применять орудия труда. Орудия труда суть предметы, созданные человеком с целью воздействия на внешний мир и преобразования его в интересах общества. Все возрастающая сложность орудий труда является показателем достигнутого уровня производства и, как следствие, степени развития общества. Для производства необходимы также соответствующие здания, склады, транспорт и т.д. Все это вместе с орудиями труда образует средства труда.
Совокупность же средств и предметов труда образует средства производства. Система средств производства, в первую очередь орудий труда, составляет так называемую материально-техническую базу общества, являющую собой предметно-энергетическую часть производительных сил. Эта часть представляет собой прошлый, или овеществленный, труд. Но для того чтобы средства труда могли вступать в процесс производства, необходимо вновь и вновь применение рабочей силы, то есть живого человеческого труда. Таким образом, в структуре производства выделяются два вида труда - живой и овеществленный.
Не менее важным элементом структуры производительных сил является производственная технология. Решение технологических задач во многом определяется такими, например, факторами, как характер и орудия труда, развитие фундаментальной и прикладной науки и степень ее внедрения в производство, уровень научной организации труда и т.д.
Сложность современного производства такова, что оно уже немыслимо без его научной организации, включающей в себя такие основные направления, как рациональное использование средств производства, управление и планирование. Наука все больше входит в структуру производительных сил, становясь непосредственной производительной силой, а производство - технологическим применением науки. При современном уровне развития техники повышение квалификации работников возможно лишь при условии получения ими необходимого уровня научных знаний. При этом речь здесь идет не только о естественнонаучных и технических знаниях, что само собой разумеется, но и о более широких научных знаниях. Ведь влияние гуманитарных наук на общий духовно-нравственный, интеллектуально-творческий потенциал не менее значимо для общественного производства. А если рассматривать формирование человека как субъекта труда предельно широко, то помимо всех видов науки здесь необходимо будет говорить о влиянии на него всей духовной культуры своего времени, воплощенной в различных художественных, эстетических, этических, философских ценностях его бытия.
Однако ни сложность современной техники и технологии, ни различные формы организации и управления производством не должны заслонять от нас главного - человека. Человек - не простая сила наряду с машиной, а одухотворяющее начало всего процесса общественного производства, впитавшее в себя опыт всемирной истории человечества.
Производство не является самоцелью развития общества, а служит в конечном счете лишь средством развития его главной ценности - человека. Именно в трудовом процессе и осуществляются воспроизводство, совершенствование и самоутверждение человека как высшей ценности.
Итак, производительные силы, - это люди (человеческий фактор), впитавшие в себя культурный опыт всех предшествующих поколений, обладающие производственными навыками к труду и осуществляющие производство материальных благ; созданные обществом средства производства, а также организация труда, технология производства, техники и достижения науки. Показателем уровня развития производительных сил общества является производительность труда, измеряемая не только количеством продукции, создаваемым за единицу времени, но и ее качеством, а еще более - развитием и совершенствованием человеческого фактора, то есть всем тем, что служит удовлетворению постоянно развивающихся потребностей и интересов общества.
Человек является общественным существом. Поэтому труд человека всегда носит общественный характер, который проявляется в двух взаимосвязанных формах: разделение труда и кооперация труда.
Разделение труда - это дифференциация и специализация видов труда, закрепляющаяся путём профессиональной подготовки каждого работника. Разделение труда осуществляется на различных уровнях:
а) международное разделение труда между странами, т.е. между национальными экономиками;
б) разделение общественного труда на крупные роды: промышленность, сельское хозяйство, строительство, транспорт и т.д.;
в) межотраслевое разделение труда - в промышленности, сельском хозяйстве и т.д. Например, в современной промышленности обособленно существуют и развиваются свыше 700 отраслей;
г) внутрипроизводственное разделение труда - на предприятиях, в том числе подетальное и пооперационное разделения труда.
Кооперация труда - это совместный (коллективный) труд многих людей, участвующих в создании определенного вида блага. Кооперация труда характеризуется следующими чертами:
а) совместный труд нуждается в управлении (со стороны бригадира, мастера, прораба и т.д.);
б) в процессе совместного труда применяется коллективная сила труда. Наглядным примером здесь может служить бревно, которое не поднять в одиночку и легко поднять вшестером;
в) при кооперации труда объективно возникает эффект соревнования, который проявляется не только в стремлении работника быть первым среди равных, но также в согласовании действий, высокой профессиональной ответственности и взаимном доверии между всеми работниками предприятия.
При сравнении кооперации труда и разделения труда выявляется ведущая, т.е. определяющая, роль разделения труда. Впервые этот приоритет разделения труда рассматривал А.Смит. Он привёл два существенно важных аргумента. Во-первых, «богатство рождается из разделения труда». Для иллюстрации этого тезиса А.Смит применил пример с изготовлением булавок. Если ремесленнику предложить изготовить булавки, выполняя все необходимые трудовые операции, начиная от поиска руды в земле, то возможно за один год он изготовит одну булавку. Если же этому ремесленнику предложить готовую проволоку, то возможно в один день он изготовит 20 булавок. Но если 100 ремесленников объединить в мануфактуре, где их труд разделить по операциям, то в один день они будут изготавливать 2000 булавок. Здесь количество разделенных операций равняется 100-кратному увеличению объёма выпуска продукции. Однако ремесленник превращается в рабочего, выполняющего лишь одну трудовую операцию и, как следствие, получающего заработную плату за выполнение своей трудовой операции в течение рабочего дня.
Во-вторых, при разделении труда между хозяйственно-обособленными профессиональными работниками (например, ремесленниками) обнаруживается действие закона экономии рабочего времени. Действие данного закона А.Смит иллюстрирует с помощью следующего примера.
Предположим, на рынке встречаются кузнец и столяр. Первый покупает стул и отдает за него три топора. Известно, что на изготовление одного топора кузнец затрачивает полтора часа, а столяр делает один стул за шесть часов. Экономия рабочего времени выявляется, если далее предположить, что кузнец начнет сам для себя делать такой же стул, а столяр захочет выковать для себя такой же топор. Тогда в силу недостаточности профессиональных умений и навыков каждый из них затратит большее время на изготовление названных изделий. Допустим, что столяр изготовит «свой» топор за 12 часов, а кузнец сделает «свой» стул за 36 часов. Следовательно, когда кузнец и столяр совершают обмен - один стул за три топора, каждый из них экономит свой труд. «Каждый из них как бы получает больше труда, чем отдает, каждый выигрывает время и силы» .
В заключение отметим, что профессиональное разделение труда, порождающее эффект экономии рабочего времени, объективно нуждается в обмене результатами труда, т.е. в рыночных отношениях между двумя хозяйственно-обособленными профессиональными работниками (товаропроизводителями). Эти рыночные отношения выполняют, по сути, роль кооперации труда, развивающейся в общественном масштабе, благодаря которой (рынку!) развивается и вся система общественного разделения труда.