В декабре 1941 года немецкие субмарины вышли в море с секретным заданием - незамеченными они пересекали Атлантику и заняли позиции в нескольких милях от восточного побережья США. Их целью были Соединенные штаты Америки. План германского командования получил кодовое название «Барабанный бой», который состоял в нанесении внезапного удара по американскому торговому судоходству.
В Америке никто не ожидал появления немецких субмарин. Первая атака состоялась 13 января 1942 года, и Америка оказалась совершенно неготовой. Январь превратился в настоящую бойню. Обломки кораблей и трупы людей прибивало к берегу, нефть покрывала воду у побережья Флориды. В этот период военно-морской флот США не потопил ни одной немецкой субмарины - враг был невидим. В самый разгар операции казалось, что немцев уже нельзя остановить, но произошел необычный разворот - охотники превратились в добычу. Через два года после начала операции «Барабанный бой» - германские стали нести ощутимые потери.
Одной из таких потерявшихся немецких субмарин была U869. Она относилась к германским подводным лодкам 9 серии, которые маркировались как IX-C. Именно эти подводные лодки с большим запасом хода использовались для патрулирования удаленных берегов Африки и Америки. Проект был разработан в 1930 годы в ходе перевооружения Германии. Именно на эти лодки адмирал Карл Дённиц возлагал большие надежды с их новой групповой тактикой.
подводные лодки класса IX-C
Всего в Германии был построено более 110 подводных лодок класса IX-C. И только одна из них осталась целой после войны, и выставлена в Музее науки и промышленности (Museum of Science and Industry) в Чикаго. Подводная лодка U-505 была захвачена кораблями американского флота в 1944 году.
Технические данные подводной лодки класса IX-C:
Водоизмещение - 1152 тонн;
Длина - 76 м;
Ширина - 6,7 м;
Осадка - 4,5 м;
Вооружение:
Торпедные аппараты 530 мм - 6;
Орудие 105 мм - 1;
Пулемет 37 мм - 1;
Пулемет 20 мм - 2;
Экипаж - 30 человек;
Единственное предназначение этой подводной лодки уничтожать. Взгляд снаружи почти не дает представления о том, как она действовала. Внутри подводная лодка представляет собой тесную трубу заполненную оружием и техническими устройствами. Торпеды весом 500 кг, наводившиеся на цель, были основным оружием подводных лодок. Около 30 подводников жили в тесноте иногда по три месяца. В надводном положении, благодаря двум 9-цилиндровым дизельным двигателям подлодка развивали скорость 18 узлов. Запас хода составлял 7552 мили. Под водой германская подводная лодка шла на электрических двигателях, которые питали аккумуляторные батареи, расположенные под полом отсеков. Их мощности было достаточно, чтобы пройти около 70 миль со скоростью 3 узла. В середине германской подводной лодки находилась боевая рубка, под ней центральный пост с множеством различных приборов и панелей управления движением, погружением и всплытием. Единственным средством защиты немецкой подводной лодки были глубины мирового океана.
Командующий подводным флотом Карл Дённиц планировал войну только против Британии, но не мог предположить, что придется одновременно противостоять и США. К концу 1943 года присутствие над океаном авиации союзников полностью изменило ситуацию. Теперь опасно было даже ночью в густом тумане, ведь самолет оснащенный радиолокатором мог обнаружить немецкую субмарину на поверхности воды.
немецкая субмарина U869
После нескольких месяцев подготовки U869 была готова для выхода в море. Ее командир 26-летний Гельмут Новербург впервые был назначен капитаном. 8 декабря 1944 года U869 покинула Норвегию и вышла в Атлантику. Это было ее первое патрулирование. Через три недели командование флотом отправило радиограмму с боевым заданием - вести патрулирование к подходам в бухте Нью-Йорка. Подводная лодка U869 должна была подтвердить получение приказа. Прошло несколько дней, а командованию ничего не было известно о судьбе субмарины. На самом деле подлодка U869 отвечала, но ее не слышали. В штабе начали понимать, что у лодки вероятнее всего заканчивается топливо, и ей назначили новый район патрулирования Гибралтар - это было почти возвращением домой. Немецкое командование ожидало возвращение лодки U869 к 1 февраля, но она так и не получила новый приказ. В отделе шифрования предположили, что U869 не приняла радио и продолжает идти прежним курсом на Нью-Йорк. Весь февраль командование пребывало в недоумении, где вела патрулирование подлодка U869. Но куда бы не шла подводная лодка, в отделе дешифровки решили, что немецкая субмарина следует домой.
8 мая 1945 года война в Европе закончилась. Германское командование подписало акт о капитуляции, а немецкие подводные лодки в море получили приказ всплывать и сдаваться.
Сотни немецких лодок так и не смогли вернуться на родную базу. И U869 считается потерянной с 20 февраля 1945 года. Причиной гибели подлодки мог стать взрыв собственной торпеды, которая описала круг и вернулась. Эту информацию и сообщили семьям членов экипажа.
схема расположения на дне погибшей подводной лодки U869
Но в 1991 году проводя вылов рыбы в 50 км от Нью-Джерси, местный рыбак потерял свою сеть, которая зацепилась за что-то на дне. Когда дайверы обследовали это место, обнаружили пропавшую подводную лодку, которой оказалась немецкая субмарина U869.
Также существует еще один удивительный факт про эту субмарину. Один из подводников, состоявших в команде U869, остался жив, и проживает в Канаде. Из 59 человек входивших в команду подлодки остался в живых благодаря неожиданному повороту судьбы. Незадолго до выхода в море Герберт Дишевский был госпитализирован с пневмонией и не смог участвовать в походе. Как и семьи погибших подводников, он был уверен, что его подводная лодка затонула у берегов Африки, пока не узнал об истинных фактах.
Для большинства из нас Вторая мировая война это фотографии и кадры кинохроники. Очень далекие события во времени и пространстве, но война продолжает предъявлять счеты и сегодня, тому, кто выжил, родственникам погибших, тем, кто был еще тогда ребенком и даже тем, кто еще не родился когда бушевал чудовищный ураган. Шрамы Второй мировой войны такие как U869 все еще скрыты под поверхностью, но гораздо ближе чем мы думаем.
Дальние переходы немецкие подводные лодки проделывали на поверхности воды, погружаясь только при появлении противника. 33 подводные лодки, способные выйти в Атлантический океан, потопили 420 тысяч тонн торгового тоннажа. И это всего за первые четыре месяца с начала войны. Они становились на пути движения транспортов противника и ждали, когда появится цель, атаковали и отрывались от преследовавших их сил конвоя.
Успех в первые месяцы войны подхлестнул Германию к строительству новых подводных лодок. И это еще более приносило потерь торговому флоту антигитлеровской коалиции. Пиком подводной войны был 1942 г., когда немцы потопили 6,3 миллиона тонн торгового флота. А за всю войну союзники потеряли 15 миллионов тонн.
Перелом произошел в конце 1942 г., что вызвало панику у фашистского командования. Их подводные лодки бесследно исчезали одна за другой. Командиры чудом возвратившихся подводных кораблей рассказывали, что самолеты отыскивают их, когда они идут в надводном положении в любую погоду: в тумане, ночью. И поражают бомбами.
Причина возросших потерь немцев была в появлении радиолокационного оборудования на самолетах и кораблях. Немецким подводным лодкам пришлось прятаться под воду, а там они имели недостаточную продолжительность плавания. На радарном экране самолета, летящего на высоте 9750 футов (3000 м), всплывшая подводная лодка была видна на расстоянии в 80 миль (150 км).
После начала применения радаров, самолеты союзников имели возможность постоянно контролировать район действия подводных лодок Германии. Только Англия имела 1500 самолетов противолодочного патрулирования, а общее количество самолетов союзников более чем вдвое превышало это число.
Если самолет летел со скоростью 150 км/ч, то он видел подводную лодку за полчаса лета к ней, а она, в зависимости от погоды, за 5—7 ми-пут под ясным солнцем и вообще могла его не наметить в облаках и тумане. В лучшем для нее случае, она успевала погрузиться в воду, но часто погружение происходило под бомбами, рвущимися поблизости. Бомбы повреждали или топили подводную лодку.
Когда же появились самолеты берегового базирования с дальностью полета минимум 600 миль (1600 км), британская береговая оборона стала для немецких подводных лодок врагом номер один.
В ответ на радары немцы изобрели радио-локаторный приемник, который информировал немецких подводников о том, что подводная лодка обнаружена американским радаром, и в октябре 1942 г. начали устанавливать эти приемники на своих подводных лодках. Это изобретение немцев снизило эффективность американских радаров, так как подводная лодка в ряде случаев успевала погрузиться под воду. Однако немецкие приемники-детекторы (от латинского «detextor» — «открыватель») оказались бесполезными при изменении длины волны, на которой начали работать американские радары.
Гарвардская радиолаборатория США сконструировала 14 радарных установок, работающих на дециметровых волнах. Они срочно были доставлены на самолетах англичанам для установки на английские самолеты, патрулирующие Бискайский залив. Одновременно было ускорено производство аналогичной серии для самолетов морской авиации США и модели для армейской авиации.
Германские локационные приемники-детекторы не могли обнаружить облучение дециметровыми волнами и поэтому немецкие подводники находились в полном неведении, каким образом англо-американские самолеты их обнаруживали. Детектор молчал, а авиабомбы сыпались на голову.
Микроволновый радар позволил англоамериканским патрульным весной и в начале лета 1943 г. обнаружить и потопить большое количество германских подводных лодок.
Гитлер с сильным раздражением реагировал на изобретение микроволнового радара и в своем новогоднем обращении в 1944 г. к вооруженным силам Германии указал на «изобретение нашего противника», которое принесло такие невосполнимые потери его подводному флоту.
Даже после того, как немцы обнаружили дециметровый радар на одном сбитом над Германией американском самолете, они не были в состоянии обнаруживать работу этих локаторов.
Английские и американские конвои получили «глаза» и «уши». Радар стал «глазами» флота, гидролокатор добавлял «уши», но этого было мало. Был еще один способ обнаружения подводных лодок: их выдавало радио. И союзники им воспользовались. Германские подводные лодки, всплыв на поверхность воды, переговаривались между собой, со штабом подводного флота, который располагался в Париже, и получали от командующего гросс-адмирала Деница приказания. Радиограммы неслись в эфире со всех точек, где находились германские подводные лодки.
Если перехватить любую радиограмму из трех точек, определив в каждой направление, откуда распространяются радиоволны, то, зная координаты прослушивающих станций, можно узнать, из какой точки земли вышла в эфир германская подводная лодка, а следовательно, узнать ее координаты: где она сейчас находится.
Этот метод был впервые применен английским флотом для борьбы с подводными лодками противника. Для этого вдоль английского побережья установили высокочастотные радиопеленгаторы. Они-то и определяли место подводной лодки противника, ведущей переговоры с другими подводными лодками и начальством. Сама запеленгованная передача раскрывала секрет координат подводной лодки.
Полученные пеленги направлялись береговыми станциями в адмиралтейство, где специалисты наносили на карту место и курс германской подводной лодки, находящейся в Атлантике. Иногда во время работы радиостанции германской подводной лодки можно было получить до 30 пеленгов.
Система радиопеленгаторов на африканском и американском берегах, а также на Британских островах называлась «хафф-дафф». Каким образом она работала, видно из эпизода, как лейтенант Шредер потопил немецкую подводную лодку.
30 июня 1942 г. около полудня высокочастотные радиопеленгаторы в Бермуде, Харт-ланд-Пойнте, Кингстоне и Джорджтауне зарегистрировали работу радиостанции подводной лодки. Офицеры — операторы военно-морской базы нанесли на карту пеленги и выявили, что подводная лодка находится в точке 33° северной широты и 67° 30 западной долготы, что примерно в 130 милях от Сент-Джорджа.
Лейтенант Ричард Шредер патрулировал на своем самолете «Маринер» в районе Бермудских островов в 50 милях (90 км) от обнаруженной подводной лодки. Направившись к указанному ему месту, он обнаружил подводную лодку U-158 в 10 милях (18 км) от указанных координат. Лодка шла в надводном положении, и 50 членов ее экипажа грелись на солнце. Шредер сбросил две фугасные бомбы и промахнулся, но две глубинные бомбы попали в цель. Одна глубинная бомба упала близко от корпуса лодки, но вторая угодила прямо в надстройку и взорвалась в тот момент, когда подводная лодка пошла на погружение. Лодка утонула вместе со всем экипажем.
Убедившись в эффективности приборов «хафф-дафф», ими оборудовали корабли конвоя. Если высокочастотный радиопеленгатор «хафф-дафф» был только на одном корабле конвоя, то он-то и превращался в поисковый корабль и шел в хвосте средней колонны.
Немцы долго не знали, а потом игнорировали корабельные приборы «хафф-дафф». Их подводные лодки продолжали «беседовать» между собой и при подходе к конвою вести обмен информацией с гросс-адмиралом Деницем, раскрывая тем самым свое местонахождение.
Эта ценная система, название которой «хафф-дафф» непереводимо, сослужила благую службу в борьбе с германскими подводными лодками.
Всего за годы Второй мировой войны в боевых действиях приняли участие 1118 гитлеровских подводных лодок. Из них 725 (61%) были уничтожены союзниками. 53 погибли по разным причинам, 224 были затоплены самими гитлеровскими экипажами после капитуляции Германии и 184 капитулировали.
Фашистские подводники за Вторую мировую войну потопили 2 линкора, 5 авианосцев, 6 крейсеров, 88 других надводных кораблей и около 15 миллионов тонн торгового тоннажа союзников.
Ржавые остовы субмарин Третьего рейха находят в море до сих пор. Немецкие подводные лодки Второй мировой войны уже не , от которой когда-то зависела судьба Европы. Однако эти огромные груды металла и сегодня окутаны тайнами и не дают покоя историкам, дайверам и любителям приключений.
Запретное строительство
Флот нацисткой Германии носил название «кригсмарине». Значительную часть арсенала нацистов составляли субмарины. К началу войны армию оборудовали 57 подлодками. Потом постепенно было задействовано ещё 1113 подводных машин, 10 из которых были трофейными. За время войны уничтожено 753 субмарин, однако они успели потопить достаточно кораблей и оказать впечатляющее воздействие на весь мир.
После Первой мировой войны Германия не могла строить подлодки по условиям Версальского договора. Но когда к власти пришёл Гитлер, он снял все запреты, заявив, что считает себя свободным от оков Версаля. Он подписал англо-германское морское соглашение, давшее Германии право на подводные силы, равные британским. Позже Гитлер объявил о денонсации соглашения, что полностью развязало ему руки.
Германия разработала 21 тип подлодок, но в основном они сводились к трём типам:
- Маленькая лодка типа II была сконструирована для обучения и патрулирования в Балтийском и Северном морях.
- Субмарина типа IX использовалась для долгого плавания в Атлантике.
- Средняя подлодка типа VII предназначалась для дальних переходов. Эти модели имели оптимальные мореходные качества, а средства для его производства затрачивались минимальные. Поэтому таких субмарин было построено больше всего.
Немецкий подводный флот обладал такими параметрами:
- водоизмещение: от 275 до 2710 тонн;
- надводная скорость: от 9,7 до 19,2 узлов;
- подводная скорость: от 6,9 до 17,2 узлов;
- глубина погружения: от 150 до 280 метров.
Такие характеристики говорят о том, что субмарины Гитлера были самыми мощными среди всех стран-противников Германии.
«Волчьи стаи»
Командующим субмаринами был назначен Карл Дениц. Он разработал стратегию подводной охоты германского флота, которая получила название «волчьи стаи». Согласно этой тактике, субмарины атаковали суда большими группами, лишая их всякой возможности на выживание. Немецкие подлодки охотились в основном на транспортные суда, которые снабжали войска противника. Смысл этого состоял в том, чтобы потопить больше лодок, чем может построить противник.
Такая тактика быстро дала плоды. «Волчьи стаи» орудовали на огромной территории, потопив сотни кораблей противников. Одна только U-48 смогла сразить 52 судна. Причём Гитлер не собирался ограничиваться достигнутыми результатами. Он планировал развивать крингсмарине и построить ещё сотни крейсеров, линкоров и субмарин.
Субмарины Третьего рейха почти поставили на колени Великобританию, загнав её в кольцо блокады. Это заставило союзников срочно разрабатывать контрмеры против немецких «волков», в том числе массово строить собственные подлодки.
Борьба с немецкими «волками»
Помимо субмарин союзников, за «волчьими стаями» стали охотиться оснащённые радарами самолёты. Также в борьбе с немецкими подводными машинами использовались гидроакустические буи, средства радиоперехвата, самонаводящиеся торпеды и многое другое.
Переломный момент произошёл в 1943 году. Тогда каждый потопленный корабль союзников стоил германскому флоту одной субмарины. В июне 1944 года они перешли в наступление. Их целью была защита собственных судов и атака немецких подлодок. К концу 1944 года Германию окончательно проиграла битву за Атлантику. В 1945 году крингсмарине ждал сокрушительный разгром.
Армия немецких подводников сопротивлялась до последней торпеды. Последней операцией Карла Дёница была эвакуация некоторых военно-морских адмиралов Третьего рейха в Латинскую Америку. Перед своим самоубийством Гитлер назначил Денница главой Третьего рейха. Однако существуют легенды, что фюрер вовсе не убил себя, а был переправлен субмаринами из Германии в Аргентину.
Согласно ещё одной легенде, ценности Третьего рейха, в том числе и Святой Грааль, были перевезены субмариной U-530 в Антарктиду на засекреченную военную базу. Эти истории никогда не были официально подтверждены, однако они говорят о том, что немецкие подводные лодки времен Второй мировой ещё долго не будут давать покоя археологам и любителям военной .
В годы Второй мировой войны поединки, дуэли велись не только на суше и в воздухе, но и на море. И что примечательно – участниками дуэлей выступали также подводные лодки. Хотя основная масса немецкого ВМС была задействована в сражениях на Атлантике, весомая доля поединков между субмаринами состоялась на советско-германском фронте – в Балтийском, Баренцевом и Карском морях…
Третий рейх вступил во Вторую мировую войну, имея не самый многочисленный подводный флот в мире – всего 57 подводных лодок. Гораздо больше подводных лодок имелось в строю у Советского Союза (211 единиц), США (92 единицы), Франции (77 единиц). Самые большие морские сражения Второй мировой войны, в которых участвовали ВМС Германии (кригсмарине), происходили в Атлантическом океане, где главным противником немецких войск выступала мощнейшая группировка ВМС западных союзников СССР. Тем не менее, ожесточённое противостояние происходило и между советским и немецкими флотами – на Балтике, на Чёрном и Северном морях. Активное участие в этих боях приняли подводные лодки. И советские, и немецкие подводники проявили колоссальное мастерство в уничтожении транспортных и боевых судов противника. Эффективность использования подводного флота быстро оценили руководители Третьего рейха. В 1939–1945 гг. судостроительные верфи Германии сумели спустить на воду 1100 новых подводных лодок – это больше, чем смогла выпустить за годы войны любая страна-участница конфликта – да, впрочем, и все государства, которые входили в Антигитлеровскую коалицию.
Балтика занимала особое место в военно-политических планах Третьего рейха. Прежде всего, это был жизненно важный канал поставок сырьевых материалов в Германию из Швеции (железо, различные руды) и Финляндии (лесоматериалы, сельскохозяйственные продукты). Одна только Швеция на 75% удовлетворяла потребности промышленности Германии в руде. В акватории Балтийского моря кригсмарине расположили много военно-морских баз, а шхерный район Финского залива имел большое изобилие удобных стоянок и глубоководных фарватеров. Это создавало подводному флоту Германии прекрасные условия для активных боевых действий на Балтике. Советские подводники приступили к выполнению боевых задач уже летом 1941 г. До конца 1941 г. им удалось отправить на дно 18 немецких транспортных судов. Но и подводники платили громадную цену – в 1941 г. Балтийский ВМФ потерял 27 подлодок.
В книге эксперта по истории ВМФ Геннадия Дрожжина «Асы и пропаганда. Мифы подводной войны» есть любопытные данные. Согласно историку из всех девяти немецких подводных лодок, действовавших на всех морях и потопленных подводными лодками союзников, четыре лодки потоплены советскими подводниками. В то же время немецкие подводные асы смогли уничтожить 26 подводных лодок противника (в том числе три советских). Данные из книги Дрожжина свидетельствуют о том, что в годы Второй мировой войны происходили дуэли между подводными судами. Поединки между подлодками СССР и Германии закончились с результатом 4:3 в пользу советских моряков. Как утверждает Дрожжин, в поединках с немецкими подводными лодками участвовали исключительно советские машины типа М – «Малютка».
«Малютка» – малая подводная лодка длиной 45 м (ширина – 3,5 м) и подводным водоизмещением в 258 тонн. Экипаж подводного судна состоял из 36 человек. «Малютка» могла погружаться на граничную глубину в 60 метров и находиться в море без пополнения запасов питьевой и технической воды, провианта и расходных материалов в течении 7–10 суток. Вооружение подлодки типа «М» включало в себя два носовых торпедных аппарата и 45-мм орудие в ограждении рубки. Лодки имели системы быстрого погружения. При умелом использовании «Малютка», несмотря на свои незначительные габариты, могла уничтожить любую подлодку Третьего рейха.
Схема подводной лодки тип «М» XII серии
Первую победу в дуэлях между субмаринами СССР и Германии одержали военнослужащие кригсмарине. Случилось это 23 июня 1941 г., когда немецкая подлодка U-144 под командованием обер-лейтенанта Фридриха фон Хиппеля смогла отправить на дно Балтийского моря советскую подводную лодку М-78 (под командованием старшего лейтенанта Дмитрия Шевченко). Уже 11 июля U-144 обнаружила и попыталась уничтожить другую советскую подлодку – М-97. Эта попытка окончилась неудачей. U-144 относилась, как и «Малютка», к малым подводным лодкам и была спущена на воду 10 января 1940 г. Немецкая подлодка была тяжелее советского аналога (подводное водоизмещение в 364 т) и могла погружаться на глубину более 120 метров.
Подводная лодка типа «М» XII серии М-104 «Ярославский комсомолец», Северный флот
В этой дуэли представителей «лёгкого веса» победу одержала немецкая субмарина. Но U-144 не удалось увеличить свой боевой список. 10 августа 1941 г. немецкое судно было обнаружено советской средней дизельной подводной лодкой Щ-307 «Щука» (под командованием капитан-лейтенанта Н. Петрова) в районе о. Даго в проливе Соэлозунд (Балтика). «Щука» имела гораздо более мощное торпедное вооружение (10 торпед 533 мм и 6 торпедных аппаратов – четыре на носу и два на корме), чем её немецкий противник. «Щука» произвела двухторпедный залп. Обе торпеды точно попали в цель, и U-144 вместе со всем экипажем (28 человек) была уничтожена. Дрожжин утверждает, что немецкую субмарину уничтожила советская подлодка М-94 под командованием старшего лейтенанта Николая Дьякова. Но на самом деле лодка Дьякова стала жертвой ещё одной немецкой субмарины – U-140. Случилось это в ночь на 21 июля 1941 г. у острова Утё. М-94 вместе с ещё одной подлодкой М-98 патрулировали у острова. Сначала подлодки шли в сопровождении трёх катеров-тральщиков. Но позже, в 03:00, эскорт оставил субмарины, и они продолжили ход самостоятельно: М-94, стремясь быстрее зарядить аккумуляторные батареи, пошла большими глубинами, а М-98 направилась под берегом. У маяка Кыпу подлодка М-94 получила попадание в корму. Это была торпеда, выпущенная с немецкой субмарины U-140 (комадир Ю. Хелльригель). Торпедированая советская подлодка упёрлась в грунт, нос и надстройка субмарины возвышались над водой.
Расположение советской подлодки М-94 после попадания в неё немецких торпед
Источник – http://ww2history.ru
Экипаж подлодки М-98 решил, что «напарница» подорвалась на мине, и занялся спасением М-94 – стал спускать на воду резиновую лодку. В этот момент с М-94 заметили перископ вражеской субмарины. Командир отделения рулевых С. Компаниец кусками тельняшки стал семафорить на М-98, предупреждая об атаке немецкой субмарины. М-98 сумела вовремя уклониться от торпеды. Экипаж U-140 не стал повторно атаковать советскую подлодку, и немецкая субмарина скрылась. М-94 вскоре затонула. Погибло 8 членов экипажа «Малютки». Остальных спас экипаж М-98. Ещё одной «Малюткой», которая погибла в столкновении с немецкими субмаринами, стала подлодка М-99 под командованием старшего лейтенанта Попова Бориса Михайловича. М-99 была уничтожена во время боевого дежурства у острова Утё немецкой субмариной U-149 (командир капитан-лейтенант Хорст Хёльтринг), двумя торпедами атаковавшей советскую подводную лодку. Случилось это 27 июня 1941 года.
Кроме балтийских подводников яростно сражались с немецкими войсками и их коллеги из Северного флота. Первой подводной лодкой Северного флота, не вернувшейся из боевого похода Великой Отечественной войны, стала субмарина М-175 под командованием капитан-лейтенанта Мамонта Лукича Мелкадзе. М-175 стала жертвой немецкого судна U-584 (командир капитан-лейтенант Иоахим Декке). Произошло это 10 января 1942 г. в районе к северу от полуострова Рыбачий. Акустик немецкого судна с дистанции 1000 метров обнаружил шум дизелей советской подлодки. Немецкая субмарина начала преследование подлодки Мелкадзе. М-175 следовала зигзагом в надводном положении, осуществляя зарядку аккумуляторов. Немецкая машина двигалась под водой. U-584 обогнала советское судно и атаковала его, выпустив 4 торпеды, две из которых попали в цель. М-175 потонула, унеся с собой в морские глубины 21 члена экипажа. Примечательно, что М-175 уже однажды становилась мишенью для немецкой подлодки. 7 августа 1941 г. недалеко от полуострова Рыбачий М-175 была торпедирована немецкой субмариной U-81 (командир капитан-лейтенант Фридрих Гуггенбергер). Немецкая торпеда попала в борт советского судна, но на торпеде не сработал взрыватель. Как выяснилось позже, немецкая подлодка с дистанции 500 метров выпустила по противнику четыре торпеды: две из них не попали в цель, на третьей не сработал взрыватель, а четвертая взорвалась на предельной дистанции хода.
Германская подводная лодка U-81
Удачной для советских подводников стала атака советской средней подводной лодки С-101 немецкой субмарины U-639, проведённая 28 августа 1943 г. в Карском море. С-101 под командованием капитан-лейтенанта Е. Трофимова представляла собой довольно мощную боевую машину. Субмарина имела длину 77,7 м, подводное водоизмещение в 1090 т и могла находиться в автономном плаванье в течении 30 суток. Подлодка несла мощное вооружение – 6 торпедных аппаратов (12–533-мм торпед) и два орудия – калибром 100 мм и 45 мм. Немецкая подводная лодка U-639 обер-лейтенанта Вихмана несла боевую задачу – установку мин в Обской губе. Немецкая субмарина двигалась в надводном положении. Трофимов приказал атаковать вражеское судно. С-101 выпустила три торпеды и U-639 затонула мгновенно. В этой атаке погибло 47 немецких подводников.
Поединки между немецкими и советскими подлодками были немногочисленными, можно сказать, даже единичными, и происходили, как правило, в тех зонах, где действовали Балтийский и Северный ВМФ СССР. Жертвами немецких подводников становились «Малютки». Дуэли между немецкими и советскими подводниками не повлияли на общую картину противостояние военно-морских сил Германии и Советского Союза. В поединке между субмаринами побеждал тот, кто быстрее вычислил местонахождение противника и смог нанести точные торпедные удары.
Недалеко от немецкого города Киль, в небольшом населённом пункте Лабё, находится уникальный музей. Музей этот уникален тем, что представляет собой немецкую подводную лодку времен Второй Мировой войны типа VII, которая осталась в мире в единственном экземпляре.Фото 1. U 995 - немецкая субмарина-музей
Этот населенный пункт для установки музея был выбран не просто так - дело в том, что в Лабё располагается военно-морской мемориал, который по началу был посвящен погибшим немецким морякам на полях сражений Первой Мировой войны, затем стал считаться мемориалом посвященным всем немецким морякам, погибшим в ходе Первой и Второй Мировых войн, а в итоге Немецкий морской союз переквалифицировал его в памятник всем погибшим морякам всех наций и является призывом к миру в море.
Фото 2. Военно-морской мемориал
История U 995
Вернёмся к подводной лодке.
Фото 3. Вход в субмарину
Историческая справка:
В конце 42-го года на верфи Гамбурга началось изготовление новой субмарины типа VII, которая была спущена на воду в середине 43-го года.
Базировалась новая подлодка в Киле, что неподалеку от Лабё, где экипаж проходил обучение, а после отправилась на военно-морскую базу в норвежском Тронхейме, где с лета-осени 1944-го года начала нести службу. За оставшееся время войны U 995 совершила 9 боевых выходов, основной целью которых были конвои союзников. На момент окончания войны подводная лодка оказалась в неисправном состоянии, что и послужило причиной того, что силы союзников не стали её уничтожать в ходе операции "Дэдлайт". После окончания войны она попала под юрисдикцию Норвегии, была отремонтирована и прослужила еще около 10 лет, а затем отдана считай за бесплатно властям ФРГ, которые отбуксировали её в Киль и провели ремонтные работы, чтобы превратить её в музей. В начале 70-х состоялось торжественное открытие музея, где первым из посетителей был небезызвестный адмирал Дёниц. На сегодняшний день подлодку ежегодно посещают десятки тысяч человек.
Вот такая информация была представлена в информационном буклете на английском языке, который можно взять при покупке билета.
Внутри субмарины
Входим внутрь и видим кормовой торпедный отсек и комнату управления электрическими двигателями.
Фото 4. Кормовой торпедный отсек
Электрические двигатели использовались во время подъема. Благодаря им подводная лодка продолжала движение без погружения в воду, но это заметно сказывалось на скорости.
Фото 5. Комната управления электрическими двигателями
В комнате с электрическими двигателями можно увидеть приборы и узел управления с пунктом связи, куда отправлялись приказы старшего офицерского состава с мостика.
Комната управления электрическими двигателями
Комната с дизельным двигателем - сердце субмарины. Здесь расположен дизельный двигатель, за которым следит инженер-механик (обычно 1-2 человека). Эти моряки пользовались большими привилегиями и им отводилось больше времени для отдыха.
Сердце субмарины
Вы все еще жалуетесь на размеры собственной кухни? Тогда посочувствуйте местному "шеф-повару", который должен был на маломощной электроплитке из двух конфорок приготовить обед на команду из 40-50 человек. Развернуться в этом пространстве весьма затруднительно. Вдобавок еще слабое освещение. Кастрюля примотана цепью с замком - видимо были прецеденты её вынести.
Фото 6. Обед от шеф-повара
Фото 7. Комната отдыха рядового состава
Количество кроватей всегда было меньше, чем количество экипажа и зачастую одну кровать делили два человека. Это не вызывало никаких неудобств по причине того, что существовал вахтовый метод, по которому получалось так, что один из моряков на посту, а второй отдыхает, спит, обедает и занимается прочими личными делами.
Фото 8. Полка рядового солдата
Самое большое помещение на подлодке - центр управления и рубка.
Фото 9. Люк в центр управления подводной лодкой
Отсюда отдавались приказы, прокладывался маршрут и кипела активная жизнь. Помимо выполнения приказов сверху, каждый офицер отдавал себе отчет о том, что он должен сохранить жизнь своей команде. Здесь расположены навигационные карты, перископ, радиорубка и другие приборы для осуществления контроля за движением субмарины.
Сразу после центра управления располагаются радиорубка и приемный пункт, они расположены параллельно спальным местам офицерского состава подводной лодки - тем самым выходит, что даже во время отдыха они должны первыми получать сведения об обстановке в данном районе, либо приказы сверху, плюс перехваты радиосигналов союзников. Перехват - ответственная задача, которую, как правило, выполняли люди с отличным слухом и хорошей реакцией, чтобы как можно раньше поймать сигнал врага. Во многом благодаря расшифровке кода "Энигма" силами союзников, было утрачено немецкое превосходство в Атлантике.
Радиорубка - помимо связи с берегом и другими субмаринами большое внимание уделялось перехвату сигналов противника
Офицеры - единственные у кого была собственная полка, плюс немного личного пространства. Личное пространство выражалось в шкафчике и отсеках под ключ, где они могли хранить парадную форму, личные вещи, письма из дома.
Личное пространство офицерского состава
Обо всем вроде рассказал, но остается главным еще один вопрос - как насчет гальюна? Гальюн, конечно же, есть. У офицерского состава он личный - с умывальником, у остальной части экипажа - общий. Предоставляю фотографию офицерских удобств, жаль, что через стекло.
Фото 10. Офицерская уборная
Последней комнатой, и пожалуй самой боевой частью субмарины, является торпедный отсек.
Фото 11. Торпедная комната
Одна из наиболее ответственных задач стояла у обслуживающего персонала торпедного отсека. В основном в субмарине имелось 5 торпед - 4 были заряжены в торпедные отсеки, а одна была для перезарядки.
Торпедный отсек
Торпеды для U 995 весили около 300 кг, обладали электрическим двигателем и при выстреле развивали скорость около 30 км в час. Перезарядка торпедного отсека была, пожалуй, самой ответственной работой рядового состава.
Торпедная комната была последней в музее U 995. На выходе можно встретить автомат, как во многих местах Европы, который может за 1 евро превратить вашу 5-центовую монетку в медальончик с изображением достопримечательности. Не являясь особым поклонником данного антуража я всё-таки сделал себе на память медальончик.
На выходе из музея
Послесловие
Поход в музей завершился. Посещение подобных мест для меня всегда было в приоритете, потому что всегда интересовало - каким образом осуществлялся быт во время одного из самых крупных и кровопролитных конфликтов XX века. Музей подводной лодки U 995 не самый большой, но он уникальный. Уникальный тем, что здесь в полной мере можно погрузиться в атмосферу, царящую на глубине сотен метров под водой - когда не можешь точно знать, всплывешь ты завтра или так и останешься на дне морских глубин: без точных координат места твоей гибели и без могилы, которую смогли бы посещать родственники.
Как добраться:
Из города Киль на автобусе номер 100 до Лабё - выходим на остановке гавань и идём вдоль берега до монумента.
Стоимость посещения музея - 4,5 Евро.
Если вам доведётся путешествовать по северу Германии - обязательно посетите здешние места и проникнитесь духом истории.
До свидания, Лабё!