Организация: МБДОУ «Детский сад № 81»
Населенный пункт: Вологодская область, город Череповец
Сценарий совместного с родителями итогового праздника в
подготовительной к школе группе:
«Хлеб – всей жизни голова!».
Составила :
Шабурина Алина
Николаевна
воспитатель
г. Череповец – 2017 г.
Цель: - уточнить и закрепить представления у детей о труде взрослых, выращивающих хлеб, показать результаты труда и его общественную значимость; привлечь внимание родителей к данной теме.
Программное содержание:
Образовательные задачи:
- Обобщить и систематизировать имеющиеся знания у детей о хлебе, процессе выращивания и изготовления хлебобулочных изделий
- Закрепить знания детей об истории хлеба и русских традициях, связанных с ним; о том, люди каких профессий участвуют в процессе его выращивания и изготовления
- Продолжать формировать умения у детей устанавливать логическую последовательность действий, опираясь на сюжет картинок, отвечать на вопросы в рамках заданной темы
- Показать общественную значимость и результаты труда людей, занимающихся выращиванием хлеба
Развивающие задачи:
- Развивать творческий потенциал у детей, коммуникативные навыки
- Продолжитьработу по развитию связной речи, обогащению и активизации словарного запаса у детей
- Продолжатьразвивать психологические процессы: логическое мышление, память, творческое воображение, внимательность
Воспитательные задачи:
1. Воспитывать у детей уважительное отношение к труду людей, выращивающих хлеб, бережное отношение к результатам их труда
2. Способствовать улучшению родительски – детских отношений и усилению воспитательного влияния родителей на детей по данному вопросу
- Продолжитьработу по формированиюпатриотических чувств у детей
- Вызвать интерес к коллективному труду людей
Интеграция образовательных областей: познание, художественно – эстетическое развитие, социально – коммуникативное, развитие речи, физическое развитие
Оборудование и материалы:
Иллюстративный материал по данной теме, детские рисунки и плакаты, аудиозапись песни «Хлеб – всему голова» в исполнении Ольги Воронец, репродукции картин П. Федоренко «Жатва», И. Шишкина «Рожь», презентация «От зернышка до каравая», мультимедийная установка, гербарий с культурными растениями, загадки, пословицы о хлебе, мягкий, душистый, ароматный каравай с солонкой и рушник (красивое вышитое старинное полотенце, принесенное из дома родителями группы), все необходимое для замеса теста (мука, соль, сахар, вода, дрожжи), русский народный костюм для ведущей праздника, костюм пекаря для работника столовой детского сада.
Предварительная работа:
- подбор и чтение художественной литературы по данной теме, загадывание загадок, работа с пословицами и поговорками о хлебе; просмотр видеоролика «Как растет пшеница», рассматривание иллюстративного материала и репродукций картин, поход в «Детский музей» на тематическую выставку про «Колосок и хлеба кусок»; организация выставки совместного с родителями творчества: рисунки, плакаты, поделки; дидактические игры по теме «От зернышка до каравая»; цикл бесед по теме «Хлеб – всему голова», раздача стихов детям и индивидуальных заданий для каждой семьи, раздача стихов и индивидуальная работа с чтецами, разучивание песни «Хлеб – наш батюшка»
Праздник проходит в музыкальном зале, с подключением мультимедийной установки для показа презентации. Зал украшен детскими рисунками по данной теме, на стене плакат «Берегите хлеба каждую крупицу!»
По одной стороне зала сидят родители, а по другой дети.
Ход праздника:
Ведущий праздника в народном русском костюме. Дети заходят в зал, образуя полукруг, исполняют первые два куплета песни на слова Л. Худяковой, О. Курициной «Хлеб – наш батюшка»:
- В русском полюшке
Да под солнышком,
Колосок растет
Да водицу пьет.
- Пей водичку, пей,
Пей да подрастай.
Будет пышным наш
Добрый каравай.
Хороводная коммуникативная игра «Каравай, каравай, кого хочешь выбирай». Дети заводят круг со словами:
Как сегодня все на праздник (идут, взявшись за руки по кругу)
Испекли мы каравай.
Вот такой вышины, (поднимают руки вверх)
Вот такой нижины, (присаживаются, взявшись за руки)
Вот такой ширины, (расходятся, делают круг шире)
Вот такой ужины. (сходятся в круг)
Каравай, каравай, (хлопки в ладошки)
Кого хочешь выбирай (мальчики подходят к девочкам, берут за руки и кружатся – родители аплодируют своим детям).
Ведущий: Дружно за руки возьмитесь и друг другу улыбнитесь, а также своим родителям. Проводите мальчики девочек на свои места в зале. А сейчас дадим ответное слово нашим дорогим родителям. Родители встают и исполняют вторые два куплета песни «Хлеб – наш батюшка», закликая тем самым гостью на праздник:
- Каравай на стол-
Сразу стол – престол,
В гости всех позовем,
Хлебушек раздаем.
- Хлеб – царь Батюшка,
Хозяйка Марьюшка
Хлебу славу поет,
Угощает народ.
После этих слов под песню Ольги Воронец «Хлеб –всему голова» в зал заходит работник кухни детского сада в костюме пекаря, в руках на красивом вышитом рушнике несет пышный румяный каравай с солонкой, обходит всех гостей и произносит стихи:
Если мы хотим кого-то
Встретить с честью и почетом,
Встретить щедро от души,
С уважением большим,
То гостей таких встречаем
Круглым пышным караваем.
Он на блюдце расписном,
С белоснежным рушником.
С караваем соль подносим,
Поклонясь, отведать просим:
«Дорогой наш гость и друг
Принимай хлеб – соль из рук!»
Угощает сначала детей, а потом и взрослых гостей праздника. Все участники мероприятия с удовольствием отламывают по кусочку, макают в соль и лакомятся душистым хлебным изделием, говоря слова благодарности нашему пекарю и приглашая ее занять место в зрительном зале.
Ведущий: Уважаемые гости праздника, дорогие родители и их дети. Я рада приветствовать вас сегодня на итоговом празднике «Хлеб - всей жизни голова». И сегодня никто не останется в стороне от этой серьезной темы, так как каждой семье было дано особое домашнее задание.
Хлеб – это не только вкусное слово, его по праву можно назвать святым. И таких слов в нашей родной речи очень мало: Родина, мать, отец, отечество, хлеб…Русский человек всегда верил в его святость, что, к сожалению, не всегда можно сказать о наших современниках. Об этом в своем творческом номере расскажет первая семья(..). Выходят папа с сыном. Вступительное слово отца: «По старинному русскому обычаю хлеб ни в коем случае нельзя выбрасывать, а если нечаянно уронишь, то подняв его, надо не только бережно обтереть, но и попросить у него прощения. Ведь немалым грехом считалось, уронив крошку хлеба и не поднять ее, еще большим грехом – растоптать ногами. Вот что однажды произошло в одной обычной семье (мини – сценка). Сын начинает играть в футбол хлебным муляжом: пинает его, подбрасывает, топчет. Увидев это, папа останавливает игру, берет за руку и обращается к ребенку со следующими словами из стихотворения:
Мальчик, ногою пинающий хлеб,
Мальчик, голодных не знающий лет,
Помни, что были лихие года.
Хлеб – это жизнь, а не просто еда.
Хлебом клялись, за хлеб умирали.
Не для того, чтоб в футбол им играли.
В слове народная мудрость таится,
Вот, что в народе у нас говорится:
«Если ты хлеб ценить перестал,
Ты человеком быть перестал!»
Ведущий: Спасибо семье (…). И действительно, если человек, какой бы богатый он ни был, какое бы положение в обществе не занимал. Если он неуважительно относится к хлебу и считает, что без него не обойтись, этот человек не вызывает никакого уважения. Пора и нам подумать: что для нас хлеб, любим ли мы его, бережно ли мы к нему относимся. «Хлеб – дар Божий», - говорили наши предки и считали его своим главным богатством. А с чего же все началось, откуда к нам пришел хлеб и когда, нам сейчас расскажет семья (…) (Используется иллюстративный материал «Из истории хлеба»)
Трудно представить себе, что когда – то люди обходились без хлеба. Считается, что еще в каменном веке (показ картинок – иллюстраций) люди впервые узнали первые злаки. Сначала их собирали и ели сырыми. Много времени прошло, прежде, чем хлеб пришел к человеку в виде зернистой каши (иллюстрация). Но и после этого потребовалось не одно столетие, чтобы человек начал измельчать зерна и смешивать их с водой, а затем выпекать лепешки. Понадобилось еще несколько столетий, чтобы люди начали готовить хлеб из дрожжевого теста. Первооткрывателями стали египтяне, а уже потом, через греков и римлян этот способ попал в Европу.
Ведущий: А продолжит рассказ об истории хлеба семья (…)
Основными зерновыми культурами на Руси были пшеница, рожь, просо, овес, ячмень. (Показ и рассматривание гербария с перечисленными зерновыми культурами). Интересный факт: рожь поначалу воспринимали как сорняк на пшеничных полях. Но потом землепашцы заметили: когда от непогоды погибала пшеница, рожь спасала людей от голода. К 19 веку люди в основном ели ржаной хлеб, а пшеничный (белый) ели с медом, как лакомство, но желанным и востребованным оставался ржаной.
Ведущий: Продолжение рассказа у семьи (…) Процесс выпечки был непрост, поэтому хлеб делали не часто. Пекарей – умельцев ценили и уважали. А женщина, выпекавшая хлеб, пользовалась в доме особым уважением. Если простых людей раньше называли просто Федька, Ванька, то пекарей называли полным именем. А как красиво назывались мастера печного дела: ситники, саечники, хлебники…(показ картинок с изображением старинных русских профессий). Хлебом гордились. И не случайно наш хлеб в качестве особенного лакомства отправлялся иноземными послами, а свои далекие страны. Да и сейчас очень часто иностранный гости берут с собой буханочку русского хлеба. Скажите пожалуйста, какое хлебное изделие на Руси пользовалось особой славой?
Дети: Калачи особо ценились на Руси. Их дарили гостям из-за рубежа и преподносили их на царских приемах, как изысканное угощение.
Ведущий: Пришло время немного отдохнуть. Физкультминутку нам приготовила семья (…)
Физкультминутка «В землю зернышко попало». Все присутствующие в зале выполняют движения по тексту:
В землю зернышко попало (присели)
Прорастать на солнце стало (руки над головой)
Дождик землю поливал
И росточек подрастал (медленно встают)
К верху и теплу тянулся
И красавцем обернулся (покружились)
Ведущий: Отдохнули, всемспасибо, продолжаем наш праздник. С одной стороны, хлеб – это дар великой природы, а с другой – это великий напряженный труд множества людей. Давайте вспомним, как же хлеб к нам на стол пришел? И в этом вопросе нам поможет разобраться семья (…) (Включается презентация «От зернышка до каравая» (слайд 1) с дидактической игрой «Откуда берется хлеб» (слайд 2). Ребенок читает стихотворение:
«Нет не сразу стали зерна
Хлебом тем, что на столе.
Люди долго и упорно потрудились на земле».
Взрослый: Ответьте, пожалуйста на вопрос: А сколько профессий задействовано в процессе выращивания и изготовления хлеба?
Дети отвечают, а если затрудняются, то им помогают родители:
- Хлеб на нашем столе появляется благодаря нелегкому труду людей 120 профессий. (слайд 3)
Взрослый: Мы приглашаем вас совершить интерактивное путешествие «От зернышка до каравая» (слайд 4). Ой, посмотрите на экран, а кто это такой грустный появился? (на экране герой – маленькое Зернышко – слайд 5) Зернышко потерялось, запуталось в картинках и просит у вас помощи (слайд6 ). Поможем Зернышку?
Дети: Да.
На слайде дидактическая игра «Откуда берется хлеб?». Даны картинки с нарушенной последовательностью выращивания и изготовления хлеба – мельница (мукомольный завод), всходы, пашня, сбор урожая, сев, элеватор, магазин, пекарня – с одной стороны, а с другой стороны – названия профессий – хлебороб, агроном, пекарь, тракторист, комбайнер, мельник, водитель, продавец.
Взрослый: Посмотрите внимательно на экран, подумайте, и расставьте все картинки по своим местам, помогите Зернышку навести порядок.
Работа проводится по следующему алгоритму:
Выходит ребенок с мамой или папой из другой семьи – участницы праздника и находит первую картинку «Вспаханное поле» и соответствующуюпрофессию – тракторист – соединяют (переставляют при помощи компьютерной «мышки») и объясняют свой выбор.
2 семья – «Всходы» - зерна посеяны и начинают прорастать– профессия – агроном.
3 семья – «Сбор урожая» - созревает поле с пшеницей, выходит в поле комбайн и начинает собирать урожай – комбайнер.
4 семья – «Элеватор» - зерно ссыпают в кузов грузовика и отправка на элеватор – водитель. На элеваторе зерна сушат берегут от грызунов.
5 семья – «Мельница – мукомольный завод» - пришло время смолоть зерно в муку – мельник.
6 семья – «Пекарня, хлебозавод» - муковозы везут муку на пекарню, где пекари с помощью тестомешалок превращаютв тесто и выпекают душистый румяный пшеничный, ржаной хлеб и другие хлебобулочные изделия: булочки, баранки, бублики, батоны и другое – пекари.
7 семья – «Магазин» - хлебовозки спешат доставить горячий хлеб и другие готовые изделия в магазины, супермаркеты, рынки – продавец.
Ведущий подводит итог игре, благодарит участников за проделанную работу.
Посмотрите, а Зернышко улыбается, значит все задания выполнены верно. Не пора ли нам вновь немного отдохнуть? В снова нам поможет в этом семья (…)
Взрослый и ребенок проводят для всех гимнастику для глаз:
Глазки видят все вокруг,
Обведу я ими круг.
Глазкам видеть все дано:
Где окно, а где - крыльцо.
Обведу я снова круг –
Посмотрю на мир вокруг.
Ведущий: Да, пекари из теста чудеса творят, а кто из вас готов сотворить чудо прямо сейчас и здесь – замесить тесто, вылепить из него любое изделие которое мы затем выпечем в печи на нашей кухне, а поможет нам в этом присутствующий на празднике пекарь детского сада (…)? Выходит семья (…) со своим ребенком, одевают фартуки, колпаки, моют руки и в начале проводят пальчиковую гимнастику «Хлеб» для всех, присутствующих в зале:
Муку в тесто замесили, (показываем, как месим тесто)
А из теста мы слепили: (показываем, как лепим пироги)
Пироги и плюшки, (поочередно сгибаем пальцы)
Сдобные ватрушки, булочки и калачи –
Все мы испечем в печи. (хлопаем в ладоши)
Очень вкусно! (вытягиваем руки вперед, гладим животики ладошками)
Далее, из заранее заготовленных продуктов члены семьи (…) замешивают тесто, раскатывают, лепят, комментируя свою работу, и пекарь, проконтролировав процесс, уносит полуфабрикаты на кухню для выпекания.
Ведущий: Спасибо семье (…) и нашему уважаемому пекарю, мы ждем ароматных булочек, а пока продолжим.
Чтец – ребенок из семьи (…):
Что хлеб наш насущный – святые слова,
Так говорили и деды, и прадеды.
Он в нашей жизни всему голова –
Сила великая хлебушку дадена.
Хлеб, как святыня для всех был всегда,
Есть он – исполнилось счастье народное.
Не было – голод душил города,
И вымирали деревни голодные.
Нынче ж, когда у нас вдоволь его,
Полки изделием хлебным завалены,
То ли от сытости, толь от чего
Хлеб совершенно ценить перестали мы.
Мы не бедны: на столе, в закромах
Досыта хватит всем хлеба душистого;
На необъятных колхозных полях
Колос наполнит зерно золотистое.
Чтобы в России люди могли
Жить в благоденствии долгие годы,
Надо беречь хлеб – щедрость земли,
Силу Руси, дар великой природы. (Д. Леднев)
Взрослый из семьи (…):
Вернемся к тому времени, когда хлеб был особо ценен и важен для людей, его не хватало, каждый кусочек был «на вес золота».
Как вы думаете, дети, о каком времени пойдет речь?
Дети: О военном времени.
Взрослый: Верно, это время - война. Страшная, черная, голодная. Враги жгли хлебные поля. Чтобы людям выжить, варили суп из лебеды и крапивы, а хлеб пах дубовой корой и желудями. В то время ввели карточки на хлеб. Эти карточки имели не только взрослые, но и дети, и вместе со взрослыми стояли в огромных очередях за хлебом. Не думали тогда ни о сахаре, но пряниках, только о хлебе… В блокадном Ленинграде была установлена норма отпуска хлеба – 125 граммов (показ фотографии или картинки с изображением блокадного кусочка). После войны Россия крепла. Зашумели поля, заработали машины, потекло зерно в закрома Родины. Хлеба становилось достаточно, но люди, познавшие голод, помнили, что никакая глыба золота не заменит крошку хлеба!
Ведущий: Хлеб для человека также бесценен, как и земля, вода, воздух. Сотни стихов и песен сложено о хлебе – батюшке. Много полотен было написано художниками на тему «Хлеб». Об этом нам расскажет семья (…)
Взрослый: Россия – это не только милые душе березки, это еще и поля с золотыми колосьями ржи и пшеницы. Все это вдохновляло русских художников. Мы представляем вам репродукции 2 картин. Ваша задача назвать имена авторов и их названия, а также описать, что изобразили художники в своих произведениях. (показ первой репродукции)
Ребенок из другой семьи: Перед нами известная картина И. Шишкина «Рожь».
На картине изображены простор, раздолье, во всю ширь раскинулось поле – будущий хлеб. Дорога вьется, теряется во ржи, наш взгляд уводит далеко вдаль. Полю нет ни конца, ни края!!! Посередине возвышается несколько могучих сосен, как будто оберегают свое богатство. В этой работе художник воспевает красоту нашей Родины и прославляет труд человека. Вспаханное людьми поле вскоре даст богатый урожай и на нем закипит работа!
Ребенок из следующей семьи: Вторая репродукция картины не менее известна: П. Федоренко «Жатва». На картине изображен нежаркий день. Тусклое небо, хлебное поле уже частично убрано (сжато). Обедают жнецы: седобородый дед и дети – мальчик и две девочки. Детям всего по 8-9 лет. В снопы воткнуты серпы, которыми работали (жали хлеб) дети. Они не разговаривают и даже на улыбаются. А почему? Да, эти дети тяжелой военной поры. Им приходилось выполнять взрослую работу потому, что их старшие братья и отцы ушли на фронт защищать свою страну. Таких ребят в ту военную пору было много.
Ведущий: Спасибо семьям (…и…). Народная дума о хлебушке нашем сохранилась в народной мудрости, в народном фольклоре: в пословицах, поговорках, загадках. Об этом расскажет наша следующая семья (…)
Ребенок из семьи (…) (загадывает загадки):
- В землю теплую уйду,
К солнцу золотом взойду,
В нем тогда таких, как я,
Будет целая семья. (зерно)
- Он на солнышке стоит
И усами шевелит,
Разомнешь его в ладони –
Золотым зерном набит. (колос)
- Я пузырюсь, я пыхчу,
Жить в квашне я не хочу.
Надоела мне квашня,
Посадите в печь меня. (тесто)
- Для уборки урожая
На поля я выезжаю
И за несколько машин
Там работаю один (комбайн)
Взрослый из семьи (…): А сейчас мы проверим, как хорошо вы знаете пословицы и поговорки о хлебе. Я произнесу первую половину фразы, а вы вспомните продолжение и закончите ее. Итак, начинаем:
- Худ обед - .....(коли хлеба нет)
- Кто трудиться рад, …..(тот будет хлебом богат)
- Хлеб - …..(всему голова)
- Хлеб – батюшка, …..(а водица – матушка)
- Хлеб да вода - …..(мужицкая еда)
- Зернышко к зернышку - …..(будет мешок)
- Хлеба ни куска, …..(так и в горнице тоска)
- Сколько не думай, а…..(лучше хлеба и сам не придумаешь)
Ведущий: Спасибо семье (…) Когда вы берете в руки, дети кусочек хлеба, помните, вы прикасаетесь не просто к хлебу, а к труду многих людей: пахарей, сеятелей, пекарей и многих других. Их труд нелегок. Его нужно уважать и беречь, и пусть наши поля оснащены современной техникой, и труд человека стал намного легче в наши дни, все равно, хлеб бы и остается бесценным нашим богатством!!!
Ребенок - чтец:
Вам и расскажут, и в книгах прочтете:
Хлеб наш насущный всегда был в почете.
Низкий поклон мастерам урожаев,
Тем, кто зерно в закромах умножает,
И хлебопекам – умельцам искусным,
Всем, кто нас радует хлебушком вкусным. (А. Гришин)
В зал заходит пекарь с подносом в руках, полным испеченных булочек, слепленных своими руками во время праздника:
Дети и уважаемые взрослые, я вновь приглашаю вас поклониться и отведать ароматного хлеба, в приготовлении которого участвовали вы сами. (Все присутствующие в зале угощаются, делятся впечатлениями – под звуки песни Ольги Воронец «Хлеб – всему голова»)
Ведущий: Берегите, любите хлеб, и он всегда будет на вашем столе!
Используемая литература :
- А. В. Терещенко «Быт русского народа» Изд. Москва: Институт русской цивилизации - 2014
- Yandex . ru «Народный фольклор для детей о хлебе».
Предварительный просмотр:
МОУ Яхромская средняя общеобразовательная школа №1
Сценарий праздника
«Хлеб - всему голова»
во 2-б классе
учителя Прусаченковой Н. А.
Цель: Формирование бережного отношения к хлебу
Задачи:
1. углублять знания учащихся о хлебе;
2. воспитывать чувство уважения к труду хлеборобов;
3. воспитывать бережное отношение к хлебу
Оформление класса: на столе - каравай на рушнике, на доске — связки баранок, рисунки с изображением хлеба, ваза с колосками пшеницы, куски хлеба 125 г, 50 г
Под звуки песни «Русское поле» (слова И.Гофф, музыка Я.Френкеля) в класс входят учащиеся, гости праздника и родители. Выходят мальчик и девочка в русских костюмах. Девочка держит в руках хлеб-соль.
- Вступительная часть
Чтение учителем сказки “Что самое ценное в нашей жизни?”
Однажды добрый молодец нашел золотой самородок. Обрадовался. Поднял его и понес к ювелиру, спросил:
Сколько стоит мой самородок?
1000 руб. - ответил ювелир. Не поверил молодец, пошел к другому торговцу. Тот оценил его самородок в 5 тысяч рублей. Третий же ювелир сказал:
Стоит твоя находка 10 тысяч рублей.
Совсем растерялся юноша и решил пойти к мудрецу за советом.
Я знаю, что ничего нет дороже золота на земле, - сказал он седобородому старцу, - но не могу я установить истинную цену самородку.
Взял в руки золото мудрец: “Твоя находка, добрый молодец, стоит целого состояния. Но не гордись этим, потому, что ты ошибаешься, что золото дороже всего на свете. Попробуй неделю не поесть - отдашь самородок за кусок хлеба. Вот и разумей теперь, что самое ценное в жизни.
Мальчик: Слава миру на земле!
Слава хлебу на столе!
Если мы хотим кого-то
Встретить с честью и с почётом,
Встретить щедро, от души,
С уважением большим,
То гостей таких встречаем
Круглым пышным караваем.
Девочка: Он на блюдце расписном,
С белоснежным рушником.
С караваем соль подносим,
Поклонясь, отведать просим:
Дорогой наш гость и друг,
Принимай хлеб-соль и рук!
Передают хлеб-соль учителю.
Учитель: Вот он - хлебушко душистый,
Вот он теплый, золотистый,
В каждый дом, на каждый стол
Он пожаловал, пришел…
В нем здоровье наше, сила,
В нем чудесное тепло.
Сколько рук его растило,
Охраняло, берегло.
Ведь не сразу стали зерна
Хлебом тем, что на столе,
Люди долго и упорно
Потрудились на земле!
Хором: Слава миру на земле,
Слава хлебу на столе!
Учитель ставит каравай хлеба на стол.
Хлеб - один из самых удивительных продуктов человеческого труда. Недаром народ создал пословицы «Земля - матушка, а хлеб - батюшка», «Хлеб - это жизнь», «Хлеб -кормилец», «Без золота проживешь, а без хлеба - нет».
Изобилие хлеба - заветная мечта миллионов людей. Мы порой забываем об истинной цене хлеба, о том, что сравнительно недорогие булки, буханки вобрали в себя великий труд не одного человека, труд многих людей. Тысячи людей трудятся, чтобы зерно вырастить, собрать, обмолотить, смолоть, и наконец, выпечь хлеб.
- Выступление детей
- Он не падает к нам с неба,
Появляется не вдруг.
Чтобы вырос колос хлеба,
Нужен труд десятков рук.
- Весна звенит ручьями
Стрекочет как будильник,
И зиму выключает,
Как будто холодильник.
Запели дружным хором
Под яркими лучами
Басистые моторы
Со звонкими плугами.
- И вот под снегом талым
Распахнуты поля -
Платком пуховым стала
Широкая земля.
И вслед за тракторами
Старается весна,
Чтоб стали колосками
Ржаные семена.
Девочка.
Мы золотые зёрнышки
Живём лучистым светом,
Мы дружим, неразлучные,
Под вьюгами и тучами.
Мы чистые, струистые.
Мы ветерком провеяны.
И солнышком просвечены,
Выносливы, дружны.
Мы людям так нужны.
Дети исполняют песню «Расти, колосок»
(текст песни в книге В. А. Георгиевского, Л. И. Шитиковой
«Проведение праздников в начальной школе», 1983 год, стр. 67).
- Поле хлебное созрело,
Жатва жаркая близка.
И комбайн берется смело
Все собрать до колоска.
Время он беречь умеет,
Хлеб нажнет и в тот же миг
Обмолотит и провеет
И нагрузит в грузовик.
- Повернется руль проворный
Под уверенной рукой.
И опять польются зерна
Золотой живой рекой.
- Не ищите в этом тайны,
Ни при чем здесь волшебство -
Просто взял штурвал комбайна
Мастер дела своего.
- Хлеб созрел,
Но к нам на стол
Прямо с поля не пошел.
С поля даже в магазины
Хлебу ехать рановато.
Он уселся на машину
И спешит на элеватор.
- В элеваторе для нас
Хлеб хранится про запас.
Здесь ему тепло. Удобно.
Сможет он как будто дома
Сколько нужно отдохнуть
И опять собраться в путь.
- Едет хлеб на мельницу,
Мельницу - чудесницу.
Здесь пышней, чем облака,
И в любом количестве
Получается мука
По воле электричества.
- Вместе с мельницей речной,
Паровой и ветряной
Устарели для муки
Толстобокие мешки.
Вот почти космический
Контейнер металлический -
Уж сюда наверняка
Помещается мука!
11.И, наполнив этим грузом
Необычный круглый кузов,
Богатырь - муковоз
На завод муку повез.
12.От завода - автомата
Льется теплый хлебный запах.
Поздно ночью спят ребята,
А завод готовит завтрак.
Все, что хочешь испечет
Этот сказочный завод.
13.Все быстрее, все резвее
Появляются буханки.
Этот сказочный конвейер
Лучше всякой самобранки.
Целый город угостит,
Был бы только аппетит.
Учитель: Мне до земли
Поклониться хочется
Хлебу, рожденному нашей страной.
Труд - его имя.
Мир - его отчество,-
И для народа он самый родной!
Дети исполняют песню «Зернышко»
Тема «Хлеб и война» (звучит тихая военная музыка)
14.Даже не верится, что когда-то
На поле, сожжённом огнём батарей,
Перед атакой герои- солдаты
Делили остатки ржаных сухарей.
15. Был хлеб всегда в почёте на Руси -
Её просторов главное богатство,
Его ты хочешь цену знать?
Спроси.
Тебе ответить могут ленинградцы.
Учитель:
С 1941 года 900 дней и ночей продолжалась блокада Ленинграда. Город был окружён фашистами в кольцо. Город был изолирован от страны. Фашисты охраняли все подступы к Ленинграду. Единственной дорогой к городу был путь через Ладожское озеро. По нему ночью шли гружёные продовольствием грузовики. Но жителям Ленинграда было очень тяжёло. Они голодали. Кусочек хлеба в 125 граммов - дневная норма блокадного Ленинграда. 642 тысячи ленинградцев погибло от голода.
16. В Ленинградском музее истории хранится дневник Тани Савичевой. В котором записано кто, когда и во сколько умер из семьи Савичевых. Савичевы умерли. Осталась Таня, которую увезли в поселок Шатки Горьковской области, но, истощённая голодом, девочка умерла.
Учитель: Поэт Григорий Люшнин пережил голод и ужасы фашистского лагеря смерти Бухенвальд. Когда лагерь освободили наши воины и вынесли его на руках, в нем было 26 кг веса. Молодой мужчина весил столько, сколько вы сейчас. Умирающий от голода поэт тайком от фашистов написал в лагере смерти такие замечательные стихи о хлебе:
Крошка хлеба на землю упала,
Меньше хлеба на крошку стало,
Где-то в поле неубранном нашем
Сколько зерен лежит в пашнях.
Вот собрать бы их вместе - да в кучу!
Хлеб бы выпекли белый, пахучий!
Мы б окрепли и сильными стали,
Мы б тюремные стены сломали.
Снова вышли бы в бой под бомбежку!
Да, жалеть надо хлебную крошку!
Ведущий.
В нашей стране, залечившей тяжелые раны войны, выросло не одно поколение людей, которые не знают, что такое хлебные карточки, бессонные очереди за хлебом, которым неведомо чувство голода, незнаком вкус хлеба с примесью сена, соломы, желудей, семян лебеды. Это добавляли в хлеб во время войны. Во время войны в армию были призваны не только из городов, но и из колхозов. В колхозах остались работать женщины, старики, дети. (Стране, фронту был нужен хлеб и люди самоотверженно трудились, выращивая его.
Песня «Хлеб - всему голова» (поют дети).
(Под звук метронома ученик проносит через весь зал на подносе 125 граммов черного хлеба, а ведущий читает воспоминания медицинской сестры яслей - сада N5 города Отрадное Ленинградской области В. И. Богдановой).
Ведущий.
«Помню темный, вязкий, маленький, кусочек хлеба. Только один кусочек. На всех - взрослых и детей. И мама медленно режет его на одинаковые кубики. Помню, как я на коленках ползала по полу в надежде, найти хоть какую-нибудь крошку хлеба. Помню свою бабушку, старенькую, худенькую. Она часто отдавала нам, детям, свой паек. Помню маму, больную, обессиленную, которая вместе с другими женщинами тащила плуг по колхозной пашне в Волгоградской области. И эта память все годы жжет мое сердце ненавистью к войне».
Ученик.
Зёрна наших дней, светитесь
Говорим мы: берегите,
Берегите хлеб родной
Не мечтаем мы о чуде, -
К нам полей живая речь.
Берегите хлеб, вы - люди,
Научитесь хлеб беречь!
- Даже не верится, что на свете
В какой-нибудь очень далекой стране
С черствой лепешкой голодные дети
Порою встречаются только во сне.
- Даже не верится нам с тобою,
Что кто-то сорит этим чудом земли.
Сердце за хлеб обливается болью,
Когда он лежит в придорожной грязи.
- И если примечу кусок в небрежье,
В грязи придорожной, в подножной пыли,
То самое первое сердца движенье -
Поднять и спасти это чудо земли!
- Если каждый ученик нашей школы за 1 день не доест и выбросит 50 граммов хлеба, то по школе это составит 32,5 кг или 36 буханок в день!
(показывает кусочек хлеба в 50 г и передает другому)
- Хлеб - драгоценность! Им не сори!
Хлеба к обеду в меру бери!
(передает хлеб следующему ученику)
- Зерна наших дней светитесь
Позолотою резной.
Говорим мы: берегите,
Берегите хлеб родной!
(передает хлеб другому ученику)
- «Не мечтаем мы о чуде, -
К нам полей живая речь, -
Хором: Берегите хлеб, вы - люди,
Научитесь хлеб беречь!»
- В малом зернышке пшеницы
Летом и зимой
Сила зернышка хранится
И земли родной.
И растет под небом светлым,
Строен и высок,
Словно Родина бессмертный,
Хлебный колосок!
- Скажи мне,
Как правильней землю назвать:
Земля дорогая?
Земля золотая?
Нет, лучше, наверно,
Сказать ей:
«Родная! Земля наша милая,
Добрая мать!
Коллективное исполнение учащимися песни «Моя Россия»
4. Игра «Доскажи пословицу»
Плох обед, … (когда хлеба нет)
Покуда есть хлеб и вода, … (все не беда)
Земля кормит людей, … (как мать детей)
Без хлеба - …. (нет обеда)
Хочешь есть калачи - …. (не сиди на печи)
Каравай хлеба не …. (свалится с неба)
Не надо хвалиться, если не знаешь, как …. (хлеб родится)
Не ленись с плужком - будешь с …. (пирожком)
Работай до поту, так поешь …. (в охоту)
У народа есть слова: «Хлеб - всей жизни … (голова).
5. Инсценировка по сказке Г.-Х. Андерсена «Девочка, наступившая на хлеб»
(см. книгу «Сценарии тематических праздников» Е. А. Мухиной, Москва, 2005г., с. 14)
Ведущий1 : Жила на свете девочка по имени Инге. Была она прехорошенькая, но очень жестокая. Еще совсем маленькая, она отрывала крылышки у мух и жуков, потому что ее забавляло то, что они становились совсем беспомощными и жалкими.
Ведущий2 :
Однажды мать Инге испекла большой хлеб и попросила Инге отнести его бабушке. Инге надела свое лучшее платье, нарядные туфельки и отправилась в путь.
Ведущий1 :
Дорога шла через болото. Инге стало жаль пачкать свои нарядные башмачки. Недолго думая, она бросила хлеб в грязь и наступила на него, чтобы перейти через болото.
Ведущий 2 :
Но едва она наступила на хлеб, как хлеб вместе с ней стал быстро погружаться в болото. Только черные пузырьки пошли по воде.
Ведущий1 :
И Инге оказалась в зловонном жилище старухи Болотницы, которая решила, что из Инге выйдет отличный истукан для ее прихожей.
Ведущий2 :
И Инге стала истуканом. Руки и ноги у нее окаменели, жирные противные пауки оплели их своей паутиной, а по лицу ползали мухи с оторванными крыльями.
Ведущий1 :
Пастухи видели, что случилось на болоте, и очень скоро бродячие трубадуры разнесли по всей стране историю о девочке, которая наступила на хлеб.
Ведущий2 :
Однажды Инге почувствовала, что на голову ей упала горячая слеза. Это плакала мать Инге, говоря, что спесь сгубила ее дочь.
Ведущий1 :
«Какой толк, что мать теперь хнычет обо мне,» - думала Инге, и душа ее все больше грубела и ожесточалась.
Ведущий2 :
Но однажды эту историю услышала одна маленькая девочка. «Бедная Инге! Как бы я хотела, чтобы она попросила прощения, и ей позволили вернуться на землю!» - плакала девочка.
Ведущий1 :
Слова эти дошли до сердца Инге. Впервые она оглянулась на свою короткую жизнь и залилась слезами раскаяния. И в тот же миг луч света проник в жилище Болотницы, и Инге маленькой птичкой вылетела на волю. И не было в этот день человека счастливее матери Инге.
6. Заключительная часть (выходят 3 ученика)
Хором: Помните! Хлеб - не просто еда!
- Мальчик, ногою пинающий хлеб,
Мальчик, голодных не знающий лет,
Помни, что были лихие года,
Хлеб - это жизнь, а не просто еда.
- Хлебом клялись,
За хлеб умирали
Не для того,
Чтоб в футбол им играли.
- В слове народная мудрость таится,
Вот, что в народе у нас говорится:
«Если ты хлеб ценить перестал,
ты человеком быть перестал!».
7. Чаепитие с хлебобулочными изделиями, приготовленными родителями
Песня «Солнышко-зернышко»
1.
Припев:
А на небе солнышко -
Золотое зернышко,
Вдоль по небу катится,
За облаками прячется,
Озорной улыбкою в лето нас зовет за собой.
Все дождинки сброшены с неба - это просто вода,
Серые горошины, капли проливного дождя.
Припев:
Ливнями весенними
Только на мгновение
Небо рассыпается,
Снова улыбается
Солнышко лучистое в небе золотистым огнем.
А весна-проказница на опушке леса опять
За березкой прячется и не хочет лето встречать.
Припев:
А на небе солнышко -
Золотое зернышко,
Вдоль по небу катится,
За облаками прячется,
Озорной улыбкою в лето нас зовет за собой.
Описание работы: Материал для учителей начальной школы. Может использоваться в организации внеклассной работы, работе с родителями.
Форма: празднично-конкурсная программа.
Возраст: учащиеся 1 - 4 классов.
Цель: воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к тяжелому труду хлебороба и к хлебу; пробуждение познавательного интереса к процессу изготовления хлеба, стремления совершенствовать …
Задачи:
Способствовать развитию мышления, памяти, реализации творческих способностей;
Воспитывать культуру общения, эстетический вкус детей.
Предварительная работа:
подбор детьми и учителем стихотворений, загадок, информации об истории хлеба, процессу производства, танцев, инсценировок сказок; изготовление пригласительных билетов для гостей праздника.
Предполагаемые результаты:
познавательные УУД
Самостоятельно преобразовывать практическую задачу в познавательную
Умение самостоятельно осуществлять информационный поиск, сбор и выделение существенной информации из различных информационных источников
коммуникативные УУД
Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации
Владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка
Формирование вербальных и невербальных способов коммуникации
Умение интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми
регулятивные УУД
Удерживать цель деятельности до получения ее результата
Анализировать эмоциональные состояния, полученные от успешной(неуспешной) деятельности
Оценивать результаты деятельности
личностные УУД
Проявлять понимание и уважение к ценностям культур изготовления хлеба;
Анализировать и характеризовать эмоциональные состояния и чувства окружающих, строить свои взаимоотношения с их учетом;
Оценивать ситуации с точки зрения правил поведения и этики;
Проявлять в конкретных ситуациях доброжелательность, доверие, внимательность, помощь
Ход мероприятия.
Чтец 1. Если мы хотим кого-то Встретить с честью и почётом, Встретить щедро от души, С уважением большим, То гостей таких встречаем Пышным, круглым караваем. Чтец 2. Он на блюде расписном С белоснежным рушником! С караваем соль подносим, Поклонясь отведать просим, - Дорогой наш гость и друг, Принимай хлеб-соль из рук! Вместе: Милости просим на праздник наш, гости! Учитель: Хлеб наше богатство, наша сила. Ни один день нашей жизни не обходится без хлеба. Не зря в народе говорится: «Есть хлеб – есть и песня…».А знаете ли вы, какой нелёгкий путь проходит маленькое зёрнышко, прежде чем попасть к нам на стол в пышном, румяном и вкусном каравае?
(Демонстрация зёрен пшеницы)
Посмотри на него. Какое оно маленькое и твердое, чуть больше капли воды на ветке, а его цвет напоминает о солнце, что согревало хлебный колос, когда созревало это зёрнышко. Оно такое крохотное, но в нем великая сила. Настанет момент. Когда оно попадет в землю.
Землю-матушку – как ласково называли её во все времена русские хлеборобы. И тут начнутся удивительные превращения маленького зёрнышка . (Учитель дает детям зерна пшеницы, показывает ростки пшеницы, колос, муку, крупу.)
Мы с вами только что узнали, какой непростой и длинный путь проходит зёрнышко пшеницы пока попадет на наш стол в виде хлеба А знаете ли вы, чем пахнет хлеб? Ломоть ржаного, трудового хлеба?.. Он пахнет полем, речкой, печью, небом, А главное – работой пахнет хлеб. Каждое зерно омыто Человечьей каплей пота. Нет, не может быть забыта Эта тяжкая работа.Учитель. Мудрость народа отражена в легендах, сказаниях и былинах. Великое множество их посвящено хлебу. Послушайте народную притчу о хлебе. Вышли на ниву весной отец и сын. «Хорош хлеб взметнулся!»- воскликнул сын, любуясь дружными всходами. «Это не хлеб, а трава», - поправил его отец. Прошло время, снова вышли они в поле. «Какой хлеб колосится!» - порадовался сын. «Это не хлеб, а солома» - ответил умудрённый опытом отец. Выехало семейство на жатву. «Ну, не говорил ли я, что будем с хлебом! Можно и свадьбу играть!» - обрадовался сын. «Погоди», - прервал его отец и с тревогой поглядел на тёмную тучу в небе. Вдруг налетел шквал, ветром и ливнем смыло с нивы, все что стояло на корню… И сказал понурившись отец: «Хлеб, сын, тогда хлеб, когда он в закромах». Конкурс «Калейдоскоп профессий». Дети делятся на две команды «Колосок» и «Зёрнышко». Нужно назвать как можно больше профессий связанных с выращиванием и переработкой зерна (селекционер, агроном, тракторист, комбайнёр, шофёр, мельник, пекарь) Учитель Ребята, а вы знаете, как появился хлеб? Давайте заглянем в историческую летопись. Эту информацию ребята нашли в интернете. Летописец 1.
Ещё в древние времена человек узнал, как с одного высаженного в землю зерна можно собрать множество спелых зёрен. Потом он попробовал растирать эти зёрна между двумя камнями и получил первую муку. А когда добавил воды – получилось первое тесто. Солнце высушило его и человек впервые попробовал пресную лепёшку. Потом человек попробовал испечь эту кашицу на костре –это и был древний прародитель нашего хлеба. Учёные полагают, что первый хлеб был испечен не менее 15 тыс. лет назад.
Летописец 2.
Слово «ХЛЕБ» пришло к нам из Древней Греции, где он выпекался в специальных глиняных горшочках «хлибаносах». Вместе с древним хлебом появилась и профессия «пекарь». Пекари всегда пользовались особым почётом и уважением у всех народов. В Риме даже стоит памятник Марку Вергилию Эврикасу – пекарю и торговцу хлебом. А на основании памятника изображён весь процесс выпечки хлеба. Особенно ценился тот пекарь, который умел делать хлеб на дрожжах, Этот сорт хлеба был очень дорогим. Его могли себе – позволить купить только очень богатые люди.
Учитель . У русского народа во все времена было самое почтительное отношение к хлебу. В народных пословицах, поговорках отразилось, бережное и уважительное отношение к хлебу.
А вы знаете пословицы и поговорки о хлебе?
Тогда пора собирать наш «урожай пословиц».
Игра «Собери урожай». Пословицы разделены на 2 части, каждая из которых написана на отдельном колоске. Нужно найти колоски и составить пословицу верно.У кого хлеб родился, тот всегда веселится.
Без хлеба сыт не будешь.
У кого хлебушко, у того и счастье.
Плох обед, коль хлеба нет.
Хлебушко - от земли, силушка - от хлеба.
Хлебушко - калачу дедушка.
Кто пахать не лениться, у того хлеб уродиться.
Рыбе - вода, ягодам - трава, а хлеб всему голова!
Учитель: Часто бывает, что выбрасывают недоеденные куски хлеба. Такая малость – подумаешь! А может и в самом деле подумаем? Подсчитано, если каждый школьник выбрасывает в столовой кусочек хлеба весом в 20 грамм , то за год теряется в среднем 25 центнеров зерна , что примерно равно урожаю с гектара хлеба. У нас в школе тоже есть случаи, когда пирожки и хлеб валяются на полу или в урне. Всем надо воспитывать в себе уважение к хлебу. В старину говорили: ”Хлеб наш батюшка”. Было страшным грехом выбросить хлеб. Во время войны хлеб был для людей спасеньем. В дыму ленинградское небо, Но горше смертельных ран Тяжелого хлеба, блокадного хлеба 125 грамм! В годы тягот и лишений
В годы Великой Отечественной Войны г. Санкт-Петербург (в прошлом Ленинград) был окружён войсками Гитлера и выдержал длительную блокаду. Люди во время блокады умирали от голода, в городе нечего было есть и самой большой ценностью был хлеб выпекаемый не единственной уцелевшей пекарне города. В музее истории Санкт-Петербурга храниться маленький черный кусочек блокадного ленинградского хлеба – это суточная норма хлеба для жителей города.
”125 граммов - блокадный хлеб - это с трудом можно назвать хлебом - в нем было много примесей: жмых, древесные стружки, трава - лебеда или крапива, отруби и смесь, и только 5 граммов муки. Помните это и бережно относитесь к хлебу.
Город выстоял несмотря ни на что, но те, кто выжил в окруженном Ленинграде, знают настоящую цену хлеба.
Новый мир мужал и креп. Шел народ в огне сражений За свободу и за хлеб. Значит, правильны слова: «Хлеб всей жизни голова!» Сценка «Святой хлеб». (входит бабушка, на тарелке несёт нарезанный хлеб, подбегает внучка, берёт кусочек, откусывает) Внучка : -Фу, какой плохой хлеб! Бабушка :- Так нельзя про хлеб говорить! Его уважать надо. А если не вкусный, говорят: «Плохо выпечен». Внучка: А Пашка тоже хлеб не уважает. Не доел на улице и бросил на землю. Бабушка: Ай, как нехорошо! Ты так никогда не делай и другим не позволяй. Не доешь кусочек – в хлебницу положи. Увидишь, кто бросит из ребят, вели поднять. Ведь без хлеба голод, смерть. Сколько людей умерло без хлеба. Хлеб – святой! Внучка: Говорила бабушка, мама говорила: Хлеб наше богатство, в хлебе наша сила! Но мальчишки в школе с этим не считаются И в столовой корками хлебными бросаются. А я хлеба корку никогда не брошу, Потому что хлеб наш вкусный и хороший. Потому что много стоило труда, Чтобы хлеб наш вкусный был у нас всегда!Учитель: Ребята, давайте вместе с вами составим «Правила бережного обращения с хлебом». Всегда будем бережно относиться к хлебу и учить на своём примере других.
Помните, ребята, такие правила:
Бери хлеба столько, сколько съешь.
Остатки хлеба отдай птицам, домашним животным.
Нельзя играть с хлебом.
Уважай хлеб и труд хлеборобов сам и учи этому других.
Учитель: А сейчас группы ребят покажет русскую сказку «Круть и Верть».
Круть. Я – мышонок Круть, очень люблю крутиться. (крутится) .
Верть. Я – мышонок Верть, очень люблю вертеться. (вертится) .
Звучит музыка. Выходит петушок, танцует.
Петушок. Здравствуйте! А я – Петушок – голосистое горлышко.
Очень рано встаю,
На работу всех бужу.
Двор подметаю,
Мусор убираю. (метёт) .
Круть! Верть! Смотрите, что я нашёл!
Круть. Это колосок. Нужно его обмолотить.
Петушок. А кто это будет делать?
Мышата. Только не я! Только не я!
Петушок. Тогда я. (уходит с колоском в дом) .
Верть. Он нашёл колосок, ему и молотить.
Звучит музыка. Мышата играют в чехарду, ладушки, кружатся и т. д.
Выходит Петушок с чашкой муки.
Петушок. Круть! Верть! Смотрите, сколько муки получилось!
Круть. Ого! Теперь нужно тесто замесить да пироги печь.
Петушок. А кто будет это делать?
Мышата. Чур не я! Чур не я!
Петушок. Видно, мне одному всё придётся делать. (уходит) .
Мышата. (поют). Мы - весёлые мышата!
Нам всегда работать лень!
Мы – весёлые ребята!
Мы играем целый день!
Припев:
Мы - мышата Круть и Верть,
Очень любим песни петь!
Потанцуем и споём
И сначала всё начнём!
(танцуют: разводят и смыкают носки на «4» счёта –«гармошка»,
обходят друг друга, меняясь местами, продолжают петь.
Припев. Играют в ладоши. Выходит петушок.
Петушок. (с пирогом) . Вот и пирог готов!
Мышата. Ой! Как есть хочется! (садятся за стол) .
Петушок. Подождите! Подождите! Вы сначала мне скажите: кто колосок обмолотил?
Мышата. (громко). ТЫ!
Петушок. А кто тесто замесил?
Мышата. (тише). ТЫ!
Петушок. А кто стряпал и выпекал пирог?
Мышата. (шёпотом). Всё ты! Всё ты…
Петушок. А вы что делали?
Мышата. Только пели и плясали (опустив голову, выходят из –за стола). Прости нас, Петушок! Мы всё поняли. И теперь тебе всегда помогать будем!
Петушок обнимает мышат. Звучит музыка.
Петушок. (поёт) .
Колосок я нашёл и муки намолол,
Круто тесто замесил,
Да и маслицем полил.
Все.
Получился пирожок,
Расписной его бочок!
Всю округу обойдёшь,
А такого не найдёшь!
Поклон.
Сказки любят все на свете,
Любят взрослые и дети!
Сказки учат нас добру
И прилежному труду,
Говорят, как надо жить
Чтобы всем вокруг дружить.
Ведущая.
Артистами ребята побывали,
И сказку мы вам показали.
Представление артистов:
мышонок Круть –
мышонок Верть –
Петушок –
Артисты, зрители –
все были хороши!
Похлопаем друг другу от души.
Учитель: Ну что ж, пора подвести итоги нашего сегодняшнего состязания.
(подсчитываются очки заработанные в конкурсах)
Каравай земли и неба на твоём столе –
Ничего сильнее хлеба нету на земле.
В каждом маленьком кусочке – хлебные поля,
А на каждом колосочке держится земля.
И растёт под небом светлым, строен и высок,
Словно Родина бессмертный хлебный колосок.
Номинация: Лучшая разработка внеурочной деятельности ФГОС НОО
Тема: Хлеб - всему голова!
Никифорова Алевтина Валентиновна, учитель начальных классов, муниципальное бюджетное образовательное учреждение "Савгачевская средняя общеобразовательная школа"
Сценарий мероприятия
Цель:
Формирование нравственных ценностных ориентаций в ходе совместной познавательной деятельности.
Задачи:
1. Познакомить учеников с этапами производства хлеба.
2. Узнать о профессиях людей, которые помогают попасть хлебу на стол;
3.Прививать учащимися бережное отношение к хлебу;
4. Воспитывать уважение к труду хлеборобов;
5. Рассказать о блокаде Ленинграда, о суточной норме хлеба.
6. Развитие творческих и музыкальных способностей школьников.
7. Содействие укреплению дружеских отношений младших и старших школьников.
Оборудование и оформление класса : на доске изображен каравай на красивом вышитом рушнике, он украшен колосьями пшеницы и полевыми цветами; плакаты с пословицами о хлебе; выставка книг о хлебе; на столе, накрытом вышитым полотенцем - "каравай", - выставка хлебобулочных изделий.
Ход праздника:
Учитель:
Ребята, отгадайте, пожалуйста, загадку:
Тарелка супа меж локтями,
А он в руках у всех ломтями.
Без него, как видно,
Не вкусно и не сытно!
Ученики:
Это хлеб. (Слайд 1)
Учитель:
Да, вы правильно угадали, сегодня мы будем говорить о хлебе.
Он каждый день на нашем столе. Без него не обходится ни завтрак, ни обед. Он сопровождает нас на протяжении всей нашей жизни. Каждый день, садясь за стол завтракать, обедать, ужинать, мама разрезает и кладет на стол ломтики вкусного, румяного с красивой хрустящей корочкой хлеб. Слово хлеб мы произносим с любовью и теплотой.
«Хлеб» - Ольга Стратонович
Прожить не трудно без котлет,
Кисель не часто нужен,
Но плохо, если хлеба нет
В обед, на завтрак, в ужин.
Он – царь еды, хоть скромен вид.
От древности доныне
Средь блюд различных хлеб стоит
В почете посредине.
Ему десятки тысяч лет.
Веками бились люди,
Пока не стал таким наш хлеб,
Каким лежит на блюде.
Его найдешь ты на столе
У римлян и у грека,
В войну, в годину лютых бед,
Спасал хлеб человека.
И ныне кормит хлеб людей -
Врачей, солдат, рабочих.
И этот дар земли своей
Должны беречь мы очень!
Учитель. Все мы каждый день едим хлеб. Многие из вас любят сушки, булки, пряники, различное печенье, пирожные. Кто из вас знает, из чего все это делают? (Ответы детей.)
А что такое мука? Из чего ее получают? (Дети отвечают.)
Из зерен пшеницы получают пшеничную муку, а из зерен ржи получают муку ржаную. Чтобы получить муку из зерен, нужно затратить много труда: сначала вырастить рожь и пшеницу, затем собрать урожай. Этим занимаются хлеборобы. Ребята, а вы хотите узнать, что же это за работа?
Ученики . Да!
Учитель . Сначала хлеборобы готовят почву к посеву. Осенью они, используя специальные машины-разбрасыватели, удобряют поля. (Слайд 2) Затем тракторами вспахивают землю, перемешивая удобрения с землей. Одновременно боронами рыхлят землю, чтобы не было комков. Весной, как только земля просохнет, в поле выходят трактора. Кто ведет трактор? (Слайд 3)
Ученики . Трактор водит тракторист.
Учитель . Трактор тянет за собой железный плуг, который глубоко вспахивает землю.
Трактора выходят в степи,
Тянут плуги на прицепе.
Режут плугом, как ножом,
Жирный, сочный чернозем. (С. Погореловский)
Ведущая . И вот земля стала мягкой, рыхлой. Можно начинать сеять! К тракторам прикрепляют специальные сеялки. Из них ровными, аккуратными рядами зерна попадают в землю. (Слайд 4)
Ученик.
В почву лягут золотые зерна,
Встанут стебельки над пашней черной.
А пригреет солнышко теплее,
И земля ковром зазеленеет.
Под весенним дождиком пшеница
Будет вырастать и колоситься. (М. Познанская)
Учитель . Вот и взошла пшеница.(Слайд 5) За весною вслед наступит лето, и нальется колос незаметно. Все лето созревают зерна в колосьях. Но вот зерна созрели. (Слайд 6) Начинается жатва. В поле выходят комбайны. (Слайд 7) Кто работает на комбайне?
Ученики. На комбайне работает комбайнер.
Учитель . Комбайн срезает колосья и вымолачивает из них зерна. Эти зерна по специальному длинному рукаву высыпаются в грузовые машины. (Слайд 8)
Ученик.
Хлеб созрел, но к нам на стол
Прямо с поля не пришел.
С поля даже в магазины
Хлебу ехать рановато.
Он уселся на машины
И спешит на элеватор. (П. Синявский)
Учитель. Чтобы получить хлеб и другие хлебобулочные изделия, зерно с элеваторов везут на мукомольные заводы или мельницы. Там его мелют в муку. (Слайд 9) Вот и привезли муку на хлебозавод. Там из нее выпекут вкусный, ароматный хлеб, булочки, батоны, баранки, все то, без чего не обходится ни один завтрак, обед или ужин. (Слайд 10)
Учитель.
Чтобы хлеб пришёл к нам на стол, должно потрудиться много людей разных профессий. Какие это профессии? (Механизаторы, трактористы, комбайнёры, повара, агрономы, мельники, шофера, пекари, кондитеры,продавцы.)
Учитель.
Сейчас я предлагаю вам стать пекарями, а какие хлебобулочные изделия вам надо испечь, вы узнаете, приняв участие в игре – эстафете.
Проводится игра – эстафета: «Что мы испекли?».
Ученики делятся на группы. Даётся задание: собрать из букв слово и отгадать название хлебобулочного изделия.(Калач, пирог, булка, хлеб, батон, каравай, кулич, булка)
Ученик.
Самый вкусный, несравненный,
Всем знакомый с детских лет -
Это наш обыкновенный
И любимый русский хлеб:
Каравай пахучий, знатный,
Кренделя и калачи,
Бублик с маком ароматный,
А на Пасху куличи.
Можно с мёдом есть и с маслом,
С сыром, рыбой, ветчиной
И с икрой, кружком колбасным
Белый хлеб или ржаной.
Пироги же - хлеб особый,
Их на праздник подают,
А готовят всё со сдобой
И с начинкою пекут.
Пышки, пончики, ватрушки
Спрыгнуть с противня хотят -
Это хлебные игрушки,
В праздник радость для ребят.
Или пряники, печенье -
То, что мама испечёт,
Для детишек объеденье,
Разевай пошире рот! (И. Коньков)
Учитель.
А сейчас, пожалуйста, внимательно вслушайтесь в строчки стихотворения «Сухари», которое нам прочитают ученики 7 класса.
А бабушка сушила сухари,
И понимала, что сушить не надо.
Но за ее спиной была блокада,
И бабушка сушила сухари.
И над собой посмеивалась часто:
Ведь нет войны, какое это счастье,
И хлебный рядом, прямо за углом…
Но по ночам одно ей только снилось –
Как солнце над ее землей затмилось,
И горе, не стучась, ворвалось в дом.
Блокадный ветер надрывался жутко,
И остывала в памяти «буржуйка»…
И бабушка рассказывала мне,
Как обжигала радостью
победа
Воякой в шутку называла деда,
Который был сапером на войне.
А дед сердился: «Сушит сухари!
И складывает в наволочку белую.
Когда ж тебя сознательной я сделаю?»
А бабушка сушила сухари.
Она ушла морозною зимой.
Блокадный ветер долетел сквозь годы.
Зашлась голодным плачем непогода
Над белой и промерзшею землей.
«Под девяносто, что ни говори.
И столько пережить, и столько вынести».
Не поднялась рука из дома вынести
Тяжелые ржаные сухари.
(Ян Бруштейн)
Учитель. Наши дедушки и бабушки, пережившие голодное военное время, знают настоящую цену хлеба. 900 дней жили в условиях блокады ленинградцы. (Слайд 11)В это время рабочие получали по 250 г хлеба в день, а жители города - 125 г.
Под звук метронома ученик проносит через весь класс на подносе 125 г черного хлеба, а учитель читает воспоминание медсестры яслей- сада № 5 г. Отрадное Ленинградской области В.И. Богдановой. «Помню темный вязкий маленький кусочек хлеба. Только один кусочек! На всех - взрослых и детей. На весь день. И мама медленно режет его на одинаковые кубики... помню, как я на коленках ползала по полу в надежде найти хоть какую-нибудь крошку хлеба. Помню свою бабушку, старенькую, худенькую. Она часто отдавала нам, детям, свой паек. Помню маму, больную, обессиленную, которая вместе с другими женщинами тащила плуг по колхозной пашне в Вологодской области. И эта память все годы жжет мое сердце ненавистью к войне».
В Ленинградском музее истории хранится дневник Тани Савичевой. Вот страничка из него (читает): «Женя умерла 28 декабря в 12 часов утра 1941 г. Бабушка умерла 25 января в 3 часа дня 1942 г. Лена умерла 17 марта в 5 часов утра 1942 г. Дядя Вася умер 13 апреля в 2 часа ночи 1942 г. Дядя Леша умер10 мая в 4 часа дня 1942 г. Мама - 13 мая в 7 часов 30 минут утра 1942 г. Савичевы умерли. Умерли все. Осталась одна Таня». Таню увезли в поселок Шатки Горьковской области, но истощенная голодом девочка умерла.
Учитель
. Никто из нас не остается равнодушным к историческим документам, говорящим о судьбах людей, которым не хватало крошечки хлеба, и они умирали. А в наше время мы бережем и ценим хлеб?
А вот есть такие дети, которые совершают необдуманные поступки, не задумываются о ценности и важности хлеба, о необходимости беречь и ценить его. И вот сейчас ученики 4 класса прочитают нам стихотворение С.Михалкова «Булка» .
Три паренька по переулку,
Играя будто бы в футбол,
Туда-сюда гоняли булку
И забивали ею гол.
Шел мимо незнакомый дядя,
Остановился и вздохнул
И, на ребят почти не глядя,
К той булке руку протянул.
Потом, насупившись сердито,
Он долго пыль с нее сдувал
И вдруг спокойно и открыто
При всех ее поцеловал.
- Вы кто такой?- спросили дети,
Забыв на время про футбол.
- Я пекарь!- человек ответил
И с булкой медленно ушел.
И это слово пахло хлебом
И той особой теплотой,
Которой налиты под небом
Моря пшеницы золотой
Ребята, а как вы обращаетесь с хлебом? (Ответы детей). В нашей школьной столовой проведен рейд: как дети нашей школы относятся к хлебу? О результатах нашего рейда расскажет... Как мы все должны обращаться с хлебом? «Хлеба к обеду в меру бери. Хлеб - драгоценность, им не сори».(Слайд 12) Обращайтесь с хлебом бережно, никогда не выбрасывайте его. Помните, что хлеб и через несколько дней не утрачивает своих вкусовых качеств. Берите хлеба столько, сколько съедите, а если не съели, посушите и пейте чай с сухариками. Их также можно есть и с первыми блюдами.
Ребята, я думаю, что вы поняли, сколько человеческого труда, иногда даже с риском для жизни, сколько любви, терпения, заботы вкладывают люди в то, чтобы вырастить хлеб. А мы должны ценить, беречь и уважать их труд, относиться к хлебу бережно.
Учитель.
Хлеб – один из самых удивительных продуктов человеческого труда. Недаром народ создал пословицы «Земля - матушка, а хлеб - батюшка», «Хлеб - это жизнь», «Хлеб -кормилец», «Без золота проживешь, а без хлеба - нет».
(Слайд 13)
. Изобилие хлеба - заветная мечта миллионов людей. Мы порой забываем об истинной цене хлеба, о том что сравнительно недорогие булки, буханки вобрали в себя великий труд не одного человека, труд многих людей. Тысячи людей трудятся, чтобы зерно вырастить, собрать, обмолотить, смолоть, и наконец, выпечь хлеб. Ведь не сразу стали зерна Хлебом, тем, что на столе, Люди долго и упорно. Потрудились на земле!
Учитель:
И в заключение нашего праздника хочется сказать такие слова:
Запомните как дважды два
Народной мудрости слова:
Кто хлебушком не дорожит,
Тот мимо жизни пробежит.
Вы вспомните мои слова,
Проснувшись утром на рассвете.
Ведь ничего дороже в жизни нет,
Чем свежий хлеб на этом белом свете.
И, если каждый из вас не глух, не слеп.
Цените родной народный хлеб.
Ведь прав был пекарь – мудрый человек -
Дороже хлеба в жизни нет! (Слайд 14)
(Дети исполняют «Песенку о хлебе» (муз. В. Витлина, сл. П. Кагановой).)
А сейчас угощайтесь, берите сушки, печенье, пряники. Ешьте, не стесняйтесь, здоровья набирайтесь и благодарите тех, кто их испек! (Чаепитие.)
Список использованной литературы.
Л. С.Бескоровайная, О. В.Перекатьева, С.А. Шин “Сценарии школьных праздников, конкурсы, викторины, игры”.
М.Ю.Женило “Сценарии праздников, конкурсы, викторины, игры для учащихся 4 классов”.
В.Дацкевич “От зерна до каравая”.
Интернет ресурсы
Оксана Котельникова
Зал празднично украшен . На центральной стене нарисовано хлебное поле , на дальнем плане мельница. На столах разложены хлебобулочные изделия , две панорамы на них нарисовано как сеяли хлеб , как за ним ухаживали, как убирали и пекли его в давние времена и сейчас. Под песню «Русское поле» (муз. Я Френкеля, сл. И. Гофф) в зал входят дети.
Ведущий :
Здравствуйте, гости дорогие!
Милости просим к нам на праздник , без гостей и праздник не праздник . Ох и много праздников на Руси раньше было . Многие из них к нам пришли из глубокой старины. Самые веселые, щедрые праздники были осенью , когда люди, убрав урожай, делали заготовки на зиму.
А сегодня у нас необычный осенний праздник . День рождение хлеба .
Хлеб в России пекли с куполами,
Чтоб хватило, как неба, на всех
За широкими в доме столами
Крошку бросить считали за грех.
И хлеб-соль - это русский обычай,
Словно символ людской доброты.
(А. Коршун)
И по старому русскому обычаю дорогих гостей мы встречаем хлебом-солью .
А главный хлеб на Руси - это , конечно же, каравай. Ну, а женщин, которые раньше преподносили хлеб , называли каравайщицами. Относились к ним с почтением.
Вот и я прошу нашу каравайщицу встретить гостей хлебом-солью !
(Звучит мелодия русской народной песни «Светит месяц» . Каравайщица выходит с хлебом-солью .)
Каравайщица :
Здравствуйте, желаннушки мои, доброхотушки! Мы с вами встретились в поре-то уж багряной, осенней. Осень золотистая - хлебом колосистая !
А вот и наш именинник – каравай!
Но прежде чем угостить вас хлебушком , я приготовила для вас интересный сказ.
Для того, чтоб выросла пшеница,
Нужно, не жалея сил,трудиться :
Полюшко вспахать весною ранней,
К севу приступить без опозданий.
В почву лягут золотые зерна,
Встанут стебельки над пашней черной.
А пригреет солнышко сильнее –
И земля ковром зазеленеет!
Под весенним дождиком пшеница
Будет вырастать и колоситься.
За весною вслед наступит лето –
И нальется колос незаметно.
А потом прийдет к нам в гости осень.
Собирать пшеницу всех нас просит!
На сцену выбегают девочки в костюмах пшеницы. В руках у них колоски.
1-ая девочка :
Я пшеница, белолица!
Я расту в широком поле,
Созреваю на приволье!
2-ая девочка :
Это поле будто море.
Только море не простое –
Море хлеба золотое !
3-яя девочка :
Намелят из меня муки
Испекут вам пироги.
4-ая девочка :
Испекут и плюшки,
Бублики, ватрушки!
5-ая девочка :
Испекут каравай-
Дорогих гостей встречай!
6-ая девочка :
Колосочки, вы ржаные!
Эй, дружочки дорогие!
Выходите поскорей,
Вместе будет веселей!
На сцену выбегают мальчики , костюмы которых украшены колосками ржи, а один – васильком.
1-ый мальчик :
Я – колосок ржаной,
Я пшенице брат родной!
Вместе с пшеницей
Будем веселиться!
2-ой мальчик :
Если сеют меня в дождь –
Хороша бывает рожь!
3-ий мальчик :
Василёк украсит рожь,
Будет урожай хорош!
4-ий мальчик :
Буду вкусный и душистый,
С мягкой коркой золотистой!
Я от голода спасаю,
От души всем помогаю!
5-ый мальчик :
Дождик будет поливать,
Солнце красно согревать.
Будет людям урожай!
Испекут всем каравай!
6-ой мальчик :
Эй, девчонки, хватит спать!
Становитесь танцевать!
Исполняется танец «Колоски» .
Каравальщица :
Хлеб созрел , но к нам на стол
Прямо с поля не попал.
Едет хлеб на мельницу ,
Мельницу чудесницу!
Ведущая :
А сейчас мы поиграем в игру «Кто быстрее отвезет колоски на мельницу» .
Ход игры
1. Колоски пшеницы перед двумя командами,
2. Собираем по очереди колоски.
3. Связываем сноп веревкой.
4. Сноп кладет в машину и шофер везет на мельницу.
Ведущий :
А на мельнице из колосков получится мука. А из муки – румяные пирожки…
Каравальщица :
Подождите, подождите! Давайте у ребят спросим, что из муки можно приготовить? У меня есть волшебные, хлебные загадки . Вы готовы их отгадывать?
1. Он- не мяч и не клубок,
Он – румяный … (колобок)
2. Маленькое сдобное,
Колесо съедобное!
Я одна тебя не съем.
Разделю ребятам всем. (бублик)
3. Что на сковороду наливают.
Вчетверо сгибают.
Да в сметану макают. (блин)
4. Очень ароматные,
Сладкие и мятные.
Сверху - в глазурном глянце,
Словно в радостном румянце. (пряник)
5. В праздник он прийдет ко всем ,
Он большой и сладкий.
В нем всегда орешки, крем,
Сливки, шоколадки. (Торт)
Славно потрудились люди. Собрали богатый урожай хлеба .
-Говорят в народе :
Кто трудился от души
Веселись теперь, пляши!
Каравальщица :
Мы на пляску собрались,
Запевайте звонче,
А ты польку пианист,
Заиграй погромче.
Мальчики приглашают девочек на польку.
Танец «Полька»
Ведущий :
У нас сегодня почетные гости, это наши родители.
Мы для них тоже приготовили конкурс.
Конкурс для родителей «Закончи пословицу» .
Кто пословицу отгадает,
Тот баранку получает!
1. Хлеб – всему (шея, голова, ноги)
2. Хлеб дороже (дружбы, золота, шоколадки)
3. Земля - матушка, а хлеб – (батюшка,дедушка,учитель)
4. Без хлеба куска везде (сказка, тоска, болото)
5. Хлеб хлебу (брат, друг, враг) .
Ведущий :
В праздники на Руси любили устраивать состязания. Состязались в пляске, в уме, в удали молодецкой, в силе. По старой русской традиции, мы сегодня тоже проведем состязание «Перетягивание каната» .
Ведущая :
Эй, девчонки хахатушки,
Запевайте-ка частушки!
Спойте громко и игриво,
Чтобы выглядеть красиво.
Дети исполняют частушки о хлебе .
1. На столе у нас пирог,
Пышки и ватрушки,
Так споём же под чаёк
Хлебные частушки .
2. Хлеб я ем с утра до ночи
Булки с ночи до утра
Очень весело проходят
В нашей группе вечера .
3. Хлеборобы землю пашут ,
Пекарь служит у печи.
Ну, а все ребята наши
Любят булки, калачи.
4. Лучше нету ничего
Чем ватрушка с молоком
Тетя Света - повар наш
Что ещё нам к чаю дашь?
5. Пироги так хороши,
Просто объедение.
Повар наш нам напечет
Всем на день рождения .
6. Каравай заводит дружбу
С тем, кто с детства любит труд.
Если ты с работой дружен
Выходи смелее в круг.
Ведущий :
Ребята, а в день рождения , что принято дарить имениннику?
Дети :
Ведущая :
А мы подарим нашему имениннику и всем гостям песню про хлеб .
Каравайщица :
Выходи в хоровод,
Именинник песни ждет!
Дети встают в хоровод и поют песню на мотив «Песенка про лето» .
муз. Е. Крылатова (из м/ф «Дед Мороз и лето» ) :
Вот она какая, хлеба корка ,
С хрустом аппетитным, с вкусом тонким.
И поджариста и ароматна,
Нету ничего приятней.
Ля-ля-ля-ля-ля-ля,.
Нету ничего приятней.
В магазине вкусно пахнет хлебом ,
Хлеба пекарь нам печет к обеду,
Каждый понедельник, вторник, среду
И во все другие дни.
Ля-ля-ля-ля-ля-ля,
И во все другие дни.
К супу, к гуляшу и к манной каше
За столом дается корка наша,
К чаю булки, бублики, ватрушки
И еще, конечно, сушки.
Ля-ля-ля-ля-ля-ля,
Бублики, ватрушки, сушки.
Ведущий : А сейчас поиграем в игру «Угадай по вкусу»
Игра «Угадай по вкусу. На подносе нарезаны кусочки разных хлебобулочных и мучных изделий . Дети с закрытыми глазами по вкусу определяют, что они съели. (пряник, черный хлеб , батон, тортик, пирожок и тд.)
Ведущий :
А все это нам приготовили пекари.
Входят три пекаря в белых колпаках. На шее - связка сушек. Поют на мотив песни «Марш высотников» муз. Р. Щедрина (из к/ф «Высота» ) :
Не кочегары мы, не плотники,
Но сожалений горьких нет, как нет.
Хлебозавода мы работники ,
Вам из пекарни шлем привет!
1-ый Пекарь.
Вот он, хлебушек душистый ,
Вот он, теплый, золотистый.
В каждый дом, на каждый стол
Он пожаловал, пришел!
2-ой пекарь
В нем здоровье, наша сила,
В нем чудесное тепло.
Сколько рук его растило,
Охраняло, берегло!
3-ий пекарь
В нем - земли родимой соки,
Солнца свет веселый в нем.
Уплетай за обе щеки,
Вырастай богатырем!
(Н. Семенова)
Каравайщица :
На этом мой сказ подошел к концу. Мы теперь очень много знаем о хлебе и о том , как он тяжело достается, и о том, как люди радовались сбору урожая, и о том,как его надо беречь.
Ведущий. Ребята сегодня у Хлеба день рождения , и мы приглашаем вас всех в хоровод.
Дети встают в хоровод и поют русскую народную песню «Каравай» .
Каравальщица :
Я люблю, признаться, всех!
Но, сегодня, я хочу
Подарить свой каравай
Тем, кто праздник нам устроил .
Подготовительная группа , забирай!
Под песню «Шумят хлеба » муз. А. Пахмутовой сл. С. Гребенникова Каравайщица угощает детей булочками, пирожками, баранками и они уходят в группу на чаепитие .