Московский Государственный Университет им. М. В. Ломоносова
факультет журналистики
кафедра русского языка и стилистики
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА В ПОВЕСТИ ПЕЛЕВИНА "ЖЁЛТАЯ СТРЕЛА"
студентки в/о 204 группы
Басиной Марии Викторовны
Преподаватель
Гаврилова Евгения Николаевна
Москва, 2004 год
Вступление
Ключевые слова и словосочетания в повести "Жёлтая стрела"
Анализ ключевых слов в повести
Заключение
Приложение. Словосочетания и предложения, в которых присутствуют ключевые слова или дается ссылка на них
Вступление
Ключевые слова – это слова, на которых строится произведение. Задача данной работы – показать, что, анализируя ключевые слова в произведении, можно полнее понять его идейное содержание. Разобраться в том, какие слова являются ключевыми, помогает название произведения, обозначающее его тему. В данной работе рассматривается повесть Виктора Пелевина "Жёлтая стрела", она интересна своей неоднозначностью и глубиной. Повесть о жизни, о том, что можно открыть себя лишь выйдя за пределы обычного, того, что принято считать аксиомой: можно "сойти с поезда, на котором ты едешь". Основная идея автора скрыта в многочисленных метафорах и аллюзиях, которые, трансформируясь, повторяются на протяжении всей повести. Благодаря анализу языка автора удалось проследить некоторые цепочки метафор, раскрывающие смысл произведения. Подробно об этом в основной части работы.
Ещё одной задачей данного исследования является попытка опровергнуть бытующее мнение, что критики оценивают литературные произведения с чисто субъективной точки зрения, выдвигая необоснованные предположения. На самом деле анализ языка действительно помогает найти скрытые пружины в произведении и увидеть, как развивается мысль автора.
Сюжет и основные моменты в повести "Жёлтая стрела"
Поезд, идущий в никуда и в никогда, - место действия повести "Жёлтая стрела". Этот поезд - единственное живое пространство, в котором существуют её персонажи.
Главный герой повести, Андрей, мечтает сойти с поезда живым. Однако все знают, что "Жёлтая стрела" никогда не останавливается. Помогает ему в этом Хан, вселяя надежду, что с поезда действительно можно сойти и что были люди, которые смогли это сделать.
Начинается произведение с обычного утра. Андрея будят разговоры в туалетной очереди и музыка, звучащая по радио, которую, казалось Андрею, "переливали в эфир из какой-то огромной общепитовской кастрюли".
Андрей умылся и пошёл в вагон-ресторан, где солнечные лучи, падающие на грязную скатерть, навели его на философские размышления о жизни. После завтрака, Андрей направился к Хану, к которому "имелось какое-то смутное дело". Андрей говорит Хану, что он себя очень странно чувствовал, "словно есть разница, в каком вагоне ехать. Словно у всего происходящего появилось бы больше смысла, если бы скатерть в ресторане была чистой". Однако это лишь иллюзия, чистая скатерть или нет, поезд всё равно едет в никуда, к своей гибели – будешь ты богат или беден, всё равно не удастся избежать смерти. Люди, едущие в "Жёлтой стреле", - это мы, живущие в мире. Хан отвечает Андрею: "Ты просто на время стал пассажиром". Пассажирами Хан называет тех людей, которые не могут и не хотят выйти за рамки принятого, которым "никогда не придёт в голову, что с этого поезда можно сойти. Для них ничего, кроме поезда, просто нет". "Для нас тоже нет ничего, кроме поезда", – мрачно отвечает Андрей. "А есть ли что-нибудь другое, кроме нашего поезда, или нет, совершенно неважно. Важно то, что можно жить так, как будто это другое есть. Как будто с поезда можно сойти. В этом вся разница. Но если ты попытаешься объяснить эту разницу кому-нибудь из пассажиров, тебя вряд ли поймут". Хан заставляет Андрея вспомнить, что такое жёлтая стрела. Андрей долго не мог вспомнить, что "Жёлтая стрела" - это поезд, который идёт к разрушенному мосту.
В вагоне, где живёт Андрей, умер Соскин (персонаж, не упоминавшийся ранее и о котором ничего не говорится, кроме того, что он умер). Андрей видит, как умершего выбрасывают из окна и, по традиции, выкидывают вслед за ним подушку и полотенце.
В вагоне-ресторане Андрей встречает своего школьного приятеля, Гришу Струпина, который занимается нелегальным бизнесом: ворует алюминий, из которого сделаны чайные ложки, и латунь, которую используют в подстаканниках. После непродолжительной беседы с Гришей и его партнёром по бизнесу Иваном, Андрей прощается и уходит.
Хан показывает Андрею письмо от тех, кто сумел сойти с поезда. Андрей говорит себе, что хочет сойти с поезда живым.
Андрей читает статью из газеты "Путь" о том, как звучат колёса в разных странах мира. В России колёса стучат - "там-там".
В соседнем вагоне умер Бадасов (ещё один персонаж, о котором известно только то, что он умер). Андрей слышит разговор матери с девочкой, которая спрашивает, что находится за окном. Мать говорит, что там живут боги и духи, а люди, если и есть, то едут в поезде.
В купе Пётр Сергеевич, сосед Андрея, ругает бандитов. Вдруг стучит Гриша, Андрей открывает и видит, что лицо Гриши в крови, а пиджак испачкан: на Гришу напали в переходе между вагонами, обокрали и избили. Между Гришей и Петром Сергеевичем завязывается разговор о том, из чего сделаны замки на дверях. Пётр Сергеевич соглашается сотрудничать с Гришей.
Наступило новое утро. Как всегда, Андрея разбудило радио. Пётр Сергеевич спал всю ночь в костюме, чтобы не опоздать на встречу с Гришей, и, как только проснулся, вскочил и, торопливо причесавшись, выскочил в коридор. По радио вкрадчивый и гнусавый голос рассказывал о новом фильме Куросавы "Додеска-дзэн" о сумасшедшем, вообразившем себя водителем невидимого поезда, бегающем взад-вперёд по коридору и кричащему "Додеска-дзэн!" (что является японской имитацией стука колёс). Куросава стремится показать, что каждый из нормальных героев тоже, в сущности, едет по реальному вагону в своём собственном маленьком иллюзорном поезде.
Андрей входит в туалет и запирает его, втиснув клин между дверью и рычагом замка; забирается на крышу вагона. Через пять минут появляется Хан. Он говорил Андрею, что подниматься на крышу не только бесполезно, но и вредно, потому что там ты только дальше от возможности по-настоящему покинуть поезд. Но они продолжали лазить на крышу просто для того, "чтобы хоть на время покинуть осточертевшее пространство всеобщей жизни и смерти". На крыше они встречают старика, курящего трубку, компанию в рясах, которые с тех пор, как их помнит Андрей, сидят в кружке и изучают непонятную геометрическую фигуру, компанию из четырёх человек, играющих никому не слышную из-за стука колёс музыку. Потом Андрей заметил странного человека с широкой соломенной шляпой. Вдруг человек оттолкнулся от крыши вагона и прыгнул в озеро. Через несколько секунд он вынырнул из воды и поплыл к берегу. Хан восхищённо покачал головой, все с изумлением смотрели туда, где исчез незнакомец.
Андрей разговаривает с Антоном (до этого в повести это имя не упоминалось), который расписывает пивные банки. Андрей читает ему отрывки из "Путеводителя по железным дорогам Индии", где автор осуждает пассажиров и верит, что поезд когда-нибудь остановится. Антону не нравится "Путеводитель", и Андрей удивлённо спрашивает, почему, ведь на пивных банках Антон старательно выводит "Остановите, вагоновожатый, остановите сейчас вагон". Антон объясняет, что он не смешивает жизнь и творчество, что вагоны он останавливает только на пивных банках, потому что думает о своём ребёнке, который будет ехать дальше в этом поезде. Андрей спрашивает у Антона, не слышит ли тот что-нибудь (подразумевая стук колёс), и Антон отвечает отрицательно.
Андрей ищет Хана и не находит его. Незнакомая женщина, которую переселили в купе, где раньше жил Хан, передаёт ему письмо.
Пётр Сергеевич был пьян и весел, он стал сотрудничать с Гришей. Рядом были развёрнуты чертежи и синьки, на одной из которых Андрей заметил сильно увеличенную ручку дверного замка. Андрей спрашивает Петра Сергеевича, не задумывался ли тот когда-нибудь о том, куда они едут. Пётр Сергеевич предложил ему выпить и посоветовал не забивать голову всякой ерундой.
Наступил новый день. Когда Андрей проснулся, Петра Сергеевича в купе уже не было. Андрей сел на стол и стал смотреть в окно. В нескольких метрах за окном неслась бесконечная стена деревьев. Он видел пивные бутылки, следы недавних похорон (полотенца, подушки, одеяла и наволочки), полуразложившиеся трупы, черепа, презервативы и прочее. В конце дня Андрей наконец распечатал письмо Хана. В нём говорилось о том, что нужен ключ, который находится у Андрея в руках, но только как он его найдёт и кому предъявит? Андрей перечитал письмо, лёг на диван, погасил лампочку и повернулся к стене. Во сне он ещё раз перечитал письмо и заметил постскриптум, которого раньше не заметил: "Всё дело в том, что мы постоянно отправляемся в путешествие, которое закончилось за секунду до того, как мы успели выехать". Андрей проснулся, перечитал письмо - постскриптума не было. Вдруг он заметил, что вокруг стоит оглушительная тишина. Колёса больше не стучали. Андрей вышел в коридор и увидел проводника со стаканом чая в руке - внутри стакана неподвижно висел кусок рафинада, над которым поднималась цепь таких же неподвижных пузырьков. Андрей сунул руку в боковой карман кителя проводника и вынул оттуда ключ. Как только Андрей спрыгнул на насыпь, поезд тронулся и стал медленно набирать ход. Громыхание колёс постепенно стихло, и Андрей впервые в жизни услышал шум ветра и звук собственных шагов.
Так же как и в других наиболее хрестоматийно известных повестях Виктора Пелевина основным спусковым крючком, приводящим в действие сюжет, заставляя его стремительно разворачиваться, служат размышления, в данном случае главного героя, о жизни и ее смысле. "Горячий солнечный свет падал на скатерть, покрытую липкими пятнами и крошками, и Андрей вдруг подумал, что для миллионов лучей это настоящая трагедия - начать свой путь на поверхности солнца, пронестись сквозь бесконечную пустоту космоса, пробить многокилометровое небо - и все только для того, чтобы угаснуть на отвратительных останках вчерашнего супа. А ведь вполне могло быть, что эти косо падающие из окна желтые стрелы обладали сознанием, надеждой на лучшее и пониманием беспочвенности этой надежды - то есть, как и человек, имели в своем распоряжении все необходимые для страдания ингредиенты.
«Может быть, я и сам кажусь кому-то такой же точно желтой стрелой, упавшей на скатерть. А жизнь - это просто грязное стекло, сквозь которое я лечу. И вот я падаю, падаю, уже черт знает сколько лет падаю на стол перед тарелкой, а кто-то глядит в меню и ждет завтрака…»"
Повесть "Затворник и Шестипалый" буквально с первых же строк начинается диалогом героев, в котором проскальзывает очень похожий мотив: "Живем, живем - а зачем? Тайна веков." А в повести "Принц Госплана", в свою очередь, тоже есть подобное изречение главного героя: "На фига, интересно, мы живем?". Таким образом, совершенно очевидно, что вопросы смысла жизни и духовного поиска являются доминантной темой не только в повести "Желтая стрела", но и во всем творчестве писателя. пелевин стрела желтый
Именно с вышеуказанной строчки читатель начинает понимать, что герой не просто пассажир некоего поезда дальнего следования, а вся его поездка крайне специфична, фантастична и даже, в некотором роде, фантасмагорична. Таким образом, одна из особенностей выражения фантастических элементов в повести очень схожи с произведениями Франца Кафки, в которых фантастика и абсурд окружающего мира и событий воспринимается героями как нечто само по себе разумеющеюся и не вызывающее особых удивлений. Более того, эти элементы, как правило, являются совокупностью быта и привычного окружения, так что не сразу становится ясно, что в произведении присутствуют фантастические элементы. Этот прием характерен и для повести Пелевина "Затворник и Шестипалый", главными героями которой являются два цыпленка-бройлера, но это становится очевидно далеко не сразу. Из привычных бытовых зарисовок, вроде поездки на поезде дальнего следования с вполне реалистичными деталями вроде перекура в тамбуре или завтрака в вагоне-ресторане, Виктор Пелевин выстраивает очень необычную экспозицию: поезд "Желтая стрела" находится в постоянном движении, пассажиры не только не могут сойти с него, но и не имеют представления о том, куда он движется. Имеется лишь туманное предположение, что поезд движется к разрушенному мосту. В таком фантастическом антураже и происходит действие повести.
Интерес представляет и композиционное членение повести, которое дает автор: нумерация глав идет в обратном порядке от двенадцати до нуля. И пока поезд "Желтая стрела" стремительно приближается (как видится некоторым героям) к разрушенному мосту, а фабула повести разворачивается в будущее, нумерация глав как бы ведет обратный отчет, что позволяет воспринимать это как движение назад. Создается весьма любопытный эффект одновременного движения сразу в двух направлениях одновременно: вперед и назад.
Герои повести живо реагируют на фантастические обстоятельства, в которые поместил их автор: пассажиры "Желтой стрелы" занимаются мифотворчеством, строя различные предположения о конечном пункте состава и об окружающем их мире. Некоторые считают, что вне состава находится лишь страшный мир, где живым людям не место. На базе этого вопроса даже возникают религии, самая популярная из которых Утризм. Адепты этого верования убеждены, что во главе состава находится паровоз "У-3", везущий всех в Светлое Утро. Причем, в этой религии присутствует элемент душеспасения, на манер архаичного христианского Рая и Ада: "те, кто верит в "У-3", проедут над последний мостом, а остальные -- нет". Так же в "Желтой стреле" налажена торговля, трансляция новостей и прочие элементы цивилизации. Есть даже некое подобие социального расслоения: некоторые вагоны состава предназначены для пассажиров среднего и высокого достатка, а некоторые - для бедных и даже цыган. В жизни пассажиров установились и некие традиции с ритуалами: так, например, покойников выбрасывают из окна, предварительно замотав тело в постельное белье.
Пассажиры состава самые разнообразные: кто-то занимается торговлей, кто-то зарабатывает на жизнь росписью банок, а кто-то даже промышляет махинациями, воруя ложки и подстаканники и перерабатывая их на металл. Однако, никто из персонажей, встречающихся в поезде, не задумывается о своем абсурдном положении. Более того, они (подобно герою "Процесса" Франца Кафки) они приняли свое положение как нечто само собой разумеющееся и даже перестали слышать стук колес и осознавать, что они только пассажиры, а значит находятся в составе временно. Они не пытаются что либо изменить в этих обстоятельствах, даже проезжая мимо оживленного города с веселыми обитателями. Повседневные заботы полностью вытеснили из них желание как-то осознать свое положение и бессмысленность пребывания в "Желтой стреле". На их фоне главный герой особенно выделяется именно тем, что его подобные вопросы очень волнуют, и он хочет сойти с состава живым. В своем желании докопаться до сути и смысла происходящего он ищет единомышленников и находит одного в лице пассажира по имени Хан. В конце концов с его помощью ему удается сойти с поезда. Повесть заканчивается на оптимистической ноте, когда герой обретает желанную свободу, он идет навстречу горизонту, а в небе появляется светлая полоса. Подобный открытый финал о герое-одиночке, достигшему своей цели, отсылает к традициям писателей-романтистов.
В творчестве Виктора Пелевина часто присутствует ядовитая сатира на СССР и коммунистический строй. В своих рассказах "Зомбилизация", "Зомбификация", "ГКЧП как тетраграмматон" и многих других он сравнивает советский режим и его действия с ритуалами Вуду, жителей страны - зомби, и в целом явно негативно настроен на Советский Союз и партию коммунистов, его сатирические рассказы откровенно издевательские. Зная это, очень легко прочитать повесть "Желтая стрела" как некую притчу об истории России, которая подобно составу "Желтая стрела" добровольно изолировалась от всего остального мира и несется навстречу будущему по рельсам, игнорируя другие возможные пути и тропинки. Поезд в таком прочтении выступает как символ российского общества времен СССР. Зная так же увлечения автора восточными духовными практиками, повесть можно прочитать как некоторое дзен-истолкование, как мистическое видение жизненного пути, его неопределенности. Однако автор категорически отрицает какое-то определенное истолкование повести. Подобно традициям постмодернизма его текст поддается любой интерпретации, к нему можно подходить с совершенно разных сторон и прочесть как угодно, в том числе как приключенческую повесть с элементами мистики, если читателю угодно. "Я не знаю, что написанное обозначает", - говорит автор в своем интервью, и поэтому анализировать повесть на специфику современных проблем представляется невозможным, учитывая бесчисленное множество интерпретаций. В литературоведении такие произведения принято называть "параболой". С точки зрения внутренней структуры парабола - иносказательный образ, тяготеющий к символу, многозначному иносказанию (в отличие от однозначности аллегории и однонаправленного второго плана притчи); иногда параболу называют "символической притчей". Однако, приближаясь к символическому, иносказательному, план параболы не подавляет предметного, ситуативного, а остается изоморфным ему, взаимосоотнесенным с ним. Для нее характерны незавершенная многоплановость и содержательная емкость.
Действие происходит в Англии во второй половине XV в., во время войны Алой и Белой Розы.
В деревушке Тэнстолл, принадлежащей сэру Дэниэлу Брэкли, появляется гонец, который привозит приказ сэра Дэниэла всему мужскому населению деревни немедленно выступить в поход. Отряд должен возглавить Беннет Хэтч, правая рука сэра Дэниэла и в его отсутствие управляющий замка Мот. На время похода он хочет оставить присматривать за замком старого солдата Николаса Эппльярда, но во время их разговора Эппльярда пронзает черная стрела – это знак лесного разбойника по прозвищу Джон-Мщу-За-Всех. Хэтч вынужден остаться, а подкрепление сэру Дэниэлу поведет его воспитанник Ричард (Дик) Шелтон.
Пока отряд собирается у церкви, на церковных дверях обнаруживают письмо, в котором Джон-Мщу-За-Всех говорит о своем намерении отомстить сэру Дэниэлу, сэру Оливеру – священнику, виновному, как говорится в письме, в смерти отца юного Дика, и Беннету Хэтчу.
Тем временем сэр Дэниэл сидит в харчевне одной из принадлежащих ему деревень. Там же на полу устроился мальчик, болезненно реагирующий на шутки сэра Дэниэла, который обещает удачно выдать его замуж, сделав миссис Шелтон.
Появляется Дик. Прочитав письмо священника сэра Оливера, сэр Дэниэл пытается переложить вину за смерть отца Дика на некоего Эллиса Дэкуорта. Пока Дик ест, кто-то подходит к нему сзади и спрашивает дорогу в аббатство Холивуд, что неподалеку от замка Мот. Дав ответ, Дик замечает, как мальчик, которого все в харчевне называют “мастером Джоном”, тайно выскальзывает из комнаты.
Сэр Дэниэл посылает Дика с письмом обратно в замок Мот. Тут появляется гонец, призывающий Брэкли выступить на подмогу графу Райзингэму, стороннику Ланкастеров, и сэр Дэниэл замечает, что “мастер Джон” пропал. Тогда он отправляет на его поиски отряд из семи человек. Путь Дика к замку лежит через болото. Там он встречает Джона, лошадь которого утонула в трясине, и дальше мальчики идут вместе. От Джона Дик узнает, что сэр Дэниэл собирается женить его на некоей Джоанне Сэдли. Когда они переправляются через реку, их обстреливают разбойники. Дик оказывается в воде, и Джон спасает его. Проходя через лес, они попадают в лагерь разбойников, предводителем которых действительно оказывается Эллис Дэкуорт. Вскоре мальчики становятся свидетелями разгрома отряда, посланного на поиски Джона. Переночевав в лесу, мальчики встречают прокаженного – это переодетый сэр Дэниэл, наголову разбитый сторонниками Йорков.
В замке сэр Дэниэл готовится к обороне – больше всего он опасается “лесных братьев”. Ежеминутно готовый предать своих бывших сторонников, он посылает с гонцом письмо своему другу, состоящему в партии Ланкастеров. Тем временем Дик пытается разузнать обстоятельства смерти отца, чем навлекает на себя гнев сэра Дэниэла. Его переселяют в комнату над часовней, и Дик чувствует, что это ловушка. Появившийся внезапно Джон подтверждает его догадки. Действительно, убийца уже открывает потайной люк, но его отвлекают начавшиеся в замке поиски какой-то Джоанны. Друг Дика признается, что он и есть Джоанна, и они дают клятву соединить свои судьбы.
Через потайной люк Дик покидает замок и, с трудом переправившись через ров, бредет в лес. Там он находит повешенного гонца и завладевает письмом, после чего сдается разбойникам. Его отводят к предводителю. Дэкуорт радушно встречает мальчика и клянется отомстить сэру Дэниэлу за него и за себя. Через крестьян Дик передает своему бывшему опекуну письмо, в котором предостерегает его от устройства брака своей нареченной.
Проходит несколько месяцев. Сторонники Йоркского дома разбиты, и временно торжествует Ланкастерская партия, основные сторонники которой обосновались в городке Шорби-на-Тилле.
Дику становится известно, что сэр Дэниэл хочет выдать Джоанну замуж за сэра Шорби. В попытке похитить невесту Дик нападает на дом, где ее содержат под стражей, но вместо охраны вступает в бой с лордом Фоксгэмом, ее опекуном. В результате юноша побеждает старого рыцаря, и тот дает согласие на его брак с Джоанной.
Тогда Дик вместе с лордом Фоксгэмом пытаются освободить Джоанну, похитив корабль, но из их затеи напасть на ее дом с моря ничего не выходит – им и матросам из числа “лесных братьев” чудом удается спастись. В стычке со стражниками ранен лорд Фоксгэм. Он дает Дику свой перстень как свидетельство того, что юноша является его представителем, и письмо к будущему королю Ричарду III, где содержатся сведения о силах сторонников Ланкастера. После неудачной попытки освободить Джоанну Лоулесс, наиболее преданный Дику разбойник, приводит юношу в лес, где они переодеваются монахами. В таком облачении они проникают в дом сэра Дэниэла; там Дик встречается наконец с Джоанной. Однако в целях самозащиты ему приходится убить шпиона сэра Шорби; в результате поднимается переполох, и Дик вынужден бежать. Он пытается обмануть стражников, говоря, что идет молиться, и те отводят его в церковь, где ему приходится открыться сэру Оливеру. Тот обещает не выдавать его, если ничто не помешает свадьбе Джоанны с сэром Шорби.
Однако во время свадебной церемонии люди Дэкуорта убивают жениха и ранят сэра Даниэла, так что сэр Оливер выдает Дика. Сэр Дэниэл хочет подвергнуть его пытке, но тот заявляет о своей невиновности и просит защиты у графа Райзингэма. Граф, не желая ссориться с сэром Дэниэлом, тоже собирается его наказать, но Дик показывает графу письмо, доказывающее предательство сэра Дэниэла, и юношу отпускают. Но едва они с верным Лоулессом выходят на улицу, как Дик попадает в руки капитана, у которого похитил корабль, и ему чудом удается спастись.
Дик приходит на встречу с Ричардом Глостером, будущим королем, и они вместе разрабатывают план нападения на Шорби. Во время боя за город Дику удается до прихода подкрепления удерживать важный рубеж, за что будущий король посвящает его в рыцари. Но Дик быстро лишается его милости, прося сохранить жизнь капитану похищенного им корабля.
Придя после боя к дому сэра Дэниэла, Дик обнаруживает, что тот сбежал, уведя с собой Джоанну. Получив от Глостера 50 всадников, он отправляется в погоню и находит Джоанну в лесу. Вместе они приходят в аббатство Холивуд, где на следующий день должны обвенчаться. Выйдя утром пройтись, Дик встречает человека в одежде пилигрима. Это сэр Дэниэл, который хочет пробраться в Холивуд под защиту его святых стен, а затем бежать в Бургундию или во Францию. Дик не собирается убивать своего врага, но и не хочет пускать его в аббатство. Сэр Дэниэл уходит, направляясь к лесу, но на опушке его настигает стрела – так мстит разоренный им Эллис Дэкуорт.
Герой женится на Джоанне, капитан похищенного корабля счастливо доживает свой век в деревушке Тэнстолл, а Лоулесс становится монахом и умирает в благочестии.
Вариант 2
В повести “Черная стрела” Роберта Стивенсона действия разворачиваются в Англии во времена войны Алой и Белой розы. В произведении писатель рассказывает об истории Ричарда Шелтона, которого автор называет уменьшительным именем – Дик.
Перед читателем изображается небольшая деревушка, в которую неожиданно приезжает гонец с приказом, касающийся все мужчин, отправиться в поход. С первых страниц повести, читатель взволнован такими событиями, а главное, какова причина столь внезапного и срочного вызова мужского пола. Руководителем отряда должен быть назначен Беннет Хэтч.
Прочитав еще несколько страниц, читатель сталкивается с местью, которой наделен герой Джон-Мщу-За-Всех. Однако в начале произведения читатель с ним лично не сталкивается, в церкви обнаруживает письмо, в котором все и сообщалось. В это время автор обращает внимание читателя на сэре Дэниэле и странного мальчика, который устроился на полу рядом с ним. И только после этого писатель представляет читателю Дика, который полон эмоций и энергии.
В повести “Черная стрела” автор не случайно вводит образ мальчика, которого все называют “мастером Джоном”. Когда у Дика пытаются узнать, где находится аббатство, читатель обращает внимание, что мальчик, который был довольно странным, внезапно исчезает из комнаты. Этот момент в произведении заинтересовывает не только Дика, но и читателя.
В произведении “Черная стрела” поднимается проблема предательства. В повести прослеживается ситуация с письмом, которое отправляет сэр Дэниэл. В это время Дик желает узнать все подробности смерти отца, однако, ну спев что-то конкретное узнать, на героя обрушивается гнев сэра Дэниэла. В результате, читатель наблюдает, как Дик попадает в ловушку, согласившись переехать в комнату, которая была расположена над часовней. Конечно, он еще колеблется в своих догадках, но тут появляется Джон, который разрушает его сомнения.
Следующие события разворачиваются в повести уже стремительнее: Дик пробирается через люк, который мало кому был известен и оказывается в лесу. Увидев повешенного гонца и получив письмо, Дик объединяется с Дэкуортом. Писатель описывает их встречу довольно радушно, теперь их объединяет месть.
В романе “Черная стрела” Роберт Стивенсон четко прослеживается любовная линия. Писатель изображает сцену борьбы Дика с лордом Фоксгэмом. Конечно, наш герой выступает победителем и получает разрешение на брак с Джоанной. В целом повесть полностью пронизана злобой, предательством и переполохом, на котором и построен сюжет всего произведения.
Сочинение по литературе на тему: Краткое содержание Черная стрела Стивенсон
Другие сочинения:
- Желтая стрела Главный герой – молодой мужчина Андрей. Он просыпается в вагоне поезда от звуков радио и идет в вагон-ресторан. Там он встречает Хана и говорит ему, что хочет сойти с поезда, хотя все его пассажиры уверены, что они едут Read More ......
- Странная история Доктора Джекила и Мистера Хайда Действие повести происходит в Лондоне, в конце XIX века. Мистер Аттерсон, нотариус, был замкнутым человеком, немногословным и неловким в обществе, и все-таки очень симпатичным. Он был строг с собой, однако к слабостям ближних Read More ......
- Остров сокровищ XVIII век. В трактире “Адмирал Бенбоу”, расположенном неподалеку от английского города Бристоль, поселяется таинственный незнакомец – грузный пожилой человек с сабельным шрамом на щеке. Его зовут Билли Бонс. Грубый и необузданный, он в то же время явно кого-то Read More ......
- Вересковый мед В балладе описывается проявление героизма, чести и любви к отечеству простыми людьми, которые не выдали тайну народного умения ненавистным захватчикам. В край, в котором расцветал вереск и из него варили превосходный напиток, а тайну его приготовления не многие Read More ......
- Бурная ночь Что хотел сказать автор своим стихотворением? Что показать, кроме описанного в скудных строчках? Существуют разные мнения и смысловые видения. Загадочный всадник, беззвездная ночь, цокот копыт. Какова разгадка этого стихотворения? Наиболее интересен предложенный вариант пятиклассника из школы-интерната из далекого Read More ......
- Роберт Луис Стивенсон, шотландец по происхождению, работал в разных жанрах: как поэт, драматург, литературный критик, романист. Туберкулез заставил его покинуть Англию: большую часть жизни он прожил в Европе, Америке, а последние годы – на островах Тихого океана. Был сторонником романтического, Read More ......
- Конец XX в. был печальным для литературы. Много говорилось о том, что литература умерла, что нет больше авторов – истинных мастеров слова. Мне кажется, она просто стала другой. Литература всегда соответствовала тому времени, которому принадлежала, всегда говорила о вечных проблемах Read More ......
- Роберт Луис Стивенсон родился в 1850 в Эдинбурге. Дед его был видным гражданским инженером, строителем маяков, мостов и волнорезов. Построенный им маяк Белл-Рок написал Джон Тернер, его посещал Вальтер Скотт. Отец писателя, Томас, тоже был талантливым инженером. Предполагалось, что и Read More ......
1. Загадочный поезд.
2. Способы выживания.
3. Светлое будущее.
Действие повести Виктора Олеговича Пелевина «Желтая стрела» происходит в, казалось бы, обычном поезде. Однако пассажиры не только не могут и не хотят сойти с этого поезда, но и не совсем точно представляют себе, куда вообще движется состав. Среди обитателей распространено мнение, что этот поезд неукротимо движется к разрушенному мосту. Однако мало кто из пассажиров задумывается об этом, решая какие-либо свои мелкие обыденные проблемы. Для них транспортное средство является тем узким, резко ограниченным миром, в котором они вынуждены существовать с рождения до самой смерти.
Многие считают, что вне поезда существует страшный мир, в который отправляются лишь одни покойники и всевозможные остатки человеческой жизнедеятельности. Люди настолько освоились со своим положением, что это мобильное, летящее в неизвестность средство передвижения воспринимается ими, как нечто основательное и стабильное. Многие с поезда вообще перестали слышать стук колес и сознавать, что они только пассажиры, а значит, временно пребывают на этом поезде. Мелкие повседневные заботы затмили более серьезные проблемы. Люди не хотят задумываться над смыслом жизни, над проблемами добра и зла, бессмысленности пребывания на этом поезде. Даже появление за окнами неведомого города с доброжелательными и веселыми обитателями мало кого наталкивает на мысль изменить свое нынешнее положение.
Автор как бы намекает читателю на то, что все мы, так или иначе, являемся пассажирами в этой жизни. Пуская все на самотек, погрязнув в мелочах, человек перестает развиваться, а значит, становится безвольным приложением транспортного средства под названием Земля. Самым сложным оказывается ехать в поезде, но не являться его пассажиром. Именно это уже предполагает определенный уровень духовного развития
Безысходность, общая растерянность отражается на каждом из пребывающих в загадочном поезде. Люди в силу своего неумения или нежелания активно сопротивляться наступающей действительности придумывают себе различные оправдания и занятия. Среди пассажиров огромной популярностью пользуются новые религиозные веяния. Многие принимают Утризм, согласно которого во главе состава находится паровоз типа «У-3», везущий всех в светлое утро. Причем «те, кто верит в «У-3», проедут над последний мостом, а остальные — нет». Кто-то погружается в свои фантазии, как это делает автор книги «Путеводитель по железным дорогам Индии», пользующейся успехом у пассажиров. Сосед по купе главного героя повести, Андрея, советует ему сильно не загружаться, а отправиться к девочкам в последние вагоны. Друзья молодого человека, также каждый по-своему, пытаются реализоваться в сложившихся условиях.
Антон строит семью и зарабатывает на жизнь росписью банок, ожидая прибавления в семействе. Он считает, что искусство, творчество — это одно, а жизнь — это и есть старый вагон, в котором он живет и в котором будут жить его дети. Григории строит свой бизнес и считает себя успешным человеком. Андрей существенно отличается от своих попутчиков. Он внимательно наблюдает за своим окружением и пытается понять свое предназначение в этом мире. Он осознает, что слишком просто и неинтересно безропотно существовать в несущемся в неизвестность поезде, что мир не может ограничиваться исключительно несколькими пыльными вагонами. Он не может жить так, как его друзья, соседи, окружение. Он задыхается в этом искусственно ограниченном пространстве.
Стремление понять суть происходящего приводит его к поискам единомышленников. Своеобразным духовным учителем для главного героя становится Хан, который пытается ответить на некоторые вопросы. Этот человек так же, как Андрей, мечтает сойти с этого поезда живым. Он показывает молодому человеку старые записи, находящиеся на стене тамбура одного из последних вагонов и передающие основные сведения о сути и устройстве железнодорожного мира. Именно с Ханом главный герой совершает свои рискованные прогулки по крышам качающихся под ногами вагонов. Здесь собираются люди, которые не довольствуются времяпрепровождением в пыльных и грязных вагонах. Но не все достигают ожидаемого просветления. Так, к примеру, на крыше одного из вагонов долгое время собирается компания в длинных серых рясах. Она безуспешно и неизвестно зачем рассматривает непонятную геометрическую фигуру. Андрей подозревает, что люди, собиравшиеся на крышах вагонов, не преследуют никакой определенной цели. Он сам выбирается сюда только для того, чтобы на время вырваться из тесного пространства вагона. Хан вообще считает, что здесь человек оказывается еще дальше от возможности по-настоящему покинуть поезд. Правда, однажды на глазах у главного героя один из пассажиров на полном ходу спрыгивает с поезда в речку. Оставшиеся на крышах с изумлением успевают заметить, как смельчак вынырнул из воды и поплыл к берегу. С каждым днем Андрею все тяжелее оставаться на «Желтой стреле». Куда-то пропадает Хан, оставив молодому человеку письмо, в котором еще раз напоминает своему другу, что все находится в его руках. Только сам человек способен повлиять на свое будущее, как-то изменить его. Мечта главного героя сбывается: он вдруг осознает, что поезд остановился. Андрей выходит в тамбур, обходит оцепеневшего проводника, открывает дверь вагона и спрыгивает на насыпь. Скоро под его ногами оказывается асфальтовая дорога, ведущая через широкое поле. В небе у горизонта появляется светлая полоса.
Какой бы унылой и безрадостной ни казалась жизнь на загадочном поезде, именно она дает человеку великолепную возможность задуматься о себе, найти свой путь и свое предназначение в этом мире. Концовка резко контрастирует с настроением всего произведения, где в глаза постоянно бросается грязь, пыль, теснота, ограниченность или даже некоторая глупость действующих лиц, унылые пейзажи за окнами. Автор дает понять, что мир намного шире, чище и радостней тех жестких рамок, в которые человек сам себя загоняет. Более того, только людям подвластно освободить себя от этих оков и почувствовать себя счастливыми.
«Жёлтая стрела» - поезд, на котором всё человечество мчится вдаль до рушащегося моста. Это транспортное средство — догадаться нетрудно — метафора нашего бытия. Мы рождаемся в определенной среде, где уровень жизни, культуры, достатка, а также национальные, религиозные и социальные предрассудки подгоняют нашу судьбу под установившийся шаблон, и готово. Пассажиры просто не догадываются о том, что существует что-то за пределами купе и тамбуров, хрущёвки и ПТУ или коттеджа в Куркино и Бугатти. Многие рождаются, растут, живут и умирают в том же «вагоне».
Да, перед нами все тот же «депрессивный» и «желчный» Пелевин, который режет правду-матку об упадочном состоянии духа цивилизации. Нет в нем надежды, говорят красношляпые, нет выхода: «Ну хорошо, допустим, все плохо, а дальше что? Чем удивишь, остряк, не видишь, что нам от абсурда тошно, хочется светового шоу радужных красок или хотя бы огонька зажигалки в темной-темной комнате». И можно понять этот праведный гнев: пелевинская проза в моде, но надежды на светлое будущее она не дает. Но в случае со «Стрелой» так ли это? Так ли непроходим пессимизм новой литературы? Да нет… «Желтая стрела» как раз таки заканчивается традиционно для ЛР: герой покидает не только вагон, но и поезд под влиянием Сонечки Мармеладовой или Дмитрия Лопухова в образе Хасана, столь же призрачного и нереального, сколь Гораций для Гамлета – всегда собеседник, но никогда не действующее лицо.
Сказка – ложь, да в ней намек: каждый может выбраться из своего футляра, движущегося в Тар-тар. Андрей хоть и рождается в рамках стереотипов, проникается дрожащим, как ложка в граненом стакане, миром, но не перестает размышлять, совершенствоваться и находит свое освобождение в прыжке на дикую, неизведанную землю за пределами тюрьмы на колесах. Раз за разом предпринимая попытки бегства, герой не сдавался и преуспел. Духовная эволюция, диалектика души, открытый, но по-Достоевски положительный финал. Родион раскаялся, Марья Болконская вышла замуж.
О хорошем сложно сказать что-то новое, и концовка «Желтой стрелы» никого не поразит. Но вдохновит. Но мотивирует. Да, говоря о надежде, рискуешь прослыть банальным, однако что плохого в банальности, если она – часть художественной правды автора, часть мироустройства, где действительно можно найти отдушину в поиске света и смысла внутри себя, а не снаружи. «Снаружи» — это и есть главный отрицательный герой повести, антагонист тому «Я», которое не хочет ехать спиной вперед, не хочет жить по законам обратной перспективы средневековых полотен. Но бунтующее, первозданное, индивидуальное «Я» попадает во внешнюю среду, неизбежно происходит реакция подавления с одной стороны, и приспособления с другой, и вот перед нами безвольный пассажир, которого тянет назад то, что сильнее и древнее его. Он вроде бы ходит сам, решает, посахарить ли чай, оберегает ложки и подстаканники, столь полюбившиеся местной мафии, но, на самом деле, вся эта мещанская идиллия движется вслед за локомотивом вне зависимости от воли и устремления людей, находящихся на борту. Вот почему предъявить билет, по мнению Хасана, некому: то, что несет нас дальше, не человек, и даже не вороватая клика мошенников в поезде, это сила и власть прошлого, созданного стихийно, как смерч или цунами. Бушующим волнам никто не предъявляет путевку и загранпаспорт, чтобы его, приезжего, отпустили, он, дескать, имеет право выйти из города, обреченного на смерть. Так и мы, сжимая в руках счастливый билет, все ищем, у кого бы спросить разрешения, получить одобрения, у кого бы пройти контроль. В этом внутреннем рабстве под гнетом условностей – трагедия. Большинство его не преодолеет никогда. Даже путь Андрея повторить не удастся, так что хеппи-энд выдан в единственном экземпляре, проездной талончик уже использован. Ведь суть освобождения в том, что поиск выхода производится самостоятельно, одиночно, индивидуально. «Желтая стрела» — не рецепт, а стимул, чтобы его искать.
Интересно? Сохрани у себя на стенке!