Судовая сигнализация
является неотъемлемой частью многих систем: энергетической установки, вспомогательных механизмов, общесудовых систем, систем судовождения и др. Основная функция сигнализации – предупреждение обслуживающего персонала о достижении предельных значений некоторых параметров.
Разновидности судовой сигнализации, компоновка и расположение в зависимости от типа судна регламентируются Правилами классификации и постройки морских судов Регистра РФ.
Выделяют следующие системы сигнализации:
— Авральная сигнализация
. Оборудуется на судах, где объявление аврала голосом или громкоговорителем не может быть слышно одновременно во всех местах, где могут быть люди. Звуковые приборы устанавливаются в машинных помещениях, в общественных местах площадью более 150 кв.м., в коридорах жилых и общественных помещений, на открытых палубах в производственных помещениях. Звуковые приборы снабжаются также световой сигнализацией, и тональность авральной сигнализации отличается от тональности звуковых приборов другой сигнализации.
Система питается от аккумуляторной батареи, размещенной выше палубных перегородок и вне пределов машинных отделений. Действие авральной сигнализации проверяется не реже одного раза в 7 дней, и перед каждым выходом в рейс.
— Пожарная сигнализация
. В рулевой рубке устанавливается станция пожарной сигнализации с мнемосхемой, с помощью которой быстро определяется место пожара. Система снабжена датчиками — извещателями ручного и автоматического действия.
Автоматические извещатели устанавливаются во всех жилых и служебных помещениях, в кладовых взрывчатых, легковоспламеняющихся и горючих материалов, на постах управления, в помещениях для сухих грузов. В машинных и котельных отделениях с автоматизированным управлением при отсутствии в них постоянной вахты.
Ручные извещатели устанавливаются в коридорах жилых, служебных и общественных помещений, в вестибюлях, в общественных помещениях площадью более 150 кв.м., в производственных помещениях, на открытых палубах в районе расположения грузовых люков.
В системе должно быть предусмотрено два вида питания: основное – от судовой сети и резервное – от аккумуляторных батарей. Система пожарной безопасности должна постоянно находиться в действии. Вывод из действия системы для устранения неисправностей или выполнения технического обслуживания допускается с разрешения капитана и с предварительным уведомлением вахтенного помощника. Один раз в месяц проверяются по одному излучателю в каждом луче.
— Предупредительная сигнализация
объемного пожаротушения. Оборудуется в машинно-котельных отделениях, трюмах с сухими грузами, в которых находятся или могут находиться люди. С помощью звукового и светового сигналов персонал предупреждается о пуске в действие системы объемного пожаротушения. Сигналы подаются при ручном и дистанционном пуске системы. Система питается от той же аккумуляторной батареи, что и пожарная сигнализация. Система должна постоянно находиться в действии.
— Аварийно-предупредительная сигнализация (АПС). Оборудуется на всех самоходных судах и предназначена для сигнализации состояния энергетической установки, работы вспомогательных механизмов. Компонуется в зависимости от типа судна, уровня автоматизации и т.д. На автоматизированных судах применяют обобщенную аварийно-предупредительную сигнализации (ОАПС), которая подает сигналы не только в машинном отделении и в ЦПУ, но и на внешних объектах – рулевой рубке, каюте механиков и др. Проверяется перед каждым выходом судна и периодически в течении вахты.
— Сигнализация о наличии воды в льялах и сточных колодцах трюмов. Оборудуется на различных судах и обязательном порядке на электродах для сигнализации уровня воды под гребными электродвигателями. Постоянно находится в действии, проверяется не реже раза за вахту.
— Сигнализация закрытия водонепроницаемых дверей. Устанавливается на тех судах, на которых предусмотрено деление помещений судна на водонепроницаемые отсеки и имеются водонепроницаемые двери. Сигнализация проверяется вместе с проверкой дверей не реже одного раза в неделю, и перед каждым выходом в рейс.
— Бытовая сигнализация (каютная, медицинская). Устанавливается на тех судах, где она необходима, чаще пассажирских. Проверяется не реже раза в месяц.
Обеспечение безопасного плавания судов достигается строгим соблюдением «Правил плавания по внутренним судоходным путям ». В них изложены основные положения, определяющие порядок несения судовых сигнальных огней и знаков, правила движения, стоянки судов и составов, порядок расхождения и обгона судов и т. д.
Действие Правил плавания распространяется на все суда и составы (независимо от их принадлежности), плавающие по внутренним судоходным путям, а также на все плавучие сооружения.
На участках рек в границах морских портов и в низовьях рек, входящих в зоны морского ведомства, действуют Международные правила для предупреждения столкновения судов в море (МППСС).
В дополнение к Правилам плавания издаются местные правила плавания, в которых рассматриваются особенности судоходства в конкретном бассейне.
Правилами плавания установлены минимальные запасы воды под днищем судов, требования к содержанию пути и судоходной обстановки, а также определены права и обязанности работников пути в отношении содержания водных путей. В разделе «Движение судов» даются указания, относящиеся к расхождению и обгону судов, прохождению их под мостами, через шлюзы, при выходе в водохранилища и озера.
Средствами информации между судами, находящимися в движении, служат зрительные и звуковые сигналы.
Средствами зрительной сигнализации являются сигнальные огни, действующие от захода до восхода солнца. Огни бывают ходовые, зажигаемые на судах и плотах при движении, и стояночные, включаемые на судах и плавучих сооружениях во время их стоянки.
Во время движения самоходное судно несет:
Бортовые огни - красный с левого борта и зеленый с правого; каждый из них освещает горизонт по дуге 112,5°, считая от носа судна;
Гакабортные огни - один сзади трубы (гаковый), видимый по дуге горизонта в 135°, и два на задних торцовых стенках палубных надстроек, видимых по дуге горизонта в 180°. На судах с шириной корпуса менее 5 м устанавливается только один гаковый огонь. Цвет гакабортных огней - в зависимости от способа движения и рода перевозимого груза (табл. 5, № 16-20);
Топовые огни - на передней мачте. Они должны быть видимы впереди судна по дуге горизонта 225°. Их различают по количеству и цвету в зависимости от назначения судна и характера выполняемой им работы (табл. 5, № 1-15).
На стоянке самоходные суда несут один белый клотиковый огонь на мачте, видимый по горизонту на 360°, белый огонь на краю капитанского мостика со стороны фарватера и гакабортные огни.
Землечерпательные снаряды во время работы должны иметь один зеленый клотиковый огонь, видимый со всех сторон, огни на плавучем грунтопроводе (через 50 м по его длине) и по одному огню на палубе - на корме и на носу. Цвет огней - красный, если отвал грунта производится в сторону правого берега, и белый при отвале грунта в сторону левого берега.
Дноочистительные снаряды, брандвахты и другие суда технического флота несут те же огни, что и несамоходные суда, за исключением водолазных кранов, на которых в ночное время поднимаются (на мачте) два вертикально расположенных зеленых огня, днем - два зеленых флага.
Несамоходные суда длиной более 50 м во время буксировки и на стоянке несут два белых огня - по одному на носу и на корме, при длине судна менее 50 м - один белый огонь на мачте. Огни видимы по горизонту на 360°.
Несамоходные суда с нефтегрузами, кроме указанных выше огней, поднимают один или два красных огня на мачте в зависимости от класса перевозимого нефтепродукта.
В дневное время на судах, перевозящих нефтепродукты, на мачте поднимаются красные квадратные флаги (один или два) в зависимости от класса нефтепродуктов.
При встречах и обгонах суда обмениваются световыми отмашками (миганием белого огня на капитанском мостике), указывая этим сторону расхождения или обгона.
В дневное время для этой цели используются квадратные флаги белого цвета (отмашки или светоимпульсные лампы-отмашки (СИО).
Звуковые сигналы (гудки, свистки, звуки сирены) подаются судами при расхождении и обгоне, при проходе мимо работающих земснарядов, шлюзов, при маневрировании и других обстоятельствах, связанных с управлением и движением судна.
Запрещается выходить судам в плавание при следующих обстоятельствах: отсутствии удостоверения Речного Регистра на годность судна к плаванию или по истечении его срока действия; при водотечном корпусе, неисправности водонепроницаемых переборок, коффердамов или палубы; если судно перегружено пассажирами или грузом сверх установленной нормы; при неисправном рулевом устройстве; когда на судне не имеется якорей или вес их не соответствует нормам Речного Регистра и не отвечает требованиям Правил технической эксплуатации; если на судне не имеется спасательных, противопожарных и водоотливных средств по нормам Речного Регистра, а также при неудовлетворительном их состоянии; если на судне неисправны звуковые и световые сигналы, средства связи, а также отсутствуют сигнальные огни (все или даже один); при отсутствии исправно действующего компаса и карт района плавания на озере и водохранилище.
На судах используются автоматические противопожарные устройства двух типов: автоматическая сигнализация и автоматическая противопожарная защита.
Сигнализация обнаружения пожара предназначена для подачи сигнала с места возникновения пожара в центральный пожарный пост. Система автоматической пожарной сигнализации состоит из датчиков (извещателей), расположенных в охраняемых помещениях, приёмной и сигнализирующей аппаратуры, устанавливаемой на специальном пульте в ходовой рубке, аппаратуры питания системы сигнализации и линий связи. В соответствии с «Правилами противопожарного оборудования морских судов Регистра СССР» автоматические системы сигнализации должны получать питание не менее чем от двух источников.
Станции сигнализации обнаружения пожара подразделяются на установки с тепловыми (температурными) извещателями и с извещателями, реагирующими на наличие дыма в помещении. Температурные датчики располагаются непосредственно в местах, подлежащих контролю на случай возникновения пожара.
Тепловые извещатели автоматической пожарной сигнализации размещают во всех жилых и общественных помещениях, в кладовых для хранения взрывчатых веществ и в помещениях для сухих грузов.
Аппаратура, принимающая сигналы от температурных извещателей и позволяющая контролировать состояние всех систем, быстро узнавать о пожаре на судне, а также включать и выключать сигналы пожарной тревоги объединяется в одной станции.
ПОЖАРНАЯ СИГНАЛИЗАЦИЯ «ТОЛ-10/50-С»
Станция пожарной электрической сигнализации лучевой системы служит для приёма сигналов тревоги от:
Ручных кнопочных извещателей типа ПКИЛ-4м-1;
автоматических контактных пожарных извещателей с контактами на размыкание;
от автоматических бесконтактных извещателей типа ПОСТ-1 С. Состав:
общесудовой блок;
4 блока лучевых комплектов;
блок питания.
ПОСТ-1-С (тепловой автоматический извещатель) состоит из:
БКУ (блок контрольных устройств) - 4 шт.
Устройство оконечное - УО - 33 шт.
ДМД-С (датчик максимальный)
ДМД-70-С (датчик максимально-дифференциальный) -221 шт.
ДМ-90 - 9 шт.
ДМВ-70-11шт.
Кнопочный извещатель ПКИЛТ-4м - 30 шт.
При обрыве лучевой линии обесточено как реле постоянного тока, так и реле переменного тока (электрическая цепь разомкнута).
Обрыв среднего провода (№ 2) датчика ПОСТ-1С вызывает срабатывание реле переменного тока.
Замыкание фидерных проводов датчика между собой приводит к срабатыванию реле переменного тока.
При заземлении фидерных проводов 1 и 2 срабатывает второе реле (реле переменного тока). |
При заземлении фидера 3 происходит шунтирование обмотки первого лучевого реле станции. Реле отпускает и на станции возникает сигнал «Обрыв».
Пожарная сигнализация «ДЕЛЬФИН» «КРИСТАЛЛ».
СОСТАВ:
· прибор общестанционный -1 - ОС
· прибор групповой - 3-ГР.
· прибор искрозащитный -1 - ИЗ.
· прибор конечный - 26 - К.
· прибор проверки датчиков - 2 -.
· тепловые датчики - 234.
· дымные датчики - 28.
· ручные извещатели - 24.
Датчики температуры:
Т1-65-+65°(+9;-8)
Т2-90-+90°±10°С.
ТИ-65-+65°±9°С.
Прибор ГР предназначен для приема сигналов через лучевые блоки от 10 лучей с тепловыми и дынными датчиками. С прибора ГР осуществляется управление, сигнализация и контроль исправности всех лучей.
Прибор имеет 12 модификаций.
10 лучевых блоков имеют 3 модификации:
ЛП-блок лучевой петлевой.
ЛТ-блок лучевой трёхпроводный.
ЛД-блок лучевой двухпроводный.
Пожарная сигнализация «ДЕЛЬФИН».
Дымовые извещатели - ИП212-11-12-1Р55 Автоматические тепловые - ИП101-14-66-1РЗО.
Напряжение холостого хода и ток короткого замыкания на приборе ИЗ 23В и 70 мА. Параметры линии: 0,06 мкФ; 0,2 мГн.
Комплекс технических средств судовой пожарной сигнализации «ФОТОН-П»
Описание и работа комплекса.
Сокращения, встречающиеся ниже по тексту:
- ПУ-П - прибор управления пожарный;
- ППКП-П - прибор приёмо-контрольный пожарный;
- ДВП - дистанционный выносной прибор; ПСА - прибор сигнализации аварии;
- БРВУ- блок реле внешних устройств;
- ИД - извещатели дымовые;
- ИТ - извещатели тепловые;
- ИП - извещатели пламени;
- ИР - извещатели ручные;
- БС - блоки сопряжения.
Комплекс «ФОТОН-П» предназначен для адресного и безадресного автоматического обнаружения пожара по фактам дым, пламя, температура с одновременным включением средств пожарной сигнализации.
Комплекс «ФОТОН-П» предназначен для установки на судах морского и речного флота, поднадзорных Морскому Регистру судоходства.
Комплекс «ФОТОН-П» представляет собой набор различных типов адресных и безадресных приборов, блоков и извещателей, из которых можно комплектовать микропроцессорную информационно-управляющую систему различной конфигурации и объёма в зависимости от типа и назначения охраняемого объекта. Состав комплекса переменный, зависит от типов и количества извещателей, приборов и блоков.
Комплекс «ФОТОН-П» предназначен для эксплуатации в морских условиях и до устойчивости к механическим и климатическим факторам удовлетворяет требованиям «Правил классификации и постройки морских судов» Регистра.
Комплекс «ФОТОН-П» может эксплуатироваться при температуре воздуха от минус 10 до плюс 50 °С и относительной влажности 80% при 40°С.
Комплекс «ФОТОН-П» имеет в своём составе пожарные взрывозащищённые извещатели, блоки и размыкатели:
- дымовые - извещатели ИД-1В, ИД-1Б, ИД2-В, ИД2-БВ;
- тепловые - извещатели ИТ1-В, ИТ1-БВ, ИТ1МДБВ, ИТ2-В, ИТ2-БВ;
- пламени - извещатели ип-в, ип-бв, ип-пв, ип-пбв;
- ручные - извещатели ир-в, ир-бв, ир-пв, ир-пбв;
- блоки сопряжения - бе-нрв, бс-нзв, бс-бнзв, бс-пнрв;
- размыкатели - р1-в, р1пв.
Эти извещатели, блоки и размыкатели могут применяться во взрывоопасных зонах помещений и наружных установок.
Комплекс «ФОТОН-П» позволяет подключение в сигнальные линии (шлейфы сигнализации) через блоки БС или без них любых типов охранных и пожарных извещателей, выпускаемых промышленностью, которые выдают сигнал о срабатывании размыкающимися (НЗ) или замыкающимися (НР) контактами, при этом контролируется срабатывание контактных датчиков, обрыв и короткое замыкание в подшлейфе, в который они включены.
Набор приборов, блоков и извещателей, входящих в комплекс, позволяет создать гибкую информационно-управляющую систему, имеющую следующие функциональные возможности:
Обнаружение пожара по фактам дым, температура, пламя с указанием на дисплее точного места обнаружения пожара;
Обнаружение неисправностей в шлейфах сигнализации с указанием места их расположения;
Диагностика дымовых извещателей и выдача информации об их загрязнённости для проведения регламентных работ;
Многократная проверка происшедших событий с целью повышения их достоверности;
Включение шлейфов сигнализации по лучевой и петлевой схеме;
Отключение короткозамкнутых участков шлейфов сигнализации, включенных по петлевой схеме;
Вывод информации о пожарах и неисправностях на принтер с указанием характера происшедшего события, места, даты и времени его возникновения;
Вывод информации на ПЭВМ, для включения голосового сообщения;
Программирование или изменение названий (мест положений) извещателей с ПЭВМ;
Включение-отключение внешних устройств: дымоудаление, вентиляция, управление процессами;
Взрывозащищённое исполнение;
Подключение датчиков, имеющих контактные выводы;
Определение обрыва и короткого замыкания в подшлейфах с контактными датчиками;
Архив пожаров на 1000 событий;
Конфигурирование комплекса с прибора управления ПУ-П;
Семь сервисных режимов: «Конфигурация», «Отладка», «Состав ППКОП», «Смена адреса датчика», «Диагностика», «Конфигурация с R8232», «Охрана»;
Смена адреса извещателя с прибора ПУ-П.
ПРИ ВОЗНИКНОВЕНИИ ПОЖАРА КОМПЛЕКС «ФОТОН-П» ОБЕСПЕЧИВАЕТ:
1. Включение светового индикатора на сработавших извещателях;
2. Передачу с приборов ППКП-П информации о пожаре по последовательному каналу связи на управляющий прибор ПУ-П и дублирующий прибор ДВП;
3. Выдачу с приборов ПУ-П, ДВП, ППКП-П во внешние цепи сигналов о пожаре в виде замыкания контактов реле, обеспечивающих коммутацию внешнего источника питания с напряжением до 30В при токе до 1А. Прибор ПУ-П имеет от 3 до 4 реле, ППКП-П -4 реле, прибор ДВП - 1 реле.
4. Обобщённый сигнал «Пожар» выдают:
♦ прибор ПУ-П двумя группами контактов двух реле;
♦ прибор ППКП-П и ДИП - одной группой контактов.
Сигнал «Пожар-120 сек» выдаёт прибор ПУ-П одной группой контактов.
Прибор ППКП-П выдаёт сигнал «Пожар» по каждому шлейфу сигнализации:
1. Включение на лицевой панели приборов ПУ-П и ДВП светового табло «ПОЖАР» и светового индикатора «МНОГО ПОЖАРОВ» (в случае одновременного срабатывания нескольких извещателей);
2. Отображение на буквенно-цифровых матричных индикаторах приборов ПУ-П и ДВП информации о номере, типе и месте расположения сработавшего извещателя;
3. Включение на приборах ПУ-П и ДВП звуковой сигнализации о пожаре;
4. Выдачу с прибора ПУ-П информации о пожаре на оконечную аппаратуру: принтер, ЭВМ по стыку RS232 (только при применении извещателей не взрывозащищённого исполнения).
Комплекс «ФОТОН-П»имеет в своем составе:
1. Прибор управления ПУ-П- 1шт. - прибор ПУ-П предназначен для приёма информации от извещателей, подключенных к 4 шлейфам сигнализации и от всех приборов ППКП-П, её обработки и отображения на индикаторе, выдачи управляющих сигналов во внешние цепи, ЭВМ, принтер.
2. Прибор приёмно-контрольный пожарный ППКП-П - от 0 до 8шт: прибор ППКП-П предназначен для приёма информации от извещателей, подключенных к 4 шлейфам сигнализации, её обработки, выдачи информации во внешние цепи и на прибор ПУ-П.
3. Дублирующий выносной прибор ДВП 0 или 1 шт. - предназначен для дублирования информации, отображаемой на приборе ПУ-П.
4. Прибор сигнализации аварийный ПСА - 1 или 2 шт. - предназначен для подачи напряжения = 24В (судовое аварийное питание) на светозвуковое устройство при исчезновении питания прибора ПУ-П или ДВП.
5. Блок основного и резервного питания АПС-П от 1 до 11шт. предназначен для электропитания приборов комплекса и внешних устройств напряжением =12В.
6. Блок реле внешних устройств БРВУ - от 0 до 9шт. предназначен для включения (выключения) нагрузок с напряжением питания ~50Гц 220В при токах 10А (содержит 4 реле), включается от выходных реле приборов ПУ-П или ППКП-П.
7. Блок коммутации адресный БКА-1 предназначен для включения (выключения) нагрузок с напряжением питания -50Гц 220В при токах до 10А. Содержит 1 реле (две пары контактов на замыкание и две пары контактов на размыкание), имеет адрес, управление ручное и автоматическое с приборов ПУ-П или ППКП-П, подключается в шлейф сигнализации.
8. Мнемосхема - 0 или 1шт. предназначена для отображения информации о размещении извещателей на судне и включения световых индикаторов, соответствующих сработавшим извещателям.
9. Размыкатели Р1 Р1-П - 0;3 и более - предназначены для отсоединения короткозамкнутых участков шлейфов сигнализации, включенных по закрытой петле.
Вопросы для самоконтроля.
1. Какие системы противопожарной безопасности применяются на судах?
2. Сравните системы противопожарной безопасности «ТОЛ» и «Кристалл» между собой.
3. Чем выгодно отличается система противопожарной безопасности «Фотон» от систем «ТОЛ» и «Кристалл»?
Литература
1. Матеух Е.И. Судовые системы телефонной связи и сигнализации. Курс лекций.-Керчь: КМТИ, 2003.-48с.
2. Справочник электромонтажника.: Т.2 /Сост. И.И.Галич/ Под ред. Г.И. Китаенко.-Москва, Ленинград: МАШГИЗ, 1953.-276с.
Ó Юрий Николаевич Горбулёв
Системы внутренней судовой связи
Конспект лекций
для студентов направления 6.050702 «Электромеханика»
специальности
"Электрические системы и комплексы транспортных средств"
специальности
7.07010404 «Эксплуатация судового электрооборудования и средств автоматики»
дневной и заочной форм обучения
Тираж_____экз. Подписано к печати_____________.
Заказ №________. Объем 2,7 п.л.
Изд-во “Керченский государственный морской технологический университет”
98309 г. Керчь, Орджоникидзе, 82.
Похожая информация.
Классификация средств сигнализации. На судах морского флота сигнальную службу несут вахтенный помощник капитана и вахтенный матрос.
Все морские суда оборудованы средствами внутренней и внешней сигнализации в точном соответствии с Правилами Регистра СССР и Табелем снабжения судов морского флота. Исправное состояние, постоянная готовность судовых сигнальных средств и правильная организация сигнальной службы - необходимые условия успешного и безаварийного плавания.
Внутренняя сигнализация (авральная, пожарная, трюмная, температурная, служебная) играет важную роль в обеспечении безопасности судна, груза и людей на борту. Авральная сигнализация оповещает об объявленном общесудовом аврале; пожарная - о месте пожара; трюмная и температурная - об изменениях температуры или появлении воды в трюмах; служебная позволяет быстро оповестить любого члена экипажа или вызвать его в назначенное место.
Средства внешней сигнализации подразделяются на зрительные (оптические), звуковые (акустические) и радиотехнические.
Зрительными средствами связи являются:
Флажные - Международный свод сигналов (МСС);
Семафорные - ручная и механическая (крылья семафора); сигнальные фигуры - шары, конусы, цилиндры, Т-образные знаки и полосы и др.;
Световые - отличительные огни, прожекторы, проблесковые лампы, ракеты, фальшфейеры и др.
Звуковыми средствами связи являются: колокола, гонги, свистки, сирены, воздушные тифоны.
Радиотехническими средствами связи являются судовые радиотелеграфные и радиотелефонные станции.
Флажная сигнализация располагает 40 флагами, из них 26 - буквенных, четырехугольной формы; 10 - цифровых, треугольных; 3 - треугольных, заменяющих любой из S6 основных флагов в случае их повторения в одном и том же сигнале. Последний (40-й) флаг - вымпел свода - служит для оповещения о том, что переговоры ведутся по Международному своду сигналов (МСС).
Международный свод сигналов (1965 г.) предназначен для поддержания связи в обстановке, вызванной необходимостью обеспечения безопасности мореплавания и охраны человеческой жизни на море, особенно в случаях, когда возникают языковые трудности общения. Свод удобен для осуществления сигналопроизводства всеми средствами связи, включая радиотелефон и радиотелеграф, что позволяет отказаться от отдельного радиотелеграфного кода. Каждый сигнал МСС имеет завершенное смысловое значение, что исключает необходимость составления сигналов по словам.
Сигналы, используемые в Международном своде сигналов, состоят из:
Однобуквенных сигналов, предназначенных для очень срочных, важных или часто употребляемых сообщений (табл. 11);
Двухбуквенных сигналов, составляющих общий раздел: бедствие - авария, несчастные случаи - повреждения, средства навигационного оборудования - навигация - гидрография, маневрирование, разное (груз, балласт, экипаж, люди, рыбный промысел, лоцман, порт, гавань), метеорология - погода, связь, международные санитарные правила, таблицы дополнений;
Таблица 11
трехбуквенных сигналов, составляющих медицинский раздел и начинающихся с буквы М.
Материал в Своде сведен в группы в соответствии с тематикой и для удобства разбора сигналов расположен в алфавитном порядке сигнальных сочетаний, которые помещены с левой стороны страниц перед значениями сигналов. Для облегчения набора сигналов некоторые из них повторяются в различных тематических группах. Сигналы для передачи сообщений наблюдают с помощью слов-определителей, отображающих основную тему подготавливаемого сообщения. Алфавитный указатель слов-определителей помещен в конце Свода.
Семафорная сигнализация (ручная, механическая, семафорными полотнищами) позволяет вести переговоры по МСС или при помощи специальной семафорной азбуки. При ведении переговоров по специальной семафорной азбуке различному положению рук по отношению к туловищу сигнальщика или различному положению крыльев механического семафора по отношению к вертикальному основанию соответствуют буквенные значения.
Сигнальные фигуры имеют свои преимущества: они видны на значительном расстоянии, не зависят от направления ветра, хорошо различимы при заходе и восходе солнца.
Сигнальные фигуры в дневное время заменяют сигнально-отличительные огни, а также служат для переговоров с судами и береговыми станциями.
На побережьях морей и океанов расположены многочисленные береговые сигнальные станции, которые следят за движением судов, передаваемыми сигналами, за погодой, предупреждая суда о грозящей опасности. Каждому сигналу (сочетанию из флагов, конусов, цилиндров, шаров) присвоен свой номер, при помощи которого в таблицах Международной системы сигналов можно найти его смысловое значение.
Судоводители обязаны хорошо знать смысловое значение береговых сигналов, огней и фигур.
Световая сигнализация ведется при помощи клотиковых проблесковых огней, проблесковых ламп, фонарей, прожекторов, гелиографов и призм. Передача ведется короткими (точка) и длинными (тире) проблесками по азбуке Морзе.
Звуковые средства связи. Для ведения переговоров при помощи звуковых сигналов принята такая же азбука Морзе, как и для световой. Производить звуковые сигналы можно любым звуковым средством, включая судовой гудок или сирену.
Звуковые сигналы могут иметь местное или международное значение.
Пиротехнические средства сигнализации (фальшфейеры, ракеты, гранаты) на морских судах используются в качестве световых, звуковых или взрывных сигналов. Их применяют как в темное, так и в светлое время суток, но обязательно при хорошей видимости. В светлое время суток используют только ракеты, дающие цветные огни или звезды.
Радиотехнические средства связи. Минимум обязательного радиооборудования для каждого судна в зависимости от района плавания и назначения определяется Правилами Регистра СССР.
К электрическим средствам сигнализации относятся авральная, служебная звонковая, пожарная и аварий-но-предупредительная сигнализации.
Авральная сигнализация. Предусматривается на всех судах и земснарядах, обслуживаемых командами, для оповещения членов экипажа о проведении авральных работ или об аварийной ситуации. К этому виду судовой сигнализации относятся звонки и колокола громкого боя, устанавливаемые в помещениях и на открытых палубах, а также световая сигнализация с прерывистым режимом работы, которая наряду с звуковым сигналом применяется при большом уровне шума.
Включение авральной сигнализации производится из рулевой рубки или рубки управления с помощью замыкателя или кнопки. Возможно также включение авральной сигнализации по сигналам от других систем.
Для обеспечения постоянной готовности к работе питание схемы осуществляется от аккумуляторных батарей.
Служебная звонковая сигнализация. Применяется в качестве резервного средства связи между рубкой и машинным отделением или другими помещениями судна и служит для вызова персонала или подачи команд, а. также для передачи на командный пост ответа об исполнении команды и ограниченной информации.
Сообщение передается в виде условных сигналов с различным числом и различной длительностью звуковых участков и пауз.
Пожарная сигнализация. Система автоматической пожарной сигнализации предназначена для своевременного оповещения вахтенной службы о возникновении пожара на судне. Она позволяет также автоматически включить авральную сигнализацию, отключить искусственную вентиляцию и ввести в действие средства пожаротушения.
В электрическую схему пожарной сигнализации обычно входят автоматические и ручные пожарные извешатели, приемное устройство, звуковые и световые выносные сигналы, линии связи между приемным устройством и пожарными извещателями.
Системы пожарной сигнализации различают по схеме соединений извещателей и подключения их к приемному устройству (лучевые и шлейфные), по виду пожарных извещателей (ручного действия, тепловые, дымовые, огневые и комбинированные) и по режиму работы (непрерывного и периодического контроля).
В лучевых системах извещатели одного луча контролируют состояние помещений определенной пожарной зоны. Каждый луч подключен к лучевому комплекту приемной станции, который контролирует состояние всех извещателей луча и линий связи, принимает информацию о неисправности линии, подает сигналы «Пожар» и «Неисправность». Общее устройство станции включает обобщенную сигнализацию.
В шлейфных системах в одну линию связи включаются извещатели, расположенные в различных помещениях, и поэтому они не сообщают о месте пожара. Как правило, число шлейфов не превышает двух. В остальном работа шлейфных систем не отличается от лучевых.
На земснарядах обычно используют шлейфные системы пожарной сигнализации с тепловыми автоматическими пожарными извещателямн; предусмотрен также непрерывный контроль за целостностью соединений.
В качестве автоматических пожарных извещателей применяют тепловые максимально дифференциальные извещателн. Они реагируют как на температуру, так и на4 скорость ее повышения.
Извещателн устанавливают в машинном отделении, внутри ГРЩ, помещении преобразователей электроэнергии, у отопительных котлов и в других пожароопасных местах. Приемные устройства сигнализации располагаются в рубке.
При размыкании контакта любого пожарного извещателя ВК1—ВК4 (от воздействия температуры) катушка реле К1 обесточивается и его размыкающие контакты замыкаются и включают приборы сигнализации: сигнальную лампу и через реле К2 ревун (см. рис. 133). Обрыв линий связи также приводит к срабатыванию сигнализации, что обеспечивает непрерывный контроль за целостностью лучевых соединений.
Для ручной проверки цепей схемы используется кнопка 5/. Конденсатор С предотвращает ложные срабатывания схемы при кратковременном размыкании контактов извещателей (например, от вибрации), разряжаясь на катушку реле К1. Ревун включается через размыкающий контакт реле К2. Звонок отключается кнопкой 82.
Схема получает питание от аккумуляторных батарей напряжением 24 В по двум фидерам. Диоды Ъ1—У04 обеспечивают гальваническую развязку цепей питания.
Аварийно-предупредительная сигнализация. Для контроля состояния равных и вспомогательных механизмов систем и устройств, а также параметров различных сред на судах применяют системы аварийно-предупредительной сигнализации (ДПС), подающие световые и звуковые сигналы в посты управления энергетической установкой и судном при достижении контролируемыми параметрами недопустимых для -нормальной эксплуатации значений.
К параметрам сигнализации относятся: температура, давление и уровень воды, масла и топлива, уровень в фекальной и сточной цистернах, сопротивление изоляции электрических сетей, частота вращения механизмов, давление сжатого воздуха и др.
Для самоходных судов перечень контролируемых параметров по основным механизмам и системам приведен в Правилах Речного Регистра РСФСР.
Электрические системы АПС различаются по назначению (отдельных механизмов и систем, централизованные), по элементной базе (на контактных и бесконтактных.элементах), по способу приема сигналов (без запоминания, с запоминанием), по информационному признаку (с раздельными, с обобщенными сигналами).
Система аварийно-предупредительной сигнализации и отключаемой защиты (СПАСЗО) главных судовых двигателей обеспечивает выполнение следующих функций:
подачу индивидуальных предупредительных световых сигналов на местном щите и обобщенного сигнала на дистанционном пульте при достижении контролируемыми параметрами предупредительного значения;
подачу индивидуальных аварийных световых сигналов и обобщенного сигнала на дистанционном пульте при достижении контролируемыми параметрами аварийного значения;
подачу обобщенных звуковых сигналов при достижении контролируемыми параметрами предупредительного и аварийного значений;
подготовку звукового сигнала к срабатыванию после его отключения;
защиту (останов) двигателя одновременно с появлением аварийного значения сигналов;
задержку срабатывания датчиков минимального давления масла для предотвращения ложных срабатываний сигнализации при остановленном двигателе, а также в процессе его пуска и реверсирования.
Предупредительная сигнализация предусматривается по следующим параметрам: максимальной температуре охлаждающей воды, минимальному уровню воды
в расширительном баке внутреннего контура системы охлаждения, максимальной температуре смазочного масла, минимальному давлению масла в реверс-редукторе или редукторе, максимальной температуре масла упорного подшипника.
Аварийная сигнализация с одновременным остановом двигателя предусматривается по параметрам: максимальной температуре охлаждающей воды, максимальной температуре смазочного масла, минимальному давлению смазочного масла, максимальной частоте вращения двигателя.
Для подачи сигналов предупредительного и аварийного уровней, как правило, применяются раздельные датчики. Уставки их срабатывания устанавливаются заводом-изготовителем дизелей, число контролируемых параметров зависит от типа двигателей.
На электрической схеме системы СПАСЗО (рис. 134) показаны цепи предупредительной и аварийной сигнализации по давлению смазочного масла.
Для предупредительной и аварийной сигнализации используются одни и те же сигнальные табло, которые при появлении предупредительного сигнала горят непрерывно, а в случае аварийного сигнала — прерывисто.
Цепи АПС по давлению масла включаются через контакт электромагнитного реле К2, входящего в электронное реле времени КТ, показанное в упрощенном виде. Выдержка времени реле КТ определяется временем разряда предварительно заряженного конденсатора С4. При пуске двигателя цепь заряда конденсатора разрывается контактом путевого выключателя 82, механически связанного с пусковым устройством двигателя. Таким образом предотвращаются ложные срабатывания сигнализации при остановленном двигателе и в процессе его пуска, пока давление масла в магистрали еще не достигло номинального значения.
Прерывистый режим световой сигнализации достигается с помощью мультивибратора (генератора прямоугольных импульсов) С/2, собранного на транзисторах и конденсаторах. Контакты выходного реле /С4 мультивибратора периодически включаются и выключаются в цепи сигнальных ламп Н12, Ш4, которые работают с определенной частотой и длительностью.
При замыкании контакта датчика ВР1 предупредительного значения параметра получает питание сигнальная лампа НЬ2 щита СПАСЗО и через диод Уй1 — лампа Ш4 обобщенного светового сигнала на пульте управления двигателем в рулевой рубке или рубке управления. Одновременно через диод У02, резистор К3 и управляющий электрод тиристора У5 протекает ток заряда конденсатора С1, открывающий тиристор. Сила тока управления тиристора определяется сопротивлением резистора КЗ, а время протекания этого тока — емкостью конденсатора С/.
Катушка реле КЗ получает питание, реле срабатывает "И своими контактами включает звонки ИА1, НА2, расположенные в Машинном отделении и в рубке.
Конденсатор СЗ предотвращает прохождение импульсов тока по цепи управления тиристором, вызываемых колебаниями напряжения питания, и таким образом предотвращает ложные включения звонков. Резистор Я1 предназначен для разряда конденсатора С/ после размыкания контактов датчиков. Через резистор Я4 разряжаются конденсаторы С/ и СЗ.
Звонок можно отключить нажатием кнопок 53, 56 на щите СПАСЗО и пульте управления двигателем в рубке. Контакты кнопок размыкаются, прерывая протекание тока через тиристор, что приводит к его запиранию и отключению реле КЗ. После этого схема включения звонка автоматически готова к приему следующего сигнала.
После устранения причины срабатывания датчика ВР1 его контакт размыкается, лампы НЬ2, Н14 гаснут, конденсаторы С1, СЗ разряжаются. При достижении контролируемым параметром аварийного значения срабатывает датчик ВР2, через контакт которого поступает сигнал на включение цепей звуковых и световых сигналов.
Звуковые сигналы НА1, НА2 включаются таким же образом, как при срабатывании датчика ВР1, но в этом случае, кроме конденсатора С/, заряжается конденсатор С2 (через контакт ВР2, диоды Уй6, Уй3 и резисторы КЗ, Я4).
Через контакт датчика ВР2 получает питание катушка реле К1. Реле срабатывает, замыкая контакты в цепях самоблокировки, запуска мультивибратора 1)2, катушки реле Ко и размыкая контакт в цепи лампы Н12.
Реле К4 мультивибратора 1)2 периодически включается и отключается, что приводит к прерывистой работе сигнальных ламп Ш2, Н1-4, включенных через контакты реле К4.
Контакт реле Ко замыкается в цепи питания электромагнита УА стоп-устройства, которое останавливает двигатель. Реле Ко может быть отключено с помощью переключателей 54, 55 на щите СПАСЗО и на пульте управления двигателем в рубке. При этом загораются сигнальные лампы Н13 и Й1д.
После устранения неисправности контакт датчика ВР2 размыкается, «о световая сигнализация продолжает работать, так как параллельно контакту датчика включен контакт реле К1. Для снятия самоблокировки реле К1 необходимо нажать кнопку 57 на пульте управления двигателем или кратковременно обесточить схему с помощью выключателя «51 на щите СПАСЗО. Реле К1 отключается, его замыкающие контакты размыкаются в цепях самоблокировки, запуска мультивибратора С/2, питания реле защиты К5, а размыкающий контакт замыкается в цепи лампы НЬ2. В результате сигнальные лампы гаснут и происходит разряд конденсатора С/ и конденсатора С2 через диод У04, лампу Н12, контакт реле К1, резисторы #4, КЗ и К2.
При срабатывании других датчиков, не показанных на рис. 134, схема работает аналогичным образом.
Проверка исправности цепей сигнализации производится поворотом переключателя 5/ на щите СПАСЗО в положение «Проверка» или нажатием кнопки 58 на пульте управления двигателем в рубке. При этом цепи звуковой и световой сигнализации получают питание через диод У05, а мультивибратор С72 — через диод Уй7.
Сигнальная лампа НЬ1 на щите СПАСЗО сигнализирует о наличии питания, предохраните,!и Р1—Р4 защищают от короткого замыкания катушку электромагнита стоп-устройства и цепи сигнализации. Питание схемы осуществляется от аккумуляторных батарей 24 В.
Контрольные вопросы
1. Какие системы служебной телефонной связи применяют на судах?
2. Назовите сигнально-вызывные приборы телефонных аппаратов и коммутаторов.
3. Чем отличаются режимы работы микрофона и телефона у электромагнитных преобразователей с дифференциальной магнитной системой?
4. Назовите основные части судового без-батарейного телефонного аппарата.
5. Объясните работу функциональной схемы АТС.
6. Какие системы сигнализации применяются на речных судах?
7. Назовите составные части систем пожарной сигнализации и отличие лучевых систем от шлейфных.
8. Объясните работу схемы включения звонка системы аварийно-предупредительной сигнализации СПАСЗО.