Как уже ясно следует из названия, культурология изучает культуру. Казалось бы – а зачем нам нужно изучение культуры?
Почему культурологию относят к разряду наук фундаментальных?
Культуру изучают достаточно плотно различные отрасли науки, такие как история, философия, антропология и другие, с разных сторон уже много лет – так зачем нужна именно культурология?
Культура многогранна.
Каждая из вышеперечисленных наук грызет ее гранит исключительно со своей стороны – кстати, в странах Европы культура представляется исключительно как «социальная антропология» – т.е. изучает плоды деятельности человека в ракурсе развития человека – таким образом, в Украине культурология развивается в ракурсе искусства и просвещения, а на Западе превалируют как социология, так и этнография.
И, поскольку феномен культуры, необычайно важный, основополагающий фактор на пути человека от обезьяны к человеку, сливающемуся с информационным полем Вселенной – необходимо знать и понимать то, как происходило это развитие.
История циклична, все повторяется – относительно, разумеется – культура, как колыбель именно человеческого в двуногом звере, необычайно важна – культурное состояние человека (по Гоббсу) является высшей формой его состояния как раз из-за творческой продуктивности. На границе 18 и 19 веков, немцем И.Г. Гердером высказывалась мысль о том, что целью и смыслом истории – как процесса – является развитие культуры.
Культура каждого народа, этноса компилирует в себе все то, чем является человек на данном конкретном отрезке исторического развития.
Здесь же можно отметить, что в конце 18 века – начале 19 века сформировалось убеждение, что именно духовная жизнь человека составляет основу для культурного развития. Уже в 20 веке, а точнее – даже с конца 19 – появились научные труды, выводившие культурологические проблемы на передний план. Причин можно выделить множество, но основной можно считать вящую необходимость переосмысления, переоценки культурных ценностей, связанную с кризисом культуры. Наиболее показательно это проявилось в Европе начала 20 века, раздираемой войнами и переделами политической власти, а к тридцатым годам «подтянулась» и Америка, колоссальный экономический, социальный и культурный рост в которой резко сменился Великой депрессией и – вновь – крахом культурных ценностей.
Таким образом, в 1915 году, немецким ученым В. Оствальдом был употреблен термин «культурология», не получивший, впрочем, широкого распространения. Оствальд, кстати, являлся ученым – считал, что все состоит из энергии, производной коей являются как дух, так и материя.
Намного позже, во второй половине 20 века, уже американский культурный антрополог – как мы и упоминали выше, разрабатывает это научное направление. Западная школа рассматривает человека как субъекта культуры – изучает ценностные формации культуры разных народов, непосредственно отношения в ракурсе исторического развития человека и культуры, поэтому Л.А. Уайт обосновал вящую необходимость существования и развития отдельной науки о культуре.
Именно Уайт писал, что культурология является необходимой новой ступенью развития науки в процессе познания мира, отделил тесно связанные, но все же изучающие несколько другие аспекты, философию, социологию, психологию. Благодаря этому, термин «культурология» ассоциируется, прежде всего, с ним.
Культурология изучает субъекты культуры, то, по каким законам они развиваются, какие закономерности можно выделить в процессе развития, принципы и суть процессов трансляции и сохранения норм и традиций. Сюда же необходимо отнести изучение методов влияния на процессы изменения культур, а культуролог должен уметь изыскивать и претворять в жизнь наиболее разумные пути для вышеупомянутого развития самобытной, самостийной культуры, реализации и претворения в жизнь культурной политики государства.
Необходимо кратко упомянуть так же и о направлениях, которые изучает культурология, а именно:
- Все, что касается социокультурной жизни человека, изучает социальная культурология;
- Разработкой методик и изучением теоретических основ культуры занимается фундаментальная культурология;
- Претворением в жизнь теоретических знаний, полученных с помощью вышеупомянутой фундаментальной культурологии, занимается культурология прикладная, на долю которой также выпадает нелегкая доля прогнозов и регуляции процессов, протекающих в культурной сфере.
Как мы уже неоднократно упоминали выше, культурология наука очень молодая, развивающаяся, берущая на вооружение и впитывающая в себя все многообразие непрерывного развития и динамического роста культурных процессов, без которых мы не можем даже измыслить свое существование.
ПЛАН – СХЕМА.……………………………………………………….. 3
ВВЕДЕНИЕ…….…………………………………………………………. 4
1. ПОНЯТИЕ «КУЛЬТУРОЛОГИИ» КАК НАУКИ ………………….. 6 2. ЦЕЛИ, ЗАДАЧИ, ПРЕДМЕТ, МЕТОДЫ КУЛЬТУРОЛОГИИ…. 8
3. СОВРЕМЕННОЕ ПОНИМАНИЕ КУЛЬТУРОЛОГИИ…………….. 12
4. ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ СТАНОВЛЕНИЯ КУЛЬТУРОЛОГИИ……... 13
5. ЗАКЛЮЧЕНИЕ ……………………………………………………….. 18
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…….. ………...……. 19
ПЛАН СХЕМА
В вводной части указать когда и кем введено понятие «культурологи». Термин «культурология» был предложен в 1949 году известным американским антропологом Лесли Уайтом (1900-1975) для обозначения новой научной дисциплины. Предмет культурологии - исследование феномена культуры как исторически-социального опыта людей. Актуальность культурологи.
Культурология - наука, изучающая сущность, функционирование и развитие культуры, как специфический человеческий способ жизнедеятельности. Культурологию можно назвать наукой о наиболее общих закономерностях культуры.
Объект познания культурологии - культура как исторический социальный опыт людей, социокультурный опыт, закрепленный традициях и нормах, обычаях, законах. Предмет культурологии - изучение содержания, структура динамики и технологий функционирования этого социокультурного опыта. Направления культурологии: социальная, прикладная, гуманитарная, фундаментальная.
В 20 веке культурология конституируется как самостоятельная наука, стоящая вне рамок философии, но все же связанная с ней, и, конечно, через философию культуры.
Основные вехи в истории и логике становления понятия «культура»: появление термина, разделение на материальную и духовную культуру, первое научное определение культуры, выявление функций структурных элементов культуры, относительность сравнения ценностных установок культур.
Подведение итога, с указанием использованной литературы.
Введение
Термин «культурология» был предложен в 1949 году известным американским антропологом Лесли Уайтом (1900-1975) для обозначения новой научной дисциплины как самостоятельной науки в комплексе социальных наук.
Культурология является интегративной сферой знания, рожденной на стыке философии, истории, психологии, языкознания, этнографии, религии, социологии культуры и искусствоведения.
Предмет культурологии - исследование феномена культуры как исторически-социального опыта людей, который воплощается в специфических нормах, законах и чертах их деятельности, передаётся из поколения в поколение в виде ценностных ориентаций и идеалов, интерпретируется в «культурных текстах» философии, религии, искусстве, праве. Смысл культурологии на сегодняшний день в том, чтобы учить человека на уровне культуры, как ее создателя.
Хотя культура стала предметом познания с момента возникновения философии, оформление культурологии как специфической сферы гуманитарного знания относится к Новому времени и связано с философскими концепциями истории Дж. Вика (1668 -1744), И. Г. Гердера (1744-1803) и Г. В. Ф. Гегеля (1770-1831). Основополагающее влияние на становление и развитие культурологии оказали В. Дильтей, О. Шпенглер (1880-1936), автор одной из самой интересных концепций, вызвавшей взлет широкого общественного интереса к культурологии. Основные идеи и концепции культурологии XX в. связаны также с именами 3. Фрейда, К. Г. Юнга, К. А. Бердяева, В нашей стране культурология представлена работами Н. Я. Данилевского (1822-1885), Н. А. Бердяева. Метод культурологии есть единство объяснения и понимания. Каждая культура рассматривается как система смыслов, имеющая свою сущность, свою внутреннюю логику, которая может постигаться путем рационального объяснения. Культурология не может ограничиваться объяснением. Ведь культура всегда адресована человеческой субъективности и не существует вне живой связи с нею. Поэтому культурология для постижения своего предмета нуждается в понимании, то есть обретении целостной интуитивно - смысловой причастности субъекта к постигаемому явлению.
Задача культурологии - это осуществление диалога культур, в ходе которого мы приобщаемся к иным культурам, иным смысловым мирам, но не растворяемся в них. В культурологии есть не только система рационального знания, но и система внерационального понимания, и обе эти системы внутренне согласованы и одинаково важны для научно-гуманитарного постижения культуры. Высшим достижением культурологии является полнота понимания, опирающаяся на полноту объяснения. Это позволяет приникать в жизненный мир иных культур, осуществлять диалог с ними и таким образом обогащать и глубже постигать свою собственную культуру. Культурология изучает не только культуру в целом, но и различные, часто весьма специфические, сферы культурной жизни, взаимодействуя (вплоть до взаимопроникновения) с антропологией, этнографией, психиатрией, психологией, социологией, экономической теорией, лингвистикой, и в то же время сохраняя собственное лицо и решая свои собственные исследовательские задачи.
Актуальность: Прежде чем «культурно» развиваться, а это необходимо каждому, в какой-то мере, индивиду, человеку, необходимо знать, что такое культура, откуда она появилась и для чего нужна в современном обществе.
Цель работы:
Дать определение понятию «культурология»
Осветить цели, задачи, предмет, методы культурологии
Дать современное понимание культурологии
Описать основные этапы становления культурологического знания
КУЛЬТУРОЛОГИЯ КАК НАУКА
Культурология - область знания, формирующаяся на стыке социального и гуманитарного знания о человеке и обществе и изучающая культуру как целостность.
Культурология - наука, изучающая сущность, функционирование и развитие культуры, как специфический человеческий способ жизнедеятельности.
Культурология - наука, формирующаяся на стыке социального и гуманитарного знания о человеке и обществе и изучающая культуру как целостность, специфическую функцию и модель человеческого бытия. Происхождение термина связано с именем.
Итак, что же это за научная дисциплина - культурология? Культурологию можно назвать наукой о наиболее общих закономерностях культуры. А это значит, что она изучает не отдельные культурные системы, которых в истории человечества существовало очень много, а универсальные свойства, присущие всем культурам, независимо от их исторического места, объема, национальной принадлежности и т.п. Как теоретическая наука, в изучении своего предмета культурология многое абстрагирует, обобщает, намечает лишь общие тенденции и закономерности. Поэтому следует иметь в виду, что реальное развитие той или иной конкретной культуры может не совсем совпадать с общетеоретическими закономерностями, что, впрочем, не ставит под сомнение саму теорию.
Культура, как легко понять, есть дело исключительно человеческое, поэтому культурология относится к семье гуманитарных дисциплин. Вообще-то говоря, почти все гуманитарные науки так или иначе изучают культуру и ее проявления. Так, может быть, культурология как самостоятельная наука и не нужна? Оказывается, что все-таки нужна. Во-первых, именно она осмысливает культуру в целом - от бытового уклада до концепций мира и человека, интегрируя знания о культуре, которые мы получаем из других гуманитарных дисциплин. Во-вторых, это позволяет изучать культуру как качественно своеобразный феномен, как систему, которая, как известно, всегда богаче суммы ее составляющих и к ней несводима. И в-третьих, этой науке под силу выявить наиболее общие культурологические законы, действующие на всех «этажах» культуры и применимые к самым разным ее объектам - от отдельной личности до человечества в целом.
Как гуманитарная наука культурология, естественно, имеет более или менее тесные связи с другими гуманитарными дисциплинами, такими как философия, социология.
ЗАДАЧИ, ПРЕДМЕТ, МЕТОДЫ КУЛЬТУРОЛОГИИ
Объект и предмет культурологии - закономерности становления и развития различных субъектов культуры, сущность и содержание процессов сохранения, трансляции, освоения и изменения традиций, ценностей, норм. Предметная область, подлежащая изучению и регулированию в рамках культурологич. подхода, включает условия и механизмы оптимизации культур, процессов на общенац. уровне (в рамках государственной культур, политики); региональном (в деятельности территориальных органов управления и учреждений культуры и досуга); на уровне социально-культур. общности (в форме непосредственного руководства процессами становления и развития самодеятельных групп, объединений, клубов, ассоциаций, движений). Профессиональными задачами специалиста, работающего в сфере прикладной культурологии, является создание условий для саморазвития культур, жизни, поддержка приоритетных направлений и видов культур, деятельности, имеющих общественную и личностную значимость, способствующих оптимизации художественной, духовно-нравственной, политической жизни, развитию истории, экологической культуры личности, созданию духовно насыщенного «культурного пространства» как естественной среды становления и развития человека.
Объект познания культурологии - культура как исторический социальный опыт людей, социокультурный опыт, закрепленный в паттернах, традициях и нормах, обычаях, законах.
Предмет культурологии - изучение содержания, структура динамики и технологий функционирования этого социокультурного опыта в ракурсах его генезиса.
Направления культурологии - социальная - изучает функциональные механизмы социокультурной организации жизни людей.
Гуманитарная культурология- концентрируется на изучении форм и процессов самопознания культуры, воплощенных в различных текстах культуры.
Фундаментальная культурология- разрабатывает категориальный аппарат и методы исследования, изучает культуру с целью теоретического и исторического познания этого предмета.
Прикладная культурология- использует фундаментальные знания о культуре в целях решения практических задач, а также для прогнозирования, проектирования и регулирования культурных процессов.
Социальные перспективы культурологии - в ходе информационной революции неизбежно наступит этап революции в области прогнозирования и проектирования, который поднимется на новый уровень эффективной методики управления любыми процессами, где собственно и будет востребована культурология.
Предмет культурологи:
Исследование процессов создания и приобщения к миру абсолютных ценностей;
Исследование общества с точки зрения его способностей к созданию условий для духовного творчества развитой личности.
Исследования содержания и форм феноменов культуры, их пространственно-временные взаимосвязи.
Исследования культуры как одной из технологий самоорганизации общества.
Исследования культурного контекста различных исторических явлений, теорий социальных систем.
Методы культурологи:
Диахронический - требует изложения явлений, фактов, событий мировой и отечественной культуры в хронологической последовательности.
Синхронистический - исследование, в том числе сравнительное, связанное с изучением объектов в одном выбранном промежутке времени без обращения к исторической перспективе, но с разных сторон.
Сравнительный - область культурологических исследований, которая занимается историческим изучением двух или нескольких национальных культур в процессе взаимодействия, взаимовлияния, установление закономерностей, их своеобразия и сходства. Раскрываются в основном внешние связи культуры, обращенные к инонациональной сфере, выявляются общее и особенное в национальной культуре.
Археологический - совокупность материальных предметов, добытых в результате раскопок. Она дает возможность археологу делать выводы об общем состоянии культуры.
Типологический - метод предполагает изучение структур системы культуры путем восхождения от абстрактного к конкретному и выявления на этой основе типологической близости и историко-культурного процесса.
Биографический - в литературоведении истолкование литературы как отражение биографии и особенностей личности писателя. Впервые этот метод применил фр. Критик Ш.О. Сент-Бёв. Абсолютизация этого метода может привести к умалению роли духовно-исторической атмосферы, стиля эпохи, влияния традиции. В научном литературоведении - один из принципов исследования. Особенности данного метода - в работе с текстами.
Семиотический - метод, основанный на учении о знаках, позволяет изучить знаковую структуру (систему) текста или любого другого культурного объекта.
Психологический - подход, который ориентирует исследователя на изучение субъективных механизмов деятельности культуры, индивидуальных качеств, бессознательные психические процессы. Этот метод очень важен при исследованиях особенностей национальных культур.
Задачи культурологи:
формировании способности к предвидению социально-экономических, экологических и нравственных последствий профессиональной деятельности;
развитии способности и интереса к творческой деятельности, потребности в непрерывном самообразовании;
привитии нравственных, этических и социальных понятий, необходимых для деятельности в интересах общества, формирования личной философии и достижения личного успеха.
Методология культурологии выделяет одну, основную задачу культурологии как отрасли научного знания - анализ процессов и тенденций социокультурной среды современности.
3.СОВРЕМЕННОЕ ПОНИМАНИЕ КУЛЬТУРОЛОГИИ
В 20 веке культурология конституируется как самостоятельная наука, стоящая вне рамок философии, но все же связанная с ней, и, конечно, через философию культуры. связь эта имеет характер сложного взаимодействия и взаимовлияния. Ведь сама проблематика теории культуры сформировалась как часть философского знания или в отдельных культурологических дисциплинах, под сильнейшим воздействием философии. С другой стороны, методы конкретно- культурологических исследований подчас воспринимаются философией и используются при решении чисто философских вопросов. Немаловажно и то, что философия и теория культуры весьма часто соприсутствуют и тесно переплетаются в творчестве многих ученых.
Для современного понимания культуры весьма важной представляется игровая теория культуры, принадлежавшая Хейзинге, который считает игру основой и источником культуры. Он отмечает, что игра старше культуры, ведь основные черты игры уже присутствуют в мире животных. И все же игра перешагивает биологические рамки, присутствует во всех формах рациональной деятельности человека: искусстве, философии, праве и многом другом.
Теории архетипов культуры, принадлежавшей К. Юнгу. Архетипы культуры заложены в психике человека, в ее наиболее глубоких слоях – коллективном, бессознательном. Архетипы, проецируясь на внешний мир, определяют своеобразие культуры. важнейшей является идея Юнга о сакрализации как действенном способе формирования реальной культуры: ценности и установки того или иного типа культуры освещают в коллективном сознании, переносятся в него из бессознательного, воспринимаются как священные ценности, не подлежащие критике.
4. ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ СТАНОВЛЕНИЯ КУЛЬТУРОЛОГИИ
Этимология термина «культура» восходит к латинскому cultura - обработка, возделывание. Возникнув в эпоху земледелия, слово cultura зафиксировало меру участия человека в облагораживании природы. Долгое время, данное понятие употреблялось для определения влияния человека на природу, для выявления тех результатов, которых достигал человек в овладении её силами.
К концу XVII века в трудах немецкого ученого Пуффендорфа (1684 г.) культура предстает в обобщенном виде как содеянное человеком без учета в нем и окружающей среде природного. Возникает точка зрения, что «культура» - это контркультура. Пуффен-дорф придал термину «культура» ценностную окраску, указав на то, что культура по своему назначению, по своей значимости является тем, что возвышает человека, выступает как результат собственной деятельности, дополняющей его внешнюю и внутреннюю природу. В такой трактовке и феномен, и термин «культура» приблизились к научному пониманию.
Но все же как самостоятельное явление социальной жизни, достойное и требующее научного исследования, культура была осознана и рассмотрена во второй половине XVIII в. в эпоху Просвещения. Просветители (в частности, Жан-Жак Руссо) выделили культуру как нечто, как явление, которое противостоит естественной среде, естественной Природе. Руссо трактует культуру как то, что отдаляет человека от естественной природы. Поэтому и функция культуры у Руссо - разрушающая. Культурные народы, по его мнению, «испорченные», морально «развращенные» по сравнению с «чистыми» первобытными народами.
Важной вехой в становлении понятия стали идеи немецкого просветителя Иоганна Готфрида Гердера (1744 - 1803), который трактовал культуру как ступень совершенствования человека и прежде всего ступень развития наук и просвещения. В его трактовке культура - это то, что сплачивает людей, выступает стимулом развития.
Немецкий философ Иммануил Кант (1724 - 1804) связывал содержание культуры с совершенством разума, поэтому и социальный прогресс для него - развитие культуры как совершенствование разума. Другой немецкий мыслитель Иоганн Готлиб Фихте (1762 - 1814) связывал культуру с духовными характеристиками: для него культура - это независимость и свобода духа.
Таким образом, в представленных позициях культура характеризуется как духовная сторона общественной жизни, как ценностный аспект духовной составляющей человека.
В конце XIX века, наследуя просветительские идеи о прогрессивной динамике общественной жизни, немецкий экономист и философ Карл Маркс (1818 - 1883), основываясь на материалистическом понимании истории, выдвинул в качестве глубинного основания культуры материальное производство, что привело к делению на материальную и духовную стороны культуры при доминировании первой. К. Маркс расширил содержательные границы культуры, включив в неё не только духовные, но и материальные образования. Однако заслуга Маркса еще и в том, что он обосновал связь культуры со всеми сферами социальной жизни, показал культуру во всем социальном производстве, во всех социальных проявлениях. Кроме того, он увидел в культуре функциональную способность связывать историю человечества в единый целостный процесс.
Первую попытку определения культуры сделал английский этнограф Эдуард Бернард Тайлор (1832 - 1917), основоположник эволюционистской школы, который понимал культуру как сложное целое, слагающееся из «знаний, верований, искусства, нравственности, законов, обычаев и некоторых других способностей и привычек, усвоенных человеком как членом общества».
Культура в понимании Тайлора предстает как простое перечисление разнородных элементов, не связанных в систему. Кроме того, он утверждал, что на культуру можно смотреть как на общее усовершенствование человеческого рода. Именно эта идея и попытка переноса идеи Ч. Дарвина на общественное развитие легли в основу эволюционизма.
Одним из первых приблизился к пониманию культуры как некоторой системы английский социолог Герберт Спенсер (1820 - 1903), который рассматривал общество и культуру как организм, где есть свои органы и части тела. И здесь существенно не то, что происходит отождествление культуры с физиологической природой организма, а то, что разные части социума, имея свои функции, находятся в единстве.
В 50-е годы XX в. приходит осознание того, что культура - такое содержание общественной жизни, которое обеспечивает целостность и жизнеспособность общества. Поэтому у каждого общества своя культура, обеспечивающая воспроизводство и его жизненность. В силу этого нельзя оценивать культуры по принципу «хуже – лучше», более развита или менее. Так возникает теория культурного релятивизма (М. Херсковиц), в рамках которой формируется представление о том, что в основе культуры лежит система ценностей, определяющая отношения «человек – мир».
Представления о культуре были расширены тем интересом, который был проявлен к ней австрийским психоаналитиком Зигмундом Фрейдом (1856 - 1936), связавшим культуру с психическими стереотипами. Именно в рамках психологической антропологии происходит включение личности в культуру.
Следующий этап обогащения понятия культуры связан с идеями структурализма, который получил распространение и как научное направление, и как методология исследования феноменов культуры.
И так основные вехи в истории и логике становления понятия «культура»:
Появление термина, его первоначальная связь с возделыванием, обработкой, облагораживанием земли (т.е. природы);
Оппозиция естественное (природное) - культурное (сотворенное человеком): французский просветитель Ж.Ж. Руссо;
Духовная сторона общественной жизни, её ценностный аспект: немецкие просветители;
Разделение на материальную и духовную культуру, доминирование материального производства, понимание истории культуры как единого целостного процесса: марксизм;
Первое научное определение культуры путем перечисления разнопорядковых элементов, не связанных в систему: Э.Б. Тайлор;
Соотношение понятий культура и цивилизация;
Аналогия между культурой и живым организмом, все части которого, выполняя свои функции, находятся в единой динамичной системе;
Выявление функций структурных элементов культуры в отношении между собой и по отношению к целому: функционализм;
Относительность сравнения ценностных установок культур в силу их самобытности, целостности и жизнеспособности: культурный релятивизм;
Включение личности (с ее сознанием и подсознанием, рациональными и иррациональными моментами) в культуру: психологическая антропология, психоанализ;
Распространение метода структурной лингвистики на различные области социокультурной действительности, воссоздание системы символов, отражающих строение культуры: структурализм.
От вполне ограниченного, узкого понимания культуры, носящего романтический, субъективный оттенок, общественная мысль переместилась в сферу познания всего мира созданной человеком «второй природы», применяя в этом познании общепринятые в науке методы и руководствуясь в оценке результатов современными критериями научности, такими как логичность, непротиворечивость, возможность экспериментальной проверки.
Культурологический метод анализа, находится в стадии становления, еще достаточно трудно с максимальной долей определенности зафиксировать именно культурологический аспект исследования феномена культуры, так как культурология - интегративное знание, которое формируется в пограничных, междисциплинарных областях, оперирует материалом, накопленным историей культуры, опирается на результаты этнографических, социологических, психологических и других исследований. Культурология, находящаяся в поле напряжения между социально-научным и гуманитарным подходами, в качестве объекта имеет весь мир искусственных порядков (вещей, сооружений, окультуренной территории, исторических событий, технологий деятельности, форм социальной организации, знаний, понятий, символов, языков коммуникации и т.п.), а в качестве специального предмета исследует процессы генезиса и морфологии культуры, ее структуры, сущности и смысла, типологии, динамики и языка.
Заключение
Перспективы развития культурологии как науки и как сферы практической деятельности видятся одновременно в трех направлениях.
Во-первых, на пути сближения с социологией. Понимание культуры как системы социальных технологий по выработке ценностных ориентаций общества, создание комплекса духовных принципов человеческой жизнедеятельности, инструмента самопознания и самоидентификации человеческих коллективов, системы информационно-коммуникативных полей обмена информацией и наследования социального опыта - все это формирует проблемное поле для культурологических и социологических исследований.
Во-вторых, на пути определенной экологизации культурологического знания, сближения его с некоторыми областями социальной географии, экологии, социоестественной истории, а также с поисками природно-культурной гармонии.
В-третьих, в сближении культурологии с информатикой, при необходимости понимания культуры как специфического языка социально-информационных связей, и информационного поля человеческой цивилизации - как поля ее культуры.
Список использованной литературы
Горелов А.А. Культурология: Учебное пособие / А.А. Горелов. - М.: Юрайт-М, 2002.
Гуревич П.С. Философия культуры. - М., 1995.
Кармин А.С. Культурология: учебник / А. С. Кармин. - 2-е изд., перераб. и доп. - СПб.: Издательство «Лань», 2003.
Культурология. История мировой культуры: Учебник для вузов / Маркова А.Н. - 2-е изд., перераб. и доп. - М: ЮНИТИ, 2002.
Лосев А.Ф. Философия. Мифология. Культура.: М. 1991.
ВВЕДЕНИЕ
Рубеж XX-XXI веков характеризуется процессами глобализации, тенденцией к интеграции мира на определенных общих основаниях, вхождением в постиндустриальное общество. Происходит информационная революция, сжимающая время и пространство, открываются границы. Глобальное взаимодействие цивилизаций ("столкновение цивилизаций" - С. Хантингтон) ставит особенно остро вопрос о человеке, о философском осмыслении его самосознания, его места в новом историческом типе культуры, в организации социокультурного бытия человечества.
В этом глубинном процессе все большее значение приобретают науки культурологического цикла, которые обращаются к анализу проблем соотношения человека и мира, человека и природы, человека и культуры, к рассмотрению сущности культуры как специфики человеческого существования.
"Человек строит свой дом - культуру", - слова эти принадлежат Д. С. Лихачеву, выдающемуся ученому, одному из активнейших создателей этого дома - мира духовных ценностей, основанных на "творческой памяти всего человечества". Будучи поборником духовного единства человечества, Д. С. Лихачев выдвинул идею новой науки - экологии культуры, понимаемой как сохранение культурного наследия - ценностей всех типов культуры, их функционирования в современной жизни общества.
Все это свидетельствует о необходимости изучения теоретических основ культуры, а именно культурологии, проблемам которой посвящено данное учебное пособие.
Культурология - это теория и история культуры. Приведенному определению соответствует структура учебного пособия. Первая часть посвящена проблемам теории (сущность культуры, ее функции, семиотика культуры и т. д.), вторая - истории украинской и зарубежной художественной культуры. Временные рамки заключают период, начиная от культуры первобытного общества и завершая периодом конца XIX - начала XX века. Культура XX века - тема последующих публикаций.
Природа - древний храм. Невнятным языком
Живые говорят колонны там от века;
Там дебри символов смущают человека,
Хоть взгляд их прианальный давно ему знаком.
Неумолимому влечению подвластны,
Блуждают отзвуки, сливаясь в унисон,
Великий, словно свет, глубокий, словно сон,
Там запах, цвет и звук между собой согласны
Шарль Бодлер
ТЕОРИЯ КУЛЬТУРЫ
Культурология как наука
Культурология - система знаний о сущности, закономерностях существования и развитии, значении и способах постижения культуры. Культурология исследует генезис *1 , функционирование и развитие культуры в целом.
*1: {Генезис (греч. genesis) - происхождение, возникновение; процесс образования и становления развивающегося явления.}
Слово "Kulturologie" впервые использовал немецкий ученый В. Оствальд в 1913 г., термин "kulturologu" первым употребил антрополог Лесли Уайт в 1949 году. С его именем связывается культурология в словаре Вебстер (США, 1993 г.); но, кроме определения культурологии как пауки о культуре, в этом издании не отмечается ни научных школ, ни концепций, что свидетельствует о молодости этой науки, активно развивающейся в наше время.
Культурология стремится к изучению культуры во всей полноте ее проявлений и в ее сущности, она включает в себя теорию культуры и историю культуры. Специфика культурологии выявляется в се интегративном *2 характере: она обобщает достижения философии, истории, языкознания, археологии, этнографии, религиоведения, истории науки, социологии, искусствоведения и других дисциплин, изучающих различные аспекты бытия человека и общества. Культурология направлена на создание общей теоретической базы, на определение наиболее общих закономерностей формирования, развития и функционирования культуры.
*2: {Интеграция (лат. integratio - восстановление, восполнение, integer - целый) - объединение в целое каких-либо частей, элементов.}
В настоящее время существует несколько подходов к определению сущности культурологии.
Первый - рассматривает культурологию как комплекс дисциплин, изучающих культуру в ее историческом развитии и социальном функционировании, в результате чего формируется система знаний о культуре.
Второй - представляет культурологию как один из разделов дисциплин, изучающих культуру. В этом плане возможно отождествление культурологии с такими дисциплинами, как культурантропология, социология культуры и т. п.
Третий - рассматривает культурологию как самостоятельную научную дисциплину.
Наиболее продуктивным, как мы считаем, является взгляд на культурологию как на систему знаний, как на относительно самостоятельную отрасль общественно-гуманитарного знания.
В то же время культурология не является монодисциплиной, она несводима к философии, антропологии или искусствоведению, но эти и другие науки активно питают ее своими методами и достижениями, что позволяет определить культуру не как одномерную величину, а как сложное многомерное образование.
Культурология - синтетическая область знаний, сформировавшаяся как результат взаимодействия философии культуры, культурной антропологии, социологии культуры, этнологии, психологии культуры и других наук. Исходя из того, что в культурологии находятся в единстве исторический и теоретический способы рассмотрения форм культурного существования человека, ее можно рассматривать как знание о прошлой и современной культуре, структуре и функциях культуры, перспективах ее развития.
Предметом культурологии является культура, а объектом выступают творцы и носители культуры - люди, а также различные культурные явления, протекающие в обществе, учреждения, связанные с культурой, деятельностью людей и общества в целом.
Изучение общества через культуру необычайно актуально, так как одни лишь экономические и политические характеристики не могут дать полного и глубокого понимания социальных явлений. Культурологический подход поможет осознать такие важнейшие явления общественного сознания, которые технократическое мышление отодвигает на задний план. Это не только искусство, религия, философия, но и сам человек, его духовные ценности, анализ которых помогает определить уровень развития общества, его состояние, дает возможность понять, почему данное общество живет именно так, а не иначе.
Необходимость изучения культурологии, выяснение причин ее формирования, хода ее развития обусловлены рядом факторов:
- - появлением новых знаний о культуре в XX веке;
- - потребностью выработки понимания культуры, способного связать воедино теоретические взгляды и практическое воплощение явлений культуры;
- - необходимостью поиска единой природы разных культур в условиях их многообразия, диалога культур;
- - стремлением к целостному, системному анализу культуры;
- - развитием гуманитарного знания в эпоху технократизма, рационализма как основы для духовного формирования личности, для сохранения стабильного существования человека в противоречивом, изменяющемся мире.
Сложность культурологии обусловлена бесконечным многообразием понятия "культура".
Термин "культура" появился в Древнем Риме, и первоначально его содержание явилось противопоставлением понятию "натура", т. е. природа. "Культура" (от лат. cultura) обозначала "возделывание", "обрабатывание"; это понятие было образовано от "соlо, colere" - взращивать, возделывать землю, заниматься земледелием. "Культурное" означало "обработанное", "возделанное" и противопоставлялось "естественному", "первозданному", "дикому". Постепенно понятие "культура" приобрело более широкое значение, стало включать в себя те явления, которые носили "сверхприродный" характер, отличались "человекотворным" происхождением. И сам человек, преобразованный воспитанием, развитием, образованием, включался в сферу культуры, которая приобрела смысл "образование", "воспитание".
Конечно, само явление, позже обозначенное термином "культура", было отмечено общественным сознанием в более далекие исторические эпохи. Еще в период первобытнообщинного строя, когда закладывались основы материальной и духовной жизни общества, древний человек стремился обозначить свое присутствие в мире; в наскальных росписях, статуэтках из камня и кости, орнаментальных узорах на кусках оленьих рогов и каменных плитах - своеобразных знаках, которые наносил человек на предметы окружающего мира, наконец, на себя самого, - он стремился выделить "культурное" из "природного", вторгнуться в природный мир и изменить его. Именно это было первым шагом по пути самопознания, самооценки человечества, что нашло отражение в мифологии.
В этом плане знаменательно обращение к античному мифу о Прометее. Прометей - в греческой мифологии сын титана Иапета и океаниды Климены. Восстав против тирании Зевса, он дарует людям огонь, а с ним - блага цивилизации. Образ Прометея как подлинного "творца человека", наделившего его мудростью, научившего его видеть и чувствовать красоту мира, давшего человечеству основы технического прогресса, создай Эсхилом в трагедии "Прометей прикованный".
Так складывалось представление человека о культуре как о каком-то даре богов (не случайно "культура" и "культ" - слова одного корня), о ее особом предназначении, изменившем "природные" условия жизни человека. Но этот же миф говорил о драматизме культурного процесса, на что обратил внимание немецкий философ XX века Карл Ясперс: "Мы задаем вопрос о том, что явилось существенным в превращении человека в человека в мире, который он создает; о том, какие открытия он сделал в опасных ситуациях, в своей борьбе, руководимый страхом и мужеством, как сложились взаимоотношения полов, отношение к жизни и смерти, к матери и отцу" *3 .
*3: {Ясперс К. Смысл и назначение истории. - М., 1994. - С. 67}
Уже в древнегреческом обществе существовали понятия, предназначенные для явлений культуры: это "техне" ("ремесло", "искусство", "мастерство" - от корня "техне" образовалось и слово "техника") - термин, обозначающий человеческую деятельность, преобразующую материальный мир.
В античном сознании понятие культуры отождествлялось с "пайдейей", т. е. образованностью. "Пайдейя", по определению Платона, означает руководство к изменению всего человека в его существе. В греческом полисе (городе-государстве) культура была одновременно "воспитанием", "возделыванием" и "культом". Именно эти процессы характеризовали подготовку гражданина в античном полисе, формирование зрелого мужа из несмышленого ребенка (pais - ребенок), становление личности, образованность, просвещение, культуру. В понятиях древних греков, "пайдейя" выражала глубокий контакт образования с воспитанием, приобретением навыка, что особенно глубоко осуществляется в искусстве "техне" - т. е. гражданском навыке, приобрести который необходимо каждому гражданину полиса. "Пайдейя", имевшая определенный ремесленнический характер, указывала, с одной стороны, на интеллектуальную сущность античной культуры и образованности, с другой, на ее эстетическое основание. В обращении к человеку, его личности состоит гуманистическая сущность античной культуры, в ее основе - идеал человека, выступающего целью культурного процесса. Воплощение этого идеала в гражданине полиса было целью "пайдейи" и осуществлялось через многолетнюю "схолэ", где образовательный процесс не сводился к овладению суммой норм и требований, а был подготовкой к общественной жизни, развивал в человеке разумную способность суждений и эстетическое чувство прекрасного. При этом античный человек не терял своего единства с природой, с космосом, включавшим в себя и богов, и людей.
В Древнем Риме, где и возник термин "культура", понятие "возделывание" относилось прежде всего к обработке земли.
Римский государственный деятель и писатель Марк Порций Катон (234-149 до и. э.) написал трактат о земледелии ("Deagriculture"), что в переводе с латинского означает "Агрокультура". Этот трактат посвящен не просто обработке земли, а уходу за участком, полем, что предполагает особое, душевное отношение к земле, без чего не будет "культуры", должного возделывания земной почвы. Но уже Цицерон, говоря о возделывании, имел в виду не землю, а духовность. Цицерон (106-43 до н. э.) отождествлял философию с культурой души и духа. Подразумевалось воздействие философии на ум с целью его обработки, воспитания, развития умственных способностей; но философия была направлена на почитание, уважение, поклонение уму.
Так уже в эпоху античности сложилось представление о многозначности понятия "культура", что отражает приведенная ниже схема.
Европейское средневековье определило появление нового типа культуры и иного ее понимания: это была культура христианская, где на смену политеизму пришел монотеизм, иное понятие духовности, аскетический идеал. Средневековый человек, обнаружив неповторимость, уникальность, неисчерпаемость личности, поставил целью стремление к самосовершенствованию, избавлению от греховности. Мир и человек, считали идеологи средневековья, имеют основание в Боге. Признание сотворенности мира (креационизм - лат. creatio - созидание) перерастает в концепцию постоянного творения. Бог сообщает миру его смысловую значимость, божественной символикой наполнен мир.
Радикально изменилось понимание культуры. Человек, уверовавший, что кроме вещественно-телесного (земного) мира существует небесный, духовный мир, где он обретает истинное блаженство, мир, к которому принадлежит человеческая душа, обнаружил, что в нем действуют законы и нормы, неподвластные человеческому разуму, а именно: Высший Разум и Высшая Справедливость.
В эпоху средневековья особое значение приобрело понятие "культ". Оно выражало способность человека раскрыть собственный творческий потенциал в любви к Богу. Культура вновь предстала перед человеком как необходимость "возделывания" собственных способностей, в том числе и разума, дополненного верой. Рациональность, оказалось, далеко не главное в человеке, перед которым открылись такие истины, как вера, надежда, любовь. Новое понимание культуры привело и к иному толкованию самопознания: Бог создал человека, его бессмертную душу, следовательно, счастье не в познании себя, а в познании Бога. Счастье и свобода человека не в его "автономизации" (независимости), а в сознании того духовного родства, в котором он находится со Всевышним. Именно тогда человек, научившись преодолевать себя, достигнет непостижимого.
Культура, в отличие от античного ее толкования, осознается не как воспитание меры, гармонии и порядка, а как преодоление ограниченности, культивирование постоянного духовного совершенствования личности.
В культуре средневековья исключительную роль приобрела книга, особенно Библия, которая расценивалась, как "слово Божие, глагол, с помощью которого Господь Всемогущий установил свою власть над миром сим..." *4 . Вчитываясь в Библию, человек в то же время сочетал ее идеи с состоянием своей души, своего "Я", что наполняло моральным смыслом его жизнь, помыслы и поступки.
*4: {Дюби Жорж. Европа в средние века. - Смоленск, 1994. - С. 24. }
В эпоху средневековья рождается особая культура рыцарства - культ доблести, чести и достоинства.
Идеи эпохи Возрождения возвестили о формировании нового направления в культуре, связанного с осмыслением и углублением индивидуалистических устремлений человека, что вызвало особый интерес к античности. Термин "Возрождение" ввел Джордже Вазари в книге "Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих" (XVI в.), имея в виду возрождение античных гуманистических традиций. В XVI веке эпоха итальянского Возрождения характеризовалась как эпоха возрождения человека, как эпоха гуманизма. Именно в этот период Колюччо Салютати и Леонардо Бруни ввели в обиход слово "humanitas" (в переводе с лат. - человеческая природа, человеческое достоинство). Представление о культуре стало выражать активное творческое начало в человеке, тяготеющем к гармоническому возвышенному развитию.
Эпоха Просвещения сформировала новые культурные ценности: человек, общество, государство, религия, наука, философия и другие. Именно в XVII-ХVIII вв. появляются на философском уровне размышления о сути культуры. В XVII веке понятие "культура" стало употребляться в современном значении в трудах немецкого юриста и историографа С. Пуфендорфа (1632-1694). Он обозначил этим термином результаты деятельности общественного человека. Культура приобрела смысл чего-то внеприродного, развитого и культивируемого человеком. Культура понималась как противостояние человека и его деятельности дикой стихии природы, ее темным и необузданным силам.
Рождение понятия "культура" не случайно совпало с появлением и развитием новых отношений в обществе к человеку и природе. Это было Новое время, характеризовавшееся новым образом жизни, строительством городов, образованием нового класса - "буржуа", "бюргеров". Человек ощутил свое превосходство над природой, превратив ее в средство и объект своих действий. Это была эпоха технического и промышленного переворотов, эпоха великих географических открытий и колониальных захватов. Стала очевидной определяющая роль человека в его жизни и деятельности, что также послужило основой понимания культуры как самостоятельного явления.
Проблемам культуры посвятили свои труды Дж. Вико, К. Гельвеций, В. Франклин, И. Гердер, И. Кант и другие мыслители.
Просвещение стремилось сформировать целостное понятие о культуре, сочетающее активное действие мировых сил (в том числе и божественный Разум) в природе и деятельность человеческого разума. Человек определяется как существо, наделенное разумом, волей, способностью созидания, как "животное, делающее орудия", а история человечества - как его саморазвитие благодаря "предметной" деятельности, понимаемой как многообразие ее форм - от ремесла и речи до поэзии и игры. Теория культуры, развиваясь в европейской философии, осмысливала мир как явление двусоставное, включающее в себя "природу" и "культуру", а сама теория культуры понималась как "царство духа" и "мир человека", как совокупность различных форм сознания - нравственного, религиозного, экономического и т. д.
Однако уже тогда (особенно ярко в работах Ж.-Ж. Руссо) наметилась мысль о невозможности гармонического единства в мире и в человеке "природы" и "культуры". Немецкая классическая философия, стремясь устранить это противоречие, рассматривала культуру как исторический процесс развития духа, в котором противоречие "природы" и "культуры" является необходимым, но преходящим моментом на пути к их синтезу. С наибольшей полнотой эти проблемы разработаны в философской системе Г. Ф. Гегеля.
Однако общий аналитический дух, господствовавший в науке XIX в., приводил к тому, что культура рассматривалась не в своей целостности, как сложноорганизованная система, а в тех или иных конкретных проявлениях: философия религии, этика, эстетика, философия языка, гносеология, аксиология, антропология и т. д. Культурологическое знание, уходя в область конкретных наук, срасталось с этнографией, археологией, искусствознанием, науковедением, историей техники и т. п.
Ученые-культурологи обращаются либо к изучению того или иного исторического типа культуры - первобытной, античной, средневековой, ренессансной (Я. Буркхард, Э. Тайлор, Л. Леви-Брюль, К. Леви-Стросс, А. Малиновский, И. Хейзинга, М. Бахтин, А. Гуревич), либо к характеристике нескольких исторических и этнических типов культуры (Н. Данилевский, О. Шпенглер, П. Сорокин, А. Тойнби). Подобный подход позволяет увидеть богатство культурных форм, некоторые закономерности их исторического развития. Но сама сущность культуры как бы растворялась в многообразии ее форм.
Уже к концу XIX века обозначились существенные расхождения в понимании сущности культуры. Некоторые ученые противопоставляли "умственную, нравственную и религиозную жизнь человечества" материальной деятельности, другие же придавали понятию "культура" широкое значение, охватывающее "все стороны внутренней истории: и экономическую, и социальную, и государственную, и умственную, и нравственную, и религиозную, и эстетическую" (П. Ю. Милюков, "Очерки по истории русской культуры").
Основополагающее влияние на становление и развитие культурологии оказали В. Дильтей, Г. Риккерт, Э. Кассиpep и О. Шпенглер, концепция которого вызвала широкий общественный интерес к проблемам культуры.
Основные идеи и концепции культурологии XX века связаны также с именами 3. Фрейда, К. Г. Юнга, Н. А. Бердяева, Э. Фромма, М. Вебера, А. Тойнби, К. Ясперса, М. Хайдеггера, Ж.-П. Сартpa, X. Ортега-и-Гассета, П. Леви-Брюля, К. Леви-Стросса, М. Бубера, И. Я. Данилевского, А. Ф. Лосева, Д. С. Лихачева, М. М. Бахтина, А. Меня, С. С. Аверинцева, Ю. Н. Лотмана, А. Я. Гуревича, М. С. Кагана, Г. Гачева и других.
В XX веке американские ученые А. Кребер и К. Клакхон ("Культура", 1952), обобщая достижения культурологов мира, привели 180 дефиниций культуры (не считая определений русских мыслителей рубежа XIX-XX веков, данных в приложении), которые распределены последующим рубрикам: "описательные", "исторические", "нормативные", "психологические", "структурные", "генетические", "неполные". Эту работу продолжили в 70-е годы XX века американские ученые А. Каплан и Д. Мэннерс ("Теория культуры").
В 1983 году в Торонто состоялся XVII Всемирный философский конгресс, посвященный проблеме "Философия и культура". Конгресс продемонстрировал широкий спектр подходов к культуре современных философов.
Приведем некоторые определения культуры, сформулированные различными учеными *5:
*5: {Цит. по кн.: Каган М. С. Философия культуры. - СПб., 1996. - С. 13-18}
Э. Тайлор: комплекс, включающий знания, верования, искусства, законы, мораль, обычаи и другие способности и привычки, обретенные человеком как членом общества;
Ф. Ницше: "Единство художественного стиля во всех проявлениях жизни народа";
П. Сорокин: культурный аспект сверхорганического универсума, охватывающий представления, ценности, нормы, их взаимодействие и взаимоотношения;
X. Ортега-и-Гассет: социальное направление, которое мы придаем культивированию наших биологических потенций;
К. Юнг: формы поведения, привычного для группы, общности людей, социума, имеющие материальные и нематериальные черты;
Ч. Моррис: в широком смысле слова - система знаков;
Э. Кассирер: процесс прогрессирующего самоосвобождения человека. Язык, искусство, религия, наука - различные фазы этого процесса;
Т. Элиот: специфический способ мышления, чувствования и поведения;
3. Фрейд: слово "культура" характеризует всю совокупность достижений и институтов, отдаливших нашу жизнь от жизни звероподобных предков и служащих двум целям: защите человека от природы и упорядочиванию отношений людей друг с другом;
М. Хайдеггер: "реализация верховных ценностей путем культивирования высших человеческих достоинств".
A. Швейцер: "Главное в культуре - не материальные достижения, а то, что индивиды постигают идеалы совершенствования человека";
П. Флоренский: культура "ядром своим и корнем имеет культ... Культурные ценности - производные культа, как бы отслояющаяся шелуха культа";
B. И. Ленин: "Есть две национальные культуры в каждой национальной культуре", так как условия жизни людей порождают разные идеологии;
Л. Н. Толстой (эпилог "Войны и мира"): "...духовная деятельность, просвещение, цивилизация, культура, идея - все это понятия неясные, неопределенные...";
Ю. Лотман: совокупность текстов, точнее - механизм, создающий совокупность текстов;
Ю. Лотман, Б. Успенский: знаковая система;
В. Сагатовский: программа образа жизни;
Н. Чавчавадзе: воплощенные ценности;
B. Библер: - это "диалог культур";
Е. Вавилин и Ф. Фофанов: конкретно-исторический вариант существования той или иной общественно-экономической формации;
М. Мамардашвили: "Под "культурой" я понимаю некий единый срез, проходящий через все сферы человеческой деятельности...";
Л. Коган: "система, выступающая мерой и способом формирования и развития сущностных сил человека в ходе его социальной деятельности";
C. Чарновский: совокупность объективированных элементов общественного достоинства;
С. Пекарчик: единая для общественной группы семиотическая система;
М. Червинский: культура, понимаемая как процесс;
И. Херман: целостность человеческого развития, выводящего его за природные границы.
Современный культуролог Л. Е. Кертман наметил три основных подхода, позволивших ему сгруппировать это многообразие определений (кстати, ученый утверждает, что их - более четырехсот): антропологический, социологический и философский.
Первый подход - характеризуется признанием самоценности культуры каждого народа, на каком бы этапе своего развития он ни находился, а также признанием равноценности всех культур на земле.
Второй подход - стремится выявить специфические признаки культуры. Здесь культура трактуется как фактор организации и образования жизни какого-либо общества. Культурные ценности создаются самим обществом, но они же затем и определяют развитие этого общества, жизнь которого все более и более зависит от произведенных им ценностей.
Третий подход - путем анализа выделяет в жизни общества некоторые черты, характеристики, закономерности, составляющие основание культуры или причину ее развития. Философский подход предполагает проникновение в сущность культуры, которая понимается как "содержание" или "способ бытия" общества.
В декларации ЮНЕСКО, принятой в 1982 г. на Всемирной конференции по культурной политике, "культура" трактуется как комплекс характерных и эмоциональных черт общества и включает в себя не только различные виды искусства, но и образ жизни, основные правила человеческого бытия, системы ценностей, традиции и верования.
Понятие культуры обозначает универсальное отношение человека к миру, через которое человек создает мир и самого себя. Каждая культура есть способ творческой самореализации человека, утверждение смысла человеческой жизни в соотнесении его со смыслом *6 сущего. В каждой культуре наличествует смысловая доминанта - тот главный смысл, то общее отношение человека к миру, которое определяет характер всех остальных смыслов и отношений.
*6: {"Смысл - это содержание человеческого бытия (в том числе внутреннего бытия), взятое в особой роли: быть посредником в отношениях человека с миром и с самим собой. Именно смысл определяет, что мы имеем и что откроем в мире и в самих себе". Радугин А. Культурология. - М., 1997. - С. 13.}
Именно наличие смысловой доминанты культуры обусловливает возможность существования науки культурологии, которая изучает доминирующий смысл и различные способы его реализации.
Методологической основой культурологии является философия. Анализ культуры опирается на метод, который объединяет объяснение и понимание. Рациональное объяснение позволяет рассматривать культуру как систему смыслов, имеющих свою сущность и внутреннюю логику, дает возможность мысленно реконструировать культурно-исторический процесс, всеобщая сущность которого выделена и зафиксирована в формах мышления.
Но культура нуждается не только в рациональном объяснении, но и в нерациональном понимании, так как она адресована человеческой субъективности. В культурологии первичное понимание предшествует объяснению, ибо необходима прежде всего целостная интуитивно-смысловая причастность субъекта к постигаемому явлению.
Культурология осуществляет осмысление проблемы диалога культур, что дает возможность приобщения к иным культурам, их взаимообогащения *7 .
*7: {См.: Бахтин М. М. Эстетика словесного творчества. - М., 1979. - С. 334-335, 346-347, 371.}
Являясь комплексной гуманитарной наукой, культурология изучает не только культуру в целом, но и различные сферы культурной жизни, взаимодействуя с различными науками: антропологией, этнографией, психологией, социологией, экономической теорией, лингвистикой и т. д. В исследованиях культурологов изучаются самые различные аспекты, явления и процессы культуры. Особое значение в этом плане приобретает комплекс антропологических дисциплин, причем антропология здесь понимается как наука гуманитарная, а не естественная.
Культурантропология - наука о развитии человеческой культуры, представленной в форме культур различных народов, основывающаяся на результатах археологических, этнографических, этнологических, лингвистических, социологических и психологических сравнительных ("компаративистских" или "компаративных") исследований *8 .
*8: {См.: Энциклопедический словарь по культурологии. - М.,1997. - С. 28-33.}
Культурантропология сформировалась в западном обществе из этнологии *9 , этнографии *10 во второй половине 1920-х годов, когда на базе сравнительного анализа стали предприниматься попытки социологических обобщений, объяснения причин сходства и различий, многообразных тенденций в развитии культур разных народов, субкультур и т. д. Но культурантропология отличается от этнографии и этнологии тем, что не сосредоточивается на исторических и чисто описательных материалах. Культурная антропология обращается к проблемам, направленным на понимание общества "изнутри", и имеет множество разделов: антропологическая лингвистика; доисторическая археология, изучающая человеческое прошлое в дописьменную эпоху; экология человека (сравнительное изучение адаптации человека к экосистемам); политическая антропология; структурно-символическая антропология; психологическая антропология; юридическая антропология; антропология города или урбанистическая антропология (urban anthropologu); прикладная антропология и другие. По мере развития появляются новые разделы культурантропологии, например: антропология женщин (сравнительное изучение статуса женщин), медицинская антропология (компаративные исследования здоровья, болезни, медицинского обслуживания) и другие.
*9: {Этнология (греч. ethnos народ + ...логия) - дисциплина, изучающая общие закономерности развития человеческой культуры.}
*10: {Этнография - отрасль исторической науки, изучающая состав, происхождение (этногенез), расселение и культурно-исторические взаимоотношения народов мира, их материальную и духовную культуру, особенности быта.}
Одним из основателей культурантропологии считается французский социолог Эмиль Дюркгейм (1858-1917) - теоретик структурно-функционального подхода. Он обосновал положение о том, что общество функционирует подобно организму, что структуры общества аналогичны органам и структурам тела. Одновременно он подчеркивал, что социальная действительность представляет особую реальность, она специфична и автономна и не может быть понята на уровне психологии личности.
Среди современных зарубежных школ выделяются школа британской социальной антропологии, воспринявшая методологический подход Дюркгейма, и североамериканская школа культурной антропологии.
Важность этой науки обусловлена тем, что культурология обращается к самобытной культуре этнических обществ и должна опираться на обширный этнографический материал, описывать их эволюцию, взаимоотношение и развитие. Одна из важнейших проблем, которую открыла культурная антропология, - взаимовлияние различного типа культур, аккультурация *11 .
*11: {Аккультурация - процесс приобретения одним народом тех или иных форм культуры другого народа, происходящий в результате общения этих народов.}
Виднейшие представители культурантропологии - английские ученые А.-Р. Рэдклифф-Браун (1881-1955) и Б. К. Малиновский (1884-1942).
А. Рэдклифф-Браун придерживался взглядов Э. Дюркгейма. Он поставил перед собой задачу создать науку об обществе, в которой были бы сформулированы законы действия общества как системы.
Английский исследователь занимался изучением народностей андаманских островов, аборигенов Австралии. Он осуществил важный синтез идей о значении детства, брака и ритуалов, подчеркнул их значимость для единства общества. А. Рэдклифф-Браун писал: "Современная антропология является функционально обобщающей и социологичной, это паука сравнительной социологии".
Б.К. Малиновский - английский ученый польского происхождения. Руководил этнографическими экспедициями во многих частях света. Малиновский отрицал культурный эволюционизм и поддерживал органический взгляд на общество, разработанный Э. Дюркгеймом. Культуру Малиновский понимал как совокупность взаимных связей и функций. Он пытался понять, каким путем различные особенности и черты культуры обеспечивают удовлетворение базовых биопсихологических потребностей индивида. Соответственно различия между культурами он видел в различных способах удовлетворения этих потребностей (питания, воспроизводства и т. д.). Малиновский оказал влияние на целое поколение антропологов ("функциональная школа").
Широкую известность приобрела североамериканская школа культурантропологии. У се истоков стояла известная этнографическая школа Фр. Боаса (1858-1942) - американского ученого немецкого происхождения. Исследуя образ жизни различных народов (индейцев северного побережья Тихого океана, народов Северной Азии и других), Боас пришел к выводу о необходимости изучения культуры во всех ее аспектах, включая религию, искусство, историю, язык, а также физические характеристики народа. Боас пришел к пониманию культуры как некоей целостности, считая вместе с тем, что культуры разных народов не подлежат сравнению и ранжированию. Боас критиковал расистские теории и сделал один из наиболее важных выводов о том, что не существует "чистых" рас, что одна раса не может господствовать над другой в силу каких-либо прирожденных черт.
Североамериканская культурантропологическая школа обратилась к процессам аккультурации. Этой проблеме посвящены работы Дж. Гершковича, Дж. Мелвила, последователя американской антропологической школы южноафриканского ученого О. Оттенберга. Основываясь на опыте изучения жизни африканских народов, ученые сделали выводы о процессах адаптации африканцев к принятию цивилизованных социальных форм.
В последнее время американские культурные антропологи уделяют все большее внимание психологическому аспекту. Эти проблемы поднимаются в трудах Г.М. и Ф.М. Кисинги ("Новые перспективы культурной антропологии"), где психологический подход применяется к анализу проблемы взаимопроникновения цивилизаций.
В 1936 году английские и американские ученые объединились и опубликовали работу "Меморандум об аккультурации", где исследовали вопрос о взаимопроникновении цивилизаций (Т. Пит-Райверс, Хертцлер и др.). Выдающийся современный представитель психологического направления американской культурантропологии К. Додд в своей работе "Перспективы межкультурной коммуникации" выделил разные акты общения и смоделировал взаимодействие и связи между разными видами контактов и уровнем коммуникаций. Для анализа явлений культуры американские антропологи выделили и определили понятие "континуум" *12 .
*12: {Контиуум (лат. continuum - непрерывное, сплошное) - непрерывность, неразрывность явлений, процессов.}
Культурантропология имеет большие заслуги в изучении различных типов культур (языков, обычаев, типов родства примитивных обществ ит. п.). За многочисленными описаниями многообразных языков и обычаев открылся факт многообразия, уникальности и неповторимости различных культур. За многообразными ликами культур в многообразных проявлениях (духовных и материальных) одной и той же культуры проявилось универсальное начало - способ и тип человеческого общения с природой и обществом. Развитие культурантропологии дало также основания для осмысления сосуществования диалога культур.
Наука, формирующаяся на стыке социального и гуманитарного знания о человеке и об-ве и изучающее культуру как целостность, как специфич. функцию и модальность человеч. бытия.
Хотя происхождение термина К. принято связывать с именем амер. культурантрополога Л.А. Уайта, в зап. науке это название не привилось, но за последние 2-3 десятилетия прочно закрепилось в России. Прямой аналог отеч. К. в принятых за рубежом классификациях наук выявить сложно, поскольку в отличие от рос. традиции, связывающей понятие культуры прежде всего с худож. и просветит. практикой и проблематикой, в зап. научной традиции феномен культуры понимается преимущественно в социально-этногр. смысле. Отсюда осн. науками о культуре в Европе и Америке являются социальная и культурная антропология (по рос. классификации - нечто среднее между социологией, этнографией и психологией, собственно социология, структурная антропология (в России это назвали бы этнопсихолингвистикой), новая культурная история (синтез истории быта с истор. этнопсихологией), семиотика и постструктурная лингвистика (постмодернизм) и пр.
Совр. рос. К. стремится к объединению названных и нек-рых иных направлений и методологий изучения культуры с отеч. традициями исследований истории обыденности, мифол. и культурно-филол. реконструкций, концепций культурно-истор. типов, философией и идеологией просветит. функций культуры, идеями философии "рус. космизма" и т.п. Известное влияние на становление рос. К. оказывает и опыт отеч. востоковедения, решающего схожие задачи синтеза социально-научного и гуманитарного знания, но преимущественно в узко страноведческом ракурсе (см. Культурологич. науки в России).
В связи с расширением междунар. научных и образоват. контактов возникает проблема эквивалентного перевода принятого у нас термина К. на европ. языки и объяснения его содержат. наполнения. Рос. К. безусловно шире западной Anthropology, но не охватывает полностью понятия Humanitariens. Определения типа: Cultural research или Cultural studies точнее по форме, но мало что объясняют по существу. На сегодняшний день проблема междунар. верификации рос. К. остается еще не решенной.
Многообразие существующих в мире филос. и научных дефиниций культуры не позволяют сослаться на это понятие как на наиболее очевидное обозначение объекта и предмета К. и требует более четкой и узкой его конкретизации: "культура, понимаемая как...". В этой связи культуру как объект познания К. можно обозначить как истор. социальный опыт людей по селекции, аккумуляции и применению таких форм деятельности и взаимодействия, к-рые помимо утилитарной эффективности оказываются приемлемыми для человеч. коллективов также и по своей социальной цене и последствиям, отбираются на основании соответствия критерию ненанесения вреда социальной консолидированности сооб-в и закрепляются в системах их культурных ценностей, норм, паттернов, традиций и т.п., т.е. представляют собой систему опр. "социальных конвенций", прямо или опосредствованно обеспечивающих коллективный характер человеч. жизнедеятельности. Этот социокультурный опыт воплощается в системе непосредственно регулятивных установлений - обычаев, законов, канонов, морали и нравственности, этикета и т.п.; опредмечивается в специфич. чертах технологий и продуктов (рез-тов) деятельности людей по удовлетворению их групповых и индивидуальных интересов и потребностей (определяющих допустимые в данном сооб-ве способы осуществления той или иной деятельности и параметры получаемых при этом рез-тов); является осн. содержанием всех видов коммуницирования между людьми и формирует особенности языков и "культурных кодов" такого рода коммуницирования; определяет содержание и методику процессов социализации и инкультурации челов. личности; рефлектируется и интерпретируется в "культурных текстах" философии, религии, социальных и гуманитарных наук, лит-ры и искусства, обществ. мысли, права и идеологии, обрядов и ритуалов и пр.; транслируется от поколения к поколению в виде традиций, обычаев, ценностных ориентаций, экзистенциальных установок и пр.; является содержат. основой процессов социального воспроизводства сооб-ва, конкретно-истор. локальных черт их культурных систем и конфигураций. Это и есть культура в том смысле, в к-ром ее изучает К.
В таком случае исследоват. предметом К. является изучение содержания, структуры, динамики и технологий функционирования этого социокультурного опыта в ракурсах его генезиса, селекции и аккумуляции, системной упорядоченности, регулятивной практики, изменчивости, семантич. выраженности, практики освоения, исполнения и нарушения индивидами его нормативного воспроизводства и творч. развития, конвенциональных и авторских рефлексий и интерпретаций и пр., т.е. в конечном счете познание того, как порождаются, функционируют, транслируются и интерпретируются стихийно и целенаправленно выработанные "социальные конвенции" по интеграции людей и регуляции форм их совместного существования и деятельности.
В отличие от большинства социальных и гуманитарных наук, изучающих те или иные сферы человеч. жизнедеятельности, дифференцированными по специализир. предметам этой деятельности, - экон., юрид., полит., военные, иск-ведч., пед. и иные науки, К. относится к группе наук, исследующих в качестве объектов все виды и формы целеориентированной человеч. жизненной практики (как специализир., так и обыденной), но в строго опр. аспектах. К этой группе относятся истор. науки (генетико-хронологич. аспект коллективного человеч. существования), психол. (мотивационный аспект человеч. самопроявлений), социол. (структурно-функциональный и деятельностно-ролевой аспекты социальной активности людей), а также культурологич. науки (ценностно-регулятивный и коммуникативный аспекты коллективной и индивидуальной жизнедеятельности людей).
Подобный составной характер как объекта, так и предмета К. детермирирует и столь же сложную структуру самого культурологич. знания. Иерархически в К. можно выделить два осн. профиля познания: собственно К. (в узком смысле) - как интегративное знание о целостном феномене культуры в реальном истор, времени и социальном пространстве ее существования - и культуроведение - как совокупность частных научных дисциплин, изучающих отд. подсистемы культуры по специализир. областям деятельности (экон., полит., религ., худож. и пр. культуры). При этом философию культуры как методологию осмысления метафизич. сущности культуры и формирования мировоззренч. оснований ее понимания ряд культурологов не включает в структуру собственно культурологич. науки, а относит к области именно филос. знания, преследующего иные познават. цели, нежели социальные науки и в т.ч. К. Разумеется, критерии разграничения здесь весьма условны; немалое число теор. исследований в области культуры выполняется на стыке философии культуры и К., основывается на синтезированных методологиях и включает в себя элементы обеих областей и способов познания и интеллектуальной рефлексии. Тем не менее собственно К. является вполне эмпирич. наукой, исследующей конкретно-истор. явления культуры и выявляющей универсальные закономерности порождения, функционирования и изменчивости этих явлений.
Возможна также и такая классификация осн. направлений К., к-рая выделяет в ней социальную К., исследующую преимущественно функциональные механизмы, процессы и формы социокультурной организации и регуляции коллективной жизни людей (ценности, нормы, обычаи, образы жизни, технологии деятельности, языки коммуницирования, инструментарий социального воспроизводства личностей и сооб-в и пр.), и гуманитарную К., концентрированную на изучении процессов и форм самопознания культуры - интеллектуальных и образных творч. рефлексий и интерпретаций природных и социальных явлений бытия, воплощаемых в разл. вербальных и невербальных "текстах культуры". Эти два направления К. заметно различаются и по осн. методологиям познания: рационально-объяснительным в первом случае и описательно-интерпретативным во втором. При этом следует различать собственно культурологич. метод познания, направленный прежде всего на аналитич. реконструкцию "правил игры" ("социальных конвенций", ценностных ориентаций и пр.), определяющих принятые в изучаемом сооб-ве формы осуществления жизнедеятельности людей, и культурно-контекстуальный анализ, исследующий выделенные объекты в их культурно-истор. окружении, но в рамках традиционно истор. описательно-интерпретативных методол. подходов. Несмотря на уже сложившуюся в отеч. науке традицию квалифицировать именно культурно-контекстуальный анализ как культурологический, это представляется методологически не вполне корректным.
Помимо дифференцирования по объектам и методологиям К. может быть структурирована еще и по специфич. целям, предметным областям и уровням познания и обобщения. Здесь прежде всего имеет место разделение К. на фундаментальную, изучающую культуру с целью теор. и истор. познания этого феномена, разрабатывающую категориальный аппарат и методы исследования и т.п., и прикладную, ориентированную на использование фундаментальных знаний о культуре в целях прогнозирования, проектирования и регулирования актуальных культурных процессов, на разработку спец. технологий трансляции культурного опыта и механизмов достижения соответствующего культурным нормативам уровня развития тех или иных форм социальной практики. При этом в рамках фундаментальной К. могут быть выделены такие более или менее сформировавшиеся предметные направления, как социальная и культурная антропология, исследующая культуру как социальный феномен и социальную микродинамику порождения и функционирования культурных явлений; истор. К., изучающая макродинамику порождения и функционирования "социальных конвенций" коллективной жизнедеятельности людей, а также культурно-истор. типологию сооб-в; психол. антропология, рассматривающая человеч. личность как "продукт", "потребителя" и "производителя" культуры, а также психологию социокультурных мотиваций, самоидентификаций и взаимодействия людей; культурная семантика, исследующая знаково-коммуникативные черты и функции культурных явлений, использующая методы лингвистики и филологии для "дешифровки" и реконструкции культурных объектов как смыслонесущих текстов (в конечном счете именно на это и ориентировано абсолютное большинство гуманитарных исследований культуры, хотя культурная семантика как область науки не ограничивается одними лишь гуманитарными методологиями), а также ряд иных более частных направлений изучения культуры. В каждой их этих дисциплин фундаментальной К. могут быть выделены несколько уровней познания и обобщения материала: общетеоретический, системных объектов, паттернов (образцовых форм, норм и пр.), единичных артефактов культуры. В прикладной К. формируются такие направления исследований, как управление культурой, социокультурное проектирование, культуроохранная деятельность, социокультурная реабилитация, социокультурные аспекты образования, культурно-просветит. и досуговая работа, музееведение, информационно-библиотечное и архивное дело и др.
В отличие от собственно К. культуроведч. профиль исследований обусловлен тем, что во всякой специализир. области человеч. деятельности помимо осн. утилитарных целеустановок и технологий достижения рез-та действует также и система норм и регуляторов экстраутилитарного свойства, определяющих социально приемлемые формы осуществления данной деятельности и параметров ее рез-тов, ее допустимые социальную цену и последствия, проф. этику и корпоративные традиции в среде специалистов, структуру и методику проф. образования, критерии профессионализма, служебные языки обмена информацией и т.п. Эта совокупность черт образует такое явление, как "проф. культура" в той или иной области специализир. практики ("экон. культура", "культура управления", "филос. культура" и т.п.), аккумулирующая в себе осн. параметры социальной значимости данной сферы деятельности, ее социально-ценностный аспект, проф. нормы владения технологиями и пр., что требует изучения в качестве самостоят. предмета, а также обучения этой "проф. культуре" подготавливаемых кадров.
Социальные перспективы К. видятся прежде всего в том, что в ходе "информ. революции", охватившей человечество во вт. пол. 20 в. и затрагивающей гл. об. технологии управления производственными, коммуникативными и иными процессами жизнедеятельности людей, неизбежно наступит этап "революции" в области прогнозирования и проектирования, к-рая должна поднять на новый уровень эффективности методику управления любыми процессами. В числе наиважнейших при этом окажутся и задачи социального и культурного проектирования регуляции социокультурных процессов обществ. развития, расчета социокультурных последствий управленческих решений и применяемых технологий, поддержания техно-гуманитарного баланса в системах ценностных ориентаций и социальных стандартов, поиск новых методов социализации и инкультурации человеч. личности, более эффективных методов социального воспроизводства сооб-в и сохранения их специфич. культурных черт в условиях общей социокультурной модернизации и стандартизации и т.п. Именно для решения этих задач специалисты-культурологи со знанием закономерностей социокультурного развития, порождения и внедрения инноваций, методологий и методов социокультурного проектирования и регулирования, а также истор. опыта социальной самоорганизации и саморегуляции сооб-в окажутся востребованными в наибольшей мере.
Лит.: Флиер А.Я. Совр. культурология: Объект, предмет, структура//Обществ. науки и современность. 1997. № 2; Александрова Е.Я., Быховская И.М. Культурологич. опыты. М., 1997; Орлова Э.А. Социальная и культурная антропология. М., 1997; Морфология культуры: Структура и динамика. М., 1994.
Отличное определение
Неполное определение ↓
Проблемы, которые можно отнести к культурологическим, ставились учеными издавна. Необходимость изучения разнообразных форм культуры, ее достижений была осознана как научная проблема еще в эпоху античности. Становление культурологии как науки шло по пути формирования нескольких школ: антропологической, философской, психологической, социологической.
Важным шагом к формированию научной теории стало осмысление человеческой культуры как уникального феномена и понимание необходимости ее самостоятельного изучения. Культурой в качестве объекта научного исследования интересовались философы, историки, социологи, но только в начале XX века возникла необходимость обобщить накопленный эмпирический материал, а затем и исследовать целый ряд обнаруженных закономерностей.
К середине XX века стало очевидно, что следует изучать не только уже сложившиеся формы культуры, но и такие находящиеся в стадии становления и развития явления, как процесс глобализации, охвативший все сферы культуры, научно-техническую революцию, изменившую место и роль техники в системе культуры, активно протекающие процессы массовизации и коммерциализации культуры, а также появление новых видов и способов хранения, обработки и передачи информации. Кроме этого, накапливался достаточно большой опыт исследования разного рода негативных явлений, поэтому крайне актуальной стала задача отделить культуру от антикультуры.
XX век, переживший войны и катастрофы, показал, что единственный критерий, на который стоит ориентироваться в любой сфере деятельности, -- это благо человека. Отсюда задача гуманизации всех видов и направлений человеческой деятельности. Развитие техники заставило остро почувствовать, что человека собственно Человеком делает именно освоение опыта культуры. Кроме этого, в XX веке люди осознали, насколько неповторим и уникален каждый из исторических типов культур на Земле, однако несмотря на такое разнообразие диалог между ними не только возможен, но и необходим для сохранения культурного богатства человечества.
Все эти задачи и привели к появлению новой науки. Американец Лесли Уайт (1900-1975) назвал ее «наукой о культуре» или «культурологией».
В своей работе «Наука о культуре» (1949) Уайт обосновывает необходимость формирования культурологического знания как самостоятельной науки. По его мнению, ни одна из наук не рассматривает результаты духовной деятельности человека. Поэтому необходима еще одна научная дисциплина, которая будет изучать те предметы и явления, которые являются результатом специфической деятельности человека (Уайт называет ее «символической», т.е. зависящей от символической способности человека -- способности наделять предметы и явления неким смыслом, который они изначально не содержат) и не зависят от биологической, телесной (или «соматической») сущности человека. Поскольку эти предметы и явления составляют сферу человеческой культуры, то наука, их изучающая, получает название «культурология».
Называя Лесли Уайта «отцом культурологии», следует признать его заслуги:
- 1) Уайт ввел само понятие «культурология»;
- 2) выделил культурологию как самостоятельную науку;
- 4) определил ее специфический объект изучения -- культуру.
Таким образом, культурологию можно определить как науку, формирующуюся на стыке социального и гуманитарного знания о человеке и обществе и изучающую культуру как целостность, как специфическую функцию и модальность человеческого бытия.
Обосновав необходимость культурологии как самостоятельной науки, Л. Уайт определил и ее принципы, которые могут считаться общеметодологическими и для других гуманитарных наук.
Во-первых, это принцип всеобщей связи и развития -- все явления и объекты необходимо исследовать с учетом их генезиса, взаимовлияния друг на друга, роли в мировом культурно-историческом процессе.
Во-вторых, это принцип научного абстрагирования. Он используется для моделирования различных ситуаций во многих науках. Уайт приводит пример из физики -- системы, в которых тело движется прямолинейно и равномерно, без учета силы трения, тоже есть научная абстракция. Но для изучения законов движения в ряде случаев силой трения можно пренебречь. В культурологии подобное научное абстрагирование применяется, когда речь идет о культуре вообще, ее структуре, функциях и т.д. Ведь реально культура существует только в конкретно-исторических формах, в определенных пространственно-временных рамках, ее создают реальные люди. Но при изучении теории культуры этими конкретными факторами наука позволяет пренебречь.
К методам культурологического исследования относятся следующие:
Диахронический метод - метод исследования исторического развития культуры в целом как предмета культурологического изучения.
Синхронический метод - метод исследования культуры с точки зрения соотношения между ее составными частями (элементы находятся в единстве и формируют своим взаимодействием целостность, в свете которой имеет смысл каждый элемент) или разных культур, сосуществующих в один период времени.
Сравнительно-исторический метод - мировые культуры исследуются и анализируются в связи с историческими, социальными и другими условиями каждой данной страны, каждой данной эпохи.
Структурно-функциональный метод применяется, если необходимо выделить и рассмотреть элементы, составляющие культуру, выявить роль каждого такого элемента в ее функционировании. В этих целях широко используется аналитический метод, позволяющий рассматривать элементы, явления культуры в, так сказать, «чистом» виде.
Типологический метод. Данный метод применяется для исследования таких культурологических теоретических проблем, как классификация, систематизация, моделирование. В основе его утверждение, что культура в различных областях нашей планеты складывалась, хотя и в разное время, во многом одинаковым образом.
Современная культурология объединяет целый ряд дисциплин, каждая из которых обеспечивает выполнение задач, стоящих перед этой наукой. Эти дисциплины можно очень условно подразделить на теоретические и исторические.
Теоретическая ветвь включает в себя:
- - философию культуры, которая изучает наиболее общие проблемы существования культуры;
- - теорию культуры -- изучение закономерностей развития и функционирования культуры;
- - морфологию культуры -- изучение различных форм существования культуры, таких, например, как язык, миф, искусство, религия, техника, наука.
Историческая ветвь, в свою очередь, включает:
- - историю культуры, которая занимается типологией культур, сравнительным анализом развития различных культурно-исторических типов;
- - социологию культуры, которая исследует функционирование культуры в обществе, взаимосвязь общественных и культурных процессов.
- - практическую культурологию, которая определяет, на каком уровне человеческая деятельность приобретает характер культурной. Очевидно, что для каждой исторической эпохи этот уровень своеобразен.
Иерархически в культурологии можно выделить два основных профиля познания: собственно культурологию (в узком смысле) - как интегративное знание о целостном феномене культуры в реальном историческом времени и социальном пространстве ее существования - и культуроведение - как совокупность частных научных дисциплин, изучающих отдельные подсистемы культуры по специализированным областям деятельности (экономическую, политическую, религиозную, художественную и пр. культуры).
Категории, т.е. понятия, -- важнейший показатель того, как сформировалась наука, насколько развит ее язык. Система категорий отражает общую структуру научного знания, показывая взаимодействие частных наук и философии как общей методологии; также через категориальный аппарат науки можно проследить ее генезис и взаимодействие с другими отраслями знания.
Категории культурологии - наиболее фундаментальные, субстанциальные и субстратные понятия о культурных закономерностях, явлениях, процессах и связях, выделяемые исследователями сущностные свойства культуры, на основании которых осуществляется систематизация изучаемых культурных феноменов и разрабатываются методологии и методы их познания.
В культурологических науках до сих пор не разработан и не систематизирован целостный категориальный аппарат, поэтому формирование корпуса культурологических категорий происходит в основном путем заимствований из философии, социологии, психологии, лингвистики и других областей познания, по мере необходимости модернизируемых в соответствии с аналитическими нуждами культурологии. Вместе с тем немалая часть базовых категорий культурологии не имеет прямых аналогов в других науках (например: категории художественной формы и культурной формы отмечают весьма различающиеся наборы признаков) и нуждается в самостоятельной разработке и обосновании.
Все культурологические категории можно разделить на следующие группы:
- 1. Всеобщие. Это философские понятия, которые используются во всех отраслях знания, например: «сознание», «бытие», «развитие».
- 2. Общенаучные. К этой группе относятся понятия, составляющие методологическую основу научного знания: «закономерность», «процесс», «типология», «система» и пр.
- 3. Заимствованные из других наук. Категории целого ряда наук используются культурологами при изучении пограничных проблем, связанных с литературоведением, историей, искусствознанием, религиоведением: «эпоха», «период», «стиль», «конфессия» и пр.
- 4. Собственно культурологические. Эти категории либо отражают процессы, наблюдаемые при изучении культуры -- «глобализация», «массовизация», «синтез культур» и пр., либо фиксируют какие-то явления -- «культурная динамика», «архетип», «гуманизм» и пр.