Насилие в семье: виды, формы, последствия НАСИЛИЕ является одной из самых острых и распространенных социальных проблем. НАСИЛЬСТВЕННЫЕ ДЕЙСТВИЯ совершаются специально и направлены на достижение определенной цели; наносят вред (физический, моральный, материальный) другому человеку; нарушаются права и свободы этой особы; делают невозможным эффективную самозащиту потерпевших от насилия (тот, кто совершает насилие, в большинстве случаев имеет преимущества) Научными исследованиями установлено, что: насилие в той или иной форме совершается в каждой четвертой украинской семье; ежегодно около 2 млн. детей в возрасте до 14 лет избиваются родителями; для 10% этих детей исходом становится смерть, а для 2 тыс.самоубийство; более 50 тыс. детей в течение года уходят из дома, спасаясь от собственных родителей, а 25 тыс. несовершеннолетних находятся в розыске. в 2008 году от жестокого обращения с детьми погибло 1914 детей, искалечено 2330 детей; около 10 тыс. родителей лишаются судами родительских прав и более 2,5 тыс. детей забираются у родителей без такого лишения, поскольку нахождение ребенка в семье представляет угрозу его жизни и здоровью. В 80% случаев дети попадают в приюты и детские дома из-за невыполнения родителями своих прямых обязанностей по воспитанию, что создает реальную угрозу их жизни и здоровью. Основная причина жестокого обращения с детьми - внутренняя агрессивность эмоциональное состояние, возникающее как реакция на переживание непреодолимости каких-то барьеров или недоступность чего-то желанного. Виды насилия над детьми в семье физическое насилие; пренебрежение; психологическое жестокое обращение; сексуальное насилие. ФИЗИЧЕСКОЕ НАСИЛИЕ Физическое насилие Физическое насилие это преднамеренное нанесение травм и/или повреждений ребенку, которые вызывают серьезные (требующие медицинской помощи) нарушения физического, психического здоровья, отставание в развитии. ФИЗИЧЕСКОЕ НАСИЛИЕ А также вовлечение ребенка в употребление алкоголя, наркотиков, токсических веществ. Физическое насилие над ребенком могут совершать родители, лица, их заменяющие, или другие взрослые. Чаще всего это происходит в семьях, где: убеждены, что физическое наказание является методом выбора для воспитания детей; родители (или один из них) являются алкоголиками, наркоманами, токсикоманами; родители (или один из них) имеют психические заболевания; нарушен эмоционально-психологический климат (частые ссоры, скандалы, отсутствие уважения друг к другу); родители находятся в состоянии стресса в связи со смертью близких, болезнью, потерей работы, экономическим кризисом и др.; родители предъявляют чрезмерные требования к детям, несоответствующие их возрасту и уровню развития; дети имеют особенности: недоношенность в анамнезе, наличие соматических или психических заболеваний; они гиперактивны, неусидчивы. Физическое насилие проявляется как: удары по лицу; тряски, толчки; затрещины, удушения, пинки; заключение в запертом помещении, где они удерживаются силой; избиение ремнем, веревками; нанесение увечий тяжелыми предметами, даже ножом. ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ НАСИЛИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ (ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ) НАСИЛИЕ - постоянные или периодические словесные оскорбления ребенка, угроза со стороны родителей, опекунов, учителей, унижение его человеческого достоинства, обвинение в том, в чем он не виноват, демонстрация нелюбви, ненависти к ребенку, постоянная ложь, обман ребенка. К психологическому насилию относятся: угрозы в адрес ребенка, проявляющиеся в словесной форме без применения физической силы; оскорбление и унижение его достоинства; открытое неприятие и постоянная критика; лишение ребенка необходимой стимуляции, игнорирование его основных нужд в безопасном окружении, родительской любви; предъявление к ребенку чрезмерных требований, не соответствующих его возрасту или возможностям; однократное грубое психическое воздействие, вызвавшее у ребенка психическую травму; преднамеренная изоляция ребенка, лишение его социальных контактов; вовлечение ребенка или поощрение к антисоциальному или деструктивному поведению (алкоголизм, наркомания и др.). ОСОБЕННОСТИ ДЕТЕЙ, ПОДВЕРГШИХСЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОМУ (ЭМОЦИОНАЛЬНОМУ) НАСИЛИЮ: задержка психического развития; невозможность сконцентрироваться, плохая успеваемость; низкая самооценка; эмоциональные нарушения в виде агрессии, гнева (часто обращенных против самого себя), подавленное состояние; избыточная потребность во внимании; депрессия, попытки суицида; неумение общаться со сверстниками (заискивающее поведение, чрезмерная уступчивость или агрессивность); ложь, воровство, девиантное (или "отклоняющееся", асоциальное)поведение; нервно-психические и психосоматические заболевания: неврозы, энурез, тики, расстройства сна, нарушения аппетита, ожирение, кожные заболевания, астма и др.). Особенности поведения взрослых, совершающих эмоциональное насилие: не утешают ребенка, когда тот в этом нуждается; публично оскорбляют, бранят, унижают, осмеивают ребенка; сравнивают с другими детьми не в его пользу, постоянно сверхкритично относятся к нему; обвиняют его во всех своих неудачах, делают из ребенка "козла отпущения" и пр. Пренебрежение Пренебрежение основными нуждами ребенка (моральная жестокость) это отсутствие со стороны родителей или лиц, их заменяющих, элементарной заботы о нем, а также недобросовестное выполнение обязанностей по воспитанию ребенка, в результате чего его здоровье и развитие нарушаются. Чаще всего пренебрегают основными нуждами детей родители или лица, их заменяющие: алкоголики, наркоманы; лица с психическими расстройствами; юные родители, не имеющие опыта и навыков родительства; с низким социальноэкономическим уровнем жизни; имеющие хронические заболевания, инвалидность, умственную отсталость; перенесшие жестокое обращение в детстве; социально изолированные. Последствия жестокого обращения с детьми в семье уход в религиозные секты; объединения в неформальные группы с криминальной и фашисткой направленностью; агрессивное, преступное поведение детей; сбежавшие из дома дети умирают от голода и холода, становятся жертвами других детей, также сбежавших от домашнего насилия и др. СЕКСУАЛЬНОЕ НАСИЛИЕ Сексуальное насилие (совращение) – это использование ребенка взрослым или другим ребенком для удовлетворения сексуальной потребности или получения корысти, привлечение ребенка в проституцию, порнобизнес. Сексуальное насилие чаще всего происходит в семьях, где: патриархально-авторитарный уклад; плохие взаимоотношения ребенка с родителями, особенно с матерью; конфликтные отношения между родителями; мать ребенка чрезмерно занята на работе; ребенок долгое время жил без родного отца; вместо родного отца - отчим или сожитель матери; мать имеет хроническое заболевание или инвалидность и подолгу лежит в больнице; родители (или один из них) являются алкоголиками, наркоманами, токсикоманами; родители (или один из них) имеют психические заболевания; мать в детстве подвергалась сексуальному насилию и т.п. ДОМАШНЕЕ НАСИЛИЕ - это повторяющийся с увеличением частоты цикл: физического, словесного, духовного и экономического оскорбления с целью контроля, запугивания, внушения чувства страха. Экономическое насилие: отказ в содержании детей, утаивание доходов, трата семейных денег, самостоятельное принятие большинства финансовых решений – это может проявляться, например в том, что при покупке продуктов не учитывается потребности детей или жены, и в результате дети могут не получать необходимое для их возраста питание; жена, совершая покупки, должна отчитываться чеками и т.п. Как проявляется насилие? Запугивание и угрозы – внушение страха криком, жестами, мимикой; угрозы физического наказания милицией, спецшколой, богом; проявление насилия над животными; угрозы бросить ребенка или отнять его, лишить денег и др. 2. Изоляция – постоянный контроль за тем, что делают женщина или ребенок, с кем дружат, встречаются, разговаривают; запрет на общение с близкими людьми, посещение зрелищных мероприятий и др. 3. Физическое наказание – избиение, пощечины, истязания, таскание за волосы, щипание и др. 4. Эмоциональное (психическое) насилие – не только запугивание, угрозы, изоляция, но и унижение чувства собственного достоинства и чести, словесные оскорбления, грубость; внушение мысли, что ребенок – самый худший, а женщина – плохая мать или жена, унижение в присутствии других людей; постоянная критика в адрес ребенка или женщины и др. Причины возникновения насилия: - материальные трудности; наличие в семье безработного; нерешенная жилищная проблема; алкоголизм и пьянство среди членов семьи; наличие наркоманов в семье; неполная семья; отчим или мачеха в семье; ребенок-инвалид или с проблемами со здоровьем; нежеланный ребенок; трудный ребенок; снятие многих моральных запретов; семейные конфликты; самоутверждение за счет слабых; культ жестокости, пропагандируемый в обществе. Последствия семейного насилия ребенок учится насилию; ребенок становится тревожным; ребенок не уверен, что его в семье любят; Куда обращаться за помощью? Отдел по делам семьи и молодежи. Адрес: пр. Ленина 70. тел. 54-17-92 2. Служба по делам детей Ильичевской райадминистрации. Адрес: пр. Металлургов 193.тел.: 47-30-53 3. Органы внутренних дел. Тел 102 4. Центры социальных служб для семьи, детей и молодежи. 5. - Мариупольский городской центр социальных служб для семьи, детей и молодёжи. Адрес: бул. Хмельницкого, 24-А.Тел.: 33-52-25 6. - Ильичевский районный центр социальных служб для семьи, детей и молодёжи. Адрес: ул. Карпинского, 56. Тел.: 4731-03 7. - Приморский районный центр социальных служб для семьи, детей и молодёжи. Адрес: пр. Строителей, 85-А. Тел.: 54-37-83. 8. - Орджоникидзевский районный центр социальных служб для семьи, детей и молодёжи. Адрес: пер. Рижский,40. Тел.: 24-71-51 9. - Жовтневый районный центр социальных служб для семьи, детей и молодёжи. Адрес: бул. Хмельницкого, 24-А. Тел.: 54-38-54 10. 5) Тел. Доверия: 24-99-99/ 23-99-99 1.
Презентация посвящена острой социальной проблеме современного общества.
Содержит:
Факторы риска для жестокого обращения с детьми.
Типы сексуального насилия в семье.
Дети в роли обидчиков.
Психологические факторы риска ребенка.
Как защитить ребенка?
Принципы реабилитации ребенка - жертвы насилия.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com
Подписи к слайдам:
Насилие в семье
Насилие в семье - это отдельная большая тема, которой посвящено множество исследований. Чаще всего насилию в семье подвергаются женщины и дети, мужчины - сильный пол, реже становятся жертвами насилия. Насилие обычно происходит в семьях с размытыми границами между членами семьи. Страдают от насилия физического, психологического, сексуального обычно самые слабые члены семьи, не способные защитить себя.
Факторы риска для жестокого обращения с детьми Психологические факторы риска для родителей Родители, избивающие своих детей, характеризуются как импульсивные, незрелые, ригидные, родители - тираны или хронически - агрессивные, зависимые и нарциссические, отгороженные от семьи и друзей и испытывающие супружеские трудности. В. Стил подчеркивает важность родительской идентификации с грубой, отвергающей матерью, что является постоянным при злоупотреблении детьми. Большинство родителей жестоко обращающихся с детьми, часто переживали физическое жестокое обращение, отвержение, депривацию и пренебрежение со стороны родителей в период своего детства.
А. Басс указывает на 4 фактора, от которых зависит сила агрессивных привычек: частота и интенсивность случаев, в которых индивид был атакован, фрустрирован, раздражен, частое достижение успеха агрессией, культурные и субкультурные нормы, темперамент, характеризующийся импульсивностью, интенсивностью реакций, высокой активностью и зависимостью. По данным многочисленных исследований, в большинстве случаев сексуальное насилие происходит с целью установления власти и контроля над жертвой, а не с целью получения сексуального удовлетворения.
Типы сексуального насилия в семье ОТЕЦ - ДОЧЬ. Пассивно-зависимые отношения в семье: в отношениях с женой муж чувствует себя зависимым ребенком, которым пренебрегают - он обращается к дочери как к другой жене, чтобы ощутить, что он - мужчина. Агрессивно - доминантные отношения в семье: жена и дочь изолированы от социальных связей. Жена эмоционально беззащитна и беспомощна, муж полностью властвует, но не получает эмоциональной поддержки и эмоционального признания от жены. Сексуальные отношения с дочерью как осуществление права Нарцисса. Жена доминирует - муж подавляется. Отношения с дочерью как компенсация подавленной потребности к доминированию.
ОТЕЦ - СЫН Отец в детстве (подростковом возрасте) имел проблемы в отношениях с противоположным полом. Может быть, отец не был уверен в своей сексуальной ориентации. Может быть, отец был жертвой инцеста в детстве.
МАТЬ - СЫН Связь такого рода свидетельствует о наличии серьезных психических нарушений у матери, так как женщине, по сравнению с мужчинами, приходится преодолевать большее сопротивление для совершения сексуального насилия над собственным ребенком. Этому препятствуют: Социально-ролевой барьер - стереотипный сексуальный агрессор - это мужчина. Психологический барьер - материнский инстинкт глубже отцовского.
Следует подчеркнуть, что очень часто сексуальный агрессор в прошлом сам был жертвой сексуального насилия. В случаях инцеста у насильников наблюдались глубокие психо -сексуальные нарушения, садизм, фетишизм, необычные формы полового акта, эпизоды гомосексуализма и трансвестизм. Отсутствие желаемого удовлетворения от этих форм сексуальной активности толкало их на совершение инцеста.
Дети в роли обидчиков Олвеус дает характеристики семейного окружения и условий родительского воспитания обидчиков: Родители склонны проявлять негативное отношение к своей родительской роли, давая недостаточно тепла и заботы ребенку. На поведение ребенка не накладываются адекватные ограничения, не обеспечивается адекватный контроль, и проявляется терпимость к агрессивному поведению по отношению к членам семьи, сверстникам. Склонность семьи практиковать телесные наказания или яростные эмоциональные вспышки. Дети с плохим контролем внутренних импульсов и легко возбудимые скорее демонстрируют притесняющее поведение, чем дети с более устойчивым характером реагирования.
Признаки обидчика: Дразнит, высмеивает, толкает; Физически сильнее, чем сверстники; Любит, чтобы признавалось его превосходство над другими; Импульсивный, раздражительный, нетерпимый, агрессивный, принуждающий, воинственный; Проявляет слабую эмпатию по отношению к другим; Ранняя вовлеченность в антисоциальное поведение (выпивки и т. п.); Отставание от сверстников по количеству оконченных классов. Особую опасность, как источник распространения преступности имеют так называемые "группы риска". В них отчетливо проявляются особенности подросткового и юношеского возраста; выраженный групповой характер приобретает потребление спиртных напитков и наркотиков, занятия проституцией, в действиях таких групп нарастает агрессивность. Активно идет процесс подчинения молодежных "групп риска" организованной преступности.
Психологические факторы риска ребенка Согласно фактологическим данным, большинство случаев жестокого физического обращения с детьми случалось в первые два года жизни. Чрезмерный непрекращающийся крик и раздражительность младенца часто приводят к уменьшению привязанности матери к нему. В то же время из наблюдений исследователей, младенцы, которые пассивны и отстают в развитии, могут также фрустрировать матерей и способствовать проявлению физического жестокого обращения с их стороны. Дети с физическими и психическими отклонениями также уязвимы для злоупотребления. Дети - инвалиды с видимыми физическими дефектами, врожденными аномалиями, умственной отсталостью или хроническими психологическими заболеваниями не только обременительны для родителей, но и рассматриваются нарциссическими родителями как символ их собственного поврежденного самоотражения.
Дети - жертвы, как правило, обладают меньшей физической силой, чем обидчики. Они тревожны и неуверенны, более чувствительны и пассивны. Эти дети часто имеют симбиотические связи с родителями, обладают слабыми социальным опытом и поддержкой. Итак, черты жертвы: Подвергается высмеиванию; Подвергается толчкам, пинкам; Попадает в драки, которых старается избежать; Его вещи отнимают или уничтожают; У него наблюдаются "необъяснимые" порезы и порванная одежда; Исключается из групп сверстников; Выбирается для игр последним; Держится вблизи от учителя.
Женщины, подвергающиеся насилию в семье Психологи описывают классический цикл взаимодействия партнеров, когда женщина подвергается насилию, оскорблениям, состоящий из трех фаз: Напряжение - отдельные вспышки оскорблений. Женщины обычно реагируют спокойно, стараясь разрядить обстановку или пытаются защитить свое положение в семье. Оба партнера могут оправдывать поведение мужчины его реакцией на стресс из-за работы, денег и т.д. С ростом напряжения способности женщины балансировать становятся все слабее. Именно на этой стадии для женщин наиболее необходимо и эффективно найти поддержку и помощь.
Основная профилактика насилия: В супружеских отношениях - это установление правил не допускающих агрессивных форм решения конфликтных ситуаций. Если при знакомстве вы чувствуете, что партнер может быть грубым и вспыльчивым, если в его прошлом известны случаи, что он на кого-то поднимал руку - то это сигнал опасности, говорящий о том, что и в ваших отношениях этот человек может вести себя также. Если в каком-то из аспектов своей жизни человек проявляет определенное поведение, то это же поведение будет легко переносится и в другие аспекты жизни. В таком случае, вам предстоит решить для себя, сможете ли вы связать свое будущее с таким человеком.
Как защитить ребенка? В первую очередь, ваш ребенок должен знать о том, что не стоит вступать в разговоры и следовать за чужими людьми на улице. Нельзя также позволять чужим людям смотреть или дотрагиваться до интимных мест. Если ребенок жалуется на насмешки в саду или в школе со стороны сверстников, если его регулярно кто-то обижает, то родитель должен вмешаться в эту ситуацию и решить проблему, обсуждая ее с детьми, преподавателями и родителями обидчиков ребенка.
Принципы реабилитации ребенка - жертвы насилия Необходим анализ проблем, связанных с плохим обращением, а также проблем, предшествовавших плохому обращению. Клиницист может быть вынужден вмешиваться в условия среды и окружения, чтобы предоставить ребенку всеобъемлющую и индивидуальную помощь. Ребенка никогда не следует рассматривать в изоляции от его семьи или лиц, обеспечивающих уход за ним, а также непосредственного окружения. Терапия должна ориентироваться на развитие ребенка. Лечение должно быть направлено на последствия, проявляющиеся в развитии. Злоупотребление или пренебрежение может нарушить способность ребенка справляться с этапными задачами развития и оказать значительное воздействие на достижение последующих задач развития. Следовательно, психолог или психотерапевт должен оценивать и при необходимости лечить последствия в развитии, связанные с плохим обращением.
Лечение должно соответствовать этапам развития. Стратегии лечения и терапевтического вмешательства должны соотноситься с умениями и способностями, связанными с развитием ребенка. Например, терапевтический подход, основанный, в первую очередь, на словесном общении, не будет эффективен с ребенком, у которого нарушены или не развиты навыки восприятия информации и выражения своих чувств с помощью речи. Попытка последовательного применения исключительно словесного общения породила бы сильную фрустрацию и чувство непригодности в ребенке, уже и так страдающем от слабого самоуважения. Здесь игротерапия является хорошим примером лечебного подхода с учетом развития ребенка. Главная цель терапии детей - жертв насилия - помочь им распознать и адаптивно выразить все их чувства относительно переживаний, связанных со злоупотреблением и пренебрежением.
Литература 1. Проект "Доверие" по оказанию помощи детям - жертвам насилия, интернет - ресурс: http://www.psyonline.ru/info/article/violence/84/. 2. Из брошюры "За безопасность семьи". Методические материалы из опыта работы центра социально-психологической помощи семье г. Арзамаса, Арзамас, 1999 г., интернет-ресурс: http://www.harmony.baikal.ru/center/cycle.htm. 3. А,Я. Варга "Насилия в семье. Насильники по неволе", интернет - ресурс "Психологический навигатор", http://www.psynavigator.ru/articles.php…. 4. "Насилия, агрессия, жестокость. Криминально-психологическое исследование". (ВНИИ Проблем исследования (М. 1990)) 5. "Руководство по предупреждению насилия над детьми" под редакцией Н.К. Асановой (М. 1997) 6. "Дети и психология агрессии" С.Н.Ениколопов (журнал "Школа здоровья" № 3 1995 г.) Жестокое обращение с детьми и его возможные отдаленные последствия Меньшикова Е.С. (Психологический журнал, том 14 № 6, 1993 г.)
1 из 15
Презентация на тему: Психологическое насилие
№ слайда 1
Описание слайда:
№ слайда 2
Описание слайда:
Психологическое насилие Психологическое (эмоциональное) насилие – периодическое, длительное или постоянное психическое воздействие (родителей, опекунов, других взрослых) на человека (ребенка), приводящее к формированию у него патологических свойств характера или же тормозящее развитие личности.
№ слайда 3
Описание слайда:
В условиях образовательной среды (школы), можно выделить такие признаки признаками П.Н. как:угрозы в адрес обучающегося; преднамеренная изоляция обучающегося; предъявление к обучающемуся чрезмерных требований, не соответствующих возрасту; оскорбление и унижение достоинства; систематическая необоснованная критика ребенка, выводящая его из душевного равновесия; постоянная негативная характеристика обучающегося; демонстративно негативное отношение к обучающемуся. Психологическое насилие может проявляться в виде насмешек, присвоения кличек, замечаний и необъективных оценок, унижения в присутствии других детей или взрослых, в отказе от общения с жертвой насилия.
№ слайда 4
Описание слайда:
имеющие физические недостатки особенности поведения – замкнутые дети или дети с импульсивным поведением;особенности внешности неразвитые социальные навыки;страх перед школой;отсутствие опыта жизни в коллективе;болезни – эпилепсию, тики и гиперкинезы, заикание, энурез (недержание мочи), энкопрез (недержание кала), нарушения речи – дислалия (косноязычие), дисграфия (нарушение письменной речи), дислексия (нарушение чтения), дискалькулия (нарушение способности к счету) и т. д.;низкий интеллект и трудности в обучении.
№ слайда 5
Описание слайда:
Дети, воспитанные в условиях материнской депривации (то есть не получившие в грудном возрасте достаточной любви, заботы, с несформированной привязанностью к родителям – приютские дети и «социальные сироты»), могу быть склонны к большему насилию, чем дети, воспитывающиеся в нормальных семьях.Неполные семьи (есть мнение девочка в такой семье достоверно чаще будет применять к другим эмоциональное насилие, чем мальчик). Например семьи, в которых у матери отмечается негативное отношение к жизни. Матери, не доверяющие миру ребенка и школе, обычно не желают сотрудничать со школой. В связи с этим проявление насилия у ребенка матерью не осуждается и не корректируется. В таких случаях матери склонны оправдывать насилие как естественную реакцию на общение с «врагами».Властные и авторитарные семьи. Воспитание в условиях доминирующей гиперпротекции характеризуется безусловным подчинением воле родителей, поэтому дети в таких семьях зачастую задавлены, а школа служит каналом, куда они выплескивают внутренне подавляемые гнев и страх.
№ слайда 6
Описание слайда:
Семьи, которые отличаются конфликтными семейными отношениями. В семьях, где взрослые часто ссорятся и ругаются, агрессивно самоутверждаясь в присутствии ребенка, работает так называемая «модель обучения». Дети усваивают и в дальнейшем применяют ее в повседневной жизни как способ справляться с ситуацией. Таким образом, одна модель поведения может передаваться из поколения в поколение как семейное проклятие. Сама по себе фрустрирующая и тревожная атмосфера семьи заставляет ребенка защищаться, вести себя агрессивно. В таких семьях практически отсутствует взаимная поддержка и близкие отношения. Дети из семей, в которых практикуется насилие, оценивают насильственные ситуации иначе, чем прочие дети. Кроме того, низкая успеваемость также является фактором риска проявлений насилия. Исследования показали, что хорошие отметки по предметам прямо связаны с более высокой самооценкой. Для мальчиков успеваемость в школе не столь значима и в меньшей степени влияет на самооценку. Для них важнее успех в спорте, внешкольных мероприятиях, походах и др. видах деятельности. Неуспевающие девочки имеют больший риск проявления агрессии по отношению к сверстникам, чем мальчики с плохой успеваемостью.
№ слайда 7
Описание слайда:
исторические предпосылки: механическое перенесение в наше время педагогических систем воспитания, традиционных для прошлых лет;психологическая неустойчивость педагогов, плохой микроклимат в учительском коллективе;профессиональная несостоятельность, выражающаяся в неумении или нежелании педагога с уважением отнестись к личности и проблемам ребенка, провоцирующим нестандартное поведение.
№ слайда 8
Описание слайда:
В большом школьном коллективе к насилию предрасполагает и большая анонимность, т. е. меньшая вероятность выявления акта насилия и его ограничения, в силу того что учителю трудно «дойти» до каждого, углубиться в его проблемы и пр. Отсутствие многообразия выбора образовательных учреждений. Не каждому ребенку в силу его особенностей подходит большая шумная школа. Некоторые дети чувствуют и ведут себя лучше в маленьких классах, находясь в спокойном коллективе.Перегруженность учебной программы. Шумная атмосфера могут негативно отразиться на эмоционально лабильных и гиперактивных детях с неустойчивой нервной системой, заводить и возбуждать их.
№ слайда 9
Описание слайда:
Плохой микроклимат в учительском коллективе. Насильственность в поведении учителя обусловлена, в принципе, теми же факторами, что и у детей. В учительских коллективах, имеющих авторитарный стиль руководства, такие же отношения, что и между учениками и учителями. Раздражительность, неудовлетворенность учителей может выплескиваться и переходить в агрессию по отношению к детям(профессиональное выгорание может вымещаться на учениках).Безнаказанность лиц проявляющих П.Н. (этому может способствовать равнодушное и безучастное отношение, т.к. если к учительскому произволу также относятся и ученики, и родители,и руководство школы, то насильник ощущает себя безнаказанным)
№ слайда 10
Описание слайда:
К ближайшим последствиям относятся физические травмы, повреждения, острые психические реакции в ответ на любую агрессию. Эти реакции могут проявляться в виде возбуждения, стремления куда -то бежать, спрятаться, либо в виде глубокой заторможенности, внешнего безразличия, но в обоих случаях ребёнок бывает охвачен страхом, тревогой, гневом. Среди отдаленных последствий выделяют различные заболевания, личностные и эмоциональные нарушения физического и психического развития, а также тяжелые социальные последствия.
№ слайда 11
Описание слайда:
Длительное психологическое насилие сказывается на Я ребенка. Падает самооценка, он чувствует себя затравленным. Такой ребенок в дальнейшем пытается избегать отношений с другими людьми. Часто бывает и наоборот – другие дети избегают дружить с жертвами насилия, поскольку боятся, что сами станут жертвами. В результате этого формирование дружеских отношений может стать проблемой для жертвы, а отверженность в школе нередко экстраполируется и на другие сферы социальных отношений. Роль жертвы является причиной низкого статуса в группе, проблем в учебе и поведении. У такого ребенка выше риск развития нервно-психических и поведенческих расстройств. Длительный стресс порождает чувство безнадежности и безысходности, что, в свою очередь, является благоприятной почвой для возникновения мыслей о суициде.
Описание слайда:
организация помощи детям, пострадавшим от психологического насилия; выявление факторов, провоцирующих жестокое обращение, и условий, снижающих возможность агрессивного поведениясоздание системы профилактики - мер по снижению вероятности проявления П.Н. в учебных заведениях (тестирование педагогов, детей для выявления групп риска; работа с группами риска;); система мер по укреплению психического здоровья учителей, Формирование системы мер направленной на правовую защиту и понимание своих прав учащимися и учителями
№ слайда 14
Описание слайда:
диагностика психоэмоциональной среды и мотивационно-образовательная работа с администрацией; консультативно-образовательная работа с педагогическими кадрами и родителями; консультативно-коррекционная работа с детьми; информационно-образовательная работа с детьми; мероприятия, направленные на сплочение школьного сообщества диагностику состояния проблемы направленную на просвещение родителей, педагогов, учащихся.
№ слайда 15
Описание слайда:
1. Методику «Психологическая диагностика безопасности образовательной среды школы » И.А. Баевой. 2. Методику экспертизы образовательной среды, предложенная Н.В. Калининой3. Методику диагностики уровня эмоционального выгорания В.В. Бойко (как одного из проявлений нарушения психологического здоровья педагогов). 4. Цветовой тест М. Люшера для определения актуального психоэмоционального состояния клиента.5. Методику диагностики представлений ребёнка о насилии «Незаконченные предложения ». 6. Методику «Шкала тревожности » А.М. Прихожан, позволяющая определить уровень личностной тревожности детей. 7. Методику диагностики межличностных отношений Лири. 8. Методику «Анализ семейных взаимоотношений » Э.Г. Эйдемиллер, В.В. Юстицкис (АСВ). Также используются различные методы, такие как: ММ PI-II, Фрайбурский FРI и МВ TI. Методика МMРI II, методика СМИЛ 566, тест ЕР I Г. Айзенка, МПВ Л. Сонди и 16 PF Р. Кеттела.
Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com
Подписи к слайдам:
Социально-психологическая реабилитация детей – жертв семейного насилия в условиях социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних
Объект исследования: семейное насилие в отношении детей. Предмет исследования – специфика социально-психологической реабилитации детей-жертв семейного насилия в условиях социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних.
Цель исследования – раскрыть сущность и специфику социально-психологической реабилитации детей-жертв семейного насилия в условиях социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних. Задачи: раскрыть теоретико-методологические основы исследования семейного насилия в отношении детей. определить специфику социально-психологической реабилитации детей-жертв семейного насилия (на основе анализа отечественного и зарубежного опыта); разработать рекомендации по совершенствованию социально-психологической реабилитации детей, подвергшихся семейному насилию, в условиях социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних
Правовая база для профилактики и борьбы с домашним насилием 1948 год - всеобщая Декларация прав человека: Каждый человек (женщины, мужчины, дети) имеет право на жизнь без насилия 1959 год - ООН Декларация прав ребенка: ребенку принадлежат все права, указанные в Декларации прав человека. 1989 год- Международная Конвенция о правах ребенка, вступила в силу для СССР в 1990 году. В отечественном законодательстве предусмотрены соответствующие статьи в Конституции, Семейном (1995) и Уголовном (1996) кодексах, законах об образовании (1992), об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации (1998). ФЗ «О предупреждении и профилактике семейно-бытового насилия» (ПРОЕКТ) 2013 г.
Виды семейного насилия Пренебрежение нуждами ребенка Психологическое насилие Сексуальное насилие Физическое насилие
Физическое насилие Физическое насилие - это преднамеренное нанесение травм и/или повреждений ребенку, которые вызывают серьезные (требующие медицинской помощи) нарушения физического, психического здоровья, отставание в развитии.
ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ НАСИЛИЕ постоянные или периодические словесные оскорбления ребенка, угроза со стороны родителей, опекунов, учителей, унижение его человеческого достоинства, обвинение в том, в чем он не виноват, демонстрация нелюбви, ненависти к ребенку, постоянная ложь, обман ребенка.
Пренебрежение Пренебрежение основными нуждами ребенка (моральная жестокость) -это отсутствие со стороны родителей или лиц, их заменяющих, элементарной заботы о нем, а также недобросовестное выполнение обязанностей по воспитанию ребенка, в результате чего его здоровье и развитие нарушаются.
СЕКСУАЛЬНОЕ НАСИЛИЕ это использование ребенка взрослым или другим ребенком для удовлетворения сексуальной потребности или получения корысти, привлечение ребенка в проституцию, порнобизнес.
Семейное насилие - это повторяющийся с увеличением частоты цикл: физического, словесного, духовного и экономического оскорбления с целью контроля, запугивания, внушения чувства страха.
Технология социально-психологической реабилитации детей-жертв семейного насилия Этап 4. Социально-психологическая терапия и коррекция ребенка, пострадавшего от семейного насилия Дальнейшее жизнеустройство, патронаж семьи Этап 3. Организационный Составление индивидуальной программы реабилитации Этап 2.Подготовительный (сбор информации о семье, социальном окружении социальная диагностика физического и психического состояния, выявление причин насилия) Этап 1. Определение факта насилия в семье
Алгоритм действий специалиста по социальной работе с семьей в случае насилия 1 этап. Знакомство с членами семьи и ее окружением, беседа с детьми, родителями, оценка условий жизни 2 этап. Изучение семьи и осознание проблем (выявить причину насилия), изучение обращений членов семьи за помощью, изучение заявлений жителей (соседей) о фактах насилия в семье. 3 этап. Первичное обследование жилищно- бытовых условий и психологического климата семьи. 4 этап. Знакомство с теми службами, которые уже оказывали помощь жертвам насилия изучение их действий, выводы. 5 этап. Изучение причин насилия в семье, ее особенностей, целей, ценностные ориентации. 6 этап. Изучение личностных особенностей членов семьи. 7 этап. Организация взаимодействия со всеми субъектами социальной работы 8 этап. Составление программы работы по оказанию помощи детям-жертвам насилия, работы с конкретной семьей. 9 этап. Регулярные текущие и контрольные посещения семьи. 10 этап. Выводы о результатах помощи детям-жертвам насилия в семье
Задачи социально-психологической реабилитации детей-жертв насилия в рамках когнитивно-бихевиорального подхода
Программа социально-психологической реабилитации
Меры для снижения уровня насилия в семье
БЕРЕГИТЕ ДЕТЕЙ!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обобщение опыта работы по развитию творческих способностей детей на основе продуктивной деятельности, в условиях социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних
Обобщение опыта работы по развитию творческих способностей детей, оказавшихся втрудной жизненной ситуации...
Коррекционно-развивающая программа «Развитие мелкой моторики дошкольника в повседневной жизни в условиях социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних».
Описание презентации по отдельным слайдам:
1 слайд
Описание слайда:
«Особенности оказания психологической помощи в рамках сопровождения детей, пострадавших от сексуального насилия» Воронеж Департамент образования, науки и молодежной политики Воронежской области ГБУ ВО «Центр психолого-педагогической поддержки и развития детей»
2 слайд
Описание слайда:
По оценкам Центра социальной и судебной психиатрии им. Сербского ежегодно в России регистрируется 7-8 тысяч случаев сексуального насилия над детьми. Чаще всего жертвами насилия становятся дети в возрасте 3-7 лет.
3 слайд
Описание слайда:
Сексуально-порочное обращение с детьми - это проявленная по отношению к ребенку любая активность сексуального характера, которая выходит за рамки норм общения с ним. Сексуальное насилие над детьми – это не обязательно принуждение угрозой или силой к выполнению сексуальных действий, но сам факт сексуальных действий с ними.
4 слайд
Описание слайда:
Виды сексуального насилия Сексуальное насилие, предполагающее физический контакт Сексуальное насилие, не включающее физический контакт
5 слайд
Описание слайда:
ст. 64 Семейного Кодекса РФ (защита прав и интересов детей возлагается на их родителей); ст. 56 Семейного Кодекса РФ предусматривает право самого несовершеннолетнего на защиту; ст. 56 Семейного Кодекса РФ п.3 должностные лица и иные граждане, которым стало известно об угрозе жизни или здоровью ребенка, о нарушении его прав и законных интересов, обязаны сообщить об этом в орган опеки и попечительства по месту фактического нахождения ребенка. При получении таких сведений орган опеки и попечительства обязан принять необходимые меры по защите прав и законных интересов ребенка. Правовые аспекты оказания помощи детям, пострадавшим от насилия
6 слайд
Описание слайда:
1. установление контакта; 2. активное слушание; 3. оказание психологической поддержки; 4. уточнение запроса на помощь; 5. прохождение всех или основных этапов беседы (в зависимости от обращения); 6. фиксация случая жестокого обращения с ребенком; 7. заполнение формы сбора данных о ребенке, пострадавшем от жестокого обращения; 8. передача информации в орган опеки и попечительства. Алгоритм действий при сообщении о насилии:
7 слайд
Описание слайда:
1. динамику состояния; 2. степень разрешения проблемы /запроса; 3. полноту отработки обращения; 4. эффективность принятых мер по защите прав ребенка (обеспечение безопасности ребенка; осуществление поиска заинтересованных взрослых; передача информации в орган опеки и попечительства; установление контроля над ситуацией). Очень важно определить:
8 слайд
Описание слайда:
Основные принципы консультирования детей, пострадавших от сексуального насилия 1. Чуткость. 2. Отсутствие торопливости. 3. Аккуратность. 4. Особое внимание, понимание, поддержка. Общей целью в консультировании детей, переживших насилие, является уменьшение и ликвидация травматических переживаний, преодоление чувства собственной неполноценности, вины и стыда.
9 слайд
Описание слайда:
поддерживать способность дифференцировать взаимодействие с окружающими людьми; оценивать свое отношение к насилию; предоставлять возможность ребенку контролировать дистанцию между собой и консультантом; при установлении психологического контракта учитывать феномен сопротивления. Важно:
10 слайд
Описание слайда:
1. Кто такой психолог, зачем к нему идти? 2. Что подумают мои друзья, если узнают об этом? 3. Будет ли мне комфортно? 4. Сколько со мной будут беседовать? 5. Смогу ли закончить разговор, если мне не понравится? 6. Что я должен говорить о своей семье, неужели я должен говорить что-то плохое? 7. Расскажет ли этот психолог другим то, что я ему рассказал? Вопросы, которые могут возникнуть у ребенка, пострадавшего от насилия:
11 слайд
Описание слайда:
1. беспокойство за свою автономию; 2. отказ говорить или что-то делать; 3. чувство злости на психолога; 4. чувство страха рассказать о том, что произошло; 5. сопротивление, которое проявляется: в молчании, нежелании рассказывать до конца о том, что произошло и так далее. Проблемы, возникающие в процессе консультирования
12 слайд
Описание слайда:
1. искренний интерес; 2. дружелюбие; 3. душевность и «теплота», которая исходит от психолога. Преодолению сопротивления ребенка могут помочь:
13 слайд
Описание слайда:
1. фокусировки на травме; 2. оценки уровня факторов риска; 3. отношения ребенка с обидчиком. При оказании помощи важно опираться на принципы:
14 слайд
Описание слайда:
Основная цель помощи ребенку, пострадавшему от насилия в семье - уменьшение и преодоление последствий травматических переживаний. Доля травмы в возникновении ПТСР составляет примерно 50 %, остальные 50 % определяются жизнью ребенка после травмы и, прежде всего, эффективностью оказываемой ему помощи.
15 слайд
Описание слайда:
Особенности консультирования ребенка, пострадавшего от насилия: 1. Оценка степени безопасности ситуации, в которой находится ребенок. 2. Формулирование вопросов. 3. Учет уровня личностного развития ребенка. 4. Использование приема активного слушания. 5. Оказание ребенку поддержки. 6. Разъяснение ребенку дальнейшего развития событий.
16 слайд
Описание слайда:
Неэффективно (может нанести вред): 1. спрашивать, не спровоцировал ли ребенок действия обидчика; 2. задавать вопросы, усиливающие чувство вины; 3. спрашивать, почему ребенок не оказал достаточного сопротивления или не звал на помощь; 4. говорить о том, что бы вы сделали в подобной ситуации; 5. давать советы и навязывать собственные решения; 6. говорить “успокойся, не переживай...”, то есть отрицать чувства ребенка; 7. быть холодным и отстраненным, не проявлять эмпатии; 8. говорить “я тебя понимаю...”; 9. слишком глубоко эмоционально включаться в ситуацию, что затрудняет или делает невозможным оказание помощи; 10. даже, если ребенок солгал, принять его информацию и позже обсудить, какие причины подтолкнули его к этому.