Одним из наиболее известных персонажей русских былин, относящихся к новгородскому циклу, является Садко.
Прототип былинного героя
Назвать личность Садко вымышленной нельзя. Существует версия, что его прототипом стал богатый и очень щедрый купец Сотко Сытинич, живший в Новгороде приблизительно в 1167 году. Он немало сделал для своего родного Новгорода, в частности, на его деньги, согласно преданию, была построена церковь Бориса и Глеба.
Эту версию опровергает теория, базирующаяся на том факте, что былина о Садко в более-менее подобном варианте описана и французской литературой, причем, главного героя легендарного эпоса звали Садок. Это дает историкам и искусствоведам право утверждать, что, возможно, прототипом обеих историй стал один и тот же реальный человек (или произведение). А учитывая, что имя Садко и Садок имеет еврейские корни, поклонники этой версии уверены, что речь идет о забытом историей еврейском торговце или сказке, не дошедшей до наших времен.
И, наконец, третья из версий, выдвинутая Всеволодом Миллером, находит объяснение личности Садко в эпосах финско-эстонских племен. Ученый основывает свою теорию не на личности главного героя, а на самой истории, связанной с ним и описанной в легенде.
Особенности личности Садко
В отличие от былинных богатырей, Садко не совершал подвигов и не защищал русскую землю. Он прославился, как торговый человек, поэтому можно утверждать, что, таким образом, былины впервые прославили купцов, как социальную категорию, набиравшую в то время реальную политическую силу.
Особо пристального внимания заслуживает характер Садко. Он отличается щедростью, умением расставаться с нажитым добром, легкостью, честностью незаурядными музыкальными способностями. К негативным чертам характера героя относится его небывалое хвастовство и азартная натура, которые чуть было не стоили ему жизни.
Кроме того, былина отмечает удачливость Садко, умение оказаться в нужное время в нужном месте, а также вечное стремление русского народа к «халяве», поскольку свое богатство герой не заработал тяжелым трудом, а выиграл в результате банального спора, превратившись из простого гусляра в видного и зажиточного человека.
Былина о Садко
До наших времен дошла лишь одна былина о Садко, под названием «Садко и Морской царь», состоящая из трех частей. В первой части Садко представлен еще бедным гусляром, развлекавшим знатную публику. Он настолько виртуозно владел инструментом, что снискал расположение не только новгородской знати, но и самого Водяного, жившего в озере Ильмень. Сумев усладить его слух, Царь помог Садко заработать денег на споре и стать богатым, уважаемым человеком.
Во второй части былины Садко предстает зажиточным купцом, одним из самых богатых на новгородской земле. Но его торговой деятельности помешал банальный спор, после чего Садко был вынужден отправиться по морю торговать в далеких землях. Морской царь потребовал у него дань, но его не удовлетворили, ни мешки с золотом, ни с жемчугом – ему нужна была человеческая жертва, которой стал Садко. Он захватил с собой гусли, на которых стал играть Морскому царю, но Святой Николай-угодник, явившийся ему в роли старца, запретил это делать, поскольку от танцев царя волновалось море и тонули корабли.
В третьей части былины Морской царь заставил Садко жениться. Тот выбрал по совету все того же Николая-угодника девицу Чернаву, которая была рекой, на берегах которой он проснулся после свадебного пира. Сразу же вернулся и флот купца, приумноживший его богатство, а в честь святого, Садко построил церковь в Новгороде.
Есть версия, в которой вместо женитьбы, Садко удается решить спор царя о том, что больше ценится – булат или золото. Садко выбрал булат, поскольку с его помощью можно победить в ратном деле.
Подытоживая, можно отметить, что образ Садко отличается от других образов русских былин. Это говори о том, что русские люди постепенно научились ценить тот вклад, который сделали в развитие земель не только защитники отечества, но и те, кто не обладал силой, смелостью, богатырской удалью. То есть, Садко по праву, можно назвать «героем» нового, более спокойного времени, когда русские земли, в первую очередь, Новгородское княжество, жило в относительном покое.
Страница 1 из 2
Садко (былина)
Жил в богатом Новгороде добрый молодец, по имени Садко, а по-уличному прозывался Садко-гусляр. Жил бобылём, с хлеба на квас перебивался – ни двора, ни кола, только гусли, звонкие, яровчатые, да талант гусляра-певца и достались ему в наследство от родителей. А слава о нём рекой катилась по всему Великому Новгороду. Недаром звали Садка и в боярские терема златоверхие, и в купеческие хоромы белокаменные на пирах играть, гостей потешать. Заиграет он, заведёт напев – все бояре знатные, все купцы первостатейные слушают гусляра, не наслушаются. Тем молодец и жил, что по пирам ходил. Но вот вышло так: день и два Садка на пир не зовут и на третий день не зовут, не кличут. Горько и обидно ему показалось.
Взял Садко свои гусельцы яровчатые, пошёл к Ильмень-озеру. Сел на берегу на синь-горюч камень и ударил в струны звонкие, завёл напев переливчатый. Играл на берегу с утра день до вечера. А на закате красного солнышка взволновалось Ильмень-озеро. Поднялась волна, как высокая гора, вода с песком смешалася, и вышел на берег сам Водяной – хозяин Ильмень-озера. Оторопь гусляра взяла. А Водяной сказал таковы слова:
– Спасибо тебе, Садко-гусляр новгородский! Было у меня сегодня столованье-гулянье, почестей пир. Веселил ты, потешал гостей моих. И хочу я тебя за то пожаловать!
Позовут тебя завтра к первостатейному купцу на гуслях играть, именитых новгородских купцов потешать. Попьют, поедят купцы, похваляться станут, порасхвастаются. Один похвалится несчётной золотой казной, другой – дорогими товарами заморскими, третий станет хвастать добрым конём да шёлковым портом. Умный похвалится отцом с матерью, а неумный – молодой женой. Потом спросят тебя купцы именитые, чем бы ты, Садко, похвалиться мог, похвастаться. А я тебя научу, как ответ держать да богатым стать.
И поведал Водяной – хозяин Ильмень-озера гусляру-сироте тайну дивную.
На другой день позвали Садка в белокаменные палаты именитого купца на гуслях играть, гостей потешать.
Столы от напитков да от кушаний ломятся. Пир-столованье вполпира, а гости, купцы новгородские, сидят вполпьяна. Стали друг перед другом хвастать: кто золотой казной-богачеством, кто дорогими товарами, кто добрым конём да шёлковым портом. Умный хвалится отцом, матушкой, а неумный хвастает молодой женой.
Принялись потом Садка спрашивать, у доброго молодца выпытывать:
– А ты, молодой гусляр, чем похвалишься?
На те слова-речи ответ Садко держит:
– Ах купцы вы богатые новгородские! Ну чем мне перед вами хвастать-похвалятися? Сами знаете: нет у меня ни злата, ни серебра, нет в гостином ряду лавок с дорогими товарами. Одним только я и похвалиться могу. Один только я знаю-ведаю чудо-чудное да диво-дивное. Есть в нашем славном Ильмень-озере рыба-золотое перо. И никто той рыбы не видывал. Не видывал, не вылавливал. А кто ту рыбу-золотое перо выловит да ухи похлебает, тот из старого молодым станет. Только тем и могу похвалиться я, похвастаться!
Зашумели купцы именитые, заспорили:
– Пустым ты, Садко, похваляешься. Из веки-веков никто не слыхивал, что есть такая рыба-золотое перо и что похлебавши ухи из той рыбы, стар человек молодым, могутным станет!
Шестеро самых богатых новгородских купцов пуще всех спорили:
– Нету рыбы такой, о коей ты, Садко, сказываешь. Мы станем биться о велик заклад. Все наши лавки в гостином ряду, всё наше именье-богачество прозакладываем! Только тебе против нашего заклада великого выставить нечего!
– Рыбу-золотое перо я берусь выловить! А против вашего заклада великого ставлю свою буйную голову, – отвечал Садко-гусляр.
На том дело поладили и рукобитьем об заклад спор покончили.
В скором времени связали невод шёлковый. Забросили тот невод в Ильмень-озеро первый раз - и вытащили рыбу-золотое перо. Выметали невод другой раз - и выловили ещё одну рыбу-золотое перо. Закинули невод третий раз – поймали третью рыбу-золотое перо.
Сдержал своё слово Водяной – хозяин Ильмень-озера, наградил Садка, пожаловал. Выиграл сирота-гусляр велик заклад, получил богатство несметное и стал именитым новгородским купцом. Повёл торговлю большую в Новгороде, а приказчики его торгуют по иным городам, по ближним и дальним местам.
Множится богатство Садка не по дням, а по часам. И стал он вскорости самым богатым купцом в славном Великом Новгороде. Выстроил палаты белокаменные. Горницы в тех палатах чудо-дивные: дорогим заморским деревом, златом-серебром да хрусталём изукрашены. Эдаких горниц отродясь никто не видывал, и наслыху таких покоев не было.
А после того женился Садко, привёл молодую хозяйку в дом и завёл в новых палатах почестен пир-столованье. Собирал на пир бояр родовитых, всех купцов новгородских именитых, позвал и мужиков новгородских. Всем нашлось место в хоромах хлебосольного хозяина. Напивались гости, наедалися, захмелели, заспорили. Кто о чём беседы громко ведут да похваляются. А Садко по палатам похаживает и говорит таковы слова:
– Гости мои любезные: вы, бояре родовитые, вы, купцы богатые именитые, и вы, мужики новгородские! Все вы у меня, у Садка, на пиру напились, наелись, а теперь шумно спорите, похваляетесь. Иной правду говорит, а иной и пустым похваляется. Видно, надо мне и о себе сказать. Да и чем мне стать похвалятися? Богатству моему и сметы нет. Золотой казны столько у меня, что могу все товары новгородские скупить, все товары – худые и хорошие. И не станет товаров никаких в Великом славном Новгороде.
Та заносчивая речь, хвастливая, обидной показалась всей застолице: и боярам, и купцам, и мужикам новгородским. Зашумели гости, заспорили:
– Век того не бывало и не будет, чтоб один человек мог скупить все товары новгородские, купить и продать наш Великий, славный Новгород. И мы бьёмся с тобой о велик заклад в сорок тысячей: не осилить тебе, Садко, господина Великого Новгорода. Сколь бы ни был богат-могуч один человек, а против города, против народа он – пересохшая соломинка!
А Садко на своём стоит, не унимается и бьётся о велик заклад, выставляет сорок тысячей… И на том пированье-столованье окончилось. Разошлись гости, разъехались.
А Садко на другой день вставал раным-ранёшенько, умывался белёшенько, будил свою дружину, верных помощников, насыпал им золотой казны полным-полно и отправлял по улицам торговым, а сам Садко пошёл в гостиный ряд, где торгуют лавки дорогими товарами. Так целый день с утра до вечера Садко, богатый купец, со своими верными помощниками скупали все товары во всех лавках Великого славного Новгорода и к закату солнышка скупили всё, как метлой замели. Не осталось товаров в Нове-городе ни на медный грош. А на другой день – глядь-поглядь – от товаров новгородские лавки ломятся, навезли за ночь товаров больше прежнего.
Со своей дружиной, с помощниками принялся Садко товары скупать по всем улицам торговым и в гостином ряду. И к вечеру, к закату солнышка, не осталось в Новгороде товаров ни на единый грош. Всё скупили и свезли в амбары Садка-богача. На третий день послал с золотой казной Садко помощников, а сам пошёл в гостиный ряд и видит: товаров во всех лавках больше прежнего. Ночью подвезли товары московские. Слышит Садко молву, что обозы с товарами из Москвы идут, и из Твери идут, и из многих других городов, а по морю корабли бегут с товарами заморскими.
Тут призадумался Садко, пригорюнился:
– Не осилить мне господина Великого Новгорода, не скупить мне товаров всех русских городов и со всего свету белого. Видно, сколь я ни богат, а богаче меня Великий славный Новгород. Лучше мне мой заклад потерять сорок тысячей. Всё равно не осилить мне города да народа новгородского. Вижу теперь, что нет такой силы-могущества, чтоб один человек мог народу супротивиться.
Отдал Садко свой великий заклад – сорок тысячей. И построил сорок кораблей. Погрузил на корабли все товары скупленные и поплыл на кораблях торговать в страны заморские. В заморских землях продал товары новгородские с большим барышом.
А на обратном пути на синем море приключилась невзгода великая. Все сорок кораблей, будто к месту приросли, остоялися. Ветер мачты гнёт и снасти рвёт, бьёт морская волна, а все сорок кораблей, будто на якорях стоят, с места тронуться не могут.
Озера с утра до вечера и своей игрою приобрёл расположение царя Водяного, который научил Садко побиться с богатыми новгородскими купцами о заклад в том, что в Ильмень-озере есть рыба «золотые перья»; при помощи царя Водяного Садко выиграл заклад, стал торговать и разбогател.
Очевидное сходство эпизодов французског романа и былины, а также совпадение имен Садко и Садок дает основание предположить, что и роман, и былина независимо друг от друга восходят к одному источнику - повести или легенде, в которых это имя уже находилось. Имя Садко, Садок - еврейского происхождения (евр. Садок, Цадок - справедливый), что указывает на возможное влияние еврейской народной литературы.
Всеводод Миллер находит объяснение типов Садко-гусляра и морского царя в финских и эстонских сказаниях: он приравнивает морского царя былины к морскому царю Ахто, который также является охотником до музыки; прототип Садко-гусляра он видит в музыканте и певце Вейнемейнене (см. Морской царь).
См. также
Литература
- Вс. Миллер, «очерки русской народной словесности» (М., 1897), А. Веселовский, «Былина о С.» («Ж. Мин. нар. пр.», 1886, № 12);
- ст. И. Мандельштама (ib., 1898, № 2; опровергая теорию Вс. Миллера, автор доказывает, что те места финского эпоса, которые послужили Вс. Миллеру основанием для сближения Водяного царя с Ахто и С. с Вейнемейненом, не заимствованы из народных сказаний, а являются вставками Леннрота).
- В Джагфар Тарихы (булгарской летописи) рассказано о новгородском купце Садыке, перешедшем на службу булгарам, который с сотоварищами после плена проживал в отдельном Новгородском остроге ("балик Нукрат возле крепости Колын", можно отождествить с двумя соседними городищами 12-14 в. в устье Моломы, Ковровским и Шабалинским, кстати, поблизости есть речка Чернавица). Интересно, что Никола Можайский почитался на Вятке и в соседней Перми.
Ссылки
Смотреть что такое "Садко (былина)" в других словарях:
Богатый гость герой былин новгородского цикла; из девяти известных вариантов, записанных исключительно в Олонецкой губернии, полных только два. По наиболее полному варианту (Сорокина), С. был сначала бедным гусляром, потешавшим новгородских… … Биографический словарь
Опера Садко … Википедия
У этого термина существуют и другие значения, см. Садко (значения). Илья Репин «Садко» … Википедия
Жанр рус. эпич. песен сказаний. Термин Б. литературоведческий; введён И. П. Сахаровым в 1839; нек рые исследователи литературоведы (А. М. Астахова) считают его народным. На рус. Севере Б. и историч. песни называются стбрины. Б.… … Музыкальная энциклопедия
У этого термина существуют и другие значения, см. Садко (значения). «Садко» … Википедия
БЫЛИНА - Жанр русского фольклора, героическая песня эпического характера. Былины возникли в IХ–ХIII вв. и отразили в поэтической форме исторические события, украсив их фантастическим вымыслом. Анонимные авторы создали и укрепили в народном сознании образы … Лингвострановедческий словарь
Богатый гость герой былин новгородского цикла; из девяти известных вариантов, записанных исключительно в Олонецкой губ., полных только два. По наиболее полному варианту (Сорокина), С. был сначала бедным гусляром, потешавшим новгородских купцов и… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
Жанр русской народной эпической поэзии. Первые записи сделаны в 18 в., последние – во второй пол. 20 в. Термин «былина» введён собирателем и исследователем фольклора И. П. Сахаровым, который взял слово из «Слова о полку Игореве», где оно… … Литературная энциклопедия
былина - жанр русского фольклора, героико патриотическая песня сказание о богатырях и исторических событиях Древней Руси. Рубрика: роды и жанры литературы Род: жанры фольклора + лиро эпические жанры...В былине отразились удивительные понятия наших… … Терминологический словарь-тезаурус по литературоведению
былина - (старина) жанр устного народного творчества: русская народная эпическая песня героико патриотического содержания. Повествует о подвигах богатырей и отражает жизнь Древней Руси IX XIII веков. Б. сочетает историческую основу с большой долей… … Словарь литературоведческих терминов
Книги
- Садко богатый гость , И.К. Кондратьев. Русская народная былина в изложении И. К. Кондратьева. Красочно иллюстрированноеиздание. Воспроизведено в оригинальной авторской орфографии издания 1884 года (издательство "М. Борисенко"…
Занимательная полустатистическая картинка вырисовалась сама собой из житейского случая... На днях довелось принимать в древнем и великом иностранных гостей, один из которых поинтересовался, кто такой Садко, чем знаменит, и отчего почитаем новгородцами. С точки зрения внешнего вида Садко представился мне очень четко: высокий, статный добрый молодец, косая сажень в плечах, с неизменной бородой, в красно-золотом кафтане с гуслями в руках... Но вот исторический и литературный аспекты привели меня в некоторое замешательство. Виниловая пластинка из детства, кадры старого-престарого фильма, фонтан и ресторан «Садко»...
Ну да, купец, былинный герой, играл на гуслях. Была там какая-то история... Очень хотелось более красочно рассказать гостю о Садко, но повествование мое складывалось из скупых банальностей. Искренне ужаснувшись прорехе в собственном образовании, я углубилась в недра Википедии и решила провести небольшой опрос среди своих знакомых, друзей. Надо сказать, практически все опрошенные - люди с высшим образованием, всю жизнь или много лет прожившие на новгородской земле, люди разного возраста и профессии.
Что Вы знаете про Садко?
Садко? – улыбались опрашиваемые, закатывали глаза и... погружались в пучину историческо-мифологическо-потребительского многообразия. Вспомнили всё, что можно: гостиницу и ресторан «Садко», магазин, оперу, фонтан, хореографический ансамбль, новгородскую водку и одноименный телевизор.
Так кто же он, Садко Сытинычъ? По мнению случайных новгородцев Садко обитал под водой, не то на дне водоема, не то в царстве морском, а, по некоторым версиям, в океане. Отчаянно сражался то ли с Нептуном, то ли с Водяным. Являлся купцом, музыкантом, исполнителем былинных песен, рыбаком (выловил золотую рыбку), строил Новгород, а также захватывал близлежащие земли. И была у него какая-то царевна, а, может, птица с золотыми перьями, а может, рыба с чешуёй...
Неправда ли довольно размытый собирательный образ? И чем дальше, тем шире становился список версий и догадок. Всё это могло бы показаться забавным, если бы не было столь грустным.
Отчего мы не знаем своих героев? Конечно, прежде всего, это вопрос к каждому новгородцу лично. Рада, что казус с Садко имел место быть, уж теперь-то я «подлатаю дыры» в краеведении. Однако, как упорядочить и сохранить знания в современном круговороте информации? Преподаванию своей школьной истории я, однозначно, поставила бы «неуд», в университете изучению родного края было посвящено совсем немного часов. В музыкальной школе, помнится, мы что-то пели про старину. Периодически посещаю музей-заповедник. И вот, в один прекрасный день Садко застал меня врасплох.
Программа развития туризма, которая ежегодно прорабатывается «наверху», как видно, должна быть нацелена не только на туристов, но и на новгородцев. Чем больше мы сами знаем о Новгороде, тем свободнее сможем популяризировать его среди гостей, а, значит, продвигать туристические услуги. Как замечательно, что сегодня в городе внедряется «живая», интерактивная экскурсия, которую проводят персонажи в костюмах. Пусть среди гидов появится и гусляр-Садко. Пусть эти маленькие путешествия во времени станут доступны жителям нашего города, школьникам, студентам, и не только как коммерческие, но и социально, культурно-ориентированные. В противном случае, количество новгородских чудаков будет увеличиваться.
Что нам делать с Садко?
Директор МАУ “Центр развития туризма “Красная Изба” Оксана Чернега:
Мы живем в век, перенасыщенный информацией. И не только гости Великого Новгорода, но и новгородцы плохо представляют, чем интересна наша земля, какие значимые для истории России события происходили у нас, какие реально жившие в городе люди стали былинными героями, вошли в аналы истории. Для Центра развития туризма «Красная Изба» каждый новгородец – носитель этой информации. Очень важно добиться включения в программу по истории российских школьников историю Великого Новгорода, а местным школьникам начинать обучение на Троицком археологическом раскопе и в экспозициях новгородского Государственного музея заповедника. Считаю российских школьников стратегически важным сегментом рынка культурно-познавательного туризма. К этой аудитории нужно выходить с историческими компьютерными играми (этим мы начинаем заниматься), интересные телеигры и шоу. К сожалению, с нашего местного телевидения ушли такие проекты, их надо возобновлять. Мы ведем переговоры с всероссийскими каналами.
Историк Борис Ковалев:
Конечно, это не очень хорошо, потому что таких брендовых героев своей истории надо знать. Может быть, наши знания о Садко в большей степени почерпнуты не из новгородских былин, а из очень хорошего старого советского фильма. Следовательно, здесь можно предъявить определенную претензию к преподаванию краеведения в школах. Да и некоторые сюжеты нашей истории воспринимаются во многом только посредством массовой культуры: например, тот же фильм «Александр Невский». Требовать знания мы не можем, но стремиться к тому, чтобы знали нужно; этим должны заниматься и власти – кроме патриотизма общего должен быть и местный, должна этим заниматься и школа, ну и региональные средства массовой информации. Образованный новгородец должен знать основные вехи истории города, что 1151 – не просто дата, а судьбы многих поколений людей, которые вершили и судьбы всей страны.
Легенда о Садко
Садко – такой же новгородский символ, как вече, Софийский собор, памятник «Тысячелетие России»… Садко – имя легендарного новгородского гусляра, который благодаря своему музыкальному таланту стал богатым купцом. Чего только не названо в Новгороде этим именем: гостиница, фонтан в центре Кремлевского парка, телевизор, знаменитый ансамбль, фольклорный праздник…
О Садко рассказывают нам новгородские былины (народные предания в стихотворной форме). В былинах, как правило, повествуется о подвигах богатырей, но только в Новгороде главным героем былин становится не воин-богатырь, а купец – предприимчивый, независимый, энергичный и удачливый . Садко сначала был бедным гусляром, у которого из имущества были только гусли яровчатые. Ходил он по пирам честным, играл, народ веселил. Однажды играл Садко на гуслях на берегу Ильмень-озера с утра до вечера. Его игра так понравилась морскому царю, что вышел он на берег и решил наградить молодого гусляра.
Морской царь научил Садко побиться с богатыми новгородскими купцами об заклад в том, что в Ильмень-озере есть рыба «золотые перья». При помощи царя морского Садко выиграл заклад, стал торговать и превратился в «богатого гостя» – купца. Разбогатевший Садко однажды на пиру похвастал, что скупит все товары в Новгороде. Два дня в торговых рядах он скупал товары, но на третий день, когда подвезли товары московские, Садко сознался, что ему не скупить товаров со всего свету белого: Не я, видно, купец богат новгородский - Побогаче меня славный Новгород.
После этого Садко снарядил 30 кораблей, нагрузил их товарами и поехал торговать. Но в море корабли вдруг остановились, несмотря на сильный ветер. Садко догадался, что морской царь требует дани, и стал бросать в море бочки золота, серебра и жемчуга. Но напрасно – царь морской требовал живой головы. Купцы стали кидать жребий, и он выпал Садко. Выполняя желание морского царя, Садко погружается на дно, захватив с собой гусли. Оказалось, что морской царь захотел послушать его игру. Под звуки гуслей Садко царь морской пустился плясать, отчего море взволновалось, корабли начали тонуть, и стало гибнуть много народу.
Тут явился к Садко под видом старца седого святитель Николай-угодник (он слывет скорым помощником на водах и даже называется «морским» и «мокрым»). Николай-угодник велит Садко прекратить игру, оборвав струны гуслей. Морской царь пытается удержать Садка в своем царстве, но Садко отвечаете ему: Богатством своим ты меня не держи; Все роскоши эти и неги Я б отдал за крик перепелки во ржи, За скрып новгородской телеги!
Морской царь предлагает Садко жениться на морской девице, предлагая ему на выбор сотни невест. Но гусляр выбрал самую последнюю девушку – скромную Чернаву: Николай-угодник сказал, что она спасет Садко из подводного плена. Садко засыпает после свадебного пира и просыпается в Новгороде, на берегу реки Чернавы (такая речка, вернее Черный ручей, была в древнем Новгороде, близ Перыни). В это же время по Волхову приплывают его корабли с казной. В благодарность за спасение Садко поставил в Новгороде церкви Николе Можайскому и Пресвятой Богородице. (А. Толстой. «Садко»)
Это интересно:
- Считается, что прообразом Садко был реальный человек Сотко Сытинец, который в 1167 году поставил в Детинце (новгородском кремле) каменную церковь Бориса и Глеба. Об этом есть запись в новгородской летописи: «В лето 6675 (1167)... На ту же весну заложи Съдко Сытиниць церковь камяну святую мученику Бориса и Глеба при князи Святославе Ростиславици, при архиепископе Илии».
- В 1952 году по мотивам новгородской былины был снят фильм-сказка «Садко». Американский продюсер Роджер Корман увидел этот фильм, восхитился им и купил авторские права, чтобы американцы тоже познакомились с историей Садко. Только в Америке фильм назвали «Волшебное путешествие Синдбада» – имя Садко, такое известное в России, ничего не говорило американцам…
Благодарим сайт “Новгородика для детей” http://www.novkraj.natm.ru за предоставленную информацию и легенду о Садко.
Юлия Солтаганова и Мила Владимирова
Считается, что во всем русском эпосе существует всего две подлинные записанные былины, сохранившие старинную форму повествования. Одна из них, и самая известная – это былина о Садко.
До недавнего времени она считалась древненовгородской былиной примерно 10 века. В этой статье Вы обнаружите свидетельства того, что эта древняя история о странном человеке, путешествующим между мирами, пришла к нам из такой древности, что вполне возможно была правдой.
Былина о Садко слагается из трех частей.
Первая
-
Садко, бедный гусляр, оскорбленный тем, что его перестали звать для игры
на богатых пирах, идет играть на Ильмень-озеро. Эту игру подслушивает
водяной царь и награждает его за нее: он его учит, как выловить в
Ильмень-озере рыбку золотые перья и как побиться об заклад с
новгородскими купцами, что он поймает такую рыбку. Он вылавливает рыбку,
выигрывает заклад - лавки с товарами - и становится богатым купцом.
Вторая
–
разбогатев, Садко вторично бьется об заклад с новгородскими купцами: он
берется скупить все новгородские товары. Это ему в некоторых вариантах
удается, но в большинстве случаев он терпит неудачу. В обоих случаях у
него оказывается огромное количество товаров.
И, третья, стоящая особняком. С накупленными товарами Садко отправляется в море торговать. Морской царь останавливает его корабли и требует его к себе. Садко попадает в царство к морскому владыке, где потешает его своей игрой на гуслях. Выбирает себе в жены Чернавушку, благодаря чему возвращается домой из волшебного подводного мира.
Обратите внимание, что действие
первых двух новгородских частей по месту действия отличается от
основной, третьей. И, что характерно, именно к морскому царю попадает
Садко в гости, а не к речному царю и не озерному. Моря возле Новгорода
нет, значит, настоящее действие происходит уже совсем не в Новгороде.
Это очень старая история…и не совсем новгородская
Можно предположить, что в былине о Садко мы имеем остатки того мозаичного строения, которое, характерно для очень ранних эпосов.
В русском эпосе, как мы знаем, эта мозаичность давно преодолена: русские былины, как правило, совершенно монолитны. Но в данном случае строение былины непривычно для русского певца. Слабая внутренняя связь частей приводит к их распаду. Может быть, ни в одной русской былине мы не имеем такого большого количества вариаций и колебаний. Это недвусмысленно говорит о каком –то ином происхождении былины, уходящей вглубь тысячелетий.
Вспомним историю
Древнейший период русской истории у нас принято называть киевским периодом. Не следует, однако, забывать, что, как говорит академик Греков, «Киевское государство, или держава Рюриковичей, образовалось из слияния двух восточно - славянских государств - собственно Киевского и Новгородского». Из них новгородское должно быть признано более древним. Таким образом, признание именно новгородской былины одной из древнейших в русском эпосе само по себе не противоречит историческим данным.
Но былина о Садко не только «докиевская», но и «доновгородская». Основные слагаемые этой былины гораздо древнее исторического Новгорода. Вспомним исторические факты. Новгородцы в XI в., привлеченные слухами о сказочных пушных и рыбных богатствах «полунощных стран», как в старину называли север, стали заселять территорию современной Архангельской области.
Современная генетика разделяет славян на три группы, генетически отличных друг от друга: южные славяне, восточные и северные. Эти три группы связаны между собой языком, обычаями, браками, культурой. Тем не менее, новгородцы относятся к восточным славянам, люди, которые жили на севере – соответственно, к северным славянам. По летописным преданиям известно, что Север издавна был населен племенами чуди, «чуди наволоцкой, белоглазой». У «чуди белоглазой» процветало язычество, идолопоклонство. Христианство сюда пришло намного позже и было намного слабее.
Признаками язычества является мировосприятие, в котором Боги, как верховные существа, одновременно являются предками и родственниками людей.
И Вы теперь понимаете, что пришедшие на Север в XI веке новгородцы – христиане столкнулись с удивительными мифами, сказками, повествующими о том, что люди – это почти Боги, они – потомки Богов, они родственники Богов. Как, должно быть, зазвенела подобно гуслям, душа новгородцев, услыхавших древние песни, напомнившим им самим о древних временах, когда землю населяли Человечные Боги и Благородные Люди!
Как захотелось им стать частицей этой сказочной жизни! Нам известно, что новгородцы шли с устья реки Пинега, но не достигли верховья и в районе притоков Выи и Пинежки, где собрались вытесненные ими представители древнего народа. Похоже, что победители сами оказались покорены древними сказками ушедшего народа. К северной истории про Садко просто приписали новгородское «предисловие».
Где на самом деле записана эта былина?
По
сегодняшний день опубликовано около сорока записей былины о Садко,
которые распадаются на четыре группы: олонецкую, беломорскую, печорскую и
урало-сибирскую.
Заметьте, что это северные территории, не
новгородские. Этих материалов было бы вполне достаточно, если бы песня
хорошо сохранилась. Но этого нет. Большое количество записей отрывочно и
неполноценно. Картина эта довольно неожиданна, и мы должны будем
попытаться найти этому свое объяснение. Можно назвать только одного
певца, который знал все эпизоды этой былины в их полной форме и дал
стройное и последовательное изложение всего сюжета от начала и до конца.
Это - замечательный онежский певец Сорокин, который по полноте и
красочности своих песен занимает одно из первых мест в онежской
традиции. Его былины записанны А.Ф. Гильфердингом в 1871 году. Напомню,
что Онега входит в состав Архангельской области.
В этой истории есть то, что никогда не случалось в остальных былинах
Первое – доброжелательное отношение Бога к человеку
Сказание
о Садко в части его встречи с морским царем настолько архаична, что
исследователи говорят о древнейшем происхождении этой сказки. Садко
встречает -единственный случай во всем русском эпосе - хозяина водяной
стихии, морского царя, морского Бога. Морской царь относится к герою
отнюдь не враждебно, а доброжелательно - черта весьма архаическая.
Второе – наличие ритуала для взаимодействия с Богом
Сцена,
когда Морской Бог требует жертвы, глубоко символична. Море опасно теми
неведомыми силами, которыми человек не умеет управлять и перед которыми
он тогда был полностью бессилен.
Два бедствия подстерегали северного
мореплавателя древности. Одно бедствие - это безветрие, при котором
корабли днями и неделями могут стоять на месте в открытом море. Другое
бедствие - это буря, грозящая кораблям гибелью.
Но бедствие, которое
постигает корабли Садко, имеет совершенно необычный характер:
разыгрывается страшная буря, однако корабли не двигаются, а стоят на
месте, как в безветрие.
На синем море сходилась погода сильная,
Застоялись черлены корабли на белом море;
А волной-то бьет, паруса рвет,
Ломает кораблики черленые,
А корабли нейдут с места в белом море.
Это - чудо, но чудо, которое означает, что в судьбу мореплавателей началось вмешательство тех неведомых и таинственных сил, которых мореплаватели тех времен так боялись. Садко полагает, что на него гневается его старый покровитель, морской царь, которому он еще ни разу не платил дани.
Садко думает то, что думали моряки его времени: море нужно умиротворить, принести ему жертву. Жертвоприношение морю, «кормление» моря - старинный морской обычай, он известен всем народам, жизнь и благополучие которых зависели от моря. Что такие жертвы в языческие времена действительно приносились, в этом нет никаких сомнений: материалы, приводимые Р. Липец в ее упомянутой работе о «Садко», полностью это подтверждают. Былина - поэтическое воспоминание о некогда действительно имевшемся обычае.
Нет никаких сомнений, что приносились даже человеческие жертвы. В качестве заместительной жертвы впоследствии в воду бросалось соломенное чучело, о чем память сохранилась до самого последнего времени.
Третье – переход в иной мир
Подумайте сами – герой легко перемещается в иной мир, к Подводному царю. Былина о Садко - единственная во всем русском эпосе, где герой, отправившись из дома, попадает в некий иной мир, а именно - в подводный. На плоту Садко засыпает и просыпается уже в подводном царстве. Мы знаем, что такой способ попадания в «иной мир», в данном случае в подводный, имеет доисторическую давность. Мы знаем также, что в древнейших эпосах герой также всегда хозяина иного мира.
Четвертое – сила Божества
Фигура морского царя - могучая и сильная. Он заставляет Садко играть плясовую, и под его игру он пляшет. Иногда под его игру ведут свой хоровод и морские девы, русалки. Пляска морского царя - особого рода. Пляска эта вызывает бурю. Морской царь заставляет Садко играть целых трое суток. От его пляски вздымаются волны, гибнут суда, тонут люди.
Как начал играть Садко в гусельки яровчаты,
Как начал плясать царь морской во белом море,
Как расплясался царь морской.
Играл Садко сутки, играл и другие,
Да играл еще Садко и третьии,
А все пляшет царь морской во белом море.
Во синем море вода всколыбалася,
Со желтым песком вода смутилася,
Стало разбивать много кораблей на белом море,
Стало много гинуть именьицев,
Стало много тонуть людей праведных.
Представление, будто буря происходит от пляски хозяина водяной стихии, морского царя, относится еще к языческим временам. Это невозможно в христианской религии.
Пятое – брак с существом нечеловеческого мира
Морской царь предлагает Садко выбрать любую красавицу – царевну в жены. Но Садко выбирает Чернавушку. Он не прельщается красотой морских царевен или русалок, которые иногда под его игру ведут свой хоровод. Он выбирает именно Чернавушку, и этот момент - один из самых прекрасных и поэтических во всей былине.
Этот совет соответствует и внутренним
стремлениям самого Садко. Весь подводный мир с его неземной красотой и
красавицами есть соблазн Чернобога, которому Садко не поддается. Он ни
на минуту не забывает о мире людей.
Кто Чернавушка и как понять ее
образ? Ее трогательная человеческая красота явно противопоставлена
ложной красоте русалок.
Но, несмотря на свою человеческую внешность, она не человек, она тоже русалка. Былина о Садко - одна из редких и исключительных в русском эпосе былин, в которых еще сохранена традиция брака с существом из иного, нечеловеческого мира.
Что же получается?
В древнейшей, архаичной части знаменитой былины – действие происходит на море (которого не было рядом с Новгородом, но которое многие тысячи лет омывает Северную часть России).
Сам сюжет представляет собой немыслимую для новоиспеченных христиан языческую историю – герой попадает в Иной Мир и женится на дочери Божества.
Действие первых частей географически удалено от основного сюжета, происходящего в море. Сама былина по структуре и содержанию резко отличается от известных более поздних русских былин.
Следовательно, эта старая сказка имеет глубокие северные корни и опирается на языческие представления о мире и месте человека в ней. Былина является творчеством не восточных, а северных славян, имеющих свою древнюю, и до конца еще не познанную историю.
Это настолько старая история, что она вполне может оказаться правдой, свидетельством тех древних времен, когда люди и их возможности были другими.
Вы знаете, что в северной мифологии эту историю рассказывают по – разному, но узнаваемо? У древних германцев это - Зигфрид, вылавливающий в виде золотой рыбки клад Нибелунгов (Буслаев); у скандинавов – это мифический певец и заклинатель Вейнемейнен, играющий и поющий морскому богу (Миллер).