Викторина «Будь грамотным – будь успешным!»
Учение
– не только свет; согласно народной
поговорке, но оно и свобода. Ничто так
не освобождает человека, как знание.
Иван
Тургенев.
Личная свобода, взаимопонимание с окружающим миром, независимость, развитие собственного потенциала, решение конфликтов. Всё это дает грамотность. Она имеет даже собственный день в календаре. 8 сентября весь мир празднует День грамотности .
Немного об истории возникновения этого праздника.
В мире насчитывается более 700 миллионов неграмотных людей среди взрослых, а среди детей это число превышает 72 миллиона. Каждый пятый житель Земли старше 15-ти лет не умеет читать и писать. 100 миллионов детей, наших современников, не ходят в школу. Ведь только около 50-ти стран обеспечивают общий доступ к начальному образованию . Наиболее распространена проблема неграмотности в странах, в которых ведутся войны, гражданские беспорядки, и в странах «третьего мира». Это стало предпосылками к появлению Международного дня грамотности, призванного обратить внимание общественности к данной проблеме.
Мировая конференция министров образования, тема которой была «Ликвидация неграмотности», открылась и состоялась 8 сентября 1965 года в столице Ирана, крупнейшем городе Тегеране. По предложению этой конференции ЮНЕСКО в следующем, 1966 году, провозгласила Международным днем грамотности (International Literacy Day) – 8 сентября .
Организация Объединенных Наций признала 2003-2013 гг «Десятилетием грамотности», а ЮНЕСКО была назначена координатором всех мероприятий.
Главными задачами Десятилетия были объявлены: значительное повышение показателей грамотности, обеспечение доступного и всеобщего начального образования и поощрение равенства женщин и мужчин в сфере образования.
День грамотности начинает приобретать собственные обычаи.
Традиции Дня грамотности.
8 сентября в школах России, Украины, Казахстана проводятся олимпиады, открытые уроки, викторины, конкурсы по русскому языку, цель которых выделить старательных и прилежных учеников.
Декламируются лекции, посвященные проблеме неграмотности людей. Устраиваются конференции и собрания учителей, награждают выдающихся педагогов.
В библиотеках в этот день устраивают уроки грамотности, отбираются специальные книги, предназначенные для усовершенствования качества грамотности.
В России активисты распространяют листовки, в которых описываются элементарные правила русского языка. Библиотекари устраивают акции прямо на улицах, раздают книги и журналы людям на остановках и просто прохожим. Перед входом в библиотеку проводятся занимательные уроки грамматики.
И в нашей гимназии сложилась традиция проводить цикл мероприятий, посвященных Дню распространения грамотности.
Сегодня мы проведем викторину «Будь грамотным – будь успешным!».
Ход игры:
Представление команд;
Блиц для 5-х классов;
Блиц для 6-х классов;
Блиц для 7-х классов;
Блиц для 8-х классов;
Блиц для 9-х классов;
Блиц для 10-х классов;
Блиц для 11-х классов;
Конкурс капитанов;
Конкурс «мы – одна команда!»
Оценивать игру будет наше компетентное жюри! (Преставление членов жюри)
А сейчас мы переходим к первой части нашего конкурса – представлению команд. Напоминаю, что представление команд также оценивается жюри. Максимум команда может получить 2 балла. Команды, прошу на сцену!
(Представления команд)
Команды заняли свои места. И я попрошу подойти ко мне двух представителей 5-х классов, от каждой команды – по одному. (Аналогично вызываются представители других параллелей)
Задания зачитываются ведущим и выводятся на экран (презентация).
Блиц для 5 классов.
С предложенными паронимами составьте словосочетания, в которых была бы четко видна разница в значениях этих паронимов. От вас требуется два словосочетания соответственно. За каждое правильное словосочетание вы получаете 0,5 б. Максимум за это задание вы можете получить 1 балл.
1 команда: одеть – надеть
Ответ: одеть ребенка – надеть шапку.
2 команда: компания - кампания
Ответ: компания друзей – избирательная кампания.
Блиц для 6 классов.
Выберите правильный вариант произношения. Вам будут представлены три слова. За каждый правильный ответ вы получаете 0,5 б. Максимум за это задание ваша балловая копилка может пополниться на 1,5 балла.
1 команда:
ЗвОнишь или звонИшь
катАлог или каталОг
жАлюзи или жалюзИ
Ответ: звонИшь, каталОг, жалюзИ.
2 команда:
квАртал или квартАл
красИвее или красивЕе
дОговор или договОр
Ответ: квартАл, красИвее, договОр.
Блиц для 7 классов.
Вам будет дано прилагательное. Ваша задача – составить с этим прилагательным два словосочетания: в одном словосочетании прилагательное должно выступать как притяжательное, в другом – как качественное. За каждое правильно составленное словосочетание вы получаете 0,5 балла. Максимум за задание вы можете получить 1 балл.
1 команда: волчий
Ответ: волчий хвост – волчий аппетит.
2 команда: медвежий
Ответ: медвежья берлога – медвежья услуга.
Блиц для 8 классов.
Ответьте на вопрос. За правильный ответ вы получаете 1 балл.
1 команда: Какой частью речи является слово «неужели»?
Ответ: частица.
2 команда: Какой частью речи является слово «кричащий»
Ответ: действительное причастие настоящего времени.
Блиц для 9 классов.
Продолжите пословицу. Вам будет предложено по три пословицы. За каждый правильный ответ вы получаете 0,5 балла. Максимум вы можете принести своей команде 1,5 балла.
1 команда:
Труд человека кормит,
Глаза страшатся,
Хочешь много знать –
Ответ:
Труд человека кормит, а лень портит.
глаза страшатся, а руки делают.
хочешь много знать - надо мало спать.
2 команда:
Не спеши языком –
Сам пропадай,
С кем поведешься,
Ответ:
не спеши языком - торопись делом.
сам пропадай, а товарища выручай.
с кем поведешься, от того и наберешься.
Блиц для 10 классов.
Назовите современные русские эквиваленты старославянизмов. Вам будет дано по три старославянизма. За каждый правильный ответ вы получаете 0,5 балла. Максимум за задание вы можете получить 1, 5 балла.
1 команда:
Чело
Ланиты
Десница
Ответ: Лоб, щеки, правая рука.
2 команда:
Перст
Живот
Зеница
Ответ: Палец, жизнь, зрачок (глаз).
Блиц для 11 классов.
Расшифруйте аббревиатуры. Вам будет предложено по две аббревиатуры, по 0,5 балла за каждую. Максимум вы можете получить 1 балл за задание.
1 команда: НИИ, ДНК
Ответ: , Дезоксирибонуклеи́новая кислота́.
2 команда: ГАИ, ЗАГС
Ответ: Государственная автомобильная инспекция, Запись актов гражданского состояния.
Конкурс капитанов.
Ответьте на вопросы. Вы можете использовать бумагу и ручку. На раздумье вам дается 30 секунд. За правильный ответ вы получаете 1 балл.
1 команда: Какое слово имеет корень такой же, как и в слове СКАЗКА, суффикс такой же, как и в слове ИЗВОЗЧИК, приставку такую же, как и в слове РАСХОД?
Ответ: рассказчик.
2 команда : Корень этого слова находится в слове ПРЕПОДНОСИТЬ, приставка – в слове ВЫПИСАТЬ , суффикс и окончание – в слове Т ЕРПЕЛИВЫЙ . Что это за слово?
Ответ: выносливый.
Замените предложенные фразы известными фразеологизмами. Три фразеологизма по 0,5 балла в сумме принесут вам 1,5 балла. Игроки вашей команды могут давать вам подсказки.
1 команда:
Обычно он много болтает;
Он все умеет делать;
Он главный мой помощник;
Ответ: язык без костей, мастер на все руки(золотые руки), правая рука.
2 команда:
Братья очень похожи друг на друга;
Ему угрожает неприятность с двух сторон;
На него положиться нельзя – он часто меняет свое мнение;
Ответ: как две капли воды, меж двух огней, у него семь пятниц на неделе.
Разгадайте шараду. За правильный ответ вы получаете 1 балл.
1 команда:
С буквой К бери меня на покос.
А без буквы К ужалю в нос.
Ответ: коса – оса.
2 команда:
Из писка птиц мой первый слог возьмете,
Второй – с бараньей головы.
Откройте печь и там найдете
То, что не раз едали вы.
Ответ: пи-рог.
Задание-соревнование. Баллы получает та команда, которая первая даст верный ответ. Максимум можно получить 1 балл.
Догадайтесь, каким словом заканчивается придуманная журналистом и литератором И. Фоняковым фраза ТАРТУ ДОРОГ КАК ГОРОД ...
Как называется такая языковая игра?
Ответ: Тарту дорог как город УТРАТ. Палиндром.
Конкурс «Мы – одна команда».
На карточках написано по два предложения. Задание:
В первом предложении заменить все слова (кроме служебных) синонимами.
Во втором предложении заменить все слова (кроме служебных ) антонимами .
За каждое правильно составленное предложение вы получаете 0,5 балла. В сумме – 1 балл. На выполнение задания у вас есть 3 минуты.
1 команда:
2.Наступает летнее утро.
Ответ: 1.Врач назначил больному уколы. 2. Заканчивается зимний вечер.
2 команда:
1.Караульный спрятался под кровлей здания.
2. Юноша бодро шагает по широкой дороге.
Ответ: 1. Сторож укрылся под крышей дома. 2. Старик медленно бредёт по узенькой тропинке.
«Загадочный круг». В каждом круге написано шесть букв. Ваша задача – найти как можно больше различных имен существительных, которые можно прочесть по ходу часовой стрелки и наоборот, но обязательно подряд.
За каждое слово вы получаете 0,1 балл. Если вы называете все слова, то получаете 1,3 балл. На выполнение вам дается 4 минуты.
1 команда:
Ответ: Сок, кол, село, сокол, лесок, лес, колесо, око, осел (всего – 9 слов).
2 команда:
Ответ: Сок, око, коса, оса, осадок, ад, док, код, ода, сад, ас, садок (всего – 12 слов).
Подберите антонимы к прилагательным в парах словосочетаний. Будьте внимательны! Каждой команде даны три пары словосочетаний. За каждый правильно подобранный антоним вы получаете 0,3 балла. Максимум можно получить 1,8 балла. На выполнение задания дается 4 минуты.
1 команда:
мягкий климат – мягкий хлеб;
Живые цветы – живой человек;
Жидкие тела – жидкий чай – жидкие волосы.
Ответ: суровый климат – черствый хлеб; искусственные цветы – мертвый человек; твердые тела – крепкий чай – густые волосы.
2 команда:
Мелкие деньги – мелкий ручей
Старая женщина – старая история
Кислое яблоко – кислая капуста – кислое настроение.
Ответ: большие деньги – глубокий ручей; молодая женщина – новая история; сладкое яблоко – свежая капуста – радостное настроение.
Сколько фразеологизмов в тексте? На карточках написан текст. Задача команд – найти как можно больше фразеологизмов. За каждый правильный фразеологизм вы получаете 0,1 балла (максимум 1,3) У вас есть 3 минуты.
С ног до головы.
Когда-то я был с ним на короткой ноге. Но однажды он (с левой ноги встал, что ли?) полез ко мне драться. Я со всех ног домой! Еле ноги унёс!.. Зато теперь я к нему ни ногой. Ноги моей больше у него не будет! – Да. Ведёт он себя из рук вон плохо. Надо бы взять его в руки. И дать ему по рукам. Чтобы знал: рукам воли не давай! И тогда - руку даю на отсечение - он сразу перестанет распускать руки!
Ответ: С ног до головы, на короткой ноге , с левой ноги встал , со всех ног , еле ноги унёс, ни ногой, ноги не будет , из рук вон, взять в руки, дать по рукам, рукам воли не давай , руку даю на отсечение , распускать руки. (13 фразеологизмов)
Творческое задание.
Напишите четверостишие про язык, грамотность и т.п.
1 команда: ямбом.
2 команда: хореем.
Максимум за задание вы можете получить 5 баллов.
На выполнение задания вам дается 7 минут.
А пока команды готовятся, давайте поиграем.
Игра со зрителями.
«Какая буква заблудилась?»
Неизвестно,
как случилось?
Только
буква заблудилась,
Заскочила
в чей – то дом
И
хозяйничает в нём?
Но
едва туда вошла буква – озорница,
Очень
странные дела
Начались
твориться.
Закричал
охотник: «Ой!
Д
вери
гонятся
за мной!»
-
Какая буква заблудилась?
На
виду у детворы,
Кры с у красят маляры.
Посмотрите-ка,
ребятки,
Р
аки
выросли
на грядке!
Куклу
выронив из рук,
Маша мчится к маме: Там ползёт зелёный л ук С длинными усами.
Говорят, один рыбак В речке выловил башмак, Но зато ему потом
На крючок попался д ом .
Юлия Файзулина
Сценарий мероприятия «Международный день грамотности»
Цель : - познакомить детей с праздником «Днем грамотности » ;
Способствовать развитию устной речи детей, умению четко отвечать на поставленные вопросы;
Способствовать формированию потребности и стремления к знаниям.
Развивать любознательность и интерес к процессам и явлениям мирового масштаба.
Оборудование :
Жетончики
Мультимедиа аппаратура
Ход мероприятия
Вед : Здравствуйте, ребята! Сегодня 8 сентября международный день распространения грамотности . Как вы думаете что это за праздник? И почему его стали праздновать?
(ответы детей)
Вед : празднование этого дня - это возможность привлечь внимание к тому, что более 15% людей земного шара остаются безграмотными .
Вед : Николай Михайлович Карамзин – великий русский писатель говорил - ….
Ребята, а вы знаете что такое грамотность ?
(ответы детей)
Вед : грамотность – это степень владения человеком навыками письма и чтения.
Как вы думаете какого человека можно назвать грамотным ?
(ответы детей)
Вед : традиционно «грамотным » человеком считается тот, кто умеет читать и писать или только читать на каком – либо языке. В современном смысле это означает способность писать согласно установленным нормам и правилам грамматики и правописания . Людей умеющих только читать называют полуграмотными .
Вед : Вы уже многому научились. Сейчас у вас будет возможность показать свои знания и умения на практике.
Я предлагаю вам немного поиграть
Слайд 10., слайд 11.
Игра «Я работаю волшебником»
Ребята получают задания : превратить имена существительные в имена прилагательные женского рода единственного числа. (Кидаю мяч)
Стол – столовая
Мебель – мебельная
Диван – диванная
Земляника – земляничная
Молоко – молочная
Кошка – кошачья
Книга – книжная
Двор – дворовая
Цвет – цветная
Цветок – цветочная
Дерево – деревянная
Игра «Дополни слово»
Ведущий называет часть слова (кни.) и бросает мяч. Ребенок должен поймать мяч и дополнить слово (. га) .
Ру – кА, баха, сский, Но – та, га. Сок. Готь. Вость,
В роли ведущего ребенок и взрослый могут выступать поочередно, Ле – на, с, нта, вый, стница,
Игра «Угадай-ка!»
Учитель бросает мяч ребёнку и называет фразеологические обороты. Ученики ловят мяч и объясняют значение. Побеждает тот, кто ни разу не ошибся.
Например : кожа да кости – худой; дырявая память – забывчивый; на всех парусах – быстро. Перемывать косточки – обсуждать; хоть кровь из носу – обязательно; рукой подать – близко; как рыба в воде – уверенно.
Водить за нос
Значение. Обманывать, вводить в заблуждение, обещать и не выполнять обещанного.
Всыпать по первое число
Значение. Сурово наказать, отругать кого-либо
Какао – ср. р.
Тюль - м. р.
Тополь – м. р
Ночь – ж. р
Кружево – ср. р.
Рояль –м. р лошадь ж. р пианино – ср. р
кофе - м. р
трель – ж. р
сирень – ж. р
какаду – м. р.
слайд 14. Как называют жителей городов?
В Москве – москвичи
В Ленинграде- ленинградцы
В Екатеринбурге – екатеринбуржцы
В Омске – омичи
В Томске – томичи
В Хабаровске – хабаровчане
Во Владимире – владирцы
В Новгороде – новгородцы
Вед : подсчитаем жетончики награждение победителей.
Публикации по теме:
"ДЕНЬ ЗДОРОВЬЯ" В ноябре в нашем МБДОУ "Детский сад общеразвивающего вида № 21" прошел "День здоровья". В этот день в нашем ДОУ был день.
Сценарий праздника «Международный день чая» «15 декабря - День чая!» Ведущая. Дорогие ребятишки! Взрослые и малышки. Спасибо, что дела свои отложили. В зал наш светлый поспешили. Чтоб.
Сценарий мероприятия «День чая» Сценарий мероприятия «День чая» Выполнила: Воспитатель Детского сада №67 «Подснежник: Коногорова Людмила Александровна г. Улан-Удэ.
Сценарий мероприятия «День матери» Перечень мероприятий ко Дню Матери группа №2 «Никого роднее мамы в целом мире нет» 1. Беседа «Чем можно порадовать маму» 2. Словесная игра.
Сценарий мероприятия «День Победы» Цель проведения праздника - воспитание патриотизма, уважения к подвигу своего народа во время Великой Отечественной войны, чувства любви.
Сценарий мероприятия в День открытых дверей с детьми младшего дошкольного возраста «День сказки» Цель: Осуществить взаимодествие с семьями воспитанников. Задачи: создать условия для участия родителей в образовательном процессе группы;.
Международный день грамотности – международный праздник, отмечаемый в системе ООН 8 сентября. Эта дата была принята в 1966 году ЮНЕСКО согласно рекомендации «Всемирной конференции министров образования по ликвидации неграмотности».
На сегодняшний день во всем мире число грамотных людей составляет в среднем четыре миллиарда. Несмотря на такие успехи, более 860 миллионов человек взрослого населения все еще остаются неграмотными. Также приблизительно 100 миллионов детей и молодых людей не посещают школу. Многие дети, подростки и взрослые, охваченные различными образовательными программами, не соответствуют требованиям к грамотности, предъявляемым современным обществом. Существует необходимость в расширении программ распространения грамотности, направленных на группы учащихся, нуждающихся в особом внимании.
Грамотность всегда важна,
Это нам не ново:
Одну букву изменил -
И другое слово.
С грамотности Днём, друзья,
Вас хочу поздравить,
Пожелать вам запятые
В нужном месте ставить.
Чтобы не было сомнений,
Как же правильно писать,
И в хорошем настроеньи
Постоянно пребывать.
Грамотным быть нынче модно -
Знать родной язык свой четко,
Подобрать правильно слова,
И думала чтоб верно голова.
С Днем грамотности тебя я поздравляю,
Не делать ошибок в словах пожелаю,
Учись и трудись, и книги читай,
Систематически речь свою развивай!
Сегодня важный и особенный день - Международный день грамотности. Хочется, конечно, выразить признание тем, кто обогатил наши знания, кто просвещает людей, распространяя грамотность среди населения. Вы преображаете и обогащаете нашу жизнь. Спасибо вам и с праздником! Всем остальным же хочется пожелать знать и уважать родной язык, писать грамотно, тогда не будет недопонимания.
Знать, где «о» писать, где «а»,
Точку где поставить,
Это нужно знать всегда,
Каждого заставить!
И не надо тут юлить:
«
Пишем, как умеем!»
В жизни каждый должен быть
Просто грамотеем.
Как говорят: грамматика не распутная, но она не против, чтоб все на Земле ею пользовались. И это самое верное из всех возможных пожеланий на сегодняшний день. С Международным Днем Грамотности, пусть же самой большой проблемой общества будут те, кто путает «тся» и «ться».
Давайте сегодня вспомним, как велик и могуч наш язык! Прекрасно звучание грамотной речи, приятна она человеческому слуху. Легко читать красиво сложенный текст. С днем грамотности, с днем чистого слога! За знания, тягу к наукам, за труд простого школьного учителя.
Грамоте учён не многий,
Это скверно, это факт.
Очень часто человек красив,
А рот откроет - прям дурак!
В международный день грамотности
Учитесь, пожалуйста, друзья!
Читайте книги, словари,
Неграмотными быть обидно, нельзя!
День грамотности отмечает
Сегодня вся планета.
Достойна эта сфера
Большого пиетета.
Желаю грамотными быть
И к лучшему стремиться.
Пред образованным ведь дверь
Любая отворится.
8 сентября 2019 года во многих странах мира, в том числе в нашей, отмечается Международный день распространения грамотности. Этот праздник был учрежден в 1966 году ЮНЕСКО.
Программа мероприятий включает встречи с писателями, журналистами и издателями, конференции, круглые столы, лекции в библиотеках и учебных учреждениях, выступления творческих коллективов. Предлагаем вам один из возможных вариантов школьного мероприятия, приуроченного к этому празднику.
Сценарий мероприятия на Международный день грамотности в школе
Праздник можно начать с выступления ведущих:
– Дорогие ребята! Сегодня мы отмечаем Международный день грамотности. К сожалению, проблема ее распространения остается не решенной во многих странах. Около 860 миллионов взрослых людей во всем мире не умеют читать и писать.
– Долгие годы население нашей страны в основном оставалось неграмотным: в конце XIX века это были 80% россиян. В первые годы советской власти был принят декрет Совета народных комиссаров «О ликвидации безграмотности в РСФСР». Согласно этому документу, все население страны в возрасте от 8 до 50 лет, не умевшее читать или писать, было обязано учиться грамоте на родном или на русском языке (по желанию).
– Декрет предусматривал создание «школ для переростков», школ при детских домах, колониях и других учреждениях. Осенью 1923 года было создано Всероссийское добровольное общество «Долой неграмотность». В результате уже в конце 1930-х годов около 90% россиян в возрасте от 16 до 50 лет овладели грамотой.
– Казалось бы, эта проблема в нашей стране была раз и навсегда решена. Однако с 1990-х годов в России началось снижение грамотности населения. Об этом свидетельствуют различные исследования.
– По результатам одного из них, проведенного Международным институтом чтения, учащиеся нашей страны заняли только 32-е место из учащихся 40 стран. В последнее время в наших газетах и журналах все чаще встречаются безграмотные объявления, в обычной речи – режущее ухо косноязычие.
– Я люблю свой родной язык!
Он понятен для всех,
Он певуч,
Он, как русский народ, многолик,
Как держава наша, могуч.
Он язык луны и планет,
Наших спутников и ракет.
На совете за круглым столом
Разговаривайте на нем:
Недвусмысленный и прямой,
Он подобен правде самой.
(А. Яшин.)
– Язык наш прекрасный –
Богатый и звучный,
То мощный и страстный,
То нежно-певучий.
В нем есть и усмешка,
И мягкость, и ласка.
Написаны им
И рассказы, и сказки –
Страницы волшебных,
Волнующих книг!
Люби и храни
Наш великий язык!
Потом по сценарию проведения Дня грамотности в школе прозвучат цитаты классиков о родном языке:
– Александр Сергеевич Пушкин говорил: «Русский язык – это выразительный и звучный язык, гибкий и мощный в своих оборотах и средствах». Ему свойственны «величавая плавность, яркость, простота и точность».
– Николай Васильевич Гоголь писал: «Дивишься драгоценности нашего языка: что ни звук, то и подарок: все зернисто, крупно, как сам жемчуг, и, право, иное названье еще драгоценней самой вещи».
– Лев Николаевич Толстой считал: «Русский язык – настоящий, сильный, где нужно – строгий, серьезный, где нужно-страстный, где нужно – бойкий и живой».
– Иван Сергеевич Тургенев посвятил русскому языку стихотворение в прозе: «Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины, ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык!.. Не будь тебя – как не впасть в отчаяние при виде всего, что совершается дома. Но нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому народу!».
После этого по снова возьмут слово ведущие:
– А так ли важно быть грамотными? Вспомните мультфильм о Вовке в Тридевятом царстве, когда одна запятая (в предложении «Казнить нельзя помиловать») могла решить судьбу человека.
– Представьте, что вы – работник отдела кадров крупного предприятия. Вы получили письмо от соискателя, который хочет устроиться на работу. Читаете текст – а там сплошные ошибки, опечатки, маленькие буквы вместо больших, множество лишних запятых… Примете ли вы на работу такого сотрудника? Скорее всего, нет.
– Хотя гаджеты и помогают исправлять ошибки, они не помогут вам подобрать нужное слово, чтобы выразить свою мысль, и не исправят слово одного стиля на слово из другого.
– Вся наша жизнь связана с языком. Без знания языка невозможно заниматься наукой, освоить технику, устроиться на хорошую работу. Поэтому, ребята, изучайте свой родной, русский язык!
Затем ведущие приведут смешные ошибки из сочинений, которые ребятам предложат исправить.
Сценарий школьного мероприятия на День грамотности может включать другие задания по русскому языку, например, как следующие.
– В каждом из рядов исключите слово, которое по смыслу не соответствует остальным:
- портфель, карандаш, ручка, фломастер, мел;
- лес, волк, медведь, корова, заяц;
- дорога, улица, шоссе, тротуар, пол;
- кошка, письмо, полотенце, слива, быстрый;
- стол, комната, садовая скамейка, стул, книжный шкаф.
– Из каждого слова возьмите только первые слоги и составьте новое слово:
- автомобиль, тормоз (ав-тор);
- колос, рота, ваза (ко-ро-ва);
- молоко, нерест, таракан (мо-не-та);
- кора, лото, боксер (ко-ло-бок);
- баран, рана, банщик (ба-ра-бан).
– Объясните, что означают фразеологические обороты:
- кожа да кости (худой);
- хоть кровь из носу (обязательно);
- рукой подать (близко);
- дырявая память (забывчивый);
- на всех парусах (быстро);
- перемывать косточки (обсуждать);
- как рыба в воде (уверенно).
– Одна неправильно написанная буква может изменить смысл сказанного. Напишите слова правильно:
- На болоте нет дорог. Я по кошкам скок да скок.
- Сияет море перед нами. Летают майки над волнами.
- Жучка будку не доела: неохота, надоело.
- Ехал дядя без жилета, заплатил он штраф за это.
- Мы собираем васильки, на головах у нас щенки.
- На глазах у детворы крысу красят маляры.
А в завершение мероприятия на Международный день грамотности в школе дети прочтут стихи:
– Много языков на свете разных-
Выучить их все не смог бы я,
Все они по-своему прекрасны,
В каждом есть изюминка своя.
Говорят в Париже по-французски,
По-немецки говорит Берлин;
Мне же дорог мой, привычный, русский,
Для меня родной лишь он один.
Мелодичный, гибкий и певучий,
С детства он меня очаровал,
И не зря великим и могучим
Наш язык Тургенев называл.
Развиваясь быстро, динамично,
Впитывая разные слова,
Новое воспринимал отлично,
Но и мудрость предков в нем жива.
Да и только нашей, русской речью
Можно Русь привольную воспеть!
Будет жить язык наш русский вечно
И не сможет, верю, умереть!
(М. Крюков)
«Международный день распространения грамотности».
Цели занятия:
Прививать любовь к русскому языку, развивать интерес к русскому языку как к учебному предмету.
Воспитывать чувство патриотизма, толерантности;
Расширять кругозор учащихся.
Задачи занятия:
Формирование полного ответа на вопрос;
Формирование умения работать в группе.
Способствовать воспитанию нравственных качеств у учащихся;
Побуждать учащихся к самосовершенствованию.
Оформление: Плакаты с высказываниями о русском языке, карточки.
1.Всупительное слово учителя:
– У В. Берестова есть замечательное стихотворение, которое я знаю с детства:
Как хорошо уметь читать!
Не надо к маме приставать,
Не надо к бабушке идти:
- Прочти, пожалуйста! Прочти!
Не надо умолять сестрицу:
- Ну, почитай еще страницу!
Не надо звать.
Не надо ждать.
А можно взять
И почитать!
Согласитесь, лучше про необходимость быть грамотным человеком, пожалуй, и не скажешь!
Сегодня для вас, ребята, прозвенел первый школьный звонок. Ученики разных возрастов сели за парты, чтобы начать или продолжить тяжелый путь в страну Знаний. А уже 8 сентября весь мир будет отмечать еще одну дату, связанную с образованием - Международный день распространения грамотности.
Поэтому наш классный час имеет название «Международный день распространения грамотности.
2.История и традиции.
Своим возникновением праздничный день обязан министрам образования различных стран (России, Америки, Франции и др.), которые полвека назад - в 1965 году - собрались в Тегеране на Всемирную конференцию, чтобы обсудить проблему безграмотности населения планеты. К тому моменту ситуация складывалась плачевная: 44% только одних взрослых людей по всему миру оставались неграмотными. 19 сентября члены завершившейся конференции подготовили свыше 80 рекомендаций, среди которых значилось учреждение дня грамотности. И уже через год впервые отмечался Международный день грамотности 8 сентября.
Постепенно в праздновании этого дня появились свои традиции. На мировом уровне помимо ежегодных конференций, проводимых в штаб-квартире Юнеско, вручаются премии в размере 20 тысяч долларов имени короля Сечжона и Конфуция за распространение грамотности.
И конечно, в разных уголках мирах происходит открытие различных учебных центров, выставок, кинопоказов. Проводятся мастер-классы, открытые уроки, конкурсы и т. п.
В России День грамотности только-только набирает популярность. Например, с 2011 года существует акция, ставшая уже международной, «Тотальный диктант». В школах, университетах и других учебных заведениях День грамотности также стал одним из главных. Для учащихся устраивают викторины, олимпиады, КВН по разным предметам, ведь грамотность - не только умение правильно писать, считать и читать. Это целый набор знаний и навыков в различных научных областях, которые помогают человеку быть успешным.