Учитель: Голубева Н.А.
Дата проведения: 14.04.15г (в рамках проведения недели профориентации)
Тема: « Да здравствуют растения, окружающие нас! »
Цели урока:
1. Сформировать представление учащихся о растениеводстве и профессии растениевод. Расширить знания о растениях.
2. Развивать познавательный интерес. Формировать общеучебные умения и навыки: сравнение, обобщение, способность делать выводы. Использовать свои наблюдения в практической деятельности.
3. Воспитывать бережное отношение к природе, к хлебу. Формировать коммуникативные умения при работе в группе.
1. Развивать умения учащихся применять знания на практике.
2. Развивать творческие способности и кругозор детей. Активизировать познавательную деятельность детей: содействовать развитию воображения, сообразительности, изобретательности, любознательности, наблюдательности.
3. Воспитывать у детей чувство юмора, стремление к победе, активности среди ровесников.
Оборудование: оформление кабинета, наглядно-демонстрационный материал, атрибуты для конкурсов и игр, загадки, пословицы, ребусы. Музыкальное сопровождение. ИКТ.
Ход урока.
1.Организационный момент.
«О, сколько нам открытий чудных
Готовит просвещенья дух,
И опыт - сын ошибок трудных,
И гений – парадоксов друг»
Внимательно слушай! Запоминай! Активно на уроке отвечай!
2.Постановка целей, сообщение темы урока.
Учитель: Ребята, а знаете ли вы, для чего нужны растения на Земле. (Ответы детей). Мы надеемся, что каждый, кто присутствует здесь, станет верным другом всех растений на Земле.
Ученик: Ты человек, любя природу
Хоть иногда её жалей.
В увеселительных походах
Не растопчи её полей!
Не жги её, напропалую
И не исчерпай ее до дна
И помни истину простую
Нас много, а природа - одна.
Ученик: С каждым годом число растений сокращается. А ведь если будут растения - будет кислород, будет кислород - будет вода, будет вода - будет хлеб, а объединятся растения, вода, кислород - будет жизнь. Так давайте же будем беречь и охранять растения и любоваться ими.
Учитель: Вот уже несколько уроков мы с вами путешествуем по удивительному миру культурных растений, о них и пойдёт речь сегодня на уроке.
Ученик: Растениеводство - отрасль сельского хозяйства , занимающаяся возделыванием культурных растений . Растениеводство как наука изучает многообразие сортов ,гибридов , форм культурных растений , особенности их биологии и наиболее совершенные приёмы их выращивания, которые обеспечивают высокую урожайность и качество при наименьших трудовых и материальных затратах .
Урок№ 34 Тема: «Растениеводство – основа сельского хозяйства»
Цели: Способствовать формированию у учащихся представление о растениеводстве и о ее отраслях. Изучить отраслевой состав и влияние природных условий на распространение отраслей растениеводства. Развивать умение и навыки работать с картосхемами, анализировать и делать выводы. Воспитывать умение слушать и слышать одноклассников. Ожидаемые результаты :
1.будут знать отраслевой состав сельского хозяйства и территориальную структуру с/х производства;
2 смогут определять факторы влияющие на их развитие: почвы и агроклиматические условия;
3. формулировать значение и основные задачи растениеводства;
4. Умеют показывать на карте основные зерноводческие районы, районы возделывания технических и др. культур и выявлять их особенности;
5 Определяют проблемы развития растениеводства и пути их решения;
Метод: С-Н
Приёмы: комбинированный урок
Оборудование : Экономическая карта Казахстана, атлас, компьютер, презентация "Растениеводство- основа сельского хозяйства"
Ход урока
I . Орг. момент
Установка на урок: закройте глаза и мысленно повторяйте за мной: «Я внимателен, я хорошо думаю, я сосредоточен, догадлив, сообразителен, уверен в себе». Я желаю вам успеха и вы пожелайте мне удачи, ведь мне надо провести для вас интересный урок.
II .Актуализация знании:
1)Задание№1 Продолжи предложение
1. В составе АПК выделяют. .................. (три основных звена.)
2. Основой АПК является................ (сельское хозяйство.)
3. Главная особенность сельского хозяйства- .....................(зависимость от природных условий.)
4.Гланая задача АПК- ..................... (обеспечение населения продовольствием.)
Работа в группах:
1 группа
Задание№2 Перед вами карточки, распределите отрасли хозяйства по 3 звеньям
1 группа – 1 звено.
2 группа – 2 звено.
3 группа – 3 звено.
Отрасли АПК:
(Ответ: 1 звено – сельскохозяйственное машиностроение, основная химия, селекция, мелиорации, химикаты.
2 звено – рыболовство, овцеводство, полеводство, пчеловодство.
3 звено – торговля, сахарная промышленность, пищевая промышленность, лёгкая промышленность, рыбная промышленность.)
2 группа
Задание №3
Аграрный
Агропромышленный комплекс
Сельское хозяйство
Сельхоз предприятие
Личное хозяйство населения
Пастбища
Пахотные земли
Растениеводство
Яровая пшеница
Озимые культуры
Технические культуры
А) дает сырье для промышленности; масличные, крахмалоносные, сахороносные, красильные растения, наркотические.
Б) зерновая культура, высеивается весной.
В) главная отрасль с/х, занимающаяся выращиванием сельскохозяйственных культур Казахстана.
Г) сельскохозяйственные угодья, систематически используемые для выпаса скота.
Д) однолетние, преимущественно злаковые, растения, высеиваются осенью.
Е) преобладает в отраслевой структуре сельскохозяйственного производства.
Ж) систематически обрабатываемые угодья, используемые под посевы.
З) ведущая отрасль агропромышленного комплекса.
И) совокупность связанных между собой отраслей экономики, обеспечивающих воспроизводство сырья в соответствии с потребностями общества.
К) личные подсобные хозяйства, коллективные сады и огороды, дачные участки.
Л) юридическое лицо (самостоятельная организация, обладающая имущественными и другими гражданскими правами и обязанностями) с видом деятельности в С/Х.
М) означает земля, земледелие, землепользование.
Н) признается семейно- трудовое объединение лиц, неразрывно связано с С/Х
3 группа Задание №4 1.Составьте круговую диаграмму, «Структуры сельскохозяйственных угодий» (78,6 млн. га)
цвет
угодья
градусы
Желтый
Пастбища
69,03
Зеленый
Пашни
27,16
Коричн
Сенокосы и залежи
3,71
Синии
Многолетние насаждения
0,1
Задание №5 Тестирование на тему «АПК Казахстана»
1.АПК состоит из:
Промышленности;
Сельского хозяйства;
Животноводства;
Растениеводства;
Трёх звеньев.
2.Какую отрасль не относят к I звену АПК?
Производство минеральных удобрений.
Тракторостроение.
Ремонт сельхозтехники.
Лёгкую промышленность.
Производство оборудования для пищевой промышленности.
3. II звено АПК:
Лёгкая промышленность.
Пищевая промышленность.
Сельское хозяйство.
Промышленность.
Животноводство.
4. В сельском хозяйстве предметом и средством труда служит:
Здание.
Трактор.
Удобрение.
Земля.
Сельхозтехника.
5. Одна из особенностей сельскохозяйственного производства:
Интенсификация.
Земельный фонд.
Мелиорация.
Эффективность.
Сезонность.
6. Сильнее всего от природных условий зависит:
Обрабатывающая промышленность.
Машиностроение.
Сельское хозяйство.
Железнодорожный транспорт.
Чёрная металлургия.
7. Все земли в границах области - это:
Обрабатываемые земли.
Сельскохозяйственные угодья.
Кормовые угодья.
Минеральные ресурсы.
Земельный фонд.
8. К сельскохозяйственным угодьям не относится:
Пашня.
Пастбище.
Земля (территория) города.
Сенокос.
Многолетнее насаждение.
9. Мелиорация земель – это их:
Засоление.
Выдувание.
Заболачивание.
Ухудшение.
Улучшение.
10. Распахали новые земли и собрали больше зерна. Это путь:
Интенсивный.
Рыночный.
Экстенсивный.
Мелиоративный.
Плановый.
11. Полеводство включает в себя выращивание:
Зерновых культур.
Технических культур.
Кормовых культур.
Виноградников.
Овощебахчевых культур.
12. К техническим культурам относятся:
Ячмень
Подсолнечник.
Сахарная свекла.
Хлопчатник.
Сафлор.
13. Область – лидер по выращиванию подсолнечника:
Западно-Казахстанская.
Восточно-Казахстанская.
Акмолинская.
Кызылординская.
Павлодарская
III .Изучение новой темы
Сельское хозяйство - ведущая отрасль агропромышленного комплекса, главными отраслями которого является растениеводство и животноводство.
Растениеводство - 53%
Животноводство - 47 %
Значение растениеводства
Растениеводство – основа для питания человека.
От состояния растениеводства зависит уровень ВВП.
Растениеводство - кормовая база. животноводства, сырье для промышленности.
Главное средство производства – земля.
Главная задача растениеводства – обеспечить население страны продовольствием.
Анализ карты атласа территориальная структура с/х производства, одновременно карта на слайде
Работа по картам
1группа – Проведите анализ карты «Территориальная структура с/х производства»
2группа – Проведите анализ «Почвенной карты», ответьте как обеспечена РК почвенными ресурсами.
3 группа – проведите анализ «Агроклиматической карты» и определите как обеспечен Казахстан теплом, влагой и светом.
Защита постера - презентация кластера
На географию земледелия влияют природные факторы, а именно:
1) почва - черноземные, каштановые, серо-бурые;
2)агроклиматические- тепло, свет, влага
Анализ агроклиматической карты
Обеспеченность растений теплом характеризует сумма t 0 за период со средней t выше 10 0 с.- это сумма активных t 0 (сред суточная t 0 выше 10 0 с) - чем теплолюбивее растение, тем выше должна быть сумма активных t 0
л/с - 1800- 2000с
степь- 2000 - 2600с
п/пустыня - 3600 - 3000с
Обеспеченность влагой показывает коэффициент увлажнения. К= О:И
Назовите районы с достаточным, недостаточным и скудным увлажнением?
Где сочетание тепла, влаги и плодородия почв наилучшее для растениеводства? (на севере - зона л/степей и степей, а также на юге страны,где сумма активных температур высока)
И так продолжаем знакомство с с/х, а именно с растениеводством. Возникает вопрос: Каков отраслевой состав растениеводства?
Растениеводство - отрасль сельского хозяйства, занимающаяся возделыванием сельскохозяйственных культур
полеводство садоводство и виноградарство
зерновое хоз-во
техническое
картофеля
овощебахчевое
кормовое
Отраслевой состав растениеводства и основные культуры:
Зерновые: пшеница, рожь, просо, кукуруза, ячмень, овес, гречиха, рис
Технические: хлопчатник, сахарная свекла, подсолнечник, рапс, лён-кудряш, соя, сафлор.
Овощные: помидоры, огурцы, свекла, лук
Бахчевые : дыни и арбузы
Кормовые: клевер, люцерна
Садовые: яблони, сливы, груши, вишня
Виноградарство: виноград
Работа в группах: Каждая группа изучает свою тему по презентации и используя учебник §33 и рис 122 на стр 237, а затем составляют постер, используя приём КМ "Кластер"
1 группа - Основные зерновые культуры: районы выращивания (в какой части РК, ПЗ, области), особенности культур по отношению к почве, теплу и влаге, где и для чего используют.
2 группа - Основные технические культуры: районы выращивания (в какой части РК, ПЗ, области), особенности культур по отношению к почве, теплу и влаге, где и для чего используют.
3 группа - Основные овоще-бахчевые, кормовые культуры, сады и виноградники: районы выращивания (в какой части РК, ПЗ, области), особенности культур по отношению к почве, теплу и влаге, где и для чего используют.
Оформить все ответы на постерах. Спикеры презентируют материал.
- Возникает вопрос есть ли проблемы развития растениеводства в нашей стране?
Выдержка из выступления Президента Н.А. Назарбаева: Послание народу Казахстана" Казахстанский путь-2050: Единая цель, единые интересы, единое будущее».
Работа в группах: Проблемы тормозящие развитие растениеводства в Казахстане. работа по тексту
1 группа - использовать приём «Фишбоун»
2 группа - использовать приём «Т - схема»
3 группа - составить кластер
Выступления спикеров
Проблема:
1. Понижение частных инвестиций и государственных дотаций.
2. Недостаточное количество сельскохозяйственной техники и износ сельскохозяйственной техники.
3. Высокие проценты по кредитам.
4. преобладание на внутреннем рынке импортных сельскохозяйственных товаров
5. невысокие урожаи
Пути решения:
Сокращение ввоза импортных сельскохозяйственных товаров для поддержания собственного производства.
Внедрение новой техники
Внедрение новых технологий на основе развития генной науки
Развитие фермерских хозяйств и МСБ
Поддержание собственного отечественного производителя (импортозамещение).
В. ЮКО Г. Жамбылская область
2 группа - Вопросы по теме «Земледелие»
а) На каких почвах лучше выращивать пшеницу? (черноземных)
б) Для чего,главным образом, используется ячмень? (корм для скота)
в) Назовите основной район выращивания риса? (КОО)
г) Каковы условия выращивания картофеля? (нежаркий климат)
д) Где выращивается большая часть овощей в нашей стране? (в личных подсобных хозяйствах)
3 группа Задание№1
А
СЕВЕР
Б
ВОСТОК
В
ЮГ
Г
ЗАПАД
А
Просо
Б
Яровая пшеница, картофель
В
Подсолнечник, озимая рожь
Г
Сахарная свекла, хлопчатник
. (Алматинская)
.(юг страны)
.(ЮКО)
(СКО, КО, Акмолинская обл)
V .Домашнее задание §33, стр.235-239 тетрадь
VI .Рефлексия
Выберите 1 фразу для соседа по группе:
Ты молодец.
Я доволен твоей работой на уроке.
Ты мог бы поработать лучше.
Суди себя сам. Это самое трудное. Себя судить куда труднее, чем других. Если ты сумеешь правильно судить себя, значит, ты поистине мудр. (Антуан де Сент-Экзюпери.)
Отрасли 1-го звена не полностью обеспечивают с/х своей продукцией, а именно техникой. Для нормальной работы комплекса необходимо 4 тысячи видов техники и оборудования. В нашей стране выпускается около 400. Многие важные производства отсутствуют или только создаются. Поэтому еще используется устаревшая техника, велика доля ручного труда, невысоки урожайность полей и продуктивность скота. Перерабатывается малая доля произведенной продукции. Много продовольствия ввозится из-за границы.
Сельское хозяйство.
Приложение к уроку№ 34 Проблемы развития сельского хозяйства
17 января 2014 года Президент Республики Казахстан Нурсултан Абишевич Назарбаев выступил с Посланием народу Казахстана «Казахстанский путь-2050: Единая цель, единые интересы, единое будущее».
Сельское хозяйство.
Благодаря развитию аграрной науки, в том числе разработке генно-модифицированных культур, Казахстан станет одним из крупных региональных экспортеров продукции сельского хозяйства. Необходима масштабная модернизация сельского хозяйства, особенно в условиях растущего глобального спроса на сельхозпродукцию. Увеличить посевные площади. Обеспечить значительный подъем урожайности, прежде всего за счет внедрения новых технологий. Создать национальные конкурентоспособные бренды с акцентом на экологичность. Агропромышленный комплекс - должен стать глобальным игроком в области экологически чистого производства. Развитие фермерства и малого и среднего бизнеса (МСБ) в сельхозпереработке и торговле -это ключевая задача страны.
Приложение к уроку№ 34 Проблемы развития сельского хозяйства
Отрасли 1-го звена не полностью обеспечивают с/х своей продукцией. Для нормальной работы комплекса необходимо 4 тысячи видов техники и оборудования. В нашей стране выпускается около 400. Многие важные производства отсутствуют или только создаются. Поэтому еще используется устаревшая техника, велика доля ручного труда, невысоки урожайность полей и продуктивность скота. Перерабатывается малая доля произведенной продукции. Много продовольствия ввозится из-за границы.
17 января 2014 года Президент Республики Казахстан Нурсултан Абишевич Назарбаев выступил с Посланием народу Казахстана «Казахстанский путь-2050: Единая цель, единые интересы, единое будущее».
Сельское хозяйство.
Благодаря развитию аграрной науки, в том числе разработке генно-модифицированных культур, Казахстан станет одним из крупных региональных экспортеров продукции сельского хозяйства. Необходима масштабная модернизация сельского хозяйства, особенно в условиях растущего глобального спроса на сельхозпродукцию. Увеличить посевные площади. Обеспечить значительный подъем урожайности, прежде всего за счет внедрения новых технологий. Создать национальные конкурентоспособные бренды с акцентом на экологичность. Агропромышленный комплекс - должен стать глобальным игроком в области экологически чистого производства. Развитие фермерства и малого и среднего бизнеса (МСБ) в сельхозпереработке и торговле -это ключевая задача страны.
"Остров." На доске или у каждого ученика карта настроения. Поставьте знак √, на каком из островов вы сегодня пребывали: о.Страха, Познания, Уверенности, Скуки, Мечты, Будущего, Радости.
Приложение к уроку№34 - 9кл
II .Актуализация знании:
1)Задание№1 Продолжить предложение
1. В составе АПК выделяют. ..................
2. Основой АПК является................
3. Главная особенность сельского хозяйства- ......................
4. Гланая задача АПК- .....................
Работа в группах
2) 1 группа - Задание№2
распределите отрасли хозяйства по 3 звеньям
1 звено -
2 звено -
3 звено -
Отрасли АПК: сельскохозяйственное машиностроение, основная химия, селекция, пищевая промышленность, рыболовство, овцеводство, мелиорация, полеводство, пчеловодство, торговля, сахарная промышленность, лёгкая промышленность, рыбная промышленность, химикаты.
2 группа - Задание №3
Составьте соответствие, соединив парами термин и понятие (цифры и буквы), используя текст учебника и терминологический словарь.
Аграрный
Агропромышленный комплекс
Сельское хозяйство
Сельхоз предприятие
Крестьянское хозяйство
Личное хозяйство населения
Пастбища
Пахотные земли
Растениеводство
Зерновое хозяйство
А) главная отрасль с/х, занимающаяся выращиванием культур Казахстана.Б) сельскохозяйственные угодья, систематически используемые для выпаса скота.
В) преобладает в отраслевой структуре полеводства
Г) систематически обрабатываемые угодья, используемые под посевы.
Д) ведущая отрасль агропромышленного комплекса.
Е) совокупность связанных между собой отраслей экономики, обеспечивающих воспроизводство сырья в соответствии с потребностями общества.
Ж) личные подсобные хозяйства, коллективные сады и огороды, дачные участки.
З) юридическое лицо (самостоятельная организация, обладающая имущественными и другими гражданскими правами и обязанностями) с видом деятельности в С/Х.
И) означает земля, земледелие, землепользование.
К) признается семейно- трудовое объединение лиц, неразрывно связано с С/Х
3 группа - Задание №4
1.Составьте круговую диаграмму, «Структура сельскохозяйственных угодий» (78,6 млн. га)
цвет
угодья
Желтый
Пастбища
69,03
Зеленый
Пашни
27,16
Коричневый
Сенокосы и залежи
3,71
Синий
Многолетние насаждения
0,1
IV .Закрепление проводится по группам
1 группа - Тест по теме «Земледелие»
В каком регионе Казахстана выращивают рис?
А. Карагандинская область Б. Кызылординская область
В. ЮКО Г. Жамбылская область
На какой территории не растет пшеница?
А. Актюбинская область Б. Акмолинская область
В. Костанайская область Г. Атырауская область
Какой регион наиболее благоприятен для выращивания хлопчатника?
А. Карагандинская область Б. Мангистауская область
В. ЮКО Г. Жамбылская область
Какие из перечисленных культур растут в СК?
А. Соя, табак, подсолнечник Б. Пшеница, рожь, картофель
В. Бахчевые, картофель, томаты Г. Кукуруза, рис, горчица
В каком из перечисленных регионов развито бахчеводство?
А. Алматинская область Б. Атырауская область
В. Актюбинская область Г. Карагандинская область
2 группа - Вопросы по теме «Земледелие»
а) На каких почвах лучше выращивать пшеницу?
б) Для чего,главным образом, используется ячмень?
в) Назовите основной район выращивания риса?
г) Каковы условия выращивания картофеля?
д) Где выращивается большая часть овощей в нашей стране?
3 группа Задание№1 Совместите районы Казахстана и сельскохозяйственные культуры, по выращиванию которых они лидируют.
А
СЕВЕР
Б
ВОСТОК
В
ЮГ
Г
ЗАПАД
А
Просо
Б
Яровая пшеница, картофель
В
Подсолнечник, озимая рожь
Г
Сахарная свекла, хлопчатник
Фронтальный Заполните пропуски в предложениях
1. Главная «картофельная грядка» страны - ... область. (Алматинская)
2. ... - «витаминный цех страны».(юг страны)
3. «Белое золото» страны выращивают на... Казахстана в... области.(ЮКО)
4. Пшеничный пояс Казахстана - это главным образом... области. (СКО, КО, Акмолинская обл)
Сафлор -
Сою-
Лен- кудряш - масличная культура
Рапс -
Горчица - горчицы
Сафлор - масличная и красильная культура которуюначали возделывать с начала независимости в ЮКО, так как эта культура неприхотливая, засухоустойчивая и экономически оправдывает себя при довольно низкой урожайности.Сафлор выращивают в ЮКО, Жамбылской и Алматинской областях.
Сою- масличная культура возделывают только в Алматинской области на орошаемых землях.
Лен- кудряш - масличная культурасеют в зоне обыкновенных черноземов, южных черноземов, и даже на темно-каштановых почвах СКО. Это объясняется тем, что лен более засухоустойчивая, менее требовательная культура к технологии возделывания.
Рапс - масличная культура, высевают в основном в северном регионе, в зоне обыкновенных черноземов, то есть в двух областях: СКО и на севере Костанайской области.
Горчица - масличного культура, используется как зеленое удобрение, кормовая и медоносная культура и как острая приправа. Она засухоустойчива, не требовательна к почве.Значительные площади горчицы находятся главным образом в Западно-Казахстанской области
Сафлор - масличная и красильная культура которуюначали возделывать с начала независимости в ЮКО, так как эта культура неприхотливая, засухоустойчивая и экономически оправдывает себя при довольно низкой урожайности.Сафлор выращивают в ЮКО, Жамбылской и Алматинской областях.
Сою- масличная культура возделывают только в Алматинской области на орошаемых землях.
Лен- кудряш - масличная культурасеют в зоне обыкновенных черноземов, южных черноземов, и даже на темно-каштановых почвах СКО. Это объясняется тем, что лен более засухоустойчивая, менее требовательная культура к технологии возделывания.
Рапс - масличная культура, высевают в основном в северном регионе, в зоне обыкновенных черноземов, то есть в двух областях: СКО и на севере Костанайской области.
Горчица - масличного культура, используется как зеленое удобрение, кормовая и медоносная культура и как острая приправа. Она засухоустойчива, не требовательна к почве.Значительные площади горчицы находятся главным образом в Западно-Казахстанской области
Сафлор - масличная и красильная культура которуюначали возделывать с начала независимости в ЮКО, так как эта культура неприхотливая, засухоустойчивая и экономически оправдывает себя при довольно низкой урожайности.Сафлор выращивают в ЮКО, Жамбылской и Алматинской областях.
Сою- масличная культура возделывают только в Алматинской области на орошаемых землях.
Лен- кудряш - масличная культурасеют в зоне обыкновенных черноземов, южных черноземов, и даже на темно-каштановых почвах СКО. Это объясняется тем, что лен более засухоустойчивая, менее требовательная культура к технологии возделывания.
Рапс - масличная культура, высевают в основном в северном регионе, в зоне обыкновенных черноземов, то есть в двух областях: СКО и на севере Костанайской области.
Горчица - масличного культура, используется как зеленое удобрение, кормовая и медоносная культура и как острая приправа. Она засухоустойчива, не требовательна к почве.Значительные площади горчицы находятся главным образом в Западно-Казахстанской области
Суди себя сам. Это самое трудное. Себя судить куда труднее, чем других. Если ты сумеешь правильно судить себя, значит, ты поистине мудр.
А.де Сент-Экзюпери
Тип урока: комбинированный
Цель
— формирование целостной картины мира и осознание ме-ста в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми и природой;
Проблема: что такое растениеводство?
Задачи: познакомить с растениеводством как отраслью с/х.
Предметные результаты
Научатся сравнивать культурные растения и описывать их по плану, объяснять, что такое растениеводство, для чего люди им занимаются.
Универсально учебные действия (УУД)
Регулятивные:
понимать учебную задачу и стараться её выполнить, действовать по плану.
Коммуникативные:
вступать в учебный диалог, соблюдая правила речевого этикета.
Формулировать выводы, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.
Основные понятия и определения
Зерновые культуры, кормовые культуры, прядильные культуры, отрасль, растениеводство.
Подготовка к усвоению нового материала
Узнаем, что такое растениеводство, для чего люди им занимаются. Будем учиться сравнивать культурные растения и описывать их по плану.
Вспомни, какие растения называют культурны-ми. Приведи примеры таких растений. Какие работы по выращиванию растений проводятся в разные времена года? Какие ты знаешь сельско-хозяйственные профессии?
Изучение нового материала
Растениеводство
Сельское хозяйство — это составная часть, или отрасль, экономики. Частью (отраслью) сельско-го хозяйства является растениеводство — выра-щивание культурных растений.
Люди занимаются растениеводством прежде всего для того, чтобы получать продукты пита-ния. Например, чтобы на нашем столе всегда был хлеб, растениеводы выращивают зерновые культуры — пшеницу, рожь и др.
Пшеница бывает озимая и яровая. Озимую пшеницу хлеборобы сеют осенью. Молодые рас-тения зимуют под снегом, а весной продолжа-ют развиваться. Яровую пшеницу сеют весной. В конце лета созревает сначала озимая пшени-ца, а потом яровая.
Рожь в нашей стране выращивают в основном озимую, а в районах с суровой зимой — яровую.
Люди занимаются растениеводством не только для того, чтобы получать продукты питания, но и для того, чтобы обеспечить кормами домаш-них животных. Для этого выращивают кормовые культуры — тимофеевку, клевер, люцерну, кормо-вую свёклу.
Для другой цели выращивают прядильные культуры — хлопчатник и лён. Из этих растений на специальных промышленных предприятиях по-лучают волокно. Из волокна делают нити, а из нитей ткут ткани.
Труд растениеводов
Люди многих профессий работают в растение-водстве. Это хлеборобы, овощеводы, садоводы, хлопкоробы. Они хорошо знают, когда нужно сеять то или иное растение, как за ним ухажи-вать, когда собирать урожай. Они умеют по внешнему виду растения определить, здоровое оно или больное, знают, как его лечить. Расте-ниеводы знакомы с современной техникой. Но часть работ они выполняют вручную, а для это-го нужны и сила, и ловкость, и терпение. Только тот, кто любит растения, землю, может быть хорошим растениеводом.
Уборка кормовой свёклы Уборка хлопка
Осмысление и понимание полученных знаний
Практическая работа
Рассмотрите предложенные вам культурные растения. Сравните их между собой: найдите черты сходства и различия. Составьте (устно) описание каждого растения по плану:
1.Как называется растение?
2.К какой группе относится (дерево, кустарник, травянистое растение)?
3.Где его выращивают (в поле, в огороде, в саду)?
4.Какие части ты видишь у растения? Как они выглядят?
5.Как человек использует это растение?
Подумай, для чего люди занимаются расте-ниеводством. Прочитай текст и самостоятельно дополни его. Проверь себя на «Страничках для самопроверки».
Вывод
Растениеводство — это выращивание культур-ных растений. Их выращивают для разных целей: например, чтобы получать продукты питания, корма для животных, материал для промышленности.
Самостоятельное применение знаний
Проверь себя
Что такое растениеводство? 2. Для чего люди занимаются растениеводством? 3. На какие группы делят культурные растения? 4. Что ты знаешь о профессиях в растениеводстве?
Задания для домашней работы
1.Запиши в словарик: отрасль, растение-водство
2.Проведи исследование, какие продукты рас-тениеводства ты используешь в пищу в течение дня. Запиши в рабочую тетрадь
3.Если кто-нибудь из твоих родных или зна-комых трудится в растениеводстве, расспроси его о работе. Приготовься рассказать об этом в классе
Растениеводство 3 класс
Технологии производства овощей
Овощеводство одно из основных направлений сельскохозяйственной фирмы
Выращивание пшеницы
Мария Пивень
Конспект урока по природоведению в 3 классе на тему «Растениеводство»
Тема урока : «Растениеводство » .
Цели урока :
1. Образовательные : сформировать представление учащихся о растениеводстве . Познакомить с отраслями растениеводства . Расширить знания о растениях .
2. Развивающие : развивать познавательный интерес. Формировать общеучебные умения и навыки : сравнение, обобщение, способность делать выводы. Использовать свои наблюдения в практической деятельности.
3. Воспитательные : воспитывать бережное отношение к природе , к хлебу. Формировать коммуникативные умения при работе в коллективе.
Оборудование для учителя : учебник (А. А. Плешаков «Мир вокруг нас» часть 2, класс 3 , иллюстрации пшеницы, ржи, овса, ячмень, кукуруза, хлеба, картофеля, льна, клевера, тимофеевке; напечатанные название темы, слов растениеводство , озимая пшеница, яровая пшеница; напечатанные вопросы : и «Что такое растениеводство ?» ; напечатанные культуры : зерновые культуры, кормовые, прядильные культуры; раздаточный материал : тест (заполнение таблицы) и текст про «Хлеб» .
Оборудование для учащихся : учебник (А. А. Плешаков «Мир вокруг нас» часть 2, класс 3 , пенал, тетрадь.
Орг. момент.
Здравствуйте, ребята. Проверьте свою готовность к уроку , у вас на партах должны лежать : учебник, пенал и распечатки которые я вам раздала.
У кого чего-то не хватает на парте, поднимите руку.
Ребята проверяют свою готовность к уроку . Если чего-то у них не хватает, я стараюсь им помочь, даю не обходимые и недостающие вещи.
II этап Повторение пройденного материала
(повторите-
льно-обобщающая беседа) Ребята, сегодня мы с вами отправимся в путешествие по удивительному миру растений , но для этого нам с вами надо вспомнить, на какие группы делятся все растения .
Как называются растения , которые растут в лесу , на лугах?
А как называют растения , которые растут у нас в огородах ?
А почему вы так думаете?
Правильно, молодцы.
Дикорастущие .
Они растут сами , их никто не сажал, за ними не ухаживают.
Культурные.
Потому что их посадил человек, и он ухаживает за ними.
Работа над новым материалом :
1. Объявление темы и цели урока
2. Работа с учебником.
(чтение правила)
3. Рассказ учителя.
4. Беседа учителя
5. Комментиро-
анное чтение текста учебника.
6. Физминутка.
7. Беседа.
8. Комментиро-
ванное чтение дополнительного
9. Рассказ учителя.
10. Работа с учебником и ответы на вопросы.
11. Рассказ учителя и работа с учебником.
Вот именно о культурных растениях сегодня и пойдет речь на уроке . Тема нашего урока – «Растениеводство » . Ребята посмотрите внимательно на вторую часть слова «водство» .
Как вы думаете, что это значит?
Правильно, давайте теперь откроем учебник на странице 53 и прочитаем, что же такое растениеводство .
Сегодня мы узнаем, как появились культурные растения , какие сорта культурных растений выращивает человек , познакомимся с культурными растениями растениеводства .
Давайте мы с вами перенесемся на несколько веков назад, к нашим предкам. Вы помните основные занятия первобытных людей?
Верно! Успех охоты и собирательства во многом зависел от капризов природы : то лесной пожар погубит деревья со съедобными плодами и прогонит зверей, то засуха уничтожит траву, которая давала людям зерна и корешки. И вот однажды, женщины заметили, что в том месте, где обычно на каменном терке перетирали зерна, выросли колоски с такими же зернами. Они догадались, что это проросли случайно рассыпанные зернышки. Попробовали специально рассыпать зерна – получилось, да еще как : где упало зерно, вырос колосок, а то и несколько. Теперь уже можно было выращивать зерна рядом с домом, а не бродить в поисках по лесам и лугам.
Шли годы, развивался человек, все разнообразней становились растения , которые он выращивал.
Он не просто выращивал растения около своего дома , а отбирал лучшие, сохранял и размножал их, пока они не приобрели свойства необходимые человеку.
Так вот, за разведением культурных растений и их выращиванием и отвечает растениеводство .
А теперь мы с вами поговорим о главных культурах растениеводства , которые выращивает человек.
На первом месте идут зерновые культуры.
Ребята, какие зерновые культуры вы знаете (иллюстрации на доске) .
Молодцы, правильно.
А теперь откройте учебники на странице 53 и посмотрим, что же говорит автор, о зерновых культурах.
Я вижу вы не много устали, давайте встанем из-за парт.
Повторяйте за мной, руки вверх подняли, потянулись, а теперь руки стороны, опустили, нагнулись, потянулись. И еще разок.
А теперь тихонько сели. И продолжим наше занятие.
Хорошо, правильно.
Ребята, а как вы думаете, для чего выращивают зерновые культуры?
Молодцы, правильно.
А вы задумывались над тем, каким большим трудом дается хлеб человеку. Оказывается это очень сложный и долгий процесс.
А кто ни будь из вас, знает, как хлеб на стол к нам пришел?
Возьмите листовки, которые у вас лежат на партах, и давайте вместе узнаем это.
А после вам нужно будет ответить на вопрос, когда был испечен первый хлеб и как люди это научились делать?
Молодцы, хорошо.
Теперь ответим на вопрос : «Когда был испечен первый хлеб и как люди это научились делать?»
Правильно, молодцы.
А теперь ребята мы с вами рассмотрим еще одну очень важную культуру, которую вы все знаете – это картофель. Клубни картофеля люди используют в пищу. А на заводах из картофеля получают крахмал. Картофель появился в Европе в 16 веке. Его привезли из Южной Америки испанские моряки. Вернувшись, домой, моряки рассказывали, что жители тех мест – индейцы собирали дикий картофель, ночью замораживали его, на солнце высушивали и готовили блюдо, которое называлось «Чуньё» . В России картофель появился позднее, в конце 17 века, предполагают, что Петр I сам отправил мешок картофеля из Голландии в Россию. Сейчас картофель выращивают даже за Полярным кругом.
Ребята, а теперь откройте страницу 56, в вашем учебнике, и давайте прочитаем, что еще выращивают растениеводы .
Как вы думаете, зачем растениеводы выращивают все эти культуры?
Молодцы, хорошо.
Ребята, оказывается, есть такие культурные растения , которые служат для другой цели, такими растениями являются прядильные культуры.
Давайте посмотри, что об этом нам говорит автор учебника, на странице 57.
Молодцы, хорошо.
А теперь рассмотрите внимательно рисунки на странице 54 и 55 и найдите среди растений зерновые культуры , кормовые культуры, прядильные культуры и назовите их.
Молодцы, вы все правильно нашли. Тема вывешивается на доску.
Вести, водить, разводить.
Ребята читают текст на стр. 53.
Охота и собирательство.
Пшеница, рожь, овес, ячмень, кукуруза и т. д.
Один ученик читает.
Из пшеницы и ржи получают муку и пекут хлеб.
Приложение 1.
Вопрос на доске.
Иллюстрация хлеба на доске.
Ребята читают по цепочке.
В древние века, ответы детей.
Ребята читают по цепочке.
Они их выращивают, так как мы их используем в пищу. А так же служат кормом для животных.
Два ребенка читают текст.
Ребята рассматривают иллюстрации и отвечают.
IV Этап закрепление материала
(самостоятельная работа) Итак, мы поговорили обо всех культурах растениеводства . А теперь посмотрим, как внимательно вы слушали. У вас на партах лежат листовки с табличкой, которая состоит из двух колонок, вам необходимо ее заполнить. На листе напишите свою фамилию и имя.
Кто подпишет, может приступать к работе.
Кто написал, покажите свою готовность, поднимите голову и положите руки перед собой.
Передаем листочки с последних парт. Ребята выполняют задания.
(См. приложение 2)
Итог урока Молодцы ребята ! А теперь скажите, о чем вы узнали сегодня на уроке ?
Что такое растениеводство ?
Какие растения люди выращивают для получения продуктов питания, а какие на корм животным?
Какое новое открытие вы для себя сделали?
Молодцы ребята, вы все сегодня очень хорошо работали.
Дома еще раз прочитайте в учебнике о том, что такое растениеводство .
На этом наш урок окончен , спасибо за внимание.
Ответы ребят :
О растение-водстве и т . д.
Растениеводство – это выращивание культурных растений .
Люди выращивают овощи, фрукты, злаки – в пищу, а для животных – клевер, тимофеевку и т. д.
Резерв. Ребята, откроем учебник на странице 54-55 и сделаем практическую работу по плану указанному в учебнике, вы можете работать в парах или по одному.
Рассказ про лен.