Представители разных школ объективного идеализма указывали на различные причины возникновения и развития действительности. Религиозные философы ставили в центр мира Бога или божественное начало. Другие мыслители назвали первопричиной всего мировую волю. Немецкий философ Гегель, наиболее последовательно и полно разработавший свою теорию идеализма, считал, что первооснова действительности – абсолютный дух.
Начало объективному идеализму было положено греческими философами Пифагором и Платоном. Они и их прямые последователи не отрицали существования материального мира, но полагали, что он подчиняется принципам и законам мира идеального. Материальная, предметная действительность объявлялась отражением процессов, которые происходили во всеобъемлющем царстве идеального. Все многообразие вещей порождено идеальным началом, считал Платон. Предметы и телесные формы преходящи, они возникают и гибнут. Неизменной остается только идея, вечная и неизменная.
Представлен объективный идеализм и в религиозно-философских воззрениях древних индийцев. Восточные философы считали материю лишь покрывалом, под которым спрятано божественное первоначало. Эти взгляды в яркой и образной форме нашли отражение в религиозных книгах индийцев, в частности в «Упанишадах».
Дальнейшее развитие объективного идеализма
Значительно позже концепции объективного идеализма разрабатывали европейские философы Лейбниц, Шеллинг и Гегель. В частности, Шеллинг в своих работах уже опирался на данные естественных наук, рассматривая происходящие в мире процессы в динамике. Но, будучи приверженцем объективного идеализма, философ стремился одухотворять всю материю.
Великий немецкий философ Гегель внес наиболее весомый вклад не только в развитие идеализма, но и в становление диалектического метода. Гегель признавал, что абсолютный дух, который философ поставил на место Бога, первичен по отношению . Материи мыслитель второстепенную роль, подчиняя ее идеальным формам бытия.
Наиболее ярко позиция объективного идеализма отразилась в трудах Гегеля «Философия природы» и «Наука логики». Абсолютный дух мыслитель наделяет всеми атрибутами божественного начала, придавая ему также свойство бесконечного развития. Описывая законы развития духа, Гегель опирался на понятие противоречия, которое в его концепции принимало вид движущей силы развития идеального первоначала.
Суть онтологической проблемы заключается, прежде всего, в ответе на вопрос о сущности бытия (реальности, действительности).
С глубокой древности в философии было выделено два типа реальности : материальная и духовная (нематериальная) К материальной реальности (иные ее названия – объективная реальность, материя, природа и т.п.) относили все, что находится вне нашего сознания, во внешнем материальном мире. К духовной реальности (другие названия: идеальная реальность, сознание, душа и пр.) причисляли содержание нашего внутреннего мира (наши ощущения, мысли, желания и пр.).
Вопрос о соотношении этих двух реальностей («что первично: дух или материя?) оказался настолько важен, что получил название «основного вопроса философии» (Ф.Энгельс). Вопрос об онтологической «первичности» или «вторичности» духовного и материального означает: что является первоосновой, причиной, а что – следствием, порожденным и обусловленным этой причиной?
Сложность онтологической проблемы заключается в том, что явления духовной реальности даны нам непосредственно. Мы осознаем свои мысли, чувства, желания без помощи органов чувств или каких либо приборов. А процессы и явления внешнего мира (объективной реальности) известны нам только благодаря нашим ощущениям и восприятиям, которые сами по себе являются частью нашего сознания. Закономерно возникает вопрос: обладают ли окружающие нас предметы самостоятельным существованием или внешний мир есть порождение нашего сознания (то есть, опять: что первично?).
На этот вопрос возможны три принципиально различных ответа, породившие три основных онтологических направления в философии:
1) материализм: внешний мир, окружающая нас действительность представляют собой объективную реальность, существующую независимо от сознания: наша Вселенная, природа сформировались естественным путем задолго до появления человека и могут существовать без него;
2) субъективный идеализм: внешний мир существует только благодаря нашему субъективному сознанию и является продуктом его деятельности, иллюзией;
3) объективный идеализм: как внешний мир, так и человеческое сознание не являются самостоятельно существующими реальностями. Они - порождение какой-то иной, «третьей» реальности – высшего духовного первоначала (мирового разума, мировой идеи, Бога и т.п.).
Субъективных и объективных идеалистов объединяет то, что они кладут в основу бытия духовное начало : субъективные идеалисты - человеческий разум, объективные идеалисты - сверхчеловеческий разум. Поэтому их учения можно рассматривать как две ветви одного направления – идеализма.
Субъективный идеализм составляет мировоззренческую основу подавляющего большинства индийских религиозно-философских концепций, полагающих, что внешний мир – это «майя» (в переводе с санскрита – иллюзия). В западноевропейской философии родоначальником субъективного идеализма считается английский мыслитель Джордж Беркли (1685 – 1753), трактующий предметы внешнего мира как «комплексы ощущений». Последовательно проведенная логика субъективного идеализма может привести к солипсизму (лат. solus – единственный, ipse – сам) – парадоксальному выводу о том, что не только мир, но и другие люди являются порождением сознания одного-единственного существующего мыслящего субъекта. Поэтому философы данного направления обычно допускали существование сверхиндивидуального, божественного сознания как источника наших ощущений.
Объективный идеализм допускает существование некой высшей духовной реальности, порождающей все существующее. К этому типу идеализма относились подавляющее число философов-идеалистов западноевропейской культуры. Наиболее крупными представителями объективного идеализма были: древнегреческий мыслитель Платон (427 -347гг. до н.э.), немецкий философ Г.Гегель (1770 – 1831). На позициях объективного идеализма стоят и различные религиозно-философские школы. Одним из наиболее влиятельных религиозных объективно-идеалистических течений нашего времени является неотомизм – официальная католическая философия, родоначальником которой был средневековый теолог и философ Фома Аквинский (1225 – 1274).
Материализм является достаточно целостным направлением в философии, поскольку всех материалистов объединяет убеждение в том, что окружающий нас мир, природа - совокупность естественных материальных процессов . Что касается человеческого сознания, то оно, с точки зрения материалистов, представляет собой продукт работы мозга (высокоорганизованной материи), отражение внешнего материального мира; и в этом смысле сознание - производно, зависимо от материи.
Несмотря на идейную целостность материализма как онтологического учения, в истории философии существовало несколько его разновидностей.
Исторические формы материализма:
Древний материализм ; его часто называют «наивным» или «стихийным», так как в нем материалистический взгляд на мир представлялся чем-то само собой разумеющимся; теоретическое обоснование его, в силу неразвитости науки, почти отсутствовало. Материалисты древности опирались, главным образом, на житейские наблюдения, здравый смысл и обыденный опыт людей. Выдающимися философами-материалистами этого типа были древнегреческие мыслители: Фалес (ок.652 – ок.547 гг. до н.э.), Гераклит Эфесский (ок.520 – ок.460 гг. до н.э.), Демокрит (ок.460 – ок.370 гг. до н.э.).
«Механистический» материализм Нового времени. Название обусловлено тем, что философы-материалисты этой эпохи стремились опираться в своих выводах на механику, которая занимала лидирующее положение в науке XVII-XVIII вв. Поэтому среди мыслителей сложилось убеждение, что научное объяснение мира (человека, природы и общества) возможно только при помощи законов и принципов механики. Наиболее крупными представителями этой формы материализма были: Д.Дидро (1713 – 1784), П.Гольбах (1723 – 1789) и другие французские просветители XVIII века.
«Вульгарный» материализм (лат. vulgaris – простой, обыкновенный), основатели которого немецкие мыслители, врачи-физиологи XIX века (Бюхнер, Фохт, Молешотт) упрощали проблему сущности сознания, сводили все мыслительные процессы к их физиологической основе. Они считали, что мозг так же выделяет мысль, как, например, печень – желчь; полагали, что содержание наших мыслей зависит от химического состава пищи, объясняя, например, рабство колониальных народов употреблением преимущественно растительных продуктов.
Антропологический материализм – специфическая разновидность материализма, которую разработал в XIX веке представитель немецкой классической философии Л.Фейербах (1804 – 1872), рассматривавший человека как центральную философскую проблему и одновременно исходный пункт своей материалистической философии.
Диалектический материализм – философия, которую разработали немецкие мыслители К.Маркс (1818 – 1883), Ф.Энгельс (1820 – 1895) и их последователи. Особенностью этой формы материализма было, во-первых, соединение материализма с диалектикой – методологией познания, требующей изучать явления в их изменчивости, противоречивости и взаимосвязи и, во-вторых, распространение идей диалектического материализма на область общественных явлений и исторический процесс («исторический материализм» ).
Необходимо отметить, что хотя материализм и идеализм как противоположные онтологические учения возникли более двух с половиной тысячелетий назад, термины для их обозначения лишь в начале XVII века ввел в употребление немецкий мыслитель Г.Лейбниц (1646-1716).
Философские термины «материализм» и «идеализм» не следует путать с такими же словами, употребляемыми в повседневных рассуждениях на нравственные темы. В обыденном языке идеалистом называют человека бескорыстного, стремящегося к возвышенным целям, высоким идеалам, а материалистом - личность противоположного типа. Смешение философских и обыденных терминов нередко использовалось философами-идеалистами для дискредитации философского материализма как онтологического учения.
Помимо материализма и идеализма как основных онтологических направлений в философии, существуют и другие онтологические концепции – пантеизм, дуализм , плюрализм.
Пантеизм (греч. pan – все, theos – бог) – учение в котором материя (природа) и дух (бог) понимаются как две стороны единой субстанции. Термин «пантеист» ввел английский философ Дж.Толанд в 1705г., а термин «пантеизм» - его идейный противник нидерландский теолог Й.Фай (в 1709г.). Если Бог трактуется как безличный дух, растворенный в природе, слитый с ней, то можно говорить о «материалистическом пантеизме» (не случайно католическая церковь в эпоху Возрождении назвала пантеизм «материалистической ересью»). Наиболее крупными представителями такого пантеизма были Дж.Бруно (1548 – 1600) и Б.Спиноза (1632 – 1677). От пантеизма следует отличать близкий ему по смыслу панентеизм («все в боге») – учение, согласно которому не Бог «растворен» в природе, а наоборот: мир пребывает в Боге как основе и творце мироздания. Термин «панентеизм» был введен немецким философом-идеалистом К.Краузе (1781-18320), для названия своей концепции, по которой мир – создание Бога и, одновременно, способ его проявления; мир покоится в Боге, но не сливается с ним полностью и т.п. Не составляет труда заметить идейную близость этого типа онтологии к объективному идеализму. Элементы панентеизма усматривают в философии Г.Гегеля и в ряде других религиозно-идеалистических учений.
Для материализма, идеализма и пантеизма (панентеизма) общим является признание в мире только одной субстанции , одной первоосновы всех многообразных явлений действительности. Такой тип онтологии в философии получил название «монизм» (греч. monos – один, единственный). Философский монизм в решении проблемы количества субстанций в мире противостоит дуализму и плюрализму.
Дуализм (лат.dualis – двойственный) утверждает, что материя и дух – это две равноправные, не сводимые друг к другу и независимые друг от друга субстанции. Термин был введен немецким философом Х.Вольфом (1679-1754). На позициях философского онтологического дуализма стоял видный мыслитель Нового времени Р.Декарт (1596 – 1650).
Однако, понятие «дуализм» применяют не только в онтологии, но и в других учениях, утверждающих равноправие двух противоположных начал (напр., добро и зло, Бог и Дьявол в средневековых дуалистических ересях), а также для обозначения двойственности, непоследовательности мыслителя в решении какого-либо вопроса. Так, в частности, можно говорить о гносеологическом дуализме И.Канта, допускающего познание феноменального мира («мира явлений») и одновременно отрицающего возможность познания их сущности («вещи-в-себе»).
Плюрализм (лат. pluralis – множественный) - философская позиция, согласно которой в основе мироздания лежат несколько независимых друг от друга начал (субстанций). Термин был также введен Х.Вольфом. Проявление плюралистического подхода в онтологии можно усмотреть уже в древних материалистических концепциях «четырех стихий» (напр., древнеиндийской школы чарваков, древнегреческого философа Эмпедокла). Идеалистический вариант плюрализма в новоевропейской философии разработал немецкий мыслитель Г.Лейбниц (1646-1716). В работе «Монадология» (1714) он представил реальный мир как совокупность бесчисленного количества духовных субстанций - «монад» - неделимых единиц бытия.
Сегодня термин «плюрализм» широко применяется в социально-политическом познании, как один из фундаментальных принципов устройства правового общества (плюрализм мнений, политический, экономический, культурный плюрализм и пр.).
Из вышеизложенного следует, что, несмотря на множественность онтологических теорий, большинство из них имеют либо материалистическую, либо идеалистическую направленность, что и позволяет считать именно материализм и идеализм базовыми концепциями онтологии.
1.5.2 Гносеологическая проблематика: агностицизм,
Что будем делать с полученным материалом:
Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:
Твитнуть |
Все темы данного раздела:
Основы философии
Учебное пособие
Санкт-Петербург
УДК 1(075.8)
Селиверстова Н.А. Основы философии: Учебное пособие / Н.А. Селиверстова; п
Предмет философии
Философия – «любовь к мудрости» (от греч. phileo – люблю, sophia – мудрость) – возникла в VI веке до н.э. в Древней Индии, Древнем Китае и Древней Греции, - там, где в силу ряда со
Специфика философского мировоззрения
Мировоззрение – это система взглядов на мир в целом и на место в нем человека.Мировоззрение представляет собой самое общее понимание действительности и связано с ответами на такие
Структура философского знания
В ходе развития философии в ней исторически складываются различные области исследований, каждая из которых охватывает определенные проблемы. Со временем эти области исследований превратились в разд
Мировоззренческая функция
Под мировоззрением, как уже отмечалось, понимается система взглядов на мир как единое целое и место в нем человека. Мировоззрение людей складывается под влиянием различных факторов: образования, во
Методологическая функция
Метод – это способ действия. Совокупность методов проведения какой-либо работы называют методикой, а знания о методах и методиках – методологией.
В каждой сфере человеческ
И типы философских концепций
Вся история философии представляет собой столкновение различных точек зрения, взглядов, концепций. Едва ли найдется такая философская проблема, вокруг которой не разгорались бы споры между мыслител
Сенсуализм, рационализм и иррационализм
Основной гносеологической проблемой является вопрос о познаваемости мира, то есть, может ли человек в своих знаниях постичь сущность предметов и явлений действительности? Ответ на этот вопрос разде
Вопросы для самоконтроля
1) Что такое философия и что является предметом ее изучения?
2) Какова структура философского знания? Перечислите основные философские науки.
3) Чем философское мировоззрение отли
Философские концепции Древнего Востока
Древнейшими очагами мировой цивилизации являются Вавилон и Египет, в культуре которых можно найти мифологические, религиозные и зачаточные естественнонаучные установки. Но говорить
Специфика древневосточной философии
Восточная философия по целому ряду параметров отличается от западной, что сегодня проявляется в существовании двух принципиально различных типах культурно-цивилизационного развития (Восточной и Зап
Философия Древней Индии
Теоретической основой древнеиндийской философии являются Веды – сборники религиозных и предфилософских текстов, уходящих своими корнями во второе тысячелетие до н.э
Философия Древнего Китая
Культурная история Китая восходит к рубежу III–II тыс. до н.э., а возникновение древнекитайской философии относят к VII–VI вв. до н.э. В этот период распространяются идеи натурфилософского характер
Конфуцианство
Конфуцианствосыграло исключительно важную роль, как в истории китайской культуры, так и в социально-политической истории Китая. На протяжении более чем двух тысячелетий (с рубежа I
Даосизм
Даосизм,наряду с этико-политическим учением конфуцианства и пришедшим из Индии буддизмом, составляет так называемую «триаду учений», которые лежали в основе духовной культуры Китая
Моизм и легизм
Конфуцианство и даосизм – самые влиятельные философские школы Древнего Китая, но не единственные. Так, в V в. до н.э. достаточно популярным стало учение, разработанное Мо-цзы и получившее название
Истоки и специфика античной философии
Античной философией (лат. antiquus – древний) называют философские учения, которые развивались в древнегреческом, а затем древнеримском обществе с конца YII в. до н.э. до начала VI в. н.э. (Официал
Ранняя греческая философия (досократические школы)
Греческая философия первоначально развивалась не на территории материковой Греции, а на Востоке – в ионийских городах Малой Азии (Милет и Эфес) и на Западе – в греческих колониях Южной Италии и Сиц
Античный атомизм
Древнегреческий атомизм – вершина развития материализма в античной философии. Его трудно отнести к какому-либо одному периоду, поскольку в разработке атомистического учения принимал
Софисты, Сократ, Платон, Аристотель
В V веке до н.э. развитие античной философии перемещается с колониальных окраин в материковую Грецию, что было обусловлено, прежде всего, расцветом Афинского полиса. Афины превратились в крупнейший
И неоплатонизм (III в. до н.э. -VI вв. н.э.)
Эллинизм(греч. Hellen –эллин, грек; этот термин был введен в употребление в конце XIX в.) – период в истории античной цивилизации (III - I вв. до н.э.), начавшийся
Истоки и специфика средневековой философии
Средневековая европейская философия - продолжительный этап в истории философии, охватывающий период с II в. по XIV в. н.э. включительно. Она появилась и развивалась как религиозная христианская фил
Патристика. Августин Аврелий
Патристика (лат. patres – отцы) термин, обозначающий совокупность религиозно-философских учений так называемых «отцов церкви» - христианских мыслителей II – VIII вв., имевших главн
Средневековая схоластика. Фома Аквинский
Схоластика (греч. scholastikos – ученый, школьный) – этап в развитии христианской философии VIII –XIV вв., когда основные религиозные догматы были уже сформулирова
И философии
Эпоха Возрождения (франц. Renaissance) XV –XVI вв. – один из наиболее ярких и плодотворных периодов в истории европейской философской мысли. Название эпохи связано с возрождением интереса к антично
И религиозно-философская мысль эпохи Возрождения
Гуманистическое мировоззрениекак характерная черта всей ренессансной культуры зародилось в Италии еще в эпоху позднего Средневековья, в XIV веке. К этому периоду относится творчест
Ренессансная натурфилософия и развитие естествознания
Как уже отмечалось, одной из основных доктрин эпохи Возрождении был пантеизм – деперсонализация Бога, представление о нем как о безличной силе, совпадающей с природой. Это кардинально меняло отноше
Новоевропейской философии
В истории Западной Европы Новое время – это XVII и XVIII вв. – период, когда произошло становление классической философии. К основным социокультурным предпосылкам формирования новоевропейской филос
Эмпиризм Ф. Бэкона и механистический материализм Т. Гоббса
Френсис Бэкон (1561 – 1626) – английский политический и общественный деятель, выдающийся ученый и философ первым сформулировал основные принципы, характерные для философии Нового в
Р.Декарт, Б.Спиноза, Г.Лейбниц
Рене Декарт (1596 – 1650) – выдающийся французский математик, физик, физиолог, центральная фигура философии XVII в. Основные сочинения – «Рассуждения о методе» (1637), «Начала фило
Дж.Локк, Дж.Беркли, Д.Юм
Ответной реакцией на декартовский рационализм и его учение о «врожденных идеях» стало появление в Англии сенсуализма – противоположного рационализму направления в гносеологии.Сенсуализм
Философия французского Просвещения XVIII в
Просвещение –чрезвычайно сложное и неоднозначное явление в культурной и общественной жизни целого ряда стран XVIII столетия (Франции, Германии, России, Америки). Термин «просвещени
Вопросы для самоконтроля
1) Назовите основные социокультурные предпосылки философии Нового времени. В чем её специфика?
2) В чем суть спора между рационализмом и сенсуализмом? Назовите основных представителей этих
Объективный идеализм и диалектика Г.Гегеля
Георг Вильгельм Фридрих Гегель(1770 - 1831) – крупнейший представитель немецкого классического идеализма, создатель систематизированной теории диалектики, автор многочисленных фило
Вопросы для самоконтроля
1) Почему в философском творчестве И.Канта выделяют два периода – «докритический» и «критический»?
2) Почему в учении Канта усматривают элементы агностицизма?
3) Ч
Философия марксизма
Марксистская философия – это целостная система философских, политических и экономических взглядов, разработанная в 40-70-х гг. XIX столетия немецкими мыслителями Карлом Марксом (1818 – 1883) и Фрид
Философия позитивизма
Позитивизм (лат.positivus – положительный) – одно из крупнейших направлений в философии ХIХ-ХХ вв., последователи которого обосновывали фундаментальное значение конкретного, основа
Философия прагматизма в США
Прагматизм (греч. pragma – дело, действие) – философская концепция, возникшая в США в 70-е годы Х1Х в. и оказавшая в ХХ в. сильное влияние на духовную жизнь страны. Основными предс
А.Шопенгауэр и Ф.Ницше
Философия жизни – одно из влиятельнейших направлений западной философской мысли второй половины ХIХ века. Центральным понятием в учениях представителей этого направления является п
Экзистенциализм
Основателем экзистенциализма - философии существования - считается датский писатель, теолог Сёрен Кьеркегор (1811 – 1855). Он ввел термин «экзистенция»
Философия психоанализа
Интерес к проблеме человека, к внутреннему миру личности нашел весьма своеобразное преломление в философии психоанализа, становление которой можно рассматривать как попытку найти выход из тупика, в
Этапы развития и специфика русской философии
Под русской философией понимают совокупность философских идей и теорий, которые возникли на территории Русского государства, то есть представляют собой интеллектуальное творчество на русском языке
Философские идеи в русской литературе ХIХ в
Одним из самых значительных явлений в интеллектуальной жизни России второй половины Х1Х века следует считать развитие философских идей в русской литературе (Л.Толстой, Ф.Достоевский), поэзии (Ф.Тют
Философия конца XIX - начала XX века. Русский космизм
Философия в России конца XIX - начала XX века – это не только русское, но и общемировое культурное явление. Её специфика – в принципиально иной системе ценностей, которая легла в основу рус
Советский период в развитии русской философии
Этот период на сегодняшний день мало изучен. Существование философии в СССР было возможно только в рамках марксистско-ленинской парадигмы (хотя, в это же самое время в русском зарубежье успешно раз
Учение о бытии
Онтология - (греч. ontos – сущее и logos – учение) – учение о бытии, как уже отмечалось, (см. 1.5.1) относится к числу фундаментальных концепций, от характера котор
Философское учение о материи
Понятие «материя» стало употребляться в качестве философской категории с глубокой древности для обозначения единого «первоначала», которое несотворимо и неуничтожимо, не зависит ни
Движение как атрибут бытия
Одной из важнейших проблем онтологии является вопрос о движении как бытия в целом, так и его частей. В философии под движением понимается всякое изменение, изменение вообще (переме
Пространство и время как атрибуты бытия
Учение о пространстве и времени относится к числу важнейших разделов онтологии, поскольку изучение любого явления предполагает его пространственно-временное описание (в частности, ответы на вопросы
Детерминизм и закономерность
Наряду с принципом развития важнейшим принципом диалектического понимания бытия является принцип всеобщей связи явлений, постулирующий универсальную взаимосвязь и взаимозависимость
По специфике детерминации законы делятся на динамические и статистические
Динамические закономерностихарактеризуют поведение изолированных объектов и позволяют установить точную связь между его состояниями, то есть, когда данное состояние системы однозна
Сознание как философская проблема
Учение о сознании связано с различными разделами философского знания: онтологический подход к сознанию включает в себя вопросы его соотношения с материей, сущности и структуры; гносеологический - с
Проблема возникновения сознания
Сознание – одно из основных понятий в философии, обозначающее высший уровень психической активности человека как социального существа. Сознание - это связанная с деятельност
Сознание и язык
Как уже отмечалось, сознание возникло и сформировалось в процессе трудовой деятельности людей как необходимое условие ее организации, регулирования и воспроизводства. Вместе с появлением со
Сущность и структура сознания
Проблема сущности сознания - одна из самых сложных в силу многоаспектности самого сознания, которое является базовым понятием не только в философии, но и в психологии, физиологии, социологии и друг
Гносеология
Задача познания самого познавательного процесса издавна составляет предмет философского анализа, ее решением занимается философская теория познания – гносеология. Как особый раздел философии гносео
Субъект и объект познания
Познание - это общественно-исторический процесс творческой деятельности людей, формирующий их знания, на основе которых возникают цели и мотивы чел
Чувственное и рациональное познание
Одной из важных задач в гносеологии всегда был анализ познавательных способностей человека, то есть, поиск ответа на вопрос: как человек получает знания о мире? Анализируя процесс познания, философ
Проблема истины. Роль практики в процессе познания
Изучая окружающий его мир, человек не просто получает знания, но и оценивает их. Оценка информации может проводиться по разным параметрам: например, ее актуальность, практическая полезность и пр. Н
Специфика научного познания
Наука – это особый вид познавательной деятельности, направленной на получение объективных, системно организованных и обоснованных знаний, а также совокупный результат этой деятельн
Структура научного познания
В повседневном употреблении термин «наука» чаще всего используется для обозначения отдельных отраслей научного знания. Анализируя науку в этом аспекте, ее можно структурировать (кла
Закономерности развития науки
В ходе своего развития наука не просто наращивает объем накопленного ею знания, но качественно изменяет его содержание: появляются новые науки, в рамках уже существующих наук возникают новые теории
Вопросы для самоконтроля
1) В чем специфика научного познания, его отличие от других видов познавательной деятельности человека?
2) Какова роль эмпирического уровня в научном познании? Перечислите
Философская антропология
Постижение человека – центральная проблема философии. Постановка ее содержится уже в словах Сократа: «Познай самого себя». Считается, что термин «антропология» (греч. anthropos – человек) ввел в уп
Биологическое и социальное в человеке
Наличие в человеке двух начал – биологического и социального – свидетельствует о противоречивости, антиномичности человеческого бытия.
С одной стороны, человек – создание природы
Основные факторы антропогенеза
Как возникла вышеобозначенная противоречивость человеческого бытия, как удалось человеку вырваться из животного состояния и подчинить свое природное бытие социальному?
Современная наука ут
Сущность человека и смысл его бытия в мире
Проблема сущности человека всегда занимала значительное место в истории философской мысли наряду с онтологической и гносеологической проблематикой. Она и по сей день остается актуальной как в теоре
Проблема свободы
Размышляя о смысле своего бытия и принимая решение реализации своих жизненных планов, человек не должен забывать о двух обстоятельствах:
- во-первых, о том, что его жизнь и
Основные подходы и концепции
Предметом изучения социальной философии является общество. Однако смысл этого термина настолько неопределенен, что в «Толковом словаре русского языка» приводится сразу шесть его значений (например,
К коэволюционному взаимодействию
Сточки зрения современной науки становление человеческого общества – длительный процесс, продолжавшийся несколько миллионов лет и завершившийся несколько десятков тысяч лет назад.
Основные сферы общественной жизни
Как уже отмечалось, общество – это системное образование. Как чрезвычайно сложное целое, как система, общество включает в себя подсистемы – «сферы общественной жизни» – понятие, введенное впервые К
Стадиальная и цивилизационная концепции
Представление о том, что в обществе происходят изменения, возникло ещё в глубокой древности, и было чисто оценочным: развитие общества воспринималось как простая последовательность событий. Только
Вопросы для самоконтроля
1) Чем отличается материалистический подход к анализу общественных явлений от идеалистического? Что такое «географический детерминизм?
2) Какую роль в развитии общества играют природные фа
Цикличность и линейность исторического развития
Философия истории (термин ввел Вольтер) представляет собой особый раздел философии, связанный с интерпретацией исторического процесса и исторического познания. Откуда мы и куда иде
Проблема социального прогресса
Общественный прогресс как тенденция исторического развития означает движение человечества вперед, от менее совершенных к более совершенным способам и формам жизнедеятельности. Обще
Перспективы современной цивилизации
Законы истории таковы, что предсказания будущего всегда сопряжены с неуверенностью и проблемами. Футурология – наука, предлагающая прогнозы будущего, - строит свои выводы, главным
Вопросы для самоконтроля
1) В чем принципиальное различие между линейной и циклической трактовками человеческой истории?
2) Перечислите основные концепции циклического и линейного развития общества.
3) В
Основных философских терминов
Абстрагировать (лат. abstrahere – отвлекать) – мысленно отвлекаться от каких-то свойств, отношений, выделяя существенные свойства для данного класса предметов, образовывая тем самы
Объективный и субъективный идеализм. Идеалистические системы в истории философии.
Идеализм – противоположное материализму направление в философии, утверждающее первичность духовного, идеального начала над материей, природой, веществом. Все идеалисты едины в том, что материальное не обладает самостоятельным, независимым от идеального первоначала бытием. Материя рассматривается как инобытие первичного духовного начала. Идеалисты полагают, что материя возникает лишь как отражение идеального начала или как результат его деятельности. Однако, когда встаёт вопрос о природе этого первичного идеального начала, среди идеалистов начинаются разногласия, разделившие идеализм на два направления: объективный идеализм и субъективный идеализм.
Объективным идеализмом считается учение, утверждающее, что мир является результатом деятельности существующего объективно (независимо от человеческого сознания) идеального первоначала. Для обозначения этого первоначала могут использоваться такие термины как «космический разум», «мировой дух», «абсолютная идея» и др. Мир возникает на одном из этапов развития этого идеального первоначала. Следует заметить, что объективный идеализм по своим исходным установкам близок к религиозному мировоззрению, где таким началом, создавшим всю реальность, признаётся Бог, которому не свойственна материальность. Условно объективно-идеалистические учения могут быть разделены на религиозные и нерелигиозные, но даже в нерелигиозных учениях объективного идеализма (Г. Гегель) сохраняется в скрытой форме связь с религиозным мировоззрением. Наиболее значительными представителями идеализма в истории философии были Платон, Аврелий Августин, Фома Аквинский, Г. Гегель, В. С. Соловьёв.
Субъективные идеалисты считают, что идеальным первоначалом, которому всё существующее обязано своим бытием, является сознание каждого человека (субъекта). Это приводит к отрицанию объективного характера всей реальности. Все объекты реальности существуют лишь в нашем сознании и творятся им, - полагают субъективные идеалисты. Последовательной формой субъективного идеализма является солипсизм (лат. solus ipse – только сам), утверждающий единственность существования воспринимающего субъекта. Всё остальное объявляется результатом деятельности, активности человеческого сознания. Ближе всего к солипсизму подходит философия Д. Беркли. В большинстве случаев в философии встречаются и получают распространение умеренные формы субъективного идеализма, не отрицающие напрямую существование внешней реальности. Субъективный идеализм основывается на действительной трудности достоверного доказательства независимых от чувственного восприятия субъекта объектов реальности. И. Кант называл это «скандалом в философии». Однако последовательный субъективный идеализм невозможно провести на практике, и в этом заключается доказательство его несостоятельности. Ведущими представителями субъективного идеализма были древнегреческие софисты и скептики (Протагор, Пиррон, Секст Эмпирик), Д. Беркли, Д. Юм, И. Кант, И. Фихте. В постклассической философии элементы субъективного идеализма широко распространены в позитивизме, прагматизме, экзистенциализме и других направлениях современной философии.
1] Необходимо чётко уяснить значение терминов «объективный» и «субъективный». Объективным мы называем существующее независимо от сознания человека; субъективное – зависящее от сознания человека, определяемое сознанием субъекта.
ОБЪЕКТИВНЫЙ ИДЕАЛИЗМ
ОБЪЕКТИВНЫЙ ИДЕАЛИЗМ
Философский энциклопедический словарь. - М.: Советская энциклопедия . Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов . 1983 .
Смотреть что такое "ОБЪЕКТИВНЫЙ ИДЕАЛИЗМ" в других словарях:
Объективный идеализм совокупное определение философских школ, подразумевающих существование независящей от воли и разума субъекта реальности внематериальной модальности. Объективный идеализм отрицает существование мира в виде совокупности… … Википедия
См. ИДЕАЛИЗМ ОБЪЕКТИВНЫЙ. Antinazi. Энциклопедия социологии, 2009 … Энциклопедия социологии
См. Идеализм … Большой Энциклопедический словарь
См. Идеализм. * * * ОБЪЕКТИВНЫЙ ИДЕАЛИЗМ ОБЪЕКТИВНЫЙ ИДЕАЛИЗМ, см. Идеализм (см. ИДЕАЛИЗМ) … Энциклопедический словарь
Одна из основных разновидностей идеализма; в отличие от субъективного идеализма (См. Субъективный идеализм), считает первоосновой мира некое всеобщее сверхиндивидуальное духовное начало («идея», «мировой разум» и т.п.). См. Идеализм …
Объективный идеализм в философии истории - идеологическая методология исторического процесса, в котором ведущая роль в историческом процессе отводилась действию надчеловеческих сил: Божественной воле, Абсолютной идее, Мировой воле, Провидению и т.д … Словарь-справочник по философии для студентов лечебного, педиатрического и стоматологического факультетов
- (от греч. idea образ, идея) филос. система или доктрина, фундаментальным интерпретативным принципом которой является идея, в частности идеал. Обычно И. истолковывается как альтернатива материализму. Если материализм подчеркивает пространственное … Философская энциклопедия
У этого термина существуют и другие значения, см. Идеализм (значения). Идеализм (фр. idéalisme, через лат. idealis от др. греч. ἰδέα идея) термин для обозначения широкого спектра философских концепций и мировоззрений, в… … Википедия
- (франц. idéalisme, от греч. idéa идея) общее обозначение философских учений, утверждающих, что сознание, мышление, психическое, духовное первично, основоположно, а материя, природа, физическое вторично, производно, зависимо, обусловлено.… … Большая советская энциклопедия
ИДЕАЛИЗМ - 1) Установка живущего ради идеала; 2) Философская доктрина, отрицающая существование внешнего мира, сводящая его к имеющимся у нас о нем представлениям. Принцип абсолютного идеализма выражает фраза Беркли: «Быть – значит быть воспринимаемым».… … Евразийская мудрость от А до Я. Толковый словарь
Книги
- Введение в науку философии. Предмет философии, ее основные понятия и место в системе человеческого знания , Семенов Ю.И.. В первой из шести книг цикла `Введение в науку философии` обосновывается взгляд на философию как на науку, исследующую процесс познания истины и вооружающую человека вообще, и прежде всего…
- Введение в науку философии. Книга 1. Предмет философии, ее основные понятия и место в системе человеческого знания , Ю. И. Семенов. В первой из шести книг цикла `Введение в науку философии` обосновывается взгляд на философию как на науку, исследующую процесс познания истины и вооружающую человека вообще, и прежде всего…
Теоретико-познавательная основа субъективного идеализма
Субъективный идеализм - это одно из направлений философии, в котором основываются на отношении субъекта к внешней реальности, отрицая ее независимость от сознания и воли субъекта. Совокупность переживаний, ощущений, настроений и действий индивида считаются его миром или все это является неотъемлемой его частью.
Субъективный идеализм, ряд идей которого развивали Беркли, Фихте, Юнг, Кант, имеет множество разновидностей, в частности, различные школы позитивизма, операционализма, махизма и пр. У сторонников данного философского направления отмечается тенденция к устранению ярко выраженного психологизма, субъективизма и релятивизма. Наблюдаются попытки обозначить критерии важных истин. В этом стремлении грань между субъективным и объективным идеализмом видна не так отчетливо, как ранее.
Современный субъективный идеализм
В философии экзистенциализма основой субъективного идеализма является абсолютизация активности субъекта в практической деятельности и познании. Такая активность, как показывает диалектический материализм, не является произволом, поскольку такая форма познания не исключает его объективного источника и содержания. Кроме того, эти формы отображают общие свойства объективного мира и практической деятельности в нем. По этой причине противопоставлять субъективное и объективное возможно лишь в пределах основного вопроса философии.
Английский философ Джордж Беркли критиковал такое понятие, как материальная основа тел, теорию «О пространстве как вместилище всех природных тел» Ньютона и учение « О происхождении понятий материй и пространства» Дж. Локка. Беркли считал, что понятие материи основано на допущении того, что мы можем создавать абстрактную идею общего вещества, не обращая внимания на частные характеристики вещей. Но при этом Беркли утверждал, что это невыполнимо, так как мы не можем воспринимать материю чувствами. Наше восприятие каждой вещи базируется на отдельных ощущениях или на «идее». В таком случае от материи действительно ничего не остается - она становится неопределенной. Субъективный идеализм по Беркли определяется следующим афористическим постулатом: «Быть - значит быть в восприятии».
Агностицизм Юма
Позиции последователей агностицизма основываются на противоречии, согласно которому знания должны быть обязательно логическими. То есть все исследования должны проходить опытным путем, который не поддается анализу с точки зрения логики. Субъективный идеализм Беркли и Юма базируется на том, что опыт - это поток впечатлений, основания которых невозможно постичь. Ведь человек не может понять что-либо вне пределов собственных ощущений. Мы можем только наблюдать, как во времени вслед за причиной появляется следствие, но это лишь психологический фактор. Юм выражал сомнение, что можно доказать причинную связь. Действительность по Юму - это поток впечатлений, которые мы получаем непосредственно, когда видим, слышим, чувствуем или желаем.