МЫШЛЕНИЕ
МЫШЛЕНИЕ
Только в нач. 20 в. конкретные исследования М. приобрели черты подлинного историзма и появились работы, систематизирующие накопленные прежде многочисл. этнографич. данные о качеств. своеобразии М. народов, стоящих на относительно низких ступенях общественно-экономич. и культурного развития (Л. Леви-Брюль, Вёйле и др.). При всей неудовлетворительности теоретич. интерпретаций излагаемых в них фактич. материалов работы эти имели то значение, что они показали несостоятельность положения о неизменности законов человеч. духа и внесли в учение о М. идею о качеств. изменениях, к-рые оно претерпевает в ходе историч. развития. Второе направление исследований, сыгравшее важную роль в понимании природы и механизмов М., составили экспериментальные работы, посвященные изучению предыстории человеч. М. – его генетич. корней в животном мире. Уже первые систематич. исследования (В. Кёлер, Р. Йеркс, H. H. Ладыгина-Котс) интеллектуального поведения человекообразных обезьян показали, что у высших животных существует сложная деятельность, к-рая по своему характеру сходна с М., хотя и протекает в форме внешне-двигат. операций ("практический ", или, по Павлову, "ручное мышление" животных). Изучение интеллектуального поведения высших животных, углубив генетич. подход к М., вместе с тем поставило перед конкретными исследованиями проблему о принципиальном, качеств. изменении мыслит. процессов при переходе к человеку. Конкретизируя положение Энгельса о роли труда в формировании человека, Выготский показал, что "М." животных превращается в подлинное, человеч. М. под влиянием перекрещивания линии развития практич. предметных действий и линии развития голосовых реакций, к-рое необходимо происходит в условиях коллективной трудовой деятельности. В результате голосовые сигналы, посредством к-рых осуществляется общение животных, все более превращаются из инстинктивно-выразительных в отражающие содержание и становятся носителями обобщений, вырабатывающихся в практич. опыте, т.е. приобретают функцию означения. С др. стороны, практич. интеллектуальное поведение "оречевляется", опосредствуется языком, словесными понятиями и в силу этого оказывается способным приобрести в ходе дальнейшего развития форму внутр. речевых процессов, свойственную словесно-логич. М. Исследования интеллектуального поведения человекообразных обезьян дали, с др. стороны, толчок экспериментальному изучению процессов практич., т.н. "наглядно-действенного" М. и у человека. Почти тотчас вслед за работой В. Кёлера были начаты с помощью разработанной им принципиальной методики многочисл. исследования на детях. Эти исследования позволили выделить и описать процессы наглядно-действ. М. как составляющие необходимую стадию умств. развития ребенка. В дальнейших работах, среди к-рых широкой известностью пользуются исследования А. Валлона и Ж. Пиаже, было экспериментально показано, что словесно-логич. М. развивается из практич. интеллектуальных операций путем их "интериоризации", т.е. путем перехода прежде внешних предметных действий в действия внутр., умств., совершающегося в условиях общения ребенка с окружающими и в связи с успехом его речевого развития. Большой вклад в теорию онтогенетич. развития М. внесли исследования Л. С. Выготского и его школы, посвященные проблеме активного формирования мыслит. процессов. Значение этих исследований состоит в том, что развитие М. рассматривается не как идущее само собой под влиянием накопления знаний и их систематизации, а как процесс усвоения ребенком общественно-исторически выработанных умств. действий и операций. Т. к. это усвоение имеет строго закономерный характер, то, управляя им, можно активно и планомерно формировать у учащихся необходимые мыслит. процессы – программировать их развитие (П. Я. Гальперин).
Неотъемлемой частью жизнедеятельности человека является мышление. Определение данного понятия было дано еще в древности. Этим вопросом интересовались ученые и мыслители во все времена. И на сегодняшний день данное явление нельзя считать полностью изученным.
История изучения мышления
Во все времена ученых интересовало такое явление, как мышление. Определение данному понятию было дано еще в античный период. При этом особое внимание уделялось тому, чтобы познать сущность невидимых явлений. был первым, кто затронул этот вопрос. Именно ему человечество обязано появлением таких понятий, как истина и мнение.
Немного иначе рассматривал данный вопрос Платон. Он считал, что мышление - космической сущности, которой обладала человеческая душа до вселения в земное тело. Он считал, что это не творческая деятельность, а репродуктивная, направленная на то, чтобы "вспомнить" те знания, которые были "забыты". Несмотря на достаточно фантастические рассуждения, именно Платону принадлежит заслуга в изучении такого понятия, как интуиция.
Аристотель дал основательные пояснения по поводу того, что такое мышление. Определение включило в себя такие категории, как суждение и умозаключение. Философ разработал целую науку - логику. Впоследствии на основе его исследований Раймондом Луллием была создана так называемая "мыслительная машина".
Декарт воспринимал мышление как духовную категорию, а главным методом познания считал систематическое сомнение. Спиноза же, в свою очередь, считал, что это физический способ действия. Главное заслугой Канта стало разделение мышления на синтетическое и аналитическое.
Мышление: определение
Процессы, происходящие в головном мозге человека, всегда вызывали повышенный интерес. Поэтому существует немало теорий о том, что такое мышление. Определение напрашивается следующее: это познавательная деятельность, которая осуществляется человеком. Это своего рода способ восприятия и отражения действительности.
Главный результат мыслительной деятельности - это мысль (она может проявляться в виде осознания, понятия, идеи или в прочих формах). При этом не стоит путать данный процесс с ощущением. Мышление, по мнению ученых, присуще только человеку, а вот чувственными восприятиями обладают также животные и более низкие формы организации жизни.
Стоит отметить ряд отличительных особенностей, которыми характеризуется мышление. Определение данного термина дает право говорить о том, что оно позволяет получать информацию о тех явлениях, которые не могут быть восприняты при непосредственном контакте. Таким образом, отмечается взаимосвязь мышления с аналитическими способностями.
Стоит отметить, что способность человека к мышлению проявляется постепенно, по мере развития индивида. Так, при познании человеком норм языка, особенностей окружающей среды и прочих форм жизнедеятельности, оно начинает приобретать все новые формы и глубинные смыслы.
Признаки мышления
Мышление имеет ряд определяющих признаков. Основными считаются следующие:
- этот процесс позволяет субъекту ориентироваться в межпредметных связях, а также понимать сущность каждого конкретного явления;
- оно возникает на основе имеющихся теоретических знаний, а также ранее выполняемых практических действий;
- мыслительный процесс всегда опирается на фундаментальные знания;
- по мере своего развития мышление может выходить далеко за пределы практической деятельности и имеющихся представлений о тех или иных явлениях.
Основные мыслительные операции
Определение слова "мышление" на первый взгляд не раскрывает всей сущности данного процесса. Чтобы лучше понять его смысл, стоит ознакомиться с основными операциями, которые и раскрывают суть термина:
- анализ - разделение изучаемого предмета на составляющие;
- синтез - выявление взаимосвязей и объединение разъединенных частей;
- сравнение - выявление схожих и различных качеств предметов;
- классификация - выявление основных признаков с последующей группировкой по ним;
- конкретизация - выделение определенной категории из общей массы;
- обобщение - объединение предметов и явлений в группы;
- абстрагирование - изучение конкретного предмета в независимости от других.
Аспекты мышления
На мышление и подход к решению проблем оказывают влияние существенные аспекты, которые формируются в процессе жизнедеятельности человека. Стоит отметить такие существенные моменты:
- национальный аспект - это менталитет и специфические традиции, которые исторически заложены в человеке, проживающем в определенной местности;
- общественно-политические нормы - формируются под давлением социума;
- личные интересы - субъективный фактор, который может повлиять на окончательное решение проблемного вопроса.
Виды мышления
Как уже упоминалось, еще в античный период данному понятию было дано определение. Виды мышления следующие:
- абстрактное - подразумевает использование ассоциативных символов;
- логическое - используются устоявшиеся конструкции и распространенные понятия;
- абстрактно-логическое - совмещает в себе оперирование символами и стандартными конструкциями;
- дивергентное - поиск нескольких равноправных ответов на один и тот же вопрос;
- конвергентное - допускает лишь один единственно правильный путь решения проблемы;
- практическое - подразумевает выработку целей, планов и алгоритмов;
- теоретическое - подразумевает познавательную деятельность;
- творческое - имеет целью создание нового "продукта";
- критическое - проверка имеющихся данных;
- пространственное - изучение объекта во всем многообразии его состояний и свойств;
- интуитивное - быстротечный процесс с отсутствием четко очерченных форм.
Фазы мышления
Исследователи обращают внимание на активный, динамичный характер мышления. Учитывая, что основной его целью является решение проблем, можно выделить такие основные фазы:
- осознание наличия проблемы (является результатом потока информации, которая обрабатывалась на протяжении определенного периода времени);
- поиск возможного решения и формирование альтернативных гипотез;
- всесторонняя проверка гипотез на предмет применимости их в практической деятельности;
- решение проблемы проявляется в получении ответа на проблемный вопрос и фиксирование его в сознании.
Уровни мышления
Определение уровня мышления впервые заинтересовало Аарона Бека, которого по праву считают отцом когнитивной психологии. Он полагал, что на бессознательном уровне человеком руководят убеждения и устоявшиеся схемы. В связи с этим выделяют такие уровни мышления:
- произвольные мысли, которые находятся на поверхности сознания (их легко осознавать и контролировать);
- автоматические мысли - это некоторые стереотипы, которые устоялись как в обществе, так и в сознании человека (в большинстве случаев они закладываются процессе воспитания и обучения);
- когнитивные убеждения - это сложные конструкции и схемы, которые возникают на бессознательном уровне (они трудно поддаются изменению).
Процесс мышления
Определение процесса мышления гласит, что это набор действий, при помощи которых человек решает те или иные логические задачи. В результате также могут быть получены принципиально новые знания. У данной категории есть следующие отличительные особенности:
- процесс носит опосредованный характер;
- опирается на ранее полученные знания;
- во многом зависит от созерцания окружающей среды, но не сводится к нему;
- связи между различными категориями находят свое отражение в вербальной форме;
- имеет практическую значимость.
Качества ума
Определение уровня мышления неразрывно связано с определением К ним относятся следующие:
- самостоятельность - способность генерировать оригинальные идеи и мысли, не прибегая к помощи окружающих, не пользуясь стандартными схемами и не поддаваясь постороннему влиянию;
- любознательность - потребность в получении новой информации;
- быстрота - время, которое проходит с момента осознания проблемы до генерирования окончательного решения;
- широта - способность применять к решению одной и той же задачи знания из разных отраслей;
- симультанность - умение смотреть на проблему с разных сторон и генерировать разносторонние пути ее разрешения;
- глубина - это степень владения той или иной темой, а также понимания сущности ситуации (подразумевает понимание причин тех или иных событий, а также умение предвидеть дальнейший сценарий развития событий);
- гибкость - умение учитывать специфические условия, в которых возникает проблема, отходя от общепринятых шаблонов и алгоритмов;
- логичность - установление точной последовательности действий в решении задач;
- критичность - склонность к тому, чтобы подвергать глубокой оценке каждую из возникающих идей.
Какие методики определения уровня мышления известны?
Исследователи отметили, что мыслительные процессы у разных людей протекают неодинаково. В связи с этим возникает необходимость в такой работе, как определение уровня логического мышления. Стоит отметить, что по данному вопросу разработано достаточно много методик. Наиболее часто используются следующие:
- "20 слов" - это тест, который помогает выявить способности человека к запоминанию.
- "Анаграммы" - методика, которая направлена на определение способности к комбинаторному мышлению. Также тест позволяет выявить склонность к коммуникациям.
- "Выявление существенных признаков" - методика определения мышления, которая призвана выявить умение человека отличать первостепенные и второстепенные явления.
- "Заучивание слов" - определяет, насколько развиты способности, связанные с запоминанием и воспроизведением информации. Также тест позволяет оценить состояние памяти и концентрации внимания у людей, страдающих психическими заболеваниями.
- "Количественные отношения" - тест на уровень логического мышления у подростков и взрослых людей. Вывод делается на основании решения 18 задач.
- "Куб Линка" - это методика, которая направлена на выявление у человека специальных способностей (наблюдательность, склонность к анализу, умение выявлять закономерности и т. д.). Путем решения конструктивных задач можно оценить степень сообразительности человека.
- "Построение забора" - тест на уровень развития мышления. Выявляется, насколько хорошо испытуемый понимает конечную цель, насколько точно он следует инструкции. Определяющими факторами также считаются темп и координация действий.
Как развить мышление: пошаговая инструкция
Если тест на определение показал неудовлетворительные результаты, не стоит сразу опускать руки. Развить данную способность можно следующим образом:
- записывайте свои идеи, а также ход решения проблемы (это позволяет задействовать больше отделов головного мозга);
- обратите внимание на логические игры (самым ярким примером являются шахматы);
- купите несколько сборников с кроссвордами или головоломками и посвящайте их решению все свободное время;
- чтобы активизировать мозговую активность, необходим (это может быть неожиданное изменение режима дня, новый способ выполнения привычных действий);
- физические нагрузки (лучше всего отдать предпочтение танцам, так как они заставляют постоянно думать и запоминать схему движений);
- займитесь изобразительным искусством, что поможет вам найти новые формы подачи своих идей;
- заставьте свой мозг усваивать новую информацию (можно начать изучать иностранный язык, посмотреть документальный фильм, прочитать раздел энциклопедии и т. д.);
- подходите к решению проблем системно, а не хаотично (данный процесс включает установленную последовательность этапов - от осознания проблемы до выработки окончательного решения);
- не забывайте об отдыхе, ведь чтобы мозг работал наиболее продуктивно, ему нужно давать время на восстановление.
Мышление и психология
Стоит отметить, что в психологии весьма активно изучается данное понятие. Определение мышления простое: совокупность процессов умственной активности, на которых основана познавательная деятельность. С этим термином связывают такие категории, как внимание, ассоциация, восприятие, суждение и прочие. Считается, что мышление - это одна из наивысших функций человеческой психики. Оно рассматривается как опосредованное отражение действительности в обобщенной форме. Суть процесса состоит в выявлении сущностей предметов и явлений и установления взаимосвязей между ними.
Мышление - это наиболее обобщенная и опосредованная форма психического отражения, устанавливающая связи и отношения между познаваемыми объектами. В своем становлении оно проходит две стадии: допонятийную и понятийную. Допонятийная - это начальный этап развития мышления у ребенка, когда последнее имеет иную, чем у взрослых, организацию. Суждения детей - единичные, о данном конкретном предмете. При объяснении чего-либо все сводится ими к частному, знакомому. Большинство суждений - по сходству или по аналогии, поскольку на этой стадии главную роль в мышлении играет память. Самая ранняя форма доказательства - пример. Учитывая такую особенность мышления ребенка, когда его убеждают или что-то ему объясняют, необходимо подкреплять свою речь наглядными примерами.
Главной особенностью допонятийного мышления является эгоцентризм (не путать с эгоизмом). Соответственно ребенок до 5 лет не может посмотреть на себя со стороны, не способен правильно понять ситуации, требующие некоторого отрешения от собственной точки зрения и принятия чужой позиции.
Эгоцентризм обусловливает такие особенности детской логики, как:
- нечувствительность к противоречиям;
- синкретизм (тенденция связывать все со всем);
- трансдукция (переход от частного к частному, минуя общее);
- отсутствие представления о сохранении количества.
При нормальном развитии ребенка мышление допонятийное, компонентами которого служат конкретные образы, сменяется понятийным (абстрактным), для которого характерны понятия и формальные операции. Понятийное мышление приходит не сразу, а постепенно, через ряд промежуточных этапов. Так, Л. С. Выготский выделял 5 этапов в переходе к формированию понятий. Первый - ребенку 2-3 года. При просьбе положить вместе похожие, подходящие друг к другу предметы, он складывает вместе любые, считая, что те, которые положены рядом, и есть подходящие, - таков синкретизм детского мышления.
Второй этап отличается тем, что дети используют элементы объективного сходства двух предметов, но уже третий предмет может быть похож только на один из первой пары - возникает цепочка попарного сходства. Третий этап наступает в 7-10 лет, когда дети могут объединить группу предметов по сходству, но не способны осознать и назвать признаки, характеризующие эту группу. И наконец, у подростков 11-14 лет появляется понятийное мышление, однако еще несовершенное, поскольку первичные понятия сформированы на базе житейского опыта и не подкреплены научными данными. Совершенные понятия формируются на 5-й стадии, в юношеском возрасте, когда использование теоретических положений позволяет выйти за пределы собственного опыта.
Итак, мышление развивается от конкретных образов к совершенным понятиям, обозначенным словом. Понятие первоначально отражает сходное, неизменное в явлениях и предметах.
Выделяют разные виды мышления.
Наглядно-действенное мышление опирается на непосредственное восприятие предметов, реальное преобразование ситуации в процессе действий с предметами.
Наглядно-образное мышление характеризуется опорой на представления и образы. Его функции связаны с представлением ситуаций и изменений в них, которых человек хочет добиться в результате своей деятельности, преобразующей ситуацию. Очень важная его особенность - составление непривычных, невероятных сочетаний предметов и их свойств. В отличие от наглядно-действенного здесь ситуация преобразуется лишь в плане образа.
Словесно-логическое мышление - вид мышления, осуществляемый при помощи логических операций с понятиями. Оно формируется в течение длительного периода (с 7-8 до 18-20 лет) в процессе усвоения понятий и логических операций в ходе обучения.
Различают также теоретическое и практическое, интуитивное и аналитическое, реалистическое и аутистическое, продуктивное и репродуктивное мышление.
Теоретическое и практическое мышление разнятся по типу решаемых задач и вытекающих отсюда структурных и динамических особенностей. Теоретическое - это познание законов, правил. Примером его служит открытие периодической таблицы элементов Д. И. Менделеева. Основная задача практического мышления - подготовить физическое преобразование действительности: постановка цели, создание плана, проекта, схемы. Одна из важных его особенностей заключается в том, что оно развертывается в условиях жесткого дефицита времени. Практическое мышление предоставляет весьма ограниченные возможности для проверки гипотез, все это делает его подчас более сложным, чем теоретическое. Последнее же иногда сравнивают с мышлением эмпирическим. Здесь критерием является характер обобщений, с которыми имеет дело мышление; в одном случае - это научные понятия, а в другом - житейские, ситуационные обобщения.
Также разделяют интуитивное и аналитическое (логическое) мышление. При этом обычно основываются на трех признаках: временном (время протекания процесса), структурном (членение на этапы), уровне протекания (осознанность или неосознанность). Аналитическое мышление развернуто во времени, имеет четко выраженные этапы, представлено в сознании человека. Интуитивное мышление характеризуется быстротой протекания, отсутствием четко выраженных этапов, является минимально осознанным.
Реалистическое мышление направлено в основном на внешний мир, регулируется логическими законами, а аутистическое связано с реализацией желаний человека (кто из нас не выдавал желаемое за действительность). Иногда применяют термин эгоцентрическое мышление , оно характеризуется невозможностью принять точку зрения другого человека.
Важным является различение продуктивного и репродуктивного мышления, основанного на степени новизны получаемого результата мыслительной деятельности.
Необходимо также вычленять непроизвольные и произвольные мыслительные процессы: непроизвольные трансформации образов сновидения и целенаправленное решение мыслительных задач.
Выделяют следующие стадии решения проблемы:
- подготовка;
- созревание решения;
- вдохновение;
- проверка найденного решения.
Структуру мыслительного процесса решения проблемы можно представить так:
- Мотивация (желание решить проблему).
- Анализ проблемы («что дано», «что требуется найти», каковы недостающие или избыточные данные и т. д.).
- Поиск решения.
- Поиск решения на основе одного известного алгоритма (репродуктивное мышление).
- Поиск решения на основе выбора оптимального варианта из множества известных алгоритмов.
- Решение на основе комбинации отдельных звеньев из различных алгоритмов.
- Поиск принципиально нового решения (творческое мышление):
- на основе углубленных логических рассуждений (анализ, сравнение, синтез, классификация, умозаключение и т. п.);
- на основе использования аналогий;
- на основе использования эвристических приемов;
на основе использования эмпирического метода проб и ошибок. В случае неудачи:
- Отчаяние, переключение на другую деятельность, «период инкубационного отдыха» - «созревание идей», озарение, вдохновение, инсайт, мгновенное осознание решения некоторой проблемы (интуитивное мышление). «Озарению» способствуют следующие факторы:
- высокая увлеченность проблемой;
- вера в успех, в возможность решить проблему;
- высокая информированность о проблеме, накопленный опыт;
- высокая ассоциативная деятельность мозга (во сне, при высокой температуре, лихорадке, при эмоционально положительной стимуляции).
- Логическое обоснование найденной идеи решения, логическое доказательство правильности решения.
- Реализация решения.
- Проверка найденного решения.
- Коррекция (в случае необходимости возврат к этапу 2).
Мыслительная деятельность реализуется как на уровне сознания, так и на уровне бессознательного, ей присущи сложные переходы и взаимодействия этих уровней. В результате успешного (целенаправленного) действия получается результат, соответствующий предварительно поставленной цели. Если же он не был предусмотрен, то оказывается по отношению к такой цели побочным (побочный продукт действия). Проблема осознанного и неосознанного в более конкретном виде и выступает как проблема взаимоотношения прямого (осознаваемого) и побочного (неосознаваемого) продуктов действия. Второй также отражается субъектом, и это отражение может участвовать в последующей регуляции действий, но оно не представлено в вербализованной форме, сознательно. Побочный продукт «складывается под влиянием тех конкретных свойств вещей и явлений, которые включены в действие, но не являются существенными с точки зрения цели.
Выделяют основные мыслительные операции: анализ, сравнение, синтез, обобщение, абстрагирование и др.
Анализ - мыслительная операция расчленения сложного объекта на составляющие его части или характеристики.
Сравнение - мыслительная операция, основанная на установлении сходства и различия между объектами.
Синтез - мыслительная операция, позволяющая в едином процессе мысленно переходить от частей к целому.
Обобщение - мысленное объединение предметов и явлений по их общим и существенным признакам.
Абстрагирование (отвлечение) - мыслительная операция, основанная на выделении существенных свойств и связей предмета и отвлечении от других, несущественных.
Основными формами логического мышления являются понятие, суждение, умозаключение .
Понятие - форма мышления, отражающая существенные свойства, связи и отношения предметов и явлений, выраженная словом или группой слов. Понятия могут быть общими и единичными, конкретными и абстрактными.
Суждение - форма мышления, отражающая связи между предметами и явлениями; утверждение или отрицание чего-либо. Суждения бывают истинными и ложными.
Умозаключение - форма мышления, при которой на основе нескольких суждений делается определенный вывод. Различают умозаключения индуктивные, дедуктивные, по аналогии:
- Индукция - логический вывод в процессе мышления от частного к общему.
- Дедукция - логический вывод в процессе мышления от общего к частному.
- Аналогия - логический вывод в процессе мышления от частного к частному (на основе некоторых элементов сходства).
Индивидуальные различия в мыслительной деятельности людей связаны с такими качествами мышления, как широта, глубина и самостоятельность мышления, гибкость мысли, быстрота и критичность ума.
Широта мышления - это способность охватить весь вопрос целиком, не упуская в то же время и необходимых для дела частностей. Глубина мышления выражается в умении проникать в сущность сложных вопросов. Качеством, противоположным ей, является поверхностность суждений, когда человек обращает внимание на мелочи и не видит главного.
Самостоятельность мышления характеризуется умением человека выдвигать новые задачи и находить пути их решения, не прибегая к помощи других людей. Гибкость мысли выражается в ее свободе от сковывающего влияния закрепленных в прошлом приемов и способов решения задач, в умении быстро менять действия при изменении обстановки.
Быстрота ума - способность человека быстро разобраться в новой ситуации, обдумать и принять правильное решение.
Торопливость ума проявляется в том, что человек, не продумав всесторонне вопрос, выхватывает какую-либо одну его сторону, спешит вынести решение, высказывает недостаточно продуманные ответы и суждения.
Определенная замедленность мыслительной деятельности может быть обусловлена типом нервной системы - малой ее подвижностью, «Скорость умственных процессов есть фундаментальный базис интеллектуальных различий между людьми» (Г. Айзенк).
Критичность ума - умение человека объективно оценивать свои и чужие мысли, тщательно и всесторонне проверять все выдвигаемые положения и выводы.
К индивидуальным особенностям относится предпочтение человеком наглядно-действенного, наглядно-образного или абстрактно-логического вида мышления.
опосредованное отражение внешнего мира, которое опирается на впечатления от реальности и дает возможность человеку в зависимости от усвоенных им знаний, умений и навыков правильно оперировать информацией, успешно строить свои планы и программы поведения.
Отличное определение
Неполное определение ↓
МЫШЛЕНИЕ
процесс познавательной деятельности человека характеризующийся обобщенным и опосредованным отражением предметов и явлений дей ствительности в их существенных свойствах, связях и отношениях Исходный уровень познания - непосредственное чувственное отражение в форме ощущения, восприятия, представления и т. д. По отношению к ним M выступает как качественно иная форма отражения, высший уровень познания Чувственные элементы составляют его содержательную основу, однако в процессе M человек выходит за пределы чувственного познания, т с способен познавать такие объекты, свойства и отношения, к-рые не даны непосредственно в ощущении и восприятии Чувственное познание и отвлеченное, абстрактное M обогащают друг друга и по мере развития человека становятся все более содержательными и глубокими
M появляется в связи с возникновением потребностей в познании и преобра зовании тех или иных условий жизни людей, по мере того, как в ходе их предшествующей активности появляются трудности, противоречия, неожиданности и т и Разрешение подобных затруд нении составляет цель M Потребности человека выступают в форме мотивов специфически познавательных (внутренних) и неспецифических (внешних) В первом случае мыслительная деятельность побуждается собственно познава тельной потребностью (дет любозна тельность, бескорыстное служение истине у ученых и т. д.) Во втором случае M инициируется влиянием внешних причин, а не чисто познавательных интересов Напр., учащийся может решать задачу, думать над ней не из желания узнать и открыть для себя что-то новое, а лишь потому, что он вынужден выполнять требования взрослых Но какой бы ни была исходная мотивация M, по мере его осуществления начинают действовать и собственно познавательные мотивы Напр., у школьника, приступившего к уч задаче по принуждению, в процессе решения могут возникнуть и чисто познавательные интересы
Мотивы M неразрывно связаны с эмоциями, к-рые выступают в роли регуля торов мыслительной деятельности В процессе эмоциональной регуляции чувства могут играть как положительную, так и отрицательную роль, соответственно активизируя или тормозя познание Специфич. направленность эмоций проявляется в том, что они участвуют в оценке разл. компонентов M (промежуточные цели, применение тактич приемов и др) как успешных или безуспешных
Источник M - проблемная ситуация Она характеризуется наличием нек-рых условий, требующих сопоставления, преобразования и принятия на их основе решения M начинается с анализа проблемной ситуации и формулирования ее в виде задачи Возникновение задачи означает хотя бы предварительное разделение данного (известного) и искомого (неизвестного) Тем самым намечается будущее решение задачи, к-рое все более четко прогнозируется в процессе M В этом смысле M представляет собой прогнозирование
Термином «М» обозначаются качественно разнородные виды деятельности, различают виды M в зависимости от уровня обобщения и характера используемых средств, степени активности мыслящего субъекта При наглядно-действенном M решение задачи осуществляется с помощью реального преобразования ситуации, наблюдаемого двигательного акта Функция образного M связана с представлением ситуаций и изменений в них, к-рые человек хочет получить в результате своей преобразующей деятельности С помощью образного M более полно воссоздается все многообразие разл. фак-тич характеристик предмета В образе может быть зафиксировано одновременное видение предмета с неск точек зре ния Важная особенность образного M - установление непривычных сочетаний предметов и их свойств, обуслов ливающее творческую деятельность Наиб. развитое M - рассуждаю щее, словесно дискурсивное Оно характеризуется использованием понятий, логич.конструкций, функционирующих на основе средств языка Наглядно-действенное, образное и словесно-дискурсивное M образуют осн. этапы развития M, вместе с тем они сосуществуют у взрослого человека и функционируют при решении разл. задач
M совершается по законам, общим для всех людей Общими являются осн. формы M, действия и операции, их механизмы Вместе с тем в M проявляются и различия людей, их индивидуальные особенности Они выражаются в большей или меньшей самостоятельности M, его критичности, последовательности, гибкости, глубине, быстроте, в разл. соотношениях анализа и синтеза Одни люди склонны к образному, художественному M, другие - к понятийному, абстрактному, научному Различия в M являются существенным компонентом различий в способностях людей А В Брушлинскии
Развитие мышления M ребенка формируется в ходе его предметной деятельности и общения, в ходе освоения обществ.опыта Особую роль играют целенаправленные воздействия взрослого в форме обучения и воспитания Наглядно-действенное, наглядно-образное и словесно-логическое M - последоват ступени онтогенетич. развития
Генетически наиб. ранняя форма M - наглядно-действенное M, первые проявления к-рого можно наблюдать у ребенка в конце 1-го - начале 2-го года жизни, еще до овладения им активной речью Уже первые предметные действия ребенка (притягивание предмета, ощу пывание, рассматривание, воздействие одним предметом на другой) обладают рядом важных особенностей При достижении практич.результата выявляются нек-рые признаки этого предмета и его взаимоотношения с др. предметами, возможность их познания выступает как свойство любого предметного манипулирования Ребенок сталкивается с предметами, созданными руками человека и т о вступает в предметно-практич.общение с др. людьми Первоначально взрослый является осн. источником и посредником знакомства ребенка с предметами и способами их употребления Общественно выработанные обобщенные способы употребления предметов и есть те первые знания (обобщения), к-рые ребенок усваивает с помощью взрослого из обществ.опыта
Наглядно-образное M возникает у дошкольников в возрасте 4-6 лет Связь M с практич.действиями хотя и сохраняется, но не является такой тесной, прямой и непосредственной, как раньше В ходе анализа и синтеза познаваемого объекта ребенок не всегда должен потрогать руками заинтересовавший его предмет Во мн случаях не требуется систе-матич практич.манипулирования с объектом, но во всех случаях необходимо отчетливо воспринимать и наглядно представлять этот объект Т с дошкольники мыслят лишь наглядными образами и еще не владеют понятиями (в строгом смысле) Это наиб. отчетливо обнаруживается в экспериментах Ж Пиаже Детям в возрасте ок 7 лет показывают два равных по объему шарика, сделанных из теста Ребенок внимательно разглядывает оба предъявленных предмета и говорит, что они равны Затем у него на глазах один из шариков превращают в лепешку Дети сами видят, что к этому шарику не прибавили теста, а просто изменили его форму Тем не менее они считают, что кол-во теста в лепешке увеличилось Дело в том, что наглядно-образное M детей еще непосредственно и полностью подчинено их восприятию, поэтому они пока не могут отвлечься, абстрагироваться с помощью понятий от нек-рых наиб. бросающихся в глаза свойств рассматриваемого предмета
Существенные сдвиги в развитии M ребенка возникают в шк возрасте, когда его ведущей деятельностью становится учение, направленное на усвоение систем понятий по разл. предметам Эти сдвиги выражаются в расширении круга объектов, над к-рыми думает школьник, в познании все более глубоких свойств предметов, в формировании необходимых для этого мыслит операций, возникновении новых мотивов познават. деятельности (более глубоких познават. интересов, любознательности, осознания важности усвоения знаний и др) Формирующиеся у мл школьников мыслит операции еще недостаточно обобщены, образующиеся понятия носят конкретный характер M детей этого возраста является понятийно-конкретным Но мл школьники овладевают уже и нек-рыми более сложными формами умозаключений, осознают силу логич.необходимости На основе практич.и наглядно-чувственного опыта у них развивается (сначала в простейших формах) словесно-дискурсивное M, т с M в форме абстрактных понятий M выступает теперь не только в виде практич.действий и не только в форме наглядных образов, а прежде всего в форме отвлеченных понятий и рассуждений
В среднем и старшем шк возрасте детям становятся доступными более сложные познават. задачи В процессе их решения мыслит операции обобщаются, формализуются, благодаря чему расширяется диапазон их переноса и применения в разл. новых ситуациях Формируется система взаимно связанных, обобщенных и обратимых операций Развивается способность рассуждать, обосновывать свои суждения, доказывать истинность выводов, осознавать и контролировать процесс рассуждения, овладевать его общими методами, переходить от его развернутых к свернутым формам Совершается переход от конкретно-понятийного к абстрактно-понятийному M Этот процесс по-разному проходит в зависимости от содержания уч предметов Складываются новые мотивы M (духовные запросы, интерес к теоретич. проблемам, стремление к логич.обоснованию мыслей и др) Формируются такие качества M, как критичность, самостоятельность, доказательность и др. У многих старшеклассников намечается дифференциация видов M, выступающая далее в качестве индивидуальных особенностей M.
Развитие M ребенка характеризуется закономерной сменой стадий, в к-рой каждая предыдущая стадия подготавливает последующую С возникновением новых форм M старые формы не только не исчезают, а сохраняются и развиваются Так, наглядно-действенное M, характерное для дошкольников, у школьников приобретает новое содержание, находя, в частности, свое выражение в решении все усложняющихся конструктивно-техн задач Образное M также поднимается на более высокую ступень, проявляясь в усвоении школьниками произведений поэзии, изобразит.иск-в, музыки
Необходимой предпосылкой развития M детей является обогащение их чувственного опыта, развитие наблюдательности, овладение речью, ее лексич и грамматич. средствами Но сама по себе речь еще не обеспечивает развития M Мыслит деятельность успешно активизируется и развивается там, где учащиеся осознают новые вопросы, включаются в поиски ответов на них, сначала в сотрудничестве с учителем, а затем самостоятельно, постепенно переходя от простых ко все более усложняющимся вопросам Содержание каждого предмета на каждом этапе обучения дает возможность ставить перед учащимися вопросы, требующие не только восприятия и воспроизведения, но и размышления Такая работа играет решающую роль в формировании способности думать, т с обобщенного умения ста вить, осознавать вопросы, находить пути их выяснения, выполнять необходимые для этого операции, делать правильные умозаключения Умение думать - центр звено умения учиться
Системы мыслит операций успешнее вырабатываются там, где учащиеся постепенно переходят от пользования готовыми признаками понятий, сообщенными учителем, к самостоят. их выявлению и обобщению Осознание учащимися своих мыслит действий - необходимое условие обобщения этих действий
Большие возможности развития M учащихся несут в себе проблемно-эври-стич методы обучения Их преимущество заключается в том, что они создают условия, при к-рых учащиеся ставятся в положение исследователя, ищущего решение той или иной проблемы, открывают для себя уже открытые другими истины, осознают противоречия между ранее познанным и новым, активно разрешают эти противоречия Самостоят. решение учащимися познават, конструктивно-техн и др. задач - лучшая школа M Важное значение при этом имеет постепенный переход от детализированных к обобщенным способам пед.руководства деятельностью учащихся, оставляющим все больше места их самостоятельности в отыскании способов решения новых задач, в решении одних и тех же задач разными способами, в выборе более рациональных способов
Воспитание M предполагает руководство развитием любознательности учащихся, познават. и др. интересов, широких духовных запросов и др. мотивов уч деятельности Важную роль играет создание условий для проявления самостоятельности, критичности M учащихся Только самостоятельно продуманное прочно входит в развитие M, становится идейным убеждением человека
Руководя развитием M, следует учитывать возрастные и индивидуальные особенности детей (избегая их недооценки и переоценки) Выявляя трудности, с к-рыми сталкиваются учащиеся при решении мыслит задач, нужно помогать преодолевать эти трудности собств усилиями учащихся, вырабатывать необходимые для этого способы действия, а не давать решение этих задач в готовом виде.
Учащиеся не только старших, но и мл. классов способны на доступном им материале выделять существенное в явлениях и отд. фактах и в результате приходить к новым обобщениям. М. детей имеет очень большие и недостаточно используемые резервы и возможности. Одна из осн. задач психологии и педагогики - до конца вскрыть эти резервы и на их основе сделать обучение более эффективным и творческим.
Отличное определениеНеполное определение ↓
Все сомневаются в своей памяти и никто не сомневается в своей способности к суждению.
Ларошфуко
Понятие мышления
Мышление - познавательный процесс, характеризующийся обобщенным и опосредованным отражением действительности.
К помощи мышления мы прибегаем тогда, когда не можем получить информацию, опираясь на работу только органов чувств. В подобных случаях приходится получать новое знание при помощи мышления, выстраивая систему умозаключений. Так, посмотрев на термометр, повешенный с наружной стороны окна, мы узнаем, какая температура воздуха на улице. Для того чтобы получить это знание, не обязательно выходить на улицу. Увидев сильно качающиеся верхушки деревьев, мы делаем вывод, что на улице ветер.
Кроме двух обычно фиксируемых признаков мышления (обобщенность и опосредованность) важно указать еще на две его особенности - связь мышления с действием и с речью.
Мышление теснейшим образом связано с действием. Человек познает действительность, воздействуя на нее, понимает мир, изменяя его. Мышление не просто сопровождается действием или действие - мышлением; действие - это первичная форма существования мышления. Первичный вид мышления - это мышление в действии или действием. Все мыслительные операции (анализ, синтез пр.) возникли сначала как практические операции, затем стали операциями теоретического мышления. Мышление зародилось в трудовой деятельности как практическая операция и лишь затем выделилось в самостоятельную теоретическую деятельность.
Характеризуя мышление, важно указать на связь мышления с речью. Мы мыслим словами. Высшей формой мышления является словесно-логическое мышление, посредством которого человек становится способен отражать сложные связи, отношения, формировать понятия, делать выводы и решать сложные абстрактные задачи.
Человеческое мышление невозможно без языка. Взрослые и дети гораздо лучше решают задачи, если сформулируют их вслух. И наоборот, когда в эксперименте у испытуемого фиксировался язык (зажимался зубами), качество и количество решенных задач ухудшалось.
Интересно, что любое предложение решить сложную задачу вызывает у испытуемого отчетливые электрические разряды в речевых мышцах, которые не выступают в виде внешней речи, но всегда ей предшествуют. Характерно, что описанные электрические разряды, являющиеся симптомами внутренней речи, возникают при всякой интеллектуальной деятельности (даже той, которая раньше считалась неречевой) и исчезают, когда интеллектуальная деятельность приобретает привычный, автоматизированный характер.
Виды мышления
Генетическая психология выделяет три вида мышления: наглядно-действенное, наглядно-образное и словесно-логическое.
Особенности наглядно-действенного мышления проявляются в том, что задачи решаются с помощью реального, физического преобразования ситуации, манипулирования с объектами. Эта форма мышления наиболее характерна для детей до 3 лет. Ребенок этого возраста сравнивает предметы, накладывая один на другой или приставляя один к другому; он анализирует, разламывая на части свою игрушку; он синтезирует, складывая из кубиков или палочек "дом"; он классифицирует и обобщает, раскладывая кубики по цвету. Ребенок не ставит еще перед собой цели и не планирует своих действий. Ребенок мыслит действуя. Движение руки на этом этапе опережает мышление. Потому этот вид мышления еще называют ручным. Не следует думать, что наглядно-действенное мышление не встречается у взрослых. Оно часто применяется в быту (например, при перестановке мебели в комнате или при необходимости пользоваться малознакомой техникой) и оказывается необходимым, когда заранее невозможно полностью предусмотреть результаты каких-нибудь действий.
Наглядно-образное мышление связано с оперированием образами. Оно позволяет анализировать, сравнивать и обобщать различные образы, представления о явлениях и предметах. Наглядно-образное мышление наиболее полно воссоздает все многообразие различных характеристик предмета. В образе может быть одновременно зафиксировано видение предмета с нескольких точек зрения. В этом качестве наглядно-образное мышление практически неотделимо от воображения.
В простейшей форме наглядно-образное мышление проявляется у дошкольников в возрасте 4-7 лет. Здесь практические действия как бы отходят на второй план, и, познавая объект, ребенку вовсе не обязательно трогать его руками, но ему необходимо отчетливо воспринимать и наглядно представлять этот объект. Именно наглядность является характерной особенностью мышления ребенка в этом возрасте. Она выражается в том, что обобщения, к которым приходит ребенок, тесно связаны с единичными случаями, являющимися их источником и опорой. Ребенок осмысливает только наглядно воспринимаемые признаки вещей. Все доказательства носят наглядный, конкретный характер. Наглядность как бы опережает мышление, и когда ребенка спрашивают, почему кораблик плавает, то он может ответить: потому что он красный или потому что это Бовин кораблик.
Взрослые также пользуются наглядно-образным мышлением. Так, приступая к ремонту квартиры, мы заранее можем представить себе, что из этого выйдет. Образы обоев, цвет потолка, окраска окон и дверей становятся средствами решения задачи. Наглядно-образное мышление позволяет придумать изображение таких вещей, которые сами по себе невидимы. Так были созданы изображения атомного ядра, внутреннего строения земного шара и т.д. В этих случаях образы носят условный характер.
Словесно-логическое, или абстрактное, мышление представляет собой наиболее поздний этап развития мышления. Для словесно-логического мышления характерно использование понятий, логических конструкций, которые иногда не имеют прямого образного выражения (например, стоимость, честность, гордость и т.д.). Благодаря словесно-логическому мышлению человек может устанавливать наиболее общие закономерности, предвидеть развитие процессов в природе и обществе, обобщать различный наглядный материал.
В процессе мышления можно выделить несколько операций - сравнение, анализ, синтез, абстракцию и обобщение. Сравнение - мышление сопоставляет вещи, явления и их свойства, выявляя сходства и различия, что приводит к классификации. Анализ - мысленное расчленение предмета, явления или ситуации для выделения составляющих элементов. Таким образом, мы отделяем несущественные связи, данные в восприятии. Синтез - обратный анализу процесс, который восстанавливает целое, находя существенные связи и отношения. Анализ и синтез в мышлении взаимосвязаны. Анализ без синтеза приводит к механическому сведению целого к сумме частей, также невозможен синтез без анализа, так как он должен восстановить целое из выделенных анализом частей. У одних людей в складе мышления наблюдается склонность к анализу, у других - к синтезу. Абстракция - это выделение одной какой-либо стороны, свойства и отвлечение от остальных. Начиная с выделения отдельных чувственных свойств, абстракция затем переходит к выделению нечувственных свойств, выраженных в абстрактных понятиях. Обобщение (или генерализация) - это отбрасывание единичных признаков при сохранении общих, с раскрытием существенных связей. Обобщение может совершиться путем сравнения, при котором выделяются общие качества. Абстракция и обобщение являются двумя взаимосвязанными сторонами единого мыслительного процесса, при помощи которого мысль идет к познанию.
Процесс словесно-логического мышления протекает по определенному алгоритму. Изначально человек рассматривает одно суждение, добавляет к нему другое и на их основе делает логическое умозаключение.
1-е суждение: все металлы проводят электричество. 2-е суждение: железо - это металл.
Умозаключение - железо проводит электричество.
Процесс мышления не всегда происходит по логическим законам. Фрейд выделил тип нелогического мыслительного процесса, который он назвал предикативным мышлением. Если у двух предложений одинаковые сказуемые или окончания, то люди бессознательно ассоциируют между собой их подлежащие. Рекламные объявления часто бывают рассчитаны именно на предикативное мышление. Их авторы могут, например, утверждать, что "выдающиеся люди моют голову шампунем марки Head and Shoulders", надеясь на то, что вы будете рассуждать нелогично, примерно следующим образом:
■ Выдающиеся люди моют голову шампунем марки Head and Shoulders.
■ Я мою голову шампунем марки Head and Shoulders.
■ Следовательно, я - выдающийся человек.
Предикативное мышление есть псевдологическое мышление, при котором различные субъекты неосознанно ассоциируются друг с другом на основании наличия у них какого-нибудь одного общего предиката.
Педагоги стали выражать серьезное беспокойство по поводу слабого развития логического мышления у современных подростков. Человек, не умеющий мыслить по законам логики, критически осмысливать информацию, может быть легко одурачен пропагандой или мошеннической рекламой.
Советы по развитию критического мышления
■ Следует отличать те суждения, которые основаны на логике, от тех, что базируются на эмоциях и чувствах.
■ В любых сведениях учитесь видеть положительные и отрицательные стороны, учитывайте все "плюсы" и "минусы".
■ Нет ничего плохого, если вы сомневаетесь в том, что не представляется вам вполне убедительным.
■ Учитесь замечать несоответствия в том, что вы видите и слышите.
■ Повремените с выводами и решениями, если у вас нет достаточной информации.
Если вы будете применять эти советы, у вас будет намного больше шансов не поддаться обману.
Следует отметить, что все виды мышления тесно взаимосвязаны между собой. Приступая к какому-либо практическому действию, мы уже имеем в сознании тот образ, которого предстоит еще достигнуть. Отдельные виды мышления постоянно взаимопереходят друг в друга. Так, практически невозможно разделить наглядно-образное и словесно-логическое мышление, когда приходится работать со схемами и графиками. Поэтому, пытаясь определить вид мышления, следует помнить, что этот процесс всегда относительный и условный. Обычно у человека задействованы все виды мышления, и следует говорить об относительном преобладании того или иного вида.
Другой важный признак, согласно которому строится типология мышления, - это степень и характер новизны информации, которая осмысливается человеком. Различают репродуктивное, продуктивное и творческое мышление.
Репродуктивное мышление реализуется в пределах воспроизведения в памяти и применения определенных логических правил, без установления каких-либо необычных, новых ассоциаций, сопоставлений, анализа и т.п. Причем это может происходить как сознательно, так и на интуитивном, подсознательном уровне. Типичный пример репродуктивного мышления - решение типовых задач по заранее заданному алгоритму.
Продуктивное и творческое мышление объединяют такие черты, как выход за пределы наличных фактов, выделение в данных предметах скрытых свойств, выявление непривычных связей, перенесение принципов, способов решения задачи из одной сферы в другую, гибкая смена способов решения задач и т.п. Если подобные действия рождают новые знания или информацию для школьника, но не являются новыми для общества, то мы имеем дело с продуктивным мышлением. Если же в результате мыслительной деятельности появляется нечто новое, до чего никто ранее не додумался, то это творческое мышление.