Считается, что первые 9 дней после смерти духовная оболочка усопшего еще имеет привязку к смертной жизни и может чувствовать скорбь близких людей. Окончательно эта связь рвется только на сороковины, определяющие тонкой сущности место ее постоянного пребывания в загробном мире. Понимание сложностей, через которые душа проходит после выхода из тела, очень важно для оставшихся на земле, ведь все это время дух покойного нуждается в правильной поддержке.
ВАЖНО ЗНАТЬ! Гадалка баба Нина: "Денег всегда будет в избытке, если под подушку положить..." Читать подробнее >>
- различные сладости;
- мясо;
- рыбу;
- молоко;
- яйца;
- сыры и колбасы;
- хлебную и крупяную продукцию.
- крупы;
- муку;
- овощи и фрукты;
- грибы.
- борщ;
- голубцы;
- перцы, фаршированные овощами или мясом;
- котлеты;
- жаркое;
- грибы тушеные или жареные;
- пирожки из пресного теста (закусочные) и сладкие;
- овощные смешанные салаты;
- картофель или каша;
- жареная или тушеная рыба;
- простые бутерброды с колбасой и сыром.
- любой алкоголь;
- кофе;
- покупные соки;
- морские деликатесы (креветки, кальмары, устрицы);
- сложные «праздничные» салаты;
- птицу или поросят, зажаренных целиком;
- дорогие конфеты в нарядных коробках;
- пирожные или торты.
- принятие пищи и распитие алкоголя на кладбище противоречат канонам православия;
- нельзя поливать могильную насыпь водкой или оставлять спиртное в стопке;
- деньги, еда, алкоголь священнику на кладбище не передаются – можно пригласить батюшку домой или совершить все нужные действия заранее;
- уходя с кладбища, можно зажечь на могиле лампадку, оставить стакан воды с кусочком хлеба или блюдечко с кутьей;
- на обратном пути желательно одарить нищих посильной лептой и раздать немного сладостей встречным детям, при этом следует говорить: «Помяните раба Божия (имя)»;
- и на кладбище, и дома нужно чаще говорить о покойном добрыми словами, вспоминать его хорошие поступки и положительные личные качества.
Показать всё
Что означает 9-й день после смерти в христианстве?
Весь период неразрывной посмертной связи души умершего с миром живых делится на три отрезка: 3, 9 и 40 день от смерти. Первый отрезок времени дух почти все время проводит рядом с домом, где он вышел из тела, либо недалеко от гроба. Он слышит все слова и мысли, обращенные к нему, через беседы людей о покойном, и делает первые выводы о греховности своего земного существования.
С первой минуты существования вне тела рядом с усопшим находится его Ангел-Хранитель, в сопровождении которого душа посещает памятные места своей жизни, прощается с близкими. Он видит все приготовления к похоронам и, по утверждению эзотериков, может даже корректировать события, являясь во снах к родственникам.
Начиная с третьего дня и по сороковой душа человека перемещается уже в строгом соответствии с алгоритмом посмертной программы, одинаковой для всех. Символически началом пути умершего считается момент опускания гроба в могилу. Но даже если на третий день тело еще не передано земле, душа все равно теряет к нему привязку и переходит в другое измерение.
На пути к Вечности покойного ждут 20 испытаний (мытарств), в продолжение которых бесовские силы вопрошают душу обо всех ее грехах, совершенных в образе человеческом. Если хотя бы на половину упомянутых дурных деяний не найдется столько же добрых поступков, путешествие заканчивается немедленным низвержением грешника в ад. Если судилища пройдены успешно, дух покойного допускается к встрече с Богом, и ему разрешают в течение шести дней находиться в райских садах среди праведников.
Прохождение рубежа девятого дня считается самым важным из того, что происходит с душой в ее промежуточном состоянии. Поклонившись Богу во второй раз, человеческая сущность препровождается ангелами в валгаллы противоположной ипостаси – в ад. Моления родственников и панихида, которую в этот день служат в храме по усопшему, помогают душе в ее тяжелом 39-дневном путешествии по уровням преисподней и являются заочной просьбой к Господу помиловать грешника.
Отсутствие поминок и панихиды на 9-й день после смерти означает, что человек пренебрег жизнью как Божьим даром и прошел сквозь нее бесцельно либо сделал много зла и восстановил людей против себя. И то, и другое в православии относят к тяжелым грехам, требующим оправданий перед престолом Господним на сороковой день от даты упокоения.
Особенности организации поминок девятого дня
Обычаи христианства учитывают все трудности, с которыми душе придется столкнуться на распутье между раем и адом. Каждое ритуальное действие, от церковного обряда и до вкушения пищи за поминальным столом, сопровождается особыми молитвами и словами, отправляющими положительный посыл в энергетическое пространство, где находится тонкая сущность.
Самым близким родственникам усопшего, организующим погребение и поминки, необходимо соблюдать определенные правила проведения ритуалов и понимать сакральный смыл совершаемых действий, иначе они не будут нести никакой пользы душе покойного.
Панихида в церкви
Утро 9-го дня после смерти крещеного человека для родных умершего начинается в церкви, ведь с наступлением рассвета душа предстает перед очами Господа и ей требуется мощная энергетическая подпитка, чтобы справиться с последующими испытаниями. Молитвы людские и ангельские звучат во время службы в унисон. Чем больше будет этих голосов, тем легче станет душе усопшего.
Молитву, читаемую только по случаю девятого дня, следует выучить наизусть и прочесть несколько раз: устанавливая свечку в тетрапод (особый подсвечник перед столиком с поминальными яствами), уходя со службы и придя домой.
Заранее пишется записка с именем умершего. Ее нужно положить на столик рядом с принесенными продуктами. Если событие не накладывается на постные дни, то в корзинку для поминания укладывают:
В пост список разрешенных православному человеку продуктов меньше:
Перед тем как выкладывать принесенное поминание на стол и покупать свечи, нужно договориться со служкой о проведении панихиды. Особенно это касается небольших часовен, где священник один и ему требуется время на подготовку.
Поминальный обед и связанные с ним приметы
В старину поминать на «девятины» нарочно приглашали только тех, кто принимал непосредственное участие в приготовлении покойника к погребению: обмывал труп, мастерил «домину» (гроб), устанавливал крест на могиле. Остальные «гости» приходили незваными, и отказывать нельзя было никому – ни врагу, ни чужаку. В современном мире люди сами не ездят на подобные мероприятия, опасаясь оказаться нежданной обузой, поэтому не будет отступлением от традиции заранее обзвонить всех знакомых и известить их о месте и времени проведения поминок.
Где бы ни накрывался поминальный обед, еды готовят достаточно, чтобы принять максимальное количество людей. В первую очередь за стол усаживают престарелых гостей и детей, последними едят хозяева. Обязательно перед появлением основного блюда – поминальной кутьи - служится лития. Ее может провести любой из присутствующих, организовав общее чтение молитвы «Отче наш» либо Девяностого псалма.
Что, по канонам церкви, приветствуется на поминальном столе:
Обязательно должны присутствовать компот или кисель, поминальное колево из перловки или риса, недорогие сладости.
Кутью, символизирующую воскрешение и сладость пребывания в раю, следует освятить в церкви во время панихиды.
А вот что на «девятины» подавать нельзя:
Кулинарные изыски, как и распитие спиртного на поминках считается грехом чревоугодия, ложащимся на плечи души усопшего, что лишь ухудшает его положение. Оставшуюся после поминок пищу не выбрасывают, а относят в церковь или раздают нищим. Конфеты, фрукты и другие сладости, не считая, отсыпают детям на помин души.
Правила и традиции, связанные с датой
Большинство правил поведения во время поминок сейчас применимы только к близким усопшего, хотя раньше их придерживались все пришедшие. Это касается, в частности, внешнего вида женщин, которые обязаны быть в помещении в платках, с полностью убранными под них волосами. Мужчинам нельзя быть в доме с покрытой головой.
Ходить на кладбище в этот день или нет, гости решают сами. Цветы в дом покойного уже после того, как остальные приехали с места погребения, нести не принято – и венки и цветы нужно оставлять на могиле.
Еще несколько христианских примет, касающихся посещения могилы на 9-й день после смерти человека:
К приходу гостей дом убирается в строгом соответствии случаю. Можно поставить на небольшой стол портрет покойного с зажженной перед ним лампадой, накрыть лишние предметы мебели черным крепом. Спорным считается завешивание зеркал в доме после похорон. Необходимость такого действия не комментируется церковью и относится к пра-традициям древних славян, считающих зеркальную поверхность входом в другой мир.
Не осуждается христианством и принятый у некоторых семей обычай «усаживать покойного» за поминальный стол. Для этого трапезничающие освобождают почетное место во главе стола и ставят туда полный столовый прибор с едой.
Как подсчитать день поминок?
Просчитывая дату, на которую выпадет день поминания усопшего, учитывать следует и сам день смерти, который длится до полуночи. Пример: если человек скончался 10 марта в 23:00, то «девятины» выпадают на 18 марта, а не 19, как получилось бы, если б к 10 прибавили 9. А вот если бы смерть наступила в несколько минут первого ночи, то счет велся бы уже от вновь наступившей даты.
Если верующий христианин умирает в будний день Великого поста, поминки девятого дня переносятся на ближайший субботний или воскресный день. Однако если человек при жизни не соблюдал пост, этим правилом можно пренебречь.
Отмечать раньше девятины нельзя. Душа покойного, пребывая в раю, еще не нуждается в той поддержке, которая станет ей необходима позже.
Многие люди, отдавая дань современным традициям и опасаясь вызвать осуждение со стороны окружающих, после смерти близкого человека погружаются в заботы по соблюдению внешнего антуража и совсем не думают о духовной составляющей обрядов. Следует помнить, что для усопшего представляет важность не богато накрытый стол, а молитва, сообща прочитанная над пищей. И опасность для души, отправившейся в трудный путь, состоит не в малом количестве гостей на поминках, а в отсутствии добрых слов от тех, кто пришел почтить его память.
06.02.2014
Люди, следующие христианским традициям, придают большое значение дням, посвященным поминовением усопших. Одной из таких дат является девятый день после смерти. В этот день все родственники, друзья, знакомые и коллеги, которые хотят помянуть умершего собираются за поминальным обедом.
Как правильно отсчитать девять дней со дня смерти
Иногда родственники затрудняются в подсчетах и это не удивительно, так как по всем канонам девять дней отсчитывается со дня смерти, если человек покинул этот мир до двенадцати часов ночи. Например, если человек умер 13 октября, то девятый день после смерти будет 21 октября. Если же применять математический метод, то получится 13+9=22.
Каким образом родственники поминают усопших
Девятый день является последним сроком нахождения души умершего в райских садах, после этого она попадает в ад и наблюдает со стороны за страданиями грешников, с надеждой, что ее минет такая участь. Поэтому так важно в эти дни:
— говорить о покойном добрые слова, ведь каждое из них будет зачтено;
— раздавать милостыню, с просьбой о молитвах за душу усопшего;
— ставить свечу за упокой;
— накормить скромным обедом друзей и родственников, соседей.
В этот день родственники усопшего обычно устраивают поминальные обеды с пирогами. Большинство людей на таких обедах употребляют спиртные напитки, однако, это неправильно, церковь рекомендует вообще отказаться от алкоголя. Застольная беседа сопровождается разговорами о добрых поступках и делах умершего человека. Принято считать, что душа-человек после его смерти готовится к жизни на небесах на протяжении сорока дней.
Важным является посещение церкви, где необходимо поставить свечу за упокой души усопшего. После этого можно раздать всем знакомым и незнакомым людям, а также неимущим конфеты, печенье или просфоры, пирожки. После посещения церкви необходимо посетить могилу усопшего, где также оставляется милостыня. Некоторые люди на могилах рассыпают пшено и измельченные яйца для птиц, а на оградке кладут небольшие пакетики со сладостями.
Через девять дней или на сороковой (кому как удобнее) после смерти можно снимать завесы с зеркал, если была сохранена эта традиция. Однако следует помнить, что к церкви этот ритуал отношения не имеет, он взят из старинного поверья. В нем говориться, что душа усопшего может заблудиться в зеркалах и не уйти на тот свет, поэтому их и закрывают.
Смерть близкого человека — всегда тяжелое испытание. Но христиане имеют одно большое преимущество: они могут не только «вспоминать» умерших, но и верить как в сохраняющуюся близость с ними в Боге и Церкви и...
Ориентироваться в текущих праздниках, постах, днях памяти святых и во всей достаточно непростой логике богослужебного года поможет церковный календарь. Церковный календарь — специальное ежегодное издание...
После описания структуры служб стоит задаться одним исключительно важным вопросом — пожалуй, центральным для этой книги. Вопрос был сформулирован одной из читательниц первой версии этой книги до ее выхода...
Наверняка, все, кто причастен к служебному процессу в церкви или просто верующие люди, знают о таком человеке как Святой Антоний или же как его называют во всем мире Антоний Падуанский. Этого человека считают...
Каждый человек, который пережил потерю близкого родственника или друга, старается устроить поминки по всем правилам и канонам православной церкви.
Принято считать, что до года душа усопшего исследует рай и ад, а за это время ей подбирается место согласно прожитой жизни и по тому, как о ней скорбят и помнят живые. Поэтому поминки 9 дней, правила проведения которых должен знать каждый православный, имеют особое значение.
Значение даты в православии
В православии принято отмечать третий, девятый, сороковой дни и годовщину после смерти человека. Но у некоторых народов поминальные обеды делают и на полгода. Каждый из этих дней имеет свое особое, сакральное значение, которое следует знать каждому православному человеку.
На девятый день после смерти душа только заканчивает свой земной путь. Она ищет путь в новую жизнь. И если третий день принято считать началом загробной жизни, а сороковой - ее окончанием, то девятый является наиболее важным временем в посмертном путешествии души.
Цифра 9 считается сакральной в православии. Именно такое число ангельских чинов существует в иерархии. Поэтому поминальные молитвы в этот день читаются не только за душу усопшего, но и за то, чтобы эти ангелы защитили ее на Божьем суде.
Вплоть до третьего дня после смерти душу умершего сопровождает его ангел-хранител ь. После этого он отправляется исследовать райские кущи. Еще не зная о том, куда она отправится, душа человека может осмотреть Рай и Ад и узнать, что ждет его дальше.
На 9 день после смерти Господь приказывает ангелам привести к себе душу почившего. Именно в этот день она предстанет перед ликом Господним и узнает о том, что ей предстоит отправиться на исследование Ада. А к сороковому дню ее будет ждать Небесный суд.
Именно в этот день душа усопшего должна пройти испытания совместно с ангелом-хранителем. Если ей удастся выйти из них чистой и непорочной, то весы правосудия склонятся к добру.
Важность для покойного
Для души покойного девятый день после смерти крайне важен. Ведь в это время он готовится найти свое постоянное пристанище. Поэтому родственникам крайне важно постараться отпустить душу покойного и поминать его молитвами, а не слезами и стенаниями. Конечно, полностью забыть умершего и боль, которая последовала за его уходом, невозможно. Но стоит постараться успокоить свою душу и отпустить родного человека.
Молебны за упокой души читаются еще и потому, что в этот день она первый раз предстает пред Господом. А помин помогает душе справиться со страхом перед Всевышним и пройти путь дальше без сожаления и страха.
В это день принято молиться о том, чтобы душа усопшего была причислена к лику ангелов. Так, умерший родственник может стать ангелом-хранителем человека, который молится за него. Ведь не зря язычники тоже верили в то, что духи усопших всегда рядом и помогают живым.
Традиции поминального дня
Согласно традициям православия нужно приготовить поминальный обед, который относится на кладбище. Также близкие родственники идут в церковь и ставят свечи за упокой души усопшего и заказывают помин и чтение молитвы. Традиционными блюдами являются:
- кутья;
- кисель;
- блины и пироги.
Кутью готовят из пшеницы с сахаром или медом. Но современные люди чаще ее делают из риса. Каждое зерно представляет собой рождение новой жизни. Оно представляет собой возрождение человеческой души в загробном мире или после инкарнации. Сахар, мед или варенье, которые добавляются в кутью, являются символом сладости загробной жизни. Приготовленное блюдо следует обязательно окропить святой водой или же освятить в церкви.
Компот и кисель также должны быть на поминальном столе. Часто на кладбище несут блины, которыми поминается усопший. Рыбные блюда также рекомендуется ставить на стол, за которым будут сидеть родственники и друзья усопшего.
Зная, чем поминают на 9 дней умершего, накрыть стол не составит труда. Очень часто на первое блюдо подается обычный борщ. Он является самым популярным блюдом .
Как поминают на 9 день после смерти, может рассказать и служитель церкви. Но следует помнить, что этот день - незваный. То есть, на помин души не зовутся гости. Прийти могут все желающие, кто знал усопшего или присутствовал на похоронах.
Основная молитва на 9 дней после смерти, которая читается за столом в первую очередь - «Отче наш». Читать ее разрешается вслух или про себя, думая об умершем человеке. Только после этого разрешается подавать первое поминальное блюдо - кутью. Ставить на стол алкоголь категорически запрещено. Распитие спиртных напитков - грех, который не принесет успокоения умершему. Поэтому их запрещается нести на кладбище или пить за столом во время поминок.
Готовить слишком много блюд не стоит. Ведь чревоугодие - это тоже большой грех. Здесь важно не вкушение пищи, а то, что близкие люди собрались за одним столом для помина души умершего. А если после застолья остались продукты или блюда, то выбрасывать их не следует. Нужно раздать еду нищим или просто нуждающимся людям.
За столом категорически запрещается веселиться, смеяться и петь песни. Также не следует поминать усопшего дурными словами и вспоминать все его проступки в жизни. Нужно делать следующее:
- вспомнить все самое лучшее о нем;
- говорить только приятные вещи о покойном.
Ведь вплоть до сорокового дня будет приниматься решение о том, куда отправится душа умершего, а то, что вспоминают о нем живые, будет учитываться обязательно.
За поминальным столом женщинам полагается быть с покрытой головой и убранными волосами. Сегодня платки надевают только ближайшие родственницы. А мужчинам нужно снимать головной убор на входе в дом.
Правила для родственников
Зная, что делают на 9 дней после смерти родственники покойного, можно избежать множества ошибок. Так, обязательно, чтобы родственники отправились в церковь, и не только поставили свечи за упокой, но и заказали молебен. Также следует помолиться перед иконой о милости Бога и помощи Небесных Защитников. Помолиться разрешается и возле домашней иконы, но молебен нужно заказывать обязательно.
В обед следует посетить могилу усопшего. На ней нужно навести порядок, убрать мусор и принести цветы и венки. В лампадке возле креста или памятника нужно обязательно зажечь свечу. Не следует разговаривать на посторонние темы возле могилы, лучше поговорить о покойном или же прочитать молитву.
Не следует устраивать на кладбище поминки . Распивать спиртные напитки нельзя ни в коем случае, а тем более ставить водку в стакане возле могилы. Это ничего хорошего не принесет душе покойного. Разрешается оставлять обед из сладостей, блинов и кутьи. В большинстве случаев на могилу приносятся те продукты и блюда, которые ставятся на стол во время поминок.
Обязательно нужно подавать милостыню нищим и нуждающимся, чтобы они могли помянуть умершего. Для этого используются либо оставшиеся после поминок продукты, либо деньги .
В доме, где устраиваются поминки, следует зажечь лампаду или свечу возле фотографии усопшего. Завесы с зеркал разрешается снять сразу после поминок. Остаются они только в комнате покойного.
Настает час, когда останки почившего предаются земле, где будут покоиться до конца времен и всеобщего воскресения. Но любовь матери Церкви к своему чаду, ушедшему из этой жизни, не иссякает. В известные дни она совершает моления об умершем и приносит бескровную жертву о упокоении его. Особые дни поминовений - третий, девятый и сороковой (при этом день кончины считается первым). Поминовение в эти дни освящено древним церковным обычаем. Оно согласуется с учением Церкви о состоянии души за гробом.
Третий день
Поминовение усопшего в третий день после смерти совершается в честь тридневного воскресения Иисуса Христа и во образ Пресвятой Троицы.Первые два дня душа преставившегося еще находится на земле, проходя вместе с сопровождающим ее Ангелом по тем местам, которые притягивают ее воспоминаниями земных радостей и горестей, злых и добрых дел. Душа, любящая тело, скитается иногда около дома, в котором положено тело, и таким образом проводит два дня как птица, ищущая себе гнезда. Добродетельная же душа ходит по тем местам, в которых имела обыкновение творить правду. В третий же день Господь повелевает душе вознестись на небеса для поклонения Ему - Богу всяческих. Весьма своевременно поэтому церковное поминовение души, представшей пред лицем Правосудного.
Девятый день
Поминовение умершего в этот день бывает в честь девяти чинов ангельских, которые, как слуги Царя Небесного и предстатели к Нему за нас, ходатайствуют о помиловании преставившегося.После третьего дня душа в сопровождении Ангела заходит в райские обители и созерцает их несказанную красоту. В таком состоянии она пребывает шесть дней. На это время душа забывает скорбь, которую чувствовала, находясь в теле и после выхода из него. Но если она виновна в грехах, то при виде наслаждения святых она начинает скорбеть и укорять себя: «Увы мне! Сколько я осуетилась в этом мире! Я провела большую часть жизни в беспечности и не послужила Богу, как должно, дабы и мне удостоиться сей благодати и славы. Увы мне, бедной!» В девятый день Господь повелевает Ангелам опять представить душу к Нему на поклонение. Со страхом и трепетом предстоит душа пред престолом Всевышнего. Но и в это время святая Церковь опять молится за усопшего, прося милосердного Судию о водворении со святыми души своего чада.
Сороковой день
Сорокадневный период весьма знаменателен в истории и предании Церкви как время, необходимое для приуготовления, для принятия особого Божественного дара благодатной помощи Отца Небесного. Пророк Моисей удостоился беседовать с Богом на горе Синай и получить от Него скрижали закона лишь после сорокадневного поста. Израильтяне достигли земли обетованной после сорокалетнего странствия. Сам Господь наш Иисус Христос вознесся на небо на сороковой день по воскресении Своем. Принимая все это за основание, Церковь установила совершать поминовение в сороковой день после смерти, чтобы душа преставившегося взошла на святую гору Небесного Синая, удостоилась лицезрения Божия, достигла обетованного ей блаженства и водворилась в небесных селениях с праведными.После вторичного поклонения Господу Ангелы отводят душу в ад, и она созерцает жестокие муки нераскаявшихся грешников. В сороковой же день душа в третий раз возносится на поклонение Богу, и тогда решается ее участь - по земным делам ей назначается место пребывания до Страшного суда. Потому так благовременны церковные молитвы и поминовения в этот день. Ими заглаживаются грехи умершего и испрашивается душе его водворение в раю со святыми.
Годовщина
Церковь совершает поминовение усопших в годовщину их смерти. Основание этого установления очевидно. Известно, что самым большим литургическим циклом является годовой круг, по прошествии которого вновь повторяются все неподвижные праздники. Годовщина смерти близкого человека всегда отмечается хотя бы сердечным поминовением его любящими родными и друзьями. Для православного верующего - это день рождения для новой, вечной жизни.К поминкам, как и к торжествам при жизни, православные христиане относятся очень серьезно. В данном случае важно все делать по правилам. Так как душа усопшего именно в этот период нуждается в молитве и поминании. В христианских книгах не один раз встречается упоминание, что по молитвам живых, будет помощь умершим и наоборот. Также считается, что душа до сорокового дня видит и рай и ад, и только после этого определяется ее судьба по делам ее.
В современном мире немного стерлись обычаи и достаточно часто поминальный обед, который должен состояться строго на девятый день после похорон, делают на второй день. Объясняется это тем, что в городах людям постоянно не хватает времени, потому все обычаи начали «сжимать», что является в корень не верным. Как и 9 дней по усопшему, так и 40 и год, нужно проводить строго в установленное время, потому как именно в эти дни вершится судьба души умершего, и она больше всего нуждается в поддержке и защите.
По поводу поминок на девятый день существует много заблуждений и мифов, которые ничего общего с христианской верой не имеют. Часто, молодые люди задают вопрос старшему поколению, в надежде, что они наверняка знают правила проведения поминок, хотя те, в свою очередь, могут много чего упустить. Вот так и рождаются заблуждения и «бабушкины советы», которые сильно отдаляют истинные традиции от придуманных. Если человек чего-то не знает, или сомневается в правильности проводимых действий, лучше всего спросить непосредственно у священнослужителя, а не у соседки. Только так каждый получит правильный и назидательный ответ и проведет поминки по всем правилам.
Здесь мы опишем, как правильно провести поминки на девять дней, что необходимо приготовить и какие молитвы читаются по усопшему в этот период
9 дней после смерти: смысл поминок в это время
Первые поминки, которые проводятся после захоронения человека, являются именно на девятый день после смерти. Именно в этот период со дня смерти душа усопшего, в сопровождении ангелов, ходит по раю и видит все блага и радости святых отцов. После чего именно на 9-тый день ангелы возносят душу к престолу Божию, чтобы она могла поклониться и возвеличить имя Бога. После чего душа направляется также на ознакомительную «экскурсию» в ад. Но если человек при жизни был праведником и вел строго христианскую жизнь, то его участь может решиться как раз на девятый день после захоронения. Поэтому родным и близким усопшего именно в этот день необходимо возносить особенно пламенные молитвы и максимально думать о душе умершего и его смертных путях.
До сорокового дня душа умершего проходит все круги ада, где ее пытаются отвоевать у ангелов, показывая все ее грехи. В противовес этому, ангелы показывают все добрые дела человека при жизни и если их было больше чем плохих, душа человека возноситься на небеса и там ожидает Страшного Суда, а если было больше плохих, тогда ее забирают бесы и мучают также до Суда.
Бывает так, что и хороших, и плохих дел является практически поровну, тогда-то и решается судьба умершего по молитвам его близких на земле. Если за усопшего на протяжении 40-ка дней возносятся молитвы, подаются записки за упокой и проводятся поминальные службы, тогда его душа спасена, если же нет, тогда он остается в аду.
Потому так важно именно 9 дней и 40 проводить по всем правилам христианского мира, чтобы способствовать душе усопшего вознестись на небеса, а не спуститься в преисподнюю.
Зачем проводят поминки на 9 день
Считается, что чин девяти ангелов приходится именно на 9-тый день. Именно они вместе с душей умершего просят у престола Господа о помиловании и снисхождении к грешной душе человека. Если удается умилостивить Господа, тогда душа остается в раю, не проходя мытарства в аду, которые длятся до сорокового дня. В случае если душа не была праведной, ее отправляют на испытания в ад, для прохождения мытарств.
Если душа сможет без преград пройти все круги ада, тогда она снова предстанет перед Престолом, и уже останется в раю, воздавая благодарственные молитвы и величания Господу. Считается также, что душа, которая по молитвам ближних на земле попала в рай, в свою очередь, возносит молитвы Богу за сродников на земле. Также она может являться в сложные периоды жизни и предупреждать родных и близких об опасности.
Почему поминают померших на 9 день?
Каких правил необходимо придерживаться для проведения поминок на 9 день
В христианском мире существует ряд правил, которые были установлены еще нашими праотцами и подробно описаны в религиозной литературе. Эти правила необходимо строго соблюдать и следить, чтобы они выполнялись без изменений:
- Необходимо создать подобающую атмосферу в том месте, где планируется проведение поминального обеда. Также нужно проследить за этим и в домашних условиях. В домашних стенах, как правило, ставят стакан с водой и ломтиком хлеба. Также перед фотографией усопшего зажигают лампаду. Но также лампадку можно зажигать перед иконой. В церквях родственники и близкие умершего, заказывают поминальный молебен, ставят свечи в специально отведенных местах за упокой и читают молитву о принятии души умершего Господу Богу;
- 9 дней – это не званый обед, поэтому на эти поминки специально никого не приглашают. Чаще всего собираются родственники, близкие друзья и сослуживцы усопшего. Стоит помнить, что именно на эти поминки, каждый должен поинтересоваться где и когда они будут проходить;
- Женщины на голове должны иметь платки, прикрывая волосы, которые не должны выбиваться из-под платка. Мужчины же наоборот, должны освободить голову от любых уборов и сидеть за столом с непокрытой головой;
- Часто задают вопрос, что нужно нести на поминки 9 дней? Чаще всего это цветы, которые необходимо уложить на могилку умершего. К столу необходимо положить красное вино, потому как именно им поминают усопших, конфеты и печенье;
- На столе в обязательном порядке должны присутствовать разные компоты, кутя и другая каша. Также часто можно увидеть, что те блюда, которые любил умерший при жизни, часто ставят на поминальный стол или накладывают в пустую тарелку. В каждом регионе могут существовать свои обычаи и традиции поминального стола на 9 дней, но основа у всех должна быть одна;
- Поминать усопшего необходимо красным вином и чаще всего это три рюмки. В такой период является недопустимым присутствие крепких алкогольных напитков на столе. Также не стоит «засиживаться» за столом, чтобы не превратить поминальный обед в застолье.
- Если поминальная трапеза припадает на пост, тогда необходимо полностью исключить все мясные блюда, заменив их на рыбные и более легкие закуски. При этом компот и кутя остаются неизменными на поминальном столе;
- За поминальным столом нужно не просто отобедать, но и вспомнить (помянуть) человека, рассказав какие-то моменты усопшего, вспомнив его положительные стороны и с хорошей стороны поведать о нем тем, кто возможно был с усопшим не так близко знаком. Чаще всего в такие моменты открываются некоторые истины, которые собравшихся наталкивают на душеспасительные раздумья.
Что необходимо приготовить на поминальный стол 9 дней?
Стандартное меню на поминки девяти дней может выглядеть так:
- Кисель, кутя, канун (также может носить название как колово);
- Блины с разной начинкой, чаще всего это творог мак и яблоки, иногда ливер;
- Бутерброды со шпротами и другая рыбная холодная закуска;
- Пироги сладкие (чаще всего с маковой или яблочной начинкой);
- Обязательно должно быть хотя бы одно горячее блюдо, например борщ с мясом птицы;
- Каша, жаркое;
- Котлеты и голубцы;
- Салаты, особенно овощные (винегрет, морковь по-корейски и т.д.);
- Перец фаршированный;
- Картофель отварной с грибами;
- Квас и компот;
- Также на стол подают печенья и конфеты, которые люди сами принесли на поминальный обед.
Принято готовить и те блюда, которые усопший любил при жизни. Это также является своего рода упоминанием умершего. Если 9 дней припали на пост, необходимо все мясные блюда заменить на их рыбные аналоги, а голубцы можно сделать овощными, заменив мясо на грибы.
Очень важно в этот день раздавать милостыню и накормить нуждающихся, при этом нужно просить помянуть усопшего.
Какие молитвы нужно читать на поминки 9 дней
В день смерти и до погребения в доме перед иконой обычно прочитывается весь псалтырь и определенные молитвы. Читать их может только тот человек, который получил благословение от батюшки. Если же такого человека нет, стоит перед иконой прочитать молитвенное правило и попросить благословения Божия самостоятельно.
На девятый день также читаются молитвы, которые можно произносить как в церкви, так и в домашних стенах возле икон. Если поминальный обед был назначен в кафе, как это сейчас часто бывает, стоит перед поминальной трапезой прочитать специальные молитвы по усопшему и только после этого приступать к обеду.
Чин литии об усопшем на 9 дней
Необходимо перед поминальной трапезой прочитать чин литии об усопшем, которая совершается дома или на кладбище, непосредственно перед могилкой:
Молитвами святых отец наших, Господи Иисусе Христе, Боже наш, помилуй нас. Аминь.
Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе.
Царю Небесный, Утешителю, Душе истины, Иже везде сый и вся исполняяй, Сокровище благих и жизни Подателю, прииди и вселися в ны, и очисти ны от всякия скверны, и спаси, Блаже, души наша.
Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Безсмертный, помилуй нас. (Tрижды)
Пресвятая Троице, помилуй нас; Господи, очисти грехи наша; Владыко, прости беззакония наша; Святый, посети и исцели немощи наша, имене Твоего ради.
Господи, помилуй. (Трижды)
Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне и присно и во веки веков. Аминь.
Отче наш, Иже еси на небесех! Да святится имя Твое, да приидет Царствие Твое, да будет воля Твоя, яко на небеси и на земли. Хлеб наш насущный даждь нам днесь; и остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим; и не введи нас во искушение, но избави нас от лукаваго.
Господи, помилуй. (12 раз)
Слава Отцу и Сыну и Святому Духу. И ныне и присно и во веки веков. Аминь.
Приидите, поклонимся Цареви нашему Богу. (Поклон)
Приидите, поклонимся и припадем Христу, Цареви нашему Богу. (Поклон)
Приидите, поклонимся и припадем Самому Христу, Цареви и Богу нашему. (Поклон)
Псалом 90
Живый в помощи Вышняго, в крове Бога Небеснаго водворится. Речет Господеви: Заступник мой еси, и Прибежище мое, Бог мой, и уповаю на Него. Яко Той избавит тя от сети ловчи и от словесе мятежна, плещма Своима осенит тя, и под криле Его надеешися: оружием обыдет тя истина Его. Не убоишися от страха нощнаго, от стрелы летящия во дни, от вещи во тьме преходящия, от сряща и беса полуденнаго. Падет от страны твоея тысяща, и тма одесную тебе, к тебе же не приближится: обаче очима твоима смотриши, и воздаяние грешников узриши. Яко Ты, Господи, упование мое, Вышняго положил еси прибежище твое. Не приидет к тебе зло, и рана не приближится телеси твоему. Яко ангелом Своим заповесть о тебе, сохранити тя во всех путех твоих. На руках возмут тя, да не когда преткнеши о камень ногу твою. На аспида и василиска наступиши, и попереши льва и змия. Яко на Мя упова, и избавлю и; покрыю и, яко позна имя Мое. Воззовет ко Мне, и услышу его; с ним есмь в скорби, изму его, и прославлю его; долготою дний исполню его, и явлю ему спасение Мое.
Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне и присно и во веки веков. Аминь.
Аллилуиа, аллилуиа, аллилуиа, слава Тебе, Боже. (Трижды)
Тропарь, глас 4-й:
Со духи праведных скончавшихся, душу раба Твоего, Спасе, упокой, сохраняя ю во блаженной жизни, яже у Тебе, Человеколюбче.
В покоищи Твоем, Господи, идеже вси святии Твои упокоеваются, упокой и душу раба Твоего, яко Един еси Человеколюбец.
Слава Отцу и Сыну и Святому Духу.
Ты еси Бог, сошедый во ад, и узы окованных разрешивый, Сам и душу раба Твоего упокой.
И ныне и присно и во веки веков. Аминь.
Едина Чистая и непорочная Дево, Бога без семени рождшая, моли спастися душе его.
Седален, глас 5-й:
Покой, Спасе наш, с праведными раба Твоего, и сего всели во дворы Твоя, якоже есть писано, презирая, яко Благ, прегрешения его вольная и невольная, и вся яже в ведении и не в ведении, Человеколюбче.
Кондак, глас 8-й:
Со святыми упокой, Христе, душу раба Твоего, идеже несть болезнь, ни печаль, ни воздыхание, но жизнь безконечная.
Икос
Сам Един еси Безсмертный, сотворивый и создавый человека, земнии убо от земли создахомся, и в землю туюжде пойдем, якоже повелел еси, Создавый мя и рекий ми: яко земля еси, и в землю отъидеши, аможе вси человецы пойдем, надгробное рыдание творяще песнь: аллилуиа, аллилуиа, аллилуиа.
Достойно есть яко воистинну блажити Тя, Богородицу, Присноблаженную и Пренепорочную и Матерь Бога нашего. Честнейшую Херувим и славнейшую без сравнения Серафим, без истления Бога Слова рождшую, сущую Богородицу Тя величаем.