ЛФК при нарушении осанки необходимо делать ежедневно, если вам действительно требуется ее корректировка. К сожалению, за последние десятилетия вопрос о нарушении осанки стал острым и злободневным. Происходит это в основном вследствие малоактивного образа жизни, длительной занятости за компьютером и сидячей работы.
Неподобающая осанка сказывается не только на антураж человека, но и на общую картину здоровья. ЛФК может помочь справиться при этой проблеме.
Значение и роль ЛФК
Лечебная физическая культура представляет собой методику профилактики и лечения нарушенной осанки, которая основывается на комплексе специализированных упражнений. Оздоровительная физическая культура подразделяется на две категории – общую и специальную.
Общая ЛФК направлена на совокупную тренировку, которая включает в себя комплекс упражнений на разработку различных групп мышц, с целью укрепления и всестороннего развития организма.
Специальная ЛФК ориентирована на определенные упражнения, в ходе которых задействуются конкретные группы мышц, функция которых могла быть нарушена вследствие полученных травм или болезней.
Центральными задачами ЛФК являются:
- сведение до минимума появления серьезных последствий;
- тренировка организма в целом;
- создание благоприятных условий для движений в области позвоночника;
- коррекция неподобающей осанки;
- закрепление правильного положения осанки;
- повышение тонуса и выносливости мышц.
Комплекс упражнений у детей
В детском возрасте происходит формирование организма и если изначально не заложить основы красивой осанки, то в дальнейшем могут сформироваться нешуточные осложнения.
ЛФК для детей с нарушением осанки:
- Стоя руки расположить параллельно оси тела. Необходимо сделать глубокий вдох, наклонившись коснуться ладонями пола и выдохнуть. Затем возвратиться в стартовую позицию, максимально выпрямив спину.
- Первоначальная позиция аналогично предыдущему, но руки скрещены в замке на затылке. Грудную клетку необходимо максимально прогнуть, а локти до упора отвести назад, в такой позе выполнять скручивания.
- Эффективным упражнением являются наклоны и вращения головы.
- Кошечка.
- Лодочка.
Перед началом желательно употребить стакан воды, сока или чая без сахара, от еды стоит отказаться.
Гимнастика при сколиотической форме
Сколиотическая осанка – это патологическое искажение нормальной позиции позвоночника при общем смещении позвонков. Обнаружить сколиотическую осанку довольно просто, так как подобные изменения сопровождаются асимметрией в плечах и лопатках, которую видно невооруженным глазом.
В большинстве случаев представленный тип осанки наблюдается у школьников младших классов, которые сохраняют неправильное положение, сидя за партой.
Тренировки, по устранению данного недуга основываются преимущественно на следующих упражнениях:
- стоя необходимо сделать вдох, который сопровождается поднятием рук вверх над головой до максимального уровня, выдох – плавным опусканием;
- попеременное сгибание ноги в колене и ее отведение к животу;
- стоя, сделать вдох и подняться на носки до упора, расставив при этом руки в стороны и вытянув шею, на выдохе – исходная поза;
- наклоны туловища вперед с гимнастической палкой, лежащей на лопатках;
- стоя, в руках любая палка, на вдохе поднятие рук вверх, на выдохе – опускание;
- Велосипед, лежа на спине;
- Лодочка.
Представленные упражнения необходимо повторять минимум семь раз. Лодочку следует держать максимально долго и повторять по четыре раза. Велосипед – пятнадцать оборотов за один подход, количество повторений – четыре.
Полезное видео по теме
Упражнения для школьников
Для того чтобы пресечь появление нежелательных последствий, связанных с нарушением осанки, необходимо делать с ребенком ЛФК.
Комплекс упражнений включает в себя:
- Стоя, мяч в руках. На вдохе поднятие мяча вверх, на выдохе – опускание до уровня груди с максимальным отведением локтей и последующее опускание рук.
- Отправная поза аналогична. Руки с мячом поднять вверх, выгнуться в спине и отбросить мячик назад. Вернутся в исходную позу, опустив руки через стороны.
- Ножницы.
- Лодочка.
- Велосипед.
- Лежа на спине попеременно поднимать прямые ноги под углом 45 градусов.
- Наклоны вперед и в стороны с гимнастической палкой.
- Стоя на четвереньках поднять левую руку и правую ногу одновременно. Удерживать позу пять секунд, затем сменить руку/ногу.
Все упражнения необходимо повторять минимум по пять раз в медленном темпе. Рекомендуется записать ребенка в секцию по плаванию, ведь именно в воде позвоночник находится в ровном положении, а работа мышц при гребле помогает зафиксировать правильную осанку.
Массаж при искривлении осанки
Массаж представляет собой подготовительный этап перед непосредственным занятием оздоровительной гимнастикой. Благодаря массажу можно выявить основную проблему и, исходя из этого, подобрать подобающий комплекс упражнений.
Кроме того массаж приводит в норму циркуляцию крови в области позвоночника, повышает приток питательных веществ и балансирует метаболизм, а также настраивает мышцы на выполнение упражнений.
Можно выделить несколько центральных методик массажных действий:
- Неглубокие и глубокие поглаживающие действия.
- Натирание.
- Разминание.
- Вибрирование.
Каждый из представленных методов имеет свое определенное действие на организм, поэтому, прибегая к массажу, следует обращаться исключительно к профессионалам, не стоит заниматься самолечением.
ЛФК для детей с нарушениями осанки играет очень большую роль. При регулярном проведении такой гимнастики результаты становятся заметны уже через несколько месяцев. Кроме того, лечебная физическая культура укрепляюще воздействует на весь организм.
Причины нарушений осанки
Нормальная осанка подразумевает симметрию всего тела, правильное положение позвоночника. Однако все чаще дети страдают от неправильной осанки. Причины такого явления заключаются в том, что современные дети много времени проводят перед телевизорами, игровыми приставками, компьютерами и очень мало двигаются.
Это состояние нельзя назвать недугом в полном смысле этого слова. Однако неправильная осанка сильно увеличивает риск развития различных патологий скелета и не только. У такого ребенка больше вероятность заболеваний пищеварительного тракта, органов дыхательной системы, склонность к неврозам. Это связано с тем, что объем легких уменьшается, все внутренние органы несколько смещаются.
Различают несколько разновидностей такого состояния:
Кифоз. Состояние, при котором физиологичные изгибы позвоночника, направленные наружу, увеличены, а направленные внутрь - сглажены. Сколиоз. Асимметричная осанка, при которой отмечается смещение позвоночного столба в одну из сторон. При этом можно заметить, что плечи ребенка расположены асимметрично (одно выше другого). Плоская спина. При такой патологии все физиологические изгибы позвоночного столба несколько сглажены.
ЛФК при нарушении осанки является чуть ли не панацеей для таких детей. Ведь детский организм только формируется, он податлив, и все недостатки легко можно скорректировать. Если такое состояние запустить, то во взрослом возрасте человеку не избежать серьезных проблем с позвоночным столбом.
Особенности лечебной гимнастики
Для того чтобы верно скорректировать осанку, важно подобрать правильные упражнения. Лучше всего это сделает ортопед, которому обязательно следует показать ребенка. Ведь в запущенных случаях одной лишь гимнастикой не обойтись. Возможно, врач порекомендует ношение специального корсета или другого ортеза, или даже оперативное лечение.
Если говорить непосредственно об упражнениях лечебной физкультуры, то существуют такие, которые подходят для всех. Это, как правило, общеукрепляющие упражнения, дыхательная гимнастика, упражнения на развитие координации.
При кифозе грудного отдела показаны упражнения для укрепления мышц плечевого пояса, при этом растягивающие мышцы груди
Комплекс ЛФК при плоской спине направлен на равномерное укрепление мышц ног, плечевого пояса, поясничного отдела.
При асимметричной осанке (сколиозе) упражнения направлены на увеличение подвижности позвоночника, его растягивание, улучшение координации движений. При этом важно соблюдать симметрию частей тела, поэтому упражняться лучше перед зеркалом.
Очень важным моментом является частота проведения сеансов лечебной гимнастики. Их нужно делать ежедневно до полного выздоровления. Если же выполнять упражнения 1-2 раза в неделю никакого эффекта не будет.
Примерные комплексы для детей
Комплекс ЛФК для дошкольников:
Ходьба разнообразная - на носках, с высоким подниманием колен - 30с. Махи. И. п. - о.с. Взмахнуть руками вверх через стороны, подняться на носки - вдох, принять и.п.- выдох. Махи гимнастической палкой. И.п. - о.с., палка внизу. Поднять гимнастическую палку вверх, потянуться за ней - вдох, опустить вниз - выдох. Махи ногами. И.п. - лежа на животе. Поднимать ноги, при этом туловище не должно отрываться от пола. «Ласточка». И.п. - то же самое. Поднимать верхнюю часть туловища, при этом таз не отрывается от пола. «Пловец». И.п. - о.с. Полуприсесть, согнув ноги в коленях, отвести руки назад - вдох, принять и.п. - выдох. Следить за тем, чтобы спина ребенка была ровной. Поочередно стоять на одной ноге с разведенными в стороны руками. Следить за осанкой. Стоять у стены, при этом у спины и стены должно быть не менее 2-х точек соприкосновения.
Комплекс ЛФК для детей школьного возраста:
Поднимать и опускать руки с мячом. Локти должны быть разведены в стороны. Опускать мяч за голову и поднимать его над головой. Спина ровная. Заводить руки за спину - одну сверху, другую снизу. Сомкнуть их в замок. Делать наклоны в стороны с разведенными руками. Лежа на спине прогибать спину в поясничном отделе. Таз при этом не отрывается от пола. Стоя в упоре на колени и ладони по очереди прогибать и выгибать спину. В том же положении поднимать одновременно сначала правую руку и ногу, затем левую. Лежа на животе синхронно поднимать плечи и ноги. Задержаться так на несколько секунд. Имитировать езду на велосипеде лежа на спине.
Очень важно постоянно следить за верным положением спины таких детей в период занятий лечебной физкультурой. Обязательно нужно правильно, глубоко дышать. После выполнения ЛФК следует спокойно походить и восстановить дыхание.
Кроме этого, замечательно корректирует осанку такой вид спорта как плавание. Он дает равномерную нагрузку на абсолютно все мышцы, и тем самым развивает их. Еще таким детям полезны подтягивание, висение на турнике и просто ходьба, при которой гимнастическую палку держат с помощью рук за спиной.
Важно помнить, что такая патология - вполне корректируемое явление. Просто нужно вовремя обратиться за квалифицированной помощью. Специалист подберет необходимый комплекс ЛФК для детей с нарушенной осанкой, и тогда ваш ребенок будет здоров!
Упражнения ЛФК для детей с нарушением осанки являются самым действенным методом профилактики и коррекции искривлений позвоночника. Современные дошкольники и младшие школьники проводят слишком много времени у экранов телевизоров, на уроках в школе и за выполнением домашних заданий. Но от общего физического развития зависит не только красота и стройность фигуры, но и здоровье многих внутренних органов.
Как связана физкультура и осанка человека?
При ускоренном росте скелета (в возрасте около 7 лет), мышечная масса увеличивается незначительно. Дети в этом возрасте вытягиваются, кажутся выше и стройнее. Но недостаточное развитие мышц приводит к тому, что неокрепший позвоночник, не имеющий мышечной поддержки, становится уязвимым для формирования изгибов, несвойственных для нормальной физиологии.
Принято выделять 2 разновидности нарушений:
искривление позвоночника в сагиттальной области (увеличены или уменьшены естественные изгибы, возникает сутулость, плоская, круглая спина и др); изменения во фронтальной плоскости - сколиоз.
В результате у ребенка снижается объем дыхательных движений, нарушается работа пищеварительного тракта, сердечно-сосудистой системы, часто развивается близорукость.
Чтобы дефекты осанки не возникали, позвоночнику нужен мощный мышечный корсет. Так называют окружающие позвоночный столб мышцы: они поддерживают гибкий костный орган в вертикальном положении, возвращают позвонки в физиологическое состояние после работы (наклонов, поднятия тяжестей и т.п.), при движении, прыжках, беге играют и амортизирующую толчки роль. При неразвитых мышцах спины у взрослого человека возникает множество заболеваний, связанных со смещением позвонков.
Для формирования сильных мышц, которые будут удерживать позвоночник в правильном положении, разработаны упражнения для осанки: детям они доступны в возрасте 5–7 лет.
При уже сформировавшемся нарушении осанки в этом возрасте можно корректировать его с помощью специальных, лечебных упражнений. Они направлены на укрепление мышц в проблемной зоне и на общее развитие мышечного корсета.
Комплекс упражнений для детей дошкольного возраста
Дошкольникам недоступна целенаправленная тренировка. Ребенок может просто не понимать, зачем нужно делать те или иные движения, когда хочется просто бегать и играть. Поэтому детская гимнастика проводится в игровой форме.
Упражнения, которые можно выполнять ребенку 6–7 лет:
Занятие начинается с ходьбы, которая одновременно служит подготовкой и разминкой. Первые 10–15 секунд выполняется обычная ходьба, но родитель или инструктор должен следить за правильной осанкой ребенка. Следующие 10–15 секунд выполняют ходьбу на носках (руки поставить на пояс). Для разогрева мышц применяют ходьбу с высоким подниманием коленей в течение следующих 10–15 секунд. Упражнение, которое вытягивает позвоночник, выполняется из исходного положения с ногами на ширине плеч. На вдох ребенок плавно поднимает руки и тянется вверх. На выдохе руки медленно опустить. Выполнять 5–6 раз. Следить, чтобы ребенок не прогибался в пояснице при подъеме рук. Принять и.п. лежа на спине. Руки свободно вытянуть вдоль тела. Ребенок должен одновременно поднять левую руку и подтянуть к животу правую ногу. Повторить с другой рукой и ногой, а затем выполнить упражнение, поднимая сразу обе руки и ноги. Повторить 6–9 раз (чередовать по 2–3 раза каждую позицию). И.п. то же. На выдохе поднять прямую ногу до вертикального положения, удержать 1–2 секунды, опустить. Повторить по 2–3 раза каждой конечностью. Родитель следит за тем, чтобы нога не сгибалась в колене. Из и.п. на животе можно сделать упражнение «Боксер». При выполнении приподнять плечевой пояс и имитировать удары руками (по 3–4 движения каждой). И.п. такое же, руки вдоль тела. Медленно напрягаясь, ребенок постепенно поднимает грудь, руки и ноги. Немного прогнувшись, положение нужно зафиксировать на 3–4 секунды, расслабиться, вернувшись в и.п. Количество подходов - 4–5 раз. Встать на колени, руки опустить, голени вместе. Развести в стороны прямые руки, ногу выпрямить и отвести вбок. Вернуться в и.п. и повторить с другой ногой. Сделать упражнение 4–6 раз. Родитель следит за осанкой ребенка.
Профилактические занятия
Комплекс упражнений ЛФК при нарушении осанки можно выполнять с ребенком и в профилактических целях, пока сколиоз не сформирован. Они несложны и доступны в домашних условиях. Дополнить их можно движениями с гимнастической палкой:
Взять палку так, чтобы руки были впереди и внизу. Поднимая руки, отвести назад ногу. Вернуться в и.п., повторить с другой ногой. Выполнить 6–8 движений. Родитель наблюдает за тем, чтобы ребенок прогнулся в пояснице назад. Палку взять так, чтобы она была сзади. Руки внизу, ноги вместе. Поднимаясь на носки, руки отвести назад как можно дальше. Вернуться в и.п. и повторять 4–6 раз. Родитель следит за тем, чтобы ребенок не сгибал локти и не наклонялся вперед. Палка впереди, внизу. Поднять руки, опустить к груди, вернуться в и.п. Сделать упражнение 4–5 раз. Следить, чтобы ребенок держал осанку.
В заключение занятия выполнять ходьбу в спокойном темпе в течение 30 секунд. При этом осанка должна сохраняться, на что родитель обращает внимание ребенка.
Комплекс ЛФК для младших школьников
У первоклассников чаще всего нарушения впервые определяются при медосмотре в школе. Они являются следствием недостаточного внимания к развитию ребенка до школы. Но осанку все еще можно корректировать, проводя ежедневные занятия дома. Ежедневная утренняя зарядка тоже может содержать элементы ЛФК.
Детям уже доступно принимать и сохранять контрольную позу: подойти к стене и опереться о нее пятками, голенями, ягодицами, лопатками и затылком. Плечи при этом не поднимать. Во время разминки (ходьбы, как указано выше) важно следить за соблюдением контрольной позы.
После разминки первоклассник может выполнять несложные упражнения лечебной физической культуры с мячом, гимнастической палкой или без снаряда. Самостоятельно проследить за правильным выполнением и осанкой он не способен, поэтому требуется присутствие старшего члена семьи, который сможет контролировать занимающегося и исправлять его ошибки.
Лечебная физкультура для исправления осанки может включать такие упражнения:
Из и.п. стоя, ноги на ширине плеч, поднять мяч (или палку). При подъеме рук посмотреть на предмет. Опустить его на грудь, вернуться в и.п. Сделать 5–6 повторов. Мяч в 1 руке. Завести его за спину, переложить в другую руку, вернуться в и.п. Следить за соблюдением контрольной позы. Выполнить 5–6 движений. Поднять руки с мячом или палкой над головой. Развести локти в стороны, соединяя лопатки. Сделать 4–6 наклонов влево и вправо. Принять и.п. лежа на спине. Поднимая ноги, выполнить разведение их в стороны, а затем перекрестить. Выполнить 7–8 движений, вернуться в и.п. Упражнение «Велосипед» хорошо тренирует брюшную стенку. Ноги поднять и согнуть в коленях. Имитировать движения велосипедиста в течение 20–30 секунд. Использовать движения упражнений «Боксер» и «Ласточка». Вариантами могут стать подъемы груди с прижатыми к полу ногами или только ног. Можно использовать палку, которую надо держать на уровне плеч позади шеи. Движения повторять по 4–6 раз.
Кроме упражнений, направленных на развитие мышц спины, младшие школьники должны выполнять приседания не менее 10–15 раз за 1 занятие. Их можно производить без снаряда, вытягивая руки вперед во время сгибания ног. При наличии палки ее либо держат впереди, либо заводят за спину на уровне плеч. Последний вариант способствует контролю за осанкой со стороны самого ребенка.
Заключение
Кроме выполнения комплексов ЛФК необходимо обеспечить ребенку максимум двигательной активности. Это могут быть пешие или велосипедные походы, катание на лыжах и коньках, подвижные игры.
Напряжение в теле и позвоночнике, вызванное неправильной статической и динамической осанкой у детей, опасно приобретением множества вредных привычек, в дальнейшем влияющих на рост ребёнка и его будущие постуральные рефлексы - обеспечивающие правильное положение тела в пространстве. Именно поэтому так важно позаботиться о здоровой осанке чада своевременно. В первую очередь необходимо прививать ребёнку любовь и привычку к активному образу жизни, а при необходимости - уделить внимание занятиям лечебной физкультурой (ЛФК).
Суть упражнений для формирования правильной осанки у детей
Осанка - это способность тела контролировать своё положение в пространстве, преодолевая действие внешних сил (тяжести, реакции опоры, сопротивления и инерции). Это касается как статической (сидя в одной позиции), так и динамической (поддерживающая баланс) осанки.
Частые дефекты осанки: поясничный лордоз, грудной кифоз и сутулость. Такие дефекты осанки могут сочетаться со сколиозом
Возможно, вы слышали о проприоцепции? Это ощущение мышц своего тела и положение отдельных его частей в пространстве у здорового человека. Проприоцепция действует благодаря рецепторам, расположенным в коже, мышцах и суставах для создания внутреннего образа вашего тела.
Детская осанка - предмет, всё больше интересующий родителей. Хорошая осанка очень важна как для дошкольников, так и для младших школьников и подростков. Ни для кого не новость, что правильное положение позвоночника формируется с детства, особенно следует ему уделять внимание во время так называемых фаз быстрого роста: в 6–7 лет, а также в 11–12 лет.
Поскольку современные дети в большинстве ведут малоподвижный образ жизни (учёба в школе, игры за компьютером, просмотр телепередач), то возникает дефицит активных физических движений. А это влечёт за собой - нарушение осанки.
Даже если у ребёнка пока не обнаружено никаких проблем со спиной - активный образ жизни является отличной профилактикой. Учитывая интересы ребёнка, его можно записать на плаванье, верховую езду, боевые искусства. Эти виды спорта отлично формируют основы здоровой осанки. Для коррекции уже имеющихся проблем, а также, с профилактической точки зрения, если есть анатомическая расположенность, необходимо вовремя приобщить ребёнка к занятиям специальной гимнастикой. Лечебно-профилактический физкультурный комплекс против дефектов осанки в детском возрасте содержит в себе упражнения:
- на тренировку мышечно-связочного аппарата спины - используют с целью профилактики;
- корректирующие постановку позвоночного столба - применяют для избавления от нарушений осанки или с целью остановки прогрессирования искривлений.
Позитивное влияние ЛФК на здоровье организма выражается в таких изменениях, как:
- укрепление мышечного корсета и достижение функциональной симметрии;
- качественное развитие двигательных функций;
- стимулирование обмена веществ;
- натренированность сердца и лёгких;
- стабилизация психоэмоционального фона;
- тонизирующее и общеукрепляющее воздействие на организм;
- устранение деформации - при лёгких формах - или остановка прогрессирования (в сложных случаях).
Необходимым условием занятий ЛФК при деформациях позвоночника, особенно на начальных этапах лечения, являются начальные разгрузочные позы (лёжа, стоя).
Запрещённые упражнения при дефектах осанки
Различают осанку 4-х типов по Штаффелю. Первый тип - это здоровая осанка с нормальными физиологическими изгибами позвоночника, позволяющими амортизировать нагрузки, равномерно распределяя их на позвоночный столб и связочно-мышечный аппарат. Остальные три типа отражают те или иные нарушения в грудном либо поясничном отделе.
Каждый тип нарушения подразумевает неправильное положение всей конструкции позвоночника. Поэтому воздействуя посредством физкультуры, например, на грудной отдел - обязательно необходимо учитывать также состояние шейного и поясничного. Чтобы избежать «перекосов» необходимо воздержаться от некоторых видов упражнений. При деформациях позвоночника в лечебной физкультуре следует избегать:
- чрезмерных перегибов в грудном и поясничном отделах;
- статических упражнений с жёсткой нагрузкой на спину (особенно в положении сидя);
- резких рывков, поворотов, скручиваний;
- одностороннего подъёма тяжестей;
- неравномерной нагрузки на корпус;
- акробатических элементов (стойка на лопатках, голове или руках, мостик, берёзка, кувырки);
- бега на скорость, прыжков, соскоков (сотрясения чрезмерно травмируют позвоночник);
- упражнений, перерастягивающих позвоночник при закруглённой нестабильной спине (пассивные висы).
Показания и противопоказания к ЛФК
Физическая терапия против дефектов осанки показан при любом типе её нарушения, поскольку это единственный способ целенаправленного укрепления стабилизирующих мышц туловища. Лечебная физкультура необходима пациенту, если у него:
- плоская спина - физиологические изгибы недостаточно выражены, плоская грудная клетка и выпяченные в разные стороны лопатки. Упругость и амортизационные свойства позвоночника недостаточны, он склонен к различным искривлениям;
- закруглённая спина - формируется из-за усиленного физиологического кифоза грудного отдела, чтобы его уравновесить в поясничном и шейном отделе также образовывается компенсаторный выраженный лордоз. Ввиду чрезмерных прогибов позвоночник является избыточно подвижным. Боковые искривления не характерны для этого типа осанки;
- сутулая спина - преобладает кифоз грудного отдела, на фоне остальных слабовыраженных прогибов. Характерна сколиотическая осанка: одно плечо (лопатка) выше другого. Сутулая спина - патология, которая встречается в любом возрасте.
Сутулость - самый распространённый дефект осанки. Чаще всего встречается у девочек-подростков. Характеризуется увеличенным шейным лордозом, который создаёт впечатление, что человек «грустит», голова и плени наклонены вперёд.
Необходимым условием успешного лечения является полноценный рацион, активный образ жизни, контроль массы тела, прогулки на свежем воздухе. Поверхность для сна должна быть жёсткой. Рабочее место ребёнку необходимо подобрать по росту так, чтобы он не сутулился и не кривил спину набок. Свет должен падать с левой стороны. А также важна своевременная проверка зрения.
Абсолютных противопоказаний для занятий лечебной гимнастикой нет, поскольку врач всегда подберёт комплекс индивидуальный по сложности и направленный на улучшение состояния осанки ребёнка. Но при некоторых сопутствующих состояниях и заболеваниях следует воздержаться от упражнений до стабилизации здоровья. Относительные противопоказания включают:
- острые воспалительные заболевания;
- вирус или инфекцию с повышением температуры тела;
- боль в суставах или мышцах;
- наличие быстропрогрессирующих искривлений позвоночника (сколиоза).
Когда острое воспаление или боль прошли - можно приступать к занятиям, осторожно начиная с наиболее простых и лёгких упражнений.
Подготовительный этап
После того как физиотерапевт определил тип деформации осанки, противопоказания исключены, а сопутствующие факторы учтены - пациенту назначают определённый комплекс ЛФК, направленный на коррекцию и устранение дефектов. Прежде чем приступить к выполнению комплекса, нужно убедиться, что ребёнку обеспечен достаточный комфорт, ничто его не беспокоит и не угрожает его самочувствию. Вот некоторые правила подготовки:
Занятия проходят в специально оборудованных медицинских кабинетах с сопровождением инструктора - физиотерапевта. В дальнейшем несложные комплексы можно практиковать в домашней обстановке.
Комплексы упражнений - как правильно выполнять
Любой комплекс ЛФК состоит из трёх этапов:
- разминка - например, ходьба на месте или по кругу, вращение и махи руками и ногами;
- основные упражнения - определённый комплекс, направленный на устранение дефекта;
- растяжка и расслабление - плавная растяжка основных групп мышц.
Общие правила выполнения упражнений:
- Заниматься нужно не менее трёх раз в неделю. Длительность одного урока не более 30 мин для детей 6–7 лет, 45–60 минут для подростков;
- Параллельно с гимнастикой необходимо приучать детей к правильной технике дыхания, не задерживать его. На выдохе выполняются элементы с усилием;
- Движения поначалу должны быть осторожными и плавными - никаких рывков и ускоренного темпа! Сложность элементов нарастает постепенно от занятия к занятию;
- До старта занятий ребёнка нужно предупредить о необходимости сообщать физиотерапевту о боли или дискомфорте, если они возникнут;
- Самочувствие в день занятий должно быть хорошим, без отклонений;
- Нельзя заниматься поздно вечером;
- С первых занятий необходимо уделять достаточно внимания правильной технике упражнений (спина ровная, плечи расправлены, подбородок чуть приподнят);
- Для получения эффекта важна системность и регулярность. Нельзя пропускать занятия без серьёзной причины.
Лечебные упражнения нужно выполнять регулярно, иначе эффект от них будет слабым и невыразительным
Важно, чтоб ребёнок доверительно относился к физиотерапевту, не стесняясь комментировать свои ощущения во время физических упражнений.
Физкультурный комплекс для профилактики нарушения осанки у детей и подростков
Для выполнения нужен спортивный коврик и гимнастическая палка (детям 6–9 лет необходима помощь взрослого). Количество повторов каждого упражнения 6–7 раз:
Профилактические упражнения для анатомической осанки у детей: видео
Зарядка при кифозе у детей
Комплекс можно применять в качестве профилактики юношеского кифоза (болезни Шейермана Мау) у детей 10–12 лет. Если вовремя начать физическую терапию, то в раннем возрасте такая осанка поддаётся неплохой коррекции. Лечебной физкультурой, правда, нужно заниматься регулярно не менее года. Если время упущено, то исправить кифоз во взрослом возрасте уже очень сложно, из-за анатомических изменений в позвонках. Каждое упражнение следует повторять по 5 раз, если не указано другое.
- Разминка: ходьба на месте или по кругу 1–2 минуты; руки поднимаются, максимально потягивается все туловище на носочках (вдох), при выдохе - руки опускаются (сделать 3–5 раз).
- Лечь ровно на живот, вытянувшись в одну линию, голову положить набок. Оторвать от горизонтальной поверхности туловище и руки, голова - продолжение позвоночника, и приостановиться на 5 секунд в такой позе. Спину следует держать ровной и нельзя поднимать ноги - их может придерживать инструктор (сделать 5 раз).
- Упражнение выполнять по аналогии к предыдущему, только прямые руки разведены по сторонам, наподобие «крыльев самолёта»; ещё один вариант этого упражнения, когда руки согнуты в локтях, как маленькие крылышки, кисти в кулачках на уровне плеч, лопатки сведены; далее ребёнок опускает руки вдоль туловища и снова отрывает верхнюю часть корпуса от пола (сделать 5 раз каждый из вариантов).
- Более сложное упражнение, состоящее из элементов предыдущих, лёжа на животе, ребёнок отрывает верхнюю часть корпуса от пола и в этой позе меняет положение рук: вдоль тела, сгибает в локтях, выпрямляет вперёд, снова сгибает в локтях, опять - вдоль тела. Важно следить за положением ног и головы.
- Начальная поза: лечь на спину, плечи и руки опущены, лопатки и поясница максимально соприкасаются с полом. Поднимать ноги, согнув колени и сформировав прямой угол, зафиксировать на 5 секунд и вернуть в начальное положение. Во время подъёма ног инструктор на первых порах рукой фиксирует живот, чтобы ребёнок не прогибал поясницу.
- В том же положении: подъёмы прямых ног до угла 45 градусов с полом. И также фиксировать на 5 секунд при каждом поднятии. Необходимо контролировать, чтобы плечевой пояс и поясница не отрывались от земли.
- Упражнение, скомбинированное из двух предыдущих: прямые ноги оторвать от пола под углом 45 градусов, согнуть в коленях, опять выпрямить и плавно опустить на пол.
- Упражнение «ножницы»: лёжа на спине, поднять прямые ноги под углом 45 градусов к полу и выполнять горизонтальные махи ногами, перекрещивая их. Плечи и поясница не отрываются от пола.
- То же самое, что и в предыдущем упражнении, только выполнять - вертикальные махи ногами.
- Упражнение «велосипед»: лёжа на спине, ноги поднять и согнуть в коленях, имитировать ими езду на велосипеде вперёд, и назад - ноги «крутятся» в обратную сторону (30 раз).
- Начальная поза: стоя у стены. К стене прижать голову, лопатки, ягодицы, голени, пятки, поясницу не прогибать. Плечи и бёдра на одном уровне с точки зрения горизонтальной и вертикальной плоскостей. Находиться в такой позе в течение 1 минуты, постепенно, от урока к уроку, увеличивая продолжительность. Идеально - выполнять в итоге это упражнение без опоры на стенку.
Зарядка при кифозе у детей: видео
5 простых и эффективных упражнений на растяжку спины
Упражнения предназначены для выработки идеальной осанки у школьников и подростков. Комплекс несложный и занимает совсем немного времени - в этом его преимущество. Каждое упражнение нужно повторить от 3 до 5 раз.
- Начальная поза: сесть на колени, ягодицы накрывают пятки, руки вытянуть вперёд на полу, спину максимально прогнуть. Необходимо максимально потянуть голову, шею и руки вперёд, ощутив натяжение спинных мышц. Побыть немного в такой позе, немного покачиваясь вверх-вниз, не делая резких рывков. Этим упражнением следует начинать и заканчивать зарядку.
Такой растяжкой желательно начинать и завершать комплекс
- Начальная поза: встать на правое колено, вторую ногу согнуть с упором на ступню. Голова «смотрит» вперёд, противоположной (левой) рукой необходимо коснуться пятки правой ноги, правая рука в это время тянется в сторону потолка. Затем поменять стороны.
Упражнение на растяжку и равновесие кажется простым только на первый взгляд
- Упражнение «планка» (для здоровой спины в качестве профилактики). Опереться на пол локтями и ступнями, корпус находится параллельно полу, шея и голова - продолжение позвоночника. В таком положении пребывать 10–15 секунд (сколько возможно). Очень важно не прогибать и не округлять спину.
Упражнение «планка» отлично тренирует как осанку, так и мышцы всего тела
- Начальная поза: стоя наклониться вперёд всем корпусом, прямые руки максимально отвести назад, опустив плечи и сдвинув лопатки. Оставаться в такой позе 10 секунд.
Наклоны корпуса с отведёнными назад руками выполняют, максимально сводя лопатки
Второй вариант этого упражнения с руками, вытянутыми вперёд.
Корпус нужно не просто наклонить, но и тянуться вперёд за собственными руками
- Начальная поза: стоя ровно, руками потянуться к потолку, кистью одной руки обхватить запястье другой и в таком положении плавно наклоняться и тянуться, слегка покачиваясь, в обе стороны поочерёдно.
Наклоны в стороны обеспечивают растяжку боковых мышц туловища
Такая зарядка занимает в среднем от 10 до 15 минут. Но выполнять её нужно ежедневно.
Упражнения с фитболом для улучшения осанки
С помощью занятий с большим упругим мячом - фитболом, школьник укрепит мышцы так называемого кора - это набор мышц, отвечающих за стабилизацию позвоночника, таза и бёдер, а значит - и за здоровую осанку. Вначале необходимо выбрать подходящий мяч, соответственно росту ребёнка. Сделать это можно следующим образом: в позиции сидя на мяче (ступни на полу) угол между бедром и голенью школьника должен быть примерно 90 градусов, а колени в этом положении чуть ниже талии. Или другое правило: детям ростом до 155 см следует остановиться на мяче диаметром 45–55 см; при росте 156–169 см подойдёт фитбол 55 см в диаметре; подросткам, чей рост превышает 170 см - рекомендуется фитбол 65–75 см.
- В позиции сидя на фитболе попеременно поднимать ноги, стараясь удержаться на мяче с ровной спиной.
Придерживая руками мяч - старайтесь сохранять равновесие
Чтобы усложнить задачу, одновременно с ногой следует поднимать вверх противоположную руку, останавливаясь в такой позе по 5 секунд (выполнять в 2 подхода по 20 раз).
Усложненный вариант - задействованы не только ноги, но и руки
- Для того чтобы упражнения были не только полезными, но и интересными можно дополнительно воспользоваться маленькими цветными мячиками и корзинкой. Ребёнок ложится животом на фитбол, попутно берёт в руки маленький мячик.
Живой интерес и азарт у детей любого возраста вызовет необычная идея с цветными мячиками, которые нужно забрасывать в корзинку
Прокручивая под собой фитбол с помощью рук, «шагающих» по полу, он старается закинуть мячик в корзинку, которая расположена на расстоянии.
Корзинку можно расположить на небольшом расстоянии от фитбола
Для усложнения задачи - корзинку можно со временем располагать все дальше от фитбола. Таким образом, фитбол оказывается возле ступней. Назад нужно двигаться аналогично, перекатывая мяч под телом в начальную позицию.
Задача усложняется, если корзинку для цветных мячиков передвинуть немного дальше
- Упражнение «аэроплан»: ребёнок ложится сверху на мяч так, чтобы верхняя часть туловища нависала над землёй, носочки упираются в пол. Прилагая усилия, нужно стараться удержать мяч под собой, расправив руки в стороны и держа спину, шею и голову на одной линии.
Упражнение «самолёт» на фитболе точно понравится детям
Такие упражнения встретят с энтузиазмом дети любого возраста. Они отлично тренируют верхние и нижние мышцы спины и живота, незаметно для ребёнка формируя его здоровую осанку.
Сидя за обеденным столом дома или на своём рабочем месте, ребёнку полезно пользоваться фитболом вместо стула. Таким образом, необходимый навык стабилизации корпуса будет вырабатываться автоматически.
Использование фитболов вместо стульев - незаметно тренирует осанку и, одновременно, разгружает детский позвоночник
ЛФК при плоской спине
Плоская спина - наихудший тип осанки в плане амортизационных свойств позвоночника. Её анатомические изгибы недоразвиты вследствие наследственной предрасположенности, слабых мышц спины, перенесённого рахита и др. Упражнения при этом дефекте осанки следует делать крайне плавно, немного останавливаясь в каждом положении. Повторять по 10 раз.
Тотальная слабость мышечной системы - основа данного нарушения осанки
Такая физкультура помогает тренировать мышечный корсет и формировать анатомические изгибы позвоночного столба, присущие правильной осанке.
Возможные последствия и осложнения
Все знают о пользе лечебной физкультуры и её немалой роли в исправлении дефектов осанки. Однако о возможных последствиях и осложнениях задумывается не каждый взрослый, тем более - ребёнок. А они вполне реальны, если не соблюдать технику упражнений, или разрабатывать себе комплексы самостоятельно, без сопровождения хирурга-ортопеда и физиотерапевта. В этом случае могут ожидать такие неприятности, как:
- возникновение болевого синдрома;
- невралгия вследствие пережатия нервного корешка позвоночника;
- спазмы мышц;
- растяжка связочного аппарата;
- усиление существующей нестабильности позвоночника;
- усугубления имеющегося дефекта.
ЛФК при компрессионном переломе позвоночника играет основную роль в реабилитации пациента. Первые 2 месяца после перелома больной проводит в стационаре в лежачем положении, где ему показаны: дыхательная гимнастика и наиболее облегчённые движения руками и скольжение по постели ногами. По мере выздоровления врач-ортопед постепенно добавляет упражнения, составляя индивидуальный комплекс для больного. Более или менее полноценная гимнастика показана спустя 2–2,5 месяца после травмы и проводится под наблюдением физиотерапевта реабилитолога.
Чтобы физические упражнения шли на пользу, ребёнок должен чётко знать и соблюдать правила техники безопасности, а также постоянно быть под контролем инструктора.
Осанка – это привычное положение тела непринужденно стоящего человека . Осанка зависит от степени развития мышечной системы, угла наклона таза, положения и формы позвоночника (физиологические изгибы).
Нарушения осанки возникают у детей в раннем возрасте: в ясельном – у 2,1%; в 4 года – у 15-17% детей; в 7 лет – у каждого третьего ребенка. В школьном возрасте процент детей с нарушением осанки продолжает расти. Так, по данным Д.А. Ивановой с соавт., нарушения осанки имеются у 67% школьников.
Различают четыре физиологических изгиба позвоночника в сагиттальной плоскости: два обращены выпуклостью кпереди – это шейный и поясничный лордозы ; два обращены выпуклостью кзади – это грудной и крестцово-копчиковый кифозы . Благодаря физиологическим изгибам позвоночный столб выполняет рессорную и защитную функции спинного и головного мозга, внутренних органов, увеличивает устойчивость и подвижность позвоночника.
У новорожденного ребенка имеется лишь крестцово-копчиковый кифоз , сформировавшийся на этапе внутриутробного развития. Начало формирования физиологических изгибов позвоночника относится к периоду грудного возраста.
К 3 месяцам жизни у ребенка формируется шейный лордоз – под влиянием работы мышц спины и шеи во время приподнимания головы из положения лежа на животе и сохранения данной позы.
К 6 месяцам начинает формироваться грудной кифоз – при развитии умения самостоятельно переходить из положения лежа в положение сидя и длительно сохранять сидячую позу.
К 9-10 месяцам начинает формироваться поясничный лордоз – под действием мышц, обеспечивающих вертикальное положение тела во время стояния и ходьбы.
Выраженность физиологических изгибов позвоночника зависит также от угла наклона таза. При увеличении угла наклона позвоночный столб, неподвижно сочлененный с тазом, наклоняется вперед; одновременно увеличиваются поясничный лордоз и грудной кифоз позвоночника, которые компенсируют нарушение вертикального положения тела. При уменьшении угла наклона таза физиологические изгибы позвоночника соответственно уплощаются.
Осанка ребенка, с позиции физиологических закономерностей, является динамическим стереотипом и в раннем возрасте носит неустойчивый характер, легко изменяясь под действием позитивных или негативных факторов. Гетерохронность развития костного, связочного, суставного аппарата и мышечной системы в этом возрасте является основой неустойчивости осанки. Неравномерность развития уменьшается по мере снижения темпов роста опорно-двигательного аппарата и стабилизируется к окончанию роста человека.
Правильная осанка характеризуется: вертикальным расположением головы и остистых отростков; горизонтальным уровнем надплечий; симметричным расположением углов лопаток, молочных желез у девушек и околососковых кружков у юношей; плоским животом, втянутым по отношению к грудной клетке; умеренно выраженными физиологическими изгибами позвоночника; равными, симметричными и хорошо выраженными треугольниками талии; симметричными ягодичными складками; одинаковой длиной нижних конечностей и правильной постановкой стоп (ноги разогнуты в коленных и тазобедренных суставах; ось тела проходит через ухо, плечевой и тазобедренный сустав и середину стопы).
В различные возрастные периоды осанка ребенка имеет свои особенности. Так, для осанки дошкольников наиболее характерными являются плавный переход линии грудной клетки в линию живота, который выступает на 1-2 см, а также слабо выраженные физиологические изгибы позвоночника. Для осанки школьников характерны умеренно выраженные физиологические изгибы позвоночника с незначительным наклоном головы вперед.
Угол наклона таза у девочек больше, чем у мальчиков: у мальчиков – 28°, у девочек – 31°. Наиболее стабильная осанка отмечается у детей к 10-12 годам.
Нарушение осанки не является заболеванием – это изменение функционального состояния мышечно-связочного и опорно-двигательного аппаратов, которое (при своевременно начатых оздоровительных мероприятиях) не прогрессирует и является обратимым процессом.
Вместе с тем нарушение осанки постепенно приводит к снижению подвижности грудной клетки, диафрагмы, к ухудшению рессорной функции позвоночника, что, в свою очередь, негативно влияет на деятельность основных систем организма: центральную нервную, сердечно-сосудистую и дыхательную; сопутствует возникновению многих хронических заболеваний вследствие проявления общей функциональной слабости и дисбаланса в состоянии мышц и связочного аппарата ребенка.
Причины развития нарушений осанки:
Слабость естественного мышечного корсета ребенка;
Несоответствие мебели весоростовым показателям ребенка;
Неправильные положения тела, которые ребенок принимает в течение дня, – при выполнении различных видов деятельности и во время сна.
Различают три степени нарушения осанки.
I степень – характеризуется небольшими изменениями осанки, которые устраняются путем целенаправленной концентрации внимания ребенка.
II степень – характеризуется увеличением количества симптомов нарушения осанки, которые устраняются при разгрузочном положении позвоночника в горизонтальном положении или при подвешивании (за подмышечные впадины).
III степень – характеризуется серьезными нарушениями осанки, которые не устраняются при разгрузочном положении позвоночника.
Для детей дошкольного возраста наиболее характерны I-II степени нарушения осанки; для школьников – II-III степени.
В настоящее время различают семь видов нарушений осанки в сагиттальной и фронтальной плоскостях (рис. 28).
В сагиттальной плоскости различают 5 видов нарушений осанки, вызванных увеличением (3 вида) или уменьшением (2 вида) физиологических изгибов (по И.Д. Ловейко, М.И. Фонареву, 1988).
При увеличении физиологических изгибов различают сутуловатость, круглую спину и кругло-вогнутую спину.
Сутуловатость характеризуется увеличением грудного кифоза при одновременном уменьшении или сглаживании поясничного лордоза. Голова наклонена вперед; плечи сведены вперед, лопатки выступают; ягодицы уплощены.
Круглая спина , или кифотическая осанка, характеризуется увеличением грудного кифоза, с почти полным отсутствием поясничного лордоза. Отсюда и более емкое название – «тотальный» кифоз. Голова наклонена вперед; плечи опущены и приведены, лопатки «крыловидные»; ноги согнуты в коленях. Отмечаются западение грудной клетки и уплощение ягодиц; мышцы туловища Послаблены. Принятие правильной осанки возможно только на короткое время.
Кругловогнутая спина , или кифолордотическая осанка , характеризуется увеличением всех изгибов позвоночника. Угол наклона таза [больше нормы; голова и верхний плечевой пояс наклонены вперед; живот выступает вперед и свисает. Из-за недоразвития мышц г брюшного пресса может наблюдаться опущение внутренних органов (висцероптоз). Ноги максимально разогнуты в коленных суставах – нередко с переразгибанием (рекурвация). Мышцы задней поверхности бедра и ягодичные мышцы растянуты и источены.
На фоне косметических дефектов при данных видах нарушений осанки уменьшается экскурсия грудной клетки и диафрагмы, снижаются жизненная емкость легких и физиологические резервы систем дыхания и кровообращения. Резко ограничиваются ротационные движения, боковые сгибания и разгибания позвоночника.
При уменьшении физиологических изгибов различают плоскую и плосковогнутую спину.
Плоская спина характеризуется сглаживанием всех физиологических изгибов (в большей степени – грудного кифоза). Грудная клетка смещена кпереди; появляются «крыловидные лопатки». Наклон таза уменьшен; нижняя часть живота выступает вперед. Снижен тонус мышц туловища.
Плосковогнутая спина характеризуется уменьшением грудного кифоза при нормальном или несколько увеличенном поясничном лордозе. Наблюдается при комбинированном изменении физиологических изгибов. Грудная клетка узкая. Мышцы живота ослаблены, угол наклона таза увеличен, при этом ягодицы отстают кзади; живот отвисает.
Косметические дефекты опорно-двигательного аппарата при данных видах нарушений осанки менее выражены: ухудшается рессорная функция позвоночника, что, в свою очередь, вызывает при движении постоянный микротравматизм головного мозга. Отмечаются повышенная утомляемость и головные боли. При уменьшении шейного и поясничного лордозов ограничиваются наклоны туловища вперед и назад (в меньшей степени), а также боковые наклоны.
Во фронтальной плоскости различают два вида нарушений осанки.
Асимметричная , или сколиотическая, осанка характеризуется нарушением срединного расположения частей тела и отклонением остистых отростков от вертикальной оси. Голова отклонена вправо или влево; надплечья и углы лопаток расположены на разной высоте; отмечаются неравенство треугольников талии, асимметрия мышечного тонуса. Снижена общая и силовая выносливость мышц. В отличие от сколиоза, не возникает торсия позвонков, и при разгрузке позвоночника все виды асимметрии устраняются.
Вялая осанка характеризуется общей слабостью мышечно-связочного аппарата, невозможностью длительно удерживать туловище в правильном положении, частой сменой положения тела в пространстве.
Профилактика и лечение нарушений осанки . Профилактика нарушений осанки – длительный процесс, требующий от ребенка и родителей осознанного отношения и активного участия. Ребенку необходимо многократно объяснять (на доступном уровне, с учетом его психомоторного развития) и показывать, что такое правильная осанка, что необходимо делать для ее поддержания.
Профилактика нарушений осанки у организованных дошкольников (посещающих дошкольные учреждения) осуществляется на занятиях по физическому воспитанию, плаванию, на музыкальных занятиях и т.д.; у школьников – на уроках физкультуры. Большое влияние на формирование правильной осанки оказывают родители, с первых дней жизни ребенка выполняющие массаж и физические упражнения (в соответствии с возрастом), а в более старшем возрасте осуществляющие контроль за сохранением навыка правильной осанки в быту, при различных видах деятельности и во время отдыха.
Основой лечения нарушений осанки (особенно начальной степени) является общая тренировка мышечного корсета ослабленного ребенка, которая должна осуществляться на фоне оптимально организованного лечебно-двигательного режима, составленного с учетом вида нарушений осанки и возраста ребенка. Устранение нарушений осанки представляет собой необходимое условие для первичной и вторичной профилактики ортопедических заболеваний и болезней внутренних органов.
Задачи ЛФК при нарушениях осанки:
Обучение навыку правильной осанки и систематическое закрепление этого навыка;
Укрепление мышц туловища и конечностей (выравнивание мышечного тонуса передней и задней поверхности туловища, нижних конечностей, укрепление мышц брюшного пресса);
нормализация трофических процессов в мышцах туловища;
Осуществление целенаправленной коррекции имеющегося нарушения осанки.
Показания и противопоказания к назначению ЛФК . Занятия лечебной гимнастикой показаны всем детям с нарушениями осанки, поскольку это единственный метод, позволяющий эффективно укреплять и тренировать мышечный корсет, выравнивать мышечный тонус передней и задней поверхности туловища, бедер.
Вначале на занятиях ЛФК временно не следует использовать: бег, прыжки, подскоки на жесткой поверхности; выполнение упражнений в исходном положении сидя; выполнение упражнений с большой амплитудой движения туловищем. Чистые висы не рекомендуется использовать в дошкольном и младшем школьном возрасте, поскольку кратковременное вытяжение позвоночника (на фоне общей слабости и диспропорции тонуса передней и задней поверхности мышц туловища) влечет за собой еще более сильное сокращение мышц, приносящее больше вреда, чем пользы. Кроме того, используемое в медицинской практике вытяжение должно всегда сопровождаться длительной разгрузкой позвоночника в и.п. лежа.
Методика ЛФК . Занятия ЛГ проводятся в поликлиниках, врачебно-физкультурных диспансерах, школах здоровья, дошкольных образовательных учреждениях (3-4 раза в неделю). Уменьшение количества занятий до 2 раз в неделю является неэффективным.
Курс ЛФК для дошкольников и школьников длится 1,5-2 месяца; перерыв между курсами – не менее месяца. В течение года ребенок с нарушением осанки должен пройти 2-3 курса ЛФК, что позволяет выработать стойкий динамический стереотип правильной осанки.
Выделяют подготовительную, основную и заключительную части курса ЛФК (продолжительностью соответственно 1-2, 4-5, 1-2 недели).
В подготовительной части используются знакомые упражнения с малым и средним количеством повторений. Создается зрительное восприятие правильной осанки и мысленное ее представление, повышается уровень общей физической подготовленности ребенка.
В основной части увеличивается количество повторений каждого упражнения. Специальные упражнения выполняются из разгрузочных исходных положений: лежа на спине, на животе, стоя на четвереньках и на коленях. Преобладает выполнение упражнений повторным или интервальным методом, в сочетании с пассивным отдыхом. Решаются основные задачи коррекции имеющихся нарушений осанки.
В заключительной ч а с т и нагрузка снижается. Количество повторений каждого упражнения – 4-6 раз. Через 2-3 недели занятий обновляется 20-30% упражнений (главным образом, специальных). Для дошкольников составляется 2-3 комплекса, для школьников – 3-4 комплекса ЛГ на один курс ЛФК. Совершенствуются навыки правильной осанки в усложненных вариантах выполнения упражнений.
Организационно-методические требования к проведению занятий ЛГ при нарушениях осанки
1. Наличие гладкой стены (без плинтуса), желательно на противоположной от зеркала стороне. Это позволяет ребенку, встав к стене, принять правильную осанку, имея 5 точек соприкосновения: затылок, лопатки, ягодицы, икроножные мышцы, пятки; ощутить правильное положение собственного тела в пространстве, вырабатывая проприоцептивное мышечное чувство, которое при постоянном повторении передается и закрепляется в ЦНС – за счет импульсов, поступающих с рецепторов мышц. Впоследствии навык правильной осанки закрепляется не только в статическом (исходном) положении, но и при ходьбе, при выполнении упражнений. Упражнения для формирования и закрепления навыка правильной осанки (см. Приложение 2).
2. В зале для занятий должны быть большие зеркала, чтобы ребенок мог видеть себя в полный рост, формируя и закрепляя зрительный образ правильной осанки. Дети подготовительных групп и младшего школьного возраста дают описание правильной осанки на основе образов героев сказок, животных, постепенно переходя к описанию собственной осанки, осанки друзей.
Средства ЛФК . Основными средствами ЛФК для коррекции осанки являются физические упражнения, массаж, гидрокинезотерапия; дополнительным – лечение положением.
Физические упражнения . Подбираются в соответствии с видами нарушений осанки.
Общеразвивающие упражнения (ОРУ)используются при всех видах нарушений осанки. Способствуют улучшению кровообращения и дыхания, трофических процессов. Выполняются из различных исходных положений, для всех мышечных групп – с предметами и без них, с использованием тренажеров.
Корригирующие, или специальные, упражнения. Обеспечивают коррекцию имеющегося нарушения осанки. Различают симметричные и асимметричные корригирующие упражнения. При дефектах осанки применяются преимущественно симметричные упражнения.
При выполнении данных упражнений сохраняется срединное положение остистых отростков. При нарушении осанки во фронтальной плоскости выполнение данных упражнений выравнивает тонус мышц правой и левой половины туловища, соответственно растягивая напряженные мышцы и напрягая расслабленные, что возвращает позвоночник в правильное положение. Например: в и.п. лежа на спине, рука за головой – согнуть ноги в коленях и подтянуть их к туловищу; в и.п. лежа на животе – приподнять туловище, имитируя плавание «брассом», ноги от пола не отрывать; в и.п. лежа на спине, ноги согнуты в коленях, руки вдоль туловища – приподнимая туловище, движением рук через стороны коснуться коленей.
К специальным упражнениям при нарушениях осанки относятся: упражнения для укрепления мышц задней и передней поверхности бедра, упражнения на растягивание мышц передней поверхности бедра и передней поверхности туловища (при увеличении физиологических изгибов).
На занятиях лечебной гимнастикой обязательно сочетаются общеразвивающие, дыхательные и специальные упражнения, упражнения на расслабление и самовытяжение. Упражнения для укрепления мышечного корсета (см. Приложение 3).
Массаж. В детском возрасте является эффективным средством профилактики и лечения нарушений осанки. Используются основные приемы: поглаживание, растирание, разминание, вибрация, а также их разновидности. Все приемы выполняются плавно и безболезненно. Для детей первого года жизни, как правило, проводится общий массаж. В более старшем возрасте акцент делается на мышцы спины, груди, брюшного пресса. Часто массаж предшествует занятиям ЛГ. Дети дошкольного возраста и старше на занятиях ЛГ могут использовать приемы самомассажа со вспомогательными средствами (роликовым массажером, массажными дорожками, массажными мячами), которые выполняются в сочетании с физическими упражнениями.
Гидрокинезотерапия . Занятия в воде являются мощным положительным эмоциональным фактором. Большинство детей адаптируются к воде с раннего возраста. Гидрокинезотерапия позволяет решать две задачи: 1) осуществление коррекции из разгрузочного положения позвоночника; 2) закаливающее действие (особенно для ослабленных детей). Длительная разгрузка позвоночника в воде (t не ниже 30°С) позволяет выполнять самые различные упражнения у бортика и на пенопластовой доске в сочетании с уже освоенными навыками различных способов плавания. Примерная Схема занятия лечебным плаванием для детей 9-10 лет такова: вводная часть (5 мин) – упражнения на суше и у бортика, общеразвивающие упражнения для всех мышечных групп; основная часть (25-30 мин) – упражнения в воде; заключительная часть (5-7 мин) – свободное плавание.
Лечение положением . На занятиях ЛГ применяется во время пауз отдыха и при выполнении специальных упражнений. С этой целью используется упругий валик (высотой 2-3 см) или подушка (чем старше ребенок, тем больше ее размеры). При круглой спине валик подкладывается под лопатки – при выполнении упражнений в и.п. лежа на спине; при плосковогнутой спине валик кладется живот – при выполнении упражнений в и.п. лежа на животе или под голову – в и. п. лежа на спине. Таким образом, позвоночник ребенка принимает правильное коррекционное положение в течение 5-8 мин.
Формы ЛФК . Для детей с нарушениями осанки используются разнообразные формы ЛФК: УГГ, ЛГ, самостоятельные занятия, дозированная ходьба, терренкур, лечебное плавание.
Детям (особенно школьного возраста) целесообразно выполнять упражнения на тренажерах. При уменьшении физиологических изгибов полезны тренировки на гребном тренажере (академическая гребля); при увеличении физиологических изгибов – на велотренажере (тренировка кардиореспираторной системы) с высоко поднятым рулем (руки параллельны полу), а также на гимнастическом комплексе «Здоровье». Этот вид тренировки доступ пен и дошкольникам – при наличии тренажеров, учитывающих весоростовые особенности данного возраста.
Для профилактики и лечения нарушений осанки эффективны также крупногабаритные полифункциональные средообразующие предметы – модули, способствующие поэтапному закреплению навыков правильной осанки, а также обогащению движений ребенка, улучшению психоэмоционального состояния (мячи большого диаметра, яркие, многофункциональные предметы).
После реабилитационного курса ЛФК (с разрешения врача) ребенку могут быть рекомендованы занятия различными видами спорта.
Оценка эффективности занятий ЛГ при нарушениях осанки
Функциональное состояние мышц-разгибателей туловища и мышц брюшного пресса, которые непосредственно участвуют в создании мышечного корсета и поддержании правильной осанки, определяется с помощью специальных двигательных тестов на определение их силовой выносливости (Н.А. Гукасова, 1999). Сюда относятся следующие тесты.
Удержание ног под углом 45° в положении лежа на спине. Ребенок лежит на кушетке, руки вдоль туловища. Затем он свободно поднимает прямые ноги под углом 45° и, касаясь носками руки исследователя, удерживает их в таком положении. Время удержания определяется по секундомеру.
Удержание туловища на весу в положении лежа на животе . Ребенок лежит на кушетке таким образом, что верхняя часть туловища (до гребней подвздошных костей) находится на весу; руки на поясе, ноги фиксируются исследователем. Время удержания туловища на весу определяется по секундомеру.
Исследование силовой выносливости мышц осуществляется 2-3 раза в год.
Примерный комплекс упражнений при нарушении осанки Рейтинг статьи: 4.07 /5 (Голосов: 14 )
Под осанкой подразумевают непринужденную позу без излишнего напряжения мускулатуры, которую человек обычно принимает в положении сидя и стоя.
Нормальной считается такое положение, при котором части тела располагаются симметрично по отношению к позвоночнику. Если у ребенка плохая осанка, то она может остаться на всю жизнь и стать причиной остеохондроза, сколиоза, кифоза и других заболеваний. Лечебная гимнастика при нарушении осанки является одним из основных корригирующих мероприятий.
Существует множество лечебно-гимнастических упражнений, которые помогают исправить осанку. Выбор комплекса лечебной физкультуры зависит от степени и типа искривления позвоночника. Регулярное выполнение гимнастических упражнений укрепляет мышечный каркас, делает кости и суставы более гибкими, улучшает кровообращение в различных частях тела. В результате формируются и закрепляются навыки правильного положения позвоночника.
Особенности гимнастики при различных видах нарушения осанки
Осанка формируется еще в детстве, поэтому лечебная гимнастика в этом возрасте дает наилучший эффект. Специально подобранные упражнения позволяют откорректировать угол наклона таза, восстановить симметричное расположение лопаток, головы и т.д.
Некоторые упражнения назначаются практически всем людям с нарушениями осанки в независимости от типа изменений. К таким видам гимнастики относятся дыхательные и общеразвивающие упражнения, упражнения для улучшения координации движений. Специальные комплексы подбираются индивидуально. Нарушение осанки у детей исправляют упражнения, укрепляющие или растягивающие мышцы определенной области тела, увеличивающие подвижность позвоночного столба.
При сутулости и круглой спине целью лечебной гимнастики является укрепление мускулатуры плечевого пояса и области спины при одновременном расслаблении и растягивании грудных мышц. Постепенно увеличивают подвижность позвоночника в грудном отделе.
При округло-вогнутой спине следует укреплять мышцы живота, задней поверхности бедер, спины, плечевого пояса. Мышцы груди, передней поверхности бедер и поясницы, напротив, надо растягивать и расслаблять. Нельзя выполнять упражнения с нагрузкой на поясницу, чтобы не усилить поясничный лордоз. С этой целью нагрузка на переднюю брюшную стенку задается в положении лежа с прижатой к полу поясницей и поднятыми ногами. При выполнении упражнений лежа рекомендуют под живот подкладывать подушку.
Если у пациента плоская спина, то врач назначает упражнения для укрепления групп позных мышц, нижних конечностей и плечевого пояса. Также постепенно увеличивается подвижность в грудном отделе, а нагрузка на поясницу уменьшается.
При плоско-вогнутой спине полезно укреплять все мышцы тела, кроме поясничных. Мышцы поясницы, наоборот, надо растягивать и расслаблять, чтобы уменьшить лордоз.
Если осанка ассиметрична, например, при сколиозе, то лечебная физкультура направлена на увеличение подвижности позвоночника, улучшение координации. При выполнении упражнений большое внимание уделяют симметричному расположению частей тела. Для этого рекомендуется заниматься гимнастикой перед большим зеркалом.
Важно: лечебная гимнастика для коррекции осанки может дать заметный эффект лишь в том случае, когда упражнения выполняются регулярно. Если гимнастикой заниматься 1-2 раза в две недели, то никакого результата не будет.
Комплекс упражнений для исправления осанки
Исходное положении: стоя спиной у стены
- Встать у стены, касаясь ее одновременно затылком и лопатками, ягодицами, икрами и пятками. Запомнить положение и отойти немного от стены.
- Сохраняя осанку, вытянуть руки впереди себя, присесть и встать. Приседание выполнить 5-6 раз.
- В том же правильном положении стоя последовательно расслаблять мышцы шеи, плеч, пояса, затем мышцы рук и остальную мускулатуру тела. Повторить упражнение 6-7 раз.
- Встать на носки с выпрямленной спиной и удержаться 5-7 секунд. Повторить 7-8 раз.
- Присесть, разведя при этом колени в стороны. Выпрямит спину, поднять подбородок, медленно встать. Повторить 6-7 раз.
Исходное положение: сидя на скамейке без спинки у стены
- Выпрямит спину, слегка прижать к стене затылок, область лопаток и ягодицы.
- Постепенно расслабить шейные и плечевые мышцы, опустить голову, расслабить мышцы спины, затем выпрямиться.
Исходное положение: лежа на полу
- Лежа на животе надо согнуть руки в локтях, положить лоб на тыльную сторону кистей. Правый локоть приподнять и сделать 2 пружинящих движения кзади, при этом голову и левый локоть не поднимать. Также проделать с левым локтем.
- Лежа на спине поднять вверх руки и потянуться кверху сначала правой, затем левой рукой. Мышцы живота при этом напрячь, выпрямленные ноги прижать к полу.
- Лечь на спину так, чтобы голова, туловище и ноги располагались на прямой линии. Руки прижать по бокам к телу. Приподнять насколько возможно голову и плечи, не меняя положения остальных частей тела. В таком положении продержаться 6-7 секунд.
- Прижать спину и поясницу к полу, постараться запомнить положение. Встать и походить по комнате, сохраняя правильное положение.
Комплекс упражнений для укрепления мышечного каркаса спины
Исходное положение тела: лежа на животе
- Положить под тыльную сторону рук. Плавно переместить руки на поясничную область, приподнять голову, плечи и область лопаток, насколько возможно. Удерживаться в таком положении 6-7 секунд, после чего вернуться в исходное.
- В том же положении положить ладони на голову, приподнять плечи и голову на 5-6 секунд. Затем расслабиться.
- Поднять голову и плечи, плавно приподнять руки кверху и постепенно переместить их в стороны, затем к плечам. Принять исходное положение.
- Лежа приподнять голову, выпрямленными руками выполнять круговые движения.
- Ноги, разогнутые в коленях, поднять от пола, не отрывая при этом от пола тазовую область и живот. Удержать положение 6-7 секунд.
- Лежа на животе имитировать руками движения пловца.
Все приведенные упражнения при нарушении осанки следует повторять по 5-7 раз за процедуру. Лучше всего заниматься корректирующей гимнастикой ежедневно в одно и то же время. Существует еще много упражнений, например, с использованием палки или скакалки, но они больше направлены на определенные мышечные группы, и их может посоветовать врач ЛФК после обследования.
Важно: перед тем как начать лечебно-гимнастические упражнения, проконсультируйтесь у врача. Особенно необходима помощь специалиста, если осанка нарушена у ребенка. В таком случае врач может назначить другие упражнения с учетом степени и формы нарушений.