>>Семейство бобовых
§ 68 Семейство бобовых
Семейство бобовых - одно из самых крупных семейств. В нем насчитывается более 12 000 видов. Среди бобовых однолетние и многолетние травы, кустарники и деревья.
Из культурных полевых и овощных бобовых растений у нас в стране выращивают горох, фасоль, сою, бобы, люпин. Широко распространены декоративные бобовые растения: карагана желтая (акация), белая робиния (акация), глициния и душистый горошек. Много растений этого семейства растет на лугах, по кустарникам и рощам (виды клевера, донника, чины). Внешне они мало похожи или не похожи 140 .
По каким же признакам виды бобовых объединяют в одно семейство?
У бобовых плод - боб; околоцветник двойной; чашечка из 5 сросшихся чашелистиков; венчик из 5 лепестков; 2 из них срастаются. Лепестки имеют особые названия: верхний, обычно самый крупный - гарус, боковые - весла, 2 сросшихся нижних - лодочка 141 . Внутри лодочки расположен пестик, окруженный 10 тычинками. У большинства растений нити 9 тычинок срастаются, а 1 остается свободной. У некоторых бобовых все тычинки срастаются нитями или все тычинки свободные.
На корнях бобовых растений образуются клубеньки. Эти клубеньки возникают потому, что из почвы через корневые волоски в клетки корней бобовых растений проникают бактерии. Они поглощают и усваивают свободный азот из воздуха. Они вызывают деление и увеличение размеров клеток корня, в результате чего появляются клубеньки. Такое полезное для обоих организмов сожительство называют симбиозом (от греческого слова «симбиозис» - совместная жизнь). После отмирания растения почва обогащается веществами, содержащими азот. Все органы бобовых богаты содержащими азот веществами, в частности белками .
Листья и соцветия бобовых растений различны у разных видов. У клевера листья тройчатые, у сои, фасоли, гороха, желтой и белой акации, вики - перистые, у люпина - пальчатые.
Из соцветий для бобовых растений характерны кисть (люпин, донник) и головка (клевер).
1. Какие культурные растения и по каким признакам относят к семейству бобовых?
2. В чем хозяйственная ценность пищевых и кормовых бобовых растений?
Корчагина В. А., Биология: Растения, бактерии, грибы, лишайники: Учеб. для 6 кл. сред. шк. - 24-е изд. - М.: Просвещение, 2003. - 256 с.:ил.
Календарно-тематическое планирование по биологии, видео по биологии онлайн , Биология в школе скачать
Содержание урока конспект урока опорный каркас презентация урока акселеративные методы интерактивные технологии Практика задачи и упражнения самопроверка практикумы, тренинги, кейсы, квесты домашние задания дискуссионные вопросы риторические вопросы от учеников Иллюстрации аудио-, видеоклипы и мультимедиа фотографии, картинки графики, таблицы, схемы юмор, анекдоты, приколы, комиксы притчи, поговорки, кроссворды, цитаты Дополнения рефераты статьи фишки для любознательных шпаргалки учебники основные и дополнительные словарь терминов прочие Совершенствование учебников и уроков исправление ошибок в учебнике обновление фрагмента в учебнике элементы новаторства на уроке замена устаревших знаний новыми Только для учителей идеальные уроки календарный план на год методические рекомендации программы обсуждения Интегрированные урокиБобовые – это огромное семейство двудольных растений (деревья, лианы, кустарники, полукустарники и травы), относящиеся к порядку Бобовоцветные, класс Двудольные, отдел Цветковые, царство Растения, домен Эукариоты.
Некоторые растения из этого семейства человек использует в качестве пищи, некоторые как декоративные, а некоторые для восстановления земель.
Что такое «боб»?
В первую очередь это плод, имеющий вытянутую форму и состоящий из двух тонких створок, между которыми располагаются семена. Размер плода бобовых может вместиться в ладошке, а может достигнуть огромных размеров.
Горох
Entada из подсемейства Мимозовые
В состав семейства Бобовые входит 24505 видов растений и делится оно на три подсемейства: Цезальпиниевые, Мотыльковые и Мимозовые.
Цезальпиниевые (Caesalpinioideae)
1 Цезальпиниевые (Caesalpinioideae), представляющие собой в основном деревья, растущие в тропиках, за исключением рода Кассия, который включает кустарники и травы, очень важен для медицины. Делятся на четыре трибы: Цезальпиниевые, Кассиевые, Багряниковые, Детариевые.
a) Цезальпиниевые (Caesalpinieae)
Цезальпиния (Caesalpínia) – названа в честь итальянского врача Андреа Чезальпино в 1703 году. Растет только в теплых регионах. Это декоративное растение высотой до 6 метров.
Сaesalpinia-pulcherrima
Caesalpinia pulcherrima
Цезальпиния бондук (Caesalpinia bonducella) — чаще всего это лиана, достигающая в высоту до 15 метров. В основном растет в Азии, Африке , Южной Америке . Используется в народной медицине, так как из её семян получают противолихорадочное средство.
Кольвиллея
Parkinsonia
Peltophorum
Цезальпиния ежовая (Caesalpinia echinata) растет только на востоке Бразилии. В связи с вырубкой в дикой природе этот вид дерева можно встретить очень редко. На стволе её есть острые наросты. Поэтому ее и назвали ежовой.
В высоту растет до 30 метров. Раньше ствол этого дерева применяли для получения красителей. Относится к ценным породам деревьев.
b) Cassieae - Кассиевые
c) Багряниковые (Cercideae)
Багряник растет в Китае.
Баугиния (Bauhinia) распространена по всему свету.
d) Детариевые (Detarieae)
Brownea
Мотыльковые (Faboideae)
2 Мотыльковые (Faboideae), которые растут в основном в умеренном поясе в виде травянистых растений, многие из которых мы употребляем в пищу, такие как горох, фасоль, соя, арахис. В тропиках это деревянистые растения в виде лиан.
Глициния (Wistéria) — вьющиеся древовидные субтропические растения – листопадные лианы. Растут в Японии и Китае, а так же используются как декоративные растения по всему миру.
Robinieae робиния
Мимозовые (Mimosoideae)
3 Мимозовые (Mimosoideae), насчитывающие до 1500 тысяч видов и растущие в субтропической и тропической зонах. В основном это деревья и кустарники, имеющие лекарственное значение, древесина которых является очень ценной для человека.
a) Acacieae - Акациевые
В основном растут в Мексике, Африке, Азии, Австралии .
Acacia dealbata серебристая
Acacia pycnantha золотая акация является цветочной эмблемой Австралии
Acacia linifolia
Acacia_brachystachya
Акация серполопастная (Acacia drepanolobium) растет в Африке. Это единственный вид акаций, на котором живут муравьи. Они селятся в раздутых полостях колючек. Воздух, попадая в них, издает свист и тем самым отпугивает животных.
b) Инговые (Ingeae)
Albizia
Zygia
Archidendron
Calliandra
c) Мимозовые (Mimoseae)
Dichrostachys
Parkia
Pentaclethra
Elephantorrhiza
Mimosa pudica
Растения семейства Бобовые
Семейство Бобовые играют важную роль в жизни людей. Одни виды служат декоративным украшением и дают нам ценную породу древесины, другие незаменимы в медицине, а третьи являются очень вкусной и питательной пищей.
Если Вам понравился данный материал, поделитесь им со своими друзьями в социальных сетях. Спасибо!
В семействе Бобовых насчитывается около 12 тыс. видов растений. Среди бобовых много однолетних и многолетних травянистых растений, есть деревья и кустарники. Большинство травянистых видов семейства сосредоточено в странах с умеренным и даже холодным климатом, деревья и кустарники в основном представлены в тропиках и субтропиках.
Из возделываемых пищевых бобовых растений в России особенно распространены горох, фасоль, соя, чечевица, бобы, нут и некоторые другие. Клевер, люцерна, кормовые бобы и вика дают высококалорийный корм для сельскохозяйственных животных.
Широко распространены и декоративные бобовые растения: желтая акация, душистый горошек, на юге - белая акация и глициния.
Много растений из семейства Бобовых растет на лугах (клевер, донник, чина), в лесах (вика), в степях и полупустынях (астрагал, верблюжья колючка, солодка).
Рис. 44. Бобовые. А - горох; Б - клевер красный: 1 - цветок, 2 - парус, 3 - весла, 4 - лодочка, 5 - плод боб, 6 - клубеньки
Плод у растений этого семейства - боб (. 44). Цветок имеет своеобразный пятилепестковый, двусторонне симметричный венчик. Каждый из лепестков имеет свое название: верхний-парус , 2 боковых - весла , а 2 нижних сросшихся - лодочка : головку (у клевера) или (у люпина, донника и др.).
Горох
Фасоль . Этот
Соя
Вика
Клевер луговой
Люпин
Парус, 2 боковых - весла , а 2 нижних сросшихся - лодочка . Лепестки лодочки прикрывают собой пестик, окруженный 9 сросшимися и одной свободной тычинками. Цветки бобовых собраны в : головку (у клевера) или (у люпина, донника и др.).
Листья и соцветия бобовых у разных видов растений неодинаковы. У одних бобовых листья тройчатые (как у клевера), у других (например, сои, фасоли, гороха, акации и вики) - перистосложные, у третьих - пальчатосложные (как у люпина).
На корнях бобовых растений образуются клубеньки, в которых поселяются , связывающие молекулярный азот воздуха и обогащающие почву азотными соединениями.
Горох . Типичное растение семейства Бобовых - горох посевной-одно из древнейших культурных растений (рис. 44, А). Он происходит от дикорастущих видов гороха, встречающихся на субальпийских лугах гор Кавказа, Афганистана, Индии. Горох- однолетнее травянистое растение. Листья сложные, оканчивающиеся ветвистыми усиками, которые цепляются за подпорки или соседние растения и таким образом поддерживают тонкий слабый стебель. Цветок и плод имеют характерное для семейства строение. В бобе гороха около 10 семян, содержащих большое количество белков, что обусловливает их высокую пищевую ценность. Благодаря симбиозу с клубеньковыми бактериями горох, как и другие бобовые растения, отличается высоким содержанием азота, а следовательно, белков. Корни его, сгнивая, обогащают почву азотом. Культуры, следующие за горохом и другими бобовыми, получают таким образом азотные удобрения.
Фасоль . Этот объединяет около 200 разных видов бобовых, распространенных главным образом в тропиках. В культуру введено около 20 видов. Это растение с тройчатыми крупными листьями и вьющимися стеблями. и плода фасоли сходно со строением цветка и плода гороха. Семена фасоли содержат большое количество белков. Возделывают ее преимущественно в южных районах.
Соя . Это культурное однолетнее растение, похожее на фасоль, но с толстым грубым прямостоячим стеблем. Достигает высоты 1 м. Родина сои - Китай. Распространена она в Японии, в СНГ, США. В СНГ это ценнейшее растение возделывается преимущественно на Дальнем Востоке, в Средней Азии, на Северном Кавказе, Украине и в Молдавии. В 100 г семян сои содержится до 45 г белка, до 27 г растительного масла и до 20 г крахмала. Соевый белок хорошо усваивается и по питательности не уступает мясу. Соевое масло используется в кулинарии, в производстве маргарина, применяется в мыловарении. Из соевой муки приготовляют пищевые продукты: хлеб, конфеты, , сливки, соусы. В соевом масле содержатся ценные витамины. Соевая ботва используется на корм скоту.
Вика . Однолетняя вика посевная возделывается как ценная кормовая трава для получения сена или зеленой массы. Листья сложные, парноперистые, заканчиваются усиком. Цветок с белым, розовым или лиловым венчиком. Плод - боб. Так как стебель у вики слабый, полегающий, ее выращивают в смеси с овсом. Стебли овса служат опорой для вики: листовые усикн вики закручиваются вокруг стеблей овса и поддерживают растение в вертикальном положении.
Клевер луговой , или красный (рис. 44, Б). Возделывается преимущественно в нечерноземной полосе. Многолетнее травянистое растение с тройчатыми листьями и красными шаровидными соцветиями - головками. Цветки мелкие. Перекрестное опыление осуществляется насекомыми. Трубка венчика у клевера длинная, поэтому доставать нектар и производить опыление могут только насекомые с длинным хоботком - шмели, иногда пчелы. Плод у клевера - односеменной боб. После посева клевера, как и других бобовых растений, почва обогащается солями азота.
Кроме клевера красного, в СНГ встречается свыше 60 видов клеверов. Все клевера - ценные кормовые растения.
Люпин . Большое значение в сельском хозяйстве имеет люпин-бобовое растение с пальчатосложными листьями. Его выращивают на зеленое удобрение, особенно для улучшения песчаных почв. Для этого выращенный люпин запахивают в почву. Такое зеленое удобрение обогащает почву азотными солями и повышает ее плодородие.
Семейство бобовых имеет две формы: травянистые и деревянистые. Формы, в свою очередь, делятся на три подсемейства по строению цветка: мимозовые, цезальпиниевые и бобовые.
Цезальпиниевые и мимозовые растения – обитают только в теплом климате, а бобовые растут по всему земному шару. К ним относятся широко известные кормовые и овощные культуры: горох, бобы, фасоль, соя, нут, арахис, люцерна и клевер.
Все представители бобовых культур имеют отличительное строение плода – стручок. При созревании стручок раскрывается по одному или двум швам. Бобы самыми разнообразными по форме и размеру.
Листья у большинства представителей бобовых сложные: перистые или лапчатые, расположены по парам, от одной до двадцати пар.
Особенностью корней бобовых наличие клубней, которые являются колониями азотфиксирующих бактерий, проникающих из земли в корни и вызывающих разрастание корневой системы.
Пищевая ценность бобовых культур
Роль бобовых растений в человеческой жизни очень велика. С древних времен пищевые представители бобовых составляют неотъемлемую часть рациона всех народов.
Пищевая ценность бобовых растений, обусловлена их разнообразным составом: протеинами, большим количеством , некоторые имеют в плодах растительное масло.
Горох содержит до 28% белка, чечевица – 32%, соя до 40% от общей массы. Такие показатели делают бобовые культуры дешевым заменителем мясных продуктов питания. Из сои и арахиса промышленным путем получают растительное масло.
Бобовые растения являются источником витаминов группы В: В1, В2, В6, которые положительно влияют на работу сердца. Клетчатка в составе продуктов благотворно влияет на работу кишечника и вызывает насыщение организма.
Очень важное преимущество бобовых растений – они не накапливают в себе и токсические вещества.
Роль бобовых растений
Кормовые, лекарственные, технические, медоносные, декоративные культуры, также играют очень важную роль в жизни человечества. Из кормовых культур, по объему занимаемой площади, клевер - на первом месте, затем различные виды люцерны и верблюжья колючка.
Ценны и лекарственные растения: кассия (используется как слабительное средство), корень солодки (является сырьем для медицинской промышленности).
Некоторые тропические виды служат источником ценнейшей древесины красного и темно-коричневого цвета. Многие виды бобовых культур выделяют камедь, которую применяют в лакокрасочной и текстильной промышленности.
Бобовые - особый тип растительных культур, который отличается от других зерновых повышенным содержанием белка. Одним из самых известных представителей бобовых является горох, однако эта культура характеризуется гораздо большим разнообразием.
Бобовые культуры
Бобовые культуры - ценный источник растительного белка, который широко используется в пищу как людьми, так и животными. Они относятся к семейству двудольных и распространены в самых различных уголках мира, поскольку способны произрастать в разнообразных климатических , начиная от засушливых регионов заканчивая гористой местностью.Бобовые также называют зернобобовыми благодаря особой форме их плодов, которые обыкновенно имеют округлую или овальную форму, напоминающую зерно. При этом, однако, плоды бобовых обыкновенно крупнее, чем у зерновых культур: как правило, они составляют не менее 3 сантиметров и могут достигать 1,5 метров. У большинства бобовых семена заключены в специальную оболочку, именуемую стручком.
Пищевая ценность бобовых заключается в том, что при достаточно низкой стоимости они содержат значительное количество белка: в среднем на 100 граммов бобовых культур приходится от 22 до 25 граммов белка. Этот показатель существенно выше, чем, например, у зерновых, 100 граммов которых содержат 8-13 граммов белка. Кроме того, 60-70% веса бобовой культуры приходится на содержащийся в ней крахмал, а еще 1-3% - на жир.
Виды бобовых культур
Бобовые представляют собой один из самых разнообразных видов растений: их численность составляет порядка 18 тысяч видов, причем значительная часть из них съедобны. При этом одним из самых распространенных растений, принадлежащих к этой культуре, является соя: ее употребляют как самостоятельно, так и в качестве компонента при производстве сложносоставных продуктов в молочной, мясной и кондитерской промышленности. При этом среди других представителей своего вида соя является продуктом с самым высоким содержанием белка: 100 граммов этой культуры содержат около 35 граммов этого ценного вещества.В России наиболее известными бобовыми культурами являются горох, фасоль и бобы. Их принято заготавливать посредством сушки и затем использовать при приготовлении супов и вторых блюд. Также фасоль и бобы используются для производства овощных консервов. Кроме того, некоторые виды этих культур используются также в качестве кормовых растений, причем в этом случае на корм скоту идут не только плоды, но и остальные зеленые части растений, включая стебель и листья.
Однако разнообразие бобовых не исчерпывается этим перечнем. Так, в последние годы в российских магазинах стали появляться продукты этой группы, ранее слабо известные на рынке, например, нут, чина и чечевица. Кроме того, к этой категории относится и арахис, который принято считать орехом.
Тип урока - комбинированный
Методы: частично-поисковый, про-блемного изложения, репродуктивный, объясни-тельно-иллюстративный.
Цель:
Осознание учащимися значимости всех обсуждаемых вопросов, умение строить свои отношения с природой и обществом на основе уважения к жизни, ко всему живому как уникальной и бесценной части биосферы;
Задачи:
Образовательные : показать множественность факторов, действующих на организмы в природе, относительность понятия «вредные и полезные факторы», многообразие жизни на планете Земля и варианты адаптаций живых существ ко всему спектру условий среды обитания.
Развивающие: развивать коммуникативные навыки, умения самостоятельно добывать знания и стимулировать свою познавательную активность; умения анализировать информацию, выделять главное в изучаемом материале.
Воспитательные:
Формирование экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необ-ходимости ответственного, бережного отношения к окру-жающей среде.
Формирование понимания ценности здорового и без-опасного образа жизни
Личностные :
воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину;
Формирование ответственного отношения к учению;
3) Формирование целостного мировоззрения, соответ-ствующего современному уровню развития науки и обще-ственной практики.
Познавательные : умение работать с различными источниками информации, пре-образовывать её из одной формы в другую, сравнивать и анализировать информацию, делать выводы, готовить сообщения и презентации.
Регулятивные: умение организовать самостоятельно выполнение заданий, оценивать правильность выполнения работы, рефлексию своей деятельности.
Коммуникативные: Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и дру-гих видов деятельности.
Планируемые результаты
Предметные: знать - понятия «среда обитания», «экология», «экологические факторы» их влияние на живые организмы, «связи живого и неживого»;. Уметь - определять понятие «биотические факторы»; характеризовать биотические факторы, приводить примеры.
Личностные: высказывать суждения, осуществлять поиск и отбор информации;анализировать связи, сопоставлять, находить ответ на проблемный вопрос
Метапредметные :.
Умение самостоятельно планировать пути достиже-ния целей, в том числе альтернативные, осознанно выби-рать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач.
Формирование навыка смыслового чтения.
Форма организации учебной деятельности - индивидуальная, групповая
Методы обучения: наглядно-иллюстративный, объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый, самостоятельная работа с дополнительной литературой и учебником, с ЦОР.
Приемы: анализ, синтез, умозаключение, перевод информации с одного вида в другой, обобщение.
Цели: продолжить формирование представления о много-образии цветковых растений; познакомить с отличительными признаками растений семейства бобовые; научить составлять морфологическое описание растения, давать его систематиче-скую характеристику; продолжить формирование навыков работы с натуральными объектами, умения распознавать растения с опре-делителем или определительными карточками.
Оборудование и материалы: таблица «Семейство бобовые», гер-барии растений семейства бобовые, модель цветка гороха, коллек-ции и муляжи плодов, бобы арахиса (целые), влажный препарат «Симбиоз на корнях бобовых».
Ключевые слова и понятия: отдел покрытосеменные, класс дву-дольные, семейство бобовые (гороховые); цветок мотылькового типа, неправильный цветок; формула цветка, диаграмма цветка, способы опыления и способы распространения семян; подсемей-ства мимозовые, цезальпиниевые, бобовые; азотфиксирующие бактерии, симбиоз.
Ход урока
Актуализация знаний
Ответьте на вопросы.
Какие растения относятся к семейству розоцветные?
Каково основное направление использования этих растений в жизни и хозяйственной деятельности человека?
Какие признаки являются ключевыми при объединении этих растений в одно семейство?
Какие плоды встречаются у растений этого семейства?
Какие соцветия встречаются у растений этого семейства?
Какова формула цветка растений семейства розоцветные?
Какие лекарственные растения этого семейства вы знаете?
При каких заболеваниях используются эти растения?
Какие жизненные формы характерны для растений этого семейства?
Изучение нового материала
Рассказ учителя с элементами беседы
Вспомните, какие семейства растений класса двудольные мы уже изучили. (Семейства крестоцветные и розоцветные.)
Сегодня мы познакомимся еще с одним семейством растений класса двудольные, с семейством бобовые , которое имеет также и второе название — мотыльковые. (Учитель демонстрирует табли-цу «Семейство бобовые», а также разборную модель цветка гороха.)
Как вы думаете, за что оно получило такое название? (От-веты учащихся.)
Это название семейства возникло благодаря сходству цветка бобовых с мотыльком. Бобовые — одно из самых многочисленных семейств цветковых растений. К нему относится около 17 000 ви-дов растений (по некоторым данным, 13 000) из почти 700 родов (по некоторым данным, из 500). На территории России произ-растает около 65 родов и более 1800 видов растений семейства бобовых. При этом 23 вида из них занесены в Красную книгу.
Вспомните, сколько видов относится к семействам розо-цветные и крестоцветные. (Число видов растений этих се-мейств — около 3000.)
Скажите, во сколько раз количество видов крестоцветных и розоцветных меньше бобовых. (Примерно в 5,5 раза.)
Растения этого семейства распространены на всех континен-тах земного шара, от тропиков с сухим климатом до территорий с умеренным и даже холодным климатом.
Среди растений этого семейства встречаются самые разнооб-разные жизненные формы, такие, как деревья, кустарники, полуку-старники, лианы, однолетние и многолетние травы. Характерно, что большинство травянистых растений этого семейства сосредо-точено в умеренном и холодном климате, а значительная часть де-ревьев и кустарников — в тропических и субтропических областях.
Вспомните, какой признак строения растений являлся важ-нейшим при объединении розоцветных и крестоцветных в одно семейство. (Строение цветка.)
При объединении растений семейства бобовые строение цвет-ка также играет наиболее важную роль. Цветок у растений данно-го семейства мотылькового типа, неправильный.
Каковы особенности неправильных цветков? (Неправильны-ми называют цветки, имеющие только одну ось симметрии.)
Если провести ось симметрии и вращать цветок вокруг своей оси, его контуры совпадут с первоначальными только при про-хождении полного круга (360°). Околоцветник двойной. Чашечка состоит из 5 сросшихся чашелистиков. Венчик состоит из 5 неод-нородных лепестков. Цветок бобовых часто сравнивают с корабли-ком. Верхний лепесток обычно самый большой. Его называют па-русом, или флагом. По бокам от него расположены два свободных лепестка поменьше. Их называют веслами (иногда — крыльями). Два нижних лепестка срослись верхушками и имеют вид лодочки.
Для некоторых родов характерно срастание между собой не только лепестков лодочки, но и весел, а иногда и паруса (на-пример, клевер). Тычинок обычно 10, 9 из которых срастаются ты-чиночными нитями, образуя тычиночную трубку, а одна остается свободной. У некоторых видов растений семейства происходит срастание всех тычинок (например, люпин) или же тычинки могут оставаться свободными. Пестик у растений семейства бобовые всегда один.
Рассмотрите изображение цветка бобовых на таблицах, а также в учебнике и попробуйте написать формулу этого цветка. (Один из учеников пишет формулу цветка бобовых на доске, класс проверяет и исправляет ошибки. Учитель помогает и дополняет.)
Формула цветка большинства видов растений семейства бобо-вые (цветка мотылькового типа) выглядит так: ЛЧ(5)Л1+2+(2)Т(9)+1П1.
Цветки могут быть как одиночными , так и собранными в соцве-тия . Среди соцветий наиболее часто встречаются кисть (донник, люпин), головка (клевер), простой колос.
Как вы думаете, каковы причины такого непростого уст-ройства цветка? (Ответы учащихся.)
Назначение такого сложноустроенного цветка состоит в том, чтобы принудить насекомое по пути к нектару испачкаться в пыльце и, соответственно, перенести ее на пестик. Поскольку цветки собраны в соцветия или расположены недалеко друг от друга, вероятность перекрестного опыления резко возрастает.
Для бобовых характерно разнообразие опылителей и, соответ-ственно, множество приемов опыления. Они опыляются в ос-новном пчелами и бабочками, реже — птицами, иногда — руко-крылыми (летучими мышами). Но встречаются ветроопыляемые растения или самоопыляемые. В общем, опыление достигается всеми возможными способами.
Для многих растений семейства характерно появление особых приспособлений цветков для опыления конкретным способом или определенными видами опылителей. Например, цветки клевера имеют такое строение, что достать нектар могут насекомые только с длинным хоботком, например шмели.
Как вы считаете, каким должен быть плод растений семей-ства бобовые? (Ответы учащихся.)
Плод растений этого семейства называется бобом. Он чаще всего бывает одногнездный, многосеменной, раскрывающийся двумя створками или распадающийся на отдельные членики. Но у не-которых растений образуется нераскрывающийся односеменной плод (клевер).
Вспомните, каково строение плода боб.
Нарисуйте строение плода боб. (Один из учеников рисует на доске, другие при необходимости исправляют ошибки и неточности.)
Нарисуйте строение плода стручок. (Один из учеников ри-сует на доске, другие при необходимости исправляют ошиб-ки и неточности.)
В чем состоит отличие в строении плода боб от плода стру-чок? (Ответы учащихся.)
Плод боб одногнездный, семена у него прикрепляются к стен-кам плода. А плод стручок двугнездный, семена у него прикреп-лены к перегородке посередине плода.
Для растений какого семейства характерен плод стручок? (Для растений семейства крестоцветные .)
Семена бобовых растений почти всегда без эндосперма , с мяси-стыми семядолями. Зародыш в семенах очень крупный.
Какое количество семядолей у этих семян? (У семян бобо-вых две семядоли, так как эти растения относятся к классу двудольных.)
Какова функция мясистых семядолей? (В них запасаются питательные вещества, необходимые зародышу в первое время после его прорастания, пока у него не сформируется собствен-ная корневая система.)
Способы распространения семян у бобовых разнообразны. Некоторые виды не нуждаются в дополнительных посредниках, и семена разбрасываются или просто опадают сами. У других ви-дов бобовых семена разносятся птицами, грызунами, муравьями или ветром. Листья у подавляющего большинства видов сложные с крупными прилистниками. Чаще всего встречаются тройчатые листья (клевер), перистые (горох, акация, вика), пальчатые (лю-пин). У многих видов листья видоизменены в усики.
У каких видов растений семейства бобовые листья превра-тились в усики? (Например, у гороха.)
Листорасположение чаще всего очередное. Корневая система у большинства видов стержневая. Для всех представителей бо-бовых характерно наличие на корнях особых клубеньков, в кото-рых селятся азотфиксирующие бактерии. Эти бактерии способ-ны усваивать газообразный азот из атмосферы и превращать его в соединения, доступные для растений.
Как образуются клубеньки на корнях бобовых? (Бакте-рии из почвы проникают в клетки корней бобовых растений через корневые волоски. Они вызывают деление и увеличение размеров клеток, в результате чего и образуются подобные видоизменения корней в виде клубеньков.)
Правильно. Бактерии получают постоянное место жительства, защиту и дополнительное питание в виде углеводов и других про-дуктов метаболизма, а растение обеспечивается минеральными веществами.
Вспомните, как называется такое взаимовыгодное сущест-вование. (Симбиоз, от греч. «сим» — совместный и «биос» — жизнь.)
Все органы бобовых богаты веществами, содержащими азот. В частности, в семенах содержится большое количество белка. По количеству этого вещества бобовые превосходят зерновые культуры более чем вдвое. В зернах пшеницы содержится до 12%, а в фасоли — до 25% легкоусвояемого, как в говядине, белка, а в семенах сои — до 45%. Именно поэтому растения этого се-мейства так ценны для людей, придерживающихся диетического питания.
После уборки урожая бобовых в земле остаются корни этих растений, благодаря чему почвы обогащаются азотом. Семейство бобовых принято подразделять на три подсемейства: мимозовые, цезальпиниевые и собственно бобовые, или мотыльковые. Самым многочисленным является подсемейство бобовых. Из 700 родов семейства бобовых к нему относится около 500, а из 17 000 ви-дов - 12 000.
Семейство Бобовые
Биология 6 .Семейство Мотыльковые Бобовые
Семейство Мотыльковые Бобовые
Ресурсы :
И.Н. Пономарёва, О.А. Корнило-ва, В.С. Кучменко Биология: 6 класс: учебник для учащихся общеобразо-вательных учреждений
Серебрякова Т.И ., Еленевский А. Г., Гуленкова М. А. и др. Биология. Растения, Бактерии, Грибы, Лишайники. Пробный учебник 6—7 классов средней школы
Н.В. Преображенская Рабочая тетрадь по биологии к учебнику В В. Пасечника «Биология 6 класс. Бактерии, грибы, растения»
В.В. Пасечника . Пособие для учителей общеобразовательных учреждений Уроки биологии. 5—6 классы
Калинина А.А. Поурочные разработки по биологии 6класс
Вахрушев А.А., Родыгина О.А., Ловягин С.Н. Проверочные и контрольные работы к
учебник «Биология», 6-й класс
Хостинг презентаций