МКОУ Чухломская средняя школа им. А.А.Яковлева
Конспект урока по теме «Хлестаков и хлестаковщина. Мастерство Н.В.Гоголя в создании образа Хлестакова». 8 класс
Учитель русского языка и литературы
Всякий хоть на минуту, если не на несколько минут, делался Хлестаковым.
Н.В.Гоголь
1. Проверка д/з
Экскурсия по городу N
2.Новый материал
а) Предлагаю провести небольшое исследование. Перед вами две репродукции.
Я хочу спросить у вас, кисти одного ли художника принадлежат эти полотна? (Нет).
Почему вы пришли к такому выводу? (Разные стили, манеры взгляды, характеры, краски и т.д.).
Но каждый художник ставил перед собой определенную задачу. Справился ли он, по-вашему, с этой задачей? Является ли данное полотно цельным и завершенным произведением? (Да, является).
А как вы думаете, одинаковыми или нет средствами и приемами пользовались художники? (Наверное, нет).
А в чем это выражается? (В подборе цветов, раскрытии характеров, расставлении акцентов и т.д.).
Вывод:
Эти две картины принадлежат кисти различных художников
Б) Каждый писатель также, создавая образы своих неповторимых персонажей, используют разные приемы, различные средства художественной выразительности. И у каждого писатели свой стиль, свои приемы.
Вот, например, по данным признакам узнайте героев комедии Н. В. Гоголя «Ревизор».
1. Толстый, неповоротливый человек, но при всём том проныра и плут. Очень услужлив и суетлив. О себе говорит, что «не жалеет ничего и ревностно исполняет службу». (Артемий Филиппович Земляника, попечитель богоугодных заведений)
2. Считает, что нет человека, который бы за собою не имел каких-нибудь грехов, так как это уже так самим Богом устроено. Поэтому он сам с удовольствием берёт и даёт взятки. (Антон Антонович Сквозник-Дмухановский, городничий.)
3. Этот герой говорит: «Не приведи Бог служить по учебной части! Всего боишься: всякий мешает, всякому хочется показать, что он тоже умный человек». (Лука Лукич Хлопов, смотритель училищ.)
4. Этот чиновник в бога не верует, в церковь не ходит и открыто говорит, что берет взятки борзыми щенками. (Аммос Федорович Ляпкин-Тяпкин, судья)
Я думаю, что вы убедились: по деталям портрета, особенностям речи, по некоторым поступкам легко узнать человека, его невозможно спутать с другим в силу индивидуальности и неповторимости.
В) В центре нашего внимания сегодня образ Хлестакова. Посмотрите на тему, на эпиграф и поставьте цели для своей работы на уроке. (Слушаем ответы)
Словарная работа
Образ – художественное обобщение, выраженное в частном. Показ общих черт в индивидуальном.
Не случайно, в теме урока вместе с фамилией героя стоит и слово хлестаковщина.
Это уже обобщенное название, появившееся от фамилии данного героя, а что оно обозначает, мы и должны выяснить, раскрыв характерные особенности Хлестакова.
Г) Давайте вспомним, какие средства создания образа на сцене нам известны?
Анализируя образ Хлестакова, мы заполняем таблицу, выделяя положительное в герое и отрицательное.
Положительное | Отрицательное |
“каждый день доставай билеты в кеятр”; молодой человек лет 23-24; одет по моде; знаком с русской и зарубежной литературой; умеет увлечь слушателей; | профинтил денежки”; “сидит и хвост подвернул, не горячится”; “кутит на батюшкины деньги”; “продаёт всё до последней рубашки”; “делом не занимается”; “гуляет по прешпекту”; не платит в трактире; труслив; высокомерен, нагл, груб со слугой; преувеличивает, сочиняет, врёт о своей жизни и службе в столице; придумывает небылицы; |
3.Задания по группам:
1.Проанализируйте 2, 3 явление 2 действия: Как говорит герой, как называет Осипа, как разговаривает с хозяином гостиницы.
(Чувствует себя барином, называет Осипа дураком и скотиной, а хозяина гостиницы – грубым животным, не понимая, что он зависит от этих людей, в его сознании нарушены причинно-следственные связи и логика, он не учится на совершенных ошибках, совсем не сожалеет о проигрыше денег пехотному капитану)
2.
Проанализируйте монолог Осипа действие II, явление 1.
Запишите в таблицу, что рассказывает Осип о Хлестакове.
(Из Петербурга; «профинтил денежки»; «хвост подвернул;, Хлестакову нужно в каждом городе показать себя; «елистратишка»; «в картишки доигрался»; «батюшка деньги присылает…пошел кутить»: ездит на извозчике, каждый день билеты в театр, а потом «продавать новый фрак…рубашки»; делом не занимается, вместо службы идет гулять про проспекту; старый барин такого поведения сына не одобряет)
Еще не видя Хлестакова, мы можем сделать вывод, что он ничего из себя не представляет, но, вместе с тем, это человек с претензиями.
3.Выпишите, используя «Замечания для господ актеров», детали портрета Хлестакова. Каким видит Хлестакова Гоголь? Хлестаков сам по себе ничтожный человек
4. Выпишите ремарки в явл. VII и VIII 2 действия, которые характеризуют Хлестакова (в момент объявления Осипом прихода Городничего). (Испугавшись, выпрямляется, смотрит на Городничего, выпучив глаза, в испуге, т.е. трус, но пытается храбриться)
Явл. VII. Каково чувство, которое испытывают друг к другу Городничий и Хлестаков? (главное чувство – страх) - Понял ли Хлестаков, что его принимают за другого? (Нет, потому что он глуп и эгоистичен)
Чем руководствуется Хлестаков в своих поступках.
Сравнить поведение Хлестакова в гостинице и в доме городничего.
5. Проанализируйте говорящие названия, связанные с героем (при необходимости подберите родственные слова, поработайте с толковым словарем).
Что они могут рассказать о Хлестакове.
Говорящая фамилия героя – Хлестаков?
Друг Хлестакова – Тряпичкин? Вспомните, кого в разговорной речи называют «тряпкой».
Название деревни Хлестакова – Подкатиловка?
Хлесткое впечатление
Друг, схожий по своим качествам с Хлестаковым, недаром городничий, подчеркивая ничтожество мнимого ревизора, называет его тряпкой.
4.Анализ сцена вранья Просмотр видеофорагмента. 3 действие 6 явление
Давайте посмотрим сцену хвастовства? Отметьте, какие роли играет Хлестаков в этой сцене, какие превращения с ним происходят в этом монологе? Определите достоинства и недостатки Хлестакова в данной ситуации
.
- Здесь проявилось высочайшее комедийное мастерство Гоголя. Приемы создания комического самые разнообразные. Какие вы заметили? Обратитесь к тексту.
«В сцене хвастовства автор прибегает к гиперболе, преувеличению («За один вечер три произведения сочинил: «Норма», «Роберт Дьявол» и «Женитьба Фигаро»). А эти произведения являются операми».
«Суп в кастрюльке прямо из Парижа, а чего стоит прием 35-ти тысяч иностранных курьеров за один вечер» и т. д.
- Как вранье характеризует скудость воображения героя? (только количественные преувеличения, оборванные фразы, рядом слова высокого стиля и просторечные)
«Гоголь использует в своем произведении гротеск. Все действие комедии держится на ошибке».
Какую роль эта сцена играет в развитии сюжета?
Сцена хвастовства - наивысший момент в развитии действия».
«Это кульминация. Хлестаков из «елистратишки» (так называет его Осип, а это самый низший чин в Табели о рангах - коллежский регистратор) вырастает в министра, управляющего департаментом».
- Какую оценку дают Хлестакову чиновники в 7 явлении 3 действия? Почему они не замечают вранья Хлестакова? (Вот оно, что значит человек!») Восхищаются, видят в нем идеал.
Почему же чиновники не замечают, что Хлестаков просто напросто врет?
Страх!
Вывод: Какие качества героя вы отметили в ходе анализа?
5. Реализация индуального задания Герой комедии Н.В.Гоголя «Ревизор» Хлестаков
в иллюстрациях русских художников.
Перед сообщением: Какие черты Хлестакова запечатлены в иллюстрациях художников?
6. Вывод:
Что такое хлестаковщина в вашем понимании? Согласны ли вы со словами Гоголя, вынесенными в качестве эпиграфа? Есть ли Хлестаковы среди нас?
Д/з 1) подготовить устную характеристику Хлестакова, используя материалы таблицы
3) продолжить заполнение таблицы, используя материалы 4 и 5 действия
Хлестаков – центральный персонаж комедии. Писателю удалось изобразить героя, способствующего развитию действия. В этом заключалось новаторство Гоголя, так как, несмотря на то, что Хлестаков не является ни героем-резонером, ни сознательным обманщиком, ни героем любовной интриги, его образ мотивирует развитие сюжета. Гоголь находит новый импульс, который способствует этому развитию. В его комедии все держится на ситуации самообмана, которая становится возможной именно благодаря такому герою.
Образ Хлестакова – это воплощение идеальной пустоты и идеальной глупости. Можно сказать о том, что в нем отсутствует его собственное содержание. Он – ничего из себя не представляющая личность без внутреннего наполнения. Поэтому он с легкостью может перевоплощаться и играть роли, которые ему навязываются. Хлестаков плетет интригу, но мыто видим, что он сам не сознает этого. Он радуется оказываемым ему почестям и даже не пытается узнать причину столь парадного приема; он не подозревает о том, что его приняли за ревизора; он просто делает то, что предлагают ему окружающие, – и своими действиями еще больше утверждается в их глазах в роли чиновника из Петербурга.
Хлестаков не столько сознательно или умышленно обманывает героев комедии, сколько вводит их в заблуждение. При первой встрече с городничим он пытается запугать его, чтобы не оказаться в тюрьме, хотя и сам напуган в не меньшей степени. В доме Городничего Хлестаков лжет так же непреднамеренно, он стремится возвыситься в глазах слушателей и поэтому придумывает себе головокружительную карьеру от мелкого чиновника до фельдмаршала. Кроме роли ревизора, главнокомандующего, руководителя департамента, он принимает также облик благодетеля для города, литератора и даже жениха Марьи Антоновны, дочери Городничего. Он принимает тот или иной облик в соответствии с ситуацией, в которой он оказывается; и поэтому можно говорить, что он практически неуязвим. Его можно сравнить с хамелеоном, который меняет свой окрас не для развлечения, а для выживания.
Подобное определение его сущности находит отражение в сравнении Хлестакова с водой, принимающей форму сосуда, в который ее налили, что было точно подмечено Ю. Манном. Благодаря искренности и чистосердечию, с которыми Хлестаков играет навязанные ему роли, он с легкостью выходит из любого положения, которое могло бы уличить его во лжи. Марья Антоновна вспоминает, что «Юрий Милославский» – сочинение господина Загоскина, в то время как новоиспеченный ревизор утверждает, что это он его автор. Что же Хлестаков? А он на ходу придумывает оправдание этой неувязке, объясняя это наличием двух произведений с одним названием. Хлестаков еще раз допускает неточность в своей нехитрой лжи, когда, опьяненный вином и своим внезапным успехом, произносит реплику: «Как вбежишь по лестнице к себе на четвертый этаж, скажешь только кухарке: „На, Маврушка, шинель“. Но чиновники не замечают эту оплошность, принимают ее за оговорку. Они поощряют Хлестакова в его лжи, думая, что тем самым узнают его. В их принятии вымышленного ими вздора за правду, а истины за ложь, и заключается самое комическое (и трагическое) в произведении.
Портрет Хлестакова создается автором с помощью приведенного им в начале комедии комментария в „Замечаниях для господ актеров“, реплик других героев и его собственных слов. Таким образом, перед читателем предстает следующий образ: молодой человек лет двадцати трех, „несколько приглуповат и, как говорят, без царя в голове, – один из тех людей, которых в канцеляриях называют пустейшими…Речь его отрывиста, и слова вылетают из уст совершенно неожиданно“. Даже слуга его Осип не считает своего барина путным человеком, а видит в нем всего-навсего простого „елистратишку“. Когда Городничий в первый раз видит перед собой этого невзрачного невысокого человека, которого он „ногтем бы придавил“, у него возникает сомнение, что перед ним стоит настоящий ревизор. Но так как из-за поспешности рассуждений чиновников ими было принято решение, что в городе действительно инкогнито появился ревизор, поскольку Хлестаков пока единственный приезжий, да и ведет себя странно, Городничий и остальные чиновники не обращают внимания на несоответствие внешности и „занимаемой“ им должности. Таким образом, образ Хлестакова развернуто показан на фоне городских чиновников, что позволяет рассматривать его личность также и в сравнении с другими характерами. Его глупость и пустота показана в сопоставлении с глупостью чиновников, и еще неизвестно, кто из них проигрывает в данном сопоставлении.
Созданный Гоголем образ Хлестакова способствует проникновению в комедию миражной интриги, смысл которой заключается в изображении погони чиновников за миражом, в растрачивании ими своих сил впустую. Благодаря миражной интриге выявляется бесовская сущность Хлестакова. Он, подобно черту, принимает облик, предложенный ему просителем, и создает иллюзию выполнения просьбы. Также что-то мистическое просматривается в неожиданном появлении Хлестакова и в его внезапном отъезде – из ниоткуда в никуда.
Хлестаков – емкий и глубокий образ, в котором заключена большая человеческая правда. Хлестаковы еще не вывелись, и недаром его имя стало нарицательным. Уже много говорилось о том, что Хлестаков, по сути, пустой человек. Но сколько интересного и поучительного мы выносим из его образа и как глубоко заставляет он нас задуматься над самими собой!..
Технологическая карта урока литературы в 8 классе
Основные сведения об уроке
Дата 23.01.2017
Количество учащихся на уроке 5
Раздел ФГОС по русскому языку Из русской литературы XIX века
Тема урока Мастерство Н.В. Гоголя в создании образа Хлестакова
Тип урока Уроки совершенствования знаний, умений и навыков
Вариант урока Урок формирования умений и навыков
Вид урока Цель деятельности учителя Образовательные: помочь обучающимся целостно представить образ Хлестакова путем знакомства и анализа сцены встречи с городничим, сцены вранья;
Развивающие: способствовать развитию умений критического анализа информации, созданию ситуации успеха;
Воспитательные: способствовать воспитанию личностных качеств обучающихся.
Планируемые образовательные результаты Предметные: умение анализировать литературное произведение: понимать и формулировать тему, идею, характеризовать его героев, определение элементов сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка; формулирование собственного отношения к произведению, его оценка; понимание авторской позиции и свое отношение к ней; осмысленное чтение и адекватное восприятие; ; отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту; создавать устные монологические высказывания разного типа; уметь вести диалог;
Метапредметные: Коммуникативные:
Устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации
Регулятивные:
принимать и сохранять учебную задачу, учитывать выделенные учителем ориентиры действий в новом учебном материале, самостоятельно адекватно оценивать правильность выполненных действий.
Познавательные:
Проектировать маршрут преодоления затруднений в обучении через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества
Личностные: формировать положительное отношение к учёбе и своим знаниям.
Основные понятия на уроке Характеристика героя, ревизор, лестница славы
Методы обучения Проблемный, эвристический, поисковый, наглядный, словесный, практический
Формы обучения Фронтальная, индивидуальная, групповая
Аудиовизуальные средства презентация
Оборудование ПК; мультимедийный проектор; экран
Образовательные ресурсы Другое Технология развития критического мышленияОрганизационная структура урока
Этап
урока Обучающие
компоненты.
Виды заданий Деятельность учителя Деятельность учащихся Формы организации учебной деятельности Формируемые УУД Контроль
на уроке
Организация начала занятия (1 мин) Словесный Здравствуйте, ребята! Посмотрите друг на друга, улыбнитесь, присаживайтесь. Настрой на урок фронтальная личностные: внимание, уважение к окружающим; этические нормы поведения: вежливость, точность, собранность;коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками;регулятивные: саморегуляция, умения и навыки готовности к уроку Мотивация к учебной деятельности (3 мин) Словесный, проблемный На слайде эпиграфы: «Он добрая душа, по-своему мечтатель, и наделен неким обманчивым обаянием, изяществом повесы…» - В.В. Набоков
«Хлестакову принадлежит главная роль в действии, около него обращаются все прочие лица, как планеты вокруг солнца». – Ю. Манн
Как вы думаете, о ком сказал Набоков?
О чем мы будем сегодня говорить на уроке? О Хлестакове
О Хлестакове
Фронтальная, коллективная личностные: стремление к речевому самосовершенствованию
коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками, умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.
регулятивные: развитие воли, положительного эмоционального настроя Вызов (5 мин) Словесный, С героями произведения мы уже знакомы. Каким известием потрясены все герои?
Кого больше всего беспокоит приезд ревизора и почему?
Какие советы дает городничий своим подчиненным и в чем смысл этих советов?
Давайте найдем эти слова в тексте и прочитаем по ролям.
Приходилось ли вам наблюдать когда-нибудь подобные картины в нашей жизни?
Почему Гоголь не сразу дает встречу Хлестакова и городничего?
Тогда что же мы должны узнать на уроке? «К нам едет ревизор!»
Городничего, потому что он отвечает за порядок в городе, за все службы. И если там не все хорошо, то главный спрос с него.
Ролевое чтение (Землянике – надеть чистые колпаки, надписать на латыни всякую болезнь, когда кто заболел, какого числа; Ляпкину-Тяпкину – «принять» арапник из здания суда и убрать гусей; Хлопову – предупредить учителей, чтоб не корчили рожи и не ломали стулья; квартальным – вымести улицу. Все распоряжения направлены не на устранение непорядков, а исключительно на то, чтобы прикрыть дурное состояние дел, создать впечатление внешнего порядка.)Отвечают.
Предоставляет читателю узнать, что Хлестаков – не ревизор.
Кто такой Хлестаков. Индивидуальная, фронтальная Регулятивные: понимать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале,
познавательные:
Осмысление содержания (10 мин) Поисковый, эвристический Чтобы вам было проще дать характеристику, вы в течение урока составляете себе опорный конспект.
Что вы знаете о Хлестакове?
Кто же он? Что он собой представляет?
Какая реплика дает возможность принять его за ревизора?
Каким образом Хлестаков оправдывает сове требование обеда? Почему его просительный тон сменяется наглостью?
Какое впечатление создается у окружающих Хлестакова героев?
Давайте с вами посмотрим, как происходит первая встреча городничего и Хлестакова.
Запишите, как ведут себя оба действующих лица, чего ждут они от этой встречи.
Хорошо, ребята. Читают монолог Осипа, отвечают на вопрос.
«в столовой сегодня по утру двое каких-то коротеньких человека ели семгу и еще кой-чего…»
Завистливое внимание к содержимому чужих тарелок принято за прозорливую наблюдательность.
Хлестаков утверждает, что он «не такого рода», как другие, намекая на какую-то свою избранность. Просительный тон сменяется грубым, потому что он уже поел и нет угрозы остаться без обеда.
Чиновники от этого выглядят еще смешнее и глупее, потому что боятся «пустейшего» человека и пресмыкаются перед ним.
Просмотр фрагмента из фильма.
Оба – и городничий, и Хлестаков – ждут от этой встречи решения своей судьбы, каждый герой видит перед собой противника, облеченного властью и поддерживаемого законом. Индивидуальная, фронтальная Регулятивные: понимать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале,
познавательные:
понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме, устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;
коммуникативные: формулировать собственное мнение и позицию.
Физминутка (3 мин) Наглядный А теперь немного отдохнем с вами. Я включаю вам зарядку, а вы повторяете все движения. Присаживайтесь. Выполняют физминуткуГрупповая Коммуникативные: сотрудничество с одноклассниками Осмысление содержания (10 мин) Эвристический, поисковый Продолжаем нашу работу.
О чем говорят ремарки 7 и 8 явлений?
Когда устанавливается взаимопонимание между героями?
Чтобы разгадать характер и намерения ревизора, городничий повез его осматривать город и предложил комнату в своем доме.
Доволен ли Хлестаков осмотром города и почему?
Давайте посмотрим, как ведет себя Хлестаков в доме городничего. Посмотрите фрагмент фильма и выделите главные ступеньки служебной лестницы и ступеньки светской славы (занятия, развлечения, сто, дом).
Что вы выписали?
Автором каких произведений, по словам Хлестакова, он является? О чем говорит этот набор?
Что дает Хлестакову возможность беспрепятственно подниматься по лестнице славы?
От чего кружится голова у городничего?
Какую оценку дают чиновники Хлестакову?
Ну а теперь давайте подведем итог. Какие главные характеристики можно назвать? Отвечают на вопрос.
Когда городничий дал Хлестакову денег «взаймы». Каждый получил, что хотел: Хлестаков – деньги, городничий – надежду, что его деятельность останется без нареканий и все ему сойдет с рук.
Доволен, удовлетворено его тщеславие и любопытство.
Просмотре фрагмента, заполнение таблицы.
Зачитывают записи.
Хлестаков слышал имена авторов и названия произведений, но даже не знает, о чем речь: в одном ряду оказываются и оперы, и проза, и драматургия, и литературный журнал. Не стесняется присваивать себе произведения гениев.
Страх слушателей, они верят каждому его слову.
От страха, что чиновник высокого ранга заглянул в уездный городок с ревизией, от того, что этот чиновник в его доме и, следовательно, невольно приближает городничего к высшим кругам.
«Вот оно, что значит человек!»
Читают записи в таблице. Индивидуальная, фронтальная Регулятивные: понимать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале,
познавательные:
понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме, устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;
коммуникативные: формулировать собственное мнение и позицию.
Рефлексия (7 мин) Практический, словесный Вы сегодня очень хорошо поработали. Я вам предлагаю составить синквейн по теме нашего урока.
Что у вас получилось?
Ребята, что вам понравилось сегодня на уроке?
Со всеми задачи мы справились?
Что нового узнали?
Молодцы, ребята! Спасибо вам за урок! Составляют синквейн.
Зачитывают синквейны. Отвечают на вопросы. групповая Коммуникативные: умение полно и чётко выражать свои мысли;
логические: анализ истинности утверждений,
регулятивные: оценка результатов работы. Проверка по эталону.
Домашнее задание (1 мин) Словесный Домашнее задание:
Подготовить ролевое чтение сцен «Чиновники у ревизора» Записывают домашнее задание. коллективная Личностные: профессиональное самоопределение, понимание значения русского языка в процессе получения образования, стремление к речевому самосовершенствованию.
Вариант 1:
Хлестаков… Принято считать его мошенником и обманщиком. Но так ли это на самом деле? Человек всю жизнь свою куда-то опаздывает, не успевает, все у него нескладно, ничего-то он не умеет, во всем он неудачник… При этом он мечтает. И в мечтах своих он силен, умен, богат, властен и неотразим для женщин.
Реальность печальна – проигрался Хлестаков в пух и прах. Только чудо спасет нашего мечтателя от голодной смерти и долговой ямы.
И чудо происходит. Обстоятельства складываются настолько благоприятно, что Иван Александрович не может удержаться от соблазна. И власть имущие лебезят перед ним, и первые красавицы N-ска готовы упасть в его объятия – или предоставить своих дочерей. И нет сил и желания уже остановиться и задуматься о последствиях – несет, несет круговерть льстивая и продажная…
Сам Хлестаков, впрочем, глуп и труслив. И единственное, что оправдывает его в наших глазах – еще большая глупость и трусость окружающих его персонажей. Однако он умеет ловко подстроиться под ситуацию, выдать желаемое за действительное. Хотите видеть важного чиновника – будет вам важный чиновник. Хотите давать взятки – он их примет. Хотите выгодного брака или влиятельного любовника – и это он вам пообещает. Остановиться в потоке лжи невозможно, только – уехать, что Хлестаков и делает. Весьма своевременно.
Хлестаков – не главный герой пьесы. Он, скорее, явление природы, как пурга или засуха. Он просто своим существованием позволяет остальным показать себя во всей красе. Выставить на обозрение свои пороки и страсти. Вывернуться наизнанку под светом рампы.
Хлестаков пассивен на протяжении всего действия, он плывет по течению. Он не действует - он всего лишь побуждает окружающих скинуть маски. Самим своим существованием здесь и сейчас.
Хлестаков – лишь катализатор.
Вариант 2:
Именно такая непобедимая уверенность в своем праве на заботу других людей и приводит к тому, что Хлестаков легко втягивается в предложенную ему игру и не выводит из заблуждения других участников этой игры. Он настолько естественно держится в образе напыщенного болтуна, что чиновники не сомневаются: эта роль придумана нарочно для маскировки ревизии.
Модель поведения всех взяточников при этом примерно одинакова – они тоже прикидываются глупенькими. Поэтому события пьесы разворачиваются очень предсказуемо. Сочетание страха с надеждой на быстрый успех приводит к потере бдительности, в том числе и у дам.
Хлестаков - не положительный герой, хотя у него не было никаких дурных намерений. Этот образ особенно актуален в наше время, когда общество нацелено на потребление, а не на развитие личности.
Вариант 3:
Гоголь – один из самых беспощадных критиков моральных принципов и устоев тогдашней общественности. Примечательно, что всё описанное автором, все характеристики и жизненные сюжеты актуальны и по сей день. Как говорится: «все мы вышли из гоголевской шинели». То же самое, можно сказать и про комедию «Ревизор», в частности про Ивана Александровича Хлестакова, персонаж которого является центральным в произведении. Черты его характера, манера поведения, приключения в которые он ввязывался настолько жизненны и натуральны, что появилось собирательное название для подобного рода происшествий – «хлестаковщина».
Если разобраться с тем, кто же такой Хлестаков, станет очевидным, что – это, по сути, не злой персонаж, но чрезвычайной изворотливый, хитрый и умелый обманщик. Он даже близок к лицедейству. По прибытию в маленький городок, ему было тяжело сводить концы с концами. Оставшись в комнате один и послав слугу выпрашивать обед у хозяина трактира, вот какие мысли его посещают: «Ужасно как хочется есть! Так немножко прошелся, думал, не пройдет ли аппетит, - нет, черт возьми, не проходит. Да, если б в Пензе я не покутил, стало бы денег доехать домой». Очевидно, что иногда, очень редко, у Хлестакова проскальзывают мысли здравого рассудка, проступает раскаяние. Подобное происходит не из-за высокой нравственности, а из-за ужасов нужды. Герой промотал в карты почти все отцовские деньги. Ему остается искать пути заработка, но наш персонаж не так благорассуден. Вместо этого он просто воспользовался ситуацией, притворился важным чиновником и обвел вокруг пальца жителей маленького городка. «Ведь на то живешь, чтобы срывать цветы удовольствия».
Хлестаков опьянен ситуацией, мнимой властью и выпавшей ролью. У такого человека нет стержня, он плывет туда, куда его несет течение. Хитрит, чтобы выкрутиться, напускает пыли в глаза, хочет казаться, а не быть. К сожалению, как прежде, так и в наши дни, человек получивший высокий пост, не достигнув этого собственным трудом, а по воле случая, так и ведет себя. Мнит себя великим человеком, вершащим судьбы людей, замеливает глаза ложными достижениями, превозносится до небес, не замечая, что нет ничего из того, чтобы поддерживало его полёт. И нужно ответить честно каждому из нас, самому себе, не соблазнились ли бы мы, сорвать большой куш, когда он сам идет в руки? Как бы поступили, когда каждый из жителей спешил бы нам угодить, чествовать и «руку целовать». Не поддались бы? «На зеркало неча пенять, коли рожа крива» - говорит нам, пословица к произведению.
Вариант 4:
Ключевой фигурой в комедии Н. В. Гоголя "Ревизор" является Иван Александрович Хлестаков.
Писатель характеризует главного героя своего произведения отрицательно. Почему? Потому, что Хлестаков ведет себя настолько нагло и безответственно, что даже у читателя возникает чувство неприязни к этому персонажу.
При знакомстве с Хлестаковым мы узнаем, что он умудрился потратить все свои деньги из-за любви к азартным играм. Теперь он находится в уездном городе N, не имея возможности оплатить проживание в гостинице, в которой остановился. Городничий, принявший этого проходимца за ревизора, создает Хлестакову все условия, где мнимый ревизор может проявить свои "таланты" - вранье, честолюбие, стяжательство. Все это приводит к тому, что число обманутых Хлестаковым людей увеличивается с каждым днем, а сам анти-герой без зазрения совести пользуется тем, что никогда не могло принадлежать ему по праву.
Образ этого отрицательного героя стал нарицательным и сегодня мы можем наблюдать немалое количество таких "Хлестаковых", окружающих нас в повседневной жизни.
Вариант 5:
Одним из главных героев, а также самым ярким образом комедии Н.В. Гоголя «Ревизор» является Иван Хлестаков, он молод, худосочен и глуповат. О таких людях часто говорят: «без царя в голове».
Хлестаков служит в канцелярии, получая мизерное жалование и, мечтая о невероятных высотах, которые от рождения ему недоступны. Он фантазирует о том, как будет вести шикарную жизнь и станет любимцем дам, хотя этого, конечно, никогда не произойдет.
По воле случая он, проиграв все, что у него имелось, оказывается в гостинице уездного города N, где сталкивается с городничим. Тот принимает его за ревизора, и для фантазера и лгуна Хлестакова открываются недоступные прежде возможности. Он начинает чувствовать свою значимость, пусть даже и мнимую, и неудержимо врет о себе, своих достижениях и положении в обществе. При этом он даже не догадывается с кем конкретно его спутали, герою не хватает сообразительности использовать свое временное положение для собственной выгоды. Хоть и несознательно, но Хлестаков, исполняя роль, которую ему навязали, сумел подпитать всеобщий страх перед «большим человеком». Во время своей службы в канцелярии он не раз примерял на себя роль серьезных чиновников, наблюдая за их поведением. И вот ему выпала возможность почувствовать себя значительным и важным, и герой, конечно же, ею воспользовался, ведь его поверхностность не дает ему предугадать неприятности, которые могут за этим последовать. Стоит заметить, что Хлестаков не был аферистом по натуре, он просто принимал чужие почести и был уверен, что заслужил их, уже начиная верить в собственную ложь.
Городничий не смог распознать подлог, потому что Иван выдал себя за чиновника ненамеренно, без цели наживы, он простодушно считал себя тем, кем считали его окружающие. Но все, же спасла его случайность, он вовремя уехал из города и благодаря этому избежал расплаты за свое вранье.
Образа Хлестакова иллюстрирует пустого и никчемного человека, который ничего не давая обществу, хочет получать всевозможные блага и почести просто так.
Вариант 6:
Хлестаков Иван Александрович – один из ключевых персонажей комедии Гоголя «Ревизор». Сам по себе он – человек самый что ни на есть посредственный, не выделяющийся из толпы какими-либо положительными качествами, типичный «маленький человек». Волей судьбы он оказывается на гребне жизненной волны – по чистой случайности жители уездного городка Н принимают его за важного человека – столичного ревизора. И вот тут у нашего героя начинается настоящая жизнь - жизнь, о которой он так давно мечтал: первые лица городка приглашают его на званые обеды, лучшие женщины обращают на него внимание, а чиновники трепещут перед «значимой персоной».
И вот тогда, когда Хлестаков дорывается до жизни, о которой мечтал, начинает явственно проявляться его истинное лицо. Хлестаков безудержно лжет, представляя себя великим писателем и общественным деятелем, бессовестно берет взятки, морочит голову одновременно двум женщинам. В середине произведения мы видим его уже не безликим «маленьким человеком», а личностью по-настоящему безнравственной. В его характере мы видим легкомысленность и лживость, безответственность и глупость, поверхностность и просто-напросто отсутствие порядочности. Не зря все эти качества в комплексе окрестили хлестаковщиной.
Интересно и то, что по мере развития действия произведения развивается и характер основного героя – отрицательные черты его характера проявляются все больше и больше. Неизвестно, до чего бы дошел Хлестаков, если бы не опять-таки счастливая случайность – как раз перед тем, как обман героя был раскрыт, он уезжает из города. Вероятно, именно везение – это тот единственный ценный природный дар, которым наделила Хлестакова природа.
Цель:
1. Получить представление о характере Хлестакова, понять, что такое «Хлестаковщина».
2. Развивающие: развитие творческого воображения учащихся, работа над художественными особенностями пьесы, развитие аналитических умений и навыков учащихся.
3. Воспитательные: формирование положительных нравственных ориентации; знание жизненной основы и обобщающего смысла комедии; воспитание вдумчивого читателя; формирование устойчивой нравственной позиции.
Методические приёмы: чтение отдельных эпизодов комедии, аналитическая беседа, анализ иллюстраций.
Оборудование: иллюстрации к комедии, эпиграф.
Эпиграф
Хлестакову принадлежит главная роль в действии, около него обращаются все прочие лица, как планеты вокруг солнца.
Ю. Манн.
Ход урока.
I. Организационный момент.
II. Опорное повторение.
В повседневной жизни мы окружены людьми. Десятки, может быть, сотни лиц за день, начиная с собственного отражения в зеркале по утрам. О чём говорят эти лица? Большинство из них наша память стирает даже раньше, нежели они исчезнут из поля зрения, некоторые задерживают внимание, возбуждают любопытство, приязнь или, напротив, антипатию — в зависимости от нашего характера, темперамента, настроения минуты.
А между тем личность — это сложное переплетение индивидуального и общего. Эти два противоречивые свойства в жизни выступают в неразрывном единстве, порождая своим противоборством неисчислимые тонкости человеческого поведения, а, следовательно, и внешних признаков его — мимики, жестов, даже характера причёски и одежды. Именно по этим неисчислимым тонкостям поведения, по внешним признакам мы и узнаём человека.
Вот, например, по данным признакам узнайте героев комедии Н.В. Гоголя «Ревизор».
Викторина « Угадай героя»
1. Издаёт при разговоре звук, похожий на букву «и» и несколько на «е». По-русски не знает ни слова и считает, что если человеку суждено выздороветь, то он и так выздоровеет, а если умереть, то и так умрёт. (Христиан Иванович Гибнер, уездный лекарь.)
2. Считает, что жить на деревне лучше, так как там публичности и заботности меньше. А в Питере жизнь тонкая и политичная. Купцы его называют «почтенный», а он сам себя считает простым человеком. (Осип, слуга Хлестакова.)
3. Толстый, неповоротливый человек, но при всём том проныра и плут. Очень услужлив и суетлив. О себе говорит, что «не жалеет ничего и ревностно исполняет службу». (Артемий Филиппович Земляника.)
4. Считает, что нет человека, который бы за собою не имел каких — нибудь грехов, так как это уже так самим Богом устроено. Поэтому он сам с удовольствием берёт и даёт взятки. (Антон Антонович Сквозник- Дмухановский, городничий.)
5. Этот герой говорит: «Не приведи Бог служить по учебной части! Всего боишься: всякий мешает, всякому хочется показать, что он тоже умный человек». (Лука Лукич Хлопов, смотритель училищ.)
Я думаю, что вы убедились: по деталям портрета, особенностям речи, по некоторым поступкам легко узнать человека, его невозможно спутать с другим в силу индивидуальности и неповторимости.
Целевая установка
Сегодня на уроке я предлагаю вам остановиться около портрета главного героя комедии Н.В. Гоголя «Ревизор» Ивана Александровича Хлестакова, вникнуть в его суть, выявить положительные и отрицательные стороны. В этом нам поможет бессмертный текст комедии. Попробуем определить те самые крупинки, из которых складывал писатель своего героя. Мы узнаем, в чем заключено мастерство Н. В. Гоголя в создании образа Хлестакова.
III. Проверка домашнего задания
1. Чтение монолога выразительно.
Первым полную характеристику Ивану Александровичу Хлестакову даёт его слуга Осип. Кто, как ни слуга, знает о барине всё. Поэтому ему и слово. Внимательно послушайте монолог Осипа (Д. II, явл. 1), отметьте положительное и отрицательное в Хлестакове. (Один заранее подготовленный ученик читает выразительно монолог Осипа, весь класс работает с текстом, карандашом отмечает «+» и » — » Хлестакова.)
— О каких положительных и отрицательных свойствах Хлестакова говорит Осип?
(«+»: «каждый день доставай билеты в кеятр»; «-«: «профинтил денежки, сидит и хвост подвернул; кутит на батюшкины деньги; делом не занимается; гуляет по прешпекту», в картишки играет; не платит в трактире). (Эти признаки записываются на доске учителем в две колонки).
-Какова роль этого монолога? (Гоголь изображает ревизора через рассказ Осипа. Мы понимаем, что Хлестаков не ревизор, а ничтожный «елистратишка», прожигающий бессмысленно жизнь)
— С какой целью дан? (Познакомить с истинным Хлестаковым. Мы знаем, а город — нет.)
Это был Хлестаков, представленный слугой Осипом.
2.Анализ сцены. Хлестаков в трактире.
— А как раскрывается характер Хлестакова в его поведении, речи, жестах, мимике в трактире?
Чтобы ответить на этот вопрос, обратим внимание на Хлестакова в трактире. Дома вы подготовили сообщение на эту тему.
Примерная творческая работа.
На главной улице уездного города расположено здание с огромными буквами «Трактиръ». Именно здесь две недели назад поселился Иван Александрович Хлестаков, чиновник из Петербурга.
Ему отвели тёмную низенькую комнатку, так что, когда в неё заходишь, нужно пригнуть голову. В углу комнатёнки, под лестницей, покосившаяся кровать, вся всклоченная, застеленная кое-как покрывалом серо-зелёного цвета. В единственное окошечко, расположенное на уровне пола, не поступают солнечные лучи. В комнате темно.
Входит Хлестаков, молодой человек 23-24 лет, одетый по моде: чёрный фрак, узенькие белые брючки, шикарный бант украшает его шею, цилиндр и тросточка в руках. На лице — тоска, скука, в голодных глазах — огромное желание есть. Не снимая ботинок, он ложится на кровать. Жёлтые обои с незатейливыми картинками, наклеенными на стенах, создают впечатление безысходности и печали героя на данный момент его жизни. Долго он не может лежать, так как чувство голода не даёт ему покоя. Он вскакивает, ходит по комнате, разнообразно сжимает свои губы и, наконец, говорит громким и решительным голосом: «Эй, Осип!». Но Хлестаков настолько унижен безденежьем и боязнью оказаться на улице, его настолько мучит голод, что уже не столь решительным голосом он способен на робкую просьбу: » Ты ступай туда…». При этих словах Хлестаков прячет глаза, отворачивается от Осипа. Ему не ловко, он не решается уточнить «куда», поскольку там скорее всего откажут. Хлестаков видит, что Осип не хочет никуда идти, и тогда ему ничего не остаётся, как умолять слугу, поэтому голос его звучит тихо и вовсе не решительно. Он с трудом поизносит каждое слово. Фраза его изобилует долгими паузами, в голосе звучат извинительные интонации. Здесь мы понимаем, что хозяином положения становится слуга, что барин у него под каблуком! Но как преображается Хлестаков, когда в его комнату заходит слуга с тарелками и салфетками. Голос его вновь зазвучал громко и решительно, он подпрыгивает от радости на стуле, прихлопывает в ладоши, речь насыщена восклицательными предложениями. Хлестаков располагается за столом, как знатный господин в дорогом трактире на Невском. Теперь всё чаще звучит в адрес слуги не просьба, не мольба, а «дурак!», «канальи!», «подлецы, бездельники Хлестакова.
— Какие «+» и » — » качества Хлестакова нашли отражение в этой работе? («+»: молодой человек лет 23-24, одет по моде; «-«: труслив, высокомерен, нагл, груб со слугой)..
IV. Анализ 3 действия.
Но более всего, на мой взгляд, человек раскрывается в действии, в поступках. Поэтому кульминационным моментом в раскрытии образа Хлестакова является речь и действия Хлестакова в доме городничего. (Д. III,явл. 6.)
III. Чтение по ролям 6 явления. Сцена вранья.
IV. Вопросы для анализа.
— Какой Хлестаков был сейчас перед нами? (Бессознательный врун, фантазер)
-Скажите, Хлестаков врет сознательно, преследуя какую-то цель?
(нет)
— Каковы средства создания образа Хлестакова? Как вранье характеризует скудость его воображения?
Действие в эпизоде вранья Хлестакова (в 6-ом явлении III действия) развивается со всё нарастающей энергией. С одной стороны, россказни Ивана Александровича постепенно теряют всякую правдоподобность; с другой стороны, слушатели приходят в большой испуг от речи гостя. Их переживания выразительно передают ремарки (учащиеся приводят примеры). В конце сцены городничий, «походя и трясясь всем телом, силится выговорить» что-то, но с перепугу не может произнести ни слова.
Хлестаков не просто глуп, а «идеально» глуп. Ведь ему далеко не сразу приходит в голову, почему его так принимают в этом городе. Он так и не смог понять, за кого его принимают: в письме Тряпичкину он уверяет, что его «по петербургской физиономии и по костюму» приняли за генерал- губернатора (а отнюдь не за ревизора). Такое простодушие и не¬преднамеренность позволяют ему никого не обманывать: он просто играет те роли, которые навязываются ему чиновниками.
— Назовите, какие роли играет Хлестаков. Только ли это роль ревизора? Почему, не осознав, что он в глазах чиновников представляется ревизором, он все же смог сыграть эту роль?
За несколько минут мираж Хлестакова (действие третье, явление VI) вырастает до неимоверных размеров. На глазах чиновников Хлестаков делает головокружительную карьеру. — Какую оценку дают чиновники Хлестакову?
(Ответ на этот вопрос можно найти в 7-ом явлении III действия: «Вот оно, что значит человек!» и другие примеры).
(«+»: знаком с русской и зарубежной литературой, умеет увлечь слушателей; «-«: преувеличивает, сочиняет, врёт о своей жизни и службе в столице; придумывает небылицы).
V. Работа над 4 действием.
Гимном Хлестакову, на мой взгляд, звучит Д. IV, явл. 3-7, где герой, войдя в роль генерал-губернатора, берёт взятки, или, как он говорит, взаймы.
— Внимательно посмотрите отрывок, вслушайтесь в речь героев, всмотритесь в характеры и найдите не только плохое, но и хорошее в Хлестакове.
Учащиеся читают по ролям этот эпизод комедии.
— Какие положительные и отрицательные стороны героя проявляются в этой сцене?
(«+»: Хлестаков понял сущность всех чиновников; «-«: берёт взаймы, заведомо зная, что никогда не отдаст, т.е. берёт взятки).
- Портрет Хлестакова был бы не полным, если бы мы не рассказали о его отношении к женщине.
Было дано творческое задание — от лица Хлестакова рассказать об Анне Андреевне и Марье Антоновне.
Примерная творческая работа.
Я теперь живу в доме у городничего, жуирую, волочусь напропалую за его женой и дочкой, не решился только, с которой начать, — думаю, прежде всего, с матушки, потому что, кажется, готова сейчас на все услуги. Она не дурна и даже аппетитна, но кокетка и ветрена. Переодевается за день четыре раза, тает от моих комплиментов и рассказов о Петербурге. Когда я объяснялся ей в любви, кажется, превзошёл самого себя. И не было мне разницы, кому говорить эти слова — Анне Андреевне или Марье Антоновне.
Дочка городничего — полная дурочка, просила меня написать стишки ей в альбом, влюбилась в меня по уши, наговорил я ей красивые слова о её платочке, шейке, губках, и поверила она в мою любовь. Хорошо, что к маменьке не приревновала.
— Какие качества Хлестакова открыли для себя?
(«+»: нравится женщинам; «-«: волочится и за Анной Андреевной и за Марьей Антоновной; цинично, несерьёзно относится к женщинам).
Характер Хлестакова раскрылся глубоко.
— Отчего это произошло, отчего перед ним стоят все на вытяжку? (Ему до этого нет дела: чтобы понять, надо подумать, а думать он не умеет. В его полупьяной голове при обремененном желудке всё передвоилось, всё перемесилось. Он не помнит, о чем он только что говорил.)
В результате нашей работы на уроке мы составили по ключевым словам словесный портрет, «паспорт» этого героя.
Хлестаков И.А
— Может ли человек, обладая таким набором «+» и » — » быть генерал- губернатором, сановником, ревизором? (Нет!)
— А почему его принимают за ревизора?
(Пустейшего человека, в котором не было и не могло быть ничего похожего на ревизора, приняли без тени сомнения за такового, так как сами чиновники этого хотели!).
VI. Обобщение. Выводы урока.
Итак, давайте подведем итоги нашего урока. Давайте обобщим, что же необходимо, чтобы образ, созданный писателем, был целостным, являл собой написанный характер? (Показать разные грани характера героя, как бы показать читателю его с разных сторон).
— В чем мастерство Н.В Гоголя в создании образа Хлестакова?
Гоголю удалось создать образ, приближенный к жизни. Вспомните фразу
Хлестакова! « Я везде, я везде» Как вы ее понимаете? (Хлестаков живет во многих из нас).
— Есть ли Хлестаковы среди вас? (Гоголь писал: « Всякий хоть на минуту, если не несколько минут, делался или делается Хлестаковым». Гоголь создал типичный образ, который в литературе (да и в жизни) встречается.)
— Как вы понимаете слово «Хлестаковщина»?
Таким образом, в комедии Гоголь смеется не только над тем, что елистратишку приняли за фельдмаршала, сколько над тем, что пустышку приняли за идеал человека. Мы увидели в нём расчётливого хвастуна, жалкого честолюбца, чуть ли не создающего себе рекламу, красавца-франта и жалкого нищего.
VII. Домашнее задание:
подготовить устное сочинение на тему: «Иван Александрович Хлестаков — чиновник из Петербурга ». Прочитать 5 действие.
No related posts.
♦ Рубрика: .