«Уроки по светской этике» - У ребенка формируется активная жизненная позиция, и происходит самовыражение.. Принцип ориентации на общечеловеческие нравственные ценности. Ожидаемые результаты: 5. Актуализация нравственного потенциала личности. Отличительный аспект содержания курса светской этики. Светская этика. 1. Приобщение подрастающего поколения к гуманистическим ценностям.
«Курс этики» - Учение о моральных нормах общества. Презентационные материалы по курсу «Этика». Основы гуманистической этики. Структура. Задания для самопроверки. Предмет. Этика политической деятельности. Учебный материал. История морали. Ключевые понятия. Этика. Требования к знаниям. Гуманистическая этика. Политическая этика.
«Этическая мораль» - Этическая культура. Тема 2 Этика товароведной деятельности. В переводе с греческого "этика" означает обычай, нрав. Цель этики. Высшие нравственные ценности. Особенности морали. Задача этики. Этическая культура сервиса. Нормы морали. Понятие морали. Понятие этики.
«Этика» - Организации (миссия). Социо-культурные факторы. Различие между ценностями и реальностью в индивидуальной и организационной этиках. Практическое выполнение. Каким я должен быть. Каков я как работник. Деятельность Поведение Поступок. Ожидания от профессии. Этика конечной цели (телеологическая). Какой я работник?
«Светская этика» - Как сделать жизнь людей лучше? В) Правила поведения в школе. Как наградить человека, сделавшего добро? Запись в тетрадь терминов и понятий. Кто был основателем науки «Этика»? Как не делать зла? В Древней Греции все науки назывались философией. В каждом человеке есть положительные и отрицательные черты.
«Основы светской этики» - Мультимедийная установка. Задание «Подчеркни национальности Томской области». Предварительная подготовка. План-конспект урока. Правила для выступающего. Прогнозируемые результаты. Отчетливо произноси текст. Представляй наглядность, оформленную эстетически. Закрепить связь понятий «Родина», «род», «родители».
Всего в теме 15 презентаций
Разработка урока по курсу
«Основы религиозных культур и светской этики»
(модуль «Основы мировых религиозных культур»).
Разработала учитель начальных классов: Гнездилова Лариса Ивановна
МОДУЛЬ: Основы мировых религиозных культур.
КЛАСС: 4 (урок 1.)
ТЕМА: Россия - наша Родина.
Воспитание гражданственности и патриотизма.
Формирование духовной культуры личности.
Популяризация государственных символов Российской Федерации.
Воспитание чувства национального единства.
Развитие познавательного интереса к изучению современной символики России и Курганской области (региональный компонент).
Формирование умения использовать знания в творческой деятельности.
Формирование духовной сущности национальной культуры школьника.
ОСНОВНЫЕ ТЕРМИНЫ И ПОНЯТИЯ:
Родина, патриотизм, гражданин, гимн, герб, флаг, символика, Российская Федерация, конституция, многонациональное государство, столица, президент, традиции.
ВИД УРОКА: урок- рассказ.
МЕТОД ОБУЧЕНИЯ: информационно- рецептивный.
ТИП УРОКА: изучение нового материала.
ФОРМА ОБУЧЕНИЯ: фронтальная, индивидуальная, самостоятельная работа
учащихся с элементами игры.
ПЛАН УРОКА:
Организационный момент.
Организация деятельности учащихся.
Объяснение нового материала с использованием ИКТ.
Работа с эпиграфом К.Д. Бальмонт « Да здравствует Россия»;
Россия- как многонациональное государство;
Столица России;
Конституция;
Президент;
Символика Курганской области;
Религии на территории Российской Федерации.
Актуализация опорных знаний.
Рефлексия.
Домашнее задание.
ХОД УРОКА
Организационный момент.
Здравствуйте ребята! Сегодня у нас первый урок по новому предмету - основы религиозных культур и светской этики.
Тема нашего урока: « РОССИЯ - НАША РОДИНА». (слайд № 1)
А начнем мы наш урок со стихов поэта Константина Дмитриевича Бальмонта « Да здравствует Россия»; (слайд №2)
Свободная стихия великой суждена!
Могучая держава, безбрежный океан!
Борцам за волю слава, развеявшим туман!
Да здравствует Россия, свободная страна!
Свободная стихия, великой суждена!
Леса, поля и нивы, и степи, и моря,
Мы вольны и счастливы, нам всем горит заря!
Ребята, давайте обсудим стихотворение.
Вопросы обучающимся:
Что говорит поэт о нашей стране, какой он её видит?
Какова основная идея данного стихотворения? (ответы учеников)
Сегодня ребята, мы узнаем много нового, вспомним все, что нам известно, попытаемся сделать наш урок интересным, запоминающимся и вы мне в этом поможете.
У каждого из вас на столе лежит карта-путеводитель нашего урока. С помощью которой мы совершим путешествие в мир нового, интересного. Посмотрите внимательно, на каждой остановке у вас есть пустые строчки, которые вы должны заполнить в ходе знакомства с новым материалом. Наша страна особенная, она имеет свои символы, традиции, обычаи.
И так ребята. мы начинаем наше путешествие! (слайд №3)
Первая остановка «Россия - многонациональная страна». Это означает, что в нашей стране проживает очень много различных народов.
Одним - милее осень,
Другим - милей весна.
А Родина Россия
У нас у всех - одна.
А теперь давайте запишем что значит многонациональная страна? (запись учеников)
Продолжим наше путешествие! А знаете ли вы ребята, какой город является столицей нашего государства?! (слайд №4).
У каждого государства есть своя символика - это флаг, герб и гимн. (слайд №5)
Флаг- один из важнейших символов государства, выражающий единство, независимость. По флагу судят о принадлежности к тому или иному государству.
(слайд №6) Наш флаг еще называют триколор, т.к. он трехцветный (описание цветов)
(слайд №7) ГЕРБ- на гербе РФ изображен двуглавый орел - символ власти, верховенства, силы, мудрости. Увенчан орел двумя малыми коронами и над ними одна большая корона соединенные лентой. В правой лапе - скипетр, в левой держава, на груди орла на красном щите серебряный всадник в синем плаще поражающий копьем дракона.
ГИМН - (слайд №8) торжественная песня, принятая как символ государственного и народного единства. Гимн России всегда слушается молча и стоя. Гимн звучит только в особых случаях:
При вступлении президента в должность;
Во время церемоний встреч и проводов глав или представителей иностранных государств:
Во время проведения воинских ритуалов;
На торжественных мероприятиях и праздниках и т.д.
ФИЗМИНУТКА
Ребята все вы хорошо работаете, а теперь давайте отдохнем.
В понедельник - я купался,
А во вторник - рисовался,
В среду - долго умывался,
А в четверг в футбол играл,
В пятницу я долго прыгал,
бегал, очень долго танцевал,
А в субботу, воскресенье - целый день я отдыхал.
КОНСТИТУЦИЯ.- (слайд №9) основной закон РФ по которому живет все наше государство.
декабря мы отмечаем день Конституции.
(слайд №10)
Главой нашего государства является президент. Которого, избирает народ. Ребята вы знаете, кто является президентом России?
В нашей Курганской области, тоже есть своя символика. Это флаг и герб. (слайд №11)
ФЛАГ - представляет три полосы зеленого и белого цвета, на белой полосе изображено два холма. Холмы по-другому называли курганами- отсюда берет свое название город Курган.
Герб Курганской области- это зеленый щит в центре которого два серебряных кургана (холма). На фоне серебряной стены изображена куница. Украшает герб по краям золотой венок из дубовых ветвей.
В начале урока мы с вами говорили о том, что наша страна многонациональная. У каждого народа есть свои обычаи и традиции. В нашем государстве народы исповедуют разные религии:
Православие (слайд №12)
Ислам (слайд № 13)
Иудаизм (слайд №14)
Буддизм (слайд №15)
Мы ребята, на данном курсе будем изучать Буддизм
Ребята наше путешествие по карте не закончилось. Обратите внимание что в центре карты находятся очень важные, ключевые слова РОДИНА -ГРАЖДАНИН -ПАТРИОТ. - ответьте на вопрос: «Что мы Родиной зовем?
(ответы учеников).
Что мы Родиной зовём?
И берёзки, вдоль которых
Дом, где мы с тобой живём,
Рядом с мамой мы идём
Ч то мы Родиной зовём?
Наши праздники и песни,
Поле с тонким колоском,
Тёплый вечер за окном.
У каждого из нас есть своя малая Родина - это то место где мы с вами живем. Но все эти местечки объединяются в одну Родину. Для нас эта Родина -РОССИЯ.
Мы являемся гражданами нашей страны, у нас есть права и есть обязанности. Главная ваша обязанность - учиться! Во благо нашей страны -РОССИИ.
Люди которые любят свою страну, гордятся, восхищаются ей, служат на благо нашей Родины - таких людей называют - Патриоты.
4. АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ.
А теперь ребята давайте посмотрим что вы запомнили на сегодняшнем уроке. Постарайтесь ответить на мои вопросы.
В какой стране вы живете?
Что значит многонациональное государство?
Назовите столицу нашего государства?
Какие символы РФ вы знаете?
Кто является главой нашего государства?
Как называется самый главный документ нашей страны?
Почему наш областной центр назван Курганом?
Какие религии исповедуются на территории нашего государства?
5.РЕФЛЕКСИЯ.
Ребята, а сейчас мы с вами прослушаем как звучит Гимн России.
(оценивается реакция детей на ранее изученное, прослушивание гимна стоя и молча.)
Работа со смайликами.
Дети у вас на столах лежат смайлики. Если вам понравился урок, то нарисуйте смайлику улыбку, а если нет, то он у вас будет хмуриться.
6. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
Ребята, у вас сегодня будет необычное домашнее задание. Представьте, что вы корреспонденты и вам нужно взять интервью в своей семье. Послушайте, какие вопросы вы можете задать:
Каких героев России вы знаете и в чем их заслуга перед Отечеством?
Каких книги о нашей Родине - России они посоветовали бы тебе прочитать?
Есть ли среди ваших родственников те, кто много сделал для своей Родины? Кто это? В чем их заслуги?
Конспект урока ОРКСЭ в 4 классе по теме:
"Наше многонациональное государство"
Выполнила:
Земленухина Ольга Викторовна,
учитель ОРКСЭ МБОУ СОШ №1 г.
Ессентуки Ставропольского края
2019 г.
Цели урока Предметные Метапредметные Личностные | Формирование понятий: Россия, многонациональное государство, национальность, культурные традиции, традиции, обычаи, духовный мир человека на основе систематизации знаний учащихся, полученные ранее. Способствовать развитию познавательного интереса, мыслительной деятельности, творческих способностей учащихся. Организация совместной деятельности через работу в парах, группах. Формирование умений работать с информацией, вести диалог, рассуждать, делать выводы. Содействовать осознанию обучающимися ценности изучаемого материала. Способствовать формированию бережного отношения к традициям и культуре своей многонациональной страны, гордости за свое Отечество, уважения к государству и его символам. |
Тип урока | Изучение нового материала |
Планируемые результаты | Воспитание толерантного отношения к представителям различных народов и культур. Знакомство с различными национальностями, традициями, языком, культурой народов России. Развитие интереса и уважения к культуре других народов. Развитие речевых и социально-коммуникативных умений и навыков. Способствовать развитию терпимости и корректности в общении с окружающими, побудить учащихся стать добрее и более внимательными друг к другу. |
Основные понятия | Россия. Родина. Отечество. Многонациональность. Материальные и духовные ценности. Духовный мир человека. Культурные традиции страны. |
Межпредметные связи | Окружающий мир, литературное чтение, русский язык |
Ресурсы - основные - дополнительные | Учебник, рабочая тетрадь. Мультимедийный проектор, компьютер, презентация Словарь, географическая карта, раздаточный материал. |
Организация пространства | Фронтальная, групповая, парная. (парты в классе поставлены таким образом, чтобы удобно было пересаживаться) |
Ход урока:
1. Организация урока.
Вступительное слово учителя:
Ах, ты, Русь моя, многоликая!
Над тобою свет яркий солнечный!
И в реках твоих воды чистые,
И в горах твоих снега белые!
И живут же здесь люди вольные,
Люди честные, богатырские,
Дружбой верною озарённые
И святой любовью согретые!
И земля твоя плодородная
Колыбелью нам дана - матерью!
Мы отцов своих песни звонкие
Широко поём - распеваемся!
Так стоять тебе, Русь великая,
Много лет ещё и столетия!
И народы разные под крылом твоим
Берегут тебя - миром славятся!
Во время чтения стихотворения показаны фото с изображением нашей Родины.
2. Актуализация знаний обучающихся.
Учитель:
Ребята, давайте обсудим стихотворение.
Вопросы учащимся :
Ребята, а какие слова прозвучали громче?
Какая главная мысль стихотворения?
Чем же славится наша Россия?
Ответы учащихся.
У каждого из вас на столе лежит маршрутный лист нашего урока. Посмотрите внимательно, в нем написаны задания, которые вы должны выполнить в ходе знакомства с новым материалом.
Учитель:
Что для Вас означает слово Родина? Выберите ответ.
(страна, в которой человек родился;
страна, гражданином которой является человек;
место, где человек родился, где живут его родные и близкие;
место, которое человеку дорого.)
Вопросы для обсуждения: Для тех, кто считает, что это страна выполните следующее задание:
На трех из семи приведенных ниже картинок изображены государственные символы России. Выпишите нужные номера и укажите, какой символ России изображен под этим номером.
Для тех, кто считает, что это место:
Подберите однокоренные слова слову «родина». Вы можете использовать «кластер».
Проверка выполненных заданий.
Учитель:
Россия - это не только крупнейшая страна мира, но и великое государство. На ее землях живут люди разных национальностей, народностей, этнических групп.
Как вы думаете, о чем мы сегодня будем с вами говорить?
Учащиеся определяют тему урока.
Учитель:
Правильно. Сегодня мы узнаем, что такое многонациональное государство.
А чем люди разных национальностей отличаются друг от друга?
Учащиеся: Во-первых, люди разных национальностей отличаются друг от друга национальным или родным языком.
Во-вторых, национальной одеждой, традициями, обычаями, национальными праздниками, песнями, кухней, т. е. своей культурой.
В-третьих, характером, внешностью.
Появляются ученики, одетые в одежду с элементами национальных костюмов.
1 ученик
Здравствуйте, друзья!
2 ученик
Мы будем называть вас всех друзьями!
3 ученик
Мы собрались сегодня не случайно. Нам предстоит серьезный разговор.
4 ученик -
Многокультурный город наш.
И класс наш многонациональный.
5 ученик
Есть в классе и казахи, и татары,
И русские, конечно, тоже есть.
6 ученик
Все мы дружны. Секретом дружбы
1 ученик -
Мы наш секрет откроем вам не сразу,
Вы только слушайте с открытою душой.
2 ученик -
Мы верим, скоро все поймете сами,
И навсегда возьмете наш секрет с собой!
3. Открытие новых знаний.
Учитель:
В состав нашего государства входят: 21 республика, 7 краев, 9 автономных округов, 1 автономная область. По данным переписи, население России составляет около 143 миллионов человек. Это более 180 национальностей, народностей и этнических групп.
Прочитайте стихотворение и найдите в тексте (подчеркните) о людях каких национальностей в нем говорится.
Прочитайте текст. Попробуйте найти главную мысль текста.
А как можно назвать всех людей, живущих в нашей стране русскими или россиянами? Почему?
4. Физкультминутка . Движения по песню «Я, ты, он, она - вместе целая страна…»
5. Актуализация опорных знаний.
Учитель:
В пословицах и поговорках разных народов есть этому подтверждение. Народная мудрость - явление интернациональное и у разных народов мы находим одинаковые пословицы и поговорки.
Добрый человек несет мир - говорят абхазцы.
Сделаешь добро, добро найдешь - говорят карачаевцы.
Свет не без добрых людей - говорят русские
Добро и собака не забывает - говорят осетины.
Чувство патриотизма, любви к Родине-матери и народу — те незыблемые ценности, которые должен чтить каждый гражданин своей страны.
Давайте сейчас мы выполним следующее задание: соберем из двух частей целую пословицу.
Учитель:
У каждого народа свой родной язык. В России люди говорят на 100 национальных языках.
Что помогает людям разных национальностей понимать друг друга?
Учащиеся.
Русский язык помогает людям разных национальностей на территории
РФ общаться друг с другом.
Учитель:
Народы России можно разделить таким образом:
Народы Крайнего Севера,
Народы, говорящие на финно-угорских языках,
Народы Поволжья и Приуралья, говорящие на тюркских языках,
Народы Сибири и Дальнего Востока,
Народы Северного Кавказа.
Мы с вами живем (показывает на карте) в самой многочисленной по национальностям территории. Здесь проживают: чеченцы, кабардинцы, черкесы, балкарцы, осетины, ингуши, аварцы и другие народы.
6. Применение и закрепление новых знаний
Вашим домашним заданием было подготовиться к Хороводу дружбы.
Хоровод дружбы
1 группа. Традиционная одежда народов Кавказа.
2 группа. Народное творчество народов, проживающих на территории Северного Кавказа. (притчи, сказки, загадки, песни).
3 группа. Презентация национальных блюд.
7. Подведение итогов урока.
Так какой секрет вы сегодня узнали?
Ответы учащихся.
- Россия - дружная многонациональная страна равноправных народов.
На ее территории проживают русские, мордва, башкиры, буряты, татары, калмыки, чуваши, карелы, якуты, ханты, манси и многие другие.
Каждый народ самобытен, имеет свою культуру, вносит свой вклад в развитие России.
Очень важно крепить дружбу народов России.
Уважать национальные чувства каждого из них.
Учитель:
Каждый человек испытывает чувство гордости за свою Родину, за ее историю, за свой народ. Россия объединила людей разных национальностей. Все они любят ее, гордятся своей страной, желают ее процветания.
Основы религиозных культур и светской этики. 4 класс. Саплина Е.В., Саплин А.И. Москва: Астрель, 2012
Данилко Е.С. Народы России / Москва: РОСМЭН, 2015.
Клюшник Л.В. Наша Родина - Россия / Л.В.Клюшник - Москва: РОСМЭН, 2015
Что мы Родиной зовём? И берёзки, вдоль которых
Дом, где мы с тобой живём, Рядом с мамой мы идём.
Что мы Родиной зовём? Наши праздники и песни,
Поле с тонким колоском, Тёплый вечер за окном.
Что мы Родиной зовём? И под небом синим-синим
Всё, что в сердце бережём, Флаг России над Кремлём.
Герб России
У России величавой
На гербе орёл двуглавый,
Чтоб на запад и восток
Он смотреть бы сразу мог.
Сильный, мудрый он и гордый.
Он – России дух свободный.
Флаг России
Белый цвет – берёзка.
Синий - неба цвет.
Красная полоска-
Солнечный рассвет.
1.Россия - священная наша держава, Россия - любимая наша страна. Могучая воля, великая слава - Твое достоянье на все времена! Припев: Славься, Отечество наше свободное, Братских народов союз вековой, Предками данная мудрость народная! Славься, страна! Мы гордимся тобой!
2.От южных морей до полярного края Раскинулись наши леса и поля. Одна ты на свете! Одна ты такая - Хранимая Богом родная земля! Припев:
3.Широкий простор для мечты и для жизни Грядущие нам открывают года. Нам силу дает наша верность Отчизне. Так было, так есть и так будет всегда! Припев:
Гимн
России
Музыка - Георгия Александрова, новый текст - Сергея Михалкова.
Москва
Москва – это Красная площадь.
Москва – это башни Кремля.
Москва – это сердце России,
Которое любит тебя.
Санкт - Петербург
Он царя Петра творенье, Кораблей заморских флаги, Город славы, город сад. Вдоль Невы дворцов парад.
Золотое кольцо
Суздаль
Суздальский кремль
Города старинные, Словно птицы- лебеди
Звон колоколов. Суздаль и Ростов.
Ростов
Кафедральный собор рождества Пресвятой Богородицы
Тверь
Кострома
На широкой Волге Башенки резные,
Тверь и Кострома, Чудо- терема.
Новгород
Города старинные, Новгород на Волхове,
Крепость на реке. Муром на Оке.
Муром
Здесь дружины храбрые
В бой вели князья,
Конного и пешего
Недруга разя.
Памятник Илье Муромцу
Города старинные
Мастерами славные.
Улицы кузнечные,
Улицы гончарные.
Площади торговые,
Праздничные ярмарки –
Из Ельца - матрёшки,
А из Тулы пряники.
Тула
Успенский собор
Города старинные-
К солнышку лицом –
Для России стали
Золотым кольцом.
Если долго-долго-долго
В самолёте нам лететь.
Если долго-долго-долго
На Россию нам смотреть,
То увидим мы тогда
И леса, и города,
Океанские просторы,
Ленты рек, озёра, горы…
Мы увидим даль без края,
Тундру, где звенит весна,
И поймёшь тогда, какая
Наша родина большая,
Необъятная страна.
Валаам
Ладога, Ладога,
В небе чаек гам
Мы плывём на
Остров Валаам.
Ладога, Ладога,
Голубая ширь.
На скалистом озере
Чудо - монастырь.
Ладога, Ладога,
Красота земли, -
Голубика – ягода
В капельках зари.
На Кавказе
На Кавказе любят
Музыку и пляски.
На конях джигиты
Скачут без опаски.
На Кавказе любят
Делать украшенья.
Славятся чеканкой
Местные селения.
На Кавказе любят
Пить кефир-айран.
Надевает бурку
В дальний путь чабан.
На Кавказе любят
Сладкий виноград.
Здесь хозяин гостю,
Как родному, рад.
На Волге
- Вы на Волге были?
- Были.
- Что вы делали?
- Удили.
- Кто попался на крючок?
- Нам попался судачок.
- Как не верить вам, ребята?
- Волга рыбою богата.
В степной станице
В стороне степной Песни нам поют,
Землю сушит зной. Молока дают.
Здесь растят коней,
Как растят детей:
Уральские горы
Уральские горы
По каменным плитам
Ведут за собой нас
В страну малахита.
В страну, где не счесть
Драгоценных камней,
В страну работящих
И добрых людей.
Таёжная страница
Кедры, пихты, сосняки.
Лось рогатый у реки.
Куропатка бьёт крылом,
По реке плывёт паром.
Озеро Байкал
Есть в тайге сибирской нашей
Больше моря чудо-чаша.
Это – озеро Байкал
В окруженье диких скал.
На Дальнем Востоке
Тигры –жители Уссури-
В полосатой ходят шкуре.
Это очень редкий вид
И красив, и знаменит.
На Камчатке
Вдали вулкан дымится. Здесь Родины граница,
Над сопками туман. Здесь Тихий океан.
Российская семья
Живут в России разные У каждого народа
Народы с давних пор. Язык свой и наряд.
Одним – тайга по нраву, Один – черкеску носит,
Другим – степной простор. Другой надел халат.
Один – рыбак с рожденья,
Другой - оленевод.
Один кумыс готовит,
Другой готовит мёд.
Одним – милее осень,
Другим – милей весна.
А Родина Россия
У нас у всех - одна.
Русские сувениры
Гжель
Тульский самовар
Самовар раздула Тула
Тула – древняя земля –
Белой скатертью взмахнула
От Заречья до Кремля.
Самовар гудит и топчет
Топку в небо белый дым.
Где ты ни был днём ли,
ночью-
Словно дома рядом с ним.
Он гудит в лесной избушке,
В городах среди степей…
Из него не редко Пушкин
Чаем потчевал друзей.
Полководец, князь Суворов
За собой его возил.
Самовар наш нюхал порох,
Видел крепость Измаил.
Он гудит, не уставая,
Двести лет уже подряд.
Самовар душа живая –
Друг веселью, сказке брат.